Древней греции посуда. Технологическая карта урока технологии 2 класс Куревина "Посуда Древней Греции"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по технологии на тему "Посуда древней Греции". Древней греции посуда


Посуда мастеров в Древней Греции

Посуда мастеров в Древней Греции

сосуд с изображениями

Наверняка каждый из вас знает, что из себя представляет самая обыкновенная глина, а известно ли вам, каким образом она использовалась древними греками?

Студия кухонных технологий KONZEPTHAUS предлагает большой выбор холодильников liebherr, духовых шкафов, микроволновых печей, варочных панелей, кофемашин, паровых панелей и вытяжек брендовых производителей. Сделай свою кухню уютнее и многофункциональней!

Еще с самых древних времен человек пытался изготавливать посуду, воспроизводя изображения различных людей, а также мифических божеств. Для своих первых попыток он использовал очень доступную глину, которая является очень вязкой и пластичной. Первоначально изделия из данного материала были лишены какой-либо четкой формы. Глина, разделенная на куски, просто склеивалась вместе. Такая посуда, а также различные статуэтки не проходила термическую обработку в печах, а просто сушилась под прямыми солнечными лучами. Однако она не отличалась комфортом, прочностью и долговечностью. Только после появления гончарного круга и печей для осуществления обжига создание изделий из керамики стало совершенствоваться и идти вперед огромными шагами.

Мастера из древней Греции достигли такого совершенства в данном ремесле, что стали изготавливать не простую посуду для бытовых нужд, а стали делать отдельную посуду под каждый тип продуктов. К примеру, имелись сосуды, предназначенные для хранения вина, масла, воды и множества других продуктов.

В итоге на территории Древней Греции узаконилось три метода по изготовлению сосудов из керамики. Самым древним из них является создание сосудов собственными руками. Спустя некоторое время посуда начинает изготавливаться при помощи гончарного круга. А после этого ее делают по заранее созданным формам, что приобретает огромную популярность.

kartolog.ru

Статья по кулинарии - Посуда

Аппетит приходит во время путешествия!

Представьте себе простейшую закуску из белоснежного натурального сыра, сдобренного сочной зеленью, украшенного нежно-фиолетовыми оливками и красными помидорами.  А теперь согласитесь, что воображение не позволяет вам поместить такое кушанье на классическую тарелку общепита. К этому великолепию просто «напрашивается» классическая керамическая тарелка с национальным орнаментом!

 

Греку чрезвычайно важно даже не то, что он ест, а как. Так было всегда и во все времена. Природа щедро одарила местный народ разнообразием вкусных даров почвы и моря, а человеку лишь оставалось дополнить этот букет оригинальной и красивой посудой.

Какая она, греческая посуда?

Без визуального наслаждения нет абсолютного гастрономического удовлетворения — об этом знали эллины с  Балканского полуострова еще в эпоху античности. Формы и типы кухонной утвари, регулярно извлекаемой на свет во время археологических раскопок, свидетельствуют о высокой культуре древних греков, об их крайне здоровой и эстетичной кухне. Традиции и культы сервировки стола в Греции закладывались еще в каменном веке, и многие сходятся во мнении, что самая первая посуда была произведена человеком именно на этой территории.

 

Собственно, само слово «керамика» — греческого происхождения. А ведь все начиналось с естественной потребности есть вкусно и «красиво»! Расцвет фантазии местных мастеров пришелся на античные времена – три последних тысячелетия до нашей эры. К счастью, с тех пор стилистика посуды практически не изменилась, сохранив всю свою прелесть и натуральность.

 

Вазы и кувшины в античном стиле, белоснежные керамические тарелки с характерными орнаментами,  глиняные горшочки солнечных оттенков — все это неотъемлемые символы Греции. Невозможно устоять перед искушением приобрести эту очаровательную посуду для своего дома.

 

Для того, чтобы организовать дома настоящий пир в греческом стиле, осталось только узнать…

 

Как выглядел стол во времена Древней Греции?

 

Греческая посуда абсолютно проста по своей форме, не вычурна и не претенциозна. Греческий эстетизм — простой и домашний.

 

Типичное меню - это «средиземноморская триада» из оливкового масла, пшеницы и вина, дополненная многочисленными закусками из овощей, бобовых, сыров, морепродуктов и трав. Все это великолепие подавалось в небольших тарелочках, рядами выстроенных по краю стола. Обязательно стояли большие кувшины с водой, миниатюрные глиняные бутылочки со свежим оливковым маслом.

 

Особое значение имели декоративные элементы: затканная плющом скатерть, небольшие античные статуэтки, нейтральные свечи, «зеленые» букеты, виноградные гроздья, свисающие с высоких ваз …

 

Фантазировать можно бесконечно. Но проще всего совершить путешествие в эту удивительную страну и самому познать весь шарм сервировки стола в любом из национальных ресторанов. Отталкиваясь от греческих традиций, можно организовать застолье в очаровательном и необычном стиле. Свежий взгляд на сервировку и невероятно вкусные ингредиенты - вот в чем секрет любого греческого блюда! 

www.ilovegreece.ru

Конспект урока по технологии на тему "Посуда древней Греции"

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Конспект урока по Технологии

в ___ «_____» классе МБОУ НШ № 30

студентка группы Б-3022 Мухаметянова Диана Маратовна

Дата проведения урока: ___________________ 20____ г.

Начало урока в ______часов_______минут

Учитель-наставник: ________________________________________

Руководитель: _____________________________________________

С конспектом ознакомлен:

«______» 20__ года _________________ (подпись учителя-наставника)

«______» 20__ года _________________ (подпись руководителя)

К уроку допущен:

«______» 20__ года _________________ (подпись учителя-наставника)

«______» 20__ года _________________ (подпись руководителя)

Тема урока: Посуда древней Греции

Цель урока: Познакомить учащихся с посудой древних греков и римлян. Научить изготавливать вазу древних греков по схеме.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Дать общее представление о назначении древнегреческих сосудов, о материалах, из которых они изготовлены.

2. Закреплять умения по технологии обработки картона, по способам соединения разных материалов.

Развивающие:

1. Развивать внимательность и наблюдательность, умение рассуждать и обсуждать, анализировать, выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту.

2. Развивать художественные и конструкторско-технологические способности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность, культуру труда.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД

1. Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формировать умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Формировать умение слушать и понимать других.

2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группе.

Личностные результаты

1. Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тип урока: Открытие нового знания

Методы и приемы: Беседа, диалог, демонстрация, практическая работа.

Оборудование урока для учителя: мультимедийный проектор, слайд – презентация

Оборудование урока для учащихся: образец изделия, картон, клей, цветные карандаши, ножницы, шаблоны

Оформление классной доски: все в презентации. Вывешивание образца работ поэтапно на доску.

Оборудование: образец изделия, рабочее место для обработки бумаги

Этапы урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока

ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Эмоциональ-ный настрой учащихся на работу

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Маратовна.

- Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Начинается урок.

Здравствуйте!

Постановка цели и задач урока

Беседа из чего делают вазы

Работа с учебником

Сообщение темы урока

Дать общее представление о назначении древнегреческих сосудов, о материалах, из которых они изготовлены.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся туда, где есть много интересного. А куда именно вы сейчас догадаетесь сами, отгадав мою загадку.

Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь стоит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в...

- Молодцы ребята! Правильно сегодня мы отправимся с вами в музей.

- Кто ни будь, был из вас в музее? А что вы там видели?

- Да там есть много чего интересного познавательного. Но сегодня на уроке мы будем с вами рассматривать кувшины и вазы Древней Греции.

- Посмотрите на слайд (на слайде картинки ваз слепленных из разной глины) Как вы думаете, из чего делали вазы и кувшины в Древней Греции?

- Правильно вазы делали из глины.

- А почему кувшины делали из глины, а не из других материалов?

- Для успеха в гончарном искусстве решающее значение имеет качество добываемой глины. Использовали глину, потому что она эластичная, ее смешивали с другими добавками, придавая ей определенный цвет после обжига.

- Посмотрите на слайд. Скажите, что на нем изображено.

- Правильно на картинках изображены вазы и кувшины.

- А что разного в этих вазах вы видите?

- Да вы правы. Формы совсем разные.

- Как вы думаете а для чего нужен вот этот кувшин ( на слайде появляется картинка сосуд Амфорра)

- Давайте посмотрим на слайд и узнаем правильный ответ, для чего же всё-таки нужен этот кувшин. Кувнин называется Амфорра. Его используют для хранения продуктов (На слайде написано как называется и для чего нужен)

- Посмотрите на следующую картинку. Как вы думаете, а этот кувшин для чего предназначен?

- Давайте узнаем правильный ответ. Этот кувнин называется Алабастрон. Его использовали для ароматического масла и для духов.

(так же все написано на слайде)

- А этот кувшин для чего использовали, как вы думаете?

- Давайте посмотрим правильный ответ. Этот кувшин называется Кратер. Его используют для смешивания вина и воды. (На слайде все написано)

Форма древнегреческих сосудов менялась почти до бесконечности, так как каждый сосуд имел свое назначение. Также каждая ваза или кувшин имели своё название.

- Молодцы! Вы справились с эти заданием.

- Посмотрите на картинки и скажите, чем они отличаются (на слайде изображены 2 вазы, одна краснофигурно расписана, другая чернофигурно)

(Скажите, а какие цвета использованы при росписи этих ваз?) – Этот вопрос использовать, если дети не догадаются какие в этих вазах отличия.

- Молодцы. Вы правильно заметили. Роспись по вазам была краснофигурной, т.е. рисунок на вазе был красным цветом и чернофигурной, т.е. рисунок на вазе черный.

- А вы догадались, что мы сегодня с вами будем на уроке изготавливать?

- Молодцы. Сегодня мы с вами будем пробовать изготавливать вазу или кувшин для нашего музея.

Ответ: Музей

- Из глины

Потому что глина эластичная, ей можно придать любую форму.

- На картинках изображены вазы, кувшины.

- Формы у ваз разные.

- дети выдвигают свою точку зрения. Предполагают для чего нужен этот кувшин.

- Мнение детей.

- Мнение детей

- У одной вазы красный рисунок, а у другой черный.

Мы будем делать вазу или кувшин.

Познавательные УУД

1. Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формировать умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

Анализ образца

Анализ образца

- Посмотрите на образец, который я сделала (вывешен на доске)

- Как называется наше изделие?

- Из каких материалов изготовлено изделие? Можно ли использовать другие?

- Молодцы! Вы все правильно сказали.

- Какими известными способами можно разметить детали?

- Из каких деталей состоит ваза, кувшин?

- Сколько их?

- Как можно соединить детали?

- Молодцы! Давайте сейчас отдохнем, встанем из–за парт. А потом продолжим дальше наш урок.

- Наше изделие называется ваза древних греков.

- изделие изготовлено из бумаги и картона.

Можно использовать и другие: например доску, глину, соленое тесто.

- детали можно разрезать ножницами.

- сама ваза, и подставки.

- деталей 3 шт.

- Нужно смазать всю деталь негустым клеем.

Коммуникативные УУД

1. Формировать умение слушать и понимать других.

2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группе.

Физкультминутка

- Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Шевелитесь пальчики

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно в норках мыши.

Повторение техники безопасности

Прежде чем приступить к выполнению задания, повторим правила безопасной работы.

О чем рассказывают нам эти картинки? (картинка на слайде)

ПРАВИЛА ТЕХНИКИБЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ

1. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола, кольцами к себе.

3. При работе внимательно следи за линией разреза.

4. Не работай тупыми ножницами, с ослабленным шарнирным креплением.

5. Во время резания придерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

6. Не держи ножницы концами вверх.

7. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

8. Не режь ножницами на ходу.

9. Не подходи к товарищу во время резания.

10. Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперед.

11. Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению.

Обсуждения плана

Выполнения детьми изделия по плану

- Молодцы! Технику безопасности повторили. Теперь приступим к работе. (листы распечатанные с заготовкой вазы на столах у детей)

- посмотрите на слайд, и скажите, какой первый этап нам предстоит с вами выполнить.

Да правильно 1 этап это - Изготовление вазы (вырезаем вазу из листа, и раскрашиваем её).

- Какой 2 этап надо выполнить, что бы сделать нашу вазу?

- какие вы молодцы! – все верно 2 этап это - Наклеиваем вазу и подпорок на основу.

- а что мы должны сделать на 3 этапе?

- Да. Правильно. 3 этап это – Вырезаем изображения. (т.е. вазу с картона)

- что же мы должны сделать на 4 этапе?

- Молодцы! 4 этап это - Изготовление подпорок. (вырезаем подпорки с картона)

- Ну и последний этап нашей работы. Что мы должны сделать с вами?

- правильно. 5 этап нашей работы это - Сбираем изделия.

-Ребята скажите, что вы не умеете делать из перечисленного?

-что вам не понятно?

- Если что, то не понятно можете поднять руку, я к вам подойду и подскажу, как делать.

- Нам предстоит вырезать вазу и раскрасить ее.

Дети вырезают вазу и начинают ее раскрашивать.

- Нам надо наклеить вазу и подпорок на основу. (на картон)

- Дети клеят вазу и подпорок на основу

- потом мы должны вырезать вазу с картона

- на 4 этапе мы должны вырезать подставки для вазы.

- Мы должны вазу соединить (поставить) на подставку.

Регулятивные УУД

1. Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

1. Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Выполнения изделия

Можно приступать к работе.

Дети делают вазу.

Выставка работ учащихся.

- Все закончили?

- Ребята давайте выставим наши вазы и кувшины в наш музей.

У нас получился отличный музей.

Самооценка учащихся. Рефлексия

Анализ и оценка своей деятельности

Совместное обсуждение качество выполнение работ.

Вопросы для самооценки. (Выведены на слайд)

- Ребята давайте оценит каждый свою работу. Вам нужно ответить на эти вопросы. Кто хочет попробовать оценить себя? (дети высказываются по одному, и по желанию)

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

- Какие знания и умения помогли тебе сегодня аккуратно выполнить работу?

- Вот и подошел к концу наш урок, уберите свои рабочие места. Мне очень приятно было с вами сегодня работать. Спасибо за урок.

infourok.ru

Керамика Древней Греции

Древнегреческая керамика благодаря своей относительной долговечности является хорошим археологическим материалом для изучения искусства, быта и истории Древней Греции.

Вазопись Древней Греции включает в себя роспись сосудов различных исторических периодов, начиная от догреческой минойской культуры и в эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н.е. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Греческая керамика является наиболее распространенной находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить ее можно во всем ареале расселения древних греков. Кроме греческого метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, Крит, частично остров Кипр и заселенные греками районы южной Италии. Как экспортный товар, греческая керамика, а вместе с ней древнегреческий вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.

Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях. Поэтому их сначала относили к этрусского или итальянского искусства. Впервые о греческом происхождении находок заявил Иоганн Иоахим Винкельманн, однако окончательно их греческое происхождение было установлено на основании первых археологических находок в конце XIX века в Греции. С XIX века древнегреческий вазопись является важным направлением исследований классической археологии.

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, который использовался для хранения, приема пищи, в обрядах и празднествах. Изделия керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Пройдя сильный обжиг, устойчивы к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческий вазопись незаменим при установлении возраста археологических находок.

Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцы, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцы "служебные" имена. Они отражают либо тематику росписи и ее характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.

1. Технология изготовления и гончарные мастерские

Процесс изготовления керамики в античные времена восстанавливается учеными на основе анализа глины, результатов раскопок античных гончарных мастерских, сравнение их с современными аналогами и результатов искусствоведческих исследований росписи ваз. Источниками информации также сцены из жизни гончаров и вазописцы с Коринфских глиняных табличек. Изображение гончарных мастерских сохранились на 16 аттических вазах и на одном Беотийский Скифос.

1.1. Глина

Для успеха в гончарном искусстве решающее значение имеет качество глины. Горная порода должна быть выветрен. Исходный материал часто размачивается на месте добычи и смешивается с другими добавками, которые предоставляли глине желаемый цвет после обжига. Глина в Коринфе имела желтоватый оттенок, в Аттике - красноватый, в нижней Италии - бурый цвет. Перед обработкой глина подвергалась очистке. Для этого в гончарной мастерской глину размачивают или промывали в большой емкости. При этом крупные частицы глинозема опускались на дно, а органические примеси поднимались к поверхности воды. Глиняная масса помещалась затем во второй бак, где из нее удалялись излишки воды. Далее глину вынимали и долгое время выдерживали во влажном состоянии. Во время такого созревания глина "стареет" и становится эластичной. Слишком жирные (мягкие) сорта глины перед обработкой смешивали с песком или размолотым керамическим боем для того, чтобы "обезжирить" их, сделать глину прочнее. Поскольку на украшенных росписью афинских вазах отсутствуют следы "обезжиривания" глины, можно сделать вывод, что они были изготовлены из очень хорошо "состаренной" глины.

2. Периодизация древнегреческой вазописи

В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческий вазопись делится на несколько периодов. Классификация соответствует исторической периодизации и различается по стилям. Стили и периоды не совпадают.

Периодизация начинается с крито-минойского вазописи, одновременно с которым существовала кикладская керамика (по стилям идентична критский) и элладская керамика (ранний стиль - минийська керамика, которую со временем меняют стиле, идентичные критским). Вскоре после прихода в Грецию греков и завоевание ими Крита возникает микенский стиль керамики.

В узком смысле слова древнегреческий вазопись, появившийся после падения микенских империй и исчезновения их культуры, начинается приблизительно с 1050 до н.е. периодом геометр. По окончанию ориентализирующим периода в VII в.до н.е. и с началом архаического периода появилась чернофигурная вазопись и следующий за ним еще в архаическом периоде краснофигурная вазопись. Оба стиле господствуют в вазописи классической Древней Греции в V и IV веках до нашей эры.

Далее появляются стили, использующие дополнительные цвета, как, например, вазопись на белом фоне, а начиная со второй четверти IV ст.до н.е. появляются вазы- гнафии, в росписи которых доминирует белый цвет. Начиная со второй половины III ст.до н.е. производство украшенной росписью керамики постепенно угасает, керамическая посуда уменьшаются в размерах, их роспись упрощается или выполняется с меньшей тщательностью. Вазопись на керамике меняется рельефными украшениями.

2.1. Эгейский вазопись в Древней Греции

2.1.1. Минойская керамика

Украшенный росписью глиняная посуда появляется в крито-минойской культурном ареале начиная с 2500 роки в до н.е. (есть сходство с керамикой Бутмирськои культуры). Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 лет до н. е. изменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на черный матовый фон, и так называемым стилем Камарес. Дворцовый период в минойской культуре (1650 до н. Э) внес серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне темной краской. Начиная с 1450 до н. е. изображение подвергаются все большей стилизации и становятся несколько грубее.

2.1.2. Минийська керамика

На территории материковой Греции в среднеэлладского период получила распространение так называемая минийська керамика - из тонкой глины, изящная, но без росписи. К концу Среднеэлладский период ее начинает вытеснять минойская керамика. К. Блеген связывал минийську керамику с приходом греков; в 1970-е годы Дж. Каски установил, что она имеет местное происхождение и характеризует последний этап догреческой культуры в материковой Греции.

2.1.3. Микенская керамика

Кратер воинов

Около 1600 до н. е. с началом позднеэлладский период вырастает первая высокоразвитая континентальная микенская культура, которая оставила след и в вазописи. Ранние образцы отличаются темным тоном, преимущественно коричневыми или матово-черными рисунками на светлом фоне. Начиная с середньомикенського периода (около 1400 г. до н.е.) становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее непосредственно после 1200 до н.е. в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.

2.2. Древнегреческий вазопись

2.2.1. Протогеометричний и геометрический стиле

С упадком микенской культуры после дорийского вторжения все достижения бывшего вазописи потеряны. В течение примерно века существует субмикенского керамика, для которой характерно полное отсутствие орнамента (в отдельных случаях она украшена несколькими простыми линиями). Около 1050 до н.е. в греческом искусстве распространяются геометрические мотивы. На ранних этапах ( протогеометричний стиль) до 900 до н.е. керамическая посуда расписывался обычно большими строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз были также проведены с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделенными друг от друга огибающим сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометр, начиная с 900 г. до н. е., происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении переменные одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины в фризовиднимы процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях все чаще преобладают черные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII века до н. е. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

Ольпе в ориентализирующим стиле
2.2.2. Ориентализирующим стиль

Начиная с 725 до н.е. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующим, или иначе протокоринфський стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очередность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника выполнения аналогична чернофигурным вазописи. В настоящее время уже применялся необходимое для этого трехразовое обжига.

2.2.3. Чернофигурная вазопись
Чернофигурным аттическая амфора

Со второй половины VII века до начала V век до н.е. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль керамики. Все чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиры, битвы, мифологические сцены, рассказывающие о жизни Геракла и о Троянской войне. Как и в ориентализирующим период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенные необожженной глины. Мелкие детали прочерчивают штихелем. Шейка и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (так зввани пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.

Другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 года до н.е. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название "аттическая чернофигурным керамика".

Впервые мастера гончарства и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода Эксекий. Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. Начиная с 530 года до н.е. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность. Но и в V веке до н. е. победителям спортивных соревнований на так называемых Панафинеях вручались Панафинейских амфоры, которые выполнялись в чернофигурным технике. В конце IV век до н.е. даже наступил короткий период ренессанса чернофигурным вазописи у этрусков.

2.2.4. Краснофигурная вазопись

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н.э. Считается, что эту технику впервые применил вазописец Андокид. В отличие от чернофигурным вазописи, черным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах выполнялись тончайшие детали изображений. Различные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурного вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвы, на одной стороне которых фигуры были черными, а на другой - красными.

Краснофигурная стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурная вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.

Вазописцы стали чаще использовать подписи, хотя по-прежнему на вазах преобладают автографы гончаров. Гончары оставляли подпись в виде своего имени в сочетании с глаголом дав.-гр. ἐποίησεν (Epiesen - сделал), а вазописцы - дав.-гр. ἔγραψεν (grapsen - нарисовал). Если вазописец сам изготовлял сосуд для росписи, то он ставил оба "штампы". Благодаря подписям удалось атрибутировать многие произведения гончарного искусства конкретным мастерам, одновременно составив представление об их творческом развитии.

Уже в V веке до н. е. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, которые работали с этим стилем вазописи и конкурировали с вазописнимы мастерскими в Аттике. Краснофигурная стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

2.2.5. Вазопись на белом фоне

Для росписи ваз в этом стиле как основу использовали белую краску, на которую наносились черные, красные или многоцветные фигуры. Эта техника вазописи преимущественно применялась в расписании лекифы, арибалив и алабастронив.

2.2.6. Вазы-гнафии

Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии ( Апулия), появились в 370 - 360 годах до н.э. Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами. В росписи гнафий по черном лаковом фона использовались белый, желтый, оранжевый, красный, коричневый, зеленый и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы. С конца IV век до н.е. роспись в стиле гнафии стала исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий продолжалось до середины III век до н.е.

2.2.7. Вазы из Канозы

Около 300 года до н.е. в апулийский Канози возник регионально ограниченный центр гончарного производства, где керамические изделия расписывались водорастворимыми, что не требовали обжига красками на белом фоне. Эти произведения вазописи получили название "канозських ваз" и использовались в погребальных обрядах, а также вкладывались в захоронения. Кроме своеобразного стиля вазописи для канозськои керамики характерны крупные лепные изображения фигур, которые устанавливались на вазы. Канозськи вазы изготовлялись в течение III и II веков до н.е.

2.2.8. Вазы из Чентурипе

Как и в случае с канозськимы вазами, чентурипськи вазы получили лишь местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому назначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи чентурипських ваз использовались пастельные тона по нежно-розовом фоне, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одежде различных цветов и прекрасными аппликативного рельефами. На чентурипських вазах изображались сцены жертвоприношения, прощания и погребальных обрядов.

3. Центры вазописи

Наиболее значимыми центрами гончарного искусства - и соответственно вазописи - в Греции считаются Афины и Коринф в Аттике. Получили известность также вазы с Беотии и Лаконии.

Благодаря греческим колониям в нижней Италии их гончарное искусство и вазопись распространились и в этом регионе. Начиная с VIII века до н. е. греческая керамика имитировалась итальянскими мастерами, возможно, благодаря осевшим в Италии греческим мастерам. Начиная с IV века до н. е. в Италии получает развитие собственный стиль, отличный от греческих образцов. Вазопись нижней Италии, отличается своими размерами и богатством декора, в котором в дополнение к традиционным цветов использовались белая и красная краска.

Вазы расписывались преимущественно на мотивы из жизни греческих богов и героев, однако присутствуют и бытовые сцены. На многочисленных сохранившихся вазах, например, изображены свадебные пиры или сцены из жизни атлетов. Часто на вазах встречаются и эротические сцены. Особой формой нижне-итальянского стиля вазописи считаются "наискови вазы", получившие свое название по изображенным на них наискосам и предназначались для погребальных ритуалов.

nado.znate.ru

ГРЕЧЕСКАЯ КЕРАМИКА | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

ГРЕЧЕСКАЯ КЕРАМИКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. Изготовление керамики – универсальное художественное ремесло. Несмотря на глубокие различия культур древних народов, у которых оно практиковалось, технические приемы и применение керамики удивительно похожи. Керамика древних греков, особенно афинян, – одно из наивысших достижений этого искусства. К счастью, греческая литература описывает некоторые детали производства керамики, а широко проводившиеся раскопки и исследования дают ясную картину всего процесса.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗАДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КЕРАМИКА

Гончары.

В эпоху раннего неолита каждая семья делала свою собственную керамику. Как и бóльшая часть домашней работы, которую в первобытных обществах выполняли женщины, глиняная посуда, вероятнее всего, тоже изготавливалась ими; мужчины занимались охотой и должны были защищать племя. С появлением гончарного круга и усовершенствованием печи этой работой стал заниматься специалист, профессиональный гончар. Несомненно, что в результате изобретения гончарного круга производство керамики стало мужским ремеслом, поскольку применение механизма обычно считалось не женской работой.

Размеры гончарных мастерских в Афинах в древности, вероятно, были очень разными, как и в наши дни. Там существовали и крохотные лавочки бедных или независимых гончаров, работавших вдвоем с подмастерьем, вращавшим круг. Их работы были многочисленны и разнообразны: добыча и очистка глины, ее вымешивание, формовка сосудов на гончарном круге, соединение частей, переворачивание сосудов и окончательная отделка формы, декор ваз, добывание дерева или древесного угля для печи, топка печи и продажа готовой продукции. Преуспевающие владельцы набирали в свою большую мастерскую штат рабочих, подмастерьев и искусных ремесленников, а сами выступали в роли старшего мастера или контролера. В Аттике некоторые гончары использовали до дюжины рабочих, однако в среднем в мастерской работало четыре-пять человек.

Иногда гончар сам занимался росписью ваз, но обычно эти две профессии разделялись. Тщательное изучение форм ваз позволяет приписывать группы подобных друг другу сосудов одному и тому же гончару. Например, стиль и особенности гончарной работы одного мастера по изготовлению лекифов (высокие цилиндрические вазы) позволяет объединить их в группу. Однако этот способ сравнения не дает возможности идентифицировать того же гончара с создателем группы амфор (кувшины с двумя ручками). Изучение форм сосудов указывает на то, что для анонимного художника, называемого Берлинским вазописцем, лекифы создавали по крайней мере три гончара. Доказано, что керамическая мастерская Кахрилион делала чаши по крайней мере для десяти различных художников, так же, как и гончар и живописец Евфроний.

Существовала тенденция к совместной работе гончара и вазописца. Остается неясным, могли ли два гончара участвовать в создании одной вазы; возможно, один формовал вазу на круге, а другой занимался окончательной отделкой формы. В редких случаях над одной вазой могли работать два живописца. Причины такого сотрудничества неизвестны, но сам факт не вызывает сомнений.

На некоторых греческих вазах встречаются подписи. Иногда это подпись гончара, сопровождаемая словом epoiesen, означающим «сделал». Так подписывал свои гончарные изделия Евфроний. Если же подпись наносил живописец, его имя сопровождалось словом egrapsen, или «расписал», как делал вазописец Гермонакс. Обычны двойные подписи типа: «Иерон сделал, Макрон расписал». Этот тип подписи указывает на последовательную работу двух мастеров и одинаковое значение формовки и росписи. Известный ряд двойных подписей показывает, что вазописец Олтос работал по крайней мере с четырьмя различными гончарами, а Епиктет – как минимум с шестью. Несколько ваз подписаны «Такой-то сделал и расписал», подчеркивая двойную профессию одного и того же керамиста; одним из таких мастеров был Дурис. К сожалению, подписи на своих изделиях оставляли далеко не всегда и не все гончары и вазописцы. Многие из первоклассных мастеров никогда не подписывали своих произведений, а некоторые делали это лишь от случая к случаю. Превосходный живописец мог подписать невыразительное изделие и оставить неподписанным шедевр. Поэтому причина подписывания работ остается неясной. Полагают, что в ряде случаев подпись может в действительности принадлежать владельцу мастерской, в которой данный сосуд был сделан.

В конечном счете именно качественные характеристики мастерства позволяют точно идентифицировать неподписанные работы гончаров и художников, чьи имена нам неизвестны. Исследователи и коллекционеры для удобства классификации дают этим анонимным мастерам условные имена. Так, определенную группу составляют произведения художника, называемого Берлинский вазописец, поскольку одна из его главных работ хранится в собрании Государственных музеев Берлина. Имена, данные гончарам, нередко указывают на стиль их творчества. Например, Мастер Тяжелых гидрий назван так потому, что в его произведениях не чувствуется стремления к более тонкой ритмической уравновешенности форм и очертаний; они тяготеют к плотным массивным формам.

Формы ваз.

Назначение вазы диктовало ее форму, которая, в свою очередь, определяла метод формовки. Почти все аттические вазы делались для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков: вина, воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина. Для этой цели самым распространенным видом емкости была амфора, ваза с двумя крепкими ручками. Для переноски и хранения воды использовалась гидрия, большой кувшин с тремя ручками. Греки редко пили неразбавленное вино; обычно его смешивали с водой в специально предназначенной для этого вазе, называвшейся кратéр. Чаши для питья составляют обширную категорию, т.к. греки пили смешанное с водой вино из множества различного типа сосудов. Наиболее изящным и распространенным был килик. Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.

На протяжении 6–4 вв. до н.э. формы аттических ваз развивались от тяжелых и солидных к изящным, в равной мере удобным и красивым, а затем к слишком сложным и утонченным. Довольно странно, что греки предпочитали совершенствовать уже существующие типы, а не искать новые формы. Казалось бы, постоянное повторение стандартных видов посуды могло привести к массовому производству изделий, лишенных художественных достоинств. Однако именно это неотступное повторение форм и стремление к совершенству в рамках существующей традиции и стало причиной развития столь замечательного стиля аттической керамики. Тот факт, что эта керамика предназначалась для повседневного употребления, придавал осмысленность и практичность ее формам. Таким образом она была защищена от превращения в нечто ненужное, от вырождения в пустые безделушки.

ФОРМЫ греческой керамики. ВаАМФОРЫ И КРАТЕРЫ для смешивания и охлаждения вина

Методы изготовления сосуда.

Почти все аттические вазы сделаны на гончарном круге; тулова сосудов помещались на основания в форме цилиндра или окружности. Все вазы без исключения симметричны и уравновешены относительно центральной оси, вертикально устойчивы благодаря надежной базе, имеют устье, а иногда и крышку. Плавные изгибы, удобные ручки и просторные устья используют пластические возможности, упругость и другие природные особенности аттической глины. Ее мелкозернистая фактура, вязкость и другие рабочие свойства нашли отражение в формах, которых гончары могли добиться в конечном счете именно благодаря использованию этой глины.

Вазы формовали на гончарном круге от руки, при помощи только циркуля и линейки. Нет никаких свидетельств относительно использования шаблона для формовки сосудов или для проверки измерений их изящных, прекрасных пропорций. Были попытки доказать, что эти пропорции основаны на тщательно разработанных математических соотношениях. Эти соотношения действительно существуют, однако они достигались, очевидно, только мастерством гончара.

Некоторые аттические вазы более простых форм, такие, как скифос и пелика, делались на гончарном круге из одного куска глины и сразу окончательно обрабатывались. Однако многие другие типы сосудов, такие, как килик, лекиф, кратер и гидрия, выполнялись по частям, которые затем соединялись обмазкой из влажной глины и дорабатывались на гончарном круге. Место стыковки частей обычно зависело от типа и формы сосуда. В килике, например, это точка соединения ствола ножки и собственно чаши; в кратере состыковываются шейка и тулово. Изменение формы в этих точках помогает скрыть места соединений. Однако тулово большой гидрии или кратера невозможно было сформовать из одного куска, и его приходилось делать по частям. Большой чашевидный объем и кольцевые части должны были соединяться в сплошную гладкую поверхность, на которой негде было скрыть стык. Поэтому готовые твердые части собирали в окончательном виде и оставляли на день во влажном месте для предохранения от слишком быстрого высыхания и растрескивания. Затем их покрывали сырой глиняной обмазкой, а все тулово сосуда дорабатывали и выглаживали так искусно, что стык не был виден.

Декор.

Аттическая керамика эпохи классики делится на чернофигурную и краснофигурную. Более древняя чернофигурная вазопись восходит к концу 7 в. до н.э. Примерно в начале 5 в. до н.э. ее постепенно вытеснила краснофигурная керамика, однако чернофигурная роспись продолжала использоваться для декора панафинейских ваз по крайней мере еще в эллинистический период.

На чернофигурные вазы изображение наносилось черным лаком при помощи кисти и представляло собой только силуэты; детали рисунка процарапывались или прочерчивались поверх лака. Чернофигурная роспись происходит от примитивных рисунков на сосудах более древнего геометрического стиля; классической чернофигурной керамике непосредственно предшествовал протоаттический стиль с контурными изображениями. Черные фигуры контрастно выделяются на красном фоне глины, из которой сделана ваза.

Краснофигурная техника производит впечатление, противоположное эффекту чернофигурной техники. Изображения здесь оставлены некрашеными, а фон вазы покрыт черным лаком. Затем тонкими рельефными линиями выполнялись детали изображений. Это придавало росписи более естественный вид, чем в чернофигурной технике, поскольку изображения выделялись светлым (красным) цветом на черном фоне. Рельефная линия создавалась выдавливанием глазури из маленькой трубочки. Самые ранние краснофигурные изделия датируются тридцатыми годами 6 в. до н.э.; их производили вплоть до конца 4 в. до н.э. На протяжении 4 в. стиль росписи и качество изделий работы постепенно приходили в упадок, пока наконец краснофигурная техника не исчезла совсем.

Тематика и стиль росписей аттических ваз эволюционировали в течение 9–4 вв. до н.э. В эпоху геометрического стиля, расцвет которого приходится на 9 в. до н.э., преобладал декор, покрывавший почти весь сосуд: шахматные узоры, меандр, кресты, свастики, точки, ленты, штриховка и т.п. Стилизованные растительные и анималистические мотивы применялись довольно редко. На больших дипилонских вазах 8 в. до н.э., которые устанавливались на могилах, в ленты орнамента были включены и более сложные композиции.

В декоре протоаттических ваз 7 в. до н.э. художники начали осваивать мифологические сюжеты. Большая часть поверхности вазы отводилась для изображений чудовищ и героев, а декоративные узоры применялись в качестве обрамлений сцен.

Чернофигурная керамика 6 в. до н.э. в полной мере использовала сюжеты богатейшей греческой мифологии. Боги и богини, герои и чудовища изображались в сценах из жизни олимпийцев и эпизодах Троянской войны. Декоративные мотивы использовались сдержанно, для разграничения сцен с фигурами, нарисованными черным лаком. Постепенно вводились сюжеты из повседневной жизни обычных людей, например воин, вооружающийся для битвы, или упражнения в гимнасии; такие изображения стали вытеснять мифологические.

В 5 и 4 вв. до н.э. эта тенденция продолжала развиваться в декоре краснофигурных ваз. Образ человека стал главным, хотя некоторые мифологические сюжеты еще продолжали использоваться. Изображались битвы, пиры и состязания атлетов, обычные люди и их повседневные занятия. Декоративные мотивы играли второстепенную роль; пальметты, лотосы, меандр обычно использовались для обрамления рисунка.

АТТИЧЕСКАЯ ВАЗААФИНСКИЙ КУВШИН (540–530 до н.э.)ДОРИЧЕСКАЯ ВАЗА

Лак.

После формовки на гончарном круге греческие вазы держали в сырой комнате до тех пор, пока они не будут готовы для декорирования. Роспись наносили на отвердевшую полусухую поверхность. Когда вазы высыхали полностью, их обжигали, но не в один прием. Процесс обжига разделялся на три отдельных стадии: окисление, восстановление и вторичное окисление.

В декоре основной массы аттических ваз использовались два цвета: красновато-оранжевый и металлический черный. Красновато-оранжевый был естественным цветом обожженной аттической глины, из которой делались вазы; он усиливался при покрытии изделия желтой охрой. Металлический черный глянец, или лак, получали из той же аттической красной глины; черным глянцевое покрытие становилось в результате обжига. Оксид железа, содержащийся в глине, придавал изделию красный цвет, если оно обжигалось в окисляющей среде, и черный, если обжиг проводился в восстановительной среде. Глина, которая использовалась как для формовки вазы, так и для глянцевания, содержала те же оксиды железа. Во время первой, окислительной стадии обжига и ваза, и лак становились красными. При восстановительном обжиге и ваза, и лак приобретали черный цвет. При повторном окислительном обжиге пористая обожженная глина снова становилась красной, а лак уже не мог вновь окислиться, поскольку образовавшаяся окалина прочно отделяла входящий в его состав черный оксид железа от контакта с кислородом воздуха. Таким образом, ваза выходила из обжига красной, а лак оставался черным.

Существуют еще более древние примеры применения окислительного и восстановительного обжига для получения на вазах узоров красного и черного цвета. В эпоху раннего неолита было обнаружено, что красноватая глина, содержащая железо, в результате обжига может приобретать либо темно-желто-красный, либо серо-черный цвет, в зависимости от того, обжигались ли изделия в чистом пламени или были окутаны дымом. Самые ранние примеры намеренного применения того и другого цвета на одном сосуде — египетские черно-красные изделия III тыс. до н.э. Египетский метод заключался в частичном закапывании сосуда в песок на время обжига; этот специфический прием был занесен на остров Кипр, где тоже изготавливалась черно-красная керамика подобного типа. На Крите близ современного поселка Василики были обнаружены сосуды, изготовленные около 3000 до н.э., украшенные пятнами, которые создавались при помощи выжигания поверхности предварительно обожженного сосуда раскаленным прутом.

Конечно, не вся древняя керамика украшалась черным и красным лаком с оксидом железа. Например, изделия из Димини (неолитическое поселение в Фессалии, Греция), некоторые типы керамики среднего элладского периода (эпоха бронзы) с острова Эгина и критская керамика геометрического стиля расписаны коричневыми и черными линиями. Для декора такого типа использовались естественные минеральные красители, например марганец; эти изделия, в отличие от чернолаковой аттической керамики, нуждались лишь в однофазовом обжиге. Участки, закрашенные этими натуральными красителями, имеют обычно невыразительную матовую поверхность.

Изготовление греческого черного лака требовало высокой степени профессионального мастерства и стандартизации производственных операций. В 4 в. до н.э. Афины утратили иноземные рынки сбыта; интерес художников к иным, чем керамика, формам выражения, а также возрастающая популярность сосудов из металла и стекла стали причиной снижения выпуска и качества аттических ваз. Хотя черный лак еще использовали для украшения ваз с ровной поверхностью или для сосудов, декорированных отлитыми в матрицах рельефными узорами, качество его ухудшилось. Чернолаковая керамика благодаря торговле и греческим колонистам попала в Южную Италию, где ее стали производить этруски, а позднее – гончары Апулии, Кампаньи и др. В римское время во всем Средиземноморье использовали как черный лак, так и красный, обжигая сосуды в окисляющей среде.

Т.н. мегарские чаши, которые производились во многих районах Восточного Средиземноморья с конца 3 в. до н.э., сначала украшались чернолаковой росписью. Однако постепенно все больше и больше сосудов стали покрывать красным лаком. Вслед за ними появилась краснолаковая пергамская и самосская керамика, которая изготавливалась в различных местностях. Более всего в Восточном Средиземноморье славилась высококачественная аретинская керамика, которая производилась в Аррециуме (совр. Ареццо) с 30 до н.э. по 30 н.э. Эта разновидность краснолаковой керамики с рельефным декором называлась терра сигиллата (узорчатая глина, или глина, украшенная фигурными изображениями).

Техника изготовления чернолаковой и краснолаковой керамики распространилась по всей Европе до Галлии и римской Британии. Одним из главных центров производства во 2 в. был город Лезу в центральной Галлии. С распадом Римской империи греческий черный лак был забыт и в конце концов вытеснен керамической глазурью, привезенной из Восточного Средиземноморья. Глазурь стекловидного типа, обычно применяемая гончарами сегодня, состоит из кремнезема и плавня, окрашенного минеральными наполнителями. С древности и до настоящего времени керамическая глазурь широко используется, поскольку она проста и надежна в производстве и дает неограниченный выбор цветовой палитры.

НЕЛАКИРОВАННОЕ ИЗДЕЛИЕ (кувшин) в форме спящего раба (найдено в древнегреческом погребении).

См. также КЕРАМИКА; СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ; ТЕРРАКОТА; ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО.

www.krugosvet.ru

Технологическая карта урока технологии 2 класс Куревина "Посуда Древней Греции"

Тема урока: Посуда Древней Греции (конструирование).

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: дать общее представление о назначении древнегреческих сосудов, о материалах, из которых они изготовлены.

Оборудование: Учебник, с. 63–64, рабочая тетрадь, с. 6–9, 43, презентация Power Point, шаблоны, заготовки вазы и фона.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I.Организационный момент

Цель:

- подготовить обучающихся к работе на уроке;

- создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность

Приветствие.

[слайд 2] Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Дети усаживаются за парты.

II. Мотивация к деятельности.

Цель:

- мотивировать обучающихся к изучению темы «Посуда Древней Греции»

Сегодня мы с вами вновь отправляемся путешествовать, а побываем мы на родине Олимпийских игр.

А где зародились Олимпийские игры?

[слайд 3] Что вы можете рассказать о Древней Греции.

В Древней Греции.

Рассказы обучающихся.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (Л)

III. Актуализация знаний.

Цель:

- актуализировать знания о Древней Греции;

- развивать:

познавательные УУД через проверку знаний обучающихся;

личностные УУД через развитие внимания, мышления, воображения;

коммуникативные УУД

1.Фронтальная работа. Беседа.

[слайд 4] В Греции были боги:

Зевс – бог неба

Гера – верховная богиня, жена бога неба

Аполлон – бог солнца

Посейдон – бог моря

Афина – богиня мудрости и справедливости

Гефест – бог огня

Деметра – богиня земледелия

Дионис – бог плодоносящих сил земли

[слайд 5] Первые жители Греции строили каменные дома и занимались земледелием, чуть позже они стали торговать, учиться у других народов, в результате чего стали хорошими ремесленниками. Но это не мешало им вести войны. У спартанцев армия была профессиональная, всегда готовая к сражениям. Греческие войска состояли из юношей, которых обучали военному делу и, когда начиналась война, их призывали в армию. У греков был даже свой флот.

2. Сообщение темы и целей урока.

[слайд 6] Что изображено на картинках?

А какое отношение имеет к нашему уроку эта посуда?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

[слайд 7]

Какие цели поставите перед собой на урок?

[слайд 8] получить общее представление о назначении древнегреческих сосудов

и о материалах, из которых они изготовлены

А для чего нам это нужно?

3. Постановка проблемы.

[слайд 9] Среди древнегреческой посуды основное место занимают кувшины и вазы.

Каким другим словом можно назвать кувшины и вазы? Что это такое?

Как вы понимаете слово «сосуды»?

Справка из словаря: Слова «сосуды» и «посуда» на латинском языке означают

«Вазы».

Посуда, точнее – вазы.

Это посуда Древней Греции.

Тема сегодняшнего урока «Посуда Древней Греции»

Ответы обучающихся.

Для общего развития, а вдруг мы попадём в Грецию в реальности.

Сосуды.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (Л)

IV. Открытие новых знаний

Из чего изготовлялись вазы в Древней Греции?

Да, правильно, из обожжённой глины.

[слайд 10] Роспись глиняных сосудов называли – вазопись.

Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения:

[слайд 11] сосуды для черпания и разливания воды и вина;

[слайд 12] культовые сосуды: лекиф и алабастр;

[слайд 13] сосуды для смешивания вина с водой и для застольного питья;

[слайд 14] сосуды для хранения;

[слайд 15] сосуды для ароматических масел;

[слайд 16] сосуд для хранения, транспортировки и измерения жидкостей, а так

же для захоронения и даже голосования.

[слайд 17] Амфоры – это большие сосуды объёмом до 50 л. для хранения оливкового масла и вина.

[слайд 18] Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой.

[слайд 19] Гидрии – сосуды для воды.

[слайд 20 ] Ойнохоя – глиняный или металлический кувшин для вина с венчиком горла в виде трилистника, часто расписной.

[слайд 21] Килик – плоский широкий сосуд для питья.

[слайд 22 ] Существуют различные стили вазописи:

изображение стилизованных морских звёзд, рыб, осьминогов, растений;

дворцовый стиль – вазы украшены растениями, кораллами, полипами, цветами;

геометрический стиль – в основе лежала линия и геометрические фигуры, очертания человеческих фигур;

[слайд 23] ковровый стиль – широко использовались растительные и зооморфные мотивы, изображения мифических чудовищ, таких как сфинксы, грифы и другие;

[слайд 24] Чернофигурная роспись – фоном служил естественный цвет обожжённой глины. Характерной особенностью стало изображение сюжетных сцен мифологического содержания и многофигурные композиции. На вазах присутствовало множество надписей.

[слайд 25] Если же фон был чёрным, а изображения имели цвет обожжённой глины, то такую роспись называли краснофигурной ( сюжеты мифологии, человек, бог, сцены борьбы, пейзажи, архитектурные сооружения. Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов.

[слайд 26] Позже стали создавать изысканные, утончённые чаши и кубки из стекла с двойными стенками, между которыми вставляли тончайшие узоры из золотой фольги.

Из глины.

Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций. (П)

Формирование умения выявлять сущность и особенности объектов. (П)

Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы. (П)

V. Применение знаний. Практическая работа.

Анализ образца.

[слайд 27] Учитель демонстрирует образец вазы сначала в сборе. По ходу

анализа конструкция разбирается.

Как называется изделие, его назначение.

Каковы конструктивные особенности изделия?

Из каких материалов изготовлено изделие?

Почему для основы взят именно гофрокартон?. Какими свойствами он

обладает?

Можно ли использовать другие?

Какими известными способами можно разметить детали?

Как отделить детали от заготовки?

Нужно ли деталям придать форму? Как?

Как можно соединить детали?

Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить?

Ваза для хранения вина или оливкового масла.

Основа, изображение вазы, подпорки.

Картон, цветная бумага.

Он прочный, не будет гнуться.

Нет, они лёгкие.

С помощью шаблонов.

Наклеить.

Ответы детей.

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме (К)

Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций. (П)

Формирование умения выявлять сущность и особенности объектов. (П)

VI. Выявление места и причины затруднения

Цель:

- выявить место и причину затруднения

[слайд 27] Что вы умеете?

Чего не знаете, не умеете?

Чему надо научиться?

Так как же соединить подпорки с основой?

Рассматривая образец изделия, мы с вами, что сделали с основой?

На что похожи прорези, сделанные в подпорках?

Как же называется такой замок деталей?

Да, такой способ соединения деталей называется «щелевой замок»

Делать разметку, вырезать, клеить.

Как соединить основу с подпорками.

Новому способу соединения.

Мы затрудняемся ответить.

Мы не знаем, как соединить подпорки с основой.

Вынули из подпорок.

На щели.

Щелевой.

Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы. (П)

VII. Построение проекта выполнения работы

Цель:

- сначала с помощью подводящего диалога, а затем - побуждающего диалога помочь обучающимся построить проект будущих учебных действий

[слайд 28] А сейчас вы поработаете в парах.

Вам необходимо ещё раз внимательно посмотреть на образец

изделия и составить план действий по выполнению данной работы.

[слайд 29] Расскажите , в какой последовательности вы будете выполнять

данную работу.

  1. цветными карандашами раскрасить заготовку вазы;

  2. с помощью шаблонов разметить детали подставки;

  3. вырезать заготовки;

  4. наклеить вазу на фон, обклеить подставки;

  5. фон приклеить на гофрокартон;

  6. поставить вазу на подставки.

[слайд 30] Сравните свой план действий с технологической картой в учебнике

на с.64

Работа в парах.

Учащиеся обсуждают план действий.

Одна пара рассказывает, а остальные сверяют со своим планом.

Учащиеся выполняют сравнение и убеждаются в правильном выборе действий

Формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). (Р)

Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. (Р)

Умение работать в паре и в группе. (К)

Формировать умение слушать и понимать других. (К)

VIII. Физкультминутка.

Цель:

- создать условия для

мыслительной и

физической разгрузки;

- сохранить мотивацию

учения

[слайд 31] Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Тихо присели и посмотрели –

Это жучок пьёт росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Куда они сядут, тоже покажем

Сядем все тихо назад.

Учащиеся выполняют физкультминутку под руководством ученика

IX. Реализация построенного проекта.

Цель:

- выполнить практическую

работу с применением

нового знания и

зафиксировать

преодоление возникшего

ранее затруднения

[слайд 32] Самостоятельная работа по технологической карте.

Выберите вазу по степени сложности и выполните работу самостоятельно, опираясь на технологическую карту.

[слайд 33] Уборка рабочих мест.

[слайд 34] Самооценка работы.

Что вам нужно было сделать?

Удалось вам выполнить работу?

Вы выполнили всё правильно или были недочёты?

Вы выполнил всё сами или с чьей-то помощью?

[слайд 35] Выставка работ.

[слайд 36] Оценивание работ по утверждённым критериям.

«5» правильно и аккуратно выполненная работа

«4» 1-2 недочёта

«3» 3-4 недочёта и неаккуратно выполненная работа

Ребята выбирают одну из предложенных ваз по степени сложности.

Звучит спокойная мелодия, учащиеся выполняют работу.

Выполнить вазу на подставке.

Да.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети показывают получившиеся вазы.

Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. (Р)

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

- проанализировать и оценить успешность достижения цели урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности;

- наметить перспективу последующей работы;

- подобрать домашнее задание, способствующее совершенствованию умений и навыков

[слайд 37] Какую цель ставили в начале урока?

Достигли поставленной цели?

Что нового узнали на уроке, чему научились?

Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно выполнить работу?

Доволен ли своей работой?

Домашнее задание (по желанию) : выполнить вторую предложенную вазу.

Урок окончен! Спасибо за работу!

получить общее представление о назначении древнегреческих сосудов и о материалах, из которых они изготовлены

Да.

Какие были вазы и кувшины и как их использовали.

Новый способ соединения – «щелевой замок»

Да.

Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Р)

multiurok.ru


Смотрите также