Занятия древнего рима.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Занятия древнего рима


Что необходимо знать о Древнем Риме

Римское государство – это не только великая империя, Цезарь и гордые легионы. Жизненный уклад и традиции древних римлян современному человеку могут показаться дикими. Не верите? Прочитайте и убедитесь в этом.

1. В непосредственной близости от арен, где проходили бои «идущих на смерть», всегда находились торговые палатки. Там, за довольно большие по тем временам деньги, можно было раздобыть снадобье, заменявшее жительницам Рима косметику – пот гладиаторов, а также жир животных. Столь необычный набор помогал устранять морщины.

2. В Древнем Риме проходил ежегодный фестиваль, посвященный богу Сатурну. От других празднований он отличался тем, что в эти дни у рабов появлялась иллюзия свободы.

Они могли сесть за один стол со своим хозяином. Бывало и так, что даже сам хозяин готовил обед для своих рабов.

3. Поэтам и писателям «Вечного города» не давал покоя император Клавдий. Поэтому они не упускали случая, чтобы не высмеять его прилюдно. Дело в том, что Клавдий всегда предпочитал исключительно женщин и не был замечен в связях с мужчинами. В то время считалось, что тот, у кого связи только с представительницами прекрасного пола, сам становится похожим на женщину.

4. Всем известно, что жители Древнего Рима обожали кровавые зрелища. Но мало кто знает, что традиция лишать жизни других на гладиаторских аренах благополучно перекочевала и на театральные подмостки. Поэтому, если по сценарию герой должен был погибнуть, то его обязательно убивали. Таким образом, для некоторых актеров первая роль становилась последней.

5. К медицине отношение было самым серьезным. Древним эскулапам ошибок обычно не прощали. Например, если во время операции больной умирал, то врачу тут же отрубали руки.

6. Богатые римляне жили в крупных и роскошных особняках. Желающим попасть внутрь приходилось стучать: либо специальным кольцом, либо деревянной колотушкой.

У некоторых особо обеспеченных римлян во дворе дома на цепи сидели рабы. Они заменяли собой собак и «звонок», предупреждая хозяина о гостях своими криками.

7. В Древнем Риме богатые жители вместо салфеток и полотенец во время застолья руки вытирали о головы кудрявых детей. Их, кстати, так и называли – «столовые мальчики». Подобная «служба» считалась весьма почетной.

8. У Римского императора Клавдия была жена по имени Мессалина. Даже совершенно не закрепощенных своих соотечественников она поражала похотью и развратом. По рассказам историков Тацита и Светония, у Мессалины был даже свой собственный публичный дом.

«Первая леди» не только оплачивала расходы на его содержание, но иногда и сама обслуживала всех желающих. Однажды Мессалина даже устроила состязание с другой жрицей любви, чтобы выяснить, кто из них за одинаковое время обслужит больше клиентов. Победила жена императора с перевесом ровно в два раза: пятьдесят против двадцати пяти.

9. Как известно, занятие проституцией в Древнем Риме считалось занятием абсолютно нормальным и законным. Поэтому жрицам любви не нужно было скрывать свой статус. Более того, они всячески старались выделиться из толпы. Так, например, только проститутки могли расхаживать по городу в обуви на высоких каблуках, чем сразу обращали на себя внимание.

10. Кстати, знакомое из детства заклинание «абракадабра» пришло из Рима. Оно значится в трудах личного врача императора Каракаллы Серена Саммоника.

Чтобы избавиться от какой-либо болезни или прогнать злых духов, эту фразу следовало написать на амулете в столбик одиннадцать раз.

11. В римской армии существовал особый вид казни, который назывался децимация (казнь десятого). Ее смысл состоял в следующем: провинившийся отряд разбивался на десятки и каждый из солдат тянул жребий. Тот, кто вытащил несчастливый, погибал от рук девяти сослуживцев.

12. Интересно то, что по традиции личные имена полагались только первым четырем сыновьям в семье. Если были еще, то их нарекали порядковыми числительными. Например, Quintus – пятый или Sextus – шестой. Со временем эти имена превратились в общепринятые.

13. Во время боевых действий против какого-нибудь государства или племени, римляне часто прибегали к своеобразному обряду под названием «эвокация». Проще говоря, солдаты обращались к богам противника и просили их перейти на сторону Рима. Взамен им обещали поклоняться и всячески чтить.

14. В первый же день открытия Колизея на его песках погибло порядка пяти тысяч животных, и немногим меньше людей.

Кстати, по подсчетам исследователей, ежемесячно на арене расставалось с жизнью более сотни гладиаторов.

15. В Римской империи особое внимание уделялось транспортному сообщению. К моменту гибели государства на его территории простиралось множество дорог, суммарная длина которых превысила пятьдесят четыре тысячи километров.

russian7.ru

История рима: Занятия населения древнего Рима

Все вышесказанное убеждает в том, что рабы были непременными участниками различных древнеиталийских культов. Если во многих случаях, как это показывают вотивы коллегий и отдельных лиц рабского происхождения, беднейшие и бесправные элементы стремились сами к участию в ряде культов и к почитанию определенных божеств, то в других случаях они были привлекаемы к культу своими владельцами и руководителями общинного культа с целью поддержания древнейших религиозных традиций.
Такого же рода явление наблюдаем мы в латинском Ларинуме, где при храме одного из наиболее широкопочи- таемых общелатинских божеств плодородия и родоначалия  Марса (отождествлявшегося с другими божествами- прародителями, а в их числе и с древнейшими латинскими и римскими царями ) находим коллегию «марциалов», которых Цицерон  называет с древности учрежденными, публичными (т. е. муниципальными рабами) министрами Марса, или familia Марса.

Он насчитывает их в довольно большом числе, сопоставляя их в этом отношении с сицилийскими иеродулами Афродиты Эрицины, которых именует «венериями». Возможно, что для сопоставления сицилийских иеродулов с мунициальными рабами Марса в Италии имелись и более глубокие основания, в том смысле, подобные рабские жрёческйё Коллегии могли возникать не без влияния со стороны более древней практики культового храмового рабства в греческих центрах Сицилии. Нелишне также отметить, что связь коллегий рабов с Марсом тоже, вероятно, могла бы быть прочнее и шире, чем это прослеживается по наличествующим данным .Что же касается самих этих культов, их объединяет то, что все они связаны с древнейшими солярными божествами плодородия и родоначалия и представляют собой религиозную традицию времен родового строя, окрасившуюся уже в эпоху становления классового общества в определенные социальные тона.

Поклонение этим божествам вызывало воспоминания о родовом быте, когда не было неравенства, рабства, войн и других социальных несправедливостей. Картины этой древней жизни, представлявшейся столь спокойной и привольной по сравнению с невзгодами рабовладельческого быта, возникали при исполнении культовых церемоний, связанных с поклонением ларам, Диане, Церере  , Сатурну   и другим божествам-прародителям и подателям элементарных жизненных благ. Они оформлялись в соответствующие легенды, подчеркивающие именно эти стороны культа и придававшие ему известную социальную остроту и осмысленность. Так возникла легенда о «золотом веке»  древнем счастливом времени, когда человечество управлялось царями-богами плодородия и не знало никаких тягот.

istoriyarima.blogspot.com

§ 4. Физическая культура Древнего Рима

§ 4. Физическая культура Древнего Рима

 

Параллельно с процветанием восточных эллинистических центров на Апен­нинском полуострове возрастала военная мощь Рима - сначала небольшой олигархической республики на берегах Тибра, потом хозяина всей Италии и, наконец, огромной державы, поглотившей все Средиземноморье, весь антич­ный мир.

История Древнего Рима подразделяется на три периода: царский (VIII-VI вв. до н.э.), республиканский (VI-I вв. до н.э.) и императорский (31 г. до н.э. -476 г. н.э.).

Физическая культура в царский период. Предыстория царского периода связана с цивилизацией этрусков, племена которых считают выходцами из Малой Азии. Этруски в VIII-VI в. до н.э. являлись главной силой на Апеннин­ском полуострове, они основывали благоустроенные города с величественны­ми храмами и даже канализацией. Одним из таких городов, возникших на месте нескольких деревенских поселений, в VIII в. до н.э. была Рома - будущий Рим. До конца VI в. до н.э. Рим находился во владении этрусков.

Этрусские захоронения, обнаруженные в XVIII в., открыли значительные страницы древней культуры. Усыпальницы этрусков были построены по стро­гому плану за пределами древних городов. Стены усыпальниц покрыты роспи­сями, часто отображавшими различные сюжеты спортивного характера. Настенные росписи и найденные бытовые предметы свидетельствуют о том, что физические упражнения были достаточно известны этрускам, особенно бег, ме­тание диска и копья, борьба, кулачный бой, верховая езда, состязания колес­ниц, прыжки, а также плавание и прыжки в воду.

В некрополе в Тарквиниях обнаружена усыпальница, в которой почти на всех рисунках изображены атлетические сцены, из-за чего ученые назвали ее «гробницей Олимпийских игр». На стенах усыпальницы изображены соревно­вания в беге и прыжках, метание диска и состязания колесниц.

В других гробницах, приблизительно такого же возраста, запечатлены борь­ба, за которой следит судья с палкой в руке, фигуры бегунов с тренером и акро­бата, выполняющего сальто через деревянный барьер.

Подобные сцены можно наблюдать также на найденных вазах и амфорах. Сохранилось несколько статуэток, изображающих прыгуна в воду, метание копья. Широко распространенным является изображение кулачных бойцов, руки которых вооружены предметами, увеличивающими силу удара.

Кроме атлетических игр у этрусков популярны были поединки человека с животными (быками, собаками), носившие характер жестоких развлечений хозяев и рабов Древнего Рима.

По мнению Геродота, этрусские игры своим происхождением связаны с Малой Азией, являвшейся частью греческого мира, откуда переселились ма-лоазийские лидийцы на Апеннинский полуостров. Поэтому в них много общих черт с греческими играми. Вместе с тем у этрусков, несмотря на обилие состя­зательных сцен и игр, не было такого как у греков культа человеческого тела, что подтверждается произведениями искусства.

Часто состязания изображаются вместе со зрителями, что свидетельствует о публичности игр. Так, к примеру, на рисунках в усыпальнице в Тарквиниях достаточно детально изображена трибуна с сидениями для зрителей на высо­ких вилкоподобных подпорках, предназначавшаяся для аристократов. Пред­ставители низших слоев сидят на полу под трибуной.

 

 

Тит Ливий в своей «Римской истории от основания города» также сообща­ет о трибунах для зрителей во время публичных игр, устраивавшихся в Риме этрусским царем Тарквинием Приском. В них мог принять участие каждый по­желавший.

При планировке городов этрусков учитывалась их тяга к публичным состя­заниям. Поэтому центром городов являлась прямоугольная площадь, служив­шая местом проведения игр, гонок на колесницах.

В центре Рима также было установлено этрусскими царями место для про­ведения публичных игр, которые по традиции устраивали в честь победы над латинянами. Со временем они стали ежегодными и получили название Рим­ских, или Великих, игр.

Игры у этрусков являлись прежде всего увлекательным зрелищем, местом для получения острых ощущений. Непосредственными участниками игр были выходцы из низших слоев общества, рабы или свободные люди, нанятые за определенную плату. Иногда в качестве гостей приглашались соседние народы.

Патриции, высшие слои общества, свои доблести демонстрировали во время военных игр, устраивавшихся перед боевыми походами, по случаю поб­еды в войне и восхождения на трон нового царя. Постоянное место проведения конных скачек и состязаний колесниц в долине между Палатином и Авентином получило название «цирка». Здесь также устраивались «Троянские игры», бо­евые пляски.

Распространены в Древнем Риме были и акробатические упражнения, де­монстрировавшиеся странствующими артистами, так называемыми «циркуля-торами», показывавшими акробатические трюки, хождение по канату, дресси­ровку животных и т.д.

В 510 г. до н.э., после изгнания последнего этрусского царя Тарквиния Гор­дого, в Риме была установлена республика, и постепенно этрусская культура отошла в небытие.

Физическая культура в республиканский период. Римская республика просуществовала половину тысячелетия. Римским государством в этот период управляли должностные лица, избираемые ежегодно из числа римских граж­дан, которые за это не получали никакого вознаграждения и потому должны были быть знатными и состоятельными людьми.

Рабовладельческий способ производства достиг наивысшего расцвета с конца III в. до н.э. до II в. н.э. Основной социальной группой общества были мелкие свободные собственники, в основном земледельцы и ремесленники.

Армия формировалась во II в. до н.э. из свободных граждан, которые долж­ны были приходить со своим вооружением и при этом не получали никакого жалованья, кроме военной добычи. Поэтому самых бедных граждан, не имев­ших денег на покупку оружия, на войну не брали; называли их пролетариями (от латинского слова «proles» - потомство, так как государство от них ничего не имело, кроме потомства).

Служба в армии считалась основным правом и обязанностью римского гражданина. Воинская подготовка была хорошо организованной, со строгой дисциплиной. Ядро римских легионов составляли пехотинцы, ежедневно пре­одолевавшие марши в 15-20 км, при этом неся на себе оружие, личные вещи и снаряжение для лагеря. Таким тренировкам подвергались не только ново­бранцы, но и ветераны для сохранения бодрости и гибкости тела. Конные ле­гионеры проходили особую подготовку, отрабатывая быстроту вскакивания на де­ревянном коне.

В высших кругах республиканского Рима физическая культура не получи­ла такого развития, как в Древней Греции, хотя отдельные лица и были привер­женцами греческой культуры. Некоторые патриции рядом со своими дворцами строили сферистериумы, в которых упражнялись с мячом, бегали, прыгали, за­нимались с гантелями. Овладение умением плавать считалось этической нор­мой. В I в. до н.э. во многих городах Италии под влиянием Греции были постро­ены гимнасии, в которых проводили время знатные граждане Рима.

Средние слои римского общества проводили свое свободное время на игро­вых площадках: упражнялись в верховой езде, езде на колесницах, занимались борьбой, играли в мяч. Некоторые плавали и занимались греблей в Тибре.

Римские легионеры практиковали игру в мяч ногами, надевая для этого спе­циальную обувь - «кольцеус», откуда, как утверждают историки, пошло назва­ние игры «кальчо», что по-итальянски означает «футбол».

Римский народ состоял из патрициев (древней знати) и плебеев (массы сво­бодного населения, владеющего земельной собственностью). В конце респу­бликанского и в императорский период значительная часть плебеев, утратив свои земельные владения, превратилась в праздных людей, которых государ­ство взяло на содержание как римских граждан, имеющих право голоса в народном собрании. Согласно закону 73 г. до н.э., каждый неимущий гражда­нин Рима ежедневно получал полтора килограмма хлеба; впоследствии импе­раторы ввели также выдачу масла и мяса, а иногда и денег. В I-II вв. число иж­дивенцев государства доходило до 200 тыс. человек. Мировоззрение этой праздной толпы заключалось в лозунге «Хлеба и зрелищ!». Все свое время они проводили на площадях, в харчевнях, банях, цирках и амфитеатрах, где развле­кались созерцанием конных состязаний, гладиаторских боев и травли диких зверей, привезенных из экзотических стран. Римский писатель Аммиан Мар-целлин с неодобрением отзывался об образе жизни этих людей: «Безделье так въелось в их нравы, что лишь только забрезжит утро желанного дня конных ри­станий, как все стремглав мчатся в цирк чуть ли не быстрее самих колесниц, ко­торым предстоит состязаться».

Суммы, получаемые некоторыми удачливыми наездниками, были немалы­ми. По утверждению Ювенала, доход одного наездника равнялся доходу сотни юристов.

Особенно популярными были гладиаторские бои, устраивавшиеся в Древ­нем Риме в конце республиканского периода и в эпоху империи (I в. до н.э. - V в. н.э.) для развлечения свободного населения. Организацией таких зрелищ рим­ская правящая знать стремилась снискать расположение толпы, привлечь ее на свою сторону в борьбе за достижение политических или экономических целей. Гладиаторские бои берут начало от культовых погребальных обрядов, связан­ных с жертвоприношениями. Как зрелища гладиаторские бои впервые были устроены в 105 г. до н.э. Особенно широкое распространение они получили в эпоху империи. В боях гладиаторы состязались парами и группами, воору­женные различными видами оружия. По роду оружия гладиаторы назывались: ретиариями (вооруженные кинжалом и сеткой и боровшиеся с гладиаторами, вооруженными длинными мечами), секуторами (защищенные шлемом с заб­ралом и вооруженные мечами), самнитами (вооруженные короткими мечам и и защищавшиеся большим щитом) и др. Особым видом гладиаторских боев были бои с дикими зверями, а также морские сражения на специально постро­енных судах. Император Август устроил морское сражение, т.н. навмахии, в ко­тором приняли участие 19 тыс. человек. Гладиаторами становились в основном военнопленные, рабы, осужденные преступники, похищенные жители, в ред­ких случаях авантюристы из числа свободных граждан в целях обогащения. В период наибольшего процветания гладиаторских боев в Римской империи нас­читывались сотни тысяч гладиаторов, для подготовки которых были созданы гладиаторские школы, где под руководством специальных инструкторов рабы изучали приемы гладиаторского искусства. Даже некоторые из римских импе­раторов принимали участие в борьбе с дикими зверями на арене амфитеатра, хотя подобные увлечения людей благородных званий не вызывали одобрения у простого народа. Император Коммод (II в. н.э.), по свидетельству его биогра­фа, выступал на арене как гладиатор 735 раз, а диких зверей убил собственной рукой много тысяч, в том числе и слонов. Он отличался необыкновенной силой, пронзая пикой слона насквозь, прокалывая рогатиной рог дикой козы, убивая с первого удара громадных зверей.

Популярность гладиаторских боев того периода объясняется массовыми потребностями эпохи в развлечениях и зрелищах, а также некоторой инсцени­ровкой участия народа в отправлении правосудия над осужденными и мошен­никами.

Хотя следует сказать, что некоторые из римских мыслителей (философов) не одобряли такой вид развлечения народа. К их числу, например, принадлежал Луций Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.), который писал: «...Ни о каком развлече­нии здесь нет и речи, здесь идет сплошная человеческая резня... У каждого из этих несчастных фехтовальщиков конец один - смерть».

Гладиаторские бои были запрещены в 404 г. н.э. императором Гонорием, младшим сыном Феодосия I. В то же время Гонорий устраивал в Риме роскош­ные зрелища, составной частью которых были состязания по борьбе, конные со­стязания и травля диких зверей.

Во второй половине II в. до н.э. в общественной и политической жизни Рима стали глубже проявляться новые социальные конфликты. Все больше увели­чивалось расслоение общества, чаще происходили восстания рабов. Мало­численная верхушка римской знати оказалась неспособной мирными сред­ствами обеспечить господство над многочисленными массами разорившихся мелких земледельцев, рабами, жителями провинций. Все это привело в конце I в. до н.э. к падению республиканской государственной структуры и установле­нию основанной на военной диктатуре императорской формы правления, про­существовавшей до V в. н.э., т.е. до конца Западной Римской империи. Восточ­ная Римская империя под названием Византийской просуществовала еще около тысячи лет.

Физическая культура императорского периода. После падения республи­ки произошла замена гражданского войска наемным. Военная подготовка ос­новывалась на систематической тренировке, включавшей в себя борьбу и фехтование на деревянных палках. Распространен в войсках был и бег с ору­жием. К примеру, после смерти в 9 г. до н.э. известного полководца Друза Стар­шего его тело было перевезено в Рим и погребено на Марсовом поле. Воины в честь полководца насыпали на месте могилы курган, вокруг которого каждый год в установленный день устраивался погребальный бег.

Императорский период Древнего Рима характеризуется тем, что физиче­ская культура свободных граждан стала предметом заботы императорской вла­сти. В этих целях строились громадные бани-термы - неотъемлемая часть жизни императорского Рима. Еще в IV в. до н.э. в Риме было одиннадцать об­щественных бань. Самыми крупными были Диоклетиановы термы, открытые в 306 г. до н.э. Они занимали место площадью 380 х 320 м. Такой же монумен­тальный вид имели термы Траяна, Тита, Каракаллы. Они оборудовались с боль­шим комфортом, в зданиях были аудитории, библиотеки, клубы, залы для фи­зических упражнений и игр. Основное же место занимали бассейны с холодной водой (фригидарии), теплой водой (тепидарии), горячей водой (кальдарии). Небольшие помещения - судатории - являлись парилками. Также имелись специальные комнаты для массажа и растирания благоухающими маслами.

В комплекс бань также входили палестры, предназначавшиеся для физиче­ских упражнений, в основном в Риме практиковались игры в мяч.

Бани были доступны всем римским гражданам без учета имущественного положения. Термы являлись характерной чертой образа жизни Древнего Рима.

Термы, построенные Антониусом Каракаллой в 217 г. н.э., рассчитанные на 1600 человек, сохранились до наших дней. В помещении этих терм в 1960 г. про­ходили олимпийские соревнования гимнастов.

Римляне также были знакомы и с древнегреческой атлетикой, однако она для них не стала жизненной необходимостью. Римляне принимали атлетику как способ развлечения, публичного зрелища. Даже танцы считались для сво­бодных римлян занятием позорным, хотя ими увлекались во время всенарод­ных зрелищ рабы, артисты и другие несвободные граждане.

Некоторые императоры Рима, находясь под греческим культурным влияни­ем, пытались устранить пробелы в физическом воспитании римских граждан. К примеру, император Август учредил государственные организации для юно­шей - «коллегии инвенум», по подобию греческих школ эфебов. В «коллегиях инвенум» аристократическая молодежь Рима занималась физической подго­товкой, носившей военизированный характер. Молодежь также объединялась в клубы, носившие имена местных богов или императоров. За обучение юно­шей в клубе отвечал префект, а имуществом клуба заведовал прокуратор. В Помпее, например, рядом со зданием клуба находился гимнасий наподобие греческого с открытым бассейном. Во время празднеств члены клуба демон­стрировали перед публикой игру, которая называлась «троянская скачка».

Тот же Август в честь своей победы в битве при Акции в 31 г. до н.э. учредил Акцийские игры с широкой атлетической программой. В последующем игры устраивались каждые четыре года и проводились вплоть до падения Римской империи. Специально для этих игр Август построил в Риме на Марсовом поле стадион, вмещавший 15 тыс. зрителей.

Некоторые другие императоры тоже пытались организовать атлетические состязания наподобие греческих, включая их в программу различных праздни­ков. Так, император Домициан в 86 г. н.э. учредил Капитолийские игры - сорев­нования в музыке, езде на колесницах и в атлетических упражнениях - в честь Юпитера Капитолийского, просуществовавшие до 394 г. н.э. Постепенно из их программы исчезли выступления атлетов и оставались только состязания пев­цов и музыкантов.

Большим тщеславием отличался император Нерон, который в 60 г. н.э. осно­вал в Риме греческие игры под названием «неронии». В 67 г. н.э. он решил при­нять участие в Олимпийских играх в Греции в гонках колесниц, выставив вме­сто шести лошадей десять. При заезде Нерон упал с колесницы и не смог завершить гонку. Однако устроители Олимпийских игр, несмотря на это, увен­чали Нерона венком победителя. Лишь впоследствии, после смерти Нерона, его имя исключили из официальных списков победителей.

В целом же публичные атлетические состязания в Риме стали уделом грече­ских атлетов-профессионалов. Для римлян физическая культура не стала фор­мой активной двигательной деятельности, а служила лишь одним из зрелищ. В конце I в. до н.э. праздники в Риме составляли в сумме 65 дней, в I в. н.э. эта цифра возросла до 88 дней, во II - до 135 дней, в IV в. н.э. они длились 175 дней, т.е. почти полгода. Для удовлетворения потребностей римлян в развлечениях строились огромные сооружения. Во второй половине I в. в Риме по приказу императора Веспасиана был выстроен знаменитый амфитеатр Колизей*, вме­щавший 50 тыс. зрителей; цирк Максимус, трибуны которого в IV в. были рас­ширены до 350 тыс. мест. Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воз­двигались в Помпее, Капуе, Вероне, Сиракузах.

В конце императорского периода (IV в. н.э.) все поклонники гонок колес­ниц объединились в «цирковые» партии - факции: белые, красные, синие и зеленые, переживавшие на стадионах за своих представителей. Со временем конные состязания превратились в своеобразную арену политической борьбы различных факций. Часто происходили массовые стычки болельщиков фак-ций, что было в угоду императорской власти, так как это отвлекало общество от действительных проблем.

С III в. н.э. Римская империя вступила в период глубокого кризиса. После долгих гонений в качестве новой идеологии утвердилось христианство. Уча­стившиеся нападения варварских племен (готов, гуннов, вестготов) разруши­ли территориальную целостность империи. От нее были отторгнуты отдельные области, а в IV в. н.э. произошло политическое разделение империи на Запад­ную (Римскую) и Восточную (Византийскую). В 476 г. Риму был нанесен за­ключительный удар, власть перешла к варварским дружинам, Западная Рим­ская империя перестала существовать.

Борьба между старым мировоззрением и новым христианским учением отразилась и на сфере физической культуры. Поначалу христианство в силу своей слабости терпимо относилось к физической культуре античного мира. Постепенно, однако, христианство отвергало всякие радости жизни, в том числе праздники и состязания, считая их пережитками языческих обрядов.

Христианские теологи все больше и больше критикуют состязания в цир­ках, амфитеатрах, на стадионах. В частности, Тертуллиан во II в. н.э. негодовал по поводу цирковых состязаний в Риме, считая лошадь даром божьим, а не орудием дьявола.

В то же время часто стадионы и цирки становились очагами народных восстаний против засилия христианской церкви. В 529 г., после восстания на стадионе в Неаполе, Юстиниан закрыл все древние учреждения физической культуры, за исключением византийского ипподрома. Гладиаторские бои пре­кратились в начале V в., поединки с дикими животными устраивались еще и в VI в. н.э., и только состязания колесниц в Византийской империи надолго пе­режили падение античной культуры, однако они уже принадлежали новой ис­тории.

Римские философы, мыслители обращались к вопросам физического вос­питания детей, молодежи реже, чем в Древней Греции. Лишь некоторые из них (мыслитель Квинтилиан, философ Сенека, врач Гален, поэт Ювенал) высказы­вались о пользе занятий физическими упражнениями воинской и общей физи­ческой подготовки для здоровья. Именно Ювеналу принадлежит ставшее ши­роко известным изречение: «В здоровом теле - здоровый дух».

Развитие физической культуры в Древнем Риме носило своеобразный ха­рактер. Поначалу она зарождалась как ритуальное отображение военной под­готовки. В период республики она служила фактором стабилизации политиче­ской жизни, буфером между рабами и патрициями. С помощью публичных зрелищ создавался божественный ореол императоров, народные массы отвле­кались от политической борьбы. В конечном итоге, когда физическая культура перестала способствовать укреплению власти императоров (эту функцию стала выполнять новая религия - христианство) и даже стала представлять для нее определенную опасность, она была запрещена в наиболее ярких своих про­явлениях на всей территории Римской империи.

 

____________________________________

* Амфитеатр Веспасиан начал сооружать в центре Рима, на том самом месте, где, по прихоти Нерона, был вырыт большой пруд. Строительство завершилось уже после смерти Веспасиана и официально здание именовалось амфитеатром Флавиев, а в раннем Средневековье неизвестно почему стало называться Колизеем.

ebooks.grsu.by


Смотрите также