Древнее забайкалье. Забайкальский край.История Забайкальского края
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Забайкальского края. Древнее забайкалье


История Забайкальского края

Забайкальский край образован 1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

Содержание

  • 1 История до XVII века
  • 2 В составе Российского государства (XVII—XIX века)
  • 3 XX век
  • 4 Конец XX — начало XXI века
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

История до XVII века

Впервые человек умелый пришёл с юга, с территории современных Монголии и Китая во времена палеолита. Долгое время в регионе проживали неандертальцы, о чем свидетельствуют археологические памятники, расположенные в долинах рек Чикой (Коврижка, Приисковое) и Ингоды (Сухотино-1). Большее количество изученных древних поселений относятся к верхнему палеолиту (35—11 тыс. лет назад). Одним из примечательных является селение Толбага на реке Хилок. Так же широко известны поселения Студёное, Усть-Менза, Сухотино-4. К новокаменному веку (неолит, 7 тыс. лет назад) относятся поселения Чиндант и Арын-Жалга на реке Онон, Дарасун на Ингоде, Усть-Менза и Студёное на Чикое и Алтан на Мензе. В это время наряду с охотой и рыболовством из Китая приходит земледелие.

Плиточная могила на горе Бага-Заря

Вплоть до присоединения Забайкалья к России, история его южной части тесно связана с кочевым скотоводством. Племена, проживавшие здесь, создали так называемую культуру плиточных могил. «Плиточники» проживали на всей территории современной Монголии: от Алтая до Хингана с запада на восток и от Байкала до предгорий Нань-Шаня с севера на юг. Монгольские учёные считают, что эта культура принадлежала к протомонголам.

Первым народом, обитавшим в Забайкалье, о котором многое известно как из археологических находок, так и из письменных источников (в основном, китайских) был кочевой народ хунну (209 год до н. э. — 93 год н. э.), создавший обширное государство в центральноазиатских степях, с распадом которого бывшие хуннские земли перешли под контроль монголоязычных Сяньби (93—234) и Жужаньского каганата (330—555).

В VI—IX веках в Забайкалье жили тюрки-уйгуры. В X—XII веках южная часть региона оказалась в составе государства монгольских племён киданей. Государство это известно как империя Ляо. Известнейшими памятниками этих времен являются некрополь в Ильмовой пади, Кокуйское городище и Вал Чингисхана.

В XIII веке тайджиут-монголы жили в южной части нынешнего Забайкальского края. Джалаир-монголы проживали по реке Онон.. Южная часть Забайкальского края и монгольский аймак Хэнтий были центром Хамаг-Монгольского ханства.

В 1206 году на курултае великим ханом Монгольского государства, был провозглашён Тэмуджин, принявший новое имя Чингисхан. Территория края составляла неотъемлемую часть империи. От монголов в крае осталось немало памятников. Среди них — города, дворцы, усадьбы, такие памятники, как Чингисов камень, Чаша Чингисхана, Ворота Чингисхана. При всём этом, эти памятники никакого отношения к самому Чингисхану не имеют, но являются неотъемлемой частью множества легенд.

Чум — традиционное жилище тунгусов

Коренной народ Забайкалья, проживающий здесь ещё с времен неолита, это эвенки. Они исповедовали шаманизм и сохраняли патриархально-родовые отношения. Во времена монголов большая часть тунгусов находилась под управлением княжеского рода Гантимуровых.

В XIV веке Монгольская империя распалась на отдельные государства. До середины XVII века монголоязычные дауры (вместе с подгруппой гогули) жили в долине реки Шилка, в верховьях Амура и на реке Зея. Их территория граничила с землями дючеров, живших по Амуру к востоку от Зеи. По названию этого народа, регион их проживания в то время был назван русскими землепроходцами Даурией. Территория современного Забайкальского края вплоть до XVII века являлась частью Монгольского государства Северная Юань.

В составе Российского государства (XVII—XIX века)

С середины XVII века Забайкалье вошло в состав Российского государства. Первые землепроходцы пересекали Даурию (так называли земли за Байкалом) по рекам. Буряты и тунгусы, после длительного сопротивления, признавали новую власть и платили русской казне ясак. В Забайкалье появился ряд острогов: Усть-Стрелочный, Иргенский, Нерчинский, Телембинский, Еравнинский, Аргунский, Сретенский. Начиная с 1704 года появились Нерчинский, Шилкинский, Газимурский и другие сереброплавильные заводы. В XVIII веке население края быстро росло за счёт притока поселенцев и отправки на рудники преступников. Большую роль в развитии края сыграли и ссыльные участники декабрьского восстания. В 1851 году была образована Забайкальская область. В этом же году с целью укрепления границы создано Забайкальское казачье войско, численностью более 3,5 тысяч человек. В конце XIX века в области началось железнодорожное строительство. Поднялась промышленность, росли и появлялись новые города и населённые пункты.

XX век

В начале XX века в Забайкалье приходят революционные настроения, вызванные русско-японской, Первой мировой войнами. После Октябрьской революции Советская власть в Чите установилась 16 февраля 1918 года. На начальном этапе Гражданской войны в конце августа 1918 года власть Советов была ликвидирована объединёнными силами белых, казаков и чехословаков. На территории края была образована Забайкальская Казачья Республика. В тоже время развернулось широкое партизанское движение. В апреле 1920 года на территории Забайкалья и Дальнего Востока была создана Дальневосточная Республика, с центром в Верхнеудинске, а затем в Чите, просуществовавшая до ноября 1922 года.

15 ноября 1922 года Дальневосточная республика вошла в состав РСФСР в качестве Дальневосточной области со столицей в Чите. Приход советской власти в Забайкалье ознаменовался строительством социалистического общества, национализацией предприятий, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией. В 1935 году с целью усиления военного потенциала был создан Забайкальский военный округ (ЗабВО). В годы Великой Отечественной войны в армию были призваны десятки тысяч забайкальцев. В связи с угрозой нападения Квантунской армии Японии, на базе ЗабВО был создан Забайкальский фронт. В 1943 году в области работало 37 эвакогоспиталей. В 1945 году, после разгрома фашистской Германии, начались военные действия против Японии. Руководство проводилось из военного санатория Молоковка. Эта война стала тяжелейшей для народа.

После войны, в связи с засухой 1946 года и отсутствием крупной промышленности стоял голод. До 1949 года область восстанавливали 77 тысяч японских военнопленных. Полностью экономика была восстановлена к 1950 году. До 1990-х годов в регионе возникло множество различных предприятий. Среди них горные комбинаты в Первомайском, Краснокаменске, Орловске и Жирекене, Читинская ГРЭС, КСК, угольный разрез «Харанорский», заканчивается строительство Байкало-Амурской магистрали.

Конец XX — начало XXI века

В 1990-е годы произошли резкое сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства и падение уровня жизни населения. Закрывались детские сады, лагеря, спортивные учреждения, прекратили существование Петровск-Забайкальский металлургический завод, Читинский комвольно-суконный комбинат. С развалом лесной отрасли начались массовые незаконные вырубки леса и колоссальные поставки непереработанной древесины в Китай. Агинский Бурятский автономный округ с 31 марта 1992 года стал самостоятельным субъектом Российской Федерации. Экономику удалось стабилизировать только к концу 1990-х годов. В 2000-е годы велось строительство второго пути Южного хода, а на сегодняшний день ведётся его электрификация. Ведётся строительство железнодорожной ветки Нарын — Лугокан. 1 марта 2008 года на территории Читинской области и АБАО возник новый субъект федерации — Забайкальский край. Так же на юго-востоке Забайкальского края планируется строительство и открытие двух новых крупных ГОКов: Быстринского и Бугдаинского.

См. также

  • История Монголии
  • Северная Монголия
  • История Бурятии
  • Забайкальская область
  • Читинская область
  • Объединение регионов России

Примечания

  1. ↑ Н.Наваан, Бронзовый век Восточной Монголии,
  2. ↑ История Монголии, Том I, 2003
  3. ↑ ФАЗЛАЛЛАХ РАШИД-АД-ДИН->СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ->ТОМ I->КНИГА 1->РАЗДЕЛ 2
  4. ↑ Амурская область: История. НАРОДЫ АМУРСКОЙ ЗЕМЛИ
  5. ↑ Быстринский ГОК в Забайкалье, возможно, запустят в декабре 2016 года — Чита.ру.

Литература

  • Константинов А.В., Константинова Н.Н. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года). — Чита: Издательство ЗабГПУ, 2002. — 248 с. — 10 000 экз. — ISBN 5851582170.
  • География Забайкальского края / Главный редактор Кулаков В.С.. — Чита: Экспресс издательство, 2009. — 308 с. — 3 000 экз. — ISBN 9785956601266.
  Забайкальский край

Административный центр: ЧитаГорода: Балей | Борзя | Краснокаменск | Могоча | Нерчинск | Петровск-Забайкальский | Сретенск | Хилок | Шилка

Муниципально-территориальное деление:

Городские округа: Агинское | Горный | Петровск-Забайкальский | ЧитаМуниципальные районы: Агинский | Акшинский | Александрово-Заводский | Балейский | Борзинский | Газимуро-Заводский | Дульдургинский | Забайкальский | Каларский | Калганский | Карымский | Краснокаменский | Красночикойский | Кыринский | Могойтуйский | Могочинский | Нерчинский | Нерчинско-Заводский | Оловяннинский | Ононский | Петровск-Забайкальский | Приаргунский | Сретенский | Тунгиро-Олёкминский | Тунгокоченский | Улётовский | Хилокский | Чернышевский | Читинский | Шелопугинский | Шилкинский

Статьи: География | Герб | Гимн | История | Население | Административно-территориальное деление | Флаг

  История субъектов Российской Федерации Республики Края Области Города федерального значения Автономная область Автономные округа

Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкесия • Карелия • Коми • Крым • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия • Татарстан • Тыва • Удмуртия • Хакасия • Чечня • Чувашия

Алтайский • Забайкальский • Камчатский • Краснодарский • Красноярский • Пермский • Приморский • Ставропольский • Хабаровский

Амурская • Архангельская • Астраханская • Белгородская • Брянская • Владимирская • Волгоградская • Вологодская • Воронежская • Ивановская • Иркутская • Калининградская • Калужская • Кемеровская • Кировская • Костромская • Курганская • Курская • Ленинградская • Липецкая • Магаданская • Московская • Мурманская • Нижегородская • Новгородская • Новосибирская • Омская • Оренбургская • Орловская • Пензенская • Псковская • Ростовская • Рязанская • Самарская • Саратовская • Сахалинская • Свердловская • Смоленская • Тамбовская • Тверская • Томская • Тульская • Тюменская • Ульяновская • Челябинская • Ярославская

Москва • Санкт-Петербург • Севастополь

Еврейская

Ненецкий1 • Ханты-Мансийский — Югра2 • Чукотский • Ямало-Ненецкий2

1 Расположен на территории Архангельской области      2 Расположен на территории Тюменской области

История Забайкальского края Информация о

История Забайкальского краяИстория Забайкальского краяИстория Забайкальского края

История Забайкальского края Информация Видео

История Забайкальского края Просмотр темы.

История Забайкальского края что, История Забайкальского края кто, История Забайкальского края объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

История Забайкальского края

Забайкальский край в древние века

Материалы, полученные в ходе археологических исследований Забайкалья, свидетельствуют, что, вероятнее все6го, первый человек появился в этих местах 100-40 тыс. лет назад. По долинам рек Онон и Иля, у озера Бальзино были открыты более 25 стоянок жителей каменного века. Обитатели мустьерских стоянок – неандертальцы – охотились на шерстистых носорогов, бизонов, лошадей. Около 40 тыс. лет назад в Забайкалье появляются стоянки человека современного вида – Homo sapiens, культура которого получила название верхнего (позднего) палеолита. В последующую эпоху мезолита (25-10 тыс. лет назад) на территории современного Агинского Бурятского округа существовало несколько археологических культур, условно названных куналейской, санномысской, студеновской, которые различаются по технике обработки камня и формам орудий. Охотился человек уже при помощи лука и стрел, ловил рыбу с помощью гарпунов и крючков. Появляется примитивное земледелие и зачатки скотоводства. В 1100-300 гг. до н.э. в степях Забайкалья и Монголии сформировалась культура плиточных могил, продлившаяся около 800 лет. Имя народа, который соорудил эти могильники, неизвестно, и носители этой культуры проходят для нас под названием «плиточники». Территория расселения плиточников была необычайно широка: от северных берегов озера Байкал до предгорий Тянь-Шаня на юге и от хребтов Большого Хингана на востоке до предгорий Алтая на западе. От плиточников в степях остались многочисленные погребения. На территории округа зафиксировано более 3 тыс. таких могильников. В конце III в. до н.э. территорию Забайкалья заселяют гунны. Этноним «гунны» - русский вариант произношения подлинного названия народа хунну, или сюнну. Хунский период истории Забайкалья (с 209 г. до н.э. по конец I в.) имел важнейшее значение и решил судьбу и специфику развития древних и средневековых монгольских и тюркских племен. Во II в. До н.э. хунну потерпели серьезные поражения в столкновениях с племенами сяньби, которые часть хунну покорили, а часть вынудили уйти на запад (именно они вошли в историю европейских стран под именем «гунны»). Письменные источники свидетельствуют, что необычный облик гуннов приводил европейцев в ужас. В 452 г. под предводительством Аттилы гунны угрожали Риму, однако, получив выкуп, воинственные племена отступили. Со смертью предводителя гуннов распался и их союз, но образ Аттилы вошел в средневековые легенды. В XIII веке Забайкалье вошло в империю Чингисхана. До вхождения в состав Русского государства регион находился в зависимости от монгольских и маньчжурских ханов.

Забайкальский край в XIII-XVII вв.

В XVI – первой половине XVII в. происходит переселение хоринцев (бурят) из Южной Монголии в районы Приаргунья, Нерчинска, Аги. С конца 1620-х гг. в Забайкалье появляются русские. Начинается присоединение и вхождение бурят в состав Российского государства. Русские проникли в Забайкалье в 1639 г. Максим Перфильев, поднимаясь по реке Витиму, дошел до устья реки Ципы. В 1647 г. Иван Похабов перешел Байкал по льду и, дружа с монголами, проник до Урги. Год спустя началось прочное водворение в области: Галкин основал Баргузинский острог и обложил ясаком окружающих тунгусов. В 1649 г. основан Верхнеудинск. В 1654 г. сотник Бекетов основал Нерчинский острог, через 4 года перенесенный к устью Нерчи; тогда же заложен и город Нерчинск. В 1665 году возник Селенгинск. В конце XVII века в области было уже 3 города и 9 острогов. Почти со времени занятия его Забайкалье служило местом ссылки.

Забайкальский край в XVIII-XIX вв.

Промышленное освоение территории началось в XVIII в. В 1700 г. построен Нерчинский серебросвинцовый завод, а к концу XVIII в. здесь уже работало 9 заводов, в т.ч. Петровский чугунолитейный и железоделательный. Активно развивалась олово и золотодобыча. Укрепившись в Забайкалье, русские служилые люди стали притеснять бурятское население, захватывая их земли. В 1702 г. хоринские буряты вынуждены были отправить в Москву делегацию, возглавляемую зайсаном галзатского рода Баданом Туракиным, с челобитной Петру I. Встретившись с делегацией, Петр I 22 марта 1703 г. издал указ и приказал «свесть служилых и сяких чинов людей по другую сторону Селенги… чтоб им иноземцам от их налог и обид вконец не разоритца». 21 октября 1727 г. усилиями графа Саввы Владиславича-Рагузинского, по высочайшему повелению, между Россией, Китаем и Монголией был заключен Буринский трактат (по названию реки Бура возле Кяхты). В этом деле ему помогали буряты во главе с Шодо Болтириковым. Земли, которые занимали буряты, отошли к России. Была сделана демаркационная линия границы передвижение по ней прекратилось, и буряты окончательно закрепились как подданные России. Согласно Высочайшего Указа, данного Правительствующему Сенату 11 июля 1851 г. Забайкалье, состоявшее из двух округов — Верхнеудинского и Нерчинского, было выделено из Иркутской губернии и преобразовано в самостоятельную область, причем Чита возведена в областной город, а Троицкосавск, Кяхта и Усть-Кяхта составили особое градоначальство. Пограничные казаки, Забайкальский городовой казачий полк, станичные казаки, тунгусский и бурятские полки, а также и население, жившее оседло в пограничной полосе, составили Забайкальское казачье войско, обязанное выставлять 6 конных шестисотенных полков. В 1863 г. Кяхтинское градоначальство вошло в состав Забайкальской области, а в 1872 г. область делилась уже на 7 округов, из которых три — с одним казачьим населением; особое административное и полицейское управление для казачьего населения было упразднено. В 1884 г. область, прежде принадлежавшая к Восточно-Сибирскому генерал-губернаторству, вошла в состав вновь образованного Приамурского генерал-губернаторства. 17 марта 1906 Забайкальская область вошла в состав Иркутского генерал-губернаторства.

Забайкальский край в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны, 15 сентября 1941 года, на базе Забайкальского военного округа был образован  Забайкальский фронт. В августе 1945 войска фронта приняли участие в стратегической Маньчжурской операции на хингано-мукденском направлении. Сначала они преодолели безводные степи Внутренней Монголии и приграничный укрепленный район на калганском, долоннорском, солуньском и хайларском направлениях. Затем, взаимодействуя с Монгольской народно-революционной армией разгромили японские войска(44-я и 30-я армии 3-го фронта, часть сил 4-й отдельной армии Квантунской армии, Суйюаньская армейская группа). Преодолели хребет Большой Хинган и 19 августа вышли на рубеж Чжанцзякоу (Калган), Чэндэ (Жэхэ), Чифин, Шэньян (Мукден), Чанчунь и Цицикар. После прекращения японской армией сопротивления войска фронта занимались разоружением и приемом капитулировавших войск противника. 9 октября 1945 года Забайкальский фронт был расформирован. Полевое управление фронта реорганизовано в управление Забайкальско-Амурского военного округа, с включением в него армий Забайкальского фронта. Монгольские соединения и части конно-механизированной группы вернулись в состав войск Монгольской Народной Республики. В годы Великой Отечественной войны в действующую армию из округа было призвано 3688 человек, из которых более 2700 не вернулись с полей сражений. Агинчане воевали в составе сибирских, забайкальских и других дивизий под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, на Кавказе, освобождали страны Европы, брали Берлин, участвовали в разгроме Квантунской армии Японии. Агинчане Базар Ринчино и Александр Парадович стали Героями Советского Союза, звание героя России присвоено легендарному командиру партизанской роты на Брянщине Бадме Жабону (партизанская кличка Монгол). Более 360 фашистов уничтожил знаменитый снайпер Сепмен Номогонов, воевавший вместе с другом снайпером Тогоном Санжиевым. Воины-агинчане Л. Эрдынеев, Ц. Жамсоев, Б. Шагдаров, Р. Цыренжапов, Ж. Абидуев и многие другие отстаивали Москву зимой 1941 г. Женщины, старики и подростки, оставшиеся в тылу, самоотверженно работали на нужды фронта, заменив ушедших на войну. В оборонный фонд страны было внесено более 15 млн. руб., отправлено 12,5 тыс. теплых вещей, сдано облигации на 2516 тыс. руб. Округ дал армии и народному хозяйству 18 тыс. лошадей, 34,5 тыс. голов крупного рогатого скота, свыше 169 тыс. овец и коз. За годы войны на фронт из области было отправлено 10 тысяч коммунистов, а всего на фронт ушло 175 тысяч забайкальцев. В связи с мобилизацией только за первые месяцы войны в промышленность и на транспорт пришло около 13 тысяч женщин. Забайкальцы сражались практически на всех фронтах Великой Отечественной войны, принимали участие во всех крупнейших сражениях от обороны Москвы в 1941г. до штурма Берлина в 1945г.

Забайкальский край в послевоенные годы

Послевоенные годы были крайне тяжелыми для Забайкалья. В результате засухи 1946 года было очень сложное положение с продовольствием, что привело к массовым смертельным исходам от голода и распространению дистрофии. Социальная ситуация осложнялась репрессиями. До 1949 на территории области находилось 77 тысяч японских военнопленных, которые работали на различных объектах. В 1949–1951 годы Борский ИТЛ на севере области вел добычу урановых руд. В 1949 году создано Читинское геологическое управление. Выполнены широкомасштабные геологоразведочные работы, что позволило создать надежную основу для развития горнорудной промышленности. В 1954–1957 годы в области освоено 749 тысяч га новых земель. Поголовье овец в 1957 насчитывало 2 миллионов 600 тысяч, была выведена новая забайкальская тонкорунная порода овец. В 1957 году область за успехи в освоении целинных и залежных земель и увеличение производства сельскохозяйственной продукции награждена орденом Ленина. После осложнений в отношениях с Китаем в 1960-е годы военный потенциал в области усиливался, что оказывало существенное влияние на хозяйственное развитие и занятость населения. С пограничной территории Приаргунья выселена часть населения, установлен жесткий пограничный режим. Послевоенный период развития Агинского Бурятского автономного округа характеризуется напряженным трудом по восстановлению пришедшего в упадок народного хозяйства. В годы войны сократилось поголовье всех видов домашних животных в связи со сдачей государству, к сожалению, и в последующие годы происходило сокращение поголовья скота – из-за массового падежа и низкого делового выхода приплода. Выдающимся достижением в истории Аги явилось коренное преобразование овцеводства – превращение ее из низкорентабельного грубошерстного в высокопродуктивное тонкорунное. В целях улучшения качества шерсти создаваемой породы осенью 1952 г. впервые в мировой зоотехнической практике охлажденное семя баранов аскашитской породы было перевезено на расстояние почти 8 тыс. км за Аскания-Новы в колхоз «XIX партсъезд», и было получено потомство, выращены бараны с живым весом 92-100 кг и постригом шерсти 9,8 кг. Научным подвигом явилось выведение в 1956 г. уникальной «Забайкальской» тонкорунной породы овец. Звание Героя Социалистического труда было присвоено чабану колхоза «Коммунизм» Б. Доржиевой и председателю колхоза им. Кирова Б. М. Мажиеву. Выведение новой породы овец, внедрение искусственного осеменения, применение пастбищной технологии зимнего содержания вывели овцеводство округа на интенсивные пути развития и превратили его в высокодоходную отрасль хозяйства местных жителей. В 1959 г., когда было введено обязательное семилетнее образование, в округ были направлены педагогические кадры из центральных районов страны. В 1949 г. открываются интернаты для детей на полном государственном обеспечении. После окончания медицинских вузов начинают лечебное дело врачи А. Двоеглазова, Ц. Цыбенова, Д. Балдано, Ц. Номогонова и др. Увеличивается сеть культурно-просветительских учреждений. В 1948 г. состоялся первый окружной смотр художественной самодеятельности, а в 1959 г. агинчане участвовали в заключительном всероссийском смотре в г. Москве. Вышли романы, повести, пьесы Агинских писателей Ж. Балданжабона, Д. Батожабая, Ж. Тумунова, А. Арсаланова, в 1961 г. в поселке Агинское построен Агинский окружной Дом культуры. Образован 1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского АО был образован Забайкальский край.

www.protown.ru

Сибирские древние люди - Новости Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тывы

Древний забайкальский человек "одет" в медвежью шкуру. Слегка раскосые восточные глаза и высокие скулы делают его похожим на смесь Киану Ривза с Джеки Чаном. На вид ему лет 30 — это средний возраст, в котором уходили из жизни во времена верхнего палеолита. Облик нашего древнего предка ученые реконструировали на основании останков, обнаруженных при раскопках крупнейшего в мире археологического комплекса Усть-Менза, который находится при впадении реки Мензы в реку Чикой на юго-западе Забайкалья. Там два года назад археологи нашли странные захоронения: небольшие ямы, диаметром меньше метра, куда людей клали свернутыми буквально в колечко. Как и, главное, зачем это делали — ученые только догадываются.

— На сегодняшний день это самое древнее погребение, обнаруженное в Забайкалье,— ему примерно 8 тысяч лет,— рассказывает профессор кафедры отечественной истории Забайкальского государственного университета, руководитель Чикойской археологической экспедиции (обнаружившей погребения), Михаил Константинов.— Умерший человек был уложен набок в соответствии с контуром ямы, а само тело засыпано охрой — красной краской естественного происхождения.

Михаил Васильевич руководит раскопками не первый десяток лет, и необычные захоронения раскапывал именно он. Археологам работать в Забайкалье непросто: здесь глинистые и, главное, мерзлые почвы, поэтому раскопки продвигаются очень медленно. Бывает, что найденный скелет не удается извлечь, потому что начинаются дожди, так что приходится сооружать полиэтиленовый купол, ждать, пока погода наладится и почва просохнет. Кости желательно поднимать из земли с частью грунта, чтобы случайно не повредить во время очистки. Находку обкладывают поролоном, запечатывают в коробку и отправляют на дальнейшее изучение. В данном случае — в Институт этнологии и антропологии РАН. Здесь с помощью особой технологии скрюченные скелеты распрямили, склеили черепа и вычистили "Блендамедом" зубы. Теперь можно приступать к подробному изучению, которое иногда растягивается на годы.

Важные сантиметры

— Сейчас образцы костей взяли специалисты из лаборатории геогенетики Университета Копенгагена, и теперь мы ждем четких дат жизни, в этом должен помочь радиоуглеродный метод,— поясняет "Огоньку" заведующий отделом физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН Сергей Васильев.— К тому же датчане будут исследовать образцы ДНК — это часть большой работы, которая проходит во всем мире. Ученые берут ДНК из разных территорий, например с Дальнего Востока, из Забайкалья, Восточной Сибири, и сравнивают между собой. Это позволяет понять, насколько родственны различные популяции, и соответственно узнать, каким образом мигрировало и расселялось древнее человечество.

В отделе антропологии в прозрачных пластиковых контейнерах с разноцветными крышками, которые мы частенько используем для хранения всяких мелочей, лежат черепа самых разных цветов, форм и размеров. Часть из них сильно разрушена, но, что удивительно, несмотря на тысячелетнюю историю, у многих прекрасные зубы.

— Да, это удивительно,— говорит младший научный сотрудник отдела Равиль Галеев, который воссоздал облик забайкальского человека.— У древних людей зубы, как правило, сохранялись в хорошем состоянии на протяжении всей жизни. Кариес возник одновременно с изменением образа жизни и с образованием городов.

По словам ученого, работа по восстановлению облика по оставшимся костям — очень долгая и кропотливая. Сначала тщательно измеряют все пропорции скелета, причем иногда по каждой части тела, будь то уши или зубы, работает отдельный специалист. Затем реконструктор восстанавливает недостающие части черепа с помощью специального состава из воска, канифоли и зубного порошка — такая смесь не повреждает кость и прекрасно сохраняется. С помощью 3D-принтера с черепа снимают точнейшую копию — слепок из пластика получается легким, напоминающим пенопластовую модель. Уже поверх нее ученые с помощью скульптурного пластилина воссоздают черты лица — методики для этой непростой работы были разработаны именно в этой лаборатории знаменитым антропологом Михаилом Герасимовым. Сейчас ими пользуются во всем мире. В завершение всего делают копию из твердого пластика или бронзы, которая, как правило, отправляется в музей.

Для реконструкции внешности специалисты подробно изучили скелеты древних людей. Всего были найдены останки восьми человек — пяти мужчин, двух женщин и одного ребенка. Оказалось, что они похожи на современных людей. Правда, отличия все-таки есть — рост древних забайкальцев по нашим меркам чуть ниже среднего, у них очень узкие плечи (не больше 31 сантиметра даже у мужчин) и более вытянутые предплечья. Судя по останкам, древние люди страдали от инфекций, болезней крови, типа анемии, недостатка кальция и от холода — об этом говорят измененный особым образом лицевой скелет и свод черепа, а также суженные наружные слуховые проходы.

— Благодаря антропологическим реконструкциям мы знаем, что они были монголоидами,— рассказывает профессор Константинов из Забайкальского университета.— Это тип человека, который чаще всего называют палеоазиатским. Они образуют основу для дальнейших сибирских этносов, ближние к ним — монгольские и тунгусские.

В апреле в Читу собираются приехать японские специалисты из знаменитого университета Токио — Метрополитен, где в последние годы развиваются геоархеология и экспериментальная археология. Эти относительно новые направления воссоздают орудия труда, ремесла и быт предыдущих поколений на основе древних технологий. Например, в последнее время здесь активно проводят эксперименты, чтобы понять, каким образом древние люди расщепляли камни.

— Мы ожидаем визита одного из самых известных специалистов в этой области — профессора Масами Изухо,— рассказывает профессор Михаил Константинов.— Он специализируется на изучении палеолита Евразии. Японцев интересуют все скелеты, обнаруженные на территории Забайкалья. Они делают копии, а затем выставляют их в Центральном историческом музее в Токио. Японцы совершенно справедливо считают все сибирские народы своими родственниками. Этим они, к слову сказать, сильно отличаются от китайцев, которые, наоборот, считают свою нацию исключительной.

Вообще, современная наука, по словам ученых, меняется в сторону большей комплексности, что очень важно. Археологи работают вместе с геологами, географами, специалистами по фауне, флоре, и это позволяет представить, как жил человек в конкретных природных условиях. Правда, знаем мы все равно мало.

Пощупать время

Когда люди пришли в Забайкалье — точно неизвестно. Ясно только, что сначала это были неандертальцы, а затем кроманьонцы. Не так давно Чикойская экспедиция обнаружила древнейший памятник археологии Забайкалья — стоянку человека возрастом минимум 120 тысяч лет. Таким образом, история пребывания человека в этом регионе увеличилась примерно на 40 тысяч лет.

Ранее считалось, что люди появились здесь около 80 тысяч лет назад. Они пришли с юга — с территории современной Монголии и из Китая. Люди перемещались в поисках пищи вдоль рек, которые называют дорогами древности, и отсюда отправились дальше в Якутию, в Заполярье. Потом по существовавшему тогда сухопутному мосту — Берингии они перешли на Аляску. Известно, что этот мост поднимался из воды как минимум шесть раз, и каждый раз по нему мигрировали в обе стороны и животные, и позже люди. Так что древний забайкальский человек — родственник американским индейцам.

В самом забайкальском регионе климат несколько раз кардинально менялся: до появления человека здесь были субтропики с папоротниками и лианами, недавно в Бурятии, близ Гусиноозерска, были обнаружены кости и зубы мартышки возрастом 3 млн лет. Но во времена древних забайкальцев уже было довольно холодно, водились мамонты и шерстистые носороги.

— Это культуры каменного века. Люди тогда были охотниками, рыболовами, собирателями,— говорит профессор Михаил Константинов.— Они много чего умели делать, в том числе строить жилища в виде чумов, пользоваться луками и стрелами, изготавливать посуду из глины. Также они мастерили орудия из камня, подбирая красивые породы — нефрит, яшму, халцедон. Если говорить о недавних важных находках, я бы отметил найденную нами самую древнюю в мире скульптуру медведя. Ее возраст 35 тысяч лет, и она является одним из древнейших в мире произведений искусства. Скульптура выполнена из позвонка носорога. Также мы нашли голову лося и очень красивый "жезл начальника" из рога северного оленя — это самые редкие находки.

Самое сложное — восстановить духовный мир древних людей. Их захоронения всегда говорят о религиозности — о некотором представлении о загробном мире. Погребение байкальского человека в этом плане особенно интересно.

— Пока неясно, зачем нужна была такая странная форма положения тела,— говорит профессор Константинов,— но красная охра традиционно символизирует огонь, кровь и продолжение жизни. Все это отражает веру в потустороннюю жизнь, в жизнь после смерти. Это, по-видимому, попытка осознать мир, найти свое место, укрепиться в силах.

Странная форма погребений — не единственная загадка прошлого. Не так давно ученые наткнулись на уникальное в своем роде захоронение собаки возрастом 5-7 тысяч лет. По всей видимости, животное погребли с особыми почестями, потому что рядом с телом найдены каменные орудия.

Чтобы лучше понять культуру далекого прошлого, ученым не хватает большего количества артефактов, но отвоевать их в этих краях — достаточно проблематично. Например, на Ангаре и Енисее песчаные берега довольно часто обваливаются и сами преподносят находки. На Алтае есть большое количество необследованных пещер, где, по всей вероятности, есть шанс сделать открытие, но тут нужно идти буквально наугад. Так что главным качеством археолога ученые называют терпение.

— Наши дальнейшие усилия будут направлены на обнаружение более древних погребений,— говорит профессор Михаил Константинов.— Сейчас речь идет о захоронениях, которым 7-8 тысяч лет, но мы знаем, что человек в Забайкалье появился как минимум 100 тысяч лет назад. Мы нашли более тысячи каменных орудий того периода, определяемого как средний палеолит, но антропологический материал этого возраста пока в Забайкалье неизвестен. Мы надеемся обнаружить следы пребывания человека в Забайкалье, жившего и 200-300 тысяч лет назад. Парадоксально, но чтобы узнать нас самих, нужно уйти вглубь веков.

asiarussia.ru

Основные события истории. Забайкалье (Бурятия и Читинская область)

Основные события истории

1653. На Иргене-озере служилые люди во главе с землепроходцем Петром Бекетовым основали Иргенский острог. Этот год считается началом присоединения Восточного Забайкалья к Российскому государству.

1653. П. Бекетов отправил десятника Максима Урасова заложить на Нерче-реке острожек, который станет Нелюдским острогом – будущим городом Нерчинском.

1656. Сослан в «Дауры» раскольничий протопоп Аввакум.

1664. Основан Нерчинский Успенский мужской монастырь – первый православный монастырь за Байкалом.

1674. Найдена серебряная руда на реках Аргунь и Мунгача. Это первое серебро на Руси и первая горная разработка в Забайкалье.

1675. Через Забайкалье проезжало посольство Николая Спафария, переводчика Посольского приказа, который оставил подробное описание пути от Тобольска до Китайской границы.

1689. Нерчинский острог получил статус города. Это первый и единственный российский город в Забайкалье в XVII в.

1689, август. Подписан Нерчинский договор между Российским государством и Маньчжурской Циньской империей. Трактат формально закрепил Забайкалье за Московским государством и установил границу по р. Аргунь между Россией и Китаем, хотя территории по этой реке фактически не принадлежали ни одной из этих держав.

1771. В Чите построена деревянная Михайло-Архангельская церковь. Сейчас она более известна как старая градочитинская церковь, или «Церковь декабристов».

1789. Основан Петровский чугуноплавильный завод. Через год завод дал первый чугун.

1827. В Читу прибыли на каторгу декабристы, а затем их жены: в феврале – Н.М. Муравьева, а в августе – А.В. Ентальцева и Е.П. Нарышкина.

1851, 17 марта. Образовано Забайкальское казачье войско из части сибирских казаков, бурят и эвенкийских (тунгусских) военных формирований и крестьянского населения. Осуществляло охрану границы с Китаем и внутреннюю службу. Позже участвовало в подавлении Ихэтуаньского восстания (1899–1901), Русско-японской войне (1904–1905), Первой мировой 1914–1918 гг. Во время Гражданской войны часть казаков находилась в войсках генералов Г.М. Семенова и Р.Ф. Унгерна, беднота активно участвовала в партизанском движении. В 1920 г. прекратило существование в связи с ликвидацией казачества.

1851. Образована Забайкальская область с центром в Чите. 22 октября в церкви Михаила Архангела торжественно оглашен Указ об учреждении Забайкальской области. Впоследствии область называлась Дальневосточной республикой, губернией (1923–1926), Читинским округом.

1900, 3 января. Открыто регулярное движение по Забайкальской железной дороге.

1918, 25 августа. Город заняли части атамана Семенова. Пережогин с товарищами разграбил золотые запасы Госбанка. 2 сентября в Читу вступили японские войска.

1919. Чита переполнена беженцами с запада. Население города удвоилось.

1920. Вместе с отступавшими из

Читы войсками атамана Семенова Забайкалье навсегда покинул епископ Забайкальский и Нерчинский Мелентий (Заборовский). Еще 2 года он пытался управлять Забайкальской епархией из Харбина.

1920, 6 апреля. Съезд трудящихся Прибайкалья в Верхнеудинске (Улан-Удэ) провозгласил создание Дальневосточной республики со столицей в Верхнеудинске. После месяца военных действий Читу заняли войска Дальневосточной республики (ДВР). Чита стала столицей ДВР.

1920, 14 мая. РСФСР признал Дальневосточную республику. 11 ноября Чита стала столицей государства – сюда перенесена столица ДВР.

1922, 15 ноября. ВЦИК РСФСР принял декрет о включении Дальневосточной республики в состав РСФСР.

1924. ДВР присоединена к РСФСР. Центр новой Забайкальской губернии переведен в г. Хабаровск.

1937. В ходе упразднения Восточно-Сибирского края и деления его на Иркутскую и Читинскую области образована самостоятельная административная единица в составе РСФСР – Читинская область.

2001. На стадионе «Труд» заложен камень в фундамент нового читинского кафедрального собора во имя иконы Казанской Божьей Матери.

2002. Принято решение о реконструкции привокзальной площади и выделении земельного участка под памятник первопроходцам П.И. Бекетову с товарищами.

2002. Читу посетил президент РФ В.В. Путин.

2003. В преддверии юбилея – 350-летия Читы начата реконструкция Театральной, Привокзальной и Центральной площадей.

2004. Митрополит Кирилл и епископ Евстафий освятили в Чите кафедральный собор во имя иконы Казанской Божьей Матери.

Знаменитые люди

Аввакум Петров (1621–1682) – протопоп, один из основных идеологов раскола в РПЦ, основоположник старообрядчества. Родился в Мордовии, в селе Григорове Нижегородской губернии, тогда как его будущий антагонист патриарх Никон родом из окрестностей села Вельдеманово, расположенного неподалеку от Григорова. Выступил против реформы патриарха Никона, за сохранение старых церковных обрядов. Сослан в Тобольск, а в 1656 г. «в Дауры» под начало «лютого воеводы» А. Пашкова. В 10-летней сибирской ссылке семья Аввакума испытала голод, болезни и нужду. В Забайкалье умерли два его малолетних сына. В 1663 г. царь Алексей Михайлович вызвал мятежного протопопа в Москву. Но Аввакум не отказался от своих убеждений, после чего был отправлен в ссылку в Мезень. Продолжал отстаивать свои взгляды на церковных соборах 1666–1667 гг. За резкие выступления лишен сана, предан анафеме, ему отрезали язык и сослали в Пустозерск. Там он провел в земляной тюрьме 15 лет и написал «Житие протопопа Аввакума». Не смирившись с нововведениями в православной церкви, Аввакум и в Пустозерске продолжал призывать царя вернуться к «древлему благочестию». В ответ последовал приказ сжечь пустозерского узника. Старообрядческой церковью причислен к лику святых.

Муравьев-Амурский Николай Николаевич (1809–1881) – государственный деятель, дипломат. В 1847–1861 гг. – иркутский и енисейский губернатор, генерал-губернатор Восточной Сибири. Осознавая экономическое значение Амурского края, содействовал изучению и освоению Забайкалья как плацдарма для приобретения амурских территорий. По его настоянию учреждена Забайкальская область с центром в г. Чите (1851). В 1858–1860 гг. благодаря решительности Муравьева-Амурского удалось подготовить почву для подписания Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоров, по которым территория, находившаяся в совместном владении России и Китая, вошла в состав российских владений. В 1858 г. Муравьев получил титул графа Амурского. В 1861 г. вышел в отставку. С 1868 г. до самой смерти жил в Париже. Был похоронен на Монмартрском кладбище. Через 110 лет его прах доставлен во Владивосток и захоронен на берегу бухты Золотой Рог, где ему воздвигли памятник.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828–1889) – писатель-публицист. Обвинен в написании прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» (авторство до сих пор не установлено). Суд вынес приговор: «Отставного титулярного советника Николая Чернышевского… лишить всех прав состояния и сослать в каторжную работу в рудниках на 14 лет, затем поселить в Сибири навсегда…» Царь утвердил приговор, сократив срок каторги на 7 лет. На следующий день после гражданской казни, 19 мая 1864 г., Чернышевского спешно отправили в Сибирь. Его доставили в Нерчинский Завод, откуда перевели в тюремный лазарет в Кадаю. После выздоровления он работал на руднике. В Кадаю приезжала жена Чернышевского, Ольга Сократовна, с сыном. В 1866 г. Чернышевского перевели в Александровский Завод. После отбытия трети срока ему разрешили поселиться за пределами тюрьмы. Однако «вольная жизнь» была недолгой. Правительство опасалось возможного побега, организованного революционерами (известно 8 таких попыток). Чернышевский был вновь заточен в тюрьму. В Александровском Заводе он завершил роман «Пролог». Один из заключенных переписал роман и после освобождения сумел его вывезти. Роман переправили за границу и при содействии К. Маркса напечатали в Лондоне. В августе 1871 г. срок заключения закончился. Но вместо свободы последовал приказ о новом заточении в Вилюйскую тюрьму в Якутии. Здесь он провел еще 12 лет. После этого последовала ссылка на 5 лет в Астрахань. В 1889 г. ему разрешено было переехать в Саратов, где он вскоре умер.

Кузнецов Алексей Кириллович (1845–1929) – революционер, просветитель. Арестован по нечаевскому делу, осужден на каторжные работы и вечное поселение в Сибири. Каторгу отбывал с 1872 г. на Каре, затем поселился в Нерчинске, где занялся фотографией и сбором материалов по истории края. В 1886 г. его стараниями открылся краеведческий музей (первый на Дальнем Востоке) и библиотека в Нерчинске. В 1899 г. переехал в Читу. В 1894 г. по инициативе Кузнецова организовано Забайкальское отделение Приамурского отдела императорского Русского Географического общества. В 1895 г. при отделении открыт краеведческий музей и библиотека, директором музея избран Кузнецов. В 1905 г. Кузнецов вновь оказался в гуще революционных событий. Он был одним из руководителей т. н. «Читинской республики», примыкал к партии эсеров. Военно-полевой суд приговорил его к смертной казни, замененной 10-летней каторгой. Каторгу отбывал в Акатуе. В 1908 г. больного и немощного Кузнецова отправили на поселение в Якутию. Свобода вернула ему силу, и он вновь создал школу, а затем и музей (это был уже третий музей, им созданный. Других таких примеров российская история не знает!).

Семенов Григорий Михайлович (1890–1946) – атаман Забайкальского казачьего войска. После Октябрьского переворота 1917 г. поднял мятеж на ст. Березовка, положив начало гражданской войне в Забайкалье. Обращение Семенова к съезду сельских жителей Забайкалья с призывом к «беспощадной борьбе с большевизмом» не нашло поддержки, и Семенов вынужден был уйти в Маньчжурию. В 1918 г., использовав мятеж Чехословацкого корпуса и помощь японских войск, Семенов утвердился в Забайкалье, установив режим военной диктатуры. После гибели Колчака и образования Дальневосточной республики в апреле 1920 г. получил власть на Дальнем Востоке. В 1921 г. под напором армии и партизан ушел в Маньчжурию. Живя в Корее, Северном Китае, Японии, не прекращал борьбы с советским режимом. В 1945 г. захвачен советскими войсками в Маньчжурии, казнен 30 августа 1946 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

По-Сибири — Народы Забайкалья

Коренные народы Забайкалья

 

До освоения русскими забайкальских земель здесь большую часть населения составляли коренные народы, буряты и эвенки (тунгусы). Сегодня доля этих коренных самобытных народов в национальном составе жителей Забайкальского края составляет соответственно: буряты – 6,8%, эвенки – 0,1%.

 

Буряты

 

Сегодня в Забайкальском крае проживает 73 941 бурятов, что составляет в общем количестве жителей 6,8%. Буряты – это типичный монголоидный народ, говорящий на своем бурятском языке. Монголоязычные племена в Забайкалье еще до середины XVII столетия не отделяли себя от монгольского этноса.

Объединение племен эхиритов, булагатов, хори, хонгодоров, ойротов, хахла- монголов в бурятский этнос началась только в составе Русского государства. Граница империи отделила эти племена от остального монгольского мира, и они в Забайкалье развивались обособленно. Постепенно распространилось общее название весьма разнородного народа «буряты», и формировалось этническое самосознание.

На появление слова «бурят» ученые рассматривают разные версии, но наиболее вероятной является трактовка от древнетюркского «бури», что означает «волк», соответственно «бури-ата» можно перевести как «отец-волк», ведь некоторые древнейшие рода среди этого народа считали волка своим прародителем.

Буряты возводят свой древнейший исторический путь к легендарному народу хуннам, но специалисты склонны считать, что предками основных родов бурятов являлись именно древние динлины. Впервые исторические записи о динлинах появляются в письменных источниках, относящихся к IV – III вв. до н. э, там говорится о покорении динлинов могущественным ханом хуннов Модэ. Но вскоре с ослаблением власти в хуннском государстве динлины отвоевали назад свои территории. Такие споры хуннов и динлинов за территории продолжались веками с переменным успехом.

Также веками древние буряты под разными именами динлинов, гаогюй, огуров и позже «теле» отстаивали свои исконные территории в борьбе с жужанями и другими тюркскими племенами. С падением в 555 году н. э. Жужаньского каганата позволило некоторым из племен «теле» в составе Тюркского каганата поселиться на землях близ Байкала и монгольской реки Керулен.

Сменялись государства центрально-азиатские каганаты и могущественные правители-каганы, но большинство древних предков бурят «теле», «хойху», «тогуз-огузы», «басмалы» «карлуки» не уходили уже далеко от родных земель, вступали в союзы для противостояния завоевателям.

После присоединения к Российскому государству забайкальские буряты долго вели себя неспокойно, нападали на ясачные казачьи отряды и царские посольские миссии. Бесчинствовали и казаки в отношении непокорных племен. И лишь после обращения забайкальских бурят в 1702 году лично к Петру I, земли на восточном берегу Байкала были юридически закреплены за коренными племенами.

Позже, начиная с 1766 года, буряты стали участвовать в защите государственных границ империи, из коренных жителей сформировали 4 полноценных полковых соединения для ведения караула на Селенгинской границе. Эти полки реформировали только в 1851 году с организацией единого Забайкальского казачьего войска.

Тогда же началась консолидация отдельных родов бурятов, близких по языковым признакам и культуре. И только в XIX столетии начинает складываться при вовлечении бурятских родов в экономическую деятельность единый бурятский этнос. Издавна основными верованиями бурят является традиционный шаманизм, называемый также тенгианством, буддизм гелугпа или так называемая «желтая вера», в нем в единое учение ассимилировались основные культы добуддийского времени.

С признанием официально в 1741 году буддизма одной из религий здесь был построен Тамчинский дацан. Началось развитие национальной науки, литературы и самобытного искусства, распространение письменности. Формировалась национальная психология, нормы нравственность и образа жизни большинства бурят. В отстроенных до революции 48 дацанах заработали школы философии, переводились, издавались и печатались разные книги, развивалось богословие.

После Октябрьской революции организовано этническое государство Бурят-Монголия. Впоследствии в 1921 году его преобразовали в одноименную автономную область. Область была в составе Дальневосточной республики. В 30-е годы местная община буддистов практически перестала работать. И только в 1946 году снова открыли главные Агинский и Иволгинский дацаны.

Среди единого этноса забайкальских бурят различают обособленные этно-хозяйственные группы баргузинских, селенгинских, агинских, хоринских и закаменских бурят. До середины 30-х годов буряты пользовались старо-монгольским письмом, затем до 1939 года письменностью на основе латиницы, позже письменностью на основе кириллицы.

Высшим божеством в местном шаманизме является Хухэ Мунхэ Тенгри, олицетворяющий мужское начало, населенного богами Вечного Синего Неба. Земля в понимании бурят олицетворяет женское божественное начало. Боги-небожители когда-то в правление Асаранга-тенгри были едиными. В результате борьбы за власть на Небе Ата Улана и Хурмаста, боги поделились на 55 добрых, и соответственно 40 злых.

Эвенки

 

Самоназвание народа «эвенкил», признанное самостоятельным этнонимом только в 1931 году, относится ко второму из местных народов Забайкалья. Старинным именованием данного народа было «тунгусы», обособленные этнические группы тунгусов описаны исследователями сибирских земель, как солоны, манегры, бирары или орочены.

Сегодня в Забайкалье проживает 1492 эвенкийских жителей, что составляет 0,1% от населения края. Говорят они на своем эвенкийском языке, он относится к тунгусо-манчжурским языкам среди алтайской семьи. Язык сильно разделен на крупные диалекты и местные говоры.

У эвенков здесь мало чисто этнических поселений, они проживают обычно в одних селах с бурятами, якутами и преобладающими среди населения русскими. Их древнейшими предками ученые считают проживавший в Забайкалье в V-VII вв. н. э. народ увань. По-видимому, увани тоже не были старожилами забайкальских степей, а пришли сюда с юга.

В XVII веке 36135 тунгусов добровольно вошли в Русское государство. В 1761 году для охраны границы государства сформирован из пятисот тунгусов казачий полк, им командовал старшина. Многие эвенки из него вошли впоследствии в Забайкальское казачье войско.

У эвенков издавна практиковался шаманский обряд воздушного погребения, он часто встречается у народов, живущих близко к природе. Еще А. Н. Радищев как-то писал об эвенках-тунгусах, что это дикий народ, но их вид стройнее и опрятнее других лесных народов. Он писал о тунгусах, что у них есть обычай подчевать гостей лучшим, что есть и умертвляют того, кто плохо ответит на приветствия угощающего.

Для тунгусов характерно традиционное природо-ресурсное ведение хозяйства, товарная охота на пушного зверя и кочевое, вьючно-верховое разведение оленей. Так называемый «верховой олень» является отличительной особенностью эвенков. Группа так называемых «конных» тунгусов издавна разводила лошадей, верблюдов и овец. Рыболовство здесь имело также промысловое и товарное значение. Дома эвенки обрабатывали шкуры, ковали железо, женщины изготовляли бытовые изделия из бересты.

Забайкальские эвенки часто от кочевого скотоводства переходили целыми родами к нормам оседлой жизни и хлебопашеству, разводили крупнорогатый скот. Сегодня тунгусы сохранили многовековые традиции, разведение оленей и промысловую охоту. В 30-е годы государством создаются коллективные оленеводческие хозяйства, возводились этнические поселки, развивалось землепашество, выращивание овощей и картофеля, ячменя и овса.

Традиционными видами пищи среди эвенков за многие столетия стали мясо диких и домашних животных, рыба, молоко оленей, грибы и лесные ягоды, дикие виды лука, трав и чеснока. От русских эвенки взяли технологию печеного хлеба, кислого теста и пресных лепешек. Любимым напитком был чай на степных и таежных травах, часто с молоком и солью.

Летом эвенки объединялись для коллективного выпаса оленей и летние стойбища в это время насчитывали до 10 и более чумов. Тогда же проводилось большинство национальных и родовых праздников. Наблюдалось распределение результата труда среди членов общины, гостеприимство и взаимовыручка. Имущество в родах наследуется по линии мужчины.

Престарелые родители по обычаю проживали с младшими сыновьями, при женитьбе за невесту надо дать выкуп или отработать необходимое время в интересах ее семьи. В зажиточных семьях нередко встречалось по нескольку жен. Поклонялись эвенки родовым и природным духам, тотемным животным, придерживались традиционного шаманизма. Испокон веков среди тунгусов прижились элементы так называемого праздника Медведя, определенные ритуалы и табу, связанные с разделыванием и приготовлением убитого на охоте медведя, употреблением его мяса, последующим захоронением костей животного.

Христианское миссионерство и буддизм, начиная с XVII столетия, сильно повлияли на мировоззрение и культы тунгусов. В богатом фольклоре эвенков преобладали непродолжительные песни-импровизации, сказки о птицах и животных, мифы, исторические эпосы и предания. Каждая из групп тунгусов имела своих мифологических и эпических героев.

Эвенки любят хоровод, исполняющийся часто под импровизированные песни, спортивные состязания. Развивалось искусство резьбы по кости и дереву, у женщин художественная вышивка шелком и бисером, теснение по бересте, аппликация вещей быта тканями и мехами.

Loading...Loading...

posibiri.ru

История Забайкальского края — WiKi

Чум — традиционное жилище тунгусов

Забайкальский край образован 1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

Долгое время в регионе проживали неандертальцы, о чем свидетельствуют археологические памятники культуры мустье, расположенные в долинах рек Чикой (Коврижка, Приисковое, Усть-Менза-5) и Ингоды в окрестностях Читы (Сухотино-1)[1].

Большее количество изученных древних поселений относятся к верхнему палеолиту (35—11 тыс. лет назад). Одним из примечательных является селение Толбага на реке Хилок. Так же широко известны поселения Студёное, Усть-Менза[2], Сухотино-4 на Титовской сопке в Чите.

Древнейшая керамическая посуда (12 тыс. л. н.) обнаружена на памятниках усть-каренгской культуры[3][4][5]. На поселении Усть-Каренга, расположенном в бассейне Верхнего Витима в Забайкалье, керамика по калиброванным датам относится к 12288—9678 гг. до нашей эры[6].

К новокаменному веку (неолит, 7 тыс. лет назад) относятся поселения Чиндант и Арын-Жалга на реке Онон, Дарасун на Ингоде, Усть-Менза и Студёное на Чикое и Алтан на Мензе. В это время наряду с охотой и рыболовством из Китая приходит земледелие.

Вплоть до присоединения Забайкалья к России, история его южной части тесно связана с кочевым скотоводством. Племена, проживавшие здесь, создали так называемую культуру плиточных могил эпохи бронзы и железа. «Плиточники» проживали на всей территории современной Монголии: от Алтая до Хингана с запада на восток и от Байкала до предгорий Нань-Шаня с севера на юг. Монгольские учёные считают, что эта культура принадлежала к протомонголам[7][8].

Первым народом, обитавшим в Забайкалье, о котором многое известно как из археологических находок, так и из письменных источников (в основном, китайских) был кочевой народ хунну (209 год до н. э. — 93 год н. э.), создавший обширное государство в центральноазиатских степях, с распадом которого бывшие хуннские земли перешли под контроль монголоязычных Сяньби (93—234) и Жужаньского каганата (330—555).

В VI—IX веках в Забайкалье жили тюрки-уйгуры. В X—XII веках южная часть региона оказалась в составе государства монгольских племён киданей. Государство это известно как империя Ляо. Известнейшими памятниками этих времён являются некрополь в Ильмовой пади, Кокуйское городище и Вал Чингисхана.

В XIII веке тайджиут-монголы жили в южной части нынешнего Забайкальского края. Джалаир-монголы проживали по реке Онон[9]. Южная часть Забайкальского края и монгольский аймак Хэнтий были центром Хамаг-Монгольского ханства.

В 1206 году на курултае великим ханом Монгольского государства, был провозглашён Тэмуджин, принявший новое имя Чингисхан. Территория края составляла неотъемлемую часть империи. От монголов в крае осталось немало памятников. Среди них — города, дворцы, усадьбы, такие памятники, как Чингисов камень, Чаша Чингисхана, Ворота Чингисхана. При этом, эти памятники никакого отношения непосредственно к самому Чингисхану не имеют, но являются неотъемлемой частью множества легенд.

Коренной народ Забайкалья, проживающий здесь ещё с времен неолита, это эвенки. Они исповедовали шаманизм и сохраняли патриархально-родовые отношения.

Во времена монголов большая часть тунгусов находилась под управлением княжеского рода Гантимуровых.

В XIV веке Монгольская империя распалась на отдельные государства. До середины XVII века монголоязычные дауры (вместе с подгруппой гогули) жили в долине реки Шилка, в верховьях Амура и на реке Зея. Их территория граничила с землями дючеров, живших по Амуру к востоку от Зеи[10]. По названию этого народа, регион их проживания в то время был назван русскими землепроходцами Даурией. Территория современного Забайкальского края вплоть до XVII века являлась частью Монгольского государства Северная Юань.

  Успенская церковь (1706-12) в селе Калинино Нерчинского района — первое кирпичное здание, построенное русскими к востоку от Байкала

С середины XVII века Забайкалье вошло в состав Российского государства. Первые землепроходцы пересекали Даурию (так называли земли за Байкалом) по рекам. Буряты и тунгусы, после длительного сопротивления, признавали новую власть и платили русской казне ясак. В Забайкалье появился ряд острогов: Усть-Стрелочный, Иргенский, Нерчинский, Телембинский, Еравнинский, Аргунский, Сретенский. Начиная с 1704 года появились Нерчинский, Шилкинский, Газимурский и другие сереброплавильные заводы. В XVIII веке население края быстро росло за счёт притока поселенцев и отправки на рудники преступников. Большую роль в развитии края сыграли и ссыльные участники декабрьского восстания. В 1851 году была образована Забайкальская область. В этом же году с целью укрепления границы создано Забайкальское казачье войско, численностью более 3,5 тысяч человек. В конце XIX века в области началось железнодорожное строительство. Поднялась промышленность, росли и появлялись новые города и населённые пункты.

В начале XX века в Забайкалье приходят революционные настроения, вызванные русско-японской, Первой мировой войнами. После Октябрьской революции Советская власть в Чите установилась 16 февраля 1918 года. На начальном этапе Гражданской войны в конце августа 1918 года власть Советов была ликвидирована объединёнными силами белых, казаков и чехословаков. На территории края была образована Забайкальская Казачья Республика. В то же время развернулось широкое партизанское движение. В апреле 1920 года на территории Забайкалья и Дальнего Востока была создана Дальневосточная Республика, с центром в Верхнеудинске, а затем в Чите, просуществовавшая до ноября 1922 года.

15 ноября 1922 года Дальневосточная республика вошла в состав РСФСР в качестве Дальневосточной области со столицей в Чите. Приход советской власти в Забайкалье ознаменовался строительством социалистического общества, национализацией предприятий, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией. В 1935 году с целью усиления военного потенциала был создан Забайкальский военный округ (ЗабВО). В годы Великой Отечественной войны в армию были призваны десятки тысяч забайкальцев. В связи с угрозой нападения Квантунской армии Японии, на базе ЗабВО был создан Забайкальский фронт. В 1943 году в области работало 37 эвакогоспиталей. В 1945 году, после разгрома фашистской Германии, начались военные действия против Японии. Руководство проводилось из военного санатория Молоковка. Эта война стала тяжелейшей для народа.

После войны, в связи с засухой 1946 года и отсутствием крупной промышленности стоял голод. До 1949 года область восстанавливали 77 тысяч японских военнопленных. Полностью экономика была восстановлена к 1950 году. До 1990-х годов в регионе возникло множество различных предприятий. Среди них горные комбинаты в Первомайском, Краснокаменске, Орловске и Жирекене, Читинская ГРЭС, КСК, угольный разрез «Харанорский», заканчивается строительство Байкало-Амурской магистрали.

ru-wiki.org

Тайны истории скрыты в древних погребениях Забайкалья

Уже несколько десятилетий ведутся раскопки в Красночикойском районе. Прошедшее лето не стало исключением.

Михаил Константинов- Старт археологическим раскопкам в этом году дал лично губернатор края Константин Ильковский, - замечает Михаил Константинов, доктор исторических наук, заслуженный профессор ЗабГУ, археолог.

Как и в прежние годы, в составе экспедиции в основном - преподаватели и студенты ЗабГУ. Отличительной особенностью сезона стало посещение археологических раскопок в Красночикойском районе воспитанниками интерната для слабослышащих детей. Мальчишкам и девчонкам надолго запомнится эта экскурсия.

- Самое интересное в этом году - это открытие древнейших погребений в Забайкалье, - делится впечатлениями Михаил Васильевич. - Они, скорее всего, относятся к мезолиту, так называемый средний каменный век, и возраст этих погребений может достигать 10 тысяч лет. Но мы не знаем, хоронили ли людей в Забайкалье ранее, потому что это самое древнее погребение, обнаруженное в окрестностях села Жиндо.

Открытие подобных погребений - это большая удача. В древности вместе с умершим в могилу укладывали различные предметы быта, оружие, украшения. Всё это впоследствии помогает учёным в их исследованиях. А, например, по найденным в захоронениях останкам, в частности черепу, с помощью метода известного академика Герасимова можно будет реконструировать внешний вид людей того времени.

Уголь, крестик и охра

Много интересного надеются забайкальские археологи обнаружить и при исследовании поселения, которое располагалось на месте современного археологического памятника Усть-Менза-6. Студенты дали этому месту название «Груздевое». Отсюда привезли большое количество каменных орудий, а также пробы охры и угля костровищ для проведения радиоуглеродного анализа. Многие из этих находок впоследствии займут своё место на стендах Музея археологии ЗабГУ. В экспозиции, кстати, уже есть первые предметы, найденные при раскопках у самой старой в Сибири каменной церкви близ села Калинино.

- Был обнаружен крестик, большое количество фрагментов керамических сосудов, то есть представительный археологический материал был обнаружен в самом начале наших работ, - рассказывает Сергей Верещагин, заведующий научно-производственным центром «Музей археологии» ЗабГУ.

Несмотря на начало осени, археологические раскопки в крае продолжаются. Сейчас учёные работают в окрестностях Читы - на Титовской сопке.

eaquilla.livejournal.com


Смотрите также