Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента. Древние образы в росписи
Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента » Перуница
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.
Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.
Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.
К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.
www.perunica.ru
Урок для 5 класса по теме: «Древние образы в современных народных игрушках»
Краснодарский край, ст. Староминская
учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №9
Грудьева Наталия Алексеевна
Урок изобразительного искусства для 5 класса
Тема: «Древние образы в современных народных игрушках» (2 урока)
1 урок
Цель: Создание игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов
Задачи:
Продолжить знакомство учащихся с образами и символикой декоративно – прикладного искусства России и народов мира;
Развивать умение работать с различными художественными материалами;
Воспитывать любовь к природе, окружающему миру.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Материалы и инструменты: Пластилин, стек, подставка для лепки, кисти, гуашь, водоэмульсионная краска
В первой четверти мы говорили о символике декоративно - прикладного искусства России.
Назовите главные образы и символы русской вышивки, деревянного зодчества.
Берегиня - макошь, древо жизни, звери и птицы, травы, солнце, земля, вода – эти символы были только у славянского населения или их использовали и другие народы?
Что вы знаете о звериной символике? Кого из зверей почитали, боготворили наши предки?
Вывод: Наши предки защищали своё жильё обереговыми знаками. Поклонялись духам и силам природы.
2. Активизация творческой и познавательной деятельности.
Вы сказали, что некоторые образы и символы можно увидеть не только у славянских народов, но и других народов мира.
Что вы знаете о звериной символике народов мира? Кто такие священные животные?
Священные животные – покровители урожая, дома, семьи, страны, главное - искренне верить, что пятнистая кошечка или медлительная черепаха действительно помогут сохранить благополучие.
Еще в старинные времена наши предки поклонялись пред животными, приносили им дары и даже жертвы, чтобы получить покровительство высших сил.
Священные животные Китая возглавляет знаменитая «четверка»: тигр (Белый Тигр), черепаха (Черная черепаха или воин), дракон (Лазурный Дракон), феникс (Красный Феникс). Согласно геомантии и натурфилософии, они являются хранителями четырех сторон света.
Некоторых представителей животного мира считали предками рода, нации:- волк, согласно верованиям, - предок лютичей. Диким животным сооружали жертвенные одры, тотемы, им посвящали песни, ритуальные танцы, благодарили либо просили прощения;- черепаха – покровительница домохозяек. Она является атрибутом богинь Урании, Афродиты. По греческим традициям женщина обязана быть «домашней», работящей, спокойной, как рассудительная, медленная черепаха;
- слон – священное животное, особенно белый слон. Ходят слухи, что белый слон существует на самом деле, однако его никто не видел. В Таиланде слон – высшее божество;
- кошка – священное животное, которому даже храм построили! Японский правитель участвовал в войне, определяя время по сужающимся зрачкам кошек. Именно он приказал построить Храм Кошек в городе Кагосима (Япония). Не очень распространенная, но, все-таки, достойна внимания легенда о том, что именно кошка согрела Иисуса после рождения, за что Дева Мария была ей очень благодарна.
Корова традиционно почитается в индуизме как священное животное. Она олицетворяет изобилие, чистоту, святость и рассматривается как благостное животное. Также как и мать Земля, корова является символом принципа бескорыстного жертвования, так и корова даёт молоко и питательные молочные продукты, которые служат одним из важных элементов вегетарианского питания, индуисты почитают её как материнскую фигуру. Бык, в свою очередь, выступает как символ дхармы.
Китайские легенды и мифы утверждают, что Лисица наделена сверхъестественными свойствами. Она может творить чудеса: вызывать пожар, отравлять пищу и делать человеку прочие пакости, но может иногда и делать добро. Чтобы умилостивить лисицу, ей приносили жертвы, для нее строили специальные храмы, в которых жили монахи-почитатели культа лисицы. Чтобы предохранить себя от гнева лисицы, крестьяне рисовали на стенах домов и оград большие белые круги. Убить лисицу считалось большим преступлением и виновнику грозила кара. Тем не менее, тело и кровь лисы широко применялось в древнем китайском врачевании.
Пожалуй, ни про одно животное человечество не придумало столько легенд, пословиц и примет, сколько про кошку. Она считается проводником в потусторонний мир и умеет видеть призраков и приведения. Кошки снимают головную боль, успокаивают нервы и предугадывают землетрясения. А во многих странах они считаются священными животными.
- А что вы мне скажите о священных животных у нас на Руси, кто они?
Конечно, это конь. Конь в жизни русского человека играл важную роль. Был го другом, помощником и спасителем, поэтому много обереговых игрушек - коней. А еще - уточек, петухов, медведей.
Образ коня – в дымковской, филимоновской, каргопольской, городецкой игрушке.
Птицы - в дымковской, филимоновской, каргопольской игрушке.
Медведь - в дымковской, филимоновской, каргопольской, богородской игрушке.
3. Творческая работа.
*Вы сегодня приготовили такие материалы и инструменты: пластилин, стек, подставка для лепки, кисти, гуашь, водоэмульсионная краска. Мы с вами сегодня в скульптурной мастерской.
*Физминутка. Разминка для рук.
*Сравнение техник лепки в дымковской, филимоновской, каргопольской игрушке.
а) техника лепки;
б) лепка тела;
в) роспись и цвет росписи.
*Выбор образа для лепки игрушки.
Лепка коня
Вместо глины мы используем пластилин.
Давайте его согреем.
Берем палочку пластилина светлого цвета (белого, желтого, бежевого) и сгибаем его, делаем шар. Мнем двумя руками, катаем на дощечке.
Вот шар готов.
Отделяем деревянным ножичком или стекой третью часть шара – это для головы и груди. Из остальной части делаем полоску с двух сторон колбаску.
Затем разрезаем стекой колбаску с двух сторон на 1/3 длины и загибаем вниз получившиеся две ножки передних и две ножки задних.
Округляем ножки, утончаем копытца.
Сзади прилепляем крученый из двух коротких тонких колбасок хвостик. Туловище готово.
Теперь голова с шеей и грудкой.
Раскатываем колбаску и с одного края утончаем и изгибаем – это голова.
К ней приделываем уши.
С утолщенного края слегка приплющиваем конец и подводим между передними ножками, приглаживаем, придаем гордую посадку голове. Конь гордый, богатырский, он помощник человека и в труде, и в бою. Он должен быть гордым и красивым, как и люди, которым он служит, которые навеки запечатлели его красоту в игрушке и донесли её до нас.
Теперь между ушек, по шее и к началу спины прикрепим гриву; её сделаем их двух жгутиков, скрученных между собой. Вот и готов наш конь!
3. Подведение итога
Продолжите предложение
1.Образ коня в русской символике соотносился с образом ……… .
2. Священное животное Египта – это ……., Индии - ……., Китая - …… .
3. Мы работали в технике …….. .
Краснодарский край, ст. Староминская
учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №9
Грудьева Наталия Алексеевна
Урок изобразительного искусства для 5 класса
Тема: «Древние образы в современных народных игрушках» (2 урока)
2 урок
Цель: Создание игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Задачи:
Продолжить знакомство учащихся с росписью основных игрушечных промыслов России;
Развивать умение работать с различными художественными материалами;
Воспитывать любовь к природе, окружающему миру.
Материалы и инструменты: Кисти, гуашь, водоэмульсионная краска
Желательно применять для росписи яркие, теплые краски: желтую, малиновую, красную. Вслед за теплыми красками используется холодная краска – голубая, синяя, зеленая. Хотя в росписи дымковских игрушек преобладают яркие, открытые цвета, мастера все же не обходятся без таких сумрачных красок, как коричневая и черная. Правда, коричневая применяется совсем мало, а черная и того меньше.
Можно украсить игрушку ромбиком или квадратиком из серебристой или золотой фольги.
Учитель: В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.
Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.
Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.
Обратите внимание, что все игрушки, кроме петушка и павлинчика - свистульки. И во все игрушки можно посвистеть.
Вопрос: Какие цвета можно выделить на каргопольских игрушках?
Ответ: Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие.
Каргопольские мастера
Вопрос: Из чего состоят узоры каргопольских мастеров?
Учитель: Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков. Как вы думаете, почему эти символы особенно любили северные мастера?
Ответ: На севере холодно, всегда ждут прихода весны, Солнца, тепла. Ждут когда снова можно будет сеять и растить хлеб.
Советы по росписи.
1. Грунтовка игрушки состоит из водоэмульсионных белил: они хорошо лягут на пластилин. Если же у вас есть возможность выполнить работу из глины, то грунтовку лучше составить из мела, разведенного на молоке до густоты сметаны.
2. Грунтовать игрушки можно погруженным в раствор, но чаще всего их делают мягкой широкой кистью №10.
3. После высыхания грунта игрушки расписывают темперными красками или же красителями для шерсти – синими, голубыми, оранжевыми, желтыми, зелеными, малиновыми, розовыми, коричневыми. Расписывать игрушки можно и гуашевыми красками, смешанными с куриным яйцом.
4. Начинать расписывать игрушку нужно с самой светлой краски. Раскрасив одной краской все намеченные участки детали, а также отдельные элементы узоров, переходят к следующей, более темной краске, заканчивают черной, в нашем случае – это черные копытца у лошадки. Желтая краска самая светлая (после белой) по тональности, с неё и нужно начинать расписывать фигурку лошади.
5. Если вы работаете одной кистью, то её следует хорошо промыть в банке с водой, прежде чем набирать другую краску.
- Игрушка готова! Чудо – кони начали жить!
2. Физминутка.
3. Практическая часть
Грунтовка, роспись игрушки
4. Итог уора. Выставка работ
7
doc4web.ru
Мезенская роспись – Символика / Элементы орнамента
Мезенская роспись – одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Мезенская роспись
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица – находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Символика узора
Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса – три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус – птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.
Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.
Узоры в прямой клетке
Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.
Простые элементы
Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.
Узоры в косой клетке
Ленточный орнамент
Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.
Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи
Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.
Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи
К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.
ruklinok.info
Древние образы в современных народных игрушках
1.Организация на урок2.Мотивация учебной деятельности.
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности
3.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.
Цели:
- Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.
- Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
4.Выявление места и причины затруднения
Цели:
выявить
место затруднения
5.Построение проекта выхода из затруднения.
Цели:
Создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения.6.Открытие новых знаний
Цели:
-организовать усвоение учащимися нового
способа действия с проговариванием во внешней речи.
7.Вкючение в систему знаний и повторений.
Цели:
Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока.8.Практическая работа.
Цели:
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
-организовать самопроверку по эталону, самооценку
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- Зафиксировать новое содержание урока;
- Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.
-Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.
Очень часто за событиямиИ за суетой днейСтарину не вспоминаем,Забываем мы о ней.Хоть и более привычны Нам полеты на Луну,Вспомним давние обычаи,Вспомним нашу старину.
Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках. Тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»
Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, думать и рассуждать. Знаю, что каждого ученика ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
Подготовка к творческой работе.
-. Сегодня на уроке мы будем путешествовать по народным игрушкам. А что такое путешествие?
- Кем бы вы хотели быть в путешествии?
(Продавцами, покупателями, мастерами народных игрушек.)
- И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры.
Мы разделимся на группы по видам художественных изделий.
Сначала мы будем мастерами.
Мастера каждой группы изобразят изделия по мотивам народных игрушек.
Потом они представят свой товар на выставку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.
А затем мастера-продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство.В классе работают группы:
выполнить эскизы и макеты изделий по мотивам промыслов;
подготовить их к выставке на нашем уроке;
прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей.
Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только для забавы – они были участниками древних обрядов (магии, волшебства). Им приписывали особую силу защищать людей от всякого зла. Яркий цвет и сильный свист означали магическую роль.
Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.
Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древни знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.
Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи глиняных игрушек.
И помогут нам в этом разобраться наши мастера игрушечники.Материал для учащихся
Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.
Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки.
Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.
Так весну закликали
Уж ты пташечка,Ты зеленая,Ты слетай за сине мореТы возьми ключи весенниеЗамкни зиму – Отомкни лето.
Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.
Давайте на него посмотрим. (демонстрация слайда).Что же этот узор означает?
Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.
Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду.
Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.
Филимоновская игрушка - а теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни ( еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое?
Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.
Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.
Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.
Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области.
Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.
Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.
Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?
Конечно! Все они сделаны из глины.
А в чем различия?
Узоры
Форма
Работа с учебником (с 74.)
-Внимательно рассмотрите роспись игрушек. Обратите внимание на основные элементы росписи, цвета, используемые мастерами разных промыслов
-Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
Подумайте
Сколько цветов вы будете использовать для росписи выбранной игрушки?
Какие?
Какие элементы росписи будете использовать?
Приступайте к работе
После выполнения учитель собирает работы для организации выставки, при этом дети читают стишки о каждой игрушке). Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки всякие на все манеры:
Вот и барышни и кавалеры.
У барынь алые щёки и губки,
Нарядные платья и тёплые шубки.Красна девица в венце
У неё румянец на лице
Собой хороша,
Стоит не дыша!Посмотрите, что за конь
Ручкой только его тронь
Он с тобою вместе
Ускачет вёрст за двести.
И с хвостом и с гривой
Вот какой красивый!А вот стоит козёл
На стройных ногах
Вся краса у козла в рогах
Он качает головой
Посмотрите я какой!Яша-дружок
Дует в рожок,
Сидит на спинке
У красивой свинке!Индя-индя-индючок!
Ты похож на сундучок
Сундучок то не простой,
Красный, жёлтый, голубой!
Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия».
Благодарю за урок. Вы – молодцы!
Настройка на урок.
Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей.
Осознанно слушают
Учащиеся объединяются в группы-артели по выбранному промыслу. Возможно появление мастера-одиночки
Слушают и выполняют задания;
Формулируют
задачи, которые предстоит решить на уроке
Осознанно слушают
Под руководством учителя выявляют место затруднения
Подготовленные ученики(мастера - игрушечники), используя метод информационного поиска дополняют ответы
Просмотр остальными учащимися презентации
Участие в беседе
Дети работают в парах.
После работы с учебником выполняют тест на определение узоров промысла
Ученики расписывают игрушку, потом представляют свой товар на выставке, расхваливая так, чтобы захотелось его купить.
А покупатели задают вопросы об игрушках.
Отвечают на вопросы учителя
Самостоятельно фиксируют приобретённые знания.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.Делают самооценку в еженедельнике
Организовывает ребят к деятельности на уроке.
Психологически настраивает учащихся на урок.Систематизирует имеющиеся у учащихся знания;
создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Организовывает выполнение учащимися пробного учебного действия;
делит детей по группам;
предлагает ребятам задания;
организовывает осмысленное восприятие задания;
предлагает спланировать деятельность, алгоритм деятельности;
контролирует учащихся;
мотивирует учащихся для построения выхода из ситуации затруднения;
организовывает усвоение учащимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи;
Организовывает выполнение учащимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока;
организовывает самостоятельное выполнение учащимися работы по алгоритму;
организовывает самопроверку по эталону;
ЛУУД:
действие смыслообразования.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Самоконтроль по организации рабочего места
КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Умение слушать и понимать речь других.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий)
ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания,
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)
Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста.
Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)
Уметь слушать и слышать (КУУД)
Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД)
Умение владеть монологической формой речи (КУУД)
Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств)
Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать
Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
(ПУУД, общеучебные)
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки
(РУУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
trig.zodorov.ru
Компетентностно-ориентированное задание по ИЗО на тему "Древние образы в современных народных игрушках" (5 класс)
КОЗ
Выполнил: учитель ИЗО и черчения
МБОУ «Чудиновская ООШ»
Пайкова Елена Игоревна
2014г.
Приложение 1
1.Прочитай текст:
Беседа о древних образах в современных народных глиняных игрушках, истории зарождения промысла.
Есть удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь. Это игрушечных дел мастера или просто игрушечники.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради — они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую силу. Присмотрись к современным народным игрушкам — и ты заметишь, что в них живут те же образы. Это Конь, Птица, Баба.
- Какой смысл выражают эти образы? (Конь означал силу, богатство; он был необходим в крестьянском хозяйстве. Птица означала тепло, свет. Баба символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Они являются оберегами крестьянской жизни).
Современные игрушки, конечно, слегка утратили древний магический обрядовый смысл крестьянской жизни. Теперь они изображают и сюжеты городской жизни. Но от этого они не стали хуже.
В них тоже живут память народа, его древние традиции.
- Древнейшие игрушки - керамические фигурки, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений еще до повсеместного изготовления глиняной посуды, до изобретения гончарного круга. Изготовляли их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия, в них непосредственно и ярко выражается душа мастера.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА(г. Вятка)
Много лет назад в вятской Дымковской слободе среди ремесленников едва ли не первое место занимали гончары и игрушечники. Десятки семей изготовляли разноцветные глиняные шары и свистульки. Особенно много делали их к местному празднику "свистуньи", или "свистопляски". Этот весенний майский праздник был всенародным гуляньем с торгами и ярмарками, на которых среди товаров главенствовали глиняные игрушки. В течение нескольких дней в городе продолжались веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие зверей и птиц. Как писал очевидец в начале XIX века, среди игрушек продавались и " куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные". В 1880-е годы число создаваемых в слободе игрушек доходило до ста тысяч в год. Их знали не только в Вятской губернии, но показывали в больших городах на художественно-промышленных выставках. Если свистульки были одновременно игрушками и своего рода музыкальными инструментами, то глиняными куклами украшали подоконники, ставили в горки с посудой, подражая модным статуэткам из фарфора. Среди свистулек преобладали изображения коньков, наездников, уточек. В фигурках отражался мир "дам" и "кавалеров": танцующие пары, "няньки-кормилицы", гуляющие барыни и т.п. И во всех игрушках впечатления от природы и реальной жизни провинциального города переплетались с поэтическим вымыслом, сказкой. Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором.
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА(д. Филимоново, г. Одоев Одоевского района Тульской области)
По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синьки". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами. Филимоновская игрушка - барыня "одета" в неширокую юбку-колокол; в округлых руках она обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры, чаще всего, держат под мышкой гуся. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную шею, плавно переходящую в маленькую голову. Отличительная особенность филимоновской игрушки - вытянутая форма. По одной версии, на внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - "синьки". При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая характерную форму. По другой версии, вытянутая форма игрушки - просто художественный прием мастериц, их визитная карточка. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.
Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, кринок, мисок. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскаленное изделие погружали в «болтушку» - густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ее более изящной, щедро расписывают маслом и темперой. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан - полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах. Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции: тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись.
древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки
черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий
?
монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью
кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки
малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой
Вместо (?) поставьте № изображения.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
(Ответы)
По отличительным особенностям народных глиняных игрушек найдите соответствующее изображение
Название промысла
(изображение)
форма
орнамент росписи
основные цвета, используемые в росписи
2, 5, 8
имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными
древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки
черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий
1, 6, 9
монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью
кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки
малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой
Выполнил учитель ИЗО и черчения МБОУ «Чудиновская ООШ» Пайкова Елена Игоревна (2014г.).