Общая характеристика философия древней индии. Общая характеристика философии Древней Индии и Древнего Китая.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2. Древнеиндийская философия (общая характеристика). Общая характеристика философия древней индии


Общая характеристика философии Древней Индии и Древнего Китая.

Начало философии

Философия (от греч. филио – любовь, софия – мудрость) – это мировоззрение, т.е. совокупность взглядов человека на мир и отношение к этому миру. Возникла философия в XII-X вв. до н.э. в трех великих цивилизациях: Древняя Индия, Древний Китай и Древняя Греция. В эту эпоху еще не было наук, любое знание называлось философией. Таким образом, философия дала жизнь всем наукам.

 

Философия -> 17в. (механика, биология, физика...) -> 19в. (политология, социология…)

 

В современном мире роль философии впитывать и обобщать знание частных наук.

В Древних Индии, Китае, Греции философия зародилась, потому что там возник класс аристократии (людей свободных от физического труда), который имел время рассуждать.

 

Лекция №3

 

Специфика философского мировоззрения (Отличие от религии, искусства, идеологии и науки)

 

Что такое философское мировоззрение?

Человек рождается дважды, сначала он появляется физически, а второй раз его рождение происходит, когда он формируется как личность, т.к. чтобы жить в мире человек должен приспособиться к нему, в процессе своего взросления человек упорядочивает свою личность, формирует принципы жизни и конструирует смысл своей собственной жизни.

Термин мировоззрение ввел в 18 веке немецкий философ Имануил Кант (взгляд на вселенную). Философский тип мировоззрения – комплексное знание о мире, но не примитивное, как мифология, а находящееся на более высокой стадии развития, ближе к научному. Философия откинула все фантастическое от мифологии, и унаследовала все позитивное знание.

Философия мыслит только с позиции разума, именно поэтому из нее вышла наука.

 

Причины возникновения философии:

1. Отделение умственного труда от физического, появление класса аристократии, которые не работали физически, а поэтому имели время и силы заниматься духовной деятельностью.

2. Все большее развитие и усложнение мифологии, которая способствовала накоплению теоретических знаний о мире.

3. Постепенное накопление эмпирических, опытных знаний о мире, которые часто противоречили мифологии и религии.

4. Человек стремился познать свою сущность, понять, чем он отличается от животных, т.к. человеку свойственна рефлексия – особенность человеческого мышления, направленная на осознание самого себя.

 

Философия и религия

У философии и религии одни базовые вопросы, обе они вышли из мифологии, но пошли разными путями, хотя и частично пересекаются.

Отличия:

1. В религии нужно все принимать на веру, в ее постулатах нельзя сомневаться. Лозунг религии: Все на веру; лозунг философии: Ничего не принимай на веру, во всем сомневайся. Философия основана на рациональном знании, она стремиться доказывать свои убеждения.

2. Религия не критична и авторитарна, поэтому она не развивается, а философия подвергает критике свои же выводы (поэтому она развивается)

3. Религия навязывает свои догматы и ограничивает разум человека, философия дает выбор теории, в ней нет догматов, а значит, она дает человеку свободу мышления.

 

Философия и искусство

Также частично пересекаются, у них есть общие черты, присутствуют эмоции, носят личностный характер и отражают свою эпоху.

Отличия:

1. Искусство описывает мир, а философия доказывает свои установки с помощью мышления.

2. Искусство обращено к чувствам людей, а философия к их разуму.

 

Философия и идеология

Идеология – отражение массовых интересов, а философия космополитична (вненациональна).

Идеология всегда опирается на насилие, а философия толерантна.

 

Философия и наука

Общие черты: наука вышла из философии; и философия и наука пытаются объяснить мир; основаны на разуме.

Отличия: разные науки объясняют лишь какие-то стороны мира, а философия пытается построить общую картину мира; в науке обязателен эмпирический уровень, а философии теоретические знания; научные теории со временем опровергаются, а философия – это единое смысловое пространство.

 

 

Лекция №5

 

Основные особенности древнего востока

 

Мелецкая школа.

Первая настоящая философская школа. Ее представители пытались найти первоматерию из которой состоит весь мир, они считали что это какая-то материальная стихия, поэтому их называют первыми «стихийными материалистами».

Фалес. Он полагал, что первоосновой мир является вода (влага), именно из нее возник весь мир, и она входит в состав всех вещей в мире.

Анаксимандр. Первооснова «апейрон» смесь стихий (вода, воздух и т.д.).

Анаксимен. Воздух.

Гераклит Эфесский – знаменитый античный философ, первоосновой мира считал материальную субстанцию – огонь (тепло). По его мнению, весь мир подчиняется некому всеобщему закону логосу (разум). Так же Гераклит считал, что весь мир постоянно движется и развивается. Знаменитые фразы Гераклита:

· Все течет, все изменяется.

· Нельзя войти дважды в одну и ту же реку.

Таким образом, Гераклит является основателем античной диалектики (учении о непрерывном развитии мира).

 

Древнегреческие атомисты.

Так же относятся к античным натуральным философам, Левкипп и Демокрит считали, что мир состоит из мелких частиц атомов, атом и есть та субстанция, которая лежит в основе мира. Тогда его считали неделимым. Атом (греч. неделимый), атомов бесчисленное множество, понятие атома было еще наивным, т.е. они считали что атом имеет разную форму и разный цвет.

 

Лекция №4

 

Структура философского знания, методы философии

 

Философия является сложным и многоуровневым знанием. Это вызвано сложностью предмета ее изучения, которым является бытие (все существующее), поэтому внутри философии много учений и направлений.

Так по месту возникновения философию различают: индийскую, китайскую, греческую, немецкую, русскую и т.д.;

По авторам, создавшим оригинальные философские учения, различают теории Платона, Карла Маркса, Ницше и т.д.

В зависимости от исторического времени различают:

· философию эпохи рабовладения (греческая античность) 6в. до н.э. – 5в. н.э.

· философию эпохи средневековья 5-14 века

· философию эпохи возрождения 15-16 века

· философию нового времени 17-18 века

· философию 19 века

· современную философию 20-21 века.

По темам философию разделяют на:

1. Классическую. Основы заложены в античности, она занималась проблемами поиска первоосновы мира, его познаваемости, выявления роли разума в познании человеком мира. Разум считался главной познавательной способностью человека.

2. Неклассическая. Ее представители считали, что большую роль в познании мира играют неразумные начала в человеке, такие как интуиция, религиозная вера, воля к власти, сфера бессознательного и т.д.

По исходным установкам устройства мира различают:

1. Монистическую (моно). Ее представители утверждают, что первоосновой мира выступает какое-то одно начало (Морис – материя, Гегель – абсолютный дух)

2. Дуалистическая. Ее представители считают, что в основе мира 2 начала, материальное и духовное (Декарт)

3. Плюралистическая (много). В основе мира лежит множество начал (Эмпедокл)

Главная цель философии научить человека правильно жить и действовать в мире, а для этого нужно ответить на три главных вопроса: «Как следует жить человеку в мире?», «Как устроен мир?», «Как познавать мир?». Поиски ответов на эти вопросы привели к появлению различных отраслей философского знания:

· Гносеология – философское учение о познании мира, исследует принципы и методы человеческого сознания.

· Онтология – философское учение о бытие, т.е. об устройстве мира.

· Социальная философия – учение об обществе.

· Этика – учение о морали, которое исследует правила и нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих поступках.

· Аксиология – учение о ценностях (добро, любовь, справедливость и т.д.).

· Антропология – учение о человеке.

· Эстетика – учение о прекрасном.

· Логика – учение о способах рационального мышления.

· Философия науки – изучает методы и формы научного познания мира.

· История философии – учение о развитии самой философии.

 

Гуманизм в Италии

Гуманизм (лат. человеческий) – стремление к человечности, к созданию условий для достойной жизни человека.

Данте Алигьери 13-14вв. считал, что человек и бог не должны противопоставляться друг другу, а должны существовать в единстве. Человек создается двумя силами: природой и богом, поэтому в нем одинаково важны и душа, и тело. Цель человека – развивать свой разум и применять свои знания на практике, церковь не должна доминировать в обществе.

Франческа Петрарка 14в. Считается «отцом» гуманизма, именно он начал возрождать античную науку и философию. Считал, что человек должен быть свободен от влияния любых авторитетов, а цель его жизни активная самореализация.

Пико Мирандола 15в. Именно он ставит человека в «центр» мира. И хотя бог и создал человека, но человек имеет свободу выбора, этим он отличается от животного.

 

Гуманизм во Франции

Мишель Монтень 16в. Так же возрождал античную культуру, считал, что человек должен самостоятельно мыслить и развивать в себе скептицизм, сомневаться во всех авторитетах, единственный авторитет для человека – его разум.

 

Начало философии

Философия (от греч. филио – любовь, софия – мудрость) – это мировоззрение, т.е. совокупность взглядов человека на мир и отношение к этому миру. Возникла философия в XII-X вв. до н.э. в трех великих цивилизациях: Древняя Индия, Древний Китай и Древняя Греция. В эту эпоху еще не было наук, любое знание называлось философией. Таким образом, философия дала жизнь всем наукам.

 

Философия -> 17в. (механика, биология, физика...) -> 19в. (политология, социология…)

 

В современном мире роль философии впитывать и обобщать знание частных наук.

В Древних Индии, Китае, Греции философия зародилась, потому что там возник класс аристократии (людей свободных от физического труда), который имел время рассуждать.

 

Лекция №3

 

Специфика философского мировоззрения (Отличие от религии, искусства, идеологии и науки)

 

Что такое философское мировоззрение?

Человек рождается дважды, сначала он появляется физически, а второй раз его рождение происходит, когда он формируется как личность, т.к. чтобы жить в мире человек должен приспособиться к нему, в процессе своего взросления человек упорядочивает свою личность, формирует принципы жизни и конструирует смысл своей собственной жизни.

Термин мировоззрение ввел в 18 веке немецкий философ Имануил Кант (взгляд на вселенную). Философский тип мировоззрения – комплексное знание о мире, но не примитивное, как мифология, а находящееся на более высокой стадии развития, ближе к научному. Философия откинула все фантастическое от мифологии, и унаследовала все позитивное знание.

Философия мыслит только с позиции разума, именно поэтому из нее вышла наука.

 

Причины возникновения философии:

1. Отделение умственного труда от физического, появление класса аристократии, которые не работали физически, а поэтому имели время и силы заниматься духовной деятельностью.

2. Все большее развитие и усложнение мифологии, которая способствовала накоплению теоретических знаний о мире.

3. Постепенное накопление эмпирических, опытных знаний о мире, которые часто противоречили мифологии и религии.

4. Человек стремился познать свою сущность, понять, чем он отличается от животных, т.к. человеку свойственна рефлексия – особенность человеческого мышления, направленная на осознание самого себя.

 

Философия и религия

У философии и религии одни базовые вопросы, обе они вышли из мифологии, но пошли разными путями, хотя и частично пересекаются.

Отличия:

1. В религии нужно все принимать на веру, в ее постулатах нельзя сомневаться. Лозунг религии: Все на веру; лозунг философии: Ничего не принимай на веру, во всем сомневайся. Философия основана на рациональном знании, она стремиться доказывать свои убеждения.

2. Религия не критична и авторитарна, поэтому она не развивается, а философия подвергает критике свои же выводы (поэтому она развивается)

3. Религия навязывает свои догматы и ограничивает разум человека, философия дает выбор теории, в ней нет догматов, а значит, она дает человеку свободу мышления.

 

Философия и искусство

Также частично пересекаются, у них есть общие черты, присутствуют эмоции, носят личностный характер и отражают свою эпоху.

Отличия:

1. Искусство описывает мир, а философия доказывает свои установки с помощью мышления.

2. Искусство обращено к чувствам людей, а философия к их разуму.

 

Философия и идеология

Идеология – отражение массовых интересов, а философия космополитична (вненациональна).

Идеология всегда опирается на насилие, а философия толерантна.

 

Философия и наука

Общие черты: наука вышла из философии; и философия и наука пытаются объяснить мир; основаны на разуме.

Отличия: разные науки объясняют лишь какие-то стороны мира, а философия пытается построить общую картину мира; в науке обязателен эмпирический уровень, а философии теоретические знания; научные теории со временем опровергаются, а философия – это единое смысловое пространство.

 

 

Лекция №5

 

Основные особенности древнего востока

 

Общая характеристика философии Древней Индии и Древнего Китая.

В этих странах к 7 веку до н.э. были написаны первые философско-религиозные тексты.

Характеристики этой философии:

1. Она создавалась в условиях деспотичных государств, где личность полностью подавлялась обществом.

2. На данную философию очень сильно повлияла мифология.

3. Эта философия недостаточно рациональна и системна, в ней отсутствуют категории.

 

Ведическая религия древней индии

Тексты древнеиндийских мудрецов на сегодняшний день до конца не расшифрованы. Тексты эти разные по содержанию, но все вместе они называются ведической литературой. В основном они наполнены религиозным содержанием. Составлялись они на протяжении 9 столетий с 1500 по 600 гг. до н.э.

Ведическая литература делится на 3 группы текстов:

1. Веды – религиозные гимны, заклинания.

2. Брахманы – комментарии к ведам.

3. Упанишады – религиозно-философские трактаты.

В ведической литературе собраны и мифы, и ритуалы, и первые философские идеи. Ведическая религия является политеистической, каждый бог отвечает за какую-то природную стихию. Боги у индийцев не всесильные, а подчиняются некому космическому порядку (судьбе). Данная религия является прагматичной, т.е. для того чтобы боги выполнили просьбу, им приносят жертву. В этой религии есть первосущество (праджапати) которое создало мир.

Брахманизм – продолжение ведической религии. Более поздние тексты брахман, в которых продолжается описание жизни богов, а их у индусов >3000 и все они связанны с природой, богов нужно постоянно задабривать для чего в храм приносят еду. Брахманизм говорит о наличии загробной жизни.

Упанишады — религиозно-философские тексты, которые завершают ведическую литературу, в переводе (сидеть около) имеется в виду, что ученики сидели у ног учителя и воспринимали его мудрость. Данных текстов насчитывают около 300, возникли они в 7в до н.э. Именно их принято считать началом философии. В них тоже присутствует много религии, но она уже более абстрактна. Первоосновой мира считается некая субстанция (брахман) из него возник мир, к нему же вернется. В каждом человеке есть как бы кусочек брахмана (Атман (душа)). Таким образом, каждый человек является носителем высшего начала, поэтому должен постоянно развиваться и духовно и физически.

В идеале человек, если человек свою жизнь проживает очень хорошо, то его душа должна соединиться с брахманом и ощутить вечное блаженство, если же при жизни совершались какие то грехи, то душа будет постоянно возвращается на землю, и вселятся в новые тела людей или животных (закон сансары). Если же жизнь прожита очень плохо, то после смерти душа богатого может вселиться в тело нищего или животного (закон кармы - воздаяние за плохие поступки прошлой жизни).

Джайнизм. Возник в 6в до н.э. Его создал реальный человек Махавира, которого индусы прозвали Джина (победитель). Данная религия признает в основе мира 2 начала, материальное и духовное. Целью жизни человека является освобождение от цепи перерождений и достижение нирваны (угасание), человек должен подавлять в себе все желания и воспитывать себя как сильную личность. Джайнизм не получил широкого распространения из-за наличия в нем жестокого аскетизма.

Буддизм. В 6в до н.э. Вышел за пределы Индии и стал одной из 3х мировых религий. Основал его реальный человек принц Сиддхартха Гаутама (Будда (просветленный)). Главной целью является Нирвана, страдания приносят человеку его желания, от них так же надо избавляться и по возможности не привязываться к чему-либо в мире. Провозглашается принцип золотой середины, и в каждом поведении провозглашается умеренность.

Конфуцианство — философия древнего Китая, возникла в 5в до н.э. Основал Конфуций. В основном это социальное учение о том, как жить в обществе. Принцип золотой середины и 2 культа. Культ прошлого, культ почитания старших.

 

 

Лекция №6

Античная философия (натур. философский период)

Античность (лат. древность) – эпоха охватывающая историю и культуру древней Греции и древнего Рима с 6в до н.э. по 6в н.э.

В развитии философии этой эпохи выделяют следующие периоды:

1. Досократовская философия (натуральная) 6 – 5 вв. до н.э.

2. Классическая греческая философия 5 – 4 вв. до н.э.

3. Эллинистическая философия 3 – 1 вв. до н.э.

4. Римская философия 1 - 5 вв. до н.э.

Основной интерес представляет досократовская и классическая философия, это был рассвет философии древней Греции.

Характеристики античной философии:

1. Стремилась познать мир рационально (с помощью разума).

2. Стремилась создать реальную (не религиозную) картину мира.

3. Стремилась определить место человека в мире.

В античную философию вошли реальные зачатки научных знаний, наблюдения за явлением природы, и достижения культуры древнего востока.

Для античной философии характерен космоцентризм, т.е. главным объектом изучения был космос (природа). Греки выделяли макрокосмос (природа и природные стихии) и микрокосмос, человек который является маленькой моделью макрокосмоса.

Социальные предпосылки появления греческой философии:

1. В греческих полисах было развито рабство, поэтому у аристократии была возможность и свободное время заниматься искусством и философией.

2. Греческие полисы имели очень выгодное географическое положение, т.е. близко расположены к морям и в теплом климате.

3. Большую роль играла торговля, привлекло к необходимости путешествий, развития географического знаний и судостроения.

4. В Греции впервые была применена демократическая форма правления (свободные граждане выбирали правителей).

5. Греки развели в разные стороны религию и философию, это были самостоятельные отрасли знания.

 

Мелецкая школа.

Первая настоящая философская школа. Ее представители пытались найти первоматерию из которой состоит весь мир, они считали что это какая-то материальная стихия, поэтому их называют первыми «стихийными материалистами».

Фалес. Он полагал, что первоосновой мир является вода (влага), именно из нее возник весь мир, и она входит в состав всех вещей в мире.

Анаксимандр. Первооснова «апейрон» смесь стихий (вода, воздух и т.д.).

Анаксимен. Воздух.

Гераклит Эфесский – знаменитый античный философ, первоосновой мира считал материальную субстанцию – огонь (тепло). По его мнению, весь мир подчиняется некому всеобщему закону логосу (разум). Так же Гераклит считал, что весь мир постоянно движется и развивается. Знаменитые фразы Гераклита:

· Все течет, все изменяется.

· Нельзя войти дважды в одну и ту же реку.

Таким образом, Гераклит является основателем античной диалектики (учении о непрерывном развитии мира).

 

Древнегреческие атомисты.

Так же относятся к античным натуральным философам, Левкипп и Демокрит считали, что мир состоит из мелких частиц атомов, атом и есть та субстанция, которая лежит в основе мира. Тогда его считали неделимым. Атом (греч. неделимый), атомов бесчисленное множество, понятие атома было еще наивным, т.е. они считали что атом имеет разную форму и разный цвет.

 

Лекция №4

 

Структура философского знания, методы философии

 

Философия является сложным и многоуровневым знанием. Это вызвано сложностью предмета ее изучения, которым является бытие (все существующее), поэтому внутри философии много учений и направлений.

Так по месту возникновения философию различают: индийскую, китайскую, греческую, немецкую, русскую и т.д.;

По авторам, создавшим оригинальные философские учения, различают теории Платона, Карла Маркса, Ницше и т.д.

В зависимости от исторического времени различают:

· философию эпохи рабовладения (греческая античность) 6в. до н.э. – 5в. н.э.

· философию эпохи средневековья 5-14 века

· философию эпохи возрождения 15-16 века

· философию нового времени 17-18 века

· философию 19 века

· современную философию 20-21 века.

По темам философию разделяют на:

1. Классическую. Основы заложены в античности, она занималась проблемами поиска первоосновы мира, его познаваемости, выявления роли разума в познании человеком мира. Разум считался главной познавательной способностью человека.

2. Неклассическая. Ее представители считали, что большую роль в познании мира играют неразумные начала в человеке, такие как интуиция, религиозная вера, воля к власти, сфера бессознательного и т.д.

По исходным установкам устройства мира различают:

1. Монистическую (моно). Ее представители утверждают, что первоосновой мира выступает какое-то одно начало (Морис – материя, Гегель – абсолютный дух)

2. Дуалистическая. Ее представители считают, что в основе мира 2 начала, материальное и духовное (Декарт)

3. Плюралистическая (много). В основе мира лежит множество начал (Эмпедокл)

Главная цель философии научить человека правильно жить и действовать в мире, а для этого нужно ответить на три главных вопроса: «Как следует жить человеку в мире?», «Как устроен мир?», «Как познавать мир?». Поиски ответов на эти вопросы привели к появлению различных отраслей философского знания:

· Гносеология – философское учение о познании мира, исследует принципы и методы человеческого сознания.

· Онтология – философское учение о бытие, т.е. об устройстве мира.

· Социальная философия – учение об обществе.

· Этика – учение о морали, которое исследует правила и нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих поступках.

· Аксиология – учение о ценностях (добро, любовь, справедливость и т.д.).

· Антропология – учение о человеке.

· Эстетика – учение о прекрасном.

· Логика – учение о способах рационального мышления.

· Философия науки – изучает методы и формы научного познания мира.

· История философии – учение о развитии самой философии.

 



infopedia.su

Общая характеристика философии древней Индии.

Наиболее древними философскими учениями являются учения, возникшие в Индии 2-3 тысячи лет тому назад. История индийской философской мысли начинается с вед (II тыс. до н.э.). Само слово «веда» означает «знание», «ведение». Веды представляют собой обширный комплекс литературных памятников. Их содержание в сочетании с религиозным мировоззрением излагает философские мысли, предоставление о мире, о человеке и его нравственной жизни. Древнеиндийская философия развивалась в рамках определенных систем или школ. Эти системы или школы можно разделить на две большие группы:

1) ортодоксальные, т.е. признающие авторитет вед;

2) неортодоксальные, не признающие авторитет вед;

Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Однако в некоторых школах проявились материалистические тенденции. К неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм и школа чарваков-локаятников.

Веданта. Это идеалистические учения. Впервые его систематически развил Бадараяна. В этом учении можно отметить два различных аспекта: 1) душа и Бог принципиально различны; 2) душа и Бог в сущности едины.

Согласно Веданте, связанная со своим телом душа не свободна. Она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Будучи системой объективного идеализма, веданта приводит к мистике, к созерцательности, к отказу от борьбы и к подчинению философских учений религии.

 

Миманса. Отличительная черта миманса заключается в том, что она уделила больше внимания вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знаний. Предметы восприятия характеризуются как реальные и обладающие различными объективными признаками. Кроме восприятия, источниками познания считаются: логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельствование священных книг и признание некоторых невоспринимаемых истин постулатами.

Санкхья. Это очень древняя форма философии в Индии. Основатель санкхья-Капила (ок.VII в. до н.э.). Учение санкхья предполагает два начала: вещественное и духовное. Для объяснения мира исходным санкхья считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе явлений и психических. Первопричина, будучи вещественной, должна вместе с тем быть настолько всепроникающей, чтобы были возможны даже самые тонкие порождения, такие например как ум.

Система йогов. Во многом близкой к системе санкхья была система йога. Слово йога обозначает «сосредоточение».Основателем йоги считается мудрец Патанджали (предположительно в период II в. до н.э.).В системе вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие успешной практической деятельности, направленной к освобождению от страданий. Среди путей, которые йога рекомендует для освобождения, часть относится к практике аскетизма, часть к принципам этики, основанной на сочувствии всем формам и видам жизни. В числе правил йоги содержится ряд рациональных, в известной мере проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.п.

Материалистическая система ньяя. Основателем ньяя считается мудрец Готама. Философия ньяя-это учение о познании, в частности о логическом выводе. Оно развито на основе материалистической системе бытия. Эта теория призвана служить практической задаче: освобождению человека от всех страданий. Она рассматривает источники и методы познания, классифицирует предметы познания и саму реальность.

Система вайшешика. Это наиболее зрелая система древнеиндийской философии, признающая авторитет Вед. Цель мудрости вайшека видит в освобождении человеческого «я» от страданий и зависимости. При этом, последняя причина страданий - незнание. Путь к освобождению лежит через знание, т.е. через истинное постижение реальности. Ярким представителем неортодоксальных школ является учение чарваков-локаятников, локаята (лок- мир, люди)и чарвака (чарвак - доходчивое слово).Основные идеи и положение чарваков:

1.Мир материален. Все состоит из четырех элементов - огня, воздуха, воды, земли. Жизнь произошла из материи.

2.Сознание-свойство, присущее телу. Со смертью тела исчезает и сознание. Учение о переселение душ бессмысленно.

3.В элементах, взятых порознь, сознания нет: оно возникает в результате сочетания четырех стихий - огня, воздуха, воды и земли- в человеческом теле. Нет души отделенной от тела.

Философия джайнизма возникла в результате развития древних учений мудрецов. Джайнизм в своей главной части - это этическое учение. Оно указывает путь «освобождения» души от ее подчинения страстям. Цель философии джайнизма - «святость», т.е. особый образ поведения, при помощи которого достигается указанное освобождение. Источником мудрости в джайнизме считается не Бог, а особые святые, достигшие силы и счастья на основе совершенного знания и посредством поведения, вытекающего из этого знания. Буддизм. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячелетия н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь. Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма - как космическая реальность.

В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного, отраженьем этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение или отрицание аскетизма в его обычной форме. Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности. В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом которого является переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и внешнего), полная самоуглубленность. Практика созерцательного размышления служит, таким образом, не столько средством познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и психофизиологии личности. В качестве конкретного метода созерцательного размышления особенно популярны дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего бытия - положительный эквивалент угашения желаний - есть освобождение, или нирвана.

Философия Древней Индии формировалась в обществе в котором существовало кастовое разделение, и по моему это обуславливает, то что во практически во всех течениях философии, человек должен страдать и отказаться от благ и своих слабостей, чтобы постичь блаженство - такая трактовка была выгодна людям стоящим у власти и богатым членам общества; не без их влияния были созданы ортодоксальные течения, которые основывались на принципах указанных в «Ведах». Так буддизм который не приветствовал кастового разделения, отсутствие вины за проступки, и аскетизм – постепенно был вытеснен из Индии, но прижился за приделами родины. Сейчас это одна из мировых религий.

 

 

lektsia.info

2. Философия Древней Индии

Большая часть индийской философии основана на древних священных писаниях, известных как «Веды»(«знания»), поэтому индийской философии и культуре в целом присущ ряд общих основополагающих идей.

Основой мира признаетсяБрахман–сверхчувственная реальность, которая так же невыразима словами, как и Дао.

Душа человека бессмертна и вовлечена в бесконечную цепочку перерождений– колесосансары. Каждое последующее перерождение происходит по закону кармы.

Карма–это возмездие за все совершенное человеком, настигающее его в последующих жизнях, его судьба, которую он формирует сам своими мыслями и поступками. Карма определяет место, которое человек будет занимать в обществе в следующей жизни –касту. Воздаянием за неблаговидную жизнь может быть перерождение души в облике животного, растения.

Поскольку все живые существа имеют душу, равны между собой и связаны одной судьбой, постольку важным понятием для индийской философии является «ахимса»,которое обозначаетзапрет на причинение вреда живым существам.

Цель человеческой жизни состоит в том, чтобы прожить ее нравственно для обеспечения лучшего перерождения. Пройдя через длинную цепочку перерождений, душа достигает совершенства, выходит из колеса сансары и сливается с Брахманом.

Буддизм— философско-религиозное учение, основателем которого являетсяСиддхартха Гаутама (6-5 вв.до н.э.), получивший почётный титулБудды, что означает «Просветленный». Суть его вероучения выражена в «Четырёх Благородных Истинах»:

1. Жизнь полна страданий. Даже смерть не кладет конец страданиям, так как за смертью следует перерождение.

2. Причиной страданий и бесчисленных перерождений являются бесконечные желания и привязанность к земным благам и удовольствиям. Именно тоска по ним возвращает душу умершего человека назад, заставляет перерождаться.

3. Чтобы избавиться от страданий и перерождений нужно научиться жить без желаний, ни к чему не привязываясь и ничем не дорожа.

4. Для этого нужно вести нравственный и аскетический образ жизни, максимально сокращать свои потребности. Душа, достигшая высокой степени совершенства, выходит из колеса сансары и уходит внирвану–нечто похожее на христианский рай, состояние спокойствия и блаженства.

Тема 3. Античная философия

1. Общая характеристика античной философии

2. Эволюция античной философии

1. Общая характеристика античной философии

Античная философияв буквальном переводе означает древняя философия, но не всякая древняя, афилософия Древней Греции и Древнего Рима. Она появляется примерно в то же время, когда жили Конфуций, Лао-цзы и Будда, то есть в7-6 веках до н.э. Её отличие от восточной философии состояло в том, что,

во-первых, античные мыслители начали объяснять мир без ссылок Афина

на богов,так как античные боги слишком похожи на людей, ими движут эмоции,

а не разум. Мир, которым правит непредсказуемая воля богов, объяснить невозможно.

Во-вторых, главным средством познания мира становится разум, логика. Философы разрабатывают разумную, логическую аргументацию своих идей и теорий.

В-третьих, античная философия представляет собой совокупность самых разнообразных школ и учений, так как античное общество – это демократичное общество, в котором существовала достаточно значительная свобода мышления.

Специфические черты античной философии во многом предопределили специфику развития западноевропейской цивилизации.

studfiles.net

Философия Древней Индии

План:

  1. Общая характеристика философии Древней Индии.
  2. Ортодоксальные школы философии.
  3. Неортодоксальные школы философии.
  4. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика философии Древней Индии.

Древняя Индия является одним из самых больших очагов древней  цивилизации, где зародилась философия.

Философия Древней Индии возникла примерно во втором тысячелетии до н. э., когда северную часть Индии  стали заселять индоевропейские  племена - арии. Древнейшим памятником индоарийской культуры являются Веды. Веды передавались в устной форме.

Устный характер ведийской традиции предопределил многие особенности  индийского мышления. Поэтому Индия  на тысячи лет опередила Европу в  осмыслении и анализе языка. Главными философскими учениями в Древней  Индии считались джайнизм, буддизм, чарвака-локаята. Индуизм включает в себя шесть ортодоксальных школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта.

Следовательно, не удивительно, что  философия индуизма не базируется на одной религиозной основополагающей системе, но сочетает в себе элементы разных вероучений и традиций, уходящих своими корнями в глубину веков.

Нужно отметить что, несмотря на общепринятый термин «индуизм», следует иметь  в виду, что философские школы  и мистические практики индусов  настолько многочисленны, что общее  название может быть принято исключительно условно.

Однако не следует предполагать, будто различные системы развивались  только в определенном кругу активных ее последователей без взаимного  влияния друг на друга. Напротив, каждая философская школа считает своим  долгом рассматривать и отвечать на все возможные возражения, выдвигаемые против ее взглядов.

Эта постоянная взаимная критика вызвала  в Индии появление многочисленной философской литературы. Кроме того, благодаря взаимной критике здесь  развилась склонность к ясной  и точной формулировке идей и к  выработке защитных аргументов против выдвигаемых возражений. Более того, взаимная критика сделала индийскую  философию своим собственным  наилучшим критиком.

Дхарма - учение, доктрина, в нашем  понимании философия. На востоке  дхарма - это философия и религия  вместе (неотделимы), дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.

В философии Индии выделяют три основных этапа:

1) ведийский период (1500 - 500 до н. э.),

2) классический, или брахмано-буддийский период (500 до н. э. - 1000 н. э.)

3) период  послеклассический, или индуистский (с 1000 н.э.).

Индийская философия с древних  времен развивалась непрерывно, без  резкого изменения точек зрения и идей. Ее древнейшие тексты содержатся в Ведах (veda - букв, «знание», «ведение»), написанных до XV в. до н. э. Почти вся последовавшая за Ведами философская литература связана с толкованием и комментарием авторитетных ведических текстов.

Согласно установившейся традиции вся ведическая литература делится  на четыре группы: 1. Самхиты, 2. Брахманы, 3. Араньяки, 4. Упанишады.

Такое членение отражает историческую последовательность развития данной литературы: древнейшими являются Самхиты, а произведения последних трех групп - комментарии и дополнения к Ведам. Поэтому в литературе в узком смысле Самхиты называют Ведами, в широком же смысле слова - весь комплекс ведической литературы есть Веды.

Самхиты - это четыре сборника гимнов: Ригведа - самая древняя и авторитетная из Вед, а остальные сборники: Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвоприношений) и Атхарваведа (Веда заклинаний) - заимствуют стихи из Ригведы.

Веды относят к традиции шрути - откровению, которым наделяло человека божество. Согласно ведийским представлениям, боги обладали всеведением. Считалось, что у знания визуальная природа и «узнать» значит «увидеть». Боги наделяли такой способностью знать-видеть истину поэтов-риши. Риши -это не исторические личности; в ведической литературе они выступают то как авторы гимнов, то как их персонажи.

Традиции шрути противостояла другая - смрити (букв, «запоминание») - знание, восходящее к отдельным авторитетам. Таким образом, Веды заключают в себе два рода знания: сакральное и профаническое.

Брахманы - являются продолжением Вед: каждая Брахмана относится к определенной Самхите. Ригведа имеет свои Брахманы, Яджурведа - свои, и т. д.

Араньяки и Упанишады непосредственно примыкают или к Самхитам или к Брахманам, свои Араньяки и Упанишады имеют не только та или иная Самхита, но и та или иная Брахмана. Таким образом, вся структура Вед в конечном счете определяется структурой Самхит.

Для понимания индийской философии  большое значение имеет эпоха  возникновения и развития Вед. В  современной литературе высказываются  самые различные взгляды на характер индийского общества того времени. Большинство  ученых полагают, что во время формирования Вед - с середины второго до середины первого тысячелетия до н. э. - в  долине реки Ганг и в областях, примыкающих  к ней с юга и юго-запада, складывалось классовое общество. Хотя рабы и существовали в Индии, тем  не менее характеризовать индийское общество как рабовладельческое невозможно. Усиление общественного неравенства привело к тому, что в обществе начали формироваться четыре группы, или варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, различавшиеся по своему общественному положению, правам и обязанностям. Брахманы - жрецы и кшатрии - воины составляли высший социальный слой, к вайшьям относились ремесленники, земледельцы, торговцы, низший же общественный слой составляли шудры. К этому времени относится и возникновение государства в Индии. Особенности социальной организации нашли свое отражение в Ведах.

Самой ранней Ведой по времени и самой главной по значению является Ригведа. Ригведа делится на десять книг или мандал (букв, «круг», «цикл»). Гимны Ригведы - это и хвалебные стихи, посвященные богам, олицетворяющим силы природы, и ритуальные стихи, в которых высказывались просьбы и мольбы к богам, это и описание приносимых им жертв, и абстрактная религиозная поэзия.

Гимны Ригведы являют собой попытку древних индийцев постичь тайны бытия. Основным способом постижения мира является миф. Модель мира в Ригведе ориентирована на Космос: с ним все соотносится, к нему все причастно. Пространство и время понимаются как единство синхронии и диахронии. Рита - закон круговращения Вселенной - предполагает синхроническое ее развитие, а в диахронии предполагаются циклические смены хаоса и космоса, что отражено в годовых циклах ритуала.

Вообще концепция риты - это организующее начало философских представлений древних индийцев. Рита означает «ход вещей» (букв. rta - двигаться). Рита - это порядок мира и незыблемость справедливости. В соответствии с законом риты восходит и заходит солнце, чередуются дни и ночи, времена года.

Космология Ригведы очень динамична. Солнце в разных аспектах представляет ряд богов: Сурья - основной бог солнца, Савитр - солнечный бог-побудитель, Митра - бог дружбы, договора и одновременно бог солнца, света (в противоположность мраку), Пушан - бог солнечной энергии, дающий процветание людям, скоту, пастбищам; Ушас - богиня утренней зари, Агни - бог огня (во всех его проявлениях). Кроме того, общее понятие «бог» связано с понятием света и дня, слово «дэва» «бог» происходит от корня «div» - «сверкать», «сиять». Кругооборот солнца воспринимается как солнце дневное и ночное, Ушас сменяет свою сестру Ночь и они движутся правильной чередой. В определенные промежутки времени проливается дождь - Парджанья, грохочет гроза и сверкают молнии, которые олицетворяют грозный бог Индра и Маруты - страшные боги бури. Сома - бог вдохновения, дающий бессмертие, поднимается с земли в виде жертвоприношения и возвращается на землю в виде дождя.

Цикличность космических явлений  воспроизводится в цикличности  ритуала - и все это находит  свое отражение в Ведах. Особое место  в этой картине мира принадлежит  богине Вак - богине слова или Священной Речи, которой приписывалась креативная функция создания Вселенной.

Следует отметить, что роль богов  ведийского пантеона подвижна: нет  раз навсегда главенствующего бога; в зависимости от деятельности человека, ее условий и особенностей на первое место выдвигался тот или иной бог и в конце концов на сонм богов стали смотреть как на различные воплощения всеобщего духа.

Одним из самых интересных космогонических  гимнов является 129-й гимн десятой  книги Ригведы, или, как его еще называют, гимн Насадии (по начальному тексту Nasad - означает «не было»).

Авторы этого гимна задают вопрос о том, «как мир сотворен», «из  чего», и, раскрывая эти вопросы, утверждают, что первичное состояние  всего сущего есть нечто аморфное, нерасчлененное, лишенное конкретного  содержания, и в этом смысле нельзя сказать о нем ни то, что оно  существует, ни то, что оно не существует. Но всегда существовало нечто, Тад-Экам - Единое, что лежит в основе всех предметов и явлений Вселенной. Это предвечно сущее, от которого родится все. Оно вне времени, вне пространства, вне смерти, вне бессмертия. Мы не можем выразить, что это такое, кроме того, что оно есть.

Единое дышит без дуновения, само собою, т. е. без внешнего толчка, без воздействия какой-либо внешней  силы. Следовательно, вопрос «с чего началось»? в гимне не стоит, мир различий оформился благодаря внутреннему  импульсу, который авторы называют желанием - «первым семенем мысли». Единое делится на противоположности: сущее и несущее, низ и верх, день и ночь, смерть и бессмертие и т. д.

Интерпретация содержания гимна в  философской литературе, посвященной  Ведам, различна: одни авторы утверждают, что в гимне выражены наивно-реалистические взгляды древних индийцев на мир, другие трактуют его с религиозно-идеалистических позиций.

Гимн Насадии - это выдающаяся попытка осмыслить мир в разрыве со старыми мифологическими представлениями. Это не проявленное до конца философское мировоззрение, которое возможно трактовать с тех позиций, которые близки интерпретаторам Вед. Кроме гимна Насадии в Ригведе мы можем найти и другие представления о происхождении и структуре Вселенной.

Так, одна из космогонических моделей  Ригведы основывается на уподоблении процесса «оформления» мира изготовлению изделий в процессе труда ремесленника. Эта модель носит социоморфный характер. Демиург мира - высший бог, которым может выступать то Брахманаспати, то Вишвакарман, сравнивается либо с кузнецом, выковавшим мир из металла, либо с плотником, изготовившим его из дерева.

В гимне Пуруше возникновение мира уподобляется жертвоприношению. Пуруша - вселенский человек, олицетворение космического начала, не ограниченный ни во времени, ни в пространстве, «сам порождает себя», несет в себе источник своих дифференциаций. В ходе космического жертвоприношения Пуруши, где он выступает и как объект почитания, и как жертва, и как результат жертвоприношения, происходит разделение и оформление трех миров: космического, мира животных и людей. Особый интерес представляют те стихи гимна, где обосновывается социальная структура Индии, происхождение каст.

Таким образом, изучение гимнов Ригведы необходимо для правильной оценки индийской мысли. Они служат основанием для поздних философских систем. В гимнах Вед зарождаются термины и понятия, которые играют важную роль не только в Упанишадах, но во всей философии Индии. Символика Упанишад, Бхагавадгиты, Брахма-сутры немыслима без образов Ригведы.

Упанишады - собственно философская  часть Вед. Это не книги и не философские трактаты в современном  смысле слова. Характерно само название этих произведений (upa-ni-shad) - обозначает дословно «сидение у ног учителя». В текстах Упанишад подчеркивается, что они представляют собой тайное учение и это знание недопустимо сообщать широкому кругу людей.

Упанишады - это своеобразные тексты, сочиненные различными, часто известными авторами, в различное время и  на разные темы. Каждый текст - это изложение  философских размышлений того или  иного автора, выступающего под именем (или от имени) легендарного или полулегендарного мудреца.

Тексты эти неоднородны по содержанию, но тем не менее в них можно выделить три ряда проблем: адхияджня (относящееся к жертвоприношению), адхьятма (относящееся к микрокосму-человеку) и адхидайвата (относящееся к «обожествленному» макрокосму). Эти проблемы не являются новыми.

Они уже рассматривались в Ригведе. Но в Упанишадах проблемы адхияжни отступают на задний план, а центральными становятся параллели между явлениями микро- и макрокосма. При этом происходит демифологизация понимания космоса и акцентируется выяснение скрытой, «глубинной» основы микрокосма, обозначаемой преимущественно термином «атман», и макрокосма, обозначаемой термином «Брахман».

Данные понятия появляются уже  в Ведах. Но центральное место  они занимают в Упанишадах. Слово «brahma» многозначно: брахман - это член варны жрецов (брахманов), Брахманы - это книги - часть Вед, Брахма - это имя одного из ведических богов.

Как философское понятие этот термин употребляется также в различных  значениях в Упанишадах, пока, наконец, не получает своего окончательного определения: под Брахманом понимается высшая объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в  нем находится. Вместе с тем, все, что есть в мире, разрушается, растворяясь  в Брахмане. Он вне пространства, вне времени, вне причинно-следственных связей, свободен от качеств и действий, внеположен феноменальному миру и не выразим в положительных терминах и в рамках логики. Поэтому чаще всего Брахман определяется отрицательно.

Понятие Брахмана обычно выражается существительным среднего рода, но его можно встретить и в  мужском роде, обозначающем идею бога-творца, служащего проявлением высшего  начала, абсолюта. Вне Брахмана ничего нет, но все, что есть в бытии, заключено в Брахмане как в зародыше. Брахман - это зародыш всего сущего - Хираньягарбха (букв. «Золотое дитя» или «Золотой зародыш»), это творческое начало Ишвара (бог - создатель Вселенной), манифестацией которого является наш мир.

stud24.ru

2. Древнеиндийская философия (общая характеристика).

Индийская философиявозникла примерно в серединеIтысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии начали формироваться государства, во главе которых стояли раджи. Древнеиндийское общество разделилось на четыре группы (варны), которые позднее оформились в кастовую систему. Высшим сословием стала каста жрецов. Они были носителями образованности и знания, формировали идеологию общества и имели значительное влияние. Второй кастой стали кшатрии, т.е. военная аристократия. Основная часть населения Древней Индии относилась к вайшья. Это была каста земледельцев, торговцев и ремесленников. Низшей варной были шудры, которые подчинялись жрецам, кшатриям и вайшья. Мировоззрение древних индийцев нашло отражение в древнейшем памятнике индийской культуры – Ведах. В них выразились предфилософские и философские взгляды древних индийцев о мире, природе, и человеке.

Для древнеиндийской философии характерно одновременное существование целого ряда философских школ. Все они разделились на ортодоксальные и неортодоксальные, т.е. признающие авторитет Ведических книг и не признающие Веды авторитетными для себя источниками. Большинство из древнеиндийских философских систем были ортодоксальными и религиозно-идеалистическими. К ним относились: веданта, миманса, йога, ньяя; вайшешика, санкхья. К неортодоксальным школам относились джайнизм, буддизм и чарвака–локаята. В основе учений большинства древнеиндийских школ лежала концепция переселения душ. Природа человека двойственна: он имеет смертное тело и бессмертную душу. Душа после смерти переселяется в другое тело. Странствие души из тела в тело называется сансарой. Душа вселяется в новое тело соответственно своей карме, т.е. сумме хороших и плохих поступков в предыдущей жизни. Следуя определённым предписаниям и правилам, ведя праведный образ жизни, можно вырваться из колеса сансары и достичь мокши, т.е. прекращения дальнейшего переселения души, а вместе с тем и её страданий.

Буддизм построен на признании «четырёх благородных истин», в которых главным свойством жизни называют страдание. Отсюда одна из целей этики буддизма – указать пути выхода души из жизненного круга, достижение ею успокоения, блаженства, т.е. нирваны. Разработан так называемый «восьмеричный путь спасения», т.е. целый ряд предписаний и правил, следуя которым можно приблизиться к нирване. Философия буддизма отличается релятивизмом, согласно которому, всё в мире находится в непрерывном изменении. В мире нет бытия, он постоянно находится в становлении. Мир – это иллюзия, поток нашего сознания. Задача человека – понять иллюзорность бытия, стремиться освободить душу от него, от страданий, нищеты, болезней, которые можно победить, достигнув успокоения – нирваны. К неортодоксальным даршанам относилась и чарвака-локаята. Эта школа в своих взглядах проявила наиболее последовательный материализм среди других материалистических систем Древней Индии. Её представители отвергают существование потустороннего мира, богов и бессмертие души. После гибели всё распадается на первоэлементы, в том числе и человеческий организм.

Самым последовательным и влиятельным идеалистическим учением в древнеиндийской философии стала ортодоксальная Веданта. Здесь Веды и Упанишады являются священными книгами. В этой школе верят в бога-творца мира, в бессмертие души, в её перевоплощение. Веданта требует покорности учителю. Ему доступны истины о жизни и боге. Истины нисходят как божественные откровения. Поэтому ученики должны постоянно упражняться в размышлениях, пока и им не откроются истины. Изучая веданту, можно получить знание, которое освободит душу от страданий.

studfiles.net

Ответы на вопрос "3.Общая характеристика философии Древнего Востока (Древняя Индия, ..."

 Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии – неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, она объясняет явления мира действием богов и героев. Впервые в истории человечества в мифологии ставится и ряд собственно философских вопросов: что такое жизнь и смерть; как возник мир и как он развивается и др.

Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого ему следует научиться разбираться:

– в проблеме мира и его познания;

– в проблеме взаимодействия человека и природы;

– в проблеме смысла жизни человека и др. Философия Древнего Китая и Древней Индии интересовалась проблемами:

– прекрасного и безобразного;– добра и зла;– справедливости и несправедливости;– дружбы, товарищества;– любви и ненависти;

– счастья, наслаждения и страдания.

В философии Древнего Китая и Древней Индии не ставится проблема дискретности материи и ее строения. Материя рассматривается в ней:

– как некая «помеха» душе;

– как некое субстанционное начало.

Вся духовная цивилизация Древнего Китая и Древней Индии несет в себе обращение к бытию личности, ее самосовершенствованию и самосознанию через уход от материального мира.

Отличие древнеиндийских ф-ов: близкая связь ф-ии и религии, слабая связь с наукой, нацелена на чел-ка и гармоничное отношение чел-ка и природы. В середине между 1ым и 2ым тыс. до н.э. появляются 1ые тексты, относящиеся к ф-ии мифологического плана. Веды - основополагающие тексты(веда - знание). Они писались многие столетия. Анонимность - характерная черта восточной ф-ии.

С момента своего возникновения Китайская отлича­лась от инд-ой и западной ф-ии, т.к. опиралась только на китай­ские духовные традиции.

Можно выделить 2 тенденции в ф-ской мысли Китая: мистичес­кую и материалистическую. В ходе борьбы этих 2х тенденций развивались наивно материалистические идеи о 5 первоэлементах мира(металл, дере­во, вода, огонь, земля), о противоположных началах(инь и ян), о естествен­ном законе(дао) и др.

 

Основными ф-скими направлениями явились: конфуцианство, моизм, легизм(чел-к зол от природы, единственная сила, регулирующая отношения между людьми

www.konspektov.net