Терракотовая армия в Китае - тайны мира. Непознанное, необъяснимое. Войны китая древнего
10 странных, но весьма действенных способов ведения войн
Как вели войны в Древнем Китае
Китайцы превратили войну в настоящее произведение искусства. Тысячи лет назад они написали учебники по стратегии, на которые ссылаются до сих пор. Они были невероятно изобретательны и вывели искусство обмана в войне на такой уровень, который другие страны и не могли себе представить. Китайская тактика ведения боя были изобретательной, причудливой, но зачастую просто блестящей. Военная история Поднебесной полна некоторых весьма странных идей, которые тем не менее действительно работали.
1. Танцовщицы
Удар «ниже пояса» и в тыл.
В 623 году, когда генерал Чай Шао увидел орды Тогона, которые перешли границу, чтобы совершить набег на империю Тан, то он понял, что попал в беду. В честном сражении у него не было ни малейших шансов, поэтому Чай Шао прибег к хитрости. Вместо того чтобы посылать солдат навстречу армии вторжения, он отправил двух красивых женщин и нескольких игроков на пипах (китайский музыкальный инструмент типа лютни). Эти люди вышли на поле перед наступающей армией и начали исполнять сексуальный танец.
Тогоны были сбиты с толку, остановились и стали наблюдать за танцующими девушками. А в это время армия Тан обошла тогонов и напала на них сзади, в итоге сумев победить. Так орда, которая терроризировала набегами страну в течение многих лет, была окончательно разгромлена из-за двух девочек, которые исполнили эротический танец.
2. Отряд самоубийц Юэ
Психическая атака по-китайски.
Почти сразу же, когда он вступил на престол в 496 г. до н.э., правителю древнекитайского царства Юэ Гоуцзяню пришлось столкнуться с наступающей армией. Хотя у него не было большого опыта руководства страной или армией, Гоуцзянь знал, что страх и элемент неожиданности всегда были важны. Именно поэтому он пытался сделать то, что кто-то вряд ли мог ожидать на поле боя.
Перед боем Гоуцзянь выстроил первый ряд своего войска из... «самоубийц». Когда враги подошли вплотную, люди из первого ряда армии Юэ, пристально и с ненавистью смотря в глаза противнику, перерезали себе горло. После этого остальные воины Юэ бросились в атаку. Вражеская армия, будучи убежденной, что на них напали полные безумцы, бежала.
3. Горящие волы
Волы втоптали врага в землю.
Город Чи-мо находился в осаде в течение целых пяти лет до тех пор, как Тиен Тан смог придумать выход из, казалось бы, безнадежной ситуации в 279 году до нашей эры. Город, в котором было всего 7 000 защитников, был окружен армией в 100 000 человек. Тиен Тан согнал вместе 1000 волов, приказал покрыть их красным сукном и привязать лезвия к их рогам.
Затем мужчины Чи-мо нарвали камыша, вымочили его в жире и привязали к хвостам волов. Посреди ночи горожане подожгли камыш, привязанный к хвостам волов, открыли ворота и начали стучать в барабаны. Перепуганные животные ринулись на вражеский лагерь, втоптав его в землю, а следом шла армия Чи-мо, добивая неприятеля, бегущего в ужасе от «горящих демонов».
4. Ревнивая жена
Ревнивая жена как стратегический ресурс.
Армия хунну побеждала империю Хань в каждом сражении. После очередного сражения в 199 г. до н.э. император Хань отступил в город Пинчэнь, но хунну преследовали его буквально по пятам. Город был полностью окружен. Поскольку все контакты с внешним миром были перекрыты, вскоре в Пинчэнь начался голод. У советника императора Чэнь Пина родилась необычная идея. Поскольку ханьцы не могли победить своего врага на поле боя, справиться с ним можно было разве что хитростью. Художник нарисовал картину самой красивой женщины, которую он только видел.
После этого картину отправили военачальнику хунну с сопроводительной запиской о том, что император намерен сдаться и в знак признания мастерства хунну хочет подарить их военачальнику в качестве наложницы одну из знаменитых красавиц Китая. Жена командира хунну настолько была вне себя от ревности, что порвала картину и потребовала от мужа, чтобы тот немедленно снял осаду и отправился домой. К утру армия хунну ушла от города.
5. Несвоевременный рапорт
Стрелы из соломы.
Когда Инь Цзыци поднял восстание в своей армии против империи Тан в 755 г. н.э., многие люди последовали за ним из уважения, поскольку он был способным военачальником и блестящим лидером. Военачальник уезда Чжэньюань Чжан Сюнь был уверен, что ему удастся сломить дух противника, если он сможет мог убить Инь Цзыци. Но была одна проблема — он не представлял как выглядит Инь Цзыци.
Чтобы выяснить это, Чжан Сюнь приказал своим людям стрелять по неприятелю стрелами из соломы. Когда это увидели воины неприятеля, они подумали, что у войск Чжан Сюня закончились стрелы и бросились докладывать об этом Инь Цзыци. Так Чжан Сюнь узнал, кто же является лидером повстанцев, после чего его убили настоящими стрелами.
6. Семь пленений Мэн Хо
Кошки-мышки по-китайски.
В третьем веке нашей эры в царстве Шу началось восстание, которое никак не могли подавить. Хотя повстанцев побеждали в каждом сражении, их дух по-прежнему был на высоте. Военачальнику Чжугэ Ляну удалось захватить лидера повстанцев Мэн Хо, и он пытался убедить его, что у последователей бунтаря нет никаких шансов. Мэн Хо, однако, заявил, что повстанцы будут продолжать борьбу, пока не выиграют, даже если его убьют.
Чтобы не делать из Мэн Хо мученика, Чжугэ Лян отпустил его. Вскоре они снова встретились на поле боя, и Мэн Хо вновь был пленен... и его снова отпустили. Так повторялось 7 раз, прежде чем Мэн Хо наконец-то понял, что, независимо в любой ситуации его раз за разом побеждают. После этого он поклялся в верности трону и приказал своим последователям прекратить восстание.
7. Сражение на реке Вэй
Утопленная самоуверенность.
В 204 г. до н.э. Хань Синь был молодым и неопытным военачальником, который вел боевые действия против более опытного противника. Его оппонент Лун Цзю выиграл больше сражений, чем Хань Синь вообще видел за свою жизнь. Лун Цзю был уверен, что он быстро разгромит Хань Синя. Поскольку их армии были разделены рекой, Хань Синь приказал части своих людей подняться вверх по течению реки и перегородить русло мешками с песком, пока вода не перестала течь.
Армия Хань Синя атаковала войска Лун Цзю, но почти сразу же начала отступать. Лун Цзю подумал, что его молодой соперник просто трус и ринулся преследовать его. А в это время выше по течению люди Хань Синя разрушили плотину из мешков. Часть армии утонула, а Лун Цзю оказался всего с несколькими солдатами в окружении врагов.
8. Огненный флот
Муляжи воинов уничтожили барикады.
Сима Янь завоевал почти весь Китай. В 280 г. н.э., на его пути осталось лишь одно царство — Ву. Правитель Ву жил в постоянном страхе, зная, что нападения Сима Яня - это всего лишь вопрос времени. Он считал, что вокруг него полно шпионов и казнил почти всех своих советников. Когда правителю донесли, что приближаются корабли Сима Янь, он приказал перегородить реку бамбуковым барьером, чтобы суда застряли на нем и стали легкой целью. Это был хороший план.
Как оказалось, паранойя правителя была не напрасной, и его действительно окружали шпионы, которые донесли военачальнику Сима Янь, Ван Цзюню, о баррикадах. Ван Цзюнь построил огромные плоты и нагрузил их соломенными манекенами, пропитанными маслом. Он одел эти манекены в доспехи и отправил плоты по течению реки к столице Ву. Когда плоты попали в баррикады, их подожгли горящими стрелами. Естественно, преграда при этом сгорела, а войска Сима Янь заняли столицу.
9. Битва при Чэнпу
Китайская боевая колесница.
Когда войска Чу армии увидели армию Цзинь в 632 г. до н.э., атакующую их, они заметили что-то странное. К каждой из колесниц Цзинь было привязано дерево, которое волочилось вслед за ней. Вскоре после начала сражения, армия Цзинь начала отступать. Обрадованные войска Чу бросились преследовать противника, но не тут-то было. Деревья, волочащиеся за колесницами, подняли такую тучу пыли, что армия попросту ничего не видела. Поэтому неудивительно, что Чу не заметили, что их окружили, после чего без труда разгромили.
10. Смерть Чжугэ Лян
«Покойник» разгромил армию.
Чжугэ Лян был одним из самых страшных генералов Китая. Он заработал репутацию человека, который всегда имеет какой-то фокус в запасе. Когда его окружила армия Сыма И, войска Чжугэ Ляна пребывали в меньшинстве. Но Сыма до этих пор никогда не был в данной местности и был уверен, что Чжугэ Лян на самом деле подготовил какую-то ловушку. Осада затянулась, а этим временем Чжугэ Лян заболел. Он умер в 234 г. н.э. аккурат перед боем. Его люди забрали тело своего военачальника и начали отступать.
Сыма И, прослышав, что Чжугэ Лян умер, воспользовался возможностью и отправил часть своего войска в погоню, пребывая в уверенности, что легко разгромит армию, оставшуюся без гениального полководца. Воины Чжугэ Ляна развернулись и приготовились к бою. Как только они это сделали, Сыма И «убедился», что Чжугэ Лян якобы подстроил свою смерть и приготовил ловушку. Его армия в ужасе бежала от страшного зрелища.
Источник
zagopod.com
Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди: факты, фото
В мире существует 3 столицы, известных своими древними ценностями — Рим, Афины и Сиань. В Сиане есть целая армия, предназначением которой было охрана гробницы императора. Прошло уже более двух тысяч лет, а недвижимые солдаты все стоят, безмолвно выполняя свое предназначение. Имя им — терракотовая армия. Все фигуры выполнены настолько реалистично, что невольно сомневаешься, что они сделаны из глины: у каждого свое выражение лица. При этом абсолютно все разные — нет ни одного солдата, который был бы похож на другого.
Содержание:
Терракотовая армия расположена в Сианьской провинции, недалеко от города Линтонг. Каменное войско сопровождает захоронение императора Цинь Шихуанди. Именно по его инициативе начали строить Великую Китайскую стену. Несомненно, что предназначением этой армии было охранять императора и сражаться за него в Царстве смерти. До сегодняшнего дня в подземных залах или ямах было найдено 8 000 фигур. Это и есть терракотовая армия императора Цинь Шихуанди.
Пехотинцы, лучники, стрелки из арбалета, кавалеристы, воинские колесницы с лошадьми выстроены в боевом порядке. Рост воинов — от 1,6 до 1,7 метра, и ни один не похож на другого. Все в разных позах — кто-то стоит, как столб, кто-то держит меч, будто отражает атаку, а кто-то, стоя на коленях, натягивает тетиву лука. Сами статуи полые, за исключением ног, иначе они бы не смогли выстоять столько времени.
Раньше вся армия была раскрашена в яркие цвета, но со временем краска, конечно, сошла. Не все фигуры воинов изображают китайцев, есть еще монголы, уйгуры, тибетцы и так далее. Все детали одежды или прически строго соответствуют моде того времени. У каждого свое оружие, кстати, у многих оно не каменное, а самое нестоящее. Правда, большинство мечей и луков было растащено еще в древние времена мародерами.
Терракотовая армия: интересные факты
В 246 году до нашей эры, после смерти царя Чжуан Сян-вана, на престол царства Цинь вступил его сын Ин Чжэн, известный в истории под именем Цинь Шихуанди. К середине III века до нашей эры царство Цинь занимало довольно обширную территорию. Ко времени вступления на престол, Ин Чжэну было всего лишь тринадцать лет, до его совершеннолетия государством фактически управлял первый советник царя Люй Бу-вэй.
В 230 году до нашей эры Ин Чжэн отправил огромную армию против соседнего царства Хань. Циньцы разбили ханьские войска, захватили в плен ханьского царя Ань Вана и заняли всю территорию царства, превратив ее в циньский округ. Это было первое царство, завоеванное Цинь. В последующие годы их армия захватила царства Чжао, Вэй, Янь, Ци.
К 221 году до нашей эры царство Цинь победоносно закончило длительную борьбу за объединение страны. На месте разрозненных царств создается единая империя с централизованной властью. Поскольку Ин Чжэн стал первым императором циньской династии, он приказал называть себя Шихуанди — «первым высочайшим императором». Он был фактически неограниченным главой государства и отличался особой деспотичностью.
Первый император ни минуты не сомневался, что его династия будет править вечно, а потому постарался создать подобающие вечности атрибуты. Особенно бурное развитие в период империи получило строительное дело. За время его правления были построены прекрасные дворцы (самым крупным дворцом являлся дворец Эфангун, воздвигнутый Цинь Шихуанди недалеко от столицы империи, на южном берегу реки Вэй-хэ). Для того чтобы оградить от врагов окраины империи, Цинь Шихуанди решил приступить к строительству грандиозного сооружения — оборонительной стены вдоль всей северной границы империи, которая известна нашим современникам, как Великая Китайская стена.
В 210 году до нашей эры всемогущий Цинь Шихуанди ушел из жизни, его тело захоронили в специальном мавзолее. Подробное описание грандиозного подземного дворца и колоссальной насыпи над ним принадлежит отцу китайской истории Сыма Цяню — главному придворному историографу императора. В строительстве мавзолея на протяжении 37 лет участвовали 700 тысяч рабов, солдат и подневольных крестьян.
Столь же много людей строило и Великую Китайскую стену.
Записи указывают, что периметр кургана составлял 2,5 километра, а его высота достигала 166 метров (сейчас сохранившийся земляной холм, напоминающий пирамиду, имеет 560 метров длины, 528 метров ширины и 34 метров высоты). Цинь ШиХуанди искренне верил, что сможет править своей империей даже из потустороннего мира. Для этого, считал он, ему понадобится армия — так появилась терракотовая армия. Император еще при жизни захотел, чтобы после смерти с ним ушли в мир иной глиняные истуканы, так как полагал, что в них переселятся души императорских солдат (во всяком случае, так гласит старинная китайская легенда).
Статуи воинов были сделаны со слепков отборных телохранителей императора Цинь Шихуанди. Технология изготовления была следующей. Главный материал для статуй — терракот, то есть жёлтая или красная обожжённая неглазурованная глина. Сначала лепилось туловище. Нижняя часть статуи была монолитной и, соответственно, массивной. Именно на нее приходится центр тяжести. Верхняя часть полая. Голова и руки крепились к туловищу уже после того, как оно было обожжено в печи. В завершение скульптор покрывал голову дополнительным слоем глины и вылеплял лицо, придавая ему индивидуальное выражение. Именно поэтому каждый воин отличается индивидуальным обликом, достоверностью деталей одежды и амуниции. Скульптор точно передал прическу каждого воина, бывшую предметом особого внимания в то время. Обжиг фигур длился несколько дней, при постоянной температуре не ниже 1 000 градусов Цельсия. В результате глина, из которой вылепливали воинов, становилась крепкой, как гранит.
Гробница императора стоит в 100 метрах на запад от ям с терракотовыми солдатами. Сам Цинь Шихуанди умер в 210 году до нашей эры, именно эту дату и следует считать приблизительной датой постройки терракотовой армии. Сама гробница тоже заслуживает внимание. Предполагается, что вместе с императором было захоронено более 70 000 человек: придворные, слуги и наложницы, которые смогли бы в ином мире прислуживать своему хозяину также как и при его жизни.
Почему «предполагалось»? Дело в том, что никто не знает, где же искать вход. Очень может быть, что те рабочие, кто строили гробницу, были потом убиты и там же захоронены — чтобы тайна никогда не раскрылась. А сейчас пирамида находится под большим земляным валом. Кстати, под таким же валом находилась бы и глиняная армия, если бы ее не откопали ученые.
До конца не понятно, почему же терракотовая армия Китая и гробница оказались погребенными под большим слоем земли. Ученые сомневаются, что их специально закопали. Большинство все-таки склоняются к другой версии: скорее всего, это случилось из-за большого пожара (находили следы огня). Возможно, грабители либо не могли попасть в гробницу, где, по их мнению, должно было быть множество сокровищ. Разозлившись, они устроили большой пожар. Не исключено, что они все-таки, попали внутрь гробницы, а пожар им нужен был, чтобы устранить следы преступления. Так или иначе, огонь привёл к обвалу, похоронив многотысячное глиняное войско во влажном грунте на более чем две тысячи лет…
Терракотовая армия: история открытия
До 1974 года о существовании терракотовой армии и не догадывались. Именно в этом году несколько крестьян начали выкапывать колодец, но были вынуждены приостановить свои работы — неожиданно прямо из земли они начали откапывать статуи солдат в человеческий рост, кроме людей появлялись лошади и целые колесницы. Колодец, конечно, рыть больше не стали, здесь начались археологические раскопки, причем самые необычные за все последнее время. На белый свет было извлечено тысячи солдат и животных.
Всего было откопано 3 ямы, немного отдаленные друг от друга. В первой находились статуи пехотинцев, колесниц и стрелков. Эта яма самая глубокая — 5 метров, а площадь ее 229 на 61 метр. Во второй яме, меньшей по размерам, солдат было не 6 000, как в первой, а всего 100. Самое маленькое углубление скрывало в себе 68 фигур, очевидно изображавших командный штаб. В наши дни на терракотовую армию может взглянуть каждый желающий. Правда, под музей отведена только первая яма, но там находится основная часть всех статуй.
В музее показывают видеозаписи раскопок, там выставлены и другие фигуры, в том числе две миниатюрные бронзовые колесницы с впряженными в них лошадьми и с возницами в половину натуральной величины. Последние были обнаружены в 1980 году и представляют собой именно те транспортные средства, которыми пользовались император, его наложницы и штат придворных. В целях дальнейшего сохранения этого чуда над терракотовой армией сооружен павильон со сводчатым потолком. Его размеры 200 на 72 метра. По форме он напоминает крытый бассейн или стадион.
Раскопки еще не окончены полностью, они продолжаются до сих пор. И завершатся, вероятно, нескоро. Причина тому — не только размеры усыпальницы и не отсутствие финансовой помощи археологам со стороны государства. В большей степени это извечный страх китайцев перед миром усопших. Они и сегодня с трепетом относятся к праху предков, боясь осквернить его своим нечестивым прикосновением. Так что, по мнению профессора Юаня Джунгая: «Пройдет еще немало лет, прежде чем удастся, наконец, продолжить раскопки». Находка в провинции Сиань имеет огромное историческое значение. Она дало возможность узнать о том, как снаряжалась древнекитайская армия. И, кроме того, терракотовая армия представляет собой настоящее скульптурное чудо.
Терракотовая армия: как добраться
Обычно к достопримечательности отправляются из Пекина или Шанхая, но можно прилететь сразу в Сиань. Если ехать через первые 2 города, то оттуда до Сианя можно попасть автомобилем (11 часов езды), на поезде (6 часов) или самолетом (2.5 часа в пути).Из Сианя к терракотовой армии можно добраться автобусами №306, 914, 915. Они за час довезут вас до места. Цена билета в пределах 12 юаней.Источник
Похожие чудеса:
chydesa-mira.ru
Ящик пандоры – Забытая победа Руси над Древним Китаем – Аримией [Мировоззрение]
Прошлое Русов, является самой страшной тайной на планете, которую прячут до сих пор от всего мира и которую удалось сделать тайной не так уж давно.
Более 7500 лет назад наши предки одержали победу в войне с древним китаем. (Более подробно можно прочитать в документах академика Николая Левашова). Война была тяжёлая и неравная, но, тем не менее, Великая Рассения одержала победу над Древним Китаем - Аримией. Это событие произошло 7523 (на 2014й год) лет назад.
Победа была столь значительной и тяжёлой, что День Сотворения Мира (заключение мирного договора) 22 сентября по христианскому календарю, наши предки избрали новой, поворотной точкой отсчёта своей истории. По этому славянскому календарю, сейчас - лето, год 7523 от С.М. (Сотворения Мира) (2014год). Так вот, русская история имеет более семи с половиной тысяч лет новой эры, наступившей после победы в тяжёлой войне с Древним Китаем. И символом этой победы стал русский воин, пронзающий копьём змея, известный в настоящее время, как Георгий Победоносец. Смысл этого символа никогда не объяснялся в «официальной» истории.
И только после прочтения Славяно-Арийских Вед, всё становится на свои места. Древний Китай в прошлом назывался не только Аримией, но также и страной Великого Дракона. Образное название страны Великого Дракона сохранилось за Китаем до сих пор. В старорусском языке дракон назывался змием, в современном языке это слово трансформировалось в слово змей. Наверное, каждый помнит русские народные сказки, в которых Иван-царевич побеждает поочерёдно трёхглавого, шестиглавого и, наконец, девятиглавого Змея Горыныча, чтобы освободить Василису Прекрасную. Каждая из русских сказок заканчивалась строчкой: «Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок».
Какой же урок несёт в себе эта сказка? В ней под образом Василисы Прекрасной скрывается образ Родины-Матери. Под Иваном царевичем - собирательный образ русских витязей, освобождающих свою Родину от врагов: Змея Горыныча - Великого Дракона - войск Аримии, другими словами, Китая. Эта сказка увековечила победу над Китаем, символом которой стал воин, пронзающий копьём змея-дракона. Неважно, как этот символ называется сейчас, его суть остаётся той же - Великая Победа русского (славянского) оружия над врагом 7523 лет назад. Но, к сожалению, об этой победе все дружно «забыли». - Источник
* Дополнительная информация:На сайте «Пища Ра» вы найдете подробнейший рассказ об артефактах и свидетельствах древнейшей истории человечества. - http://www.peshera.org
pandoraopen.ru
Терракотовая армия в Китае - тайны мира. Непознанное, необъяснимое
Историю человечества помогают узнать археологические находки. Одной из самых потрясающих в их числе является глиняная Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди, прославившегося своим несметным богатством и чрезмерной жестокостью.Это уникальная достопримечательность Китая, не зря ее называют восьмым чудом света.
Терракотовая Армия, Китай
Терракотовая армия была обнаружена археологами в 1974 году при раскопках вблизи города Сиань и названа по названию материала, из которого она сделана. Терракотовая армия расположена рядом с гробницей императора и представляет собой захоронение более чем 8100 терракотовых скульптур людей-воинов и лошадей в натуральную величину, а также более десяти тысяч единиц бронзового оружия. Все они должны были охранять покой императора в загробной жизни.
«Глиняная армия» была похоронена вместе с императором Цинь Шихуанди в 210 году до нашей эры. Потрясает то, что при раскопках обнаружены останки 70 000 рабочих и членов их семей, а также тела 48 наложниц императора. Эксперты доказали, что все они были погребены заживо. Сделано это было, очевидно, для того, чтобы сохранить тайну изготовления армии.
Терракотовая Армия, Китай
Гробница Цинь Шихуанди расположена в горе Лишань. Строили ее 38 лет почти 800 тысяч рабочих. Терракотовая армия расположена в склепах в полной боевой готовности, стройными рядами. Склепы находятся на глубине от 4 до 8 метров. Нет похожих скульптур, все они сделаны вручную, каждая является архитектурным шедевром. У каждой глиняной фигуры свои индивидуальные особенности, свое обмундирование и даже выражение лица. Среди воинов есть офицеры и рядовые, лучники и пехота, конники, у каждого свое оружие. Неподалеку были обнаружены статуи акробатов, музыкантов и чиновников.
Китайские ученые выяснили, что часть скульптур изготовлена из материала горы Лишань. В основном, это лошади и колесницы. Каждая терракотовая коняга весит более 200 кг, и для простоты более тяжелые фигуры изготавливались рядом с мавзолеем. А вот с воинами все гораздо сложнее. По сей день неизвестно откуда их привезли. Вес каждой человеческой глиняной фигуры - 135 кг.
Воины Терракотовой Армии, Китай
До сих пор не известна технология изготовления фигур. Специалисты выяснили, что сначала скульптуре придавалась нужная форма, затем ее обжигали. Но как? Печей для обжига найдено не было, да и для производства такого огромного количества скульптур высочайшего качества необходимо целое высокоразвитое промышленное производство. Но в те давние годы до нашей эры его в Китае не было! Сверху каждая фигура покрыта глазурью и покрашена краской.
Другой загадкой остается то, как это более чем за две тысячи лет оружие не затупилось и не потеряло блеск. Современные технологии позволили определить, что все металлические предметы покрыты сплавом, содержащим хром. Но этот метод разработан лишь в 20-е годы прошлого столетия. Как же древние китайцы смогли узнать о такой технологии? Да и более десяти тысяч единиц оружия не сделать кустарным способом!
Колесница в Терракотовой Армии, Китай
Но самыми потрясающими воображение являются найденные рядом с мавзолеем две бронзовые колесницы. Они запряжены четверками великолепных коней и предназначались для поездок императора в загробном мире. Каждая из повозок имеет более трех тысяч деталей, которые изготовлялись по отдельности и сами по себе представляют законченное произведение искусства. На колесницах видны изображения тигра, птицы-феникса и дракона. Кроме бронзы использовались также вставки из золота и серебра. Среди всех артефактов, созданных с использованием китайской технологии обработки бронзы и найденных археологами в Китае за все годы, колесницы являются самыми великолепными.
Вскоре после смерти Цинь Шихуанди в мавзолее был пожар, а гробница разграблена. Согласно летописям, в ней было огромное количество драгоценностей, монет и изделий из камней, хотя многие историки считают, что эта гробница была фикцией, а настоящее захоронение императора еще надо найти. Саму терракотовую армию засыпало обвалившимся грунтом.
Терракотовая Армия разрушается
Печально то, что после раскопок на воздухе скульптуры начинают быстро портиться. Ученые разработали метод восстановления покрытия скульптур, но на это потребуется много времени.
Раскопки полностью еще не закончены, китайские власти стараются сохранить древнее наследие и не торопясь проводят работы. Другой причиной остановки раскопок является то, что, согласно легенде, сопровождать императора в потустороннем мире должны реки из ртути. Исследователи решили проверить эту версию, чтобы не нарваться на неприятности. Возможно, под землей скрыто еще много удивительного и таинственного, а нас впереди ждет еще много открытий.
morefactov.ru
Малоизвестная история Белой Расы в Китае
Существует мнение, что при расселении на юг после Великого похолодания примерно 13 020 - 7 520 лет назад (к сожалению, точная дата пока неизвестна) наши предки достигли Такла-Макан (пустыня между Тибетом, Киргизстаном и Казахстаном - территория современного Китая). Аримия (страна Великого Дракона) располагалась южнее Великой Рассении.
Правитель Аримии Ариман, возжелавший богатство и просторы Беловодья, пошел войной на северных соседей. Война была настолько ужасной, что по преданиям инглиингов все северное полушарие обезлюдело на несколько тысячелетий!
Наши славные предки одержали победу над Китаем, и символом этой победы стал витязь, пронзающий копьем дракона. Великий князь Асур и правитель Аримии Ариман заключили мир в день осеннего равноденствия. Это столь значимое событие стало началом нового летоисчисления - Сотворение Мира (7 520 лет назад). В качестве контрибуции Китай построил Великую Стену.
До 1977 г., когда были обнаружены древние захоронения, официально не признавали, что на территории северного Китая проживали белые племена. В самом же Китае память о Белой Расе жила до 1920 гг., вопреки военной интервенции Запада Европы и опиумным войнам XIX - начала XX веков. Тела, одетые в качественную ткань с кельтским орнаментом, очень хорошо сохранились благодаря сухому климату. Тонкие носы, светлые и рыжие волосы, широкие глазницы: при идентификации найденных мумий эти факты свидетельствуют в пользу Белой Расы. И, как подтверждение, китайский эпос повествует о белых учителях, передавших им многие знания, принципы и основы общества, зародивших буддизм...
Захоронения находятся неподалеку от развалин больших городов вдоль Великого Шелкового Пути. Этот древний народ - Тохары (одна из ветвей Великой Белой Расы), основавшие многие города Шелковго Пути, который они же и охраняли. Возле одной из мумий найден глинистый шар со свастикой, которая являлась частью культуры нордидов. Принимая во внимание, что в Китае свастика встречается повсеместно, можно предположить как далеко простиралось тохарское влияние. Более тысячи нордидов были обнаружены в начале 1990-х гг., однако китайское правительство к 1998-му г. запретило всяческие археологические поиски в этом регионе (примечательно, что на этой территории проживает национальное меньшинство, говорящее не на китайском, а на одном из тюрских языков, который был, практически, вторым разговорным на Руси до прихода к власти Романовых в 1613 г., насаждавших презрение ко всему "татарскому" и миф о "татаро-монголах"). Чего же так боятся власти Китая? Все просто - раскопки захоронений тохаров опровергают утверждения о том, что китайцы первыми одомашнили лошадей, стали использовать седла, открыли железо, порох...
Не лишним будет и упоминание о трех "ревизиях" китайских иероглифов: трижды уничтожались все книги, написанные "старыми" иероглифами и все прошлое культурное наследие Китая переписывалось заново "новыми". И даже после всех этих "реформ" китайская письменность очень уж похожа на славяно-арийские руны, которые, без сомнения, и были основой китайских иероглифов.
Сложившаяся ситуация явно не по душе китайскому правительству, новые находки заставляют взглянуть на древнейшие письменные китайские источники, где описываются люди-учителя высокого роста с голубыми и зелеными глазами, тонкими носами, белыми и рыжими волосами как научно и исторически обоснованные.
Легенда гласит, что китайская цивилизация началась с прилета с севера Белого Бога Хуан Ди, который обучил китайцев земледелию, постройке дамб, иероглифической письменности и т.д...
Вот так-то! А то начинают тут "ромашку разводить" махая руками: мы порох придумали, мы то, да мы се! Учите историю, неучи...
< Назад
Вперёд >
slavyane.org
Период Чжаньго (V—III вв. до н.э.)
Аристократия, государство и войны в древнем Китае
Итак, аристократия была фундаментом государственности в Китае. Но она же, по меньшей мере до периода Чжаньго, играла решающую роль во всех ведшихся в древнем Китае войнах, именно по этой причине их следует считать феодальными. Ведь вся феодальная структура чжоуского Китая держалась на войнах и жертвоприношениях [Hsu Cho-yun, 1965, с. 19; Lewis, 1990, с. 53, 65]. Как сказано в «Цзо-чжуань»: «Главные дела государства — жертвоприношение и война. В ходе жертвоприношения [в храме предков] подносят жареное мясо, войны [тоже] завершаются принесением жареного мяса [на алтарь земли], это основные ритуалы, связанные с духами» [Цзо-чжуань, 13-й год Чэн-гуна; Legge, т. V, с. 379 и 382]. И хотя подобного рода текст— лишь одно из великого множества аналогичных поучений, в обилии встречающихся в древнекитайских источниках, он в некотором смысле знаковый.
Аристократия как четко определенный социальный слой с его специфическими нормами жизни и привилегиями формировалась не сразу. На это ушло в шанско-раннечжоуском Китае по меньшей мере несколько веков. Но к концу периода Западного Чжоу этот слой уже вполне сложился. Система вассалитета и лестница феодальной иерархии, равно как и свойственные аристократам нормы родовой чести и рыцарской этики в период Чуньцю, заметно выделяли правящую верхушку общества, противопоставляя ее всем остальным, прежде всего крестьянам и обслуживающему персоналу, а также ремесленникам и торговцам, работавшим на господина[60]. Аристократы вели характерный для феодальной знати образ жизни (главные занятия — войны, охотничьи забавы и тщательное соблюдение сложного ритуального церемониала, включая принесение жертв и многочисленные празднества, пиры и поминки с жертвоприношениями и развлечениями, в основном в форме военно-спортивных состязаний), причем социальные и политические амбиции знатной родни правителей нередко вели к дворцовым переворотам и междоусобицам, способствовавшим дестабилизации всей политической структуры чжоуского Китая.
Как уже говорилось во втором томе, чжоусцы были весьма религиозны. Только религия у них сводилась к довольно скромному, хотя и обремененному многочисленными и очень строго соблюдавшимися правилами ритуальному церемониалу, в центре которого были гадания и торжественные жертвоприношения. Объектами же мантического и ритуального церемониала, как и жертвоприношения, были вначале обожествлявшиеся, а позже просто высоко почитавшиеся предки, а также Небо и символизировавшие территориально-политическое единство коллектива (деревни, города, удела или всего царства) божества земли-территории шэ, шэ-цзи. При этом войны как таковые с их кровавыми результатами тоже считались своего рода жертвоприношением.
Еще раз подчеркнем, что и создание административной системы, и войны, и жертвоприношения были делом главным образом аристократов. Войны велись в основном на колесницах и имели характер своего рода рыцарских поединков, тогда как сопровождавшие их латники-пехотинцы должны были завершать сражение[61]. Иными словами, войны в период Чуньцю были феодальными, рыцарскими (см. [Hsu Cho-yun, 1965, с. 68–69]). Но со второй половины этого исторического периода и тем более применительно к VI в. до н. э. все чаще встречаются сообщения о самостоятельно действующих пехотных подразделениях, правда, вначале не в решающих схватках, но в пограничных гарнизонах и мелких стычках, героем которых в «Цзо-чжуань», в частности, выступает и отец Конфуция Шу Лян-хэ.
В принципе увеличение роли и количества пехоты напрямую не было связано с характером войн. Они оставались феодально-рыцарскими и после того, как увеличивалась роль воинских формирований из обычных крестьян-латников. Судя по материалам «Цзо-чжуань» и песням «Шицзина», крестьянская деревня понемногу включалась в систему воинской повинности. Во втором томе говорилось о встречающихся в песнях жалобах земледельцев на тяготы ратного труда [Васильев Л.C., 2000, с. 393 и сл.]. При этом стоит обратить внимание на то, что, судя по «Цзо-чжуань», многие из реформ в царствах чжоуского Китая сводились именно к тому, чтобы вовлечь крестьянскую деревню в войны в достаточно широких масштабах.
Вообще-то говоря, эта тенденция была по-своему логичной и естественной. Даже в условиях развитой феодальной структуры и феодально-рыцарских сражений войны, ведшиеся преимущественно аристократами с их колесницами, требовали участия немалого количества пехотинцев и еще большего количества средств, которые взять было неоткуда, кроме как из общинной деревни. Поэтому по мере разрастания и усложнения общества и увеличения числа принимавших участие во все более частых войнах аристократов проблема материальных расходов на войны становилась более острой. Неудивительно, что в разных царствах вставал вопрос о пересмотре системы налогообложения и о введении новых налогов либо замене одних налогов другими. При этом новые налоги были всегда как-то связаны с войнами, о чем свидетельствуют даже термины, использовавшиеся для их обозначения, — чжэн, фу, цю. Но порой независимо от названия налога значительная часть его (если не весь он целиком) шла на нужды, связанные с ведением войн.
Марк Льюис, специально исследовавший эту проблему, склонен, в частности, трактовать не очень ясное место из сообщения «Цзо-чжуань» от 645 г. до н. э. [Legge, т. V, с. 165 и 168] о наделении цзиньских подданных землей (юань тянь) и о создании за этот счет войска (цзо чжоу-бин) как решение прибегнуть к взиманию военного налога и привлечению к воинской службе жителей деревенской периферии, до того активное участие в войнах, как следует понимать, не принимавшей[62]. Благодаря этой реформе, полагает Льюис, пришедшему к власти в Цзинь знаменитому Вэнь-гуну, второму гегемону-бд, удалось без труда утроить цзиньскую армию [Lewis, 1990, с. 56–58].
Можно согласиться с этой трактовкой, но следует оговориться, что армии Цзинь и после их утроения при Вэнь-гуне оставались воинской силой, основанной преимущественно на боевой мощи колесниц с их аристократическими экипажами. На протяжении большей части периода Чуньцю царство Цзинь было сильнейшим в чжоуском Китае, а его правители выполняли важную в те годы для чжоуского Китая политическую функцию гегемонов-ба. Именно в этом царстве со временем возникли четыре армии, содержание которых обходилось достаточно дорого. К слову, сила Цзинь до поры до времени держалась на том, что эти армии, хотя каждая из них находилась под командованием того либо иного цина, за которым стоял его мощный удел-клан, считались принадлежащими центральной власти, которая могла менять командующих и передавать армии от одного цина к другому. Стоит заметить также, что все царства и княжества должны были вносить в казну Цзинь немалые и подчас неподъемные для них взносы. Известно, как жаловался Цзы Чань на величину этих поборов [Васильев Л.C., 2000, с. 156]. В «Цзо-чжуань» упомянуто также, что Лy в 569 г. до н. э. предложило Цзинь наказать княжество Цзэн за то, что оно не вносит свой взнос [Legge, т. V, с. 421 и 423].
Словом, есть все основания считать, что в период Чуньцю налоговая система существовала и совершенствовалась практически для того, чтобы обеспечивать укрепление военной мощи. С этой целью проводились и необходимые реформы, способствовавшие все более широкому вовлечению крестьянства в воинскую службу. Реформы такого рода проводились не только в самом сильном царстве Цзинь, но и в других царствах.
Реформа в Лу в 590 г. до н. э. (1-й год Чэн-гуна) [там же, с. 336 и 337] была, по-видимому, связана с созданием в деревнях чего-то вроде рекрутских групп, ответственных за выставление рекрута-латника (цзо цю гря). Стоит принять во внимание, что несколькими годами раньше, в 594 г. до н. э., в том же Лу была введена принципиально новая система налогообложения (чу туй му) [Цзо-чжуань, 16-й год Сюань-гуна; Legge, т. V, с. 325, 327 и 329], согласно которой налогом должны были облагаться домохозяйства в зависимости от количества имеющейся у них земли.
Логично предположить, что реформа 590 г. до н. э. предназначалась для того, чтобы за счет нового налогообложения обеспечить потребности царства Лу в создании более сильного и многочисленного войска, состоявшего теперь уже в значительной своей части из солдат-латников. Термин цю в этом случае использовался и для обозначения формы налогообложения, и для определения его характера. Похоже на то, что царство Лу в начале VI в. до н. э. очень нуждалось именно в усилении его воинского потенциала.
Такое предположение представляется весьма резонным, ибо спустя несколько десятилетий, в 562 г. до н. э., царство Лу было разделено тремя родственными друг другу цинами (Цзи-сунь, Шу-сунь и Мэн-сунь) на три части. В результате, луский правитель был лишен реальной власти и превратился в пенсионера, живущего на подачки трех всесильных цинов. Это событие было обозначено в хронике «Чуньцю» и комментарии «Цзо-чжуань» [Цзо-чжуань, 11-й год Сян-гуна; Legge, т. V, с. 449 и 452] как создание в Лу трех армий (цзо сань цзюнь), которое повлекло за собой раздел царства и лишение правителя его власти. Из пояснений в «Цзо-чжуань» вытекает, что разделить царство на три части нужно было для того, чтобы каждый из цинов имел достаточно налоговых поступлений для содержания своей армии.
В 548 г. до н. э. военно-налоговая реформа была проведена в Чу. В результате этой реформы, основанной на земельном кадастре и учете налоговых поступлений, было определено, какое количество колесниц и пехотинцев, а также оружия и амуниции должно быть предоставлено в распоряжение центральной власти [Цзо-чжуань, 25-й год Сян-гуна; Legge, т. V, с. 512 и 517]. Из детального описания того, что было сделано в ходе этой комплексной и достаточно сложной реформы, вытекает, что вся налоговая политика Чу имела одну цель: обеспечить средства для содержания войска и успешного ведения войн.
Чуть позже, в 538 г. до н. э. в ходе реформ Цзы Чаня в Чжэн был введен новый военный налог (цзо цю фу), вызвавший неодобрение [Цзо-чжуань, 4-й год Чжао-гуна; Legge, т. V, с. 594 и 598]. Как полагает Льюис, термин цю и в этом случае (как и в Лу) имел отношение к системе рекрутирования солдат, т. е. к разделению крестьянского населения на пятки. Судя по имеющимся данным, примерно то же произошло веком ранее в царстве Ци в результате реформ Гуань Чжу-на [Lewis, 1990, с. 59]. Словом, реформы в Лу, Чу и Чжэн сводились к милитаризации всего населения, что создавало основу как для увеличения размеров войска, так и превращения феодально-рыцарских войн в крестьянско-солдатские. Армии такого нового типа («народные») были типичны для периода Чжаньго, когда понятия «народ» и «армия» временами становились почти взаимозаменяемыми, как то было, в частности, в царстве Цинь после реформ Шан Яна.
Процесс расширения налоговой базы ради усиления военной мощи постоянно воевавших друг с другом царств вел в условиях дефеодализации и распада клановой структуры в конце периода Чуньцю не столько к уменьшению аристократического войска, сколько к изменению характера самих войн. Колесниц в распоряжении разных царств в конце Чуньцю было достаточно много. В Цзинь, например, в 529 г. до н. э. их было не менее четырех-пяти тысяч [Цзо-чжуань, 13-й год Чжао-гуна; Legge, т. V, с. 645 и 651]. Однако по мере расширения освоенной чжоускими государствами территории внутри Чжунго и вне его пределов, колонизации вновь обретенных земель, а также в ходе военных столкновений с многочисленными нечжоускими племенными протогосударственными образованиями все чаще оказывалось, что применение армий с боевыми колесницами в качестве основной вооруженной силы нецелесообразно. Объективно это способствовало уменьшению роли аристократии как в войнах, так и в жизни общества в целом. Параллельно начинает изменяться характер войн, которые постепенно перестают быть феодально-рыцарскими, ибо главную роль в них начинает играть пехота.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Кристофер Пирс о воинах древнего Китая » Военное обозрение
Кому-то может показаться, что ознакомление посетителей «ВО» с доспехами и вооружением всадников разных народов носит несколько фрагментарный характер. На деле мы уже рассмотрели «эпоху кольчуги», ранние доспехи самураев, познакомились с доспехами тех же римлян, а затем и у японцев в средние века. И теперь можно даже и выводы сделать, причем самый главный вывод будет такой: и доспехи, и тактика конных воинов были прямо связаны с их посадкой на коне! То есть всадники в прочных доспехах в древнем мире были у многих народов, а вот рыцари появились только лишь тогда, когда были изобретены жесткое седло и еще стремена! Но где именно были сделаны эти поистине революционные изобретения? Оказывается, все там же, в Китае, стране подарившей человечеству порох и компас, акупунктуру и бумагу, фарфор и шелк. А вот теперь еще и высокое седло, и парные стремена. Поистине, мы все в неоплатном долгу перед китайцами. Ну, а едва ли не самым известным специалистом, изучавшим военное дело в Китае, является британский историк Кристофер Пирс. Вот на основе его работ мы с этой темой сегодня и познакомимся.«Керамическая армия»
Начать нужно с того, что уже погребальные фигурки ханива из Японии IV—V вв. часто показывают нам лошадей под седлами с высокими, вертикально поставленными луками, а по обеим сторонам у них висят стремена. А это означает, что такое снаряжение в то время уже существовало, причем не только в островной Японии, но и на континенте! Ну, а использовали стремена тяжеловооруженные всадники, которые в Китае появились уже в начале IV в. н.э. Интересно, что Пирс считает, что стремя у всадника сначала было всего лишь одно, и представляло оно собой подставку, на которую всадник ставил ногу, когда садился в седло. Два стремени, превратившиеся в опору для обеих ног, когда он уже оказался в седле, появились несколько позднее.
Конская фигурка ханива эпохи Кофун, V—VI вв. Япония. Очень хорошо видны стремена (Музей Гиме, Париж)
Можно попытаться себе представить, какими непривычными должны были казаться такие седла тем, кто привык ездить на старых, мягких, да к тому же еще и без стремян. Ведь новое седло, можно сказать, зажимало всадника между его луками, зато посадка становилась сразу очень устойчивой. Ну, и потом высокие луки сами по себе давали всаднику еще и защиту, почему именно такие вот жесткие седла стали столь важной частью рыцарского снаряжения.
Здесь следует отметить, что тяжеловооруженной конницей обладал не только просвещенный Китай, но и окружавшие его номады. Причем тактика номадов состояла в том, чтобы сначала стрелять по противнику из луков, после чего всадники в доспехах наносили ему решающий удар при помощи копий. Но лук и стрелы в номадской коннице опять-таки были у каждого воина, неважно, тяжелым или же легким защитным вооружением он обладал, что позволяло в случае нужды всем воинам действовать ими совместно.
Ну, а насколько такая стрельба была эффективной, свидетельствуют данные современных исследований. Например, другой английский исследователь Ричард Ригли для этого съездил в Венгрию, где повстречался с Лайошем Кассаи — руководителем группы исторических реконструкций, и тот на практике показал ему как нужно стрелять из лука с коня. При этом на коне он держался не пользуясь стременами, управляя им лишь только шенкелями. Стреляя по цели, он выпускал в нее восемь стрел: три во время приближения к мишени, две — будучи с ней на одной линии, и три последних, когда он удалялся от нее и при этом стрелял в нее через плечо. Семь выпущенных стрел он считал своей творческой неудачей, хотя все его стрелы при этом попали в мишень! По его мнению, гунны, вот так стреляя из лука на скаку, могли убить противника, была ли это лошадь или человек, на дистанции в 300 м, и вряд ли у конных лучников других народов этот показатель различался так уж значительно.
Древний лучник-кочевник. Наскальные изображения на хребте Ешкиольмес
К. Пирс подчеркивает, что кочевники вторгались не только в Европу. Китай был ближе и богаче. Поэтому неудивительно, что для них он был целью номер один! Поэтому неудивительно, что традиции воинского искусства зародились там очень давно. Уже во времена династии Шан-Инь (ок.1520 — 1030 гг. до н.э.) у китайцев были не только прекрасные образцы бронзового оружия, но и хорошо продуманная военная организация. Воины «ма» сражались на колесницах. «Ше» — лучники в то время были самой многочисленной частью войска, а воины «шу» участвовали в ближнем бою. Кроме этого, была гвардия, охранявшая особу императора, то есть китайская армия ничем не отличались от армий Древнего Египта, хеттов, и греков, что бились под стенами Трои.
Бронзовый топор династии Шан
Правда, колесницы у китайцев были выше, чем у других народов и имели по 2 и 4 высоких оспицованных колеса, а запрягали в них от 2-х до 4-х коней. Именно поэтому они возвышались над толпой сражающихся, и ее экипаж, состоявший из возницы, лучника и воина, вооруженного копьем-алебардой, могли успешно сражаться с пехотой, да и что проходимость такой колесницы была весьма высока. Откуда все это известно? А вот откуда: дело в том, что они являлись настолько значимым символом престижа, что их нередко погребали вместе с их владельцами, добавляя для полноты счастья возничих и коней!
Вооружены воины шан-иньцы были вооружены бронзовыми ножами с изогнутыми лезвиями, имели мощные тугие луки и различного рода длиннодревковое оружие типа алебард. Доспехи представляли собой что-то вроде кафтанов из ткани или кожи, на которые нашивались, либо приклепывались, пластины из кости или металла. Щиты делались из дерева либо их сплетали из прутьев и покрывали лакированной кожей. Шлемы — литые бронзовые, с толщиной стенок около 3 мм, причем на них часто были маски, закрывавшие воину лицо.
В эпоху династии Чжоу стали использоваться длинные кинжалы из бронзы и гибриды копий и клевцов, копий и топоров, и даже копий и булавы. То есть в Китае и появилась и первая алебарда, причем воин с алебардой сражался на колеснице, и стоя на ней отбивался от вражеской пехоты.
Свистящая стрела XVII — XVIII вв. Китай или Тибет (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Лошадей китайцы получали из северных степей. Это были большеголовые, низкорослые животные, похожие на лошадь Пржевальского. В Древнем Китае в сражениях наравне с мужчинами участвовали и женщины, что представляется редкостью для оседлых культур. В Китае они даже командовали войсками, что позднее, в средние века, случалось уже и в Западной Европе.
В «Эпоху сражающихся царств» (ок. 475-221 гг. до н.э.) появляются и всадники, и уже не только лучники, но и арбалетчики. Да-да, арбалет в Китае появился около 450 г. до н.э. — т.е. намного раньше, чем в других районах Евразии! То есть и арбалет первыми придумали все те же китайцы!
Бронзовые мечи «Эпохи сражающихся царств» (Исторический музей провинции Шэнси)
Правда, у этих арбалетов был один серьезный недостаток: тетиву натягивали руками, поэтому дальнобойность и убойная сила их была невелика. Зато устроены они были просто, и научиться ими владеть было не трудно. Появились у китайцев и многозарядные арбалеты. Так, что теперь любую атаку их арбалетчики встречали градом стрел, причем если лучников требовалось долго обучать и тренировать, то тут справиться после нескольких занятий смог бы и любой слабосильный крестьянин.
К. Пирс отмечает, что китайцы обратили внимание на возможности этого нового оружия очень быстро. Например, уже в III в. н.э. в Китае из арбалетчиков начали комплектовать целые подразделения, выпускавшие стрелы так, что те «падали… подобно дождю», и «никто не мог устоять перед ними». В X в. арбалеты начали производить на государственных оружейных мастерских, причем подчеркивалось, что арбалет это оружие, которого «четыре вида варваров боятся больше всего». Одновременно с появлением арбалета в Китае перестали использовать колесницы, поскольку он для находившихся на них воинов оказался неудобен, и к тому же, возвышаясь над сражающими, они, как оказалось, и сами были хорошей мишенью для противника.
Именно тогда в Китае и начали делать и первые доспехи из прямоугольных железных пластин, нашивавшихся или же приклепывавшихся на кожаную основу. Доспехи эти просты, но по-современному функциональны. Тысячи таких фигур в натуральную величину нашли в гробнице императора Цинь Шихуанди (ок. 259—210 гг. до н.э.), что наилучшим образом доказывает их использования Китае этого периода. Правда, известно, что воины Цинь Шихуанди, случалось, сбрасывали свои доспехи, чтобы легче управляться своими топорами на длинных рукоятках и алебардами, поскольку это оружие требовало свободного замаха.
Как уже отмечалось, китайская конница восседала на низкорослых лошадках, полученных из монгольских степей и только в 102 году до н.э., после того, как полководец Бань Чао разбил кушанов в Средней Азии, китайский император У-ди («Государь-воин») получил рослых коней из Ферганы, которые требовались ему для войны с гуннами. Более 60000 китайцев тогда вошли на ее территорию, и лишь заполучив несколько тысяч лошадей (в Китае их называли «небесными конями»), возвратились обратно.
Фигурка ханива VI вв. Япония (Музей Гиме, Париж)
К. Пирс ссылается на целый ряд китайских письменных источников, которые говорят о том, что первые конские доспехи в Китае начали применять в эпоху династии Хань, примерно около 188 г. н.э. Но судя по конской фигурке из погребения в провинции Хунань, относящейся к 302 г. н.э., конская броня в то время имела вид короткого стеганного нагрудника, который защищал только грудь лошади. Но зато китайцы уже тогда (т. е. около 300 г. н.э.) использовали высокое седло. Одинарное стремя-подставку при самой езде не применяли. Ну, а о том, что такие вот стремена-подножки были, свидетельствуют и археологические находки. Но потом кто-то догадался навесить на коня стремена одновременно с двух сторон, а уже сидя в седле, додумался еще и просунуть в них ноги...
Историки в случае со стременами знают и более точные даты. Так, в биографии китайского полководца Лю Суна говорится, что в 477 году стремя ему было послано в качестве сигнала. Но вот какое это было стремя, одинарное или парное, нам неизвестно. Хотя, несомненно, что стремена тогда уже применяли.