Этапы развития древнего египта. Влияние долины Нила на становление цивилизации и типа человека в Египте. Цивилизационная характеристика основных этапов развития Древнего Египта.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция №3 Культура Древнего Египта План Основные этапы развития египетской культуры. Этапы развития древнего египта


Влияние долины Нила на становление цивилизации и типа человека в Египте. Цивилизационная характеристика основных этапов развития Древнего Египта.

Влияние долины Нила на становление цивилизации и типа человека в Египте

Начиная с 4 тыс. до н.э. Древней Египет занимал ту же территорию, которую занимает и по сей день. Это долина реки Нил вплоть до первого порога. На самом деле история становления египетской цивилизации относится к 5 тыс. до н.э. В 5 тыс. до н.э. произошел природный катаклизм. Какой, точно мы не знаем, но до этого люди на берегах Нила не жили. Основными жизненными пространствами был Север Африки от Атлантики до Индийского океана, и там располагалась степи, богатые растительностью и живностью, там текли полноводные реки и были озера. Но в 5 тыс. произошло резкое ухудшение жизненных условий, климат стал засушливым, реки и озера пересохли, степи сменились пустынями. Пустыня Сахара до 5 тыс. – цветущий луг.

Люди, оставшись без средств к существованию, естественно двинулись туда, где была пресная вода. Они перешли на берег Нила, и тут оказалось, что здесь жить невозможно. После разливов Нила, берега представляли собой топкие болота, в которых водились ядовитые змеи, всякие вредоносные носители болезней, смерти и т.д. И практически 2 тысячелетия ушло у людей на то, чтобы из этих болот, не пригодных для жизни, сделать плодородную равнину. Только к концу 4 тыс. удалось осушить болота, найти способы орошения, приспособиться к тем природным вызовам, которые является главными, основными и которые влияют на инаковость, поскольку именно природные вызовы во многом формируют категорию времени, основную в картине мира к.-и. типа.

Какие же были природные вызовы, которые сформировали к концу 4-началу 3 тысячелетия египтянина?

Первый природный вызов – это ритм движения солнца. Египет находится в удивительном месте. В течение всего года там бывает не более 36 пасмурных дней. Там непрерывно светит солнце, и человек на протяжении своей жизни ежедневно видит восход и закат солнца. И это движение по кругу и сформировало у древних египтян идеальное мифологическое мышление, когда все идет по кругу, начиная с одного и того же и возвращаясь все туда же. Это помогло сориентировать пространство – откуда восходит солнце, оттуда идет жизнь. Куда заходит солнце, там жизнь и кончается. Отсюда все поселения египтян уже к 3 тыс. находились только на правом восточном берегу. А на левом западном берегу находились только некрополи, города умерших. Второй ритм, которому был полностью посвящен человек – это регулярные разливы реки Нил. Разливы Нила удивительно точно повторялись из года в год, в одно и то же время. Три месяца длился разлив, который начинался в июне, после чего Нил уходил в свои берега. Конечно, египтяне не понимали, что это такое, и считали, что есть бог, который наклоняет кувшин и наливает воду. Разливы же Нила происходят так точно и так регулярно, поскольку они начинаются от таяния ледников, расположенных в верховьях Нила. Благодаря разливам, египтяне научились самому главному – слушать команды. Команда: солнце встало – иди работай, солнце село – отдыхай. Нил разлился – никаких работ не нужно, сиди на берегу, смотри, как проплывает крокодил. Закончился разлив – приступай к работе. Отсюда сформировался удивительный культурно-исторический тип. Команда была главным организующим моментом его жизни. Первые команды он научился получать от природы. Второе, что сложилось. Крестьянин должен пахать, боронить, сеять и т.д. Так вот, природа привела к тому, что египетский человек был практически освобожден от тяжелого физического труда. Увлажнять почву не надо, все приносит Нил. Плодородный ил – самое лучшее удобрение. Далее, эту грязь не надо пахать. Она уже мягкая и рыхлая. Её не надо боронить. Остается только посеять. Но и сеять очень просто. Выходили, бросали семена, которые надо посеять, выпускали свиней, которые эти зерна смешивали с землей. Египтяне просто наблюдали за процессом. Так формируется еще одна черта, свойственная египтянам, - 1) созерцательность и 2) отсутствие интереса к изобретению чего-либо нового. Египтянин – созерцатель, живет по команде, больше половины времени сидит на берегу, его задача – по команде открыть задвижку, чтобы вода вылилась на поля из ирригационной системы и закрыть ее.

Все создали предки. Они создали идеальные особенности высшей инстанции, нужно только повторять образ жизни, найденный еще 4-5тысячелетий назад, и тогда жизнь – спокойная, предсказуемая, размеренная, без особого напряжения, формируется радостное отношение к жизни. В этих условиях общество приняло вождество с огромной радостью и облегчением, ведь помимо команд природы, появился человек, который будет за них думать и давать команды, как правильно жить и как максимально устроить свою экономическую деятельность. Самая главная функция вождя – организация экономической деятельности, на территории Древнего Египта, на территории каждой общины. Но ирригационная система была связана со всем течением Нила, потому мало было организовать нормально общественные работы по созданию ирригационной системы, мало подавать команды, важно было, что бы вся эта система от первого порога и до дельты Нила функционировала как единый организм.Отсюда потребность общества потребность власти в том, чтобы те 20 общин, которые располагались в дельте, объединились в единое целое. Это объединение произошло в результате военных столкновений и появилось это целое на рубеже 3-4 тысячелетий. Точной датировки нет. Но долгое время считалось, что существует так называемая первая династия, которую, как написал Геродот, основал еще царь Мина. Сейчас выделяют так называемую нулевую династию.

 

Цивилизационная характеристика основных этапов развития Древнего Египта

Периодизация ДЕ.

1) Додинастический период. Разложение первобытнообщинного строя, формирование потестарного общества. 5-4 тыс. Освоение долин. Раньше египтяне не жили по берегам Нила. В 5-4тыс. произошел какой-то природный катаклизм, климат стал засушливым, люди остались без средств существования и двинулись туда, где была пресная вода. Стали осваивать территорию по берегам Нила.

2) Раннее царство. Оформление государства 30-28вв. 1-2 династии. 0-Норвер, 1-2- Мина

3) Древнее царство. 28-23 века.3-6 династии. Первый расцвет. Возникновение Древневосточной деспотии. Происходит обожествление фараона. Государство берет на себя функции общины. Строительство пирамид, так как крестьяне не заняты на полях

Первый переходный период, политический хаос, смена династий

4) Среднее царство. 21-18 вв. 11-12 династии.

Бурное экономическое развитие

Центральная власть дает возможность экономического роста номам

Цивилизация по всей территории от дельты до первого порога

Возвышение Фив

Экономический рост

Освоение тех земель, которые не орошали Фалонский оазис, верхние поля.

Строительство пирамид прекратилось, так как крестьяне стали работать на полях

Появление рабов

Общий литературный язык

Слабая центральная власть – благо, если нет внешних угроз.

Гиксосы – дань + заимствования

 

Второй переходный период

5) Новое царство. 16-11вв. 18-20 династии

Расширение территории

Расцвет – рабы (поход в другие государства за рабами)

Интенсификация экономического производства

Возникает профессиональное войско, чиновники, зажиточные крестьяне (+существовавшие уже рабы, вельможи и жрецы)

6) Поздний период 11-4вв. 21-31 династии

 

Была создана еще египетскими жрецами на основе летописей, которые они вели в эпоху эллинизма. Греконекон переписал все это и создал для нас то, через какие этапы прошло египетское общество. Так как в основе лежит смена династий, то династии и выходят на первый план. Период, когда было разложение первобытнообщ. строя, формирование потестарного общества, в науке принято называть додинастическим периодам. Он продолжается на протяжении 5-4 тысячелетия до н.э. Далее возникает первое рыхлое государство – Раннее царство. Нулевая династия – Нормер.Вторая – Мина. Некоторые ученые считают, что Нормер и Мина - это одно и то же лицо. В ту эпоху происходило самое главное – оформление государства как того организма, который и выполнит основные цивилизационные функции.Таким образом, когда сложилось государство, начинается первый расцвет Древнего Египта.Первый расцвет ДЕ приходится на Древнее Царство, которое существовало с 28 по 23 века и правили там 3-4 династии. Затем будет так называемый переходный период, когда начался полит. хаос, когда одна династия сменяла другую. Затем в эпоху Среднего Царства произошло объединение всех династий. Среднее царство существовало с 3 века (21-18 вв), правили 11-12 династии.Это государство было не особо прочное, на него напали Гексоны. Они захватили государство и правили там. А потом в 16 веке правитель города объединил и начал борьбу, гексоны были изгнаны и начался второй, самый яркий расцвет егип. гос-ва в эпоху нового гос-ва, который продолжался с 16 по 11 века, правили там 13-20 династии. После этого оно вышло за пределы 4 порога. Захватили Ливию, Палестину, Сирию, огромные территории в Африке и Азии. Государство не выдержало войны, и начался медленный упадок, который получил название позднего периода, 11-4 века до н.э., 21-32 династии. Приходили чужеземцы, захватывали власть. Так продолжалось до 332 года пока не пришел Ал. Македонский, радостно встречный египтянами.История до Ал. Македонского – история ДЕ, за 3 тысячелетия в ней практически ничего не изменилось: ни полит власть, мало изменилась соц структура, мало изменилось что-либо в экономике, ничего не изменилось в культуре и в худ. и изобр. искусстве.

 

Политическая раздробленность, которая на примере Древней Руси всегда рассматривалась как явление негативное, на самом деле факт более чем позитивный. Именно при слабом политическом центре, когда он не может изымать из ближайших регионов, лежащих за пределами столицы, прибавочный продукт, это благоприятное условие для развития всех территорий и прежде всего территорий за пределами границы. В эпоху среднего царства власть была слабой. Эпоха Ср. царства – это эпоха стремительно экономического прогресса, и за те несколько лет все по уровню своего экономического, социального, культурного развития поднялись до уровня столицы. Сложилось полное единство – экономическое, социальное и культурное. Но все эти факты благоприятны только при одном условии – при отсутствии внешних угроз. И вот этот фактор работал практически до 8 века. За это время Египет занял новые площади, привел на них рабов, гос. и частных, за это время сформировался литературный язык, поднялись родовые общины.Но хотя Египет и находился в географической изоляции, все-таки до него доходили волны кочевников. И одной из таких войн в 8 веке были кочевники гексозы. Гексозы вторглись в территории Ближнего Востока и разгромили фараона, который не располагал достаточной армией и поддержкой на других территориях. Г. осели только в дельте, и только благодаря своей высокой военной организации, смогли подчинить всех правителей номов и даже выйти за пределы Е. Вассальное положение от Египта признали даже территории выше первого порога. Г. не только захватили власть и принесли чужеземное господство. Они также принесли все те достижения, которыми уже давно пользовались народы Центр. и Передней Азии и которые создали шумеры. Самое главное заимствование – колесо. Принесена была новая система организации войска. Показали роль конницы, а не только пехоты, новое вооружение и т.д. Г. были малочисленны, только собирали дань, получали и изымали себе богатства и никакого реального влияния на эту экономику не оказывали. Потому их господство было непродолжительным.Примерно около 1600 года правитель нома в Среднем Течении Нила – Яхнос (Фивы) – последний взлет Верх. Египта. Фивы расположены очень удачно: посередине между Средиземным морем и первым порогом. Фивинский ном очень плодородный, там долины расширяются, и разливы Нила более широкие. Т.о. Фивы, используя свое выгодное ГП, более высокий эк. потенциал, становятся во главе Египта, изгоняют гексозов и тут же приступают к новым завоеваниям. Уже преемник Яхноса – Тутмос I – сумел выйти за пределы Египта и захватить территории выше 1-ого порога, Ливийской пустыни, на Арав. пол-ове. Самая большая заслуга в расширении территории приходится на Тутмоса III. НЕ только максимально расширил границы Египта, но и вышел за пределы 4-ого порога, вошел в территории совр. Эфиопии и Сомали, завоевал всю Ливию, Палестину и частично вторгся на территории. Междуречья. Но в Сирии против него организовалась мощная коалиция из 3—гос-в (мелкие сирийские княжества). В битве при Мидидо Тутмос III наголову разбил коалицию и стал властелином всей Сев. Африки и Пер. Азии вплоть до Ливии, Эфиопии и т.д. В Египет потекли несметные богатства (золото, слоновая кость), благовония, сосуды, драгоценные камни, жемчуг и т.д. Это позволило интенсифицировать экон. пространство Египта. Интенсификация производства заключалась в том, что теперь впервые вместе с данью в Египет поступали рабы – иноплеменники. За счет привлечения рабочих рук повсеместно возрастает интенсивность производства, поднимается уровень экономии (?экономики). Основные богатства, которые текли в Египет, доставались фараону и его верхушке, военноначальникам и профессиональную верхушке, на которую опирались фараоны. Проф. войско – это то новое, что появилось в эпоху нового царства в добавление к мощному аппарату. Помимо фараона, и его соц. – полит. опоры (чиновничества и армии) значительную долю богатства отдавали богу Амуну- Ра. С возвышения Фив это новое главное египетское божество. Амун – Ра берет на себя ипостась верх. бога, потому что в каждом номе был свой бог, который олицетворял солнце. До возвышения Фив, кроме жителей этого Нома, Амуну никто не поклонялся. НО после он стал олицетворяться с отцом фараона, а коль он солнечное божество, то и он стал ипостасью Амуна- Ра. Происходила синкретизация обликов солнечных богов каждого Нома в образе Ра. Богов было больше 2000 и они непрерывно сливались, становясь разными ипостасями одного и того же бога. Это была общая тенденция теологической мысли того времени. Главные храмы Амуна-Ра - в Фивах, Карнак и Луксор. Именно фивинскому жречеству, как представителю Амуна – Ра, и доставалась основная масса богов. За годы правления Тутмоса 3 фивинское жречество накопило даже больше богов, чем фараон. Потому проблема власти стала весьма актуальной. Жрецы начали потихоньку возвышаться и диктовать свои позиции. Особенно активно это проявилось в правление Аминхотепа 4. Аминхотеп 4 практически постоянно находился под контролем жречества. Это не давало ему полноценно править государством, которое по размером был сопоставимо с империей, хотя по сути империей не являлось. А4 пытался найти связующий фактор между разрозненными территориями, в то же время уйти от контроля корыстного жречества. В результате Эхнатон находит выход в религиозной реформе. Вместо огромного пантеона богов, он ставит одного. Он заявил, что на всей огромной территории, завоеванной Египтом, видят одно божество – солнечный диск. Он отменяет политеизм и вводит единобожие. Первое установление монотеистической религии. Введение монотеистической религии потребовало разрыва со всем старым жречеством. Э уезжает из Фив в новую столицу – Ахетатон. Этими действиями он пытался приучить всех подданных поклоняться одному божеству и тем самым связать их вместе. При этом он использовал различные теологические мысли, которые обосновывались в различных центрах Египта. Синкретизм выразился в существовании только одной триады богов, которая заменяет всех остальных богов. Это были Ату-Ра (творец) и у него была пара: Шу (мужское божество) и Тефнут (супруга) – влага, которую приносит ветер.Опираясь на то, что во всем Египте боги были сведены только лишь к этой троице, он выводит новую триаду в рамках единобожия. Наверху стоит Атон, а его пара – это сам Эхнатон и его жена Нифертити. Понятие монотеизма как олицетворение троицы было сформулировано и представлено этой триадой. Бог выступает в 3 лицах.То, что появилось, привело к резкому изменению не только в религиозных воззрениях, но и во всей системе мировоззрения. Поскольку появился монотеизм, то невозможно было изображать фараона подобным богу. Бог изображается как диск. И отсюда в египетское искусство врывается реализм. Теперь стали изображать людей такими, какие они есть.

Эхнатон отнюдь не похож на воина – богатыря. Он слабый, худосочный, болезненный мужчина, у которого мужские черты отсутствуют, а женские наоборот. Это явно говорит о вырождении династии, о деградации. Главным было то, что появился новый культ и новые обряды. В Ахататоне была создана мощная система дворцовых и храмовых сооружений. Благодаря тому, что потом они были покинуты и появилась небольшая деревушка Эль-Амарна, то они прекрасно сохранились (рельефы, скульптуры). Тот период в науке – Эль-Амарный период. Тогда и был разработан культ этого божества. Атон – солнечный диск, одинаково видный всем. Атон протягивает руки Нефертити и Эхнатону, даруя им знак – знак вечности. Таким образом, и сложился этот религиозный культ. Вся скульптура пронизана новыми чертами, появляются бытовые сцены, которые раньше увидеть было невозможно. Искусство двинулось вперед. Были созданы не только образцы реализма, но и эталоны красоты. Благодаря реформе Э., освободились от жречества, появился реализм, искусство сделало несколько шагов вперед, но борьба за власть после ухода Э. из Фив только обострилась. Общество инертно. Немногие понимают новое, что прогрессивно. Все ново воспринимается, как чужое, которое необходимо уничтожить. Помимо ближнего окружения за Эхнатоном никто не последовал. И он стался в изоляции. В столице хозяйничали жрецы. Постепенно территории начинают отпадать. Фактически, задуманное Э. не получило никакой поддержки. Уже преемник Э., который был женат на его дочери, сначала принял имя Тутанхатона и был в Эль – Амарне, потом пошел на примирение с жрецами, принял титул Тутанхамона и вновь вернулся в Египет.Что стало с Э. – неизвестно. Не найдено упоминания о его захоронении. Поэтому его имя обросло легендами. Одну гипотезу выдвинул Фрейд. Он опирался на данные Библии. В этом же 14 веке в Вост. Средиземноморье произошла страшная катастрофа – извержение вулкана на о-ве Феа, в результате которой в воздух было выброшено столько пепла, что вулканическое облако полностью скрыло солнце, и наступила знаменитая тьма египетская, описанная в Библии. Воспользовавшись тьмой египетской, иудеи бежали из египетского плена, и возглавил этот побег Моисей. Так вот Фрейд доказывал, что под образом Моисея скрывался не кто иной, как Э.После того, как Э. осознал, что он был не понят своим населением, он начал искать тот народ, который бы мог воспринять его монотеистическую религию. Его выбор пал на иудеев, которые были переселены с территории и Палестины и находились в египетском плену. Пользуясь тем, что иудеи во время на пребывания в плену забыли своих племенных богов, Э. выбрал иудеев. Идея монотеизма не пропала. Она была передана в виде иудаизма на территорию Палестины. После того, как умер Тутанхамон, происходила быстрая смена династий, потому что существовал жесткий обычай – бож. природа фараона наследовалась по мужской линии – от отца к сыну, а право на престол – по женской. Матрилинейная филиация не была изжита в ДЕ. Потому любому фараону, который более или менее долго правил, нужно был заботиться о том, чтобы дети старшей дочери не достигли совершеннолетия, когда она выйдет замуж, потому что ребенок старшей дочери будет иметь больше прав на престол, чем фараон. Выход был найден простой. Сделал Эхнатон. Когда царица Нефертити состарилась, а его старшая дочь подросла, он ее отправил на женскую половину, а сам женился на старшей дочери, и она стала царицей. Так поступали все фараоны. Только при такой гарантии, правитель мог спокойно править. Но кровосмешение привело к деградации и угасанию. Появилась новая династия - 19 и 20. Самый яркий – Рамзес. Восстановил походами Египет в прежних границах, главная битва – на ближнем Востоке, под Каделием, там выступала мощная держава хеттов. К тому времени, хетты, которые обитали в Малой Азии, стали очень сильным государством. Там в это время правил талантливый полководец – Хаптусилий 3. Битва закончилась мирным договором – первый мирный международный договор. Стороны обязуются поддерживать друг друга, всячески помогать, быть союзниками при появлении опасности с третьей стороны. Договор написан клинописью и сохранен до сих пор.В этот период Рамзес вернул все к прежним канонам. Пытался отменить все традиции эль-амарского периода. Везде воздвигал статуи в стиле Древнего Царства. Храм Абуанбен посвящен солнечному богу. Вырублен в скале. Там стояла статуя Ра – Амона. Два раза в год в день весеннего равноденствия солнечные лучи точно освещали эту скульптуру.Рамзес каждый год воздвигал в честь себя статуи, и некоторые из них до сих пор сохранились. Колоссы, описал Мемнон. Колоссы Мемнона - огромные гиганты высотой почти 20 метра, они каждое утро начинали петь. Продолжалось несколько минут, потом прекращалось. Статуи после Птолемея отреставрированы. Больше никто не слышит, как они поют.

Развитие Египта в этот период привело к тому, что на полит. арену вышли новые соц. группы – это служилое чиновничество, которое было в каждом номе, появилась служилая военная знать, появились зажиточные представители земледельческих кругов, ремесленных и т.д.

 

stydopedia.ru

Искусство древнего Египта

9 этапов развития древнего Египта:

Додинастический – до появления правящей династииIV-IIIвека до н.э., формирование новых государств;

Раннее царство – период формирование централизованного государства, 30-28 века до н.э.

Древнее царство– 27-23 века до н.э., постройка пирамид;

Переходный период – войны, разрушения 23-21 века до н.э.;

Среднее царство– 21-18 века до н.э., меняется отношение к жизни, она более ценна чем жизнь после смерти;

Переходный –18-16 века до н.э.

Новое царство – 16-11 века до н.э., построены храмовые комплексы;

Переходный – 11-8 века до н.э.

Позднее царство – 7 век – 343 год до н.э.

Религия:

Боги олицетворялись животными. Существовал тотемизм, теология (происхождение богов), космогония (теория сотворения мира). Но не было церковной организации и догматов. Каждая часть Египта признавала свое божество. Их соединение значило объединение государств. Но были и общие боги. Религию изучать трудно, т.к. иероглифы были расшифрованы только в 18 веке французскими учеными. Очень большой временной период.

Особенности:

Политеизм – многобожие

Отсутствие единого пантеона богов: Ра – солнце, Шу – свет и воздух, Тефнут – влага и дождь, Геб – земля, Нут небо, Асирис – бог подземного мира, Исида – жена Асириса, Сет – стихийное бедствие, Нефтида – разрушение, Баст – любовь, Тод – письменность, Маат – истина.

Обожествление сил природы, животных и растений

Зооморфное изображение богов

Смерть – переход в другой мир. Отличие в том, что там темно и лучше чем на земле. Душа состоит из 3 частей: КА, БА, АХ. Самая важная часть – Ка, духовный двойник, который живет после смерти (нужно было: построить гробницу, мумифицировать, совершать поминовение). Мумификация – извлечение внутренностей и помещение их в четыре сосуда.

Архитектура:

Пирамиды строились не рабами, а крестьянами. Самая известная ступенчатая пирамида фараона Джосера, архитектор Имхотеп. Вход был с северной стороны и замуровывался. Известен комплекс пирамид в Гизе: Микерин, Хефрен и Хиопсу. В пирамиде Хиопсу 3 камеры на трех уровнях по мере строительства. На вершине устанавливались позолоченные камни. Сфинкс – легендарное чудовище, полулев-получеловек.

Храмы – особенность эпохи Нового царства, раньше они были частью гробниц, теперь храм стал отдельным строением. Он предназначался для торжественных церемоний. Храмы Луксора и Карнака, храм Абу-Симбел. Вход оформлялся пилонами (2 массивные башни), храм разделен на две части: вход, аллея сфинксов, за ней внутренняя часть храма под открытым небом, тут оставались люди и проводились праздники. Гипостиль – небольшой зал, обрамленный массивными колоннами (зал явления). Последняя часть храма самая маленькая для статуй божеств и храмовой утвари.

Скульптура:

Скульптура делится на:

  1. Круглая – статуи, монументы

  2. Рельеф:

  1. Контррельеф (древний Египет, Месопотамия)

  2. Барельеф – объемные изображения

  3. Горельеф – сильновыпуклые, более половины объема, изображения

В древнем Египте были распространены все виды скульптур. Круглые – заупокойные статуи, передавали общий облик умершего. В эпоху Нового Царства появился ушебтивид мелкой скульптуры, помещался в гробницу, отображали деятельность умершего. Колоссальное развитие получили ювелирные изделия: погребальные маски, трон, царская корона и другие украшения.

Живопись:

Росписи выполнялись минеральными красками, она долговечная, но не дает оттенков цветов. Это могли быть сцены войн, жизни царей. Глубины пространства не. Использовалась линейная экспозиция– расположение одни над другим, а не один за другим, как в линейной перспективе. В эпоху среднего царства появляется изображение животных.

В 343 г. Египет завоеван Александром Македонским и перестал существовать как отдельное государство.

studfiles.net

Глава 1. Происхождение древнеегипетской культуры. Основные этапы ее развития. Культура Древнего Египта

Похожие главы из других работ:

Античная колыбель европейской культуры

1.3 Основные этапы развития культуры Древней Греции

В истории древнегреческой культуры обычно выделяют следующие этапы (периоды): 1) крито-микенский (III -II тыс. до н.э.) 2) гомеровский (XI - IX вв. до н.э.) 3) архаический (VIII - VI вв. до н.э.) 4) классический (V - IV вв. до н.э.) 5) эллинистический (IV - I вв. до н.э...

Античная культура

Этапы развития и основные направления древнегреческой культуры

Гомеровский период занимает особое место в истории древнегреческой культуры...

Античная культура

Этапы развития и основные направления древнегреческой культуры

Гомеровский период занимает особое место в истории древнегреческой культуры...

Византийская культура и ее связь с культурой Древней Руси

Основные этапы развития Византийской культуры

1) 4 - середина 7 вв. - переходный от античной к средневековой культуре (протовизантийский период). Несмотря на кризис античного общества, в Византии еще сохраняются его основные элементы...

Воротники эпохи Возрождения

1.2 Основные этапы развития искусства Возрождения

Раннее Возрождение Этап Раннего Возрождения (XV в.) знаменовал собой появление и расцвет множества индивидуальностей практически во всех видах искусства и художественной деятельности...

Зарождение и эволюция двух типов цивилизаций

2.2 Основные этапы развития древневосточных цивилизаций

Первый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций - номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье - и охватывает конец V-IV тысячелетие до н.э...

Истоки театрального искусства эпохи античности

1.1 Происхождение греческой драмы и первые этапы её развития

Именно на благословенной земле Эллады возник тот жанр сценического действа, который заставляет нас плакать и смеяться, сопереживать, погружаться в этот мир, откуда мы все возвращаемся преображеннями...

История художественной культуры

Модуль 2. Основные этапы и закономерности развития мировой художественной культуры

...

Культура Возрождения в Италии во второй половине XIV-XV вв.

2. Ренессансная культура в XV в.: основные черты и этапы развития

Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов развития. Их границы отмечены столетиями -- XIV, XV, XVI вв. (по-итальянски Треченто, Кватроченто, Чинквеченто) и хронологическими рубежами внутри них...

Культура Древнего Египта

1.2 Основные исторические этапы развития художественной культуры Древнего Египта

Одной из основных черт Древнего Египта является его относительная замкнутость. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое назначение...

Культура и искусство эпохи Возрождения

4. Основные этапы развития искусства Возрождения

...

Особенности развития театрального искусства в Германии и России начала ХХ века

1.4 Основные этапы развития театрального искусства

Ранее мы кратко упоминали о том, что истоки театрального искусства лежат в первобытных языческих ритуалах и обрядах. Теперь рассмотрим подробнее особенности первого этапа развития театрального искусства. Из рассуждения Авдеева А.Д...

Периодизация древнерусского искусства. Киевская, Владимиро-Суздальская и Московская культовая архитектура

1. Основные этапы развития древнерусского искусства

Почти тысячелетие насчитывает история древнерусского искусства. Оно зародилось в 9-10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян -- Киевская Русь; последним его этапом был 17 в...

Прошлое и будущее: экспозиционная деятельность в музеях (современное состояние в Украине)

2. Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции

Для того, чтобы приступить к теме, необходимо об означить что из себя представляет музейная экспозиция...

Творчество импрессионистов как проявление противоречивости исторической эпохи

2.3. Основные этапы развития импрессионизма в истории.

Начиная с 1860-х годов среди двухтысячной армии художников, живших и работавших в Париже, поднималась волна недовольства. Отчасти предметом недовольства был собственно художественный истэблишмент, а не художественные идеалы...

cult.bobrodobro.ru

Своеобразие искусства Древнего Египта и основные этапы его развития

Своеобразие искусства Древнего Египта и основные этапы его развития

 

Додинастический период - 5-4 тыс. лет до н.э. (разложение родового и становление классового общества).

Раннее царство - с 3000 лет до 2800 лет до н.э.,

Древнее царство - 28-23 в. до н.э.,

Среднее царство - 21-18 в. до н.э.,

Новое царство - 16-11 в. до н.э.,

Поздний период - 11- 4 в. до н.э.

 

Географическая замкнутость позволила стране развиваться без влияния внешних политических потрясений во всем своеобразии. Памятники древнеегипетского искусства имели в подавляющем большинстве культовое назначение. Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений. 

Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура, но египетское искусство всегда было комплексным и это его основная и наиболее характерная черта.

 

 

Особенности композиций египетских рельефов, палетка, мармена (лицевая и обратная стороны, рельеф с изображением Хесира).

Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара (28 в. до н.э.). Зодчий Хесира изображен то стоящим с принадлежностями для письма и жезлом в руках - знаком его высокой должности, то сидящим за пиршественным столом. Его стройная фигура и тонкое лицо с резким профилем вырезаны на золотисто-коричневых досках утонченно тонким рельефом. Создается впечатление нервной игры мускулов под кожей. Рождается образ волевого, умного человека.

Связь рельефных композиций с полосами иероглифических текстов. Все четко, все графично в рельефах. Рельеф мало возвышается над фоном, никогда не теряет связи с силуэтным рисунком.

Рельефные изображения преобладали в рассматриваемую эпоху. Техника настенных росписей не была развита в той же мере.

 

Древнеегипетская монументальная живопись (расположение живописи, сюжеты, особенности композиций)

Статуя писца из Саккара, статуя фараона Амененхета III и Рамзеса II.

Характерно: фигуры фараонов, знати всегда совершенно неподвижны, застыли в торжественной важности. Их помещали вплотную к стенам в залах храмов, им молились, приносили жертвы.

Человек изображался всегда спокойным, уверенным в себе, здоровым, могучим. Головы - прямо, руки у сидящих покоятся на коленях, у стоящих - опущены.

Статуэтки слуг и рабов полны движения, жизни (непосильная тяжесть труда).

Техника настенных росписей не была развита в такой же мере, как рельефные изображения. Пример настенной росписи Древнего царства - фрагмент "Гуси на траве", деталь, сохранившаяся в гробнице сына фараона Снофру и его жены в Медуме (27в. до н.э.). Гармоничная цветовая гамма из коричневатых, сероватых и красно-желтых тонов.

Среднее царство - сюжеты: приход в долину Египта кочевников-азиатов, перевозка крупной статуи номарха (гробница Хнумхотепа II-20 в. до н.э.). Тональное объединение изображений с фоном.

Новое царство - росписи царских гробниц в некрополе Фив.

 

Особенности египетского скульптурного портрета. Использование инкрустации и цвета в скульптуре Египта.

Однообразие спокойных неподвижных поз статуй.

Мужские статуи - краснокоричневые, женские - желтые; волосы - черные, одежда - белая, глаза - инкрустированные. 

Все диктовалось требованиями культа.

Скульптуры рассчитаны для рассматривания с одной стороны, как бы прислонены спиной к плоскости каменного блока. 

Геометризация египетской скульптуры является ее характерной чертой.

Скульптура Раннего царства представлена статуями и статуэтками богов, царей, слуг, пленных из известняка, гранита, кварцита, дерева, кости, фаянса, меди, золота. Изображениям придавали спокойные, статичные позы, в связи с их религиозным, ритуальным назначением. типична статуя фараона конца II династии Хасегема (3 тыс. лет до н.э., Каир). Это изображение связано с праздником "возрождения" состарившегося царя для обеспечения плодородия всей страны.

Новые стилистические приемы характеризуют годы царствования фараонов Аменхотепа II, Аменхотепа III. Характерна полихромная раскраска статуй (статуя жены наместника Нубии - известняк, конец 15 в. до н.э., Каир). Незаконченный портрет юной Нефертити из песчаника, статуэтка Нефертити в немолодом возрасте.

 

dobroslov.su

Лекция №3 Культура Древнего Египта План Основные этапы развития египетской культуры

Лекция №3

Культура Древнего Египта

План

  1. Основные этапы развития египетской культуры.
  2. Своеобразие египетской мифологии.
  3. Религиозные культы египтян
  4. История изучения и прочтения египетской письменности. Розеттский камень.
  5. Живопись Древнего Египта. Искусство Фаюмского портрета.
  6. Архитектура Древнего Египта.
  7. Скульптура Древнего Египта
  8. Основные открытия в египтологии.
    1. Основные этапы развития египетской культуры.

Среди государств древности, возникших после распада родового строя, Египет первым достиг подлинного могущества, стал великой державой, претендующей на мировое господство. Занимал выгодное географическое происхождение. Средиземное море соединяло Египет со всем переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией.Истоки египетской культуры теряются в глубокой древности. Будучи африканской по своему происхождению, египетская культура не сразу обрела свое лицо. Развитие древнеегипетской культуры было обусловлено благоприятным климатом, переходом к земледелию и скотоводству. В результате возникали постоянные поселения и стабилизовался этнический состав.

Этноним «Египет» греческого происхождения («Ай – Гю – Птос» - царствие бога Пта». Изначально бог Пта считался верховным божеством в египетском пантеоне, затем его сменил Ра). Сами же египтяне называли свою страну «Та-Кемет», а себя «черноногими» (ходили босиком – грязные ноги). В древности Египет занимал ту же территорию, что и сейчас. Периодизация культуры ДЕ подразделяется на Царства:

  1. Додинастический (до 3100 г. до н.э.)
В этот период весь Египет был поделен на отдельные области – номы (Верхний и Нижний Египет). Считается, что именно в это время проживал мифический царь скорпионов – Зару. В 3100 г. фараон Египта Менес завоевал Нижний Египет и объединил оба царства под своей властью, основал новую столицу – Мемфис.

2. Раннее царство (31-28 в. до н.э.)

Становление фараонской власти 1 и 2 династий.

3. Период Древнего Царства (28-23 вв. до н.э.)

Образовалось новое централизованное государство. В этот период были выстроены самые знаменитые пирамиды. Были самыми высокими.

4.Междуцарствие (23-21 в до н.э.)

Период распада Египта. Власть переходила от одного фараона к другому

5. Среднее царство (21-18 вв. до н.э.)

Новый этап расцвета египетской культуры. В 2050 г. фараон Менхутеп 1 объединяет Египет и восстанавливает власть в Фивах. Фиванские фараоны стремились возродить и продолжить традиции Древнего царства, провели целый ряд изменений, которые затронули хоз.деятельность, уклад жизни, искусство. Среднее царство по праву считается классическим периодом египетской культуры. В это время складывается среднеегипетский язык. Пирамиды, которые строили фараоны, хотя и напоминали пирамиды, выстроенные в эпоху Древнего царства, однако в размерах были гораздо меньше. Напоминали каменный каркас, заполненный каменной крошкой и песком.

6. Новое царство (1580-1080 гг. до н.э.)

Открывается в 1580г. изгнанием гиксосов, народов, господствующих на территории Египта. Культура Египта распространяется за пределы. Укрепляются отношения с Ливией и Нубией. В Азии основным средоточением египетской культуры стал Библ (Ливан). Период отличается грандиозным строительством храмов, совершенствованием искусства рельефа, росписи, ювелирного мастерства. Происходит ассимиляция культур. Египтяне проникает в другие земли, завоевывают города. Важное место занимает время правления фараона Аменхотепа 4, более известного под именем Эхнатон. С его именем связана религиозная реформа: Эхнатон заменил политеистические верования египтян монотеизмом – культом бога Солнца Атон Ра. Из-за поклонения Ра фараон сменил и свое собственное имя: Аменхотеп на Эхнатон («угодный богу Ра»).

6. Период Позднего царства (9в. до н.э.)

Характеризуется распадом великой империи. Египет оказывается в центре завоеваний других цивилизаций. Важнейшие исторические события:

9в. до н.э. – захват Египта Эфиопией

807 в. до н.э. – влияние Ассирии

6 в. – владычество Персии

332 г. до н.э. – захват Египта Александром Македонским. Строится город Александрия, куда и переносится культурная столица из Фив. Влияние культуры Греции. Последний фараон – Птолемей.

  1. Своеобразие египетской мифологии
Основная причина высокой жизнестойкости египетской державы, по мнению исследователей, заключается в религиозных убеждениях египтян. Первоначально пантеон (собрание высших богов) отличался хаотичность, несогласованностью и противоречивостью. Богов в ДЕ было много, в каждом городе их было несколько. Каждый город почитал отдельное божество. Сов временем, в период создания единого государства сложилась определенная иерархия божеств. В исследовательской литературе собрание египетских богов условно представлено в виде Гелиопольской модели божеств:

Ра

Шу Тефнут

Геб НутОсирис Сет

Все божества в ДЕ имели свое зооморфное тождество. Они представлялись в идее определенных животных, птиц, насекомых (полулюди-полузвери).

Ра (верховное божество, «сокровенный, незримый») - бог Солнца, создатель мира (зачитать миф о Сотворении мира). Изображается в виде барана, гуся, змеи или человека с головой барана. Имеет две ипостаси – Амон Ра (Восходящее Солнце) и Атум Ра (заходящее). Согласно мифу, каждый вечер борется со змеем Апопом, который плывет по небу и проглатывает Солнце.Апис - бог-Бык, символ плодородия, особенно почитался в Мемфисе.Геб – бог земли, изображался в виде человека с головой змея.Гор (Хор) – Солнечный бог, представлялся в виде сокола.Исида (Изида) – богиня плодородия, покровительница материнства, заступница всех матерей. Прямы схождения с христианской Богородицей Изображалась в виде змеи или коровы. Считалась женой бога Осириса.Маат – богиня справедливости, изображалась в иже сидящей женщины со страусиным пером в голове, иногда крылатой. По одним мифам считалась женой Пта, по другим - Тота.Нут – богиня Неба, изображ в виде женщины, тело которой покрыто звездами. Считалось, что Нут утром рождает Солнце, вечером поедает его.Осирис – божество плодородия, также почитался и как бог смерти, умирающей и воскрешающей природы. Судья в царстве мертвых. Изображался в виде мужчины с телом зеленого (символ растительности) или красного (символ земли) цвета, завернутым, подобно мумии, в белый материал. На голове изображалась корона Атеф, состоящая из белой короны Верхнего Египта и красных перьев, напоминающих о центре культа Бусирисе. В руках - символы высшей власти (цеп и крюк). Символом является фаллос. Часто изображался сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Ра-Осирис изображался с солнечным диском на голове. Фетиш: столб Джед. В ритуальных целях использовались деревянные футляры в виде мумии Осириса: внутри они были полыми, туда насыпалась земля и бросалось зерно, а в крышке футляра просверливались отверстия, сквозь которые прорастали зеленые всходы - "Прорастающий Осирис". В мистериях жатва, срезание колосьев, символизировала убийство Осириса; сев зерна - погребение Осириса, всходы - его воскресение. Миф о земном царствовании Осириса и Исиды

"После того, как мудрый Тот выиграл у Луны пять дней и присоединил их к солнечному году, богиня неба обрела возможность рождать по одному ребёнку в каждый из пяти предновогодних дней.В первый день она родила Осириса. Когда младенец появился на свет, он так громко заплакал, что это могло означать только одно: в мир явился величайший из богов! В то же мгновение голос свыше возвестил:- Люди и боги! В мир пришёл Властелин Всего!Во второй день родился Хор Бехдетский. Хор и Осирис были сыновьями Ра.В третий день родился Сет, сын Геба, бог в виде человека со звериной мордой, с красными глазами и красными волосами (цвет песка), повелитель стихийных бедствий и войн, бог мёртвой пустыни. Он появился из бока матери Нут раньше положенного срока.В четвёртый день родилась Исида, дочь Тота, богиня супружеской верности, материнства и любви, защитница умершие на Загробном Суде. Своего брата и мужа Осириса Исида любила ещё до рождения, когда пребывала во чреве богини Нут.В пятый день родилась дочь Геба, сестра и жена Сета Нефтида, которой суждено было стать, как и Исиде, покровительницей умерших.Когда Осирис повзрослел, он унаследовал трон Геба и стал земным владыкой. Египтяне в те времена были ещё варварами и людоедами, поэтому Осирис занялся их обучением. Он разъяснил им, что можно есть и что нельзя, с помощью Тота установил законы, научил строить ирригационные каналы, орошать поля, выращивать урожай и поклоняться богам. Мудрый Тот помогал Осирису в этой благородной деятельности: он дал людям язык и письменность, придумал для них имена, а для вещей - названия; обучил египтян ремёслам, зодчеству и искусствам.Осирис и Тот правили в Египте без всякого насилия в отношении людей и ни разу не допустили кровопролития. Это были лучшие времена Золотого века!Когда все жители Египта стали грамотными и по всей стране установился угодный богам порядок, Осирис решил отправиться в миссионерское путешествие по соседним странам, поскольку остальные народы всё ещё пребывали в состоянии варварства. Оставив трон на попечение своей жены и сестры Исиды, он в сопровождении певцов, музыкантов и свиты младших божеств отправился в путь. Бог и его свита ходили по земле, распевая гимны, и после долгих странствий преобразовали весь мир так же, как некогда преобразовали Египет. Ни разу не применив силу, покоряя людей только красноречием и благородными делами, Осирис вскоре подчинил себе все соседние народы и племена.Покуда бог путешествовал, Исида оставалась в Египте и правила страной. Поэтому Исида считается воплощением трона Осириса, и иероглиф-детерминатив её имени изображает трон.Исида и Тот обучили людей магии, медицине, священным заклинаниям, научили собирать лекарственные травы. Богиня передала женщинам своё умение вести домашнее хозяйство и заботиться о семье.После того, как Осирис возвратился из миссионерского путешествия, Сет, тайно влюблённый в Исиду, задумал убить Осириса и захватить земной престол. Он вошёл в сговор с царицей Эфиопии Асо, поддержавшей его умысел, и к ним присоединились ещё 72 демона, недовольных правлением Осириса.Сет тайком измерил рост Осириса и по снятой мерке изготовил сундук, украшенный золотом и узорами из поделочных камней. Когда сундук был готов. Сет и остальные заговорщики устроили званый пир, на который пригласили и Осириса.В разгар празднества Сет принёс сундук в зал. Гости наперебой стали выражать восхищение великолепным изделием. Тогда Сет, как бы в шутку, сказал: - Ложитесь по очереди в сундук! Кому он придется впору, тот и получит его в подарок.Пьяные гости стали забираться в сундук, но для одних он оказывался слишком велик, для других - чересчур мал, для третьих - слишком широк или слишком узок. Наконец подошла очередь Осириса. Ни о чём не подозревая, бог улёгся в сундук. В тот же миг заговорщики захлопнули крышку, обвязали сундук ремнями, отнесли его к Реке и бросили в воды Танисского устья. С тех пор это устье считалось у египтян ненавистным и проклятым.А произошло это на двадцать восьмом году правления Осириса в семнадцатый день месяца Атир».Долго, не зная усталости, искала Исида своего божественного супруга по всей земле. Найдя тело Осириса, она спрятала его на берегу Нила в зарослях тростника. Но охотившийся ночью Сет нашел его и разрубил на четырнадцать частей, которые рассеял по всей египетской земле. Вновь пустилась Исида на поиски. Там, где богиня находила части тела Осириса, она возводила святилища в память о своем божественном супруге. Четырнадцать святилищ, возведенных богиней Исидой, в исторические времена станут священными центрами всей страны.

Вокруг них, на местах, которые определили сами боги, будет строиться и развиваться Египет. Так во все времена Египет представлял собой тело божественного Осириса, расчлененного его братом Сетом на 14 частей. Как повествует дальше миф, вскоре у Исиды и Осириса чудесным образом рождается сын — бог-сокол Хор, который должен был восстановить справедливость. Сын Исиды вступает в битву с силами мрака. В одном из сражений с Сетом Хор теряет око. Взамен боги даруют ему Уджат — глаз внутреннего зрения. Хор побеждает Сета, а с помощью Уджата возрождает отца своего Осириса.Сибек – бог воды и разлива священного Нила. Изображ в виде крокодила.Сет – бог пустыни, грозы. Изображ в виде гиппопотама или же человека с ослиной головой.Сехмет – богиня войны, изображ в виде львицыТот – бог мудрости, письма, изображ как человек с головой павиана или ибиса.

Тефнут – богиня влагиХатхор – богиня веселья, изображ в виде коровы.Хепри – бог хзаходящего Солнца, в виде жука-скоробеяХнум – бог гончарного дела, в виде человека с головой баранаШу – бог ветра, изобр как человек с расправленными крыльями.Анубис – бог бальзамирования, представл как человек с головой шакала.

Согласно мифу, ещё до того, как Сет убил своего брата, жена Сета, Нефтида, полюбила Осириса. Приняв облик Исиды, она пришла ночью на его ложе, и от этой связи родился великий бог Дуата Анубис. Опасаясь, что Сет отомстит ей за измену и убьёт малыша Анубиса, Нефтида обманула мужа, уверив его, что отцом Анубиса является он, Сет. Согласно другой версии, Нефтида из страха перед Сетом бросила младенца, как только тот появился на свет, а Исида нашла Анубиса с помощью собак, вырастила его, и Анубис стал ей другом и союзником. Когда Сет убил Осириса, Нефтида бежала от него и присоединилась к Исиде.

Бастет – проводник в иной мир, в виде кошки.3. Религиозные культу древних египтян

Погребальный культ. Важнейшей чертой мироощущение египтян было неприятие смерти, которую они считали противоестественной для человека и для природы. В основе такого мироощущения лежало убеждение в регулярном обновлении природы. Природа обновляется ежегодно, а Нил, разливаясь обогащает своим илом земли. Даже засуха не представляет смерти, т.к. Нил разольется вновь. Именно из этих убеждений родилось вероучение, согласно которому смерть не является посл инстанцией человека, его ждет воскрешение. Смерть эстетизировалась. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться с телом, поэтому живые должно позаботиться о том, чтобы тело сохранилось, а средством этого и являлось бальзамирование. Таким образом, возникло искусство изготовления мумий. Саму мумию называли «саху». Бальзамирование имеет и мифологические корни.

Сет находит тело Осириса. Первая в мире мумия.

«Однажды Сет отправился на ночную охоту в Дельту Нила и там, бродя по камышам, случайно наткнулся на сундук, спрятанный Исидой. Он развязал ремни, откинул крышку и, увидев мёртвого Осириса, пришёл в ярость. Изрыгая проклятия, злодей выхватил меч, разрубил тело брата на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту.Узнав о новой беде, Исида отправилась на поиски останков любимого супруга. Она смастерила папирусную ладью и поплыла в ней по рекам и болотам. Исиде во всем помогала Нефтида, бежавшая от Сета.Поиски частей тела Осириса продолжались двенадцать дней. На каждом месте, где Исида находила какую-либо из частей, она ставила надгробную стелу, чтобы Сет думал, будто Осирис похоронен, и чтобы культ Осириса распространился по всему Египту. Единственной частью тела, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы - лепидот, оксиринх и фраг. С тех пор египтяне презирают этих рыб и брезгуют ими.Исида вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Поэтому египтяне справляли особый праздник в честь фаллоса. Затем Исида смазала труп Осириса божественными маслами, тем самым предохранив его от тления. В создании этой первой на земле мумии Исиде помогали Нефтида, Тот и Анубис - знаток секретов бальзамирования."Тексты Пирамид" сообщают другую версию этого мифа, согласно которой Исида и Нефтида, собрав тело Осириса, оживили его с помощью Нут и Ра.Через 70 дней мумия была изготовлена. Исида и Нефтида стали оплакивать любимого супруга и брата:Приближается Исида,Приближается Нефтида.Одна - справа,Другая - слева,Одна в образе птицы Хат,Другая в образе соколицы,Нашли они ОсирисаКогда убил его брат его Сет в земле Недит.Приближается птица Хат,Приближается соколица,То - Исида и Нефтида.Пришли они, обнимая брата их, Осириса.Плачь о брате твоём, Исида!Плачь о брате твоём, Нефтида!Плачь о брате твоём!Сидит Исида, и руки её на главе её,И Нефтида сжала концы грудей своихИз-за брата её Осириса.

Вместе с двумя сестрами горевали духи из города Пе. Услышав причитания Исиды и Нефтиды, они пришли к телу Осириса и стали танцевать [танец печали], избивая свои тела, [ударяя] в ладоши, [рвали] свои волосы.Исида очень горевала из-за того, что при жизни Осириса не успела родить ему сына. Но, зная магию и тайны колдовства, она могла зачать ребенка и от мёртвого мужа. Превратившись в самку коршуна - птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела».

Существовало 3 способа мумификации (в зависимости от соц положения). Геродот оставил след запись в своих дневниках после наблюдения за процессом мумификации: «Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфипским камнем разрез чуть ниже живота и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея).» (Геродот, 2.86)

Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет собой следующее:

«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.» (Геродот, 2.87)

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).

Мысль о необходимости сохранения тела для будущей жизни сформировала культ умерших, определивший многие явления египетской культуры. Этот культ был не отвлеченной частью религии, а практической необходимостью. Вся худож культура Египта вросла из погреб культа. Счит, что у человека 5 воплощений его души: Рен (тайное имя), Ка (жизненная сила, двойник человека со всеми его недостатка, ка возвращ в гробницу после смерти), Ба (Вечная душа, она возвращ в мумию), Шунт (дыхание) Ах (тень).Централизация власти в Древнем Египте породила специфческую форму общественного сознания – культ фараона. Этот культ опирался на представление о фараоне как о родоначальнике всех египтян. Фараон рассматривался как наследник Бога, поэтому он обладает безграничной властью.

  1. История изучения и прочтения египетской письменности. Роззетский камень
Египетская письменность напоминала пиктографическое письмо (рисуночное). На самом деле было иероглифическим. Египтяне были искусными графоманами. Необычайно точно они рисовали предметы и животных. Можно думать, что первоначально жители долины Нила записывали свои мысли, изображая на рисунке предметы, о которых шла речь.Но к периоду Раннего царства сложилась египетская система письма. Она на первый взгляд очень трудна. Сотни различных знаков от изображений человека и животных до предметов домашней утвари! Кажется, нет возможности разобраться в этом скоплении знаков. Но почти двухты-сячелетние искания привели к тому, что тайны египетского письма раскрыты.Оказывается, египтяне были первым на земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки. Однако полностью звуковым письмом, как у нас, египетская письменность не стала. Главной причиной этого явилось то, что египтяне, как и некоторые другие народы, не писали гласных. Поэтому послеслова, написанного звуковыми знаками, ставился определитель - знак, поясняющий читающему общее значение слова. Например, написано 2 знака . Верхний знак передает звук "с", а нижний - "ш". Египтяне первыми в мире составили алфавит - азбуку из 25 букв. В начале ХХв. Египетская письменность была расшифрована Ж. Шампольоном, он расшифровал знаменитый Розеттский камень - один из известнейших источников Древнего Египта. Свою известность он получил благодаря тому, что с помощью него удалось дешифровать древнеегипетскую письменность. Розеттский камень представляет собою плиту из чёрного базальта, на которой начертан текст на греческом и древнеегипетском языках — так называемая билингва. Название эта стела получила в честь небольшого современного городка — Розетта, основанного во второй половине 9 в. н. э., и расположенного в 50 км восточнее Александрии. Розеттский камень был обнаружен летом 1799 года во время пребывания в Египте французского корпуса под предводительством Наполеона. Стела была транспортирована в Каир с тем, чтобы затем её переправить во Францию. Однако, после неудачи Наполеона, стела попала в руки англичан и в начале 1802 года она прибыла в Лондон. Весть о находке быстро облетела Европу и подогрела азарт исследователей: каждый ученый хотел первым расшифровать таинственные надписи. Самым увлеченным и молодым из них был Жан-Франсуа Шампольон.Увидев копию надписей Розеттского камня, он поклялся, что первым расшифрует эти иероглифы. Поставив перед собой такую цель в 13 лет, он выучил не только латынь и греческий, но и древнееврейский, арабский, древнесирийский и арамейский языки. Кроме того, к 17 годам он уже знал персидский и коптский, будучи убежденным, что последний как раз и есть древнеегипетский, только транскрибированный греческими буквами.5. Живопись Древнего Египта. Искусство Фаюмского портрета.

В Египте был установлен особый канон в изображении стоящего, идущего, сидящего человека, а также для изображения цветка лотоса и священных животных. До нас дошли рисунки и росписи на стенах гробниц, храмов и дворцов, домашней утвари. Везде художник придерживался особых правил. Все рисунки египетских мастеров были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы и светотени. Линейные рисунки раскрашивались цветом без введения дополнительных тонов и цветных теней. Фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным. Особое внимание уделялось изображению человеческой фигуры. Был создан спец канон на основе изучения и измерения фигуры человека с математической точностью. Фигура изображалась так, словно она смоти с разных сторон: голова – в профиль, глаза – в фас, живот – в три четверти. Размер фигуры человека зависел от его социального положения. Фигура фараона, например, была в несколько раз крупнее приближенных и рабов. Размером отличались и фигуры детей. Если в римском портрете господствует конкретная достоверность, то в египетских образах ощущается преобладание духовной сущности над физической телесностью. Таковы знаменитые живописные фаюмские портреты, с их динамикой взгляда, которые наряду с масками стали применяться в погребальном ритуале. Написанные, как правило, на деревянных досках, вложенных в бинты мумии, они получили свое название «фаюмские» по основному месту находки. Появление их относится к эпохе эллинизма.

Ранние фаюмские портреты были написаны энкаустикой, получившей в ту эпоху большое распространение. Отличительная особенность энкаустических красок состояла в объемности мазка. Направление мазков обычно следовало форме лица; на носу, щеках и подбородке, в обрамлении глаз они накладывались объемно; контуры волос и лица писались более жидкой краской.

К ранним памятникам, написанным восковыми красками, принадлежит «Мужской портрет» из ГМИИ (вторая половина I в. н.э.). В отличие от традиционно египетской фронтальности голова слегка повернута вправо. Тени от носа и под глазами придают лицу пластичность. На щеках и переносице положены световые блики. Светящаяся точка в глазу придает живость взгляду. Голубой плащ, накинутый поверх белого хитона, бросает рефлекс на щеку. Это первая передача цветового рефлекса в живописи.

Помимо портретов на досках существовали расписанные погребальные пелены, которые исполнялись по трафарету ритуальных композиций, причем лица писались отдельно и вставлялись в ткань. При всей иератичности фигур портреты обладали поразительной живостью.

Головы обычно имели трехчетвертной поворот, фактура красочного слоя отличалась пластичностью. Живописная специфика фаюских портретов проявлялась в большом разнообразии линий контуров, теней, бликов или штриховки. Это, прежде всего, зависело от техники. Примерно со второй половины II века в портретах преобладает восковая темпера; поздние портреты III–IV веков написаны исключительно темперой, придающей изображениям плоскостность.

Однако применение жидкой краски и нанесение ее сплошным слоем на поверхность лица не всегда приводит к плоскостному письму. В портрете семита из ГМИИ прорисовкой выполнена обводка глаз, носа и губ, орнаментально обозначены завитки волос и бороды. Здесь преобладают черты египетского стиля, сказавшиеся в условной манере трактовки лица, фронтальном положении головы, ровной фактуре поверхности. Большинство фаюмских портретов II века н.э. было исполнено в технике энкаустической темперы, где к воску вместо смол примешивался яичный белок, благодаря чему краски становились жиже.

Со второй половины II века и особенно в III–IV веках заметно нарастание условных, декоративных тенденций, определивших дальнейшую линию развития фаюмского портрета; здесь все большее значение приобретает плоскостное линеарное письмо.Для истории искусства любой страны периоды столкновений и взаимосвязи различных художественных культур представляются исключительно важными, ибо в процессе их взаимодействия выявляются и закрепляются характерные особенности местных традиций. Так было и в Египте в эпоху эллинизма. На примере эволюции погребальной маски и фаюмского портрета, сложившегося под влиянием эллинистического искусства, можно видеть, как в первом случае отход от традиционных условных приемов декоративной трактовки изображений приводит к известной эллинизации этого исконно египетского вида ритуальной пластики. В свою очередь стиль фаюмских портретов под влиянием традиций местной художественной культуры изменяется в сторону плоскостной трактовки образа, где условность и декоративность побеждают изобразительность, открывая путь иконописи» .

publekc.ru