Стиль древний. Архитектурные стили: краткое описание в хронологическом порядке, примеры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнегреческий стиль в интерьере. Стиль древний


кратко, в хронологическом порядке с примерами

Архитектурные стили формируют особенности и свойства исторического периода, региона или страны, которые проявляются в отличительных чертах зданий и композиций, такие как:

  • назначение строений (храмы, дворцы, замки),
  • конструкции и материалы, используемых при строительстве,
  • композиционные приёмы,
  • линии и оформление фасадов,
  • планы,
  • используемые формы.

Различные стили формируются в конкретных условиях экономики и общественного устройства. На них влияют:

  • религиозные течения,
  • государственность,
  • идеологическая составляющая,
  • исторические приёмы зодчества и
  • национальные отличия,
  • климат,
  • ландшафт и рельеф.

Техническое развитие, идеологические изменения или геополитические отношения всегда приводили и продолжают приводить к рождению нового стиля.

Архитектурные стили архаичного периода

Древнеегипетский стиль

Стиль этот дал развитие огромному множеству разнообразных архитектурных структур и великих памятников. Архитектура Древнего Египта, включая дворцы, храмы в Луксоре и пирамиды, на реке Нил, является свидетельством существования одной из самых выдающихся цивилизаций мира. Преобладающие строительные материалы — это испечённый на солнце кирпич, известняк, песчаник и гранит.

Понимание древнеегипетского стиля современными людьми основано на сохранившихся религиозных храмах и массивных, непонятного назначения сооружениях, c характерными наклонными стенами, имеющими небольшое количество отверстий, окружённых таинственностью. Распространено мнение, что это усыпальницы, однако существуют другие теории.

Архитектурные стили: древнеегипетский

Древняя египетская архитектура: пирамиды Гиза

Смотрите видео-обзор по теме на 8 минут:

Архитектурные стили античности

Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.

Древнегреческий стиль

Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:

  • архаический,
  • классический,
  • эллинизм.
архитектурные стили: античный греческий

Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).

Отмечены периоды архитектуры Древней Греции рождением трёх стилей: дорическим, ионическим и коринфским. В архаике — дорический и ионический. Во времена классики добавился коринфский. Эллинизм использует все три.

Древнеримский стиль

Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией. Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Краткий обзор архитектуры Древнего Рима включает историю, материалы, технологии и градостроительство.

архитектурные стили: античный древнеримский

Древнеримский архетиктурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия

Другие примеры древнеримкой архитектуры за 1 минуту на видео:

Византийский стиль

Столица Римской империи была перенесена римским императором Константином I в город Византий (Константинополь) в 330 году и стала называться Новым Римом. Естественно, что в архитектуре Византии, можно видеть сильное влияние древнеримского стиля. При этом, в отношении изящества и роскоши она стремилась превзойти старый Рим.

Византийский стиль представляет собой фузию христианского и античного мировоззрений с элементами художественной культуры Востока.Свои территории расширяла за счёт бывших провинций Рима на западе, где возводила памятники, дворцы, храмы, церкви с целью показать роскошь и утвердить святость имперской власти.

  • Здания стали  геометрически сложнее.
  • В украшении сооружений в дополнение к камню использовались кирпич и штукатурка.
  • Наблюдается более свободное отношение к классическим элементам, резные украшения заменила мозаика.
  • Простота и сдержанность экстерьера храмов резко контрастировала с великолепными драгоценными мозаиками, сверкающими золотом, внутри помещений.
Архитектурные стили: византийский

Собор Сан Витале в византийском стиле, Равенна, Италия

Дороманские архитектурные стили

Архитектурный стиль: меровингский

Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция

Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена

  • Меровинговского царства (5 — 8 вв),
  • эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
  • Оттоновский период (X век) вплоть до начала 11 века,

когда родился романский стиль. Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими, которые способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.

Меровингский стиль

Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.

Каролингский стиль

Архитектурный стиль: каролингский

Типичная каролингская церковь Нова Корвей (Nova Corbeia) на севере Франции

На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг). Каролингское Возрождение в конце 8-го и 9-го веков — это стиль дороманской архитектуры северной Европы. Став императором, германский король Карл Великий хотел, чтобы его империя была столь же великой, как Рим до него. Он спонсировал искусство и финансировал строительные проекты, в основном соборы и монастыри. Многие из этих зданий также служили школами, поскольку Карл Великий хотел создать большую грамотную базу своей империи. Пытаясь осознанно подражать римской архитектуре, каролингский стиль заимствовал много элементов из раннехристианского и византийского зодчества.

Оттоновский стиль

Архитектурный оттоновский стиль

Оттоновская церковь Святого Кириака (960-965гг ), Германия

Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии. Оттоновский ренессанс (951-1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и византийской эпох. Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Большинство оттоновских церквей щедро используют круглую арку и имеют плоские потолки, чередующиеся столбики и колонны, украшенные стилизованными листьями аканта.

Романский стиль

Романские здания строились в Европе приблизительно с 1000 года и до появления готического стиля в 12 веке.

Этот стиль содержит в себе много основных признаков римской и византийской архитектуры.

Романский стиль собора в Трани,Италия

Кафедральный собор в Трани, Италия

Он олицетворяет строительство укреплённых городов-замков с мощными стенами, узкими окнами и оборонительными рвами вокруг укреплений, где мосты и городские ворота охранялись стражей, улицы на ночь перекрывались цепями.

Замок обычно строился на возвышении, которое имело стратегическое значение для обороны и наблюдения. Украшением композиции служили башни — убежища. Форма их могла быть круглой, четырёх- или шестиугольной с заостренной крышей. Остальные постройки неприхотливой геометрической формы распологались вокруг неё.

Ярче всего романский стиль можно наблюдать в храмах, соединённых с такими башнями, имеющих полукруглые дверные проёмы и окна. Галереи и наружные стены церквей украшали декоративные стойки соединённые небольшими арками.

Постройки в романском стиле выглядят основательно, прочно и гармонично на фоне окружающей природы.

романский стиль в архитектуре

Романская церковь Сан Миллан, Сеговия, Испания

Готический стиль

На основе романского стиля возникла готика с устремлёнными ввысь шпилями, заостренными арками и резьбой на религиозные темы. Этот стиль возник на севере Франции в 12 веке. Получил широкое распространение в автрийский, немецких, чешских, испанских, английских городах. В Италии приживался с большим трудом и сильными изменениями, которые положили начало «итальянской готике». В конце 14 века этот архитектурный стиль трансформируется в так называемую интернациональную готику.

Архитектурный готический стиль

Готический собор в Лионе, Франция

Смотрите более подробно на видео и читайте О готическом стиле в архитектуре.

Архитектурный стиль Ренессанс или Возрождение

Возрождение началось в Италии и распространилось по Европе. Гуманистическая направленность периода 1425 -1660 годов характеризовалась вниманием к человеческой деятельности, и возрождению интереса к античности.

В архитектурных зданиях это отражается порядком в расположении колонн, пилястр и притолок. Несимметричные средневековые черты меняются на полуовальные арки, полусферные купола и ниши (эдикулы). В архитектуру вновь вернулись античные формы.

В ренессансе присутствует слияние готики и романского стилей.После кризиса идей в 16 веке на смену Возрождению приходит Маньеризм и Барокко.

Архитектурный стиль ренессанс

Собор Санта Мария дель Фьоре в стиле ренессанс, Флоренция, Италия

Маньеризм

Стиль пришёл на смену позднему Возрождению с неустойчивыми моральными, социальными и религиозными явлениями. В архитектуре выразил себя через нарушение ренессансного баланса, элементами гротеска, использованием концептуальных решений, способных вызывать чувство беспокойства. Некоторые искусствоведы называют его ранним барокко. Очаги возникновения: Флоренция, Рим и Мантуя в Италии (ит. maniera — манера). Но самое главное, он стал отражением трансформации средневекового искусства в Новом времени.

архитектурные стили: маньеризм

Образец маньеризма: Дворец Массимо-алле-Колонне, Рим, Италия

Барокко

Барочный стиль рождён итальянскими зодчими Борромини и Бернини. Его появление в конце 16 века знаменует эпоху Позднего Возрождения. Ещё называют витиеватым развитием Ренессанса.

Этот стиль был противостоянием таким течениям, как рационализм и классицизм. Его задачей было создание иллюзии состоятельности и могущества.

барочный стиль в архитектуре

Стиль барокко. Церковь Санта Сусанна, Рим Италия

Характеризуется большими колоннадами, обилием различных скульптур и пилястрами, наличием теламонов (атлантов), кариатид и маскарон (анфас головы человека или животного). Отмечен многоярусными сложными куполами (собор Св. Петра, Рим).

Любимый католической церковью, cтиль барокко быстро становиться популярным у испанцев и французов, у немцев и нидерландцев, у русских и поляков. Также его принимают и в странах Южной Америки.

Позже, барокко истончилось в рококо.

Архитектурные стили: барокко

Стиль барокко, Рим, Италия

Более полное впечатление о Барокко в 7-минутном видео.

Рококо

Родиной этого стиля является Франция, где в начале 18 в. он проявился из барокко. Отличает рококо лёгкость, приветливость, игривость. Архитектура совершенно произвольно сочетает и распределяет части сооружения, не задумываясь о формах и их целесообразности. Строгая симметричность отсутствует, зато существует бесконечный перебор многочисленных деталей орнамента и их расчленения.

Полное отсутствие рациональности в обращении с расположением и гармоничным сочетанием элементов, капризность, изысканность и отягощенность форм на памятниках рококо делает их оригинальными и роскошными, напоминая нам о времени, когда в моде были пудреные парики, мушки, румяна и белила.

архитектурные стили рококо

Дом Хелблингов в Инсбруке, Австрия. Фотография Джеймса Дэвиса/Корбис

Архитектурные стили классицизма

архитектурные стили классицизма: палладианизм

Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия

На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма. Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей. Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются правильностью планировки, чёткими формами, симметричными композициями и сдержанным убранством. Эстетизм классицизма поддержали масштабные градостроительные проекты, что вылилось в упорядочивание городских застроек в масштабах целых городов.

В разных странах это направление проявляется с некоторыми особенностями. Италия, Франция, Англия, Германия, США выразили классику как:

архитектурные стили классицизма: георгианство

Дом в Георгианском стиле на Даунинг стрит 10, Лондон, Великобритания

  • Палладианизм или ранний классицизм,
  • Георгианская архитектура,
  • Ампир,
  • Регентство,
  • Бидермейер,
  • Федеральная архитектура.

В статье Архитекторы Классицизма в Англии можно проследить эволюцию архитектурных стилей на примере этой страны.

Классицизм — значит «образцовый». Рациональная методология европейского философа Рене Декарта (1596 -1650 гг) «от простого — к сложному» нашла выражение и в классических стилях строений 17—19 веков.

Архитектурные стили классического направления более подробно описаны в статье «Классицизм в архитектуре«.

Архитектурные стили историзма

Ахитектурные стили историзма

Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Остенд, неоготика, 1899–1908 Бельгия

Это направление тяготеет к осознанному воссозданию форм и содержанию исторических стилей архитектуры прошлого. Может одновременно соединять в себе несколько старинных направлений и вносить новые элементы. Это, своего рода, плавное отмежевание от классицизма, время эклектизма в архитектуре.

К нему относят

  • субъективные интерпретации неоготики и неоренессанса с новыми для них элементами,
  • комбинации с неомавританским или византийским стилями,
  • вариации на тему барокко — необарокко
  • и тему греческого стиля — неогрек.

Историзм в России оформился в «псевдорусский стиль».

Гармоничное сочетание форм прошлых стилей характерно для чистого историзма. Позднему историзму присуще ориентироваться на период барокко в возрождении — необарокко.

Современная архитектура, используя стиль Историзм в наше время, создала ещё одно направление, которое получило название Нео-историзм.

Более полное описание архитектурных стилей этого периода читайте и смотрите в статьях «Историзм в архитектуре» и «Эклектика в архитектуре«.

Архитектурные стили Модерна

Хотя искусствоведы Великобритании однозначно определяют Ар Нуво как Викторианский стиль, его рождение провозгласило начало эпохи Модерна. А было это в 1861 году.

Ар Нуво (Арт-Нуво)

Этот архитектурный стиль, развивался с конца 19 века до середины 20х годов 20 века. Родоначальником Арт-Нуво считается англичанин Уильям Моррис (1830-1896), известный лидер «Артс энд крафт» и художники-прерафаэлиты.

Несмотря на разные названия, «либерти», «югендстиль», «тиффани », «метро » и другие, он легко узнаваем, т.к. черпает свое вдохновение из природы. Его основная характеристика — это орнаменты, наполненные стилизированными мотивами растений и цветов, птиц, насекомых, рыб . Доминируют плавные изогнутые линии и формы; часто присутствуют женские силуэты и элементы неоклассицизма.   Более подробно об этом стиле можно узнать в статье Модерн в архитектуре.

Арт Деко (Ар-Деко)

Это динамичное и смелое продолжение Ар Нуво. Он не отвергает неоклассицизм, но приветствует современные технологии и аэродинамические элементы. Трансформирует плавные линии Ар Нуво в геометрию, угловатые орнаменты и этнографические узоры. Отдает предпочтение дорогостоящим материалам, например, редким породам дерева, слоновой кости, алюминию и серебру.

Роскошь ограничена строгой закономерностью и отсутствием ярких цветов в оформлении. Главный акцент — это красота материала. Ар Деко получило международное признание в 30—40-е годы прошедшего 20 столетия.

архитектурные стили: арт-деко

Арт-деко. Здание Chrysler, Нью-Йорк, США

Модерн Рациональный

В 1930-1937 гг.  Ар Деко мягко перетекает в Рациональный модерн. Этот стиль подчеркивает выгнутые, вытянутые горизонтально формы и элементы корабельной архитектуры. Промышленные дизайнеры лишили Ар Деко орнамента в пользу чистой линии, острые углы сменились аэродинамическими изгибами, а экзотические породы дерева и камень вытеснил цемент и стекло.

архитектурные стили: модерн

Стиль модерн. Здание аптеки, Канзас-Сити, Миссури, США

Архитектурные стили модернизма

Глобальное движение в архитектуре и дизайне 20-го века, объединившее возникшие архитектурные стили на базе инноваций в технологии строительства, новых материалов, железобетона, стали и стекла получило название интернациональный стиль. Решительное обновление форм и конструкций, аналитический подход к функции зданий, строго рациональное использование материалов, открытость к структурным нововведениям — его характерные черты. Он отвергает орнамент, неоклассический подход к архитектуре и стилей Beaux-Arts (боз-арт), что значит «красивая архитектура», и отдает предпочтение минимализму. Основные элементы:

  • асимметричные композиции,
  • кубические или цилиндрические формы,
  • плоские крыши,
  • использование стали и железобетона,
  • большие окна.

В разных странах их черты приобретали своё звучание. Но у всех наблюдаются одни и те же принципы:

  • желание экономить,
  • широко использовать новые материалы,
  • с помощью каркасной модульной структуры создавать свободные планы простых геометрических форм.

В строениях отсутствуют национальные культурные признаки, нет декора, а есть поверхности из стекла и металла.

Интернациональный стиль охватывает современные направления в зодчестве такие как:

  • Брутализм,
  • Конструктивизм,
  • Функционализм,
  • Рационализм,
  • Де Стиль (неопластика),
  • Баухауз и другие.
архитектурные стили: модернизм

Модернизм. Дворец Гуштаву Капанемы, Рио, Бразилия

Более подробно архитектурные стили этого направления рассмотрены в статье Модернизм в архитектуре. 

Архитектурные стили постмодернизма

Объединение архитектурных течений, возникших в 60 годах прошлого столетия как реакция на жёсткую экономию, формализм и отсутствие разнообразия, представляет из себя постмодернизм. Его расцвет пришёлся на 1980-е годы. Рецедив различных принципов, содержащихся в основном в классическом зодчестве прошлого и применение их к современным структурам породил архитектуру исторической аллюзии.Поиск уникальности, создание новых форм, идея гармонизации архитектуры в соответствии с окружающей средой — отличительные черты в работе постмодернистов. Их характеризуют яркие цвета, классические мотивы, разнообразие структур, материалов и форм.

Стремление к соблюдению пропорций и симметрии, к выражению образности зданий, внедрение или возрождение декора (барельефы, росписи) активно используются во внешней отделке.С конца 1990-х годов он распадается на новые тенденции высокотехнологичной архитектуры, неоклассицизма и деконструктивизма.

Хай-тек

High Tec — высокие технологии. Возник в 1970-х на основе элементов высоких технологий в промышленности, инженерии.Концепция High Tech развилась из британской модернистской архитектуры конца 1960-х. Отдаёт предпочтение легким материалам и чистым, гладким, непроницаемым поверхностям, часто из стекла. Характеризуется выраженными открытыми стальными конструкциями, открытыми трубами, воздуховодами и т. д., гибкостью для создания внутренних зон и интерьеров.

Эти изменения были внесены и реализованы ключевыми архитекторами стиля Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом с 1970-х годов.

архитектурный стиль хай тек

Штаб 4 канала, Horseferry Road, Лондон, 1994

Деконструктивизм

Эти странные, искаженные, почти до невозможности здания, на самом деле являются частью очень специфического, непрямолинейного подхода к дизайну.Деконструктивизм характеризуется

  • использованием фрагментации,
  • манипулированием идеями поверхности структуры,
  • переопределением ее форм и
  • радикальным проявлением их сложности в здании.

Сосредоточившись на свободе формы, а не на функциональных проблемах, деконструктивисты стремятся поразить посетителя, делая их пребывание в своем пространстве запоминающимся: интерьер завораживает так же сильно, как и внешний вид.

Считается, что этот фрагментированный стиль развился из постмодернизма, который начался в конце 1980-х годов. В то время как постмодернизм возвращался к историческим корням, которые избегал модернизм, деконструктивизм отверг постмодернистское признание таких ссылок и сделал смелый шаг к необыкновенным инновациям в архитектуре.

архитектурные стили: деконструктивизм

Деконструктивизм. Музей Гугенхейма, Бильбао, Испания

Зелёная архитектура (органическая)

Зеленое строительство стремится минимизировать отрицательное влияние строительства на природу. Это течение стремится к умеренному и эффективному использованию материалов, энергии и пространства с целью органичного развития экологической системы в целом.Ключевой фактор зеленой архитектуры: применение экологически чистых технологий и ресурсов на каждом этапе строительства, начиная с идеи и планирования, завершая разрушением.

зелёная архитектура

Зелёная архитектура. Офисное здание, Малага, Испания

Архитектор 20 века Ф.Л.Райт впервые использовал термин «органическая архитектура», сформулировал её принципы и придерживался их в своих работах. Он умел совмещать желания заказчиков с уникальностью окружающей среды. Убедится в этом можно, познакомившись с примерами работ талантливого мастера.

Смотрите видео по теме «Архитектурные стили»:

arhi1.ru

Архитектура. Древнерусский стиль

Прекрасные терема и шикарные хоромы. Это всё давно известные образцы древнерусской архитектуры.

архитектура Древняя Русь - 01

Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, 1878 год. Архитектор Иван Павлович Ропет (настоящие фамилия, имя и отчество — Петров Иван Николаевич, 1845, Петергоф—25 (12) декабря 1908, Петербург)

Мы слышим про терема, горницы, таинственные клети и хоромы в сказках, и древних летописях. А что это такое, терема и горницы?

ДРЕВНЕРУССКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ

Начнем с определения эпохи. Понятие древнерусский предполагает временной участок от крещения Руси и до времен правления Петра I.

Крещение Руси существенно повлияло на жизненный уклад народа, на его искусство и зодчество. На Руси начали строить храмы, а поскольку христианская вера пришла из Византии, то и первые храмы строили как копии религиозной архитектуры Третьего Рима.

А вот гражданские постройки того периода сохранили черты традиционной русской самобытности.Начну с того, что в те времена основная масса построек была из дерева. Были, безусловно, и каменные строения. Но, и форма, и конструкция этих каменных зданий повторяла стиль деревянных традиционных строений.

архитектура Древняя Русь - 02

Архитектор не известен

 

Дома горожан и селян, дворянские и боярские, и даже княжеские хоромы, ставили из дерева. И этому есть причины: недорого, доступно и очень комфортно для жизни. Как вы знаете, дерево является пористым материалом, что позволяет создавать в помещении микроклимат, очень комфортный для проживания, в любое время года. Если вам когда-нибудь доводилось жить в бревенчатом доме, то вы понимаете, о чем я говорю. Да, есть существенный недостаток – дерево очень хорошо горит. Особенно в те времена, когда регулярно бушуют войны. А с другой стороны – дерево позволяет очень быстро возвести новое строение.

архитектура Древняя Русь - 03

Архитектор не известен

 

Можно говорить о том, что к 15 веку на Руси прочно сложились традиционные приемы плотницкого мастерства. При этом, мастерство было такого высокого уровня, что возводились не только простые избы, но и достаточно сложные архитектурные конструкции высокого художественного уровня. Это говорит о том. Что был наработан большой комплекс конструктивных и композиционных приемов, и решений.

Это и узнаваемая конструкция проемов, которая позволяла сохранять прочность сруба, и знаменитые конструкционные покрытия строений (шатровые, высокие двускатные и знаменитые «бочечные»), покрытия из горизонтальных венцов и многое другое.О мастерстве плотников говорит тот факт, что древние мастера легко прирубали друг к другу срубы самых разных размеров. А сами срубы были не только четырехугольные, но и восьмиугольные, и «крещатые» (в виде креста).

архитектура Древняя Русь - 04

Архитектор не известен.

 

В основе старорусского архитектурного зодчества лежит самая простая рубленная из бревен клеть. Это то, что сегодня называется срубом. Если клеть отапливалась, то её называли избой. В богатом доме у клети было другое название – гридница, т.е. большая клеть (или большая изба). Гридница предназначалась для пиров и для приема пщи в торжественных случаях. Несколько позже гридницу начали называть повалушами или столовыми избами. Это помещение украшалось, как изнутри, так и снаружи. И повалушу строили отдельно (на удалении) от жилых помещений. Традиционно повалуша располагалась в передней части хором.

На прочных столбах ладили крыльцо. И крыльцо и сами дома обязательно украшали. В 13 – 15 веке появились сложные и очень сложные формы кровли, в том числе и фигурной кровли, в моду вошла инкрустация и позолота, использование в украшении зданий национальных орнаментов. Широко применялась живописная роспись.Именно в те времена появился златоверхий терем.

Терем – это третий (или выше третьего) этаж хором, который располагался над горницей и подклетью (или подклетом). Именно поэтому в сказках и преданиях терем всегда высокий. А вокруг высокого терема устраивали «гульбища». Гульбищами в те времена называли балконы и парапеты. Поскольку на Руси в теремах жили красавицы (женщины), то у терема были красные окна во всех стенах.

архитектура Древняя Русь - 05

Архитектор не известен.

 

Как я уже говорил выше, горница располагалась над подклетью и под теремом. Первые упоминания горницы или горенки встречается в письменных источниках, которые датируются, примерно, 1162 годом. И само слово происходит от «горний», т.е. высокий. Фундаментальным отличием горницы от избы – красное окно. Есть такое окно – мы находимся в горнице. Нет такого окна – это изба.Теперь про красное окно. Красным называли окно с рамой, или колодой.Кроме того, в горнице обязательно была русская печь: четырехугольная или круглая, расписанная, с изразцами.

Помещение горницы делилось перегородками (стенами) на каморы и чуланы.

Ещё одно интересное сооружение – светлица. Светлица – это улучшенная горница. И улучшали красными окнами. В этом помещении было много света, отсюда и название – светлица. В светлице окна прорубались не менее чем в трех стенах (в горнице – в 1-2). Светлицы, традиционно, устраивали на женской половине дома и предназначались для рукоделия. 

архитектура Древняя Русь - 06

Архитектор не известен.

 

Спускаемся ниже и попадаем из горницы в подклеть. Подклети использовались для хозяйственных нужд, как складские помещения (погреба) и для проживания прислуги. Соответственно, подклети были жилыми (с печами и волоковыми окнами) и нежилые (холодные, без окон и, часто, без дверей (погреба)).

А теперь поговорим про сени. В Древней Руси сенями называли крытые переходы между помещениями. В старину княжеский дворец назывании сенями или сенницей. Что важно понимать, так это то, что сени – это переходы под общей крышей здания.Если у перехода не было перекрытия, или была отдельная крыша, то это уже не сени, а переход или крыльцо.

Кроме сеней был ещё и сенник – не отапливаемые сени с окнами. Сенник в летнее время использовался как спальное помещение и на его крышу землю не насыпали (в отапливаемых помещениях крыши утепляли землей). В сенниках устраивали и брачные постели. Традиция гласила, что над молодыми в их первую ночь не должно быть земли, так как земля напоминает о бренности всего живущего.

Традиционно, большие сени утраивались на женской половине для девичьих игр и забав.

Сени, расположенные во втором ярусе здания часто использовали как пиршественные залы, в них даже ставили княжий престол.

архитектура Древняя Русь - 07

Архитектор М.А. Кузьмин.

 

А теперь поговорим о хоромах. Хоромами называлась совокупность строений расположенных в одном дворе. Строений могло быть очень много и они ставились отдельными группами (по хозяйственному назначению), а потом соединялись сенями и/или переходами. В результате получались хоромы, которые состояли из нескольких особняков. Со временем, к существующим хоромам пристраивались необходимые помещения. Хозяева не обращали внимания на симметрию – должно было быть удобно и комфортно. 

архитектура Древняя Русь - 08

Архитектор Лыгин Константин Константинович. Родился 21 мая 1854 г., Кременчуг, Полтавской губернии — умер 7 мая 1932 г., Томск. В журнале «Мотивы русской архитектуры» за 1878 и 1880 гг. были напечатаны проекты Лыгина деревянных загородных домов в «русском стиле».

 

Возведение хором требовало особых знаний (секретов) и таких знания были много. Это и использование бересты в кровле, и при укладке теса, делались полицы (небольшие переломы в устройстве крыши) и многое другое. Эти секреты позволяли стоять зданиям десятилетия без всякого ущерба от природы.

архитектура Древняя Русь - 09

Современная реконструкция. Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками «Восьмым чудом света». Деревянный дворец с многочисленными теремами сверкал золотом и красками, поражал затейливой деревянной резьбой.

 

Хоромы не имели парадного фасада. Это при том, что у здания была очень строгая внутренняя организация. Для владельцев (до 17 века) на первом месте было удобство. Нельзя говорить о том, что хозяева пренебрегали красотой. Посмотрите на Дворец в Коломенском. Просто, нет у него фасада. Такая вот старорусская традиция или старорусский стиль в архитектуре.

komu-za-50.mirtesen.ru

Древнегреческий стиль в интерьере | Волшебный мир архитектуры

Греческий стиль, история которого насчитывает несколько периодов, неразрывно связан с архитектурой и культурой  Древней Греции. Греческий стиль -изысканный и элегантный ,  в дизайне интерьеров царит гармония, отсутствует показная роскошь.В стиле прекрасно сочетаются элементы античности и современности. Для таких интерьеров характерны холодные цвета, присутствие керамической плитки и мрамора.Основные отличительные черты –большие свободные пространства прямоугольной формы. Важный элемент– колонны. Лепнины в античном интерьере может быть в избытке: на стене декоративные панно из молдингов, плафоны и другие лепные элементы. Все декоры-однотонные белые, бежевые, светло-серые или цвета слоновой кости.

Рисунок5    Рисунок7

Стены в греческом стиле обычно штукатурят, а затем наносят различные узоры.Великолепно будет смотреться и фреска. Цвет стен часто постельных тонов, но можно использовать желтые и красные тона в качестве вставок.

Потолки –высокие, с фактурной и матовой поверхностью,  в одной цветовой гамме со стенами.

Для пола подходит  мелкая керамическая плитка  теракотовых  оттенков, можно использовать мозаику из ракушек или гальки, мрамора.

grecheskiy-steny

antichnoct

 

 

 

 

 

Мебель  простая, но добротная, изготовленная из натурального дерева, обивка кресел, диванов из натуральных тканей, бархат и кожа не приемлемы. Столы- низкие, на 3-х ножках в виде звериных лап с отделкой из золота или серебра, Кроме деревянных,  приемлемы стеклянные и каменные столешницы. Ножки столов и стульев  выгнуты на внешнюю сторону. Органично смотрятся светлые шкафы из мореного дуба или сосны, декорированные коваными элементами или резьбой, так же может быть использована «террасная» мебель, плетеная из камыша или ротанга.

Предметы декора: напольные и небольших размеров вазы с орнаментом разных стилей античной Греции, символические скульптуры и статуэтки.В интерьере используют гобелены с мифологическим сюжетами, а также живописные картины. Шторы и накидки выбирают из натуральных тканей – хлопка, льна,  шерсти. В дизайне уместны кадки со средиземноморскими растениями.

рис3 Рисунок8

Цветовая гамма: цвета слоновой кости, оттенки золотого, яркий желтый, синий и зеленый, оттенки красного (терракотовый), черный, цвет гипса и мрамора.

Древнегреческая архитектура была настолько целостной и гармоничной,что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как образец для подражания.

 

Похожее

www.arxitiktyra.ru

Античный стиль архитектуры

 

Античный архитектурный стильАнтичный стиль является самым древним из всех, основателями его стали греки. Произошел он из-за того, что в те времена стал вопрос о необходимости расширения площади зданий, таким образом, благодаря своим конструктивным особенностям, архитектура античного стиля получила широкое распространение при проектировании сооружений.

 

Она давала возможность возводить здания практически любой геометрии и площади, за счет применения колоннады в их конструкциях. Таким образом, древние греки начали возводить массивные, величественные здания, некоторые из которых стали чудесами света, так как их размеры велики и по сегодняшним меркам, это когда технологии шагнули далеко вперед.

 

Ордера античного стиляКолоннада – это и есть основная отличительная черта античного стиля.

 

Античный архитектурный стиль может иметь два вида оформления (ордера): дорический и ионический. Дорический ордер весьма более громоздкий, его формы более грубы, архитектурных деталей гораздо меньше и общий вид более увесистый, нежели у ионического ордера. Как показано на рисунках, колонны дорического ордера были широкими у своего основания и слегка сужались к капители, само же тело колонны (столб) могло быть выполнено с канелюрами и без них.

 

Колоны античного стиляИонический ордер имеет большее количество элементов, так, в основании колонны появилась база, капители ионического ордера сопровождаются более замысловатыми формами и производят лучшее оформление. Кроме того, возможен третий вариант исполнения — коринфский ордер, который отличается лучшими декоративными качествами.

 

К сожалению, сооружения тех времен, выполненные в античном архитектурном стиле, до наших дней в целом виде не сохранились, многие были вовсе разрушены, многие частично. Однако, современные технологии позволили полностью реставрировать их, не упустив ни малейших архитектурных деталей, архитектурных обломов и т. д.

 

mastery-of-building.org

Античный стиль в интерьере | Стили интерьера

Универсальные принципы архитектурной гармонии зримо воплощает античный стиль в интерьере. Несмотря на его солидный возраст, особенно, в сравнении с другими направлениями интерьерного искусства, античный стиль остается и популярным, и востребованным. В современных помещениях его часто используют, как базу для разнообразных экспериментов и бесчисленных вариаций, а также как источник образов, максимально приближенных к классическим античным. Можно ли оформить комнату или квартиру в настоящем античном стиле, и согласуется ли это направление с нынешними требованиями дизайна?

Античный стиль в интерьере

Античный характер

Как отличительные особенности имеет этот интерьерный стиль? Какие черты обеспечили ему длительное доминирование и серьезнейшее влияние на умы и сердца архитекторов и художников различных поколений? Интерес представляет сама история возникновения античного стиля. Он создан целиком и полностью, как рукотворный, в отличие от этнических, которые базируются на природных дарах той или иной местности. Но античность нельзя назвать полностью искусственным стилем, в первую очередь, из-за того, что она тщательно и даже ревностно соблюдает законы естественной гармонии, которые были открыты внимательными греками и воплощены в тысячах созданных образах.

Архитектурные принципы античного стиля

  • Главный архитектурный принцип, который лег в основу всех античных композиций – это принцип золотого сечения, когда соотношения двух линейных величин составляет 1,62. По такому принципу может соотносится длина и ширина объекта, его отдельные части, а также высоты, длины и глубины различных элементов.
  • Благодаря следования этому принципу, облик интерьеров в античном стиле покоряет своей гармонией и завершенностью. Общее впечатление настоящего античного благородства создается не только за счет точных архитектурных расчетов, но и соблюдения принципа единства оформляемого пространства. Декомпозиционность – изобретение более поздних веков, а античные художники предлагали стремиться к объединению элементов, их композиционному единству.
  • Если же говорить о практических деталях, которые отличают античный стиль, то среди них выделяется утилитарность создаваемой красоты. То есть, античный интерьер вовсе не является безжизненным памятником, напротив, он максимально приспособлен для обычной жизни.
  • В оригинальных интерьерах античности стены и пол покрывали коврами, потолок украшали красивой росписью, рельефными изображениями, а колонны и портики служили для разграничения границ помещений разного назначения.

Традиции античного стиля в интерьере

  • Прагматичность греков никоим образом не мешала проявляться их чувству прекрасного. Цветовая гамма античного стиля базируется на ярких и сочных оттенках южной природы. Нежный песочный и насыщенный зеленый, карминно-красный и густой лазурный, темно-коричневый и солнечно-желтый, светло-голубой и оливковый – все эти цвета с полным правом можно использовать для оформления интерьера в античном стиле, ведь все они подсказаны естественной гармонией. Именно она составляет основу античности.
  • Стиль обладает весьма значительной архитектурной составляющей. Полукруглые колонны, горделивые портики, арочные соединения, барельефы и ордеры подчеркивают идею созидательного творчества человека, преобразующего природу и преодолевающего ограничения в стремлении к совершенству. Так что античность – это не просто холодный расчет или ремесленное творчество, а образец человеческих достижений, глубокого познания законов красоты и гармонии.

Черты античного стиля в интерьере

  • Для античной обстановки была характерна строгая простота. Образцы мебели с той далекой поры, к сожалению, не сохранила история, но античная живопись дает достаточное представление о том, какие стулья и столы были в ходу у греков.
  • Простые и лаконичные формы стульев и рабочих столов, низкие трапезные ложа и столики, с вычурными резными ножками, чаще всего, в виде звериных лап. Ложа просторные, довольно низкие, часто снабжались балдахинами, скорее всего, для укрытия от жары и пыли.
  • Дополняли интерьерный образ помещения элементы, которые вполне можно использовать и в современных комнатах: сундуки и сундучки разных размеров, довольно низкие, приземистые тумбы. В кухнях было много плетеных коробов и корзин.
  • Мебель выполнялась из дерева, очень популярным приемом было украшение предметов интерьера мозаикой. Она могла составляться из камня или дерева. Часто встречалась инкрустация. Украшали предметы золотом, драгоценными камнями, дорогой слоновой костью или редкими породами дерева. Даже в богатых домах встречалось лишь несколько таких дорогих вещей-украшений, большая часть обстановки была весьма элегантна и довольно сдержанна. Избыточная роскошь совершенно не характерна для античного стиля.

Истоки античного стиля в интерьере

  • Что касается материалов, которые использовались в оформлении помещения и изготовлении архитектурных форм, то это были природный камень, дерево, гипс, глина, ткани. В отделке использовались лепные формы и краски, а пол оформлялся отшлифованными плитами камня или дерева.

Как создать интерьер в античном стиле

Для того, чтобы придать помещению узнаваемые черты античного стиля, придется постараться. Недостаточно будет просто нескольких колонн и барельефов на стене, необходимо создать единое пространство, подчиненное тем самым законам красоты и гармонии, которым были верны греки.

  • Античный интерьер требует простора. Высокие потолки и приличный метраж потребуются от комнаты, в которой намечен к воплощению этот дизайнерский образ.
  • Начинать оформление придется с четкого планирования помещения. Все элементы, как архитектурные, так и интерьерные, должны хорошо согласовываться друг с другом, не мешая восприятию, не перегружая пространство. С каждой точки обзора должен открываться логически завершенный вид на комнату. С другой стороны, колонны и арочные перекрытия помогут расширить функционал помещения. Особенно это хорошо выглядит в гостиной, где с помощью грамотной планировки происходит вполне логичное зонирование помещения.

Как создать интерьер в античном стиле

  • Для создания античного интерьера подходят помещения сложной геометрии, с выступами или нишами. Их присутствие легко оправдать, оформив их колоннами или полуколоннами, поместив в нише красивую статую или картину и сделав потолочную подсветку.
  • Оконные проемы для античного интерьера делают расширенными. Идеальными станут широкие окна, до самого пола, геометрия которых подчеркнута боковыми колоннами, длинными легкими шторами, спускающимися по всей высоте стены.
  • Двери могут быть вполне современными, хоть этот элемент интерьера не слишком был присущ античным помещениям. Проем желательно расширить до максимально возможного размера, а сами двери сделать двойными. Дверное полотно можно сделать, как очень нарядным, украшенным инкрустацией или цветными фресками в античном духе, так и интегрировать его в плоскость стены. Особенно это хорошо выглядит, если стена оформлена с разбивкой по секторам. В один из них можно вписать и двери. Тогда в закрытом виде они не будут нарушать единство образа.

Двери и окна в античном интерьере

  • Потолок можно оставить белым, пустить по периметру лепной карниз или знаменитую греческую волну. Можно использовать в оформлении кессоны, рельефные балки и роспись, повторяющую излюбленные античные сюжеты – спортивные состязания, битвы и пиры.
  • Современный античный интерьер предоставляет широкие возможности для оформления пола. Его можно выложить мозаичной плиткой, или каменными полированными плитами, даже наборные деревянные рисунки могут оказаться очень удачным выбором. Очень аутентично выглядит пол из мрамора или плитки с имитацией структуры этого камня. При желании, пол можно украсить ковром, или ковровым покрытием.
  • Стены в такой комнате штукатурят или окрашивают, часто используя приемы искусственного старения поверхности. Барельефы, портики, ионические колонны вписываются в плоскость стены или представляют собой самостоятельные украшения. Очень удачной идеей станет качественная настенная роспись. Она придаст интерьеру впечатляющий акцент, и обеспечит точность образа.

Отделка стен в античном интерьере

  • Современные версии античных интерьеров включают много хрусталя, стекла и зеркал. Хотя для настоящей античности все эти вещи были, скорее, очень дорогой редкостью, тем не менее, они хорошо отражают основную идею античности – красота природы, увиденная и воспроизведённая человеком. Так что можно смело украшать гостиную в античном стиле хрустальной люстрой, а в спальне вешать огромное зеркало в красивой раме из красного дерева с позолотой.
  • Что касается мебели, то для античного интерьера придется остановиться на лаконичных, простых формах, которые выглядят достаточно элегантно, чтобы украшать античные интерьеры. Допускается инкрустация предметов обстановки, но в качестве акцента, а вовсе не как основная тема.

Мебель в античном стиле

  • Текстильное оформление – натуральные ткани. Для мебели можно выбрать плотный сатин или качественный лен, удачно выглядит и тиковая обивка. Шторы чаще делают из легкой белой ткани, довольно легкой, подобно батисту или тонкому хлопку. Композицию можно украсить мягкими ламбрекенами в виде нескольких складчатых полотен, которые словно повторяют мягкие, естественные складки гиматия, но ничего общего не имеют с искусственными и пышными римскими тогами, приобретением гораздо более поздних времен.

Античный стиль в интерьере фото и примеры

Всегда интересно взглянуть на то, какие стилистические решения нам предлагают дизайнеры. Вот несколько образцов античных интерьеров нашего времени, которые немного раскроют возможности этого дизайна для наших городских квартир и домов.

Античный стиль в интерьере фото и примеры

  • Современная гостиная, оформленная в античном стиле, выглядит всегда очень благородно и не подвержена веяниям моды. В этой гостиной очень удачно обыграны высокие оконные и дверные проемы, а простенки украшены декоративными рельефами в античном стиле.
  • Хорошая мебель из натурального дерева и кожи хорошо подчеркивает образ, а низкий журнальный столик на гнутых ножках становится центральным местом внимания, как и трапезные столы в античном мире.
  • На полу обычный деревянный паркет, но он не нарушает единство образа, так как совпадает по цвету с мебелью, а пушистый ковер с высоким ворсом напоминает распространенную в античных интерьерах моду на звериные шкуры, которыми укрывали полы в холодные зимы.

Оформление гостиной в античном стиле

  • Еще один удачный пример соединение классических принципов античного стиля с современными возможностями оформления. Лаконичные формы, простые и элегантные предметы оформления дополняют просторную комнату симметричных очертаний, с правильно расположенными окнами, выполненными в арочном стиле.
  • Потолок оформлен кессонами, а балки, использованные для этого, хоть и хорошо обработаны, все же, носят следы длительного использования. Это придает достоверности образу.
  • Еще один элемент старины – барельефы на стене. Они прекрасно поддерживают историческую линию.
  • Архитектурная форма камина выполнена в полном соответствии с античными законами, и, хотя в комнате мы не видим обычных колонн, узнаваемый образ уже создан, благодаря мраморному камину в античном стиле.

Использование архитектурных форм для создания античного стиля

  • Вот и классический образ античности, с использованием колоннады в качестве разграничителя пространства, с обилием деревянных элементов, высокими окнами и даже присутствием средиземноморской зелени, которая весьма оживляет строгий образ помещения.
  • Если приглядеться повнимательнее, то даже по одной фотографии мы можем судить, что комната будет открываться с каждого ракурса наблюдения под новым углом. Это и есть правильная планировка античного интерьера, которая позволяет получить изысканный, и вместе с тем, живой, образ.

Вы и сами уже убедились, что, невзирая на многие столетия, которые разделяют нас и древние античные образцы, этот стиль вполне актуален в наше время, он может создавать и динамичные, и весьма торжественные образы. Хотя для его правильного планирования потребуется приложить некоторые усилия, но наградой станет интерьер, который всегда остается образцом хорошего вкуса.

mymansion.ru

Античный стиль в интерьере: отделка, мебель, цвета

Античный стиль воплощает в себе эпоху Древнего Рима и Древней Греции. Греки тщательно продумывали свои жилища, они отличались  гармонией, простотой и изысканностью форм, отсутствием лишнего. Все уравновешено и симметрично, все элементы интерьера пропорциональны. Древние римляне переняли особенности такого дизайна, добавив к нему аксессуары и украшения. Так и появился античный стиль в интерьере, о современных чертах которого мы и поговорим в этой статье.

Начать необходимо с того, что античный дизайн хорошо смотрится только в большой просторной комнате с высокими потолками и большими окнами. В маленьких пространствах допускается использование отдельных элементов или аксессуаров, но полностью воплощать этот стиль не рекомендуется.

Основные черты античного стиля:

  • Соблюдение правила золотого сечения. Вся обстановка и меблировка выполнена в пропорциях, близких к золотому сечению.
  • Ордерная система. В античном интерьере обязательно присутствует стержень, а точнее колонны. Они могут быть как несущими и несомыми, так и вовсе декоративными, нарисованными. Последний вариант присущ современным дизайнам.
  • Гармония цвета и форм.
  • Отсутствие лишнего. Все предметы мебели и аксессуары несут свою функцию, соответствующую типу комнаты.
  • Массивные элементы интерьера.
  • Большое пространство.

Античный стиль в интерьере

Цветовая гамма и материалы

Жилища во времена античности обустраивались посредством натуральных материалов: камень, бронза, дерево, глина, слоновая кость, гипс, керамика, мрамор, шелк и хлопок. Их преимущественно не окрашивали, поэтому в комнатах преобладали приглушенные, спокойные цветовые оттенки белого, бежевого, коричневого и черного. Реже встречались такие цвета, как синий, зеленый, терракотовый, оливковый. В современных интерьерах в античном стиле стали использовать позолоту для украшения, однако это не совсем правильно, поскольку ранее золото в отделке не применялось.

В современных интерьерах не обязательно использовать исключительно натуральные материалы, такая отделка дома или квартиры будет стоить очень дорого. Допускается заменить их аналогами, которые полностью будут имитировать структуру и цвет оригинала. Например, колонны выполнялись ранее из гипса и мрамора, сейчас же их легко заменит гипсокартон или полиуретан, покрытые декоративной штукатуркой.

ванная античного стиля

Отделка потолка

Античная архитектура отличается отделкой потолка. Это кессонные расписные потолочные перекрытия, выполненные из деревянных балок с резьбой. Секции потолка имеют квадратную или многоугольную форму.

Декорируются потолки мраморной или терракотовой плиткой, декоративной штукатуркой, лепниной, барельефами. Одним из приемов украшения секций потолка является художественная роспись.

Современным решением будет применение двухуровневого натяжного или подвесного потолка, обрамляемого лепниной из полиуретана.

Некоторые помещения античного дома не имели вовсе потолка, реализовать это можно посредством натяжного потолка с фотопечатью в виде неба с облаками, а грамотная скрытая подсветка сымитирует солнечные лучи.

кесонный потолок

Отделка стен

Стены в Древней Греции оформлялись камнем в естественном виде. Натуральный камень был признаком роскоши, поэтому его не обрабатывали. Стены если и окрашивали, то использовали приглушенные цвета. Основная идея отделки стен – они не должны отвлекать внимания от фресок, росписи на стенах, резной мебели, гобеленов и прочих украшений.

В современном интерьере античные стены практичнее отделать декоративной штукатуркой. Это может быть вариант под натуральный камень, мрамор, венецианская штукатурка или же фактурная штукатурка, окрашенная в цвет слоновой кости, бежевый, белый, кремовый, оливковый.  Учтите, что стена должна быть однотонной.

Для придания стене «живости» используются такие приемы, как

  • фрески с изображением мифологической тематики, растительных узоров, быта древних греков;
  • лепнина, барельефы, бордюры с узорчатым орнаментом;
  • колонны и пилястры.

Колонны – основной элемент античного стиля. Они располагаются по периметру комнаты. Однако такой прием не всегда уместен в современном доме. Решить проблему и соблюсти требования стиля можно посредство пилястр – вертикальных выступов на стене. Они сохранят дух античности и сохранят простор помещения, являясь частью стеновой отделки.

колонны в интерьере

Отделка пола

Для отделки пола в Древней Греции и Риме применялись глина и натуральный природный камень. В современном интерьере их заменой могут выступить паркет из ценных пород древесины, натуральный камень или плитка под мрамор или гранит.

Выкладывается напольное покрытие мозаикой или в шахматном порядке с чередованием цветов. Используются для сочетания такие цвета, как белый, черный, коричневый, зеленый и терракотовый.

Ковры на пол не укладываются, чтобы не скрывать красоту мраморной мозаики, фактуры натурального дерева. Однако если в качестве напольного покрытия был использован однотонный материал, то для имитации мозаичного пола допускается положить ковер с соответствующим орнаментом, называемым меандр.

интерьер с колоннами

Мебель

Особенностью мебели античного стиля является ее простота, пропорциональность и удобство. Это обуславливается особенностями быта, климата и одежды того времени. Для изготовления применяется древесина благородных пород или бронза.

Стол имеет круглую или прямоугольную форму, ножек – одна, реже три или четыре.

Большое внимание в античном стиле уделяется мебели для сидения (различные стулья, кресла, скамейки, ложи), она преобладает по количеству над другими видами мебели. Кресла оборудованы прямыми, высокими спинками с легким наклоном назад. Стулья с квадратными сидениями, обычно невысокие.

Одной из разновидностью античных стульев являются так называемые клисмос. Имеют низкую конструкцию, изогнутые серпом широкорасставленные ножки и округлую спинку. Для удобства сидения в комплекте с клисмос идет специальная подставка для ног.

Интересно то, что у древних греков и римлян была привычка есть лежа, для чего было создано специальное ложе «клинэ», представляющее собой нечто среднее между клисмом, кроватью и софой.

античные стулья

Исполнение ножек мебели разнообразно. Они могут быть прямыми, серповидными или сужающимися к низу. Иметь Х-образную форму или форму звериных лап.

Шкафов в интерьере античного стиля нет. Вместо этого используются деревянные сундуки и комоды.

Аксессуары, текстиль, освещение

Учитывая, что основное освещение античного дома поступало через открытый атриум, а дополнительными источниками света выступали факелы и очаг, то и светильники в современном интерьере подбираются соответствующие. Для этого подойдет скрытая подсветка и встроенные в потолок и ниши светильники. На стены вешаются бра в виде факелов и канделябров. По центру комнаты вешаются классические бронзовые или хрустальные люстры.

Интерьер в античном стиле украшается скульптурами и различными по размерам керамическими вазами: от больших напольных до миниатюрных декоративных. На стены вешаются картины и гобелены.

Текстиль представлен шикарными полотнами изо льна, конопли, шерсти. Они используются для декорирования лож, кроватей, окон, дверных проемов. Также тканями завешивают потолок или стены для придания им яркости.

аксессуары античного стиля

Комнаты

Посреди гостиной античного стиля обязательно располагается большой круглый или прямоугольный стол на одной ножке, выполненной в виде льва, орла или мифического животного. Стол невысокий, играет роль как обеденного, так и журнального. По комнате расставлены стулья, кресла, диванчики, обращенные к центру помещения. Расстановка сидячей мебели в виде буквы П. Обстановка античной гостиной должна говорить о том, что это место, где прием друзей сочетается с употреблением пищи и расслабленной обстановкой.

Для торжественных застолий используется столовая, где устанавливается высокий стол с изысканными стульями, имеющими высокую спинку с узорчатым орнаментом.

гостиная античного стиля

Спальне в античном стиле придается мало значения. Меблировка здесь минимальна. Возле стены или по центру большая простая кровать, центр рисунка напольного покрытия четко отмечает место установки кровати. Возле стены или кровати стоит комод с вещами.

Кабинет важная часть дома в античном стиле. Здесь хранятся все важные бумаги, семейный архив, ведутся деловые встречи. Центральным элементом кабинета является большой сундук, выполненный из дерева или металла и оббитый большими гвоздями или металлическими пластинами. Он используется для хранения ценных вещей. Располагается справа у стены. Стол и стул выбирается хозяином по усмотрению.

В жилище Древней Греции для купания использовались термы (так назывались различные виды бань). В современном интерьере подобные сооружения возводить непрактично и потребуется немало места. Вместо этого ванная комната отделывается с использованием цветов, материалов и орнамента, присущих античному стилю.

Античная кухня была многофункциональной, совмещала в себе не только место приготовления пищи, но и примыкала к помещениям, используемым для стирки, выпечки, хранения и приготовления вина и прочее. Современный античный стиль в интерьере кухни представляется светлой деревянной мебелью, отличающейся наличием колонн и пилястр и отделанной золотым или бронзовым орнаментом. В оформлении стен используются арочные ниши, имитирующие оконные проемы с видом на море.

кухня с античным орнаментом

Воссоздать античное жилище достаточно сложно, поскольку оно в первую очередь требует больших пространств, а  многие комнаты имеют открытый вид (без потолка). Подобное решение не всегда практично, поэтому сейчас используется лишь отделка стен, меблировка или украшения в античном стиле, отличающиеся специфическим орнаментом и использованием натуральных материалов и естественных цветов.

Кроме этого полезно знать:

www.obudom.com

Стиль древнего Египта

С давних времён и до нашего времени…

Самым первым значительным архитектурным стилем принято считать стиль, который был создан в Древнем Египте. После того как люди в Древнем Египте научились распиливать цельную древесину на доски, впервые началось изготовление мебели. Уже в те времена дома для проживания и другие строения строились из кирпича, древесину, которая использовалась очень экономно, применяли в большинстве случаев для различных перекрытий или же для установки напоров для навесов, это могли быть связки из папируса или тростника, а также стволы пальмы.

«Дом – это не место, дом – это состояние души»

Резиденции состоятельных жителей ЕгиптаЭта старинная поговорка полностью отражает сущность интерьеров домов египтян. Резиденции состоятельных жителей Египта или же царские дворцы, несмотря на своё расположение, в деревне или в городе, порою занимали более гектара земли. Эти дворцы, как правило, обставлялись достаточно высокими и толстыми стенами, а также там устанавливали каменные ворота, собственно говоря, через эти ворота и можно было попасть к хоромам владельца. Также устанавливались дополнительные проходы в стенах, как без дверей, так и с дверями, они были предназначены для того, что бы попасть в сады или к хозяйственным службам. Первый входной проход вёл в шикарный вестибюль, за ним располагались залы с высокими колоннами, которые служили для поддержки кровли, залы эти были предназначены для приёмов. К этим залам примыкали своего рода комнаты-гардеробы, где были установлены сундуки для белья и одежды, сундуки были построены из кирпича, также там были установлены своеобразные кладовые, в которых сохранялись прохладительные напитки и другая провизия. Все остальные части дворца или дома были предназначены для отдыха владельцев, в том числе ванные комнаты. Стены в ванных комнатах облицовывались с помощью камня. Обязательным условием в таких ванных комнатах, являлась установка в одном из углов каменной перегородки, за этой перегородкой прислуга могла поливать человека, который принимает ванную водой. Недалеко от ванной стояло кресло, скорее всего оно, предназначалось для отдыха или массажа после купания. Про интерьеры дворцов и домов, чьи владельцы относились к господствующим классам можно рассказывать долго, они были очень красочными и богатыми. Шикарные высокие колонны были установлены для поддержания потолка, фрески служили украшением для стен, Архитектура древнего Египтаа занавески и ковровые покрытия дополняли и завершали шикарный интерьер таких домов. Как правило, все дома окружались многочисленными дворами. Один из дворов, как правило, отводили под амбар в форме улья. На восточной стороне обычно строили кухню, пекарню и дома для слуг, которые строили из кирпича. Дома для прислуги обычно были построены на четыре комнаты, первая комната – прихожая, вторая – центральная комната, в которой устанавливали колонну для поддержания крыши, далее была кухня и жилое помещение. Семье прислуги приходилось тесниться в этих комнатах, а иногда даже разделяя жилую площадь с домашними животными. На северной стороне располагали псарню и конюшню. Дома построенные для управляющих, располагались за лачугами прислуги и были достаточно комфортными и обширными. Также строили каменные колодцы, из которых впоследствии набирали воду для питья.

Значение сада и водоёмов в Древнем Египте

У всех зажиточных египтян обязательно были прекрасные сады. Их разделяли на прямоугольную и квадратную формы с помощью прямых, пересекающихся под прямыми углами аллей из деревьев. Достаточно часто под деревьями устанавливали изящную беседку, где в летнюю пору года владельцы могли устроить дневные трапезы. По всей территории стояли навесы из дерева, они служили для охлаждения напитков, а именно напитки наливали в большие кувшины и накрывали сверху листьями и ставили в тень под навесы, рядом устанавливали столы и другие подставки, где красиво размещались различные блюда египетской кухни.И конечно сад без бассейна или пруда представить сложно. Обычно бассейны или пруды, делали квадратной или прямоугольной формы и облицовывали камнем. По воде плавали водяные лилии, а между лилиями плавали утки. Также возле прудов или бассейнов устанавливали ступени из камня, по которым возможно было спуститься к причалу, у причала всегда стояла лодка для прогулок по воде владельцев и их гостей.

Условия жизни египтян среднего класса

Для тех жителей, которые представляли средний класс, обычно строили дома в несколько этажей. Для экономии места иногда крыши использовали для хранения зерна. Фасады украшались. Двери, как правило, обрамляли сверху и по бокам каменными блоками, их расположение было предусмотрено ближе к углу дома, в связи с тем, что свет на нижнем этаже проникал именно через неё. Окна располагались в верхних этажах, их могло быть от двух до восьми на каждом этаже, окна были небольшого размера и обычно квадратной формы, также устанавливали ставни для защиты от пыли и жары. На нижних этажах обычно размещали ремесленников. Хозяева жили обычно на втором этаже в достаточно обширных комнатах с небольшими, высоко расположенными окнами; для поддержания потолка использовались небольшие колонны в виде стеблей лотоса. Украшали даже двери, для этих целей использовали глазурованные плитки. Стены украшали росписями, которые различить практически не было возможным, это было связано с определённой традицией египтян, которая заключалась в том, что все доступные поверхности необходимо было покрывать росписями. Жилищные комнаты домов очень были похожи на комнаты в фиванских гробницах. На потолке таких гробниц изображали виноградные лозы, на стенах отображали сцены охоты, и тому подобное. Стоит заметить, что даже в Фивах, где жилищные дома стояли практически один на одном, так как каждый кусочек земли был драгоценен, все же находили места для деревьев и цветов, их, как правило, выращивали на внутреннем дворике, либо на крыше.

История создания, изготовление и отделка предметов мебели в Древнем Египте

Мебель Египта. Стул ТутанхамонаИскусство Египта под влиянием древнего религиозного мировоззрения постепенно развивалось. Жители Египта верили в то, что загробная жизнь существует и поэтому умершему человеку приносили в гробницу всё, что могло ему понадобиться в загробном мире. Именно благодаря их вере, и сухому климату Египта до нашего времени сохранилось очень много памятников их культуры, даже некоторая мебель. В 1922 г. была открыта гробница фараона Тутанхамона, которая относится к 1350 г. до н.э., и в этой гробнице было обнаружено множество абсолютно неповреждённых изделий.Изначально в Древнем Египте мебель изготавливали свободные ремесленники и рабы, уже позднее дорогие изделия мебели изготавливали только специальные мастера. Тайны этого мастерства передавали от отцов к сыновьям. Например, в те времена столярами создавалась рамочно-филёнчатая вязка, но при этом филёнка не вставлялась в рамку, а прибивалась к ней (кстати, этот метод крепления филёнки в наше время всё чаще используют в производстве современной мебели). Также египтяне достаточно хорошо овладели склеиванием и распиловкой дерева, создавали многослойную клееную фанеру, использовали при изготовлении мебели шиповые соединения.Понятно, что мебель зажиточных египтян отличалась от той мебели, которую изготавливали для простого народа. Отличалась она не столько формой и конструкцией, сколько ценностью украшений и материалов, которые использовались при её изготовлении. В основном изделия делали из дерева, важно заметить, что древесина была привозной. Это было связано с тем, что в Египте росли породы деревьев, которые очень плохо обрабатывались. А в соседних странах росли такие породы деревьев как: оливковое дерево, тис, кедр, чёрное дерево, их обрабатывать было значительно легче.Именно в Египте появилась первая мебель, предназначенная для сидения. Изначально это были низкие стулья и скамейки. Табуретки были немного с вогнутой поверхностью, это связано было с соответствующей формой тела человека. Табуреты делались достаточно сложных форм и украшались с помощью резьбы. Древняя основа табурета (стойка, верхняя обвязка, проножка), практически без изменений сохранилась до нынешнего времени. В те времена изготавливали даже складные табуретки с Х-образными ножками.Мебель древнего ЕгиптаЗажиточные египтяне заказывали также так называемые парадные кресла и стулья (троны). Далее в Египте начали изготавливать стулья со спинкой, который, в общем, то и стал основой для всех остальных форм стульев. Для фараонов первые троны изготавливали с прямой спинкой. Также сиденья могли устанавливать на спины львов, а львы в свою очередь ставили на постамент. Здесь же впервые в истории создания мебели изготовили подлокотники. И гораздо позднее египтяне изготавливали троны и кресла с подлокотниками и спинками с отвалом. Для более красивого вида ножки стульев, кресел начали делать в форме лап зверей. Спинки покрывали сквозной резьбой, которая носила символический характер со слабым рельефом. Для украшения также использовали накладки из драгоценных металлов с цветными эмалями, которыми покрывали различные части таких тронов и кресел.Ложе изготавливалось аналогично изготовлению стульев и отличалось от него лишь размером. Рамы ложа опирались на ножки, которые были изготовлены в виде звериных лап, также их обтягивали ремнями, которые служили для того, чтобы на них можно было класть подушки или матрац. Интересно, что боковым сторонам ложа очень часто старались придать форму зверей, которые шагают. При открытии гробницы Тутанхамона обнаружили три роскошных ложа, которые из себя изображали животных: пантеру, корову и гиппопотама. Египтяне, в том числе практиковали использование переносных кроватей с ручками. Вместо подушек жители Египта чаще всего использовали подставку для головы.Что касается прочей мебели египетского жилища, то она была гораздо скромнее. Так как первостепенного значения она для египтян не имела. Например, столы изготавливали различной конструкции: квадратные на четырёх ножках, или на колоне в центре, или круглые столы. Столы применялись как для работы, так и для трапез. Кроме этого, изготавливали и простые столы – как подставки для вазы, или подносов, амфор, сосудов.Также в то время были распространёны ларцы и сундуки, и некоторые их разновидности дошли до нашего времени. Крышка сундуков и ларцов, как правило, делалась двухскатная с тимпаном или же выпуклая передвижная. Украшали их цветными орнаментами, иероглифами, росписями, инкрустацией чёрным деревом, слоновой костью, золотом и др. материалами. Создание комода стало переходной формой от простых к более сложным изделиям мебели, которые предназначались для хранения домашних вещей и одежды.В большинстве случаев мебель для сидения, ларцы, столы и сундуки окрашивались в белый цвет, который служил фоном для последующих украшений. Открывателями инкрустации и интарсии также по праву можно считать египтян, они их использовали для украшения изделий из дерева. Материалы из дерева, которые имели красивую текстуру и яркий цвет стали применять для инкрустации наравне с металлами, со слоновой костью, перламутром, камнями. Краски применялись яркие, без смешивания. Орнаменты в украшении мебели имели символические значения (жук скарабей, солнечный диск, змея, пальма, лотос, папирус и т.д.).Также жилые помещения египтян оборудовали с помощью плетёных из пальмовых волокон циновок, коробов, корзин, металлических зеркал.

Виды посуды и её изготовление у египтян

Посуда древнего ЕгиптаВ качестве посуды жители Египта в быту применяли посуду двух видов: повседневная посуда была сделана из глины, а парадная посуда была сделана из камня. Каменная посуда изготавливалась, как правило, из алебастра, чёрного или синего сланца, реже использовали материал - крапленый мрамор. Такой камень как гранит применяли для вместительных и больших ваз. Более профессиональные ремесленники украшали посуду с помощью рельефных сеток, придавая ей форму животного или лодки.Египет в древние времена особенно славился своим умением изготавливать каменные вазы. И найденные каменные вазы в гробницах фараонов тому доказательство. Но, тем не менее, жители Египта гораздо чаще использовали золотую или серебряную посуду. Многая посуда для повседневных нужд, для ритуальных целей была изготовлена именно из золота и серебра. Для приготовления горячих напитков использовали сосуды, которые с виду напоминают чайники нашего времени, внутри устанавливали ситечко перед носиком сосуда. Те египтяне, которые не смогли позволить себе настолько роскошной посуды, вполне удовлетворяли свои нужды с помощью глиняной посуды. В древние времена гончары изготавливали прекрасные сосуды из глины, которые украшали либо веточным, либо геометрическим орнаментом. Иногда украшали сосуды живыми сценками, которые напоминали те рисунки, которые гравировали на посуде из металла, например, где птица клюёт рыбу или мчатся животные.

Да конечно существуют некоторые недостатки, но всё же искусство в Древнем Египте оказало очень значительное влияние на культуру остальных народов. Очень многим Европейские страны обязаны Египту, например созданием основных форм мебельных изделий, созданием инструментов и технологиям обработки дерева. После того, как Наполеона совершил поход в Египет в 1798 г. позабытые египетские формы опять стали популярны и привлекли к себе внимание.

ecosrub.com


Смотрите также