Древний китай рабство. Как жилось рабам в древнем Китае? Императорские законы на заре нашей эры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ДРЕВНИЙ КИТАЙ - УСТАНОВЛЕНИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. Древний китай рабство


Китай в V - III веке до н.э. Формы рабства в Древнем Китае. Древний мир.

Китай в V - III веке до н.э.  Формы рабства в Древнем Китае

Сельский труд в V — III в. до н. э. по-прежнему был занятием в основном свободных земледельцев-общинников. Однако в целом в хозяйственной жизни древнекитайских царств в этот период увеличивается роль рабского труда. Источники дают сведения о существовании в это время различных форм рабства и значительном распространении рабовладельческих отношений.

Для обозначения рабов употреблялось множество терминов: ну, бэй, тун, ши, фу, цзе, пу, ли и др. В зависимости от источника рабства, пола и возраста, принадлежности частным лицам или государству изменялось и наименование рабов.Наиболее употребительными терминами рабства были ну, бэй и тун. Термин ну означал раба-мужчину, бэй — рабыню, ну-бэй — рабов вообще. Термин тун по большей части применялся по отношению к молодым рабам, принадлежавшим частным лицам и обычно занятым в хозяйстве, ремесле и т. п. Нередко рабовладельцы владели сотнями тун. Уже само их число показывает, что они не могли быть только домашней прислугой. Такие термины, как ши, фу, цзе, обычно обозначали домашних слуг. Часто термины рабства употреблялись в сочетании друг с другом: например, ну-бэй, фу-бэй, тун-ну, пу-ну и т. п. Во многих случаях им предшествовали такие определения: гун — дворцовый, цзя — принадлежащий частному хозяйству, семье.

Существовали две основные категории рабов: рабы частные и рабы государственные, причем для данного периода характерно развитие частного рабовладения.

Основным источником рабства по-прежнему было порабощение военнопленных. Войны с кочевыми и полукочевыми племенами и непрерывные войны между царствами давали большой приток рабов. “Когда связывают захваченных пленных, их делят как награду и пожалования”, — сообщает “Гунь-цзы”. На соседние племена древнекитайские царства смотрели как на потенциальных рабов. На это, в частности, может указывать тот факт, что появившихся в это время на северной периферии Китая гуннов китайцы называли “злыми рабами” — сюнну.

Важным источником государственного рабства было осуждение за преступления. В целях классового угнетения потомственная, родовая по своему происхождению аристократия, заинтересованная в сохранении в классовом обществе пережитков первобытнообщинного строя, стремилась закрепить старые обычаи и нормы. Нарушение древних традиций и законов каралось обращением в государственных рабов и преступника, и членов его семьи. Теперь в связи с усилившимся разложением общины и укреплением права частной собственности появились новые, более суровые законы, направленные против бедных, воров и “разбойников”. В рабство стали обращать неимущих бедняков, бездомных и бродяг. По свидетельству Сыма Цяня, в середине IV в. до н. э. в царстве Цинь “все неудачники и те, кто беден из-за лени, были отданы в рабство вместе с женами и детьми”. В зависимости от серьезности проступка порабощение осужденных могло быть временным, пожизненным и наследственным.

Порабощение преступников получило очень широкое распространение. Древний словарь “Шо вэнь”, составленный в 121 г. до н. э., сообщает, что все мужчины, подвергшиеся уголовному наказанию, назывались ну, а женщины — бэй. Осуждение в рабство за нарушение законов на всем протяжении древней истории Китая являлось одним из основных источников государственного рабства. Поэтому чрезвычайно распространенный в источниках термин “ту” (“осужденный” или “преступник”) часто употреблялся для обозначения рабов. Именно так его толкует один из ранних комментариев “Исторических записок” Сыма Цяня, отмечающий, что “общим наименованием для мужчин и женщин ту являлся (термин) “ну”. Характерно, что термин “ту” часто употребляется в неразрывной связи с другими терминами рабства, например: “ту-ту”, “ту-ну-бэй”, “ту-ли”. Разумеется, не всегда осуждение вело к порабощению преступника, так как существовали и другие виды наказаний, и соответственно не во всех случаях и термин “ту” можно отождествлять с терминами рабства. Так называли всех, кто подвергался уголовному наказанию. Однако, поскольку порабощение, причем не только преступников, но и членов их семей в трех поколениях, было очень распространенным видом наказания, термин “ту”, как утверждает ряд исследователей, в большинстве случаев означал государственных рабов. Большие партии ту использовались государством на строительных, транспортных и ирригационных работах, а также в рудниках и государственных мастерских. Подобно другим рабам, заклейменные, с бритыми головами, закованные в железные ошейники, они были одеты в красные рубища — символ позорного наказания. Поэтому иногда источники называют их “одетые в красное”,

С разложением общины и разорением общинников развивалось долговое рабство, которое с этого времени становится одним из основных источников частного рабовладения. Акт продажи свободного в рабство, как и вообще акт покупки раба, оформлялся составлением покупного контракта, так называемого даньшу, который хранился у рабовладельца. Освобождение раба могло быть осуществлено только путем уничтожения даньшу.

Значительные размеры приобрела в этот период работорговля и, в частности, торговля рабами некитайцами. Известно, например, что работорговцы областей Шу и Ба добывали рабов на территории современной провинции Юньнянь и продавали их местным рабовладельцам. Рабов свободно продавали и покупали, дарили и отдавали за долги.

Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0     

ancient.gerodot.ru

Как жилось рабам в древнем Китае? Императорские законы на заре нашей эры | Культура

По мере развития государственности законы все более четко регулировали обращение с ними, смягчая жестокость прежних нравов. Значимые правовые нормы были приняты перед наступлением новой эры и на заре ее пришествия. Так, в I в. до н.э. была официально запрещена распространенная ранее практика безнаказанного убийства раба у частных хозяев, отменен закон о смертной казни раба, ранившего свободного гражданина.

В течение столетия был принят еще ряд важных решений. Например, император У Ди издал рескрипт, отменивший многолетний обычай обращать в рабов детей, которые закладывались за долги и не были выкуплены в течение трех лет. Этим же повелением были освобождены все обращенные в государственных рабов и рабынь, «если прежними законами не было предусмотрено наказание за совершение ими преступлений».

Император У Ди В ряде областей получили вольную и те, кто попал в рабство насильно или продал себя из-за голода, а также женщины, отданные в наложницы. Запрещено было клеймение рабов, а к лицам, «силой чинившим препятствия» к их освобождению, предписывалось применять наказания «в соответствии с законом о насильственной продаже людей в рабство».

Еще дальше пошел Ван Ман, самопровозгласивший себя императором в девятом году н.э. после совершения государственного переворота. По его указам была запрещена купля-продажа и земли (объявленной царской собственностью), и рабов, находившихся в частном владении. При этом численность государственных рабов возросла. Но им-то позволялось иметь собственность, включая земельную и даже осуществлять сделки купли-продажи (как мужчинам, так и женщинам). Ничего себе, — ведь это означало большие права, чем у свободных рабовладельцев!

Что же до тех рабов, что находились у частных хозяев, то порядки были таковы. При заведении судебного дела в их отношении представлять интересы в суде должен был хозяин (так же как в аналогичном случае с его домочадцами), иначе он сам подвергался наказанию.

Император Ван Ман Ему же предоставлялось право наказывать рабов, как и членов семьи, а по специальному разрешению властей даже убивать их за провинности. Например, удавлению подлежали и совместно проживающие с главой дома родственники, и рабы за донос на него, за исключением обвинения в мятеже и измене. Межсословные браки были запрещены под страхом уголовной ответственности, аналогичной той, которая следовала за воровство.

Несмотря на жесткость этих норм, нельзя не заметить, что в них не наблюдается различий между правовыми требованиями к домочадцам и рабам, т. е. они практически включались в патриархальную систему страны.

Таким образом, рабы в Китае становились либо издольщиками государства, либо фактически членами семьи рабовладельца. Правда, в 23 году н.э. Ван Ман был изрублен на куски в результате восстания «Красных бровей», но это уже отдельная история…

shkolazhizni.ru

Рабство в Китае - это... Что такое Рабство в Китае?

Рабство в Китае

По крайней мере, уже за двенадцать веков до н. э. в Китае были рабы, но только общественные. Ими становились пленники или осуждённые, преимущественно за политические преступления: бывало так, что целые области подвергались этому наказанию. Термин си, обозначающий рабство, встречается в письменных источниках с XIV в. до н. э.

Постепенно рабство из общественного употребления перешло и в частную жизнь. Кроме войны, источником рабов служила продажа главою семейства своих детей, внуков, племянников, а также и продажа самого себя, и в Китае этот источник был более обилен, чем где бы то ни было в другом месте. Право господина над рабом — наследственное, вечное, безусловное: закон не давал рабу никаких средств для того, чтобы выкупиться на свободу. Только в некоторых случаях встречались примеры массового освобождения рабов императорами с целью компенсировать жертвы, причинённые войной, и пополнить число податных сословий.

Рабство в Китае, несмотря на полноту власти господина, по-видимому, довольно мягко. Императорские указы признают за рабом личность.

«Среди творений неба и земли, — читаем мы в одном из них, — человек — самое благородное... Те, кои убивают своих рабов, не могут скрывать своего преступления... Те, кои выжигают на них клеймо, будут судимы по закону. Рабы заклеймённые становятся гражданами».

Кодекс практической морали, играющий здесь очень важную роль, говорит о необходимости рабу иметь свою семью. Семья раба жила в доме господина, нередко почти на равной ноге с его семейством. Рабыни почти ничем не отличались от младших жён, которые также приобретались путём покупки и были подчинены старшей жене. Рабы-мужчины часто пользовались доверием господина. Тот же кодекс практической морали заставлял господ относиться к рабам хорошо, ухаживать за ними, когда они больны и т. д. Существование массы свободных земледельцев и ремесленников привело к тому, что в Китае рабство было исключительно домашним, да и тут сыновний долг, обязывающий детей лично служить родителям, устранял отчасти необходимость в рабских услугах. Поэтому рабство всегда было сравнительно мало развито (двадцать рабов было признаком большой роскоши), а в начале XX века оно встречось ещё реже.

Ссылки

dic.academic.ru

Глава 10 Слуги и рабы. История Древнего Китая

Глава 10

Слуги и рабы

Во всех респектабельных (в узком смысле слова) китайских семьях множество домашней прислуги. В семье обычного китайского господина, как правило, есть привратник, два-три лакея, три-четыре носильщика, а также слуги, поддерживающие в доме порядок. Иногда их нанимают на месяц или на полгода, и каждому платят жалованье от трех до четырех долларов в месяц. Конечно, им предоставляется стол и жилье. Время от времени хозяева снабжают слуг одеждой, деньгами на табак и на другие мелкие услады. Конечно, чтобы получить работу, такие слуги должны представить рекомендации, подтверждающие их хорошее поведение в прошлом и квалификацию. В более бедных семьях поваров и других слуг нанимают как минимум на год, как и людей для работы в поле. Эти слуги устраиваются на работу согласно договорному найму, как это называется в Англии. Наем осуществляется местными властями на площадях или в других подходящих местах. В Кантоне договорные наймы осуществляются с первого по пятнадцатый день первого месяца года на четырехугольной площади перед храмом Долголетия. В это время на площади толпятся хозяева и слуги. Там же устраивают различные зрелища. Где-то можно увидеть накрытую циновками клетку с тигром или пантерой. А в другом месте площади внимание любопытных зрителей привлекает большая корзина с сердитым дикобразом, шестиногой свиньей или четвероногой уткой. Есть там и ларьки, где голодные и немощные могут подкрепиться супом, мясом, чаем, печеньем или фруктами всего за несколько монет. На таких сборищах всегда довольно балаганов, где играют в азартные игры, и многие слуги там оставляют часть небольших денег, доставшихся им тяжким трудом, а то и все свое жалованье.

Здесь можно упомянуть о том, что в Кантоне и других городах провинции Гуандун ежедневно происходит наем слуг прямо на улице. В пригороде Кантона, который носит название Хэнань, на улице Гоу-куай-цзя каждое утро в пять часов собирается множество поденщиков, ищущих работу. Если никто не нанимает их, они расходятся далеко за полдень. В храмовых двориках в любое время дня нередко можно видеть людей, «стоящих праздно», и говорящих: «…Никто нас не нанял»{63}. В том же пригороде на улице Тайпин-цзе или Датун-цзе с пяти до девяти утра ожидают найма столяры и каменщики. Столяры выстраиваются в ряд по одной стороне улицы, а каменщики – по другой. Как правило, их нанимают государственные подрядчики. Плата за такой труд очень мала: самое большее четверть доллара и трехразовое питание. Кроме того, рабочие ставят условие, согласно которому в новолуние, полнолуние, а также в девятый и двадцать третий день каждого лунного месяца их должны лишний раз накормить или выдать денежный эквивалент дополнительной трапезы.

Вернемся к положению домашних слуг в Китае. В китайских семьях хозяева чаще всего покупают женскую прислугу и в ряде случаев – мужскую. В домах богатых горожан нередко семье прислуживают от двадцати до тридцати таких рабов. И даже не слишком состоятельные люди считают необходимым иметь одного-двух рабов. Конечно, цена их зависит от возраста, состояния здоровья, силы и внешности; средняя – от пятидесяти до ста долларов, но во время войны или революции бедные родители под угрозой голодной смерти продают сыновей и дочерей по крайне низким ценам. Я помню, как родители, разоренные наводнившими провинции Гуандун и Гуанси в 1854–1855 годах бандами мародеров, продавали своих дочерей в Кантоне по пять долларов за каждую. Ряды рабов пополняются также из семей игроков, которым для покрытия проигрышей нередко приходится продавать детей.

Среди многих китайцев, с которыми я подружился или познакомился во время моего пребывания в Кантоне, один старик по имени Линь Чжицзи был, если можно так выразиться, посредником в работорговле. Я помню двух красивых юношей, проданных ему непутевым отцом, который проигрался в пух. Старший паренек был продан за пятьдесят долларов, а младший – за сорок. Старый работорговец предложил мне купить одного из юношей, повысив цену до трехсот пятидесяти долларов. Чаще всего средний здоровый раб-мужчина стоит около сотни долларов. Обычно люди, которых продают в рабство, сначала попадают в руки работорговца или посредника, пожилых мужчины или женщины. Перед тем как купить раба, торговец берет его на испытание на месячный срок. Если обнаружит, что раб разговаривает во сне, или найдет у него какие-то отклонения в здоровье, то либо предложит за него небольшую сумму или откажется скрепить сделку. Эта предосторожность необходима – ведь когда посредник перепродает раба, у него часто требуют гарантий его выносливости. Потенциальный покупатель тщательно осматривает раба, обращая особое внимание на то, нет ли у него признаков проказы – болезни, распространенной среди китайцев и, конечно, вызывающей у них ужас. Посредника просят завести раба в темную комнату и осматривают его там при синем свете. Если при этом освещении лицо раба принимает зеленоватый оттенок, о его здоровье выносят благоприятное заключение. Если же оно становится красноватым, решают, что кровь его заражена этой отвратительной болезнью.

Эти несчастные попадают в пожизненное наследственное рабство и не имеют родительской власти над своим потомством. Но правнуки рабов могут купить свободу, если у них достанет на это денег. Рабов называют «ну» и «бэй»; первым словом обозначают собственно мужчин-рабов, а вторым – рабынь. Если я не ошибаюсь, сами эти термины недвусмысленно говорят, что рабы являются членами семей своих хозяев. Раньше рабы принимали фамилию хозяина; но сейчас этот обычай вышел из употребления. Несмотря на то что рабы считаются членами семьи, их не признают членами общины. Например, они не могут предъявлять иск. Короче говоря, они вне границ гражданства, и ничто не защищает их от алчности, ненависти или похоти хозяев. Хозяева могут продавать рабынь в наложницы частным лицам и содержателям публичных домов или, как я понимаю, удовлетворять за их счет собственную похоть. Бывает, что хозяин женится на своей рабыне. Если это происходит, он дает знать друзьям и соседям, и они приходят на свадьбу повеселиться. Предложение выйти замуж делает в таком случае не сам хозяин, а его жена – хозяйка рабыни. Действительно, нередко бесплодная супруга, если у нее есть милая привлекательная рабыня, предлагает мужу сделать ту второй женой. Этот обычай напоминает мне об известном эпизоде из священной истории, в котором Сарра, видя, что стареет, убедила мужа жениться на невольнице Агари. Она надеялась, что Божественное обещание потомства, которое для нее, казалось, должно было остаться несбывшимся, сможет наконец исполниться. На рабынях женятся и по другим причинам. Так, женщина по имени Дун Люси, проживавшая в западном пригороде Кантона, предложила мужу жениться на молодой и красивой рабыне, хотя сама родила ему нескольких детей. Становясь все слабее здоровьем, она настояла на том, чтобы муж с молодой невестой поселился в соседнем доме. Так и получилось, что он сделал рабыню второй женой.

По-видимому, хозяева имеют ту же неограниченную власть над рабами, что и родители над детьми. Так, хозяина не призывают к ответу в случае смерти раба, даже если она последовала в результате нанесенных ему побоев. В 1853 году я видел на улице Ша-сань-пу в западном пригороде Кантона труп рабыни, умершей от побоев хозяйки. Когда хозяйка решила, что та при смерти, она велела отнести тело на расположенную у храма Ми-Чжоу площадь Нищих, как называют это место иностранцы, чтобы рабыня там и умерла. Желая получить деньги от этого чудовища, полицейские велели отнести умирающую рабыню обратно и положить на пороге дома. Обнаружив, что около ее дома толпятся зеваки, хозяйка отдала полицейским требуемую сумму, и труп (несчастная девушка умерла через несколько минут, после того как ее положили у дверей) унесли и похоронили на ближайшем кладбище. Кроме того, в 1869 году некий китаец по фамилии Хэ, живший в Хэнани – пригороде Кантона, обвинив своего раба, совсем еще мальчика – ему было четырнадцать, – в краже, немедленно связал его по рукам и ногам и бросил в реку Чжуцзян. Крики тонущего ребенка привлекли внимание офицера из команды канонерки ее величества, стоявшей там на якоре. К счастью, ему удалось спасти мальчика, которого в конце концов доставили к уполномоченным представителям союзников – в то время город был занят союзными армиями Великобритании и Франции. Сразу же был дан приказ об аресте Хэ, и узника передали китайским властям, которые отнеслись к этому делу с совершенным безразличием. Они были склонны отпустить его на свободу на том основании, что он не нарушил никаких законов. Тем не менее под давлением уполномоченных представителей союзников он был помещен в тюрьму магистрата уезда Наньхай. Несколько раз я видел этого человека в тюрьме, где, конечно, ему приходилось общаться с самыми отпетыми преступниками. «Британские консульские доклады о торговле» за 1869–1870 годы сообщают о случае, когда старуха, виновная в почти невероятно жестоком обращении с молодой девушкой из принадлежавшего ей борделя, заявила в свое оправдание, будто вправе делать со своей рабыней все, что угодно. Вице-консул Форрест, сообщивший об этом деле, настаивал на ее наказании. Тогда обвиняемой в уши воткнули стрелы и пронесли ее по улицам. Ее сопровождал глашатай, кричавший о ее чудовищном преступлении. Время от времени старуху пороли, и в конце концов она умерла, не вынеся пыток. Эта женщина, если ее вообще можно так назвать, изрезала локоть и коленные суставы девушки китайскими ножницами, потому что та отказалась принять ухаживания местного кули. То же хозяйка проделала и с другими частями ее тела, и девушка умерла почти сразу же после того, как покинула двор. Полиции с трудом удалось не дать соседям линчевать старуху.

В китайской семье рабыни прислуживают женщинам. Из них получаются отличные горничные, но для этого им нужно уметь делать прически и макияж. Кроме того, нередко рабыня носит госпожу, если у нее маленькие бинтованные ноги, на спине. Удивительно, какое расстояние в сельской местности рабыни способны пройти рысцой с хозяйками на спине. Это прекрасные няньки, с любовью относящиеся к своей работе.

Рабы всецело находятся в распоряжении хозяев, причем последние иногда прискорбно злоупотребляют своей властью (но насколько я знаю, во всех респектабельных китайских семьях к рабам относятся вполне вежливо). Однако этого не скажешь о рабынях, служащих у небогатых людей как «прислуга, отвечающая за все». Из таких семей рабы нередко сбегают из-за грубого обращения и тяжелой работы. Доказательством этого утверждения служит собранная мной коллекция китайских объявлений. В отсутствие общедоступных газет они представляют важное средство информирования людей о происходящих событиях. К ним относятся и объявления об ушедших от хозяев рабах, содержащие подробное описание внешности беглецов и обещание вознаграждения за их поимку. Автор одного из объявлений, описывая наружность сбежавшей рабыни, замечает, что ее лицо похоже на кошачью морду. Я неоднократно слышал на улицах больших китайских городов, как глашатаи рассказывали о внешности таких беглецов и предлагали вознаграждение за их поимку. Следует заметить, что глашатаи при этом не звонят в колокольчик, а бьют в гонг. Гонг подвешен на жерди, которую он несет вместе с помощником. К гонгу прикреплен бумажный флажок, где разборчивым почерком изложены подробности дела.

Когда уходят рабыни, хозяйка нередко прикрепляет принадлежавшую беглянке одежду к ручному жернову и вращает его, четко произнося имя сбежавшей. Если эта нелепая церемония не дает результата, хозяйка направляется в храм Сяньфэна, или Полководца. Она молит его о помощи и привязывает к ноге коня идола кусок бечевки, чтобы ему было чем связать рабыню.

Нет ничего удивительного, что в обществе, где существует рабство, распространено похищение детей. Особенно это касается девочек, которых похищают и увозят далеко от дома, чтобы позже, когда они вырастут, продать их в рабство или содержателям публичных домов. Закон суров для похитителей детей. Иногда женщин, похищавших девочек, прогоняют по улицам, стегая плетью. Мальчиков похищают так же, как и девочек, и продают на севере Китая. В некоторых случаях – нет нужды рассказывать о них подробно – людей, обвиненных в похищении мальчиков, казнят. Главе банды отрубают голову, второго по старшинству казнят через удушение, а других, признанных виновными в меньшей степени, ссылают на пожизненную каторгу. В северных провинциях, и особенно в городе Тяньцзине, который, кажется, представляет собой настоящий китайский содом, очевидно, не действуют и суровые законы, введенные из-за гнусностей, ради которых совершаются похищения.

В императорском дворце в Пекине на постоянной службе находятся евнухи, занятые в гареме императора. Главный евнух, которого назначает сам император, обычно пожилой человек. Он пользуется большим доверием и носит звание цзун-гун, что означает «глава сераля». Это должностное лицо пользуется привилегией получать необходимые приказания лично от императрицы. Фактически по отношению к китайской императрице он занимает то же положение, какое занимал Гафах по отношению к царице Есфири, как мы узнаем из Писания. В то же время другие евнухи (а их очень много) подчинены ему, подобно упомянутым придворным скопцам (Есф., 4: 5). Если император отправляется в храмы на поклонение, его сопровождают евнухи и вместе с ним преклоняют колени перед жертвенниками.

Курильщики опиума

Привилегия бывать в императорском гареме позволяет евнухам совещаться с государем, и, добившись его расположения, они иногда получают возможность сделать карьеру. Так, в 1868 году один из этих несчастных весьма неблаговидным способом занял высокое положение{64}. Но его ожидало внезапное падение, как случалось и с людьми поважнее. В конце концов он был казнен обыкновенным палачом.

Во всех китайских семьях, входящих в «первый десяток тысяч», существует близость между хозяином и слугами, с одной стороны, и хозяйкой и служанками – с другой. Слуги нередко делают предложения, касающиеся благосостояния семьи, и во многих случаях с ними обсуждают серьезные дела. Когда я в первый раз столкнулся с этим, то был крайне удивлен. В одно из моих многочисленных посещений уездного города Хэюань правитель уезда, узнав, что один из моих спутников – английский врач, пригласил нас в свою резиденцию. Он сообщил нам, что хочет получить от иностранного врача консультацию о здоровье зятя. Когда мы пришли к нему, нас сразу проводили в гостиную. Хозяин пригласил нас сесть и отведать угощение. Едва мы успели сесть, как вошел хозяйский зять, двадцатишестилетний молодой человек изможденного вида. С ним, к нашему изумлению, пришли, кажется, вообще все слуги этого семейства. Я решил, что они вышли посмотреть на заморских гостей. Но когда правитель уезда начал с нашим спутником разговор о состоянии здоровья зятя (молодой человек был курильщиком опиума), старшие слуги и рабы наперебой стали выдвигать серьезные предложения относительно лечения больного. В дальнейшем я узнал, что такие сцены в китайских семьях не редкость. Подобная свобода в общении хозяев со слугами всегда была характерна для восточных людей. Когда царь Давид, услышав о смерти сына, перестал поститься и плакать, слуги тут же спросили его: «Что значит, что ты так поступаешь?» (2 Цар., 12: 21). Маленькая пленная израильтянка предложила своей сирийской хозяйке, чтобы Нееман попросил «пророка, который в Самарии» вылечить его от проказы (4 Цар., 5: 3). Более того, когда этот прославленный полководец игнорировал полученные от пророка наставления, слуги даже стали спорить с ним. Когда Одиссей вернулся домой после многолетнего отсутствия, его целовали все слуги.

Курильщик опиума

Можно сказать, что в Китае рабство существует в ограниченной форме по сравнению с тем, что практиковалось в Британской Вест-Индии и в Соединенных Штатах. Пожив в стране, где существует рабство, даже умеренное, любой поймет, насколько оно разлагает и унижает. Гомер не преувеличивал, говоря, что раб всего лишь наполовину человек.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Китай в V - III веке до н.э. Формы рабства в Древнем Китае. Древний мир.

Китай в V - III веке до н.э.  Формы рабства в Древнем Китае

Сельский труд в V — III в. до н. э. по-прежнему был занятием в основном свободных земледельцев-общинников. Однако в целом в хозяйственной жизни древнекитайских царств в этот период увеличивается роль рабского труда. Источники дают сведения о существовании в это время различных форм рабства и значительном распространении рабовладельческих отношений.

Для обозначения рабов употреблялось множество терминов: ну, бэй, тун, ши, фу, цзе, пу, ли и др. В зависимости от источника рабства, пола и возраста, принадлежности частным лицам или государству изменялось и наименование рабов.Наиболее употребительными терминами рабства были ну, бэй и тун. Термин ну означал раба-мужчину, бэй — рабыню, ну-бэй — рабов вообще. Термин тун по большей части применялся по отношению к молодым рабам, принадлежавшим частным лицам и обычно занятым в хозяйстве, ремесле и т. п. Нередко рабовладельцы владели сотнями тун. Уже само их число показывает, что они не могли быть только домашней прислугой. Такие термины, как ши, фу, цзе, обычно обозначали домашних слуг. Часто термины рабства употреблялись в сочетании друг с другом: например, ну-бэй, фу-бэй, тун-ну, пу-ну и т. п. Во многих случаях им предшествовали такие определения: гун — дворцовый, цзя — принадлежащий частному хозяйству, семье.

Существовали две основные категории рабов: рабы частные и рабы государственные, причем для данного периода характерно развитие частного рабовладения.

Основным источником рабства по-прежнему было порабощение военнопленных. Войны с кочевыми и полукочевыми племенами и непрерывные войны между царствами давали большой приток рабов. “Когда связывают захваченных пленных, их делят как награду и пожалования”, — сообщает “Гунь-цзы”. На соседние племена древнекитайские царства смотрели как на потенциальных рабов. На это, в частности, может указывать тот факт, что появившихся в это время на северной периферии Китая гуннов китайцы называли “злыми рабами” — сюнну.

Важным источником государственного рабства было осуждение за преступления. В целях классового угнетения потомственная, родовая по своему происхождению аристократия, заинтересованная в сохранении в классовом обществе пережитков первобытнообщинного строя, стремилась закрепить старые обычаи и нормы. Нарушение древних традиций и законов каралось обращением в государственных рабов и преступника, и членов его семьи. Теперь в связи с усилившимся разложением общины и укреплением права частной собственности появились новые, более суровые законы, направленные против бедных, воров и “разбойников”. В рабство стали обращать неимущих бедняков, бездомных и бродяг. По свидетельству Сыма Цяня, в середине IV в. до н. э. в царстве Цинь “все неудачники и те, кто беден из-за лени, были отданы в рабство вместе с женами и детьми”. В зависимости от серьезности проступка порабощение осужденных могло быть временным, пожизненным и наследственным.

Порабощение преступников получило очень широкое распространение. Древний словарь “Шо вэнь”, составленный в 121 г. до н. э., сообщает, что все мужчины, подвергшиеся уголовному наказанию, назывались ну, а женщины — бэй. Осуждение в рабство за нарушение законов на всем протяжении древней истории Китая являлось одним из основных источников государственного рабства. Поэтому чрезвычайно распространенный в источниках термин “ту” (“осужденный” или “преступник”) часто употреблялся для обозначения рабов. Именно так его толкует один из ранних комментариев “Исторических записок” Сыма Цяня, отмечающий, что “общим наименованием для мужчин и женщин ту являлся (термин) “ну”. Характерно, что термин “ту” часто употребляется в неразрывной связи с другими терминами рабства, например: “ту-ту”, “ту-ну-бэй”, “ту-ли”. Разумеется, не всегда осуждение вело к порабощению преступника, так как существовали и другие виды наказаний, и соответственно не во всех случаях и термин “ту” можно отождествлять с терминами рабства. Так называли всех, кто подвергался уголовному наказанию. Однако, поскольку порабощение, причем не только преступников, но и членов их семей в трех поколениях, было очень распространенным видом наказания, термин “ту”, как утверждает ряд исследователей, в большинстве случаев означал государственных рабов. Большие партии ту использовались государством на строительных, транспортных и ирригационных работах, а также в рудниках и государственных мастерских. Подобно другим рабам, заклейменные, с бритыми головами, закованные в железные ошейники, они были одеты в красные рубища — символ позорного наказания. Поэтому иногда источники называют их “одетые в красное”,

С разложением общины и разорением общинников развивалось долговое рабство, которое с этого времени становится одним из основных источников частного рабовладения. Акт продажи свободного в рабство, как и вообще акт покупки раба, оформлялся составлением покупного контракта, так называемого даньшу, который хранился у рабовладельца. Освобождение раба могло быть осуществлено только путем уничтожения даньшу.

Значительные размеры приобрела в этот период работорговля и, в частности, торговля рабами некитайцами. Известно, например, что работорговцы областей Шу и Ба добывали рабов на территории современной провинции Юньнянь и продавали их местным рабовладельцам. Рабов свободно продавали и покупали, дарили и отдавали за долги.

daos2545.narod.ru

ДРЕВНИЙ КИТАЙ - УСТАНОВЛЕНИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

1. Природа Китая в древности.

В Юго-Восточной Азии находится одна из величайших стран мира - Китай. Природа её очень разнообразна.

В Восточном Китае на берегах океана расположена Великая Китайская равнина. По ней протекают реки Хуанхэ и Янцзы. Обе они берут начало в горах далеко на западе.Производство шелка в Китае

Река Хуанхэ мелеет во время засухи. После дождей она разливается и затопляет равнину на десятки и сотни километров.

Берега Хуанхэ сложены из лёсса, похожего на мелкий, плотно слежавшийся жёлтый песок. Вода легко размывает лёсс. Поэтому во время разливов река разрушает берега. Много раз она даже меняла своё русло. После разлива река текла уже по новому, прорытому ею руслу, иногда далеко от тех мест, где она протекала раньше.

Карта Индия и Китай III-II тысячилетие до н.э.

Карта Индия и Китай III-II тысячилетие до н.э.При достаточном количестве влаги лёсс очень плодороден.

В Китае, на берегу океана, выпадает значительное количество дождей.

Чем дальше от моря на запад, тем меньше дождей. Здесь нередко бывают сильные засухи.

В древности на берегах Хуанхэ были степи и леса, а в её низовьях - много болот.

На берегах реки Янцзы земли тоже плодородны. В древности они были покрыты густыми лесами.

В Западном Китае расположены высокие нагорья. Их пересекают скалистые, горные хребты и глубокие обрывистые пропасти. На нагорьях расстилаются пустыни и сухие степи, непригодные для земледелия. Пути через горы и пустыни были очень тяжелы и опасны.

Бронзовые и каменные китайские сосуды2. Занятия китайцев во II тысячелетии до н. э.

Древние земледельцы заселили свободные от лесов земли по среднему и нижнему течению реки Хуанхэ.

Несмотря на плодородие земель Великой Китайской равнины, жизнь здесь была очень тяжёлой. При засухе погибал весь урожай. Ещё большие бедствия приносили разливы Хуанхэ. Целые селения обрушивались в реку; в воде гибли люди и скот. После наводнений равнина была похожа на пустыню. Китайцы называли Хуанхэ «блуждающая река», «горе Китая», «река тысячи бедствий».

Уцелевшие при наводнении земледельцы возвращались на опустошённые места. От непогоды они укрывались в ямах, покрытых ветвями. С огромным трудолюбием они насыпали плотины и рыли каналы. Работали они главным образом каменными и костяными орудиями труда.

Во II тысячелетии до н. э. китайцы сеяли пшеницу, просо и рис, сажали овощи, разводили скот. Они также научились разводить шелковичных червей и делать из тонких шёлковых нитей очень красивую и прочную ткань. Ремесленники обрабатывали медь и бронзу, делали сосуды из камня. О большом мастерстве китайских ремесленников говорят их изделия.

3. Древнейшее в Китае государство.

На берегах реки Хуанхэ археологи нашли много могил II тысячелетия до н. э.

В одних могилах были положены только тела, завёрнутые в рогожки, и было поставлено по горшку с пищей.

Для других могил были вырыты большие ямы. В яме строили целый дом с большим залом. В зале ставили гроб с телом покойника. Вокруг гроба укладывали дорогое бронзовое оружие, золотые вещи, сосуды из резного камня и бронзы. Вместе с покойниками хоронили десятки, а иногда и сотни людей, которые будто бы должны были служить душе покойника и охранять её. Одним из этих людей перед погребением отрубали головы, а других связывали и закапывали живыми. В могилу клали убитых лошадей.Раскопанная могила царя в Китае

В таких могилах были похоронены цари.

Находки археологов показывают, что во II тысячелетии до н. э. у населения долины Хуанхэ установился рабовладельческий строй. Письменные памятники подтверждают, что во II тысячелетии до н. э. возникло древнейшее в Китае рабовладельческое государство.

В древнейшем рабовладельческом государстве Китая были жестокие обычаи. Постоянный страх перед засухами и наводнениями привёл к возникновению веры в злых богов ветра и дождя. Богам приносили в жертву рабов, сжигая их живыми или бросая в реку. Сохранилась запись, сделанная во время засухи: «Сжигаем раба, чтобы на землю снизошёл дождь».

В той части Китая, где ранее, чем в других областях, стали развиваться земледелие и скотоводство, раньше возникло и рабовладельческое государство.

  • < РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ИНДИЙЦЕВ
  • -> ОБЪЕДИНЕНИЕ КИТАЯ В ОДНОМ ГОСУДАРСТВЕ >

hist-world.com

Древний Китай

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Следующий период в истории Китая является временем крупных смут, уничтожения единого государства и существования отдельных маленьких княжеств, которые в течение длительного периода с VIII по III век до н. э. вели упорную борьбу между собой.

Некоторые данные, сохранившиеся в книге Мэн-цзы характеризуют хозяйственный и общественный строй этого времени. Упорные войны, которые вели между собой в борьбе за преобладание и господство отдельные княжества, тяжёлым бременем ложились на трудовые массы народа.

“Многочисленные армии отправляются в путь вместе с правителем, (служа ему охраной) и поглощают все продукты. Голодающие не находят себе пищи; те, которые могут работать, не находят более покоя. Теперь одни лишь злобные взгляды, хор проклятий! И тогда в сердцах народа рождается лишь глубокая ненависть. Он сопротивляется приказам (царя), которые предписывают угнетать народ”.

В философских трудах VI в. до н. э. формулируются твёрдые принципы государственного деспотического управления, ко­торые должны были быть восстановлены после периода смуты и внутренней борьбы.

Развитие торговли требовало восстановления централизо­ванного государства и создания государственного аппарата. В книге философа Мэн-цзы даётся характеристика сильной деспотической власти. Он рекомендовал установить государ­ственный контроль над земледелием, а императорам в частности советовал осуществлять крупное ирригационное строитель­ство для поднятия сельского хозяйства.

В III в. до н. э. в Китае вновь образуется сильное госу­дарство — государство династии Цинь. Приблизительно к это­му времени относятся крупные работы по постройке ве­ликой Китайской стены, начатой несколько раньше. Наиболее видным политическим деятелем этой эпохи является китайский император Ши Хуанди, при котором особенно широко развернулась постройка великой Китайской стены, целой системы оборонительных укреплений вокруг разросшегося Китайского государства. Очевидно, это крупное государство ещё не было достаточно прочным. Ему грозили постоянные набеги горцев и степняков, кочевых племён, постоянно вторгавшихся в бо­гатые равнины Китайского государства.

На обострённую классовую борьбу, происходившую внутри Китайского государства, указывает известный факт сожжения книг, в которых содержались мысли, опасные для существо­вания государства. В легендах полуисторического характера описывается, как Ши Хуанди приказал заживо похоронить 460 учёных, утаивших книги и осуждавших царя. По совету одного министра Ши Хуанди приказал сжечь все историче­ские хроники и классические книги, за немногими исключе­ниями, а утаивших — заклеймить и послать на постройку великой стены. Так расправлялась правящая рабовладель­ческая аристократия со всякого рода попытками изменения существующего строя, которые возникали в ту эпоху.

Постепенное разложение сельских общин приводило к разорению широких слоев трудовых масс и к образованию крупного рабовладельческого землевладения. При царях 'из династий Хань богатые аристократы-зе­млевладельцы сосредоточивают в Твоих руках крупные земель­ные владения.

Так, в истории первой династии Хань говорится о том, что “министр Чжан Ю владел 40 тыс. (акров), а другие, собиравшие землю, обладали обширными земельными пространствами; вследствие этого народ жил в бедственных условиях... После того как империя прожила в мире несколько поколений, влиятельные... богатые люди и чиновники часто владеют огромным имуществом, тогда как бедняки и маломощные стра­дают всё больше и больше”.

Само собой разумеется, что это разорение широких слоев трудовых масс должно было приводить к росту рабовладения и к увеличению количества рабов в стране. Доведённые до нищеты, бедняки принуждены были часто продавать в рабство своих детей. Такие факты описываются в истории первой династии Хань:

“У населения удела Цинь семьи были бедны, а дети крепки и сильны;

поэтому и их отдавали в залог... когда несколько раз подряд бывал не­урожай, население вынуждалось продавать именитым людям своих детей, чтобы добыть одежду и пищу”.Так же как и в других древневосточных странах, в Китае существовали промежуточные формы долговой кабалы, при­водившие постепенно к рабству. В источниках периода Хань говорится о том, что “по обычаям продававшиеся в рабство дети и взрослые сначала считались заложниками; если по прошествии трёх лет они не выкупались, они делались окончательно рабами”. Главным источником рабства являлись войны, которые сопровождались захватом большого количества пленников. Наря­ду с этим тяжёлое бремя ложилось на плечи свободного трудового населения в годы войны, когда бедняки разоря­лись от налогов и многие из них погибали на полях сраже­ний. Всё это приводило к нищете и к разорению широких слоев трудовых масс. В китайских источниках нередко ука­зывается на то, каким тяжёлым бичом для широчайших слоев населения были войны:

“в царствование У Ди правительство много занималось военными экспедициями и гражданскими сооружениями, поэтому требовалось такое количество рабочей силы для выполнения этих проектов, что многие вынуж­дены были бросить основное своё занятие — земледелие... Император У Ди из династии Хань послал военные силы против варваров в четырёх направлениях и наложил на народ тяжёлые налоги. Люди, имевшие трёх­летних сыновей, должны были платить за них подушные налоги. Это причиняло много страданий. Некоторые даже убивали своих сыновей, как только они рождались”.

В годы войны, когда нарушалась обычная хозяйственная жизнь страны, рабовладельческая аристократия, опираясь на аппарат государственной власти, облагала население различ­ными податями. Так, в эпоху Хань, помимо обычных налогов, были введены налоги на соль и железо. Работорговля достигла в эту эпоху чрезвычайно широких размеров, что также ука­зывает на большое число рабов в стране. Создаются специ­альные рынки рабов и появляются торговцы, которые спе­циализируются на продаже рабов и принимают всякие меры к тому, чтобы получить как можно больше барыша от этой тор­говли. В истории первой династии Хань указывается на то, что “занимающиеся ныне продажей рабов одевают последних в па­радные одежды... и выставляют их в стойлах (на* базарах)”.

Разорение трудовых масс, постепенный распад сельских общин, рост крупного землевладения, работорговли — всё это вызвало обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы. В источниках этого периода указывается на то, что некоторые государственные деятели пытались прини­мать меры к смягчению классовых противоречий. С этой целью делались попытки ограничить землевладение и рабовладение. В царствование императора Ай Ди был выдвинут довольно любо­пытный проект, согласно которому представители знати, чинов­ники могли иметь не более 5 тыс. единиц земли (му). Число рабов согласно этому проекту должно было быть также ограни­чено. В зависимости от своего социального положения тот или иной рабовладелец мог иметь от 30 до 200 рабов. Однако этот проект не был осуществлён.

Политическая история эпохи Хань известна значительно лучше, чем история предшествующих периодов. В источниках сохранилось много указаний на обострённые формы классовой борьбы, происходившей в царствование различных императоров династии Хань. Традиция указывает на то, что некоторые импе­раторы, как, например, Лю Бан, происходили из среды общин­ников. Имеются указания и на то, что против власти императора нередко поднимались эксплуатируемые массы населения.

Чрезвычайно существенным фактом, характеризующим состояние Китая в эту эпоху, является значительный рост внешней тор­говли и в связи с этим широкое развитие завоевательной поли­тики. В конце II в. до н. э. при императоре У Ди (140—87 гг. до н. э.) китайцы проникают довольно далеко на запад вплоть до Средней Азии. Китайские караваны направляются через Восточный Туркестан в район южных оазисов Таримского бассейна и в области между Оксом и Яксартом (Аму-Дарья и Сыр-Дарья). Особенно оживлённые торговые взаимоотношения китайцы устанавливают с Ферганой. Различные китайские товары привозятся в Бактрию, откуда персидские торговцы везут их дальше на запад, в Сирию. Китайцы вывозили шёлк, а ввозили различные ткани, пёстрые ковры, стекло, металлы, драгоценности, яшму и кораллы, лекарства, а в частности из Бактрии, лошадей и верблюдов. Через Персию и Сирию ки­тайские товары проникали в Римскую империю. Стремление захватить в свои руки важные торговые пути и рынки при­вело к развитию завоевательной политики. Китайские импе­раторы из династии Хань завоёвывают Восточный Туркестан (Синцзян), захватывают в свои руки Корею и даже некоторые области Индо-Китая, стремясь открыть дорогу в Индию. Ки­тайское правительство устанавливает дипломатические и тор­говые взаимоотношения с многочисленными государствами (их насчитывают до 36). В китайских текстах этого времени встречаются названия, в которых видят названия Парфии и Сирии. С этими странами китайцы устанавливают торговые связи. Эта широко развитая внешняя торговля и завоеватель­ная политика приводили к ещё большему обогащению рабовла­дельческой аристократии, что создавало внешний, кажущийся эффект благосостояния страны и государства.

Развитие могущества китайского государство нашло своё отражение и в росте культуры. В источниках указывается на то, что в это время основывались академии, библиотеки, что государство поддерживало писателей, заботилось о по­вышении квалификации чиновников, устраивая публичные экзамены. Однако всё это носило показной и внешний харак­тер. Широкие массы трудового населения находились в тя­жёлом положении. На это ясно указывают реформы узур­патора Ван Мана, выдвинутого, очевидно, довольно значитель­ными группами средних свободных слоев сельского городского населения, стремившихся к смягчению классовых противо­речий. В это время всё шире распространяются теории, целью которых было ослабить формы классовой эксплуатации. Произ­водятся попытки несколько смягчить острые социальные проти­воречия и тем самым заглушить классовую борьбу. В этом отно­шении характерны теории Дун Чжун-шу и Ван Чуна и реформы Ван Мана. Ван Ман пытался конфисковать крупные земельные владения, перераспределить земельный фонд, запретить куплю и продажу рабов и даже регулировать законами цены, одновремен­но рекомендуя активно вмешиваться в торговую жизнь страны. Так государственная власть используется для установления наиболее мощного контроля над хозяйственной жизнью страны. Однако эти реформы окончились неудачей (9 г. н. э.). Уже через три года Ван Ману пришлось снова разрешить покупку и продажу рабов.

mirznanii.com


Смотрите также