Дипломат и дипломатия по учению Ману (I тысячелетие до нашей эры). Дипломатия древнего мира
7. Зарождение дипломатических отношений в Древнем мире.
Дипломатия появилась в седой древности. Зачатки ее имелись уже в родовом обществе. Однако о дипломатии в подлинном смысле этого слова можно говорить лишь с развитием государства. Дипломатия является одним из средств внешней политики государства.В древнем мире дипломатия выполняла внешнеполитические задачи государств, экономическую основу которых составляло рабовладение.
Более развитое рабовладение, связанное с товарно-денежным хозяйством и ростом приморских городов, лежало в основе общественно-политического строя античных государств — Греции и Рима.
Др. Греция – законодатель искусства дипломатии (похожа на совр.)
Самый древний документ – «Илиада», «Одиссея» Гомера, где упоминается дип. ритуал, правила ведения гуманной войны, ритуал ведения переговоров.
Внешняя политика греческих государств-городов («полисов») определялась интересами борьбы за расширение территории, за приобретение рабов, за рынки. Отсюда вытекали: стремление к гегемонии, к обеспечению внешней безопасности государства, поиски союзников и образование военных группировок, колониальная экспансия. Дипломатия греческих полисов поднималась до идеи защиты национальной независимости.
Дипломатическая деятельность античных полисов выражалась в оживленных переговорах, обмене посольствами, созыве межгосударственных совещаний, заключении оборонительных и наступательных союзных договоров. Так постепенно вырабатывались организация, методы и средства дипломатии. В Греции города-государства посылали друг другу послов, которые имели право на ведение переговоров, но они следовали многим инструкциям: нельзя было принимать подарки, отходить от инструкции Народного собрания, прекращать посольство по своей воле. Все переговоры велись открыто, публично, речи готовились заранее.
Механизм дипломатических отношений:
Посол уезжал в другой город. Если он хотел выйти за рамки инструкций, он посылал человека спросить мнение Народного собрания, и этот человек возвращался с новыми полномочиями для посла.
Институт консулов – человек жил в одном городе и являлся его гражданином, но защищал интересы граждан другого.
В случае возникновения спорных ситуаций между городами, применялась процедура арбитража – мирного разрешения споров. Присутствовал нейтральный арбитр – знаменитый ученый, жрец и т.д. из другого города.
Существовали Лиги, Альянсы, устойчивая процедура объявления войны, но не было устойчивой системы дипломатических связей, поскольку они существовали только ради интересов своего города, не для общих целей. Также существовала проблема взаимного доверия (спартанцы часто не соблюдали договоры).
Следствием существования демократии были сложность процедур, долгое время принятия решений.
Др. Рим– базис современной западной цивилизации (римское право, дипломатия).
Разветвленный дипломатический механизм, но существовала своеобразная внешнеполитическая установка – не было равных переговоров. Рим – главный, цель его – господство над всеми, даже послов других стан держали за пределами Рима.
Рим. Сенат устанавливал определенное количество времени для переговоров, после чего должен был быть результат, иначе чужой посол – шпион.
МИД – Коллекция фециалов – жрецы, которые хранили договоры, следили за соблюдением протокола. (напр. Правильно объявить войну и мир)
Сенат назначал послов – нунциев – с кратковременными миссиями (дипломатических представительств не было), которые по возвращении делали Сенату доклад.
Дипломатов готовили в спец. правительственных учреждениях. Послы снабжались инструкциями и отправляли донесения в свою страну из-за границы. Посла назначали принудительно на 3-4 месяца, по прибытии – отчет, вернуть подарки, в отъезд нельзя брать жену, повара, иметь собственность в др.стране.
Очень важными считались вопросы протокола и церемониала, поскольку создавали видимость всемогущества Византии (император Византии написал труд об этом).
На переговорах император не говорил с послами напрямую, только через советника, при этом трон располагался очень высоко.
studfiles.net
Глава 1. Дипломатия древнего мира. Основные этапы становления дипломатической службы
Похожие главы из других работ:
Высшее образование в мировой экономике
Глава 2. Рейтинг стран мира по уровню образования. Рейтинги лучших университетов мира по версии TIMES HIGHER EDUCATION. Показатели уровня образования населения в странах мира
Рейтинг стран мира по уровню образования. Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) -- комбинированный показатель Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)...
Дипломатия в период формирования феодализма
§2. Византийская дипломатия
Дипломатия Юстиниана (527-565 гг.). Образцом для варварских королевств была дипломатическая служба в Восточной Римской(Византийской) империи. Сохранив старые римские традиции, все более изощряясь в новой, сложной и опасной обстановке...
Дипломатия в период формирования феодализма
§1. Дипломатия арабов
Франкские историки рассказывают о посольствах, которыми обменивались Карл Великий и багдадский халиф Харун-ар-Рашид, и о подарках, которые они посылали друг другу. С арабами франки были знакомы уже давно. В течение столетия...
Дипломатия в период формирования феодализма
§2. Дипломатия Киевской Руси
Международные отношения Киевской Руси IX-X веков. В IX веке в Приднепровье и примыкающих областях сложилось могущественное славянское государство Русь, которое мы IX-X века называем Киевским государством, или, употребляя терминологию Маркса...
Международное право в историческом развитии
1.3 От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира
Этот период истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств и с утверждением новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественного права...
Многонаправленная дипломатия по урегулированию региональных конфликтов
2. Многосторонняя дипломатия
Существует множество определений понятия дипломатия. Некоторые приведены, например, в таких известных книгах, как «Дипломатия» Г. Никольсона, «Руководство по дипломатической практике» Э. Сатоу. Большинство исходит, во-первых, из того...
Основные этапы становления дипломатической службы
1.1 Дипломатия Древнего Востока
Дипломатия в древнем мире выполняла внешнеполитические задачи государств, экономической основой которых было рабовладение. Рабовладельческий строй не оставался неподвижным...
Основные этапы становления дипломатической службы
1.2 Дипломатия Древней Греции и Рима
Более развитое рабовладение, чем на Древнем Востоке, связанное с товарно-денежным хозяйством и ростом приморских городов, лежало в основе античных государств - Греции и Рима...
Основные этапы становления дипломатической службы
2.1 Византийская дипломатия
Образцом для варварских королевств была дипломатическая служба в Восточной Римской (Византийской) империи. Сохранив старые римские традиции, все более изощряясь в новой, сложной и опасной обстановке...
Основные этапы становления дипломатической службы
2.2 Дипломатия Руси XII-XV вв.
Принципы дипломатии, существовавшие на Руси в указанный период времени вносят свой вклад в развитие дипломатической службы в целом. Стоит отметить, что здесь развивается посольская служба, которая, в свою очередь обладала рядом особенностей...
Фактор силы в международных отношениях
4. Сила и дипломатия.
Взаимоотношение силы и дипломатии в истории всегда было неоднозначным. Гуго Гроций - голландский юрист, один из ранних кодификаторов международного права, почти четыреста лет назад утверждал...
Характеристика и особенности современной дипломатии
3. Внешняя политика и дипломатия государств СНГ
Содружество Независимых Государств (СНГ) было образовано в конце 1991 г. двенадцатью независимыми государствами, бывшими союзными республиками СССР. Государствами-членами СНГ стали Армения, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия...
Экономическая дипломатия в современной системе международных отношений
1.1 Эволюция понятия «дипломатия»
Дипломатия как профессия, то есть деятельность по поддержанию отношений между государствами, известна с самых древних времен. Раньше, в разных странах, таких как Египет, Шумеры, Вавилон, а позже в Ассирии, Персии, Индии, Китае, Греции и Риме...
Экономическая история
Тема 2. Хозяйственные формы экономики Древнего мира
Основные этапы хозяйственной эволюции первобытного общества, их характеристика. Проблемы взаимоотношений человека и природной среды в древнейшем обществе. Первое разделение труда. Возникновение земледелия, скотоводства, зарождение ремесел...
Экономическая история
Тема 2. Хозяйственные формы экономики Древнего мира
...
mo.bobrodobro.ru
ВВЕДЕНИЕ. Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг.
Дипломатия в древнем мире выполняла внешнеполитические задачи государств, экономической основой которых было рабовладение.
Рабовладельческий строй не оставался неподвижным. В процессе своего исторического развития он прошел несколько последовательных стадий.
Раннее рабовладение, еще не вполне отделившееся от общинно-родового строя, лежало в основе государственных образований Древнего Востока — типа египетской деспотии, царства хеттов, Ассирии, Персии, государств Древней Индии. В этих военно-теократических державах, опиравшихся на силу внеэкономического принуждения, внешняя политика направлялась преимущественно завоевательными интересами: захват земель, рабов, скота, грабеж богатств, имевшихся в соседних странах, были главной целью тогдашних войн. Международные вопросы разрешались обычно вооруженной силой. Однако государствам Древнего Востока приходилось развивать и весьма оживленную дипломатическую деятельность. Дипломатические сношения велись самими царями. Властелины Древнего Востока почитались как боги, воплощали в своем лице все государство, имели в своем распоряжении целые армии «царских слуг» — чиновников и писцов.
В соответствии с основными задачами завоевательной внешней политики военно-теократических царств Востока их централизованная дипломатия разрешала сравнительно ограниченный круг вопросов. Наиболее сильной ее стороной являлась организация всепроникающей военно-политической разведки.
Более развитое рабовладение, связанное с товарно-денежным хозяйством и ростом приморских городов, лежало в основе античных государств — Греции и Рима.
Внешняя политика этих рабовладельческих государств-городов («полисов») определялась интересами борьбы за расширение территорий, за приобретение рабов, за рынки. Отсюда вытекали: стремление к гегемонии, поиски союзников, образование группировок, колониальная экспансия, которая ставила своей задачей образование крупных держав и вызвала столкновения у греков на Востоке, с Персидским царством, у римлян — на Западе, с богатейшей торговой республикой древнего мира — Карфагеном.
Дипломатическая деятельность античных полисов выражалась в оживленных переговорах, беспрерывном обмене посольствами, созыве совещаний, заключении оборонительных и наступательных союзных договоров.
Во всей полноте развертывается деятельность дипломатии государств классической Греции в период Пелопоннесской войны между двумя крупнейшими военно-политическими союзами — Афинским и Спартанским, — которые боролись в течение 30 лет за преобладание в эллинском мире. В дальнейшем не менее напряженная деятельность дипломатии разгорается с выступлением на общегреческую арену новой силы — Македонского царства, которое воплощало в себе объединительные тенденции Греции того времени в сочетании с колониальной экспансией на Восток.
На западе, в Римской республике, наибольшая активность дипломатии наблюдается в период Второй и Третьей Пунических войн. В это время крепнущая Римская республика встречает в лице Ганнибала крупнейшего противника не только в военной, но и в дипломатической области.
На организации дипломатии античных республик сказались особенности политического строя рабовладельческой демократии. Послы республик выбирались на открытых собраниях полноправных граждан и по окончании своей миссии отдавали им отчет. Каждый полноправный гражданин, если он считал неправильными действия посла, мог требовать привлечения его к судебной ответственности. Полностью это было проведено в греческих республиках, в меньшей степени — в Риме: здесь вместо Народного собрания полновластным руководителем внешней политики являлся орган римской знати — Сенат.
В последние два века Римской республики и в первые два столетия Империи рабовладение достигло наивысшего развития в пределах античного мира. В этот период римское государство постепенно складывается в централизованную форму Империи. Внешняя политика императорского Рима преследовала две основные цели: создание мировой державы, вобравшей в себя все страны известного тогда «круга земель», и оборону ее границ от нападения соседних народов.
На востоке, в своей борьбе и сношениях с Парфянским царством, дипломатия Римской империи при первых императорах успешно разрешает наступательные задачи. В дальнейшем, вынужденная к отступлению, она переходит к искусному маневрированию.
На Западе, в соприкосновении с варварами на европейских границах Империи, римская дипломатия стремится ослабить напор варварской стихии и использовать ее в качестве военной и рабочей силы.
Одновременно римской дипломатии приходилось разрешать задачу поддержания целостности Империи путем соглашений между отдельными частями римской державы.
В связи с централизацией государственной власти все руководство внешней политикой императорского Рима осуществлялось главой государства — императором, при посредстве его личной канцелярии.
Техника дипломатии императорского Рима стояла на довольно высоком уровне: она отличалась сложной и тонкой разработкой приемов и форм.
Уже с конца II века замечаются признаки распада Римской империи, связанного с кризисом рабовладельческого способа производства: его вытесняют новые, полуфеодальные, способы эксплоатации труда (колонат и вольноотпущенничество). Все это обостряло внутренние противоречия, подрывало хозяйственную и военную мощь Империи и ослабляло активность внешней политики Рима. В соответствии с упадком политической и военной мощи римской державы понижался и уровень ее дипломатии. На содержании и формах дипломатической деятельности Поздней империи заметно сильное влияние восточных государств, в особенности Персии, и варварского мира.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Дипломатия Древнего мира ü Древний Восток ü Древняя
Дипломатия Древнего мира ü Древний Восток ü Древняя Греция ü Древний Рим
Рабовладение Ранее Государства Древнего Востока: Египет, царство хеттов, Ассирия, Персия, Индия Завоевательные интересы Захват земель, рабов, скота, грабеж богатств соседних стран Решение вопросов используя вооруженную силу Дипломатия направлена на всепроникающую военно политическую разведку Более развитое Древняя Греция Древний Рим Товарно денежное хозяйство Расширение территорий, приобретение рабов, приобретение новых рынков Стремление к гегемонии, поиск союзников, образование группировок, колониальная экспансия
ДИПЛОМАТИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Поддерживали торговые, культурные и политические связи с другими гос вами Телль Амарнская переписка (XV – XIV вв. до н. э) Содержит около 360 глиняных табличек – переписка фараонов с царями других гос в и подвластными сирийскими князьями Главное содержание писем: Обмен приветствиями и любезностями, переговоры о заключении браков и просьбы к фараону о присылке военной помощи, золота и подарков ЕГИПЕТ Особая гос. канцелярия по иностранным делам заведовала дип. перепиской Договор фараона Рамсеса II с хеттским царем Хаттушилем III (1278 г. до н. э. ) Мирный договор, заключенный по инициативе хеттского царя Договор состоял из 3 частей: 1. Введение 2. Текст договорных статей 3. Заключение – обращение к богам, клятвы и проклятия против нарушителя договора
Законы Ману (I тысячелетие до н. э. ) Сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им общественного, религиозного, морального долга. Традиционно приписывают легендарному прародителю человечества – Ману. Происхождение Вселенной Судопроизводство и юридическая практика Семейные отношения Правила жизни в период обучения Обязанности царя Покаяния и обеты Правила жизни семьянина домохозяин Религиозные нормы Посмертные воздаяния за дурные дела
«Мир и его противоположность [война] зависят от послов, ибо только они создают и ссорят союзников. В их власти находятся те дела, из за которых происходят между царями мир или война» Дипломат должен быть человеком почтенного возраста, преданным долгу, честным, искусным, обладающим хорошей памятью, представительным, смелым, красноречивым, «знающим место и время действия» . Дипломат должен уметь распознавать планы иностранных государей не только по их словам или действиям, но даже по жестам и выражению лица.
ДИПЛОМАТИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Проксения – «гостеприимство» . Существовала между отдельными лицами, родами, племенами и т. п. Через проксенов велись дипломатические переговоры Амфиктионии – религиозные союзы, возникавшие возле святилищ особо почитаемых богов Дельфийско. Фермопильская амфиктиония 12 племен – по 2 голоса на племя Высший орган – Общее собрание (созывалось 2 раза в год) Иеромнемон – высший представитель амфиктионии, назначался гос вом Главная задача – соблюдение «божьего мира» и устройство религиозных празднеств В конце V – IV в. до. н. э. появились «пилагоры» еще одна коллегия амфиктионии
Симмахия это военно политический союз Лакедемонская симмахия Афинская (Делосская) симмахия Образовалась в VI веке до н. э. как союз городов и общин Пелопонесса Образовалась во время греко персидских войн для борьбы с персами Во главе союза – Спарта Обще союзное собрание (силлогос) – высший союзный орган Во главе стояли Афины Входившие в нее союзники платили особый взнос (форос) в общ. казну С самого начала отношения между 2 симмахиями были враждебными, что во второй половине V века привело к Пелопонесской войне
Возникавшие между общинами и полисами конфликты разрешались при посредстве специальных уполномоченных лиц, или послов. В гомеровской Греции они назывались вестниками (керюкс, ангелос), в клас сической Греции —старейшинами (пресбейс). Послы избирались: • народным собранием из лиц почтенного возраста, не моложе 50 лет термин «старейшины» . • из со стоятельных граждан, пользовавшихся авторитетом, имевших проксенов в других городах, степенных, рассудительных и красноречивых Послы выступали в Совете или Народном собрании с объяснением цели своего прибытия, затем по возвращению домой выступали с отчетом перед Народным собранием
Афины Спарта Война, окончившаяся Тридцатилетним миром ( 445 г. до н. э. ) В Греции закрепилась система политического дуализма 448 г. до н. э. – глава афинского гос ва Перикл выступил с предложением созыва панэллинского (общегреческого) конгресса Повестка: 1. Восстановление разрушенных персами храмов 2. Обеспечение свободного морского плавания 3. Упрочнение мира во всей Элладе Посольство из 20 человек отправилось во все греческие города: 1. В малоазиатские города и острова 2. На берега Фракии 3. В Беотию и Фокиду 4. В Пелопоннес Предложение не нашло отклика
Периклов проект созыва панэллинского мирного конгресса 448 г. до н. э. 395 г. до н. э. Афинский стратег Конон антиспартанская коалиция (вновь расцвет Афин) Пелопонесская война 431 404 г. до н. э 436 431 г. до н. э. дипломатическая борьба перед Пелопонесской войной 412 г. до н. э. дружественный договор Спарты и Персии (+Милетский договор) Никиев мир 421 г. до н. э Между Афинами и Спартой – прекратил действие в 411 г. до. Н. э. после очередого воор. конфликта Коринфская война 395 387 г. до н. э 387 г. до н. э. Анталкидов мир
Анталкидов мир Спартанцы отправили к персидскому сатрапу Тирибазу посольство во главе с Анталкидом Ему необходимо было добиться заключения мира между персидским царем и лакедемонянами «Лакедемоняне, — говорил Анталкид, — не оспаривают у царя греческих городов, кото рые находятся в Малой Азии. С них достаточно того, чтобы прочие города получили автономию. Раз мы согласны на эти условия, чего ради царь станет воевать с нами и расходовать деньги? » «Персидский Царь Артаксеркс полагает справедливым, чтобы ему принадлежали все города Малой Азии, а из островов — Клазомены и Кипр. Всем прочим городам, боль шим и малым, должна быть предоставлена автономия, кроме Лемноса, Имброса и Скироса, которые по прежнему остаются во власти Афин» Анталкидов мир (387 г. ) узаконял политическую раздробленность, а следовательно, и слабость Греции
Филократов мир (346 г. до нашей эры) • Подчинение греческих городов совершалось как дипломатическим так и военным путем; • Филипп II пускал в ход всевозможные средства • В 346 г. до н. э. между Македонией и Афинами(и их союзниками) был подписан Филократов мир Филипп II * Филократ – имя главы афинского посольства, секретаря народного собрания Афин Величайшим представителем македонской партии – Аристотель – был удостоен чести стать воспитателем сына Филиппа II Александра – будущего Александра Великого
Коринфский конгресс (338 - 337 г. до нашей эры) Все города Пелопоннесского союза, за исключением Спарты, признали власть македонского царя С каждым городом в отдельности им был заключен оборонительный и наступатель ный союз. Основой этого союза было сохранение внутренней автономии и свободы данного города Для разрешения вопро сов, касавшихся всей Греции, Филипп созвал в 338 г. до нашей эры в Коринфе общегреческое совещание — Коринфский конгресс (синедрион) – присутствовали все кроме Спарты Председателем конгресса был сам Филипп. Конгресс про возгласил прекращение войны в Греции и установление всеоб щего мира Между объединенными государствами и македонским царем был заключен вечный оборонительный и наступательный союз В 336 г. до нашей эры Филипп был убит, и выполнение его планов принял на себя его сын Александр Великий (336 — 323 гг. до нашей эры). В течение каких нибудь 10 лет Александр по корил всю Персию, которая включала в себя весь Передний Восток до Индии
ДИПЛОМАТИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
Формы международных связей в Риме существовали проксения (jus hospitii) и коллегия фециалов, напоминавшая греческую коллегию амфиктионов жреческая кол легия с гражданскими функциями Фециалы: • регулировали возникавшие между племенами и пле менными союзами споры инедоразумения • охрана международных соглашений, объяв ление войны и заключение мира • объявляли войну, заключали мир и подписывали договоры Коллегия фециалов состояла из 20 человек, которые принад лежали к древним родам и пожизненно пребывали в своем звании
Дипломатические органы Сенат- орган, руководящей внешней политикой Посольства назывались легациями (legationes), а послы — легатами (legati), ораторами (oratores) и жезлоносцами (caduceatores). Личный состав посольской миссии избирался в Сенате, после чего издавалось специальное сенат ское постановление ( enatus consultum) s
Послы обычно избирались из сенаторского сословия (нобилей) Цели посольства: объявление войны и заключение мира подписание договоров организация покоренных провинций третейское улаживание международных конфликтов и разрешение религиозных споров Внешним отличием послов служил золотой перстень, давав ший право на бесплатный проезд и получение в пути всего необ ходимого. Делегации состояли из двух, трех, четырех, пяти и даже десяти человек Все посольства имели председателя, или главу посольства (princeps legationis)
Римская дипломатия в период Республики Переломный момент в истории международных отношений и дипломатии Рима представляет Вторая Пуническая война, или война с Ганнибалом (218— 201 гг. до нашей эры) Исход Пунических войн и одновременных с ними войн на греко эллинистическом Востоке в значи тельной мере зависел от дипломатической активности воюющих держав Против ником Рима был карфагенянин Ганнибал — гениальный дипломат и стратег. Впервые римская и карфагенская дипломатия резко столкнулись по вопросу о союзниках. Поддержка, оказываемая Ганнибалу его союзниками, — князьями нумидийских, испанских и галльских племен, была недостаточна. При таком критическом положении приходилось искать вы хода где либо на стороне, за пределами римско карфагенского мира. Тогда Ганнибал и устремил свои взоры на Восток, на греко эллинистический мир.
Дружественный союз Ганнибала с македонским царем Филиппом Македония – правил Филипп V (221— 179 гг. до нашей эры) Д о г о в о р Ганнибал выступил с предложением о дружественном союзе в 215 г. до н. э. начинался с клятв и обещаний пребывать во взаимной Дружбе, братстве и верности на вечные времена Македон цы и карфагеняне заключали оборонительный и наступатель ный союз Македоно карфагенский союз яв ляется прочной гарантией мира и устойчивости международ ных отношений Практически македоно карфагенское дружественное соглашение означало бы раздел всего средиземноморского мира на две сферы влияния — восточная половина отходила к Филип пу, а западная — к Ганнибалу. Риму место не было
present5.com
2. История появления дипломатии и становления дипломатической службы
Рассмотрев множество дефиниций определения «дипломатия» возникает вопрос - когда же она появилась? Теоретики XVI века уверяли, что первыми дипломатами были ангелы, так как они исполняли обязанности послов между небом и землей.
Историки-материалисты считают, что дипломатия появилась с возникновением родового общества, появлением племен, первого обмена продуктами, товарами, первыми проблемами, связанными с территориями для охоты, земледелия, рыболовства и их границами. Там, где появились первые группы людей, возникли и проблемы взаимоотношений между ними, разгорались споры, даже конфликты. Изначально они разрешались силой, но очень быстро люди пришли к выводу, что часто разногласия выгоднее разрешать не силой, не дракой, не сражениями, а договоренностью. Тем более что урегулирование споров по принципу: кто силен, тот и прав – приводило не к урегулированию, а к ожесточению и новым, более глубоким конфликтам. Споры возникали часто и внутри одного племени, внутри семьи, и люди постепенно научились их разрешать не оружием, а словом старейшего, который и выступал в роли своеобразного дипломата. Это были лишь первые несовершенные, примитивные зачатки будущей дипломатии. При урегулировании споров появились и зародыши соглашений.
К сожалению, мало известно о деятельности дипломатии в древние времена, да и сведения эти отрывочны. До наших дней, например, дошло упоминание, что уже в XV в. до нашей эры, то есть три с половиной тысячи лет назад, Египет заключал международные договоры, причем по правилам дипломатического искусства, близким к нашим дням. В частности, в XII в. до нашей эры он заключил с хеттами военный союз, в котором предусматривалась помощь друг другу, в том числе помощь в борьбе против внутреннего врага. Такая статья редко присутствует в договорах современной дипломатии. Это показывает, что египетская дипломатия уже тогда достигла высокого уровня.
В Азии, в частности в Индии, еще раньше – в третьем тысячелетии до нашей эры, то есть примерно 4000 лет тому назад – существовала дипломатия еще более развитая. Согласно законам Ману, там уже существовали зачатки международного права и дипломатии как искусства. Индийская дипломатия поэтому обращала внимание на профессиональные качества дипломата, от которых зависели результаты их зарубежной миссии. Индийские дипломаты задумывались и о методах предотвращения войны (современная превентивная дипломатия), и в связи с этим к зарубежной службе предъявлялись требования распознавать планы иностранного государства, предохранять страну от грозящей ей опасности.
Высоким уровнем отличалась дипломатия Древнего Китая, которая взяла на вооружение подписание договоров о разрешении спорных вопросов и заключение соглашений о ненападении друг на друга. Это был первый известный в истории дипломатии случай подписания такого рода договора.
Впрочем, дипломатия стран Азии и Африки не оказала большого влияния на мировую дипломатию из-за оторванности Востока от Запада. Другое дело – дипломатия Греции, Рима и затем Византии.
Современная дипломатическая служба государств — продукт длительного исторического развития. Было время, когда государства не имели столь организованного, как сегодня, дипломатического аппарата, и вся дипломатическая деятельность осуществлялась верховной властью. Но многие институты, формы и методы, которые использует современная дипломатия, применялись в практике межгосударственных отношений и в прежние времена, в том числе в далекой древности.
1) Например, институт послов существовал и в государствах Древнего Востока, в Древней Греции и в Древнем Риме1. Уже тогда признавался иммунитет послов.
2) Достаточно широко была развита практика заключения договоров. Более того, некоторые из них по своей структуре мало чем отличаются от современных (Например, договор, заключенный между египетским фараоном Рамсесом II и царем хеттов Хаттушилем III (1278 г. до н.э., которым была завершена полоса кровопролитных, но безуспешных для обеих сторон войн).
3) Имеются и примеры межгосударственных совещаний (Например, конференции государств Пелопонесского союза с участием Афин- 432 г до н. э. или Коринфский конгресс - 338 г. до н.э).
4) Некоторыми государствами соблюдался, и довольно строго, как это имело место, например, в Древнем Риме, порядок объявления войны и прекращения военных действий.
5) Известны также случаи мирного разрешения споров, в том числе путем арбитража и посредничества. Достаточно широко осуществлялась практика решения ряда вопросов, весьма сходная с консульской деятельностью.
6) История оставила нам очень интересные образцы дипломатической переписки, а также церемониала или, как мы теперь говорим, — дипломатического протокола. Вырабатывались и отдельные правовые нормы. В историю развития этих норм вошли индийский памятник «Законы Ману»2 и Римское право.
Рим был "сверхдержавой", и его дипломатия взяла на свое вооружение использование силы против более слабого противника, метод разжигания раздоров между соседями. Принцип "разделяй и властвуй" стал ее основным принципом. Обман в дипломатии стал нормой, а выгода во что бы то ни стало - основным кредо. При этом даже внешне положительные начинания Рима использовались им в корыстных целях. Разработка им основных постулатов международного права, в том числе таких, как "pacta sunt servanda" ("договоры должны соблюдаться"), была направлена на усиление могущества Рима и ослабление его партнеров, так как договоры, заключенные римской дипломатией, были выгодны Риму, ослабляли и без того слабых его партнеров.
Византия взяла много отрицательного из опыта греческой и римской дипломатии и передала в наследство Венеции и другим итальянским городам хитрость, обман, использование силы против слабого партнера.
Принято считать, что постоянные дипломатические представительства стали направляться с XV в., когда миланский герцог Сфорца в 1446 г. направил такое представительство во Флоренцию.
Плохую славу дипломатии добавил и Никколо Макиавелли, политик, который не брезговал никакими, даже самыми низкими приемами, при этом он в ряде случаев даже отошел от того положительного, что внесли в дипломатию Греция и Рим, в том числе от принципа "договоры должны соблюдаться". Необходимо отметить, что взгляды Н. Макиавелли оказали значительное влияние на дипломатов ряда западных стран, которые, часто не признаваясь в этом, упорно следовали его советам. Позднее откровенный обман, подкуп и тому подобные средства ушли из дипломатической практики, что, по мнению Г. Никольсона, означало зрелость дипломатии и коренным образом отличало классическую французскую школу дипломатии, которая начала складываться в XVII-XVIII вв. и получила потом распространение по всему миру, от того, что ей предшествовало. Французская дипломатия стала основываться на том, что дипломатия не должна делаться подпольно, как это часто делалось раньше, в особенности в Средние века, она должна основываться на доверии. «Коварство является доказательством незначительности ума, - писал Г.Никольсон, - и показывает, что дипломат не может добиться успеха честными и разумными методами».
Хотя, как мы показали, дипломатия западных стран на протяжении многих веков не отличалась особой моральной чистотой, заслуги ее перед историей велики, она в значительной степени сформировалась на опыте дипломатии великих держав.
Франция и французский язык определили дипломатию XVII-XIXв. Прежде всего это была европейская дипломатия, все основные международные события происходили в Европе, спорные вопросы других континентов также в значительной степени решались в Европе. На Европейском континенте находились «великие нации». Считалось, что роль малых наций в значительной степени определялась их местом в союзе с великими державами. Такой принцип сохранился до середины XX в. и господствовал в дипломатических дискуссиях и на дипломатических конференциях. В европейской дипломатии одной из основных доктрин был принцип «равновесия сил», заключавшийся в том, что в Европе одна держава не должна превосходить по силе другую, отсюда стремление к созданию союзов с целью уравновесить вырвавшуюся вперед европейскую державу. Эта дипломатия была в значительной степени дворцовой, иногда даже деспотичной, когда все дипломатические проблемы решались монархом или его двором. Личные отношения между монархами оказывали очень сильное влияние на международную политику. Некоторые из глав монархических государств, в той или иной степени самодержавных, наряду с конституционной и официальной политикой своих правительств, руководствуясь династическими соображениями, дружественными или враждебными чувствами в отношении другого суверена или режима, проводили свою политику маневрирования и интриг. Правительственные круги, занимавшиеся внешней политикой, были ограничены в своих полномочиях, а секретность была непременным условием. Переговоры проводились через дипломатические миссии. Послы получали общие указания, которые предоставляли им полную свободу действий для достижения максимального успеха. Правительства имели неограниченное время для оценки событий.
Рубежом в развитии дипломатии считают Первую мировую войну и события, произошедшие в ходе и после нее. Именно после Первой мировой, а затем Второй мировой войн появились условия для создания первых всеобъемлющих международных организаций, имеющих целью, по крайней мере на словах, предотвращение войн (Лиги наций и ООН), создания условий для большей открытости дипломатии, для активного вовлечения государств в международные отношения и конференционную дипломатию. В новых условиях значительно расширялись масштабы дипломатической деятельности, которая становилась более динамичной и использовалась государствами для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ.
За последующий период роль дипломатии особенно возросла, поскольку вопросы внешней политики стали находиться под мощными прожекторами СМИ и вследствие этого под пристальным вниманием широких народных масс. Это определило главную особенность современных методов дипломатии, которая заключается в том, что они направлены на мирное урегулирование конфликтов и вопросов, возникающих в процессе глобализации. Поэтому, для современной дипломатии характерны такие методы как многосторонняя дипломатия, превентивная дипломатия, диалоговое общение на разных уровнях: переговоры на высшем и высоком уровне, дипломатические конгрессы, саммиты, двусторонние и многосторонние переговоры. Это обусловлено тем, что глобализация современного мира затрагивает интересы сразу многих участников. Взаимозависимость мира приводит к увеличению значимости дипломатии, особенно осуществляемой на высоком и высшем уровнях. Особенно повышается роль многосторонней и публичной дипломатии. Это требует от дипломатов, помимо всего прочего, умения выступать перед большой аудиторией, вести аргументированную дискуссию, убеждать и завоевывать на свою сторону общественное мнение чужой страны.
studfiles.net
POTYOMKIN_Istoria_diplomatii
История дипломатии. Том 1: С древнейших времен до нового времени
Раздел первый Дипломатия в древние века
Введение
Дипломатия в древнем мире выполняла внешнеполитические задачи государств, экономической основой которых было рабовладение.
Рабовладельческий строй не оставался неподвижным. В процессе своего исторического развития он прошел несколько последовательных стадий.
Раннее рабовладение, еще не вполне отделившееся от общинно-родовогостроя, лежало в основе государственных образований Древнего Востока — типа египетской деспотии, царства хеттов, Ассирии, Персии, государств Древней Индии. В этих военнотеократических державах, опиравшихся на силу внеэкономического принуждения, внешняя политика направлялась преимущественно завоевательными интересами: захват земель, рабов, скота, грабеж богатств, имевшихся в соседних странах, были главной целью тогдашних войн. Международные вопросы разрешались обычно вооруженной силой. Однако государствам Древнего Востока приходилось развивать и весьма оживленную дипломатическую деятельность. Дипломатические сношения велись самими царями. Властелины Древнего Востока почитались как боги, воплощали в своем лице все государство, имели в своем распоряжении целые армии «царских слуг» — чиновников и писцов.
В соответствии с основными задачами завоевательной внешней политики военнотеократических царств Востока их централизованная дипломатия разрешала сравнительно ограниченный круг вопросов. Наиболее сильной ее стороной являлась организация всепроникающей военно-политическойразведки.
Более развитое рабовладение, связанное с товарно-денежнымхозяйством и ростом приморских городов, лежало в основе античных государств — Греции и Рима.
Внешняя политика этих рабовладельческих государств-городов(«полисов») определялась интересами борьбы за расширение территорий, за приобретение рабов, за рынки. Отсюда вытекали: стремление к гегемонии, поиски союзников, образование группировок, колониальная экспансия, которая ставила своей задачей образование крупных держав и вызвала столкновения у греков на Востоке, с Персидским царством, у римлян — на Западе, с богатейшей торговой республикой древнего мира — Карфагеном.
Дипломатическая деятельность античных полисов выражалась в оживленных переговорах, беспрерывном обмене посольствами, созыве совещаний, заключении оборонительных и наступательных союзных договоров.
Во всей полноте развертывается деятельность дипломатии государств классической Греции в период Пелопоннесской войны между двумя крупнейшими военнополитическими союзами — Афинским и Спартанским, — которые боролись в течение 30 лет за преобладание в эллинском мире. В дальнейшем не менее напряженная деятельность дипломатии разгорается с выступлением на общегреческую арену новой силы — Македонского царства, которое воплощало в себе объединительные тенденции Греции того времени в сочетании с колониальной экспансией на Восток.
На западе, в Римской республике, наибольшая активность дипломатии наблюдается в период Второй и Третьей Пунических войн. В это время крепнущая Римская республика встречает в лице Ганнибала крупнейшего противника не только в военной, но и в дипломатической области.
На организации дипломатии античных республик сказались особенности политического строя рабовладельческой демократии. Послы республик выбирались на открытых собраниях полноправных граждан и по окончании своей миссии отдавали им отчет. Каждый полноправный гражданин, если он считал неправильными действия посла, мог требовать привлечения его к судебной ответственности. Полностью это было проведено в греческих республиках, в меньшей степени — в Риме: здесь вместо Народного собрания полновластным руководителем внешней политики являлся орган римской знати — Сенат.
В последние два века Римской республики и в первые два столетия Империи рабовладение достигло наивысшего развития в пределах античного мира. В этот период римское государство постепенно складывается в централизованную форму Империи. Внешняя политика императорского Рима преследовала две основные цели: создание мировой державы, вобравшей в себя все страны известного тогда «круга земель», и оборону ее границ от нападения соседних народов.
На востоке, в своей борьбе и сношениях с Парфянским царством, дипломатия Римской империи при первых императорах успешно разрешает наступательные задачи. В дальнейшем, вынужденная к отступлению, она переходит к искусному маневрированию.
На Западе, в соприкосновении с варварами на европейских границах Империи, римская дипломатия стремится ослабить напор варварской стихии и использовать ее в качестве военной и рабочей силы.
Одновременно римской дипломатии приходилось разрешать задачу поддержания целостности Империи путем соглашений между отдельными частями римской державы.
В связи с централизацией государственной власти все руководство внешней политикой императорского Рима осуществлялось главой государства — императором, при посредстве его личной канцелярии.
Техника дипломатии императорского Рима стояла на довольно высоком уровне: она отличалась сложной и тонкой разработкой приемов и форм.
Уже с конца II века замечаются признаки распада Римской империи, связанного с кризисом рабовладельческого способа производства: его вытесняют новые, полуфеодальные, способы эксплоатации труда (колонат и вольноотпущенничество). Все это обостряло внутренние противоречия, подрывало хозяйственную и военную мощь Империи и ослабляло активность внешней политики Рима. В соответствии с упадком политической и военной мощи римской державы понижался и уровень ее дипломатии. На
содержании и формах дипломатической деятельности Поздней империи заметно сильное влияние восточных государств, в особенности Персии, и варварского мира.
Глава первая. Дипломатия Древнего Востока
1. ДОКУМЕНТЫ ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ
Телль-Амарнскаяпереписка(XV–XIVвекадо нашей эры). История Древнего Востока сохранила для нас некоторое количество документов — дипломатических писем, договоров и других международных актов, свидетельствующих об оживленных сношениях между царствами Древнего Востока.
Самым крупным государством Переднего Востока был Египет. Египетские границы при XVIII династии (середина второго тысячелетия до нашей эры) доходили до отрогов Тавра и реки Евфрата. В международной жизни Древнего Востока этого времени Египет играл первенствующую роль. Египтяне поддерживали оживленные торговые, культурные и политические связи со всем известным им миром — с государством хеттов в Передней Азии, с государствами севера и юга Месопотамии (государство Митанни, Вавилон, Ассирия), с сирийскими и палестинскими князьями, Критским царством и островами Эгейского моря. Дипломатической перепиской в Египте заведывала особая государственная канцелярия по иностранным делам.
Из многочисленных памятников древневосточной дипломатии наибольший интерес по объему и богатству содержания представляют Телль-Амарнскаяпереписка и договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III,заключенный в 1278 г. до нашей эры. Амарна — местность на правом берегу Нила в Среднем Египте, бывшая резиденция египетского фараона Аменофиса (Аменхотепа) IV. В1887–1888гг. во дворце Аменофиса был открыт архив, содержащий дипломатическую переписку фараонов XVIII династии — Аменофиса III и его сына Аменофиса IV (середина второго тысячелетия, XV– XIV века до нашей эры). В настоящее времяТелль-Амарнскийархив находится в Британском музее в Лондоне и в Го су дарственном музее в Берлине. Он содержит около 360 глиняных табличек, представляющих переписку названных фараонов с царями других государств и с подвластными сирийскими князьями. Существенным дополнением кТелль-Амарнскомуархиву служит архив хеттского царя Суббилулиумы изБогаз-Кёй,столицы хеттского государства (недалеко от современной Анкары).
Большую часть материала Телль-Амарнскогоархива составляют письма сирийских и палестинских князей к фараону, от которого они зависели. Сирийские и палестинские княжества играли роль буферных государств между двумя крупнейшими державами древневосточного мира — государством хеттов, с одной стороны, и Египтом — с другой. Фараону было выгодно поддерживать постоянную вражду между князьями и таким образом укреплять свое влияние в Сирии. Главное содержание писемсиро-палестинскихкнязей составляют: обмен взаимными приветствиями и любезностями, переговоры о заключении браков и просьбы к фараону о присылке военной помощи, золота и подарков. «Золота же в Египте, — постоянно повторяется в письмах, — так много, как песка». К приветствиям и просьбам присоединяются жалобы, доносы и клевета князей друг на друга.
Наряду с Египтом на сиро-палестинскиеобласти претендовали хетты. При царе Суббилулиуме(1380–1346гг. до нашей эры) Хеттское царство достигло преобладающего влияния в Азии и успешно оспаривало у Египта права на азиатские владения, — синайские рудники, ливанские леса и торговые пути. Рост Хеттского царства заставлял фараонов искать союзников среди государств Месопотамии — Митанни и Вавилона, — враждебных хеттам. ВТелль-Амарнскомархиве сохранились дипломатические письма вавилонских и митаннийских царей к Аменофису III и Аменофису IV. Содержание этих писем довольно разнообразно, но речь всегда идет о самих царях, личность которых отождествляется со всем государством. Аменофис III желает иметь в своем гареме вавилонскую царевну и уведомляет об этом своего «брата», вавилонского царя КадашманХарбе. Вавилонский царь медлит с удовлетворением этой просьбы, ссылаясь на печальную участь своей сестры, одной из жен фараона. В ответном письме фараон жалуется на недобросовестность вавилонских послов, давших царю ложные сведения о положении его сестры.Кадашман-Харбесо своей стороны упрекает фараона в недостаточно вежливом обращении с его уполномоченными. Их даже не пригласили на юбилейный праздник. В конце концовКадашман-Харбесоглашается отправить свою дочь в гарем фараона, но в благодарность за это желает получить себе в жены египетскую царевну, золото и подарки. Письмо начинается с обычных приветствий и изъявлений «братской» преданности.
«Царю египетскому, моему брату, Кадашман-Харбе,царь Кардуниашаnote 1, твой брат. Привет твоему дому, твоим женам, всей твоей стране, твоим колесницам, твоим коням, твоим вельможам, всем большой привет». Заканчивается послание настойчивым требованием присылки золота и подарков. «Что касается золота, — пишет царь, — шли мне золото, много золота, шли его до прибытия посольства. Пришли его теперь же, как можно скорей, в эту жатву, в месяц Таммуз».
Столь же настойчив в требовании золота и царь Митанни Тушратта. Свое послание Аменофису IV он заканчивает такими словами: «Итак, пусть брат мой пришлет мне золото, в таком большом количестве, которого нельзя было бы и исчислить… Ведь в стране моего брата много золота, столько же, сколько и земли. Боги да устроят так, чтобы его было еще больше в десять раз». Со своей стороны Тушратта готов оказать фараону какие угодно услуги и прислать всякие дары. «Если брат мой чего-либопожелает для своего дома, я отдам в десять раз больше, чем он требует. Моя земля — его земля, мой дом — его дом».
Все эти документы составлены клинописью, на вавилонском языке — дипломатическом языке того времени.
Договор египетского фараона РамсесаIIс царем хеттов ХаттушилемIII(1278 г. до нашей эры). Следующее столетие (XIV–XIII века до нашей эры) заполнено было ожесточенными войнами между хеттами и Египтом. Войны в одинаковой степени истощили обоих противников и не дали положительных результатов. Общее ослабление и отсутствие надежды на полную победу заставили борющиеся стороны пойти на обоюдные уступки и заключить дружественное соглашение. В 1278 г. до нашей эры был заключен мир и подписан договор между фараоном XIX династии Рамсесом II и хеттским царем Хаттушилем III. Инициатива мира и дружественного соглашения исходила от хеттского царя. После долгих предварительных переговоров Хаттушиль послал Рамсесу проект договора, начертанный на серебряной доске. В удостоверение подлинности документа на передней стороне доски имелось изображение царя, стоящего рядом с богом ветра и
молнии Тешубом. На оборотной стороне изображена царица в сообществе солнечной богини Аринны.
Рамсес принял условия мира, предложенные ему хеттским царем, и в знак согласия отправил Хаттушилю другую серебряную доску с начертанным на ней текстом мирного договора. Оба экземпляра скреплены были государственными печатями и подписями.
Договор сохранился в трех редакциях (надписях) — двух египетских, в Карнаке и Рамессее, и одной хеттской, открытой в Богаз-Кёе.Сохранились как самый текст договора, так и описания предшествовавших его заключению переговоров. Договор состоит из трех частей:
1) введения, 2) текста договорных статей и 3) заключения — обращения к богам, клятв и проклятий против нарушителя договора.
Во введении говорится, что испокон веков хетты и египтяне не были врагами. Отношения между ними испортились лишь в дни печального царствования брата Хаттушиля, сражавшегося с Рамсесом, великим царем Египта. Со дня подписания настоящего «прекрасного договора» между царями устанавливаются на вечные времена мир, дружба и братство. «После того, как я стал царем Хеттов, я с великим царем Египта Рамсесом и он со мной пребываем в мире и братстве. Это будет лучший мир и братство из существовавших когда-либона земле». «Да будет прекрасный мир и братство между детьми детей великого царя Хеттов и Рамсеса, великого царя Египта. Египет и страна Хеттов да пребывают, подобно нам, в мире и братстве на все времена».
Между хеттами и Египтом заключался дружественный оборонительный и наступательный союз. «Если пойдет какой-либовраг против владений Рамсеса, то пусть Рамсес скажет великому царю Хеттов: иди со мной против него со всеми твоими силами». Договор предусматривал поддержку против врага не только внешнего, но,по-видимому,также и внутреннего. Союзники гарантировали друг другу помощь на случай восстаний и мятежей в подвластных им областях. Имелись в виду, главным образом, азиатские (сиропалестинские) области, в которых не прекращались войны, восстания, разбойничьи налеты и грабежи.
«Если Рамсес разгневается на своих рабов (азиатских подданных), когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь Хеттов».
Особой статьей предусматривалась обоюдная выдача политических перебежчиков знатного и незнатного происхождения. «Если кто-либоубежит из Египта и уйдет в страну Хеттов, то царь Хеттов не будет его задерживать в своей стране, но вернет в страну Рамсеса». Вместе с перебежчиками возвращаются в целости также и все их имущество и люди. «Если убежит из египетской земли один, два, три и т. д. человека в землю Хеттов, то они должны быть возвращены в землю Рамсеса». Как они сами, так и их имущество, жены, дети и слуги возвращаются в полной невредимости. «Да не казнят их, да не повредят их глаз, уст и ног».
В свидетели верности и точности выполнения договора призываются боги и богини обеих стран. «Все, начертанное на серебряной доске, тысяча богов и богинь страны Хеттов обязуются исполнять по отношению к тысяче богов и богинь Египта. Они свидетели моих слов». Затем следует длинный перечень египетских и хеттских богов и богинь: «боги и богини гор и рек страны Египта, неба и земли, моря, ветра и бури». За нарушение договора угрожают страшные кары. За честное его выполнение боги даруют здоровье и
благоденствие. «Да сгинут дом, земля и рабы того, кто нарушит сии слова. Да будет здравие и жизнь тому, земле и рабам того, кто их сохранит».
Обмен дипломатическими письмами и посольствами продолжался и после заключения «прекрасного договора». Обменивались письмами не только цари, но и царицы. Египетская и хеттская царицы выражали друг другу радость по поводу «прекрасного мира» и «прекрасного братства», установившегося между двумя могущественными деспотиями.
После смерти египетской царицы политический союз между хеттами и Египтом был скреплен династическим браком — женитьбой Рамсеса на красавице дочери Хаттушиля. Новая супруга великого царя Египта была торжественно встречена на границе обоих царств. На устроенном в честь ее прибытия пиршестве было предложено угощение и египетским и хеттским воинам.
Для истории дипломатии договор Рамсеса с Хаттушилем имеет первостепенное значение. Во-первых,это древнейший из известных нам памятников международного права. Вовторых, по своей форме он послужил образцом всех последующих договоров, как для царств Древнего Востока, так и для Греции и Рима. Форма международного договора в основном оставалась неизменной на протяжении всей истории древнего мира. Греция и Рим в этом отношении копировали древневосточную договорную практику. Наряду с этим в договоре Рамсеса — Хаттушиля нашла свое отражение характерная черта государственного строя Древнего Востока — полное отождествление государства с личностью носителя верховной власти. Все переговоры велись исключительно от имени царя. Отдельные статьи договора содержат обязательства ненападения и взаимной помощи. Достойно внимания, что эта помощь предусматривается даже в виде обусловленной сторонами обоюдной интервенции для подавления внутренних восстаний. Таким образом,египетско-хеттскийдоговор, имеющий больше чем трехтысячелетнюю давность, являлся в некоторой степени прототипом позднейших международных соглашений.
Международная политика Ассирии в период ее преобладания (XIII–VIIвекадо нашей эры).В последующие столетия Египет и царство хеттов слабеют и постепенно утрачивают руководящую роль в международных отношениях Востока. Первенствующее значение приобретает государство Передней Азии — Ассирия, с главным городом Ашур на среднем течении реки Тигра в Месопотамии. Первоначально Ассирия представляла небольшое княжество (патеси), состоявшее из нескольких земледельческих и скотоводческих общин. Но постепенно, приблизительно с XIV века (до нашей эры) территория Ассирии начинает расширяться, и Ассирия превращается в одно из самых сильных государств Древнего Востока. Уже в эпоху Телль-Амарнской переписки ассирийские цари называют себя в надписях «повелителями вселенной», которых боги призвали господствовать над «страной, лежащей между Тигром и Евфратом».
В ранний период своей истории Ассирия входила в состав Вавилонского царства, и царь Ашура подчинялся царю Вавилона. Но эта зависимость постепенно исчезала, и ассирийские цари становились самостоятельными. Вавилоняне против этого протестовали, но их протесты не имели успеха. Первое упоминание об Ассирии как самостоятельной державе находим в Телль-Амарнскойпереписке, где говорится о прибытии ассирийских послов в Египет. Против принятия их египетским фараоном Аменофисом IV решительно протестовал вавилонский царь Бурнабуриаш, который считал
себя главой Ашура. «Зачем, — спрашивает он своего союзника Аменофиса, — они пришли в твою страну? Если ты расположен ко мне, не вступай с ними в сношения. Пусть они уезжают, ничего не добившись. Со своей стороны шлю тебе в подарок пять мин голубого камня, пять конных упряжек и пять колесниц». Однако фараон не счел возможным удовлетворить просьбу своего друга и отказать в приеме послам ассирийского царя.
Усиление Ассирии внушало тревогу наиболее крупным державам Востока — хеттам и Египту. Под влиянием этого опасения и был заключен договор 1278 г. между Рамсесом II и Хаттушилем III, косвенно направленный против Ассирии.
Таковы были первые шаги ассирийских царей на международном поприще.
Своего наибольшего могущества Ассирийское царство достигает при Саргонидах (VIII– VII века до нашей эры) — Саргоне, Синнахерибе и Ашурбанипале. Главным городом при Саргонидах становится Ниневия, на север от Ашура. Саргониды — выходцы из среды военных командиров — произвели крупные реформы в политическом и военном строе Ассирии, увеличили численность ассирийского войска до высшего по тому времени предела — 150 тысяч человек — и повели широкую завоевательную политику.
Движущей силой ассирийской политики являлось стремление Ассирии завладеть плодородными оазисами, захватить места нахождения металлов, добычу и людей и, кроме того, обеспечить за собой обладание важнейшими торговыми путями. Наибольшее значение в то время имели две торговые артерии. Одна из них шла от Великого (Средиземного) моря к Месопотамии и, Далее, в восточном направлении. Другая торговая дорога вела на юго-запад,в сторонуСиро-Палестинскогопобережья и Египта.
До выступления Персии Ассирия была самой крупной древневосточной державой. Географическое ее положение вызывало постоянные столкновения с соседями, вело к непрерывным войнам и заставляло ассирийских правителей проявлять особую изобретательность как по части военной техники, так и в области дипломатического искусства.
Наступательная политика ассирийских царей вызывала сильное беспокойство среди государств Переднего Востока и заставляла их забыть взаимные распри перед лицом общей опасности. Против Ассирии образовались три внушительные коалиции: первую — на юго-западе— возглавлял Египет, вторую — наюго-востоке— Элам и третью — на севере — Урарту. Все эти коалиции были очень пестры по своему составу, что облегчало победу ассирийцев. В конце VIII века до нашей эры Саргон при Рафии в Палестине разбил союзников египетского фараона и затем обратился против второй,эламско-халдейской,коалиции на Востоке. При этом он весьма искусно использовал недовольство халдейских городов против вавилонского царяМардук-Белиддина.Ассирийский царь выступал якобы защитником вольностей халдейских городов, нарушенных его противником. Халдейские города получили прежние права, а победитель Саргон провозгласил себя вавилонским царем. Таким образом, Ашур и Вавилон связывались личной унией. Политическая гегемония переходила к Ассирии, но культурное преобладание оставалось за Вавилоном.
Более грозная коалиция образовалась при сыне Саргона Синнахерибе (705–681гг. до нашей эры). В состав ее входилисиро-палестинскиегорода во главе с Тиром, иудейский царь Езекия, египетский фараон Эфиопской династии Тахарка и др. Одновременно с этим создалась вторая коалиция на Востоке. Центром ее являлись Элам и Вавилон. Синнахериб использовал исконную вражду Тира и Сидона и тем самым значительно ослабил силы
врагов. В 701 г. до нашей эры он осадил Иерусалим и заставил царя Езекию уплатить тяжелый выкуп в 30 талантов золота и 300 талантов серебра. В то же самое время с египетским фараоном (Шабака) им был заключен мирный договор, печати которого с именами подписавших его царей найдены в развалинах дворца в Ниневии. Из документов явствует, что международный престиж Египта в это время стоял невысоко. При переговорах с городом Иерусалимом ассирийский посол сравнивал Египет с хрупкой тростью, которая сломается и вонзится в руку того, кто попытается на нее опереться. Следствием разгрома западной коалиции было завоевание ассирийцами Вавилона (689 г. до нашей эры) — одного из наиболее важных культурных центров Востока.
Вавилонская хроника сообщает, что эламский царь, пытавшийся вторгнуться в Вавилонию с целью оказать помощь вавилонскому царю, «умер, не будучи болен, в своем дворце». Другими словами, царь был насильственно устранен сторонниками ассирийского монарха.
Во главе третьей коалиции, с которой приходилось бороться Саргону, стояло царство Урарту (Арарат), или Ванское царство, расположенное на территории современной советской и турецкой Армении. В центре Урарту находилось озеро Ван, а главным городом был город Тушпа. Возвышение Урарту относится ко второй половине VIII века, т. е. к правлению царя Сардура (750–733гг. до нашей эры) и его преемников. Урарту — прародина древних грузин (колхи, иберы) и, быть может, армян — приобрела мировую известность своими замечательными металлическими изделиями, оросительными сооружениями, обилием скота и богатством плодов. Урартские народы образовали среди гор и речных долин множество мелких княжеств, управляемых местными князьями. Иногда эти мелкие политические тела объединялись в более крупные союзы, опасные для Ассирии. В предгорьях Кавказа издавна добывались высококачественные сорта железа, получившего широкое распространение в период политического преобладания Ассирии. Возвышение Ассирии находится в прямой связи с переходом от бронзы к железу. Ассирийцев называли «железными людьми». Весьма вероятно, что большая часть железа и меди, открытых в развалинах дворца Саргона в Хорсабаде, была получена из Урарту. Значение государства Урарту, знакомством с которым наука обязана, главным образом, трудам русских ученых (Никольский, Марр, Орбели, Мещанинов), очень велико. Через Урарту история народов античного мира органически связывается с прошлым народов Советского Союза.
Дипломатия царя Ашурбанипала (668–626гг. до нашей эры). Последним могущественным царем Ассирии Дипломатия царя был Ашурбанипал (668–626 гг. до нашей эры). Личность и политика этого царя в надо нашей эры) стоящее время достаточно полно освещены благодаря открытию государственного архива и библиотеки Саргонидов, которые найдены были в развалинах царских дворцов в Ниневии и Куюнджике, недалеко от Ниневии. Клинописная библиотека Саргонидов содержит богатый материал по всем отраслям общественной и государственной жизни Ассирии, в том числе и по дипломатии. По количеству и ценности исторических данных ассирийские архивы, содержащие около двух тысяч документов, не уступают Телль-Амарнской переписке.
Большая часть материала названных архивов относится ко времени царя Ашурбанипала. Все царствование Ашурбанипала проходит в напряженной борьбе с антиассирийскими коалициями, которые возникали то на одной, то на другой границе. Сложнее всего обстояло дело в Египте. Здесь политика Ассирии наталкивалась на отчаянное сопротивление со стороны фараонов Эфиопской династии. Подобно Саргонидам, эти
фараоны вышли из среды военных командиров, начальников ливийских отрядов. Самым крупным из них был Тахарка. С целью ослабления эфиопского влияния в Египте Ашурбанипал поддерживал египетского царевича Нехо, который проживал в Ассирии в качестве военнопленного. При ассирийском дворе Нехо пользовался особым почетом. Ему были подарены царем дорогие одежды, меч в золотых ножнах, колесница, лошади и мулы. С помощью своих египетских друзей и ассирийских отрядов Нехо победил Тахарку и завладел египетским престолом. Однако сын Нехо Псаметих изменил ассирийскому владыке. Опираясь на поддержку ливийских наемников и прибывавших с моря греков, он отделился от Ассирии и провозгласил независимость Египта (645 г. до нашей эры).
Основанная Псаметихом новая, по счету XXVI, династия с главным центром в городе Саисе просуществовала до завоевания Египта персами (525 г. до нашей эры).
Ашурбанипал вынужден был примириться с утратой Египта вследствие серьезных осложнений, возникших в Эламе и Вавилоне. В течение всего правления Саргонидов Вавилон являлся центром международных союзов и политических интриг, направленных против Ассирии. Кроме того, независимость Вавилона препятствовала государственной централизации, которую проводили ассирийские цари. Наконец, полное подчинение старинного торгового и культурного города развязывало руки ассирийским царям в отношении двух враждебных им стран — Египта и Элама. Всем этим объясняется долгая и упорная борьба Ассирии с Вавилоном.
При Ашурбанипале «наместником Бела» (Вавилона) сделался младший брат царя ШамашШумукин. Шамаш-Шумукинизменил Ашурбанипалу, провозгласил независимость Вавилонского царства, а себя объявил вавилонским царем. Из Вавилона во все страны, ко всем царям и народам были отправлены посольства с целью вовлечения их в общий союз против Ассирии.
На призыв Шамаш-Шумукинаоткликнулись многие цари и народы от Египта до Персидского залива включительно.
Кроме Египта, в союз вошли мидяне, Элам, город Тир и другие финикийские города, Лидия и арабские шейхи — словом, все, боявшиеся усиления политической гегемонии Ассирии. Узнав о военных приготовлениях Шамаш-Шумукина,Ашурбанипал объявил его узурпатором и стал готовиться к войне.
Враги Ассирии оказались достаточно сильными, и вследствие этого Ашурбанипалу пришлось вести борьбу с большой осторожностью. Было очевидно, что исход всей кампании зависит от поведения таких богатых и влиятельных городов Междуречья, как Вавилон и Ниппур, и соседнего царства Элама. Это понимал и ассирийский царь. Поэтому он немедленно обратился к названным городам с дипломатическим посланием, текст которого сохранился в царском архиве. Содержание этого важнейшего документа дипломатии древневосточных народов заслуживает особого внимания.
Обращение царя Ассирии к вавилонскому народу:
«Я пребываю в добром здравии. Да будут ваши сердца по сему случаю преисполнены радости и веселья.
Я обращаюсь к вам по поводу пустых слов, сказанных вам лживым человеком, именующим себя моим братом. Я знаю все, что он говорил вам. Все его слова пусты, как ветер. Не верьте ему ни в чем. Я клянусь Ашуром и Мардуком, моими богами, что все
слова, произнесенные им против меня, достойны презрения. Обдумав в своем сердце, я собственными моими устами заявляю, что он поступил лукаво и низко, говоря вам, будто я «намереваюсь опозорить славу любящих меня вавилонян, так же как и мое собственное имя». Я таких слов не слыхал. Ваша дружба с ассирийцами и ваши вольности, которые мною установлены, больше, чем я полагал. Не слушайте ни минуты его лжи, не грязните вашего имени, которое не запятнано ни передо мною, ни перед всем миром. Не совершайте тяжкого греха перед богом…
Имеется еще нечто такое, что, как мне известно, вас сильно тревожит. «Так как, — говорите вы, — мы уже восстали против него, то он, покорив нас, увеличит взимаемую с нас дань». Но это ведь дань только по названию. Так как вы приняли сторону моего врага, то это уже можно считать как бы наложенной на вас данью и грехом за нарушение клятвы, принесенной богам. Смотрите теперь и, как я уже писал вам, не порочьте вашего доброго имени, доверяясь пустым словам этого злодея.
Прошу вас в заключение как можно скорее ответить на мое письмо. Месяц Аир, 23 числа, грамота вручена царским послом Шамаш-Балат-Суикби».
Обращение Ашурбанипала к населению Вавилона и обещание сохранять впредь вольности города имели решающее значение для всей последующей истории отношений с вавилонским Царем. Города отпали от Шамаш-Шумукинаи перешли на сторону Ашурбанипала.
Сохранение союза Вавилона с Ашурбанипалом нанесло удар всему движению, поднятому Шамаш-Шумукином,который являлся в глазах ассирийского царя узурпатором.
Сохранилось еще другое обращение того же самого царя к жителям города Ниппура, в котором тогда находился ассирийский представитель Белибни. К сожалению, этот документ сильно испорчен, что часто затрудняет точную передачу его смысла.
По обычаю того времени царское послание начинается торжественным приветствием.
«Слово царя вселенной к Белибни и гражданам города Ниппура, всему народу, старому и молодому.
Я пребываю в добром здравии. Да будут ваши сердца по сему случаю преисполнены радости и веселья».
Далее следует изложение самой сущности дела. Речь, по-видимому,идет о поимке главы антиассирийской партии, покинувшего Ниппур после взятия города ассирийскими войсками. «Вызнаете, — пишет царь, — что вся страна разрушена железными мечами Ашура и моими богами, выжжена огнем, вытоптана копытами животных и повержена ниц перед моим лицом. Вы должны захватить всех мятежников, которые ищут ныне спасения в бегстве. Подобно человеку, который у дверей просеивает зерна, вы должны отделить его от всего народа. Вам надлежит занять указанные вам места. Конечно, он изменит теперь свой план побега… Вы не должны никому позволять выходить из ворот города без тщательного обыска. Он не должен уйти отсюда. Если же онкаким-либопутем ускользнет через лазейку, то кто позволит ему это сделать, будет строго мною наказан со всем своим потомством. Тот же, кто захватит его и доставит ко мне живым или мертвым, получит большую награду. Я повелю бросить его на весы, определю его вес и доставившему его мне уплачу количество серебра, равное этому весу…
studfiles.net
Дипломат и дипломатия по учению Ману (I тысячелетие до нашей эры).
Дипломат и дипломатия по учению Ману (I тысячелетие до нашей эры).
Интереснейшим памятником древневосточной дипломатии и международного права являются индийские законы Ману. Подлинный текст законов Ману до нас не дошел. Сохранилась лишь его позднейшая (стихотворная) передача, по всей вероятности, относящаяся к I веку нашей эры. Законы Ману были в этой редакции открыты англичанами в XVIII веке. Написаны они на классическом санскрите. В XIX—XX веках они переведены были на ряд европейских языков, в том числе и на русский.
Согласно индийскому преданию, законы Ману — божественного происхождения: относятся они к эпохе легендарного Ману, считавшегося родоначальником арийцев. По своему характеру законы Ману представляют собой свод различных древнеиндийских постановлений, касающихся политики, международного права, торговли и военного дела. Эти правила складывались на протяжении всего первого тысячелетия до нашей эры.
С формальной стороны законы Ману являются сводом законов Древней Индии. Но содержание памятника значительно шире и разнообразнее. Он богат философскими рассуждениями; много внимания уделено в нем религиозным и нравственным правилам.
В основу древнеиндийской философии положено учение о совершенном человеке-мудреце. Под этим углом зрения рассматривается и дипломатия. Центр внимания переносится на личные качества дипломата, от которых зависит успех дипломатической миссии.
Дипломатическое искусство, согласно учению Ману, заключается в умении предотвращать войну и укреплять мир. «Мир и его противоположность [война] зависят от послов, ибо только они создают и ссорят союзников. В их власти находятся те дела, из-за которых происходят между царями мир или война».
Дипломат осведомляет своего государя о намерениях и планах иностранных правителей. Тем самым он предохраняет государство от грозящих ему опасностей. Поэтому дипломат должен быть человеком проницательным, всесторонне образованным и способным расположить к себе людей. Он дол жен уметь распознавать планы иностранных государей не только по их словам или действиям, но даже по жестам и выражению лица.
Главе государства рекомендуется назначать дипломатов с большим выбором и осторожностью. Дипломат должен быть человеком почтенного возраста, преданным долгу, честным, искусным, обладающим хорошей памятью, представительным, смелым, красноречивым, «знающим место и время действия». Самые сложные вопросы международной жизни должны разрешаться прежде всего дипломатическим путем. Сила стоит на втором месте.
Таковы основы учения Ману, касающиеся дипломатии и роли дипломата.