Древние цивилизации сообщение. Лекция: Значение древних цивилизаций в истории мировых цивилизаций.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад: Древнейшие цивилизации Востока. Древние цивилизации сообщение


Доклад - Древнейшие цивилизации Востока

Содержание

Введение

1. Древнейшие цивилизации Востока

1.1 Феномен Востока

2. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока

2.1 Самая ранняя цивилизация на Земле

2.2 Египетская цивилизация

Список литературы

Введение

Тема реферата «Древнейшие цивилизации Востока» по дисциплине «История мировых цивилизаций».

История мировой цивилизации является новой дисциплиной, которая по своему синтетическому и эвристическому потенциалу способна выступить основой гуманитарного образования в целом. Она не является традиционной историей (в ней не рассматриваются сценарии и картинки конкретных событий, поскольку нас интересуют типологические процессы). Не является она и историей культуры или культурологией (потому что мы не погружаемся в процессы воплощения истины, добра, красоты в конкретных явлениях искусства или науки).

В советское время подобные функции пытался выполнять исторический материализм. Сегодня он в качестве официальной доктрины уже не выступает, однако альтернативы ему в системе образования так и не предложено.

1. Древнейшие цивилизации Востока

1.1 Феномен Востока

Восточный тип – тип циклического развития возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение, прежде всего в Индии и Китае.

Культура и религия народов Востока развивалась, переплетаясь, и обогащая друг друга.

Ментальность народов, относящихся к этому типу, наделена особым своеобразием. Общественное сознание носит харизматический характер: действительность воспринимается через чувственный опыт (слышу, ощущаю, вижу) и через веру в божественные силы. Это связано с тем, что на Востоке боги, небесные силы воспринимаются как часть живой природы. Они существуют рядом с человеком, участвуют в его жизни, влияют на него. Человек, на свою очередь, влияет на живущих рядом богов.

Представление об историческом времени на Востоке имеет меньшие особенности: прошлое, настоящее и будущее существуют как бы одновременно, вместе.

Человек живет одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Такое понимание времени объясняется тем, что на Востоке душа считается бессмертной, меняется только форма ее существования. Отсюда особое представление о предках: умершие предки существуют в настоящем, но в другой форме, и влияют на человека. Не родившиеся потомки существуют также и в настоящем, но в другой форме. Проблема “отцов и детей” на Востоке, поэтому не возникла.

Цель существования обществ понимается на Востоке как движение и приближение к высшему божественному идеалу. А жизнь воспринимается бесконечным спектаклем, в котором участвуют и люди, и боги. Постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей – главная ценность бытия народов Востока. Общества Востока построены на принципах коллективизма. Личностное начало развито слабо, личные интересы полностью подчинены общине. Общество построено на особом типе связей вертикального характера. Горизонтальные связи между общинами не развиты. Власть единого правителя ничем не ограничена, человек зависел от бюрократии и чиновников, управляющих от имени властелина.

Государственная машина восточного деспотизма обезличена, личная инициатива и ответственность исключались: здесь не могли возникнуть партии, борьба идей.

Изменения в таких обществах происходили медленно, опыт многих поколений канонизировали как высшую общественную ценность. Авторитет старшего поколения был очень высок.

Развитие в странах Востока идет циклами. Графически этот путь можно изобразить в виде пружины, где каждый виток – это один цикл развития, от одного витка к другому – это шаг поступательного движения. Но при таком медленном, циклическом развитии общество имело высокоразвитую науку, культуру, философию, тончайшее искусство, богатейшую духовную жизнь. Однако человек, личность на Востоке не имели собственной ценности. Человек – песчинка на берегу океана вечности, от него ничего не зависело. Символ восточной культуры – человек в лодке без весел, течение реки определяло жизнь человека.

феномен восток цивилизация шумер

2. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока

2.1 Самая ранняя цивилизация на Земле

Шумер современный совсем непохож на то место, где когда-то цвета самая ранняя цивилизация человечества. Это место от Багдада до Персидского залива – однообразная равнина, созданная нанесенным илом от сезонных наводнений Тигра и Евфрата. Лето здесь длиться 6 месяцев, температура подымается до 52О. Когда-то здесь была очень плодородная земля. Ирригация начала здесь развиваться в 6 тыс. до н.э. Она обеспечивала достаточное питание, давала условия для развития городов.

Пышноцветие шумерской земли были роскошным, что вполне могло породить в Ветхом Завете миф о рае на земле – об Эдеме. Считают, что именно в Месопотамии его место. В руинах Неппура была найдена клинописная табличка, в которой обнаружена связь между шумерским мифом и библейской историей. В ней говорится о чистой и светлой земле, не знавшей ни болезней, ни смерти. Встречаются там слова «Эдем», «Адам». Слово «Эдем» означает «дикая, невозделанная равнина», а «Адам» — поселение на равнине. В первой книге «Пятикнижия» — Бытие – говорится, что из Эдема выходила река для орошения рая, а потом разделялась на 4 реки. (Ефрат, Тигр, Фисона, Гихона). Но ученый из штата Миссури установил, что река сегодня называется Карун, берет свое начало в Иране и течет к Персидскому заливу, и есть тот самый Гихон, а высохшее русло в пустыне Саудовской Аравии было когда-то р. Фисон. Позже снимок Саудовской Аравии из Космоса подтвердил все это.

В Шумере в течении 5 тыс. до н.э. впервые в человеческой истории люди стали тратить меньше усилий для удовлетворения своих собственных потребностей. Житель производил больше, чем ему надо было и мг обмениваться излишками с соседями, которые получили возможность посвятить себя другим занятием – гончарному делу, работе по металлу, административной работе впервой в мире бюрократии, службе богам. Так родилась цивилизация. Однако, богатые города с переполненными рынками и зиккуратами все больше притягивали сельских жителей. В итоге поля становились менее продуктивными. В длинный список достижений Шумера, которые по праву могут быть отнесены к категории «впервые», есть и первый пример неразумного обращения с природой.

Приблизительно к 2000г до н.э. Шумер ослабил, язык его народа повсеместно вышел из употребления. Но шумерская культура не пропала бесследно, она легла в основу вавилонской цивилизации.

Шумеры так понимали свое происхождение: вначале был город Эриду. На табличках второго тысячелетия до н.э. клинописью описывается не такой уж и рай. «Вся земля была – море. Потом был создал Эриду».

Развалины Эриду найдены к Западу от Ефрата: безмольные холмы, барханы и один только памятник старины возвышается над этим местом – Зиккурат в очень плохом состоянии. В 1946г. Начали первые масштабные раскопки (Фуад Сафар и Сетон Ллойд). Их привлекла легенда, что город существовал в эпоху предшествовавшей потопу.

Добравшись до руин седьмого храма (над развалинами люди вновь сооружали новые) археологи нашли кладбище в 1000 могил, возраст которого 6 000 лет, керамику, личные вещи. Экскурсия обнаружила 12 храмов друг над другом. Нашли серпы, мотыги, примитивные ручные мельницы.

Люди делали простую, но удивительно тонкую керамику, на которую наносили черной краской рисунки, выращивали пшеницу, ячмень, разводили скот.

Позже археологи обнаружили около 600 глиняных табличек, датируемых 3300 г до н.э. с пиктограф и символами.

Жители Урука сделали гигантский шаг по направлению к цивилизации: создали средство ведения административных и торговых дел, опередив Египтян на 300 лет, шумеры создали письменность.

Никто не знает, когда возникла шумерская цивилизация, археологи лишь приоткрыли завесу ее происхождения. В то время, когда большинство занималось собирательством, шумеры жили в городах, их общество четко было разделено на классы, и управлялось религиозной и политической элитой. Они собирали налоги и принимали судебные решения, осуществляли большие ирригационные проекты, возводили прекрасные здания. Развивалось искусство.

Потребность вести учет заложенных на хранение или купленных товаров вызвала появление письма. Оно появилось около 3300 г до н.э., и первые его образцы содержали перечисление таких товаров, как зерно, пиво, скот. С развитием системы письма более сложные понятия стали выражаться сочетанием знаков. Постепенно пиктограммы становились все более абстрактными, со временем клинописью стали изображать не только вещи, но и звуки.

Шумеры были великими строителями, строили из обожженных солнцем глиняных кирпичей. Для защиты от непогоды, они облицовывали здания, делали глиняные конусы, красили, вдавливали в стены (первая в мире мозаика).

Город Урук в 4 тыс. был самым большим городом в мире. К 4 тыс. Южная Месопотамия проложила торговые пути по всему древнему Востоку – от Иранского плато, через Южный Иран в Турцию. В Сирии закупали лес для строительства и металлу.

Тысячи клинописных табличек составляют красноречивое наследство в области обучения, образование рассказывают о медицине, праве, математике.

Перевденные таблички говорят о том, что проблема «отцов и детей» была актуальна 4 000 лет назад, как и сегодня. Шумерское академическое обучение было строгим и скучным. При царе Саргоне Аккадском города – государства Месопотамии были слиты в первую в мире империю (2330 г до н.э.).

В Аккаде Саргон возглавлял первую в мире регулярную армию. Новая столица – Аккад – стала центром империи, брала дань с завоеванных царств.

Примерно в 2193 году до н.э. империя перестала существовать и воцарилась анархия. Орды гутеев обрушились на эту землю. Аккад не выдержал и сдался. И даже месторасположение города до сих пор не определено археологами.

В 1974 г. итальянский археолог Паоло Маттиа во время раскопок в Сирии, нашел 20 000 табличек, библиотеку, представившую нам полный срез цивилизации.

На табличках были образцы поговорок, проклятий «Взять в долг также (легко), как заняться любовью, но возвращать его также тяжело, как вынашивать ребенка».

«О сказанном в пешке можешь пожалеть после».

До этих находок Сирию 3 тыс. до н.э. считали не заслуживающей пристального изучения. Оказалось, что в городе – государстве Эбла жило 260 000 чел., в самом городе 22 тысячи. Ими управляли 11 170 профессиональных администраторов. В табличках – накладных указано, что товары Эблы поступали в 200 географических мест. Но богатый город не смог противостоять могуществу аккадской империи и был разрушено в 2275 г до н.э. город сгорел, а таблички остались.

Шумерское политическое могущество возродилось в др городе Уруке. Было восстановлено шумерское право. Важное место в системе Шумера Занимала «Эддуба» — школа писцов.

В 2004 г до н.э. амориты овладели Уром и способствовали превращению Шумера в великую цивилизацию Вавилонии.

2.2 Египетская цивилизация

Египет – одна из древнейших и наиболее долговременных цивилизация. Причиной тому является его местоположения. Зажатая с обеих сторон пустыней, она получила возможность развиваться в плодородной долине Нила. Разливы Нила – это как бы реки земледельцам.

Благословенный народ Египта, население которого не превышало пяти миллионов во все периоды его истории, жил под властью правителей, считавших себя живыми богами на земле.

Летоисчисление Египте историки ведут по династиям:

1 – ранний династический период – 2920-2575г.г.г до н.э. Египетская цивилизация уходит своими корнями в глубь веков, в 9 тысячелетие до н.э. Кочующие племена охотников постепенно концентрация в пойме Нила. К 5 тысячелетию до н.э. здесь возникли два четко разграниченных объединения: Нижний и Верхний Египет. Около 3000 г до н.э. Верхний Египет покорил своего северного соседа. Во время на 3ей династии Джокер воздвиг ступенчатую пирамиду.

2. Древнее царство. Во время 4 династии культура Египта вступает в период расцвета. Пирамиды Гизэ с Сфинкс – архитектурные памятники эпохи. Расцвет торговли, искусства, развивается письменность. Во время 5 династии сильно возрос культ Солнца. К концу 6 династии Древнее царство распадается на ряд враждующих между силой княжеств.

3. Первый переходный период – 2134-2040 г.г. до н.э. В начале первого переходного периода фараоны обладает слабой реальной властью, страны раздирают междоусобные. В конце концов воцарилась 9 и 10 династия агрессивно настроенные князья а Фивах – провозглашают себя законными наследниками престола, основывают новую династию.

4. Среднее царство – 2040-1640 г.г. до н.э. Египет объединен фиванским фираоном 11 династии. Царь пользуется поддержкой чиновничьего сословия, сводя на нет власть местных правителей. Расцвет искусство. Среди богов на первое место выходит Осирис, популярен культ солнца Ра.

5. Второй переходный период – 1640-1550 г.г. до н.э. По неизвестным причинам Среднее царство распадается, Племена гиксосов из Палестины захватили район Дельты, основывают там ХVдинастию. Династия ХVII Фав объявляет им войну и используя новое оружие – лошадей, заряженных в колесницы – освобождают Дельту и провозглашает новую эру – Новое царство.

6. Новое царство – 1550-1070 гг. до н.э. Египет становиться процветающим и открытым обществом. В период правления Тутанхомона расцветает искусство.

7. Третий переходной период – 1070-712 г. до н.э. Внутренний кризис. Страна раскололась. Затем Египет переходит к ливийской династии.

8. Поздний период – 712-332 г. до н.э. В VII в. – нападают ассирийцы, в 525 г. до н.э. – вторгаются персы, превращая Египет в провинцию. В 332 г. Персия пала под ударами А. Македонского и в истории Египта была перевернута последняя страница. Окончательный упадок наступил, когда Египет пал под ударами Цезаря Августа в 30 г. до н.э. Даже язык на котором говорил народ, навсегда исчез с лица земли.

В течение многих веков после распада Др. Египет оставался страной – тайной. Во время египетской компании Наполеона Бонапарта был найден Розетский камень.

Мало найдется в мире памятников исчезнувших цивилизаций, которые были бы столь окутаны тайной и внушали такой священный ужас, как египетские пирамиды Древнего царства.

В др. Египте интерес к пирамидам проявил четвертый сын Рамзеса II. Он не только реставрировал пирамиды но и открыл и идентифицировал множество предметов материальной культуры Египта.

Мемфис – др. столица Египта, в нем проживало и трудилось до 50.000 чел., семьи жили в двух-трехэтажных домах из кирпича-сырца. Здесь жили в основном ремесленники. Процветал он вплоть до VII в. нашей эры когда арабы захватив Египет стали активно разрушать город, используя камень для строительства новой столицы – Каира.

Почти все, что мы знаем и Мемфисе и в целом о Египте, мы знаем из его кладбищ. По мере того, как шло время, изменились и захоронения.

Около 2630г. до н.э. во времена правления Фараона III династии Джосера пирамиды стали строить целиком из камня. – Имхотепом построена ступенчатая пирамида. Основание 118.6х140.9м высота 62 м.

Пирамида Хуфу (Хеопс в греческом написании). Ее основание – площадь 5,2 га. Внутри можно поместить 5 гл. соборов Европы, включая собор Св. Петра в Риме, и Св. Павла в Лондоне.

Как удалось построить?

Шотландский астроном Чарльз Пияцци Смит полагает, что в формах Великой пирамиды заложены божеств. Числа, имеющие отношение к измерению пространства и времени. Он высчитал, что если высоту пирамиды, выраженную в дюймах умножить на 9 в 6 степени (т.к. пропорция 99 является отношением высоты пирамиды к ее ширине) – то получается расстояние от Земли до Солнца. А периметр пирамиды равен 365,2 т.е. числу дней в солнечном году умноженному на 1000.

4500 лет Сфинксу, 70 лет он уже полностью очищен. Своим происхождением гигантские творения, вероятно, обязаны наблюдением человека за сезонными изменениями окружающей его природы, ибо египтяне всегда жили в тесном единении с природой. Одна из наиболее глубоко хранимых тайн древне-египетской цивилизации обнаружилась в 1926 г. Англичанин Цилкинсон нашел барельеф в гробницах в местечке Тель-Эль-Амарна. Древние ваятели отошли от канонов своего времени. Вместо мрачных путешествий в царство мертвых и батальных сцен они запечатали Эхнатона и Нефертити в естественной домашней обстановке, удобно расположившихся с детьми на коленях в креслах.

За вероотступничество жрецы, составлявшие списки фараонов, правивших Египтом, регулярно опускали в них имя Эхнатона. Со временем нашли тайник его переписки с др. государствами, скульптуры. После 17-ти лет правления Эхнатон умер, его приемник пришел всего на три года, а после на трон вступил Тутанхамон, которому было всего 9 лет. Старые боги снова вернулись в храмы. Тутанхамон распорядился, чтобы город солнечного диска был покинут всеми. Царствовал около 10 лет. Затем корона перешла к Эйбе, брату царицы. Он начал уничтожать память и имя Эхнатона, а завершил начатое – Хоремхеб, фараон принявший власть после Эйе.

Поражающие наше воображение – древние мумии немые свидетели отшумевших веков. О чем они могут рассказать? Сегодня мумии ученые могут рассматривать не разбинтовывая и не вынимая их из гробов. Делается это с помощью сканеров компьютерного контроля: плоские изображения переводят в трехмерные, создаваемые на экранах мониторов.

Фараон Тутмос I (1504-1492 г. до н.э) отказался от строительства пирамид поскольку грабители всегда оставались угрозой и избрал для захоронения «Долину царей».

В 1922 г. археолог Картер (анг.) нашел сенсационную находку: гробницу Тутанхамона.

Не найдется в истории более впечатляющих проводов в иной мир, чем погребение Рамзеса II, умер в 1224 г до н.э.

Барельефы и «Книга мертвых» в которой собраны тексты заклинаний, позволили ученым подробно описать весь ритуал. Он правил почти 60 лет, оставил после себя 90 детей, пережил 12 из своих наследных принцев (а настоящее время она закрыта для посещений).

Т.о. мумии поведали нам о жизни ушедшей древнейшей цивилизации.

Список литературы

1. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. — М., 2005.

2. Дедирикс Г.А. и др. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния.

3. Древние цивилизации./ Под ред. Г. М. Бонгард-Левина – М.,2009.

4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М.,1992.

5. Затерянный мир майя // Энциклопедия. Исчезнувшие цивилизации. М.,1997.

6. Кристиан Ж. Египет великих фараонов. – М.,1992.

7. Ко М. Майя: исчезнувшая цивилизация: легенды и факты. — М.,2001.

8. Меллприт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. – М.,2002.

9. Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов на Дону, 2000.

10. Павленко Ю.В. Історія цивілізацій. — Київ: Либідь,1999.

11. Павленко Ю.П. Человек и власть на Востоке // Феномен восточного деспотизма. –М.,2003.

12. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.,2002.

13. Цыганков А.П., Цыганков П.А. Плюрализм или обособление цивилизаций? // Вопросы философии,1998, №2 .

www.ronl.ru

Реферат – Цивилизация древнего мира

2. Цивилизации Древнего Востока

Цивилизация древних египтян существовала в долине Нила в IV тыс. до н.э. — IV в. до н.э. Наиболее ранние следы сознательной деятельности человека, обнаруженные в долине Нила, — палеолитические рубила из кремня и роговика.Основные пути сообщения страны проходили по Нилу. Большие ладьи различных форм и назначения строились ещё с додинастической эпохи. Для сношений с др. странами (Сирией, Пунтом) использовались морские суда, размеры которых увеличивались со временем. По суше грузы перевозились вьюками и салазками. Колёсный транспорт вошёл в употребление лишь с XVIII в. до н. э.Для строительства на всём протяжении истории Древнего Египта основным материалом служили глина и тростник. Для сооружения дворцов фараонов и крепостей применялся кирпич-сырец. Из камня возводились лишь храмы и царские усыпальницы (пирамиды). В обработке камня египтяне достигли поразительного совершенства. Каменные блоки отбивались от скал деревянными клиньями, которые поливали водой. Шлифовка и подгонка плит с предельной точностью производились песком и медными свёрлами, что было возможно при неограниченной дешёвой рабочей силе. Для подъёма тяжестей применялись рычаги, качалки, журавли. Тягловой силой служили люди, реже — быки.Потребности ирригации, строительства и государсчвенного управления со сложной системой исчисления податей и земельных наделов обусловили развитие математических и астрономических знаний, которые имели чисто эмпирический, прикладной характер, никогда не поднимаясь до обобщений и теоретических выводов, как, например, в Греции.Дошедшие до нас математические папирусы, в основном сборники задач с решениями, доказывают, что «египтяне не только ввели впервые десятичную систему счисления (правда, без позиционного обозначения), но и знали дробные числа, однако лишь такие, у которых числитель ― единица. Сложение и вычитание производились обычным путём, умножение сводилось к сложению, а при делении определялось число, на которое следовало умножить делитель, чтобы получить делимое» [4; с. 146].Бальзамирование умерших, что сопряжено со вскрытием тела, способствовало ознакомлению с анатомией и накоплению хирургического опыта. Были изучены функции сердца, открыт закон кровообращения, имелись некоторые представления о функциях мозга. С периода Древнего царства намечается специализация врачей, лечивших болезни и повреждения различных органов. Они производили трепанацию черепа, пломбировали зубы, накладывали хирургические шины, для чего имелись наборы хирургических инструментов. Однако вполне рационалистические представления переплетались с верой в магию, колдовство, заклинания.Насколько известно, исторических трудов в Египте до эпохи эллинизма создано не было. События фиксировались лишь в погодных летописях и сводились затем иногда в каноны. Велись анналы походов отдельных фараонов или составлялись реляции с описанием их побед.Познания египтян в различных областях оказали существенное влияние на развитие античной и, следовательно, европейские науки. Греки всегда смотрели на Египет, как на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями.Шумерийцы ― племена неизвестного происхождения, в кон. IV тыс. до н. э. освоили долину Тигра и Евфрата и образовали первые в Двуречье города-государства. Ко времени образования первых шумерских городов-государств сформировалось представление об антропоморфном божестве. Божества ― покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещающейся с функциями верховного жреца. Из первых письменных источников (конец IV ― начало III тыс.) известны имена богов Инанны, Энлиля и др., а с XXVII―XXVI вв. ― теофорные имена и наиболее древний список богов.В каждом городе-государстве сохранялись свои божества и герои, циклы мифов и своя жреческая традиция. До кон. 3-го тыс. до н. э. не было единого систематизированного пантеона, хотя имелось несколько общешумерских божеств: Энлиль (владыка воздуха, царь богов и людей), Энки (владыка подземных пресных вод и мирового океана, позднее божество мудрости), Наина (лунный бог), бог-воитель Нингирсу, и др. [4; с. 132].Вавилонская культура, культура народа, населявшего в древности, в IV-I тыс. до н. э., Месопотамию ― Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии ― с другой.Материальная культура народа Вавилонии находилась на сравнительно высоком уровне. Однако каменные орудия вышли окончательно из употребления лишь в начале III тыс. до н. э. В металлургии в середине 3-го тыс. были известны литье, ковка, чеканка, изготовление золотой и серебряной проволоки, филигрань. Основным строительным материалом был сырцовый и, реже, обожжённый кирпич; был известен, но мало применялся свод, система дренажа и т.п. Позднее начинается заметный прогресс в технике. Совершенствуется военная техника ― вводятся колесничное войско (с начала 2-го тыс.), панцирь из медных блях (с середины 2-го тыс.), конное войско, меч, укрепленные военные лагеря, осадные орудия ― тараны, строятся каменные и наплавные мосты (на кожаных бурдюках).В I тыс. до н.э. в Вавилонии появляются железные орудия, в ремесле― также алмазное сверло, примерно на рубеже II и I тыс. до н. э. появляется и новая оросительная техника: водоподъёмное колесо (сакие), и «бесконечная» верёвка с кожаными ведрами (черд).

refbox.org

Лекция - Значение древних цивилизаций в истории мировых цивилизаций.

Первые цивилизации зародились в странах Древнего Востока. И именно это можно считать началом нового этапа всемирной истории (того, что нам известен благодаря археологическим и лингвистическим исследованиям): т.е. существование, совершенствование и процветание человеческого общества и его культуры.

Прежде всего мы должны понять, что считать цивилизацией и каковы ее признаки.

Само слово цивилизация имеет очень много определений. Поэтому, для точности понятия мы сразу охарактеризуем его рядом признаков: Цивилизация — это социокультурное единство людей, в котором:

1) создается производящее хозяйства, рационально организованная экономика, приносящая значительную прибыль – урожай (вместо присваивающего и, следовательно, бесприбыльного первобытного хозяйства)

2) создается институт частной собственности и владения имуществом, включая и землю, а, следовательно, появляется возможность концентрации богатств в руках одних и потери его другими. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины, появлению групп богатых и бедных;

3) появляется особый орган, регулирующий социальные отношения и конфликты, а именно, институт государства и права, в то время как в первобытных общинах отношения регулировались или по обычаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин;

4) появляются города как хозяйственный, административный, военный и культурно-религиозный центр области или региона, как место концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов региона, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным организатором прогресса общества;

5) появляется возможность монументального строительства, создание поражающих воображение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, царских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами;

6) создается письменность, т. е. система графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией, накопленным в разных сферах жизни опытом. Изобретение письменности — это свидетельство рождения нового менталитета, гигантский скачок в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации.

В условиях формировании цивилизации человек перестает быть беззащитным перед лицом природы; наступает конец родо-племенным отношениям; человек не выживает, а созидает; отсутствует примитивное мышление, на замену ему приходит абстрактное, развитое.

Именно в Древнем Востоке берут свои исторические корни великие монотеистические религии.

Место рождения первых цивилизаций: долина Нила (Др. Египет), Евфрата и Тигра (Месопотамия), которые впоследствии распространились по всей географической зоне Древнего Востока до Китая. Их зарождение можно отнести к 3 тыс. до н.э. Историческое существование древневосточной цивилизации – 4 тыс. лет (с сер. 4 тыс. до н.э. до сер. 1 тыс. н.э.). В середине 1 тыс. н.э. древневосточная цивилизация вступила в полосу кризиса, который привел к коренной трансформации и созданию нового типа цивилизации – Средневековая Восточная Цивилизация.

 

www.ronl.ru

Цивилизация — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Основные статьи: Обществознание, Первобытное общество

Содержание (план)

Цивилизация — это высокий жизненный уровень населения, когда люди живут в городах, у них есть законы и письменность.

Первые цивилизации на Земле

Возникновение первых цивилизаций

Рубеж IV-III тыс. до н.э. ознаменован громадным событием в истории человечества — возникновением городов — главным признаком цивилизации. Кроме того, цивилизации сопутствует образование и развитие: строительства, металлургии, астрономии и письменности. С момента изобретения письменности стало возможным накопление и сохранение информации.

Создание городских поселений и концентрация производства коренным образом преобразовывало ландшафт, формируя антропогенные ландшафты, никогда на Земле не существовавшие.

Все древние технологически развитые цивилизации были созданы земледельцами. Под уровнем технического развития понимается не только наличие тех или иных технических достижений, но и их массовое внедрение в повседневную жизнь.

Каждая цивилизация была встроена в определенный тип ландшафта и являлась его составной частью (не смотря на то, что стремилась максимально перестроить его). Цивилизации развивались и взаимодействовали с другими цивилизациями и народами. Большинство известных древних цивилизаций обнаружено в районе 30 параллели Северного полушария.

Шумер

см. Шумер, Древняя Месопотамия

Первой из ныне известных цивилизацией на Земле был Шумер, зарождение которой относят к 3800 гг. до н.э. в Древней Месопотамии — междуречье рек Тигр и Евфрат.

Древнее Египетское царство

см. Древний Египет

Египетская цивилизация зародилась в 3100 гг. до н.э., на берегах реки Нил. Это было так называемое Древнее Египетское царство.

Хараппская цивилизация

см. Хараппская цивилизация

Зарождение древнеиндской или Хараппской цивилизации (Индской), остатки которой обнаружены в долина р. Инд относят к 2800 гг. до н.э.

Древнекитайская цивилизация

Древние китайские цивилизации были привязаны к тёплой долине Янцзы и впервые фиксируются в 2000 гг. до н.э.

Цивилизация майя

см. Цивилизация майя

Расцвет цивилизации индейцев майя произошел на территории Центральной Америки в первом тысячелетии нашей эры. Её зарождение относят ко II-I тыс. до н.э.

Гибель первых цивилизаций

Даже с гибелью первых древних цивилизаций, человечество перешагнуло на следующий этап развития. В интервале 800-200 гг. до н. э. произошёл расцвет цивилизаций и культур на всём пространстве Евразии. Сформировалась предтеча современного общества — Древнеримское государство.

Типы цивилизаций

см. Классификация цивилизаций

Теории цивилизаций

см. Теории цивилизаций

Взаимодействие цивилизаций

Цивилизации, составляя все богатство человечества, имеют между собой много общего. Это видно по тому, что они вну­тренне характеризуют исторические процессы, выражают их те­чение. Цивилизационность, выражая разнообразные состояния социально-культурных процессов, всецело соответствует прин­ципу «единство мира состоит в его многообразии». Это есть, с одной стороны, взаимодействие между цивилизациями, склон­ность их к взаимосвязи, а с другой стороны — они все более приобретают многообразие.

Цивилизационный синтез в условиях переходных об­ществ выражает рациональное использование достижений восточно-традиционных и современных западных цивили­заций. Наиболее значимая в истории встреча цивилизаций произошла при знакомстве европейцев с населением открытых в ходе Великих географических открытий земель.

Взаимодействие древних цивилизаций

С большой вероятностью в древние периоды истории существовали межконтинентальные связи, которые тянулись из Индии к Африке, из Европы к Америке, от американского побережья к Юго-Восточной Азии через Тихий океан.

У античных и арабских авторов, вообще, говорится о сухопутном переходе, соединявшем Индию и Африку. Кстати, прослеживается лингвистическое сходство дравидийских языков (дравиды — доарийское население Индии) Южной Индии и народов Восточной Африки. В свою очередь, есть мнение, что ранняя дравидийская цивилизация могла положить начало восхождению шумеро-­вавилонской цивилизации.

Ранними коммуникациями можно объяснить необычные аналогии знаний и умений у народов, удаленных друг от друга на десятки тысяч километров.

Путешествие викингов в Америку

см. Викинги#Открытие Америки викингами (Винланд)

Происхождение инков

«Инки», которые основали империю — это не национальность, а титул правителя. С антропологической точки зрения крупные инки (относящие к царственной династии) со светло-золотистыми волосами были нетипичны для населения Перу. Анализ крови (1952 г) показал, что у них оказалась группа крови «А», которая не встречалась в Америке у индейцев до прихода европейцев.

Согласно преданию инки прибыли со стороны моря и можно предположить, что они не были коренными жителями Южной Америки. Кстати, среди скульптур в Тиауанако выделяется огромное изображение головы человека европеоидной расы с бородой и с вьющимися волосами.

Сходство древней письменности

Прослеживается сходство иероглифической письменности между Египтом и Мексикой. Отмечено сходство письменных знаков ольмеков с иероглифами древнекитайской династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.).

Свидетельством древних контактов жителей удаленных регионов Земли можно считать клинописный (шумерский) текст на чаше, найденной в Боливии (Ю. Америка).

Похожи и отдельные знаки пока нерасшифрованной протоиндийской (хараппской) письменности со знаками письменности кохау-ронго-ронго о. Пасхи в Тихом океане.

В Корее, в одной из королевских усыпальниц, обнаружен экземпляр кипу (узелковое письмо) длинной более одного метра сходного, по мнению А. Эккарда не только с перуанским кипу, но с разновидностью санскритского письма напоминающим веревку с брелочками. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Вестернизация

Вестернизация заключается в распростране­нии прямого влияния модернизированных (изменённых) сфер общества на Западе (путём индустриализации) в других частях Земли.

Индустриализация Запада, начавшаяся как выражение модерниза­ции человеческого общества, позже с помощью разнообразных средств распространилось на Востоке. В Японии, Азиатско-Тихоокеанском бассейне и других регионах произошли глубокие, качественные изме­нения, в результате чего здесь возникли признаки промышленного и социального характера, присущие западной цивилизации. Так, Япо­ния примерно за 70 лет по основным показателям достигла высокий уровень западных стандартов по промышленному капитализму, пред­ставительной демократии, передовой нации и технологии, но вместе с тем в этой стране, можно сказать, восточная духовность крепко дер­жит свои позиции. Следовательно, здесь умело сочетаются на необ­ходимых уровнях цивилизации Запада и Востока. Конечно, имеются места, где наблюдаются столкновения экономико-технических и праг­матических ценностей Европейской цивилизации с элементарными требованиями морали, конкурентная борьба не всегда соответствует принципам гуманизма.

Исчезнувшие цивилизации

см. Исчезнувшие цивилизации

На этой странице материал по темам:
  • Культура первобытных людей доклад

  • Развитие цивилизации сообщение кратко

  • Сообщение о дополнительных цивилизациях

  • Древность это

  • Цивилизации древнего мира краткий конспект про все

Вопросы к этой статье:
  • Сравните в чем выражается взаимодействие цивилизаций Востока и Запада.

wikiwhat.ru

Древнейшая цивилизация в долине Инда | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Тема:

Древняя Индия

На северо-западе полуострова Индостан в долине большой реки Инд в III тыс. до н. э. возникли первые поселения, в которых развивались ремёсла и торговля.

Коренное население Индии называют дравидами, что и дало название этому периоду в истории Индии — дравидийский.

Дравиды занимались земледелием и скотоводством, выращивали пшеницу, ячмень, кунжут, дыни, финики, хлопчатник. Здесь жили и работали первые в мире ткачи и прядильщики. Скотоводы разводили овец, свиней, буйволов, при­ручили слонов.

Археологи нашли в долине Инда остатки огромных городов — Мохенджо-Даро, Хараппа, Рупар, Рангур.

Руины Мохенджо-Даро

В центре городов, на высоких холмах, были расположены дворцы правите­лей, кварталы богачей, рынки. В центре Мохенджо-Даро была найдена большая священная купальня, предназначавшаяся для ритуального омовения. Кроме то­го, город имел центральное водоснабжение и канализацию.

Цивилизация была названа индской в честь реки Инд. О высоком уровне раз­вития индской цивилизации свидетельствует система письменности, которую, к сожалению, пока не удалось расшифровать. Ремесленники владели искусством выплавки меди и бронзы, изготовляли изысканную глиняную посуду. В огромных глиняных кувшинах и кадках хранилось вино, масло и зерно. Индская цивилиза­ция принадлежит к типу цивилизаций речных долин, как египетская и шумерская.

Индская цивилизация — Хараппская, получившая название от города Хараппа. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Древняя Индия
На этой странице материал по темам:
  • Цивилизация древний китай доклад кратко

  • Древняя цивилизация доклад

  • Возникновение первых цивилизаций кратко конспект

  • Цивилизация древнего мира доклад кратко

  • Цивилизации древнего мира лекция

Вопросы по этому материалу:
  • Назовите древнейшую цивилизацию Индии.

  • Кто был основа­телем древнейшей цивилизации Индии?

  • Охарактеризуйте хараппскую цивилизацию.

worldofschool.ru

Древние цивилизации: Vimana.su - уфология и палеоконтакт

1. Му или Лемурия

Согласно различным тайным источникам первая цивилизация возникла 78000 лет назад на гигантском континенте, известном как Му или Лемурия. И существовала она в течение удивительных 52000 лет. Цивилизация была разрушена землетрясениями, вызванными смещением земного полюса, которое произошло приблизительно 26000 лет назад, или в 24000 г. до н.э.

В то время как цивилизация Му не достигла столь высокой технологии, как другие, более поздние цивилизации, однако народы Му преуспели в возведении мегакаменных зданий, которые были способны противостоять землетрясениям. Эта строительная наука явилась самым большим достижением Му.

Возможно, в те времена на всей Земле был один язык и одно правительство. Образование было залогом процветания Империи, каждый гражданин был сведущ в законах Земли и Вселенной, к 21 году ему давалось блестящее образование. К 28 годам человек становился полноправным гражданином империи.

 

2. Древняя Атлантида

Когда континент Му погрузился в океан, образовался сегодняшний Тихий океан, а уровень вод в других частях Земли существенно понизился. Небольшие во времена Лемурии острова в Атлантике значительно учвеличились в размерах. Земли архипелага Посейдонис сформировали целый маленький континент. Этот континент нынешними историками называется Атлантида, однако его настоящее имя было Посейдонис.

Атлантида обладала высоким уровнем технологии, превосходящую современную. В книге «Обитатель двух планет», продиктованную в 1884 г. философами из Тибета молодому калифорнийцу Фредерику Спенсеру Оливеру, также как и в продолжении 1940 года «Земное возвращение Обитателя», есть упоминание таких изобретений и устройств как: кондиционеры, для очистки воздуха от вредных паров; вакуумные цилиндровые лампы, люминесцентные лампы; электрические винтовки; транспорт на монорельсе; водные генераторы, инструмент для сжатия воды из атмосферы; воздушные суда, управляемые силами антигравитации.

Ясновидец Эдгар Кейси говорил об использовании в Атлантиде самолетов и кристаллов для получения огромной энергии. Он также упоминал о неправильном применении власти атлантами, которая и привела к разрушению их цивилизации.

3. Империя Рамы в Индии

К счастью, древние книги индийской Империи Рамы сохранились, в отличие от документов Китая, Египта, Центральной Америки и Перу. Ныне останки империи поглощены непролазными джунглями или покоятся на дне океана. И все же Индия, несмотря на многочисленные военные опустошения, сумела сохранить большую часть своей древней истории.

Считалось, что Индийская цивилизация появилась не намного ранее 500 г. н.э., за 200 лет до вторжения Александра Македонского. Однако в прошлом столетии в долине Инда на территории современного Пакистана были обнаружены города Моженджо-Даро и Хараппа.

Открытие этих городов заставило археологов передвинуть дату возникновения Индийской цивилизации на тысячи лет назад. К удивлению современных исследователей эти города были высокоорганизованны и являли собой блестящий пример городского планирования. А система канализации была более развита, чем сейчас во многих азиатских странах.

4. Цивилизация Осириса в Средиземноморье

Во времена Атлантиды и Хараппы бассейн Средиземного моря представлял собой большую плодородную долину. Древняя цивилизация, процветавшая там, была прародительницей династического Египта, и известна как Цивилизация Осириса. Нил ранее протекал совсем по-другому, чем в наши дни и назывался Стикс. Вместо того, чтобы впадать в Средиземное море в северном Египте, Нил поворачивал на запад, образовывал огромное озеро в области центральной части современного Средиземного моря, вытекал из озера в районе между Мальтой и Сицилией и впадал в Атлантический океан у Геркулесовых столбов (Гибралтар). Когда Атлантида была уничтожена, воды Атлантики медленно затопили Средиземноморский бассейн, уничтожив большие города осирианцев и вынудив их к переселению. Эта теория объясняет странные мегалитические останки, найденные на дне Средиземного моря.

Археологический факт, что на дне этого моря находятся более двухсот затонувших городов. Египетская цивилизация, наряду с Минойской (Крит) и Микенской (Греция) – это следы одной большой, древней культуры. Осирийская цивилизация оставила огромные сейсмостойкие мегалитические постройки, владела электричеством и другими удобствами, которые были распространены и в Атлантиде. Подобно Атлантиде и империи Рамы, осирианцы имели воздушные корабли и другие транспортные средства, большей частью электрические по природе. Таинственные пути на Мальте, которые найдены под водой, возможно являются частью древней транспортной магистрали Осирийской цивилизации.

Вероятно лучший пример высокой технологии осирианцев - удивительная платформа, найденная в Баальбеке (Ливан). Главная платформа составлена из самых больших вырубленных скальных блоков, их вес составляет от 1200 до 1500 тонн каждый.

5. Цивилизации пустыни Гоби

Много древних городов цивилизаци Уйгур существовали во времена Атлантиды на месте пустыни Гоби. Однако сейчас Гоби - безжизненная, выжженная солнцем земля, и трудно поверить, здесь когда-то плескались воды океана.

Пока никаких следов этой цивилизации не найдено. Однако виманы и другие технические устройства были не чужды в области Уигер. Знаменитый русский исследователь Николай Рерих сообщал о своих наблюдениях летающих дисков в районе северного Тибета в 1930-х годах.

Некоторые источники утверждают, что старейшины Лемурии еще до катаклизма, уничтожившего их цивилизацию, перенесли свою штаб-квартиру на необитаемому плато в Центральной Азии, которое мы сейчас называем Тибет. Здесь они основали школу, известную как Большое Белое Братство.

Великий китайский философ Лао Цзы написал знаменитую книгу Тао Те Чинг. При приближении своей кончины он отправился на запад к легендарной земле Хси Ванг Му. Могла ли эта земля быть владением Белого Братства?

6. Тиауанако

Как и в Му, и в Атлантиде, строительство в Южной Америке достигало мегалитического масштаба при строительстве сейсмостойких сооружений.

Жилые дома и общественные здания были построены из обычных камней, но с использованием уникальной многоугольной технологии. Эти здания стоят до сих пор. Куско, древняя столица Перу, которая была вероятно построена перед инками, все еще довольно населенный город, даже спустя тысячи лет. Большинство зданий, расположенных в деловой части города Куско, сегодня объединяют стены, которым многие сотни лет (тогда как более молодые здания, построенные уже испанцами, разрушаются).

В нескольких сотнях километров к югу от Куско лежат фантастические развалины Пумы Пунки, высоко в альтиплано Боливии. Пума Пунка - недалеко от знаменитого Тиауанако, массивного магалитического места, где 100-тонные блоки разбросаны повсюду неведомой силой.

Это случилось, когда южноамериканский континент был внезапно подвержен грандиозному катаклизму, вероятно вызванному смещением полюсов. Прежний морской хребет можно сейчас увидеть на высоте в 3900 м в горах Анд. Возможным подтверждением этого служат множемтво океанических окаменелостей вокруг озера Титикака.

7. Майя

Майянские пирамиды найденые в Центральной Америке имеют своих близнецов на индонезийском острове Ява. Пирамида Сукух на склонах горы Лаву возле Суракарты в центральной Яве - удивительный храм с каменной стелой и ступенчатой пирамидой, место которой скорее в джунглях Центральной Америки. Пирамида фактически идентична пирамидам, найденным в месте Вашактун возле Тикаля.

Древние представители народа майя были блестящими астрономами и математиками, чьи ранние города жили в гармонии с природой. Они строили каналы и города-сады на полуострове Юкатан.

Как указано Эдгаром Кейси, записи обо всех мудростях народа майя и других древних цивилизаций находятся в трех местах в земле. Во-первых, это Атлантида или Посейдония, где часть храмов, возможно, будет еще обнаружена под многолетними донными наложениями, например в районе Бимини у побережья Флориды. Во-вторых, в храмовых записях где-то в Египте. И, наконец, на полуострове Юкатан, в Америке.

Предполагается, что древний Зал Записей может находится где угодно, вероятно под какой-нибудь пирамидой, в подземной камере. Некоторые источники говорят, что это хранилище древнего знания содержит кристаллы кварца, которые способны к сохранению больших количеств информации подобно современным компакт-дискам.

8. Древний Китай

Древний Китай, известный как Китай Ханьшуй, подобно другим цивилизациям, родился из огромного тихоокеанского континента Му. Древние китайские записи известны описаниями небесных колесниц и нефритовым производством, которое они разделили с майя. Действительно, древние китайский и майянский языки кажутся очень похожими.

Взаимные влияния Китая и Центральной Америки друг на друга очевидны, как в области лингвистики, так и в мифологии, религиозной символики, и даже торговли.

Древние китайцы изобрели многое: от туалетной бумаги, до детекторов землетрясений и ракетной технологии и методов печати. В 1959 г. археологами обнаружены алюминивые ленты, сделанные несколько тысяч лет тому назад, этот алюминий получен из сырья с помощью электричества.

9. Древняя Эфиопия и Израиль

Из древних текстов Библии и эфиопской книги Кебра Негаст мы знаем о высокой технологии древней Эфиопии и Израиля. Храм в Иерусалиме был основан на трех гигантских блоках тесаного камня, подобного тем, что находятся в Баальбеке. Храм Соломона ранее и мусульманская мечеть ныне существуют на этом месте, чьи основы, очевидно, уходят корнями в цивилизацию Осириса.

Храм Соломона, еще один образец мегалитического строительства, был построен для сохранения в нем Ковчега Завета. Ковчег Завета был электрическим генератором, а люди, которые касались его по неосторожности, были убиты током. Сам ковчег и золотая статуя были вынесены из Камеры Царя в Великой пирамиде Моисеем во времена Исхода.

10. Ароэ и Королевство Солнца в Тихом океане

В то время, когда континент Му погрузился в океан 24000 лет тому назад из-за смещения полюсов, Тихий океан позднее был вновь заселен многими расами из Индии, Китая, Африки и Америки.

Образовавшаяся цивилизация Ароэ на островах Полинезии, Меланезии и Микронезии построила многие мегалитические пирамид, платформы, дороги и статуи.

В Новой Каледонии были найдены цементные колонны, датированные временем от 5120 до н.э. до 10950 до н.э.

Статуи острова Пасхи размещались по спирали по часовой стрелке вокруг острова. А на острове Понпеи был построен огромный каменный город.

Полинезийцы Новой Зеландии, островов Пасхи, Гавайев и Таити, все еще верят, что их предки имели способность к полетам и путешествовали по воздуху от острова к острову.

vimana.su

Доклад на тему Древние цивилизации

Древний Египет: Загадки и открытия(Чехословацкий институт египтологии: 30 лет деятельности в Египте) Возникновение древнеегипетской цивилизации вовторой половине IVтыс. дон.э. -факт стольже поразительный, как исамо еесуществование напротяжении трех споловиной тысячелетий. Выявление какобщих, так испецифических черт ееразвития является важной и,судя повсему, весьма долгосрочной задачей египтологии -особой дисциплины, связанной сизучением истории Древнего Египта иего культурного наследия. Какизвестно, начало египтологии какнауки было положено дешифровкой Ж.-Ф.Шампольоном египетских иероглифов в1822г. Чтокасается чешской египтологии, тоееистоки лежат вовременах нестоль отнас отдаленных, притом -чтохотелосьбы отметить особо -становлениеее небыло связано скакими-либо колониальными интересами, скорее напротив -явилось следствием прогрессивных традиций нашего общества. Первым чешским египтологом всередине XIXв. был ЯнКминек-Седло. Онродился вПльзене (Пильзене), учился вПраге; заучастие вполитических событиях вПраге в1848г. былвыслан ижил вИталии. Именно здесь вуниверситете Болоньи иеемузее онначал свои занятия египтологией. Однакоистинным основоположником чешской египтологии вначале нашего века стал Франтишек Лекса. Будучиучителем физики иматематики вклассической гимназии, оннастолько увлекся древнеегипетской историей иписьменностью, чтовконечном счете египтология стала делом всей егожизни. Впериод, предшествующий первой мировой войне, Лекса продолжал изучение египтологии, посещая лекции известнейших египтологов вуниверситетах Берлина иСтрасбурга. Ноуже в1919г. после образования независимой Чехословакии онначал читать курс лекций нафилософском факультете Карлова университета. Этипервые чешские лекции поегиптологии завоевали вскоре широкое признание образованной части общества. Слушатели приезжали ииз-зарубежа, поскольку впериод между двумя мировыми войнами Лекса получил мировое признание какспециалист вобласти древнеегипетской религии идемотики -поздней фазы древнеегипетского языка. Двоеизего студентов оказали впоследствии значительное влияние наразвитие какчешской, такимировой египтологии -Ярослав Черны вмежвоенный период иЗбинекЖаба после второй мировой войны. Основание в1958г. Чехословацкого института египтологии вПраге, ав1959г. -его филиала вКаире стало поворотным моментом вразвитии нашей египтологической науки: начиная сэтого времени чехословацкие ученые получили широкую возможность осуществлять раскопки всамом Египте, атакже участвовать вмеждународных программах. Открытиенашего филиала следует рассматривать прежде всего каксвидетельство тойподдержки, которую наше общество оказывало традициям отечественной науки, атакже какнесомненное признание еедостижений исостороны самого Египта. Следует особо подчеркнуть, что безпомощи состороны египетских властей само создание Чехословацкого института египтологии вКаире, атакже сколько-нибудь успешная егодеятельность былибы невозможны. Хотелосьбы обратить внимание натообстоятельство, чтовсеголишь около десятка иностранных исследовательских институтов сумели получить разрешение напроведение постоянных работ вЕгипте, хотя общее число экспедиций, приезжающих наограниченный срок, разумеется, много больше -внастоящее время ихнеменее полутора сотен. Сразу же после основания Каирского филиала нашего института перед ним была поставлена важная научная задача -участие вначавшейся кампании ЮНЕСКО поспасению памятников Нубии, которые строившаяся высотная плотина вАсуане подвергала угрозе затопления. Впоследствии египетские власти выразили свою признательность Чехословакии заучастие вэтом международном проекте нетолько передачейей части археологических находок (которые ныне хранятся вколлекции Музея Напрстека вПраге), нотакже разрешением ведения раскопок вАбу-Сире, части Египта, гдерасполагаются наиболее выдающиеся древнеегипетские памятники. Работы Чехословацкой экспедиции вАбу-Сире начались в60-егоды уогромной гробницы Птахшепсеса, великого визиря времени правления фараонов Vдинастии. Всередине 70-хгодов, когда работы порасчистке этой гробницы были завершены, основные полевые исследования переместились втакназываемое «абусирское Южное поле» -часть некрополя, которая оставалась всееще совершенно нетронутой. Нашинститут получил отЕгипетской Службы древностей обширную концессию напроведение раскопок навесьма выгодных условиях, включающих право надолю внаходках. Поразительнобогатые археологические находки, сделанные стехпор натерритории «южного поля», привлекают уже втечение длительного времени специалистов измногих стран. Проведение раскопок вЕгипте ипубликации вновь обнаруженных материалов составляют главное, нонеединственное направление деятельности нашего института. Кромених существует много иных задач -например, работа посохранению ипубликации памятников древнеегипетской культуры, находящихся вмузеях иколлекциях Чехословакии. Ещеодной ответственной итрудоемкой сферой деятельности является преподавание: силами сотрудников нашего института ведется курс лекций поегиптологии нафилософском факультете Карлова университета. Институтимеет обширнейшую египтологическую библиотеку -единственную всвоем роде вЧехословакии иодну изсамых больших вмире. Библиотекабыла основана Ф.Лексой изначительно пополнена Я.Черны, который втечение долгих лет работы вЕгипте ипреподавательской деятельности вЛондонском иОксфордском университетах собрал огромную личную библиотеку, переданную внаш институт в1971г. всоответствии сего завещанием. Внастоящее время институтская библиотека вмещает всебя около 6000книг ижурналов ипримерно 4000 отдельных оттисков. Изчисла этих изданий особо хотелосьбы выделить ценнейшие полные серии публикаций древнеегипетских текстов, музейных коллекций, археологических находокидр. Библиотекапостоянно обновляется ипополняется засчет интенсивного обмена научной продукцией сдругими исследовательскими египтологическими учреждениями, находящимися запределами нашей страны. Чехословацкийинститут египтологии имеет длительную идобрую традицию распространения египтологических знаний среди широкой публики. Результатынаших археологических исследований, атакже сообщения обогатейшем культурном наследии древнего Египта часто публикуются средствами массовой информации какунас встране, так изарубежом. Немалыеуспехи были достигнуты также вобласти перевода лучших образцов египтологической литературы. Крометого, нашим институтом совместно сМузеем Напрстека вПраге, атакже сЕгипетской Службой древностей было организовано несколько египтологических выставок. Международная кампания поспасению памятников Нубии Для основания Чехословацкого института египтологии трудно былобы найти более подходящее время, чемконец 50-хгодов, когда египетским правительством врамках общего плана экономического исоциального развития страны было принято решение остроительстве высотной Асуанской плотины. Этограндиозное сооружение влекло засобой создание обширного искусственного водохранилища, которое, вдаваясь далеко натерриторию Северного Судана, должно было неминуемо затопить собой всю долину Нила кюгу отдамбы -совсеми еескромными деревушками играндиозными монументами древности. Началосооружения плотины было намечено наянварь 1959г., наполнение водохранилища -насентябрь 1964г. Переселениежителей израйонов предполагаемого затопления втечение указанных сроков представлялось задачей вполне выполнимой, чтоже касается спасения илиже, покрайней мере, изучения многочисленных исторических памятников, тоэто, разумеется, собственными силами было выполнить невозможно. Поэтой причине вапреле 1959г. правительство Египта обратилось кЮНЕСКО спросьбой оказать помощь вделе спасения имеющих мировую славу памятников Нубии, «врат Африки». Вответ наэтот призыв ЮНЕСКО объявило опроведении международной кампании поспасению находящихся подугрозой затопления памятников мировой культуры. Чехословакиябыла одной изпервых стран, включившихся вэту кампанию; осуществление этой задачи было возложено натолькочто созданный Чехословацкий институт египтологии (вПраге иКаире).
Древние цивилизацииРис. 1. Чехословацкие археологи-ческие концессии в Нубии. Карта.

Многие страны, подобно Чехословакии, приняли участие вобъявленном ЮНЕСКО мероприятии. Некоторым изних -прежде всего имевшим сложившиеся египтологические традиции -правительством Египта было предоставлено право отправлять вНубию собственные экспедиции. Прираспределении конкретных заданий между иностранными экспедициями вНубии египетские власти приняли вовнимание тообстоятельство, чторуководителем Чехословацкого института египтологии былпрофессор З.Жаба -общепризнанный авторитет вобласти древнеегипетской филологии. Поэтой причине главной задачей нашей экспедиции стало обследование памятников эпиграфики натерритории, занимающей примерно треть нильской долины вНижней Нубии. Этатерритория состояла издвух приблизительно 50-километровых участков долины, которым дляудобства присвоили названия соответственно «Северной» и «Южной» чехословацких концессии (рис.1). Северная концессия располагалась нашироте тропика Рака наобоих берегах реки. Северные ееграницы совпадали сюжными окраинами Нага эль-Бирба -важного вархеологическом отношении поселения врайоне Калабши. Наюге онаограничивалась северной частью храма РамсесаII вГерфХуссейне. Южнаяконцессия располагалась примерно 70-юкилометрами южнее, там, гдеНил делает изгиб итечет вюжном направлении, между селением Нага эд-Дом эд-Дакар насевере иселениями эль-Куруд налевом берегу иНагаАбуШанак направом берегу -наюге. Наэтой обширной изаброшенной территории Чехословацкая экспедиция должна была выявить ископировать памятники эпиграфики -наскальные надписи ирисунки, оставленные здесь древними обитателями Нубии. Задачаосложнялась темобстоятельством, чтоисследование необходимо было выполнить впериод самого низкого стояния воды вреке, когда еескалистые берега наиболее обнажены, т.е. втечение пика летнего сезона. Хотелосьбы тутпояснить, чтоНубия -одно изсамых жарких исухих мест наЗемле. Летомтемпература воздуха достигала, понашим измерениям, 60° С втени, авнутри экспедиционного вездехода -до 73° С! Крометрудностей географического иклиматического характера работу нашей экспедиции осложняло также итообстоятельство, чтоименно вначале 60-хгодов начался процесс «депопуляции» Нубии, т.е. переселения ееобитателей врайоны ксеверу отАсуана, прежде всего -нановую родину вокруге КомОмбо. Вэтом почти совершенно безлюдном ландшафте лишь изредка могли мывстретить группу нильских рыбаков икупить уних немного свежей рыбы, чтобы хоть немного разнообразить нашэкспедиционный рацион, состоящий восновном изконсервов.

Чехословацкие египтологи привезли ссобой вНубию вразобранном виде катамаран, который собрали васуанском порту Шелал испустили наводу, дав емуимя «Садикэн-Нуба» - «Друг Нубии». Нанескольких квадратных метрах катамарана члены экспедиции умудрялись находить место дляжилья, сна, хранения карт идокументов идаже втиснули туда мини-фотолабораторию.

Результаты эпиграфических исследований экспедиции весьма впечатляющи. Удалось обнаружить изафиксировать (врисунках, фотографиях идаже оттисках) 243наскальные надписи1 датируемые отпротодинастического периода вплоть доримского (мероитского) времени, т.е. обнимающих собой три споловиной тысячелетия. Надписиэти вбольшинстве своем египетские, часто выполнены такназываемой полуиератикой -упрощенным курсивным вариантом иероглифического письма; были открыты также другие надписи -мероитские, карийские, арамейские, греческие, латинские. Арабскиенадписи (заисключением самых интересных) некопировались. Наибольшийинтерес представляет группа наскальных рельефов инадписей, найденных Южной концессией уКороско, вдеревне увхода вобширное вади, пересекающее Восточную пустыню вюжном направлении ииспользуемое издревле каккратчайший путь кизлучине Нила. Надписи, среди которых есть большой текст визиря Антефокера, относящийся к9-мугоду совместного правления фараонов XIIдинастии АменемхетаI иегосына СенусертаI, сообщают озавоевательных походах египтян вНубию. Врезультате этих войн Нубия была покорена первыми правителями XIIдинастии истала египетской колонией; южные границы Египта были отодвинуты отПервого порога коВторому, т.е. примерно на300км. Позднее, вовремена Нового царства, врезультате дальнейших завоеваний граница была передвинута ещедальше наюг. Вверхивниз подолине Нила происходило перемещение нетолько солдат ибогатой добычи (включавшей порабощенных военнопленных), но иторговцев, чиновников, жрецов, паломников; ихавтографы -порой состоящие только изимен -также сохранились наскалах Нубии. Скольникоротки ипросты напервый взгляд этинадписи, всовокупности своей ониявляются чрезвычайно ценным историческим источником.

Большую историческую ценность представляют также наскальные изображения, запечатлевшие жизнь древнейших обитателей Нубии (рис.2). Двечехословацкие экспедиции сумели обнаружить ископировать около пяти тысяч таких рисунков1. Большаяихчасть вырезана накамне вразличной технике. Рисункиизображают нетолько охотников, рыбаков, пастухов иземледельцев, нотакже животных (слонов, жирафов, носорогов, гиппопотамов, львов, страусов, газелей, редкостных окапи), сцены охоты. Множествоизображений домашних животных -крупного рогатого скота, верблюдов, ослов, лошадей, атакже других объектов -ладей, племенных знаков исимволов2. Средиэтих изображений мыповсюду находим фигурки наездников, мужчин иженщин, отдельные персонажи игруппы людей, иногда -эротические сцены. Некоторыенаскальные рисунки являют собой образцы высокого искусства, неменее велика иихисторическая ценность, поскольку зачастую именно онивыступают единственными свидетельствами некоторых периодов вистории Нубии.

Древние цивилизацииРис. 2. Серия наскальных рисунков из района Нага Халос в Нижней Нубии(Чехословацкая концессия) (№ 32L39).Кроме разыскания памятников эпиграфики двумя чехословацкими концессиями вНубии были проведены работы посбору подъемного материала, которые также принесли интересные результаты, хотя, может быть, инестоль блестящие, какупомянутые выше. Археологическое обследование осуществлялось набольшой территории, включавшей нетолько прибрежные скалы, ноиприлегающие районы пустыни. Мыобнаружили изафиксировали разнообразные находки -отфрагментов керамики иостатков каменной сторожевой башниримского времени доскальной гробницы, датируемой эпохой Нового Царства. Врамках этой программы мыосуществили также переход наверблюдах вглубь Восточной пустыни, вСахригат, где, посвидетельствам кочевников одного изместных арабских племен, находились руины какого-то строения, атакже надписи. Действительно, тамнами были обнаружены вырубленные вскалах резервуары дляводы римского времени. Наши археологические изыскания были продолжены врайоне долины ВадиКитна, кзападу отселения НагавадиСийалаэль-Куибли, гдебыло обнаружено неизвестное ранее обширное кладбище скаменными насыпями, относящееся кпозднеримскому илиранневизантийскому времени3. Этаработа даланам редкую возможность более полно ознакомиться ссоциальной, экономической иэкологической ситуацией вНубии впериод между второй половинойIII иконцом Vв. н.э., т.е. внеспокойную эпоху наката римской имероитской культур, начала распространения христианства икрупномасштабных этнических передвижении иполитических конфликтов. Северная концессия Чехословацкой экспедиции столкнулась счрезвычайно трудной идовольно необычной задачей вТафе, важном археологическом объекте, известном своими памятниками римского времени -двумя храмами искальной часовней. Египетскиевласти поставили перед экспедицией, казалисьбы, весьма простую задачу: локализовать иобследовать такназываемый Южныйхрам. Трудность,однако, заключалась втом, чтокакие-либо наземные следы этого храма, разрушенного еще впериод между 1860 и1880гг., отсутствовали. Можнобыло предполагать, чтоего остатки погребены подслоемила, покрывшего район Тафы после сооружения первой дамбы вАсуане вначале нашеговека. Такимобразом, нампредстояло отыскать -влучшем случае! -лишь следы строения подпятиметровым слоем грязи натерритории вполгектара -задача, вполне сравнимая свошедшими впоговорку поисками; иголки встоге сена. Решениепроблемы пришло вконце концов снаходкой вбиблиотеке дагерротипов храма, сделанных в1848-1851гг. французскими путешественниками Ф.Тейнаром иМ.дюКампом. Ориентируясь назапечатленные назаднем плане снимка зубчатые скалы, мысумели найти точку, скоторой производилась съемка, и,соответственно, наметили предполагаемое местонахождение храма. Впоследствии пробные раскопки подтвердили правильность наших расчетов, атакже тообстоятельство, чтохрам былразрушен иразобран, такчто уцелели только остатки стен. Наряду с археологическими работами в Тафе Чехословацкая экспедиция производила также геодезическую съемку вКертасси -располагающемся неподалеку ксеверу отТафы поселении. Тамнаши усилия были сконцентрированы наисследовании строения римского времени, которое, вероятно, служило лагерем для рабов, занятых вблизлежащих каменоломнях. Мытакже предприняли небольшие раскопки всамих каменоломнях вВосточной пустыне -вКлавдианских иПорфиритовых горах -дляполучения дополнительных сведений относительно организации работ вэтих карьерах вримское время. В рамках деятельности Чехословацкой экспедиции вНубии впервой половине 60-хгодов былосуществлен ещеодин цикл исследований памятников эпиграфии. Несмотря насвои более скромные размеры, онтемнеменее внес важный вклад вегиптологию. Ежегодно нанесколько месяцев экспедиция прилетала изПраги вКаир иоттуда надвух автомашинах продвигалась кАсуану, гдепогружалась наборт катамарана. Машиныследовали поидущей вдоль Красного моря малоиспользуемой дороге, доееконечной, южной точки -МарсаАлам, аотсюда поворачивали обратно, назапад, ичерез Восточную пустыню вновь спускались книльской долине. Этотпуть, идущий через пустынные, дикие ущелья ВадиМийа, былсамым опасным впутешествиях поНубии. Египтологическая литература упоминает наличие вэтой долине старых золотоносных копей вВадиБаррамийа, атакже скального храма СетиI вКанаисе. Тщательное исследование идущей вдоль скал дороги позволило обнаружить более трех десятков граффити, относящихся кразличным периодам -от Iдинастии доптолемеевского времени, но вбольшинстве своем принадлежащих Новому царству. Открытие этих надписей выявило нетолько значение данного пути, но ивообще этой части Восточной пустыни длядревних египтян. Обзор научной деятельности Чехословацкой экспедиции былбы неполон безупоминания антропологической программы, осуществляемой Чехословацким институтом египтологии приучастии Университета им.Я.Коменского (Братислава). Цельюпрограммы являлось проведение антропологического изучения отдельных групп ныешнего населения Нубии всвязи сихпереселением врайон ксеверу отАсуана. Экспедиции нашего Института египтологии, участвовавшие вмеждународной кампании поспасению памятников Нубии, привезли, кроме всего прочего, обширную научную документацию, связанную спамятниками, которые Чехословакия обязалась обследовать иподвергнуть научному анализу. Полеваяработа была закончена, какужеупоминались, впервой половине 60-хгодов, однако осуществление полного научного описания, анализа ипубликации всех обследованных монументов потребовало гораздо большего времени. Подавляющее количество эпиграфического иархеологического материала (занебольшим исключением) внастоящее время либо ужеопубликовано, либо подготовлено кпечати. Наиболееважные материалы -такие, какнаскальные надписи, рисунки иархеологические находки изВадиКитна, -опубликованы ввиде обширных монографий, другие введены внаучный обиход ввиде кратких публикаций, статей инаучных докладов. Всеупомянутые выше публикации были переведены надругие языки, чтосделало ихболее доступными длямеждународной научной общественности. Экспедиции вНубию нотолько внесли вклад вразвитие чехословацкой науки икультуры: наша страна также получила вдар отегипетского правительства -каквыражение благодарности заоказанную помощь -часть найденных нами натерритории Нубии памятников. Онивключают всебя нетолько находки израскопок вВади Китна, нотакже фрагменты каменных иглиняных саркофагов изНагаэль-Фарик, Нагаэль-Батих идругих мест. Памятники были переданы частично вМузей Напрстека, частично -вНациональный музей вПраге, гдеизних сформирована особая экспозиция. И,наконец, должен быть ещераз упомянут один изглавных результатов нашей работы вНубии: высоко оценив бескорыстный иэффективный вклад чехословацких участников кампании ЮНЕСКО, правительство Египта удовлетворило просьбу Чехословакии опередаче ейдолгосрочной концессии наведение раскопок в царском припирамидном некрополе Vдинастии вАбу-Сире. Территорияцарских припирамидных некрополей врайоне Мемфиса, древнейшей столицы Египта (Абу-Сир -один изтаких «городов мертвых»), считается одной изнаиболее ценных сархеологической точки зрения; вследствие этого она практически целиком зарезервирована заегипетскими археологами. Исключения изэтого строго соблюдаемого правила крайне редки: чехословацкая концессия -одно изтаких исключений.

bukvasha.ru


Смотрите также