Мексика, города ацтеков: Теотиуакан. Древние мексиканцы
Мир древних мексиканцев. Повседневная жизнь ацтеков накануне испанского завоевания
Мир древних мексиканцев
Ацтеки, жившие в Центральной Мексике, сразу после открытия Америки стали своеобразным символом обитателей Нового Света. Яркость красок, пышность обрядов, богатство правителей столичного Теночтитлана, отвага воинов, необычность архитектуры, мрачность религиозных представлений — все поражало европейцев, заставших самый расцвет этой последней американской цивилизации.
О той сложной эпохе пятисотлетней давности, деликатно именуемой ныне «встречей двух культур», сохранилось, к счастью, немало свидетельств — их оставили и оправдывавшие свои кровавые «подвиги» конкистадоры (Эрнан Кортес, Херонимо Агилар или Берналь Диас), и решавшие задачу духовного взаимопонимания миссионеры (Бернардино Саагун, Торибио Мотолиния, Хосе Акоста), и даже искавшие свое место в новом обществе потомки индейской знати (Тесосомок, Иштлильшочитль, Чимальпаин). Однако вплоть до последнего столетия все эти хроники весьма пристрастных свидетелей использовались в основном не в пользу создателей погибших цивилизаций Нового Света.
И лишь в середине XX века ситуация стала меняться — развитие антропологии, археологические открытия, интерес к познанию феномена человека заставили ученых и общество по-иному оценить сохранившиеся сведения об общем прошлом человечества. Вчерашние «дикари» как бы вдруг предстали создателями великих цивилизаций, учеными, философами и изысканными поэтами, духовное наследие которых способно многому научить даже искушенных обитателей постиндустриального мира.
Конечно, в чем-то мезоамериканцы уступали евразийцам — у них не было тягловых животных, транспортных средств, животноводства, не использовался в хозяйственных целях металл. Однако отсутствие металлических орудий никак не повлияло на общее развитие цивилизации. В области астрономии и математики древние американцы не уступали своим заокеанским коллегам из Вавилонии и Египта. Переход к солнечному календарю был осуществлен практически одновременно, будучи приуроченным к прецессионному переходу начала нашей эры. А путь, самостоятельно пройденный народами Мезоамерики до XVI века, привел их к созданию государств, не уступающих древним империям Старого Света.
И тогда перед историками с особой остротой возникла проблема — откуда же появились эти великие цивилизации и как они сумели достичь удивительных вершин, не испытав столь привычного для традиционной истории внешнего влияния? Поиск ответа на этот вопрос превратился в увлекательнейшее научное расследование, которое еще очень далеко от своего завершения. Однако многое мы уже знаем.
Нам известно, что человек перебрался на американский континент около 35 тысяч лет назад, когда во время ледникового периода открылось неглубокое дно Берингова пролива. Вплоть до XI тысячелетия до н. э. этот мост — Берингия — закрывался и открывался еще два раза. В конце концов предки ацтеков, майя, инков и других многочисленных индейских народов оказались в изоляции от Старого Света, заселяя собственный континент, получивший намного позже название Новый Свет или Америка.
На протяжении тысячелетий индейские племена осваивали огромные земли, занимаясь охотой, рыболовством и собирательством. Предвестником взлета цивилизации стало появление очагов земледелия, которые возникли в двух регионах — в Андах со стороны Тихоокеанского побережья и в Мезоамерике. Термин «Мезоамерика», то есть Средняя Америка, был введен немецким ученым Паулем Кирхгофом в 1943 году. Он подразумевает культурно-исторический регион от севера Мексики до Сальвадора и Гондураса, включая Гватемалу и Белиз. Культурное влияние этого региона распространялось и к югу, вплоть до Панамского перешейка.
Уже в XI–X тысячелетиях до н. э. территория Мезоамерики была освоена многочисленными племенами охотников на мамонта, бизона, оленя-карибу, верблюда, дикую лошадь и антилопу, вскоре оказавшихся истребленными. Начиная примерно с VII тысячелетия до н. э. климат становится суше и теплее, что создало условия для концентрации полуоседлого населения, а также вынудило это население осваивать иной тип хозяйства. Этот период принято называть «архаическим» или «периодом начального земледелия». Древние земледельцы выращивали авокадо, тыкву, фасоль, перец, амарант, хлопок. Центром развития прогрессивных форм хозяйства стала долина Теуакана в мексиканском штате Пуэбла. Именно здесь около V тысячелетия до н. э. появились первые версии культурных сортов маиса (кукурузы), а в IV тысячелетии развивается маисовое земледелие, которое вскоре становится основной формой хозяйства.
Древние мексиканцы развивали абстрактные знания и совершенствовали свои представления о мире. Около 2300 года до н. э. отмечен первый предмет неутилитарного назначения — это женская фигурка, массовое производство которых начинается лишь 700 лет спустя. С 1200 года до н. э. появляются фигурки, изображающие двухголовых или двуликих людей, которые символизируют дуальность существования человека. Тогда же, во II тысячелетии до н. э., трудолюбивые мексиканцы возвели ракушковидную пирамиду Куикуилько (на территории современного Мехико). Эта первая пирамида имела астрометрическое назначение и выполняла функции святилища, воплощая гору, в которой находилась легендарная пещера прапредков.
В археологии Мезоамерики принято выделять следующие археологические периоды:
Архаический — до 1500 г. до н. э.
Преклассический или формативный — 1500 г. до н. э. — 300 г. н. э.
Протоклассический (майя) — 150–300 гг. н. э.
Раннеклассический — 300–600 гг. н. э.
Позднеклассический — 600–900 гг. н. э.
Постклассический — 900—1520 гг. н. э.
Во II тысячелетии до н. э. на территории штатов Табаско и Веракрус возникает первая развитая цивилизация — ольмеки. Они, следуя задаче укрепления власти родовых вождей, создают ритуально-административные центры. Наиболее крупные из десяти известных ольмекских центров равномерно расположены вдоль побережья Мексиканского залива, на некотором удалении от моря. Это Трес-Сапотес, Лагуна-де-лос-Серрос, Сан-Лоренсо и Ла-Вента. Ольмекские протогородские центры имели сакральную, ориентированную по странам света планировку и воплощали религиозно-социальное устройство мира, в основе которого лежали знания о мире и космосе, культ предков и представления о реинкарнации (переселении душ). Монументальная скульптура — алтари, «гигантские головы», «сидящие» фигуры несли идею связи со страной предков, расположенной в направлении севера. К концу I тысячелетия до н. э. ольмеки проводят реформу календаря, переходя от лунного к солнечному. На основе традиционной идеографии они создают письмо, разрабатывают религиозно-идеологическую концепцию, главной фигурой которой считается Млечный Путь или Небесная Рептилия — Творец всего сущего, воплотившийся в образе «Пернатого Змея». Отсюда эта концепция, подкрепленная точным календарем, распространилась вскоре по всему Мезоамериканскому региону.
Практически одновременно с ольмеками создают цивилизацию их южные соседи — сапотеки. Начиная с 1200 года до н. э. в плодородных долинах Оахаки возникают крупные поселения и наступает «городской период», когда вокруг церемониальных центров формируется обширное жилое пространство. Около 500 года до н. э. в долине Оахаки был основан Монте-Альбан, вскоре ставший административным, религиозным и торговым центром сапотеков. В классический период это был город-государство с четкой социальной структурой. В Монте-Альбане появляются погребальные камеры — каменные гробницы с нишами или крестообразные помещения, имитирующие жилище в антимире. Долгое время рядом с сапотеками жили их соседи — миштеки, чьи правители заключали браки с наследницами сапотекских знатных родов и оседали на их землях со своими родами в качестве союзников. Сходным образом позднее поступали и ацтекские правители.
Около 300 года до н. э. к северо-востоку долины Мехико возникает город-государство Теотиуакан, воплощающий разработанную ольмеками новую религиозно-идеологическую концепцию. Город считался форпостом мезоамериканской цивилизации, долгое время сдерживавшим вторжения воинственных варваров с севера, среди которых были и удачливые тольтеки, объявившие себя позже духовными наследниками Теотиуакана. Основные сооружения величественного города были выстроены вдоль более чем четырехкилометровой «Дороги Мертвых». «Профанная» часть города находилась на юге, а «сакральная» — на севере, на невысокой возвышенности. Сохранившиеся в легендах названия главных пирамид — Солнца и Луны — не противоречат астрономическому значению сооружений. В 200–600 годах Теотиуакан достиг вершины своего могущества, распространив влияние по всей Мезоамерике. Упадок города приходится на 650–700 годы, когда он теряет свое центральное положение. Следы огня во многих зданиях свидетельствуют, что падение Теотиуакана могло быть вызвано серьезным социальным конфликтом.
В начале нашей эры на территории штата Веракрус появляется городской центр Тахин. Он несет в себе все черты общемезоамериканской религии, но особенностью его становятся площадки для игры в мяч, которая считается одним из наиболее ранних элементов мексиканских религиозных практик. Площадки для игры в мяч встречаются во многих городах Мезоамерики, воплощая путь перемещения между пространствами жизни и смерти. Да и сам четырехкилограммовый каучуковый мяч олицетворял человеческую голову.
Культура тотонаков, распространившаяся также на территории штата Веракрус, оставила немало игрушек на колесиках — что опровергает общепринятое мнение о том, что древние мезоамериканцы не знали этого механизма. Однако отсутствие тягловых животных обусловило невостребованность колеса, а это неизбежно становилось тормозом в развитии системы коммуникаций и, как следствие, цивилизации в целом.
Южным продолжением ольмекского культурного наследия стала культура Исапы (города Абах-Такалик, Эль-Баул и др.). Зона юга Мексики и Тихоокеанского побережья Гватемалы была заселена с середины II тысячелетия до н. э. Большинство памятников созданы сразу после «исчезновения» ольмеков, но до «появления» майя. В Исапе сформировался характерный для Мезоамерики городской ансамбль, состоящий из акрополей и архитектурных комплексов: прямоугольная площадь, вокруг которой располагались пирамидально-храмовые и дворцовые постройки; перед каждой постройкой свои стелы и алтари. Там же, в Исапе, впервые появился ансамбль: алтарь и стела. Средний уровень стелы занимало развитие основного сюжета, а верхний уровень символизировал возрождение новой жизни. Нижний уровень стелы, заменяемый алтарем, символизировал пространство перехода между мирами и страну мертвых.
Закат культуры Исапы совпадает с началом классического периода и становлением цивилизации майя (300—1530 годы), территория которой охватывала юг Мексики, Гватемалу, Белиз, север Гондураса и Сальвадора. Здесь возникают городские центры с подчиненными территориями — города-государства. Население наиболее крупных (Тикаль, Калакмуль, Караколь) достигало 50–70 тысяч человек. Во главе города находился правитель (ахау), которому подчинялись наместники. Существовала сложная дворцовая иерархия — жрецы, военачальники, писцы, чиновники, церемониймейстеры. Основу общества составляли свободные общинники.
В классический период наивысшего расцвета достигает архитектура майя — активно воздвигаются церемониальные комплексы, условно называемые акрополями, с пирамидами и храмами, дворцовыми сооружениями и стадионами для игры в мяч. Строения группировались вокруг центральной прямоугольной площади. Здания возводились на массивных платформах. Выделяются два основных типа построек — дворцы и храмы на пирамидах. Дворцы — длинные, обычно одноэтажные здания. Переход по анфиладам комнат без окон напоминал лабиринт. Высота величественных каменных пирамид могла достигать 50–60 метров. На ней располагался храм, к которому вели лестницы. Пирамида воплощала прародину майя, и потому в ней размещалось захоронение — под основанием, в толще или под полом храма. Крышу храма венчали массивные лепные гребни. Здания покрывались красной краской. Перед ними ставились стелы — монолиты, покрытые рельефами, — и круглые алтари.
Майя разработали сложную картину мира, в основе которой лежали представления о реинкарнации души человека и бесконечном чередовании циклов мироздания. Для ее обоснования они использовали точные математические и астрономические знания, сочетающие циклы Луны, Солнца, планет и время прецессионного оборота Земли. Основой для астрометрических построений был зодиак из 13 созвездий. Система летосчисления, да и счета в целом, у классических майя была значительно более точной, нежели европейская. Понятие математического нуля было разработано ими за несколько веков до индийцев и тем более европейцев. Усложнение научной картины мира потребовало разработки письменной системы на основе той, что существовала во времена ольмеков. Письмо майя было фонетическим и силлабическим, то есть каждый знак в нем передавал слог. Этим письмом записывались тексты на стенах зданий, стелах, алтарях, керамических сосудах, а также в рукописных книгах — кодексах. Долгое время лингвисты всего мира бились над расшифровкой письма майя, но в 1952 году это удалось сделать русскому ученому Ю. В. Кнорозову.
В конце классического периода в X веке начинается тольтекское вторжение на земли майя, что приводит к массовым миграциям населения и запустению городских центров. Меняются ориентиры в идеологии и искусстве — культ царских предков утрачивает первоочередное значение и обоснованием власти правителя становится происхождение от легендарных «тольтекских завоевателей».
Но и в Центральной Мексике вскоре наступили перемены. В XII веке из-за неурядиц и мощного натиска очередной волны северных варваров созданное тольтеками государство погибло. После падения тольтекской столицы Тулы-Толлана науаязычные беженцы из столицы тольтеков обосновались в южной части долины Мехико в городах Кулуакан и Шико — островках цивилизации среди диких полчищ чичимеков, которые быстро заполнили всю долину. Чичимеки — это собирательное название, включавшее любую группу «варваров», к которым относились и дикие кочевники — охотники и собиратели и оседлые земледельцы. В конце концов общины оставшихся тольтеков вынуждены были смешаться с вездесущими чичимеками — отсюда и возникли ацтеки, которые и до сих пор считаются наиболее многочисленным народом Мексики. Благодаря своей активности ацтекам удалось создать огромную «империю». Они не стеснялись заимствовать у встретившихся на их пути народов всё: культуру, религию, науку, обряды, женщин, политическую организацию и, конечно, богатства и территории.
Правда, ацтекские жрецы все подгоняли под себя. Унаследовав научные (прежде всего астрономические и математические) знания от своих предшественников, они значительно утратили их глубину и объем. Была забыта майяская традиция «долгого счета», позволявшая манипулировать большими числами и календарными периодами. В качестве самого долгого у ацтеков сохранился лишь 52-летний цикл, не позволяющий нам сейчас точно реконструировать хронологию событий. У науа пользовалась популярностью философская поэзия, были широко распространены рисованные кодексы — но основой их была пиктография, а не фонетическое письмо. Ацтеки разработали сложное космогоническое учение, строившееся вокруг концепции «Пяти Солнц» и «конца света» — однако это также было всего лишь упрощенное наследие цивилизаций тольтеков и майя.
Если майя оставили в качестве источника письменные тексты, то с ацтеками нам удивительно повезло в другом — их живая и многогранная культура напрямую, через контакты с носителями, изучалась испанскими хронистами, которые отнюдь не стремились к созданию приключенческого образа гордого ацтека в перьях и золоте или философствующего поэта-декадента. Авторы сохранили память об ацтеке — обычном человеке, обладавшем не только высокими, но и обычными чувствами, эмоциями, в соответствии с которыми он строил свои отношения с окружающим миром. Соединить сведения разных источников с целью воссоздания повседневной жизни ацтеков накануне конкисты блестяще сумел Жак Сустель (1912–1990) — видный французский антрополог и политик, участник Сопротивления и превосходный знаток древних культур Мезоамерики. Хотя первое издание его книги вышло еще в 1955 году, она до сих пор остается одной из лучших научно-популярных работ по истории Ацтекской империи.
Галина Ершова, доктор исторических наук, профессор, директор Центра мезоамериканских исследований
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Мексика, древние города ацтеков | Теотиуакан
Мексика, города ацтеков: Теотиуакан, рассказ из цикла «Достопримечательности Мексики«, предыдущую главу можно найти здесь: Город Мехико: что посмотреть за два дня
Древний город Теотиуакан, расположенный в 70-ти км к северо-востоку от Мехико – одна из крупнейших в Мексике археологических зон, название переводится с языка науатль как «город, где люди превращаются в богов». Об этнической принадлежности основателей города у археологов нет единого мнения – кто-то считает что это были тольтеки, главные конкуренты ацтеков за власть над Мезоамерикой, другие же «отдают» Теотиуакан племенам нагуа, тотонаков и отоми. После VII века город был покинут своими жителями, однако причины этого до сих пор не выяснены. Традиционно считалось, что город Теотиуакан был разрушен завоевателями, однако это не объясняет того факта, что больше других пострадали административные постройки и «богатые» кварталы. Последнее наблюдение указывает на то, что в городе, по видимому, произошло народное восстание.
С южной стороны начинается улица Мертвых (Calzada de los Muertos) длиной в 5 км (для туристов открыты только два из них).
Название улицы происходит от ошибочного предположения, что вдоль нее расположены захоронения древних правителей Теотиуакана. В наше время считается что это не гробницы, а основания храмов. В восточной части улицы Мертвых расположена Цитадель (Cuidadela) – 15 небольших плоских пирамид, расположенных по краям прямоугольной площади, в середине которой стоит высокая центральная пирамида. Милитаристское название “цитадель” дали площади испанцы, однако она выполняла не военные, а религиозные функции. Центральная пирамида является храмом Пернатого Змея Кетцалькоатля (Templo de Quetzalcoatl). У основания пирамиды расположены захоронения двухсот человек, принесенных в жертву при освящении храма – однако по некоторым артефактам ясно, что это были не пленники, а представители военного сословия.
Кетцалькоатль – дословно «змея, покрытая зелеными перьями» – был верховным богом индейцев Мезоамерики вплоть до прихода испанцев. Ему приписывается установление законов и моральных норм – однако, соблазненный демоном Тескатлипокой, Кетцалькоатль сам же их и нарушил. В раскаянии, бог удалился на плоту в неведомую страну Тлилан-Тлапаллан, пообещав своему народу вернуться. Традиционно, индейцы изображали ушедшего бога как светлокожего человека с бородой и в маске, что сыграло в их судьбе роковую роль: когда в год, посвященный Кетцалькоатлю, бородатый Эрнан Кортес с шлемом на голове появился в их краях, индейцы сначала приняли его за своего вернувшегося бога – и не приняли вовремя соответствующие меры.
Для древних построек города Теотиуакан характерен прием талуд-таблеро: наклонные поверхности (талуд) чередуются с вертикальными панелями (таблеро), на которых выполнены фрески.
Справа от улицы Мертвых (если идти к Цитадели) расположена пирамида Солнца (Piramide de Sol) Теотиуакана – третья по величине в мире, высота 70 метров, периметр основания – 894 метра.
Во времена расцвета города на вершине пирамиды находился храм, однако неясно, кому он был посвящен. На пирамиду можно подняться — если преодолеть все 248 ступеней, то сверху откроется прекрасный вид на весь древний город и изрядную часть Мексиканского нагорья.
Дальше по ходу улицы Мертвых будет Дворец Кетцальпапакотль (по левую руку), где расположен патио, одно из самых красивых мест Теотиуакана. Под дворцом находятся остатки Храма Пернатых Раковин, названного так в честь традиционного музыкального инструмента индейцев – раковины, украшенной перьями.
Завершает улицу пирамида Луны (Piramide de la Luna) Теотиуакана высотой 46 метров.
Как дешево добраться из Мехико в Теотиуакан: сначала на метро едем до северного автовокзала (Terminal Autobuses del Norte), затем оттуда на автобусе до Теотиуакана (автобусы отправляются каждые 15 минут с 07:00 до 18:00, цена 40 песо), ехать ровно час. На автовокзале пассажиров досматривают как в аэропорту, плюс когда все уже рассядутся по местам в автобусе, специальный человек всех снимает на видеокамеру — опять же, из соображений безопасности. Прием с видеокамерой мне довелось увидеть впервые — до этого ни в одной стране мира такого не встречал. Автобусная остановка в Теотиуакане расположена вот в таком живописном месте:
Лайфхак: как я экономлю на отелях и страховке
Помимо традиционных и всем хорошо известных инструментов – таких как Booking или Hotellook, в последнее время появились новые онлайн-сервисы, сильно облегчающие жизнь путешественнику и приятно берегущие толщину его кошелька. Одним из них – Roomguru – я постоянно пользуюсь сам и рекомендую всем друзьям и знакомым. Данный сервис сравнивает цены на объект сразу в 30 системах бронирования, и предлагает вам наиболее интересные варианты. Кроме того, он отслеживает скидки и спецпредложения.
Отели в Мексике со скидками от Roomguru
Что касается хорошей работающей туристической страховки, то ее и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис Cherehapa — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать то, что лучше всего подходит именно вам:
Ярких вам впечатлений от древнего Теотиуакана! Ваш Роман Мироненко
allmyworld.ru
Мир древних мексиканцев | Повседневная жизнь ацтеков накануне испанского завоевания | Жак Сустель | Ершова Г.Г.
Ацтеки, жившие в Центральной Мексике, сразу после открытия Америки стали своеобразным символом обитателей Нового Света. Яркость красок, пышность обрядов, богатство правителей столичного Теночтитлана, отвага воинов, необычность архитектуры, мрачность религиозных представлений – все поражало европейцев, заставших самый расцвет этой последней американской цивилизации.
О той сложной эпохе пятисотлетней давности, деликатно именуемой ныне «встречей двух культур», сохранилось, к счастью, немало свидетельств – их оставили и оправдывавшие свои кровавые «подвиги» конкистадоры (Эрнан Кортес, Херонимо Агилар или Берналь Диас), и решавшие задачу духовного взаимопонимания миссионеры (Бернардино Саагун, Торибио Мотолиния, Хосе Акоста), и даже искавшие свое место в новом обществе потомки индейской знати (Тесосомок, Иштлильшочитль, Чимальпаин). Однако вплоть до последнего столетия все эти хроники весьма пристрастных свидетелей использовались в основном не в пользу создателей погибших цивилизаций Нового Света.
И лишь в середине XX века ситуация стала меняться – развитие антропологии, археологические открытия, интерес к познанию феномена человека заставили ученых и общество по‑иному оценить сохранившиеся сведения об общем прошлом человечества. Вчерашние «дикари» как бы вдруг предстали создателями великих цивилизаций, учеными, философами и изысканными поэтами, духовное наследие которых способно многому научить даже искушенных обитателей постиндустриального мира.
Конечно, в чем‑то мезоамериканцы уступали евразийцам – у них не было тягловых животных, транспортных средств, животноводства, не использовался в хозяйственных целях металл. Однако отсутствие металлических орудий никак не повлияло на общее развитие цивилизации. В области астрономии и математики древние американцы не уступали своим заокеанским коллегам из Вавилонии и Египта. Переход к солнечному календарю был осуществлен практически одновременно, будучи приуроченным к прецессионному переходу начала нашей эры. А путь, самостоятельно пройденный народами Мезоамерики до XVI века, привел их к созданию государств, не уступающих древним империям Старого Света.
И тогда перед историками с особой остротой возникла проблема – откуда же появились эти великие цивилизации и как они сумели достичь удивительных вершин, не испытав столь привычного для традиционной истории внешнего влияния? Поиск ответа на этот вопрос превратился в увлекательнейшее научное расследование, которое еще очень далеко от своего завершения. Однако многое мы уже знаем.
Нам известно, что человек перебрался на американский континент около 35 тысяч лет назад, когда во время ледникового периода открылось неглубокое дно Берингова пролива. Вплоть до XI тысячелетия до н. э. этот мост – Берингия – закрывался и открывался еще два раза. В конце концов предки ацтеков, майя, инков и других многочисленных индейских народов оказались в изоляции от Старого Света, заселяя собственный континент, получивший намного позже название Новый Свет или Америка.
На протяжении тысячелетий индейские племена осваивали огромные земли, занимаясь охотой, рыболовством и собирательством. Предвестником взлета цивилизации стало появление очагов земледелия, которые возникли в двух регионах – в Андах со стороны Тихоокеанского побережья и в Мезоамерике. Термин «Мезоамерика», то есть Средняя Америка, был введен немецким ученым Паулем Кирхгофом в 1943 году. Он подразумевает культурно‑исторический регион от севера Мексики до Сальвадора и Гондураса, включая Гватемалу и Белиз. Культурное влияние этого региона распространялось и к югу, вплоть до Панамского перешейка.
Уже в XI–X тысячелетиях до н. э. территория Мезоамерики была освоена многочисленными племенами охотников на мамонта, бизона, оленя‑карибу, верблюда, дикую лошадь и антилопу, вскоре оказавшихся истребленными. Начиная примерно с VII тысячелетия до н. э. климат становится суше и теплее, что создало условия для концентрации полуоседлого населения, а также вынудило это население осваивать иной тип хозяйства. Этот период принято называть «архаическим» или «периодом начального земледелия». Древние земледельцы выращивали авокадо, тыкву, фасоль, перец, амарант, хлопок. Центром развития прогрессивных форм хозяйства стала долина Теуакана в мексиканском штате Пуэбла. Именно здесь около V тысячелетия до н. э. появились первые версии культурных сортов маиса (кукурузы), а в IV тысячелетии развивается маисовое земледелие, которое вскоре становится основной формой хозяйства.
Древние мексиканцы развивали абстрактные знания и совершенствовали свои представления о мире. Около 2300 года до н. э. отмечен первый предмет неутилитарного назначения – это женская фигурка, массовое производство которых начинается лишь 700 лет спустя. С 1200 года до н. э. появляются фигурки, изображающие двухголовых или двуликих людей, которые символизируют дуальность
www.indiansworld.org
ЦИВИЛИЗАЦИЯ МЕКСИКИ | Мифы инков и майя | Льюис Спенс
Глава 1
Цивилизации Нового Света
В настоящее время не ставится под сомнение вопрос о местном происхождении цивилизаций Мексики, Центральной Америки и Перу, хотя ряд прежних представлений оказался ошибочным. Предками народов, которые населяли эти регионы, и культур, которые они создали независимо друг от друга, называли чуть ли не каждый цивилизованный или полуцивилизованный народ древности, и выдвигались произвольные, пусть даже и захватывающие, теории с намерением показать, что цивилизация на американской земле зародилась благодаря азиатскому или европейскому влиянию. Эти теории выдвигались, главным образом, людьми, имевшими лишь общее представление о среде, в которой возникла исконно американская цивилизация. Они были поражены внешними чертами сходства, несомненно существующими между американскими и азиатскими народами, обычаями и формами искусства, которые перестают быть очевидными для американиста, различающего в них только те схожие черты, которые неизбежно возникают в деятельности людей, живущих в схожих условиях окружающей среды и в схожих общественных и религиозных условиях.
Майя с полуострова Юкатан можно рассматривать как самый высокоразвитый народ, населявший американский континент до прибытия европейцев, и обычно нас стараются уверить в том, что это именно их культура берет свое начало в Азии. Нет необходимости подробно доказывать ложность этой теории, так как это уже было талантливо сделано г‑ном Пейном в работе «Новый Свет под названием Америка» (Лондон, 1892—1899). Но можно заметить, что самое надежное доказательство чисто местного происхождения американской цивилизации лежит в уникальной природе американского искусства, которое явилось несомненным плодом многих и многих веков изоляции. Язык жителей Америки, система счета и отсчета времени также не несут никакого сходства с другими системами, европейскими или азиатскими. И мы можем быть уверены в том, что если бы какой‑то цивилизованный народ попал на территорию Америки из Азии, то остался бы неизгладимый след на всех вещах, которые тесно связаны с жизнью народа, а также в искусстве, так как они в такой же степени являются продуктом культуры, как и умение возводить храмы.
Доказательства в животном и растительном мире
В этой связи невозможно не обратить внимания на доказательство в пользу самостоятельного развития, которое можно привести, если рассматривать сельское хозяйство Америки. Почти все одомашненные животные и культивируемые съедобные растения, найденные на этом континенте в период его открытия европейцами, совершенно отличались от тех, что были известны в Старом Свете. Кукуруза, какао, табак, картофель и целая группа полезных растений были неизвестны завоевателям‑европейцам, а отсутствие таких знакомых животных, как лошадь, корова и овца, помимо множества менее крупных животных, является красноречивым доказательством длительной изоляции, в которой находился американский континент после первоначального заселения его человеком.
Происхождение человека на американском континенте
Азиатское происхождение допускается, конечно, для аборигенов Америки, но оно, без сомнения, уходит своими корнями назад, в ту далекую кайнозойскую эру, когда человек недалеко еще ушел от животного, а его язык либо еще не сформировался, либо, в лучшем случае, сформировался частично. Безусловно, были и более поздние переселенцы, но они, вероятно, прибыли через Берингов пролив, а не по сухопутному мосту, соединявшему Азию и Америку, по которому сюда попали первые поселенцы. В более поздний геологический период уровень североамериканского континента вообще был выше, чем в настоящее время, и с Азией его соединял широкий перешеек. В течение этого продолжительного периода возвышенного положения континента обширные прибрежные равнины, которые в настоящее время погрузились под воду, простирались от американского до азиатского побережья, предоставляя легкий путь для миграции тому представителю рода человеческого, от которого, возможно, произошли обе монгольские ветви. Но этот тип людей, недалеко ушедших от животных, как, без сомнения, оно и было, не принес с собой утонченных искусств или культуры. А если и встречается какое‑либо сходство между формами искусства или государственным устройством их потомков в Азии и Америки, то оно возникло благодаря влиянию давнего общего происхождения, а не какому‑либо более позднему притоку азиатской цивилизации к американским берегам.
Предания о связи с Азией
Немногочисленные предания о связи Азии с Америкой — увы! — легко рассеиваются. Скучное дело — оказаться вынужденным разрушать мечты других. Насколько более захватывающей была бы история Америки, если бы Азия посеяла семена своей собственной оригинальной цивилизации на западном континенте, который тогда стал бы более молодым и дальним Востоком, более ярким и золотым Востоком! Но Америка вызывает к себе почти такой же сильный интерес и когда речь заходит о чуде эволюции ее удивительных цивилизаций, цветов прогресса нового, обособленного мира.
Мысль о том, что в китайских летописях «Фу‑сан» содержится ссылка на Америку, была тр
www.indiansworld.org
История Мексики | Мир индейцев
Раскопки в Тепеспане, произведенные в 1947 году, и в других местах свидетельствуют о том, что следы пребывания человека на территории Мексики относятся по меньшей мере к XX тысячелетию до н.э. В середине I тысячелетия до н.э. в Центральной и Южной Мексике стали складываться оседлые культуры, экономическую основу которых составляло выращивание маиса, бобов и тыквы. На такой же стадии к 4—7 вв. н. э. находились индейские племена, населявшие бассейны рек Рио-Гранде и Колорадо; они жили родовым строем с элементами матриархата.
Ранние цивилизации. Древняя мексиканская культура ольмеков процветала в 12-5 вв. до н.э., с центрами Ла-Венте, Трес-Сапотес и Серро-де-лас-Месас на территории нынешних штатов Веракрус, Табаско и Герреро. Культура ольмеков оказала значительное влияние на формирование более поздних классических цивилизаций Мексики, процветавших в 4-9 вв. н.э.: на культуры Теотиуакана в центральной долине Анауак; сапотеков в Оахаке и Теуантепеке с центром Монте-Альбан; тотонаков на территории современного штата Веракрус с центром в Эль-Тахине и высокоразвитой цивилизации майя, сложившейся в Южной Мексике и в Гватемале. Достижения майя включают в себя сложную религиозно-мифологическую систему, иероглифическое письмо, величественную архитектуру, изысканную скульптуру и утонченное декоративно-прикладное искусство, обширные познания в математике и астрономии и точный календарь.
Эти классические цивилизации распались приблизительно в одно время. Исключение составляют юкатанские майя, культура которых просуществовала до испанского завоевания. В 8 в. н.э. в Центральную Мексику вторглись завоеватели с севера, тольтеки. В 9-10 вв. они создали обширное государство со столицей Толлан, или Тольян (современная Тула). На территории Юкатана сложилось государство, столицей которого в 11 в. стала Чичен-Ица, а после ее разрушения в 12 в. — Майяпан. Сапотеков оттеснили на юг миштеки, также пришедшие с севера.
Около 12 в. государство тольтеков пало под ударами северных кочевых народов науа. Среди них были и теночки, или мешика (самоназвания ацтеков), которые ок. 1325 года основали на островах озера Тескоко на месте нынешнего Мехико свою столицу Теночтитлан. Посредством союзов и завоеваний они значительно расширили свои владения, хотя фактически так называемая ацтекская империя представляла собой объединение городов-государств со свободно присоединившимися к ним селениями и племенами, обложенными данью. Ко времени появления в Мексике испанцев владения императора ацтеков Монтесумы (Моктесумы) II простирались на юг до Оахаки, на запад до Мичоакана и на восток до Мексиканского залива. Лишь жители соседних городов Тласкала и Тескоко и тараски на западе сумели сохранить свою независимость. Ацтеки возвели в культ войну и практиковали массовые человеческие жертвоприношения. Культура ацтеков многое заимствовала из культур завоеванных народов. Дальнейшее развитие ацтекской цивилизации было прервано испанскими конкистадорами.
Испанское завоевание. Слухи о богатствах Мексики привлекли внимание испанских конкистадоров. Первый зафиксированный контакт европейцев с народами Месоамерики произошел в 1511 году, когда у полуострова Юкатан потерпело кораблекрушение испанское судно, следовавшее из Панамы на остров Эспаньолу (совр. Гаити). Один из оставшихся в живых членов команды, Херонимо де Агилар, долгое время жил с майя, выучил их язык и восемь лет спустя стал переводчиком в экспедиции Эрнана Кортеса. Целенаправленное исследование и завоевание Мексики началось в 1517 году под руководством губернатора Кубы Диего Веласкеса. Он послал к берегам Мексиканского залива три экспедиции: первую в 1517 году возглавил Франсиско Эрнандес де Кордова, вторую (1518 г.) — Хуан де Гр
www.indiansworld.org
МИФОЛОГИЯ МЕКСИКИ | Мифы инков и майя | Льюис Спенс
Религия науа
Религия древних мексиканцев представляла собой политеизм, или поклонение пантеону богов, который в общем виде был схож с греческим и египетским. Однако местные влияния были сильны, и они особенно заметны в обычае ритуального каннибализма и человеческого жертвоприношения. Необычное сходство с практикой, характерной для христианства, было обнаружено в мифологии ацтеков испанскими конкистадорами, которые праведно осуждали местные обычаи крещения, пресуществления и исповеди как обман, заложенный и увековеченный дьявольской силой.
Поверхностное рассмотрение религии науа могло бы привести к заключению, что в ней не было никаких определенных богословских взглядов и не выдвигались никакие этические принципы и что вся мифология представляла собой всего лишь причудливое отношение варварского разума к вечным истинам. Такой вывод был бы и ошибочным, и несправедливым по отношению к человеческому разуму, который ни в коем случае нельзя недооценивать. На самом деле народ науа был гораздо больше развит в области теологии, чем греки или римляне, и находился на уровне египтян и ассирийцев. Ко времени завоевания их испанцами мексиканские жрецы уже явно продвигались к мысли о возвеличивании одного бога, поклонение которому исключало поклонение схожим божествам. И если наши данные слишком несовершенны, чтобы позволить нам основательно говорить об этой фазе развития религии, мы знаем, по крайней мере, многое об обрядах науа, а многие молитвы, сохранившиеся благодаря трудам испанских отцов‑монахов, несомненно подлинные и демонстрируют высокий уровень религиозных достижений.
Космология
Богословие ацтеков допускало существование вечности, которая, однако, не обходилась без деления на эпохи. Считалось, что вечность подразделяется на эры, каждая из которых зависела от времени продолжительности отдельного «солнца». Среди специалистов по мифологии мексиканцев нет единства мнений относительно числа этих «солнц», но наиболее вероятно, что излюбленная традиция обусловливала существование четырех «солнц» или эр, каждая из которых завершалась национальной катастрофой: наводнением, голодом, бурей или пожаром. Они боялись, что длящаяся в настоящем времени эра может закончиться при завершении каждой «связки» из пятидесяти двух лет, а «связка» представляет собой простую, произвольно взятую часть эры. Промежуток времени от момента создания до длящейся в настоящем эры вычисляли по‑разному: как 15, 228, 2386 или 1404 солнечных года. А расхождения и сомнения возникали из‑за допускающего двоякое толкование характера символов, обозначавших числа, которые отображали этот период на pinturas , или туземных рисунках. Что касается последовательности «солнц», то здесь единства мнений не больше, чем по вопросу об их числе. В Codex Vaticanus утверждается, что она была такова: вода, ветер, огонь и голод. У Гумбольдта — это голод, огонь, ветер и вода; у Ботурини — вода, голод, ветер и огонь; у Гама — голод, ветер, огонь и вода.
По всей вероятности, принятие четырех эпох возникло из священной природы этого числа. Без сомнения, этот миф развился из tonalamatl (мексиканский национальный календарь), великого кладезя мудрости народа науа, который каста жрецов считала своей путеводной звездой и с которым они тщательно сверялись в каждом случае, имеющем отношение и к религии, и к мирской жизни.
Источники мифологии ацтеков
Наши знания о мифологии мексиканцев почерпнуты главным образом из работ тех испанцев, как мирян, так и церковнослужителей, которые пришли в страну вместе с конкистадорами или же сразу вслед за ними. В некоторых из них мы находим то, что можно назвать рассказами из первых рук о теогонии и обрядах народа науа. Самым ценным сборником является книга святого отца Бернардино Саагуна под названием «Общая история событий в Новой Испании», которая была опубликована с рукописи только в середине XIX столетия, хотя написана еще в первой половине XVI века. Саагун приехал в Мексику спустя восемь лет после того, как испанцы поработили страну. Он прекрасно овладел языком науа и, восхищаясь умом этого порабощенного народа, стал испытывать глубокий интерес к его древностям. Его методика сбора фактов, касающихся их мифологии и истории, была столь же эффективной, как и оригинальной. Ежедневно он собирал заслуживавших доверия индейцев и задавал им вопросы, на которые те давали подробные ответы при помощи символичес
www.indiansworld.org
Древние мексиканцы разводили кроликов и зайцев
Скульптура кролика или зайца из Теотиуакана.
Люди, жившие в доиспанском мексиканском городе Теотиуакан, возможно, разводили кроликов и зайцев ради мяса, изделий из меха и костяных орудий труда. Об этом сообщают авторы опубликованного 17 августа 2016 года в журнале PLoS ONE исследования Эндрю Сомервилля (Andrew Somerville) из Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego), США, и его коллеги.
Разведение травоядных животных играло ключевую роль в развитии сложных человеческих обществ по всему земному шару. Однако в Мезоамерике было мало крупных млекопитающих, пригодных для разведения. Авторы настоящего исследования искали доказательства разведения небольших животных в городе Теотиуакан, находившемся к северо-востоку от современного Мехико. Они провели анализ стабильных изотопов углерода и кислорода 134 костных останков кроликов и зайцев из древнего города и образцов 13 современных диких особей из центральной части Мексики, чтобы сравнить их диеты и образ жизни.
Авторы исследования обнаружили, что по сравнению с останками современных диких животных, древние останки кроликов и зайцев имеют значения изотопов углерода, указывающие на более высокое содержание в их рационе культурных растений, таких как кукуруза. Образцы с наибольшей разницей в значениях изотопов происходят из комплекса Теотиуакана, содержащего следы разделки животных и скульптурные изображения кролика.
Хотя древние кролики и зайцы, могли питаться, по крайней мере, некоторыми выращиваемыми человеком растениями, совершая набеги на поля или поедая дикие растения, авторы предполагают, что результаты их исследования свидетельствуют о том, что жители Теотиуакана могли подкармливать или разводить кроликов и зайцев ради мяса, меха и орудий из костей. Установленные факты могут быть новым доказательством разведения мелких млекопитающих в Мезоамерике.
«Поскольку такие крупные млекопитающие как козы, коровы или лошади не были доступны для приручения в доиспанский Мексике, многие считают, что у коренных американцев не было столь интенсивных взаимоотношений человека и животных, как у жителей Старого Света, — сказал Эндрю Сомервилль. — Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что обитатели древнего города Теотиуакан разводили представителей более мелкой и более разнообразной фауны, таких как кролики и зайцы, и что это, возможно, было столь же важно, как и разведение более крупных животных».
Теотиуакан (аст. Teōtīhuacān — место, где родились боги, или город богов) — заброшенный город, расположенный в 50 километрах к северо-востоку от города Мехико в муниципалитете Сан-Хуан-Теотиуакан. Это один из самых старых и древних городов доколумбовых цивилизаций.
Теотиуакан возвысился во II в. н. э. в результате того, что город Теопанкаско и прежний центр Куикуилько были заброшены после извержения вулкана, а их жители переселились в Теотиуакан. Город стал крупным региональным центром с населением более 200 тысяч человек.