Существует устоявшееся мнение о том, что рассказы об амазонках являлись вымыслом античных историков, так как нынешнее патриархальное общество не желает считать воинствующих женщин исторической реальностью, не смотря на многочисленные факты свидетельствующие об обратном.
Серию постов об амазонках я хочу начать небольшим рассказом о восприятии древними греками женской физической мощи. Дело в том, что именно представления греков о социальном месте женщин и вытекающем отсюда их облике, лежат в основе многих выводов о невозможности существования амазонок в древности, мол общество у греков было патриархальным (как и у всех индоевропейцев), поэтому подобное безобразие было лишь маркером характеризующим варварство. Считалось (и считается), что воинствующие женщины могли обитать лишь на границах тогдашнего цивилизованного мира вместе с песьеголовыми людьми и прочими вымышленными персонажами. По мысли многих исследователей рассказы об амазонках должны были усиливать контраст между миром греков и враждебным к ним миром варварских племен, древние авторы как будто говорят нам - "смотрите, эти люди такие дикие, что у них воюют даже женщины".
Однако анализ греческих женских изображений 6 в. до н.э. показывает, что могучие воительницы могли присутствовать и на территории исторической Греции - в Аттике и, прежде всего, в Спарте.
Битва Геракла с амазонками, чернофигурная амфора 6 в. до н.э.
Для начала нужно вспомнить, что наиболее почитаемым божеством у греков (особенно в Аттике) была богиня войны Афина. Сам факт, что войну олицетворяло именно женское божество, говорит о многом, причем войну организованную, ведь Афина также и греческая богиня мудрости, что еще более поразительно, ведь мудрость и организованность в патриархальных обществах всегда считались мужскими добродетелями, женщина же мыслилась носительницей темного начала и низких страстей.
Некоторое объяснение этому феномену дает Платон в своем "Критии":"Ведь даже вид и изображение нашей богини, объясняемые тем, что в те времена занятия воинским делом были общими у мужчин и у женщин и в согласии с этим законом тогдашние люди создали изваяние богини в доспехах, — всё это показывает, что входящие в одно сообщество существа женского и мужского пола могут. вместе упражнять добродетели, присущие либо одному, либо другому полу. "
Могучая Афина громит врагов, чернофигурный килик 6 в. до н.э.
По мысли Платона в древние времена военное дело было также и женским занятием. Хорошо дополняет это мнение облик богини Афины на керамике архаического времени, в 7-6 вв. до н.э. в Греции появляется много изображений людей, прежде всего богов и героев, ранее человеческих изображений у греков почти не было или они были схематичны. Облик богов периода архаики сильно отличается от изображений последующей классики греческого искусства.
Играющие Ахилл и Аякс, между ними стоит богиня Афина, она похожа на деревянный ксоан своими вытянутыми пропорциями, чернофигурная амформа 510 г. до н.э. Здесь можно разглядеть ее массивные плечи и мускулистые руки, уже в 5 в. до н.э. Афину изображали с более женственными формами. В архаический период же еще сохранялось представление об Афине как о суровой воительнице, как тут не вспомнить Платона - "даже вид и изображение нашей богини, объясняемые тем, что в те времена занятия воинским делом были общими у мужчин и у женщин".
Ниже, мраморная девушка (Кора) с Афинского акрополя, 540 г. до н.э. Трудно не заметь у этой девушки при узкой талии чудовищно развитую мускулатуру плечевого пояса, которому позавидовал бы любой нынешний тяжелоатлет.Для этой девушки из Афин подходит описание спартанки Лампито в комедии "Лисистрата" Аристофана: "Румяна как и телом как упитанна! Да ты быка задушишь!" - она отвечает без ложной скромности: "Ну еще бы нет! Не зря ж борюсь я, прыгаю и бегаю".При взгляде на эту статую, понимаешь, что "задушить быка" это не какая-то фигура речи или шутка, а вполне возможная реальность.
Еще одна чернофигурная амфора 6 в. до н.э. из Аттики. Изображение богини Афины здесь целиком не сохранилось, зато хорошо заметна ее рука с бицепсом профессионального культуриста. Можно не сомневаться, что прототипом этих изображений на керамике была статуя (или статуи) Афины в храмах.
Кроме Афины можно вспомнить еще один весьма воинственный греческий женский персонаж - героиню Аталанту (др.-греч. Ἀταλάντη «непоколебимая»), участницу похода аргонавтов, в поединках одна побеждала множество мужчин. Одним из развлечений Аталанты была игра в догонялки со своими женихами, когда она убивала копьем того, кто бежал медленнее нее. Мифы о богатырше Аталанте проистекают из древнего обряда брачного поединка, во время которого жениху, действительно, нужно было победить невесту, и видимо не всегда это занятие легко и позитивно завершалось для него.
Борцовский поединок Аталанты и Пелея, чернофигурная гидрия 550 г. до н.э.
Белый персонаж, что справа, тоже Аталанта, на чернофигурной керамике женщин почти всегда выделяли белым цветом.
Можно подумать, что мужеподобные атлетки - это или дань моде на мужские черты, или неумение изображать женщин вообще. Однако оба эти предположения скорее неверны. Ибо от 6 в. до н.э. дошло множество женских образов с вполне себе женственными формами.
Например, вот суд Париса и несколько богинь, чернофигурная амфора 530 г. до н.э.
Или оплакивание Ахилла, чернофигурная гидрия 560-550 гг. до н.э. Все женщины вполне миловидны и хороши собой.
Сюда же можно добавить сражение Геракла с амазонками, где сии воительницы при всей своей свирепости не изображены мускулистыми культуристками. Чернофигурная гидрия, 530 г. до н.э.
Можно предположить, что греческие художники при изображении людей руководствовались какими-то индивидуальными предпочтениями, так как какая-либо устоявшаяся иконография не прослеживается до времен греческой классики ( до 5 в. до н.э.) В классический период увидеть женщин с гипертрофированными мышцами уже невозможно, этот факт можно расценивать двояко, как рост реалистичности изображений, так и потерю самой традиции женского атлетизма.
Правда, тут есть один хитрый момент, дело в том, что реалистичность греческого искусства лишь кажется таковой, на самом деле все изображения людей в классической Греции излишне идеализированны, мы почти не найдем у греков людей с какой-то нетипичной внешностью, например, очень толстых или наоборот худых. Индивидуальные черты всегда прослеживаются слабо, почти все греческие изображения демонстрируют людей с усреднено идеальными телами. В связи с этим так важны образы именно архаического периода, когда можно проследить если не саму реальность, то хотя бы варианты представления о ней.
Ниже, интересное изображение комастов - участников ритуального шествия в честь бога Диониса. Можно подумать, что мы тут наблюдаем какой-то гомосексуализм, но половина персонажей здесь женщины-гетеры, хотя выглядят они весьма внушительно, не уступая ни в росте, ни в силе мужским участникам вакханалии. Это говорит о том, что сильная женщина у греков была вполне обычным явлением, но, естественно, это изображения специфической женской касты.
Чернофигурная аттическая амфора с изображением комастов и гетер. Ок. 560 г. до н. э.
У спартанцев занятия атлетикой были обязательны как для мужчин, так и для женщин, считалось, что физические упражнения готовят тело женщины к тяготам материнства. Видимо, в Спарте долгое время сохранялись самые архаичные черты общественного устройства дорийских племен. Женщины в спартанском обществе имели существенно больше прав, чем их сестры, например, в Афинах. В Спарте длительно сохранялась полиандрия (многомужество) - женщины там имели право спать и рожать детей от нескольких мужчин, наследование имущества происходило тоже по женской линии, поэтому жители других греческих полисов считали спартанских женщин развратными и корыстными.
Из рассказа Плутарха о Горго - жене царя Леонида (это тот, который из 300 спартанцев)"Какая-то женщина, видимо, чужестранка, сказала ей: "Одни только вы, лаконянки, властвуете над мужьями". "Да, но одни только мы рождаем мужей", - откликнулась Горго."
Спартанские бегуньи. Бронзовые статуэтки, 6 в. до н.э.
Спартанская бегунья своей позой похожа на подобную фигурку амазонки, практически один в один, только существование спартанских атлеток никем не оспаривается, а вот бытие амазонок почему-то часто отрицается. Отдельный вопрос, почему фигурку с оружием и в шлеме считают определенно амазонкой, ведь никаких надписей на ней скорее всего нет, считается, что любое изображение смертной женщины с оружием это обязательно уже амазонка.
Еще одна бегунья из Спарты 6 века до н.э. с невероятно развитыми икроножными мышцами, любой современный культурист знает, что мышцы голени хуже всего увеличиваются в объеме, так как плохо поддаются тренировкам, огромные мышцы голени показатель высокого класса спортсмена. Справа, еще одна амазонка.
Ниже, одно из ранних изображений амазонки с характерным "скифским" обликом, она уже во фригийском колпаке и с лошадью, чернофигурная амфора 510 г. до н.э. По объему мускулатуры эта амазонка не уступает Аталанте, такой бицепс руки, как у нее, не увидишь даже на изображениях самого Геракла, плюс, чудовищные ноги профессионального штангиста. Справа, стоит еще одна амазонка с впечатляюще развитыми мышцами рук.
На последнем фото, две наездницы амазонки, обе тоже весьма атлетичные. Эти всадницы демонстрируют несколько иной тип вооружения, чем у предыдущих воительниц. Если раньше оружие и доспехи были у всех греческие, то у этих всадниц фригийские колпаки, щиты и копья пельтастов. Считается, что легкая пехота у греков (пельтасты) комплектовалась во Фракии, но оружие фракийцев применялось и в Малой Азии - у лидийцев и фригийцев. С учетом малоазийского происхождения амазонок можно предположить, что эти всадницы имеют не балканское, а именно восточное происхождение.
Напрашивается вывод, что образ атлетичной женщины был весьма популярен в Древней Греции, а для Спарты женщина мечущая копья на спортивных соревнованиях была вообще абсолютной нормой. Вполне допускали греки и женскую агрессию. В силу этого, они не могли воспринимать воинственность амазонок как нечто не имеющее отношение к реальности, наоборот, устойчивость образов женских воительниц, а рассказы об амазонках создавались весь период античности, свидетельствует о реальном опыте контактов греков с женскими военными отрядами.
history-of-art.livejournal.com
Скульптура Древней Греции — википедия фото
Римская копия с греческой статуи V века до н. э.
Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII веков до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики — также оставил в истории несколько имён, великих, скульпторов, у каждого из которых был свой индивидуальный почерк. Скульптура этого периода предвещала те изменения, которые произошли с наступлением нового исторического периода — эллинизма.
Монументальная скульптура гомеровской Греции не сохранилась. Судить о ней можно по описаниям древних авторов. Представляли её деревянные статуи, лишь в самых грубых формах воспроизводившие человеческое тело, так называемые ксоаны . Подобные изваяния могли украшаться металлическими деталями одежды и оружия.
Из скульптуры этого времени до нас дошли только произведения мелкой пластики, в основном культового характера. Это статуэтки, изображающие богов или героев. Нередко они, также, как и сосуды, украшались росписью. Создавались они из терракоты, слоновой кости или бронзы. Среди них есть не только человеческие изображения, но и изображения коня, кентавра. В них только намечается интерес к передаче напряженной работы мышц, конструкции и пластике тела.[1]
В начале периода архаики скульптура ещё не занимала столь значительного места, как в классическом греческом искусстве. Её опережала вазопись, опиравшаяся на уже имеющиеся достижения прошедших веков. Тем не менее, в статуях VII века до н. э. — корах и куросах — возникает стремление к передаче объема тела, гармоническому равновесию форм, утонченному ритму. Важное место занимает архитектоническая конструкция человеческого тела. Возникающая именно в этот период архаическая улыбка одухотворяет лица статуй, превращая идол в обобщенный образ человека, понимаемого как высшая эстетическая ценность. За редким исключением статуи приобретают соразмерный человеку масштаб. Сразу следует отметить, что до эпохи поздней классики женские изображения будут лишены наготы, в то время как в мужских образах будет воспеваться естественная красота обнаженного человеческого тела.
«Богиня с гранатом»
К числу хорошо сохранившихся женских фигур относится «Богиня с гранатом» из Кератеи 580—570 годов (Берлин, Государственные музеи), сохранившая даже первоначальную яркую раскраску, «Богиня с зайцем» из Герайона близ Тигани на острове Самос ок. 560 года (Берлин, Государственные музеи) и др. Нижняя часть последней статуи трактуется уже не как простой столбообразный объем, в ней проявляется естественная пластика тела. Жест поднятой руки разрушает строгую неподвижную симметрию.
Клеобис и Битон
Ярким примером мужских изображений является скульптурная группа Клеобис и Битон, созданная на рубеже VII—VI веков Полимедом Аргосским. Хотя само по себе решение группы в виде двух почти одинаковых статуй показывает ещё ограниченность приемов архаики, созданный скульптором образ двух легендарных героев ярко выражает идеал дорического искусства Аттики. Тяжеловесные объемы тел суровы, в них четко выявлены тектонические членения. К аттическим куросам относятся так же статуя с мыса Сунион ок. 600 года (Афины, Национальный музей) и статуя конца VII века (Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
«Аполлон Тенейский». 560-550 годы до н. э.
Напротив, ионийские мастера стремились к стройности фигур, легкости пропорций. В ионических куросах есть ясная жизнерадостность. Таковы куросы середины VI века с острова Мелос (Афины, Национальный музей) и из Тенеи («Аполлон Тенейский», Мюнхен, Глиптотека).
Фронтон храма Артемиды
Одновременно развивается и монументальная скульптура, оформляющая архитектурные постройки. Здесь важнейшую роль играет рельеф, дающий по сравнению со статуями более широкие возможности для повествовательных композиций на мифологические темы. Ранним примером решения композиции фронтона является скульптура храма Артемиды в Керкире ок. 590 года до н. э. (Керкира, музей.) Здесь изображен миф о Медузе-Горгоне и Персее. Фигура Медузы-Горгоны изображена в крупном масштабе в центре фронтона в позе коленопреклоненного бега. Рядом с ней крошечная фигурка Персея, вносящая в композицию асимметрию. По сторонам от центральной группы изображены лежащие львы, а в углах фронтона крошечные по размеру сцены, одна из которых представляет Зевса убивающего гиганта.
Другим интересным примером решения композиции фронтонов является скульптура Гекатомпедона - древнейшего храма Афинского Акрополя, созданная ок. 570 года.
Персей, убивающий Медузу. Метопа храма «С» в Селинунте
Помимо фронтонов рельефами украшались метопы дорических храмов. Сохранились метопы греческих храмов на Сицилии: храма "Малых метоп" 570-550 годы до н. э., храма "С" в Селинунте 540-530 годов до н. э. (Палермо, Национальный музей) В первом из них сохранилось изображение Похищения Европы, интересное тем, как скульптор передал среду происходящего действия. Море обозначено волнообразными силуэтами двух дельфинов. Метопы храма "С" отличаются необыкновенно сильной передачей пластики фигур, представляющих собой горельеф, приближающийся к круглой скульптуре. Интересны так же метопы сокровищницы и небольшого храма из святилища Геры близ Пестума в устье реки Селы (второй четверти и конца VI века до н. э., Палермо, Национальный музей). Некоторые из них в силу внешних причин остались незаконченными, но были расписаны и установлены на свои места. Создавая невысокий рельеф, скульптор не выходил за границу воображаемой им передней плоскости изображения. Вместе с тем, он сумел объединить все метопы единым композиционным ритмом. Особенностью италийских рельефов является приземистость пропорций.
Фриз в Дельфах
На территории самой Греции во второй половине VI столетия было создано скульптурное убранство второго Гекатомпедона в Афинах ок. 520 года (Афины, музей Акрополя), от которого сохранилась замечательная группа восточного фронтона, изображающая Афину, повергающую наземь гиганта. Живое движение передает драматичность происходящего. Фигуры действительно соединены в единую группу, что показывает значительный путь развития, пройденный греческой скульптурой за столетие. Здесь же следует назвать ещё одну группу - Тесей и Антиопа, занимавшую западный фронтон храма Аполлона в Эретрии, в Эвбее ок. 510 года (Халкида, музей). Фигуры Тесея и Антиопы слились здесь в единый пластический монолит. Совершенным творением мастеров этого времени является и рельефный фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах ок. 525 года (Дельфы, музей), изображающий гигантомахию. Непрерывный ионический фриз удачно сочетает в себе ощущение бурной борьбы с выверенным ритмом движений рук с копьями и круглых повторяющихся щитов.
Всадник Рампина
Столь же высокого уровня достигают и статуи конца периода архаики. К аттической школе относится статуя всадника с Афинского Акрополя (Всадник Рампина) ок. 560 года (Афины, музей Акрополя, подлинник головы всадника в Лувре), производящая впечатление даже в виде нескольких уцелевших фрагментов. Архаическая улыбка на лице всадника создает ощущение радостного, героического духа. Такова и происходящая оттуда же "Кора в пеплосе" ок. 530 года.
Курос из Пирея
К грядущим иделам эпохи классики близки мужские мемориальные статуи - надгробная статуя Кройсоса из Анависоса и бронзовый курос из Пирея ок. 520 года (оба в Национальном музее в Афинах). Несмотря на все ещё крайне сдержанные движения, в них нет уже никакой застылости. Напротив, в камне и в бронзе умело переданы тонкие нюансы живого тела. Таков же и "торс Милани" конца VI века (Флоренция, Национальный музей). К произведениях ионийских скульпторов относится кора (№ 675) с Афинского Акрополя (музей Акрополя), сохранившая яркую раскраску. Она отличается более тонкими и сложными линейными ритмами, из-за чего однако выглядит и более дробной. Вместе со статуями создавались и их постаменты, украшавшиеся барельефами на различными темы из повседневной жизни.
В технике невысокого рельефа скульптором Аристоклом создана и стела Аристиона ок. 510 года (Афины, Национальный музей). В ней особый созерцательный настрой, так подходящий для мемориального изображения, предвосхищает образы надгробных стелл периода классики[2].
«Гера». Статуя из Герайона близ Тангри на острове Самос. ок. 560 года до н.э.
«Мосхофор». Афины, музей Акрополя. Ок. 570 года до н. э.
«Курос из Анависоса». Ок. 530 года.
«Кора с Афинского Акрополя». (№ 675). Ок. 510 года до н. э.
В начале V века до н. э. в греческой скульптуре одновременно с обобщением образа, его большей ясностью и дальнейшим развитием связи скульптуры с архитектурой возникает особый интерес к максимально правдивой передаче движения. Стремление прямолинейно передать натуру даже порождает угловатость форм, разрушающую гармонию статуй конца архаики. Лишь со временем искусство классики придёт к новой гармонии и цельности.
Возничий. Фрагмент
Это художественное изменение порождает и некоторую перемену в тематике. Однако «жанровые» мотивы, такие как «Мальчик, вынимающий занозу», на самом деле продолжают ряд этически значимых образов. Это образ победителя в состязаниях, не прервавшего бег вопреки произошедшей неприятности. Новое, свойственное ранней классике понимание гармонии можно увидеть в бронзовой статуе «Возничий» ок. 470 года (Дельфы, музей), где передача мелких натуралистических деталей (вены, ногти, пушок на висках) не мешает монументальности образа в целом. В фигуре, когда-то входившей в неизвестную скульптурную группу, присутствует сдержанная энергия движения. Складки хитона юноши, похожие на каннелюры колонны, также усиливают монументальность статуи.
Рождение Афродиты Гармодий и Аристогитон. Римская копия
Прекрасен рельеф «Трона Людовизи» — алтаря богини Афродиты ок. 460 года (Рим, Национальный музей), изображающий рождение Афродиты из морской пены. Идеально сочетание движения поднимающейся Афродиты, ниспадающих складок одежд и склонившихся к богине нимф. На боковых сторонах алтаря представлены различные образы служения богине: нагая играющая на флейте девушка-гетера и одетая в плащ сидящая хранительница домашнего очага.
Задача взаимосвязи двух фигур, объединённых единым сюжетом, была поставлена скульпторами Критием и Несиотом, ок. 477 года до н. э. создавшими для Афин новое изображение тираноубийц Гармодия и Аристогитона (старая группа времён архаики была увезена разгромившими Акрополь персами). Фигуры героев полиса образуют цельную композицию благодаря общему движению.
Западный фронтон храма Афины. Фигура Афины Восточный фронтон храма Афины. Умирающий воин
Одним из раннеклассических примером взаимодействия скульптуры с архитектурой являются фронтоны храма Афины Афайи на о. Эгина 500—480 годов (Мюнхен, Глиптотека), изображающие войну греков с троянцами. Старой, ещё архаичной чертой композиции западного фронтона является стоящая по центру фронтальная фигуры Афины. Вместе с тем в фигурах воинов, в особенности в изображениях павших и умирающих, лежащих в узких углах фронтона, много нового. Особенно отличается одна из фигур восточного фронтона, передающая постепенное угасание жизненных сил павшего. Характерно исчезновение архаической улыбки, присутствующей ещё на первом фронтоне.
Качественно меняются и композиции рельефов метоп, что можно увидеть на примере храма «Е» в Селинунте 470—460 годов до н. э. (Палермо, Национальный музей). Освоив естественные движения фигур, скульптор теперь может строить любые сюжетные композиции, тонко передавая состояния персонажей.
Восточный фронтон храма Зевса в Олимпии Западный фронтон храма Зевса в Олимпии. Средняя часть композиции. Аполлон
Другим примером фронтонных композиций этого времени является скульптура храма Зевса в Олимпии 468—456 годов (Олимпия, музей). Композиция восточного фронтона, представляющая стоящих подле Зевса Пелопа и Эномая непосредственно перед их состязанием на колесницах, даёт один из первых в истории искусства примеров внешне неподвижного изображения, наполненного внутренним напряжением, потенциальным движением, готовым начаться действием. Восточному фронтону противопоставляется западный, где изображено сражение лапифов с кентаврами. В центре представлен Аполлон, властно простёрший свою руку. Господство его спокойной фигуры, контраст между разнузданными движениями опьяневших кентавров и целеустремленными действиями людей-лапифов показывают конечную победу разума и гармонии над хаосом. Метопы храма посвящены подвигам Геракла. Композиции построены так, что энергичные, подчас порывистые движения фигур не разрушают границ изображения. Они соответствуют геометрическим членениям квадратов метоп. Такова сцена укрощения критского быка, где перекрещиваются диагональные движения быка и Геракла. Более активное движение меньшей по массе фигуры героя уравновешивает более тяжёлую, но медленную и грузную фигуру быка[3].
Одним из важных памятников, знаменующих собой переход к высокой классике, считается бронзовая статуя Посейдона, найденная в море у мыса Артемисион, ок. 450 года до н. э. (Афины, Национальный музей). Бог моря представлен в шаге, занесшим руку, некогда державшую трезубец. Здесь, как представляется, впервые была решена задача сочетания грозного, энергичного движения и монументальной устойчивости фигуры.
Мраморная копия «Дискобола» Афина и Марсий. Реконструкция
В 460-450 годы в Аттике работал скульптор Мирон из Элевфер. Его прославленные при жизни работы известны по мраморным копиям (оригиналы были бронзовые) или не сохранились вообще. К последним относятся статуи победителя в беге Лада и превращенной в телку Ио. В копиях до нашего времени дошла статуя «Дискобол» (мраморные копии в Национальном музее Рима, Британском музее, бронзовая статуэтка эллинистического времени в мюнхенской Глиптотеке и др.) и группа, изображающая Афину и Марсия (мраморная копия во Франкфурте-на-Майне, Либигхаус). В фигуре дискобола происходит принципиальный отказ от типа прямостоящего куроса, хотя ещё сохраняется преобладание фронтальной точки зрения. Скульптор изображает мгновение, когда юноша, согнувшись, замер и готов вновь распрямиться, метнув диск. Группа «Афина и Марсий» представляет миф о флейте, проклятой Афиной потому, что при игре на ней раздувались щеки и уродовалось лицо. Дерзнувший подобрать флейту Марсий в испуге отпрянул от разгневанной богини. Их лица представляют собой два противоположных, универсальных типа красоты и уродства, покоя и аффекта.
Западный фронтон храма Афины. Раненый воин.
Восточный фронтон храма Зевса в Олимпии. Центральная часть композиции. Эномай, Зевс и Пелоп.
Угловая часть восточного фронтона.
Метопы храма Зевса в Олимпии. Яблоки из сада Гесперид.
Метопы храма Зевса в Олимпии. Геракл и критский бык.
С оригинала Мирона. Бронзовая статуэтка «Дискобол». Мюнхен, Глиптотека.
Высокая классика
Творчество Мирона можно отнести к одному из двух направлений, сложившихся в искусстве классики. Одно из них, представленное мастерами Ионии и Аттики, стремилось выявить красоту движения, в то время как второе, развивавшееся на Пелопоннесе аргосско-сикионской школой, создавало образы гармонии, основанной на внешней неподвижности тела, наполненного внутренним дыханием жизни, скрытым движением. В какой-то степени соединить обе тенденции сумел великий Фидий.
Современником Фидия, мастером второго направления был Поликлет. Его творчество приходится на 460—420 годы до н. э. С его именем связывается т. н. «Канон Поликлета» — система пропорциональных отношений, определяющая красоту человеческого тела. Всё творчество мастера было направлено на выражение порядка, строя и меры, заложенных в мироздании и в самом человеке. Поликлет создавал образ героически прекрасного человека, что, собственно, было центральной темой всего греческого искусства, едва ли не единственным предметом изображения которого был человек или же антропоморфное божество. По имеющимся письменным свидетельствам в качестве масштабной единицы скульптор использовал фалангу большого пальца, удвоенная длина которой равнялась самому большому пальцу, а он в свою очередь два раза укладывался в длине кисти руки. Впрочем, Поликлету не было свойственно жёсткое, механическое следование данной схеме. Скорее он имел в виду канон как общий принцип расшифровки структуры человеческого тела.
Дорифор. Копия и реконструкция
Самой знаменитой работой Поликлета был бронзовый «Дорифор» (копьеносец) ок. 440 года, дошедший до нас только в сухих мраморных копиях (Неаполь, Национальный музей). Представление о подлинной пластике мастера даёт бронзовая статуэтка юноши 3-й четверти V века до н. э. (Лувр). Спокойно стоящая фигура Дорифора полна внутренней, не выраженной во внешнем действии энергии, жизненной силы. В ней есть то же противоборство несущих и несомых частей конструкции, как и в ордерной системе греческой архитектуры. Гармония создаётся уравновешенностью всех форм, лишённых при этом строгой фронтальности. Преодолеть неподвижность помогает хиазм, или, иначе, контрапост. Опора тела перенесена на одну из ног, бедро которой оказывается выше другого, линия плеч, напротив, наклонена в противоположную сторону. Этот приём постановки фигуры, неизвестный в период архаики, получает теперь широчайшее распространение.
Диадумен. Реконструкция С оригинала Поликлета. Раненая амазонка
К более поздним работам Поликлета относится Диадумен ок. 430 года, также сохранившийся лишь в многочисленных копиях. Ему свойственны даже большие изящность силуэта и легкость пропорций, показывающие дальнейшее развитие творчества мастера. Особое состояние «героического минора», переданное благодаря вниманию к оттенкам пластической формы, присутствует в «Раненой амазонке» (мраморная копия в Метрополитен-музее, Нью-Йорк). В данном случае в композицию изначально был включён постамент, подчеркивающий ослабление сил, поддерживающих стоящую фигуру.
Между 460 и 420 годами (общепринятой датировки нет) скульптор Пеоний создал статую Ники, в которой изобразил богиню в тот момент, когда она, опускаясь, уже коснулась ногой постамента. Передача близкого к завершению движения представляет собой нечто среднее между направлениями, к которым относилось творчество Мирона и Поликлета[4].
Пеоний. Ника. Олимпия, музей.
Фидий и скульптура Афинского Акрополя
Афина Лемния. Реконструкция. Копенгаген.
Можно сказать, что оба описанных выше направления греческой скульптуры синтезировал в своём творчестве Фидий, друг Перикла. Его величайшие, прославленные творения также известны лишь по весьма приблизительным копиям римского времени. Однако Фидий руководил перестройкой сохранившегося до наших дней Афинского Акрополя. Вся входящая в его ансамбль скульптура так или иначе передаёт дух его искусства. Более того, исключительное совершенство отдельных изображений позволяет видеть в них работу самого мастера. До нашего времени дошли, пусть и сильно повреждённые, статуи и рельефы Парфенона, построенного в 447—438 годах до н. э. Скульптурное убранство храма продолжало создаваться до 431 года.
Пройдя пропилеи и вступив на территорию Акрополя, человек прежде всего встречал бронзовую статую Афины Промахос (воительницы), являвшей собой божественное покровительство Афинам. Богиня была изображена в шлеме с копьём и щитом. Высокий, видимый издалека из Пирея монумент был создан Фидием в 465—455 годах до н. э. Оригинал его утрачен. Ещё одной бронзовой статуей работы Фидия была Афина Лемния, изображавшая богиню задумчиво смотрящей на снятый шлем, который она держала в руке.
От статуи Афины Промахос взгляд вошедшего направлялся к расположенному справа Парфенону, обращённому ко входу на Акрополь западным фронтоном, который был виден и издалека. На западном фронтоне был изображён спор между Афиной и Посейдоном за обладание Аттикой, выигранный Афиной, создавшей маслину. В настоящее время судить о композиции в целом позволяют её старые зарисовки. Она были лишена симметричной застылости. Средняя ось фронтона оставалась свободной, по сторонам от неё в динамичных позах располагались фигуры Афины и Посейдона, от них движение распространялось к краям фронтона.
Метопы также были посвящены мифической истории Аттики: битве греков с амазонками, осадившими Афины, кентавромахии, взятию Илиона, т. е. Трои. До нашего времени более-менее целыми дошли южные метопы со сценами кентавромахии. Каждая из них обладает законченной композицией, изображающей различные моменты борьбы, в которой побеждает то кентавр, то человек. Но, таким образом, все вместе метопы создают общую картину битвы. Над метопами работали разные, обладавшие различными почерками мастера.
Южные метопы Парфенона. Лондон, Британский музей.
Сквозь колонны Парфенона был виден расположенный на стенах его целлы фриз-зофор, изображавший шествие больших Панафиней. Таким образом изображения граждан Афин сливались в единое целое с миром богов и героев. При этом то, что сплошной ионический фриз целлы зрительно членился колоннадой на отдельные отрезки, напротив, подчеркивало непрерывность движения процессии. Для фриза Парфенона характерно пульсирующее, то ускоряющееся, то замедляющееся движение, начинающееся и заканчивающееся покоем. Так как в действительности праздничное шествие двигалось вдоль северного фасада храма, движение изображенной процессии разворачивалось с правого угла западного фасада и шло налево, продолжаясь на северном фасаде. Лишь крайние правые фигуры на западной стене целлы были развернуты вправо, указывая, что фриз идёт и по южному фасаду. С восточной стороны действие заканчивалось фигурами пирующих богов.
Фриз целлы: процессия Панафиней.
С восточной стороны Парфенона располагался вход в храм, перед которым совершались жертвоприношения. Здесь на фронтоне было изображено рождение Афины из головы Зевса, а в метопах гигантомахия, показывавшая победу олимпийских богов над стихийными силами титанов. От композиции сохранились лишь боковые фигуры, прекрасно вписанные в углы фронтона. В их числе головы коней колесницы Гелиоса, поднимающейся с левого края композиции, и колесницы богини ночи Никс, опускающейся справа.
Фронтоны Парфенона. Лондон, Британский музей.
Западный фронтон.
Сохранившиеся на первоначальном месте статуи западного фронтона.
Западный фронтон.
Кефал или Дионис. Восточный фронтон.
Гестия или Пейто, Диона и Афродита. Восточный фронтон.
Афина Парфенос. Уменьшенная реплика.
В Парфеноне синтез скульптуры и архитектуры достиг своего высшего развития в древнегреческом искусстве. Если в западном фронтоне ещё присутствует характерное для ранней классики движение вдоль плоскости стены, то в восточной композиции каждая фигура чувствует себя совершенно свободно. Зритель не замечает ограничивающих рамок архитектуры, создающей пространство для скульптур. Высочайшими качествами обладают сохранившиеся фигуры восточного фронтона — лежащий Кефал (или Дионис) и сидящие Мойры (или Афродита, Пейто и Диона). В них в совершенной цельности проявились монументальность и ясность, лишённые нарочитости, телесная красота, почти живое дыхание.
Внутри Парфенона находилась огромная статуя Афины Парфенос (девы), сделанная Фидием в хрисоэлефантинной технике. Она отличалась усложнённой, видимо, даже перегруженной аллегорической программой, о которой можно судить по уменьшенной реплике из Национального археологического музея в Афинах. На богине был шлем с грифонами. В правой руке Афина держала фигуру Ники, а в опущенной левой — щит, на котором была изображена битва греков с амазонками. Есть основания полагать, что Фидий использовал золото разных оттенков, что позволяло достичь более тонких художественных эффектов. Согласно сообщению Плутарха, в связи со статуей были выдвинуты обвинения против Фидия в хищении золота, а также в том, что в числе воинов на щите он изобразил себя и Перикла. Однако, несмотря на это свидетельство, греческая скульптура классической эпохи едва ли стремилась к передаче индивидуальных портретных черт, создавая обобщённые внешне и внутренне прекрасные образы человека. Таким условным «портретом» является бюст (герма) Перикла, созданный скульптором Кресилаем ок. 440 года до н. э. (Мраморная копия — Лондон, Британский музей.)
Статуя Зевса в Олимпии. Гравюра-реконструкция XIX века.
В той же хрисоэлефантинной технике Фидием была создана и огромная сидящая статуя Зевса для храма Зевса в Олимпии, включённая позднее в список семи чудес света.
Ника, развязывающая сандалию. Рельеф храма Ники.
Заслуживают внимание статуи и рельефы других построек афинского Акрополя. Коры Эрехтейона, несмотря на то, что заменяют собой архитектурные элементы — колонны, исполнены не монотонно. В каждой из них есть свой оттенок пластического состояния. На фризе северного портика храма был применён особый колористический приём: белые фигуры располагались на фоне фиолетового мрамора. Фриз, а также рельефы балюстрады храма Ники Аптерос отличаются особой динамикой, игра света и тени усиливает стремительность и легкость движений. Однако в фигуре богини, снимающей сандалию, с большой силой проявляется скорее лирический, интимный мотив, свойственный позднее Праксителю.
Иные новшества появились во фризе храма Аполлона в Бассах, построенного ок. 430 года Иктином. Хранящийся в настоящее время в Британском музее фриз был расположен внутри целлы храма. Здесь представлены амазономахия и кентавромахия. Его отличают необычные для высокой классики бурность движения, резкие светотеневые контрасты, откровенное изображение в лицах злобы и страдания. Тяжеловестность господствует над соразмерностью. Особенности фриза могут быть связаны с провинциальным, самобытным творчеством его исполнителя, но в них можно видеть и предвосхищение образов скульптора поздней классики Скопаса.
Постепенный отход от идеалов высокой классики, разрушение её цельного языка проявились и в других произведениях конца IV века до н. э., в частности в надгробиях. Форма в них становится более живописной. В образах появляются драматизм, ярко выраженная скорбь, акцентируется духовное состояние человека. С этим может сочетаться и более жанровая трактовка движения.[5]
Поздняя классика
В IV в. до н. э. греческая скульптура, не утратив своего совершенства, приняла иной, чем прежде, характер: к великим идеям и возвышенным чувствам, породившим столько замечательных произведений в век Перикла, присоединились новые понятия и стремления; создания пластики стали более страстными, проникнутыми драматизмом, в них проявилась более чувственная красота. Изменился также материал скульптуры: слоновая кость и золото были вытеснены мрамором; меньше стали использоваться металлические и иные украшения.[6]
Скопас. Битва греков с амазонками. Фрагмент фриза Галикарнасского Мавзолея Афродита Книдская
Одним из представителей нового направления был Скопас, глава новоаттической школы. Он стремился выражать бурные страсти и достигал этой цели с силой, какая раньше не была присуща ни одному скульптору. Скопасу принадлежали, в числе прочего, оригиналы скульптур Аполлона Кифареда, сидящего Ареса виллы Лудовизи и, возможно, Ниобид, умирающих вокруг своей матери. Также ему принадлежит создание части рельефов Галикарнасского Мавзолея. Другой великий мастер той же школы, Пракситель, любил, подобно Скопасу, изображать глубокие чувства и вызванные страстью движения, однако лучше всего удавались ему идеально-прекрасные юношеские и полудетские фигуры с оттенком едва пробудившейся или ещё скрытой страстности (Аполлон Сауроктон, Книдская Афродита, Гермес с младенцем Дионисом на руках и др.).[6]
В противоположность афинским мастерам-идеализаторам, скульпторы пелопонесской школы этой же эпохи в Аргосе и Сикионе работали в натуралистическом духе, преимущественно воспроизводя сильные и красивые мужские фигуры, а также портреты известных лиц. Среди этих художников первое место принадлежит Лисиппу, создававшему скульптуры из бронзы, современнику Александра Македонского, прославившемуся его портретными изображениями. Лисипп дал новый канон пропорций человеческого тела своей статуей атлета-апоксиомена (т. е. счищающего с себя пыль палестры) и создал, в числе прочего, типический образ Геракла.[6]
Примечания
↑ Ю. Д. Колпинский. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., «Искусство», 1970, с. 24—25.
↑ Ю. Д. Колпинский. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., «Искусство», 1970, с. 35—42.
↑ Ю. Д. Колпинский. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., «Искусство», 1970, с. 50—55.
↑ Ю. Д. Колпинский. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., «Искусство», 1970, с. 55—58.
↑ Ю. Д. Колпинский. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., «Искусство», 1970, с. 58—68.
↑ 1 2 3 Ваяние // ЭСБЕ
Литература
Ю. Д. Колпинский. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., «Искусство», 1970.
М. В. Алпатов. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.
Б. Р. Виппер. Искусство Древней Греции. М., 1971.
Б. И. Ривкин. Античное искусство. М., 1972.
Л. Акимова. Искусство Древней Греции. СПб, «Азбука-классика», 2007.
Ссылки
Всеобщая история искусств. Том 1. Под ред. Р. Б. Климова. М., "Искусство", 1956:
Любимов Л. Д. Искусство древнего мира. М., "Просвещение", 1971:
org-wikipediya.ru
ВЕРХНЯЯ ЗОНА АКРОПОЛЬСКОГО ХОЛМА…Акрополь, Афины, Аттика, Греция.
[начало]Начало:К АКРОПОЛЮ БЕЗ ЭКСКУРСОВОДА.ОПЯТЬ ГРЕЦИЯ. ИЛИ КАК ПОЕХАТЬ В ГРЕЦИЮ ПОЧТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО.ПОЧЕМУ МЫ ВЫБРАЛИ ЭТОТ ОТЕЛЬ. Отель Galaxy 3*(Гэлэкси).ОБШЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ АФИН.АФИНСКОЕ МЕТРО.АНТИЧНАЯ РЕЧКА ИРИДАН И СТЕКЛЯННЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ НЕЁ…метро Монастираки.МУЗЕЙ НА ЗЕМЛЕ И ПОД ЗЕМЛЁЙ…МЕТРО АКРОПОЛИ.ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ. метро Синтагма..АФИНСКИЙ ТРАМВАЙ..АВТОБУСЫ И ТРОЛЛЕЙБУСЫ АФИН.ТАКСИ.МАШИНЫ И МОТОЦИКЛЫ.Виды с Акропольского холма на достопримечательности Афин.НИЖНЯЯ ЗОНА АКРОПОЛЬСКОГО ХОЛМА.Одеон Ирода Аттики.1.Пропилеи. Начало сентября. +32 в тени. Холодно.Во вторую зону Акропольского холма можно попасть с двух сторон. Из нижней зоны АКРОПОЛЬСКОГО ХОЛМА и с небольшой площади с левой стороны Акропольского холма. Она расположена между Акропольским холмом и холмом Филопану. Если вас повезут на экскурсию. Скорее всего вы попадёте в Акрополь через него.2.Вот кусочек этой площади. Площади особо не видно, но видно скопление туристических автобусов.
3.Вот здесь вы и начнёте путь. Пойдёте на право и вверх.
4. Вид с Ареопага на центральный вход в Афинский акрополь.
Афинский Акрополь расположен на природной известняковой скале высотой 156 м над уровнем моря, с плоской вершиной (270–155 м). По найденным керамическим фрагментам определяется дата первых поселений на Акрополе (4–7 тыс. до н.э.). В 13 в. до н.э. скалы Афинского Акрополя укрепляются каменными стенами толщиной 5 м, возведение которых позже приписывались Киклопам, существам сверхъестественной силы. В древнейшие времена Акрополь был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего это было место обитания правителя. В конце 2 тыс. до н.э. Акрополь приобретает исключительно культовое значение. Богиня Афина, обладала двумя ипостасями: с одной стороны, она – покровительница сил земли, плодородия, рождаемости (Полиада), с другой, она – воинственная защитница города и Дева (Паллада). В геометрическую эпоху (10–8 вв. до н.э.) ее культ отправлялся в небольшом храме на территории, где позже был построен храм Эрехтейон. Согласно мифам ее деревянное изображение было низвергнуто Зевсом на землю и упало на Акрополь.5.
Уже в середине 7 в. до н.э. на Акрополе появляется первое крупное сооружение – храм Полиады, заменившее небольшое святилище геометрического периода, в котором хранилась городская казна. Новым были размеры здания и впервые появившееся фронтонное обрамление (только с восточной стороны). В начале 6 в. до н.э. здание перестраивается: увеличиваются размеры, возникает второй фронтон и колоннада. Около 525 до н.э. храм был построен заново, обретя мраморные фронтоны, метопы и другие детали. Примерно тогда же на Акрополе появляются первые мраморные статуи («Мосхофор» (570 до н.э.)), многочисленные изображения девушек, т.н. Коры.6.
После победы под Марафоном в 490 до н.э. было решено создать на Акрополе рядом с древним храмом Полиады новый храм, посвященный Афине Палладе. Этот храм был более узким, чем Парфенон, имел 6 колонн. Однако постройки так и не были завершены, т.к. персы, захватившие Афины, полностью разрушили город и все святилища Акрополя. Возвращение афинян в свой город в 478 до н.э. – начало нового этапа в жизни Акрополя: возводится южная стена Акрополя, частично восстанавливается храм Полиады, создается колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы) (465–455 до н.э.).Установленная на высоком постаменте в центре Акрополя, она была своеобразной связующей осью всего ансамбля. Изображенная в роскошном шлеме, со щитом и копьем, она была видна издалека, с моря, т.к. солнце сверкало на золотых частях статуи (острие копья, шлем). Скульптура Афины Промахос работы Фидия поражала современников своими грандиозными размерами.7.По скользим камням вверх. На Храм Ники Аптерос.
При Перикле, который провозгласил объединение всего греческого мира под главенством Афин, в 450 до н.э. начинаются работы по созданию ансамбля на Афинском Акрополе по единому плану: Парфенон – храм Афины Парфенос (447-438 до н.э.), Пропилеи – торжественные ворота, вход на Акрополь(437–432 до н.э.), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) (между 449–420 до н.э.), храм Эрехтейон (421–406 до н.э.), статуя Афины Промахос. Планировка и постройка Акрополя выполнялась под руководством Фидия.В последующие эпохи облик Афинского Акрополя менялся незначительно: в начале 4 в. до н.э. царь Пергама Эвмен II устанавливает квадригу на высоком постаменте (известен как Постамент Агриппы) рядом с Пинокатекой, примыкающей к Пропилеям. В Римский период на Акрополе восточнее Парфенона был построен небольшой круглый моноптерный (без алтарной части) храм в честь обожествленной Ромы (Рима) и императора Августа (27 до н.э.).8. Вход, ныне выход.
9.Львы около выхода.
При введении христианства становятся храмами и Эрехтейон и Парфенон (церковь Мудрости Божией (Софии)). В 1205 Афинами овладевают франки (крестоносцы), и герцоги Делароши (De la Roche) устраивают в Пропилеях и в Пинакотеке свою резиденцию. Парфенон в это время становится кафедральным собором Notre Dame d'Athenes. В 1456 Афины завоеваны оттоманской армией Омара Турахана, полководца Мухаммеда Завоевателя. Парфенон превращается в мечеть, Эрехтейон – в гарем турецкого коменданта. В 1687 венецианская армия осадила турок в Акрополе, постоянно обстреливая его. Один из снарядов попал в Парфенон, использовавшийся, как пороховой склад. Это привело к колоссальному взрыву, здание было разрушено. В том же году храм Ники Аптерос был разобран турками на составляющие мраморные блоки, которые использовались ими для укрепления бастиона. Часть Пропилей также уничтожена взрывом. Гравюры и очевидцы того времени и последующих лет описывают Афины и Акрополь, как город, чье население его покинуло. Тогда же к разрушенному Парфенону пристраивается мечеть.
10.На Пропилеях. и сейчас много народа. И не только. Такие охранники постоянно спят на ступенях в тени. И не боятся, что им отдавят лапы или наступят на хвост. А туристы кто снимает виды , кто отдыхает после трудного подъёма.
В начале 19 в. происходит вывоз художественного наследия Древней Греции с Афинского Акрополя британским послом в Турции лордом Джеймсом Брюсом Элгиным (1811–1863). Теперь эти произведения хранятся в Британском музее. В результате военных действий национально-освободительной войны против турецких завоевателей, начавшейся в Греции в 1821, некоторые постройки Акрополя пострадали (часть Эрехтейона была разрушена). После обретения Грецией независимости и провозглашения Афин столицей, Акрополь передается под опеку государства. Удаляются многие развалины, уничтожаются турецкие укрепления Пропилей, восстанавливается храм Ники Аптерос (1834–1838), проводятся раскопки, в результате которых найдено большое количество произведений архаической архитектуры и скульптуры, выставленных ныне в Музее Акрополя. С 1898 до второй мировой войны проводятся крупномасштабные реставрационные работы, продолжившиеся после окончания войны.
11. Эти рельсы проложены для реставрационных работ. За сетчатым забором сложены материалы.
12.Эти плиты тоже приготовлены для восстановления храмов.
13.Вдоль храмов проложены бетонные дорожки. Весь Акропольский холм - это одна большая каменная глыба. Камень неровный и скользкий. Советую одевать удобную обувь. Даже в ней не очень удобно ходить не по дорожкам. Неровно и скользко.
14.Фрагмент макета Акропольского холма.
На этой схеме верхняя и нижняя зоны Акропольского холма.
1.Парфенон.(от греч. parthenos – дева) – храм богини Афины Парфенос (Девы) – величайший памятник древнегреческого искусства. Возведен по приказу Перикла (447–438 до н.э.) на месте незаконченного и разрушенного персами храма. Архитекторами были Иктин и Калликрат. Однако, предполагается, что Фидий создал общую композицию ансамбля.
2.Гекатомпедон — древнейший храм Афинского акрополя, посвященный богине Афине, древний предшественник Парфенона. Построенный в начале 6 века до н. э. в период правления Писистрата в пределах территории еще более древнего микенского царского дворца, датированного примерно 14 веком до н. э., храм располагался напротив Пропилей. Своё условное название храм получил благодаря размерам целлы — 32,8 м (то есть 100 футов) на 16,4 м (соответственно 50 футов). Εκατόμπεδος дословно переводится как стофутовый. Руины храма открыл во время раскопок в 19 веке немецкий археолог Вильгельм Дерпфельд: сохранилось основание двух колонн мегарона. В конце 19 века обнаружили и скульптуры фронтонных композиций этого храма. Сюжеты изображений были заимствованы из древнегреческой мифологии. На левой метопе изображен Геракл, борющийся с морским чудовищем, получеловеком-полурыбой, огромным чешуйчатым Тритоном. Справа изображено крылатое фантастическое существо с тремя человеческими торсами со змеиными хвостами. Первая фигура сжимает в руке язык пламени, вторая — волнистую ленту, а третья держит на ладони птицы. Это символы трех стихий — огня, воды и воздуха. Трехглавый змей — Тритопатор — может олицетворять трехглавого исполина Гериона или морского старца Протея, который мог принимать любой вид, или Тифона, дракона, рожденного в подземном мире, или Нерея, морского старца, покровителя моряков, что часто изображался сидящим на тритоне с водорослями в веках и волосах и трезубцем в руке. На центральной метопе изображен бык, которого раздирает лев.Скульптуры выполнены из мягкого поросского известняка и хорошо сохранили яркие краски. Так, волосы на голове и бороде раскрашенное синими, глаза — зеленые, уши, губы и щеки — красным. Тела покрыты бледно-розовой краской. Змеиные хвосты расписаны красными и синими полосами. Одна из глав трехглавого змея так и вошла в историю искусства под условным названием «Синяя Борода». Метопы Гекатомпедон сейчас экспонируются в Новом музее акрополя.3. Эрехтейон, выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин Эрехтею, давшему название храма.У подножья Акрополя с восточной его стороны были построены театры под открытым небом: Театр Диониса, возведенный греческими зодчими, и Одеон Ирода Аттика, построенный римскими строителями во 2 в.
4. Статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы, др.-греч. Ἀθηνᾶ Πρόμαχος) — огромная бронзовая статуя работы Фидия на афинском Акрополе, воздвигнутая в 465—455 годах до н. э.. Стояла на высоком постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном. Афина была изображена в шлеме, со щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми. Именно поэтому моряки, подплывая к Афинам, издали видели золото, блестевшее на солнце. То есть Афина служила "маяком". До наших дней не сохранилась.5.Пропилеи., торжественный вход на Акрополь (437–432 до н.э.). Построены архитектором Мнесиклом и находятся в западной части Акрополя.
В северном крыле Пропилеи в античное время находилась Пинакотека — первая в мире картинная галерея, в которой хранились произведения крупнейших греческих художников классической эпохи. Картины большей частью мифологического содержания, написанные на деревянных досках, развешивались на стенах.Постамент Агриппы.
6. Храм Ники Аптерос.; необыкновенно изящный мраморный храм, примыкающий к юго-западному крылу Пропилей, был построен архитектором Калликратом. Проект храма осуществлен в 450 до н.э., а его возведение проводилось в 427–421 до н.э
Пиргос.
7. Элевсинион (храм у основания Акрополя в Афинах посвящённый Деметре)8.Бравронейон– одно из святилищ Артемиды Бравронской, покровительницы женщин, готовящихся к родам, и рожениц. Находилось здание справа от Пропилей, имело в плане форму буквы «П», открытой своей частью было обращено к дороге Панафиней. Внутри хранился ксоан богини, ее статуя работы Праксителя. Не сохранилось.9. Халькотека, (Χαλκοθήκη) — особое здание на афинском акрополе, с опистодомом (внутренняя комната), принадлежавшее Парфенону и служившее складочным местом жертвенной утвари и оружия. Здесь хранились, между прочим, принадлежавшие городу щиты, панцири, копья, поножи, катапульты и др. метательные орудия; сюда же складывалось оружие, взятое в разное время у неприятеля. В топографии Афин, X. помещается одними в юго-вост. углу Акрополя, другими (Dörffeld) — к западу от Парфенона, на южном краю плато, третьими — в северной его части, ближе к зап. углу.
10. Пандросейон. В афинском Акрополе в честь Пандросы был сооружён храм Пандросейон, где находилась священная олива, посаженная Афиной.
11. Аррефорион храм. В котором располагались Аррефоры, девушки жрицы культа Афины Полиады.12. Афинский алтарь. Здесь поклонение Афродите заменилось одной из микенских богинь с голубями, почетаемая как богиня плодородия у входа в Акрополь. В этом храм богини любви и плодородия группа аррифорейцев приходила в одну из летних ночей, чтобы совершить древний обряд , целью которого было увеличение плодородия земли.13. Святилище Зевса Полиея. Недалеко от храма Ромы, на самой высокой точке Акрополя, находилось важное святилище древнего Акрополя – святилище Зевса Полиея. Центральным событием ритуала в этом святилище было жертвоприношение быка. Не сохранилось.12-13 находились примерно в этом месте.
У самой стены ведутся раскопки.
14.Святилище Пандиона (Pandionos Afieromeno) мифического героя и царя города Афины, сына Эрихтония или Эрехтея (Erichthoniou).Представляло из себя культовую площадку V века д.н.э. прямоугольной формы под открытым небом, расположенную на южном склоне Афинского Акрополя. В святилище выполнялись различные ритуалы племени Пандиона . На его месте теперь располагается старый музей Акрополя.
Смотровая площадка.
Старый музей Акрополя. Сейчас он закрыт. Но рядом работают общественные туалеты.
Под этими деревьями стоят лавочки и питьевые фонтанчики.
Около фонтанчиков постоянно толпится народ. И собаки.
15. Одеон Ирода Аттики Иродион (греч. Ωδείο Ηρώδου του Αττικού) располагается на южном склоне Акрополя. Герод Аттический построил его в 165 г. н.э. в честь своей покойной жены Региллы. Одеон имеет классическую форму древнего театра на 5000 мест, в котором до нашего времени сохранилось почти всё от времени постройки, за исключением статуй в нишах и разноцветной мраморной облицовки.
16. Поднимаясь по склону Акрополя, вы увидите стою Эвмена — крытую колоннаду, построенную во II веке до Р.Х. Эвменом II, царем Пергама. Стоя была построена, чтобы служить укрытием от непогоды или слишком сильного солнца для зрителей, собиравшихся в театре Диониса.
17.Асклепион (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium) — древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию. Асклепионы являлись не только культовыми строениями, но также и лечебными. Оказали значительное влияние на развитие медицины в Древней Греции.Жрецы Асклепия асклепиады занимались лечением больных. На начальных этапах оно состояло в выполнении определённых ритуалов. Больной должен был провести ночь в асклепионе, после чего рассказать о своих снах жрецу-асклепиаду. На основании сна назначалось лечение. Обязанностью жрецов было также составление таблиц, в которых описывалось течение болезни и предпринятые лечебные мероприятия, которые привели к желаемому результату. Таким образом, асклепиады способствовали накоплению медицинских знаний в храмах бога медицины Асклепия.
18. Театр Диониса античное театральное здание в городе Афины (Греция).Театр Диониса располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя и входит в число самых древних театров в мире. Театр был построен в V в. до н. э. и был деревянным. Выступления в театре проходили дважды в год — во время Малых Дионисий и Великих Дионисий.
19.Одеон Перикла(крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.)
20.Теменос Диониса.
21.Святилище Аглавры. В Афинах был священный участок Аглавры. Ее святилище у акрополя: в пещере на склоне Акрополя. Ею клялись афинские женщины.Храм Ромы и Августа(27 до н.э.) – небольшой, выполненный из мрамора, круглый в плане несохранившийся храм. Круглое, с ионическими колонными здание («моноптер»), было посвящено богине Ромы и божественному императору Августу.В западной части Акрополя. Внутри пещеры находиться источник клепсидра. Раньше этот источник именовался «Эмбедо», но вскоре изменил свое название, т.к. его воды периодически исчезают. В начале пятого века до н.э. Кимон превратил этот источник в фонтан. В течение десятого века н.э. фонтан был завален камнями, так что потребовались специальные работы, чтобы вновь получить доступ к воде. В период Христианства , Клепсидра становится «святым источником», и рядом с ним, на руинах строится церковь Святых Апостолов.Рядом с источником Клепсидра располагается алтарь Аполлона. После выборов 9 архонтов в Афинах, было принято принимать присягу в алтаре Аполлона Патросского, а затем, приходить сюда и давать вторую клятву.Рядом с пещерой Аполлона находится другая, более впечатляющая пещера, посвященная Зевсу. Каждую весну Пифейцы приходили в эту пещеру и ждали молнии – знака того, что Зевс появился на вершине холма Арма в горах Парнасса ,чтобы указать им курс на Дельфы. Это были избранные афинские жители, которые представляли город в течение дельфийского чествования пифейцев. Когда они возвращались от Дельфийского алтаря, они несли с собой священный огонь, «новый свет», чтобы очистить алтарь Афин.Рядом с пещерой Зевса, немного к востоку, располагается еще одна небольшая пещера, посвященная богу лесов и пастухов, Пану. Поклонение этому божеству пришло в Афины позднее, после победы при Марафоне в 490 году до н.э. По преданию, согласно высказываниям Геродота, Пан появился после битвы при Марафоне, чтобы посеять страх перед персами и помочь афинянам одержать победу. В благодарность, афиняне решили организовать здесь место поклонения этому божеству.Самая восточная из священных пещер Акрополя – это пещера, названная в честь одной из трех дочерей Ксеропса, самой любимой принцессы афинян Аглаврос. Здесь с музыкой и танцами отмечались все самые важные праздники. Перед этой пещерой располагался алтарь, где 18-ти летние афиняне давали присягу и получали свои щиты и копья.