История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 2. Древнейшее население и славяне на территории Белоруссии. Древнейшие населения на территории беларуси


Тема 2. Древнейшее население и славяне на территории Белоруссии.

3. Древнейшее население на территории Белоруссии.

Палеолит (древний каменный век) 100-12 тыс. лет назад:

а) Средний палеолит 100-35 тыс. лет назад.

б) Верхний палеолит 35-12 тыс. лет назад.

Мезолит (средний каменный век) 12 тыс. лет назад VI-V тыс. до н.э.

Неолит (новый каменный век) 4500-4000 г. до н.э. 1800 г. до н.э.

Бронзовый век ок. 2000 г. 700-600 гг. до н.э.

Стоянки древнего человека около населенных пунктов Светиловичи (на р. Беседь), Обидовичи (на Днепре, Быховский р-н). Считается, что эти стоянки населяли неандертальцы. В позднейшие эпохи возникли стоянки Бердыж (иначе Подлужская стоянка, на р. Сож, Чечерский р-н), Юровичи (на р. Припять, Калинковичский р-н) их возраст составляет ок. 26-22 тыс. лет. Основные занятия человека в период палеолита и мезолита присваивающее хозяйство (собирательство, охота и рыболовство). В период неолита переход от присваивающего хозяйства к производящему (скотоводству и земледелию). Родовая община.

Культуры: мустьерская, свидерская (палеолит-мезолит), неманская, верхнеднепровская и др. (неолит), Милоградская, зарубинецкая (железный век) и т.п.

4. Начало расселения славян на территории Белоруссии, славянизация балтов.

Первые известные переселения народов: индоевропейцы и финно-угры в Европе и на территории Белоруссии. Финно-угры народы уральской языковой семьи. Прародиной уральской семьи, по мнению большинства учёных, является территория по обе стороны Уральского хребта. Данная общность совмещала в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические черты. В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной угро-финские. Со 2 тысячелетия до н.э. начинается новый этап в этнической истории Белоруссии индоевропейский, который продолжается до сих пор. В других регионах финно-угры положили начало образованию таких народов как эстонцы, финны, карелы, коми, удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси, венгры.

Откуда пошли индоевропейцы.

В результате расселения на огромных территориях, смешения и ассимиляции местного доиндоевропейского населения создаются условия для дифференциации индоевропейцев на более мелкие этнические группы. Северо-западная часть индоевропейцев стала предками германцев (к этой ветви относятся языки: восточногерманский готский (мёртвый), северогерманские шведский, датский, норвежский, исландский и западногерманские английский, немецкий, нидерландский, фламандский). Между Балтикой и Волгой расселилась северная группа индоевропейцев, которые стали предками балтов. На территории между верховьями Одры (Одера) и Припятью формировалась славянская ветвь индоевропейцев. Часть учёных считает, что разделение балтийской и славянской ветвей индоевропейской семьи произошло в середине 1 тысячелетия до н. э., этим и объясняется сложность этнической классификации некоторых археологических культур железного века на территории Белоруссии. Например, зарубинецкую археологическую культуру (3 в. до н.э. 5 в. н.э.) одни исследователи относит к балтам, другие к славянам, третьи утверждают её смешанный характер.

В VI в. славяне локализировались по течению Припяти и прилежащих районах Среднего Приднепровья (Пражская археологическая культура первая неоспорима славянская культура, располагавшаяся от Лабы (Эльбы) до Среднего Приднепровья, включая Припять, Ясельду и Горынь). В VIII в. по Днепру и притокам славяне движутся на север. В IX в. колонизируется Подвинье и верхнее Принёманье, на юго-востоке славяне выходят к верховьям Дона и Северского Донца.

На территории Белоруссии славянская ветвь индоевропейцев столкнулась с балтской ветвью индоевропейцев. На территории Белоруссии балто-славянские отношения имели преимущественно мирный характер. Славяне смогли включить в состав своих племенных союзов племена балтов, которые постепенно ассимилировались славянами, передавая им некоторые черты своей духовной, материальной культуры и антропологические особенности, что стало одной из стадий этногенеза белорусов. На территории Белоруссии образовалось 3 союза племён, где доминировало славянское начало: кривичи, дреговичи, радимичи.

studfiles.net

Древнейшее население и начало расселения славян на территории Беларуси. Концепции происхождения белорусов.

ТОП 10:

Начало заселения – 40 тыс лет днэ (верхний палеолит). Первые стоянки – Юровичи и Бердыж. Доиндоевропейский период 40 тыс лет днэ – 3-2 тыс днэ. Индоевропейский период: балтский этап (3-2 тыс днэ – 4-5 вв нэ), новый славянский этап (4-5 вв нэ – наше время). В начале бронзового века на территорию Беларуси начинают проникать племена индоеврапейцев. Их формирование происходи­ло в период каменного и бронзового веков на широкой террито­рии от Индии до Европы. Прародиной индоевропейцев считают территории Малой Азии, Южного Кавказа и Северной Месопота­мии. В 4-м тыс. до н.э. индоевропейцы имели уже достаточно раз­витое хозяйство и патриархальный строй. Они занимались живот­новодством, умели обрабатывать землю, первыми начали исполь­зовать колесо. Увеличение количества населения и стад заставило племена искать новые места обитания.

На рубеже 4-го и 3-го тыс. до н.э. индоевропейские племена начали движение в разных направлениях.

В 3 тыс. до н.э. на территории Б в районе Припяти появились первые индоевропейцы. Это подтверждают ярко выра­женные европеоидные черты и хозяйственные занятия племен. Развитие кузнечного дела (изготовление железных орудий труда), земледелия.

Массовый приход славян на территорию Б и окончательное закрепление –VI-VIIвв. Преимущественно заселяли 3 восточнославянских племени .

Кривичибыли одним из крупн. восточнослав. пле­мен. Они занимали не только север Б., но и соседние р-ны Подвинья и Поднепровья. Кривичи сформи­ров. в результате ассимиляции пришлыми славянами мест­ных балтских и западнофинских племен, постепенно славянизированных. Название происходит от имени прародителя рода - Крива, по другим - от имени первосвященника балтов Криве-Кривейте, от слова «кровные» (близкие по крови), «кри­вой» - (о человеке, холмистой местности).

Дреговичипроживали на большей части южной и значитель­ной части средней Беларуси. Название отражает славяно-балтекий синтез дреговичей. Корень слова балтский (от лат. dregnas - сырой, влажный) и славяне дополи сла­вянским «ичи». Дреговичей были одним из наиб. развитых восточнослав. племенем.

Радимичипроживали на восток от дреговичей и на юг от кри­вичей. По летописным данным, они занимали тер-ию между Днепром и Десной. Название радимичей балтского происхожд., основа балтская (от лат. radimas - нахожде­ние), а окончание славянское. У радимичей сущ. племенная верхушка и организация.

Кривичи, дреговичи, радимичи представляли крупные пле­менные союзы, объединенные родоплеменными отнош., территор., экон. и полит. связями.

Происхождение белорусов. Процесс формирования бел. народности занял довольно длительный период и проходил под влиянием географ.-климат., соц.-экон., полит., религиозных тенденций. Черты опред. сущность любой народности: наличие общей территории, самобытность языка, культуры, народных традиций, вероисповедание. Основных концепции: 1. «финская» ( на­шими предками являлись финно-угорские и славянские племена). 2. «балтская»(балты и славяне). 3. «Кривичско-дреговичско-радимичская» (эти племена), но кривичи, дреговичи и радимичи исчезли до сер 12в., когда бел. этнос так и не сформировался. 4. «древнерусская»( по якобы существовавшей древ­нерусской народности). Известно, что территорию Беларуси во II тыс. до н.э. действи­тельно населяли племена финнов, которых в раннем железном веке сменили балты. Во времена же Великого переселе­ния народов сюда с юга и запада пришли славянские племена, которые создали первые на белорусских землях сообщества кривичей, дреговичей и радимичей. Великорусская и польская концепции отрицали существование самостоятельного белорусского этноса, т.к. у белорусов якобы не было самостоятельного языка, а бел.яз – диалект русского.

 

 

5. Становление раннефеодальных государственных образований восточных славян. Полоцкое и Туровское княжества: политическое и социально-экономическое развитие (IX – первая половина XIII в.)

ПОЛОЦКОЕ КНЯЖЕСТВО

ПК возникло в среднем течении Западной Двины в 9 веке и занимало всю современную центральную и северную Беларусь. Сам Полоцк впервые упоминается под 862 г. (город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки», выгодное г. п. способствовало быстрому росту Полоцка и превращению его в крупный центр ремесла и торговли). Первым летописным князем считается Рогволод балтского происхождения.

Около 970-980 гг. к Рогнеде посватались Новгородский и Киевский князья. Она предпочла Ярополка (Киевского князя). Оскорбленный Владимир напал на ПК. Силой взял Рогнеду. Увез к себе (Владимир дал Рогнеде новое имя Горислава). Она стала одной из наложниц, поэтому она пыталась убить Владимира, но он проснулся и выхватил нож. Сын Изяслав спас мать. Тогда Владимир собрал боярский совет для решения проблемы. Рогнеду отпустили назад, т.к. Владимир принял христианство и отказался от многоженства. Рогнеде и Изяслав были высланы в Полоцкое Княжество в Заславль, что позволило восстановить полоцкую княжескую династию. В конце жизни Рогнеда ушла в монастырь под именем Анастасия и умерла в 1000г. Изяслав распространял христианство и письменность на территории Беларуси. Умер в 1001г.

Следующий князь Брячислав Изяславович (1001-1044гг.).Заложил крепость Браслав. Расширяет ПК на запад и север. Контролирует волоки по Днепру и Двине. Собирает дань с балтских племен. Обостряются отношения с Киевом и Новгородом. После битвы на р.Судомир (1021г) присоединил к ПК города Витебск, Усвяты. После смерти Брячислава – князь Всеслав Чародей (1044-1101гг). ПК достигло наибольшего могущества. До 60гг. 11 века деятельность Всеслава была направлена на усиление экономики ПК: рост городов, развитие торговли и ремесел. С 1060гг. возобновляется борьба с Новгородом и Киевом. В 1065г он совершил поход на Псков (не захватил), в 1066г на Новгород – очень успешно, захватил, 03 марта1067г – битва на р.Немига(полоцкий князь проиграл). Полоцкий князь попадает в плен и 14 месяцев сидит в тюрьме. После восстания киевлян (15 сентября 1068г) его делают великим киевским князем, но через 7 мес. Всеслав вернулся в Полоцк. После смерти Всеслава ПК распалось на ряд отдельных княжеств(Полоцкое, Минское, Витебское, Друцкое, Заславское, Логойское и др.), начался период феодальной раздробленности. Система управления в ПК характеризуется как княжеско-вечевой строй. Вече – общее собрание взрослых мужчин, для решения общественных и государственных вопросов, которое могло снимать и назначать князя. Обязанности князя: организация и командование войска, сбор дани, осуществление суда. Опорой князя была дружина (специально обученный военному делу вооруженный отряд людей) и народное ополчение. Вече приглашало князя на княжение, изгоняла неугодного князя, объявляла войну и мир, регулировала торговые и хозяйственные отношения и было высшим судом. Главным законом была «Русская правда» Ярослава Мудрого. Феодальная иерархия: вел. князь – местные князья-бояре. В 9-11 вв в хоз-ве вост славян было 3 социально-эк. уклада:общинный, патриархальный рабовладельческий, феодальный. Феодальные земли делились на боярские, княжеские и церковные. Основной категорией населения были свободные земледельцы-общинники, часть ктр. постепенно попадал в зависимость, а часть оставалась свободной. Основным занятием было земледелие (от подсечно огневого переход к пашенному). Выращивали рожь, пщеницу, ячмень, овес, просо. Гл. орудие – боьшое деревянное рало. Значительное место – животноводство. Крестьяне также занимались охотой,собирательством и пчеловодством. В 9-11 вв происходит отделение ремесла от с\х. Развиваются города. В 13 в. на тер. Б. их было 40. Формируется денжная система. В 9-11 вв. распространяются деньги из драг.металлов.

ТУРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (ТК)

Первое упоминание о Турове 980г. Первый летописный князь – Тур. Территория: левый берег р.Припять с городами Туров, Пинск, Слуцк, Брест. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк, который ве.л борьбу за самостоятельность княжества. Святополк женится на польской принцессе и приглашает в Туров католического епископа Рейнберна. В 1015г Владимир киевский князь умирает и Святополк становится киевским князем. Между Ярославом Мудрым и Святополком начинается борьба за Киев, которая заве6ршилась в 1019г в битве на р.Альта (победил Ярослав). В Турове князем становится сын Ярослава Мудрого Изяслав, династии которого правит в Турове до 1113г. А в 1150гг. Юрий Ярославович овладел ТК и восстановил династию Изяславовичей, которая правит Туровом вплоть до его вступления в ВКЛ. ТК распалось на Туровское, Пинское, Слуцкое, Клецкое и Дубровицкое кн-ва.

Особенностью общественно-политического строя ТК было наличие в городе и князя и посадника (заместитель князя). В ТК также особая роль вече: оно имель право голоса даже при назначении епископа. В др. городах епископ назначался киевским метрополитом

 



infopedia.su

Тема 2. Древнейшее население и славяне на территории Белоруссии.

3. Древнейшее население на территории Белоруссии.

1. Палеолит (древний каменный век) – 100-12 тыс. лет назад:

а) Средний палеолит – 100-35 тыс. лет назад.

б) Верхний палеолит – 35-12 тыс. лет назад.

2. Мезолит (средний каменный век) – 12 тыс. лет назад – VI-V тыс. до н.э.

3. Неолит (новый каменный век) – 4500-4000 г. до н.э. – 1800 г. до н.э.

4. Бронзовый век – ок. 2000 г. – 700-600 гг. до н.э.

Стоянки древнего человека около населенных пунктов Светиловичи (на р. Беседь), Обидовичи (на Днепре, Быховский р-н). Считается, что эти стоянки населяли неандертальцы. В позднейшие эпохи возникли стоянки Бердыж (иначе – Подлужская стоянка, на р. Сож, Чечерский р-н), Юровичи (на р. Припять, Калинковичский р-н) – их возраст составляет ок. 26-22 тыс. лет. Основные занятия человека в период палеолита и мезолита – присваивающее хозяйство (собирательство, охота и рыболовство). В период неолита – переход от присваивающего хозяйства к производящему (скотоводству и земледелию). Родовая община.

Культуры: мустьерская, свидерская (палеолит-мезолит), неманская, верхнеднепровская и др. (неолит), Милоградская, зарубинецкая (железный век) и т.п.

4. Начало расселения славян на территории Белоруссии, славянизация балтов.

Первые известные переселения народов: индоевропейцы и финно-угры в Европе и на территории Белоруссии. Финно-угры – народы уральской языковой семьи. Прародиной уральской семьи, по мнению большинства учёных, является территория по обе стороны Уральского хребта. Данная общность совмещала в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические черты. В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной угро-финские. Со 2 тысячелетия до н.э. начинается новый этап в этнической истории Белоруссии — индоевропейский, который продолжается до сих пор. В других регионах финно-угры положили начало образованию таких народов как эстонцы, финны, карелы, коми, удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси, венгры.

Откуда пошли индоевропейцы.

В результате расселения на огромных территориях, смешения и ассимиляции местного доиндоевропейского населения создаются условия для дифференциации индоевропейцев на более мелкие этнические группы. Северо-западная часть индоевропейцев стала предками германцев (к этой ветви относятся языки: восточногерманский – готский (мёртвый), северогерманские – шведский, датский, норвежский, исландский и западногерманские – английский, немецкий, нидерландский, фламандский). Между Балтикой и Волгой расселилась северная группа индоевропейцев, которые стали предками балтов. На территории между верховьями Одры (Одера) и Припятью формировалась славянская ветвь индоевропейцев. Часть учёных считает, что разделение балтийской и славянской ветвей индоевропейской семьи произошло в середине 1 тысячелетия до н. э., этим и объясняется сложность этнической классификации некоторых археологических культур железного века на территории Белоруссии. Например, зарубинецкую археологическую культуру (3 в. до н.э. – 5 в. н.э.) одни исследователи относит к балтам, другие к славянам, третьи утверждают её смешанный характер.

В VI в. славяне локализировались по течению Припяти и прилежащих районах Среднего Приднепровья (Пражская археологическая культура – первая неоспорима славянская культура, располагавшаяся от Лабы (Эльбы) до Среднего Приднепровья, включая Припять, Ясельду и Горынь). В VIII в. по Днепру и притокам славяне движутся на север. В IX в. колонизируется Подвинье и верхнее Принёманье, на юго-востоке славяне выходят к верховьям Дона и Северского Донца.

На территории Белоруссии славянская ветвь индоевропейцев столкнулась с балтской ветвью индоевропейцев. На территории Белоруссии балто-славянские отношения имели преимущественно мирный характер. Славяне смогли включить в состав своих племенных союзов племена балтов, которые постепенно ассимилировались славянами, передавая им некоторые черты своей духовной, материальной культуры и антропологические особенности, что стало одной из стадий этногенеза белорусов. На территории Белоруссии образовалось 3 союза племён, где доминировало славянское начало: кривичи, дреговичи, радимичи.

studfiles.net

Тема 2. Древнейшее население и славяне на территории Белоруссии.

3. Древнейшее население на территории Белоруссии.

Палеолит (древний каменный век) 100-12 тыс. лет назад:

а) Средний палеолит 100-35 тыс. лет назад.

б) Верхний палеолит 35-12 тыс. лет назад.

Мезолит (средний каменный век) 12 тыс. лет назад VI-V тыс. до н.э.

Неолит (новый каменный век) 4500-4000 г. до н.э. 1800 г. до н.э.

Бронзовый век ок. 2000 г. 700-600 гг. до н.э.

Стоянки древнего человека около населенных пунктов Светиловичи (на р. Беседь), Обидовичи (на Днепре, Быховский р-н). Считается, что эти стоянки населяли неандертальцы. В позднейшие эпохи возникли стоянки Бердыж (иначе Подлужская стоянка, на р. Сож, Чечерский р-н), Юровичи (на р. Припять, Калинковичский р-н) их возраст составляет ок. 26-22 тыс. лет. Основные занятия человека в период палеолита и мезолита присваивающее хозяйство (собирательство, охота и рыболовство). В период неолита переход от присваивающего хозяйства к производящему (скотоводству и земледелию). Родовая община.

Культуры: мустьерская, свидерская (палеолит-мезолит), неманская, верхнеднепровская и др. (неолит), Милоградская, зарубинецкая (железный век) и т.п.

4. Начало расселения славян на территории Белоруссии, славянизация балтов.

Первые известные переселения народов: индоевропейцы и финно-угры в Европе и на территории Белоруссии. Финно-угры народы уральской языковой семьи. Прародиной уральской семьи, по мнению большинства учёных, является территория по обе стороны Уральского хребта. Данная общность совмещала в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические черты. В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной угро-финские. Со 2 тысячелетия до н.э. начинается новый этап в этнической истории Белоруссии индоевропейский, который продолжается до сих пор. В других регионах финно-угры положили начало образованию таких народов как эстонцы, финны, карелы, коми, удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси, венгры.

Откуда пошли индоевропейцы.

В результате расселения на огромных территориях, смешения и ассимиляции местного доиндоевропейского населения создаются условия для дифференциации индоевропейцев на более мелкие этнические группы. Северо-западная часть индоевропейцев стала предками германцев (к этой ветви относятся языки: восточногерманский готский (мёртвый), северогерманские шведский, датский, норвежский, исландский и западногерманские английский, немецкий, нидерландский, фламандский). Между Балтикой и Волгой расселилась северная группа индоевропейцев, которые стали предками балтов. На территории между верховьями Одры (Одера) и Припятью формировалась славянская ветвь индоевропейцев. Часть учёных считает, что разделение балтийской и славянской ветвей индоевропейской семьи произошло в середине 1 тысячелетия до н. э., этим и объясняется сложность этнической классификации некоторых археологических культур железного века на территории Белоруссии. Например, зарубинецкую археологическую культуру (3 в. до н.э. 5 в. н.э.) одни исследователи относит к балтам, другие к славянам, третьи утверждают её смешанный характер.

В VI в. славяне локализировались по течению Припяти и прилежащих районах Среднего Приднепровья (Пражская археологическая культура первая неоспорима славянская культура, располагавшаяся от Лабы (Эльбы) до Среднего Приднепровья, включая Припять, Ясельду и Горынь).В VIII в. по Днепру и притокам славяне движутся на север. В IX в. колонизируется Подвинье и верхнее Принёманье, на юго-востоке славяне выходят к верховьям Дона и Северского Донца.

На территории Белоруссии славянская ветвь индоевропейцев столкнулась с балтской ветвью индоевропейцев. На территории Белоруссии балто-славянские отношения имели преимущественно мирный характер. Славяне смогли включить в состав своих племенных союзов племена балтов, которые постепенно ассимилировались славянами, передавая им некоторые черты своей духовной, материальной культуры и антропологические особенности, что стало одной из стадий этногенеза белорусов. На территории Белоруссии образовалось 3 союза племён, где доминировало славянское начало: кривичи, дреговичи, радимичи.

studfiles.net

1. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси

СОДЕРЖАНИЕ БИЛЕТ 1

1. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси

2. Внутриполитическое положение Великого Княжества Литовского в первой половине XVI в

БИЛЕТ 2

1. Восточнославянские племена на территории Бела­руси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в V—IX вв

2. Брестская церковная уния 1596 г.: предпосылки за­ключения и распространение униатства на террито­рии Беларуси

БИЛЕТ 3

1. Полоцкое княжество в IX—XI вв. Княжеско-вечевой строй

2. Расширение влияния Возрождения в Беларуси в сере­дине XVI — начале XVII в

БИЛЕТ 4

1.Города на территории Беларуси в IX — середине XIII в.: происхождение названий и хозяйственная жизнь горожан

2. Беларусь во время войн второй половины XVII — первой половины XVIII в 21

БИЛЕТ 5

1. Развитие культуры на белорусских землях в IX — середине XIII в. Религиозно-просветительские деятели

2. Политический кризис Речи Посполитой и ее разделы. Восстание 1794 г. и его события в Беларуси

БИЛЕТ б

1.Причины образования Великого Княжества Литовского

2. Культура Беларуси во второй половине XVII — первой половине XVIII в

БИЛЕТ 7

1. Укрепление великокняжеской власти в Великом Кня­жестве Литовском в первой половине XIV в. Проис­хождение названия княжества

2. Культура Беларуси во второй половине XVIII в

БИЛЕТ 8

1.Государственный строй Великого Княжества Литов­ского в середине XIII — XIV в. Борьба за великие княжение

2. Попытки экономических реформ во второй половине XVIII в. Магнатское предпринимательство

БИЛЕТ 9

1. Сближение Великого Княжества Литовского с Поль­шей. Кревская уния 1385 г.: причины, условия и послед­ствия

2. Сословная и конфессиональная политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII — начале XIX в. Полоцкий церковный собор 1839 г

БИЛЕТ 10

1. Борьба с агрессией крестоносцев в XIII—XIV вв. Грюнвальдская битва 15 июля 1410 г.

2. Реформы в сельском хозяйстве Беларуси в середине XIX в

БИЛЕТ 11

1. Изменения в государственном строе Великого Кня­жества Литовского в XV — первой половине XVI в

2. Беларусь в период войны 1812 г. 49

БИЛЕТ 12

1. Сословия в Великом Княжестве Литовском в XIV — середине XVI в. Этапы закрепощения крестьянства

2. Общественно-политическое движение в первой трети XIX в

БИЛЕТ 13

1. Развитие городов на территории Беларуси в XIV — середине XVI в. Магдебургское право

2. Культура Беларуси в первой половине XIX в

БИЛЕТ 14

1. Образование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»

2. Восстание 1863—1864 гг. в Беларуси. Взгляды и дея­тельность Кастуся Калиновского

БИЛЕТ 15

1. Культура Беларуси в XIV — первой половине XVI в

2. Условия и особенности отмены крепостного права в Беларуси

БИЛЕТ 16

1. Франциск Скорина — восточнославянский и бело­русский гуманист, просветитель, первопечатник. Взгляды и издательская деятельность

2. Столыпинские реформы и их осуществление в Беларуси

БИЛЕТ 17

1. Причины и условия объединения Польши и Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой. Люблинская уния 1569 г.

2.Промышленное развитие и состояние городов Бела­руси в 60-е гг. XIX — начале XX в

БИЛЕТ 18

1. Политическое положение Великого Княжества Ли­товского в составе Речи Посполитой в последней трети XVI — начале XVII в. Статут ВКЛ 1588 г

2. События Первой мировой войны на белорусских землях

БИЛЕТ 19

1. «Волочная помера» 1557 г. Становление фольварочно-барщинной системы хозяйствования

2. Условия и особенности формирования белорусской нации во второй половине XIX — начале XX в

БИЛЕТ 20

1. Городская жизнь на территории Беларуси во второй половине XVI — первой половине XVIII в. Цеха. Возникновение мануфактур

2.Культура Беларуси в 60-е гг. XIX — начале XX в

БИЛЕТ 21

1. Реформация и Контрреформация на территории Беларуси

2. События российских буржуазно-демократических революций 1905—1907 гг. и Февральской 1917 г. в Беларуси БИЛЕТ 1 1. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси

1. Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода (в зависимости от того, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Первобытный человек попал на территорию Европы приблизительно 40—35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека данно­го типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Франции). По внешнему виду они похожи на современных. Люди приспо­собились к жизни в холодном климате, обусловленном на­хождением на территории Беларуси ледника. Кроманьонцы начали расселятся на юге Беларуси. Древнейшие поселения людей (стоянки) найдены археологами на берегах рек При­пять и Сож возле деревень Юровичи и Бердыж в Гомель­ской области. Они существовали примерно 24—21 тыс. лет до н. э. Здесь обнаружены остатки очага, орудия труда из кремня, а также кости и черепа мамонтов, использованные для строительства жилья.

2. Каменный век на территории Беларуси, по мнению ученых, закончился приблизительно в конце 3-го тысяче­летия до н. э. За этот период произошло несколько наступ­лений ледника.

Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных секущих, режущих, колющих орудий. На территории, остававшейся свободной от ледяного покрова во время отступлений лед­ника, люди занимались собирательством корней и клубней. Для этого они использовали палки-копалки, острые камни. Занятием людей была также загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных топоров, примитивных дид (копий). Люди использовали удочки, костяные гарпуны, сети, крючки для рыбной ловли.

Особенность занятий людей каменного века состояла в том, что они брали от природы все в готовом виде. Такое хозяйство называют потребительским (присваивающим).

После отступления последнего ледника началось потеп­ление. Бывшая ледяная пустыня покрылась реками и озера­ми, лесами, населенными дикими животными. Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака — первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлому образу жизни, изоб­рели лук и деревянные стрелы с кремневыми наконечниками, высверленные и шлифованные каменные топоры, каменную зернотерку, начали использовать при рыбной ловле выдол­бленные из дерева челны (лодки). Зарождаются гончарство и ткачество. Люди стали изготавливать остродонную гли­няную посуду, которую втыкали в земляной пол или в центр костра, поскольку в то время еще не знали, что такое стол.

Незаменимым материалом для производства орудий тру­да был кремень. Его добывали в первобытных шахтах — вертикальных колодцах глубиной 3—5 м, найденных архе­ологами у поселка Красносельский Волковысского района.

Первым известным коллективом людей было первобыт­ное человеческое стадо. Вероятно, кроманьонцы жили уже родовыми общинами, объединявшими 50—70 кровных родс­твенников. Во главе общины стоял избранный старейшина. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые ис­торики разделяют мнение о том, что родство первоначаль­но велось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок называют материнским родом, или матриархатом.

3. Бронзовый век на территории Беларуси продолжался с начала 2-го тысячелетия до н. э. приблизительно до конца VIII в. до н. э. В это время изделия из меди и бронзы попада­ли с юга на территорию Беларуси. Здесь не было месторож­дений меди и олова, сплав которых образует бронзу. Люди начали приручать все больше животных, а после перешли к их разведению. Вероятно, первым домашним животным стала свинья. Происходит переход от охоты к животноводс­тву и от собирательства к земледелию. Он означал переход от потребительского к производительному хозяйству. При производительном типе хозяйства древние люди собствен­ным трудом добывали необходимые для жизни продукты, не существующие в готовом виде в природе. Вначале зем­леделие было мотыжным, когда основным орудием труда служила мотыга, а затем — подсечно-огневым. Древние люди высекали лес, корчевали и сжигали пни, пепел употребляли в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной- суковаткой. Для сбора урожая использовали серпы, муку получали на зернотерках. Чтобы сохранить зерно, а также молоко, полученное от разведенных животных, делали плос­кодонную глиняную посуду.

Во время бронзового века на территорию Беларуси посте­пенно начали проникать индоевропейцы — многочисленные племена животноводов-кочевников, которые первоначально жили в Малой Азии по соседству с народами Древнего Восто­ка. В период расселения на территории Европы в результате смешивания индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян, балтов. Балтские племена, являющиеся предками современных литовцев и ла­тышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси.

4. Железный век на территории Беларуси начался при­мерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее называли болотной, потому что находили э го сырье по бурому цвету на болоте или под дерном на лугу.. Из руды выплавляли в сыродутных печах-домницах, сделанных из глины, пористую массу — кричное железо. Постепенно раз­вивалось земледелие, ставшее пахотным. При обработке земли использовали деревянное рало с железным нарогом-наконечником.

Совершенствование орудий труда привело к возникно­вению излишков продуктов и имущественного неравенства среди людей. Появились богатые и бедные. Между ними происходили стычки. Для защиты люди начали строить ук­репленные поселения — городища.

5. Невозможность объяснить природные явления (мол­нию, гром и др.) породила у людей веру в сверхъестес­твенные силы природы. Человек верил в существование души, способной жить отдельно от тела, и в ее бессмертие. Поэтому возникли похоронные обряды, когда тело умер­шего закапывалось головой на запад, лицом к восходящему солнцу, либо сжигалось, так как огонь считался священной силой. Покойнику клали его вещи, будто бы необходимые в «загробном мире». Это были украшения, оружие, орудия труда и быта. Бытовал обычай насыпать над могилами кур­ганы из песка или другого грунта, средняя высота которых составляла 1—2 м.

Возникновение религиозных верований, а также хозяйс­твенные занятия первобытных людей повлияли на зарож­дение первобытного искусства. Первым его примером яв­ляется скульптура — создание объемного образа. Об этом свидетельствуют найденные археологами статуэтки, изоб­ражавшие женщин, мужчин, лося, утку. Свидетельствами возникновения искусства также считаются орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения (подвески, бусы, лунницы, застежки), музыкальные инстру­менты (бубен, дудки).

2. Внутриполитическое положение Великого Княжес­тва Литовского в первой половине XVI в.

1. В начале XVI в. в ВКЛ усилилась внутриполитическая борьба между группировками феодалов за власть, примером которой стало выступление Михаила Глинского в 1508 г. Его авторитет как гетмана ВКЛ возрос после победы над крымскими татарами в битве под Клецком в 1506 г. Он был первым советником при великом князе литовском Александ­ре Казимировиче в 1492—1506 гг. Однако после смерти князя М. Глинский лишился своего влияния при дворе великого князя Сигизмунда I Старого. Оклеветанный соперниками, М. Глинский решил с ними расквитаться, начав вооружен­ное выступление. Собрав своих приверженцев, он выступил против Сигизмунда I Старого с целью возвращения своей прежней роли в государстве.

М. Глинский для борьбы за высокое положение в госу­дарстве решил использовать недовольство православных феодалов. Несмотря на католическое вероисповедание, Глинский стремился присоединить к себе православных феодалов. Он принял предложение великого князя мос­ковского о военной поддержке и передаче роду Глинских всех захваченных им земель взамен на признание своей за­висимости от Москвы. Московское княжество в то время являлось одним из самых сильных среди русских государств и проводило политику «собирания русских земель». Москва стала центром православной веры, а значит, защитницей всего православного населения, в т. ч. на территории ВКЛ.

Отряды Глинского вместе с московским войском всту­пили в борьбу с войском ВКЛ. Однако в 1508 г. между ВКЛ и Москвой был подписан мир и Глинский остался без под­держки. Потеряв надежду на успех, Глинский выехал в Мос­кву. Его выступление завершилось поражением.

2. XVI столетие вошло в историю как «золотой век» ВКЛ, что было связано с правлением великого князя Си­гизмунда I Старого с 1506 по 1548 г. При нем был принят первый свод феодального права — Статут ВКЛ 1529 г. Сигизмунд добивался взаимопонимания между разными группировками феодалов и стремился к уравниванию прав шляхты и магнатов. Выступление М. Глинского свидетельс­твовало о том, что удержать «русские» земли в составе ВКЛ можно, только если православные феодалы получат доступ к управлению государством. Поэтому Сигизмунд I Старый содействовал закреплению веротерпимости, чтобы покон­чить с неравноправным положением православной знати в ВКЛ по сравнению с феодалами-католиками. С 1563 г. высшие должности в ВКЛ могли занимать представители как католического, так и православного вероисповедания.

ВКЛ во время княжения Сигизмунда I Старого вышло из полосы затяжных пограничных войн с Московским го­сударством. Была организована надежная система защиты от крымских татар.

Сигизмунд I Старый содействовал развитию образова­ния, науки и искусств, чему способствовала и его жена — итальянка Бона Сфорца. При нем издавались книги Ф. Скорины, в ВКЛ из Европы приезжали талантливые художники и музыканты, архитекторы и скульпторы.

БИЛЕТ 2 1. Восточнославянские племена на территории Бе­ларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в V—IX вв. 1. В конце V — начале VII в., во время так называемого Великого переселения народов, славяне начали широко рас­селяться в Европе. Они занимали земли южнее реки При­пять и отсюда расселялись по территории Беларуси. Рассе­ление славян шло с юга и юго-запада в направлении севера. Двигались они преимущественно по рекам и притокам.

Вместе с тем во многих местах на территории Беларуси жили балты. Поэтому долгое время наблюдалось смешанное проживание славян с баллами. Затем балты окончательно слились со славянами, произошла славянизация болтов.

В VI—VII вв. славяне разделились на три большие груп­пы: западные, южные, восточные (последние являются предками современных белорусов, украинцев, русских). В VIII—IX вв. на территории Беларуси сложились племен­ные объединения восточных славян. Кривичи-полочане расселились по течению Западной Двины. Существует ли­тературная гипотеза, будто их название могло возникнуть от слова кровные, т. е. близкие по крови. Кривичи появились в результате славянизации болтов — смешения пришлых славянских с местными балтскими племенами. Южными со­седями полоцких кривичей были дреговичи, жившие между Припятью и Двиной. Наиболее распространено мнение, что их название происходит от слова «дрыгва» — болото, среди которого они и жили, ведь в древности Припятское Полесье было почти сплошным огромным болотом. Соседями дре­говичей были радимичи, осевшие на реке Сож. Восточные славяне постепенно осваивали территорию Беларуси и к X в. стали ее основным населением. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют название древ­няя народность.

2. Общественные отношения были связаны с оконча­тельным формированием в VIII в. на территории Беларуси соседской общины. Ее возникновение было обусловлено пере­ходом от подсечно-огневого к пахотному земледелию. Теперь обрабатывать землю сохой и ралом и собирать урожай стало возможно силами одной небольшой семьи. Люди получи­ли возможность жить отдельными малыми семьями (отцы и их дети и внуки). В поисках пригодной для земледелия и урожайной почвы родственники из одной семьи начали покидать укрепленные городища и строить на новых землях неукрепленные поселения.

Жители поселений составляли соседские общины. Са­мостоятельные крестьянские семьи входили в соседскую общину, называвшуюся у славян вервью. Это название проис­ходит от слова «веревка», которой отмеряли участок земли, принадлежащий каждому члену общины.

У восточных славян постепенно возникало имущест­венное неравенство среди крестьян-общинников с после­дующим выделением знатных людей (знати). Из их числа выбирали вождя племени — князя. Вначале князь у славян был только военным руководителем. Все важные дела в сла­вянских племенах решались на народном собрании — вече. Со временем все управление племенем перешло к князю. Он стал обладателем определенных местных земель. Вместе со своей дружиной (отрядом вооруженных и специально обу­ченных военному делу людей) князь собирал с подвластного населения дань — натуральный оброк продуктами, называе­мый полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда был собран урожай.

3. Хозяйственные отношения характеризовались нали­чием земледелия и животноводства как основных занятий восточнославянского населения земель Беларуси. При под­сечно-огневом земледелии высекали лес, сжигали пни, засе­вали освобожденную от леса землю. В качестве удобрения использовали пепел, образовавшийся после сжигания пней. Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ствола дерева с отсеченными суками. При переходе к пахот­ному типу земледелия стали использовать деревянную соху с железными сошниками и деревянное рало с железными нарогами. Распространенными сельскохозяйственными куль­турами были рожь, просо, пшеница. Вторичную роль играли охота, рыболовство, бортничество (пчеловодство) — сбор меда лесных пчел. Бортью у славян называлось дупло, в ко­тором водились пчелы. Мед и воск тогда высоко ценились.

Важную роль играли ремесла. Ремесленники произво­дили вещи из железа. Была налажена обработка цветных металлов (меди, олова, свинца), из которых создавали укра­шения. Из глины получали посуду (горшки, миски). Жен­щины пряли и ткали.

2. Брестская церковная уния 1596 г.: предпосылки за­ключения и распространение униатства на территории Беларуси

1. Предпосылки заключения Брестской унии состоя­ли в том, что с момента раздела христианства в 1054 г. на православие и католичество предпринимались неоднократ­ные попытки их слияния в единое целое. Идею союза двух церквей поддерживали великие князья литовские. Римско- католическая церковь стремилась за счет унии расширить свое влияние, тем самым компенсируя потери Реформации. После заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой ее верховная власть видела возможность объ­единить все население страны с помощью единой религии — католичества. Католические правители путем объединения церквей мечтали добиться победы над православием и уси­лить свое влияние в Европе.

В 1577 г. вышла книга ректора Виленской иезуитской академии Петра Скарги «О единстве церкви Божьей...», в ко­торой утверждалось, что единственным выходом из кризиса для православной церкви в ВКЛ является возобновление унии. Идею унии поддержал православный епископ Ипа­тий Потей, рассчитывая таким образом достичь равенства православной церкви в правах с католической и получить доступ к государственной власти.

В 1596 г. состоялся Брестский церковный собор, на ко­тором была заключена уния, объединившая православную и католическую церковь в единую греко-католическую (уни­атскую). По условиям унии православные признавали ру­ководство униатской церковью со стороны паны римского, но сохраняли своп прежние церковные обряды: внешний вид и убранство храмов, брак священников, церковносла­вянский язык божественных служб. После принятия унии православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими.

2. Распространение униатства на территории Белару­си как новой религии в конце XVI — первом десятилетии XVII в. происходило насильно. Закрывались православные церкви и школы. В униатских церквях стал использоваться польский язык вместо старобелорусского, что вызвало не­довольство верующих. Центрами борьбы с унией стали пра­вославные братства в Могилеве, Орше, Витебске, Полоцке, Менске. В результате оказалось, что уния не объединяла, а разъединяла население ВКЛ. Защитник православия по­лоцкий архиепископ Мелегпий Смотрицкий в своем произве­дении «Фринос» (1610 г.) призывал народы ВКЛ и Украины объединиться против католицизма.

В 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепис­копа Иосафата Кунцевича, силой насаждавшего унию на территории Полоцкой епархии, куда восходят древние корни православной церкви. За свою жестокость Кунцевич полу­чил прозвище «душегуб». Римский папа Урбан расправился с городом: Полоцк лишился магдебургского права, его рату­ша была разрушена, а со всех храмов сняли колокола.

Многочисленные выступления православных верую­щих вынудили короля Речи Посполитой вернуть права православной церкви в государстве. Это содействовало распространению униатства на белорусских землях. В кон­це XVIII в. около 3/4 сельского населения Беларуси было униатами.

БИЛЕТ 3 1. Полоцкое княжество в IX—XI вв. Княжеско-вечевой строй 1. В конце IX в. возникает древнерусское государство восточных славян Киевская Русь. Современная территория Беларуси составляла западные земли Киевской Руси, счи­тающейся общим государством восточных славян. В пись­менных источниках государственное образование восточ­ных славян на территории Беларуси Полоцкое княжество упоминается как Полоцкая земля. Центром княжества был город Полоцк, упомянутый в летописи «Повесть временных лет» под 862 г. Город находился на реке Западная Двина, являвшейся частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Выгодное географическое положение благоприятс­твовало скорому росту Полоцка и его превращению в круп­ный центр торговли и ремесел.

Первым известным в истории полоцким князем был Рогволод. В летописи под 980 г. говорится, что «Рогволод же пришел из-за моря и имел волость свою в Полоцке». В 60— 70-е гг. X в. Полоцку как возможному союзнику придавалось важное значение в соперничестве между Киевом и Новго­родом, также находившимися на пути «из варяг в греки». Рогволод дал согласие на брак своей дочери Рогнеды с более сильным киевским князем Ярополком. Новгородскому князю Владимиру, также просившему руки дочери полоцкого князя, было отказано. Отказ оскорбил Владимира. Он отомстил полоцкой княжеской семье. Полоцк был взят и сожжен его войсками. Рогволод же и оба его сына убиты. Рогнеда насиль­но взята в жены Владимиром.

В дальнейшем Владимир убил своего брата Ярополка и стал великим князем киевским. С его именем связано при­нятие в 988 г. и распространение на землях восточных славян новой религии — христианства. Владимир дал Рогнеде новое имя — Горисяава. Возможно, Рогнеда, прожив с Владимиром несколько лет, так и не простила ему смерти отца и братьев и решилась убить его. Но покушение не удалось, Рогнеду по законам того времени должны были казнить. Мать за­щитил с детским мечом в руках малолетний сын Изяслав. Пораженный поступком сына, Владимир приказал выслать Рогнеду с Изяславом в Полоцкое княжество. Здесь для нее был построен город, названный именем ее сына — Изяславль (теперь Заславль). Рогнеда постриглась (по иной гипотезе, была пострижена) в монахини под именем Анастасия. Она осталась в истории как княжна с тремя именами и как одна из первых монахинь среди восточных славян.

При жизни Рогнеды жители Полоцка пригласили Изя- слава на княжение. Он известен в истории как князъ-книжник, знавший и распространявший грамоту вместе с христи­анством в Полоцке. Князь Изяслав умер молодым в 1001 г., всего на год пережив свою мать.

2. Усиление Полоцкого княжества произошло в XI в. при сыне Изяслава, полоцком князе Брячиславе. Он со сво­им войском захватил волоки, соединявшие Западную Дви­ну и Днепр на пути «из варяг в греки» и принадлежавшие Новгороду. Они позволяли с помощью бревен провести (проволочь) суда и таким образом пройти от Балтийского (Варяжского) до Черного (Русского) моря. Однако войско Брячислава было разбито его дядей — киевским князем Ярославом Мудрым, который сам хотел контролировать путь «из варяг в греки» и собирать дань с купцов. О княже­нии Брячислава напоминает название современного города Браслава, построенного по его приказу.

Легендами овеяно имя сына Брячислава — полоцкого князя Всеслава, прозванного Чародеем. Он будто бы родил­ся от колдовства, чародейства. Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» сравнивает князя Всеслава с оборотнем. Более 50 лет, с 1044 по 1101 г., князь правил Полоцкой зем­лей, достигшей при нем наивысшего подъема.

Всеслав, расширяя свою власть, стремился захватить зем­ли и города за пределами Полоцкого княжества. Не сумев взять Псков, он захватил и разграбил Новгород. В ответ трое сыновей киевского князя Ярослава Мудрого в 1067 г. напали на пограничный город Полоцкой земли — Менск (Минск). 3 марта состоялась жестокая битва на реке Немиге. Город был сожжен, а его жители — меняне — цленены.

3. Способ государственного правления в Полоцкой земле представлял собой княжеско-вечевой строй. Власть князя сочеталась с наличием вече — общего собрания взрослых мужчин, имевшего право снимать и назначать князя. Назва­ние «вече», вероятно, происходит от того, что на собрании вели разговор («вещали») о важных общественных делах. На собрание горожан призывал колокол, а решение прини­малось по силе крика тех, кто его поддерживал.

В обязанности князя входили организация и командо­вание войском, сбор дани с населения. Войско в I [олоцке состояло из дружины — специально обученного военному делу отряда людей и народного ополчения, которое состояло из горожан и называлось «полком».

В восточнославянских землях действовали законы, назы­ваемые «правдами». Наиболее известный среди них сборник «Русская правда», разработанный при киевском князе Яро­славе Мудром. Считалось, что доказательство вины зависит от «суда Божьего». Например, если у обвиняемого остава­лись ожоги после того, как он подержал руки над огнем, то это свидетельствовало о его вине. Суд правил князь или его представители. Правота либо вина обвиняемого определя­лась обычно в пользу князя через денежные штрафы или физические наказания.

uverenniy.ru

Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси. — КиберПедия

Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси.

А) Занятия и орудия труда древних жителей Беларуси в каменном веке. Жизнь в условиях ледника.

- проникновение первых людей на территорию Беларуси

- стоянки первобытных людей, особенности их быта

- сущность присваивающего хозяйства: собирательство, охота,

рыбная ловля

- оседлый строй жизни

- новые виды деятельности

- первобытные шахтеры

- первые коллективы людей

Б) Бронзовый век.

- материал для орудий труда

- переход от присваивающего к производящему хозяйству.

- виды земледелия

- домашние промыслы

- роль мужчины, специализация мужского и женского труда

- коллектив людей

- проникновение индоевропейцев

В) Древние жители Беларуси во времена железного века.

- материал для орудий труда

- соседско-родовая община

- возникновение имущественного неравенства

- возникновение и роль городищ

Г) Зарождение религиозных верований и возникновение искусства.

- ранние формы религии

- погребальные ритуалы

- зарождение искусства и его сущность

- cкульптура, орнамент, появление женских украшений

 

Внутриполитическое положение Великого Княжества литовского в первой половине XVI в.

А) Усиление борьбы феодалов за власть.

- Выступление Михаила Глинского: причины, цели, итоги.

Б) Консолидация верхов общества ВКЛ.

- «золотой век» ВКЛ.

- Уравнивание прав шляхты с правами магнатов.

- Образование поветовых сеймиков и поветовых судов.

- Принятие первого свода феодального права – Статута 1529 г.

Билет 2.

Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в V – IX вв.

А) Появление славян на территории Беларуси.

- Славянские поселения на юге Беларуси (г. Петриков, д. Хотомель).

- Три группы славян: западные, южные, восточные.

Б) Восточнославянские племена на территории Беларуси.

- Славянизация балтов.

- Кривичи – полочане.

- Дреговичи.

- Радимичи.

В) Общественные отношения.

- Вервь – славянская община.

- Неукрепленные поселения.

- Князья, дружина.

- Полюдье.

- Военное ополчение.

Г) Хозяйство, ремесло, и торговля восточных славян.

- Развитие земледелия и животноводства.

- Пахотное земледелие. Соха.

- Ремесло и промыслы.

- Торговля.

2. Брестская церковная уния 1596 г.: предпосылки, заключение и распространение униатства на территории Беларуси.

А) Предпосылки заключения Брестской церковной унии.

- Подготовка унии.

- Брестский церковный собор 1596 г. и его значение.

Б) Насильственное введение униатской церкви в конце XVI – начале XVII в.

- Православные братства – центры борьбы с унией.

- Униатские деятели.

- Расширение униатства среди сельского населения и

городских низов.

Билет 3.

Полоцкое княжество в IX – XI вв. Княжеско – вечевой строй.

А) Древнерусское государство восточных славян Киевская Русь.

- Место белорусских земель в составе Древнерусского государства.

Б) Полоцкое княжество в IX – XI вв.

- Первое упоминание древнего Полоцка.

- Соперничество с Новгородом и Киевом.

- Волоки.

- Князь Всеслав Брячиславич.

- Битва на реке Немиге.

- Наибольшее возвышение Полоцкого княжества.

В) Княжеско - вечевой строй.

- Функции князя.

- Деятельность вече.

- Организация войска.

 

Расширение влияния Возрождения в Беларуси в середине XVI – начале XVII вв.

А) Особенности Ренессанса в Беларуси.

- Влияние европейского Возрождения.

Б) Развитие литературы и книгопечатания.

- Исторические хроники.

- Светская переводная литература.

- Рыцарская поэзия.

- литература путешествий.

В) Архитектура.

- Ренессанс: кальвинистская церковь в Сморгони, дворцово – замковые комплексы в Мире, Смолянах.

- Барокко: Несвижский костел Божьего Тела.

Г) Изобразительное искусство.

- Ренессансный орнамент: иконы «Параскева», «Спас».

- Гравюры.

- Мемориальная скульптура.

- Реалистичный портрет.

Д) Театр.

- Распространение батлейки, школьные театры.

 

Билет 4.

Города на территории Беларуси в IX – середине XIII в.: происхождение названия и хозяйственная жизнь горожан.

А) Пути возникновения городов.

- Укрепленные городища.

- Причины возникновения городов.

- Облик городов.

Б) Первые летописные упоминания белорусских городов.

- Полоцк, Туров, Витебск, Менск, Борисов и др.

- Происхождение названий.

В) Хозяйственная жизнь города.

- Ремесло и торговля.

- Роль городов в общественной жизни.

- Функции городов: административная, хозяйственная, военная и культурная.

 

Беларусь во время войн второй половины XVII – первой половины

XVIII в.

А) Казацко – крестьянская война 1648 – 1654 гг. на белорусских землях.

- Причины войны и связь с восстанием под руководством Б. Хмельницкого на

Украине.

- Казацкие загоны в Беларуси.

- Причины и последствия казацко – крестьянской войны.

Б) Война России с Речью Посполитой в 1654 – 1667 г.

- Причины войны. Стремление русского царя получить выход к Балтийскому

морю и расширить территорию государства.

- Начало боевых действий на территории Беларуси.

- Андросовское перемирие.

В) Беларусь в годы Северной войны.

- Оформление Северного союза.

- Боевые действия на территории Беларуси.

- Создание шляхетских конфедераций.

- Битва возле деревни Лесная.

- Итоги и последствия войны.

Г) Сейм 1717 г. – ограничивал власть правившей в Польше саксонской династии и

усиливал права шляхты.

Билет 5.

XVIII в.

А) Образование и наука.

- Система образования.

- Виленская академия.

- Наука.

Б) Литература и общественно – политическая мысль.

- Местное летописание: Баркулабовская летопись, Могилевкая хроника.

- Мемуаристика.

- Политическая сатира.

- Барокко в литературе.

В) Общественно – политическая мысль.

- Религиозная полемика.

- Государственно – правовая мысль.

Г) Архитектура и искусство.

- Барокко в архитектуре Беларуси.

- Виленское барокко.

- Портретный жанр. «Сарматский портрет»: И. Шретер, Д. Шульц.

- Белорусская иконописная школа: иконы «Святая Параскева», «Умиление», Петр Евсеевич – икона «Рождество Марии».

- Музыка и театр.

- Церковная музыка.

- «Полоцкая тетрадь».

- Органная музыка.

- Батлейка.

- школьный театр.

Билет 7.

Русь».

А) Образование белорусской народности.

- Особенности формирования белорусского этноса.

- Становление белорусского языка.

- Отличительные черты белорусов и их самоназвания.

- Происхождение названия «Белая Русь».

Начале XX в.

А) Промышленное развитие и состояние городов в 60 – е гг. XIX - начале

XX в.

- Становление фабричного производства.

- Специализация промышленности.

Б) Особенности промышленной революции в Беларуси.

В) Рост городов в XIX в.

- Изменения в составе городского населения.

- Городская реформа.

Г) Развитие торговли, финансов, транспорта в 60 – е гг. XIX - начале XX в.

- Пути сообщения и средства связи.

- Строительство железных дорог.

- Расширение внутреннего рынка. Развитие торговли: импорт и экспорт.

- Становление банков.

 

 

Билет 18.

Хозяйствования.

А) Сельское хозяйство.

- Занятия крестьян.

- Оформление крепостного права. Привилей Казимира. Статуты ВКЛ.

Б) Влияние хозяйственных процессов в странах Западной Европы на

экономику ВКЛ

- Рост спроса на зерно в Западной Европе.

- Становление фольварково –барщинной системы хозяйствования.

- «Волочная помера» 1557 г.

- Феодальные повинности и государственные налоги крестьян.

XIX – начале XX в.

- Этническая территория.

- Национальный и социальный состав населения Беларуси.

- Общность хозяйственной жизни.

- Развитие белорусского литературного языка.

- Издание на латинице белорусских произведений В. Дунина – Марцинкевича,

газеты «Мужицкая правда».

- Национальное самосознание.

- Роль газеты «Наша нива» в развитии культуры Беларуси.

 

 

Билет 20.

Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси.

А) Занятия и орудия труда древних жителей Беларуси в каменном веке. Жизнь в условиях ледника.

- проникновение первых людей на территорию Беларуси

- стоянки первобытных людей, особенности их быта

- сущность присваивающего хозяйства: собирательство, охота,

рыбная ловля

- оседлый строй жизни

- новые виды деятельности

- первобытные шахтеры

- первые коллективы людей

Б) Бронзовый век.

- материал для орудий труда

- переход от присваивающего к производящему хозяйству.

- виды земледелия

- домашние промыслы

- роль мужчины, специализация мужского и женского труда

- коллектив людей

- проникновение индоевропейцев

В) Древние жители Беларуси во времена железного века.

- материал для орудий труда

- соседско-родовая община

- возникновение имущественного неравенства

- возникновение и роль городищ

Г) Зарождение религиозных верований и возникновение искусства.

- ранние формы религии

- погребальные ритуалы

- зарождение искусства и его сущность

- cкульптура, орнамент, появление женских украшений

 

cyberpedia.su

БИЛЕТ Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси

БИЛЕТ 1 1. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси 1. Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода (в зависимости от того, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Первобытный человек попал на территорию Европы приблизительно 40—35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека данно­го типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Франции). По внешнему виду они похожи на современных. Люди приспо­собились к жизни в холодном климате, обусловленном на­хождением на территории Беларуси ледника. Кроманьонцы начали расселятся на юге Беларуси. Древнейшие поселения людей (стоянки) найдены археологами на берегах рек При­пять и Сож возле деревень Юровичи и Бердыж в Гомель­ской области. Они существовали примерно 24—21 тыс. лет до н. э. Здесь обнаружены остатки очага, орудия труда из кремня, а также кости и черепа мамонтов, использованные для строительства жилья. 2. Каменный век на территории Беларуси, по мнению ученых, закончился приблизительно в конце 3-го тысяче­летия до н. э. За этот период произошло несколько наступ­лений ледника. Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных секущих, режущих, колющих орудий. На территории, остававшейся свободной от ледяного покрова во время отступлений лед­ника, люди занимались собирательством корней и клубней. Для этого они использовали палки-копалки, острые камни. Занятием людей была также загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных топоров, примитивных дид (копий). Люди использовали удочки, костяные гарпуны, сети, крючки для рыбной ловли. Особенность занятий людей каменного века состояла в том, что они брали от природы все в готовом виде. Такое хозяйство называют потребительским (присваивающим).

После отступления последнего ледника началось потеп­ление. Бывшая ледяная пустыня покрылась реками и озера­ми, лесами, населенными дикими животными. Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака — первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлому образу жизни, изоб­рели лук и деревянные стрелы с кремневыми наконечниками, высверленные и шлифованные каменные топоры, каменную зернотерку, начали использовать при рыбной ловле выдол­бленные из дерева челны (лодки). Зарождаются гончарство и ткачество. Люди стали изготавливать остродонную гли­няную посуду, которую втыкали в земляной пол или в центр костра, поскольку в то время еще не знали, что такое стол. Незаменимым материалом для производства орудий тру­да был кремень. Его добывали в первобытных шахтах — вертикальных колодцах глубиной 3—5 м, найденных архе­ологами у поселка Красносельский Волковысского района.

Первым известным коллективом людей было первобыт­ное человеческое стадо. Вероятно, кроманьонцы жили уже родовыми общинами, объединявшими 50—70 кровных родс­твенников. Во главе общины стоял избранный старейшина. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые ис­торики разделяют мнение о том, что родство первоначаль­но велось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок называют материнским родом, или матриархатом. 3. Бронзовый век на территории Беларуси продолжался с начала 2-го тысячелетия до н. э. приблизительно до конца VIII в. до н. э. В это время изделия из меди и бронзы попада­ли с юга на территорию Беларуси. Здесь не было месторож­дений меди и олова, сплав которых образует бронзу.

Люди начали приручать все больше животных, а после перешли к их разведению. Вероятно, первым домашним животным стала свинья. Происходит переход от охоты к животноводс­тву и от собирательства к земледелию. Он означал переход от потребительского к производительному хозяйству. При производительном типе хозяйства древние люди собствен­ным трудом добывали необходимые для жизни продукты, не существующие в готовом виде в природе. Вначале зем­леделие было мотыжным, когда основным орудием труда служила мотыга, а затем — подсечно-огневым.

Древние люди высекали лес, корчевали и сжигали пни, пепел употребляли в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной — суковаткой. Для сбора урожая использовали серпы, муку получали на зернотерках. Чтобы сохранить зерно, а также молоко, полученное от разведенных животных, делали плос­кодонную глиняную посуду. Во время бронзового века на территорию Беларуси посте­пенно начали проникать индоевропейцы — многочисленные племена животноводов-кочевников, которые первоначально жили в Малой Азии по соседству с народами Древнего Восто­ка. В период расселения на территории Европы в результате смешивания индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян, балтов. Балтские племена, являющиеся предками современных литовцев и ла­тышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси. 4. Железный век на территории Беларуси начался при­мерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее называли болотной, потому что находили э го сырье по бурому цвету на болоте или под дерном на лугу.. Из руды выплавляли в сыродутных печах-домницах, сделанных из глины, пористую массу — кричное железо. Постепенно раз­вивалось земледелие, ставшее пахотным. При обработке земли использовали деревянное рало с железным нарогом-наконечником.

Совершенствование орудий труда привело к возникно­вению излишков продуктов и имущественного неравенства среди людей. Появились богатые и бедные. Между ними происходили стычки. Для защиты люди начали строить ук­репленные поселения — городища. 5. Невозможность объяснить природные явления (мол­нию, гром и др.) породила у людей веру в сверхъестес­твенные силы природы. Человек верил в существование души, способной жить отдельно от тела, и в ее бессмертие. Поэтому возникли похоронные обряды, когда тело умер­шего закапывалось головой на запад, лицом к восходящему солнцу, либо сжигалось, так как огонь считался священной силой. Покойнику клали его вещи, будто бы необходимые в «загробном мире». Это были украшения, оружие, орудия труда и быта. Бытовал обычай насыпать над могилами кур­ганы из песка или другого грунта, средняя высота которых составляла 1—2 м. Возникновение религиозных верований, а также хозяйс­твенные занятия первобытных людей повлияли на зарож­дение первобытного искусства. Первым его примером яв­ляется скульптура — создание объемного образа. Об этом свидетельствуют найденные археологами статуэтки, изоб­ражавшие женщин, мужчин, лося, утку. Свидетельствами возникновения искусства также считаются орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения (подвески, бусы, лунницы, застежки), музыкальные инстру­менты (бубен, дудки). 2. Внутриполитическое положение Великого Княжес­тва Литовского в первой половине XVI в. 1. В начале XVI в. в ВКЛ усилилась внутриполитическая борьба между группировками феодалов за власть, примером которой стало выступление Михаила Глинского в 1508 г. Его авторитет как гетмана ВКЛ возрос после победы над крымскими татарами в битве под Клецком в 1506 г. Он был первым советником при великом князе литовском Александ­ре Казимировиче в 1492—1506 гг. Однако после смерти князя М. Глинский лишился своего влияния при дворе великого князя Сигизмунда I Старого.

Оклеветанный соперниками, М. Глинский решил с ними расквитаться, начав вооружен­ное выступление. Собрав своих приверженцев, он выступил против Сигизмунда I Старого с целью возвращения своей прежней роли в государстве. М. Глинский для борьбы за высокое положение в госу­дарстве решил использовать недовольство православных феодалов. Несмотря на католическое вероисповедание, Глинский стремился присоединить к себе православных феодалов. Он принял предложение великого князя мос­ковского о военной поддержке и передаче роду Глинских всех захваченных им земель взамен на признание своей за­висимости от Москвы. Московское княжество в то время являлось одним из самых сильных среди русских государств и проводило политику «собирания русских земель». Москва стала центром православной веры, а значит, защитницей всего православного населения, в т. ч. на территории ВКЛ. Отряды Глинского вместе с московским войском всту­пили в борьбу с войском ВКЛ. Однако в 1508 г. между ВКЛ и Москвой был подписан мир и Глинский остался без под­держки. Потеряв надежду на успех, Глинский выехал в Мос­кву. Его выступление завершилось поражением.

2. XVI столетие вошло в историю как «золотой век» ВКЛ, что было связано с правлением великого князя Си­гизмунда I Старого с 1506 по 1548 г. При нем был принят первый свод феодального права — Статут ВКЛ 1529 г. Сигизмунд добивался взаимопонимания между разными группировками феодалов и стремился к уравниванию прав шляхты и магнатов. Выступление М. Глинского свидетельс­твовало о том, что удержать «русские» земли в составе ВКЛ можно, только если православные феодалы получат доступ к управлению государством. Поэтому Сигизмунд I Старый содействовал закреплению веротерпимости, чтобы покон­чить с неравноправным положением православной знати в ВКЛ по сравнению с феодалами-католиками. С 1563 г. высшие должности в ВКЛ могли занимать представители как католического, так и православного вероисповедания. ВКЛ во время княжения Сигизмунда I Старого вышло из полосы затяжных пограничных войн с Московским го­сударством. Была организована надежная система защиты от крымских татар. Сигизмунд I Старый содействовал развитию образова­ния, науки и искусств, чему способствовала и его жена — итальянка Бона Сфорца. При нем издавались книги Ф. Скорины, в ВКЛ из Европы приезжали талантливые художники и музыканты, архитекторы и скульпторы.

БИЛЕТ 2 1. Восточнославянские племена на территории Бе­ларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в V—IX вв. 1. В конце V — начале VII в., во время так называемого Великого переселения народов, славяне начали широко рас­селяться в Европе. Они занимали земли южнее реки При­пять и отсюда расселялись по территории Беларуси. Рассе­ление славян шло с юга и юго-запада в направлении севера. Двигались они преимущественно по рекам и притокам. Вместе с тем во многих местах на территории Беларуси жили балты. Поэтому долгое время наблюдалось смешанное проживание славян с баллами. Затем балты окончательно слились со славянами, произошла славянизация болтов. В VI—VII вв. славяне разделились на три большие груп­пы: западные, южные, восточные (последние являются предками современных белорусов, украинцев, русских). В VIII—IX вв. на территории Беларуси сложились племен­ные объединения восточных славян.

Кривичи-полочане расселились по течению Западной Двины. Существует ли­тературная гипотеза, будто их название могло возникнуть от слова кровные, т. е. близкие по крови. Кривичи появились в результате славянизации болтов — смешения пришлых славянских с местными балтскими племенами. Южными со­седями полоцких кривичей были дреговичи, жившие между Припятью и Двиной. Наиболее распространено мнение, что их название происходит от слова «дрыгва» — болото, среди которого они и жили, ведь в древности Припятское Полесье было почти сплошным огромным болотом. Соседями дре­говичей были радимичи, осевшие на реке Сож. Восточные славяне постепенно осваивали территорию Беларуси и к X в. стали ее основным населением. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют название древ­няя народность. 2. Общественные отношения были связаны с оконча­тельным формированием в VIII в. на территории Беларуси соседской общины. Ее возникновение было обусловлено пере­ходом от подсечно-огневого к пахотному земледелию. Теперь обрабатывать землю сохой и ралом и собирать урожай стало возможно силами одной небольшой семьи. Люди получи­ли возможность жить отдельными малыми семьями (отцы и их дети и внуки). В поисках пригодной для земледелия и урожайной почвы родственники из одной семьи начали покидать укрепленные городища и строить на новых землях неукрепленные поселения.

Жители поселений составляли соседские общины. Са­мостоятельные крестьянские семьи входили в соседскую общину, называвшуюся у славян вервью. Это название проис­ходит от слова «веревка», которой отмеряли участок земли, принадлежащий каждому члену общины. У восточных славян постепенно возникало имущест­венное неравенство среди крестьян-общинников с после­дующим выделением знатных людей (знати). Из их числа выбирали вождя племени — князя. Вначале князь у славян был только военным руководителем. Все важные дела в сла­вянских племенах решались на народном собрании — вече. Со временем все управление племенем перешло к князю. Он стал обладателем определенных местных земель. Вместе со своей дружиной (отрядом вооруженных и специально обу­ченных военному делу людей) князь собирал с подвластного населения дань — натуральный оброк продуктами, называе­мый полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда был собран урожай.

3. Хозяйственные отношения характеризовались нали­чием земледелия и животноводства как основных занятий восточнославянского населения земель Беларуси. При под­сечно-огневом земледелии высекали лес, сжигали пни, засе­вали освобожденную от леса землю. В качестве удобрения использовали пепел, образовавшийся после сжигания пней. Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ствола дерева с отсеченными суками. При переходе к пахот­ному типу земледелия стали использовать деревянную соху с железными сошниками и деревянное рало с железными нарогами. Распространенными сельскохозяйственными куль­турами были рожь, просо, пшеница. Вторичную роль играли охота, рыболовство, бортничество (пчеловодство) — сбор меда лесных пчел. Бортью у славян называлось дупло, в ко­тором водились пчелы. Мед и воск тогда высоко ценились. Важную роль играли ремесла. Ремесленники произво­дили вещи из железа. Была налажена обработка цветных металлов (меди, олова, свинца), из которых создавали укра­шения. Из глины получали посуду (горшки, миски). Жен­щины пряли и ткали. 2. Брестская церковная уния 1596 г.: предпосылки за­ключения и распространение униатства на территории Беларуси 1. Предпосылки заключения Брестской унии состоя­ли в том, что с момента раздела христианства в 1054 г. на православие и католичество предпринимались неоднократ­ные попытки их слияния в единое целое. Идею союза двух церквей поддерживали великие князья литовские.

Римско — католическая церковь стремилась за счет унии расширить свое влияние, тем самым компенсируя потери Реформации. После заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой ее верховная власть видела возможность объ­единить все население страны с помощью единой религии — католичества. Католические правители путем объединения церквей мечтали добиться победы над православием и уси­лить свое влияние в Европе. В 1577 г. вышла книга ректора Виленской иезуитской академии Петра Скарги «О единстве церкви Божьей…», в ко­торой утверждалось, что единственным выходом из кризиса для православной церкви в ВКЛ является возобновление унии. Идею унии поддержал православный епископ Ипа­тий Потей, рассчитывая таким образом достичь равенства православной церкви в правах с католической и получить доступ к государственной власти. В 1596 г. состоялся Брестский церковный собор, на ко­тором была заключена уния, объединившая православную и католическую церковь в единую греко-католическую (уни­атскую).

По условиям унии православные признавали ру­ководство униатской церковью со стороны паны римского, но сохраняли своп прежние церковные обряды: внешний вид и убранство храмов, брак священников, церковносла­вянский язык божественных служб. После принятия унии православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими. 2. Распространение униатства на территории Белару­си как новой религии в конце XVI — первом десятилетии XVII в. происходило насильно. Закрывались православные церкви и школы. В униатских церквях стал использоваться польский язык вместо старобелорусского, что вызвало не­довольство верующих. Центрами борьбы с унией стали пра­вославные братства в Могилеве, Орше, Витебске, Полоцке, Менске. В результате оказалось, что уния не объединяла, а разъединяла население ВКЛ. Защитник православия по­лоцкий архиепископ Мелегпий Смотрицкий в своем произве­дении «Фринос» (1610 г.) призывал народы ВКЛ и Украины объединиться против католицизма. В 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепис­копа Иосафата Кунцевича, силой насаждавшего унию на территории Полоцкой епархии, куда восходят древние корни православной церкви. За свою жестокость Кунцевич полу­чил прозвище «душегуб».

mkadpropusk.info