История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Экономическое развитие Древней Индии в эпоху Маурьев. Социально экономическое развитие древней индии


Социально-экономическое развитие древней Индии

Социально-экономическое развитие древней Индии, из-за немногочисленности источников по данному вопросу, в научной литературе освещено довольно слабо, хотя ее политическая история, в самых общих чертах, известна. Это позволяет, на основании понимания общих тенденций развития раннеклассовых обществ, попытаться представить внутреннюю динамику перехода от раннеклассовой системы отношений к сословно-классовой, связанной, судя по всему, как и в других областях орошаемого земледелия пойм великих рек, с созданием громоздкой бюрократической империи.

Решающая роль в объединении Индии принадлежала царству Магадха, расположенному в нижнем течении Ганга, на рисоводческой территории, подверженной и в паши дни катастрофическим наводнениям. Аналогичные условия существовали н в соседних, подчиненных ею на протяжении V—VI вв. до н. э. государствах (Анга, Каши, Кошала и Др.)> также расположенных по берегам Ганга и его притоков. В рамках рассматриваемого региона жизненные условия требовали государственной организации крупных гидротехнических сооружений, не только обеспечивающих высокие урожаи риса, но и защищающих жителей от наводнений. Естественно, что по мере создания правителями Ма — гадхи централизованной империи, экономическое значение государственно-бюрократического аппарата качественно возрастало. И здесь, по мере развития раннеклассовых отношений в сословно-классовые, общество должно было, очевидно, пройти через утверждение и последующий кризис бюрократической структуры, существование которой определялось не только военным преобладанием центра в эпохи правления Нанда и Маурьев, но и необходимостью в государственном обеспечении поддержания на должном уровне системы агротехнических сооружений в бассейне Ганга.

.

dosl.ru

Социально-экономическое развитие Индии

Социально-экономическое развитие Индии

Индия является одной из крупнейших стран мира, которая занимает 2,4% территории земного шара и находится на 2 месте в мире по численности населения после Китая.1 В древнем мире Индию представляли как страну сказочного изобилия и немыслимых чудес. Индия открыла и подарила миру рис, хлопок, сахарный тростник, ряд специй и другое. Почти полуторавековое колониальное господство затормозило хозяйственное развитие страны. Была сформирована специфическая колониальная экономика с ее низко продуктивным сельским хозяйством и слаборазвитой промышленностью. Страна была превращена в сельскохозяйственный придаток Британии. Ведушие позиции в экономике Индии занимал британский капитал, который в основном функционировал отдельно от национального. В 1947 году страна была расколота на две части – Индию и Пакистан – и получила независимость от Великобритании (недавно страна отметила свою 58 годовщину со дня независимости). Завоевание политической независимости создало предпосылки для ликвидации традиционных социально-экономических структур. Основным направлением экономических преобразований стали перевод хозяйств на промышленную основу и ускорение экономического роста.

Длительное время хозяйство страны росло относительно низкими темпами, уступая по соответствующим показателям всем развивающимся странам и миру в целом. В 80-90е годы в хозяйстве страны произошли огромные социально-экономические изменения. Промышленное производство выросло в 3,3 раза. Доля промышленного производства поднималась до 30%, обрабатывающей промышленности превышала 19% ВВП. В 90-е годы произошли изменения в отраслевой структуре промышленного производства. Самыми быстрыми темпами росло производство шелка, шерсти, искусственных волокон, напитков и табачных изделий, что привело к заметному возрастанию доли легкой промышленности. Быстрорастущим сектором обрабатывающей промышленности была электроника. За 1992-1997 гг. ее производство увеличивалось на 40% в среднем в год. Особенно высокие темпы роста отмечались в производстве программного обеспечения. Развитие электроники сопровождалось крупными сдвигами в производстве информационной технологии. Индия достигла выдающихся помировым стандартам и наиболее высоких в группе развивающихся стран успехов в развитии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как отрасли национального хозяйства. В этой области Индии удалось возглавить группу развивающихся государств (Сингапур, Малайзия, южная Корея, Филиппины, КНР, Пакистан, Бразилия, Чили, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Колумбия), которые сумели выйти со своими товарами и услугами на мировой рынок ИКТ. В самой Индии в сфере ИКТ почти в 900 компаниях занято примерно 300 тыс. специалистов разной квалификации. Доля этой отрасли в ВВП Индии в 2001 году достигла почти 2%.2 На начальном этапе становления отрасли упор был сделан на преимущественное развитие экспортного направления. Отчасти это связано с относительно низким уровнем развития коммуникационной инфраструктуры и компьютеризации самой Индии, но в большей степени – со спецификой кадрового обеспечения отрасли и стремлением к максимальной глобализации ее операций.

Важную роль в развитии отрасли сыграло то, что индийские компании, обладая многочисленным англоязычным персоналом, гораздо легче вписывались в сложившиеся структуры мирового рынка ИКТ, где общение и документация ведутся в основном на английском. Основным направлением в развитии ИКТ как отрасли является офшорное программирование (примерно 45% совокупного объема производимых отраслью товаров и услуг), то есть исполнение заказов, переданных в страну с целью экономии средств благодаря использованию ее более дешевой рабочей силы. Основным рынком сбыта продукции ИКТ являются страны Запада, где реализуется свыше 90% ее экспорта. Для индийских компаний главным рынком, в том числе и на длительную перспективу, является американский. В первую очередь тем, что именно в США и Канаде работает основной контингент индийских специалистов в области ИКТ. В следующие несколько лет ИКТ-промышленность будет расти со скоростью 30-32 % в год. В 2003-2004 году стоимость экспорта программного обеспечения и услуг, включая услуги, основанные на информационных технологиях, составила 580 миллионов рупий (12,5 миллиардов долларов). Сейчас в этой сфере работает около 800 тысяч человек. ПО и услуги являются одним из самых доходных экспортных секторов индийской экономики.

Огромную роль в экономике Индии играет сельское хозяйство. Оно производит 28% внутреннего продукта, в нем занято почти 67% рабочей силы. После приобретения независимости вопросу продовольствия придавалось важное значение. За вторую половину 20 века сельскохозяйственное производство увеличилось в 3,6 раза. Индия превратилась из аграрной в аграрно-индустриальную страну еще в 80е годы. Получили развитие атомная, электронная, аэрокосмическая отрасли. Стабилизировано продовольственное положение, 91% населения обеспечен питьевой водой. В мировом производстве, невзирая на огромные сдвиги в индийской экономике, страна выделяется сырьевыми и базовыми отраслями. В конце 90х годов на долю Индии приходилось 30% мирового производства земляных орехов, 20 – чая, 21 – риса, 11 – молока, сахара, 10 – пшеницы, 8,5% удобрений. Страна является одним из крупнейших производителей натурального каучука и кофе.

В настоящее время экономика Индии находится на подъеме. В 2003 г. темпы прироста ВВП Индии составили 10,4% и превысили аналогичный показатель Китая, что дало основание сделать вывод о том, что к 2050 г. индийская экономика выйдет на 3-е место в мире. 3 Но несмотря на значительный прогресс в развитии промышленности, Индия остается преимущественно аграрной страной с отсталой инфраструктурой, более 2/3 населения которой занято в сельском хозяйстве и живет в условиях крайней бедности. Средний доход на душу населения в Индии составляет 12 тыс. инд. руп. (228 евро) в год. Несмотря на прогресс высоких технологий в таких промышленных центрах, как Мумбаи или Бангалор, большая часть инфраструктуры (телекоммуникации, автомобильные и железные дороги, электросеть) слабо развита. Например, 40% элекроэнергии пропадает на пути от производителей к потребителям из-за неисправных и несовершенных линий электропередачи, а большей частью из-за воровства электроэнергии. Между тем правительство выразило намерение удвоить производство электроэнергии в ближайшие 10 лет.

Перед Индией стоят три главные задачи. Во-первых, снижение очень высокого уровня структурной безработицы, которая является источником социальной напряженности. Во-вторых, уменьшение большой государственной задолженности, вследствие которой капиталовложения финансируются за счет кредитов. И, в-третьих, устранение огромной разницы между богатыми и бедным большинством населения страны.

Тем не менее Индия в последнее время значительно продвинулась вперед по пути преодоления своей отсталости. Азиатский банк развития предоставил ей 13 млрд. долл. для расширения сети автообильных дорог. С целью стимулирования внешней торговли импортные пошлины были снижены со 150% в 1992 году до в среднем 18% в 2004 г.. Приватизация отдельных объектов государственной собственности (например, морских портов) в настоящее время распространяется на аэропорты и объекты снабжения. По примеру КНР Индия создала 14 специальных экономических зон. Иностранные компании, вложившие в них свой капитал, получают большие прибыли. Например, объем производства в автомобилестроительной промышленности со значительным участием иностранного капитала в 2003 году увеличился на 37%.4 Индия создала свой собственный фонд развития, из средств которого она выдает кредиты более бедным странам. Если в 1991 году валютные резервы Индии покрывали ее 6-месячный импорт, то теперь они достаточны для покрытия 30-месячного импорта. Объем индийского экспорта в последнее время возрастает на 11% ежегодно. В Индии с невероятным темпом происходят инновации в сферах образования, медицины и других сферах деятельности. Большинство инноваций появляются за счет роста конкуренции с иностранными компаниями (например, в сфере образования, многие страны открывают отделения своих высших учебных заведений в Индии). Очень развито производство медицинских препаратов, а главное они востребованы во всем мире за счет высокого качества и относительно низкой цены. Индия в свою очередь развивается и в сфере биотехнологий. В стране насчитывается более 200 лабораторий.

Но необходимо отметить, что какие бы новшества не появлялись в стране, на данный момент, по уровню экономического развития, Индия тем не менее отстает даже от развитых восточных провинций Китая примерно на одно десятилетие: если КНР продвинулась в этом развитии уже далеко вперед, то Индия находится только на начальном этапе подъема. Предпосылкой устойчивого объема должно быть «дальнейшее открытие страны». 5

Список литературы

  1. Ломакин В.К., Мировая экономика: учебник для вузов, -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001г.
  2. Индийский вестник №8/2004г., Экономика
  3. БИКИ №63, 5 июня 2004г., Индия – Экономика на подъеме
  4. Рогожин А., Мировая экономика и Международные отношения, 2004г., №7, с. 74-82
  5. «Проблемы Дальнего Востока» №4, 2005г.

l.120-bal.ru

Экономическое развитие Древней Индии в эпоху Маурьев

Социальная структура.

Эпоха Маурьев была очень важным этапом в экономическом развитии Древней Индии; развились основные черты социально-экономического строя, которые получили развитие в последующие периоды.

Земледелие становится основной отраслью производства. Наряду с возделыванием полевых культур - риса, пшеницы, ячменя, а также проса, бобовых, сахарного тростника, хлопка, кунжута - большое значение приобретают садоводство и огородничество. Развивается система искусственного орошения. Работами по орошению занимались как частные лица, так и сельские общины в целом; велись государственные работы по орошению. Большую роль играло скотоводство. Скот, помимо сельских работ, использовали как транспорт, он был необходим в военное время. Технический прогресс ко времени образования империи Маурьев в Индии привел к серьезным сдвигам в развитии производительных сил. Применение железа для изготовления орудий труда становилось в Индии явлением совершенно обычным, и железо окончательно вытеснило другие материалы.

Происходит рост городов. Они становятся центрами ремесла и торговли. Высокого развития достигло ткачество, обработка металлов, ювелирное дело. Ремесленники имели свои профессиональные организации - шрени. Ремесленники, входящие в шрени, подчинялись уставу этих организаций, в случае необходимости, шерни вставали на их защиту. Во главе каждой организации стоял старейшина - шрештхинами. Государство старалось установить контроль за деятельность ремесленных организаций: требовалась регистрация, ремесленникам запрещалось без ведома властей переселяться в другие области. Ремесленники главным образом занимались обслуживанием нужд государства и потребностей знати в предметах роскоши и в предметах, которые не производились рабами и челядью в домашнем хозяйстве этой знати. Город и деревня были слабо связаны товарообменом. Сельские жители в своем большинстве в свободное от полевых работ время обычно занимались каким-нибудь ремеслом, чаще всего прядением и ткачеством. Кроме того, имелись сельские ремесленники: кузнецы, гончары, плотники и другие специалисты, полностью удовлетворявшие несложные нужды деревни.

В торговле, как и в ремесле, существовала специализация. Каждая область занималась продажей какого-либо определенного товара. Между областями строятся дороги, специальные торговые пути связывают с другими государствами. Известно, что велась и морская торговля с Шри-Ланкой, Бирмой, суда ходили в Южную Аравию. Главным портом по торговле с Месопотамией и Египтом был Бхригукачха; торговля с Цейлоном и Юго-Восточной Азией велась в основном через порт Тамралипти. Торговые сделки, купцы и купеческие караваны упоминаются в литературных источниках очень часто.

В империи Маурьев торговля подвергалась строгой регламентации со стороны государства. Специальные чиновники следили за правильностью мер и весов, за порядком на рынке. За мошенничество, за продажу недоброкачественных продуктов и т.п. виновные подвергались наказаниям, чаще всего - денежным штрафам. Торговлей занимался и сам царь; его товарами и от его имени торговали специальные царские служащие, в ведении которых находился целый штат торговцев. Существовала царская монополия на торговлю некоторыми товарами: продуктами горных разработок, солью, спиртными напитками.

Развивается денежное обращение. Еще в первые века I тыс. до н.э. в качестве денег использовались куски или связки кусков меди, серебра или золота определенного веса - нишка. Позднее, кусочки металла постепенно получали определенную форму и дополнялись изображениями. В маурийский период имели обращение клейменые монеты. В областях, входивших в империю Ахменидов, получили хождение персидские сигли, на северо-западе - греческие тетрадхармы. В источниках встречаются различные названия монет: каршапаны - серебряные и золотые, какани - медные, суварна - золотые и т.д.

В КА излагаются обязанности чиновников, следивших за чеканкой монет, а также денежным обращением. Денежные отношения были широко развиты - были известны заклады, кредиты, проценты.

Налоги. Одной из важнейших функций царя являлся сбор налогов, ведь основу сильной власти составляет казна, поэтому необходимо постоянно следить за ней. Доля собираемых налогов была весьма велика, но в древнеиндийских источниках проводилась идея о том, что царь собирает налоги ради защиты самих подданных, что это своего рода небольшая награда ему за заботу о населении страны.

К периоду Маурьев старая система налогообложения претерпела значительные изменения. Прежние, часто добровольные подношения царю приняли форму обязательных и строго фиксированных налогов. Основным видом налога был бхага - доля царя, обычно составлявшая 1/6 часть сельскохозяйственной продукции. Царь даже назывался шадбхагин, т.е. "получающий шестую долю". Некоторые области с особо хорошей почвой, где выпадали обильные осадки, могли облагаться значительно более высокими налогами - до 1/4 и даже 1/3 урожая. Доля царя могла быть увеличена и при финансовых затруднениях в государстве. Царь получал налоги с земли частных собственников, и, естественно, он пристально следил за состоянием полей. В случае если собственник во время посева или сбора урожая бросал свой участок, царь мог наложить на него штраф. За неуплату налога государство штрафовало, осуществляя свою публичною функцию, но отнять землю у собственника не имело права.

Основной податной группой были земледельцы - свободные общинники, владельцы небольших участков земли. Кроме них налоги царю уплачивали также ремесленники, торговцы, владельцы скота.

Судя по источникам, некоторые слои населения были освобождены от налогов. Мы находим свидетельства и у античных авторов, и в шастрах о том, что брахманы, как знатоки священных текстов и как представители высшей варны, освобождались от уплаты налогов. Более того, в некоторых сочинениях даже отмечается, что за взимание налога с знатоков Вед, с отшельников и царских жрецов полагался штраф. Брахманские источники старались объяснить это тем, что брахманы уже своей деятельностью и религиозными заслугами как бы вносили свой вклад в государственную казну и способствовали расцвету страны.

Некоторые тексты включают в список освобожденных от налогов "людей царя", т.е. находящихся на царской службе. Таким образом, основное бремя налогов ложилось на земледельцев и ремесленников и еще более обостряло противоречия между классами, сословиями, различными социальными группами.

Царь по своему желанию мог уменьшить эту долю или вообще освободить кого-то от налога, но это бывало очень редко и в особых случаях. В КА сообщается, что селения, поставляющие воинов, местности с невысокой урожайностью, территории, важные в стратегическом отношении могут быть освобождены от уплаты налогов. "Царь Пиядаси (Ашока) - любимец богов - на двадцатом году коронации лично нанёс сюда царский визит. Здесь родился Будда Шакьямуни. В знак того, что Бхагаван был рождён здесь, была построена каменная ограда и возведена каменная колонна. Селу Лумбини снизили налоги, дано право восьмую часть".

В КА дается подробное описание функций финансовых чиновников и деятельности специального налогового ведомства, перечисляются все типы обложения и обязанности чиновников фиска. Налоги взимались с пахотных земель, рудников, лесов, торговли и т.д. Во главе соответствующего ведомства стоял главный сборщик, устанавливавшим единицы обложения, проводивший полную регистрацию и подразделявший селения по различным категориям. В его подчинении находился многочисленный штат чиновников. Квартальный инспектор контролировал поступления с пяти или десяти деревень. Туда направлялись специальные агенты, призванные собирать сведения о землях, домах, семействах.

Земельная собственность. Происходит дальнейшее развитие частной собственности па землю. Понятие собственности было связано с местоимением "свой" и производными от него (свое, собственное, собственник и т. д,), а для обозначения права временного владения применялся глагол "бхудис" (пользоваться, наслаждаться) и связанные с ним термин "бхога".

Земельный фонд страны делился на частные земли, общинные, государственные и царские.

Среди частных собственников земли существовала значительная дифференциация: наряду с очень богатыми землевладельцами, где применялся труд рабов и наемных работников, были и бедные собственники маленьких участков земли. Права собственника охранялись. За незаконное присвоение чужой собственности - чужого участка земли взимался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Согласно шастрам, штраф за присвоение земли был равен налагаемому за грабеж.

Община стремилась ограничить частное землевладение, особенно продажу земли нечлену общины. В случае продажи преимущественное право покупки предоставлялось родственникам и соседям Их мнение учитывалось, прежде всего, и при опорах о границах селений и земельных участков. Вместе с тем община защищала права собственников земли - членов общины. В её распоряжении находились общеобщинные земли - пастбища, строительные сооружения, дороги на территории общины.

Часть земельного фонда составляли государственные земли и личный царский фонд. К категории государственных земель относились леса, пустоши, рудники, необрабатываемые земли. Царь не был собственником всей обрабатываемой земли в государстве. На территории царских земель свабхуми находились царские хозяйства. Специальные чиновники - надзиратели наблюдали за царскими поместьями. Небольшие участки земли царь мог иметь в деревнях. Этими участками он распоряжался как собственными: мог их дарить, продавать, сдавать в аренду.

Статусы государственных и негосударственных (частные, общинные) земель отличались друг от друга. В древнеиндийских источниках ясно различаются две категории земель по собираемым с них доходам: сита - поступления с царских земель и бхага - налог с частных земель.

Сельская община не была одинаковой по своей форме в различных частях страны. В общины объединялась значительная часть населения - свободные общинники-земледельцы. В наиболее отсталых районах община была родовой, с коллективной собственностью на средства производства, коллективным трудом и равным распределением продуктов. В относительно более развитых районах земля и источники орошения и водоснабжения находились еще во владении общины, - но коллективной обработки земли уже не было; во многих случаях пахотная земля периодически делилась между семьями полноправных общинников, а в нераздельном пользовании оставались пастбища, выгоны и т.д.

Другой основой общины, помимо коллективного владения землей, было непосредственное соединение земледелия с ремеслом, превращавшее общину в самодовлеющее экономическое целое. каждая община была очень мало связана экономически с другими общинами и с городами, что значительно замедляло развитие товарно-денежных отношений в стране.

Государственная администрация во внутренние дела общины почти не вмешивалась. У общины была своя сельская администрация, иногда выборная, но иногда наследственная. Государственные повинности, которые община выполняла, накладывались не на каждого общинника в отдельности, а на всю общину в целом. Это в свою очередь тормозило разложение общины.

Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: ларяду с общинниками, которые работали сами на своих участках, выделилась общинная верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников

Рабства, как мы его в Индии не было. Рабовладению в Индии был присущ ряд особенностей. Слово дасаили дасья передавало значение слова "раб", но означало также "слуга". Особого наименования для понятия "раб" у древних индийцев не выработалось, и термин "даса" обозначал людей с разной степенью личной зависимости до рабской включительно. В древнеиндийских сборниках законов упоминаются разные категории даса (до 15), причем людей, принадлежавших к некоторым из них, никак нельзя считать рабами в точном смысле слова.

Рабы принадлежали государству, частным лицам или были коллективной собственностью (например, собственностью общины). Труд рабов использовался в хозяйстве царя и рабовладельческой знати, на строительствах общественных сооружений, в рудниках. Есть известия о существовании крупных царских хозяйств, в значительной мере основанных на рабском труде. Наиболее популярной сферой применения рабского труда было домашнее хозяйство. Естественно, что численность женщин-рабынь, которые имелись в каждой состоятельной семье, была значительно большей, чем численность рабов-мужчин.

Рабы были такой же собственностью своих хозяев, как и всякое другое имущество. Раб - двуногое двипада - так же мог продаваться, закладываться, обмениваться и т.д., как и домашний скот - четвероногое чатушпада, но в своей производственной деятельности раб был тесно связан с младшими членами большой патриархальной семьи и прочей домашней челядью. Вследствие этого и в повседневной жизни его отношения с хозяевами отличались патриархальной простотой; недаром древнеиндийскими законодателями положение раба определялось как соответствующее положению замужней женщины. Наличие патриархальных отношений между рабом и хозяином вовсе не умаляло власти последнего в отношении раба, так как власть главы семьи была и по отношению к членам семьи почти безграничной, вплоть до права продажи жены и детей и применения по отношению к ним любой меры наказания, включая предание смерти. Во всяком случае, рабы обязаны были беспрекословно повиноваться, и жестокие наказания рабов, особенно потомственных, - избиения, заковывание в цепи, клеймение - были явлением обычным.

Обращение свободного человека в рабство не могло сразу оборвать семейные и родовые связи. Поэтому раб сохранял, по крайней мере, иногда и в некоторых частях страны, право на владение имуществом (приобретенным, полученным в дар, унаследованным), на передачу его по наследству; он часто имел семью; хозяин при обращении с рабом должен был учитывать его принадлежность к той или иной варне.

Наличие различных категорий рабов с неодинаковым положением, распыленность их по мелким рабовладельческим хозяйствам, патриархальная простота отношений хозяина к рабу, преобладание среди рабов женщин - все это неизбежно должно было затруднять активную борьбу против рабовладельцев, в частности, развитие таких высоких ее форм, как открытое восстание. Борьба рабов против рабовладельцев характеризуется примитивными формами: уклонением от работы, побегами, разбоем и т.п. Не исключено, что рабы сопротивлялись и более активно, но источники не дают на этот счет прямых указаний. Несмотря на свою относительную примитивность и неразвитость, рабовладельческие отношения определили структуру древнеиндийского общества.

Сословно-кастовый строй. К периоду правления Ашоки сословно-кастовый строй уже был одним из важнейших факторов в структуре общества. Выработанная веками система варн на рубеже нашей эры уже во многом изменилась. Изменения шли в ряде направлений. Намечалась заметная дифференциация, как имущественная, так и социальная. Деление на варны существовало наряду с делением на классы. Имущественное положение зачастую играло большую роль, чем принадлежность к той или иной варне. Из источников мы узнаем, что именно богатство приносит человеку славу и уважение, не смотря на то, что варна определяла место индийца в обществе.

Сама схема варнового деления в различных источниках представлена по-разному. В брахманских текстах говорится о том, что брахманы занимают первое место, за ними следуют кшатрии; в буддийских текстах на первый план поставлены кшатрии, и только затем брахманы.

Брахманы сохраняют свое высокое положение, влияние в идеологической сфере и культе. Они занимают посты советников царя, при царских дворах, в судебных организациях, но происходит и изменение традиционных обязанностей и образа жизни. Количество брахманов росло, и далеко не все они требовались для ритуально-культовых жреческих нужд, не все были склонны или способны к этого рода деятельности. Немалое количество брахманов, оставаясь по варне именно брахманами, начинало заниматься иными делами, вплоть до весьма непрестижных. Среди брахманов встречаются земледельцы, торговцы, ремесленники, лекари, актеры, пастухи и даже слуги. В случае, если брахман занимается физическим трудом, он лишался особой привилегии - освобождения от уплаты налогов.

Политическая власть находилась в то время в руках у кшатриев, в чьих руках находилась армия. В то же время они получают многие экономические привилегии.

Разбогатевшие вайшиьи по своему положению стали приближаться к высшим кастам, обедневшие фактически опускались до статуса шудр. В целом политическая роль вайшьев падает, они теряют право на владение оружием. Положение шудр осталось неизменным. Лишь у тех немногих, кому удавалось разбогатеть, получалось изменить свой статус в обществе.

Ганы и сангхи

В маурийский период республиканские объединения играли немалую роль. В индийских источниках они обозначаются терминами "гана" и "сангха". Античные авторы упоминали некие автономные области и полисы, которые пользовались определенной самостоятельностью, где нет власти царя, а выбирается предводитель, под которыми можно понимать ганы и сангхи. Буддийские источники упоминали и некоторые республиканские государства среди "великих стран". Они вели упорную борьбу с монархиями и не раз одерживали внушительные победы. Немонархические образования смогли сохранить автономию и в рамках империи Ашоки.

Термин "гана" широк по своему значению. О ганах и сангхах говорится в самхитах - в ведийскую эпоху ими обозначали племенные образования. В те времена они резко отличались от республиканских государств более позднего времени, но их политическая организация сходна. Ганы возникали на основе родоплеменного сообщества. Республики вырастали непосредственно из родового общества; или в результате падения монархии. Более подробно о них можно узнать из эпоса, а также в буддийской, джайнской литературе, где речь идет о политических образованиях, часто стоящих на разной ступени развития общественного или политического развития. В данных источниках они обычно противопоставляются монархиям.

В V-IV вв. до н.э. существовала классификация буддийских общин - сангх на несколько групп, среди которых упоминались "сангхи, живущие оружием". В большинстве своем они были объединениями периода военной демократии с развитой государственностью. Из них выделялись врата и пуга, представлявшие собой территориальные общины, которые сохраняли черты разных стадий родоплеменного строя. Такое подразделение мы находим в труде Панини, где он говорил о сангхах как о государствах с немонархической формой правления. Панини различал административные единицы по принципу управления - джанапады под властью одного правителя, и под властью ганы.

В буддийских источниках наблюдается противопоставление странам с властью ганы, другим - странам под властью одного правителя со столицами в Раджагрихе, Шравасти, Варанаси, Чампе. Первые рассматриваются здесь как особый вид государства, естественный и законный, но с иной, чем в монархии, формой правления. Отсутствие единодержавного правителя не принимается за состояние анархии. У вторых сосредоточение власти находилась в руках одного человека, тогда как в ганах решение зависит от мнения большинства. Сопоставляя обе формы власти - монархию и республику, отмечалось, что в своих странах соответственно и царь, и гана как высший орган власти обладают исключительными полномочиями.

Правда, в брахманских сочинениях, доказывающих незыблемость деления на дважды - и однорожденных и неприкосновенности царя в качестве главного защитника "чистоты варн", страны не подчиняющиеся единодержавной власти (arājaka-rāşţra), нередко подвергаются осуждения. У ортодоксальных брахманов вызывала негодование отличная от их идеалов социальная структура ган и сангх. Авторы подобных сочинений подчёркивали отступление от праведного образа жизни, внутреннюю слабость этих, находящихся в состоянии анархии, образований, где никто не имеет возможности наслаждаться собственностью, торговлей и экономика приходит в упадок. Буддийские и джайнийские источники рисуют эти немонархические объединения как процветающие страны, с налаженной системой управления, с высоким уровнем культуры. Античные авторы не считали отсталыми племенами, подобными варварским. Автономные полисы считали ганы преуспевающими народами, у многих выделяли развитую политическую организацию.

Система управления.

К эпохе Маурьев наиболее развитые ганы и сангхи уже представляли собой объединения с республиканской формой власти. Единодержавной власти наследственного правителя не было, а формы республиканского правления были в них неодинаковы. Глава носил титул раджа, сенапати или прамукха. Должность главы обычно была выборной, в некоторых случаях главу могли назначить, а в необходимых случаях глава мог быть при определенных условиях смещен. В буддийском сочинении "Чиваравасту" сохранилось описание ганы Личчхавов, которая являлась одной из сильнейших республиканских государств Северной Индии. В "Чиваравасту" рассказывается о процедуре выбора главы ганы после смерти предводителя. На пост правителя был избран Кханда, бывший сановник магадхского царя Бимбисары, проживавший в Вайшали. Когда же скончался и он, было внесено предложение назначить вместо него его сына, причем это мотивировалось не обычаем наследования, а заслугами умершего перед объединением. Таким образом, при выборе правителя основным условием были заслуги кандидата. Гана назначала своего, по ее мнению, уважаемого кандидата, заявляя при этом, что она оставляет за собой право смещения его, если он не будет согласовывать с ней свои действия. Вопрос о главе мог решиться и в отсутствие кандидата, в таких случаях его лишь ставили в известность о своем решении. Главой немонархических образований мог являться лишь человек, принадлежащий к кшатрийскому сословию, что обусловлено общим характер классовой структуры этих образований.

Исполнительная власть была в руках у главы ганы, но он являлся ее слугой, который обязан действовать, учитывая интересы и намерения всех членов объединения. Законодательною властью обладала гана, будучи высшим органом власти. Таким образом, под ганой следует понимать и высший орган власти государства, и страну с немонархическим правлением. Гана, как высший орган власти, обладала неограниченными полномочиями

Гана принимала основные решения, которые имели форму обязательных постановлений. Они издавались от лица ганы, а имя руководителя лишь указывалось. Постановления были обязательны для всех жителей, не исключая самых влиятельных. Нарушителю этих законов, полагалось наказание, в большинстве случаев на него накладывали большой штраф. Существовала смертная казнь. Гана сама назначала должностных лиц, которые рассматривались как ее представители. Гана разбирала, очевидно, не только государственные дела, но и дела отдельных граждан, следила за порядком в стране, занималась политическими вопросами (характер отношений с вражеским государством). Гана владела властью в административных, судебных и финансовых делах.

В некоторых республиках гана являлась своего рода народным собранием всех полноправных свободных жителей. Буддийские тексты говорят об участии в ней помимо кшатриев также брахманов и вайшьев и об обсуждении ими там различных проблем. Принятие решений зависело от мнения большинства: "то, что принято десятью, отвергнуто двадцатью". Общий характер этих республиканских государств зависел от состава и роли ганы как высшего органа власти. Демократической можно назвать ту республику, в которой народное собрание, состоящее из полноправных жителей, сохраняло ведущую роль, но нельзя не учитывать определенную власть совета знати. Некоторые объединения представляли собой переходную форму от демократической к аристократической республике - степень их демократичности определялась в немалой мере тем, кого представлял их верховный орган - народ или небольшую группу аристократии. Аристократическими республиками (шакьи) являлись такие республики, где народное собрание уже утратило свое первенствующее значение, и фактическая власть сосредоточилась в руках аристократического совета привилегированной прослойки кшатриев. Недостаточно ясна связь собрания ганы с советом раджей, возможно, что обсуждение тех или иных вопросов проходило в гане, а окончательное решение принимал совет. Определенную роль играл совет старейшин, особенно в начальный период, затем он аристократизируется.

Например, высшим законодательным органом у личчхавов, было собрание. Но знать постепенно начинает оказывать все большее влияние, и составившие свой совет, кшатрии-раджи начинают играть господствующую роль. В сантхагаре, где разбирались различные вопросы внутренней жизни и управления, по словам Буддхагхоши, заседали 500 кшатриев-раджей. Эта цифра, скорее традиционная, чем указывающая на действительное число членов совета, встречается во многих источниках и связана преимущественно с кшатриями-раджами шакьев. Совет включал, очевидно, не всех кшатриев, а небольшую их часть, самых знатных и влиятельных. Возможно, что внутри аристократического совета существовал некий тайный комитет, в руках которого сосредоточилась большая власть.

Несомненно, в республиках существовал штат государственных служащих. Известно, что в ганах маллов и ганах личчхавов, были чиновники - махаматры и аматьи, где первые должны были подчиняться вторым, не зависимо от своего положения. Другая группа чиновников - "назначенные аматьи", занимали низкие ступени в иерархии. Джатаки сохранили данные о многочисленной группе чиновников, ведавших запасами и казной, - бхандагариков.

У ганы личчхавов была своя система судопроизводства. Специальные судебные чиновники - виниччхаямахаматты, решали вопрос виновности обвиняемого. Чиновники более высокого ранга - вохарика, занимались делами признанных виновными. Высшие чиновники сутрадхары привлекались к разбирательству, если вохарика не выносили оправдательного приговора. Та же процедура повторялась и в следующих инстанциях, коими являлись аттхакулака, сенапати, упараджа и раджа. В случае признания обвиняемого виновным и раджей (вероятно, главой ганы), его (обвиняемого) наказывали в соответствии с павеникаттхака. Павеникаттхака являлась своего рода "книгой традиций" или, вероятно, книгой прецедентов.

Развитый аппарат судопроизводства отражает стремление избежать судебной ошибки, высокий уровень демократии, что согласуется со структурой политической организации в гане.

Социальная структура.

Общество делилось на четыре варны - брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Господствующей прослойкой, отграниченной от всего остального населения, в ганах и сангхах были кшатрии, а большинство немонархических объединений назывались кшатрийскими. Титул "раджа" носили наиболее богатые и влиятельные кшатрии. Такой титул давал особое положение в аристократических республиках его обладателю. Для получения титула существовал особый обряд посвящения в священном водоеме. За незаконное совершение обряда даже кшатрия ждала смертная казнь. Согласно Панини и комментаторам, лишь потомки определенных кшатрийских родов назывались "раджанья".

Главными в гане были представители кшатриев - раджи. Раджи заседали в специальном зале - сантхагаре и обсуждали важнейшие вопросы управления. Представителям других варн, даже брахманам, не разрешалось присутствовать на этих заседаниях. Свободное население, не входившие в варну кшатриев, вело обсуждение вопросов в народном собрании, а затем передавали решения собрания совету раджей, который выносил окончательное решение. Характер республиканской власти в полной мере влиял на взаимоотношения между этими двумя институтами. Должностные лица назначались из кшатриев, а также предводители армий, чиновники, судьи; свободные люди из других варн не могли быть избранными на руководящие посты. Вайшьи в ганах и сангхах занимали довольно значительное положение. Наряду с брахманами они участвовали в собраниях ганы.

Кшатрии отделялись от всего остального населения. Равного с ними положения могли достичь лишь брахманы только в исключительных случаях. Кшатрии, как говорилось ранее, держали в своих руках политическую власть; являлись крупными земельными собственниками. Брахманы находились на гораздо боле низком уровне в плане привилегий, даже не претендовали на верховенство, по своему положению были близки к привилегированной группе вайшьев. Некоторые группы шудр по своему статусу были близки к рабам: использовались на ирригационных работах у шакьев и колиев наряду с рабами. Работы, связанные с непосредственным услужением были работами шудр. На их положение откладывали свой отпечаток пережитки родоплеменных отношений, возможно, даже сильнее, чем в монархиях. Существовали государственные и "частные" рабы, выполняющие различные работы. Они не являлись полноправным населением.

Помимо варнового деления, существовало деление на внутренних и внешних жителей. Скорее всего, имеется в виду деление на население столицы и её пригородов. Также в республиках (преимущественно аристократических), в основе лежало деление на свободных и рабов, противопоставление определялось главным образом принадлежностью или непринадлежностью к кшатриям

Сословно-кастовая организация

Прочность немонархических объединений заключалась в том, в политической жизни участвовали широкие, по сравнению с монархией, слои. Даже определенный демократизм республики не мог предотвратить классовое, имущественное и сословное неравенство, и не мог преодолеть противоречия. Например, по сообщению "Чиваравасту", город личчхавов Вайшали состоял из трех частей - высшей, средней и низшей, - где проживали три разряда населения в зависимости от их общественного положения.

В социальной структуре ган и сангх, даже наиболее развитых, еще были весьма сильны пережитки родоплеменных отношений. Сохранялось, например, влияние готры (рода), но в наиболее развитых немонархических объединениях роль готр падала и основным делением становится кула (очевидно, большая патриархальная семья).

Экономическое развитие.

Республики представляли собой процветающие страны с развитым ремеслом и оживленной торговлей. Как упоминалось выше, ремесленники проживали в городах, главным образом в столицах, и обладали значительной степенью специализации. Немалые доходы приносила торговля. Среди торговцев можно было встретить не только вайшьев, но даже кшатриев-раджей, которые снаряжали большие караваны и отправляли их в отдаленные области Индии. Столицы отдельных республик были связаны торговыми путями. Данные относительно налогообложения купцов отсутствуют.

Земледелие являлось основным занятием населения. Гана, как носитель верховной власти имела в собственности некоторые земли. Кшатрии-раджи, должностные лица были связаны с землей, принадлежавшей всему объединению, а не с частными поместьями. Частные владения существовали наряду с землями ганы и преимущественно принадлежали кшатриям. Отсюда их более независимое положение и одна из основ их могущества. В распоряжении у кшатриев были рабы, рабыни, обрабатывающие землю; работники и слуги, следящие за сохранностью имущества, проверяющие выполнение работы на полях.

Древнеиндийские республики пережили эпоху Маурьев и просуществовали вплоть до эпохи Гуптов, когда постепенно они стали терять свою самостоятельность, и были покорены монархическими государствами.



biofile.ru

Социально-экономическая жизнь Индии к началу средневековья

Эпоха Гуптов в индийской истории отмечает переход от древности к средневековью. В III в. распадается государство Кушан, охватывавшее в пору расцвета всю западную половину Северной Индии, и государство Сатаваханов на Декане. Некоторое время в Индии существуют только государственные образования, имевшие местное значение. Но в начале IV в. сын мелкого удельного князя Чандрагупта объединил под своей властью значительную часть долины Ганга и сделал своей столицей древнюю Паталипутру. В 320 г. он объявил себя императором, приняв титул «великий царь над царями». Сын основателя династии Самудрагупта (ок. 330—380) стал самым могущественным государем в Индии того времени. На рубеже IV—V вв. империя Гуптов, расширив свои границы до Аравийского моря, достигла наибольшего блеска и могущества. Индийская легендарная традиция связывает с именем тогдашнего правителя державы Чандрагуптой II деятельность ряда крупных поэтов, в частности Калидасы, хотя на самом деле эти поэты не жили при дворе Чандрагупты II и не были даже его современниками.

Гуптская эпоха сохраняла некоторые черты сходства с предшествующими периодами индийской истории, но вместе с тем имела и ряд важных отличий. Прежде всего, остался неизменным очаговый, или оазисный, тип расселения наиболее развитых индийских народов — носителей цивилизации. Крупная общность людей группировалась вокруг, городского центра, к окраинам этой области население становилось реже, далее шла зона, занятая лишь редкими группами отсталых племен; это были огромные лесные массивы или обширные пустынные области, отделявшие данный очаг цивилизации от соседних. В редких случаях одна такая общность непосредственно граничила с другой. Примечательно, что такое положение существовало в наиболее развитой части Индии — долине Ганга — еще в первой половине VII в. (по сведениям китайского путешественника Сюань Цзана). Лишь в немногих областях наряду с главным городом существовали один-два других, имевших второстепенное значение.

Как и в древности, рядом с цивилизованными обществами существовали примитивные племена охотников и собирателей, некоторые из них лишь переходили к подсечно-огневому земледелию и скотоводству. Более развитые из племен достигали стадии разложения первобытно - общинного строя, военной демократии и в некоторых случаях создавали свои государственные образования. Такие племена представляли военную опасность для соседей, а иногда подчиняли себе развитые области. Достигнув уровня государственности и разделения на классы, эти народы включались в общее русло индийской цивилизации, границы которой постепенно расширялись: жители окраинных селении вырубали леса, поднимали целину и вытесняли отсталые племена из их прежних мест обитания. Часть этих племен подчинялась, пополняя социальные низы индийского общества.

Но и развитые народы Индии существенно различались между собой по уровню социального устройства, особенностям хозяйства, культуры. Так, в степных и полупустынных районах Раджастхана и Синда большое значение имело скотоводство. Весь уклад жизни скотоводческих племен был иным, чем в обществах, основанных на развитом земледелии. В течение раннего средневековья из-за неумеренного выпаса скота большие площади в Раджастхане превратились в пустыню и роль скотоводства там упала. Некоторые скотоводческие племена известны также в западной части долины Ганга (например, ахиры): здесь пастбища постепенно сокращались по мере освоения территории земледельцами.

С конца I тысячелетия до н. э. широкое распространение получили засухоустойчивые зерновые культуры — различные виды проса. Это позволило более активно осваивать саванны Декана, где есть хорошие, близкие по качеству к чернозему почвы, но выпадает мало осадков.

Во влажных, достаточно обеспеченных осадками районах главной продовольственной культурой был рис. По большей части рисоводы ограничивались регулированием стока воды с полей во время дождливого сезона, но в ряде мест прибегали к строительству оросительных сооружений. В раннее средневековье отдельные ирригационные сооружения были построены в прибрежной полосе (Коромандельский берег) от устьев Годавари и Кришны до дельты р. Кавери. В районах со средней увлажненностью основной злаковой культурой была пшеница, а также ячмень, просо, бобовые. Кое-где в удобных для этого местах применялось искусственное орошение из арыков, прудов и колодцев, но если говорить об Индии в целом, то роль ирригации была очень невелика и земледелие было в основном суходольным.

Развитие сельского хозяйства отражало рост производительных сил Индии при переходе от древности к средневековью: осваивались новые территории, широкое распространение получали те сорта домашних растений, которые были отобраны и улучшены в ходе их культивирования, совершенствовались приемы земледелия, наиболее целесообразные в местных условиях.

Еще более заметен прогресс в ремесле и торговле. О нем свидетельствует большой экспорт в Переднюю Азию и Средиземноморье как дорогих, так и дешевых хлопчатобумажных тканей из Гуджарата. Экспортные ткани выделывались также в Мальве и областях долины Ганга. В Римскую империю и страны Передней Азии вывозили большое количество индийской стали, пользовавшейся повышенным спросом, сахар и даже зерно. Согласно римским источникам из империи в первые века новой эры на Восток ежегодно утекало драгоценных металлов на сумму 100 млн. сестерций (серебряная монета), из них в Индию — 50 млн. сестерций. Правда, с падением Римской империи торговля Индии с Передним Востоком и Европой резко сократилась и стала восстанавливаться лишь с VII—VIII вв.

Упадок торговли с Западом компенсировался бурным развитием торговли с Юго-Восточной Азией, принявшей широкий характер в III— IV вв. н. э. В страны этого региона вывозили в основном ремесленные изделия, особенно ткани. В торговле активно участвовали Бенгалия, Орисса, Тамилнад, а также внутренние районы Северной Индии. Вместе с купцами туда отправлялись военные отряды, ремесленники, слуги. Эти индийцы нередко селились в приморских районах и сыграли важную роль в сложении в Юго-Восточной Азии ряда так называемых «индианизированных» государств, культура которых формировалась под большим влиянием индийской цивилизации.

О росте производительных сил Индии свидетельствует и увеличение численности населения страны и его плотности в развитых районах. По предположениям историков, на рубеже новой эры население Индии вряд ли превышало 25 млн. человек, а к концу I тысячелетия новой эры оно составляло уже 50 млн. Массы производительного населения создавали большой объем материальных ценностей. Ограниченный уровень жизненных потребностей индийских тружеников в условиях тропического и субтропического климата позволял эксплуататорам устанавливать высокую норму отчуждаемого прибавочного продукта. Все это давало возможность значительных накоплений богатства в руках правителей, аристократии, богатых купцов, что в свою очередь стимулировало спрос на предметы роскоши, произведения искусства, создавало условия для развития культуры, обслуживающей потребности высших слоев общества (элитарной культуры). Одной из черт перехода от древности к средневековью была преемственность в развитии культуры и городской жизни. В городах концентрировались искусные ремесленники, торговцы, аристократия, состоящие на службе у нее воины, интеллигенция, челядь, городские низы, обслуживающие разнообразные потребности горожан мелочные торговцы, пекари и разного рода ремесленники, специализирующиеся на дешевых изделиях, носильщики, прачки и прочие работники.



biofile.ru