История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация и конспект урока в 5 классе "Мифы Древней Греции о богах". Древние мифы 5 класс


"мИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ" урок-КВН по литературе 5 класс

Урок –КВН (5 класс)

Разработала Волкова Л.Б., учитель русского языка и литературы

Каменской ООШ – филиал МБОК «Красновская СОШ»

«Мифы и легенды Древней Греции» (Урок-КВН)

Цель: систематизация знаний, усиление положительной мотивации обучения.

Задачи: -образовательные: активизация интеллектуальной деятельности учащихся через использование формы игры; -развивающие: развитие умения логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения; развитие навыка работы в творческих группах; -воспитательные: воспитание интереса к литературе.

Класс предварительно разделился на 2 команды, которые выбрали себе название (Аргонавты» и «Фортуна»). Команды подготовили эмблемы и девизы. В качестве домашнего задания было предложено подготовить пантомиму, кроме того, каждая команда подготовила вопросы соперникам. Членами жюри стали гости, пришедшие на урок. Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который впоследствии стали называть греками. А еще их называли эллинами, а их страну - Элладой. От древних греков остались нам их предания, их древние сказания - мифы. (Что такое мифы - спросить определение). В мифах нашли отражения представления греков об устройстве мира, их попытки объяснить все происходящее в природе и в человеческом обществе.

Все боги жили на высокой горе Олимп, всегда закрытой от людей облаками, питались нектаром и амброзией. Каждый из богов занимался своим делом, покровительствовал своему ремеслу или отвечал за определенный участок мира. Люди на земле молились богам, воздвигали им храмы, приносили дары и жертвы.

1.Разминка 1. Вопросы 1-ой команде • Из чего возник весь мир и бессмертные боги? (Хаоса) • Какого греческого бога вскормила божественная коза Амалфея? (Зевса) • Гора, на которой живут боги (Олимп) • Владыка подземного царства мертвых (Аид) • Фантастическое существо с торсом человека (Кентавр) • Кто прикован несокрушимыми цепями к вершине скалы? (Прометей) • Богиня красоты (Афродита) • Сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены (Геракл) • Бог кузнечного дела и ремесла (Гефест) • Кто был главным «добытчиком» золотого руна, и какое название было у корабля аргонавтов? (Ясон; корабль «Арго»)

2. Вопросы 2-ой команде • Жена Зевса (Гера) • Река, текущая из океана в подземный мир (Стикс) • Бог сна, сын богини ночи (Гипнос) • Как зовут юношу, любившего в жизни только себя и превращенного за это в белый цветок? (Нарцисс) • Кто подарил людям огонь? (Прометей) • Богиня плодородия и земледелия (Деметра) • Как греки звали бога морей и океанов (Посейдон) • С помощью какой хитрости Одиссей с товарищами миновали остров сирен? (Воск) • Кто из героев убил Медузу Горгону? (Персей) • Кто освободил Прометея? (Геракл)

2. Назови имя мифологического персонажа 1. Команда 1 • «Орел садится ему на грудь и терзает ее острыми когтями. Орел рвет своим острым клювом печень Титана». (Прометей) • «Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, с копьем в руках, весело охотится она в тенистых лесах». (Артемида) • «Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви». (Нарцисс)

2. Команда 2 • «Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Он напряг все свои силы и удержал небесный свод». (Геракл) • «Рея скрыла своего сына Зевса в глубокой пещере, а … дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки» (Крону)

3. Найди ошибку

– Эрудиты должны дать по два правильных ответа.

Ответы:

4. Объясни «крылатое выражение» (уч-ся пишут в рабочих листах; каждая команда объясняет значение 2-х фразеологизмов) 1. Панический страх. (Когда родился бог природы Пан, покровитель лесов и их обитателей, даже мать ужаснулась его безобразному виду: ребенок явился на свет рогатым, с копытцами, с расплющенным носом и козлиной бородкой… Едва родившись, он сразу же начал прыгать и хохотать, чем еще больше напугал свою родительницу. Но ведь дитя было маленьким богом, и боги на Олимпе встретили его с радостью: Пан оказался добродушным, веселым божеством, он изобрел флейту и превосходно на ней играл. А откуда же пошло выражение панический страх? Когда пастух или зверолов слышали в дебрях дикие звуки, смутный шум, чей-то хохот и свист, то были уверены, что это Пан. Бедные люди пугались, испытывали панический страх, среди них возникала паника.) 2.Авгиевы конюшни. (В Древней Греции жил царь Авгий. Он был страстным любителем ло¬шадей. Три тысячи коней стояли в его конюшнях. Однако стойла их не чистились целых тридцать лет и по самые крыши заросли навозом. По счастью, на службу к царю Авгию поступил легендарный силач Геракл (у римлян он звался Геркулесом), которому царь и поручил очистить конюшни, ибо не под силу это было сделать никому другому. Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь. Выражение авгиевы конюшни мы употребляем, когда хотим ска¬зать о крайней запущенности, загрязненности.) 3.Сизифов труд. (Так называют всякую бесцельную, нескончаемую работу. Коринфский царь Сизиф, рассказывали греки, был великим хитрецом. Непокорный гордец, он все время обманывал богов и издевался над ними. Он выдал людям тайны богов, ставшие ему известными. Зевс послал к нему Смерть, но он и Смерть заковал в цепи, и люди стали бессмертными. Победив в конце концов Сизифа, боги назначили ему суровую казнь. Он был обречен все время катить в гору огромный камень. Едва камень достигал вершины, он срывался и обрушивался к подножию холма. Дело надо было начинать вновь и вновь. Наказание Сизифа было страшно не столько трудностью, сколько бессмысленностью его работы. Понятно, что из этого рассказа и возник навеки запоминающийся образ нелепого труда.) 4.Гомерический хохот. Гомер- легендарный древнегреческий поэт. Герои его поэм- боги- наделены необычайными качествами. Они сильны, мужетвенны, обладают мощными голосами, смех их подобен раскатам грома. Гомерический хохот – это очень громкий, неудержимый смех.

5. Домашнее задание. Пантомима. Команды должны изобразить мифологический персонаж, задача противника узнать.

1 команда - Троянский конь.

2 команда – Минотавр.

6. Конкурс капитанов «Плаванье» Учитель. Вы знаете, сколько пришлось вынести аргонавтам, чтобы вернуться домой. В следующем конкурсе участвуют капитаны команд. ( На столе ставятся перегнутые пополам «шалашиком» листы картона на разном расстоянии и не обязательно на одной линии, на них названия: Симплегады, остров Сирен, Сцилла, Харибда и т.д.). Вам вручается бумажный кораблик, который должен «проплыть» под всеми препятствиями. «Плыть» кораблик должен с помощью «попутного ветра», т.е. игрок не должен прикасаться к кораблю руками, он может только «дуть в паруса». (Поверхность стола должна быть обязательно гладкой, чтобы бумажный кораблик скользил. Это задание на скорость, количество препятствий и сложность маршрута должны быть одинаковыми для обеих команд. Если кораблик падает на пол, участники игры начинают «плавание» сначала).

7. Блиц-опрос (каждая команда должна ответить на 8 вопросов (учитывается затраченное время). 1. Что означает имя Геракл? ( «прославленный Герой» или «благодаря Гере».) 2. Что обещали боги Гераклу за успешную службу? (Бессмертие.) 3. Каким образом Геракл победил немейского льва? (Задушил его.) 4. Какая традиция в спорте связана с горой Олимп? ( Олимпийские игры) 5. Кто приказал Гераклу добыть яблоки Гесперид? (Эврисфей) 6. Куда отправились аргонавты за золотым руном? (В Колхиду) 7. Почему Гераклу так долго не удавалось победить великана Антея? (Великан черпал силы у своей матери-земли) 8. Чем нужно было Ясону засеять Аресово поле? (Зубами дракона) 9. Как Гераклу удалось за один день очистить авгиевы конюшни? (Он изменил русла рек и направил их воды через конюшни) 10. Полуженщины, полуптицы, сладостное пение которых приводило путников к гибели( Сирены) 11. Как назывался быстроходный корабль, который построил Ясон? (Арго) 12. Кто правил царством мёртвых? (Аид – бог подземного царства.) 13. Кто стоял на страже у Аида? (Ужасный пёс Кербер /Цербер.) 14. Кому из богинь Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите) 15. Лесные и морские девы, дочери Зевса (Нимфы) 16. Неумолимые богини судьбы (Мойры)

8. Творческий конкурс Командам предлагается сочинить историю о новом подвиге Геракла.

9. Итоги урока.

infourok.ru

Мифы Древней Греции - Литература

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Тот, кто духом не проникнет В толщу трёх тысячелетий, К темноте, как крот, привыкнет, Век живя на белом свете. И. Гёте

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

Тот, кто духом не проникнет

В толщу трёх тысячелетий,

К темноте, как крот, привыкнет,

Век живя на белом свете.

И. Гёте

Что такое МИФ? Миф – древнейшие сказания, повествующие о происхождении вселенной и человека. Тайнах рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и любовных переживаниях богов, царей и героев.

Что такое МИФ?

Миф – древнейшие сказания, повествующие о происхождении вселенной и человека. Тайнах рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и любовных переживаниях богов, царей и героев.

 Сказки – это придуманные истории. Все знают, что происходящие в них событий на самом деле не было, что это чистый вымысел. Миф – другое дело. Это предание, в которое верит целый народ, живущий в определённом месте. Мифы в образной форме выражают представления об окружающей действительности (явлениях природы. Человеческой натуре, отношениях между людьми), которые соответствуют наиболее ранней ступени развития общества. Мифология – это своего рода мировоззрение древних людей, в котором отразились особенности их мышления – наивного, эмоционального, одновременно и конкретного, и образного. Мифы изображают действительность в виде одушевлённых существ, которые воспринимаются первобытным сознанием как вполне реальные. Миф и сказка

Сказки – это придуманные истории. Все знают, что происходящие в них событий на самом деле не было, что это чистый вымысел. Миф – другое дело. Это предание, в которое верит целый народ, живущий в определённом месте. Мифы в образной форме выражают представления об окружающей действительности (явлениях природы. Человеческой натуре, отношениях между людьми), которые соответствуют наиболее ранней ступени развития общества. Мифология – это своего рода мировоззрение древних людей, в котором отразились особенности их мышления – наивного, эмоционального, одновременно и конкретного, и образного.

Мифы изображают действительность в виде одушевлённых существ, которые воспринимаются первобытным сознанием как вполне реальные.

Миф и сказка

Миф и история История рассказывает о реальных событиях и героях минувших эпох. Тогда как действие мифа отнесено к особому доисторическому времени – эпохе сотворения мира, эпохе первопредков, перводействий, первопредметов. Для древнего человека существующий миропорядок обусловлен событиями мифического времени, и всё происходившее в этом доисторическом времени приобретает значение примера, образца для подражания.

Миф и история

История рассказывает о реальных событиях и героях минувших эпох. Тогда как действие мифа отнесено к особому доисторическому времени – эпохе сотворения мира, эпохе первопредков, перводействий, первопредметов. Для древнего человека существующий миропорядок обусловлен событиями мифического времени, и всё происходившее в этом доисторическом времени приобретает значение примера, образца для подражания.

Духовное наследие Все народы мира с древних времён создавали мифы. Они рождались из естественной любознательности людей, их стремлении понять и объяснить действительность. В мифах переплетены донаучные представления о природе и обществе, ранние элементы религии, философии, искусства.

Духовное наследие

Все народы мира с древних времён создавали мифы. Они рождались из естественной любознательности людей, их стремлении понять и объяснить действительность. В мифах переплетены донаучные представления о природе и обществе, ранние элементы религии, философии, искусства.

 Различные культуры влияли друг на друга. Например, римляне испытали воздействие своих соседей – греков. Но даже мифы народов, которые жили очень далеко друг от друга, часто оказываются удивительно похожими. Так, многие мифы, в том числе вавилонские, греческие, индийские, повествуют о страшном наводнении, затопившем Землю и уничтожившем почти всё живое. Мы читаем о Всемирном потопе также в Библии, в истории о Ноевом ковчеге. Общие сюжеты

Различные культуры влияли друг на друга. Например, римляне испытали воздействие своих соседей – греков. Но даже мифы народов, которые жили очень далеко друг от друга, часто оказываются удивительно похожими. Так, многие мифы, в том числе вавилонские, греческие, индийские, повествуют о страшном наводнении, затопившем Землю и уничтожившем почти всё живое. Мы читаем о Всемирном потопе также в Библии, в истории о Ноевом ковчеге.

Общие сюжеты

Как сохранились мифы Откуда мы знаем мифы цивилизаций, исчезнувших сотни и тысячи лет назад? Некоторые мифы не дошли до нас – люди передавали их из уст в уста, и постепенно эти устные сказания просто стёрлись из памяти, забылись. Но многие мифологические сюжеты уцелели: они сохранились в письменном виде, в скульптурах и рисунках

Как сохранились мифы

Откуда мы знаем мифы цивилизаций, исчезнувших сотни и тысячи лет назад?

Некоторые мифы не дошли до нас – люди передавали их из уст в уста, и постепенно эти устные сказания просто стёрлись из памяти, забылись. Но многие мифологические сюжеты уцелели: они сохранились в письменном виде, в скульптурах и рисунках

 Древняя Греция

Древняя Греция

 Боги всё знают и умеют, боги всемогущи, считали греки. Они устраивали в честь богов празднества и приносили им дары. Каждому событию в жизни человека покровительствовал свой бог. Ещё греки верили в существование некой силы, которой подчинялись сами боги, имя этой силы – судьба, но судьбу греки никогда не изображали

Боги всё знают и умеют, боги всемогущи, считали греки. Они устраивали в честь богов празднества и приносили им дары. Каждому событию в жизни человека покровительствовал свой бог. Ещё греки верили в существование некой силы, которой подчинялись сами боги, имя этой силы – судьба, но судьбу греки никогда не изображали

Семейство богов Греки верили в тысячи божеств. Главными были олимпийские боги. Малые божества – нимфы, населявшие горы, леса и реки, - олицетворяли силы природы. Страшные чудовища символизировали хаос и тёмные силы .

Семейство богов

Греки верили в тысячи божеств. Главными были олимпийские боги. Малые божества – нимфы, населявшие горы, леса и реки, - олицетворяли силы природы. Страшные чудовища символизировали хаос и тёмные силы .

 Зачем богам человек? Бессмертные боги создали всё: землю, небо, море, деревья, животных. По своему образу и подобию они сотворили и человека. Человек нужен был богам, чтобы воздвигать для них храмы, прославлять их и приносить им дары. Боги жаждали поклонения. Без людей боги были словно цари без подданных.

Зачем богам человек?

Бессмертные боги создали всё: землю, небо, море, деревья, животных. По своему образу и подобию они сотворили и человека. Человек нужен был богам, чтобы воздвигать для них храмы, прославлять их и приносить им дары. Боги жаждали поклонения. Без людей боги были словно цари без подданных.

Олимпийских богов окружает множество необычных существ. Среди них есть отважные герои (потомки богов и людей), прекрасные нимфы и страшные чудовища.

Олимпийских богов окружает множество необычных существ. Среди них есть отважные герои (потомки богов и людей), прекрасные нимфы и страшные чудовища.

Откуда взялись боги? Изначально в мире царил Хаос. Потом появилась земля – Гея, а за ней преисподняя – Тартар, любовь – Эрос и, наконец, Ночь. Мать-земля Гея порождает горы, море и Урана – небо, которого берет в супруги. От союза Геи и Урана рождаются чудовища: двенадцать могучих титанов, три циклопа и сторукие великаны с пятьюдесятью головами каждый. Уран, ненавидящий своих ужасных потомков, загоняет их в глубь земли.

Откуда взялись боги?

Изначально в мире царил Хаос. Потом появилась земля – Гея, а за ней преисподняя – Тартар, любовь – Эрос и, наконец, Ночь.

Мать-земля Гея порождает горы, море и Урана – небо, которого берет в супруги. От союза Геи и Урана рождаются чудовища: двенадцать могучих титанов, три циклопа и сторукие великаны с пятьюдесятью головами каждый. Уран, ненавидящий своих ужасных потомков, загоняет их в глубь земли.

 Самый молодой из титанов –Кронос- восстает против отца и освобождает братьев-титанов из подземного заточения. Став царём, он берет в жены свою сестру Рею. Гея и Уран предсказывают, что один из сыновей Кроноса низвергнет его, как сам он низверг своего отца. Поэтому Кронос безжалостно пожирает своих детей. Рее удаётся спасти младшего сына – Зевса. Вместо него она заворачивает в пеленки камень, подаёт Кроносу, и тот проглатывает камень

Самый молодой из титанов –Кронос- восстает против отца и освобождает братьев-титанов из подземного заточения. Став царём, он берет в жены свою сестру Рею. Гея и Уран предсказывают, что один из сыновей Кроноса низвергнет его, как сам он низверг своего отца. Поэтому Кронос безжалостно пожирает своих детей. Рее удаётся спасти младшего сына – Зевса. Вместо него она заворачивает в пеленки камень, подаёт Кроносу, и тот проглатывает камень

 Зевс растёт на острове Крит. Став взрослым, он решает отомстить отцу и подносит ему волшебное зелье, которое заставляет Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей обратно. Так появляются Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия. В благодарность за спасение они помогают своему брату Зевсу стать царём богов.

Зевс растёт на острове Крит. Став взрослым, он решает отомстить отцу и подносит ему волшебное зелье, которое заставляет Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей обратно. Так появляются Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия. В благодарность за спасение они помогают своему брату Зевсу стать царём богов.

 Геракл (Геркулес) Геракл – самый популярный греческий герой, почитаемый во всей Греции и особенно в Арголиде (Пелопоннесе) и на юге страны. Прототипом для легенд о Геракле мог послужить один из царей арголидского города Тиринфа микенского периода

Геракл (Геркулес)

Геракл – самый популярный греческий герой, почитаемый во всей Греции и особенно в Арголиде (Пелопоннесе) и на юге страны. Прототипом для легенд о Геракле мог послужить один из царей арголидского города Тиринфа микенского периода

 О физической силе Геракла слагают легенды: страшные змеи, злобные гиганты, разъяренные быки – никто не может его победить. Будучи полубогом, он благоволит к людям и защищает их .

О физической силе Геракла слагают легенды: страшные змеи, злобные гиганты, разъяренные быки – никто не может его победить. Будучи полубогом, он благоволит к людям и защищает их .

Герой в колыбели Геракл был еще младенцем, когда Гера подослала к детской колыбели двух змей, чтобы умертвить его. Брат Геракла, сын Алкмены и Амфитриона, при виде змей завизжал от страха. А Геракл молча схватил чудовищ и задушил их голыми руками .

Герой в колыбели

Геракл был еще младенцем, когда Гера подослала к детской колыбели двух змей, чтобы умертвить его. Брат Геракла, сын Алкмены и Амфитриона, при виде змей завизжал от страха. А Геракл молча схватил чудовищ и задушил их голыми руками .

Почему Геракл совершает свои подвиги? Геракл вырос и женился. Но однажды мстительная Гера насылает на него безумие, и он убивает жену и детей. Когда приступ безумия проходит, Гераклом овладевает скорбь. Он спрашивает у дельфийского оракула, чем может искупить это преступление. Оракул отвечает, что Геракл должен поступить на службу к своему родственнику Эврисфею и в течение двенадцати лет совершить десять великих подвигов, после чего получит от богов прощение и бессмертие.

Почему Геракл совершает свои подвиги?

Геракл вырос и женился. Но однажды мстительная Гера насылает на него безумие, и он убивает жену и детей. Когда приступ безумия проходит, Гераклом овладевает скорбь. Он спрашивает у дельфийского оракула, чем может искупить это преступление. Оракул отвечает, что Геракл должен поступить на службу к своему родственнику Эврисфею и в течение двенадцати лет совершить десять великих подвигов, после чего получит от богов прощение и бессмертие.

Немейский лев Для начала Эврисфей приказывает Гераклу добыть шкуру льва, живущего около города Немеи. Этого льва нельзя ранить никаким оружием. Геракл пытается поразить его стрелами, но безуспешно. Тогда он загоняет льва в его логово, оглушает ударом дубины, а затем душит руками. Чтобы снять со зверя шкуру, он использует когти самого льва. Герой надевеет волшебную шкуру немейского льва и становится неуязвимым .

Немейский лев

Для начала Эврисфей приказывает Гераклу добыть шкуру льва, живущего около города Немеи. Этого льва нельзя ранить никаким оружием. Геракл пытается поразить его стрелами, но безуспешно. Тогда он загоняет льва в его логово, оглушает ударом дубины, а затем душит руками. Чтобы снять со зверя шкуру, он использует когти самого льва. Герой надевеет волшебную шкуру немейского льва и становится неуязвимым .

 Лернейская гидра Второй подвиг не легче первого. По приказу Эврисфея Геракл должен убить гидру – девятиглавую змею, которая истребляет скот и одним своим дыханием убивает всякого, кто приближается к болоту около города Лерны, где она живёт. Геракл отсекает у змеи несколько голов, но на месте старых вырастают целых две! И тогда племянник героя Иолай стал прижигать раны змеи огнём. А Геракл тем временем отсекает главную, бессмертную голову, разрубает туловище гидры и смазывает острия своих стрел её смертоносной желчью. Эврисфей не включает этот подвиг в счёт, поскольку Гераклу помогал Иолай.

Лернейская гидра

Второй подвиг не легче первого. По приказу Эврисфея Геракл должен убить гидру – девятиглавую змею, которая истребляет скот и одним своим дыханием убивает всякого, кто приближается к болоту около города Лерны, где она живёт. Геракл отсекает у змеи несколько голов, но на месте старых вырастают целых две! И тогда племянник героя Иолай стал прижигать раны змеи огнём. А Геракл тем временем отсекает главную, бессмертную голову, разрубает туловище гидры и смазывает острия своих стрел её смертоносной желчью. Эврисфей не включает этот подвиг в счёт, поскольку Гераклу помогал Иолай.

 Авгиевы конюшни Третий подвиг Геракла – поимка златорогой керинейской лани. После этого он ловит живым эриманфского вепря, который губит урожай. Пятый его подвиг заключается в том, чтобы очистить конюшни царя Авгия от огромных скоплений зловонного навоза. Но коварный Эврисфей не включает этот подвиг в счёт, так как Геракл потребовал за него плату.

Авгиевы конюшни

Третий подвиг Геракла – поимка златорогой керинейской лани. После этого он ловит живым эриманфского вепря, который губит урожай. Пятый его подвиг заключается в том, чтобы очистить конюшни царя Авгия от огромных скоплений зловонного навоза. Но коварный Эврисфей не включает этот подвиг в счёт, так как Геракл потребовал за него плату.

Седьмой подвиг – укрощение быка Бог Посейдон подарил критскому царю Миносу прекрасного быка, чтобы Минос принёс его в жертву морскому богу. Но царь Минос не захотел убивать быка. Чтобы наказать Миноса, бог насылает на быка бешенство. Свирепое животное опустошает остров и держит в страхе его жителей. Геракл отправляется на Крит и несколько дней борется с быком. Наконец герой укрощает быка и переплывает море на его спине.

Седьмой подвиг – укрощение быка

Бог Посейдон подарил критскому царю Миносу прекрасного быка, чтобы Минос принёс его в жертву морскому богу. Но царь Минос не захотел убивать быка. Чтобы наказать Миноса, бог насылает на быка бешенство. Свирепое животное опустошает остров и держит в страхе его жителей. Геракл отправляется на Крит и несколько дней борется с быком. Наконец герой укрощает быка и переплывает море на его спине.

Совершая свой девятый подвиг, Геракл должен сразиться с воинственными амазонками.

Совершая свой девятый подвиг, Геракл должен сразиться с воинственными амазонками.

Десятый подвиг – Геракл убивает Гериона – великана с тремя телами и тремя головами – и завладевает его коровами. Одиннадцатый подвиг приводит Геракла в сады Гесперид, он крадёт золотые яблоки вечной молодости, которые мать-земля Гея некогда подарила Гере. Эврисфей, боясь гнева Геры, отказывается брать яблоки у Геракла, и Афина возвращает их Гесперидам.

Десятый подвиг – Геракл убивает Гериона – великана с тремя телами и тремя головами – и завладевает его коровами. Одиннадцатый подвиг приводит Геракла в сады Гесперид, он крадёт золотые яблоки вечной молодости, которые мать-земля Гея некогда подарила Гере. Эврисфей, боясь гнева Геры, отказывается брать яблоки у Геракла, и Афина возвращает их Гесперидам.

 Пёс Цербер. Эврисфей приходит в отчаяние: нет, никогда не удастся ему избавиться от Геракла! Он делает последнюю двенадцатую попытку: требует, чтобы герой привёл к нему Цербера – трёхглавого пса, который охраняет вход в аид. Эта задача невыполнима, ведь ни один человек не может выйти живым из подземного царства! Но Геракл справляется, но затем отпускает его, чтобы он продолжал охранять царство теней.

Пёс Цербер.

Эврисфей приходит в отчаяние: нет, никогда не удастся ему избавиться от Геракла! Он делает последнюю двенадцатую попытку: требует, чтобы герой привёл к нему Цербера – трёхглавого пса, который охраняет вход в аид. Эта задача невыполнима, ведь ни один человек не может выйти живым из подземного царства! Но Геракл справляется, но затем отпускает его, чтобы он продолжал охранять царство теней.

Смерть героя Геракл женится на принцессе Деянире, во время переправы через реку кентавр Несс пытается её похитить, Геракл выпускает стрелу в Несса, тот успевает перед смертью прошептать: «Собери мою кровь, пропитай ею одежды своего мужа – и ты навечно сохранишь его любовь». Через несколько лет Деянира, сгорая от ревности, решает воспользоваться кровью кентавра, которая была ядовита. Ведь Несс был убит стрелой , смазанной ядовитой желчью лернейской гидры, и его кровь превратилась в яд.

Смерть героя

Геракл женится на принцессе Деянире, во время переправы через реку кентавр Несс пытается её похитить, Геракл выпускает стрелу в Несса, тот успевает перед смертью прошептать: «Собери мою кровь, пропитай ею одежды своего мужа – и ты навечно сохранишь его любовь». Через несколько лет Деянира, сгорая от ревности, решает воспользоваться кровью кентавра, которая была ядовита. Ведь Несс был убит стрелой , смазанной ядовитой желчью лернейской гидры, и его кровь превратилась в яд.

 Геракл корчится от боли. Он пытается сорвать с себя одежды, но они сдираются вместе с кожей. Деянира, видя, что погубила любимого, в отчаянии кончает жизнь самоубийством. Геракл раскладывает большой костёр и бросается в него, чтобы избавиться от страшных мучений. Он - единственный герой, которого боги допускают на Олимп и наделяют бессмертием!

Геракл корчится от боли. Он пытается сорвать с себя одежды, но они сдираются вместе с кожей. Деянира, видя, что погубила любимого, в отчаянии кончает жизнь самоубийством. Геракл раскладывает большой костёр и бросается в него, чтобы избавиться от страшных мучений.

Он - единственный герой, которого боги допускают на Олимп и наделяют бессмертием!

Везде, на всех континентах, люди рассказывали и рассказывают предания, которые описывают деяния богов и помогают объяснить тайны мира.

Везде, на всех континентах, люди рассказывали и рассказывают предания, которые описывают деяния богов и помогают объяснить тайны мира.

Литература 1. Мифы и легенды народов мира. Москва «Махаон», 2007 2. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». «Удивительные эгейские царства». Москва «ТЕРРА», 1997. 3. А.И. Немировский «Мифы древней Эллады». Москва «Просвещение», 1992.

Литература

1. Мифы и легенды народов мира. Москва «Махаон», 2007

2. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». «Удивительные эгейские царства». Москва «ТЕРРА», 1997.

3. А.И. Немировский «Мифы древней Эллады». Москва «Просвещение», 1992.

Автор: Иванова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 п. Берёзовка г. Хабаровска.

Автор:

Иванова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 п. Берёзовка г. Хабаровска.

multiurok.ru

Презентация и конспект урока в 5 классе "Мифы Древней Греции о богах"

Мифы Древней Греции

Мифы о богах

Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по изучению особенностей мифов и их роли в жизни древних цивилизаций;

  • познакомить учащихся с древнегреческими мифами о богах;

  • способствовать формированию навыков аналитического чтения художественного произведения, развивать устную связную речь учащихся, творческие, способности;

  • воспитывать интерес к истории и культуре Древней Греции

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и задач урока

- Ребята, мы отправляемся с вами в сказочное путешествие к берегам Древней Греции. На уроках истории вы ещё окунётесь атмосферу жизни этой древней страны, где зародилось в Европе человеческая цивилизация. Сегодняшний урок - это только первая ступенька к познанию истории и культуры этой удивительной страны.

Мифы Древней Греции - так звучит тема нашего урока. СЛАЙД 1

- Запишите тему урока себе в тетрадь

- Я приглашаю вас к сотрудничеству.

- Давайте подумаем, о чём сегодня пойдёт речь, что мы узнаем, чему научимся?

- Мы познакомимся с понятием "миф", узнаем почему они возникли и какую роль играли в жизни древних людей; а также приоткроем глубину идей и красоту образов древней мифологии. 

3. Усвоение новых знаний.

А знаете ли вы, ребята, что слово миф - греческое слово. СЛАЙД 2

Означает оно "сказание", "предание". Первые мифы возникли очень давно, много тысяч лет назад. Древний человек жил в постоянном общении с природой. Отовсюду его подстерегала опасность: в лесу — дикие звери, с небес — молния, грозящая пожаром. Продолжительная засуха или проливные дожди губили посевы, грозя голодом… Древние люди по-своему пытались объяснить появление жизни на Земле, причины различных природных явлений, перед которыми человек был бессилен. Они считали. что всё происходящее совершается по воле бессмертных существ - богов.. О жизни богов слагались сказания, которые позже стали называть мифами. Их передавали из поколения в поколение. И мифы оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к ним.

Миф —это придуманные нашими предками поэтическая картина мира, в которой отразились их взгляды на жизнь.  (запишите определение в тетради)

Многие писатели, музыканты, художники обращались и обращаются к мифам: на мифологические сюжеты написано множество картин, созданы музыкальные произведения. многие мифологические образы встречаются в поэзии.

- Я хочу представить вам книгу Николая Куна "Мифы и легенды Древней Греции". СЛАЙД 3

Это литературная обработка древнегреческих мифов. Здесь рассказывается о происхождении богов, о подвигах древнегреческих героев Написана она почти 100 лет назад. Эта книга будет интересна и взрослым, и детям.

4. Аналитическое чтение.

Знакомство с персонажами мифов Древней

  1. Чтение «по цепочке» учащимися мифа «Олимп». 

Комментарий учителя в ходе чтения, работа со словарём.

  • Каким вы представили себе Олимп и его жителей?

  • Как звали самого главного бога древних греков? Найдите, как описывает автор Зевса? (выборочное чтение)

  • Чем занимались боги?

  • Как утверждает порядок на земле Зевс?

  • Имена каких богов вам ещё запомнились?

  • На кого они похожи? Чем?

  • Чем они отличались от людей?

Беседа сопровождается просмотром СЛАЙДОВ 5 – 19 Составьте схему "Жители Олимпа"

Физкультминутка

В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)

А сейчас, ребята, мы покидаем Олимп и переносимся на морской берег в царство брата Зевса Посейдона.

б) Прослушивание мифа "Посейдон и божества моря"

- Понравился ли вам этот миф? Если да, то чем?

- Как звали главного бога морей? Какие ещё божества жили в море?

- Опишите несколькими словами Посейдона

- Как вы считаете. всегда ли он поступал правильно?

- Для чего в древнегреческих мифах богов изображают похожими на людей?

Греки создали богов «по образу и подобию своему» и, наверное, поэтому, в отличие от других народов, не ощущали страха перед своими богами.

5. Закрепление изученного

Викторина

1. Что такое миф?

2. Почему древние греки верили в существование богов?

3. Как называлась гора, на которой обитали боги?

4. Как звали главного греческого бога?

5. Чем повелевал Зевс?

6. Как звали жену Зевса?

7. Чему она покровительствовала?

8. Символ власти Посейдона

9.Узнай бога "...сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо..."

10. "Она созывает собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле. наблюдает. не нарушился ли порядок и закон

6. Подведение итогов урока

- Какую роль играли мифы в жизни людей?

- Что заинтересовало вас в древнегреческих мифах?

выставление отметок.

7. Домашнее задание

Подготовить пересказ какого-либо эпизода из прочитанных мифов

8. Рефлексия

Выберите выражение или пословицу которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

infourok.ru

Урок-соревнование на тему "Мифы Древней Греции" (5-й класс)

Разделы: История и обществознание

Задачи:

  • обобщить и закрепить знания о древнегреческой мифологии,
  • подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы,
  • проанализировать мифы как исторические источники,
  • развивать образное и логическое мышление путем выполнения учащимися познавательных и конкурсных заданий.

Домашнее задание к уроку:

  • учащиеся повторяют мифы Древней Греции,
  • нарисовать символ (герб) героя (например, Геракл, Икар, Дедал, Персей, Тесей, Ясон) и объяснить выбор символа,
  • подготовить представление команд.

Класс делится на две команды - "Афиняне" и "Спартанцы". Выбирают командира.

Сегодня на уроке мы проводим соревнование на знание древнегреческой мифологии.

Миф - древнее народное сказание о богах или героях.

Конкурсы:

1.Представление команд.

2.Соотнесите:

-имена богов с их функциями:

1. Аид.

2. Аполлон.

3. Афина.

4. Гермес.

5. Гефест.

6.Деметра.

7.Дионис.

8.Зевс.

9.Посейдон.

1.Владыка моря.

2. Отец богов и людей, бог-громовержец.

3. Богиня земли и плодородия.

4. Правитель подземного царства.

5. Покровитель торговцев и воров.

6. Бог вина и священного безумия.

7. Покровитель прорицателей и искусств.

8. Покровитель кузнечного ремесла.

9. Богиня мудрости и войны.

Ответ:

1-4; 2-7; 3-9; 4-5; 5-8; 6-3; 7-6; 8-2; 9-1.

- имя музы со сферой ее покровительствования:

1. Евтерпа.

2. Каллиопа.

3. Клио.

4. Мельпомена.

5. Полигимния.

6. Талия.

7. Терпсихора.

8. Урания.

9. Эрато.

Эпическая поэзия.

История.

Комедия.

Трагедия.

Танец.

Любовная поэзия.

Астрономия.

Торжественные песнопения (гимны) в честь богов.

Лирическая поэзия.

Ответ:

1-9; 2-1; 3-2; 4-4; 5-8; 6-3; 7-5; 8-7; 9-6.

3. Вычеркните лишнее, объясните свой выбор:

- Немейский лев, керинейская лань, критский бык, стифалийские птицы.

Ответ:

Лишний - бык, он был убит Тесеем, остальные - Гераклом.

- кобылицы Диомеда, эриманфский кабан, лернейская гидра, медуза Горгона.

Ответ:

Лишнее - Горгона, была убита Персеем, остальные - Гераклом.

4. Подумайте, кто из героев греческих мифов мог бы сказать о себе такие слова:

1. Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!

2. Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел выхода. О если бы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков!

3. До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое!

4. Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце мое разрывается от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими!

5. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня!

Ответ:

Тесей. 2. Дедал. 3. Геракл. 4.Персефона. 5. Прометей.

5. Исправьте ошибки в тексте:

-Ясон, сын фессалийского царя Эсона, отправился в далекую страну Египет на поиски шкуры волшебного барана - серебряного руна. Со своими спутниками он плыл на корабле, который был назван в честь бога - "Гермес". Им очень мешала дочь царя Медея. Так и не добыв руно, герои вернулись в Грецию.

Ответ:

Не в Египет, а в Колхиду.

Золотое руно.

Корабль "Арго".

Не мешала, а помогала.

Они добыли руно.

- Персей, сын Зевса и царицы Данаи, отправился в страну горгон - прекрасных дев. Вместо волос на их головах извивались прекрасные цветы, а взгляд обращал каждого в камень. Персей, чтобы попасть к горгонам, похитил крылатые сандалии своего отца. Ему удалось победить одну из Горгон хитростью: чтобы не окаменеть, он закрыл глаза. Победив ее, он женился на ней.

Ответ:

Горгоны - крылатые чудовища, покрытые чешуей.

На голове у них - змеи вместо волос.

Сандалии он взял у бога Гермеса.

Он смотрел на отражение горгоны в своем медном щите.

Он женился на дочери царя Андромеде.

6. Кто мог потерять эти вещи?

Клубок ниток, золотое яблоко, соль, воск и перья, черный парус, крылатые сандалии, трезубец, лира.

Ответ:

Ариадна, Афродита, Одиссей, Дедал, Тесей, Гермес, Посейдон, Аполлон.

7. Домашнее задание: символ (герб) героя. Учащиеся показывают рисунки с изображением символа мифического героя и объясняют его.

8. Родительское горе героев мифов.

Подумайте, кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами:

- Не осуждайте несчастного отца. Да, мне не кого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица... Но удивительно прекрасен созданный богом мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо!

- Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет паруса! Мой сын погиб: Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!

- Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь!

Ответ:

Дедал, Эгей, Деметра.

9. Нарисуйте карту путешествия мифологических персонажей - аргонавтов Геракла, Персея, Тесея. Карту можно снабдить комментариями и иллюстрациями.

В конце урока учитель задает вопросы:

- Можно ли использовать мифы как исторические источники?

Ответ: Да. Например, по мифам о богах можно узнать занятия древних греков. А по мифам о музах - сферы искусства.

- Почему появилась мифология?

Ответ: Потому что древние люди не могли с научной точки зрения объяснить явления природы.

По ходу урока команды получают по одному баллу за каждый правильный ответ.

В конце урока баллы суммируются и определяется победитель.

Литература.

  1. Арасланова О.В. История Древнего мира.5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина и др. и Ф.А.Михайловского. М., 2005.
  2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира.5 класс. Пособие для учителя, М.,1996.
  3. Уткин Э.В. Школьные олимпиады. История.5-9 классы. М.,2004.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Игра для 5 класса "Мифы Древней Греции"

Игра-конкурс «Мифы Древней Греции»

О, славься, Греция и древние Афины и Спарта.

Ведущий Здравствуйте, уважаемые зрители и участники сегодняшнего конкурса. Мы посвящаем сегодняшнюю игру греческой мифологии. Древние греки были деятельным энергичным народом! Не боялись познавать окружающий мир. Свои знания они облекали в форму мифа. Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры.

 Придумать название команды.

Команды придумывают название, записывают на доске, на табличке на столе.

1.Конкурс «Боги и герои мифов»

(Командам по очереди задается вопрос, если нет ответа, отвечает другая команда, 1 балл за правильный ответ)

Команда 1. Назовите братьев Зевса.

Команда 2. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная?

Команда 3. У какого царя служил Геракл (Эврисфей)? За что должен был служить и сколько лет? (12 лет. В припадке безумия убил своих детей и племянников)

Команда 4. Как Гераклу за 1 день удалось очистить Авгиевы конюшни? (Изменил русла рек, направил их воды через конюшни)

Команда 1. Какое особое свойство имели яблоки Гесперид? (Давали вечную молодость)

Команда 2. Кого из известных титанов освободил Геракл? Что сделал он для людей?

Команда 3. Кто из героев был учредителем олимпийских игр?

Команда 4. Многие видели по телевизору соревнования по бегу на очень длинные дистанции. Как называются эти соревнования? Они названы в честь греческого города. (Марафон. В 490 г. до н.э. у города Марафон вели бой греческие и персидские войска. Греки победили. Самый быстрый гонец был послан в Афины. Пробежал 42 км и 195 м)

Команда 1. Что явилось причиной начала Троянской войны? Хитрый план Одиссея, который привел к победе. (Похищение троянским царевичем Парисом прекрасной Елены, жены спартанского царя Милая, помогла Афродита)

Команда 2. Вспомните имя воина, который стал неуязвимым от того, что в раннем детстве мать окунула его в волшебную воду реки, дарующую неуязвимость. (Ахилл)

Кто выковал ему щит? (Гефест)

Команда 3. Но, как мы помним, неуязвимый Ахилл все же был убит. Почему же удалось его одолеть? Какая поговорка связана с этой легендой. (Отравленная стрела Париса попала в пятку, единственное уязвимое место. «Ахиллесова пята» - уязвимое место.)

Команда 4. Как называлась пища греческих богов, дающая им вечную юность и бессмертие? (Нектар, амброзия)

Назовите остров, на котором родился и царствовал Одиссей? (о.Итака)

Кто был отцом Геракла? (Зевс)

Команда 1. Как называли птиц с женским лицом, заманивающих своим пением моряков? (Сирены)

Команда 2. Какую войну выиграла всего одна лошадь? (Троянскую)

Команда 3. Как появилась на свет Афродита? (Из пены морской)

Команда 4. Кто такой минотавр? (Человекобык)

Команда 1. Как звали последнего царя Трои перед тем, как она была разрушена? (Приам)

Команда 2. Кому троянский царевич отдал яблоко с надписью "Прекраснейшей"? (Афродите)

Команда 3. Сколько лет странствовал Одиссей? (20 лет)

Команда 4. Какой могущественный бог был отцом этого циклопа? (Посейдон)

2.Конкурс пантомимы

(Команде дается карточка с названием мифологического существа, команда должна изобразить это существо, вторая команда отгадывает, 4 человека)

  1. Гидра (легендарное существо с 9-ю головами змеи, ее ядовитое дыхание уничтожает все живое, на месте отрубленной головы вырастают 2 новые).

  2. Кентавры полулюди-полукони

  3. Сирены (Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Живут на скалистом острове, завлекают своими голосами мореходов, потом убивают и пожирают)

  4. Сфинкс. Чудовище с лицом и грудью женщины, толом льва и крыльями птицы. В наказание послала Гера на Фивы. Сидело около города и задавало загадку: «Кто утром ходит на 4-х ногах, днем на двух, вечером на трех?» Не сумевшего ответить – душило.

(5 баллов)

Пока команды готовятся

Крылатое выражение.

 Посмотрите на изображения  и скажите крылатое выражение с ним связанное:

  • яблоко (яблоко раздора)

  • конь (троянский конь)

  • клубок ниток (нить Ариадны)

За правильный ответ команда получает 2 балла.

"Угадай героя".

Угадайте героев мифов:

1. Сын критского царя Миноса - Минотавр - был спрятан отцом во дворце-лабиринте. Этот дворец построили мастера из Афин - отец и сын. Как звали строителей-умельцев? (Дедал и Икар)

2. Царь греческого острова, чтобы не участвовать в походе на Трою, притворился безумным. Он запряг в один плуг быка и осла и стал пахать морской берег, бросая в борозду соль. Кто он? (Одиссей)

3. Чтобы люди, еще не наделенные свыше разумом, не погрузились в царство мрачного Аида, некто похитил для них божественный огонь. Назовите имя героя. (Прометей)

4. Он вручил Афродите яблоко с надписью "Прекраснейшей". Скоро начнется Троянская война, затем рухнет Троя, погибнет род царя Приама. Кто он, вручивший яблоко Афродите? (троянский царевич Парис)

Подумайте, кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами:

1. "Не осуждайте бедного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица: Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо! (Дедал)

2. Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб: Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу! (царь Эгей)

3. Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь! (Деметра)

За правильный ответ команда получает 2 балла.

4. Конкурс театрализованный

Каждой команде артисты покажут сценку-миф. Задача команд – узнать героев и миф.

Будьте внимательны!

5. Конкурс Гераклов (конкурс капитанов)

Все знают, что полноправный властитель на Олимпе – Зевс. Представим себе такую невероятную ситуацию: Зевс сложил с себя полномочия правителя, демократия, объявлены президентские выборы. Один из кандидатов на пост президента – Геракл. Вам придется дать интервью от его имени, ответив на несколько вопросов. Каждый из игроков выходит к доске со своим рекламным плакатом.

  1. Вы один из самых могучих героев. Рассказывают, еще будучи младенцем, вы поразили всех, обнаружив недюжинную силу. Как это было? (В 8 месяцев задушил двух змей, подосланных Герой)

  2. Какая награда ожидала вас за совершенные подвиги. (Бессмертие на Олимпе).

  3. Первое ваше дело, поступок, преобразования, которые вы сделали бы для богов и людей.

(2 балла за лучший ответ)

6. "Зоосад в Древней Греции"

Назови, с именем каких мифических героев связано название каждого из животных.

1. Лев (Геракл)

2. Лань (Артемида, Геракл)

4. Собака (Аид)

5. Орел (Прометей, Зевс)

За правильный ответ команда получает 2 балла.

infourok.ru

Внеклассное занятие по истории 5 класс "Мифы и легенды Древней Греции"

Внеклассное занятие по теме: «Мифы и легенды Древней Греции» в 5 классе

Учитель: Селезнева Людмила Александровна

Высокоселищанская ООШ Суражского района Брянской области

Цель: в игровой форме закрепить знания по культуре и древней Греции;

повторение и закрепление знаний учащихся по теме;

пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной исторической литературы;

Оборудование урока:

  1. Вопросы для викторины, кроссворды, плакаты, рисунки, ребусы, карточки – заданя, головоломки.

  2. Магнитофон для музыкального оформления игры.

  3. Таблица подсчета итогов для жюри.

Правила игры: В игре участвуют 2 команды. При проведении игры в одном классе, класс делится на две команды - «Эллины» и «Критяне». Можно также провести игру между учащимися параллельных классов. Выступления команд оценивается жюри, в которые могут входить ученики старших классов.

План занятия

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Игра «Мифы и легенды Древней Греции»

  1. Викторина «Древняя Греция».

  2. Конкурс «Угадай, кто это?»

  3. «Персонажи древнегреческой мифологии».

  4. Кроссворд.

  5. Кто это? Жили они или нет?

  6. Дополни родословие богов.

  7. Кольца бога времени.

  8. Двенадцать «А».

  9. Подведение итогов.

Ход занятия

  1. Во вступительном слове учитель ставит перед классом задачу, объясняет условия игры, указывает на необходимое количество баллов для получения той или иной оценки.

  1. Ход игры

1. Викторина «Древняя Греция».

1. Какие города-государства участвовали в Троянской войне? (Троя и Микены.)

  1. Согласно теории греков, миром правили три брата - Зевс, По­сейдон и Аид. Где правил каждый их них? (Зевс - верховный бог, Посейдон - бог моря, Аид — бог царства мертвых)

  2. Как называлось чудовище, которым матери пугали своих детей? (Алфито.)

  1. Чему покровительствовал бог Дионис? (Виноделию.)

  2. Полубык-пблучеловек, назовите его имя. (Минотавр.)

  3. Назовите имя бога времени. (Крон.)

  4. Гора - обитель богов. (Олимп.)

  5. Бог солнца, света и правды. (Аполлон.)

  6. Назовите имя богини мудрости и войны. (Афина.)

  1. Как звали богиню земледелия и плодородия? (Деметра.)

  2. Дочь Зевса и Геры, служанка богов, символ вечной молодости. (Геба.)

12. Назовите имя сына Зевса и Алкены, самого сильного из героев. (Геракл.)

  1. Назовите имя богини радуги, крылатой вестницы богов. (Ирида.)

  2. Сколько знаменитых подвигов совершил Геракл? (12)

  3. Как звали царя, к которому Геракл попал в услужение? (Царь Микен Эврисфей.)

  1. Назовите имя слепого поэта-сказителя, автора эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». (Гомер.)

  2. Как называется холм, посвященный богу Аресу, на котором за­седал Совет знати? (Ареопаг.)

  3. Как называют участника состязаний, человека крепкого тело­сложения, силача? (Атлет.)

  4. Греческий историк. (Геродот.)

  5. Как называется напиток богов? (Нектар.)

2. Конкурс «Угадай, кто это?»

Перед учениками плакат с изображениями 16 богов и героев мифов. Необходимо записать соответственно номерам имена извест­ных мифических героев.

Для проверки: 1 — Зевс. 2 - Посейдон. 3 - Аид. 4 - Аполлон. 5 - Гера. 6— Артемида. 7 - Афина. 8 - Афродита. 9-Дионис. 10 — Гефест. 11 - Гермес. 12 — Арес 13 - Деметра. 14 - Сатиры. 15 - Нимфы. 16- Эрот.

hello_html_4fb3f2df.jpg

hello_html_6d65409a.jpg

Правильный ответ:

1 - миф о Трое (1, 7, 10, 14),

2 - миф о Персее (4, б, 13),

3 - миф о Геракле (3, 8, 11),

4 - миф об аргонавтах (2, 5, 9, 12).

Этот конкурс можно провести письменно, дав возможность ре­бятам проверить себя, или устно, если время ограничено (под контро­лем учителя дети быстро разберутся, помогая друг другу, и дадут пра­вильные ответы).

  1. Реши кроссворд.

hello_html_m52bc170c.png

  1. Рядом с этой богиней часто изображают лань. (Артемида.)

  2. Как называется одна из поэм Гомера? (Одиссея.)

  3. Великий поэт древности, создавший литературное произве­дение «Геагония». (Гесиод.)

4. Сколько олимпийских богов существовало в мифологии? (Двенадцать.)

  1. Имя бога, покровителя науки и искусства. (Аполлон.)

  2. Гора, на которой жили боги. (Олимп.)

  3. Он считал, что первоосновой всего является огонь, из кото­рого все возникает. (Гераклит.)

  4. Бог, повелитель стихии. (Зевс.)

  5. Животное, считавшееся священным. (Бык.)

10. Дочь Зевса, родившаяся из его головы. (Афина.)

5. Конкурс «Кто это? Жили они или нет?»

hello_html_m1afc906.png

Этот конкурс ученики выполняют следующим образом: называ­ют имя и примерное время жизни.

Правильный ответ: все эти имена исторические, т.е. невымышленные.

  1. - Архимед (287- 212 гг. до н.э.).

  2. — Геродот — отец истории.

  3. — Фукидид — историк.

4 -Гераклит Эфесский, греческий философ к VI- нач. У в. до н.э.

  1. - Сократ (469 - 399 гг. до н.э.).

  2. - Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.).

7-Демокрит из Абдер во Фракии У в. до н.э. 8 - Платон (427 - 347 гг. до н.э.).

6. Дополни родословие богов.

Ученикам предлагается вписать недостающие имена в родосло­вие греческих богов.

hello_html_m2b5deb29.png

Аполлон, Афина, Аид, Гермес, Гефест, Деметра, Зевс, Рея

Ответ: J — Рея, 2 — Деметра, 3 — Аид, 4 — Зевс, 5 — Афина, 6 — Гефест, 7 — Гермес, 8 — Аполлон.

hello_html_m79b1b26d.png

Бога времени древние греки чтили как помощника созревания плодов, бога благодатной жатвы, так как для того и другого требуется время. Имя бога времени можно узнать, вписав по часовой стрелке в малые кольца шесть слов со следующими значениями:

  1. Имя старого перевозчика умерших через Ахеронт и другие реки подземного царства до врат Аида. (Харон.)

2 Остров в Греции, посвящен­ный богу Гелиосу, лучезар- ному богу солнца. По преданию греков, сам Зевс выдвинул этот остров из моря в утешение Гелиосу, обиженному тем, что олимпийские боги при дележе ему ничего не дали. (Родос.)

3. Имя мифического певца, искусным пением которого и игрой на кифаре заслушивались не только смертные, но и сами боги. (Орфей)

4. Вечно юные девы, вскормленные пищей богов, амброзией, почитавшиеся Древней Греции и богами, и смертными. Грациозные и сильные, умеющие в случае надобности сделаться невидимыми, жили они в тихих долинах и фотах, проводя время в играх и плясках, плескаясь в воде и оглашая смехом и песнями окрестности. (Нимфы.)

5. Одно из первичных божеств греческой мифологии. Он породил все реки, источники, моря. (Океан.)

6. Могучая дочь Океана, самая знаменитая из рек, отделяющих от всего живого мрачное царство Аида, катит она свои черные воды среди безмолвной долины. Сами бессмертные боги Олимпа при­зывали имя этой страшной реки в свидетели своих клятв. (Стикс) Итак, если правильно отгадали и вписали в меньшие круги эти

шесть слов, то из их начальных букв в большом круге сложится имя всемогущего бога времени. (Хронос.)

8. Двенадцать «А».

Эта звезда непростая. Ее 12 лучей разного размера. В их клетки надо вписать имена древнегреческих божеств, богов, героев, деятелей и название местности, начинающиеся с одной и той же буквы А.

hello_html_3a41e93a.png

  1. hello_html_3fe21826.gifhello_html_m4919fae.gifУкрепленная часть города, «кремль». Особенно известен он в Афинах, расположенный на крупном холме, высотою до 100 метров. Холм этот был посвящен богам, и на нем находились различные священные памятники, храмы и статуи. Одной из них являлась 20-метровая статуя Афины. (Акрополь.)

  2. Пища греческих богов, сообщавшая им вечную юность и бес­смертие. Считалось, что бессмертие может получить и смерт­ный, если его тело натирать пищей богов. (Амброзия.)

  3. Дочь Зевса и Геры, сестра Аполлона, родившаяся вместе с ним на о.Делосе, неутомимая богиня охоты, покровительница животных, особенно новорожденных. Жизнь ее протекает на лоне природы: с луком и колчаном за спиной, с копьем охотника в руках, в коротком до колен платье, вечно юная дева охотится в лесах и полях, а после охоты отдыхает в тенистых гротах. На изображениях чаще всего ее спутником является лань. (Артемида.)

  4. 4. Прекраснейшая из богинь, воплощение идеальной женской красоты, символ женского обаяния, богиня любви, покровительница браков несемейного счастья. Красота ее всепоко- ряющая: при ее появлении солнце светит ярче, цветы распускаются пышнее, дикие звери лас- каются к ней. По одной из легенд, она произошла из морской пены, волны выбросили ее на о.Кипр, который являлся главным местом ее почитания. От него и ее второе имя Киприда. {Афродита)

  5. Лучезарный, сияющий сын Зевса и Леты, по­кровитель музыки, поэзии, хранитель всего воз­вышенного и прекрасного, бог света и тепла. Даже само рождение его на острове Делосе, до этого носившемся в океане в виде бесформен­ного нагромождения камней, принесло свет и тепло. Неприступные голые скалы покрылись травой, зацвели цветы, зажурчали ручьи и жи­вительные источники. Ему посвящен лавр, ко­торый вручали победителю игр-состязаний, ежегодно проводившихся в его честь. (Аполлон)

  6. Часть Пелопоннеса, где по преданиям греков, родился козлоно­гий бог лесов Пан. Окруженная с трех сторон мощными горны­ми цепями, она не знала развития промышленности и пользова­лась у остальных греков славой земли гостеприимного, благо­честивого и счастливого пастушеского народа. Многие позд­нейшие поэты идиллически воспевали ее как страну простоты нравов, патриархальности, мирного счастья. (Аркадия.)

  7. Вторая река загробного мира по греческим мифам. Преодолев первую - Стикс, тени умерших попадали на берег этой реки скорби, через которую грязный, нечесаный, отвратительный, свирепый и неприступный старик Харон перевозит в утлом чел­не за один обол (медная монета) тени умерших в подземное цар­ство Аида. (Ахеронт.)

  8. В сказаниях греков это храбрейший из греков, сын смертного -одного из царей Фессарии и морской богини Фетиды, которая и после вступления в брак со смертным была вхожа на Олимп. По ее просьбе боги покровительствовали ее сыну, помогали совер­шать героические поступки. Фетида, желая сделать сына бес­смертным, погрузила его в воды Стикса, лишь одна пята оказа­лась уязвимой. (Ахиллес.)

  9. Родоначальница всех звезд и ветров, богиня утренней зари. Се­стра бога Гелиоса и богини луны Селены, она олицетворяет со­бой розовый нежный утренний свет, рассеивающий ночные су­мерки. Она открывает ворота для въезда Гелиоса. (Аврора.)

10. Смертный юноша удивительной красоты, которого страстно полюбила Афродита и проводила с ним время в развлечениях и на охоте. Арес, гневный, несущий разрушения, бог войны, ревновал богиню к юноше и стал причиной его гибели. Опечалилась богиня, узнав о смерти своего любимца. Из его крови она вырастила цветок - воплощение нежной прелести. (Адонис.)11. Могучий исполин, поддерживающий своими плечами по приказу Зевса небесный свод. Этому наказанию он подвергся якобы за то, что с другими титанами покушался на самого Зевса, стремясь захватить небо. Изображают его чаще всего в виде могучей мужской фигуры, поддерживающей архитектурные перекрытия. (Атлант.)

12. Юго-восточная область средней Греции, соединительное звено между Балканским полуостровом и архипелагом. Почвы здесь тощие, каменисто-известняковые, наиболее пригодные для произрастания олив. Здесь особенно чтили Афину. Известен миф о том, что между Афиной и Посейдоном разгорелся жаркий споркому владеть этой страной. Богами было решено,что она будет отдана тому, кто создаст лучшее творение. Ударил Посейдон трезубцем по скале, ссилой вырвалась струя воды из скалы, а из нее вышел замечательный конь.Взнуздал его Посейдон и научил людей обращаться с ним. С восхищением смотрели судьи на прекрасное творение и с нетерпением ждали очереди Афины. От удара ее копья по той же скале выросло оливковое дерево. Суд богов решил, что страна будет принадлежать Афине (в гористой стране невыгодно заниматься коневодством, а оливы произрастаю хорошо и дают масло). Именем Афины был названтлавный город страны. (Аттика)

9. Подведение итогов.

Предоставление слова жюри

Данная работа дает возможность ученикам увидеть свои недос­татки, пробелы в знаниях. У детей появится стимул к более добросовест­ной подготовке.

По окончании игры детям предлагается поднять таблички с тем выражением лица, которое подходит к их оценке занятия.

hello_html_1cf14bb9.jpg 

Также можно заслушать детей, почему ты поднял ту или иную картинку.

Использованная литература

  1. Г.М. Бонгард - Левин. Древние цивилизации. - М.: Мысль, 1989.

  2. А.А. Вигасин. История древнего мира. - М: Просвещение, 1993.

  3. О.И. Бахтина. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1988.

  4. Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории древнего мира: Выпуски 1,2. - М.: Просвещение, 2007.

  5. Г.А. Кулагина. 100 игр по истории. - М.: Просвещение, 1983.

infourok.ru

Урок – викторина «Мифы Древней Греции» 5класс

Байрамукова Халимат Сулаймановна

МКОУ «Лицей№1 города Усть-Джегуты»  

учитель истории и обществознания

Урок – викторина

«Мифы Древней Греции»

5класс

Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме.

Ход урока

I тур

Соотнесите имена богов с их функциями

Аид 1.Владыка морей

Аполлон 2.Отец богов и людей

Афина 3.Богиня земли и плодородия

Гермес 4.Правитель подземного царства

Гефест 5.Покровитель торговцев и воров

Деметра 6.Бог вина и безумия

Дионис 7.Покровитель искусств

Зевс 8.Покровитель кузнечного ремесла

Посейдон 9.Богиня мудрости и войны

(9 баллов)

II тур

Ответьте на вопросы:

  1. Почему в Древней Греции был бог моря Посейдон, а в Египте и Междуречье не было богов, связанных с морем?

(3 балла)

  1. Как связанно с мифологией выражение « провалиться в тартарары»?

(3 балла)

  1. Каким образом связаны между собой Олимп и Олимпия ?

(3 балла)

III тур

Исправьте ошибки в тексте

Ясон, сын фессалийского царя Эсона, отправился в далекую страну Египет на поиски шкуры волшебного барана –серебряного руна. Со своими спутниками он плыл на корабле ,который был назван в честь бога – «Гермес». Им очень мешала дочь царя Медея. Так и не добыв руно, герои вернулись в Грецию.

( 10 баллов)

IV тур

Творческий конкурс

  1. Каждый участник ,используя желающих из группы поддержки, исполняет небольшую пантомиму на любой мифологический сюжет. Оппонент должен догадаться , о каком сюжете идет речь

( 5 баллов)

  1. Каждый участник описывает одного из персонажей какого-либо мифа, не называя имени. Оппоненты должны догадаться, о ком идет речь

(5 баллов)

V тур

Нарисуйте символ героя

Участники тянут карточки с именами известных героев мифов( Геракл, Дионис, Зевс, Посейдон, Афина) и придумывают для них герб и объясняют выбор символа

(10 баллов)

VI тур

Вопросы

1.Кого в Греции называли героем? ( 2 балла)

2.Героям многих сказаний приходится отвечать на загадки. В загадке о царе Эдипе говорится, что во время странствий ему встретился Сфинкс. Сфинкс загадывал всем только одну загадку . Никто кроме Эдипа ,не смог ее решить.

Вот эта загадка:

«Кто утром ходит на четырех ногах, днем - на двух, вечером на трех?»

( 5 баллов)

  1. Как выглядел Сфинкс? Нарисуйте его (5 баллов)

  2. Почему на всем Акрополе росло только одно оливковое дерево?

(2 балла)

  1. Как звали 12 богов олимпийцев? (5 баллов)

  2. После победы над Минотавром, Тесей подарил Ариадне прекрасный венец. По одной версии, он был сделан из чистого золота самим богом Гефестом, а по другой – из цветов и жемчуга. Где сейчас мы можем увидеть его? ( 2 балла)

VII. Подведение итогов. Слово жюри.

VIII. Награждение.

doc4web.ru