Древний язык мертвых. Мертвые языки: зачем люди изучают готский, древнеисландский и койне?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что мертво, умереть не может: 5 мест для изучения древних языков. Древний язык мертвых


ТОП-10 крутейших мертвых языков

Если на них почти никто не разговаривает, это еще не значит, что о них стоит забыть.

Мало ли, может кому-то из вас после прочтения этой статьи захочется поближе познакомиться с одним из нижеперечисленных языков. Есть в них нечто таинственное и загадочное, такое, что притянет к себе любого полиглота.

10. Аккадский

Аккадский язык

Когда появился: 2800 год до н.э.

Исчез: 500 год н.э.

Общая информация: лингва-франка древней Месопотамии. В аккадском языке использовался такой же клинописный алфавит, что и в Шумерском. На нем написана эпопея о Гильгамеше, миф об Энуме и Элише и многие другие. Грамматика мертвого языка напоминает собой грамматику классического арабского.

Плюсы его изучения: люди будут под огромным впечатлением, когда увидят, что вы с легкостью читаете эти странные для них значки.

Минусы его изучения: вам тяжело будет найти собеседника.

9. Библейский иврит

Библейский иврит

Когда появился: 900 год до н.э.

Исчез: 70 год до н.э.

Общая информация: на нем написан Ветхий Завет, который позже был переведен на древнегреческий или, как его еще принято называть, септуагинта.

Плюсы его изучения: библейский очень похож на современный разговорный иврит.

Минусы его изучения: нелегко будет на нем побеседовать с кем-то.

8. Коптский

Коптский язык

Когда появился: 100 год н.э.

Исчез: 1600 год н.э.

Общая информация: на нем написана вся литература ранней христианской церкви, включая библиотеку Наг-Хаммади, в которой хранятся знаменитые гностические Евангелия.

Плюсы его изучения: это основа египетского языка, созданная с использованием греческого алфавита, а это звучит просто потрясающе.

Минусы его изучения: увы, никто на нем не разговаривает по той причине, что его вытеснил арабский.

7. Арамейский

Арамейский

Когда появился: 700 год до н.э.

Исчез: 600 год н.э.

Общая информация: на протяжении многих веков это лингва-франка большей части Ближнего Востока. Арамейский принято идентифицировать с языком Иисуса Христа. На нем написана основная часть Талмуда, а также библейские книги Даниила и Эзры.

Плюсы его изучения: он не особо отличается от библейского иврита, а потому, изучив его, можно убить двух зайцев. Если вас это заинтересует, представьте только, вы разговариваете на языке Иисуса.

Минусы его изучения: на нем никто не разговаривает, не считая нескольких арамейских общин.

6. Среднеанглийский язык

Среднеанглийский язык

Когда появился: 1200 год н.э.

Исчез: 1470 год н.э.

Общая информация: на нем можно почитать творения «отца английской поэзии» Джефри Чосера, Библию, переведенную Уиклифом, а также детские баллады «Подвиги Робина Гуда», которые считаются ранними сказками об одноименном герое.

Плюсы его изучения: это основа современного английского.

Минусы его изучения: не найти того, кто свободно им владеет.

5. Санскрит

Санскритский

Когда появился: 1500 год до н.э.

Общая информация: до сих пор существует в качестве литургического или церковного языка. На нем написаны Веды, большинство священных писаний. На протяжении трех тысячелетий санскрит был лингва-франка полуострова Индостан. Его алфавит состоит из 49 букв.

Плюсы его изучения: санскрит стал фундаментом религиозных текстов индуизма, буддизма и джайнизма.

Минусы его изучения: только священники и жители некоторых деревенских поселений могут на нем разговаривать.

4. Древнеегипетский

Древнеегипетский

Когда появился: 3400 год до н.э.

Исчез: 600 год до н.э.

Общая информация: именно на этом языке написана Книга мертвых, а также расписаны гробницы египетских правителей.

Плюсы его изучения: этот язык именно для тех, кто обожает нелегкие для понимания иероглифы

Минусы его изучения: на нем никто не разговаривает.

3. Древнескандинавский

Древнескандинавский

Когда появился: 700 год н.э.

Исчез: 1300 год н.э.

Общая информация: на нем написано основное произведение германо-скандинавской мифологии «Эдда», целый ряд старых исландских мифов. Это язык викингов. На нем разговаривали в Скандинавии, на Фарерских островах, в Исландии, Гренландии и в некоторых областях России, Франции, Британских островов. Он считается неким предшественником современного исландского.

Плюсы его изучения: выучив древнескандинавский, можете притвориться викингом.

Минусы его изучения: практически никто вас не поймет.

2. Латынь

Латынь

Когда появился: 800 год до н.э., который называется еще эпохой Возрождения. 75 год до н.э. и 3 век н.э. принято считать «золотым» и «серебряным» периодом классической латыни. Затем началось существование эпохи средневековой латыни.

Общая информация: на языке оригинала можете почитать Цицерона, Юлия Цезаря, Катона, Катулла, Вергилия, Овидия, Марка Аврелия, Сенека, Августина и Фому Аквинского.

Плюсы его изучения: среди мертвых языков он считается самым популярным.

Минусы его изучения: к сожалению, в социальных сетях или в реальной жизни на нем не пообщаешься. Хотя в обществах любителей латыни и в Ватикане вам будет с кем поговорить.

1. Древнегреческий

Древнегреческий

Когда появился: 800 год до н.э.

Исчез: 300 год н.э.

Общая информация: зная древнегреческий, с легкостью прочтете труды Сократа, Платона, Аристотеля, Гомера, Геродота, Еврипида, Аристофана и многих других.

Плюсы его изучения: вы не только пополните свой словарный запас, расширите сознание, но и сможете прочесть древнее писание о сексе, принадлежащее перу Аристофана.

Минусы его изучения: почти никто свободно им не владеет.

 

womanadvice.ru

Что такое мертвый язык? Список мертвых языков :: SYL.ru

Как говорил Оливер Холмс: «Язык подобен храму, который хранит души говорящих на нём». Но он может рухнуть, как только люди перестанут им пользоваться. Появление метафоры «живые и мёртвые языки» далеко не случайно. Исчезает народ, за ним умирает его культура, традиции и ценности. Когда всего этого не существует, появляется мёртвый язык, который хранится лишь в письменных источниках.

Как и почему они умирают

Исчезновение языков наблюдалось во все времена, но наиболее активно это стало происходить последние столетия. Согласно исследованиям учёных, мёртвый язык появляется каждые 2 недели. Многие из них являются бесписьменными, и они исчезают как только смерть забирает последнего носителя. Такое положение случается при возникновении трёх основных причин:

1. Исчезает народ, владеющий этим языком. Такая участь коснулась жителей Тасмании, которых выгнали с территории родной земли.

2. Люди изучают новые языки, при этом забывают старые. Этот процесс можно объяснить как переключение людей на другую культуру. Такие люди делятся на 3 категории:

2.1 Поколение знает только свой родной язык.

2.2 Родным пользуются дома, а на улице говорят на основном.

2.3 Не знают родной язык, но прекрасно владеют основным.

мертвый язык

Третье поколение часто подвержено трудностям. К примеру, семья живёт в Америке, и дети владеют основным языком, при этом не зная родного. Но старшие родственники не знают английского, а владеют родным. Отсюда и возникает барьер общения между родственниками.

Раскрываем значение термина

Мёртвый язык — это не существующий в употреблении и известный лишь благодаря письменностям или использующийся в другом варианте. К примеру, не многие знают, что арабский раньше был коптским, а исконно американский язык вытеснили французский, английский, испанский и португальский.

Мёртвые языки, список которых будет представлен ниже, помогают продолжать эволюцию других. Например:

- латынь — предок романского языка;

- старославянский дал основу нашему русскому;

- древнегреческий существует лишь в диалектах.

Иногда мёртвые языки мира продолжают своё существование в религии и в науке. Но бывали случаи когда умерший язык оживал. Примером этого события стал иврит.

мертвые языки список

Так же можно сказать и о турецкой речи, которая образовалась от османской. Последняя в начале 20 века употреблялась лишь в делопроизводстве. Этот случай наглядно демонстрирует то, как литературный язык отделяется от разговорного, который со временем переходит в новую форму, тем самым превращая основной в мёртвый.

Мёртвые языки. Список

Tamboran — использовался на протяжении 1000 лет населением южной части Индонезии. Но в 1815 году после сильнейшего извержения вулкана погиб не только народ, но и его язык.

Фризский — был конкурентом немецкого, где последний оказался сильнее. Сегодня он существует лишь в быту небольшого города под названием Затерланд.

Азери — закончил своё существование в 17 веке, когда персы напали на город, где разговаривали на этом языке. После этого все перешли на турецко-азербайджанскую речь.

Shuadit — на нём говорили французские евреи в 11 веке. Из-за религиозной несвободы они создавали свои общины, где вся речь была на этом языке. С обретением религиозной независимости евреи разъехались по разным странам, а Shuadit со временем превратился в мёртвый язык.

Греческий. На нём говорило более 15 миллионов людей. Развитие языка происходило вместе с народом стран Средиземноморья. Именно его использовали Аристотель и Платон для написания своих произведений. Его принято считать научным языком. Более 1 миллиона английских слов взято именно с греческого.

латынь мертвый язык

Латынь — мёртвый язык, который зародился в 1000 г. до н. э. На сегодняшний день носителями считаются жители Ватикана (100 тысяч человек). Латынь — это язык медицинской терминологии. Именно он сыграл одну из главных ролей в распространении религии христианства.

Живой или мёртвый

Речь пойдёт о латыни, алфавит которой стал основой для создания письменности многих современных языков. С самого начала его зарождения на нём говорило лишь население небольшой области Лаций. Центром для этого народа стал город Рома (Рим), а жители стали называть себя римлянами. Этот этап развития латыни назывался архаическим.

Следующий период назывался классическим и появился, когда территория Рима стала самой крупной рабовладельческой землёй. Латынь этого периода считалась литературным языком, на котором писались прозаические сочинения и поэтические произведения.

мертвые языки мира

Последний этап — средневековой. Латынь этого периода была выражена молитвами, песнями и гимнами. Святой Иероним, переведя на него Библию, сделал его таким же священным, как древнееврейский и древнегреческий.

Подводя итоги, можно сказать, что латынь — это не мёртвый язык, а в какой-то мере живой. Его знают минимум 1 000 000 людей нашей планеты, хотя никто не разговаривает на нём как на родном. Умершим его можно считать потому, что до нас не дошли многие слова, диалекты, и мы не владеем правильным произношением звуков.

Возрождение иврита

Именно этот язык является самым популярным примером того, как мёртвый язык вновь стал живым. После Великой Отечественной войны евреи объединились на территории Израиля и поспособствовали возрождению своего языка. Благодаря народу, который использовал его как культ, и стараниям учёных, иврит вновь ожил. Именно этот пример стал основой и толчком для возрождения таких мёртвых языков, как гасконский (Франция) и мэнский (Британия).

живые и мертвые языки

Это интересно

1. Самыми распространёнными в мире считаются английский, китайский, арабский.

2. Население Земли пользуется 7000 языками. 2500 из которых в скором времени могут пополнить список мёртвых.

3. 4 февраля 2014 года умер последний человек знающий язык Klallam.

4. Скорость развития английского настолько быстра, что каждые 98 минут появляется новое слово.

5. Самый маленький алфавит Ротокас (население Папуа-Новой Гвинеи) состоит из 12 букв.

6. Список мёртвых языков пополнил ливанский, когда умерла последняя его носительница Гризельда Кристина.

7. Поисковая система "Гугл" работает на 124 языках, 2 из них искусственные — эсперанто и клингон.

Самая главная цель языка — это сохранить культуру народа, чтобы передавать её следующему поколению. Именно поэтому он играет важную роль при формировании личности и характера каждой национальности.

www.syl.ru

Самые крутые мертвые языки мира

Мало ли, может кому-то из вас после прочтения этой статьи захочется поближе познакомиться с одним из нижеперечисленных языков. Есть в них нечто таинственное и загадочное, такое, что притянет к себе любого полиглота

Аккадский. Когда появился: 2800 год до н.э. Исчез: 500 год н.э.

Общая информация: лингва-франка древней Месопотамии. В аккадском языке использовался такой же клинописный алфавит, что и в Шумерском. На нем написана эпопея о Гильгамеше, миф об Энуме и Элише и многие другие. Грамматика мертвого языка напоминает собой грамматику классического арабского.Плюсы его изучения: люди будут под огромным впечатлением, когда увидят, что вы с легкостью читаете эти странные для них значки. Минусы его изучения: вам тяжело будет найти собеседника.

Библейский иврит.Когда появился: 900 год до н.э.Исчез: 70 год до н.э.

Общая информация: на нем написан Ветхий Завет, который позже был переведен на древнегреческий или, как его еще принято называть, септуагинта.Плюсы его изучения: библейский очень похож на современный разговорный иврит. Минусы его изучения: нелегко будет на нем побеседовать с кем-то.

Коптский.Когда появился: 100 год н.э.Исчез: 1600 год н.э.

Общая информация: на нем написана вся литература ранней христианской церкви, включая библиотеку Наг-Хаммади, в которой хранятся знаменитые гностические Евангелия.Плюсы его изучения: это основа египетского языка, созданная с использованием греческого алфавита, а это звучит просто потрясающе. Минусы его изучения: увы, никто на нем не разговаривает по той причине, что его вытеснил арабский.

Арамейский.Когда появился: 700 год до н.э.Исчез: 600 год н.э.

Общая информация: на протяжении многих веков это лингва-франка большей части Ближнего Востока. Арамейский принято идентифицировать с языком Иисуса Христа. На нем написана основная часть Талмуда, а также библейские книги Даниила и Эзры.Плюсы его изучения: он не особо отличается от библейского иврита, а потому, изучив его, можно убить двух зайцев. Если вас это заинтересует, представьте только, вы разговариваете на языке Иисуса. Минусы его изучения: на нем никто не разговаривает, не считая нескольких арамейских общин.

Среднеанглийский язык.Когда появился: 1200 год н.э.Исчез: 1470 год н.э.

Общая информация: на нем можно почитать творения «отца английской поэзии» Джефри Чосера, Библию, переведенную Уиклифом, а также детские баллады «Подвиги Робина Гуда», которые считаются ранними сказками об одноименном герое.Плюсы его изучения: это основа современного английского. Минусы его изучения: не найти того, кто свободно им владеет.

Санскрит.Когда появился: 1500 год до н.э.

Общая информация: до сих пор существует в качестве литургического или церковного языка. На нем написаны Веды, большинство священных писаний. На протяжении трех тысячелетий санскрит был лингва-франка полуострова Индостан. Его алфавит состоит из 49 букв.Плюсы его изучения: санскрит стал фундаментом религиозных текстов индуизма, буддизма и джайнизма. Минусы его изучения: только священники и жители некоторых деревенских поселений могут на нем разговаривать.

Древнеегипетский.Когда появился: 3400 год до н.э.Исчез: 600 год до н.э.

Общая информация: именно на этом языке написана Книга мертвых, а также расписаны гробницы египетских правителей. Плюсы его изучения: этот язык именно для тех, кто обожает нелегкие для понимания иероглифы. Минусы его изучения: на нем никто не разговаривает.

Древнескандинавский.Когда появился: 700 год н.э.Исчез: 1300 год н.э.

Общая информация: на нем написано основное произведение германо-скандинавской мифологии «Эдда», целый ряд старых исландских мифов. Это язык викингов. На нем разговаривали в Скандинавии, на Фарерских островах, в Исландии, Гренландии и в некоторых областях России, Франции, Британских островов. Он считается неким предшественником современного исландского.

Плюсы его изучения: выучив древнескандинавский, можете притвориться викингом. Минусы его изучения: практически никто вас не поймет.

Латынь.Когда появился: 800 год до н.э., который называется еще эпохой Возрождения.

75 год до н.э. и 3 век н.э. принято считать «золотым» и «серебряным» периодом классической латыни. Затем началось существование эпохи средневековой латыни.

Общая информация: на языке оригинала можете почитать Цицерона, Юлия Цезаря, Катона, Катулла, Вергилия, Овидия, Марка Аврелия, Сенека, Августина и Фому Аквинского.

Плюсы его изучения: среди мертвых языков он считается самым популярным. Минусы его изучения: к сожалению, в социальных сетях или в реальной жизни на нем не пообщаешься. Хотя в обществах любителей латыни и в Ватикане вам будет с кем поговорить.

Древнегреческий.Когда появился: 800 год до н.э.Исчез: 300 год н.э.

Общая информация: зная древнегреческий, с легкостью прочтете труды Сократа, Платона, Аристотеля, Гомера, Геродота, Еврипида, Аристофана и многих других.Плюсы его изучения: вы не только пополните свой словарный запас, расширите сознание, но и сможете прочесть древнее писание о сексе, принадлежащее перу Аристофана. Минусы его изучения: почти никого свободно им не владеет.

prikolno.cc

5 мест для изучения древних языков — T&P

Понимая латынь, можно легко выучить любой романский язык и открыть для себя названия всех аптечных препаратов и алхимические заклинания. Но это только один, самый известный пример из большого списка мертвых языков. Знание аккадского, древнегреческого или валлийского вряд ли можно отнести к числу коммерчески необходимых навыков, но это хорошая возможность погрузиться в историю, литературу, философию во всей их аутентичности. T&P рассказывают, где можно выучить один из таких языков.

Повысить цитируемость на древнехеттском

В МГУ существуют такие академические субкультуры, как антиковеды, медиевисты и византинисты. Все они относятся к кафедре древних языков при истфаке, которая была создана в 1937 году. Ученые кафедры преподают латинский язык студентам исторического и юридического факультетов, латинский и древнегреческий — религиоведам, философам, историкам, археологам и искусствоведам. Прицельно можно заниматься палеографией — изучать историю письма и памятники древней письменности, или эпиграфикой — здесь основной темой будет содержание и формы надписей на твердых материалах. Также мертвые языки в МГУ изучают на кафедре истории древнего мира — если выбрать программу по истории древней Передней Азии, то можно стать, к примеру, уникальным специалистом по ассириологии, изучить древнехеттский, аккадский и майя.

Коротких форматов здесь нет, и учиться придется по-серьезному: в формате бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, второго высшего. Но истфак МГУ — один из немногих факультетов университета, который сохраняет очно-заочную форму обучения, и если учиться по вечерам, то бакалавриат можно окончить за пять лет вместо четырех.

Стоимость: бесплатно; по контракту — 300 200 рублей в год (очно), 189 500 рублей в год (очно-заочно)

Продолжительность обучения: 4 года (бакалавриат), 2 года (магистратура)

Как поступить: сдать письменный экзамен по отечественной или всеобщей истории и приложить результаты ЕГЭ

Илья Архипов, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, выпускник истфака МГУ, изучает аккадский язык:

«Я учился в МГУ на историческом факультете и занимаюсь историей древнейшей Передней Азии. Моя дисциплина называется «ассириология» и изучает ассирийцев, шумеров, аккадцев и вавилонян, которые до нашей эры жили примерно на территории нынешней Сирии. Чем древнее области интересов, тем более синтетической оказывается дисциплина: нужно учить древние языки, читать клинописные источники в оригинале, знать историю, чтобы понимать контекст, археологию, потому что половина данных об этом периоде — исключительно археологического характера. Тот, кто занимается старовавилонским периодом, как я, должен заниматься всем сразу, но как каждый приличный ученый — на чем-то специализироваться. Я, например, получил премию за работу о материальной культуре древних народов Месопотамии, а последние годы вообще увлекаюсь лингвистическими проблемами, связанными с аккадским языком. Ассириологии я принес значительную пользу в отношении лексикографии аккадского языка, а в практическом смысле — доказал, что определенные металлургические процессы уже существовали гораздо раньше, чем было принято считать. На целых тысячу лет».

Классическое образование и древнегреческий

В Университете Дмитрия Пожарского есть два способа изучать древние языки: поступить на магистерскую программу «История и культура античности» или посещать открытые вечерние курсы. В первом случае преподаются латинский и древнегреческий наряду с античным искусством, филологией, римским правом и математикой. Руководителем и идеологом программы является Алексей Любжин, филолог и завсектором отдела редких книг и рукописей МГУ. На вечерних курсах идут занятия по древнеанглийскому языку и палеографии, латыни, древнегреческому, библейскому ивриту, древнеегипетскому и санскриту. Преподают кандидаты филологических и искусствоведческих наук; среди педагогов, к примеру, Андрей Эдуардович Графов — известный библеист, переводчик Ветхого Завета и западноевропейской поэзии.

Занятия на курсах проходят вечером; расписание, как правило, университет рассылает заранее, чтобы слушатель мог выбрать тему и записаться. Курс обычно идет в течение нескольких месяцев, занятия проходят раз в неделю.

Магистратура открылась только в 2016 году, обучение бесплатное, но расписание плотное — о совмещении работы и учебы лучше забыть. На это и рассчитывали идеологи университета, особенно его ктитор (от др.-греч. — собственник, основатель, создатель. — Прим. ред.) Михаил Поваляев, который поощряет науку ради науки, разделяет профессиональное и классическое образование и финансирует проект самостоятельно. В следующем году планируют открыть кампус университета на озере Шлино в Тверской области — чтобы студенты могли работать над исследованиями вне отвлекающих факторов городской жизни.

Стоимость: бесплатно

Продолжительность обучения: от 1 до 4 семестров (курсы), 2 года (магистратура)

Как поступить: предоставить портфолио и пройти очное собеседование (для магистратуры), вечерние курсы доступны всем желающим

Максим Яковлев, слушатель вечерних курсов Университета Дмитрия Пожарского, изучает древнегреческий язык:

«Я уже несколько лет подряд изучаю древние языки на вечерних курсах просто потому, что курсы представляют собой по-настоящему уникальный проект. Мне неизвестно другое место в Москве (да и где-либо еще в стране), которое предоставляло бы такой набор возможностей одновременно: бесплатные одно- и многосеместровые регулярные курсы — от популярного до узкоспециализированного, высокий (а порой и высочайший) уровень преподавательского состава. Можно слушать курсы пять дней в неделю по вечерам. Даже после того, как некоторые языковые курсы сделали платными, людей там меньше не стало. Вообще, курсы древних языков — это целая субкультура, где встречаются только единомышленники».

Языки майя в Мексике и поэты на валлийском

В Институте лингвистики РГГУ есть кафедра древних языков. На кафедре работают восемь человек, дисциплины слушают студенты-лингвисты, а также реставраторы, философы, антропологи, искусствоведы и религиоведы. Кроме латинского, древнегреческого, древнеирландского языков, народной латыни, теоретической грамматики латинского языка, студенты-лингвисты проходят уникальные авторские спецкурсы, например «Языки древней Британии», и участвуют в семинарах, где пересекаются история и языки: «Римский пир», «Воля богов», «Dura lex, sed lex». Курсы латинского и древнегреческого обычно идут здесь в течение года, но философы и религиоведы ходят на них до 3 лет. Среди прочих дисциплин — кельтская филология, где читают средневековых поэтов на валлийском.

При институте работает Учебно-научный Мезоамериканский центр имени Ю.В. Кнорозова, где изучают письменность майя и культуру Америки доколумбова периода. На факультете истории, политологии и права набираются группы по истории и культуре Латинской Америки. С 2011 года здесь же существует магистерская программа «Цивилизации Древней Мезоамерики», ядром которой является углубленная подготовка в сфере изучения древних языков и письменностей — майя, ацтеков, сапотеков, миштеков и др. Учиться могут бакалавры, специалисты, магистранты, практику можно пройти в Центре эпиграфики майя имени Кнорозова в Мексике и Гватемале. Темы курсовых тоже довольно вдохновляющие: «Роль католических миссий в период колонизации Америки» или «Пополь-Вух» как историко-культурный источник».

Стоимость: бесплатно; по контракту — 140 000 рублей в год (бакалавриат), 198 400 рублей в год (специалитет)

Продолжительность обучения: 4 года (бакалавриат), 5 лет (специалитет)

Как поступить: сдать экзамены по иностранному языку, русскому языку, истории

Олег Плесовских, студент РГГУ, учится в магистратуре «Цивилизации древней Мезоамерики», изучает письменность Майя:

«Я заинтересовался Мезоамерикой как-то постепенно. Сначала учил испанский, потом погрузился в культуру — оказалось за той Латинской Америкой, к которой мы привыкли, лежит целый пласт аутентичного. Этот пласт можно расшифровать в современной культуре, изучив ее корни. Мне особенно нравится такое умение видеть: это как волшебные очки, ты открываешь не просто письмена, но явления, делаешь что-то большое и важное. Моя программа уникальна по всем параметрам: здесь читают авторские курсы «Археология Мезоамерики», «Этноистория Мезоамерики», «Мезоамериканские религиозно-мифологические системы», которые в России, пожалуй, больше нигде не услышишь. Сейчас готовлюсь к стажировке в Центре эпиграфики майя имени Кнорозова в Мексике».

Молиться на латыни

Кафедра древних языков при богословском факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

На богословском факультете работает кафедра древних языков и древнехристианской письменности, где можно учить древнегреческий, латинский и новогреческий языки. Доступ к сакральным знаниям открыт для студентов-философов, богословов, миссионеров (в вузе есть миссионерский факультет) и церковных художников. Преподаватели кафедры читают ряд дисциплин на отделении древнехристианской письменности. Темы: античная литература, эпиграфика, греческий язык Нового Завета и т. п. По приглашению читают курсы иностранные преподаватели — К. Томмази-Морескини (Пизанский университет, Италия), К. Морескини (Пизанский университет, Италия), Анн Коффинье (директор фонда «В защиту школы», Париж), Ханс Крум (классическая муниципальная гимназия, Хилверсюм).

Кафедру могут выбрать как бакалавры, так и магистранты, программы чуть длиннее обычного. Практику студенты-богословы проходят на Соловках, в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина, на конференциях и в иностранных библиотеках. В процессе студенты знакомятся с укладом монастырской и приходской жизни.

Стоимость: бесплатно; по контракту — 60 000 рублей в год (бакалавриат)

Продолжительность обучения: 4 года (бакалавриат), 2,5 года (магистратура)

Как поступить: сдать экзамены по русскому языку, иностранному языку и литературе (бакалавриат), предоставить портфолио, в которое включено «Письмо о намерениях» в 2 000 знаков (магистратура)

Алексей Федоренко, магистрант ПСТГУ, факультет богословия, изучает латынь и древнегреческий:

«Для богослова древние языки — это смыслы. Это сакральные языки христианского богослужения и в то же время формы выражения христианских идей, а значит — средство богомыслия и богословия. Важно восстановить в умах православных верующих живую связь богословия и жизни христианской души, сакральный язык должен быть в нашем сознании не мертвым, а живым языком церковной молитвы.

Что касается научной работы — мы занимаемся изучением античной и раннехристианской литературы, переводами, читаем много источников на древних языках. Я участвую в проекте ПСТГУ с Амброзианской библиотекой (Милан, Италия) по переводу творений свт. Амвросия Медиоланского. Для меня это возможность научно развиваться без отрыва от духовной составляющей, такой отрыв — большой недостаток современного образования вообще».

Древняя мудрость и санскрит для йогов

«Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина» открыл лингвистические курсы в 1991 году. Они были предназначены для желающих выучить древний язык, в частности древнегреческий и латынь. Но в первую очередь это издательство — первой вышедшей книгой был «Греческо-русский словарь» А.Д. Вейсмана, а библиотека издательства снабжает специалистов из МГУ, РГГУ, Московскую духовную академию и другие вузы.

В программе курсов есть древнегреческий, латынь, санскрит и древнеегипетский. Со временем к древним прибавились современные европейские языки. Из особенно интересного — программы по санскриту и аккадскому: вводный курс аккадского языка состоит из 25 уроков и знакомит со старовавилонской грамматикой и новоассирийской клинописью. Параллельно студенты учатся читать хрестоматийные тексты.

Запись на курсы начинается в сентябре — октябре. В будни занятия проходят по вечерам, и, что удобно, дневные лекции проводятся по субботам. Для некоторых языков предусмотрены группы начальная и продвинутая, например для древнегреческого. В изучении древнеегипетского есть особенность: нужно хорошо знать английский, учебное пособие написано на английском языке.

Стоимость: 300 рублей за час

Продолжительность обучения: один семестр рассчитан на 4 месяца — это 30 уроков по 1,5 часа, базовый курс составляет 2–4 семестра (1–2 года)

Как поступить: внести предоплату за первые два занятия

Александра Котт, слушательница курса при «Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина», изучает санскрит:

«Я по образованию востоковед, училась в Петербурге, живу в Москве, интересуюсь индийской культурой. В октябре начала изучать санскрит — думаю, это крайне важно для любого увлеченного Индией человека. В детстве я очень любила читать Киплинга. После путешествия в Индию четыре года назад я увлеклась йогой и мифологией индуизма и начала учить санскрит, чтобы читать йогические тексты. В каком-то смысле это антинаука, но современная наука еще и античеловечна, в отличие от древней мудрости. На территории Индии археологи находят города, которым не одна тысяча лет, — и вот в этих городах уже был центральный водопровод. Это была высокоорганизованная цивилизация, которую уничтожили. И из кирпичей этих древних городов англичанами построены подпоры для железнодорожных рельс. Жаль, что мне не стать садху, но мое увлечение вдохновляет меня просто так».

theoryandpractice.ru

— Мертвые языки мира

Вы знали, что каждую неделю в мире умирает по одному языку? Языков, диалектов и наречий в мире очень-очень много, по подсчетам ученых, сейчас в статусе «живых» находится примерно 6800 языков. На половине всего этого многообразия говорит Индонезия, Мексика, Бразилия, Камерун, Индия, Китай, США и Россия. 

Первенство уверенно держит Индия – 845 языков, потом можно выделить Папуа-Новую Гвинею, там около 600 наречий разных племен и народов.

Несущественно, скажете вы, если умрет какой-то один язык местечкового племени, однако около 90% нынешних языков мира знают менее чем 100 тыс  человек каждый, а ученые утверждают: для того, чтобы язык развивался, необходимо чтобы не нем говорило не менее миллиона человек.

Однако ситуация прямо противоположная: на грани вымирания – 357 языков с количеством носителей до 50 человек и на 46 языках говорят всего по одному человеку. Их смерть неизбежна, и хотя культурное разнообразие сократится, мир, скорее всего, не заметит потери,  ведь история знала случаи,  когда умирали языки великих цивилизаций с миллионными армиями носителей. 

1. Латинский язык

Когда-то этот язык знал лучшие времена, и на нем говорили все территории Священной Римской Империи. Теперь же латинский язык хоть и считается умершим, но является официальным языком Святого Престола, Мальтийского ордена и города-государства Ватикан. На нем до сих пор ведутся богослужения, и  до конца ХХ века этот язык оставался языком науки.

Собственно говоря, до французской революции латынь знали гораздо больше людей – все преподавание в университетах велось на латыни, пока, наконец,  революционная искра не задала почин для перевода лекций на родные языки. Во второй половине ХХ века позиции латыни еще раз ослабли – в католических церквях разрешили проводить службы на национальных языках.  Что же мы имеем в ХХI веке? Терминологию, цитаты в пабликах, татуировки на локтях, и остаточное использование в науке и богослужении – вот и весь остаток былой силы языка великой империи прошлого.

 

2. Санскрит

Если рассматривать языковые аналогии,  то санскрит – это латынь индийского мира. Само название языка означает «обработанный, совершенный». Распространен он был в религиозных текстах, среди ученых и религиозных деятелей, а также на нем общалась вся интеллигенция и высший свет Индии, ведь как мы сказали выше – эта страна абсолютный чемпион по разнообразию языков.

В конце концов, язык, с развитием прогресса постепенно умер, ведь его грамматика очень сложна и архаична, лексика хоть и очень богата, но крайне сложна для понимания незнакомцами, и все на что может рассчитывать санскрит в настоящем – признание его одним из 22-х официальных языков Индии.

 

3. Коптский

Если бы не вехи истории, и не победные завоевания арабов, то вполне возможно, что коптский язык был  бы жив, а Египет был бы если не православным, то,  как минимум, католическим. Однако в VII веке Египет был полностью завоеван арабами, и коптский язык стал умирать, пока в XI—XII его не запретили официально. 

Используя общемировую практику, коптский язык «нашел пристанище» в коптских церквях – на нем до сих пор разговаривают монахи, и можно встретить несколько общин из удаленных районов, которые используют этот язык для повседневного общения.  Этот округлый, распевный язык, представляющий собой последнюю ступень египетских иероглифов, путем заимствования греческой системы письма,  сейчас известен историкам только в двух своих диалектах из девяти, ранее существовавших: бохарийский – религиозный диалект коптского языка и саидский – разговорно-литературный.

 

 

4. Церковнославянский

 

Да-да, тот самый первый алфавит Кирилла и Мефодия, был взят за основу Православной церковью, и использован для переводов богослужений с греческого языка на более понятный язык  для слуха наших предков былых времен.

Он содержит 40 букв  - некоторые представлены более чем одним вариантом написания одного и того же звука, кроме того, в церковнославянском языке очень много надстрочных знаков:  три вида ударения,  знаки придыхания, три сочетания придыхания с ударениями, ерок, кендема, краткое, простое титло и разнообразные буквенные титла, главным образом,  использовавшиеся в богослужениях -  для управления группой певчих. 

Кстати говоря, вот еще несколько интересных отличий:  привычный нам вопросительный знак заменялся точкой с запятой, а вместо самой точки с запятой – двоеточие. Заглавная «красная» буква – была только вначале абзаца, остальные же были прописными, даже если предложение явно заканчивалось.

 

5. Мэнский

В этом материла должна быть хоть одна история с «воскрешением» мертвого языка, и я припас вам ее напоследок.  Меэнский - один из языков суровых кельтов, возникший в результате переселения ирландцев на остров Мэн в IV—V вв. н. э.

Выбив оттуда половину бриттов, а вторую половину перемешав между собой, ирландцы  родили особый сплав языка, который в XVII века оформил статус самостоятельного, ведь появилась новая орфография, а в XVIII веках на мэнский переводятся Библия и англиканский молитвенник.

Однако английский язык постепенно начал вытеснять мэнский, а если в 1874 году по-мэнски говорила почти треть населения, то к 1901 году эта доля упала до 9%, а к 1921 — до 1,1%. Умерший в 1974 году Нед Маддрелл считался последним носителем мэнского языка.  

Однако счастливый конец этой истории в том, что в конце ХХ века, среди ирландцев поднялось движение за сохранения их уникального языка. Во многих школах он был введен как второй обязательный, многие выучили его добровольно, а ирландские фольклористы предоставили широкой общественности свои научные наработки и наследие прошлого.

xage.ru

Топ 10 мертвые языки

Прочитав о словацком лингвисте Mark Hucko, который придумал новый язык «Словио», упрощающий общение 400 млн славян во всем мире.

Язык для глухих острова Мартас-ВинъярдМне подумалось,  сколько вымышленных языков и языков больших держав и даже империй ушли в историю. Многие знают, что языки делятся на живые и мертвые. Живым языком овладевает ребенок, перенимая его от родителей, и передавая в свою очередь уже своим детям. Мертвый язык так называется потому, что не передается от одного поколения к другому. Однако, то, что язык мертвый, не значит, что он не используется или вообще утерян, хотя и такое может случиться. Рассматривая топ, обратим внимание именно на такие, применение которых закончилось в силу различных причин. Часто, из-за утраты смысла использования, не осталось ни носителей этих мертвых языков, ни даже документов на них.1 Tamboran

TamboranС этим мертвым языком связана трагическая история. Использовавшийся более 1000 лет населением Южной Индонезии был забыт в один миг, когда вулкан Табора в 1815 году уничтожил практически всех носителей этого языка в результате мощнейшего извержения вулкана.

2 Deseret

DeseretЭтот язык был придуман так же с США мормонами, которые таким образом ответили на изгнание из разных частей США. Переселившись в новое место, они решили, что и язык у них будет свой. Его даже придумали и напечатали новые книги, но, учитывая, что на обеспечение каждого новыми учебниками нужны были очень большие средства, от него отказались как экономически невыгодного.

3 Упрощенный язык Карнеги

Упрощенный язык КарнегиВ начале 20 го века магнат Эндрю Карнеги, получив добро от президента США Рузвельта, решил ввести в школы упрощенную, очередную, версию английского языка. Упростив в словах все, что он считал трудным, он предложил это для обучения в школах. Но, после массы жалоб на эту новую орфографию, верховный суд ее запретил и через 14 лет после начала от нее отказались.

4  Язык Бенджамина Франклина

Язык Бенджамина ФранклинаЕще один представитель мертвых языков придуманных искусственно. По каким-то, в том числе и политическим причинам, известный человек придумал новый алфавит, а точнее ввел некоторые нововведения в английский. После того как несколько школ решили его ввести в обучение, и даже были видны уже какие то результаты, разразилась революция и про язык все забыли. И узнали о нем лишь спустя сто лет при тщательном изучении биографии Франклина. За это его портрет поместили на «сотку», шутка.

5 Сольресоль

SolresolЭтот язык придумал француз Жан Франсуа Сюдр в начале 19 века во Франции для обучения глухих как альтернатива языку жестов, язык был основан на названиях семи нот, но был гораздо шире как система и жестов, и пения, и письма, и речи и даже живописи и флагов. Но просуществовал до конца того же века и был изъят как малоэффективный.

6 Язык Бернарда Шоу

Язык Бернарда ШоуИзвестный писатель из Великобритании создал не только шедевры литературы, но и свой собственный язык. Он немало потрудился, чтобы новый алфавит был не только создан, но и напечатал книгу на новом языке. Несколько школ даже пытались его изучать. Но, по мнению большинства, этот язык лишь запутывал учеников и тот умер, так и не став более или менее известным.

7 Язык для глухих острова Мартас-Винъярд

Язык для глухих острова Мартас-ВинъярдЯзык зародился на островке Мартас-Винъярд в США после того как пару сотен лет там рождались люди с глухотой. Скорее всего, это было потому, что из-за обособленности общины многие заключали браки с близкими родственниками. Жители выдумали свой язык для общения и успешно пользовались им вплоть до начала двадцатого века. После на остров стали приезжать новые люди, кровосмешение прекратилось, и глухота стала проявляться все реже. С уходом проблемы постепенно ушел и язык, и уже к 80-м годам прошлого века его знала лишь малая группа людей.

8 Затерландский фризский

Затерландский фризскийБудучи непосредственным конкурентом, фризский вошел в противоречие с германским, и его вытеснил более удачливый. В его судьбе решающую роль сыграла церковь, когда из-за перераспределения ее границ немцы стали создавать смешанные семьи с фризами. Просуществовал с 12 века до нынешних дней, теперь он используется только в одном небольшом городе Затерланд, и только на бытовом уровне.

9 Азери

АзериСуществовал он до семнадцатого века на территории нынешнего Азербайджана. Это даже был скорее не язык, а наречие, которое объединяло несколько диалектов жителей населявших указанную территорию. Упадок языка приходится на тот момент, когда Персия завладела городом , в котором он использовался, когда все уже начали переходить на турецко-азербайджанский.

10 Shuadit

ShuaditОбразовался этот язык в силу религиозной несвободы евреев во Франции в 10-11 веках, когда им приходилось жить своими обособленными общинами, и пользоваться этим языком в общении между собой. Однако с наступлением свободы вероисповедания, носители разъехались по разным местам, и язык был обречен на умирание, когда узкое общение между собой перестало быть привилегией.

dekatop.com

зачем люди изучают готский, древнеисландский и койне? — T&P

С помощью мертвого языка практически невозможно заработать, никто не научит правильному произношению, некоторые словоформы утеряны навсегда, и все же люди продолжают изучать готский, древнеисландский, койне, санскрит или язык майя. «Теории и практики» попытались разобраться, зачем им это нужно.

Я поступила в аспирантуру по лингвистике на специальность «Германские языки» — именно она позволяет заниматься моим любимым английским. Оказалось, в программу кандидатского минимума входит готский язык. К своему стыду признаюсь — раньше я даже не знала о его существовании. На лекциях по истории английского он всплыл пару раз, может быть, и все.

Методика изучения мертвого языка принципиально отличается от обучения разговорному. На занятиях готским не посмотришь ролики с ютьюба, не послушаешь радио, да и не особо поразыгрываешь диалоги «Ульфила в магазине». Получается, что при изучении готского важно овладеть прежде всего навыком чтения письменного текста, а также «механикой» или «математикой» языка — законами словообразования, построения предложений. Сравнить готский с его современными собратьями. Процесс обучения — это чтение и разбор сохранившихся текстов. Подлежащее, сказуемое. Глагол. Формы (лицо, время, наклонение). Упор на грамматику. Работа механическая и, если честно, довольно скучная. Зарядка для мозга (мертвый язык — как математика, мозг в порядок приводит), но не более того. Лично мне это дается очень тяжело — я из тех, кто лучше всего воспринимает информацию на слух. Обучение через письменный текст при полном отсутствии разговорной практики — пытка.

Единственный шанс заработать с помощью готского — это преподавать его в вузе, я других возможностей не вижу. Спрос на него, разумеется, весьма ограничен. Себя в этой роли не вижу, так как сомневаюсь, что когда-нибудь достигну необходимого уровня владения языком. Дальше сдачи кандидатского экзамена мои амбиции не идут.

Очень интересно с некоторыми словами — учишь английские неправильные глаголы, допустим, сразу все три формы. А в готском бывает, что какой-нибудь формы просто нет — в текстах ни разу не встречается, а спросить-то не у кого. Приходится включать «языковую математику» — образовывать неизвестную форму самим по модели других глаголов. Перед такими «восстановленными» словами ставится значок * — он показывает, что это слово не было зафиксировано в памятниках, но по законам языка, если оно существовало, то выглядело вот так.

Шанс выжить — хотя бы на книжной полке — у готского только один: через нас, его изучающих. Мир и так ежегодно теряет огромное количество языков. Надо постараться сохранить готский как часть общечеловеческой культуры.

Я решила изучать древние языки, когда увидела специальность «Классическая филология» в СПбГУ. Меня всегда привлекали филология и античность. Получился такой синтез. В статье Кристины Малянтович на вопрос: «Зачем учить мертвые языки?», есть замечательный ответ: «Латынь и древнегреческий развивают не память, а логику». Если говорить о перспективах, то нужно учитывать, что в античности зародилась чуть ли не вся современная наука: математика, философия, литература, лингвистика. Один из основных источников наших знаний об античности — текст, его расшифровкой как раз и занимаются те, кто изучают древние языки. Представляете, какие большие перспективы открываются перед человеком, имеющим ключ к такой сокровищнице?

Изучение древних языков для меня и хобби, и полезный навык. Текст, написанный на мертвом языке — пазл, только без картинки на коробке. Поэтому нужно осмотреть все детали, определить их форму, содержимое и только после этого попробовать сложить. И вряд ли с первого раза все получится. Пока я никак не зарабатывала, используя знания этих языков, но планирую.

У Гомера в «Одиссее» встречается слово с тремя краткими гласными (ἀθάνᾰτος — «бессмертный»), которое, естественно, не вписывается в размер. Гомер использует его ради разнообразия, альфа становится долгой, подчиняясь размеру. В результате во всей аттической поэзии авторы стали использовать это слово, подобно Гомеру.

Я думаю, учить древние языки нужно многим. Это огромный багаж знаний, который приносит помощь почти на каждом шагу. Например, практически в любом незнакомом термине есть латинский или греческий корень, который подскажет значение.

Лет десять назад я услышал пение на санскрите — «бхаджан». Мне понравилось. Меня увлекли мелодичность и красота. Многие правомерно называют санскрит искусственным языком, он математически выверен, и это придает какое-то воодушевление, хочется понять его природу. К примеру, одно слово может использоваться в различных значениях.

Методика изучения никак не отличается от разговорного, все зависит от того, насколько вы хотите владеть языком. Если для себя — достаточно заучивать фразы из священных индуистских писаний, это помогает в дискуссиях на религиозные темы, например. Если же профессионально — то нужно овладеть алфавитом, правильным произношением звуков, освоить правила грамматики, выучить лексику. Этот процесс похож на обучение языку в школе — нудно, неприятно, но зато полезно.

Для меня санскрит — язык Вед, с его помощью я могу глубже понять истинный смысл ведических высказываний. Помимо того, что всякое изучение языка улучшает память, изучение священных языков улучшает самочувствие. Их вибрации несут программу здоровья на клеточном уровне — об этом я узнал из научных источников.

В прилежании — нет бедности, от повторения мантр нет погибели, в молчании нет шума и нет страха у просветленного.

Я не занимаюсь коммерциализацией знаний и не планирую в будущем так делать. Можно это назвать хобби. Знание санскрита (даже малой доли) позволяет мне правильно понимать индийскую философию адвайты. Также я пользуюсь речитациями мантр, повторяю их не механически, а осмысленно. Вся загадка языка заключена в том, что когда он осмыслен, человеку открываются все глубины духовного наследия изучаемой культуры.

Изучение древних языков позволяет нам открыть новые горизонты в своей родной культуре, не говоря уже о коммуникативных плюсах. Человек разумный потому, что научился говорить, правильно выражать свои чувства и мысли, значит, должен задуматься над перспективами развития своего интеллектуального потенциала.

Я занимаюсь теорией письма, и мне захотелось понять, как устроены неалфавитные системы. У языка майя замечательная письменность, довольно оригинальная по устройству. В майя слово в зависимости от контекста может быть и глаголом, и именем. Несмотря на то что письмо майя дешифровано, важно понимать, это не означает того, что мы можем прочитать любую надпись майя. Часть знаков непонятна до сих пор, что характерно для любой древней системы письма.

Майянистов не очень много, хотя даже в Москве есть два центра, где этому языку учат, но обычно в неудобное время. В какой-то момент меня учили читать методом «вот словарь, вот текст, и делайте что хотите», а потом проверяли.

Люди, изучающие майя, в основном историки, лингвистов у нас почти нет. То есть им интересно, кто и на ком женился, сколько они вместе жили, а не форма глагола. Поэтому по возможности читаешь работы про этот язык и разбираешь тексты самостоятельно.

На живом языке надо говорить, думать, иногда можно найти людей, для которых он родной, и спросить, верно ли ты говоришь. Что касается древнего майи — таких людей уже нет. Конечно, можно пытаться думать на нем, чтобы он жил в тебе, но не всегда хватает данных, чтобы понять, как лучше было бы что-то выразить.

Я учу майя, во-первых, чтобы понять, как могут быть устроены системы письма, они ведь по-разному работают, но есть общий механизм. Во-вторых, я хотела бы заниматься реконструкцией языковой семьи майя. Не уверена, что мне дадут это сделать, слишком уж этот язык далек от России. Пока знание майя я не применяла для заработка. Только подаю на гранты.

Древнеисландский я начала изучать пару месяцев назад, потому что меня заинтересовали древние языки, в особенности северные. Очень увлекательно, как упрощалась грамматика, за счет чего в действующих языках именно такое словообразование, почему слово произносится именно так, по какому принципу подобраны буквы.

Я учу язык самостоятельно по книжке Стеблина-Каменского «Древнеисландский язык». К сожалению, больше литературы на русском языке нет. Так как в книжке нет заданий, я сама себе их придумываю. Например, составляю простые повседневные предложения. Сначала усвою базовый уровень владения, а потом уже буду углубляться в особенности языка.

Изучение мертвого языка отличается тем, что трудно найти человека, который знает произношение и может объяснить нюансы грамматики. Сама по себе методика точно такая же. Я читаю литературу в оригинале. Например, сейчас изучаю «Книгу об исландцах». Хотя и дается с трудом, но зато увлекательно.

Письменный древнеисландский язык существует как в виде рунических символов, так и в виде латинских букв. В нем распространено образование слов с помощью суффиксов, которые часто затем становятся окончаниями. Очень часто встречаются сложные слова, составленные из двух существительных или существительного с прилагательным.

Думаю, что древнеисландский язык не будет востребован у работодателей. Зато потом я смогу легче понимать современные языки. Мне кажется, изучение древнеисландского поможет мне в освоении норвежского, то есть облегчит понимание грамматики и словообразования.

Я заинтересовался языком койне, когда узнал, что это язык Нового Завета, который является настольной книгой в моей семье уже четвертое поколение. Мне было интересно встречать в комментариях к Библии упоминания оригинальных слов, но казалось, что выучить язык, да еще и древний — это почти нереально.

Пару лет назад я познакомился с молодым человеком, который изучал древнегреческий в христианском университете. Он убедил меня, что выучить язык Нового Завета вполне реально, и мы стали встречаться раз в неделю. Мы с Антоном (так зовут моего друга-репетитора) используем один из самых популярных учебников, переведенных на русский язык, под авторством Мейчена.

Изучение мертвого и разговорного языка различаются тем, что в разговорном большой акцент делается на произношении. В мертвом же языке гораздо важнее способность прочитать и понять грамматическую конструкцию.

Я учу язык прежде всего для себя, чтобы изучать и толковать священные писания. Мне очень нравится читать евангелие на греческом. Оно начинает звучать совсем иначе, торжественно и даже чуть-чуть мистически. Скорее всего, я не смогу заработать на знании этого языка. Разве только стану преподавателем какого-то учебного заведения. Тем не менее в изучении древнегреческого есть для меня большая интеллектуальная польза — расширяется кругозор, меняется мышление.

В изучении мертвых языков есть большая практическая польза, особенно для людей из академической сферы. Большинство общенаучных и специальных терминов заимствованы из этих языков. Поэтому, зная их, можно понять этимологию и значение нового слова, не заглядывая в словарь. Кроме того, меняется восприятие слов, которые мы используем, не задумываясь. Например, слово «физиономия» происходит из двух греческих слов: «фюзис» — природа и «гиноско» — узнавать, познавать. Таким образом «Физиогномика» — учение о распознавании душевных качеств по физическим признакам. Аристотель написал сочинение с таким заглавием. Сегодня мы используем это слово (физиономия) с пренебрежительным оттенком, а Аристотель посвятил целое сочинение этому важному вопросу.

Европейская цивилизация строится на греческой, как на фундаменте. Ведь именно греки создали великую философию, вывели законы логики. Не зря греческий язык стал международным. Известно, что греки считали варварами всех, кто не знал греческого. А варваром сегодня быть, наверное, никто не хочет. Тем более, это очень интересно — приобщиться к великой культуре. Я думаю, познакомиться с древнегреческим языком будет полезно каждому.

theoryandpractice.ru


Смотрите также