Каноны в живописи древнего египта. Искусство Древнего Египта. Его периодизация. Особенности архитектуры, живописи и скульптуры. Каноны древнеегипетского искусства.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Скульптура и живопись. Каноны в живописи древнего египта


КАНОН ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ЖИВОПИСИ И РЕЛЬЕФАХ: Росписи и рельефы

Скульптура и живопись являлись неотъемлемой частью архитектуры в Древнем Египте. Скульптура Древнего Египта одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта.

Искусство в египетских землях начало формироваться тысячи лет назад. Уже в эпоху Древнего царства сложился свой оригинальный стиль в архитектуре, скульптуре и живописи Египта. Культовые здания строились из камня, и отличались строгими масштабными геометрическими формами. Статуи и памятники органично вписывались в оформление гробниц и храмов.

Скульптура и живопись

На них красочно изображали человеческую деятельность, сцены повседневной жизни или богов и их деяния. Древние художники создавали сцены, в которых участвовали люди, животные и божества. Живопись вместе со скульптурой прекрасно дополняли архитектурные шедевры древних египтян, превознося религию и культовое могущество державы. В египетских росписях преобладали яркие насыщенные оттенки. Основные цвета — белый, красный, черный, синий, зеленый и желтый.

Так, лицо нарисованного человека принято было изображать в профиль, а другие части тела — в анфас. Фигуры людей обводились четким контуром. Живет и работает в Египте более 5 лет. Профессионально занимается изучением истории Древнего Египта. Участвовала при проведении раскопок в Долине Мертвых на западном берегу Нила, открытии потайных золотых туннелей храма Дендера. Древнеегипетское искусство не предназначалось для осмотра.

Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этого государства, это также объяснялось ограниченностью строительного материала.

Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются. Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта.

Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян. Местные правители, монархи, стали богаче и самостоятельнее. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются схему…

В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше.

Реакция началась уже при одном из его ближайших преемников — Тутанхамоне, а вскоре все старые культы были восстановлены, и имя Эхнатона предано проклятью. Однако новые начала, внесённые в искусство, развивались ещё в течение, по крайней мере, столетия. Многие же новаторские идеи и приёмы, введённые при Эхнатоне, так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

Искусство XXXII — XXIV веков до нашей эры (Древнее царство)

Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, который теперь уже не был таким органичным, как когда-то в Древнем царстве. В VII веке до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии.

Смотреть что такое «Древнего Египта искусство» в других словарях:

Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки. Иероглифы окрашивали в зелёный цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.

Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. В основу театрализованных представлений легли мистерии Осириса. Актёрами были жрецы и даже фараоны.

Мистерии были разные, но во всех воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком. Идеал той или иной культуры, являясь аккумулятором мировоззрения своего народа, есть высшая ступень в развитии этого общества.

Духовно-нравственное искусство изобразительной линии в культурном идеале древних цивилизаций явилось отражением мировосприятия в канонах древних египтян. Канон распространялся на все виды искусства: архитектуру, скульптуру и живопись.

Рельефы были низкие и врезанные (т.н. контррельефы). Силуэт фигур всегда ясен и графичен. Для рельефов Древнего царства характерно фризовое развитие сюжета. В Древнем Египте часто изображали различных животных, которые считались священными. Их содержали при храмах, оказывая всевозможные почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах.

В древнем Египте размышляли о значении ремесла, учёбы и искусстве. В 30 г. до н.э. Египет стал римской провинцией. В 16 в. до н. э. был выработан ставший впоследствии классическим тип наземного храма (Карнак и Луксор в Фивах). В Древнем Египте зародился и театр как массовое действие. Огромную роль в искусстве Древнего Египта играли рельефы и росписи, выполненные на стенах гробниц и храмов. Искусство Древнего Египта было тесно связано с религией и мифологией.

Будем читать дальше:

zvidalumkaser.ru

Искусство Древнего Египта. Его периодизация. Особенности архитектуры, живописи и скульптуры. Каноны древнеегипетского искусства.

Вопросы

к междисциплинарному государственному экзамену, их краткое содержание

 

 

Искусство Древней Греции. Периодизация культуры Древней Греции. Архитектура, древнегреческие ордера. Скульптура.

Ранний тип храма. Типы храмов: простиль, амфипростиль. Храм Геры в Олимпии (конец 7 - начало 6 в. до н. э.), храм Геры на острове Самосее. Храмы Ар­темиды в Эфесе, Геры на острове Самосе и Аполлона в Дидимах близ Милета (так называемый Дидимейон).

Скульптура 7 в. до н. э. Наиболее ти­пичными образами архаической пластики являлись юношеская обнаженная атлети­ческая фигура - курос и женская оде­тая - кора.

Комплекс древнегреческой архитектуры - Афинский акрополь (под общим художественным наблюде­нием скульптора Фидия). Зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл. Виды греческих ордеров. Древнегреческая вазопись. Скульпторы Полигнот, Фидий. Скульпторы позднего времени Скопас, Пракситель, Лисипп.

 

Искусство Древнего Рима. Его периодизация. Архитектура, живопись скульптура.

Архитектура. Город Рим, сосредоточение подавляющего большинства памятников периода поздней республики и импе­раторской эпохи. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограни­ченной тремя холмами - Капитолием, Палатином и Квириналом, где и образова­лась центральная площадь Древнего Ри­ма - Римский форум (форум Романум). В дальнейшем еще пять форумов примкнули к первому (императорские форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна). Особенности архитектуры Рима, архитектурный ордер. Пантион, Колизей и другие общественные сооружения.

Изобразительное искусство, изображение образов богов, мифологических героев, атлетов. Монументальная живопись городов Помпей и Геркуланума.

Римский скульптурный портрет.

Средневековое искусство. Архитектура романского и готического периодов.

Периодизация средневекового искусства. Романская архитектуры Франции, разнообразие в решении архитектурных задач, богатство форм и строительных приемов. Церковь Сен-Мешель, крепость Каркасон. Конструктивные особенности романской архитектуры.

Шпайерский собор в Германии.

Монументальная живопись. Миниатюра.

Периодизация готического искусства. Конструктивные особенности готической архитектуры. Готика Франции (собор Нотр-Дам в Париже). Готика Германии (Кёльнский собор). Готика в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне) Скульптура готического собора, витраж.

 

Особенности архитектуры и изобразительного искусства Византии.

Периодизация культуры Византии. Города: Константинополь, центры провинций Фессалоники в Македонии, Антиохия в Сирии, Никея в Малой Азии, Александрия в Египте.Культовая архитектура Византии. Мавзолей Диоклетиана ( Рим). Базилика, как распространенная форма храма 5-7 вв. Церковь св. Собор Св. Софии и Ирины в Стамбуле (Турция), мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (Италия). Живопись. Мозаика церкви Успения в Никее. Период иконоборчества (8-9 вв.)

Византийское искусство 9-12 вв. Архитектура. Собор Сан-Марко в Венеции. Иконопись 10-12 вв., ее особенности.

Византийское искусство 13-15 вв. Монастырь Хора (Кахриэ Джами) в Константинополе, церковь Апостолов в Фессалониках. Мозаика Кахриэ – Джами. Фрески Мистры.

 

 

Искусство Итальянского Возрождения. Периодизация. Архитектура, живопись.

 

Периодизация итальянского периода Возрождения. Творчество архитектора Брунеллески (Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции). Скульптура Донателло.

Собор святого Петра в Риме, его архитекторы. Творчество Браманте, Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи.

Творчество Палладио. Живопись Джорджоне, Тициана.

Искусство Италии XVII – XVIII вв. Архитектура барокко. Живопись.

Рождение нового стиля в Италии в конце XVI века. Период расцвета римского барокко. Творчество Бернини, Борромини, Доменико Фонтано.

Живопись. Творчество Караваджо, Рени. Итальянская скульптура. Творчество Бернини.

Позднее барокко и элементы классицизма в архитектуре Италии XVIII века. Дворец в Казерте.

Живопись Италии XVIII века. Себастьяно и Марко Риччи, Джованни Тьеполо, Каналетто.

 

 

XIX век в русской культуре.

Периодизация стилевых направлений в архитектуре и живописи России XIX века.

Архитектура. Период классицизма. Творчество архитекторов А.Н.Воронихина, Тома де Томон, А.Д.Захарова, К.И.Росси, О.И.Бове, В.П.Стасова.

Период эклектики. Творчество К.А.Тона, А.И. Штакеншнейдера, И.П. Ропета, В.А.Гартмана, О.Р. Монферана.

1-я пол. XIX века. Живопись О.А.Кипренского, В.А. Тропинина, А.Г.Венецианова, К.П.Брюллова, Александра Иванова, П.А. Федотова. Пейзажная живопись С.Ф. Щедрина. Скульптура И.П. Мартоса, Ф.Ф.Щедрина.

2-я пол. XIX века. Живопись. Творчество В.Г. Перова. Художники – передвижники. И.Н. Крамской, Н.Н.Ге, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, К.А.Ярошенко. Батальная живопись В.В. Верещагина. Пейзажисты А.К.Саврасов, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи, В.Д.Поленов. Историческая живопись И.Е.Репина, В.И.Сурикова.

Скульптура А.М. Опекушина, М.М. Антокольского

 

 

Особенности дизайна Японии.

 

Сохранение национальных многовековых традиций. Особые экономические условия после Второй Мировой войны. Создание японской ассоциации дизайнеров. Изучение опыта прошлого и современного методов формообразования в дизайне и их связи с новыми технологиями (в основном в электронной и автомобильной промышленности). Учеба японских дизайнеров в США и ФРГ. Всесторонняя поддержка дизайнерской школы правительством. Три направления в японском дизайне – «национальный», «интернациональный» и «смешанный». Основные японские фирмы.

 

Вопросы

к междисциплинарному государственному экзамену, их краткое содержание

 

 

Искусство Древнего Египта. Его периодизация. Особенности архитектуры, живописи и скульптуры. Каноны древнеегипетского искусства.

Додинастический период: древние захоронения, плита фараона Нармера. Египетские каноны.

Раннее царство: сложение городов – центров, столица – город Мемфис. Косвенные свидетельства об облике сохранившихся архитектурных сооружений эпохи Раннего царства из дерева, и сырцового кирпича: характерный дворцовый фасад в рельефе на стеле царя I династии Джета (около 3000 г. до н.э.) из Абидоса, саркофаг царя IV династии Микерина (Менкаура) в виде аналогичного по конструкции здания дворца. Начало сооружения при гробницах заупокойных храмов, Большая роль цвета в архитектуре - многоцветная раскраска наружных поверхностей гробниц. Строительство вторых, ложных гробниц царей I и II династий, так называемых кенотафов, в связи с почитанием духов предков праздником “хеб-сед”, т.е. “возрождения” состарившегося или больного царя, для обеспечения плодородия природы всей страны.

Древнее царство. Архитектура эпохи Древнего царства.

Пирамиды первого фараона IV династии Снофру в Медуме и Дашуре – 28 в. до н.э.

Ансамбли пирамид в Гизе трех последовательно правивших фараонов IV династии Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура) – все 27 в. до н.э. Зодчий Хемиун, автор пирамиды Хеопса. Планы этих заупокойных храмов, связывающие их коридоры, малые пирамиды царских родственников и гробницы их приближенных. Нижний заупокойный храм Хефрена. Так называемый большой сфинкс - возле этого храма.

Рельефы и росписи эпохи Древнего царства

Среднее царство.Архитектура эпохи Среднего царства, XI-XII династии, 21-18 вв. до н.э. Новый тип заупокойного храма первой половины ХI династии Ментухотепа в долине Деир-эль-Бахари. Основные части всей архитектурной композиции. План, фасад, конструкция самого храма. Новые архитектурно-стилистические особенности этого ансамбля: преобладание заупокойного храма по величине над усыпальницей; «вертикализм» композиции храма, введение многоколонных портиков; огражденная дорога от Нила, вместо коридора; пандусы; образная роль сочетаний: камня, росписи, зелени; портретные статуи царя под открытым небом. Сооружение фараонами XII династии храмов во всех главных городах. Обелиск, сохранившийся от храма Сенусерта I в городе Ону (античном Гелиополе) - Скульптура эпохи Среднего царства. ХI - XII династии, 21-18 вв. до н.э. Сложность искусства этой эпохи. В официальной скульптуре первой половине Среднего царства - ХI и начало XII династий 21-20 вв. до н.э. - органичный сплав двух тенденций: нового образного напряженного осмысления и более конкретного воспроизведения черт лица с нарочитым следованием в композиционной трактовке фигуры пластики Древнего царства. Окончательное сложение этой формы. Строительство крепостей на захваченных землях,

например в Нубии - в Семнэ. Пирамидные комплексы периода Среднего царства - на территории от Дашура на севере до Фаюма в Среднем Египте.

Новое царство. Сохранение главенства Фив в архитектуре и изобразительном искусственачала XIX династии. Строительство храма Амона в Карнаке (закончено при Рамсесе II) - зодчие Аменхотеп Младший, Майя, Иупа и его сын Хатиаи. Пристройка к храму Амона в Луксоре при фараоне Рамсесе II пилона и большого дворца с колонным портиком и гигантскими статуями этого царя - зодчий Бекенхонсу. Храм бога луны Хонсу, сына бога Амона и богини Мут - типичный храм Нового царства, построенный в ансамбле Карнака при фараоне Рамсесе III. Зодчие Серамон и Рамсенахт.

Поздний период Распад древнеегипетского государства с начала 11 в. до конца первой половины 10 в. до н.э. на две части – северную, с городом Танисом и южную, со столицей в Фивах. Малое количество монументальных построек, из-за сложной обстановки в стране. Сооружение гробниц традиционных форм: в Фивах - скальных, в Мемфисе - в виде мастаба. Использование старых гробниц, а также части камней старых зданий - для новых захоронений. Возведение при ливийском фараоне Шешонке I двора «хеб-седа» и первого гигантского пилона в храме Амона в Карнаке - зодчий Харемсаф.

Отсутствие условий для дальнейшего развития изобразительного искусства. Кратковременные периоды оживления художественной жизни: при нубийской (эфиопской) XXV династии и при саисской, XXVI династии.

Скульптурафиванских мастерских 11 - 9 в. до н.э. - золотая маска фараона Шешонка I из Таниса.

 

 

cyberpedia.su

Какие были каноны в Др. Египте?

Искусство Древнего Египта развивалась с первыми годами зарождения Древнего Египта, принося с собой всё больше и больше новых проявлений и особенностей. Искусство и культура Древнего Египта были одними из передовых среди искусств различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру; замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет; прекрасные изделия художественного ремесла. Художественный стиль древнеегипетского искусства сравнительно мало изменялся на протяжении веков. Основу этого стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм, геометризация и канонизация простейших приёмов изображения на плоскости. Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям предков и соблюдению неких канонов. Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства. Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам. Поэтому в искусстве Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко ещё к первобытному искусству и закреплённых затем в образцах, ставших каноническими. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) ; избражение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) ; сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху; у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги — в профиль) . Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций» , упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Однако позднее соблюдение канонов сыграло консервативную, тормозящую роль, мешая развитию реалистических тенденций. Египтяне искренне верили в магическую силу искусства, в его мистическое предназначение, поэтому создали строгую и рациональную систему средств художественной выразительности, передающую сакральный, вневременной смысл ритуала, погребения человека. Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. Нигде в мире не строили столь грандиозных усыпальниц для правителей, обожествлённых при жизни и после смерти. Величие пирамид высоко ценили египтяне. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков. Одним из семи чудес света в античном мире считали пирамиды, горделиво вознёсшиеся на западном берегу Нила (ныне плато Гиза близ Каира) . Человеческие фигуры, воплощённые в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперёд левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками. Рельеф, как и скульптура, создавался в соответствии с ясным религиозным смыслом заупокойного культа. Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ) , воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь. Поэтому в рельефе, на рисунке или скульптуре изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее подходящим для счастливой и вечной загробной жизни.

Фронтальное изображение фигур; обязательный головной убор у скульптуры фараона; Определенный цвет одежды у мужчин и женщин, сама одежда тоже канонизирована. : у мужчин набедренная повязка, а у женщин платье. Лучше поискать в учебнике, там все четко написано.

touch.otvet.mail.ru