Материалы по теме: История древнего мира. Историческая наука в древнем мире
Основные этапы развития исторического знания. Этапы развития исторической науки
Во все времена люди были крайне любознательными. Они хотели знать, что их ждёт и что было до них. Интерес к тайнам давно ушедших веков раззадоривал их любопытство всё больше и больше. Азарт привёл к тому, что люди создали одну из самых величайших наук за весь период человеческого существования – историю. Невозможно представить, какое именно событие или факт побудило людей к созданию подобного детища, тем не менее историческая наука является самой древней из всех. Её истоки тянутся со времён древней Греции и Рима, когда письменность, государственный строй, литература и искусство только зарождались. По мере эволюции самого человечества развивалась история, поэтому сегодня нам дана уникальная возможность заглянуть через призму времени на те события и людей, которые некогда жили и творили великие дела. Также поражает связь исторической науки с другими популярными и важными дисциплинами современности, например с политикой, философией и экономикой. Подобная особенность показывает многогранность и незаменимость истории как фундаментальной науки. Каждый человек мечтает знать все на свете, потому что знания - это самое грозное оружие. Поэтому история предназначается для изучения прошлого, дабы как можно лучше понимать современность и предвидеть будущее.
История – наука или нечто большее?
По мнению многих учёных, современная история зародилась в 484 году до нашей эры.
Именно в том году родился знаменитый Геродот Галикарнасский, которого по праву называют «отцом истории». Большинство его исторических работ позволили увидеть быт и порядки древней Греции, Скифии, Персии и других стран. Этот человек является автором знаменитого трактата под название «История». Для отечественной науки труды Геродота были как библия. Большинство античных племён, описанных учёным, проживали на территории современной России и Украины.
Сам термин происходит из греческого языка. "История" в переводе означает "исследование" или же науку, которая изучает быт и жизнь человека в прошлом. Более узкая дефиниция представляет историю как науку, изучающую исторические события и факты для их объективного описания, изучения, а также с целью установления последовательности всего исторического процесса.
Появление Геродота и других учёных, работающих позднее, повлияло на процесс становления самой истории. С этого момента можно выделить основные этапы развития исторического знания, которое с годами развивалось и всё больше наполнялось новыми терминами и понятиями. Сегодня эти этапы являются базисом в процессе изучения исторической науки.
Этапы развития исторической науки
История всегда развивалась циклично. Процесс её эволюции никогда не был представлен в виде последовательности. Непостоянство самого человека привносило большие изменения в саму науку, тем самым развивая её. Практически все этапы развития исторического знания имеют множество особенностей. Эти неповторимые факты характеризуют каждый этап по-своему. Всего существует четыре основных этапа, а именно:
- Античная историческая наука.
- Средневековая историческая наука.
- Историческая наука Нового времени.
- Историческая наука XX века.
Характеристика этапов
Ранее уже указывалось, что этапы развития исторического знания имеют свои характерные особенности. Каждому из них присущ тот или иной аспект, выделяющий этап из массива других.
1) История античного мира была основополагающей, так как все последующие интерпретации этой науки исходили от первоначального варианта. Для этого этапа характерны следующие особенности: творческий подход к науке, исторические события описывались вместе с географией и экономикой локации, не было научной формы повествования, не производилась дифференциация науки на дисциплины.
2) Средние века привнесли в историю некоторые аспекты, которых ранее не было. Например, уже в 17 веке была сформирована общая картина Всемирной истории. Также была установлена единая система летоисчисления, а рост интереса к прошлому прогрессировал.
3) Новое время – это век развития науки и техники. Этот этап принёс в историю принципиально новые подходы к процессу изучения. В науке доминировали принципы объективности, историзма и критического анализа источников исторических.
4) Даже с учётом всех инноваций этапы развития исторического знания не имели настолько взрывного эффекта, как в XX веке. В это время история превратилась в фундамент политики, социологии, социальной психологии и др. Науку активно использовали политические деятели тех времён ради пропаганды. Также на развитие этапа повлиял развал колониальных империй. Многие неизвестные государства смогли приобщиться к мировому сообществу и подарить всем свою культуру.
История как основная и второстепенная наука
Ранее был отмечен факт многогранности и функциональности истории как науки. Подобное суждение доказывается тем, что эту науку можно рассматривать как основную и как второстепенную. История основная даёт миру не только классические знания о прошлом, но ещё и вносит большой вклад в другие науки, такие как философия и политика. Однако историю можно использовать как контекст, в котором будут рассматриваться основные этапы становления совершенно другой науки. Например, основные исторические этапы развития экологического знания развивались многие годы. Каждый из них пережил определённые временные рамки разных эпох. Отсюда можно говорить об истории этих этапов.
История и политика
Умение управлять государством возникло достаточно давно. Чтобы познать это ремесло, многие полководцы, учёные или просто зажиточные граждане какой-либо страны учились годами. Это умение называется политикой. Её можно сравнить с искусством, так как для удачного управления всеми государственными процессами человеку нужно немного больше, чем просто талант. Политик – это скульптор, чьей глиной является государство и его внутренняя жизнь. Эта наука появилась и развивалась параллельно с историей. Государственный строй Греции, в которой и возникла политика, способствовал её развитию. Основные этапы развития политического знания в истории связаны с процессом становления исторической науки. Это обусловлено тем, что исторический процесс фактически породил политику. Многие «маститые» политические деятели использовали свои исторические знания для манипуляции сознанием масс. Но это уже другая тема.
Основные исторические этапы развития философского знания
История и философия практически всегда находились в неразрывной взаимосвязи друг с другом. Эти науки дополняли и развивали сами себя. История позволяет взглянуть на то, каким был мир в прошлом, а философия показывает духовную, тождественную суть прошлого и человека.
Параллельное развитие этих наук принесло миру совершенно новую отрасль знаний – историю философии. Она позволяет взглянуть на то, как развивалась философия с учётом исторических событий, сопутствующих этому развитию. Крупные периоды имеют формационную суть общественно-экономических отношений.
По своей сути, история и философия – это родственные науки. Различие лишь в способе мировоззрения представителей этих наук. Если историков интересует только хронология и другие аспекты жизни человека прошлого, то философы рассматривают духовное восприятие окружающего мира. Но этапы развития исторического знания помогают выделить периоды становления и развития философии. На сегодняшний день выделяют следующие этапы в философии:
- Философия античная.
- Феодальная философия.
- Буржуазно-формационная философия.
- Современная наука философия.
Закон трёх стадий
История не только давала, но ещё и получала определённую выгоду от процесса совместного развития с философией. В далёком 1830 году была выдвинута теория, которая впоследствии стала законом. Она во многих аспектах определила свое время. Её автор, Огюст Конт, назвал теорию «Закон трёх стадий исторического развития знания». Он предположил, что любые знания и информация проходят три основных этапа в процессе имплементации в сознании человека. Эти три теоретические стадии удалось выделить при помощи изучения человеческого сознания. Посредством закона можно детально объяснить и изучить все этапы развития исторической науки.
Описание этапов «Закона трёх стадий»
Каждый этап имеет своё предназначение. Существует всего три стадии: теологическая, метафизическая, позитивная. Особенности каждой определяются теми функциями, которые она выполняет.
1) Теологическая стадия позволяет определить получить примитивные знания о чем-либо. При этом разум человека находится в состоянии младенца. Все внешние процессы объясняют по аналогии с собственными действиями.
2) Метафизическая стадия – это «перевалочный пункт». На этом этапе разум стремится к абсолютному знанию. Отличие от первой стадии лишь в том, что человек способен к абстрактному мышлению, а не к банальному сравнению.
3) Позитивная стадия является пиком эволюции мышления. В контексте этого этапа происходит внедрение знания в определённую отрасль. По мнению Конта, эта стадия наиболее серьёзная, потому что она показывает процесс эволюции определённого знания в сознании человека.
Благодаря этой теории этапы развития исторической науки наполняются фактами и событиями, а также изучаются намного скрупулёзнее. «Закон» наглядно показывает процесс прогрессивного развития истории как науки.
История сейчас
Итак, в статье было рассмотрено зарождение и основные этапы развития исторического знания, а также сопутствующих наук.
В современном мире история отыгрывает немаловажную роль. Она является фундаментальной наукой в процессе обучения. Помимо этого, учёные обогащают науку новыми знаниями при помощи использования новейших технологий и методик.
fb.ru
Курс: История древнего мира - Место истории в системе наук
Страница 6 из 43
Место истории в системе наук
Соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности - орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам - поселениям, могильникам, кладам.
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).
Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчёта времени; палеография - рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика - исторические акты; нумизматика - монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология - систему мер; флаговедение - флаги; геральдика - гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика - печати; эпиграфия - надписи на камне, глине, металле; генеалогия - происхождение городов и фамилий; топонимика - происхождение географических названий; краеведение - историю местности, региона, края.
К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой - описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все её стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленность. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например история физики, история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки - такие, как историческая география, историческая геология и др.
madrace.ru
История древнего мира
Древний мир – это период, который занял свое время в человеческой истории, а также который выделяется в промежутке между концом доисторического времени и самым зарождением средних веков.
Промежуток времени, когда существовал древний мир, по сути, является обозначением первого и самого длинного периода человеческой истории, начиная с того времени, когда формировалось человеческое общество, а это 800 – 1000 тысяч лет до нашей эры, и заканчивая началом формирования феодальной формации, это самые первые века уже нашей эры. Также, период древнего мира существовал в течение двух периодов, со времен когда существовало первобытное общество и рабовладельческий строй.
Другими словами, древний мир – это период когда формировалась рабовладельческая формация.
История Древнего мира: Античность Ч. 1.История Древнего мира: Античность Ч. 2.Учебник древней истории.
Краткая история древнего мира
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙГ л а в а I. Первобытные собиратели и охотники Первые земледельцы и животноводы Завершение родового строяПредставления первобытных людей обокружающем мире
РАЗДЕЛ II. СТРАНЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКАГ л а в а III. Древний ЕгипетСчёт лет в историиПрирода и население Древнего ЕгиптаОсновные занятия древних египтянОбразование государства в ДревнемЕгиптеРасцвет древнеегипетской державыОсновные черты древнеегипетской религии Наука. Знания древних египтянЛитература, архитектура и искусство вДревнем Египте
Глава IV. Древняя Передняя Азия Открытие государств древнего МеждуречьяМеждуречье в древностиДревнейшие государства МеждуречьяПередняя Азия в первой половине I тысячелетия до н. э..Культура Передней Азии в I тысячелетиидо н. э..Страны Восточного Средиземноморья
Глава V. Древняя Индия и Древний Китай Государства в долине ИндаКультура Древней ИндииВозникновение государства в КитаеОбщество и культура Древнего Китая Древний Восток — колыбель древнейших государств
РАЗДЕЛ III. АНТИЧНЫЕ ГОСУДАРСТВАГлава VI. Древняя ГрецияДревнейшая Греция III тысячелетия —IX в. до н. э.Возникновение государственностиОсобенности развития Спарты и АфинВойны греков с персамиВ демократических АфинахПелопоннесская войнаРабствоВозвышение Македонии и установлениеее власти над грекамиРелигия греков в VI—V вв. до н. э..Школа и научные знанияОбщественные зрелищаИскусствоРоль древних греков в развитии мировой истории и культуры
Глава VII. Древний РимНачало римской историиЦарский период в истории РимаБыть гражданином РеспубликиРимляне — хозяева Италии и властелинывсего СредиземноморьяРазорение крестьян Италии и их борьбаза землюРабовладение в Риме и восстание СпартакаРим — властелин мираВсе дороги ведут в РимИскусство Древнего РимаВозникновение христианстваОслабление и падение Западной РимскойимперииПуть исторического развития Древнего Рима
Статьи:Древняя Индия. От каменного века до нашей эрыФилософия Китая – феномен культурного развития государства!Философия Индии и ее основные догмыДревняя медицина - от начала времен до наших днейДревний Китай – пример эволюционного развитияДревний РимВозникновение и крах цивилизаций мираСамые интересные древние культурыДревнее искусство от сотворения мира до гибели Первого Рима.Рецензия на учебник история Древнего мираИстория древнего мира 5 класс ответы - зеркало истории
www.istmira.com
Презентация - Что изучает история?
Слайд №2
ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?
Слайд №3
История- наша общая память,память человечества о своём прошлом.Что такое история?
Слайд №4
История — наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.
Слайд №5
ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?Колыбелью зарождения истории считается Древняя Греция. Ее отцом — основоположником является знаменитый древнегреческийисторик и философГеродот(V век д.н. э.).
Слайд №6
Богиня истории КлиоСлово «история»в переводес древне-греческогоозначает«расспрашивание,исследование»
Слайд №7
Ученые историкиМ. В.Ломоносов Н. М.КарамзинВ. О. Ключевский С. М.Соловьев
Слайд №8
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Всеобщая история
Слайд №9
Карта мира
Слайд №10
Прошлое народоввсего мираназываетсяВсемирной или Всеобщей историей
Слайд №11
История Древнего мира – это первый этап Всемирной истории
КАК ЖЕ МЫ УЗНАЕМ О ТОМ, ЧТО БЫЛО В ТАКОМ ДАЛЕКОМ ОТ НАС ПРОЩЛОМ?
Слайд №14
Исторический источник — это памятник истории, который даёт информацию о жизни людей в далёком прошлом.Исторический источник
Слайд №15
ИсторическиеисточникиВЕЩЕСТВЕННЫЕПИСЬМЕННЫЕИсторический источник
Слайд №16
Исторический источник
Слайд №17
Одни из этих источников появились давно. Другие, такие как кино- и видеофильмы, возникли недавно. Одни созданы при помощи техники, другие — вручную. Но все сберегают память о прошлом. Исторический источник
Слайд №18
ЗАДАНИЕ: Определите к каким историческим источникам относятся эти изображения?
Слайд №19
Слайд №20
Музей — это место, где хранят исторические источники, показывают всем желающим, изучают их.Музеи, архивы, библиотекиВ столицах разных государств есть большие музеи. Много их в Москве и Санкт-Петербурге.
Слайд №21
Музеи, архивы, библиотеки
Слайд №22
Музеи, архивы, библиотеки
Слайд №23
В каждой области есть областной краеведческий музей.
Есть музей и в нашем лицее.Наш школьный музей не только краеведческий, но и музей боевой славы.Музеи, архивы, библиотеки
Слайд №24
Музеи, архивы, библиотекиВ.М. Земскова-Короткова
Слайд №25
Музеи, архивы, библиотекиМузейные вещи называют экспонатами. Экспонаты нуждаются в заботливом уходе. Если какая-то вещь начинает разрушаться, музейные работники восстанавливают ее. Такая работа называется реставрацией.
Слайд №26
Музеи, архивы, библиотекиМузейные экспонаты
Слайд №27
Музеи, архивы, библиотекиМногие ребята устраивают «домашние музеи», собирают коллекции старинных монет, книг, конвертов или других вещей. Коллекционирование — очень полезное дело, но и здесь есть свои правила:1.Сначала решите, что именно вы будете собирать. Не пытайтесь коллекционировать все старые вещи подряд, иначе просто запутаетесь.2. Коллекции ценятся не по количеству, а по качеству собранного. Иной раз одна редкая вещь стоит сотни обычных.3.Коллекция обогащает не кошелек владельца, а ум. Настоящий коллекционер, раздобыв редкостную вещь, обязательно узнает о ней все и расскажет другим.Собиратель — это настоящий знаток, он может помочь всем, кто обратится за советом.
Слайд №28
Музеи, архивы, библиотекиПисьменные документы тоже следует хранить в особых помещениях — архивах. Там поддерживают одинаковую температуру и влажность. Работники архивов следят за сохранностью письменных источников и берегут их, чтобы древние рукописи и книги не портились.
Слайд №29
Музеи, архивы, библиотекиДревние книги хранятся и в государственных библиотеках.
Слайд №30
1. Что такое исторический источник? Какие источники вам известны?2. Расскажите о работе музеев и архивов.3. Для чего создаются школьные музеи? Есть ли музей в нашем лицее?4. Для чего собирают личные коллекции? Вопросы и задания:
Слайд №31
Науки помощницы1. АрхеологияАРХЕОЛОГИЯ (др.-греч. архео – древний, логос – наука) – наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Человечество живет на Земле около трех миллионов лет. А письменностью пользуется только пять тысяч лет. Поэтому о самых древних временах из письменных источников ничего нельзя узнать. Здесь может помочь только изучение археологических источников.
Слайд №32
Науки помощницы
Слайд №33
Науки помощницыКак древние вещи попали под толщу почвы? Как оказались на дне моря?
Слайд №34
Науки помощницыАрхеологические памятники в любом культурном обществе — всенародное богатство. Они охраняются законом. Запомните: за порчу археологических памятников наказывают как за тяжелое преступление. Самовольные раскопки и присвоение найденных вещей строго запрещены. Проводить разведку и раскопки могут только те, кому выданы на это разрешения.
Слайд №35
Науки помощницыАрхеологические находки.Как вы считаете, что здесь изображено?
Слайд №36
Науки помощницыА.П. ОкладниковУченые археологиА. В. АрциховскийВ. А. Городцов
Слайд №37
Слово «этнография» происходит от др.-греческих слов «этнос» — племя, народ и «граф» — описание.
Этнография — это наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, культурно-историческое взаимоотношение.Науки помощницы2. Этнография
Слайд №38
Этнографы выезжают в экспедиции и там записывают народные песни, сказки, пословицы. Они также изучают танцы, узоры на одежде и коврах, посуду, жилье, изделия ремесленников и многое другое. Этнографов интересует, как старинные обычаи и народное искусство сбереглись до наших дней. Науки помощницы
Слайд №39
Науки помощницыНекоторые племена Земли до сих пор живут, как и в глубокой древности: южноамериканские индейцы, эвенки, австралийцы, африканцы. Внимательно наблюдая за их жизнью, этнографы помогают историкам представить, как жили наши далекие предки.
Слайд №40
Науки помощницыН. Н.Миклухо-МаклайВыдающийся русский этнограф прошлого века Н.Н.Миклухо-Маклай всю жизнь посвятил изучению папуасских племен. «Добрым белым человеком с Луны» прозвали его папуасы.
Слайд №41
Науки помощницыХижинаМиклухо-МаклаяОн написал большую книгу о том, как жители джунглей охотятся, трудятся в поле, строят хижины, справляют праздники. Н.Н. Миклухо-Маклай доказал, что отсталые племена, хотя и живут первобытной жизнью, но имеют богатую культуру, гостеприимны и честны.
Слайд №42
Науки помощницы3. АнтропологияАнтропология — историческая наука, которая изучает, как и почему изменялись люди в прошлом и каков облик людей сейчас.Люди не всегда выглядели так, как теперь. Наши предки были животными и за миллионы лет превратились в людей! При этом, конечно, они очень изменились.
Слайд №43
Науки помощницыОстанки людей могут рассказать очень многое. Особенно важны для ученых кости головы. Ученые даже научились восстанавливать по черепам лица давно умерших людей. Советский ученый М.М.Герасимов долго и упорно изучал, как устроены скелеты и черепа. Он установил, что не бывает совершенно одинаковых скелетов.
Слайд №44
Науки помощницыМужчина из финно – угорскогоплемениПервобытные люди
Слайд №45
Науки помощницыЖенщина из племени вятичей (Московская область). XI векКривич (Московская область). XII век
Слайд №46
Науки помощницыИван ГрозныйЯрослав МудрыйАндрей Боголюбский
Слайд №47
Науки помощницы4. НумизматикаДве тысячи семьсот лет назад в древнем мире впервые появились металлические деньги. На них изображали звезды, растения, оружие, животных. Но чаще всего на лицевой стороне находились имена и портреты правителей. В древнем Римском государстве деньги чеканили только в храме богини Монеты. Именно поэтому металлические деньги до сих пор называются монетами. Деньги — важнейший исторический источник. Их изучает особая наука — нумизматика. Монеты иногда чеканили в честь больших военных побед, важных событий.
Слайд №48
Науки помощницыДревние римские монеты Древние греческие монеты
Слайд №49
Науки помощницыДревние русские монеты Монеты СССРМонета Николая I
Слайд №50
Науки помощницы5. ГеральдикаВ древнюю пору у многих знатных людей имелись гербы — особые рисунки, рассказывавшие о знатности рода и о подвигах предков. Есть отрасль истории, которая изучает дошедшие до наших дней старинные гербы и печати и многое узнаёт об их владельцах. Это наука называется геральдика
Слайд №51
Науки помощницы Герб и флаг нашей Родины — СССР с 1947 по 1991 г. Герб и флаг современной России
Слайд №52
Для чего нужна история?Прошлого забывать нельзя, надо передавать опыт и знания своим потомкам. Это и делает история. Она показывает, какие ошибки совершались в прошлом, и учит не повторять их в будущем. История учит правильно, грамотно рассуждать и понимать все, что творится в мире.Человек, знающий историю, любит Родину и с уважением относится к народам. История воспитывает достойных людей, создателей лучшей жизни и ее защитников.История открывает прекрасный мир искусства, учит понимать красоту старинных ваз, картин и скульптур. История не стоит в стороне от жизни. Она учит людей, как добиться справедливости. Изучая прошлое, люди учатся понимать настоящее и улучшать будущее.
Слайд №53
Для чего нужна история?Значит, изучая прошлое, мы строим свое будущее, руководясь богатым опытом поколений, живших за много веков до нас. Не зря самые ревностные ценители истории, древние греки, называли ее «наставницей жизни».
Слайд №54
Домашнее задание:Прочитать учебник стр. 6 и записи в тетради.Принесите исторические источники вашей семьи.