Древний мир культура. Культура Древнего мира - Древняя Греция
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ 12. Культура и религия Древнего мира. Древний мир культура


§ 12. Культура и религия Древнего мира

Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Вос­тока.

Под культурой понимают лее достижения люден, плоды их деятельности. Это и орудия труда, и умение работать ими. Это и все созданное человеком — поля, города, здания, скульптуры и картины, сказания, сказки и литературные произведения, песни и танцы. В понятие «культура» входят знания людей, их обычаи, привычки, представления об устройстве мира. Религия, наука, искусство являются важнейшими частями культуры.

Культура возникла с появлением человека. Однако культура первобытные людей отличается от культуры цивилизованных на­родов. Одним из важнейших различит является наличие письмен­ности, которая впервые появилась на Древнем Востоке. Шумер­ская и египетская системы письма возникли примерно одновре­менно. Они имели немало общего: знаки письменности передавали как отдельные слова, так и слоги, звуки. Учиться читать и писать приходилось много лет. Значительное влияние на развитие пись­менности оказал материал для письма — в Египте папирус, в Месопотамии — глина. Египетскую письменность назвали иерог­лифической, а шумерскую — клинописной. По примеру шумеров клинописное письмо возникло у многих других пародов Перед­ней Азии. Оригинальные системы письма сложились в Индии и Китае. Китайская иероглифическая письменность стала основой для формирования письменности Японии, Корен.

Письменность первоначально служила для записи священных гимнов в честь богов, затем стали записывать сказания о богах и древних героях. На основе этих сказаний рождалась литература. Одним из наиболее известных и древнейших литературных произ­ведений стало сказание о Гияьгамеше. Предания об этом царе шу­мерского города Урука много со ген лет существовали в устной форме. Рассказ о подвигах Гильгамеша на благо родного города, о его дружбе с Энкнду, тщетных поисках бессмертия относится к вершинам мировой литературы. Древние сказания арийских пле­мен, переселившихся в Индию. легли в основу великих поэм «Махаихирата» и "Рамаяна». Со временем сорвались произведе­ния, героями которых являлись обычные люди.

Архитектурных памятников Древнего Востока ныне осталось очень немного. Па первом месте здесь, несомненно, находится ' Египет. Великие пирамиды но сих пор поражают своим величием и загадочностью. В Египте сохранились также многие дворцы, хра­мы, гробницы. В Луксоре (Фивы) находится громадный дворец Аменхотепа III. Здесь же расположены великолепные храмы с множеством колонн в виде пучков папируса. Поражают красотой и остатки архитектурных сооружений Месопотамии. Ворота боги­ни Иштар в Вавилоне высотой 12 м выложены синим глазурован­ным кирпичом и украшены изображениями животных.

Сохранились скульптурные изображения богов и людей (также больше всего в Египте). На стенах гробниц росписи и рельефы изображали сиены загробной жизни.

Египетские скульптуры и рельеф делались по определенным канонам. Например, лицо человека, локти и ноги изображались в профиль (сбоку), а глаза и плечи -- в фас (спереди). Фигуры богов И фараонов были по размерам больше фигур простых смертных. Глаза у всех изображали увеличенными. В эпоху фараона Эхнадона произошел отход от многих канонов. Характерные черты конкрет­ных людей не только не скрывались, но и подчеркивались. Все­мирную известность имеет бюст жены Эхнатона красавицы Нефертити.

В древневосточных государствах зарождаются научные знания. Они неразрывно связаны с хозяйственной деятельностью. Например, земледельцы должны точно знать, когда начинать сеять, а когда убирать урожай. Для этого надо уметь считать время. Время же не­возможно считать без наблюдения за небесными телами Солн­цем. Луной, планетами и звездами. Так родилась астрономия — наука о небесных телах. В Месопотамии сохранились сотни клино­писных табличек с записями астрономических наблюдений. Жре­цы научились предсказывать затмения Солнца и Луны. Многие элементы СЧС1П времени, появившиеся в Древней Месопотамии, дожили до наших дней.

Еще одной наукой, хорошо известной древним, была медици­на. Здесь особенно преуспели египтяне. Благодаря изготовлению мумий было хорошо изучено строение человека. Предполагается, что в Египте существовали даже медицинские училища. Слави­лись и врачи Древнего Китая. Они открыли методы иглоукалывания. диеты, лечебной гимнастики.

В Шумере разработали способы определения судьбы человека по его знаку зодиака, в Египте предсказывали будущее с помо­щью гаданий. Эти аспекты древневосточной культуры почти без изменений сохраняются до сих пор, продолжая иногда опреде­лять жизнь наших современников.

Искусство Древнего Востока неразрывно связано с религией.

во всех древневосточных государствах существовал сложный пантеон богов, каждый из которых «отвечал» за определенное при­родное явление или сферу человеческой деятельности. Обычно имелся главный, верховный бог. Были разработаны представле­ния о загробной судьбе человека. Особенно большое значение этому придавали в Египте, где забота о сохранении тела умерших при­вела к зарождению приемов мумификации.

Развитие древневосточных обществ вело к изменениям в сфере религиозных представлений. Зарождаются первые монотеистиче­ские религии, вызванные кардинальной перестройкой представле­нии человека о мире и своем месте в нем. Одна из попыток утверж­дения такой религии связана с деятельностью египетского фарао­на Эхнатона. Он приказал всем своим подданным помигать бога Солнца, которого называли Атоном. Однако утвердить в Египте единобожие не удалось. Лишь религия древних евреев — иудаизм долгое время являлась единственной монотеистической религией. Однако иудаизм. подобно большинству древних верований, ос­тался национальной религией.

Первой мировой религией стал буддизм, зародившийся в Ин­дии в VI—V вв. до н.э. Мировые религии распространи кис я среди разных народов. Некоторые ученые относят к мировым религиям и зороастризм, появившийся у древних индоевропейских народов Средней Азии и Ирана.

Огромную роль играли религиозные верования в истории Древ­ней Индии. Здесь произошла эволюция ведической религии древ­них ариев в брахманизм, а затем в индуизм.

Оригинальные религиозно-этические учения созданы в Древ­нем Китае. Великий китайский мудрец Конфуции (551 — 479гг. до н.э.) проповедовал строгий, освященный традицией иерар­хический порядок, составляющий основу жизни общества. Стар­ший современник Конфуция Лао Цзы стал создателем даосизма.

Особенности культуры и религиозных воззрений Дровней Гре­ции и Древнего Рима.

Древние греки оставили глубочайший след во всех областях культуры. Достаточно сказать, что греческая пись­менность лежит в основе большинства современных алфавитов.

Огромное воздействие имела древнегреческая архитектура. Са­мым важным в любом здании, по мнению греков, являлась гар­мония — согласованность и стройность всех его частей. Архитекто­ры разработали правила строительства, определили, как должны соотноситься различные части здания, например высота и тол­щина колонны с размером крыши. Эти правила называются орде­рам— «порядком». Главных ордеров было два — дорический и иони­ческий. Одни из самых красивых в мире зданий находятся в Афи­нах, на Акрополе. Главные храмы Акрополя — Эрехтеппн и Пар­фенон. В Парфеноне содержится, по преданию, тайна божествен­ной гармонии, установленная его создателями — архитекторами Иктином и Калликратом.

Не менее знаменита греческая скульптура. К V в. до н.э. греки научились в совершенстве изображать в скульптуре человеческое тело. Великим скульптором Эллады был афинянин Фидии. Осо­бенно прославили его статуя Афины для Акрополя и статуя Зевса ; храме города Олимпии. В Афинах был славен также род скульп­торов Нриксителей. Одному из Пракситедей принадлежит статуя богини любви Афродиты, в Которую юноши влюблялись как в сивую девушку.

В Древней Греции из празднеств в честь Диониса зародился . До сих пор на сиенах всего мира плуг трагедии Эсхила, Софокла. Еврипида и комедии Аристофана. В своих произведениях )ни поднимали вечные темы, волнующие люден и тысячелетия спустя. Греческая литература представлена также великими по­эмами легендарного Гомера «Илиада» и «Одиссея», философскими поэмами Гесиода, лирикой Сафо, Пиндара и др. Древняя Греция стала родиной философии. Основы представлений об общих закономерностях мира заложены Фалесом, Гераклитом, Пифагором, Демокритом, Сократом, Платоном, Ари­стотелем. Греки же стали родоначальниками многих других паук. Гак, Геродота называют «отцом истории», поскольку в его сочинения впервые поставлен вопрос о закономерностях истори­ческого развития. Дело Геродота продолжили Фукидид и другие историки.

Еще одним вкладом греков в мировую культуру стали Олимпийские игры — спортивные состязания, проводившиеся раз в года 1з честь царя богов Зевса в городе Олимпия.

Культура Греции оказала колоссальное влияние на культуру древпего Рима. Римляне, долгое время бывшие учениками Греков, позднее сами достигли больших высот в этой сфере.

Среди римских поэтов особое место занимали Лукреций Кар, автор философской поэмы «О природе вещей», и Катулл , крупнейший мастер римской поэзии. Одним из первых произведений, написанных на латинском языке прозой, стал труд Катона «о сельском хозяйстве». Наиболее выдающимся писателем I в. до н.э. был Варрон. «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» Цезаря являются отчетами о войнах и в то же время ярким образцом римской художественной прозы.

Приближенный первого римского императора Октавиана Августа Меценат опекал талантливых постов своего времени. Именно тогда творили великие римские поэты Вергилий и Гораций. По желанию Августа Вергилий написал поэму «Энеида», которую считают вершиной латинской поэзии. Гораций был автором не­скольких сборников песен — од. В этот же период жил поэт Овидий, мастер любовной лирики. Одним из видных писателей II в, до н.э. был Апулей. Славу ему принес роман «Метаморфозы, иди Золо­той осел».

Величайшего мастерства достигли римляне все знания скульп­турных портретов. Они стремились не только точно изобразить человека, но и показать его внутренним мир.

Сохранившаяся римская архитектура относится в основном к периоду империи. Амфитеатр в Риме — Колизей смещал около 50 тыс. зрителей. На площадях воздвигались триумфальные арки и конные статуи. Особенно величествен был римский форум Траяна, храм «всем богам» — Пантеон.

Римляне достигли больших успехов во многих науках, в том числе в исторической. Яркими представителями этой науки были Полибип, Тит Ливии, Корнелий Тацит. В римское время создал свои знаменитые «Параллельные жизнеописания» грек Плутарх. Религиозные представления древних греков и римлян были сходными. Они поклонялись многим богам, олицетворявшим раз­личные силы природы, покровительствующим различным видам деятельности людей. Боги были неразрывно связаны с природой и людьми. Главные боги, по мнению греков, жили на горе Олимп, поэтому их религию называют олимпийской. Римляне относились к религии очень практично, поэтому они могли поклоняться и богам других народов, если те приносили им удачу. Так, в первые века нашей эры в Риме распространялся культ восточных богов.

В I в. н.э. на востоке Римской империи возникло новое вероуче­ние — христианство. Оно сложилось как течение в иудаизме, но распространение его связано с глубоким кризисом прежних пред­ставлений о мире. Христианство признает лишь одного Бога, ко­торый является абсолютным властелином и творцом мира. Этот Бог отделен от мира и от человека. Сам человек создан по образу и подобию Бога и является венцом остального мира. Подобное учение свидетельствовало об окончательном отрыве человека от природы и отделения индивидуума от коллектива. Христианство стало мировой религией. В отличие от иудаизма оно обещало спасение всем людям независимо от национальности и социального происхождения.

Первоначально христианство было верой бедняков, рабов. Рим­ские власти преследовали христиан. Однако их ряды росли. Они объединялись в общины во главе с епископами. Объединение всех общин называлось христианской церковью. Этим же словом обо­значали храмы христиан. Ко второй половине III в. христианство превратилось в мощную силу, христиан было много среди вои­нов, крещение принимали и состоятельные люди, чиновники. В конце IV в. христианство стало государственной религией Рим­ской империи.

С самого начала в христианстве возникло множество течений, представители которых вели яростную борьбу между собой. Так, споры вызывало учение о Троице. Бог представляется христианам в виде единства Бога Отца, Бога Сына (Христа) и Бога Святого

Духа. Все три лица Троицы равны и едины. Этот догмат вошел в Символ веры ~ краткий свод вероучения, принятый на Первом Вселенском соборе в городе Никея в 325 г. Однако борьба внутри христианской церкви продолжалась и после Никейского собора.

Вопросы и задания

1. Каковы современные взгляды на антропогенез человека? Как люди заселяли землю?

2. Опишите основные источники наших знаний о древнейшей исто­рии человечества. Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организации эпохи палеолита?

3. Что такое неолитическая революция? В чем состояли ее последствия 1номике, социальной структуре общества?

4.Какие перемены происходили в жизни первобытных племен в пе­риод их перехода к цивилизации? В чем причины зарождении государств?

5. Каковы особенности развития древних государств в Египте, Месо­потамии, на восточном побережье Средиземного моря?

6. В чем причины появления великих военных держав древности? Ка­кую роль они сыграли в развитии человечества?

7. Каковы особенности древних государств Индии и Китай?

8. В чем состоял особый путь развитии древнегреческой цивилизация?

9. Что такое полис? Как было организовано управление в полисе?

10. Дайте характеристику основных городов-государств Древней Греции

11 Назовите главные достижения древних греков.

12. Каковы основные этапы развития Римского государства?

13. Что позволило римлянам создать огромную державу?

14. Почему произошел переход от республики к империи? Как было

организовано управление в Римской республике и Римской империи?

15. В чем причины гибели Западной Римской империи?

16. Дайте характеристику культуры Древнего Востока. Назовите известные памятники культуры стран Древнего Востока.

17. Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру? Назовите известные вам памятники Древних Греции и Рима.

18. В чем особенности религий Древнего мира?

19. Дайте характеристику христианству как ми репой монотеистиче­ской религии.

studfiles.net

Культура Древнего мира - часть 3

Культура Индии в эпоху Маурьев. Художественная жизнь Древней Индии достигла зрелости и полного своего расцвета во второй половине I тыс. до н. э., когда для отражения похода Александра Македонского Индия оказалась объединенной в одно обширнее государство Маурьев. Правители нового государства из рода Маурьев установили многочисленные торговые и культурные связи с разными странами — Цейлоном, Сирией, Египтом и другими, что, естественно, отразилось на культурном развитии страны. В новых социально-политических условиях брахманизм, который был строго кастовым знанием брахманов, устарел.

Так, в VI в. до н. э. появился джайнизм. Несмотря на свою немногочисленность, джайны сыграли заметную роль в индийской культуре. Богатые джайнские храмы и поныне привлекают своей красотой, архитектурным своеобразием, отделкой и убранством. Их этика и благотворительность прекрасно вписались в индуистскую систему социальных, моральных и духовных ценностей, много усилий джайны приложили и для развития искусства и литературы как в древней, так и в средневековой Индии.

Второй нетрадиционной религией, возникшей в это же время, но приобретшей большое число последователей, а затем ставшей и мировой религией, стал буддизм.

Утверждение буддизма государственной религией повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. В этих сооружениях нашли отражение и ранее существовавшие архитектурные традиции, и народная мифология, соединившаяся со сказаниями и легендами о жизни, подвигах и перевоплощениях Будды (джатаках).

В этот период в Индии впервые для строительства и создания больших скульптур стали применять камень. Сохранившиеся постройки в основном представляют собой памятники культового назначения — буддийские идеи, воплощенные в камне. К этому времени относятся ступы, пещерные храмы и монастыри, а также отдельно стоящие мемориальные столбы. Самым известным сооружением этого типа стала ступа в Санчи, возведенная в III—I вв. до н. э.

Большую роль в раннебуддийском искусстве играли культовые и жилые пещеры, прорубленные в каменных склонах гор. Одним из лучших образцов храмового скального зодчества была чатья (монастырский храм) в Карме (I в. до н. э. — I в. н. э.). Эту чатью отличали величественный интерьер и огромные размеры. В длину храм насчитывал 41 м, а ширина равнялась 15,5 м, высота достигала 15 м (высота современного пятиэтажного дома). Высокого совершенства достигает в начале I тыс. н. э. пещерный храмовый комплекс в Карли и фрески пещер Аджанты.

В храмах Аджанты фрески представляют эпизоды из жизни Будды и из историй о его прежних существованиях, выполненные совершенной техникой живописи. На потолках также были изображения животных, буддийских символов, растительного орнамента.

Несмотря на то, что буддизм возник в Индии и оказал на ее культуру огромное влияние, преодолеть главное препятствие для своего распространения — кастовый строй — он не смог.

Культура Индии в Гуптскую эпоху. Последний этап расцвета древнеиндийской художественной культуры приходится на IV – V вв. н. э., когда Северная и отчасти Центральная Индия были объединены в большую централизованную империю под властью династии Гуптов. Одновременно яркий и сложный, этот период стал переходной ступенью от древности к Средневековью в культуре Индии.

Обновление художественной культуры гуптской эпохи было обусловлено появлением новой, самой распространенной религии — индуизма. По сути дела, он стал образом жизни, совокупностью жизненных принципов, норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд.

В этот период Индия прославилась расцветом драматургии, поэзии, сценического искусства, музыки, но, кроме того, в этот период подлинного расцвета достигла и индийская живопись, украшавшая храмы.

В это время уже окончательно сложилась форма классического индуистского наземного храма. Образцом служит храмовый комлекс в Элоре. В это время появляются двух - трехэтажные пещерные храмы. Одним из интереснейших сооружений являются храмы в Кхаджурахо, построенные в конце X – начале XI вв.

Большинство из дошедших до нас скульптур того времени имеют культовый характер, но уже тогда существовала и светская скульптура. Были разработаны приемы скульптурной иконографии,

Среди всех направлений древнеиндийской художественной культуры особое место занимала литература.. Решающее значение для ее появления имело создание классического литературного языка санскрита. Наиболее известным произведением древнеиндийской санскритской художественней прозы является "Панчатантра" (Пятикнижие) — сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка. В V веке появилось знаменитое стихотворное произведение "Кама-сутра", написанное поэтом Махараши Ватсаяной. В поэтической форме автор изложил культуру половой жизни, отношений между мужчиной и женщиной, методы и способы совершенствования физической красоты и чувственных наслаждений.

В древнеиндийской литературе особого внимания заслуживает творчество поэта и драматурга Калидасы (IV -V вв.). Его перу принадлежит высшее достижение древнеиндийской драмы — "Шакунтала". В его драмах, сюжеты которых заимствованы из эпоса, раскрывается прежде всего внутренний мир героев, их чувства, переживания. Фоном человеческих переживаний служат поэтически одухотворенные пейзажи, описания сказочных царств, мудрость добродетельных и справедливых правителей.

Культура Индии внесла большой вклад в мировую культуру. Особенно велико было это влияние в духовной сфере (религии и философии).Буддизм, родиной которого является Индия, стал первой мировой религией, оказавшей огромное влияние на развитие культур Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Сегодня современный западный мир увлекается религиозно- философскими идеями Индии, а высокая художественная культура Индии вызывает всеобщее восхищение.

4. Культура древнего Китая

Китайская культура — одна из наиболее интересных и, безусловно, уникальных восточных культур. Она принадлежит к кругу великих речных цивилизаций, возникших в древности. Начало культурной истории Китая восходит к рубежу III—II тыс. до н. э. Именно к этому времени китайская историография относит период правления пяти легендарных императоров, эра владычества которых воспринималась как золотой век мудрости, справедливости и добродетели.

Непрерывность развития китайской культуры — одна из важнейших ее особенностей, неразрывно связанная с такими чертами этой культуры как традиционализм и замкнутость. Замкнутость китайской культуры основана на убеждении китайцев в своей исключительности, в том, что их страна является центром обитаемой земли и всего мироздания. Поэтому китайцы называли ее Срединной империей.

Становлению единой культуры способствовало то обстоятельство, что древние китайцы населяли единую равнину, целостный географический район. Это обусловливало тесное общение народов Китая между собой. У них сравнительно быстро сложился единый хозяйственный уклад, что, в свою очередь, предопределило общность самых разных сторон быта, начиная с облика жилищ и кончая годовым ритмом праздников.

Замкнутый характер развития древнекитайской культуры, обеспечивший ей стабильность, самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку, предопределил исключительную роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний. В зависимости от социального положения каждому человеку предписывались строго определенные нормы поведения, широко известные как "китайские церемонии". Из всех известных нам стран и культур именно в Китае система обязательных и общепринятых норм поведения была особенно развитой. Существовало даже специальное учреждение — Палата церемоний, которая строго следила за выполнением правил, обрядов и процедур, унаследованных от прошлого. Статус человека в Китае мог меняться. Простолюдин в Китае мог стать даже императором, но нормы поведения, характерные для определенного статуса, никогда не менялись.

На очень ранней стадии развития культуры в Китае вся человеческая жизнь стала соизмеряться с природой, через законы которой люди пытались осмыслить принципы своего бытия. Поэтому у китайцев было особое отношение к природе: наряду с ее обожествлением для китайской культуры, как ни для какой другой, были характерны ее эстетизация и поэтизация. По этой причине в китайской художественной культуре раньше всего возникают пейзажная живопись, лирика и архитектура. Поэтизация природы направила всю художественную деятельность человека и все виды его творчества в единое русло. В узорах прикладного искусства, в орнаментах тканей и архитектурных произведений, в оформлении погребений отразилось то благоговейное чувство красоты мира, то ощущение связи с ним человека, которое впоследствии способствовало рождению первых в мире образцов пейзажной живописи. Можно даже сказать, что "пейзажный взгляд" распространился на все явления жизни. Уже в глубокой древности китайские мастера научились выявлять и обыгрывать живописные качества самого природного материала, из которого создавали то или иное произведение искусства. Они использовали игру его цветов, пятен, различие фактур, шероховатость или гладкость поверхности. Предметы из речного камня, сосуды из глины, изделия из дерева и металла, выполненные в Древнем Китае, всегда отличались не только красотой, но и живой подвижной жизнью узора, выявленного в их структуре, грацией ритмических сочетаний, осязаемой прелестью обработанной поверхности.

mirznanii.com

Культура Древнего мира - Древняя Греция

Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, только приобрела новые черты и стала колыбелью европейской культуры. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный (от слова интеракция - взаимодействие) характер. Действительно, в Грецию ахейцы прибыли в XXI в. до н.э. с севера и северо-запада и создали в Афинах, Микенах, Тиринфе, Пилосе и Фивах свои царства; а около XVI в. до н.э. завоевали Крит. Именно на Крите, в Пилосе, обнаружено и расшифровано линейное письмо, которое является уже греческим. Однако культура ахейцев все еще слишком была зависима от критской культуры. В результате взаимопроникновения возникла культура, представлявшая собой своеобразную мешанину критской и архейской культур, остатки которой еще можно увидеть в раскопанных археологами руинах дворцов в Нилосе, Микенах и Тиринфе. Завоеватели принесли с собой прагреческий (индоевропейский) язык. Интересно, что по времени это вторжение совпадает с появлением хеттов, также пришедших с севера, в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Иными словами, это был единый процесс расселения ариев с их прародины - Дона и Северного Причерноморья. Именно из сокровищницы архейской культуры с ее развитой мифологией черпали сюжеты Гомер и древнегреческие трагики, создавая прекрасные произведения европейской литературы.

Интерактивная культура греков породила интерактивную технику, первым выражением которой стало военное искусство и применяемая в нем тактика. Благодаря чему греки одерживали победы в битвах и победоносно завершили персидские войны; первым применил эту технику афинянин Мильтидат под Марафоном, затем спартанец Леонид под Фермопилами. Если в войнах Гомера главную роль играли сила и ловкость отдельных героев типа Ахилла, то греческая фаланга имеет закрытую структуру, не проницаемую для отдельного воина. Эта фаланга является не просто военным изобретением, но духовным выражением интерактивной культуры греческих городов-государств (полисов). В этих полисах не было ни монархов, ни жреческих каст, а осуществлялась античная рабовладельческая демократия.

Демократия - другая черта классической древнегреческой культуры. Государство не существовало "вне" и "над" гражданами, они сами в своей живой совокупности и были государством со всеми его культовыми, гражданскими и эстетическими установлениями. Отсюда в значительной мере свободная от оттенка официальности жизнь и деятельность античного грека. Это определяло то чувство единства личного и общественного, этического и эстетического, конкретного и всеобщего, интимного и монументального, которое достигает своего кульминационного выражения именно в классической культуре. Конечно, существование такого рода культуры было возможно лишь в сравнительно небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело уже с иной культурой.

Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является пронизывающая весь уклад жизни полиса борьба (агон), состязание, восходившее к культовым игрищам былой общины. Таков и спор - агон двух полухорий в классической комедии, связанный с сельскими хороводами, с их шуточными плясками-хорами, такова и форма философского трактата, разработанного как диалог. Такой момент наличествовал и в постановках трагедий, связанных с культом Диониса, проводимых как соревнование между тремя коллективами, составленными из хора, актеров и драматурга. Особое значение спор - агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свою классическую форму в Олимпийских играх.

И, наконец, следует отметить такую яркую черту классической греческой культуры, как энтропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдер провозглашает знаменитое изречение "человек есть мера всех вещей", а в софокловской "Антигоне" лучше всего выражено удивление свершениями человека. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, возведенный к прекрасной норме, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства, природа же передавалась скупыми намеками. Ландшафт стал появляться только в эллинистической живописи. Антропоцентризм характерен и для других сфер классической греческой культуры.

zubolom.ru

Одна из древнейших культур мира » Детская энциклопедия (первое издание)

Несколько тысячелетий назад в плодородной долине реки Хуанхэ возникла одна из древнейших культур мира. Китайский народ сохранил многочисленные легенды и предания о жизни древних людей. В поэтической форме они рассказывают о том, как люди научились пользоваться огнем, изготовлять сети и ловить рыбу, возделывать землю.

Постепенно талантливый и трудолюбивый китайский народ добился замечательных для того времени успехов в земледелии, скотоводстве и ремесле.

В те далекие времена в Китае уже сеяли просо, пшеницу, ячмень, рис, разводили и шелкопряда. В древних надписях на костях животных перечисляются разнообразные садовые и огородные растения.

Уже в XVI — XI вв. до н. э. китайцы широко пользовались орудиями из бронзы, хотя одновременно с ними сохранялись еще каменные и костяные. При раскопках древних поселений найдено множество изделий из меди и бронзы. Они разнообразны по форме, искусно выделаны и богато расписаны. Китайцы мастерски изготовляли и глиняную посуду, применяя гончарный круг, украшали ее орнаментом, обжигали и покрывали глазурью.

Уже в глубокой древности в Китае возникла письменность. Одним из самых древних видов ее было узелковое письмо. Определенное число узелков, завязанных на веревке, передавало то или иное сообщение. Одновременно с узелковым возникло и рисуночное письмо, в котором записи делались с помощью рисунков.

Постепенно письмо совершенствовалось. Каждый знак-рисунок приобретал новые значения, число знаков увеличивалось, начертание изменялось, все менее напоминая изображение предмета. Так создавались новые, уже условные знаки — иероглифы, которые обозначали слова. По подсчетам китайских ученых, только в древнейших надписях XIV—XI вв. до н. э. встречается около 2 тыс. различных иероглифов. Это была уже развитая система письма.

Первоначально китайцы делали свои записи на панцирях черепах, костях животных; позднее — на бамбуковых дощечках и шелке. В верхней части бамбуковой дощечки делали отверстие. Несколько дощечек связывали шнурком. Такие связки были первыми книгами. Читать эти книги, конечно, было очень трудно, так как на каждой дощечке помещалось лишь несколько коротких фраз, к тому же такие книги были очень громоздкими. Сохранились сведения об одном древнекитайском мыслителе, который, путешествуя по стране, брал с собой несколько повозок книг из бамбуковых дощечек.

Слева — четырехугольная сетка, которой черпали бумажную массу. Справа — сушка листов бумаги.

Слева — четырехугольная сетка, которой черпали бумажную массу. Справа — сушка листов бумаги.

На шелке писать было удобнее, но он стоил очень дорого.

В начале II в. н. э. ученый Цай Лунь, обобщив опыт многих безвестных мастеров, разработал способ изготовления бумаги. Древесную кору, коноплю, тряпье долго варили в чанах. Полученную волокнистую массу помещали на четырехугольную сетку, чтобы сбежала вода. Полученные таким образом рыхлые и влажные листы просушивали, обрабатывали, и они превращались в тонкую, прочную и легкую бумагу. Так появился удобный и дешевый материал для письма, постепенно заменивший бамбук и шелк. Это замечательное изобретение способствовало дальнейшему развитию и распространению письменности.

Искусство изготовления бумаги было позднее заимствовано другими народами. Через 500 лет оно проникло в Корею, через 700 лет — в Японию. В Европе первый завод по производству бумаги был основан в XII в., а в Америке — только в XVII в.

В древнем Китае было сделано много интересных научных открытий. Китайские астрономы успешно вели наблюдения за Солнцем, Луной и другими планетами и звездами. Ими был составлен календарь, где год делился на 366 дней и на двенадцать месяцев. В Китае сохранились самые древние в мире записи солнечных и лунных затмений. В VII в. до н. э. появились солнечные часы. Древнекитайский астроном Ши Шэнь, живший в IV в. до н. э., впервые в мире составил описание звезд. Позднее, в I—II вв. н. э., другой ученый — Чжан Хэн создал несколько инструментов для астрономических наблюдений.

Большие успехи были достигнуты и в математике, медицине, строительстве.

Как ни значительны были эти первые шаги в познании мира, все же для людей еще многое оставалось неясным, загадочным. Непонятные явления китайцы приписывали действиям таинственных высших сил. Они верили в многочисленных духов: земли, гор, рек, Солнца, Луны, дождя, грома. Им приносили жертвы, прося о хорошем урожае. Главным духом в верованиях древних китайцев был «шанди» — верховный владыка (позднее его называли «тянь» — небо), который будто бы определяет судьбу государства и каждого человека.

Но уже в глубокой древности многие китайские мыслители выступали против этих суеверий. Они говорили, что счастье людей зависит не от воли «шанди», а только от их труда, который создает все необходимое для жизни и приводит страну к процветанию.

Не умея еще правильно объяснить происхождение мира, жизни на земле, тех или иных явлений природы, древние китайцы создавали предания и легенды. В одном из преданий рассказывается о герое Гун Гуне, который сражался с мифическим царем и потерпел поражение. В гневе Гун Гун ударил по горе, поддерживавшей небо, и разрушил ее. Небесный свод рухнул, а упавшая гора разрушила и землю на юго-востоке. Волшебница Нюй Гуа собрала голубые камни и выложила ими новый небесный свод, затем она отрубила четыре ноги у морского чудовища и подперла ими небо. Все же небо осталось незаполненным на северо-западе, и поэтому солнце и луна начали движение с востока на запад. А все реки потекли на юго-восток, туда, где была разрушена земля.

Слева — роспись фарфоровых изделий. Справа — обжиг фарфора.

Слева — роспись фарфоровых изделий. Справа — обжиг фарфора.

Однако уже в древнем Китае делались попытки опровергнуть домыслы мифов и научно объяснить явления природы и происхождение мира.

Древнекитайские мыслители интересовались и общественной жизнью людей. Широко известно имя Конфуция, жившего в 551—479 гг. до н. э. Конфуций был видным государственным деятелем и ученым. Много внимания он уделял науке об управлении государством, учил нормам поведения. «Чего не желаешь себе, того не делай людям», — говорил он. Каждый человек, по мнению Конфуция, должен уважать родителей и заботиться о них, полностью подчиняться старшим, соблюдать старинные обычаи.

Конфуций много внимания уделял распространению просвещения в древнем Китае. В конфуцианских школах учились письму, арифметике, музыке. Ученикам разъясняли правила поведения, обучали их стрельбе из лука и управлению колесницей.

У Конфуция было множество последователей. Они записали его высказывания и беседы и составили книгу «Луньюй» («Беседы и рассуждения»). Учение Конфуция было противоречиво. Прогрессивные идеи о воспитании, о том, что каждый человек должен совершенствовать свои способности, сочетались с реакционными взглядами. Конфуций проповедовал почитание предков и требовал строго соблюдать разделение людей на «благородных» и «низких»: первые находятся у власти, вторые — обязаны беспрекословно подчиняться.

Конфуцианство, учившее почитать прошлое и быть покорным властям, впоследствии стало идеологией правящих кругов Китая. Господствующие классы использовали конфуцианство для защиты и укрепления своей власти, для воспитания народа в духе рабской покорности.

Против учения Конфуция выступил мыслитель Мо-цзы (480—397 гг. до н. э.), выражавший интересы трудового народа. Мо-цзы решительно осуждал несправедливые войны, отвергал веру в судьбу, которая якобы определяет жизнь народа, призывал всех членов общества заниматься физическим трудом. Он учил: как отец не любит бездельника-сына, так и государство не может мириться с людьми, не приносящими пользы. Мо-цзы возмущался таким положением, когда «из десяти человек один обрабатывает землю, а девять не трудятся», когда «тунеядцев много, а пахарей мало». Однако учение Мо-цзы не было свободно от религиозных взглядов.

Большой известностью пользовалось учение Лао-цзы о «дао». Слово «дао» в переводе на русский язык означает «путь, дорога». Лао-цзы говорил, что путь, по которому следует природа в своем развитии, определяется естественными законами, а не божественными силами. О жизни Лао-цзы сохранилось очень мало сведений. По некоторым сведениям, он жил в VI в. до н. э., однако книга с изложением его взглядов появилась лишь в IV—III вв. до и. э.

В древнем Китае была создана прекрасная литература. Великий китайский поэт древности Цюй Юань (340—278 гг. до н. э.) в своих стихах выражал любовь к родине, своему народу. Поэзия Цюй Юаня восприняла лучшие черты устного народного творчества.

Значительные успехи были достигнуты и в исторической науке. Во II — I вв. до н. э. историк Сыма Цянь в своих «Исторических записках», состоящих из 130 книг, привел обширные сведения по древней истории китайского народа, подробно рассказал о его жизни и культуре. Сыма Цянь изложил в хронологической последовательности историю страны, начиная с древнейших времен и кончая своим временем.

Во II — I вв. до н. э. дальнейшее развитие получают астрономия, математика, агрономия и некоторые другие науки. Во II в. до и. э. появилась книга «Математика в девяти разделах». Ею пользовались при астрономических расчетах, землемерных работах и т. д. В книге приводятся задачи на действия с обыкновенными дробями, задачи на проценты; сообщаются некоторые сведения по алгебре и геометрии. Задолго до древнегреческого математика Пифагора китайцы открыли так называемую «теорему Пифагора» (еще ранее эта теорема была известна в древнем Вавилоне и Египте).

Успехи науки были неразрывно связаны с практическим опытом и, деятельностью людей. Люди все дальше проникали в тайны природы.

Ученый Ван Чун (27—97 гг.) в своей книге «Критические рассуждения» решительно выступил против религиозных представлений. Природа, говорил Ван Чун, развивается по своим законам, и в ней нет места каким-то вымышленным таинственным силам.

Древняя китайская культура оказала огромное влияние на многие страны Востока, особенно Корею, Японию и государства Юго-Восточной Азии. Это влияние можно сравнить с воздействием культуры древней Греции и Рима на народы Европы. Культура древнего Китая отличается самобытностью и оригинальностью, она почти не знала заимствований. Великий китайский народ бережно хранит и развивает богатое наследие своей древней культуры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Древняя Индия в период расцвета Строители Великой стены

.

de-ussr.ru


Смотрите также