Древнейшие населения на территории беларуси. Древнейшее население и начало расселения славян на территории Беларуси. Концепции происхождения белорусов.
ГлавнаяДревнийДревнейшие населения на территории беларуси
Тема 2. Древнейшее население и славяне на территории Белоруссии. Древнейшие населения на территории беларуси
Тема 2. Древнейшее население и славяне на территории Белоруссии.
3. Древнейшее население на территории Белоруссии.
Палеолит (древний каменный век) 100-12 тыс. лет назад:
а) Средний палеолит 100-35 тыс. лет назад.
б) Верхний палеолит 35-12 тыс. лет назад.
Мезолит (средний каменный век) 12 тыс. лет назад VI-V тыс. до н.э.
Неолит (новый каменный век) 4500-4000 г. до н.э. 1800 г. до н.э.
Бронзовый век ок. 2000 г. 700-600 гг. до н.э.
Стоянки древнего человека около населенных пунктов Светиловичи (на р. Беседь), Обидовичи (на Днепре, Быховский р-н). Считается, что эти стоянки населяли неандертальцы. В позднейшие эпохи возникли стоянки Бердыж (иначе Подлужская стоянка, на р. Сож, Чечерский р-н), Юровичи (на р. Припять, Калинковичский р-н) их возраст составляет ок. 26-22 тыс. лет. Основные занятия человека в период палеолита и мезолита присваивающее хозяйство (собирательство, охота и рыболовство). В период неолита переход от присваивающего хозяйства к производящему (скотоводству и земледелию). Родовая община.
Культуры: мустьерская, свидерская (палеолит-мезолит), неманская, верхнеднепровская и др. (неолит), Милоградская, зарубинецкая (железный век) и т.п.
4. Начало расселения славян на территории Белоруссии, славянизация балтов.
Первые известные переселения народов: индоевропейцы и финно-угры в Европе и на территории Белоруссии. Финно-угры народы уральской языковой семьи. Прародиной уральской семьи, по мнению большинства учёных, является территория по обе стороны Уральского хребта. Данная общность совмещала в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические черты. В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной угро-финские. Со 2 тысячелетия до н.э. начинается новый этап в этнической истории Белоруссии индоевропейский, который продолжается до сих пор. В других регионах финно-угры положили начало образованию таких народов как эстонцы, финны, карелы, коми, удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси, венгры.
Откуда пошли индоевропейцы.
В результате расселения на огромных территориях, смешения и ассимиляции местного доиндоевропейского населения создаются условия для дифференциации индоевропейцев на более мелкие этнические группы. Северо-западная часть индоевропейцев стала предками германцев (к этой ветви относятся языки: восточногерманский готский (мёртвый), северогерманские шведский, датский, норвежский, исландский и западногерманские английский, немецкий, нидерландский, фламандский). Между Балтикой и Волгой расселилась северная группа индоевропейцев, которые стали предками балтов. На территории между верховьями Одры (Одера) и Припятью формировалась славянская ветвь индоевропейцев. Часть учёных считает, что разделение балтийской и славянской ветвей индоевропейской семьи произошло в середине 1 тысячелетия до н. э., этим и объясняется сложность этнической классификации некоторых археологических культур железного века на территории Белоруссии. Например, зарубинецкую археологическую культуру (3 в. до н.э. 5 в. н.э.) одни исследователи относит к балтам, другие к славянам, третьи утверждают её смешанный характер.
В VI в. славяне локализировались по течению Припяти и прилежащих районах Среднего Приднепровья (Пражская археологическая культура первая неоспорима славянская культура, располагавшаяся от Лабы (Эльбы) до Среднего Приднепровья, включая Припять, Ясельду и Горынь). В VIII в. по Днепру и притокам славяне движутся на север. В IX в. колонизируется Подвинье и верхнее Принёманье, на юго-востоке славяне выходят к верховьям Дона и Северского Донца.
На территории Белоруссии славянская ветвь индоевропейцев столкнулась с балтской ветвью индоевропейцев. На территории Белоруссии балто-славянские отношения имели преимущественно мирный характер. Славяне смогли включить в состав своих племенных союзов племена балтов, которые постепенно ассимилировались славянами, передавая им некоторые черты своей духовной, материальной культуры и антропологические особенности, что стало одной из стадий этногенеза белорусов. На территории Белоруссии образовалось 3 союза племён, где доминировало славянское начало: кривичи, дреговичи, радимичи.
studfiles.net
Древнейшее население и начало расселения славян на территории Беларуси. Концепции происхождения белорусов.
ТОП 10:
Начало заселения – 40 тыс лет днэ (верхний палеолит). Первые стоянки – Юровичи и Бердыж. Доиндоевропейский период 40 тыс лет днэ – 3-2 тыс днэ. Индоевропейский период: балтский этап (3-2 тыс днэ – 4-5 вв нэ), новый славянский этап (4-5 вв нэ – наше время). В начале бронзового века на территорию Беларуси начинают проникать племена индоеврапейцев. Их формирование происходило в период каменного и бронзового веков на широкой территории от Индии до Европы. Прародиной индоевропейцев считают территории Малой Азии, Южного Кавказа и Северной Месопотамии. В 4-м тыс. до н.э. индоевропейцы имели уже достаточно развитое хозяйство и патриархальный строй. Они занимались животноводством, умели обрабатывать землю, первыми начали использовать колесо. Увеличение количества населения и стад заставило племена искать новые места обитания.
На рубеже 4-го и 3-го тыс. до н.э. индоевропейские племена начали движение в разных направлениях.
В 3 тыс. до н.э. на территории Б в районе Припяти появились первые индоевропейцы. Это подтверждают ярко выраженные европеоидные черты и хозяйственные занятия племен. Развитие кузнечного дела (изготовление железных орудий труда), земледелия.
Массовый приход славян на территорию Б и окончательное закрепление –VI-VIIвв. Преимущественно заселяли 3 восточнославянских племени .
Кривичибыли одним из крупн. восточнослав. племен. Они занимали не только север Б., но и соседние р-ны Подвинья и Поднепровья. Кривичи сформиров. в результате ассимиляции пришлыми славянами местных балтских и западнофинских племен, постепенно славянизированных. Название происходит от имени прародителя рода - Крива, по другим - от имени первосвященника балтов Криве-Кривейте, от слова «кровные» (близкие по крови), «кривой» - (о человеке, холмистой местности).
Дреговичипроживали на большей части южной и значительной части средней Беларуси. Название отражает славяно-балтекий синтез дреговичей. Корень слова балтский (от лат. dregnas - сырой, влажный) и славяне дополи славянским «ичи». Дреговичей были одним из наиб. развитых восточнослав. племенем.
Радимичипроживали на восток от дреговичей и на юг от кривичей. По летописным данным, они занимали тер-ию между Днепром и Десной. Название радимичей балтского происхожд., основа балтская (от лат. radimas - нахождение), а окончание славянское. У радимичей сущ. племенная верхушка и организация.
Кривичи, дреговичи, радимичи представляли крупные племенные союзы, объединенные родоплеменными отнош., территор., экон. и полит. связями.
Происхождение белорусов. Процесс формирования бел. народности занял довольно длительный период и проходил под влиянием географ.-климат., соц.-экон., полит., религиозных тенденций. Черты опред. сущность любой народности: наличие общей территории, самобытность языка, культуры, народных традиций, вероисповедание. Основных концепции: 1. «финская» ( нашими предками являлись финно-угорские и славянские племена). 2. «балтская»(балты и славяне). 3. «Кривичско-дреговичско-радимичская» (эти племена), но кривичи, дреговичи и радимичи исчезли до сер 12в., когда бел. этнос так и не сформировался. 4. «древнерусская»( по якобы существовавшей древнерусской народности). Известно, что территорию Беларуси во II тыс. до н.э. действительно населяли племена финнов, которых в раннем железном веке сменили балты. Во времена же Великого переселения народов сюда с юга и запада пришли славянские племена, которые создали первые на белорусских землях сообщества кривичей, дреговичей и радимичей. Великорусская и польская концепции отрицали существование самостоятельного белорусского этноса, т.к. у белорусов якобы не было самостоятельного языка, а бел.яз – диалект русского.
5. Становление раннефеодальных государственных образований восточных славян. Полоцкое и Туровское княжества: политическое и социально-экономическое развитие (IX – первая половина XIII в.)
ПОЛОЦКОЕ КНЯЖЕСТВО
ПК возникло в среднем течении Западной Двины в 9 веке и занимало всю современную центральную и северную Беларусь. Сам Полоцк впервые упоминается под 862 г. (город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки», выгодное г. п. способствовало быстрому росту Полоцка и превращению его в крупный центр ремесла и торговли). Первым летописным князем считается Рогволод балтского происхождения.
Около 970-980 гг. к Рогнеде посватались Новгородский и Киевский князья. Она предпочла Ярополка (Киевского князя). Оскорбленный Владимир напал на ПК. Силой взял Рогнеду. Увез к себе (Владимир дал Рогнеде новое имя Горислава). Она стала одной из наложниц, поэтому она пыталась убить Владимира, но он проснулся и выхватил нож. Сын Изяслав спас мать. Тогда Владимир собрал боярский совет для решения проблемы. Рогнеду отпустили назад, т.к. Владимир принял христианство и отказался от многоженства. Рогнеде и Изяслав были высланы в Полоцкое Княжество в Заславль, что позволило восстановить полоцкую княжескую династию. В конце жизни Рогнеда ушла в монастырь под именем Анастасия и умерла в 1000г. Изяслав распространял христианство и письменность на территории Беларуси. Умер в 1001г.
Следующий князь Брячислав Изяславович (1001-1044гг.).Заложил крепость Браслав. Расширяет ПК на запад и север. Контролирует волоки по Днепру и Двине. Собирает дань с балтских племен. Обостряются отношения с Киевом и Новгородом. После битвы на р.Судомир (1021г) присоединил к ПК города Витебск, Усвяты. После смерти Брячислава – князь Всеслав Чародей (1044-1101гг). ПК достигло наибольшего могущества. До 60гг. 11 века деятельность Всеслава была направлена на усиление экономики ПК: рост городов, развитие торговли и ремесел. С 1060гг. возобновляется борьба с Новгородом и Киевом. В 1065г он совершил поход на Псков (не захватил), в 1066г на Новгород – очень успешно, захватил, 03 марта1067г – битва на р.Немига(полоцкий князь проиграл). Полоцкий князь попадает в плен и 14 месяцев сидит в тюрьме. После восстания киевлян (15 сентября 1068г) его делают великим киевским князем, но через 7 мес. Всеслав вернулся в Полоцк. После смерти Всеслава ПК распалось на ряд отдельных княжеств(Полоцкое, Минское, Витебское, Друцкое, Заславское, Логойское и др.), начался период феодальной раздробленности. Система управления в ПК характеризуется как княжеско-вечевой строй. Вече – общее собрание взрослых мужчин, для решения общественных и государственных вопросов, которое могло снимать и назначать князя. Обязанности князя: организация и командование войска, сбор дани, осуществление суда. Опорой князя была дружина (специально обученный военному делу вооруженный отряд людей) и народное ополчение. Вече приглашало князя на княжение, изгоняла неугодного князя, объявляла войну и мир, регулировала торговые и хозяйственные отношения и было высшим судом. Главным законом была «Русская правда» Ярослава Мудрого. Феодальная иерархия: вел. князь – местные князья-бояре. В 9-11 вв в хоз-ве вост славян было 3 социально-эк. уклада:общинный, патриархальный рабовладельческий, феодальный. Феодальные земли делились на боярские, княжеские и церковные. Основной категорией населения были свободные земледельцы-общинники, часть ктр. постепенно попадал в зависимость, а часть оставалась свободной. Основным занятием было земледелие (от подсечно огневого переход к пашенному). Выращивали рожь, пщеницу, ячмень, овес, просо. Гл. орудие – боьшое деревянное рало. Значительное место – животноводство. Крестьяне также занимались охотой,собирательством и пчеловодством. В 9-11 вв происходит отделение ремесла от с\х. Развиваются города. В 13 в. на тер. Б. их было 40. Формируется денжная система. В 9-11 вв. распространяются деньги из драг.металлов.
ТУРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (ТК)
Первое упоминание о Турове 980г. Первый летописный князь – Тур. Территория: левый берег р.Припять с городами Туров, Пинск, Слуцк, Брест. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк, который ве.л борьбу за самостоятельность княжества. Святополк женится на польской принцессе и приглашает в Туров католического епископа Рейнберна. В 1015г Владимир киевский князь умирает и Святополк становится киевским князем. Между Ярославом Мудрым и Святополком начинается борьба за Киев, которая заве6ршилась в 1019г в битве на р.Альта (победил Ярослав). В Турове князем становится сын Ярослава Мудрого Изяслав, династии которого правит в Турове до 1113г. А в 1150гг. Юрий Ярославович овладел ТК и восстановил династию Изяславовичей, которая правит Туровом вплоть до его вступления в ВКЛ. ТК распалось на Туровское, Пинское, Слуцкое, Клецкое и Дубровицкое кн-ва.
Особенностью общественно-политического строя ТК было наличие в городе и князя и посадника (заместитель князя). В ТК также особая роль вече: оно имель право голоса даже при назначении епископа. В др. городах епископ назначался киевским метрополитом
infopedia.su
Тема 2. Древнейшее население и славяне на территории Белоруссии.
3. Древнейшее население на территории Белоруссии.
1. Палеолит (древний каменный век) – 100-12 тыс. лет назад:
а) Средний палеолит – 100-35 тыс. лет назад.
б) Верхний палеолит – 35-12 тыс. лет назад.
2. Мезолит (средний каменный век) – 12 тыс. лет назад – VI-V тыс. до н.э.
3. Неолит (новый каменный век) – 4500-4000 г. до н.э. – 1800 г. до н.э.
4. Бронзовый век – ок. 2000 г. – 700-600 гг. до н.э.
Стоянки древнего человека около населенных пунктов Светиловичи (на р. Беседь), Обидовичи (на Днепре, Быховский р-н). Считается, что эти стоянки населяли неандертальцы. В позднейшие эпохи возникли стоянки Бердыж (иначе – Подлужская стоянка, на р. Сож, Чечерский р-н), Юровичи (на р. Припять, Калинковичский р-н) – их возраст составляет ок. 26-22 тыс. лет. Основные занятия человека в период палеолита и мезолита – присваивающее хозяйство (собирательство, охота и рыболовство). В период неолита – переход от присваивающего хозяйства к производящему (скотоводству и земледелию). Родовая община.
Культуры: мустьерская, свидерская (палеолит-мезолит), неманская, верхнеднепровская и др. (неолит), Милоградская, зарубинецкая (железный век) и т.п.
4. Начало расселения славян на территории Белоруссии, славянизация балтов.
Первые известные переселения народов: индоевропейцы и финно-угры в Европе и на территории Белоруссии. Финно-угры – народы уральской языковой семьи. Прародиной уральской семьи, по мнению большинства учёных, является территория по обе стороны Уральского хребта. Данная общность совмещала в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические черты. В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной угро-финские. Со 2 тысячелетия до н.э. начинается новый этап в этнической истории Белоруссии — индоевропейский, который продолжается до сих пор. В других регионах финно-угры положили начало образованию таких народов как эстонцы, финны, карелы, коми, удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси, венгры.
Откуда пошли индоевропейцы.
В результате расселения на огромных территориях, смешения и ассимиляции местного доиндоевропейского населения создаются условия для дифференциации индоевропейцев на более мелкие этнические группы. Северо-западная часть индоевропейцев стала предками германцев (к этой ветви относятся языки: восточногерманский – готский (мёртвый), северогерманские – шведский, датский, норвежский, исландский и западногерманские – английский, немецкий, нидерландский, фламандский). Между Балтикой и Волгой расселилась северная группа индоевропейцев, которые стали предками балтов. На территории между верховьями Одры (Одера) и Припятью формировалась славянская ветвь индоевропейцев. Часть учёных считает, что разделение балтийской и славянской ветвей индоевропейской семьи произошло в середине 1 тысячелетия до н. э., этим и объясняется сложность этнической классификации некоторых археологических культур железного века на территории Белоруссии. Например, зарубинецкую археологическую культуру (3 в. до н.э. – 5 в. н.э.) одни исследователи относит к балтам, другие к славянам, третьи утверждают её смешанный характер.
В VI в. славяне локализировались по течению Припяти и прилежащих районах Среднего Приднепровья (Пражская археологическая культура – первая неоспорима славянская культура, располагавшаяся от Лабы (Эльбы) до Среднего Приднепровья, включая Припять, Ясельду и Горынь). В VIII в. по Днепру и притокам славяне движутся на север. В IX в. колонизируется Подвинье и верхнее Принёманье, на юго-востоке славяне выходят к верховьям Дона и Северского Донца.
На территории Белоруссии славянская ветвь индоевропейцев столкнулась с балтской ветвью индоевропейцев. На территории Белоруссии балто-славянские отношения имели преимущественно мирный характер. Славяне смогли включить в состав своих племенных союзов племена балтов, которые постепенно ассимилировались славянами, передавая им некоторые черты своей духовной, материальной культуры и антропологические особенности, что стало одной из стадий этногенеза белорусов. На территории Белоруссии образовалось 3 союза племён, где доминировало славянское начало: кривичи, дреговичи, радимичи.
studfiles.net
Тема 2. Древнейшее население и славяне на территории Белоруссии.
3. Древнейшее население на территории Белоруссии.
Палеолит (древний каменный век) 100-12 тыс. лет назад:
а) Средний палеолит 100-35 тыс. лет назад.
б) Верхний палеолит 35-12 тыс. лет назад.
Мезолит (средний каменный век) 12 тыс. лет назад VI-V тыс. до н.э.
Неолит (новый каменный век) 4500-4000 г. до н.э. 1800 г. до н.э.
Бронзовый век ок. 2000 г. 700-600 гг. до н.э.
Стоянки древнего человека около населенных пунктов Светиловичи (на р. Беседь), Обидовичи (на Днепре, Быховский р-н). Считается, что эти стоянки населяли неандертальцы. В позднейшие эпохи возникли стоянки Бердыж (иначе Подлужская стоянка, на р. Сож, Чечерский р-н), Юровичи (на р. Припять, Калинковичский р-н) их возраст составляет ок. 26-22 тыс. лет. Основные занятия человека в период палеолита и мезолита присваивающее хозяйство (собирательство, охота и рыболовство). В период неолита переход от присваивающего хозяйства к производящему (скотоводству и земледелию). Родовая община.
Культуры: мустьерская, свидерская (палеолит-мезолит), неманская, верхнеднепровская и др. (неолит), Милоградская, зарубинецкая (железный век) и т.п.
4. Начало расселения славян на территории Белоруссии, славянизация балтов.
Первые известные переселения народов: индоевропейцы и финно-угры в Европе и на территории Белоруссии. Финно-угры народы уральской языковой семьи. Прародиной уральской семьи, по мнению большинства учёных, является территория по обе стороны Уральского хребта. Данная общность совмещала в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические черты. В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной угро-финские. Со 2 тысячелетия до н.э. начинается новый этап в этнической истории Белоруссии индоевропейский, который продолжается до сих пор. В других регионах финно-угры положили начало образованию таких народов как эстонцы, финны, карелы, коми, удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси, венгры.
Откуда пошли индоевропейцы.
В результате расселения на огромных территориях, смешения и ассимиляции местного доиндоевропейского населения создаются условия для дифференциации индоевропейцев на более мелкие этнические группы. Северо-западная часть индоевропейцев стала предками германцев (к этой ветви относятся языки: восточногерманский готский (мёртвый), северогерманские шведский, датский, норвежский, исландский и западногерманские английский, немецкий, нидерландский, фламандский). Между Балтикой и Волгой расселилась северная группа индоевропейцев, которые стали предками балтов. На территории между верховьями Одры (Одера) и Припятью формировалась славянская ветвь индоевропейцев. Часть учёных считает, что разделение балтийской и славянской ветвей индоевропейской семьи произошло в середине 1 тысячелетия до н. э., этим и объясняется сложность этнической классификации некоторых археологических культур железного века на территории Белоруссии. Например, зарубинецкую археологическую культуру (3 в. до н.э. 5 в. н.э.) одни исследователи относит к балтам, другие к славянам, третьи утверждают её смешанный характер.
В VI в. славяне локализировались по течению Припяти и прилежащих районах Среднего Приднепровья (Пражская археологическая культура первая неоспорима славянская культура, располагавшаяся от Лабы (Эльбы) до Среднего Приднепровья, включая Припять, Ясельду и Горынь).В VIII в. по Днепру и притокам славяне движутся на север. В IX в. колонизируется Подвинье и верхнее Принёманье, на юго-востоке славяне выходят к верховьям Дона и Северского Донца.
На территории Белоруссии славянская ветвь индоевропейцев столкнулась с балтской ветвью индоевропейцев. На территории Белоруссии балто-славянские отношения имели преимущественно мирный характер. Славяне смогли включить в состав своих племенных союзов племена балтов, которые постепенно ассимилировались славянами, передавая им некоторые черты своей духовной, материальной культуры и антропологические особенности, что стало одной из стадий этногенеза белорусов. На территории Белоруссии образовалось 3 союза племён, где доминировало славянское начало: кривичи, дреговичи, радимичи.
studfiles.net
1. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси
СОДЕРЖАНИЕ БИЛЕТ 1
1. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси
2. Внутриполитическое положение Великого Княжества Литовского в первой половине XVI в
БИЛЕТ 2
1. Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в V—IX вв
2. Брестская церковная уния 1596 г.: предпосылки заключения и распространение униатства на территории Беларуси
БИЛЕТ 3
1. Полоцкое княжество в IX—XI вв. Княжеско-вечевой строй
2. Расширение влияния Возрождения в Беларуси в середине XVI — начале XVII в
БИЛЕТ 4
1.Города на территории Беларуси в IX — середине XIII в.: происхождение названий и хозяйственная жизнь горожан
2. Беларусь во время войн второй половины XVII — первой половины XVIII в 21
БИЛЕТ 5
1. Развитие культуры на белорусских землях в IX — середине XIII в. Религиозно-просветительские деятели
2. Политический кризис Речи Посполитой и ее разделы. Восстание 1794 г. и его события в Беларуси
БИЛЕТ б
1.Причины образования Великого Княжества Литовского
2. Культура Беларуси во второй половине XVII — первой половине XVIII в
БИЛЕТ 7
1. Укрепление великокняжеской власти в Великом Княжестве Литовском в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества
2. Культура Беларуси во второй половине XVIII в
БИЛЕТ 8
1.Государственный строй Великого Княжества Литовского в середине XIII — XIV в. Борьба за великие княжение
2. Попытки экономических реформ во второй половине XVIII в. Магнатское предпринимательство
БИЛЕТ 9
1. Сближение Великого Княжества Литовского с Польшей. Кревская уния 1385 г.: причины, условия и последствия
2. Сословная и конфессиональная политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII — начале XIX в. Полоцкий церковный собор 1839 г
БИЛЕТ 10
1. Борьба с агрессией крестоносцев в XIII—XIV вв. Грюнвальдская битва 15 июля 1410 г.
2. Реформы в сельском хозяйстве Беларуси в середине XIX в
БИЛЕТ 11
1. Изменения в государственном строе Великого Княжества Литовского в XV — первой половине XVI в
2. Беларусь в период войны 1812 г. 49
БИЛЕТ 12
1. Сословия в Великом Княжестве Литовском в XIV — середине XVI в. Этапы закрепощения крестьянства
2. Общественно-политическое движение в первой трети XIX в
БИЛЕТ 13
1. Развитие городов на территории Беларуси в XIV — середине XVI в. Магдебургское право
2. Культура Беларуси в первой половине XIX в
БИЛЕТ 14
1. Образование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»
2. Восстание 1863—1864 гг. в Беларуси. Взгляды и деятельность Кастуся Калиновского
БИЛЕТ 15
1. Культура Беларуси в XIV — первой половине XVI в
2. Условия и особенности отмены крепостного права в Беларуси
БИЛЕТ 16
1. Франциск Скорина — восточнославянский и белорусский гуманист, просветитель, первопечатник. Взгляды и издательская деятельность
2. Столыпинские реформы и их осуществление в Беларуси
БИЛЕТ 17
1. Причины и условия объединения Польши и Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой. Люблинская уния 1569 г.
2.Промышленное развитие и состояние городов Беларуси в 60-е гг. XIX — начале XX в
БИЛЕТ 18
1. Политическое положение Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой в последней трети XVI — начале XVII в. Статут ВКЛ 1588 г
2. События Первой мировой войны на белорусских землях
БИЛЕТ 19
1. «Волочная помера» 1557 г. Становление фольварочно-барщинной системы хозяйствования
2. Условия и особенности формирования белорусской нации во второй половине XIX — начале XX в
БИЛЕТ 20
1. Городская жизнь на территории Беларуси во второй половине XVI — первой половине XVIII в. Цеха. Возникновение мануфактур
2.Культура Беларуси в 60-е гг. XIX — начале XX в
БИЛЕТ 21
1. Реформация и Контрреформация на территории Беларуси
2. События российских буржуазно-демократических революций 1905—1907 гг. и Февральской 1917 г. в Беларуси БИЛЕТ 1 1. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси
1. Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода (в зависимости от того, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Первобытный человек попал на территорию Европы приблизительно 40—35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека данного типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Франции). По внешнему виду они похожи на современных. Люди приспособились к жизни в холодном климате, обусловленном нахождением на территории Беларуси ледника. Кроманьонцы начали расселятся на юге Беларуси. Древнейшие поселения людей (стоянки) найдены археологами на берегах рек Припять и Сож возле деревень Юровичи и Бердыж в Гомельской области. Они существовали примерно 24—21 тыс. лет до н. э. Здесь обнаружены остатки очага, орудия труда из кремня, а также кости и черепа мамонтов, использованные для строительства жилья.
2. Каменный век на территории Беларуси, по мнению ученых, закончился приблизительно в конце 3-го тысячелетия до н. э. За этот период произошло несколько наступлений ледника.
Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных секущих, режущих, колющих орудий. На территории, остававшейся свободной от ледяного покрова во время отступлений ледника, люди занимались собирательством корней и клубней. Для этого они использовали палки-копалки, острые камни. Занятием людей была также загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных топоров, примитивных дид (копий). Люди использовали удочки, костяные гарпуны, сети, крючки для рыбной ловли.
Особенность занятий людей каменного века состояла в том, что они брали от природы все в готовом виде. Такое хозяйство называют потребительским (присваивающим).
После отступления последнего ледника началось потепление. Бывшая ледяная пустыня покрылась реками и озерами, лесами, населенными дикими животными. Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака — первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлому образу жизни, изобрели лук и деревянные стрелы с кремневыми наконечниками, высверленные и шлифованные каменные топоры, каменную зернотерку, начали использовать при рыбной ловле выдолбленные из дерева челны (лодки). Зарождаются гончарство и ткачество. Люди стали изготавливать остродонную глиняную посуду, которую втыкали в земляной пол или в центр костра, поскольку в то время еще не знали, что такое стол.
Незаменимым материалом для производства орудий труда был кремень. Его добывали в первобытных шахтах — вертикальных колодцах глубиной 3—5 м, найденных археологами у поселка Красносельский Волковысского района.
Первым известным коллективом людей было первобытное человеческое стадо. Вероятно, кроманьонцы жили уже родовыми общинами, объединявшими 50—70 кровных родственников. Во главе общины стоял избранный старейшина. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые историки разделяют мнение о том, что родство первоначально велось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок называют материнским родом, или матриархатом.
3. Бронзовый век на территории Беларуси продолжался с начала 2-го тысячелетия до н. э. приблизительно до конца VIII в. до н. э. В это время изделия из меди и бронзы попадали с юга на территорию Беларуси. Здесь не было месторождений меди и олова, сплав которых образует бронзу. Люди начали приручать все больше животных, а после перешли к их разведению. Вероятно, первым домашним животным стала свинья. Происходит переход от охоты к животноводству и от собирательства к земледелию. Он означал переход от потребительского к производительному хозяйству. При производительном типе хозяйства древние люди собственным трудом добывали необходимые для жизни продукты, не существующие в готовом виде в природе. Вначале земледелие было мотыжным, когда основным орудием труда служила мотыга, а затем — подсечно-огневым. Древние люди высекали лес, корчевали и сжигали пни, пепел употребляли в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной- суковаткой. Для сбора урожая использовали серпы, муку получали на зернотерках. Чтобы сохранить зерно, а также молоко, полученное от разведенных животных, делали плоскодонную глиняную посуду.
Во время бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы — многочисленные племена животноводов-кочевников, которые первоначально жили в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. В период расселения на территории Европы в результате смешивания индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян, балтов. Балтские племена, являющиеся предками современных литовцев и латышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси.
4. Железный век на территории Беларуси начался примерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее называли болотной, потому что находили э го сырье по бурому цвету на болоте или под дерном на лугу.. Из руды выплавляли в сыродутных печах-домницах, сделанных из глины, пористую массу — кричное железо. Постепенно развивалось земледелие, ставшее пахотным. При обработке земли использовали деревянное рало с железным нарогом-наконечником.
Совершенствование орудий труда привело к возникновению излишков продуктов и имущественного неравенства среди людей. Появились богатые и бедные. Между ними происходили стычки. Для защиты люди начали строить укрепленные поселения — городища.
5. Невозможность объяснить природные явления (молнию, гром и др.) породила у людей веру в сверхъестественные силы природы. Человек верил в существование души, способной жить отдельно от тела, и в ее бессмертие. Поэтому возникли похоронные обряды, когда тело умершего закапывалось головой на запад, лицом к восходящему солнцу, либо сжигалось, так как огонь считался священной силой. Покойнику клали его вещи, будто бы необходимые в «загробном мире». Это были украшения, оружие, орудия труда и быта. Бытовал обычай насыпать над могилами курганы из песка или другого грунта, средняя высота которых составляла 1—2 м.
Возникновение религиозных верований, а также хозяйственные занятия первобытных людей повлияли на зарождение первобытного искусства. Первым его примером является скульптура — создание объемного образа. Об этом свидетельствуют найденные археологами статуэтки, изображавшие женщин, мужчин, лося, утку. Свидетельствами возникновения искусства также считаются орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения (подвески, бусы, лунницы, застежки), музыкальные инструменты (бубен, дудки).
2. Внутриполитическое положение Великого Княжества Литовского в первой половине XVI в.
1. В начале XVI в. в ВКЛ усилилась внутриполитическая борьба между группировками феодалов за власть, примером которой стало выступление Михаила Глинского в 1508 г. Его авторитет как гетмана ВКЛ возрос после победы над крымскими татарами в битве под Клецком в 1506 г. Он был первым советником при великом князе литовском Александре Казимировиче в 1492—1506 гг. Однако после смерти князя М. Глинский лишился своего влияния при дворе великого князя Сигизмунда I Старого. Оклеветанный соперниками, М. Глинский решил с ними расквитаться, начав вооруженное выступление. Собрав своих приверженцев, он выступил против Сигизмунда I Старого с целью возвращения своей прежней роли в государстве.
М. Глинский для борьбы за высокое положение в государстве решил использовать недовольство православных феодалов. Несмотря на католическое вероисповедание, Глинский стремился присоединить к себе православных феодалов. Он принял предложение великого князя московского о военной поддержке и передаче роду Глинских всех захваченных им земель взамен на признание своей зависимости от Москвы. Московское княжество в то время являлось одним из самых сильных среди русских государств и проводило политику «собирания русских земель». Москва стала центром православной веры, а значит, защитницей всего православного населения, в т. ч. на территории ВКЛ.
Отряды Глинского вместе с московским войском вступили в борьбу с войском ВКЛ. Однако в 1508 г. между ВКЛ и Москвой был подписан мир и Глинский остался без поддержки. Потеряв надежду на успех, Глинский выехал в Москву. Его выступление завершилось поражением.
2. XVI столетие вошло в историю как «золотой век» ВКЛ, что было связано с правлением великого князя Сигизмунда I Старого с 1506 по 1548 г. При нем был принят первый свод феодального права — Статут ВКЛ 1529 г. Сигизмунд добивался взаимопонимания между разными группировками феодалов и стремился к уравниванию прав шляхты и магнатов. Выступление М. Глинского свидетельствовало о том, что удержать «русские» земли в составе ВКЛ можно, только если православные феодалы получат доступ к управлению государством. Поэтому Сигизмунд I Старый содействовал закреплению веротерпимости, чтобы покончить с неравноправным положением православной знати в ВКЛ по сравнению с феодалами-католиками. С 1563 г. высшие должности в ВКЛ могли занимать представители как католического, так и православного вероисповедания.
ВКЛ во время княжения Сигизмунда I Старого вышло из полосы затяжных пограничных войн с Московским государством. Была организована надежная система защиты от крымских татар.
Сигизмунд I Старый содействовал развитию образования, науки и искусств, чему способствовала и его жена — итальянка Бона Сфорца. При нем издавались книги Ф. Скорины, в ВКЛ из Европы приезжали талантливые художники и музыканты, архитекторы и скульпторы.
БИЛЕТ 2 1. Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в V—IX вв. 1. В конце V — начале VII в., во время так называемого Великого переселения народов, славяне начали широко расселяться в Европе. Они занимали земли южнее реки Припять и отсюда расселялись по территории Беларуси. Расселение славян шло с юга и юго-запада в направлении севера. Двигались они преимущественно по рекам и притокам.
Вместе с тем во многих местах на территории Беларуси жили балты. Поэтому долгое время наблюдалось смешанное проживание славян с баллами. Затем балты окончательно слились со славянами, произошла славянизация болтов.
В VI—VII вв. славяне разделились на три большие группы: западные, южные, восточные (последние являются предками современных белорусов, украинцев, русских). В VIII—IX вв. на территории Беларуси сложились племенные объединения восточных славян. Кривичи-полочане расселились по течению Западной Двины. Существует литературная гипотеза, будто их название могло возникнуть от слова кровные, т. е. близкие по крови. Кривичи появились в результате славянизации болтов — смешения пришлых славянских с местными балтскими племенами. Южными соседями полоцких кривичей были дреговичи, жившие между Припятью и Двиной. Наиболее распространено мнение, что их название происходит от слова «дрыгва» — болото, среди которого они и жили, ведь в древности Припятское Полесье было почти сплошным огромным болотом. Соседями дреговичей были радимичи, осевшие на реке Сож. Восточные славяне постепенно осваивали территорию Беларуси и к X в. стали ее основным населением. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют название древняя народность.
2. Общественные отношения были связаны с окончательным формированием в VIII в. на территории Беларуси соседской общины. Ее возникновение было обусловлено переходом от подсечно-огневого к пахотному земледелию. Теперь обрабатывать землю сохой и ралом и собирать урожай стало возможно силами одной небольшой семьи. Люди получили возможность жить отдельными малыми семьями (отцы и их дети и внуки). В поисках пригодной для земледелия и урожайной почвы родственники из одной семьи начали покидать укрепленные городища и строить на новых землях неукрепленные поселения.
Жители поселений составляли соседские общины. Самостоятельные крестьянские семьи входили в соседскую общину, называвшуюся у славян вервью. Это название происходит от слова «веревка», которой отмеряли участок земли, принадлежащий каждому члену общины.
У восточных славян постепенно возникало имущественное неравенство среди крестьян-общинников с последующим выделением знатных людей (знати). Из их числа выбирали вождя племени — князя. Вначале князь у славян был только военным руководителем. Все важные дела в славянских племенах решались на народном собрании — вече. Со временем все управление племенем перешло к князю. Он стал обладателем определенных местных земель. Вместе со своей дружиной (отрядом вооруженных и специально обученных военному делу людей) князь собирал с подвластного населения дань — натуральный оброк продуктами, называемый полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда был собран урожай.
3. Хозяйственные отношения характеризовались наличием земледелия и животноводства как основных занятий восточнославянского населения земель Беларуси. При подсечно-огневом земледелии высекали лес, сжигали пни, засевали освобожденную от леса землю. В качестве удобрения использовали пепел, образовавшийся после сжигания пней. Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ствола дерева с отсеченными суками. При переходе к пахотному типу земледелия стали использовать деревянную соху с железными сошниками и деревянное рало с железными нарогами. Распространенными сельскохозяйственными культурами были рожь, просо, пшеница. Вторичную роль играли охота, рыболовство, бортничество (пчеловодство) — сбор меда лесных пчел. Бортью у славян называлось дупло, в котором водились пчелы. Мед и воск тогда высоко ценились.
Важную роль играли ремесла. Ремесленники производили вещи из железа. Была налажена обработка цветных металлов (меди, олова, свинца), из которых создавали украшения. Из глины получали посуду (горшки, миски). Женщины пряли и ткали.
2. Брестская церковная уния 1596 г.: предпосылки заключения и распространение униатства на территории Беларуси
1. Предпосылки заключения Брестской унии состояли в том, что с момента раздела христианства в 1054 г. на православие и католичество предпринимались неоднократные попытки их слияния в единое целое. Идею союза двух церквей поддерживали великие князья литовские. Римско- католическая церковь стремилась за счет унии расширить свое влияние, тем самым компенсируя потери Реформации. После заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой ее верховная власть видела возможность объединить все население страны с помощью единой религии — католичества. Католические правители путем объединения церквей мечтали добиться победы над православием и усилить свое влияние в Европе.
В 1577 г. вышла книга ректора Виленской иезуитской академии Петра Скарги «О единстве церкви Божьей...», в которой утверждалось, что единственным выходом из кризиса для православной церкви в ВКЛ является возобновление унии. Идею унии поддержал православный епископ Ипатий Потей, рассчитывая таким образом достичь равенства православной церкви в правах с католической и получить доступ к государственной власти.
В 1596 г. состоялся Брестский церковный собор, на котором была заключена уния, объединившая православную и католическую церковь в единую греко-католическую (униатскую). По условиям унии православные признавали руководство униатской церковью со стороны паны римского, но сохраняли своп прежние церковные обряды: внешний вид и убранство храмов, брак священников, церковнославянский язык божественных служб. После принятия унии православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими.
2. Распространение униатства на территории Беларуси как новой религии в конце XVI — первом десятилетии XVII в. происходило насильно. Закрывались православные церкви и школы. В униатских церквях стал использоваться польский язык вместо старобелорусского, что вызвало недовольство верующих. Центрами борьбы с унией стали православные братства в Могилеве, Орше, Витебске, Полоцке, Менске. В результате оказалось, что уния не объединяла, а разъединяла население ВКЛ. Защитник православия полоцкий архиепископ Мелегпий Смотрицкий в своем произведении «Фринос» (1610 г.) призывал народы ВКЛ и Украины объединиться против католицизма.
В 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, силой насаждавшего унию на территории Полоцкой епархии, куда восходят древние корни православной церкви. За свою жестокость Кунцевич получил прозвище «душегуб». Римский папа Урбан расправился с городом: Полоцк лишился магдебургского права, его ратуша была разрушена, а со всех храмов сняли колокола.
Многочисленные выступления православных верующих вынудили короля Речи Посполитой вернуть права православной церкви в государстве. Это содействовало распространению униатства на белорусских землях. В конце XVIII в. около 3/4 сельского населения Беларуси было униатами.
БИЛЕТ 3 1. Полоцкое княжество в IX—XI вв. Княжеско-вечевой строй 1. В конце IX в. возникает древнерусское государство восточных славян Киевская Русь. Современная территория Беларуси составляла западные земли Киевской Руси, считающейся общим государством восточных славян. В письменных источниках государственное образование восточных славян на территории Беларуси Полоцкое княжество упоминается как Полоцкая земля. Центром княжества был город Полоцк, упомянутый в летописи «Повесть временных лет» под 862 г. Город находился на реке Западная Двина, являвшейся частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Выгодное географическое положение благоприятствовало скорому росту Полоцка и его превращению в крупный центр торговли и ремесел.
Первым известным в истории полоцким князем был Рогволод. В летописи под 980 г. говорится, что «Рогволод же пришел из-за моря и имел волость свою в Полоцке». В 60— 70-е гг. X в. Полоцку как возможному союзнику придавалось важное значение в соперничестве между Киевом и Новгородом, также находившимися на пути «из варяг в греки». Рогволод дал согласие на брак своей дочери Рогнеды с более сильным киевским князем Ярополком. Новгородскому князю Владимиру, также просившему руки дочери полоцкого князя, было отказано. Отказ оскорбил Владимира. Он отомстил полоцкой княжеской семье. Полоцк был взят и сожжен его войсками. Рогволод же и оба его сына убиты. Рогнеда насильно взята в жены Владимиром.
В дальнейшем Владимир убил своего брата Ярополка и стал великим князем киевским. С его именем связано принятие в 988 г. и распространение на землях восточных славян новой религии — христианства. Владимир дал Рогнеде новое имя — Горисяава. Возможно, Рогнеда, прожив с Владимиром несколько лет, так и не простила ему смерти отца и братьев и решилась убить его. Но покушение не удалось, Рогнеду по законам того времени должны были казнить. Мать защитил с детским мечом в руках малолетний сын Изяслав. Пораженный поступком сына, Владимир приказал выслать Рогнеду с Изяславом в Полоцкое княжество. Здесь для нее был построен город, названный именем ее сына — Изяславль (теперь Заславль). Рогнеда постриглась (по иной гипотезе, была пострижена) в монахини под именем Анастасия. Она осталась в истории как княжна с тремя именами и как одна из первых монахинь среди восточных славян.
При жизни Рогнеды жители Полоцка пригласили Изя- слава на княжение. Он известен в истории как князъ-книжник, знавший и распространявший грамоту вместе с христианством в Полоцке. Князь Изяслав умер молодым в 1001 г., всего на год пережив свою мать.
2. Усиление Полоцкого княжества произошло в XI в. при сыне Изяслава, полоцком князе Брячиславе. Он со своим войском захватил волоки, соединявшие Западную Двину и Днепр на пути «из варяг в греки» и принадлежавшие Новгороду. Они позволяли с помощью бревен провести (проволочь) суда и таким образом пройти от Балтийского (Варяжского) до Черного (Русского) моря. Однако войско Брячислава было разбито его дядей — киевским князем Ярославом Мудрым, который сам хотел контролировать путь «из варяг в греки» и собирать дань с купцов. О княжении Брячислава напоминает название современного города Браслава, построенного по его приказу.
Легендами овеяно имя сына Брячислава — полоцкого князя Всеслава, прозванного Чародеем. Он будто бы родился от колдовства, чародейства. Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» сравнивает князя Всеслава с оборотнем. Более 50 лет, с 1044 по 1101 г., князь правил Полоцкой землей, достигшей при нем наивысшего подъема.
Всеслав, расширяя свою власть, стремился захватить земли и города за пределами Полоцкого княжества. Не сумев взять Псков, он захватил и разграбил Новгород. В ответ трое сыновей киевского князя Ярослава Мудрого в 1067 г. напали на пограничный город Полоцкой земли — Менск (Минск). 3 марта состоялась жестокая битва на реке Немиге. Город был сожжен, а его жители — меняне — цленены.
3. Способ государственного правления в Полоцкой земле представлял собой княжеско-вечевой строй. Власть князя сочеталась с наличием вече — общего собрания взрослых мужчин, имевшего право снимать и назначать князя. Название «вече», вероятно, происходит от того, что на собрании вели разговор («вещали») о важных общественных делах. На собрание горожан призывал колокол, а решение принималось по силе крика тех, кто его поддерживал.
В обязанности князя входили организация и командование войском, сбор дани с населения. Войско в I [олоцке состояло из дружины — специально обученного военному делу отряда людей и народного ополчения, которое состояло из горожан и называлось «полком».
В восточнославянских землях действовали законы, называемые «правдами». Наиболее известный среди них сборник «Русская правда», разработанный при киевском князе Ярославе Мудром. Считалось, что доказательство вины зависит от «суда Божьего». Например, если у обвиняемого оставались ожоги после того, как он подержал руки над огнем, то это свидетельствовало о его вине. Суд правил князь или его представители. Правота либо вина обвиняемого определялась обычно в пользу князя через денежные штрафы или физические наказания.
uverenniy.ru
Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси. — КиберПедия
Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси.
А) Занятия и орудия труда древних жителей Беларуси в каменном веке. Жизнь в условиях ледника.
- проникновение первых людей на территорию Беларуси
- переход от присваивающего к производящему хозяйству.
- виды земледелия
- домашние промыслы
- роль мужчины, специализация мужского и женского труда
- коллектив людей
- проникновение индоевропейцев
В) Древние жители Беларуси во времена железного века.
- материал для орудий труда
- соседско-родовая община
- возникновение имущественного неравенства
- возникновение и роль городищ
Г) Зарождение религиозных верований и возникновение искусства.
- ранние формы религии
- погребальные ритуалы
- зарождение искусства и его сущность
- cкульптура, орнамент, появление женских украшений
cyberpedia.su
БИЛЕТ Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси
БИЛЕТ 1 1. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси 1. Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода (в зависимости от того, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Первобытный человек попал на территорию Европы приблизительно 40—35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека данного типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Франции). По внешнему виду они похожи на современных. Люди приспособились к жизни в холодном климате, обусловленном нахождением на территории Беларуси ледника. Кроманьонцы начали расселятся на юге Беларуси. Древнейшие поселения людей (стоянки) найдены археологами на берегах рек Припять и Сож возле деревень Юровичи и Бердыж в Гомельской области. Они существовали примерно 24—21 тыс. лет до н. э. Здесь обнаружены остатки очага, орудия труда из кремня, а также кости и черепа мамонтов, использованные для строительства жилья. 2. Каменный век на территории Беларуси, по мнению ученых, закончился приблизительно в конце 3-го тысячелетия до н. э. За этот период произошло несколько наступлений ледника. Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных секущих, режущих, колющих орудий. На территории, остававшейся свободной от ледяного покрова во время отступлений ледника, люди занимались собирательством корней и клубней. Для этого они использовали палки-копалки, острые камни. Занятием людей была также загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных топоров, примитивных дид (копий). Люди использовали удочки, костяные гарпуны, сети, крючки для рыбной ловли. Особенность занятий людей каменного века состояла в том, что они брали от природы все в готовом виде. Такое хозяйство называют потребительским (присваивающим).
После отступления последнего ледника началось потепление. Бывшая ледяная пустыня покрылась реками и озерами, лесами, населенными дикими животными. Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака — первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлому образу жизни, изобрели лук и деревянные стрелы с кремневыми наконечниками, высверленные и шлифованные каменные топоры, каменную зернотерку, начали использовать при рыбной ловле выдолбленные из дерева челны (лодки). Зарождаются гончарство и ткачество. Люди стали изготавливать остродонную глиняную посуду, которую втыкали в земляной пол или в центр костра, поскольку в то время еще не знали, что такое стол. Незаменимым материалом для производства орудий труда был кремень. Его добывали в первобытных шахтах — вертикальных колодцах глубиной 3—5 м, найденных археологами у поселка Красносельский Волковысского района.
Первым известным коллективом людей было первобытное человеческое стадо. Вероятно, кроманьонцы жили уже родовыми общинами, объединявшими 50—70 кровных родственников. Во главе общины стоял избранный старейшина. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые историки разделяют мнение о том, что родство первоначально велось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок называют материнским родом, или матриархатом. 3. Бронзовый век на территории Беларуси продолжался с начала 2-го тысячелетия до н. э. приблизительно до конца VIII в. до н. э. В это время изделия из меди и бронзы попадали с юга на территорию Беларуси. Здесь не было месторождений меди и олова, сплав которых образует бронзу.
Люди начали приручать все больше животных, а после перешли к их разведению. Вероятно, первым домашним животным стала свинья. Происходит переход от охоты к животноводству и от собирательства к земледелию. Он означал переход от потребительского к производительному хозяйству. При производительном типе хозяйства древние люди собственным трудом добывали необходимые для жизни продукты, не существующие в готовом виде в природе. Вначале земледелие было мотыжным, когда основным орудием труда служила мотыга, а затем — подсечно-огневым.
Древние люди высекали лес, корчевали и сжигали пни, пепел употребляли в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной — суковаткой. Для сбора урожая использовали серпы, муку получали на зернотерках. Чтобы сохранить зерно, а также молоко, полученное от разведенных животных, делали плоскодонную глиняную посуду. Во время бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы — многочисленные племена животноводов-кочевников, которые первоначально жили в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. В период расселения на территории Европы в результате смешивания индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян, балтов. Балтские племена, являющиеся предками современных литовцев и латышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси. 4. Железный век на территории Беларуси начался примерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее называли болотной, потому что находили э го сырье по бурому цвету на болоте или под дерном на лугу.. Из руды выплавляли в сыродутных печах-домницах, сделанных из глины, пористую массу — кричное железо. Постепенно развивалось земледелие, ставшее пахотным. При обработке земли использовали деревянное рало с железным нарогом-наконечником.
Совершенствование орудий труда привело к возникновению излишков продуктов и имущественного неравенства среди людей. Появились богатые и бедные. Между ними происходили стычки. Для защиты люди начали строить укрепленные поселения — городища. 5. Невозможность объяснить природные явления (молнию, гром и др.) породила у людей веру в сверхъестественные силы природы. Человек верил в существование души, способной жить отдельно от тела, и в ее бессмертие. Поэтому возникли похоронные обряды, когда тело умершего закапывалось головой на запад, лицом к восходящему солнцу, либо сжигалось, так как огонь считался священной силой. Покойнику клали его вещи, будто бы необходимые в «загробном мире». Это были украшения, оружие, орудия труда и быта. Бытовал обычай насыпать над могилами курганы из песка или другого грунта, средняя высота которых составляла 1—2 м. Возникновение религиозных верований, а также хозяйственные занятия первобытных людей повлияли на зарождение первобытного искусства. Первым его примером является скульптура — создание объемного образа. Об этом свидетельствуют найденные археологами статуэтки, изображавшие женщин, мужчин, лося, утку. Свидетельствами возникновения искусства также считаются орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения (подвески, бусы, лунницы, застежки), музыкальные инструменты (бубен, дудки). 2. Внутриполитическое положение Великого Княжества Литовского в первой половине XVI в. 1. В начале XVI в. в ВКЛ усилилась внутриполитическая борьба между группировками феодалов за власть, примером которой стало выступление Михаила Глинского в 1508 г. Его авторитет как гетмана ВКЛ возрос после победы над крымскими татарами в битве под Клецком в 1506 г. Он был первым советником при великом князе литовском Александре Казимировиче в 1492—1506 гг. Однако после смерти князя М. Глинский лишился своего влияния при дворе великого князя Сигизмунда I Старого.
Оклеветанный соперниками, М. Глинский решил с ними расквитаться, начав вооруженное выступление. Собрав своих приверженцев, он выступил против Сигизмунда I Старого с целью возвращения своей прежней роли в государстве. М. Глинский для борьбы за высокое положение в государстве решил использовать недовольство православных феодалов. Несмотря на католическое вероисповедание, Глинский стремился присоединить к себе православных феодалов. Он принял предложение великого князя московского о военной поддержке и передаче роду Глинских всех захваченных им земель взамен на признание своей зависимости от Москвы. Московское княжество в то время являлось одним из самых сильных среди русских государств и проводило политику «собирания русских земель». Москва стала центром православной веры, а значит, защитницей всего православного населения, в т. ч. на территории ВКЛ. Отряды Глинского вместе с московским войском вступили в борьбу с войском ВКЛ. Однако в 1508 г. между ВКЛ и Москвой был подписан мир и Глинский остался без поддержки. Потеряв надежду на успех, Глинский выехал в Москву. Его выступление завершилось поражением.
2. XVI столетие вошло в историю как «золотой век» ВКЛ, что было связано с правлением великого князя Сигизмунда I Старого с 1506 по 1548 г. При нем был принят первый свод феодального права — Статут ВКЛ 1529 г. Сигизмунд добивался взаимопонимания между разными группировками феодалов и стремился к уравниванию прав шляхты и магнатов. Выступление М. Глинского свидетельствовало о том, что удержать «русские» земли в составе ВКЛ можно, только если православные феодалы получат доступ к управлению государством. Поэтому Сигизмунд I Старый содействовал закреплению веротерпимости, чтобы покончить с неравноправным положением православной знати в ВКЛ по сравнению с феодалами-католиками. С 1563 г. высшие должности в ВКЛ могли занимать представители как католического, так и православного вероисповедания. ВКЛ во время княжения Сигизмунда I Старого вышло из полосы затяжных пограничных войн с Московским государством. Была организована надежная система защиты от крымских татар. Сигизмунд I Старый содействовал развитию образования, науки и искусств, чему способствовала и его жена — итальянка Бона Сфорца. При нем издавались книги Ф. Скорины, в ВКЛ из Европы приезжали талантливые художники и музыканты, архитекторы и скульпторы.
БИЛЕТ 2 1. Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в V—IX вв. 1. В конце V — начале VII в., во время так называемого Великого переселения народов, славяне начали широко расселяться в Европе. Они занимали земли южнее реки Припять и отсюда расселялись по территории Беларуси. Расселение славян шло с юга и юго-запада в направлении севера. Двигались они преимущественно по рекам и притокам. Вместе с тем во многих местах на территории Беларуси жили балты. Поэтому долгое время наблюдалось смешанное проживание славян с баллами. Затем балты окончательно слились со славянами, произошла славянизация болтов. В VI—VII вв. славяне разделились на три большие группы: западные, южные, восточные (последние являются предками современных белорусов, украинцев, русских). В VIII—IX вв. на территории Беларуси сложились племенные объединения восточных славян.
Кривичи-полочане расселились по течению Западной Двины. Существует литературная гипотеза, будто их название могло возникнуть от слова кровные, т. е. близкие по крови. Кривичи появились в результате славянизации болтов — смешения пришлых славянских с местными балтскими племенами. Южными соседями полоцких кривичей были дреговичи, жившие между Припятью и Двиной. Наиболее распространено мнение, что их название происходит от слова «дрыгва» — болото, среди которого они и жили, ведь в древности Припятское Полесье было почти сплошным огромным болотом. Соседями дреговичей были радимичи, осевшие на реке Сож. Восточные славяне постепенно осваивали территорию Беларуси и к X в. стали ее основным населением. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют название древняя народность. 2. Общественные отношения были связаны с окончательным формированием в VIII в. на территории Беларуси соседской общины. Ее возникновение было обусловлено переходом от подсечно-огневого к пахотному земледелию. Теперь обрабатывать землю сохой и ралом и собирать урожай стало возможно силами одной небольшой семьи. Люди получили возможность жить отдельными малыми семьями (отцы и их дети и внуки). В поисках пригодной для земледелия и урожайной почвы родственники из одной семьи начали покидать укрепленные городища и строить на новых землях неукрепленные поселения.
Жители поселений составляли соседские общины. Самостоятельные крестьянские семьи входили в соседскую общину, называвшуюся у славян вервью. Это название происходит от слова «веревка», которой отмеряли участок земли, принадлежащий каждому члену общины. У восточных славян постепенно возникало имущественное неравенство среди крестьян-общинников с последующим выделением знатных людей (знати). Из их числа выбирали вождя племени — князя. Вначале князь у славян был только военным руководителем. Все важные дела в славянских племенах решались на народном собрании — вече. Со временем все управление племенем перешло к князю. Он стал обладателем определенных местных земель. Вместе со своей дружиной (отрядом вооруженных и специально обученных военному делу людей) князь собирал с подвластного населения дань — натуральный оброк продуктами, называемый полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда был собран урожай.
3. Хозяйственные отношения характеризовались наличием земледелия и животноводства как основных занятий восточнославянского населения земель Беларуси. При подсечно-огневом земледелии высекали лес, сжигали пни, засевали освобожденную от леса землю. В качестве удобрения использовали пепел, образовавшийся после сжигания пней. Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ствола дерева с отсеченными суками. При переходе к пахотному типу земледелия стали использовать деревянную соху с железными сошниками и деревянное рало с железными нарогами. Распространенными сельскохозяйственными культурами были рожь, просо, пшеница. Вторичную роль играли охота, рыболовство, бортничество (пчеловодство) — сбор меда лесных пчел. Бортью у славян называлось дупло, в котором водились пчелы. Мед и воск тогда высоко ценились. Важную роль играли ремесла. Ремесленники производили вещи из железа. Была налажена обработка цветных металлов (меди, олова, свинца), из которых создавали украшения. Из глины получали посуду (горшки, миски). Женщины пряли и ткали. 2. Брестская церковная уния 1596 г.: предпосылки заключения и распространение униатства на территории Беларуси 1. Предпосылки заключения Брестской унии состояли в том, что с момента раздела христианства в 1054 г. на православие и католичество предпринимались неоднократные попытки их слияния в единое целое. Идею союза двух церквей поддерживали великие князья литовские.
Римско — католическая церковь стремилась за счет унии расширить свое влияние, тем самым компенсируя потери Реформации. После заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой ее верховная власть видела возможность объединить все население страны с помощью единой религии — католичества. Католические правители путем объединения церквей мечтали добиться победы над православием и усилить свое влияние в Европе. В 1577 г. вышла книга ректора Виленской иезуитской академии Петра Скарги «О единстве церкви Божьей…», в которой утверждалось, что единственным выходом из кризиса для православной церкви в ВКЛ является возобновление унии. Идею унии поддержал православный епископ Ипатий Потей, рассчитывая таким образом достичь равенства православной церкви в правах с католической и получить доступ к государственной власти. В 1596 г. состоялся Брестский церковный собор, на котором была заключена уния, объединившая православную и католическую церковь в единую греко-католическую (униатскую).
По условиям унии православные признавали руководство униатской церковью со стороны паны римского, но сохраняли своп прежние церковные обряды: внешний вид и убранство храмов, брак священников, церковнославянский язык божественных служб. После принятия унии православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими. 2. Распространение униатства на территории Беларуси как новой религии в конце XVI — первом десятилетии XVII в. происходило насильно. Закрывались православные церкви и школы. В униатских церквях стал использоваться польский язык вместо старобелорусского, что вызвало недовольство верующих. Центрами борьбы с унией стали православные братства в Могилеве, Орше, Витебске, Полоцке, Менске. В результате оказалось, что уния не объединяла, а разъединяла население ВКЛ. Защитник православия полоцкий архиепископ Мелегпий Смотрицкий в своем произведении «Фринос» (1610 г.) призывал народы ВКЛ и Украины объединиться против католицизма. В 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, силой насаждавшего унию на территории Полоцкой епархии, куда восходят древние корни православной церкви. За свою жестокость Кунцевич получил прозвище «душегуб».