История и уроки русского гончарного ремесла. Древние гончарные изделия
Когда люди научились делать изделия из глины. История ее применения
Глина – это вид горной породы, представляющий собой мелкозернистую пыль в сухом состоянии, а вязкую и пластичную структуру в увлажненном. Именно эти свойства глины более знакомы обывателю. Состояние пластичности высоко ценилось во все времена. Не менее интересно и то, что изделия из глины после обжига превращаются в высокопрочные и долговечные. Это и привлекло в древние времена мастеров, по достоинству оценивших этот материал. Мы расскажем вам, когда люди научились делать изделия из глины.
История применения глины
Интерес к глине и изделиям из нее появился у людей ориентировочно в мезолитную эру, примерно около 10-16 тысяч лет до нашей эры. Не единожды проводимые раскопки археологов в Европе, Азии, Африке и Америке позволили получить богатейшие сведения для исследования этой творческой области человечества.
Применение глины
Глину в качестве материала для творчества использовать стали еще во время первобытного строя. По результатам археологических раскопок керамическое мастерство получило свое развитие в новом каменном веке.
Зачатки глиняного творчества ученые обнаружили еще в 7-8 веке до нашей эры. Среди первых работ были различные предметы быта: горшки, кувшины, крынки, посуда для ритуальных церемоний и так далее.
Вторым этапом развития глиняного искусства считается период, когда люди стали делать из данного материала простые украшения, различные талисманы и амулеты.
Через некоторое время глина внедрилась в строительное дело, ее стали применять для производства кирпича и черепицы. Параллельно в этот же период ремесленники научились наносить на глиняные изделия разнообразные рисунки красками. Это помогло изделиям из глины стать предметами искусства. Некоторые из них дошли до наших дней и стоимость этих вещей запредельно высокая.
Керамика – обновленное состояние глины
Первые изделия из глины были непрочными и использовались только для зерна, круп и сыпучих материалов. Производство таких вещей требовало модернизации, направленной на увеличение их прочности и долговечности, но при этом сохраняя красоту и эстетичность.
Спустя некоторое время, человек совершенно случайно обнаружил, что глина под действием тепла становится подобна каменным изделиям. Именно такой прочности ей и не хватало. Так наступил новый этап развития глиняного искусства, включающий в себя обжиг готовых предметов. Это в корне изменило технологию производства и позволило делать не только изделия быта, но и использовать глину в оформлении жилья.
Изделия из глины, подвергнувшиеся обжигу под действием высоких температур, стали носить название керамики. В настоящее время этот термин используется применительно ко всем глиняным предметам. С наступлением этого периода глиняные вещи стали не просто красивыми, но и практичными.
Разнообразие керамических изделий
Первые предметы с применением обжига выполнялись несколькими методами:
налепом;
ленточным;
спирально – жгутовым.
Метод налепа не требует особенных знаний и умений, он самый простой из всех указанных видов. Используется чаще всего при изготовлении объемных различных предметов.
Ленточный метод лепки применяют для производства предметов кухонной утвари, например.
Спирально–жгутовой способ основывается на специальном размещении слоев. С помощью жгутов можно сделать, например, цветочный горшок.
Около 4-ех тысяч лет до нашей эры людям удалось освоить искусство украшения глиняных предметов разными орнаментами, придавая им магический смысл и наделяя таинственной силой. Самыми популярными рисунками были типичные геометрические мотивы с круговыми и спиральными элементами. Часто в изображениях появлялись луна и солнце, молния, растения и так далее. Именно таким узорам приписывали тайный смысл. Этот вид искусства наблюдался чаще в Среднеазиатских странах, а также на Ближнем Востоке и в Средиземноморье.
Показательными предметами того времени считаются всевозможные кувшины с тонким горлом, двойные сосуды, похожие на современный бинокль, все они были оригинально украшены орнаментом из трех цветов – красного, белого и черного. Именно в эти годы керамические изделия приобрели художественную ценность, так как стали настоящими предметами искусства.
В конце 4-го тысячелетия и начале 3-его тысячелетия до нашей эры появился гончарный круг. Это стало настоящим прорывом в глиняном искусстве, ведь с его изобретением производительность труда возросла в несколько раз.
Гончарное искусство в современном мире
Гончарный круг
Период, когда люди научились делать изделия из глины, находится в далеком прошлом. С тех пор процесс производства значительно изменился, поэтому и изделия из глины стали намного сложнее и многограннее.
Если на заре гончарного дела в основном производились емкости для приема пищи и хранения сыпучих веществ, то в настоящее время с помощью гончарного круга, нанесения глазури и обжига изготавливаются не только предметы для быта. Теперь доступно производство строительных материалов, декоративных элементов, украшений и так далее.
Современное гончарное производство делится на несколько классов:
кирпичей для строительства;
глиняной посуды и грубых предметов быта;
фаянсовых изделий и фарфора для домашнего пользования.
Гончарный круг позволил начать производить более симметричные изделия, равномерно расширяющиеся или сужающиеся формы.
Практически за всю историю своего развития гончарное искусство всегда высоко ценилось. Исключением стали средние века, когда в моду вошли предметы из золота, серебра и олова. В этот период изделия из глины делались только для бедных слоев населения, которым не по карману были драгоценные предметы.
В конце 18-го века пошла слава о красивейшем саксонском фарфоре, стали открываться производства для изготовления похожих предметов.
В наше время изделия из глины занимают достойное место в каждом доме, открыты музеи, где показаны исторические предметы керамики.
Как создать изделие из глины самостоятельно: видео
Научиться глиняному искусству может каждый человек. Из этого материала можно создавать красивые вещи для дома и подарки для близких людей. На предложенном видео вы сможете увидеть, как создать цветочный горшок своими руками.
Предыдущая:Как развить речь и научиться говорить красиво. Учимся говоритьДальше:Что содержится в бананах: таблица с полным составом фрукта Голос за пост - плюсик в карму! :) Загрузка...
lifeo.ru
История и уроки русского гончарного ремесла » Перуница
Из истории глины Само гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. Недаром сам факт появление этого ремесла ставят в один ряд с такими великими достижениями как использование огня. Практически каждый народ в древности считал, что гончарному ремеслу научили предков могущественные боги. Да и самого человека Бог слепил из глины и вдохнул жизнь. Поэтому, из глины делали фигурки богов, богинь, священных животных. С древних времен глине приписывали целебные и косметические свойства. Особая магия гончарного дела заключается еще и в том, что в производстве керамики участвуют все четыре стихии, четыре элемента. Глина – это земля и дар земли, вода, необходимая при лепке, воздух сушит изделие, а огонь делает глину прочной и долговечной. Как известно, изделия из керамики отличаются своим долголетием. Именно, благодаря сохранившимся предметам, мы знаем быт наших предков, живших много лет тому назад. Кстати, еще древние греки считали гончарное дело искусством. Античные мастера делали из глины не только красивую посуду, но и различные фигурки, статуэтки, которыми украшали дом. Но история глины началась гораздо раньше.
Например, считается, что первый керамический сосуд, который был изготовлен из обожженной глины, появился примерно 10 тысяч лет тому назад. С тех пор человек постоянно экспериментировал с глиной: смешивал разные сорта глины, включал в состав основного материала органические и неорганические добавки и наоборот, освоил способ очистки гончарной глины от примесей.
На Руси веками мастера совершенствовали гончарное дело. Это было одно из важнейших ремесел. Ведь из глины делали буквально все от кухонной утвари до игрушек для детей. В 9 веке наши предки стали использовать гончарный круг. Вначале он был ручным. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Затем на этот круг располагали кусок глины, и, чтобы она не прилипала, заранее посыпали ее золой или песком. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие. Немного позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног. Благодаря этому, производительность труда в гончарных мастерских и качество глиняных изделий очень возросли. На протяжении веком из глины делали и кухонную утварь, и предметы роскоши. В наши дни этот материал не только не потерял актуальности, но даже, кажется, приобрел вторую жизнь.
Уроки от Андрея Салтана. Андрей Салтан томский художник – керамист. Хотя на самом деле сложно определить кто он больше: артист, показывающий представления на гончарном круге, преподаватель или художник, создающий, невероятно красивые сосуды и фигурки. По словам самого мастера, его профессию предопределило случайное прикосновение к материалу – глине. Особый интерес представляет русская керамика. «Она совершенна по форме и по размеру. Она совершенна и это совершенство оттачивалось, шлифовалось веками», - говорит Андрей Салтан. Почти 16 лет назад работа с глиной так захватила мастера, что он специально путешествовал по стране, обучался у мастеров из разных регионов России. Было чему поучиться и в Томске. В свое время у нас в городе существовал Богашевский завод художественной керамике. И хоть выпускали в основном, как тогда говорили, ширпотреб, товары массового спроса, но были настоящие мастера гончарного дела, которые создавали авторские работы. Одним из своих учителей Андрей Салтан считает Игоря Яковлевича Лебедева.
В настоящее время в Томске и за его пределами Андрей Салтан признан мастером высочайшего класса. В Первом музее славянской мифологии Андрей консультировал сотрудников и дал урок гончарного мастерства. Занятие проходило «мифологической мастерской», в зале мастер - классов. Обычно, мы сами там обучаем детей и взрослых традиционной русской росписи, изготовлению кукол. Но в этот раз были в роли учеников.Сначала мы узнали о свойствах самого материала и его качестве. Глина может быть белого, серого, черного, голубого, зеленого, коричневого, красного и желтого цветов. Окраска глины обычно зависит от влияния органических веществ, некоторые имеют свойство выгорать при обжиге. К примеру, филимоновскую черную глину можно сделать белой, если ее обжечь.Прежде чем начинать работу на круге необходимо почувствовать глину, помять, слепить что-то вручную. Иногда в такие моменты у мастера рождается идея о том, каким должно стать будущее изделие, глина сама подсказывает.
(Оказывается крынки бывают мужскими и женскими)Второй очень важный компонент - вода. Мы периодически смачивали руки и глину. Тут важно знать определенную меру, ведь слишком влажные изделия при сушке дадут трещины. Поэтому мы использовали в процессе работы губку. Гончарный круг был современным, на электрическом приводе. Глина непростой материал. Она и твердая и удивительно нежная. Стоит надавить пальцами на стенку чуть сильнее и можно испортить изделие. В конце мы украсили свои поделки незамысловатым узором с помощью деревянной палочки. Все было и просто и сложно. Вращаясь на круге, глина словно оживала, а мастер будто бы просто помогал ей приобрести форму. Андрей рассказывает нам о назначении некоторых сосудов. Горшок, крынка…, кажется, знакомо и понятно. А вот как выглядит картофельница или морковница мы не представляли. Оказывается, это широкий глиняный бочонок с крышкой. Его отличительная черта – круглый дырочки на стенах для вентиляции. На уроке мы делали горшок и крынку. Их можно декорировать каким-нибудь орнаментом. С помощью специальных деревянных палочек на еще не засохшей глине нарисовать животных, цветы, узор. Хотя, многие мастера утверждают, что зачастую форма сосуда получается настолько интересной, что не требует дополнительного оформления. Красива сама форма изделия, ее живая энергия. Осталось высушить и укрепить то, что мы наваяли. Это непростой, очень ответственный процесс. Укрепление, наведение лоска проходит до первого обжига. Мы стремимся сделать наше изделие гладким, плотным. Эта операция называется лощение. Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах, дает усадку. Даже хорошая гончарная форма уменьшается не меньше чем на 10%. Обжиг укрепит наше изделие. Но предварительно надо обработать сосуд молоком. Это древний и эффективный способ обработки. После молочения и обжига изделия приобретают водонепроницаемость и коричневый цвет. Обжиг проходит в специальных гончарных печах при температуре минимум 350 градусов. Для достижения более высокой прочности температуру увеличивают (900 градусов и выше). Далее сосуд необходимо очистить, после обжига он сильно темнеет. Раньше это делали с помощью рогожи или песка, сейчас – наждачной бумаги. И еще одна гончарная работа, завершающая традиционную технологию. Это вощение – обработка поверхности изделия горячим воском. В результате мы получаем яркий, красивый сосуд, удивительно приятный. Его не хочется выпускать из рук. Конечно, быстро постичь мастерство гончарного дела не получится. Но радость от этого занятия огромная и незабываемая. Чувствуешь связь времен и поколений. Ведь именно такой посудой пользовались наши предки.(В конце урока лепим свистульки. Кстати, засвистели они у всех)(Эту пирожковницу лепили все вместе: директор музея Геннадий Павлов и сотрудники)Свои впечатления от урока по гончарному делу записала Ольга Морковкина - сотрудница Первого музея славянской мифологии.http://slav-museum.ru/
www.perunica.ru
Индия | Гончарное искусство, керамика
Гончарное искусство Индии – это древняя форма ремесла, история которого начинается с незапамятных времён. Об этом свидетельствует культура черной и красной керамики (XII-IX вв. до н.э.) эпохи раннего железного века, процветавшая на севере полуострова Индостан. А так же культура серой расписной керамики, распространённая в долине Ганга в 1100—350 гг. до н. э., и культура желтой керамики, развившаяся в восточной Индии во II в. до н.э. Гончарное ремесло, связывающее современность и прошлое, и по сей день является неотъемлемой частью жизни индийцев. Множество древних форм, техник и декоративных стилей до сих пор применяются в гончарном деле. Согласно древнеиндийской традиции, гончары считаются потомками самого Вишвакармана — зодчего богов. Проводящие всю жизнь у гончарного круга, создавая необходимые в обиходе вещи, ремесленники вкладывают в произведения частицу своей души. Прикоснувшись к глиняному изделию, чувствуешь, что каждый кувшин, горшок или статуэтка наполнены историей и легендами древности.Путешествие по Индии оставляет много ярких воспоминаний. Одним из них является посещение базаров, где можно найти все, что душе угодно. Обычным явлением для индийских базаров является огромное многообразие керамических изделий, которые, несомненно, станут отличными сувенирами из этой удивительной и загадочной страны. Каждый регион Индии знаменит своим особым стилем гончарных изделий, однако всех объединяет простота форм и незатейливость рисунка. Из глины здесь изготавливают горшки, кувшины, чашки, лампы, лампадки, игрушки, копилки, вазы для цветов, фигуры богов и богинь и множество других предметов.
Делийская и джайпурская голубая керамикаЭто искусство, привнесенное из Персии, процветало во времена правления Великих моголов. Сегодня почти забытое ремесло производства голубой керамики в Дели продолжают лишь немногие ремесленники и молодые энтузиасты, берущие уроки у старых мастеров. Технология изготовления голубой керамики характерна лишь для этого региона Индии, а также Джайпура (Раджастан), куда это искусство было завезено во времена правления Раджи Рам Сингха II. Мудрый правитель привез из Агры искусных гончаров, которые прославили регион изумительной бело-голубой керамикой. Эти предметы хоть и называются керамикой, но сделаны они без использования глины. В их состав входит кварц, известь, бикарбонат соды и фуллерова земля (флоридин). Изделия включают тарелки, вазы, фруктовые чаши, кувшины, мыльницы, глазурованную плитку и многое другое. Главным центром производства голубой керамики в Раджастане является Джайпур (Jaipur). Санганер, Махалан и Неота (Sanganer, Mahalan, Neota.) несколько уступают Джайпуру, однако их изделия также популярны. От изумительно бело-голубых, а порой с бирюзовым оттенком керамических изделий веет духом старинной Индии.
Делийская голубая керамика
Джайпурская голубая керамика
Джайпурская керамическая плитка
Джайпурская лавка
Раджастан и Гуджарат Будучи в Раджастане, несомненно, следует посетить Алвар (Alwar). Гончары из Алвара славятся производством удивительных керамических изделий толщиной с лист бумаги, которые называются керамикой кагзи (Kagzi). Сегодня лишь горстка мастеров продолжает работать в этой технике, назначая малую цену за изделия весьма высокого качества. В Молеле (Molela), небольшом городке в 40 км к северу от Удайпура издавна изготавливают терракотовые барельефные плитки с изображениями богов или героев традиционных местных легенд, а также сцен из повседневной жизни. Эти плитки чаще всего подвешивают на стены храмов и домов. Они могут быть естественного терракотового оттенка, либо раскрашены цветными красками. Называются они муртикала (murtikala). Производство муртикал также распространено и на территории Гуджарата.
Керамика муртикала
Муртикала
Основными центрами производства глиняных сосудов в Раджастане являются Джайпур, Сикар, Аджмер и Бхаратпур (Jaipur, Sikar, Ajmer, Bharatpur).
Представители полукочевого племени гарасия (Garasia), проживающего в лесистых районах Раджастана и Гуджарата, лепят из глины необычных по форме лошадей, которых используют во время проведения своих религиозных обрядов, связанных с поклонением божеству Бхавесингх (Bhavesingh). Фигурки терракотовых лошадей подносят Бхавесингху, размещая под священным баньяновым деревом.
Округ Кач (Kutch) штата Гуджарат известен терракотовыми изделиями, а также расписной керамикой. Местные мастера высушивают глину на солнце, а затем расписывают изделия и обжигают их в печи. Многие изделия украшают зеркалами, ослепительно сверкающими на ярком гуджаратском солнце. Традиционными мотивами росписи являются листья, цветы, геометрические фигуры и линии. Гуджаратские базары всегда переполнены различными сувенирами из керамики: колокольчиками, свистками, куклами, фигурками животных, декоративными чашами и многим др.
ПенджабОсновными центрами производства керамических изделий в Пенджабе являются округи Мохали (Mohali), Лудхияна (Ludhiana) и Хошиарпур (Hoshiarpur). Здесь специализируются на производстве горшков для хранения пищевых продуктов, а также лампад, миниатюрных алтарей, цветочных горшков и конечно же игрушек для детей, которые раскрашивают в яркие цвета, расписывают традиционными орнаментами и украшают маленькими зеркалами.
Глиняные лампады
Джамму и КашмирВ Кашмире местные ремесленники изготавливают прекрасную как разноцветную глазурованную, так и не покрытую глазурью керамику. Местная глазурованная керамика именуется далгейт (Dal Gate pottery). В простоте форм и узоров, позаимствованных у природы, кроется секрет совершенства и уникальности кашмирской керамики.
Керамика далгейт
Основным центром производства керамических изделий в Кашмире является Шринагар (Srinagar). Территория Джамму известна своей довольно строгой (классической) керамикой. Здесь также изготавливают яркоокрашенные изваяния индуистских божеств, особенно востребованных во время проведения празднеств и всевозможных фестивалей. Традиционная керамика Ладакха — это, прежде всего, кухонная утварь, ритуальные светильники, большие изваяния Будды, а также маски, для изготовления которых используют помимо глины ткань, муку, бумагу и клей.
Химачал-ПрадешЦентры производства керамических изделий Химачал-Прадеша расположены в Кангре, Манди, Кулу, Чамбе и Шимле (Kangra, Mandi, Kulu, Chamba, Shimla). Химачальская керамика высоко ценится за прочность. Местные гончары, называемые кумхары, делают всевозможные предметы домашнего обихода, а также прекрасные сувениры. Округ Кангра знаменит производством сосудов из тёмно-красной глины, которые традиционно расписываются черными и белыми красками. Там же в Кангре в деревне Андретта (Andretta), которую с 20-х годов прошлого столетия населяют преимущественно ремесленники-гончары, производят высокохудожественную керамику, которую можно приобрести во всех торговых точках Индии. В Андретте сообществом гончаров организованы трехмесячные курсы обучения гончарному делу у известных мастеров керамики.
Керамика мастеров из Андретты
Уттар-ПрадешВ штате Уттар-Прадеш широко распространено производство блестящей черной керамики, славящейся своей прочностью, благодаря двойному обжигу. Основным центром производства черной керамики является Низамабад (Nizamabad) в округе Азамгарх (Azamgarh). Изделия приобретают характерный черный цвет из-за того, что их натирают горчичным маслом перед обжигом. После керамику полируют амольгамой олова, которая придает ей серебристость.
Большой интерес представляет глазурованная керамика из Чинхата (Сhinhat) и Кхурджи (Khurja). Керамика Чинхата включает широкий спектр изделий: блюдца, чашки, вазы, сахарницы, тарелки, кувшины, чайники и др. Посуду традиционно белого или кремового цвета украшают цветочным рисунком, используя оттенки синего и оранжевого.
Керамика Чинхата
Керамика из Кхурджи приводит в восторг невероятным многообразием цветов, фактур и узоров. Эти милые изделия способны украсить любую кухню или столовую и наполнить дом положительными эмоциями.
Керамика из Кхурджи
Особую популярность штату принесла керамика из Горакхпура (Gorakhpur). Причудливые лампы, сосуды для воды в виде лошадей и слонов, фигурки богинь и людей и другие сувениры пользуются спросом не только у местных жителей, но и у туристов.
Мадхья-ПрадешВ округе Сеони (Seoni) находится деревня Пачдхар (Pachdhar), где проживает община гончаров (kumhaar). Местные гончары, чутко реагирующие на веяния моды и пожелания клиентов, производят довольно заурядную керамическую посуду, цветочные горшки, лампадки, копилки и другую утварь. Каждую неделю грузовики, набитые горшками отправляются из Пачдхара во все районы штата, а также соседнюю Махараштру.
Округ Джхабуа (Jhabua) знаменит изготовлением полых фигур терракотовых лошадей, изваяний богинь Лакшми и Парвати, а также глиняными алтарями, известными как дхаба (dhaba). Местные ремесленники изготавливают игрушки для детей в виде фигур различных животных, птиц, свистки и другие безделицы.
МахараштраГончарный промысел в Махараштре сосредоточен в Варе, где проживает сообщество гончаров, а также в Бхадравати (Bhadravati) округ Чандрапур (Chandrapur) и в Мумбаи (Mumbai), где распространено изготовление черной керамики. Гончарным ремеслом в Махараштре не редко занимаются и женщины, так как основная масса мужского население занята работой на многочисленных заводах и фабриках штата. Главным сезоном, приносящим неплохой доход в семьи гончаров, является зима, поскольку в феврале, во время празднования Шиваратри, существенно возрастает спрос на горшки различных размеров, используемых во время церемонии подношения божествам.
АссамСеверо-восточный штат Индии Ассам хранит старинные традиции гончарного искусства, передаваемые из поколения в поколение. Здесь в Ассаме проживают две общины гончаров: хира (hira) и кумар (kumar). Гончары из общины кумар используют в работе гончарный круг, а также лепят из глины кукол, изваяния богов и богинь. Ремесленники же из общины хира не пользуются гончарным кругом, а для изготовления керамических предметов домашнего обихода практикуют метод сжатия материала (тугого замешивания глины). Хира проживают в районах Гоалпара (Goalpara), Камруп (Kamrup), Барпета (Barpeta). В отличие от остальных регионов Индии, изготовлением керамических изделий у хира традиционно занимаются женщины. Мужчины в свою очередь добывают сырье (глину) и продают готовые изделия на рынках. Наиболее распространёнными предметами, производимыми представителями этой общины, являются кувшины, горшки, тарелки, лампы, лампады. В Камрупе производят кровельную черепицу. Деревня Ашарканди, что в районе Гоалпара славится своими изящными глиняными куклами.
Западная Бенгалия и Орисса Прекрасные образцы традиционных терракотовых изделий можно найти в городах Западной Бенгалии Муршидабад, Бирбхам, Джайссор, Хугли и Дигха (Murshidabad, Birbhaum, Jessore, Hooghly, Digha). В малоимущих семьях гончаров кумбкар (khumbkar) женщины часто помогают своим мужьям, выполняя не сложную работу. Изготавливая маленькие горшочки, крышки для них, тарелки, кружки, кукол, а также фигурки божеств, они стараются пополнить семейный бюджет дополнительными доходами.
Терракотовая керамика (Зап. Бенгалия)
Орисские гончары изготавливают посуду, глиняные лампы, горшки для растений, статуэтки, игрушки, фрески и др. Ремесленники из региона Самбалпур (Sambalpur) специализируется на изготовлении кровельной черепицы.
Работы орисских мастеров
Тамил-НадуКерамические изделия весьма популярны во всем Тамил-Наду. Тамильские мастера гончарного дела, известные здесь как куявар, кулалаар, велар (kuyavar, kulalaar, velar), трудясь изо дня в день, создают не только необходимые в обиходе вещи, но и ритуальные предметы, фигуры божеств, игрушки и сувениры.
Традиционно в качестве оберега у входа в каждую тамильскую деревню устанавливают огромные статуи терракотовых лошадей, которые согласно местной легенде, принадлежат Айянару (Ayyanaar) — тамильскому божеству, защитнику деревни. Культ Айянара распространен в поселениях всего Тамил-Наду, а также на Шри-Ланке. Его священнослужители не брахманы, а местные жрецы, принадлежащие к касте гончаров. Айянар с широко раскрытыми глазами, огромными усами и большими зубами восседает в окружении своих воинов и лошадей у входа в селение. Эти огромные, почти шести метровой высоты статуи, лепят из глины, песка и соломы.
Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани
bharatiya.ru
гончарное мастерство |
Самым древним керамическим изделием на земле считается глиняная фигурка Венеры, найденная в Моравии в 1925 году. Она датируется 29-25 тысячелетием до нашей эры и содержит маленький отпечаток детской руки. Эта находка позволяет ученым предположить, что глина является первым и наиболее древним материалом, который люди стали использовать для создания предметов повседневного использования. (далее…)
Глиняная свистулька у наших предков была довольно распространенной игрушкой. Сейчас это скорее редкость. Впрочем, необязательно ее покупать: при желании ее не так уж сложно сделать самому.
Лепка птичек-свистулек из глины своими руками
Перед лепкой глину нужно хорошенько размять, убрав камушки. Чем дольше вы будете ее мять, тем более пластичным станет материал. Также важно перед лепкой убедиться в отсутствии полостей, заполненных воздухом – при обжиге пустоты могут лопнуть. (далее…)
Ближе к середине восемнадцатого века в Европе уже было три фарфоровых предприятия, а в России только появился первый завод. Императрица Елизавета доверила работу над «белым золотом» Д. И. Виноградову, который добился немалых успехов в этой отрасли.
Д.И. Виноградов за работой
На пути к признанию
Сначала ассортимент продукции завода был скромным и лишенным разнообразия. В первое время там создавались лишь табакерки по заказу Императрицы, которые она использовала как презенты в дипломатических переговорах. Еще такими подарками она выказывала уважение приближенным особам. (далее…)
Качество глины, ее физические свойства, как то упругость, жирность, податливость, цвет, определяются составом материала. А состав в свою очередь зависит от того, в какой местности и на какой глубине его добывали. Глина может быть красноватой, зеленой, голубоватого оттенка, коричневой или белой.
Глина бывает разных цветов
Чем выше в ней содержание органической примеси, тем больше она тяготеет к темным оттенкам. Большинство видов глины меняет свой цвет вследствие обжига в результате окисления. Одним из важнейших качеств гончарного материала является его пластичность. (далее…)
Горшок из глины
В далекие древние времена гончарство было не одним из способов скрасить досуг, а престижным и очень важным ремеслом. Ведь хранились и транспортировались различные жидкости именно в глиняных горшках. Сегодня это не более, чем один из видов искусства и приятного времяпровождения.
С чего начать?
Приятно, когда дома стоит цветочный горшочек, который вылеплен собственноручно. Чтобы создать подобный сувенир не потребуется особых навыков в гончарстве. Сосуды замысловатых форм лепятся, конечно, сложнее, но создать простой горшочек под силу и дилетанту. Нужно подготовить рабочее место, соответствующую одежду и сырье:
Глина
(далее…)
Наиболее знаменитой глиняной игрушкой в мире является дымковская. Небольшие расписные гончарные изделия в виде людей и животных со свистульками родом из российской Дымковской слободы. Сегодня эти творения хранятся во многих мировых музеях, а их история корнями уходит в далекое прошлое.
Так, в XV веке царь Иван Васильевич переселяет непокорных жителей Великого Устюга в глухие районы. Часть переселенцев, среди которых было много гончаров и игрушечниц, осели за рекой Вяткой, где и появилась Дымковская слобода.
(далее…)
Глина гончарная
Наверняка даже те, кто никак не связан с гончарным производством, знают, что основой гончарного дела является глина. Однако оказывается, что глина бывает разная, и не все её виды подходят для изготовления изделий. Причем от свойств и качества использованного сырья будут зависеть свойства готовых изделий. Основных видов глины выделяют несколько:
Природная красная глина – самый распространенный материал. Имеет коричневую окраску, легко мнется, при обжиге получает белесый или красноватый оттенок. Очень эластична, поэтому этот вид можно использовать при работе с небольшими изделиями, где требуется проработка мелких деталей.
Красная глина
Белая глина. Имеет светло-серый цвет, который после обжига становится более теплым, близким к цвету слоновой кости. Основное назначение – изготовление посуды и кафеля, также подходит для изготовления поделок.
Белая глина
(далее…)
Молочный обжиг (или молочение) с давних времен применялся с целью обработки керамической посуды, сейчас же эта гончарная техника — отличный вариант для тех, кто решил заняться декорированием различных вещей (от украшений до ваз и других сувениров).
Когда же возникла данная техника, и что отличает ее от десятков других гончарных техник? Информация о возникновении молочения, кажется, утеряна в веках. Скорее всего, техника возникла на заре гончарства, когда люди уже научились обжигать глину. По словам историков и археологов, специализирующихся на теме гончарства древних народов, достоверно известно, что молочный обжиг практиковали только лишь на территории современного СНГ. (далее…)
Вот такой вот гончар встречает нас в Опошне
Вот уже который год подряд в селе Опошня Полтавской области проходит удивительный фестиваль, настоящий праздник, основной целью которого является сохранение и развитие исконного украинского ремесла – гончарства.Праздник проводится в конце июня в Национальном заповеднике—музее гончарства. На фестиваль съезжаются как признанные мастера своего дела, так и новички, желающие набраться опыта. Кроме выставки—ярмарки всевозможных гончарных изделий, во время фестиваля также проводятся разнообразные мастер—классы, лекции и концерты. Здесь можно не только приобрести оригинальные сувениры, но и послушать выступление фольклорных коллективов, принять участие в веселых конкурсах и научиться танцевать народные танцы. Также показывают свое умение кузнецы, вышивальщицы, художники.
В Опошне прошел фестиваль «Гончарная Вселенная в Украине»
(далее…)
Автоматизация коснулась и гончарства
Тотальная автоматизация производственных процессов коснулась и древнего занятия – гончарства. Гончар уже не крутит ногами круг для создания своих изделий, ведь современные гончарные круги раскручиваются при подключении к сети. Как же выбрать тот круг, на котором вам было бы удобно работать и создавать по-настоящему красивые глиняные изделия?
«Знакомимся» с гончарным кругом лично
Выбрать подходящий вам гончарный круг вы сможете лишь самостоятельно, не ограничиваясь прочтением описаний в интернет-магазинах. В идеале – вам нужно попробовать поработать на выбранном агрегате. Если такой возможности у вас нет, то постарайтесь оценить удобство гончарного круга, сев за него. Это позволит вам определить, удобен ли он для вас, какая рабочая поза потребуется, куда упираются ваши руки или они, как в случае с итальянскими моделями, просто парят в воздухе. Оцените удобство и практичность гончарного круга сразу, учитывая ваши гончарные привычки:
ряд отечественных гончарных кругов создан таким образом, что мастер упирается локтями в свои колени – это обеспечивает устойчивость и удобную фиксацию рук;
некоторые японские модели не имеют места для емкости с водой – подумайте, сможете ли вы поставить ее удобно в рабочей зоне круга;
высота бортика также важна. Его отсутствие или небольшая высота станут причиной постоянного попадания рабочих остатков глины на пол;
(далее…)
Популярные материалы
gonchar.arbooz.info
Гончарное производство — Циклопедия
Гончарное производство — изготовление керамических изделий из гончарной глины: посуды, изразцов, игрушек, украшений, сувениров. Древнее ремесло многих народов мира.
Гончарные изделия имеют относительно высокую пористость и изготавливаются из легкоплавких глин (80-100 %) без использования других компонентов, кроме небольших добавок песка (0-20 %). Гончарные изделия формируют методом пластического формования. Бытовые и декоративные изделия из гончарной керамики пористые, мелкозернистые, с натуральным цветом глины, часто неглазурованные. Готовые изделия иногда покрывают ангобами и глазурью.
Гончарные изделия, как и терракоту, относят к грубокерамическим изделиям, а в случае использования качественных глин без примесей крупных частиц — к тонкокерамическим, что говорит об условности такого деления (на тонко и грубокерамические).
[править] Технология изготовления
Вообще процесс изготовления керамики включает в себя три стадии: подготовительную (на этом этапе происходит отбор исходного сырья, ее добыча, обработка и сборка формовочной массы) творческую (на этом этапе осуществляется изготовление собственно сосуды определенной формы) и клейкую (на этом этапе сосуду добавляют прочность, устраняют его влагопроницаемость).
Изготовление гончарных изделий предусматривает пластическое формование гончарного материала с помощью гончарного круга и спекания нагревом изделия при температуре до 1000 °C. Выпечкой закрепляет форму и придает изделию жесткости. Температура выпекания может составлять как 300—950 °C, так и 900—1200 °C при использовании поливок или глазури.
Декоративный узор наносят или до обжига или после него. Для обеспечения непротекания на поверхность изделия наносят глазурь. Простейшую глазурь готовят из окиси свинца и кварцевого песка. Поскольку контакт пищевых продуктов с солями свинца должен быть исключен, сейчас санитарный надзор запрещает использовать эту глазурь при изготовлении предметов домашнего обихода. Однако легкоплавкие соединения свинца используют, как и ранее, в составе глазури, предназначенной для декоративных целей (в том числе майоликовых).
Основным материалом для изготовления гончарных изделий служит глина. Для гончарства выбирают преимущественно чистую глину. Иногда, для достижения определенных качеств, в глину примешивают различные вещества: песок, золу, древесные опилки. Иногда добавляют шамот — порошок от измельченных гончарных изделий или заранее слабо обожженной глины. После обжига глина с такими примесями остается пористой и с трудом принимает глазурь. Гончарная глина очень часто содержит оксиды железа, извести, щелочи, гипс и др.
Иногда добытую глину оставляют на один-два года на воздухе или в воде. Есть мнение, что качество глины в таких условиях улучшается. Фарфоровая глина обычно выдерживается в специальных ямах по несколько лет.
Необходимо, чтобы гончарная глина была однородна и не содержала крупных зерен и частиц. Такая чистая глина редко встречается в природе, и для того, чтобы ее можно было использовать, сначала ее очищают. Добытую глину размачивают, убирают камни и другие хорошо видимые примеси, разминают. Затем процеживают и выкладывают на гипсовую или другую влагопоглощающую поверхность для загустения. Когда глина достигнет консистенции, пригодной к лепке, ее максимально герметично упаковывают и хранят до использования.
Гончарство возникло в эпоху неолита и стало значительным шагом в развитии производительных сил. Со времен энеолита гончарные изделия начинают украшать орнаментом, который наносили глиняными цветными красками.
До его появления древний человек использовал природные материалы, иногда подвергая их механической обработке. Так, например, использовались камни, кости, раковины, дерево, кожа животных, из которых изготавливали необходимые в быту предметы. А гончарство — это уже качественно новый этап взаимоотношений между человеком и природой. Пластическое сырье, используемое в гончарстве — глина.
Гончарство было там, где была пригодна для этого глина. Добытую глину очищали от механических примесей, затем месили, изготавливали из нее изделия, подсушивали их и выжигали. Сначала изделия лепили вручную и выжигали на открытых очагах или в обычных печах.
cyclowiki.org
История и уроки русского гончарного ремесла
Большинство людей согласится с тем, что можно бесконечно долго смотреть на то, как горит огонь и как бежит вода. А кто-то добавит к этим двум потрясающим по красоте зрелищам еще одно – работу гончара. Как кусок глины, вертясь на гончарном круге, в руках мастера превращается в крынку, кубышку или квасник сразу понять сложно. А уж оторвать взор от этого волшебного действа тем более невозможно. Это зрелище кажется волшебным. Но дело не только в этом.
Из истории глины
Само гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. Недаром сам факт появление этого ремесла ставят в один ряд с такими великими достижениями как использование огня. Практически каждый народ в древности считал, что гончарному ремеслу научили предков могущественные боги. Да и самого человека Бог слепил из глины и вдохнул жизнь. Поэтому, из глины делали фигурки богов, богинь, священных животных. С древних времен глине приписывали целебные и косметические свойства.
Знаменитая филимоновская роспись
Особая магия гончарного дела заключается еще и в том, что в производстве керамики участвуют все четыре стихии, четыре элемента. Глина – это земля и дар земли, вода, необходимая при лепке, воздух сушит изделие, а огонь делает глину прочной и долговечной. Как известно, изделия из керамики отличаются своим долголетием. Именно, благодаря сохранившимся предметам, мы знаем быт наших предков, живших много лет тому назад. Кстати, еще древние греки считали гончарное дело искусством. Античные мастера делали из глины не только красивую посуду, но и различные фигурки, статуэтки, которыми украшали дом. Но история глины началась гораздо раньше.
Например, считается, что первый керамический сосуд, который был изготовлен из обожженной глины, появился примерно 10 тысяч лет тому назад. С тех пор человек постоянно экспериментировал с глиной: смешивал разные сорта глины, включал в состав основного материала органические и неорганические добавки и наоборот, освоил способ очистки гончарной глины от примесей.
На Руси веками мастера совершенствовали гончарное дело. Это было одно из важнейших ремесел. Ведь из глины делали буквально все от кухонной утвари до игрушек для детей. В 9 веке наши предки стали использовать гончарный круг. Вначале он был ручным. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Затем на этот круг располагали кусок глины, и, чтобы она не прилипала, заранее посыпали ее золой или песком. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие. Немного позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног. Благодаря этому, производительность труда в гончарных мастерских и качество глиняных изделий очень возросли. На протяжении веком из глины делали и кухонную утварь, и предметы роскоши. В наши дни этот материал не только не потерял актуальности, но даже, кажется, приобрел вторую жизнь.
Уроки от Андрея Салтана.
Андрей Салтан томский художник – керамист. Хотя на самом деле сложно определить кто он больше: артист, показывающий представления на гончарном круге, преподаватель или художник, создающий, невероятно красивые сосуды и фигурки. По словам самого мастера, его профессию предопределило случайное прикосновение к материалу – глине. Особый интерес представляет русская керамика. «Она совершенна по форме и по размеру. Она совершенна и это совершенство оттачивалось, шлифовалось веками», – говорит Андрей Салтан. Почти 16 лет назад работа с глиной так захватила мастера, что он специально путешествовал по стране, обучался у мастеров из разных регионов России. Было чему поучиться и в Томске. В свое время у нас в городе существовал Богашевский завод художественной керамике. И хоть выпускали в основном, как тогда говорили, ширпотреб, товары массового спроса, но были настоящие мастера гончарного дела, которые создавали авторские работы. Одним из своих учителей Андрей Салтан считает Игоря Яковлевича Лебедева.
В настоящее время в Томске и за его пределами Андрей Салтан признан мастером высочайшего класса. В Первом музее славянской мифологии Андрей консультировал сотрудников и дал урок гончарного мастерства. Занятие проходило «мифологической мастерской», в зале мастер – классов. Обычно, мы сами там обучаем детей и взрослых традиционной русской росписи, изготовлению кукол. Но в этот раз были в роли учеников.
Сначала мы узнали о свойствах самого материала и его качестве. Глина может быть белого, серого, черного, голубого, зеленого, коричневого, красного и желтого цветов. Окраска глины обычно зависит от влияния органических веществ, некоторые имеют свойство выгорать при обжиге. К примеру, филимоновскую черную глину можно сделать белой, если ее обжечь.
Прежде чем начинать работу на круге необходимо почувствовать глину, помять, слепить что-то вручную. Иногда в такие моменты у мастера рождается идея о том, каким должно стать будущее изделие, глина сама подсказывает.
Второй очень важный компонент – вода. Мы периодически смачивали руки и глину. Тут важно знать определенную меру, ведь слишком влажные изделия при сушке дадут трещины. Поэтому мы использовали в процессе работы губку. Гончарный круг был современным, на электрическом приводе. Глина непростой материал. Она и твердая и удивительно нежная. Стоит надавить пальцами на стенку чуть сильнее и можно испортить изделие. В конце мы украсили свои поделки незамысловатым узором с помощью деревянной палочки. Все было и просто и сложно. Вращаясь на круге, глина словно оживала, а мастер будто бы просто помогал ей приобрести форму. Андрей рассказывает нам о назначении некоторых сосудов. Горшок, крынка…, кажется, знакомо и понятно. А вот как выглядит картофельница или морковница мы не представляли. Оказывается, это широкий глиняный бочонок с крышкой. Его отличительная черта – круглый дырочки на стенах для вентиляции.
На уроке мы делали горшок и крынку. Их можно декорировать каким-нибудь орнаментом. С помощью специальных деревянных палочек на еще не засохшей глине нарисовать животных, цветы, узор. Хотя, многие мастера утверждают, что зачастую форма сосуда получается настолько интересной, что не требует дополнительного оформления. Красива сама форма изделия, ее живая энергия. Осталось высушить и укрепить то, что мы наваяли. Это непростой, очень ответственный процесс.
Укрепление, наведение лоска проходит до первого обжига. Мы стремимся сделать наше изделие гладким, плотным. Эта операция называется лощение. Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах, дает усадку. Даже хорошая гончарная форма уменьшается не меньше чем на 10%. Обжиг укрепит наше изделие. Но предварительно надо обработать сосуд молоком. Это древний и эффективный способ обработки.
Крынки бывают женскими и мужскими
После молочения и обжига изделия приобретают водонепроницаемость и коричневый цвет. Обжиг проходит в специальных гончарных печах при температуре минимум 350 градусов. Для достижения более высокой прочности температуру увеличивают (900 градусов и выше). Далее сосуд необходимо очистить, после обжига он сильно темнеет. Раньше это делали с помощью рогожи или песка, сейчас – наждачной бумаги. И еще одна гончарная работа, завершающая традиционную технологию.
Это вощение – обработка поверхности изделия горячим воском. В результате мы получаем яркий, красивый сосуд, удивительно приятный. Его не хочется выпускать из рук. Конечно, быстро постичь мастерство гончарного дела не получится. Но радость от этого занятия огромная и незабываемая. Чувствуешь связь времен и поколений. Ведь именно такой посудой пользовались наши предки.
Текст: Ольга Морковкина
Чашку для пирожков делаем вместе
Напоследок лепим свистульки
slav-museum.ru
История гончарного искусства — Только самое интересное
Одним из древнейших промыслов, известных человечеству, можно назвать керамику. История керамики насчитывает не одну тысячу лет. Своим происхождением она обязана мастерам Древней Греции, которые увидели невероятное чудо: как обыкновенная глина под воздействием огня превращается в крепкий и прочный материал. Получаемый продукт нашел себе разностороннее применение – от различных храмовых статуэток до роскошных настенных панно. Но главной областью применения было все-таки жилище человека, где появилась разнообразная посуда. Впоследствии возникнет определение «художественная керамика».
В Новгороде с XII в. существовал Гончарный конец – часть города, заселенная ремесленниками-гончарами. В Москве с конца XVI – начала XVII в. сохранились прекрасные рельефные изразцы с декоративными растительными орнаментами и изображениями фигур. Прославленные образцы русского керамического искусства XVII в. хранит церковная архитектура Костромы, Ярославля, украшенная пышными изразцовыми фризами. От XVIII в. сохранились декоративные печные кафели с сюжетной росписью и орнаментами, которые вырабатывались в Москве и других городах.
Русское народное керамическое производство не ограничивается простым гончарством. В России начинают складываться керамические промыслы. Это скопинская, гжельская керамика, дымковская, каргопольская, филимоновская керамическая игрушка. Все вышеназванные промыслы формируются, начиная с XVIII столетия. Это время развивающейся торговли, многочисленных ярмарок, где народные умельцы могли реализовать свой товар. Немаловажным является и то, что мастера-керамисты не оставляли без внимания и детей. Стоит заметить, что и сегодня детей активно привлекают к гончарному делу. К примеру, на сайте goncharnoedelo.ru можно заказать мастер класс по гончарному искусству, как в мастерской, так и на выезде. Но вернемся к истории, для них производятся многочисленные керамические игрушки. Российский керамический промысел пережил как времена подъема, так и времена спада. Годы подъема – это время возникновения различных школ, способов декорирования поверхности керамических изделий, а также модернизации и совершенствования самого керамического черепка: от фаянса к фарфору.
Скопинский гончарный промысел находится в городе Скопине Рязанской области. Простую гончарную глину использовали здесь издавна для изготовления всевозможной бытовой посуды: кувшинов, крынок, мисок. Учитывая ее утилитарную предназначенность, мастера-гончары особое внимание уделяли форме изделий, а для украшения ее применяли штампики, лепную оборку края. Еще они делали игрушки. Фигурки коней, птицы-свистульки, всадники имели очень лаконичную форму, без какой-либо деталировки и отделки. Но посуду и игрушки покрывали цветной глазурью.
Во второй половине XIX в. начал складываться необычный характер вещей, по которому изделие Скопина отличалось от продукции других гончарных центров. Отличие состояло в том, что сосуды изготавливались ручной лепкой, как своеобразные скульптуры. Емкость как первооснова кувшина оставалась, но дополнялась лепными фигурами птиц, рыб. полуфантастических животных. В некоторых видах изделий фигура птицы или животного превращалась в кувшин или разновидность сосуда, в котором сложно переплетались несколько фигур налепами, процарапанными или наштампованными орнаментами. Сосуды представляли собой фантастическое сооружение, вызывавшее удивление.
Среди промыслов, занимающихся изготовлением глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из важных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ города Вятка. Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи. Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки – все это усиливает ощущение праздничности, вызывает улыбку при общении с игрушкой. Из городского быта XIX столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы, кавалеры, няньки и кормилицы. Жанровые сцены представляют многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния, чаепития, цирковое представление, прогулку компании в лодке.
Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохраняется в городе Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, жившие в деревне Гринево Каргопольского района. Поэтому в тематике игрушки основательно закрепились образы сказочных персонажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катанием на тройках или в лодках по реке. Постоянно повторяются фигуры медведей, коней, оленей, собак. Фигуры людей приземистые, по-деревенски крепкие. Так же прочно поставлены олени, кони, полукони-полканы, всадники, юбки-колокола служат устойчивым основанием фигурам женщин-крестьянок.
Техника выполнения игрушек аналогична другим промыслам. Вылепленную игрушку обжигают, а затем расписывают клеевыми красками. В росписи можно различить две разновидности. При покрытии игрушки сплошь белым грунтом преобладает линейная, штриховая разработка декора. Цветными линиями отмечают главные детали одежды, черты лица и вносят контурные изображения условных листьев, цветов или геометрических фигур (круги, овалы, зигзаги). Другой, более насыщенный цветом вид росписи представляет собой раскраску значительной части фигуры синей, коричневой, зеленой, красной красками. Необходимые детали при этом выполняют цветными линиями, что придает очень живописный характер всей гамме.
Среди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей оригинальностью глиняная игрушка деревни Филимоново. Ее художественные отличия проявляются как в форме, так и в росписи.
Особенность местной глины заставляет мастериц при лепке несколько вытягивать в высоту любую фигуру. Особенно это заметно в лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи. Фигуры людей выходят стройными и довольно изящными, несмотря на общую утяжеленность керамической лепки. Учитывая эти особенности, мастерицы как бы корректируют пропорции фигур, расписывая их преимущественно полосками красного, желтого, зеленого цветов. Декоративные элементы дополняют схематически изображенными розетками, напоминающими и солнце, и цветок, а также треугольниками, кружками и точками. Вся гамма росписи красно-розового, зеленого, желтого цветов, эффектно играющая на фоне забеленной поверхности игрушки, придает ей необыкновенную звучность и праздничность. Тематика филимоновской игрушки развивается в русле традиционного отражения деревенского и городского быта, полусказочных, полуфантастических образов. Здесь можно видеть танцующие пары (игрушка «Жених и невеста», которую мастерицы называют «Любота»), музыканта, к шляпе которого прикреплено настоящее перышко птицы, солдата с птицей под мышкой или медведя с подарком, стоящего на задних лапах.
Русскому прикладному искусству присущи фаянсовые и майоликовые керамические изделия. Все существующее разнообразие заключается в обработке основного исходного материала. Это может быть глазурованный полив, это могут быть ангобы, это может быть рельефное скульптурное изображение по поверхности изделия. Но самым изящным керамическим материалом все-таки является фарфор. Родина фарфора – Китай. Тайна изготовления фарфоровой массы хранилась очень долго. Но уже к началу XVIII в. западноевропейские мастера стали воссоздавать фарфор и у себя на родине. Также интересен гжельский промысел с точки зрения развития орнаментальных мотивов и сюжетов, которые размещались по поверхности изделий, – от самых малых, иногда геометрических, до сложнопространственных сюжетных картин. И все это при меняющемся цветовом колорите. Ранние изделия Гжели напоминают предметы из крестьянского быта – такие же яркие, красноречивые. Гжельские глины долгое время считались лучшими в России. Из них была изготовлена первая в России майолика, первый полуфаянс и, конечно же, фарфор.
Кроме росписи, сосуды, чернильницы и другие изделия несли на себе богатый скульптурный декор. Одновременно гжельские мастера в большом количестве выделывали мелкую декоративную скульптуру и игрушки, жанровые фигурки и сцены.
На смену тяжелой и хрупкой майолике в начале XIX в. пришел полуфаянс – изделия с белым черепком, бесцветной прозрачной глазурью, украшенные скульптурой и синей под- глазурной росписью. Для этого вида керамики характерно продолжение декоративных традиций. Повторяются отдельные формы сосудов, плоскостное решение росписи. Особым видом полуфаянса были так называемые «бронзовые» изделия – посуда с росписью золотым люстром по светло-желтому фону. Изобретателем «бронзовой» керамики был A.JI. Киселев, один из талантливых гжельских крестьян- самоучек. Им впервые введен в промысле ножной гончарный круг, применена более рациональная конструкция горна.
Особое внимание гжельские мастера уделяли поиску фарфоровой массы. Ведущие мастера воссоздавали этот уникальный материал на протяжении более чем 100 лет. И в начале XIX в. профессору Д. И. Виноградову это удалось. Фарфоровый черепок гжельского промысла стал не менее изящным, таким же тонким и звучным, как и его китайский собрат.
Подражая изделиям известных фарфоровых заводов России, гжельские мастера отразили в своих работах ведущие художественные стили, ярко проявившиеся во всем русском прикладном искусстве XIX в. Влияние западноевропейских художественных стилей сказалось и здесь: гамма сдержанна и лаконична, напоминает гризайлевую технику, которую впоследствии сменяет привычный нам кобальт. Произойдет это во второй половине XIX в. Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели.
Но наряду с этим еще от времени преобладания гончарного производства сохранился и нашел свое выражение в фарфоре принцип целесообразного построения формы утилитарных предметов со множеством вариантов.
Мастера гжельского промысла создали самобытное национальное своеобразное искусство народного русского фарфора, которое даже оказало определенное влияние на изделия знаменитых частных русских заводов, таких как завод Попова, Гарднера, привлекая своей красочностью, выразительной характеристикой образов, простотой и декоративностью.
Только со второй половины 40-х гг. XX в. наступает подлинное возрождение традиций Гжели под руководством ученого А.Б. Салтыкова при участии художницы Н.И. Бессарабовой. Эта работа была связана с восстановлением народного приема росписи, где широкий мазок с прорисовкой деталей создавал законченный рисунок орнамента. Одновременно шел поиск пластической формы изделий, имеющих определенное бытовое назначение.
Возвращаясь к вышесказанному, следует отметить, что гончарное искусство является распространенным видом деятельности человека на территории России. Глина такой же распространенный материал на русской земле, как металл или камень. Грамотное, целесообразное ее использование привело к становлению и развитию такого вида прикладного искусства, как гончарное. Отсюда разнообразие приемов и школ и достаточно быстрое распространение различных типов керамики. А проникновение разнообразных жанров прикладного искусства друг в друга дало многообразие форм, как керамики, так и металлических изделий, и орнаментальных мотивов, которые переходят с глиняной поверхности на деревянную и металлическую, и наоборот.