Происхождение древнего человека. Откуда появились люди на Земле. Основные версии происхождения человека
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Происхождение человека (краткое описание). Происхождение древнего человека


Происхождение человека (краткое описание)

Долгое время отсутствовали эмпирические данные о предках человека. Дарвин знал только дриопитеков (найденных в 1856 г. во Франции) и писал о них как о далеких предках человека. В XX веке раскопки позволили обнаружить остатки ископаемых обезьян, живших примерно от 20 до 12 млн. лет назад. К ним относятся проконсулы (обнаруженные в Восточной Африке), ориопитек (находка скелета в 1958 г. в Италии), рамапитек (30-е годы XX века в Индии), сивапитеки и др., которые уже по многим признакам обнаруживают сходство с человеком

Австралопитек и его орудия труда

В настоящее время большинство специалистов считает, что ближайшим предшественником человека являются австралопитеки - прямоходящие млекопитающие. Их костные остатки, возраст которых составляет от 5 до 2,5 млн. лет, впервые были обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. К настоящему времени обнаружены костные остатки около 400 особей австралопитековых.

Австралопитеки были связующим звеном между животным миром и первыми людьми.

В современной антропологии наиболее распространенной является точка зрения, по которой "эволюция человеческой линии заняла не свыше 10 млн. лет, а обезьяний предок гоминид имел черты сходства с шимпанзе, был по существу "шимпанзеподобен"... В качестве "модельного предка" человеческой и шимпанзоидной линии некоторые антропологи рассматривают карликового шимпанзе - бонобо - ... из джунглей Экваториальной Африки" (Хрисанова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология, М.: 1991, стр.37-38).

В 1891 г. голландский исследователь Эжен Дюбуа на о.Ява впервые нашел окаменелости древнейшего человека - первого питекантропа, или человека прямоходящего. Уже в нашем веке на Яве найдены еще несколько питекантропов, в Китае - близкие к ним синантропы и т.д. Все они представляют собой различные географические варианты человека прямоходящего, существовавшего приблизительно 0,5-2 млн.лет назад. Наряду с добыванием растительной пищи у питекантропов большую роль играла охота. Они умели пользоваться огнем, сохраняли его от поколения к поколению.

В 60-70-е годы нашего века в Африке были обнаружены остатки древнейших людей и самые примитивные орудия труда из гальки. Этот древнейший предок человека получил название человека умелого.

Человек умелый, судя по найденным останкам, датирующимся 2,6-3,5 млн. лет назад, существовал более полумиллиона лет, медленно эволюционировал, пока не приобрел значительное сходство с человеком прямоходящим.

Кроманьонский человек, его орудия и жилище.

Древнейших людей - питекантропов - сменили древние люди, которых называют неандертальцами (по месту первой находки в долине реки Неандр, Германия). Их скелетные остатки открыты в Европе, Азии и Африке. Время существования - 200-35 тысяч лет назад. Они могли не только поддерживать, но и добывать огонь. Шло развитие речи. С помощью изготовленных орудий древние люди охотились на животных, сдирали с них шкуры, разделывали туши, строили жилища. У неандертальцев впервые встречаются захоронения.В гроте Кроманьон во Франции было обнаружено сразу несколько ископаемых людей современного типа. По месту находки их называют кроманьонцами. Самые ранние их костные остатки датируются в 40 тысяч лет. Разнообразие типов орудий из камня и кости говорит о сложной трудовой деятельности. Человек уже умел сшивать шкуры животных и изготавливать из них одежду, жилье. На стенах пещер обнаружены мастерские рисунки.ТАБЛИЦА ((По материалам личной страницы Иванова Андрея http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/)

 

древнейший человек древний человек
Внешний вид первый прямоходящий человек - питекантроп.

Массивная со скошенным подбородком челюсть сильно выступает вперед. На лбу имеется надглазничный валик. Высота черепа по сравнению с современным человеком мала. Доля мозга развита сильнее, чем у обезьян. Левое полушарие больше, чем правое.

Неандертальцы. Объем мозга равен объему мозга современного человека. Развитие речи. Весь комплекс основных физических особенностей, которые имеются у современного человека. Умственное развитие достигло высокого уровня.
Образ жизни добывание растительности, развита охота. Жили в пещерах. Селились по берегам рек, под навесами скал.

Охотились на животных и сдирали с них шкуры, разделывали туши, строили жилища. Возникли элементарные социальные отношения.

Разнообразие трудовой деятельности

Сшивали шкуры и изготавливали из них орудия труда и жилье. Начинают осваивать территории земного шара. Одно из важнейших событий - возникновение искусства.

Орудия труда каменные орудия, обнаружены следы костров. Искусственно добывать огонь еще не умели. Умели добывать огонь. Использовали каменные орудия, но они были намного разнообразнее и служили для самых различных целей. Кремневые орудия становились все более разнообразными и совершенными. Разнообразие типов орудий (резцы, скребки, сверла, гарпуны)

 

 

 

 

 

www.examen.ru

Откуда появились люди на Земле. Основные версии происхождения человека

Откуда появились люди на Земле. Основные версии происхождения человека

До сих пор происхождение человека остается загадкой для ученых. Популярная теория Дарвина имеет большое количество недоказанных предположений и слабых мест.

Из-за отсутствия некоторых переходных звеньев эволюционной цепочки научные умы всего мира спорят о происхождении человека десятилетиями. Нет проблем с объяснениями только для сторонников других теорий — от мифологических и фантастических до инопланетных и мистических.

Как люди объясняли свое происхождение с древнейших времен? Попытаемся вспомнить основные версии нашего появления на планете Земля...

Откуда появились люди на Земле. Основные версии происхождения человека

Главные версии происхождения человека

Тотемизм

Тотемизм относят к древнейшим мифологическим представлениям и считают первой формой осознания человеческого коллектива, а также его места в природе. Тотемизм учил, что у каждой группы людей был свой собственный предок — тотемное животное или растение, тотем. К примеру, если тотемом служит ворон, то он является действительным прародителем рода, а каждый ворон — сородичем. При этом тотемное животное является только покровителем, но не обожествляется, в отличие от более позднего креационизма.

Андрогины

К мифологическим можно отнести древнегреческую версию о происхождении человека от андрогинов — перволюдей, сочетавших в себе признаки обоих полов. Платон в диалоге «Пир» описывает их как существ с шаровидным телом, у которых спина не отличалась от груди, с четырьмя руками и ногами и двумя одинаковыми лицами на голове.

Откуда появились люди на Земле. Основные версии происхождения человека

Модель Андрей Пежич

По легенде, наши предки не уступали титанам в силе и умении. Возгордившись, они решили свергнуть олимпийцев, за что были разрезаны пополам Зевсом. Это уменьшило их силу и самоуверенность вдвое.

Андрогинность присутствует не только в греческой мифологии. Идея о том, что мужчина и женщина представляли собой изначально одно целое, близка многим мировым религиям. Так, в одном из талмудических толкований первых глав Книги Бытия говорится о том, что Адам был создан андрогином.

Откуда появились люди на Земле. Основные версии происхождения человека

Авраам перед жертвоприношением сына

Авраамическая традиция

К авраамическим религиям восходят три монотеистические религии — иудаизм, христианство, ислам, берущие начало в легенде о Аврааме, который был патриархом нескольких семитских племен и первым человеком, уверовавшим в единого Господа-Бога. Их также называют «религиями откровения», потому что в основе учения лежит Откровение, по словам Александра Меня, «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку».

Согласно авраамической традиции, мир был создан Богом — Сущим из Небытия, в буквальном смысле «из ничего». Бог создал и человека Адама из праха земного «по образу и подобию нашему», чтобы был человек истинно добрым. Стоит отметить, что и в Библии, и в Коране о сотворении человека упоминается не один раз. Например, в Библии о сотворении Адама вначале говорится в 1-й главе, что Бог сотворил человека «из ничего по образу и подобию своему», во 2-й главе, что он создал его из пыли (праха).

Откуда появились люди на Земле. Основные версии происхождения человека

Статуя бога Шивы в Мурудешваре

Индуизм

В индуизме есть как минимум пять версий сотворения мира и человека, соответственно. В брахманизме, например, творцом мира является бог Брахма (в более поздних версиях отождествляется с Вишну и ведийским божеством Праджапати), который появился из золотого яйца, плавающего в мировом океане. Он рос и приносил себя в жертву, создавал их своих волос, кожи, мяса, костей и жира пять элементов мира — землю, воду, воздух, огонь, эфир — и пять ступеней жертвенного алтаря. Из него же были созданы другие боги, люди и прочие живые существа. Таким образом, в брахманизме, принося жертвы, люди заново воссоздают Брахму.

А вот согласно Ведам — древнему священному писанию индуизма, сотворение мира и человека окутано мраком: «Кто воистину знает, кто здесь провозгласит. Откуда родилось, откуда это творение? Далее боги (появились) посредством сотворения этого (мира). Так кто же знает, откуда он возник?»

Откуда появились люди на Земле. Основные версии происхождения человека

Каббала

Согласно каббалистическому учению, творец Эйн Соф создал душу, получившую имя Адам Ришон — «первый человек». Это была конструкция, состоящая из множества отдельных желаний, связанных между собой подобно клеткам нашего организма. Все желания находились в гармонии, так как изначально в каждом из них было заложено стремление поддерживать друг друга. Однако, находясь на высочайшем духовном уровне, подобном творцу, Адам принял на себя огромный духовный свет, что равнозначно «запретному плоду» в христианстве.

Не сумев достигнуть одним этим действием цели творения, первичная душа раскололась на 600 тысяч частей и каждая из них — еще на множество частей. Все они сейчас находятся в душах людей. Путем многих кругооборотов они должны провести «исправление» и вновь собраться в общий духовный комплекс, также называемый Адамом. Иными словами, после «разбиения» или грехопадения все эти частицы-люди не равны друг другу. Но, возвращаясь в первоначальное состояние, они вновь достигают одного уровня, где все они равноценны.

Откуда появились люди на Земле. Основные версии происхождения человека

Эволюционный креационизм

По мере развития науки, креационистам пришлось идти на компромисс с естественнонаучными концепциями. Промежуточной стадией между теорией творения и дарвинизмом стал «теистический эволюционизм». Теологи-эволюционисты не отвергают эволюцию, но считают ее инструментом в руках Бога-творца. Проще говоря, Бог создал «материал» для появления человека — род Homo и запустил процесс эволюции. В итоге получился современный человек.

Важным моментом эволюционного креационизма является то, что хоть тело и менялось, дух человека оставался неизменным. Именно такой позиции официально придерживается Ватикан со времен папы Иоанна Павла II (1995 год): «Бог создал обезьяноподобное существо, вложив в него бессмертную душу». В классическом креационизме человек со времен создания не изменялся ни телом, ни душой.

Откуда появились люди на Земле. Основные версии происхождения человека

«Теория древних космонавтов»

В XX веке была популярна версия о внеземном происхождении человека. Одним из родоначальников идеи палеоконтакта в 1920-е годы стал Циолковский, заявивший о возможности посещения инопланетянами Земли. Согласно теории палеоконтакта, когда-то в далеком прошлом, примерно в каменном веке, Землю по каким-то своим делам посетили пришельцы. То ли их интересовала колонизация экзопланет, то ли ресурсы Земли, то ли это была их пересадочная база, но так или иначе часть их потомков обосновалась на Земле. Возможно, они даже смешались с местным родом Homo, и современные люди представляют собой метисов инопланетной формы жизни и аборигенов Земли.

Основные аргументы, на которые опираются сторонники этой теории — сложность технологий, используемых при строительстве памятников древности, а также геоглифы, петроглифы и другие рисунки древнего мира, на которых якобы изображены инопланетные корабли и люди в скафандрах. Матес Агрес — один из основателей теории палеовизитов, даже утверждал, что библейские Содом и Гоморра были разрушены не божьим гневом, а ядерным взрывом.

Откуда появились люди на Земле. Основные версии происхождения человека

Дарвинизм

Знаменитый постулат — человек произошел от обезьяны, обычно приписывают Чарльзу Дарвину, хотя сам ученый, памятуя судьбу своего предшественника Жоржа Луи Бюффона, поднятого в конце XVIII века на смех за подобные идеи, осторожно высказывался, что у людей и обезьян должно быть некий общий предок, обезьяноподобное существо.

Согласно версии самого Дарвина, род Homo зародился где-то 3,5 миллиона лет назад в Африке. Это был еще не наш соплеменник Homo Sapiens, чей возраст сегодня датируют, примерно, 200 тысячами лет, а первый представитель рода Homo — человекообразная обезьяна, гоминид. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность. Ну, а причиной эволюции, как и у всех остальных видов, был естественный отбор, а не божий замысел.

Откуда появились люди на Земле. Основные версии происхождения человека

источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

У нас еще много очень интересных статей! Вот только несколько из них:

Самые интересные прозвища правителей...

Занимательная Библия (25 вопросов)...

Чтобы помнили. 40 дней трагедии в московском метро...

Ужасно поучительные истории с участием секс-игрушек, которые...

Сторожевая и пограничная служба, фортификации у запорожских ...

Боль и страх: 10 главных телесных наказаний на Руси...

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

bravedefender.ru

История древних людей. Появление первобытного человека

Леонид Борисович Вишняцкий Российский археолог, д. и. н., ведущий научный сотрудник Отдела археологии палеолита Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН, Санкт-Петербург). История одной случайности, или Происхождение человека История одной случайности, или Происхождение человека

Эта книга – об антропогенезе; книга не столько о том, КАК совершалась эволюция человека, сколько о том, ПОЧЕМУ она совершалась, почему антропогенез вообще состоялся и почему это был именно АНТРОПОгенез.

«Хотя Homo  habilis  является  древнейшим общепризнанным членом рода Homo, по-настоящему человечество начинается с Homo erectus».

Н. Боаз. “Eco Homo”.

Выше мы попытались выяснить основные причины и примерное время начала первой культурной революции. Было сказано также, что главным ее итогом стало превращение культуры в фактор, определяющий наиболее важные аспекты поведения предков человека и направление их биологического развития. Но когда же именно был достигнут этот итог? Можно ли хотя бы приблизительно датировать момент завершения первой культурной революции? Я думаю, можно. Конечно, наши знания о ранних стадиях эволюции человека и культуры еще очень ограничены и любые обобщения в этой области носят предварительный и гипотетический характер, но все же, если суммировать имеющиеся сведения, то нельзя не заметить, что целый ряд очень важных, переломных изменений в биологии и в поведении гоминид приходится, в общем-то, на один и тот же период – период, отстоящий от наших дней примерно на полтора миллиона лет. Согласно археологической периодизации – это начало так называемой ашельской эпохи, которая следует в археологической периодизации за олдувайской и охватывает период примерно от 1,5 млн. до 200 тыс. лет назад. Для антропологов же это время, когда род Homo в лице вида гомо эректус обретает, наконец, легко узнаваемые черты, многие из которых почти в неизменном виде сохраняются у его представителей и поныне.

Особенно резкие перемены происходят в анатомии скелета, в размерах и строении мозга, в способах жизнеобеспечения и характере питания, в географии расселения гоминид, в технологии изготовления орудий и формах этих орудий, а также, предположительно, и в способах коммуникации. Создается впечатление, что в рассматриваемый период процессы биологического и культурного развития человека как бы сходятся в одной точке, после чего в нашей истории начинается уже совсем другой этап. Эту точку я предлагаю называть «точкой необратимости», поскольку, как мне кажется, по ее достижении возврат к прежнему, чисто биологическому пути адаптации стал если и не абсолютно невозможен, то, во всяком случае, крайне маловероятен (рис. 6.3).

Рис. 6.3.

Рис. 6.3.

Начнем с анатомии, с тех изменений, которые произошли в интересующий нас период с телом гоминид. В первой главе уже говорилось вкратце о том, что для вида гомо эректус, включая самых ранних представителей этого вида,1 характерен, в общем, вполне человеческий скелет, по размерам, пропорциям и многим другим особенностям близкий к скелету современного человека. О предшественниках эректусов – габилисах этого никак не скажешь. По многим анатомическим характеристикам, которые могут быть более или менее надежно реконструированы и которые тесно связаны с экологическими, демографическими, репродуктивными и прочими особенностями поведения вида, габилисы явно ближе к австралопитекам, чем к гоминидам — членам рода Homo. Среди этих характеристик такие, как размер и форма тела, пропорции конечностей, темпы индивидуального развития, особенности жевательного аппарата и т.д. Кроме того, уже у самых ранних эректусов в отличие от габилисов и австралопитеков полностью отсутствуют какие бы то ни было черты, свидетельствующие о сохранении приспособленности к древесному образу жизни. Основываясь на всем этом, некоторые антропологи сейчас даже предлагают переместить вид габилиса из рода Homo в род австралопитеков.

Рис. 6.4. Объем мозга у австралопитеков и ранних Homo.

Рис. 6.4. Объем мозга у австралопитеков и ранних Homo.

По размеру мозга эректусы тоже сильно отличаются от предшествующих им  гоминид. Уже у самых первых членов этого вида объем мозговой полости был намного больше, чем у любого австралопитека, да и по сравнению с габилисами они в этом отношении ушли далеко вперед (рис. 6.4). Лишь крайние значения, зафиксированные для этих двух групп, слегка перекрываются, в то время как разница средних величин составляет порядка 200 см3.

Не приходится сомневаться и в том, что степень плотоядности гоминид с появлением вида гомо эректус также возросла. Об этом говорят и археологические находки, прежде всего, значительное увеличение числа находимых на стоянках костей животных со следами их расчленения каменными орудиями, и некоторые новые черты в анатомии наших предков. Об одной из таких черт уже упоминалось в предыдущем разделе. Это сужение нижней части грудной клетки, сигнализирующее об уменьшении размеров кишечника. Второй признак, отражающий изменение характера питания, – размер и строение зубов. У австралопитеков и габилисов коренные зубы (моляры) еще очень крупные, с толстым слоем покрывающей их эмали. Они приспособлены, в первую очередь, к пережевыванию растительной пищи, включая жесткие коренья, зерна, орехи и т.д. У эректусов же моляры становятся намного меньше (несмотря даже на то, что размер тела гоминид на этой стадии эволюции заметно увеличивается), а слой эмали на них тоньше. Скорее всего, это в немалой степени было связано с увеличением доли животных продуктов в их рационе.

Такое увеличение имело и другие важные следствия. В частности, вполне возможно, что именно оно явилось одной из главных причин, приведших к началу расселения гоминид за пределы их африканской прародины. Дело в том, что хищникам для того, чтобы прокормиться, требуется намного больше территории, чем травоядным животным. Поэтому по мере изменения положения гоминид в трофической цепи, т.е. по мере того, как из вегетарианцев они все больше превращались в любителей мяса, изменялась и плотность их популяций – они становились все более разреженными. Даже при общей неизменной численности им требовалось бы все больше и больше места. Поскольку же в реальности их численность, по всей вероятности, со временем все же хоть и медленно, но возрастала, то должен был наступить момент, когда Африка – или, по крайней мере, та ее часть, где существовали пригодные для существования гоминид условия, – стала для них слишком мала. С этой точки зрения то обстоятельство, что первые следы присутствия человека в Азии и Европе приходятся как раз на период, следующий за появлением гомо эректус (гомо эргастер), выглядит вполне закономерно и предсказуемо.

Если исходить лишь из хорошо обоснованных и проверенных датировок и материалов, то получается, что и в Азии, и в Европе древнейшие археологические памятники имеют возраст немногим более одного миллиона лет назад. Это не относится только к Ближнему Востоку и Кавказу, куда, как уже говорилось в первой главе, гоминиды впервые проникли, по меньшей мере, 1,5 млн. лет назад. Путь европейских и азиатских первопоселенцев пролегал, скорее всего, через район Суэца, где существовал сухопутный мост, связывавший Африку с Евразией. Кроме того, не исключено, что в районах Гибралтара и Африканского Рога тоже были какие-то перемычки, делавшие возможными миграции из Северной Африки непосредственно в Европу, а из Восточной Африки на Аравийский полуостров и далее в глубинные районы Азии.

К середине ашельской эпохи, т.е. 700-800 тыс. лет назад, область распространения культуры включала уже почти всю Африку, юго-запад Европы, Западную, Центральную и Восточную Азию. Вероятно, в нее входили и некоторые острова Юго-Восточной Азии, где костные остатки гоминид имеют возраст не менее 1 млн. лет, но не сопровождаются столь же древними артефактами. Скоре всего, последние пока просто не найдены, хотя нельзя полностью исключить и вероятность того, что первоначально гоминиды обходились в этом регионе вообще без каменных орудий, найдя им более или менее равноценную замену в изделиях из иных, менее долговечных материалов, таких, например, как бамбук.

Рис. 6.5. Деревянное копье эпохи нижнего палеолита, найденное на стоянке Шенинген в Германии.

Рис. 6.5. Деревянное копье эпохи нижнего палеолита, найденное на стоянке Шенинген в Германии.

После того как гоминиды начали расселяться в Евразии, роль мясной пищи и охоты в их жизни должна была еще более возрасти. Прежде всего, это относится к тем популяциям, которые продвигались на север. Этнографами давно уже было замечено, что относительная роль животных и растительных продуктов в рационе живущих охотой и собирательством людей зависит в значительной степени от природных условий и довольно четко коррелирует с географической широтностью – чем дальше от экватора, тем больше доля мяса в питании, и наоборот. Эта закономерность, наверняка, проявлялась и на самых ранних стадиях человеческой истории. Отсутствие во вновь осваиваемых регионах привычных пищевых ресурсов заставляло людей искать новые источники существования и способы жизнеобеспечения, одним из которых стала систематическая охота, в том числе на крупных животных. Некоторые свидетельства такой охоты дают археологические находки, относящиеся к ашельскому времени. Так, например, обитатели стоянок Торральба и Амброна в Испании, как предполагается, успешно охотились на слонов, которых сначала загоняли в топкое болото, а потом убивали. На последнем из этих двух памятников был найден и обломок деревянного копья, служившего, видимо, в качестве охотничьего оружия. Правда, долгое время вопрос о назначении этого предмета и вообще о существовании копий в ашельскую эпоху оставался открытым, но сенсационные открытия, сделанные относительно недавно на стоянке Шенинген в Германии, позволяют решить его положительно. В Шенингене было найдено несколько копий, выструганных древнейшими обитателями этого памятника из ели. Копья прекрасно сохранились, благодаря залеганию в ископаемом торфянике. Они изготовлены по одному стандарту, имеют тщательно заостренные концы и примерно одинаковую длину около или чуть больше 2 м у целых экземпляров (рис. 6.5). Полученные разными методами датировки и геологические условия залегания находок и не оставляют сомнений в том, что возраст их составляет не менее 300 тысяч лет.2

С началом ашельской эпохи меняются и каменные орудия. Иногда, правда, они все еще очень похожи на орудия, которыми пользовались в олдувайское время, но иногда уже сильно отличаются от них, превосходя их совершенством формы и обработки. Особенно эффектно выглядят крупные, симметричные, тщательно оббитые с двух сторон изделия с копьевидным или топоровидным концом, выполнявшие множество самых разных функций, но именуемые рубилами и колунами (рис. 6.6). Эти изделия наиболее типичны для ашеля эпохи (сам термин происходит от названия местечка Сент-Ашель во Франции, где в позапрошлом веке было найдено много рубил). Правда, рубила и колуны находят почти исключительно только в западной части ареала расселения архантропов, тогда как в Восточной Азии они по непонятной пока причине встречаются крайне редко. В восточноазиатском регионе даже более поздние, чем гомо эректус, гоминиды пользовались в основном орудиями, с близкими по совей форме и способам изготовления олдувайским. Причем этот факт до сих пор не получил сколько-нибудь удовлетворительного объяснения. Еще более загадочным кажется то обстоятельство, что в Юго-Восточной Азии костные останки архантропов вообще не сопровождаются какими бы то ни было искусственно изготовленными предметами. Возможно, они пока просто не найдены, хотя нельзя полностью исключить также, что первоначально гоминиды обходились в этом регионе без каменных орудий, найдя им более или менее равноценную замену в изделиях из иных, менее долговечных материалов, таких, например, как бамбук.

Рис. 6.6. Рубила – орудия, типичные для ашельской эпохи.

Рис. 6.6. Рубила – орудия, типичные для ашельской эпохи.

Самым важным аргументом в пользу того, что «точка необратимости» в нашей эволюционной и культурной истории, действительно, была достигнута уже полтора миллиона лет назад, могло бы стать обнаружение убедительных свидетельств существования у гоминид этой эпохи языка. К сожалению, однако, этим мы пока похвастаться не можем. Ни речь, ни жестовые формы языковой коммуникации в силу самой своей природы не оставляют материальных следов, и потому возможности археологии при решении проблемы происхождения языка крайне ограничены (впрочем, как мы увидим в следующем разделе, кое-что она все таки в состоянии дать). Тем не менее, ситуация далеко не столь безнадежна, как может показаться на первый взгляд. Приподнять хотя бы немного завесу над вопросом о том, когда наши предки начали разговаривать друг с другом, помогают данные приматологии и палеоантропологии. Эти данные, даже если относиться к ним очень критически и очень осторожно, все же позволяют предполагать, что гоминиды вида гомо эректус могли обладать зачатками речи. Конечно, имеющихся сейчас в нашем распоряжении материалов ни в коем случае не достаточно для того, чтобы доказать, что речь и в самом деле звучала на Земле уже на столь ранней стадии нашей эволюции, но в принципе такая возможность кажется гораздо более вероятной, чем противоположная. Надеюсь, что, ознакомившись со следующей главой, которая как раз и посвящена проблеме происхождения языка, читатель придет к точно такому же выводу.

1 Напомню, что иногда их выделяют как особый вид гомо эргастер.

2 Thieme H. Lower Palaeolithic hunting spears from Germany // Nature, 1997, vol. 385, p. 807-810.

Дальше: Глава 7. Скользкая тема Назад: Из дичи в охотники

antropogenez.ru

Происхождение человека (антропогенез). - Образовательный сайт Казахстана

Происхождение человека (антропогенез).

Главная » История Казахстана » Древнейшая история Казахстана. » Происхождение человека (антропогенез).

Эпоха древности (первобытнообщинный строй) – первая стадия исторического развития человеческого общества, охватывающая период от времени и появления человека до начало возникновения государств на территории Казахстана.

Эпоху древности археологи делят на эпохи: камня, бронзы и железа. В основу археологической периодизации положен основной материал, из которого изготовлялись орудия труда и предметы быта.

Становление человека (антропогенез).

Человек, высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Отличительная особенность человека в способности производит орудия труда, использовать их для воздействия на окружающий мир. Человек возник на Земле в итоге сложного и длительного историко-эволюционного процесса.

Три с половиной миллиона лет назад усиливавшиеся холод ледникового периода сковал огромное пространство воды в виде льда. Количество осадков резко уменьшилось, и тропические леса стали уступать место степям и саваннам. Часть обитавших в лесах обезьян – дриопитеков, не вполне приспособленных к жизни на деревьях, стала приспосабливаться к существованию на открытой местности. Хождение на двух ногах не только освободило руки, но и позволило перейти к производству и регулярному использованию орудий труда. Изготовление орудий и прямохождение стимулировали развитие головного мозга. Охота на крупную дичь саванн, дающую много мяса, привела к тому, что целые группы пралюдей стали делиться запасами пищи на стоянках, их совместная деятельность способствовала взаимному общению, горизонтальному – между индивидами и вертикальному – между поколениями.

Впервые в истории эволюции преимущество получил интеллект: теперь выживаемость зависела от мозга, а не от мускульной силы или ног.

Прямохождение – основная черта, отличающая человеческое подсемейство (триба) от обезьян. В это подсемейство входит два рода: австралопитек и человек. На протяжении веков людей интересовала история возникновения и формирования физического типа человека, его трудовая деятельность, речь, а также общество. Четыре миллиона лет назад в Южной Африке появилась южная обезьяна. Их было четыре вида. Около двух миллионов лет назад от одного из них появился вид рода Хомо (человек).

Первый известный вид человека – Хомо хабилис – человек умелый. Он произошел от одной из групп австралопитеков 2-1,5 млн. лет назад. В отличие от австралопитеков человек умелый обладал более развитым мозгом, в котором уже выделяется речевой центр. Человек умелый занимался изготовлением несложных орудий, строил укрытия, охотился на крупную и мелкую дичь.

Следующей ступенью развития был Хомо эректус – человек прямоходящий, живший от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Появившись в Африке, отдельные группы распространились по всему Старому свету – в Европе, Восточной Азии (Синантроп), Юго-Восточной Азии (явантроп). Человек прямоходящий имел более крупный мозг и тело по сравнению со своим вероятным предком, человеком умелым. Человек прямоходящий уже знал и применял огонь, занимался охотой и собирательством, изготовлял каменные орудия – рубил и чопперов.

Следующей ступенью развития человека был Хомо Сапиенс – человек развитый (современного физического типа). Первыми орудиями были осколки костей, острые палки и грубо обработанные камни.

Человек является особым природным существом, которое не просто приспосабливается к данным условиям, а объединяясь, в совместном труде преобразует их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры.

Итак, становлением человека является каменный век. Он начался около 2,5 млн. лет назад и закончился в ІІІ тысячелетии до нашей эры, то есть охватил более 2 млн. лет.

Периодизация. Эпоха камня – самый длительный период в истории человечества. Каменный век делится на древний – палеолит, среднекаменный – мезолит, новокаменный - неолит. В свою очередь палеолит делится на нижний, средний, поздний. Последний этап каменного, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом – меднокаменным веком.

Древний палеолит (от греч.-древний камень), древний каменный век , первая из двух основных эпох каменного века. Палеолит – эпоха становления человека, его мышления, производственной деятельности и культуры. Он охватил время приблизительно от 2 млн. до 12 тыс. лет назад. Следы человека на территории Казахстана относятся к древнему палеолиту (примерно 2 – 2,5 млн. – 140 тыс. лет до н.э.), о чем свидетельствуют орудия труда шель-ашельского времени – кремневые отщепы, рубящие орудия, рубила, чоппер, нуклеусы, обнаруженные в ракопках в урочищах Шабакты, Танирказган, Борыказган, Акколь, Казангап (Южный Казахстан – хребет Каратау). Памятники древнего палеолита имеются и в других частях Казахстана. В Центральном Казахстане это стоянка Кудайколь, расположенная на северо-восточной окраине Сары-Арки, стоянки Жаман-Айбат под Жезказганом, Обалысай в Жездинском районе Карагандинской области. В Восточном Казахстане это стоянка на берегу Колгутты, недалеко от села Каратогай Курчумского района.

Древние люди жили стадами. Сообща легче было охотиться, легче противостоять опасности и силам природы. Основным занятием их было собирательство, занимались охотой, они были знакомы с огнем. Древние люди селились под каменными навесами, в гротах, пещерах. Древнейшие люди на территории Казахстана эпохи раннего палеолита были современниками питекантропов и синантропов.

Средний палеолит (140-40 тыс. лет до н.э). Средний палеолит был более высоким этапом развития человека и его культуры. В среднем палеолите (позднеашельское и мустьерское время) древним человеком на территории Казахстана было освоено (расселено) большинство территорий от хребта Каратау на Юге до верховьев реки Ишим на Севере и от среднего течения реки Сарысу на Западе до верховьев Иртыша на Востоке. Появились новые формы каменных орудий – остроконечник и скребло. Остроконечник выполнял функции ножа и наконечника древнего копья; скребло употреблялось для выделки шкур добытых животных, обработки дерева. Стоянки среднего палеолита найдены в Южном Казахстане Кызылжибек, Арыстанды, в Центаральном Казахстане Обылысай, Кзыл-Жар, Канай и др. В среднем палеолите люди жили большими общинами. Появляется начальная форма матриархальной родовой общины. Основные занятия людей этой эпохи были охота и собирательство. Применение загонной охоты на крупных животных – мамонтов, бизонов, козлов, пещерных медведей требовало участия в ней большего количества охотников. Крупнейшим достижением мустьерского человека было открытие способа добывания огня трением. Люди в среднем палеолите наряду с пещерами, уже строили себе жилища из костей крупных животных. Древние люди эпохи среднего палеолита были современниками неандертальцев.

В эпоху среднего палеолита появились зачатки культа умерших как первых религиозных верований, произошли сдвиги в мышлении и мировоззрении человека возникли представления о различиях между жизнью и смертью.

Поздний (верхний) палеолит (40-12 тыс. лет до н.э.). В эпоху позднего палеолита появляется человек современного физического типа – «человека – разумного» (Номо Sapiens). С появлением разумного человека палеолит вступил в новую стадию развития, т.е. верхний палеолит. Поздний палеолит проходит две фазы развития. Первая из них характеризуется тем, что продукты добывались не больше, чем это было необходимо для обеспечения физического существовании людей. В таких условиях, кончено, распределения продуктов было уравнительное, т.е. всем поровну (уравниловка). В чем суть уравниловки? Суть уравнительных отношений заключалась в том, что весь продукт независимо от того, кем и как он добыт, являлся полной и безраздельной собственностью коллектива общины. Таким образом, на самом раннем этапе первобытно-общинного строя никакой другой собственности, кроме коллективной, не могло быть.

Вторая фаза позднего палеолита характеризуется таким уровнем развития производительных сил, при котором стало возможным появление сравнительно большего количества избыточного продукта. Это подготовило и обусловило существенную перестройку всей системы социально-экономических отношений. Во время позднего палеолита происходит разделение труда, которое вызвано усовершенствованием орудий труда. Орудия труда становились все разнообразнее и совершеннее: скобели, концевые и округлые скребки, пластины, резцы, наконечники копий и дротиков, проколы, сверла, крючки, иголки с ушками и др. В связи с этим все больше увеличивается количество продуктов. Избыточный продукт начал в своей массе сосредотачиваться в руках немногих лиц, что создавало условия для появления зародышевых форм эксплуатации. Ведущую роль в хозяйстве играли охота, рыбная ловля, собирание растительной пищи. Начал формироваться род как первая форма общественной организации – человеческого коллектива.

Во время позднего палеолита человек расселялся по всем климатическим зонам Земли. Там происходило формирование рас и расовых групп. Общественные отношения ознаменовались образованием родовой общины. Родовая община была матрилинейной (матриархат). Женщина занимала главенствующее положение в общине, что определялось спецификой домашнего хозяйства, ролью женщины как продолжательницы рода. Это было время формирования человека современного физического типа Номо Sapiens.

С появлением разумного человека чисто животные инстинкты и принципы вытесняются новыми. «Первобытное человеческое стадо» начинает превращаться в человеческое общество – родовую общину. Важнейшая отличительная черта родовой общины от первобытного человеческого стада, это экзогамия, т.е. запрет на брачные отношения внутри общины. Таким образом, мы видим появление новых «небиологических» регуляторов отношении между людьми.

В позднем палеолите представления человека в духовной сфере; широкое распространение получили ранние формы религии и искусства, а также культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животными через овладение его образом – символом.

Главной темой первобытного искусства было изображение животных, резьба, скульптура. Олицетворением плодородия земли являлись женские фигуры, вырезанные из кости, камня, глины. В Казахстане найдено более 130 крупных скоплений наскальных изображений.

testent.ru


Смотрите также