Древние цивилизации речные. Речные цивилизации Древнего Востока: Культура Древнего Египта.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Где и когда зародились древние речные цивилизации. Древние цивилизации речные


Речные цивилизации Древнего Востока

  

Речные  цивилизации Древнего Востока 

Цивилизация –  это ограниченная во времени и  пространстве, культурно-историческое общество (система),

обеспечивающее её (цивилизацию) стабильность(ю) и способность(ю) к саморазвитию, путём саморегуляции обмена с окружающей средой. 

Когда речь заходит  о наиболее ранних цивилизациях, в  качестве дополнительного признака (наряду с тремя основными признаками) называют систему ирригации - искусственного орошения земледельческих угодий с помощью каналов. Каналы отводили воды рек в нужном земледельцу направлении. Они обеспечивали постоянную влагу почвы, снижали риск во время засух и паводков. Кроме того, в изрезанных речными рукавами долинах на северной границе тропиков строительство каналов позволяло избежать ухода воды мелких речек в землю, а значит, заболачивания местности.

Именно в таких  областях в  IV-III тыс. до н.э. и возникают великие культуры древности – «речные цивилизации», которые находились на поймах рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы. Это были аграрные цивилизации с элементами урбанистической культуры.  

Речные цивилизации возникали на землях, которые сначала осваивались человеком не без труда. Охотникам и собирателям в этих краях разливов и болот, вокруг которых нередко простиралась песчаная пустыня (как в Египте и Месопотамии), делать было нечего. С другой стороны, почвы были весьма плодородны и поддавались обработке даже с помощью простейших деревянных орудий. С появлением земледелия люди всё решительнее осваивают долины великих рек. Однако уже перед первыми земледельцами встала задача обуздания своенравной природы. Век металла даровал победу человеку. С началом добывания меди и изготовления медных орудий стало возможным строительство каналов для отвода вод и орошения полей.

Проявляеться  первый и самый главный признак Древне-Восточных речный Цивиллизаций «Коллективизм», а так же появляеться «Разделение труда» -  Мощную и цельную ирригационную систему нельзя было построить силами одной общины (Община - это основная ячейка общества). Для этого требовались согласованные усилия нескольких или многих общин, а так же для постройки орошительной системы требовались познания в разных науках, таких как: математика, плотницкое дело (строительное дело), а также требовалось познание в писменности, для учета проделанной работы. Еще не менее важная наука – это астрономия, так как наблюдая за звездами, за лунлой, вообще за небом в целом, люди могли определять время разливов рек, какой будет урожай и многое другое.

В качестве организующей силы выступает зарождающаяся надобщинная и внеобщинная власть. И именно у них, молодое государство, организовывавшее полезное для всех невиданное прежде дело, усилилось безмерно. Этому способствовал и рост достатка, так как уже само место расположение возле рек, позваляло этим государствам (цивиллизациям) развивать мореходство, торговые отношения с другими государствами и племенами. Экономический подьем в свою очередь позвалял содержать большую армию, для защиты границ и захвата новых земель.

Урожаи с орошаемых  каналами земель возросли многократно. С появлением ирригационных систем в Месопотамии дворы общинников начали сосредоточиваться вокруг общего храма - резиденции царя-жреца. Глава раннего государства, располагавший постоянной вооружённой силой, своей личной охраной (дружиной), становится естественной защитой обогатившихся общинников от отсталых и более бедных соседей-варваров.     

Итоги 

Таким образом, возникновение ирригации ускорило концентрацию жителей в крупных посёлках, позднее ранних городах. Увеличило урожаи, ускорило научный процесс, способствовало экономическому процессу, способствовало содержанию армии, защите границ и захвату новых земель. 

Непосредственным производителем материальных благ в ирригационных системах был крестьянин, юридически свободный, но обязанный государству трудовой повинностью. Производственный труд рабов по самым элементарным экономическим причинам не мог применяться: не было не только дефицита, но существовал избыток трудовых ресурсов (населения в трудоспособном возрасте). В период разливов рек, когда сельскохозяйственные работы прекращались, эти избыточные трудовые ресурсы необходимо было занять. Поэтому-то древневосточные государства силами трудообязанных крестьян могли вести строительство грандиозных сооружений - египетских пирамид, вавилонских башен, великой китайской стены и др. Рабство захваченных на войне и кабальных людей (несостоятельных должников)носило домашний, а не производственный характер, преследовало политические и идеологические цели. Огромные массы слуг в домах царей и знати - все это лишний раз подчеркивало престиж деспотии, ее безграничную власть. Поэтому правовое положение рабов не очень отличалось от положения свободного населения: фактически все были рабами государства. 

Итак, появление  системы ирригации достаточно надёжное подтверждение того, что в обществе складывается государство - надобщинная и «профессиональная» власть. Но есть и другой, более общий признак цивилизации - монументальное искусство также свидетельствует, как правило, о наличии государства. Возведение гигантских памятников искусства, храмов и дворцов совместными усилиями многих людей невозможно без организующей власти.

Однако государственная власть формируется обычно немногим ранее самой цивилизации. Она как бы создаёт условия для общественного и культурного «рывка», основные признаки которого - сосредоточение населения в городах и развитие письма.

stud24.ru

Где и когда зародились древние речные цивилизации — GamesStats

Комментарии пользователей Вася Васян 05.12.2017 - 12:37

Как интересно у меня есть два вопроса. А не могли бы вы музыку по громче сделать а то слишком тихо, ублюдки ебаные? И почему ваш ведущий головой мотает как такой же еблан который накладывал эту музыку?

адик адидасов 07.12.2017 - 21:59

Живу 200 км от Костёнок, спасибо за видео,очень познавательно

Дэн Дягилев 10.12.2017 - 21:22

Музыка заглушает голос. Плохой звукорежиссер занимался озвучкой ролика.

иван уу 12.12.2017 - 13:36

первый фалоимитатор чтоли?

иван уу 13.12.2017 - 13:48

да неее, это дрревние укры пацны )))

gukow 16.12.2017 - 08:07

Я не понял, а на каком основании этот человек приходит к выводу, что найденные находки в Костенках ставят под сомнение гипотезу, что человек разумный зародился в Африке? Каким образом эти находки её опровергают?

gukow 18.12.2017 - 21:09

+Evgeny Nevskiy Все мои предки вышили из крестьян. А у них с родами весьма напряженно. Если только какой-нибудь поручик Ржевский не соблазнил мою далёкую крестьянскую пра пра пра бабку. Тогда можно с каким-нибудь князем породниться :))) Да и то, на кой мне это нужно? В целом, не вижу никакого смысла узнавать мою гаплогруппу. Пускай ученые лучше останки древних людей исследуют. Разумеется для меня гораздо интереснее знать, как развивалось человечество. Просто есть люди, которые о себе думают зачастую в последнюю очередь. Видимо, я из их числа.

gukow 21.12.2017 - 16:43

+Evgeny Nevskiy Вот именно, что Клёсов только пытается это сделать. С одной стороны он берет археологические данные, что неандерталец жил на территории Европы и не жил на территории Африки, и почему то не замечает иных археологических данных, что современный человек появился в Европе около 50-60 тыс лет назад и что в Африке он был около 160 лет назад. Что, это делается намеренно ради каких то непонятных целей, или просто банальная неграмотность Клёсова? То есть человек, который занимается подобного рода вопросами не удосужился даже заглянуть в учебник по археологии? Появившиеся ДНК данные могли опровергнуть только гипотезы, то есть догадки тогдашних учёных, но не научные факты. Клёсов же своей гипотезой практически пытается опровергнуть научный факт. При этом не имея никакой серьёзной аргументации и доказательств того, что люди и неандертальцы после их разделения всё это время жили параллельно друг-другу в Европе? При этом, если верить Клёсову, то я представить себе не могу, как протекала раздельная эволюция неандертальца и человека современного типа на одной территории проживания? Произошли от одного предка, имели возможность смешиваться на протяжении сотен веков, но при этом у человека максимум 4% неандертальских генов? Как такое может быть? А быть это может, если эволюция происходила раздельно на разных территориях. То есть одни в Европе, а другие Африке. При этом, в ходе этой эволюции вышло, что неандертальцев оказалось мало, а вот современных людей много. Их задавили числом людей в процессе колонизации Европы. Тоже самое было с американскими индейцами когда их колонизировали европейцы. Часть неандертальцев уничтожили, а часть ассимилировали. Вот вам и 4% неандертальских генов у европейцев.

Evgeny Nevskiy 23.12.2017 - 07:51

+gukow1 От знания о месте выхода человека в путь по планете у вас тоже ничего не поменяется, но вам же это интересно, а история своего рода - нет - ПОРАЗИТЕЛЬНО! А у меня поменялось. Древняя история рода была утеряна в революцию (а она была). Предкам понравилось бы, что я о них знаю и помню. Теперь пошло восстановление. Род в Черногорию ведет.

Evgeny Nevskiy 24.12.2017 - 15:46

+gukow1 Так ведь абсолютно с Вами согласен! За исключением абсолютно безосновательного довода: Если этого не делать, то всё получится как у Клёсова - он и пытается это делать на стыке многих наук (ну не может все сразу идеально получаться). Просто в науках археология, история, лингвистика и др. есть общий распространенный во всех науках недостаток - костность и между собой они тоже не часто общаются. Не любят пересматривать то, что уже было в их научном сообществе признано. Но многое, благодаря генетике, уже начинают признавать. Помню первые комменты на днк-данные историков: это полная чушь. А генетики просто бросают им данные на стол и говорят: а вы теперь, историки хреновы, думайте как так получилось, у нас, в отличии от вас, наука точная. И теперь уже кандидатские по истории с днк данными выходят - прогресс на лицо и это не может не радовать! Да, в мировом научном сообществе индекс цитирования (по серьезным научным изданиям естественно, а не в интернете) - это основной показатель, просто в России это еще не принято.

gukow 25.12.2017 - 15:50

+Evgeny Nevskiy Мне, по большому счёту, моя гаплогруппа не интересна и неизвестна. Не вижу большого смысла в выяснении того, какая у меня гаплогруппа? Мне абсолютно всё равно - это R1а, N1c, или I2a, как у вас, или, вообще, какая-то экзотическая. От знания сей информации ничего в моей жизни не поменяется.

Московское Общество Фольклора и Этнографии 19.12.2017 - 05:42

И опять - хрень, что ставит под сомнение выход человечества из Африки. Не ставит под сомнение - а ещё раз доказывает! Может ещё ставит под сомнение что у человека и обезьяны - общий предок!

Московское Общество Фольклора и Этнографии 20.12.2017 - 21:29

Гордиться можно только тем чего добился сам. Да и то - гордыня - это грех как правило.

Sib Rezerv 23.12.2017 - 06:47

глядя на баланс между положительными и отрицательными лайками, можно высчитать примерный процент вырожденцев, ( около 3%) , которых этот ролик явно не порадовал.

Руслан Галиевич 26.12.2017 - 05:35

Говорите уже прямым текстом, русские первые люди на земле)) 

Антазаръ Пламенный 27.12.2017 - 11:54

предки славян, кельтов, готов и тд и тп - т.е. всех белых - костёнковцы. И уж точно не тюрки - первые люди на земле )

Ан Рівне 28.12.2017 - 03:07 Sergei Albero 29.12.2017 - 13:28

хороший проект!

Petr Shuklin 31.12.2017 - 10:59

добавьте ссылку в описание

Maksims Ivanovs 02.01.2018 - 04:42 Rosko nii 02.01.2018 - 02:09

Нужно это в учебниках писать.

олег дроздов 04.01.2018 - 22:24

Конституцию поменяйте сначала - rusnod.ru

Александр Кваша 05.01.2018 - 01:14

Вот так находка! Спасибо большое за сайт!

pkc1.ru

Культура Древнего Египта. — доклад

Речные цивилизации  Древнего Востока:

 Культура Древнего  Египта.

 

 

          Первые цивилизации вырастают из тех земледельческих обществ, где была высокая производительность земледелия и высокие темпы социального развития. Это происходит в 3-4 тыс. до н.э. в Месопотамии, где складываются Шумерская, Аккадская, Вавилонская и Ассирийская цивилизации, в Египте, в Индии и Китае все они принадлежат к типу речных цивилизаций.

          Древний восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии.           Первые государства возникают в долинах рек. Земледелие на древнем востоке было очень продуктивным, но для этого требовались ирригационные системы (осушение, орошение). Для строительства ирригационных систем требовалось большое количество рабочей силы. Одна община не могла справиться с такими работами, и была необходимость объединения общин под контролем единого государства. Впервые это происходит в Двуречье (Двуречье (Междуречье, Месопотамия). В отличие от других цивилизаций оно являлось открытым государством. Через Двуречье проходили многие торговые пути. Двуречье постоянно расширялось, вовлекало новые города, в то время как остальные цивилизации были более замкнутые. Здесь появились: гончарный круг, колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница, и новые формы письменности. Земледельцы заселили Двуречье в 8 тысячелетии до нашей эры. Постепенно они научились осушать заболоченные участки). (река Тигр, река Евфрат), Египет (река Нил) в конце 4 – начале 3 тысячелетия до нашей эры. Позднее государства возникают в Индии и в Китае, эти цивилизации получили название речные.

Когда речь заходит о наиболее ранних цивилизациях, в качестве дополнительного (наряду с тремя основными) признака называют систему ирригации, искусственного орошения земледельческих угодий с  помощью каналов. Каналы отводили воды рек в нужном земледельцу направлении. Они обеспечивали постоянное питание  почвы, снижали риск во время засух  и паводков. Кроме того, в изрезанных речными рукавами долинах на северной границе тропиков строительство каналов позволяло избежать ухода воды мелких речек в землю, а значит, заболачивания местности.

Именно в таких областях и  возникают самые первые локальные  цивилизации, получившие в связи  с этим название речных. На Ближнем  Востоке регионами складывания  цивилизации стали долина Нила (Египет) и междуречье Тигра и Евфрата (по-гречески Месопотамия) с прилегающими землями (территория нынешнего Ирака  и отчасти Юго-Западного Ирана).

В  IV-III тыс. до н.э. в поймах рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы возникают великие культуры древности – «речные цивилизации». Это были аграрные цивилизации с элементами урбанистической культуры. Для создания сложных ирригационных систем требовалось умение управлять массами людей, организовывать все население долины, держать в повиновении непокорных, а также иметь определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь письменно фиксировать результаты.

 Дальше на восток одна  из древнейших цивилизаций возникла  в долине Инда и распространилась  на запад по другой реке  – Гангу. На территории Китая  «артерией» цивилизации послужила  река Хуанхэ, позднее к ней  добавилась лежащая южнее Янцзы.  Долины не столь крупных рек  Центральной Америки со временем  также стали зоной сложения  цивилизаций

Речные цивилизации возникали  на землях, которые сначала осваивались  человеком не без труда. Охотникам  и собирателям в этих краях  разливов и болот, вокруг которых  нередко простиралась песчаная пустыня (как в Египте и Месопотамии), делать было нечего. С другой стороны, почвы  были весьма плодородны и поддавались  обработке даже с помощью простейших деревянных орудий. С появлением земледелия люди всё решительнее осваивают  долины великих рек. Однако уже перед  первыми земледельцами встала задача обуздания своенравной природы. Век металла даровал победу человеку. С началом добывания меди и  изготовления медных орудий стало возможным  строительство каналов для отвода вод и орошения полей. В древних  преданиях от Египта до Китая покорение  рек и прекращение разрушительных паводков рисуются как начало истории  цивилизации – и государства.

Мощную и цельную ирригационную  систему нельзя было построить силами одной общины. Для этого требовались  согласованные усилия нескольких или  многих общин, даже нескольких племён. В качестве организующей силы выступает  зарождающаяся надобщинная и внеобщинная власть. Государство, разумеется, возникало и там, где не было нужды в ирригации, но орошение полей являлось совместным и важнейшим делом для обитателей речных долин. И именно у них молодое государство, организовывавшее полезное для всех и невиданное прежде дело, усилилось безмерно. Этому способствовал и рост достатка. Урожаи с орошаемых каналами земель возросли многократно. Археологи, изучающие Месопотамию, давно подметили, как с появлением ирригационных систем дворы общинников начали сосредоточиваться вокруг общего храма – резиденции царя-жреца. Глава раннего государства, располагавший постоянной вооружённой силой своей дружины, становится естественной защитой обогатившихся общинников от более отсталых и бедных соседей-варваров. Таким образом, возникновение ирригации ускорило концентрацию жителей в крупных посёлках, позднейших ранних городах.

Итак, появление системы ирригации  достаточно надёжное подтверждение  того, что в обществе складывается государство – надобщинная и «профессиональная» власть. Но и другой, более общий признак цивилизации – монументальное искусство также свидетельствует, как правило, о наличии государства. Возведение гигантских памятников искусства, храмов и дворцов совместными усилиями многих людей невозможно без организующей власти. Исходя из этого, некоторые историки рассматривают существование государства как одну из главных, даже обязательную предпосылку возникновения цивилизации.

Приблизительно 5 тыс. лет назад  на территории современного Египта сложилось  единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или  шумеро-аккадская. Здесь были свои периоды  подъема, благоденствия, затем слома  и упадка, а также редкие периоды  социальных потрясений. Еще одной  важной особенностью египетской цивилизации  явилось то, что она была детищем  одного этноса. В Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и создали разветвленную социальную систему. Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки.

Древний Египет — первая древневосточная  цивилизация, ставшая после веков  забвения известной европейцам. Существенный фактор развития древнеегипетской цивилизации  составляли природные условия. Сами египтяне называли свою страну “Черная  земля”,подчеркивая плодородие ее почвы , в противоположность “Красной земле”, т.е. пустыне. Почва в долине Нила очень плодородна, и там издавна собирали два урожая в год. В долине Нила и сейчас проживает 99,5% населения. Примерно такое же соотношение было и в эпоху фараонов — недаром египтяне называли свою страну "даром Нила", ибо эта река стала основой хозяйства дожди почти не выпадали, и жизнь для человека стала здесь возможной лишь в результате использования речных вод.

Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой первой империей, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором  народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная  власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.

 

Междуречье (Двуречье, Месопотамия) — область между реками Тигр и Евфрат, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.

 

культура Древнего Египта

myunivercity.ru

Цивилизации речных долин - история, уроки

Цивилизация в переводе с латинского означает «государственный» или «гражданственный». Возникновение древних цивилизаций – это сложный и длительный процесс, хронологические рамки которого можно обозначить лишь условно.

Когда речь заходит о наиболее ранних цивилизациях, в качестве дополнительного (наряду с тремя основными) признака называют систему ирригации, искусственного орошения земледельческих угодий с помощью каналов. Каналы отводили воды рек в нужном земледельцу направлении. Они обеспечивали постоянное питание почвы, снижали риск во время засух и паводков. Кроме того, в изрезанных речными рукавами долинах на северной границе тропиков строительство каналов позволяло избежать ухода воды мелких речек в землю, а значит, заболачивания местности.

Именно в таких областях и возникают самые первые локальные цивилизации, получившие в связи с этим название «речных цивилизаций». Считается, что древнейшей цивилизацией на земле были города-государства Месопотамии, возникшие около 5 тысяч лет назад в долине рек Тигр и Евфрат. Примерно в это же время возникла цивилизация в долине Нила (Древний Египет). На рубеже III – II тыс. до н.э. в долинах рек Инда и Ганга возникла Индийская, а в последствии и Древняя Китайская цивилизация (долина рек Хуанхе и Янцзы).

Для создания сложных ирригационных систем требовалось умение управлять массами людей, организовывать все население долины, держать в повиновении непокорных, а также иметь определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь письменно фиксировать результаты.

 Речные цивилизации возникали на землях, которые сначала осваивались человеком не без труда. Охотникам и собирателям в этих краях разливов и болот, вокруг которых нередко простиралась песчаная пустыня (как в Египте и Месопотамии), делать было нечего. С другой стороны, почвы были весьма плодородны и поддавались обработке даже с помощью простейших деревянных орудий. С появлением земледелия люди всё решительнее осваивают долины великих рек. Однако уже перед первыми земледельцами встала задача обуздания своенравной природы. Век металла даровал победу человеку. С началом добывания меди и изготовления медных орудий стало возможным строительство каналов для отвода вод и орошения полей. В древних преданиях от Египта до Китая покорение рек и прекращение разрушительных паводков рисуются как начало истории цивилизации – и государства.

Мощную и цельную ирригационную систему нельзя было построить силами одной общины. Для этого требовались согласованные усилия нескольких или многих общин, даже нескольких племён. В качестве организующей силы выступает зарождающаяся надобщинная и внеобщинная власть. Государство, разумеется, возникало и там, где не было нужды в ирригации, но орошение полей являлось совместным и важнейшим делом для обитателей речных долин. И именно у них молодое государство, организовывавшее полезное для всех и невиданное прежде дело, усилилось безмерно. Этому способствовал и рост достатка. Урожаи с орошаемых каналами земель возросли многократно.

Таким образом, возникновение ирригации ускорило концентрацию жителей в крупных посёлках, позднейших ранних городах.

Итак, появление системы ирригации достаточно надёжное подтверждение того, что в обществе складывается государство – надобщинная и «профессиональная» власть. Но и другой, более общий признак цивилизации – монументальное искусство также свидетельствует, как правило, о наличии государства. Возведение гигантских памятников искусства, храмов и дворцов совместными усилиями многих людей невозможно без организующей власти. Исходя из этого, некоторые историки рассматривают существование государства как одну из главных, даже обязательную предпосылку возникновения цивилизац

Слайд (рис. учебника). Цивилизации речных долин

Раздел долгосрочного плана:

Раздел 1В

Цивилизации речных долин

Школа:

ГУ «Потанинская средняя общеобразовательная школа Лебяжинского района»

Дата:

ФИО учителя: Ергазина А.К.

Класс: 5

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Почему древние цивилизации развивались в долинах рек?

Вид урока

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

5.4.1.3 – описывать систему хозяйства древних цивилизаций

Цель урока

Все: используя понятие «ирригационная система», описывают систему хозяйства речных цивилизаций.

Большинство: объясняют причины появления речных цивилизаций.

Некоторые: оценивают, как изменилась жизнь людей в условиях цивилизации.

Концепты

Причина и следствие

Критерии

оценивания

Все: объясняют роль ирригационной системы в жизни цивилизаций речных долин, описывая систему хозяйства древней Месопотамии.

Большинство: выявляют причины появления речных цивилизаций.

Некоторые: выявляют положительные и отрицательные признаки цивилизаций.

Языковые цели

Предметная лексика и терминология: цивилизация, речные цивилизации, ирригационные системы.

Серия полезных фраз для диалога/письма: Наиболее благоприятными местами для проживания людей … Причинами появлениями речных цивилизаций …. С возникновением цивилизации..., Люди селились возле рек …, потому что …

Воспитание ценностей

Труд и творчество

Межпредметные связи

Познание мира, естествознание

Предварительные знания

Занятия древних людей, «неолитическая революция».

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

7 минут

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Ребята, какая река протекает по нашему району?

Проблемный вопрос: Какую роль играют речные системы в жизни людей?

Обратная связь. Обсуждение с ребятами данного вопроса.

Учащиеся определяют важность воды для жизни человека и для его хозяйственной деятельности, актуализируют свои знания о хозяйственном использовании рек Казахстана.

Обратить внимание учащихся на то, что в древности наличие крупных водоемов способствовало развитию поливного земледелия в данной местности.

Объединение в группы при помощи игры «Колечки».

(Г) Приём «Рассыпанное предложение». Каждой группе раздается конверт с перечнем слов, из которых группе необходимо сложить предложение (Почему древние цивилизации развивались в речных долинах?).

Выход на тему урока.

Давайте подумаем, какими будут цели сегодняшнего урока?

Ответы учащихся.

Давайте попробуем определить критерии оценивания по данной теме.

Ответы учащихся.

Конверт с заданием.

Слайд 1.

Середина урока

25 -30 минут

(Г) Задание: Используя текст учебника стр. 21 заполните таблицу:

1. Где и когда возникла самая ранняя цивилизация в истории?

2. Пользуясь иллюстрациями учебника, опишите ирригационную систему речных цивилизаций.

3. Используя описание системы хозяйства древней Месопотамии, сделайте вывод о роли ирригационной системы в жизни народов данного региона.

Критерий:

Объясняют роль ирригационной системы в жизни цивилизаций речных долин.

Описывает систему хозяйства древней Месопотамии.

Дескриптор:

  1. Верно прописывают время и место возникновения самой ранней цивилизации.

  2. Характеризуют ирригационную систему речных цивилизаций.

  3. Делают вывод о роли ирригационной системы в жизни народов Месопотамии.

Взаимооценивание. Выступление групп. Обратная связь.

Задание: Выявите причины появления речных цивилизаций.

Объясните почему самые первые цивилизации возникали возле рек?

(И) Напишите мини-сочинение (20-30 слов).

Шаблоны для написания текста:

«До цивилизации люди жили в ... », «Люди селились возле рек …, потому что …» и т. д.

Самооценивание. Поделитесь информацией в паре.

(П) Работа с текстом «Речные цивилизации».

Работа с картой.

В парах распределяют карточки в две стопки: одна стопка будет включать в себя карточки с описанием жизни людей до цивилизации, а вторая стопка – карточки с описанием жизни людей в условиях цивилизации. Карточке «Люди постоянно перемещались с места на место в поисках новых мест для добычи пропитания» должна соответствовать карточка «Людям нужно было селиться в одном месте, так как сообща легче было очищать леса и болота для посевов, собирать урожай и ухаживать за скотом» и т.д.

Критерий:

Выявляют причины появления речных цивилизаций.

Дескриптор:

  1. Правильно указывают причины появления речных цивилизаций.

  2. Используют фразы.

  3. Верно сопоставляют карточки.

Взаимооценивание (в парах, в группе). Обсуждение в классе. Обратная связь.

(Г) Задание: Дайте оценку значению роли древних цивилизаций для современности.

Таблица:

Положительные признаки

Отрицательные признаки

Значение роли древних цивилизаций в истории.

Критерий:

Выявляют положительные и отрицательные признаки цивилизаций.

Дескриптор:

  1. Выделяют не менее 3-х признаков по каждому из предложенных граф.

  2. Характеризуют жизнь людей в условиях цивилизации.

  3. Оценивают роль древних цивилизаций в истории.

Ответ групп. Обратная связь.

Учебник (проект, НИШ). Авторы: Б.С. Букаева, Г.Б. Зикирина, Ж.С. Макашева, Д.Н. Мукатаева, И.А. Тен

Речные цивилизации

стр. 20-21

Приложение 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Учебник: рис.2, 3

Приложение 1

Учебник стр.20-21

Рис. Цивилизации речных долин.

на стр. 21

Приложение 2.

Предоставление модельного ответа для учащихся.

Разрезанные карточки для сравнения жизни людей до и после формирования цивилиза-ции, а также по одному набору карточек для каждой группы учащихся.

Таблица.

Конец урока

8 минут

Обратная связь. Стратегия «Кубик».

(Каждой группе должен выпасть один из вопросов/заданий на кубе).

  1. Чем объяснить появление древних цивилизаций в долине рек?

  2. Предположите, каково назначение современных плотин?

  3. Докажите, что прогресс связан с упорным трудом людей.

  4. Объясните, какие изменения происходят в жизни людей с появлением цивилизации.

  5. Оцените значение древних цивилизаций для современности.

  6. Какова была роль ирригационных систем в жизни древних государств?

Рефлексия.

Обратная связь. Продолжи фразу:Сегодня я узнал(а) ….Было интересно …Было трудно …Я понял(а), что…Теперь я могу …

Домашнее задание (на выбор):

  1. Написать эссе на тему: Речные цивилизации древности.

  2. Придумать проблемный вопрос по теме урока.

  3. Создать слайд (презентацию) по теме.

Куб с вопросами.

Учащимся предлагается на стикерах продолжить фразы.

Д/з вывешивается на доске.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися дифференциацию?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Для того чтобы учесть индивидуальные потребности учащихся была произведена

дифференциация целей обучения через Все, Большинство, Некоторые. Предложено дифференциация домашнего задания.

Использование индивидуальной, групповой, парной работы.

Самооценивание, взаимооценивание. Педагогическая поддержка через постановку вопросов.

Использование обратной связи после выполнения каждого задания.

Создание условий для учащихся в ходе урочной деятельности: световой режим, техника безопасности. Соблюдение правил поведения учащимися в классном кабинете. Соблюдение осанки.

Осуществление смены различных видов деятельности.

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему?

Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана

урока, и почему?

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.

Итоговая оценка

Какие две вещи прошли хорошо (в том числе преподавание и учение)?

1:

2:

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (в том числе преподавание и учение)?

1:

2:

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?

До цивилизации

В условиях цивилизации

Люди не могли читать и писать

Была создана система письма

Люди добывали пищу путем охоты и сбора кореньев, плодов и семян

Выращивание растений и разведение животных стали основными источниками пищи

Пища человека была разнообразной

Пища менее разнообразна, потому что люди выращивали только несколько видов растений или разводили только несколько видов прирученных животных

Люди постоянно перемещались с места на место в поисках новых мест для добычи пропитания

Людям нужно было селиться в одном месте, так как сообща легче было вырубать леса и осушать болота для посевов собирать урожай и ухаживать за скотом

Люди проводили большую часть времени в поисках пищи

Возникновение земледелия предоставило избыток пищи. Это позволило людям совершенствовать орудия труда, больше времени заниматься строительством и гончарным делом.

Люди жили родовыми общинами и зависели друг о друга

С ростом населения растут поселения, превращаясь в города, возникают государства во главе с могущественными военачальниками и правителями.

Люди много передвигались и владели только тем, что могли унести на новое место

Люди постоянно проживали в одних и тех же местах. Им хотелось иметь постоянный источник продуктов, поэтому они стали производить их сами.

Люди находили убежище во временных жилищах и в пещерах

Люди начали строить дома и здания. В специальных помещениях хранили зерно. В святилищах совершали религиозные обряды – различные действия с целью умилостивить богов.

kopilkaurokov.ru

"Речные цивилизации" Древнего Востока, общая характеристика.

"Речные цивилизации" Древнего Востока, общая характеристика.

Когда речь заходит о наиболее ранних цивилизациях, в качестве дополнительного (наряду с тремя основными) признака называют систему ирригации, искусственного орошения земледельческих угодий с помощью каналов. Каналы отводили воды рек в нужном земледельцу направлении. Они обеспечивали постоянное питание почвы, снижали риск во время засух и паводков. Кроме того, в изрезанных речными рукавами долинах на северной границе тропиков строительство каналов позволяло избежать ухода воды мелких речек в землю, а значит, заболачивания местности.

Именно в таких областях и возникают самые первые локальные цивилизации, получившие в связи с этим название речных. На Ближнем Востоке регионами складывания цивилизации стали долина Нила (Египет) и междуречье Тигра и Евфрата (по-гречески Месопотамия) с прилегающими землями (территория нынешнего Ирака и отчасти Юго-Западного Ирана).

В  IV-III тыс. до н.э. в поймах рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы возникают великие культуры древности – «речные цивилизации». Это были аграрные цивилизации с элементами урбанистической культуры. Для создания сложных ирригационных систем требовалось умение управлять массами людей, организовывать все население долины, держать в повиновении непокорных, а также иметь определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь письменно фиксировать результаты.

 Дальше на восток одна из древнейших цивилизаций возникла в долине Инда и распространилась на запад по другой реке – Гангу. На территории Китая «артерией» цивилизации послужила река Хуанхэ, позднее к ней добавилась лежащая южнее Янцзы. Долины не столь крупных рек Центральной Америки со временем также стали зоной сложения цивилизаций

Речные цивилизации возникали на землях, которые сначала осваивались человеком не без труда. Охотникам и собирателям в этих краях разливов и болот, вокруг которых нередко простиралась песчаная пустыня (как в Египте и Месопотамии), делать было нечего. С другой стороны, почвы были весьма плодородны и поддавались обработке даже с помощью простейших деревянных орудий. С появлением земледелия люди всё решительнее осваивают долины великих рек. Однако уже перед первыми земледельцами встала задача обуздания своенравной природы. Век металла даровал победу человеку. С началом добывания меди и изготовления медных орудий стало возможным строительство каналов для отвода вод и орошения полей. В древних преданиях от Египта до Китая покорение рек и прекращение разрушительных паводков рисуются как начало истории цивилизации – и государства.

Мощную и цельную ирригационную систему нельзя было построить силами одной общины. Для этого требовались согласованные усилия нескольких или многих общин, даже нескольких племён. В качестве организующей силы выступает зарождающаяся надобщинная и внеобщинная власть. Государство, разумеется, возникало и там, где не было нужды в ирригации, но орошение полей являлось совместным и важнейшим делом для обитателей речных долин. И именно у них молодое государство, организовывавшее полезное для всех и невиданное прежде дело, усилилось безмерно. Этому способствовал и рост достатка. Урожаи с орошаемых каналами земель возросли многократно. Археологи, изучающие Месопотамию, давно подметили, как с появлением ирригационных систем дворы общинников начали сосредоточиваться вокруг общего храма – резиденции царя-жреца. Глава раннего государства, располагавший постоянной вооружённой силой своей дружины, становится естественной защитой обогатившихся общинников от более отсталых и бедных соседей-варваров. Таким образом, возникновение ирригации ускорило концентрацию жителей в крупных посёлках, позднейших ранних городах.

Итак, появление системы ирригации достаточно надёжное подтверждение того, что в обществе складывается государство – надобщинная и «профессиональная» власть. Но и другой, более общий признак цивилизации – монументальное искусство также свидетельствует, как правило, о наличии государства. Возведение гигантских памятников искусства, храмов и дворцов совместными усилиями многих людей невозможно без организующей власти. Исходя из этого, некоторые историки рассматривают существование государства как одну из главных, даже обязательную предпосылку возникновения цивилизации.

Однако государственная власть формируется обычно немногим ранее самой цивилизации. Она как бы создаёт условия для общественного и культурного «рывка», основные признаки которого – сосредоточение населения в городах и развитие письма.

shpargalki.ru


Смотрите также