Древние учения славян. Воспитание и обучение у древних славян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Обзор теорий происхождения славян. Древние учения славян


Философия славянского язычества — Славянская культура

Возвращение к корням и истокам

Данная работа – это попытка развеять миф о невежестве наших не таких уж далеких предков. Славянские мыслители того времени неизвестны миру, как греческие или римские философы. Но след их размышлений остался. В мифах, сказках, в национальной одежде, в деревенских домах. Народные праздники, пословицы и поговорки, слова современного русского языка несут в себе глубокий отпечаток того времени. 

1. Введение

После принятия христианства новое духовенство огнем и мечом уничтожало малейшие следы былого культа. Последние книги сакральные языческие тексты были сожжены при Алексее Михайловиче. Но самым худшим злом оказалась человеческая память.

“Не столько недостаток в записях, относящихся до древнего славянского баснословия, сколько нестарание о развитии находящихся о сем предмете сухих сказаний, тому причиною, что мы не имеем до сего времени систематического описания сих богов”

Еще Ломоносов считал, что если “доподлинно разузнать” все “славянские басни”, то получится “прелюбопытная картинка, не худшая римских и греческих”. Россия дольше всех европейских стран задержалась в Средневековье. Оригинальная философская мысль появилась в России только в середине XIX века. И что удивительно – многие утверждения русских философов перекликались с тем знанием, которое содержалось в языческом мировоззрении славян и праславянских предков. Как будто это знание было растворено в этническом пространстве и вновь пробилось к сердцам философов, чтобы приобрести законченную форму и содержание.

В новейшее время, в период кризиса всех этических ценности прагматизма, все чаще люди оглядываются назад, пытаясь определить, что они потеряли в процессе эволюции цивилизации. Возможно – это место человека в природе, ошибочно перенесенное к ее вершине. Славяне славили свою природу, берегли ее и благодарили за каждый дар, не смея желать большего. Мы уже не вернемся к тому времени, укладу и отношениям между людьми. Но это и не нужно. Главное – верно воспринять ценности славян осмыслить их заново.

2. Онтология славян

2.1. Единое Бытие - Род.

Есть в славянской мифологии особенный, неперсонифицированный бог – Род. Понятие это отражало представление славян о силе, рождающее всё сущее и растворенное в нем. "Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды - и въ томъ ражаются дети...", упомянут, например в поучениях против язычества "О вдохновении святаго духа", "Слове об Идолах", "Слово Исайи пророка", рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника.

“Родник всепроникающий и всерождающий” – назван Род в другом источнике. Это самый удивительный бог из всего славянского пантеона. Абстрагируясь от славянской специфики можно сопоставить Рода с бытием – наиболее общим философским понятием. Сущее как таковое, не требующее дальнейшего объяснения, первопричина всех причин. Абсолютная личность, подобная христианскому Богу и индийскому Брахман/Атман.

Роду не ставили храмов и не приносили жертв. Да и как можно поклонятся бытию? Оно не могло ничего дать язычнику, потому как уже дало все. Понятие это вошло во множество русских слов и везде оно обозначает одно – первооснову и питающую силу. Родители, Родина, а главное – Природа и это лишь самое значительные понятия. Славянская мифология проявляет себя даже в семантике современного русского языка.

Мистическое знание славянского язычества перекликается в основных положениях с китайской и индийской философией. “Атман есть Брахман” - говорили индийские мудрецы, подразумевая равенство всепроникающего духовного начала с безликим духовным абсолютом. Индусы считают, что западная теологическая традиция слишком резко противопоставляет человека с Богом, тогда как Бог растворен в каждом. Мудрость эта нашла отражение и в славянском концепте Рода.

“Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Он - отец богов, он и мать богов, он – рожден собой и родится вновь. Род – все боги, и вся поднебесная, он – что было, и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится”

В этой цитате емко отображены основные атрибуты Рода. Он вечен причем не “дурно” по Гегелю, а “рожден собой”, т.е. есть постоянное кольцевое перевоплощение. Род не ограничен и во времени, он не создан, но создатель самого себя. Вся противоречивость понятия бытия растворена в концепции Рода.

2.б. Дуализм Бытия. Правь, Навь, Явь

ПРАВЬ — одно из основных понятий славянской философии. Всеобщий закон, установленный Родом. Согласно этому закону (совокупности законов) и существует Мир. Это понятие подобно "саттве" индийской философии (Гармония, абсолютная Реальность, справедливость Законов Вселенной).

ЯВЬ — "Светлая Сила", управляющая Миром, одновременно - сам этот светлый Мир, "белый свет", видимая реальность. Также - философское понятие, приоритетно олицетворяющее Силы, Сохраняющие Мир в (таковой его "светлой") неизменности.

Явь и Навь противодействуют и переплетаются, часто меняясь местами. В языческой философии (как и в природе) нет однозначной и четкой разбивки этих двух основных Сил по вышеописанным специализациям.

Эти "противоборствующие в своем единстве" пары смыкаются в "музыке вселенной", которой является Правь.

НАВЬ — "Темная Сила", управляющая Миром, одновременно - загробный мир, "тот свет". Так же - философское понятие, олицетворяющее приоритетно Силы Изменения, совокупность сил, измененяющих мир.

Навь - не энтропия в чистом виде, не чистое разрушение, не "абсолютный хаос" и не некое "абсолютное зло". В определенной степени приоритетно соотносящееся с понятием Нави так называемое "зло" - это не “разрушение”, это именно ИЗМЕНЕНИЕ. Изменение включает в себя в том числе и разрушение старого Статуса и создание нового Статуса.

В языческой философии у этих двух сил, единых в своем противоборстве нет четких характеристик. Поэтому языческая философия говорит лишь об "условной приоритетности" при символизации за Явью и Навью, соответственно, Неизменности и Изменения.

2.в. Множественность бытия.

Видя, как сменяет день ночь, а ночь день славяне пришли к концепции двойственности бытия. Но окружающий мир сложен и многолик. Есть земля, есть небо, вода и огонь, живое и мертвое. Все это ни могло не найти себе место в пантеоне славянского язычества. Человек также входит в божественный сонм. В этом основное отличие язычества от христианского учения. Согласно множественной схеме есть Род-Бытие. Явь/Белобог – есть условно пассивное воплощение Рода – Свет. Навь/Чернобог - условно активное воплощение. Сварог/Небо – мужское начало, Макошь/Земля – женское начало. Славяне – продолжение этой последовательности воплощений Бытия, “внуки Дажьбоговы”. Есть и более “мелкие” сущности – шиши, упыри и кикиморы. 

3. Теория позания.

Славяне не имели научных знаний в современном смысле. Практический опыт не систематизировался, а передавался внутри рода или племени в виде отрывочных сведений или навыков. Необходимость в ответах на вопросы, имеющий трансцендентальный характер привел их к созданию мифов. Знание, сокрытое в мифе глубоко символично и понятое лишь буквально, кажется наивным и абсурдным. Но символ должен родить духовный образ и только тогда он может донести то знание, которое он содержит. При рациональном взгляде, при постижении сути вещей разумом, символ так и останется пустым звуком.

Желание выйти за рамки обыденного опыта существовало всегда, но каждая философская система предлагает свой путь к высокому знанию. Славяне не обладали теорией постижения подобного рода категорий и понятий. Современные мыслители в большинстве своем глубокие рационалисты. Всякое постигаемое понятие должно быть препарировано, изучено и отнесено к своем классу. Такой подход существенно упрощает процесс поиска истины, но вместе с этим вносит искажения в целостное понимание объекта исследования.

Существенное отличие сегодняшней цивилизации от древности можно найти и в языке, который со временем претерпел существенную эволюцию. Почти весь современный философский и научный словарь состоит из иностранных слов; чтобы пользоваться им как следует, необходимо знать греческий и латинский языки. Часто такие термины мы употребляем, не зная не только смыслового оттенка понятия, но и самого его смысла.

Этот громадный недостаток не существовал для людей древности. У них не было расстояния между языком чувственных фактов и языком чистого мышления, между языком простого народа и языком ученых людей. То, что понятно, не нуждается в доказательстве и в дополнительном описании.

4. Этика.

Этические принципы славянского язычества часто расплывчаты и малопонятны для современного человека. Особенно ужасает и отвращает современного человека пренебрежение к человеческой жизни. При раскопках курганов и капищ славян находят черепа младенцев, умерщвленных в ритуальных целях. Обычай кровной мести сохранился вплоть до княгини Ольги, первой принявшей христианство. Когда умирал князь, то вместе с ним уходила и его жена, почитавшая мученическую смерть за великое благо. Но даже современный человек, имеющий неограниченный доступ к литературе, поэзии, музыке, воспитанный в лучших гуманистических традициях, зачастую легко переступает через законы морали.

И это явление носит глобальный характер. Тогда по какому праву мы осуждаем предков, ничего не знавших о гуманизме, но лишь смутно чувствующих вечные законы этики.

Род отделивший для людей Правду от Кривды, создал и две основные этические категории. Подобно Прави славянин идет между ними и лишь ему выбирать свой путь. Дорога эта именуется – стезя Прави. И она не одна. Ее нельзя вычислить, можно только почувствовать и следовать ей. Или не следовать. Наказанием будет лишь внутреннее смятение души, диссонанс индивидуального бытия человека с бытием общим.

Таким образом, нравственность – есть величина постоянная и объективная, но конкретных заповедей она не имеет. Каждая личность воспринимает ее по-разному, но это не усугубляет единство морального закона. Из этого следует, что знахарь и дружинник одинаково моральны, если следуют стезе Прави. Хотя воин проливает кровь, а знахарь дарит жизнь людям.

При фиксации моральных законов неизбежен переход от единого к единичному. Записанное материальными символами неизбежно устаревает, существующее в виде понятия – вечно, потому как уникально в каждом воспринимающем его.

Vick Romanoff 

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Воспитание и обучение у древних славян — Мегаобучалка

Письменные свидетельства южных соседей, а также данные археологии помогают восстановить картину характерного для VI—IX вв. родоплеменного общества у восточных славян. Так, в сочине­ниях Прокопия Кесарийского (VI в.) и в других источниках отмечались типичное для «славян и антов» обостренное чув­ство общности и справедливости, устойчивая вера в суще­ствование верховного существа, вера в магию, добронравие, воинская обученность. Византийский стратег Маврикий от­мечал и такие качества, как свободолюбие, мужественность, физическая развитость и закаленность.

Как воспитывались дети у древних славян, можно предста­вить себе лишь в самых общих чертах, и только в контексте ос­мысления жизни людей того времени в целом. В практике вос­питания и обучения можно обнаружить сохранение традиций первобытно-общинной эпохи: то же включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды ини­циации. Однако развитие внутриобщинных экономических про­цессов постепенно привело к выделению семьи как самостоя­тельной хозяйственной ячейки и к обособлению различных со­циальных слоев — земледельцев, ремесленников, общинной знати, жречества. Воспитание и обучение в каждом из этих сло­ев, как и у других формировавшихся народов, начало приобре­тать свои специфические черты, ориентироваться на свой идеал. Так, дети знати должны были готовиться к руководству жизнью общины, жречества — к овладению священным знанием; дети рядовых общинников учились трудовой деятельности.

Воспитание детей осуществлялось, прежде всего, в семье. Роль родителей в это время значительно возросла, особенно суще­ственно было влияние матери. Не случайно, что впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали назы­вать словом «матерый», т.е. воспитанный матерью. В обиход­ной речи появились слова, обозначавшие различные возраст­ные группы: «дитя», т.е. ребенок, который вскармливается гру­дью;«молодой» — до 3—6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» — до 7—12 лет, начавший обучаться; «отрок» — подро­сток 12— 15 лет, проходивший специальное ученичество пе­ред посвящением во взрослые члены общины или рода.

Большое значение в этот период придавалось военному обучению. Экономически общины уже могли позволить себе содержать дружины — профессиональных воинов.

Последовательно развивался и процесс разделения видов труда, обособления ремесел и их усложнения, в связи, с чем возрастала длительность подготовки к профессиональной де­ятельности. В результате в VI— IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество. Нужно отметить, что мастер должен был не только обучать ученика специальным умениям и навыкам, но и знакомить его с оп­ределенными культовыми знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.

Вообще, воспитание в ту эпоху осуществлялось в соответ­ствии с языческим мировоззрением древних славян. Как и дру­гие народы, славяне поклонялись разнообразным богам и боги­ням. Были среди них главные и второстепенные, могучие и сла­бые. Во главе стоял великий Сварог — бог Вселенной (аналог древнегреческого Зевса). Его сыновья — Сварожичи — солнце и огонь являлись носителями света и тепла. Весьма почитался бог солнца — Даждьбог. Так еще в «Слове о полку Игореве», памят­нике XII в., славяне назывались «Даждъбожъими внуками». Мо­лились славяне Роду и Рожаницам — богу и богиням плодоро­дия. Бог Велес являлся покровителем скотоводства или, иначе, богатства. Стрибог повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

Помимо богов были и другие сверхъестественные суще­ства. Многие из них связывались с представлениями славян о Загробном царстве: злыми духами потустороннего мира явля­лись упыри, а добрыми, охранявшими человека — берегини. От них получили свое название древнеславянские амулеты — обереги. В лесу обитал леший, а у воды жили русалки. Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего пращура — чура, или щура. Поэтому, защищаясь от злых духов, человек должен был позвать домового: «Чур меня!»

Таким образом, вся жизнь древнего славянина была орга­нично связана с добрыми и злыми силами природы. Все быто­вые обряды формировались под влиянием языческого мироо­щущения: коляды, Масленица, день Ивана Купалы, рождения, свадьбы, похороны, праздники года. Оно же сказалось на разви­тии традиций в воспитании детей, которые сохраняются в той или иной степени и поныне, особенно вне городской среды.

Языческая культура не знала письменности, все понятия о жизни, конкретные знания передавались устным путем; Од­нако деловая жизнь городов, законодательство, связи с дру­гими народами не могли развиваться без использования той или иной формы письменности. Можно полагать, что уже в родоплеменной период славяне использовали пиктографичес­кое письмо. Об этом сообщал болгарский монах Храбр в ска­зании «О письменах» (X в.): «Ведь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но читали и гадали с помо­щью черт и резов». Однако это было примитивное, зародыше­вое письмо, на основе которого не могла возникнуть настоя­щая книжная культура. Только создание в 863 г. Кириллом и Мефодием славянской азбуки положило начало ее развитию,

Некоторые свидетельства древних источников позволяют предположить, что распространение славянской письменнос­ти началось на Руси в начале IX в. в связи с проникновением христианства, до официального его принятия. Возможно, ин­дивидуальное обучение грамоте осуществляли первые гречес­кие миссионеры, и к 988 г. в Киеве, Смоленске, Новгороде уже были грамотные люди, которые использовали славянскую письменность. Во всяком случае, договоры, заключенные кня­зьями Олегом в 911 г., Игорем в 944 г. с греками, были состав­лены и по-гречески, и по-русски. Существуют также археоло­гические находки, свидетельствующие о том, что письменность достаточно широко использовалась в X в. даже в быту. Однако настоящее распространение письменности и организация сис­тематического обучения начались, безусловно, с момента кре­щения Руси. Факт совпадения по времени данных историчес­ких событий (распространения письменности и христианства) явился чрезвычайно важным, определившим специфику педа­гогической культуры средневековой Руси.

megaobuchalka.ru

Обзор теорий происхождения славян | Я русский

Обзор теорий происхождения славян

Прежде чем рассматривать многочисленные версии происхождения славян, надо отметить, что все средневековые авторы вплоть до 9 века такого народа, как славяне, не знали и сообщают только о склавах или склавинах, хотя при переводе их произведений на русский язык переводчиками повсеместно употребляется форма «славяне».

Народ же под именем «склавины» стал известен с 6 века, хотя некоторые историки считают, что поиском славянской прародины занимались еще античные авторы. При этом к славянам относили народы, жительство которых было связано с территориями будущих славянских государств, образовавшихся в конце 1-го тысячелетия н. э.

1 Скифо-сарматская теория

По этой теории, славяне — скифы, сарматы и роксоланы

Скифо-сарматская теория происхождения славян предполагала, что предки славян вышли из Передней Азии и расселились в южной части Восточной Европы под именами скифов, сарматов и роксоланов. Впервые появившись в Баварской хронике 13 веке, скифо-сарматская теория развивалась западноевропейскими историками вплоть до 18 века. Одним из приверженцев происхождения славян от сарматов (савроматов) был английский историк Э. Гиббон, создавший объемный труд по истории Европы.

В России идея происхождения славян непосредственно от скифов и сарматов разделялась М.В. Ломоносовым (1711—1765) в его «Кратком Российском летописце» и «Древней Российской истории». Российский ученый писал, что «единородство славян с сарматами, чуди со скифами для многих ясных доказательств не споримо» (34, 25). В наше время эта теория всерьез не рассматривается, хотя все еще имеет своих приверженцев.

2 Дунайская теория

Это самая распространенная теория происхождения славян

Дунайская теория происхождения славян предполагала, что предки славян образовали свой этнос на территории, прилегающей к Среднему Дунаю, а затем расселились по Центральной, Южной и Восточной Европе. Это самая распространенная теория, особенно среди российских историков, так как в главном русском историческом источнике – в Лаврентьевской летописи сказано, что после разрушения Вавилонского столпа и разделения народов «спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели» (72, 25). К приверженцам этой теории можно отнести и таких видных западнославянских авторов, как

  • Кадлубек,
  • Богуфал,
  • Далимил,
  • Шафарик,

а также русских историков

  • С.Л. Соловьева,
  • В.И. Ключевского,
  • М.Н. Погодина,
  • О.Н. Трубачева.

3 Дунайско-балканская теория

К этой теории примыкает дунайско-балканская теория происхождения славянской прародины, одна из самых старых по времени происхождения, но затем долго не находившая сторонников из-за якобы невозможности в древности переселения праславян в Висло-Одерскую область будущего распространения славян через Судетско-Карпатский барьер. В конце 20 веке польский археолог В. Хенсель предложил считать, что через эту горную цепь с юга на север перешли еще не совсем праславяне, язык которых не успел оформиться и выделиться как праславянский, и только здесь в Повисленье этот народ сумел сформировать свой оригинальный язык.

Поскольку в «Повести временных лет» традиционно для времени ее создания повествование начинается от библейских персонажей – Ноя и его сыновей, принято рассматривать «историческое прошлое» не только праславян, но и их предшественников-протославян. Некоторые авторы (В.М. Гобарев и др.) продлевают историю славян с их предшественниками до 2-го тысячелетия до н. э., считая предками славян скифов-сколотов. Другие (А.И. Асов) называют предками славян народ хеттов из Малой Азии, потомки которых пришли вместе с Энеем и Антенором из Трои в Италию и Иллирик.

Вообще, желание считать происхождение своего народа от героев Трои присуще не только российским историкам, оно упорно поддерживалось в историографии и других европейских народов. Так, еще в середине 19 века английский историк Г.Т. Бокль, критикуя эту многовековую легенду, говорил, что «никому не приходило в голову усомниться в этом факте. Спор шел только о том, от кого именно происходили отдельные нации. Однако относительно этого вопроса образовалось известное единогласие: так – не говоря о второстепенных народах – полагали, что французы происходят от Франка, и всякий знал, что это был сын Гектора; точно так же было тогда известно, что бритты произошли от Брута, отцом которого был не кто иной, как сам Эней» (75, 48).

А В.Н. Демин выводит славян от ариев, пришедших в далекие времена из Гипербореи. Ю.А. Шилов, на основе своих раскопок курганов 4-2-го тысячелетия до н. э., сделал вывод в соответствии с мифами древних ариев, что территория Южной Украины была местом зарождения индоевропейского праэтноса вообще и арийских народов в частности. Именно здесь, как считает Ю.А. Шилов, были сложены веды, записанные позднее в «Велесовой книге», а славяне явились непосредственными потомками ариев. Б.А. Рыбаков считает, что «отмежевание праславянских племен от родственных им соседних индоевропейских племен произошло примерно 4-3,5 тыс. лет назад, в начале II тыс. до н. э.» (53, 14).

4 Висло-одерская теория

Эта теория происхождения славян зародилась в Польше

Висло-одерская теория происхождения славян, возникшая в 18 веке в среде польских историков, предполагала, что славянский народ возник на территории междуречья Вислы и Одера, и выводила праславян из племен лужицкой культуры бронзового или начала железного века. Среди российских приверженцев этой теории можно отметить археолога В. В. Седова, считающего, что праславянская культура зародилась в 5-6 веках до н. э. в бассейне среднего и верхнего течения Вислы и распространилась в дальнейшем до Одера. В.В. Седов предложил соотнести культуру подклошовых погребений с культурой праславян.

5 Одерско-днепровская теория

Одерско-днепровская теория возникновения славян предполагает, что праславянские племена почти одновременно появились на огромных просторах от Одера на западе до Днепра на востоке, от Припяти на севере до Карпатских и Судетских гор на юге. При этом первославянскими считаются следующие типы культур:

  • тшинецкая культура XVII—XIII вв. до н. э.,
  • тшинецко-комаровская культура XV—XI вв. до н. э.,
  • лужицкая и скифские лесостепные культуры XII VII вв. до н. э.

К приверженцам этой теории относятся поляки Т. Лер-Сплавинский, А. Гардавский, а в России П.Н. Третьяков, Б.А. Рыбаков, М.И. Артамонов. Однако и в версиях этих авторов есть значительные расхождения.

6 Прикарпатская теория

Основана на высокой концентрации славянских топонимов, особенно гидронимов

Прикарпатская теория возникновения славян, выдвинутая в 1837 г. словацким ученым П. Шафариком и возрожденная усилиями немецкого исследователя Ю. Удольфа в XX в., основывается на сверхплотной концентрации славянских топонимов, особенно гидронимов в Галиции, Подолии, Волыни. Среди российских авторов можно упомянуть А.А. Погодина, сделавшего большой вклад в развитие этой теории, систематизировав гидронимы указанных областей.

7 Припятско-полесская теория

Эта теория основана на языковых особенностях народов из этих регионов

Припятско-полесская теория славянской прародины подразделяется на два течения:

  1. припятско-верхнеднепровскую и
  2. припятско-среднеднепровскую теорию

и основывается на языковых особенностях народов, проживающих в этих регионах. Приверженцы этой теории, одним из которых был польский археолог К. Годлевский, считают, что в Висло-Одерское междуречье славяне продвинулись из Полесья.

Припятско-среднеднепровский вариант припятско-полесской теории получил гораздо большее распространение в Польше и Германии, чем в России. Одним из основателей этой версии является польский этнолог К. Мошинский, который вдобавок продлил существование праславян на Среднем Днепре до VII—VI вв. до н. э., считая, что тогда протославяне, т. е. предки праславян, еще не выделившиеся из индоевропейского объединения, обитали где-то в Азии в соседстве с уграми, тюрками и скифами.

Протославяне — это предки праславян

Среди российских ученых, поддерживающих нахождение прародины славян в междуречье Среднего Днепра и Южного Буга, необходимо отметить Ф.П. Филина и Б.В. Гортунга. Причем Б.В. Гортунг, в противовес К. Мошинскому, считал, что в этом ареале обитали протославяне трипольской культуры 4-3-го тысячелетий до н. э., которые затем, перейдя в междуречье Верхней Вислы и Днепра, превратились в праславян уже в тшинецко-комаровской культуре 2-го тысячелетия до н. э.

Еще одним приверженцем этой теории был в начале XX в. чешский славист Л. Нидерле, который разместил праславян в среднем и верхнем течении Днепра.

8 Балтийская теория

Балтийская теория, создателем которой является крупнейший исследователь русских летописей А.А. Шахматов, предполагает, что прародина славян находилась на побережье Балтийского моря в низовьях Западной Двины и Немана и только впоследствии славяне ушли на Вислу и в другие земли. В подтверждение этому им выявлен пласт древней славянской гидронимии между Неманом и Днепром.

Согласно одной теории славяне представляли собой многочисленный народ, который не имел общего для всех места расселения. Якобы этот народ изначально при появлении в Европе был рассеян во многих местах среди других народов, более многочисленных в данном месте и более известных историкам. Поэтому долгое время славянский народ в истории был неизвестен, а иногда упоминался под чужими названиями.

При этом считается, что на Среднем Дунае славяне выступали под именами иллирийцев и кельтов, в бассейнах Вислы и Одера – венетов, кельтов и германцев, а в Карпатах и на Нижнем Дунае – даков и фракийцев. Ну, а в Восточной Европе славяне, естественно, выступали под именами скифов и сарматов. Поэтому и представления у античных и средневековых авторов о славянах как о едином народе не сложилось. К этой теории примыкает и версия о том, что все европейские народы произошли от протославян, являвшихся ядром индоевропейской общности.

Все европейские народы произошли от протославян

В.П. Кобычев в книге «В поисках прародины славян», проанализировав значительное количество версий, пришел к выводу, что «отказав в славянской принадлежности неврам, а также в раннюю пору венедам и спорам, мы поставили себя в крайне тяжелое положение в вопросе о происхождении славян. На этнической карте Восточной Европы им буквально не осталось места. Нижнее Повисленье и Понеменье отпадают, так как славяне не были знакомы с морем, более южные области отпадают тоже, потому что там обитали невры, которые…были, возможно, балтами, кельтами или кем угодно, но только не славянами. В Карпатах и по Дунаю жили…геты и даки; Северное Причерноморье занимали ираноязычные скифы. Верхнее, а отчасти и Среднее Поднепровье и прилегающую к нему часть бассейна Оки заселяли летто-литовские племена, еще более северные и восточные области – финно-угры…» (53, 17).

Действительно, при такой разноречивости версий и теорий происхождения славян сложно прийти к единому мнению, а уж тем более обосновать его и доказать. А может, и не имеет смысла продолжать эти многовековые поиски черной кошки в темной комнате, тем более что ее, скорее всего, там и не было? Ведь многочисленные германоязычные племена сначала по воле римлян были названы одним именем германцев, а только спустя века стали представлять собой единое целое.

Славяне же наоборот, сначала получили общее наименование склавинов, а затем разделились на множество славянских племен со своими наименованиями. Геродот о народах севернее Дуная ничего не знал, хотя в Восточной Европе его познания в локализации различных народов были куда более обширны. Но именно из-за северных пределов Дуная в дальнейшем распространились в Европе одни из самых многочисленных этнических образований – германцы и славяне. Если происхождение германцев, по крайней мере, с начала нашей эры, считается в достаточной мере известным и решенным, то происхождение славян с каждым новым поколением историков, археологов, лингвистов становится все более запутанным.

Каждое новое поколение ученых все больше запутывает происхождение славян

Существует и версия происхождения славян от многочисленных рабов, которые в эпоху рабовладельческого строя являлись основой производства сельскохозяйственной продукции и материальных ценностей. М. Гимбутас приводит следующее объяснение этой версии: «Многие лингвисты и историки пытались объяснить происхождение корня слав. Основываясь на «склавинах» и «склавенах», упоминаемых Иорданом и Прокопием, некоторые связывали его с латинским словом «sclavus», означающим «раб». Это, возможно, и объясняет, почему ск– было заменено на сл– в этих источниках, но, конечно, не объясняет происхождение слова «словене» (22, 69). Тем не менее эта версия остается одной из самых непроработанных в течение нескольких веков, и таковой остается, скорее всего, из-за возможной ее непопулярности среди историков, а, скорее всего, из-за отсутствия поддержки ее в среде политических элит славянских стран.

Поэтому, несмотря на обилие версий о местоположении прародины славян и их происхождения, подкрепленных соответствующими теориями и томами исследований в этой области, вопрос этот до сих пор остается открытым. А это означает, что или теории эти не верны, или до 6 века никаких славян как народа еще не существовало. И предысторию славян, вероятно, стоит искать не среди этого множества версий их происхождения, а наоборот, отстранившись от них, более внимательно рассмотреть их происхождение от многочисленных рабов государства гуннов, тем более что исследована такая версия слишком поверхностно. Вполне возможно, что происходило это из-за «ложного патриотизма» историков славянских стран. Однако чтобы отвергнуть эту версию, необходимо более досконально ее исследовать.

На земном шаре в наши дни существует около 200 миллионов человек, говорящих на тринадцати славянских языках, и тем не менее, для историков до сих пор остается загадкой, где зародился славянский язык и где находится прародина славян, откуда они разошлись по Центральной, Южной и Восточной Европе.

Материал создан: 27.01.2015

комментарии к статье

iamruss.ru

Кратко теории происхождения славян, современные теории происхождения славян

Кратко теории происхождения славян, современные теории происхождения славян

Многие вопросы истории, к сожалению, не всегда остаются точно изученными и исследованными. Это порождает образование многих предположений и гипотез. И одним из таких спорных вопросов был, есть и остается славянский, а точнее говоря– о происхождении славян. Ученые и историки спорят и дискутируют по этому поводу не один десяток лет. Хотя, с другой стороны, наличие загадок только подстегивает интерес к изучению жизни и происхождения наших предков.

Все существующие гипотезы и теории происхождения славян можно разделить на две большие группы. Первая из них объединяет так называемые миграционные теории, а вторая - автохтонные. Из названия этих групп становится ясно одно: кто-то уверен в том, что славяне пришли с других территорий и земель в Европу (миграционные теории), а их оппоненты придерживаются диаметрально противоположной точки зрения. Кто из них прав, сказать сложно. Однако наибольшее распространение и признание все же получили миграционные.

Попытаемся разобраться в каждой из теорий. Миграционные теории происхождения славян:

  • Дунайская (она же балканская или дунайско-балканская) теория происхождения славян. На сегодняшний день она является самой популярной и распространенной. Одним из первых людей, заинтересовавшихся происхождением славян, стал знаменитый летописец Нестор, автор Повести временных лет. По его мнению, расселение славянских народов началось с нижнего течения реки Дунай. Кстати, эту теорию мы встречаем и в письменах эпохи Средневековья. Далее ее развил отечественный ученый Ключевский, добавив, что славяне мигрировали с Дуная в Прикарпатье к шестому веку новой эры. Образовав здесь племенной союз, восточные славяне продолжили мигрировать на восток и северо-восток. За эту теорию в России выступали и выступают историки Соловьев, Породин, Трубачев.
  • Следующая теория происхождения славян - скифо-сарматская. Первое упоминание о ней относится к тринадцатому веку. Ее поддержали многие хроники Западной Европы. О чем же гласит эта гипотеза? Кратко теории происхождения славян, современные теории происхождения славян Праславяне, некогда заселявшие территории Передней Азии близ Черного моря, назывались скифами и сарматами. А с течением времени они мигрировали на запад и юго-запад. Данную теорию, кстати, поддерживал и Михаил Ломоносов. Сегодня же она почти потеряла своих приверженцев.
  • Висло-одерская теория. Она появилась лишь в восемнадцатом веке в Польше. Согласно ей, славяне впервые появились на землях между реками Висла и Одер. Отечественный ученый и археолог Седов считает также, причем называет и конкретную дату появления - пятый-шестой века до новой эры.
  • Одерско-днепровская теория. Гласит, что праславяне в одно и то же время возникли на территории между Одером на западе и Днепром на востоке. Поддерживает эту гипотезу Рыбаков.
  • Прикарпатская теория. Основана лишь на названиях географических объектов (особенно водоемов), поэтому почти не нашла своих сторонников. Появилась в девятнадцатом веке.
  • Припятско-полесская теория происхождения славян. Она состоит из двух подтеорий: верхне- и среднеднепровской. Суть ее заключается в том, что славяне, изначально жившие в Полесье, затем мигрировали на земли между реками Висла и Одер.
  • Прибалтийская теория происхождения славян была предложена известным историком и ученым Шахматовым. Он высказывает свою позицию так: предки славян проживали в районе бассейна Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Затем они стали называть себя венедами, мигрировали к Нижней Висле. Последняя и стала так называемой второй прародиной славян. И лишь через несколько десятков лет образовались ветви восточных и южных славян.

Как мы видим, все миграционные теории утверждают, что славяне – своеобразные «пришельцы». Они стали гостями на тех землях, которые всегда считались их Родиной. И еще одна важная особенность: в разных хрониках и летописях славяне зачастую упоминаются под другими именами.

Кратко теории происхождения славян, современные теории происхождения славян

Теперь перейдем ко второй, не менее известной группе теорий - автохтонной. Вообще, если быть точнее, теория тут одна. Она заключает в себе мысль о том, что славяне жили там, где изначально и появились (то есть она принципиально отличается от миграционной теории происхождения славян). Этого предположения придерживались советские историки. Славянская общность, в частности восточные славяне, образовалась на территории нынешней Польши, а также Украины и Белоруссии. Причем считается, что славянская общность стала объединением мелких и разрозненных племен, которые проживали на этих землях. Выделяют три этапа формирования славянской группы народов:

  • Протославянский. Он длился с третьего по первое тысячелетия.
  • Праславянский – до шестого века.
  • Собственно славянский. Тогда уже сформировались полноценные и самостоятельные народы, государства.

Некоторые считают, что автохтонная теория происхождения славян просто придумана, чтобы преувеличить роль некоторых государств (Польши, Болгарии, России).

Современные теории происхождения славян

Мы, конечно, лишь кратко рассмотрели теории происхождения славян. Но есть и еще современные взгляды на эту проблему. О чем же они гласят?

Начнем с того, что славяне являются выходцами из огромного массива народов, которые некогда назывались индоевропейцами. Индоевропейская общность в древности населяла масштабные территории: на западе границей был Атлантический океан, на востоке – Индийский, на севере – Ледовитый, а на юге – Средиземноморье. В четвертом-пятом тысячелетиях Европа еще не была ими полностью освоена. Если отметить на карте примерный центр расселения индоевропейцев, то он будет располагаться на северо-востоке Балкан и Малой Азии. Что касается праславянских племен, то они занимали земли ближе к Карпатам.

Кратко теории происхождения славян, современные теории происхождения славян

Но затем племена и народы постепенно стали осваивать все новые площади. Это объясняется легко: началось бурное развитие скотоводства и земледелия, а эти занятия требовали много земельных участков. Последних стало не хватать на всех. Так племена освоили и Центральную, и Восточную Европу, дойдя до Средней Волги. И, конечно, среди них были и предки славян. Конечно, эти процессы миграции шли довольно долго, постепенно. Относятся эти события примерно ко второму тысячелетию. И необходимо отметить, что четко сформированной славянской общности тогда еще не существовало.

Пятнадцатый век прошлой эры стал временем, когда процессы переселения поутихли. Теперь жизнь стала оседлой, более спокойной. Теперь всем хватало земли, что способствовало к дальнейшему расцвету земледелия. И примерно в это же время формируются самостоятельные племена, в том числе и славянские. То есть, согласно современной теории, прародиной славян была Центральная и Восточная Европа. Затем, как мы знаем, все славяне поделились по территориальному признаку на восточных, западных и южных.

Таково мнение большинства ученых на сегодняшний день. Вообще оно является общепринятым, с ним иногда бывает трудно поспорить ввиду отсутствия других фактов.

В заключение

К сожалению, мы никогда уже не сможем восстановить картину тех событий, когда на земле появились первые славяне. Для нас история их происхождения останется загадкой навсегда. Но это же не запрещает ученым и историкам предполагать, думать, высказывать свои мнения и выдвигать гипотезы.

Конечно, не все существующие теории одинаково распространены. Какие-то имеют гораздо больше приверженцев, а какие-то себя и вовсе почти изжили. А к какой теории склоняетесь Вы? Или, может быть, у Вас появился свой взгляд на данную проблему?..

США, Вашингтон. Кент Ховинд с новой теорией происхождения Земли.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Мы Пробудились

Славяне — род славный

 

     Все знают, что примерно в 988 году н.э. было крещение Руси. Сам процесс христианизации народов Российской империи был длительным, продолжавшйся в течение 9-и последующих веков. Известно, что было это насильственными методами. Истребление непринявших крещение людей считалось богоугодным делом. КРЕЩЕНИЕ РУСИ это было насильственное навязывание народам Россиииудохристианства — религии, созданной жидами для тех народов, за счёт которых они живут, и для обращения вольных людей в рабов своего племенного божка Яхве-Иеговы-Саваофа. (Иисус не создавал христианство, то чему он учил в корне отличается, от того, что начали нам втюхивать под маской его учения). А что было до крещения Руси, мало кто знает. В учебниках истории говорится о том, что все мы были язычниками — чуть ли не дикарями и ничего интересного у нас не было и изучать не нужно. Так ли это на самом деле?      Известно ли вам, что всего 3 столетия назад у наших предков был 7208 год по летоисчислению от сотворения мира в звёздном храме ( подписание мирного договора меж Россией и Китаем), но Петька первый украл у нас 5.5 тысяч лет истории, запретив это летоисчисление, и заменил лето 7708 на 1700 год от Р.Х. И множество книг и людей были уничтожены. (Наши русичи говорили в то время"Рубите наши головы, но не троньте наши бороды")Какой же была у нас культура до христианства? Арабские путешественники утверждали,что Русы были непобедимы в битвах, пока они не стали христианами. Народ существует только до тех пор, пока в нём живёт явно или скрыто ДухПредков. Связь здесь прямая и обратная. Люди, любящие свойнарод, создают мощнейший эгрегор Рода (информационное полемыслей, чаяний, желаний, устремлений народа) и сами черпаютиз этого родника(В фильме Аватар Эйва это образ Рода).

      Славяно-Арийские народы охранял Род или Щур (т.е. предок, пращур). Почитание Духа предков, связанное с их перевоплощением в кругусородичей, объединяло общину Русов.Кстати, правду говорят христиане о том, что история Руси началась с её крещения, а всё что было до неё — это кощунство. Просто надо понимать, что такое История (Из-торы-я)  — Тора-это иудейское писание, а кощунство (КО-Щурам)- говорить сказания, былины, и предания о наследии наших предков Славяно-Ариев.Целью культуры Славян и Ариев является достижение каждым челове-ком духовного совершенства. Славяно-Ариии испокон веков обла-дали чётко выраженным понятием нравственности как основы раз-вития души (Дивьего тела). В этом они видели смысл человечес-кой жизни. Основная заповедь Славяно-Ариев гласит: «ЖИВИТЕПО СОВЕСТИ (совместная весть, совместное знание) — СВЯТО ЧТИТЕ ПРАРОДИТЕЛЯ, СВОИХБОГОВ И ПРЕДКОВ».

В десяти заповедях Славяно-Ариев, изложенных в ведах,говорится:«Мысли, слова и действия дают добрые и злые плоды. Замы-сел на чужое, на действие преступное, на неверие — суть грехимысли; поношение, ложь, клевета, непригодные речи — суть грехислова; овладеть чужим, совершить убийство, прелюбодеяние –суть грехи телесные (действия)».Эти древнейшие на Земле основы изначальной нравственности,единой Веры всего человечества Славяно-Арии сохранили и про-несли через тьму веков, невзирая на усиленные попытки тварейнавязать человечеству ложные ценности. Каждая из этих драго-ценных заповедей искрится в русском языке богатейшей россы-пью пословиц и поговорок, переливаясь чудным светом народноймудрости:Замысел на чужое:- На чужой каравай рот не разевай!- Не разводи усок на чужой кусок!- За чужим добром не гоняйся с багром!- Не надейся, Роман, на чужой карман!- Воровское стяжание впрок не пойдёт.- Пожалей чужое — Бог даст своё.- Свои сухари лучше чужих пирогов.- Чужое — не прочно и большое, а своё — и малое, да правое.Замысел на действие преступное:- Где клятва — тут и преступление.- Жить вёртко (лукаво) — помирать терпко.- Каково житьё, таково и на том свете вытьё.- Как жил, так и умер. Каково живётся, таково и отрыгнётся.- Лучше смерть, нежели зол живот.- Молись, а злых дел берегись!- Чего в другом не любишь, того и сам не делай!- Жизнь дана на добрые дела.Замысел на невере:- От Бога отказаться — к сатане пристать.- Удаляющиеся от Рода — погибают.- Без веры живёшь на этом свете, а на том не проживёшь.- Грехи любезны доводят до бездны.- Без Бога и червяк сгложет.- Бог не выдаст, свинья не съест.- Бог попущает, и свинья гуся съедает.- Плакаться станешь, Бог больше жить заставит.- Смерть без покаяния — собачья смерть.- Смерть — злым, а добрым — вечная память.- Про мертвого не молви худа — Бога обидишь.- Как живём, так и умираем.- Не криви душой: кривобок на тот свет уйдёшь.- Всё на свете творится благостию Божею да глупостью чело-веческою.- С Верой нигде не пропадёшь.- Жить — Роду служить- Божеское — не от человека, а человек — от Бога.- Что Богу угодно, то и пригодно.- На Бога положишься — не обложишься.- Тот не унывает, кто на Бога уповает.- Бог вымочит, Бог и высушит.- Ни хитру, ни горазду, ни убогу, ни богату суда Божьегоне миновать.- Родится человек на смерть, а умрёт — на живот.- Жив — наш, умер — Богов.- Смерть по грехам страшна. Не бойся смерти, бойся грехов!- Жить страшнее, чем умереть.- Сеешь живучи, жнёшь умираючи.- На сём свете мы в гостях гостим.- Была не была; что будет, то будет; а будет то, что Бог даст,а что Бог ни даст, всё на благо: либо выручит, либо выучит.- Жив Бог, жива душа моя.Поношение:- Других не суди, на себя погляди! Обери сперва с себя репьи.- Сам в грязи лежит, а кричит: не брызгай!Совершить убийство:- Жизнь даёт один только Род, а отнимает всякая гадина.- Убитый молчит, но за него спросится.- Мёртвый у ворот не стоит, а своё возьмёт.- По чужую голову идти — свою нести.- Сгубить легко, да душе каковоСовершить убийство:- Жизнь даёт один только Род, а отнимает всякая гадина.- Убитый молчит, но за него спросится.- Мёртвый у ворот не стоит, а своё возьмёт.- По чужую голову идти — свою нести.- Сгубить легко, да душе каково?

Читать все заповеди Богов Славян и Ариев >>

Священная Даария

Существующие в России общины приверженцев древней веры славян — староверы-инглинги считают, что наши первопредки произошли и не от обезьян, и не «от Адама и Евы», а прибыли из глубин космоса сотни тысяч лет назад. Их отцами были высокоразвитые разумные существа, которых принято ныне называть Богами.И это были их предки! Потомки Рода Небесного обрели от них древнюю веру — знания об устройстве Космоса и стали славить своих Богов и предков («и потому суть — Славяне»).Первопредки или, как они себя называли, асы оказались на нашей планете — Мидгард-Земле в результате вынужденной посадки огромного космического корабля и остались здесь жить навсегда. До их прилета на этой планете не было других людей. Началось ее освоение родами да’арийцев, х’арийцев, расенов и святорусов. Материк, на котором было выбрано место для поселения, звездные путешественники назвали Даарией — Даром Богов.Этот материк находился в древние времена на Северном полюсе. Различные авторы, пишущие на славянскую тему, называют эту страну Гипербореей, Арктидой. Некоторые писатели отождествляют ее с легендарной Атлантидой, забывая, что на месторасположение последней указывает само название Атлантического океана.

Гипербария или Даария. Родина предковВ те достопамятные времена земная ось была расположена вертикально к плоскости ее орбиты вокруг Солнца (Ярилы-Солнца), и потому наше светило всегда озаряло владения асов. Обратим внимание: лучших людей своей профессии мы до сих пор называем асами (летчик-ас, водитель-ас, т.е. тот, кто летает, водит машину и т.д. как Бог).Священная страна Даария была разделена реками на четыре части: Раи, Туле, Свага и х’Арра. До наших дней сохранилась копия карты Даарии, которая была скопирована Герхардом Меркатором в средние века со стены одной из египетских пирамид в Гизе. Каждый из прибывших на нашу планету родов имел для проживания свою территорию (провинцию), ограниченную с одной стороны Северным Ледовитым океаном, а с двух других сторон реками. Северный Ледовитый океан был наполнен пресными водами, хотя он был связан с другими океанами. Дело в том, что в те времена весь мировой океан был наполнен только пресной водой.Все четыре реки, бравшие свое начало в Северном Ледовитом океане, стекались во внутреннее море. В центре этого моря находился остров Арктида, на котором стояла гора Мира (Меру). Ее основание имело коническую форму, обращенную острием к центру Земли. На горе был построен город Асгард Даарийский и великое капище (храм). Название Асгард переводится как город Богов.Согласно преданиям и письменным источникам староверов, поселенцы в достопамятные времена на своих космических кораблях посещали другие Земли (планеты), а в Даарию прилетали люди с других планет. И везде наши предки созидали новые грады, строили храмы и святилища. Питались они «чистой» (растительной) пищей. Мясо в пищу не употреблялось. Поэтому люди и не болели.Для взрослых мужей на большие праздники приготовлялась сурица (напиток из трав, настоянных на меду). Этот напиток в малых количествах (25 или 50 грамм) давался только тем отцам, кто родил и воспитал9 или 16 детей соответственно. Эти малые дозы сурицы животворящей оздоравливали человеческий организм и продлевали людям жизнь. А жили люди тогда по нескольку кругов жизни (один круг жизни составляет 144 лета, т.е. года).Древние летописи повествуют, что 300 тысяч лет назад облик Мидгарда был совсем иной. Даарию связывал с евразийским континентом горный перешеек, который южнее переходил в Рипейские (Уральские) горы. Пустыня Сахара была морем. Индийский океан — сушей, и там находился еще один материк. Гибралтарский пролив отсутствовал. На Русской равнине, где ныне располагается Москва, некогда плескалось море. Река Ра (Волга) впадала не в Каспийское (Хвалынское) море, а в Черное.На территории Западной Сибири был остров Буян, омываемый Восточным и Западным морями. Это тот самый остров Буян, о котором говорится в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина. Через остров Буян текла река Ирий Тишайший (Иртыш).Жизнь потомков Рода Небесного на нашей планете неоднократно коренным образом претерпевала изменения в результате катастроф космического масштаба. В свою очередь катастрофы, как утверждают староверы-инглинги, часто были следствием борьбы сил добра и зла во Вселенной.

Первый великий потоп произошел в результате уничтожения тектоническим оружием малой луны Лели (в то время у Земли были еще две луны — Фатта и Месяц), на которой, согласно преданиям, сосредоточились кощеи — представители «мира пекла» (включающего десять тысяч планет) — для вторжения на Мидгард. Они-то и стремились создать Кощеево царство, о котором говорится в русских сказках.Для предотвращения захвата планеты сын Бога Перуна Тарх, прибывший из системы Златого Дажьбог-Солнца с Ингард-Земли (из созвездия Бета Льва, говоря по-современному), нанес превентивный удар по Леле. Так как на ней было 50 соленых морей, на нашу планету обрушились массы воды и обломки уничтоженного небесного тела.

Даария под тремя лунами

Район падения огромных осколков совпал с Северным полюсом. Ось планеты сместилась, а Даария скрылась под водами великого потопа. На поверхности остались высокогорные части Даарии, например, современные Гренландия, Земля Франца Иосифа.Однако потомки Рода Небесного не погибли вместе с Даарией. Их предупредил великий жрец по имени Спас. Заблаговременно началось переселение на Евразийский континент. В течение 15 лет наши предки переселялись по горному перешейку (Уральским горам) между Восточным и Западным морями на Евразийский континент. И в 109810 году до н.э. переселение завершилось. Какая-то часть людей спаслась, поднявшись на вайтманах (космических кораблях) на околоземную орбиту, другие переместились (телепортировалась) через Звездные врата Междумирья в Чертог Медведя (созвездие Большой Медведицы) во владения да’арийцев. Но основная часть жителей Даарии осталась обживать Урал и Сибирь, где существовал тогда субтропический климат.В честь спасения от потопа был установлен праздник Пасхетъ, что в переводе с х’арийской рунической письменности означает: «путь, по которому шли асы». С тех пор в каждое шестнадцатое лето (год) предки наши славили Род Небесный за спасение от потопа. Обряд ударять крашеные вареные яйца друг о друга в этот праздник был призван напоминать о победе Тарха Перуновича над кощеями. Разбитое яйцо называли яйцом кощеев, и оно символизировало разрушенную луну Лелю, а целое яйцо — силу Тарха Дажьбога. Так, подчеркнем, представляют нашу древнюю историю летописи и предания староверов.

Наша земля называлась Мид Гард, и была одной из три девяти земель (3*9=27) солнечной системы. Землями наши предки называли -небесные объекты вращающие вокруг звёзд и солнц. А лунами — объекты вращающиеся вокруг земель. Слово планета вошло только в конце 19 века от греков. До этого все объекты назывались землями...

В общем смотрите сами:

 

Смотреть все части "Против Тьмы"

Ведическая Космография

Свещенные Писания (Веды) говорят, что изначально, в Древние времена Во время Великой Ассы, порубежные Земли возле Мид-гард-Земли, были разрушены Тёмными силами. Планета Дея — Земля Дея, разрушенная пятая планета системы Ярилы-Солнца, ныне остатки Земли — Дей составляют пояс Асте-роидов, между орбитами Земли Орея (Марс) и Земли Перуна (Юпитер).

 

Множество событий описывается в Ведах, хранящихся сейчас в разных точках Мидгард-Земли, где проживают потомки Славяно-Арийских Родов, которые расселились в девяти направлениях из района Беловодья, куда они пришли из северной страны Да' Арии, погибшей в результате потопа.Если сопоставить эти Древние источники, получится единое повествование, охватывающее период в миллионы лет — в противовес современной общепринятой истории, навязывающей народам Земли искажённые представления о Мироздании.

 

 

Автор: Трехлебов "Кощуны финиста"

 

Современная человеческая цивилизация направлена представи-телями тёмных сил на тупиковый путь развития. Ибо познаниевнешних, материальных законов мира, являясь ничем иным какпутём тварей, ведёт людей к вмешательству в согласованностьдеятельности Природы — вмешательству, приводящему к её раз-рушению, всеобщему страданию людей и уничтожению цивилиза-ции как таковой. Навязанное нам технократическое общество су-ществовать далее не может. Единственный выход из создавшей-ся обстановки в создании иного, богоцентрического человечества,которое будет созидать, а не разрушать мир. Ибо познание внут-ренних, духовных законов нашего мира является путём культуры,путём Расы. Этот путь ведёт людей к развитию духовных ка-честв, обеспечивающих соответствие их жизни законам Всевыш-него и Природы и приводит их к совершенству.Первая мантра Иша Упанишады выражает суть, лежащую воснове Ведической культуры: «Всё живое и неживое в этой Все-ленной управляется Родом и принадлежит Ему. Поэтому надо до-вольствоваться только самым необходимым  — тем, что выделеновам как ваша доля, и не брать ничего другого, хорошо зная, комувсё принадлежит». С этой точки зрения живатма ничем не обла-дает. Более того, собственником не может считаться ни обще-ство, ни государство. Как объясняет Иша Упанишада, Природауготовила каждому существу его долю, достаточную для того,чтобы жить в мире, благополучии и счастье. Следуя инстинкту,животные придерживаются естественных норм в еде, сне, поло-вой жизни и самосохранении, и только человек обладает склонно-стью наслаждаться и владеть вещами сверх своих естественныхпотребностей. Однако, Светые писания всех народов указываютна необходимость не выходить за рамки предусмотренных правилв подобных проявлениях. В Коране (11.8) говорится: «На земленет ни одной твари, которой Господь не позаботился бы обеспе-чить пищу...» Изначально и человек был наделён всем необходи-мым для полноценной жизни, но вследствие нежелания жить всоразмерности с безпристрастными законами Природы у него по-явились трудности, в том числе и в добывании пропитания.Ведические писания утверждают:«Лучше мгновение, прожитое в законе, чем миллионы лет без-законной жизни.Жизнью, достоянием, мыслью и словом непрестанно творитьдобро ближним — вот смысл существования.Ничто не трудно тому, кому пища нужна лишь для поддержа-ния жизни, совокупление — для продолжения рода, слова — дляправедной речи.Воздержание от зла, дружелюбная речь, правдивость, чистота,сострадание, терпеливость — вот всеобщий долг.Суть миллионов книг — в одном стихе: заслуга  — в добре ближ-нему, грех — в зле ближнему.Разница между достойным и недостойным та же, что междукоровой и змеёй: первая превращает траву в молоко, вторая пре-вращает молоко в яд.Злодея не сделаешь добрым. Как ни отмывай задний проход,он не станет глазом.Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих — и себя, идругого.Как ловок благородный, когда надо скрыть чужой недостаток!Как неловок он, когда приходится обнаружить свои достоинства!Вот один поедает мясо другого — погляди же на разницу междуними: одному — минутное удовольствие, другому  — утрата жизни.Позволяющий убивать, убивающий, разрезающий, продающий,покупающий, стряпающий, поедающий мясо  — все убийцы.216Слаб от природы разум зверей, и тем более они, бедные, зас-луживают жалости.Сходны помыслы живых существ — все стремятся к приятно-му и отвращаются от неприятного. Пойми это и не делай другимтого, что нежеланно тебе самому.Как тебе самому дорога жизнь, так дорога она и другим су-ществам. Сравнив себя с другими, добрые люди оказывают со-страдание».В Евангелии от Матфея сказано: «... пищею его (Иоанна Крес-тителя) были акриды и дикий мёд»1. К сожалению, современныехристиане считают, что акриды — это саранча. Но это не так.Высоконравственный человек, каким был Иоанн Креститель, ни-когда не нарушал естественных заповедей  — таких, как «не убий»,«не сотвори другому то, чего себе не желаешь». И если обра-титься к первоисточникам, то легко обнаруживается подмена. Вгреческом языке слова «саранча» и «лепёшки» имеют схожее зву-чание: «акриды» — саранча; «еккриды» — лепёшки, которые приго-тавливались на меду и масле.Первые христиане относились к убойной пище крайне отрица-тельно: «...я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь бра-том, остается блудником или лихоимцем, или идолослужителем,или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с такими даже ине есть вместе», — писал в Первом послании Коринфянам апостолПавел2 .В отличие от современных христиан, которые, стараясь оправ-дать свою кровожадность, поясняют в скобках в тексте Библии,что «человекохищник — это клеветник, скотоложник»3, истинныехристиане говорят: «Господи, ничего скверного или нечистого ни-когда не входило в уста мои»4 , «...не буду есть мяса вовек...»5,ибо «...хищники — Царства Божия не наследуют»6 и «...кровожад-ного и коварного гнушается Господь»7.

 

Христианский Господь говорит: «Ем ли Я мясо волов и пью ликровь козлов?»1; «Я пресыщен всесожжениями овнов и туком от-кормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу.И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очиМои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ВАШИРУКИ ПОЛНЫ КРОВИ.Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих;перестаньте делать зло.Научитесь делать добро»2. Если христианский Господь счита-ет злом убиение животных для жертвоприношения, то неужели онбудет считать добром убийство животных ради чревоугодия?В Евангелии от Марии Магдалины (3.4-8) Иисус Христос гово-рит: «Вначале Лукавый изменил старое писание, написав: «Змийискусил Еву яблоком». Я же говорю вам: «Нет, Бог дал Еве ябло-ко, чтобы она имела вечную жизнь!». Сатана зачеркнул слова искрыл, что Змий дал ей мясо животного. И вспыхнуло в Еве зло,и возлегши, она похотствовала с Дьяволом. И зачала Ева от Дья-вола и родила в своём сердце смертный грех  — родила стыд Бо-жественного».Отцы наши предписывали нам жить так: РУКИ В ТРУДЕ,УМ И СЕРДЦЕ — С БОГОМ

probudilis.ru

Славяне. История происхождения и расселения славян их территории

Происхождение и расселение славян

Если говорить о происхождении славян кратко, то большинство предположений сводится к двум мнениям. Первое - славянские племена постоянно жили на европейской территории, второе-славяне, они же скифы, сарматы, роксоланы пришли из Средней Азии. Естественно имеют место быть и псевдонаучные теории происхождения славян. Итак, по порядку.

Теории происхождения славян

Дунайская теория происхождения славян – наиболее распространенная среди российских историков. Дунайская теория основывается на Лаврентьевской летописи и сводится к тому, что прародители славян образовали свой этнос на территории, прилегающей к Дунаю, а затем уже расселились по Европе. Придерживаются этой теории такие умы истории, как С.Л. Соловьев, В.И. Ключевский, М.Н.Погодин, П.Й. Шафарик, Далимил.

Дунайско – балканская теория - одна из самых архаичных теорий, так как основывается на «Повести временных лет». Некоторые почитатели этой теории относят происхождение древних славян к скифам (сколотам), другие – к хеттам из Малой Азии (хетты вместе с Энеем пришли из Трои в Италию и уже оттуда начали расселяться по Европе).

Висло – одерская теория предполагает, что праславяне – это племена лужицкой культуры, которые населяли бассейн верхнего и среднего течения реки Вислы, а затем расселились до Одера. Ярым приверженцем этой теории является археолог В.В.Седов.

Балтийская теория основывается на славянской гидронимии между реками Неман и Днепр. Отец теории - известный русский исследователь летописей А.А. Шахматов. Согласно теории - славяне многочисленный народ, населявший побережье Балтийского моря в низовьях Двины и Немана, но не имевший общего для всех места расселения. Поэтому он в разных источниках назывался по-разному – иллирийцы и кельты, венеты, фракийцы, скифы, сарматы.

Теория В.Н. Демина, философа и любителя истории, гласит, что славяне произошли от ариев, а арии,в свою очередь, пришли из легендарной северной страны Гапербореи. Но эта теория происхождения славян не пользуется популярностью в научных кругах.

К псевдонаучной теории происхождения славян можно отнести теорию Марии Гимбутас, которая связывает происхождение славян с многочисленными рабами античности, то есть славяне – эта рабы античного мира, которым приходилось заниматься сельским хозяйством и ремеслом на территории Европы, чтобы обеспечить существование античной цивилизации.

Таким образом, происхождение и расселение славян остается неясным, причем каждое новое поколение славистов не вносит ясность в ответы на эти вопросы, а еще больше их запутывает. Поэтому вопрос – откуда пришли славяне до сих пор остается открытым.

Историки в тупике - Славянские предки. Документальный проект.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Воспитание и обучение у древних славян

Количество просмотров публикации Воспитание и обучение у древних славян - 361

Глава 7

Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до XVII в.)

Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Рус­ском государстве до XVII в. невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточнос­лавянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие в 988 ᴦ. христианства. В общем, данный большой временной отрезок можно разделить на два этапа: дохристианский и христианский, внутри последнего доста­точно четко выделяются киевский (X–XIII вв.) и московс­кий (XIV–XVII вв.) периоды, разделœенные нашествием мон­гольского хана Батыя в 1237–1243 гᴦ.

От того времени сохранилось весьма мало свидетельств о воспитании и обучении детей. В летописных источниках той эпохи конкретной информации о школах и обучении практи­чески нет, как и в более или менее официальных документах. Даже в достаточно позднем документальном источнике – постановлении Стоглавого Собора (1551) выражалась только озабоченность плохим состоянием школьного обучения.

В связи с этим важными для истории педагогики являют­ся литературные памятники, такие как ʼʼПоучение детямʼʼ князя Владимира Мономаха или ʼʼПослание архиепископа новгородского Геннадия митрополиту Симонуʼʼ. При этом их авторы отражали события односторонне, не учитывая осо­бенности эпохи. Важным событием для исследователœей стало нахождение археологами берестяных грамот, свидетельству­ющих о распространении грамотности в Древней Руси и су­ществовании каких-то форм обучения.

Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и обучения в Древней Руси, приводит к крайне важно сти использовать различного рода кос­венные источники – церковно-служебную литературу, за­писки иностранцев, фольклор, книжные миниатюры, ико­нописи и т.п.

Ограниченность числа источников приводит иногда к ди­аметрально противоположным оценкам состояния воспита­ния и обучения в Древней Руси: от утверждения, что всœе древние славяне были невежественны, до чрезмерной идеа­лизации постановки у них воспитания и обучения.

Характер воспитания и обучения у древних славян изме­нялся в процессе продвижения их на север и восток, в связи с чем обогащались и их представления о целях и содержании воспитания, что происходило благодаря тесному общению с другими народами.

Следует иметь в виду и то, что Русь приняла христиан­ство почти на полтысячи лет позднее Европы и к этому мо­менту имела развитые самобытные традиции, которые были необычайно крепки и жизненны. В итоге на Руси сформиро­валась специфическая воспитательно-образовательная куль­тура, принципиально отличавшаяся от западноевропейской.

Письменные свидетельства южных сосœедей, а также данные археоло­гии помогают восстановить карти­ну характерного для VI–IX вв. родоплеменного общества у восточных славян. Так, в сочинœе­ниях Прокопия Кесарийского (VI в.) и в других источниках отмечались типичное для ʼʼславян и антовʼʼ обостренное чув­ство общности и справедливости, устойчивая вера в суще­ствование верховного существа, вера в магию, добронравие, воинская обученность. Византийский стратег Маврикий от­мечал и такие качества, как свободолюбие, мужественность, физическая развитость и закаленность.

Как воспитывались дети у древних славян, можно предста­вить себе лишь в самых общих чертах, и только в контексте ос­мысления жизни людей того времени в целом. В практике вос­питания и обучения можно обнаружить сохранение традиций первобытно-общинной эпохи: то же включение детей в различ­ные виды деятельности в достаточно раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды ини­циации. При этом развитие внутриобщинных экономических про­цессов постепенно привело к выделœению семьи как самостоя­тельной хозяйственной ячейки и к обособлению различных со­циальных слоев – земледельцев, ремесленников, общинной знати, жречества. Воспитание и обучение в каждом из этих сло­ев, как и у других формировавшихся народов, начало приобре­тать свои специфические черты, ориентироваться на свой идеал. Так, дети знати должны были готовиться к руководству жизнью общины, жречества – к овладению священным знанием, дети рядовых общинников учились трудовой деятельности.

Воспитание детей осуществлялось прежде всœего в семье. Роль родителœей в это время значительно возросла, особенно суще­ственно было влияние матери. Не случайно, что впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали назы­вать словом ʼʼматерыйʼʼ, ᴛ.ᴇ. воспитанный матерью. В обиход­ной речи появились слова, обозначавшие различные возраст­ные группы: ʼʼдитяʼʼ, ᴛ.ᴇ. ребенок, который вскармливается гру­дью; ʼʼмолодойʼʼ – до 3–6 лет, воспитываемый матерью; ʼʼчадоʼʼ – до 7–12 лет, начавший обучаться; ʼʼотрокʼʼ – подро­сток 12–15 лет, проходивший специальное ученичество пе­ред посвящением во взрослые члены общины или рода.

Большое значение в данный период придавалось военному обучению. Экономически общины уже могли позволить себе содержать дружины – профессиональных воинов.

Последовательно развивался и процесс разделœения видов труда, обособления ремесел и их усложнения, в связи с чем возрастала длительность подготовки к профессиональной де­ятельности. В результате в VI–IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество. Нужно отметить, что мастер должен был не только обучать ученика специальным умениям и навыкам, но и знакомить его с оп­ределœенными культовыми знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.

Вообще, воспитание в ту эпоху осуществлялось в соответ­ствии с языческим мировоззрением древних славян. Как и дру­гие народы, славяне поклонялись разнообразным богам и боги­ням. Были среди них главные и второстепенные, могучие и сла­бые. Во главе стоял великий Сварог – бог Вселœенной (аналог древнегреческого Зевса). Его сыновья – Сварожичи – солнце и огонь являлись носителями света и тепла. Весьма почитался бог солнца – Даждьбоᴦ. Так еще в ʼʼСлове о полку Игоревеʼʼ, памят­нике XII в., славяне назывались ʼʼДаждьбожьими внукамиʼʼ. Мо­лились славяне Роду и Рожаницам – богу и богиням плодоро­дия. Бог Велœес являлся покровителœем скотоводства или, иначе, богатства. Стрибог повелœевал ветрами, как древнегреческий Эол.

Помимо богов были и другие сверхъестественные суще­ства. Многие из них связывались с представлениями славян о загробном царстве: злыми духами потустороннего мира явля­лись упыри, а добрыми, охранявшими человека – берегини. От них получили свое название древнеславянские амулеты – обереги. В лесу обитал леший, а у воды жили русалки. Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего пращура – чура, или щура. По этой причине, защищаясь от злых духов, человек должен был позвать домового: ʼʼЧур меня!ʼʼ

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, вся жизнь древнего славянина была орга­нично связана с добрыми и злыми силами природы. Все быто­вые обряды формировались под влиянием языческого мироо­щущения: коляды, Масленица, день Ивана Купалы, рождения, свадьбы, похороны, праздники года. Оно же сказалось на разви­тии традиций в воспитании детей, которые сохраняются в какой-либо степени и поныне, особенно вне городской среды.

Языческая культура не знала письменности, всœе понятия о жизни, конкретные знания передавались устным путем. Од­нако деловая жизнь городов, законодательство, связи с дру­гими народами не могли развиваться без использования какой-либо формы письменности. Можно полагать, что уже в родоплеменной период славяне использовали пиктографичес­кое письмо. Об этом сообщал болгарский монах Храбр в ска­зании ʼʼО письменахʼʼ (X в.): ʼʼВедь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но читали и гадали с помо­щью черт и резовʼʼ. При этом это было примитивное, зародыше­вое письмо, на базе которого не могла возникнуть настоя­щая книжная культура. Только создание в 863 ᴦ. Кириллом и Мефодием славянской азбуки положило начало ее развитию.

Некоторые свидетельства древних источников позволяют предположить, что распространение славянской письменнос­ти началось на Руси в начале IX в. в связи с проникновением христианства, до официального его принятия. Возможно, ин­дивидуальное обучение грамоте осуществляли первые гречес­кие миссионеры, и к 988 ᴦ. в Киеве, Смоленске, Новгороде уже были грамотные люди, которые использовали славянскую письменность. Во всяком случае, договоры, заключенные кня­зьями Олегом в 911 ᴦ., Игорем в 944 ᴦ. с греками, были состав­лены и по-гречески, и по-русски. Существуют также археоло­гические находки, свидетельствующие о том, что письменность достаточно широко использовалась в Х в. даже в быту. При этом настоящее распространение письменности и организация сис­тематического обучения начались, безусловно, с момента кре­щения Руси. Факт совпадения по времени данных историчес­ких событий (распространения письменности и христианства) явился чрезвычайно важным, определившим специфику педа­гогической культуры средневековой Руси.

referatwork.ru


Смотрите также