Традиционный китайский дом сыхэюань: славное прошлое и туманное будущее. Древние китайские дома
Традиционный китайский дом сыхэюань: история и структура
Главная страница » Китай » Пекин » Традиционный китайский дом сыхэюань: славное прошлое и туманное будущее
В Пекине и других городах Китая можно увидеть традиционные китайские дома, которые называются сыхэюань 四合院. В самом простом варианте они представляют собой четырехугольный двор, ориентированный по сторонам света, по периметру которого построены четыре одноэтажных здания с обращенными вовнутрь окнами. В зависимости от размеров семьи и её благосостояния возможны многочисленные вариации с сохранением общей структуры. Согласно археологическим данным, первые дома сыхэюань появились еще в эпоху Западная Чжоу (1046-770 до н.э.).
Знакомимся с Пекином:
Классическая структура традиционного китайского дома
Сы 四 переводится как четыре, то есть четыре дома, хэ 合 — соединение, союз, юань 院 — двор. По принципу сыхэюань строились не только китайские дома, но и монастыри, императорские дворцы, учреждения. В богатых домах, дворцах или монастырях могло быть несколько таких дворов, связанных друг с другом разнообразными проходами и переходами. Как правило, новые дворы, если позволяла свободная земля, пристраивались с западной и восточной стороны. Дворы в монастырях обычно вытянуты по линии север-юг.
Дома сыхэюань Пекина считаются классическим образцом. В других районах Китая в зависимости от климатических условий, доступного строительного материала, местных традиций существовали свои типы домов, как правило, вариации сыхэюань.
Классическая структура китайского дома сыхэюань с тремя дворами
Внешние стены традиционных китайских домов имеют либо маленькие окна, либо не имеют их вовсе. Когда гуляешь, например, по хутунам Пекина, то часто видишь только стены с нарядными воротами во двор. Воображение рисует уютный китайский дом с садиком. Реальность подчас оказывается намного прозаичнее.
⇒ Хутуны Пекина: жизнь китайцев как она есть
За нарядными воротами не всегда скрывается красивый внутренний двор
В старину, как правило, весь дом сыхэюань занимала одна большая семья, состоящая из нескольких поколений. Он символизировал её богатство и процветание. В семьях попроще каждое строение в сыхэюань состояло из одной комнаты. В богатой семье в каждом здании могло быть несколько комнат. Это отразилось и в языке: слово 房子 фан-цзы означает как дом, так и комнату.
Если позволяли размеры участка, то со временем внутренняя структура дома сыхэюань могла значительно усложниться. Впрочем, система дворов с четырьмя основными строениями остается неизменной
Вход в китайский дом сыхэюань обычно располагается в юго-восточной стороне строения, что считается благоприятным знаком. Он называется 大门 дамэнь — большие, или главные ворота. Другое их название — 宅门 чжаймэнь (ворота в резиденцию). Во дворцах князей они состояли из пяти проемов, из которых открывались трое центральных. Часто перед главными воротами устанавливали фигуры львов или их подобие, выполнявшие функции охранителей. Около богатых домов ставили специальные тумбы, чтобы было удобно садиться в седло. Кроме того, над дверьми писали благопожелания: иероглифы «долголетие», «счастье», «исполнение желаний» и т.п.
Вход в этот сыхэюань, где проживают как минимум четыре семьи, украшают надписи с благопожеланиями счастья и исполнения желаний
Главные ворота ведут в небольшой квадратный дворик, который, в свою очередь, ведет в узкий внешний двор 外院 вайюань. По центру северной стены располагаются нарядно украшенные вторые ворота 二门 эрмэнь, пройдя через которые можно попасть во внутренний двор 内院 нэйюань.
В небольших усадьбах внешний двор мог отсутствовать, главные ворота сразу вели через небольшой дворик во внутренний двор.
Вход в дом-музей Лу Синя. Главный вход ведет в небольшой прямоугольный дворик, с западной стороны которого находятся ворота во внутренний двор
За вторыми воротами находится экран 影壁 инби (досл. стена отражений, или стена теней), который защищает жилище от посторонних взглядов и злых духов. Почти все ворота и проходы устроены таким образом, что человек практически никогда не видит анфиладу помещений, взгляд постоянно упирается в стену или экран, всё время нужно поворачивать. Благодаря этому даже на очень небольшой территории создается иллюзия большого наполненного пространства.
Защитный экран и внутренний двор Двора Райского благоухания в резиденции князя Гуна
Напротив входа, с северной стороны усадьбы располагается главный дом — 正房 чжэнфан, предназначенный для проживания главы семьи (старший член семьи) с супругой и, если есть, наложницами. Если семья была зажиточной, то главный дом мог состоять из трех, пяти и даже семи комнат. В таком случае, в центральной комнате, которая называлась 堂屋 тан’у или 中堂 чжунтан, устраивали алтарь для поклонения предкам. Здесь же собиралась вся семья, принимали почетных гостей. В небольших домах с двух сторон от главного зала обычно находятся спальня и кабинет.
Интерьер главного дома Двора Райского благоухания в резиденции князя Гуна
Главный дом обычно самый большой в усадьбе. Благодаря тому, что окна главного дома выходят на юг, он получает больше всего тепла и света. Особенно это важно зимой.
В Пекине с северной стороны главного дома могла быть пристроена еще одна комната. Такая пристройка называется «хвост тигра» 老虎尾巴 лаоху вэйба. С западной и восточной сторон главного дома часто пристраивались флигели, которые называются 耳房 эрфан — «комнаты-уши», поскольку напоминают уши на голове человека. Иногда позади, если позволяли размеры участка, разбивали небольшой сад.
Небольшой сад в заднем дворе дома-музея Лу Синя
Дома с западной и восточной стороны называются 廂房 сянфан — флигели. Они получают меньше солнечного света, чем главный дом. Здесь жили младшие члены семьи и другие родственники. К ним также могли пристраиваться «комнаты-уши».
Дом-музей Лу Синя. Центральная комната в главном доме — гостиная, справа от неё — комната матери Лу Синя, слева — комната его жены. Сзади пристроен «хвост тигра», где размещается спальня-кабинет Лу Синя. За ним — небольшой задний двор. В западном флигеле находится кухня, в южном — библиотека, в восточном — комната прислуги.
Дом с южной стороны называется 倒座房 даоцзофан (дословно «комната напротив сидения», т.е. главного дома, в котором согласно традиции, хозяин, подобно императору, сидел с обращенным на юг лицом). Поскольку окна в нём смотрят на север, он получает минимальное количество солнечного света. Там принимали посетителей, ели, учились. Там же могли находиться помещения для слуг.
Кабинет. Парк Дагуань, Пекин
Позади главного здания нередко строили задний дом — 后罩房 хоучжаофан. Как правило, он ниже главного дома, но встречаются варианты двухэтажных построек. Там жили незамужние дочери и служанки.
Интерьер павильона в Горном саду, парк Дагуань, Пекин
Дома обычно соединяются галереями 廊 лан, которые выполняют не только декоративные, но и утилитарные функции, защищая стены дома и его обитателей от солнца и дождя. В темное время суток в них зажигали лампы, которые отбрасывали свет в сад. Между галереей и стеной в углах дома часто устраивали миниатюрные сады с камнями и бамбуком.
Дверь из комнаты во внутренний двор. Один из старинных павильонов в парке Сунь Ятсена, Пекин
Кроме того, в усадьбе могли находиться другие флигели, которые назывались 群房 цюньфан. Обычно они строились с западной или восточной стороны сыхэюань. Там располагались кухни и жили слуги.
Схема классического дома-сыхэюань
Конфуцианские нормы и натурфилософия четко предписывали, где должен проживать тот или иной член семьи. В большом доме для семьи из нескольких поколений, в центральной части главного дома жил старший глава семьи, в правой части главного дома (восточной) — супруга хозяина дома, в левой (западной) — наложницы. Восточный флигель занимал старший сын и его жены, западный флигель — младший сын со своей семьей. Если в семье был взрослый внук, то он жил в доме напротив главного (южном). Незамужние дочери, которым правила приличия запрещали общаться с посторонними, жили в заднем доме.
Во дворах дома сыхэюань устраивались небольшие сады. Самым нарядным был внутренний двор перед главным домом, где старались хотя бы в миниатюре воспроизвести все необходимые элементы китайского сада: каменная горка или отдельный камень причудливой формы, водоем, карликовые деревья, цветы. Часто ставили каменные бассейны, в которых плавали золотые рыбки. Если позволяло пространство, то внутри могли еще построить разделяющие пространство галереи или перголы.
Галерея. Парк Дагуань, Пекин
Фактически, сад внутри дома-сыхэюань превращался в гостиную или несколько комнат под открытым небом, где все члены семьи собирались вместе в свободное время. А комнаты, в свою очередь, открывались навстречу саду, являясь его продолжением.
Бамбуки и павильон. Резиденция князя Гуна, Пекин
Двор в Павильоне осенней свежести, парк Дагуань, Пекин
Утилитарное назначение дома-сыхэюань
Китайский дом сыхэюань обязательно строился в соответствии с принципами китайской геомантии — фэн-шуй. Ни один элемент в нём не был случайным. Всё имело свои значения в соответствием с учением о пяти элементах, гармонизируя окружающее пространство и жизнь человека. Правильно построенный дом способствовал успеху и долголетию своего хозяина и членов его семьи.
♦ По теме: Пекин: история, структура и основные градообразующие сооружения
Однако, если присмотреться внимательнее, мы увидим, что структура китайского дома сыхэюань выполняла важные защитные функции. Жизнь семьи протекала внутри замкнутого пространства, скрытая от посторонних глаз. Северные и западные стены, как правило, были глухими и выше, защищая дом от холодных ветров и пылевых бурь, особенно частых на севере страны. Загнутые верх карнизы отводили дождевую воду от фундамента (хотя считалось, что они, в первую очередь, не дают попасть в дом злым духам, отбрасывая их подальше, словно по трамплину). Толстые крытые черепицей крыши сохраняли тепло зимой и обеспечивали прохладу летом.
Глухая стена великолепно защищает внутренний двор и помещения от непогоды. Район Фучэнмэнь, Пекин
В разных провинциях Китая дома сыхэюань имели свои особенности. Так, например, в северо-западных провинциях, таких как Ганьсу или Цинхай, стены строили гораздо выше, чем, например, в Пекине, а дома сильнее вытянуты по линии север-юг, чтобы защитить жилые помещения от холодных ветров и пылевых бурь, приходящих из пустынь на северо-западе. В провинции Сычуань и южнее, наоборот, дома сильнее вытянуты с востока на запад, чтобы яркое солнце не так сильно прогревало двор. На северо-востоке Китая, где много земли и довольно холодный климат, внутренние дворы большие, чтобы получить больше солнечного света.
Традиционный китайский дом сыхэюань сегодня
После образования КНР многие старинные дома сыхэюань превратились в так называемые 大杂院 дацзаюань, (досл. «двор с большой скученностью», трущобный сыхэюань) в которых проживает несколько семей, по одной в каждом доме-комнате. Получается своеобразная коммуна. Для увеличения жизненного пространства плотно застраиваются дворики. Серьезная проблема старых сыхэюань заключается в том, что как правило в них отсутствуют современные бытовые удобства, в том числе и туалеты. Тем не менее, жители не спешат покидать свои тесные жилища. В чем же дело?
Старинный квартал близ башни Колокола с традиционной застройкой
Многие дома сыхэюань находятся в центральных исторических районах города. Это позволяет легко открыть свое собственное дело и зарабатывать очень неплохие деньги. Уезжать из хлебного места люди не хотят. Многие такие усадьбы переделывают под гостиницы и рестораны, или просто сдают комнаты внаем.
Лофт в сыхэюань рядом с Запретным городом. Источник: Airbnb.ru
Кроме того, в таких домах живут на протяжении многих поколений. Между соседями устанавливаются тесные, почти родственные отношения. Личные связи высоко ценятся в Китае! В многоквартирных домах связь уже не такая тесная.
Со стороны на многие традиционные китайские дома страшно смотреть. Но местные жители не торопятся из них уезжать. Около башни Колокола, Пекин
Когда начался бурный экономический рост в Китае в 1990-х годах, это привело к еще большей скученности населения в районах традиционной застройки. Во многих городах муниципальные власти приняли сложное решение о сносе старых кварталов и постройке на их месте современных многоэтажных домов.
Квартал традиционной застройки около башни Колокола, Пекин
Не обошел этот процесс и Пекин. Под снос идут всё новые и новые кварталы традиционной застройки, а на их месте вырастают современные многоэтажные дома. И если трущобы на окраинах города абсолютно не жалко, то исчезновение старых домов и улиц в центре Пекина вызывает грустные чувства. Ведь они хранят дух старого Пекина!
Старые кварталы традиционной застройки соседствуют с современными многоэтажными домами. В районе улицы Фучэнмэнь, Пекин
Тем не менее, по данным Программы ООН по населенным пунктам на 2008 год, в Пекине насчитывалось около 400.000 традиционных домов сыхэюань. Среди них около 500 имеют историческое и культурное значение. Большинство из них были построены в эпоху Цин (1644-1911). В начале 1970-х годов в пекинском хутуне Хоуинфан 后英房胡同 были обнаружены руины дома сыхэюань эпохи Юань (1271-1368)!
Некоторые сейчас занимают музеи и мемориальные дома, как, например, дома, где жили писатель Лу Синь, драматург и прозаик Лао Шэ, писатель и первый президент Китайской Академии наук Го Можо, китайский писатель, историк и общественный деятель Мао Дунь, китайский актер Пекинской оперы Мэй Ланьфан и многие другие.
В этом доме в Пекине жил знаменитый китайский художник Ци Байши (1864-1957)
Китайские дома сыхэюань, несмотря на своё подчас ветхое состояние и отсутствие элементарных бытовых удобств, на рынке недвижимости стоят очень дорого. Цены начинаются примерно от 7.000 юаней* за 1 квадратный метр. В районах Дунчэн и Сичэн цены начинаются от 40.000 юаней за квадратный метр, а в Шичахай могут достигать 100.000-150.000 юаней за квадратный метр. Так, например, в 2005 году сыхэюань площадью 2000 метров в Шичахай был продан за 6 миллионов долларов. И это не предел, сейчас цены еще выше.
*Нынешний курс: 1 доллар = 6,55 юаней.
В последнее время китайские дома, где позволяет площадь свободной земли, снова стали строить в традициях сыхэюань. Однако появились новые строительные материалы, обеспечены все бытовые удобства. В рамках программы экологической модернизации такие дома нередко оснащают солнечными батареями.
Проект современного дома сыхэюань в Пекине. Источник: Hong Yaxuan (Beijing) International Art Design Firm http://shy.hongyaxuan.net/baike/20160121_37.html
Как называются китайские дома и какие у них особенности?
Все те, кто побывал в Китае и участвовал в различных экскурсиях по этой стране, на простой вопрос о том, как называются китайские дома, вряд ли смогут дать однозначный ответ. Причина в том, что в Поднебесной, как в многонациональном государстве, существуют различные виды сооружений. Они созданы в соответствии со строительными традициями того или иного народа, живущего в Китае. Каждый из этих типов зовется по-особенному. Это в основном зависит от того материала, из которого строятся эти жилища, или от местности, на которой они расположены. Например, некоторые названия домов переводятся как "глиняные", "деревянные", "бамбуковые", "камнетесные", "земляные" и т. д.
Как называются китайские дома?
1. “Пекинский дворик”. Это жилище является наиболее популярным видом китайского дома. Оно состоит сразу из нескольких объединенных построек, которые образуют прямоугольник. Фасад каждого из них смотрит внутрь двора. Пекинский дворик предназначен для проживания сразу нескольких поколений одного рода. Чаще всего он состоит из четырех сооружений. Этот жилой комплекс по-китайски произносятся как "сыхэюань", то есть китайский дом. Как называется каждое из четырех помещений – неизвестно. Во всех источниках они рассматриваются под общим названием "дворик". В большом и главном помещении живет старшее поколение. Эта постройка стоит на северной стороне, а фасад ее смотрит на юг. В боковых домах располагается молодежь. По системе сыхэюань часто строились усадьбы. Замкнутая прямоугольная постройка располагалась в центре, а вокруг нее находились хозяйственные и технические помещения.
2. Фанза. Именно так звучит на китайском название китайского дома с кирпичными или саманными стенами. Это сооружение, как правило, бывает одноэтажным и имеет двускатную соломенную или тростниковую крышу. Оно имеет прямоугольную форму и состоит из двух, максимум трех комнат. Такие жилища строились в Китае примерно в VII-X веках.
3. Тулоу. Как называются китайские дома крепостного типа из глины, наверняка знает каждый. Тулоу были распространены в провинции Гуандун и Фудзянь. Они имеют либо квадратную, либо круглую форму. Эти замкнутые сооружения имеют вид крепости. Они строились таким образом, чтобы в них можно было защититься от внешних врагов. Круглые тулоу имели в диаметре 70 и более метров. Толщина их гладких стен достигала двух метров. Вместо окон были вырублены небольшие узкие бойницы.
4. Яодун. Так называются фермерские пещеры, которые вырыты в небольших холмах. У них стены, потолок и пол сделаны из утрамбованной земли. То есть для строительства этих домов хозяевам нужно было только приладить дверь и сделать небольшие оконные проемы. Такие землянки были удобны как в плане экономии, так и с точки зрения комфортной температуры, поскольку летом в этих домах-пещерах было прохладно, а зимой - тепло. Для их строительства нужен был минимум строительных материалов. Потолок в этом жилище, естественно, был дугообразным, поскольку он располагался под самой верхушкой холма.
5. Свайные сооружения на воде или на склонах гор вспомнит каждый при упоминании китайской деревеньки, однако не все смогут точно вспомнить, как называются китайские дома данного типа. Дяо цзяо лоу - вот какое у них сложнопроизносимое имя. Они зачастую строились на юге страны.
6. И кэ инь. Еще один вид восточного дома в виде китайской печати. Их в основном можно было встретить в провинции Юньнань.
fb.ru
Какое самое знаменитое сооружение Древнего Китая?
Мы знаем, что современная европейская цивилизация берет свои истоки в античных Греции и Риме, а те, в свою очередь, почерпнули немало из культуры Древнего Египта. А что же Азия? Какое государство первым зародилось на заре цивилизации? Междуречье, Индия и Китай – это три основные культуры, которые непрерывно развивались со времен неолитической революции. Именно они оказали самое непосредственное влияние на другие страны. В этой статье мы поговорим о Древнем Китае. Эта могучая цивилизация состояла из нескольких эпох. Она оказала огромное влияние на культуру Японии, Кореи и всего дальневосточного региона. Какое же самое знаменитое сооружение Древнего Китая? Узнаете, если прочтете эту статью до конца.
Китайские объекты из списка ЮНЕСКО
Если говорить об архитектуре, то в стране сохранилось немало памятников античного и средневекового образцов. Многие из них занимают достойное место в престижном Каталоге мирового культурного наследия человечества. Следует сказать, что не все страны могут похвалиться таким количеством объектов, включенных в список ЮНЕСКО. Тут есть одиночные архитектурные сооружения Древнего Китая, как, например, храм Неба или пекинский парк Ихэюань, комплексы – такие как дворец Гугун, старинные дома на южной окраине провинции Аньхуэй, самая большая площадь в мире - Тяньаньмэнь. Но в список попали и целые города, как Лицзян (в Юньнане). Храмы, парки, дворцы, обычные дома и даже могилы очень самобытны. Их объединяет единое эстетическое устремление, некая идея, берущая начало в мировоззрении и религии этого великого народа. Они изящны и величественны одновременно, динамичны и торжественны. Но самое знаменитое сооружение Древнего Китая – это, безусловно, Великая Китайская стена.
Седьмое чудо Света
Что же представляет собой этот крупнейший памятник древнего зодчества? Протянувшаяся цепь укреплений настолько масштабная, что одно упоминание о ее длине приводит в трепет. Больше восьми тысяч восьмисот пятидесяти километров, состоящих из башен и стен, протянулись по всему Северному Китаю. Оборонительные редуты довольно внушительные. Самое знаменитое сооружение Древнего Китая – «Великая стена в десять тысяч ли» - имеет в ширину от пяти до шести с половиной метров, а в высоту – 6-10 м. Через определенное расстояние на ней установлены дозорные башни, дымовые сигнальные вышки и казематы, а у проходов сооружены целые крепости. В античном мире Греции Великая Китайская стена уже существовала. Но, по понятным причинам (Александр Македонский дошел только до Индии), европейцы о ней не знали. А потому это эпическое сооружение не могло войти в число семи чудес Света античного мира. Зато сейчас оно это упущение наверстали.
Великая Китайская стена: карта
Оборонительная цепь начинается с залива Ляодун. Далее к западу она проходит довольно близко от Пекина. Поскольку оборона столицы имела первостепенное значение, этот участок стены, под названием Бадалин, до XIX века поддерживался в хорошем рабочем состоянии. Близость к Пекину делает его и самым посещаемым туристическим местом – здесь ежегодно бывает сорок миллионов человек. Большинство из них – жители Поднебесной. Ведь еще Мао Цзедун сказал: «Если ты не посетил Великую стену, ты - не китаец». Далее на запад грандиозная цепь укреплений уходит в пустыню Гоби. Кстати, длина ее - более чем восемь тысяч километров, это если считать многочисленные ответвления. А напрямую, от края и до края, Великая Китайская стена (карта позволяет сделать подсчеты) протянулась «всего лишь» на 2 196 км. Тоже внушительная цифра, согласитесь. Поэтому в 1987 году ЮНЕСКО включила этот объект в свой список.
Строительство Великой Китайской стены
Цель сооружения была банальна - оградиться от варваров с севера. Античная эпоха не знала иных средств защиты, кроме как валы, рвы и стены с башнями. Возведение укреплений началось в 220 годах до нашей эры, в эпоху «Борющихся Царств». В строительстве одновременно участвовало более миллиона людей. Эта цифра невероятна. Она составляет одну пятую от населения Китая того времени. Стена должна была оградить «Срединную империю» от кочевых хунну. Во временя амбициозного и жестокого правителя Цинь Ши-хуанди строительство Великой Китайской стены приняло гигантские масштабы. Если ранее ее возводили из примитивных материалов, то теперь стали использовать камень. Скрепляющим раствором служила рисовая мука. По разным данным, при строительстве погибло около двух миллионов человек. Это своеобразная китайская «Стена Плача»..
Действенная защита?
В построение Стены было вложено столько государственных средств, пожертвовано столько жизней, что, казалось, она должна была стать надежным форпостом на века. Однако так не произошло. Последующие династии возводили новые участки (особенно активно велось строительство при Хань – десять тысяч километров), но и это не дало ощутимых результатов. Стражники при виде устрашающей армии, оторванные от тыла, попросту пропускали вражеские войска в глубину страны. Те участки стены, которые дошли до нас, - это архитектура средневекового Китая. Они были построены в эпоху, когда империя страдала от нашествия монголов.
Мифы и реальность
Как-то так водится, самое знаменитое сооружение Древнего Китая окружено легендами и непроверенными слухами. Так, например, бытует мнение, что эту стену может быть видно со спутника или космического корабля – настолько она большая. На самом деле ширина строения в пять метров делает это невозможным. Хотя на снимках НАСА ее и видно – как, впрочем, и другие постройки. Другой миф о Великой Китайской стене – будто бы павших от голода, непосильного труда и эпидемий рабочих закапывали прямо в фундамент, чтобы их кости прочнее скрепляли конструкцию. Как показывают исследования, ничего, кроме рисовой муки, между камнями не обнаружено.
fb.ru
Фарфоровый дом в Тяньцзине, Китай (20 фото)
Фарфоровый дом, известный также как China Porcelain House или Yuebao House, представляет собой старинный особняк, который благодаря усилиям богатого ценителя прекрасного, коллекционера антикварного фарфора Чжана Лянжи (Zhang Lianzhi), превратился в настоящую жемчужину города Тяньцзинь, Китай.
В течение многих лет китайский бизнесмен собирал свою роскошную коллекцию. Однажды он понял, что такой красотой не может любоваться лишь избранный круг людей и принял решение украсить накопившимися богатствами старинный дом, который станет уникальной выставкой антикварного китайского фарфора, открытой для всеобщего обозрения. Пять лет понадобилось Чжану Лянжи для переоборудования и отделки выстроенного в старом французском стиле здания тысячами фарфоровых изделий и тоннами природных кристаллов.
История особняка насчитывает уже более 100 лет. В конце периода правления династии Цин (1644-1911) здание использовалось как центральное министерство финансов, а затем, после провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году, его преобразовали в банк. Через некоторое время банк изменил свое местоположение, а дом оставался заброшенным в течение многих лет. В сентябре 2002 года начался новый этап в жизни красивого сооружения - бизнесмен Чжан Лянжи приобрел его за 1 млн юаней ($ 160 000). То, что начиналось как робкая попытка немного украсить старый дом превратилось в амбициозный арт-проект.
Спустя пять лет после покупки - 2 сентября 2007 года - в районе Хэпин в городе Тяньцзинь Фарфоровый дом открыл свои двери для посетителей. Сегодня щедро украшенное старинным фарфором сооружение является наиболее привлекательным зданием города и одной из самых популярных его достопримечательностей.
По словам Чжана, изначально идея создать такое хрупкое творение была подобна попытке возвести дом своей мечты из игрушечного кирпича. Однако ему удалось реализовать свою фантастическую затею и достичь поразительных результатов. “Все, что было нужно для правильного применения такого большого количества фарфора - всего лишь богатое воображение”, – говорит коллекционер.
Площадь, занимаемая необычной постройкой, равняется 3000 квадратных метров. Вся поверхность здания, как внутри, так и снаружи, покрыта примерно 400-а миллионами осколков древнего фарфора, возраст которых колеблется от времен правления династии Тан (618-907 н.э.) до периода царствования династии Цин (1644-1911). Кроме того, на стенах здания нашли свое место более 3 тысяч антикварных ваз, 5 тысяч блюд и чаш и 500 экземпляров изысканных кошек из тончайшей керамики. Мозаику из фарфоровых изделий эффектно дополняют экспонаты из белого мрамора и россыпи из хрусталя и агата, общий вес которых составляет около 20 тонн. В доме можно увидеть мраморные статуи Будды и фигуры каменных львов, поровну представленные в количестве 300 штук. Наиболее впечатляющая достопримечательность дома - четыре мощных дракона, снаружи обвивающих стену и скользящих вниз к основанию здания. С давних времен эти мифические животные занимали ведущее место в архитектуре Китая, как символ его власти и силы. Длина каждого дракона, выполненного в технике мозаики из осколков фарфора, составляет 200 метров. Также фарфор можно встретить на перилах, дверях и потолке. Внутри здание обставлено антикварными столами, стульями и сундуками.
Около 80 процентов фарфоровой оболочки дома украшено разбитыми или поврежденными антикварными изделиями, однако эксцентричному коллекционеру удалось соединить и разместить различные фрагменты таким образом, чтобы все дефекты были закрыты от глаз наблюдателя. И действительно, большинство из них выглядят целостными и нетронутыми. Вся трансформация обошлась автору идеи в 65 млн долларов. При этом он был активным участником процесса преобразования. По слухам, сегодня уникальный Фарфоровый дом оценивается примерно в 2 млрд юаней (315 млн долларов). Однако интересующийся искусством и культурой бизнесмен совсем не задумывается над стоимостью своего творения в денежном эквиваленте, его больше заботят мысли о сохранении целостности ценнейших образцов старинного фарфора.
Во дворе Фарфорового дома часто можно увидеть принадлежащий Чжану новый Land Rover, украшенный 10 тысячами осколков фарфора и другой керамики на сумму более 1 млн юаней.
Изначально многие предполагали, что через некоторое время дом будет преобразован в престижный ресторан, так как основной доход Чжану Лянжи приносит его собственная линия ресторанов кантонской кухни. Но их ожидания не оправдались, и уникальное детище китайского антиквара до сих пор доступно широкой общественности. Тем не менее, далеко не каждый расценивает поступок Чжана как удачный способ принести культуру в массы. Некоторые критики утверждают, что представленный таким образом фарфор теряет свою ценность и становится абсолютно бесполезным. На подобные заявления у коллекционера имеется свой контраргумент – его проект вселяет “новую жизнь” в старые фарфоровые изделия и осколки.
Фарфоровый дом, сегодня позиционируемый как музей, открыт для посещения ежедневно с 9:00 до 18:00. При входе взимается плата в 35 юаней (6 долларов).
udivitelno.com
Жилище. Древние китайцы: проблемы этногенеза
На протяжении нескольких тысячелетий типы жилища, распространенные на Среднекитайской равнине, эволюционировали прежде всего в плане вертикального развития — от жилища, углубленного в землю, к наземному, а затем — к строению, возводимому на стилобате.
Последний тип появляется впервые в иньекое время, что может быть прослежено как археологически (рис. 34), так и по начертанию соответствующих иньских пиктограмм. Позднее стилобат, или приподнятая глинобитная платформа, становится обязательной деталью жилой постройки. Отсюда закрепление в языке таких словосочетаний, как «подняться в дом», «спуститься из дома» ит. д. Наличие стилобата отмечено на всех позднечжоуских рисунках с изображениями жилых помещений.
Значительно изменились за это долгое время техника возведения жилищ и соответствующие строительные материалы. Если в неолите стены обмазывались глиняным раствором, то в Инь получает распространение техника трамбовки земли, использовавшаяся для сооружения как стилобата, так и стен. Для этого в раму, сделанную из вертикально поставленных досок, засыпалась земля, которую, затем трамбовали специальными битами, после чего рама снималась:
досками место для стен обнесли,
крепко меж досок набили земли [Шицзин, 240] [17]
Крыши в то время по-прежнему сначала обмазывались глиной, а затем крылись тростником, соломой или другим сходным материалом. Ни в одном из встречающихся в «Шицзине» описаний строительства дома нет упоминаний о черепице. Даже в последние века до нашей эры в домах аристократов черепица еще не применялась. В «Люйши чуньцю», например, рассказывается, как мастер отказывался использовать для строительства дома сырое дерево на том основании, что «если мазать по сырому, то потом крыша непременно потрескается» [Шан Бин-хэ, т. 10, 3]. В «Цзочжуане» мы находим указание на то, что даже храмы предков в чжоуское время имели крыши из тростника [Legge, т. VII, 37].
Между тем начало изготовления черепицы относится в Китае к X–IX вв. до н. э. В частности, поблизости от столицы Чжоу было найдено большое скопление обломков черепицы раннечжоуского времени [И цзю лю и…, 407–408]. Сколько-нибудь широкого применения она тем не менее не получила. Одно из первых упоминаний о черепице в письменных источниках относится к концу IV в. до н. э. и связано с описанием битвы между царствами Цинь и Чжао: «Циньцы стали с такой силой бить в барабаны, что задребезжала черепица на крышах» [Шан Бинхэ, т. 10, 3]. В «Каогунцзи» содержится указание на то, что наклон крыши бывает различным в зависимости от того, чем она крыта — тростником или черепицей [там же, 2].
Во второй половине I тысячелетия до н. э. все более широкое распространение получил обычай украшать край черепичной крыши декоративными концевыми дисками. На них наносился рельефный орнамент, причем в отдельных царствах существовали свои наиболее привычные мотивы. В настоящее время известны концевые керамические диски, обнаруженные в столицах царств Янь, Лу, Ци, а также в чжоуской столице близ Лояна [Каогусюэ цзичу, 112] (рис. 35).
Несмотря на значительные изменения в строительной технике, древнекитайское жилище сохраняло некоторые существенные черты, сформировавшиеся еще в глубокой древности и просуществовавшие почти в неизменном виде вплоть до рассматриваемого времени.
Уже в неолите на Среднекитайской равнине сложился достаточно специфический тип жилища, основу конструкции которого составляли не стены, а столбы каркаса, принимавшие на себя главную тяжесть кровли.
О зданиях иньского времени мы можем судить лишь по их сохранившимся основаниям. Известно, между прочим, что под столбы каркаса иньцы подкладывали каменные (иногда бронзовые) базы, прототип которых прослеживается уже в неолите. Особенности конструкции чжоуских зданий могут быть в общей форме реконструированы по данным «Шицзина» и «Цзочжуаня». Здесь неоднократно подчеркивается, что дом не может существовать без продольных балок и поддерживающих их столбов-колонн. Именно поэтому названия данных деталей конструкции здания часто выступают в качестве метафор и сравнений. «Вы для царства Чжэн словно балка в крыше, — говорит одному из сановников первый министр Цзы Чань, — если балка рухнет, то слеги рассыплются» [Legge, т. VII, 562]. Примерно ту же мысль высказал Шу Сунь, который спросил, указывая на поддерживающий кровлю столб: «Даже если мне он не нравится, разве я могу убрать его?» [там же, 571]. При описании строительства храма прежде всего упоминается о столбах и балках:
Ныне по склонам на гору Цзин-шань поднялись:
сосны и туи на ней устремилися ввысь.
Мы их срубили, сюда привезли, а потом,
их окорив, обтесали стволы топором.
Толстые балки длины оказались такой,
как надлежало. Со множеством мощных колонн
храм завершили… [Шицзин, 466].
Древние китайцы придавали большое значение выбору пород деревьев, предназначенных для изготовления тех или иных деталей здания. Помимо упоминавшихся сосны и туи, шедших преимущественно на балки и слеги, высоко ценилась древесина катальпы, дриандры, черной березы и особенно тунгового дерева, использовавшаяся для изготовления основных колонн во дворцах знати. Именно такие колонны были во дворце правителя царства Цинь, будущего объединителя Китая. Пытаясь совершить на него покушение, Цзин Кэ «бросил кинжал, но промахнулся, и клинок воткнулся в тунговую колонну» [Такигава Камэтаро, т. 8, 3926].
Характерно, что, как и в современном традиционном китайском доме, потолков в чжоуское время не было; поэтому, войдя в храм и посмотрев наверх, можно было увидеть «балки и слеги» [Сюньцзы иньдэ, 107]. Известная параллель с современным домом южнокитайского типа прослеживается в конструкции дверей. В иньской письменности слово «дверь» обозначается пиктограммой, позволяющей предполагать, что створки двери не закрывали в иньское время весь дверной проем. Такими же были двери и в чжоуское время. Во время покушения на правителя царства Ци в 686 г. до н. э. он спрятался во дворце, и его долго не могли найти. Однако затем кто-то «увидел ноги правителя под дверью» [Legge, т. VII, 81]: это значит, что между нижним обрезом створок двери и порогом был значительный зазор, через который покушавшиеся и увидели ноги спрятавшегося в соседнем зале правителя.
Интерьер древнекитайского жилища был предельно прост. Основными предметами обстановки были циновки, расстеленные на полу и служившие для сидения, низенькие столики, на которых подавали пищу, кровати, на которых спали или сидели. Зимой в помещении ставили переносной очаг с тлеющими углями. Очаг помещался обычно в углу комнаты. Об этом свидетельствует, например, следующий отрывок из «Люйши чуньцю»:
«Вэйский правитель Лин-гун приказал копать рвы в холодную погоду. Вань Чунь отсоветовал ему делать это: „Погода холодная, и люди пострадают". „Разве сейчас холодно?" — спросил Лин-гун. Вань Чунь ответил: „Вы одеты в лисью шубу, сидите на медвежьей шкуре, а в углу у вас еще очаг. Вот вам и не холодно"» [Шан Бин-хэ, т. 10, 4]. Вспомним, что в неолитическое время насельники Баньпо и Мяодигоу сооружали очаг нeпoсpeдственно перед входом в жилище, тогда как жители поселений типа циньванчжай помещали его у стены, чаще всего в углу.
Особенностями повседневной бытовой обстановки были обусловлены многие нормы поведенческого стереотипа, в частности характерная для древних китайцев манера сидеть.
Единственно приемлемой позой они считали следующую: человек подгибал ноги, как бы становясь на колени, а затем опускался на пятки (так сидят в наше время японцы). Именно эта поза представлена на многочисленных пиктограммах иньского времени — человек, сидящий на циновке; два человека рядом с большим сосудом для жертвоприношений; человек, закончивший трапезу и отвернувшийся от сосуда с едой, и т. д. Это же характерно и для всех без исключения скульптурных изображений людей иньского и чжоуского времени.
Совершенно недопустимым считалось сидеть, скрестив ноги или, более того, вытянув ноги вперед. «Когда сидишь, не вытягивай ноги», — предписывает трактат «Лицзи». По преданию, дошедшему в одном из более поздних памятников, Мэнцзы, войдя как-то в комнату, увидел, что его жена сидит, вытянув ноги. Он немедленно сообщил своей матери, что намерен прогнать жену, так как она не соблюдает правил приличия. На это мать его ответила: «Входя в комнату, нужно голосом предупреждать об этом. А ты вошел молча и увидел, как человек сидит, вытянув ноги. Это означает, что не жена твоя не знает приличий, а ты сам» [там же, т. 19, 5].
Во всяком случае, древний китаец мог позволить себе такую позу лишь в том случае, если был уверен, что его не видят, или же совершенно не заботился о соблюдении норм приличия. Так, совершив неудачное покушение на правителя Цинь, Цзин Кэ получил смертельную рану. «Понимая, что все кончено, он прислонился к колонне и засмеялся. Потом сел, вытянув ноги вперед» [Такигава Камэтаро, т. 8, 3826].
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
проблемы этногенеза. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека
На протяжении нескольких тысячелетий типы жилища, распространенные на Среднекитайской равнине, эволюционировали прежде всего в плане вертикального развития — от жилища, углубленного в землю, к наземному, а затем — к строению, возводимому на стилобате.
Последний тип появляется впервые в иньекое время, что может быть прослежено как археологически (рис. 34), так и по начертанию соответствующих иньских пиктограмм. Позднее стилобат, или приподнятая глинобитная платформа, становится обязательной деталью жилой постройки. Отсюда закрепление в языке таких словосочетаний, как «подняться в дом», «спуститься из дома» ит. д. Наличие стилобата отмечено на всех позднечжоуских рисунках с изображениями жилых помещений.
Значительно изменились за это долгое время техника возведения жилищ и соответствующие строительные материалы. Если в неолите стены обмазывались глиняным раствором, то в Инь получает распространение техника трамбовки земли, использовавшаяся для сооружения как стилобата, так и стен. Для этого в раму, сделанную из вертикально поставленных досок, засыпалась земля, которую, затем трамбовали специальными битами, после чего рама снималась:
досками место для стен обнесли,
крепко меж досок набили земли [Шицзин, 240] 14
Крыши в то время по-прежнему сначала обмазывались глиной, а затем крылись тростником, соломой или другим сходным материалом. Ни в одном из встречающихся в «Шицзине» описаний строительства дома нет упоминаний о черепице. Даже в последние века до нашей эры в домах аристократов черепица еще не применялась. В «Люйши чуньцю», например, рассказывается, как мастер отказывался использовать для строительства дома сырое дерево на том основании, что «если мазать по сырому, то потом крыша непременно потрескается» [Шан Бин-хэ, т. 10, 3]. В «Цзочжуане» мы находим указание на то, что даже храмы предков в чжоуское время имели крыши из тростника [Legge, т. VII, 37].
Между тем начало изготовления черепицы относится в Китае к X—IX вв. до н. э. В частности, поблизости от столицы Чжоу было найдено большое скопление обломков черепицы раннечжоуского времени [И цзю лю и..., 407—408]. Сколько-нибудь широкого применения она тем не менее не получила. Одно из первых упоминаний о черепице в письменных источниках относится к концу IV в. до н. э. и связано с описанием битвы между царствами Цинь и Чжао: «Циньцы стали с такой силой бить в барабаны, что задребезжала черепица на крышах» [Шан Бинхэ, т. 10, 3]. В «Каогунцзи» содержится указание на то, что наклон крыши бывает различным в зависимости от того, чем она крыта — тростником или черепицей [там же, 2].
Во второй половине I тысячелетия до н. э. все более широкое распространение получил обычай украшать край черепичной крыши декоративными концевыми дисками. На них наносился рельефный орнамент, причем в отдельных царствах существовали свои наиболее привычные мотивы. В настоящее время известны концевые керамические диски, обнаруженные в столицах царств Янь, Лу, Ци, а также в чжоуской столице близ Лояна [Каогусюэ цзичу, 112] (рис. 35).
Несмотря на значительные изменения в строительной технике, древнекитайское жилище сохраняло некоторые существенные черты, сформировавшиеся еще в глубокой древности и просуществовавшие почти в неизменном виде вплоть до рассматриваемого времени.
Уже в неолите на Среднекитайской равнине сложился достаточно специфический тип жилища, основу конструкции которого составляли не стены, а столбы каркаса, принимавшие на себя главную тяжесть кровли.
О зданиях иньского времени мы можем судить лишь по их сохранившимся основаниям. Известно, между прочим, что под столбы каркаса иньцы подкладывали каменные (иногда бронзовые) базы, прототип которых прослеживается уже в неолите. Особенности конструкции чжоуских зданий могут быть в общей форме реконструированы по данным «Шицзина» и «Цзочжуаня». Здесь неоднократно подчеркивается, что дом не может существовать без продольных балок и поддерживающих их столбов-колонн. Именно поэтому названия данных деталей конструкции здания часто выступают в качестве метафор и сравнений. «Вы для царства Чжэн словно балка в крыше,— говорит одному из сановников первый министр Цзы Чань,— если балка рухнет, то слеги рассыплются» [Legge, т. VII, 562]. Примерно ту же мысль высказал Шу Сунь, который спросил, указывая на поддерживающий кровлю столб: «Даже если мне он не нравится, разве я могу убрать его?» [там же, 571]. При описании строительства храма прежде всего упоминается о столбах и балках:
Ныне по склонам на гору Цзин-шань поднялись: сосны и туи на ней устремилися ввысь. Мы их срубили, сюда привезли, а потом, их окорив, обтесали стволы топором. Толстые балки длины оказались такой, как надлежало. Со множеством мощных колонн храм завершили... [Шицзин, 466].
Древние китайцы придавали большое значение выбору пород деревьев, предназначенных для изготовления тех или иных деталей здания. Помимо упоминавшихся сосны и туи, шедших преимущественно на балки и слеги, высоко ценилась древесина катальпы, дриандры, черной березы и особенно тунгового дерева, использовавшаяся для изготовления основных колонн во дворцах знати. Именно такие колонны были во дворце правителя царства Цинь, будущего объединителя Китая. Пытаясь совершить на него покушение, Цзин Кэ «бросил кинжал, но промахнулся, и клинок воткнулся в тунговую колонну» [Такигава Камэтаро, т. 8, 3926].
Характерно, что, как и в современном традиционном китайском доме, потолков в чжоуское время не было; поэтому, войдя в храм и посмотрев наверх, можно было увидеть «балки и слеги» [Сюньцзы иньдэ, 107]. Известная параллель с современным домом южнокитайского типа прослеживается в конструкции дверей. В иньской письменности слово «дверь» обозначается пиктограммой, позволяющей предполагать, что створки двери не закрывали в иньское время весь дверной проем. Такими же были двери и в чжоуское время. Во время покушения на правителя царства Ци в 686 г. до н. э. он спрятался во дворце, и его долго не могли найти. Однако затем кто-то «увидел ноги правителя под дверью» [Legge, т. VII, 81]: это значит, что между нижним обрезом створок двери и порогом был значительный зазор, через который покушавшиеся и увидели ноги спрятавшегося в соседнем зале правителя.
Интерьер древнекитайского жилища был предельно прост. Основными предметами обстановки были циновки, расстеленные на полу и служившие для сидения, низенькие столики, на которых подавали пищу, кровати, на которых спали или сидели. Зимой в помещении ставили переносной очаг с тлеющими углями. Очаг помещался обычно в углу комнаты. Об этом свидетельствует, например, следующий отрывок из «Люйши чуньцю»:
«Вэйский правитель Лин-гун приказал копать рвы в холодную погоду. Вань Чунь отсоветовал ему делать это: „Погода холодная, и люди пострадают". „Разве сейчас холодно?"— спросил Лин-гун. Вань Чунь ответил: „Вы одеты в лисью шубу, сидите на медвежьей шкуре, а в углу у вас еще очаг. Вот вам и не холодно"» [Шан Бин-хэ, т. 10, 4]. Вспомним, что в неолитическое время насельники Баньпо и Мяодигоу сооружали очаг нeпoсpeдственно перед входом в жилище, тогда как жители поселений типа циньванчжай помещали его у стены, чаще всего в углу.
Особенностями повседневной бытовой обстановки были обусловлены многие нормы поведенческого стереотипа, в частности характерная для древних китайцев манера сидеть.
Единственно приемлемой позой они считали следующую: человек подгибал ноги, как бы становясь на колени, а затем опускался на пятки (так сидят в наше время японцы). Именно эта поза представлена на многочисленных пиктограммах иньского времени — человек, сидящий на циновке; два человека рядом с большим сосудом для жертвоприношений; человек, закончивший трапезу и отвернувшийся от сосуда с едой, и т. д. Это же характерно и для всех без исключения скульптурных изображений людей иньского и чжоуского времени.
Совершенно недопустимым считалось сидеть, скрестив ноги или, более того, вытянув ноги вперед. «Когда сидишь, не вытягивай ноги»,— предписывает трактат «Лицзи». По преданию, дошедшему в одном из более поздних памятников, Мэнцзы, войдя как-то в комнату, увидел, что его жена сидит, вытянув ноги. Он немедленно сообщил своей матери, что намерен прогнать жену, так как она не соблюдает правил приличия. На это мать его ответила: «Входя в комнату, нужно голосом предупреждать об этом. А ты вошел молча и увидел, как человек сидит, вытянув ноги. Это означает, что не жена твоя не знает приличий, а ты сам» [там же, т. 19, 5].
Во всяком случае, древний китаец мог позволить себе такую позу лишь в том случае, если был уверен, что его не видят, или же совершенно не заботился о соблюдении норм приличия. Так, совершив неудачное покушение на правителя Цинь, Цзин Кэ получил смертельную рану. «Понимая, что все кончено, он прислонился к колонне и засмеялся. Потом сел, вытянув ноги вперед» [Такигава Камэтаро, т. 8, 3826].
14 В 1963 г. при раскопках ранней циньской столицы близ Лияна была найдена каменная насадка на биту для трамбовки [Циньцзу лиян..., 17].
historylib.org
Ученые обнаружили древние китайские дома и сделали шокирующее открытие!
- Advertisement -
Прошлое полно всяких жутких и странных явлений. Некоторые из них описаны в книгах по истории, однако, многие их них были потеряны в течение времени. Время от времени археологические раскопки обнаруживают что-то новое, что напоминает нам о темных временах истории.
- Advertisement -
Исследовательская группа из Китая с нетерпением ждала начала раскопок древнего монгольского поселения, ожидая найти там некоторые интересные артефакты. В результате раскопок были найдены глиняная посуда и инструменты, как и предполагалось, однако, они также раскрыли нечто гораздо зловещее…
Недавно команда археологов из Китайского Университета Цзилинь и Института археологии начала раскопки древнего монгольского поселения недалеко от города Тунляо.
Команда планировала раскопать развалины города, которому, по их подсчетам, было более 5000 лет. Как только раскопки начались, ученые обнаружили, что их находка была куда более существенной, чем они предполагали.