Древнейшая архитектура. Эпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего Мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура. Древнейшая архитектура


Архитектура античного мира - История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
    • Архитектура Византии
    • Архитектура Армении
      • Архитектура Армении
      • Архитектура IV—VII вв.
      • Архитектура IX-XI вв.
        • Развитие Армении политическое IX—XI вв
        • Развитие Армении экономическое IX—XI вв
        • Ани, Лори-берд
        • Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
        • Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
        • Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
        • "Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
        • Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
      • Архитектура XII—XIV вв.
      • Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
      • Архитектура XV—XIX вв.
      • Роль архитектуры феодальной Армении
    • Архитектура Грузии
      • Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
      • Архитектура VIII—IX вв.
      • Архитектура X—XI вв.
      • Архитектура XII—XIII вв.
      • Архитектура XIII—XV вв.
      • Архитектура XVI—XVIII вв.
    • Архитектура Болгарии
    • Архитектура Сербии и Македонии
      • Сербия и Македония. Особенности развития
      • Сербия и Македония. Особенности развития 2
      • Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
      • Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
      • Культовая архитектура раннефеодального периода
      • Период господства Византии
      • Рашская архитектурная школа
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
      • Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
      • Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
      • Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
      • Роль архитектуры Сербии и Македонии
    • Архитектура Молдавии и Валахии

archisto.info

Архитектура Древнего мира (Всеобщая история архитектуры)

«Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

Авторы: Афанасьева В.К., Беридзе В.В., Бородина И.Ф., Брайцева О.И., Владимиров В.Н., Воронина В.Л., Глухарева О.Н., Дьяконов И.М., Кауфман С.А., Квитницкая Е.Д., Оганесян К.Л., Проскурякова Т.С., Пугаченкова Г.А., Розентуллер П.Б., Титов В.С., Флиттнер Н.Д., Халпахчьян О.X., Ходжаш С.И., Циркунов В.Ю., Яралов Ю.С.

Настоящий том представляет собой переработанное и дополненное издание опубликованного в 1944 г. и давно уже ставшего библиографической редкостью 1-го тома многотомного труда «Всеобщая история архитектуры», выпуск которого был предпринят в свое время Академией архитектуры СССР. Коренная переработка была продиктована настоятельной потребностью не только включить в книгу новый материал, накопившийся за истекшую четверть века, но и обновить уже вошедшие в 1-й том исследования в свете последних достижений науки. При переработке тома его построение было подчинено методологической схеме, положенной в основу нового многотомника, благодаря чему достигается необходимое единство структуры всего издания.

За последние десятилетия значительно повысился интерес к истории материальной культуры и самобытному искусству многих древних стран и народов Африки, Ближнего и Дальнего Востока, Средней и Юго-Восточной Азии, Древней Америки. Археологические раскопки и исследования памятников, ранее не служивших объектом специального изучения, открывают все новые, неизвестные прежде страницы истории архитектуры.

Многие из указанных стран постепенно занимают в истории мировой культуры достойное место в ряду достаточно хорошо изученных высокоразвитых стран, таких как Египет, Двуречье, Месопотамия, Эгейский мир и др. Что касается истории архитектуры древнейшего периода некоторых стран Передней Азии, Закавказья, Африки, Средней и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, то, хотя о ней в настоящее время имеются лишь фрагментарные сведения, все же представляется возможным показать их немаловажное значение в общем процессе развития мирового зодчества.

В состав тома включены новые разделы, посвященные древней архитектуре арабских стран, Эфиопии, Армении, Грузии, Мидии, Парфии, сасанидского Ирана, Средней Азии, Афганистана, Фунани, Китая, Кореи и Японии.

Во втором издании, поскольку это представлялось возможным, сделана попытка максимально осветить результаты новейших археологических изысканий и научных исследований, выполненных за прошедшие четверть века советскими и зарубежными учеными. В соответствии с этим подверглись более или менее существенной переработке, а частично написаны заново разделы, посвященные архитектуре Египта, стран Передней Азии, Урарту, Ирана эпохи Ахеменидов, Индии, Древней Америки. Исключение составляют лишь разделы главы «Архитектура Египта», написанные арх. В. Н. Владимировым, погибшим при выполнении боевого задания в Великую Отечественную войну. Несмотря на то что некоторые сведения, приводимые в этих разделах, естественно, расходятся с новейшими данными современной науки, редакционная коллегия тома не сочла целесообразным подвергнуть эти разделы переработке, поскольку они в авторской редакции представляют значительный интерес.

Широта и неопределенность хронологических границ освещаемого материала, разновременность этапов развития архитектуры в различных частях света и географическая разбросанность изучаемых стран обусловили расположение глав тома по территориальному принципу. Такое распределение соответствует в определенной степени и сравнительно сходным социально- экономическим, культурным и техническим предпосылкам развития архитектуры в сопредельных и территориально близко расположенных странах. Исключение сделано только для раздела, посвященного истории зарождения зодчества в первобытнообщинный период, в отношении которого соблюсти указанный принцип не представлялось возможным.

В соответствии с научным пониманием законов развития человеческого общества процесс развития архитектуры и строительной техники в различных странах рассматривается в настоящей работе как неотъемлемая часть общеисторического процесса в конкретных условиях времени, места и форм общественного развития. Тем не менее следует отметить, что выполнение стоявшей перед авторами задачи встретило значительные затруднения. Они заключались как в недостаточной степени изученности отдельных периодов истории развития архитектуры Древнего мира, так и в слабой разработанности многих исторических и теоретических проблем этой области науки. До сих пор остаются неразрешенными отдельные вопросы периодизации истории искусства и архитектуры. Трудность заключается в том, что в древние времена, в отличие от более поздних, во многих странах не было достаточно ясно выраженной смены социально-экономических формаций. Трудно, а подчас и невозможно в связи с отсутствием или недостаточной полнотой фактического материала определить границу между первобытнообщинным периодом и эпохой рабовладельческого строя, между рабством и феодализмом.

Следует отметить отсутствие синхронности в развитии различных древнейших стран, исторические судьбы которых порой тесно соприкасались. В то время как в Древнем Египте уже в додинастическом периоде, т. е. в V—IV тысячелетиях до н. э., начался процесс сложения рабовладельческой формации, в странах Аравийского полуострова и в странах Закавказья развитие общества находилось еще на самых ранних ступенях. Аналогичное положение можно отметить и на территории Юго-Восточной Азии, где рядом с культурой Хараппы и Мохенджо-Даро в долине Инда, свидетельствующей о существовании в III тысячелетии до н. э. высокоразвитой цивилизации, народы Индокитайского полуострова пребывали в состоянии варварства. Поэтому в настоящем томе начало обзора архитектуры не только каждой группы стран, но даже и отдельных народов и государств в пределах одной группы хронологически не совпадает.

В настоящее время еще отсутствуют исчерпывающие данные для определения уровня и характера культуры тех или иных древнейших государственных образований. Не вполне еще изучены пути миграции племен и народов. Это не позволяет в достаточной степени достоверно решить вопросы о взаимосвязях и взаимовлияниях архитектур стран Ближнего и Среднего Востока, Китая и Индии, народов Северной и Южной Америки, о взаимовлияниях искусств территориально близких стран, послуживших основой для возникновения новых школ изобразительного искусства и зодчества.

Выявление происхождения и развития отдельных типов монументальных культовых и общественных зданий в значительной степени затрудняется также тем, что обусловившие в известной степени появление этих зданий массовые рядовые жилые постройки или исчезли бесследно, или не обнаружены раскопками, или до сих пор не привлекли внимание зарубежных исследователей. Недолговечные и в силу этого не дошедшие до нашего времени деревянные постройки явились в ряде случаев той основой, на которой возникли элементы и формы каменной архитектуры.

Рассматриваемый в томе материал особенно важен для понимания материала последующих томов, потому что именно на этих ранних этапах развития человеческого общества сложились основные компоненты, определяющие сущность зодчества. Именно в период становления доклассового и раннеклассового общества архитектура выделяется как особый вид человеческой деятельности, как сложное искусство, удовлетворяющее одновременно и материальные, и эстетические потребности людей. В это время люди овладевают исходными строительными материалами, осваивают их обработку и искусственное изготовление (дерево, камень, кирпич, раствор). Появляются основные элементы конструкций: основание, сплошные стены, стоечно-балочная система ограждений, балочные и сводчатые перекрытия. Архитектор как носитель определенной художественной концепции, воплощаемой им в том или ином сооружении, выделяется из среды строителей. Вырабатывается стройная схема композиции здания: тектоническое построение стены, художественное выражение стоечно-балочной конструкции в виде ордерной системы, определенные принципы пропорционального построения здания и отдельных его частей, четкие каноны начертания архитектурных профилей. Развитие архитектуры протекает одновременно с развитием других искусств. Возникает синтез архитектурных средств выражения с изобразительными — скульптурой и живописью. В архитектуре различных географических областей складываются свои стилистические направления. В общей организации поселений, в построении ансамблей, в постановке и структуре отдельных сооружений выявляется определенное отношение к окружающей среде.

При анализе процесса развития архитектуры той или иной страны авторы пытались по возможности выявить и подчеркнуть те элементы новизны, которые обусловили прогресс архитектуры на следующих этапах ее развития.

Особую роль в развитии архитектуры сыграло классовое расслоение общества. Выделение правящей верхушки привело к созданию новых видов и типов сооружений, новых форм организации и методов строительных работ. Среди массы строений выделяются монументальные сооружения. Четко разграничиваются основные типы зданий — жилые, общественные и культовые сооружения, развиваются принципы построения ансамблей, закладываются основы регулярного градостроительства. Поселения получают четко выраженную планировочную структуру. Появляется непрерывная застройка прямоугольных улиц, нередко имеющих строгую ориентацию по странам света. Административно-культовый центр, являющийся одновременно архитектурным центром населенного пункта, резко выделяется из окружающей массовой рядовой застройки своими грандиозными масштабами, величием архитектурного образа. В ряде случаев в общую композиционную структуру поселения включается система укреплений, четко отделяющая комплекс монументальных построек от окружающей среды.

***

В соответствии с опубликованными за последние годы работами был обновлен список рекомендуемой литературы. Значительным изменениям подвергся указатель, разобщенный согласно принятой для настоящего издания новой структуре на два раздела. Коренной переработке был подвергнут не только текстовой, но и иллюстративный материал.

Включенные в книгу иллюстрации содержат натурные снимки и графический материал в виде обмеров, зарисовок и проектов реконструкции важнейших архитектурных памятников и ансамблей, освещаемых в тексте. Это делает работу пригодной не только для ознакомительных и учебных целей, но и для более профессионального знакомства с памятниками зодчества Древнего мира любого читателя, интересующегося историей материальной культуры.

В работе по дополнению разделов новыми материалами, написанию новых глав и редактированию настоящего тома принимали участие научные сотрудники Научно-исследовательского института теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры и привлеченные специалисты, работающие в различных научных организациях Москвы, Ленинграда, Еревана, Тбилиси и Ташкента.

Редакционная коллегия и авторский коллектив настоящего тома выражают глубокую благодарность за ценные консультации, данные при работе над книгой, д-ру истор. наук проф. А.В. Арциховскому, канд. истор. наук А.А. Формозову и П.М. Кожину («Зарождение зодчества»), д-ру искусств, проф. В.В. Павлову и канд. искусств. Н.А. Сидоровой («Архитектура Египта»), д-ру арх. и техн. наук проф. Б.П. Михайлову («Зарождение зодчества», «Архитектура Эгейского мира», «Архитектура стран Двуречья и Месопотамии», «Архитектура стран Передней Азии» и «Архитектура стран Закавказья»), канд. искусств. А.А. Губеру («Архитектура Эгейского мира», «Архитектура стран Двуречья и Месопотамии» и «Архитектура стран Передней Азии»), чл.-корр. Академии художеств СССР Б.В. Веймарну («Архитектура арабских царств», «Архитектура Эфиопии», «Архитектура Ирана», «Архитектура Средней Азии» и «Архитектура Афганистана»), канд. истор. наук А.Г. Подольскому («Архитектура арабских царств», «Архитектура Ирана», «Архитектура Средней Азии», «Архитектура Афганистана» и «Архитектура Юго-Восточной Азии»), д-ру арх. Ю.С. Яралову («Архитектура стран Закавказья»), канд. истор. наук Г.М. Бонгард-Левину («Архитектура Индии»), д-ру истор. наук В.Л. Ворониной («Архитектура Фунани»), д-ру истор. наук, проф. Л.И. Думану («Архитектура Китая»), канд. истор. наук Н.А. Иофан («Архитектура Кореи» и «Архитектура Японии»), канд. истор. наук Р.В. Кинжалову и канд. арх., проф. Ю.Ю. Савицкому («Архитектура Америки»), а также В.А. Винограду, оказавшему помощь при редактировании раздела «Зарождение зодчества» и глав I—IV.

Редакционная коллегия выражает также благодарность фотокорреспонденту В.Д. Кашанову за предоставленные им натурные снимки архитектурных памятников Египта, а также всем руководителям и сотрудникам организаций, оказавшим содействие своими советами и предоставившим иллюстративный материал.

totalarch.ru

Древнегреческая архитектура

Храм Артемиды в Эфесе (в настоящее время г. Сельчук в Измире в Турции). Считался одним из семи чудес света. Был сооружён в середине 4 в. до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., несколько раз подвергался восстановлению и перестройкам.

Периоды в древнегреческой архитектуре

Архаичный период

В древнегреческой архитектуре различают архаичный период (7 в. до н.э. - 590 гг. до н.э.) В этот период народы, населяющие территорию Древней Греции, создавали сооружения, принципы конструкции которых легли в основу более поздних построек. Образцы древнегреческой архитектуры архаичного периода, в основном, сохранились на Апеннинском полуострове, в Сицилии, в Пестуме, Селинунте, Агригенте, Сиракузах. Композиция архитектурных ансамблей архаики создавалась постройками, расположенными в ряд.

Памятниками архаичной древнегреческой архитектуры были храмы Геры ("Базилика") в Пестуме, Афины ("Деметры"). Храм Геры ("Базилика") создан из туфа, его особенность заключается в нечетном количестве массивных колонн на торце. Сами колонны утолщаются книзу, создавая ощущение «одутловатости». Массивность строения сочетается с декоративной каменной резьбой.

Храм Геры в Пестуме. Середина 6 в. до н.э.

Колонны храма Геры в Пестуме.

Ранне-классический период

Следующий этап в развитии древнегреческой архитектуры – ранне - классический (590гг. до н.э. – 470 до н.э.). В этот период древнегреческая архитектура обогатилась египетскими и азиатскими элементами, которые вписывались в философию и религиозные воззрения общества. Сооружения стали менее вытянутыми, пропорции - более соразмерными и менее тяжеловесными. В тот период при установке колоннады начали придерживаться соотношения количества колонн торцового и бокового фасадов 6:13 или 8:17.

Образцом древнегреческой архитектуры переходного периода между поздней архаикой и ранней классикой является храм Афины Афайи на острове Эгине (около 490 г. до н.э.) Он имел небольшие габариты, соотношение колонн – 6:12. Храм создан из известняка, его стены покрывали росписи, фронтоны украшали мраморные скульптуры (сейчас они хранятся в Мюнхенской глиптотеке - Münchener Glyptothek).

К переходному периоду в древнегреческой архитектуре относится и храм в Селинунте в Сицилии. Он все еще был вытянут в длину, имел соотношение колонн 6:15. Сами колонны производили впечатление массивных и грузных. Типичным сооружением древнегреческой архитектуры ранней классики являются храм Посейдона в Пестуме и храм Зевса в Олимпии (конец 5 в. до н.э.). Он установлен на трехступенчатом основании. Имеет невысокий стилобат (верхняя часть стереобата - ступенчатого цоколя, на котором возводилась колоннада), низкие широкие ступени, соотношение массивных колонн с утолщением в нижней трети 6:14. Храм был построен с учетом особенностей зрительного восприятия. Издали он выглядит приземистым. По мере приближения к сооружению растет ощущение его мощи и величия. Такой прием расчета на восприятие объекта по мере удаления или приближения характерен для зодчества периода ранней классики в древнегреческой архитектуре.

Храм Посейдона в Пестуме.

Храм Зевса в Олимпии (468 и 456 гг. до н.э.) - произведение архитектора Либона, был самым крупным храмом Пелопоннеса (южная часть Балканского полуострова). Храм был построен из ракушечника. Соотношение колонн 6:13. На фронтонах были изображены состязание на колесницах Пелопса и Эномая, битва греков с кентаврами, на элементах фриза – подвиги Геракла.

Развалины храма Зевса в Олимпии.

Классический период

Классический период древнегреческой архитектуры (470 до н. э. — 338 до н. э.). В этот период продолжилось совершенствование стиля. Вместо песчаника использовался мрамор. Строения становились более легкими и изящными. Примером сооружений классического этапа являются храм Тесея в Афинах, храм в Иллисе (не сохранился) и храм Аптерос на входе в некрополь Афин.

Эллинский период

Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э.) в древнегреческой архитектуре развивался под влиянием мотивов Востока. Образец - храм Крылатой Афины в Тегее, храм Зевса в городе Немея. Множество строений с богатым декором было возведено в Малой Азии, например, монумент царю Мавсолу, храм Афины в городе Приена, храм Феба Дидимского в городе Милеет.

Руины храма Крылатой Афины в Теге.

Виды храмов в древнегреческой архитектуре

Анты (antae) — выступы продольных стен здания с двух сторон от входа, служащие опорой для карниза.

Самым ранним видом храма был дистиль («храм в антах»). В плане храма — прямоугольное или квадратное помещение - цела, передний фасад с входом, напоминающий лоджию с боковыми стенами (антами). Между антами на переднем торце стояли две колонны (отсюда название: «дистиль», что значит - «двуколонный»).

Схема храма в антах.

Храм в антах - Сокровищница афинян. Афины. конец 6 - начало 5 в. до н.э.

Храм простильный с одним портиком и колонами на одном торце (колонны заменяют анты).

Простильный храм с пристройкой.

Храм амфипростильный с двумя портиками с колоннами на двух торцах.

Храм Ники Аптерос с двумя портиками в Акрополе. Афины. 449 - 420 до н.э. Архитектор Калликрат.

Храм периптерический – в его основе амфипростильное или простильное сооружение, которое стоит на высоком фундаменте и имеет колоннаду по всему периметру. Примером может служить Парфенон.

Парфенон. 447 - 438 до н.э. Зодчие Иктин и Калликрат.

Храм диптерический имеет двойной ряд колоннады по периметру. Пример диптерического сооружения древнегреческой архитектуры - Храм Артемиды в Эфесе в 550 г. до н.э.

Храм Артемиды в Эфесе.

Храм псевдопериптерический – вместо колонн периметр здания украшали полуколонны, которые выступали на половину диаметра колонн из стен. Храм псевдодиптерический, у которого за наружным рядом колонн вдоль периметра стояли полуколонны, выступающие из стен. Древнегреческие колонны В древнегреческой архитектуре важную роль играла колонна, она служила определяющим модулем – в соответствии с ее размерами создавались все пропорции сооружения и его декор. Существует несколько типов колонн. Дорические колонны имели соотношение диаметра и высоты колонны приблизительно 6:1. Колонна наверху тоньше, чем внизу. Ниже середины колонна имела утолщение. Часто дорические древнегреческие колонны покрывались вертикальными желобками – каннелюрами, обычно их было 16-20. Колонны ставили прямо на пол сооружения или устанавливали на прямоугольный постамент.

Рисунок капители дорической колонны с каннелюрами.

Волюты – завитки на капители со стороны фасада. По боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами – балюстрами, напоминающими свиток. Волюты окантованы выпуклыми ободками, закручивающимися в виде спирали, сходящейся в центре в «глаз» - небольшую полусферу.

Древнегреческие колонны ионические изящнее дорических, их ставили на стилобат – широкое четырехугольное подножие, внизу у колонн база из валов, разделенных желобками. Ионическая колонна покрыта большим количеством глубоких каннелюр (24 и больше). Капитель колонны выполнена в виде двух противоположно расположенных волют.

Ионическая колонна.

Древнегреческая колонна коринфская отличалась особенной пышностью. Капитель коринфской колонны представляет собой корзину, окружённую двумя рядами акантовых листьев; наклонно стоящие четыре волюты. Архитекторы Римской империи и зодчие Ренессанса коринфскую колонну сделали образцом для подражания.

Капитель коринфского ордера.

Разнообразие сооружений древнегреческой архитектуры объединено общим конструктивным подходом к строительству, системой пропорций и элементами, дающими возможность определить этот стиль с первого взгляда.

Автор текста: Марина Калабухова

www.facade-project.ru

Эпохи в архитектуре: часть 1

Раззадоренная постом про "Эпохальные стили в архитектуре" и обещанием Великого подарить кружку его обсуждением решила таки сделать серию познавательных постов по истории архитектуры. Итак, часть 1 - архитектура Древнего Мира.

В истории искусств динамику развития любого вида и жанра чаще делят на временные периоды, ибо в одну эпоху появляются, развиваются и умирают множество стран и обществ со своими самобытными и оригинальными культурами.

К Древнему Миру относятся все, существовавшие с XV до I вв до н.э. Это Египет, Древний Восток (Месопотамия, Ассирия, Персия, Финикия), Индия, Китай и Япония, Древние цивилизации Америки (Толтеки, Инки, Ацтеки, Майя), Эгейская (Крито-Микенская) и Этрусская культуры. Хронологичнски к этому периоду можно отнести и Древнюю Грецию, и Древний Рим. Но развитие этих культур выделено в отдельный исторический этап - Античность. Об этом периоде будет отдельный пост, если захотите.

1. Древний востокМесопотамия, Ассирия, Персия, Финикия. Пребывающие в состоянии практически непрекращающихся воин, в том числе и друг с другом, расположенные в практически одинаковых климатических и природных условиях, эти страны создали очень схожие и тесно переплетённые культуры. Архитектура их была в основном крепостной, с тяжелыми укрепленными воротами, массивными стенами, арками и колоннами. Основным строительным материалом был сырцовый кирпич, что так же послужило одной из причин формирования характерного монументального стиля архитектуры. Стилистической особенностью сооружения городов является стремление избегать прямой перспективы, применение принцип «ломаной оси» при создании городов с разветвлённой сетью улиц.

Эпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего Мира

Эпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего Мира

2. Древний ЕгипетНа протяжении более чем трех тысяч лет в архитектуре Египта господствует раз и навсегда установившаяся традиция. Видоизменение происходит только и в рамках одного стиля, смена господствующего типа сооружений соответствует изменениям в социальной и политической сферах страны: в эпоху Древнего царства это скальные (пещерные) гробницы , в эпоху Среднего царства – пирамиды, в эпоху Нового царства – храмы.Пирамиды олицетворяют собой дух культуры Египта, веру в загробную жизнь и силу фараона, а также представления египтян о Вселенной.Особенностями храмов являются большие залы, огромное количество молелен и непревзойденной красоты росписи на всех поверхностях, в том числе внешних стенах и потолоке, который является символом неба и поэтому покрашен в синий цвет и расписан золотыми звездами. Кроме того, непременным атрибутом храма является обелиск и священное озеро.Прочность, монументальность и декоративность отличают архитектуру Древнего Египта от других примеров зодчества того времени.

Эпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего Мира

3.Древняя ИндияИндийская архитектура необычайно гармонично связана с природой. Древнейшие индийские храмы строились прямо в пещерах. Об одном таком храме, в Эллоре, я уже делала пост. В более позднее время место для культовых сооружений тщательно выбиралось. Средства художественного выражения поражают многообразием и красочностью, напоминающей цветущую природу страны. Идея единства жизни во всех ее проявлениях пронизывает и философские учения, и эстетику, и искусство.Выполненные с большим мастерством из камня произведения скульптуры, часто достигающие гигантских размеров, покрывают стены храмов, притягивая к себе внимание. Религиозная символика и отражение жизни того времени во всех ее проявлениях проявляются в каждом произведении архитектуры, а скульптура и рельеф занимают в индийском искусстве первое место.

Эпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего Мира

4. Древние Китай и ЯпонияАрхитектурные сооружения Древнего Китая значительно отличаются от архитектурных памятников остального мира как внешним видом, так и конструкцией. Одним из отличий является то, что в древнекитайских сооружениях преобладают деревянные конструкции, тогда как в других архитектурных памятниках - кирпич и камень. Главной опорой любого строения является остов из деревянных балок, внутренние и внешние стены и перегородки варьируются по желанию. Ещё одной отличительной чертой древнекитайской архитектуры является ансамблево-групповой принцип - строили не одно здание, а целый комплекс сооружений, будь то дворец, монастырь или жилье.Масштабность достигалась в Китае сооружением больших строительных ансамблей, созданных из нескольких лёгких, устремлённых ввысь зданий.

Эпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего Мира

Древняя ЯпонияГлавным ориентиром в архитектуре был Китай, но японские зодчие всегда превращали заморские образцы в особенные произведения.Японская архитектура была в основном деревянной. Возводились разнообразные жилые постройки, дворцы и храмы.Характерной особенностью японского зодчества можно считать связь здания с окружающим ландшафтом — водной поверхностью, растительностью и рельефом.

Эпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего Мира

5. Древние цивилизации Америки (толтеки, ацтеки, майя и инки)Самые интересные и важные памятники старинной американской культуры свидетельствуют о высокой культуре создавших её народов. Вообще они имеют одинаковый характер и представляют картину одного и того же искусства, но между ними нельзя не отличить двух различных степеней развития. К более ранней, принадлежат памятники в Оахаке, Гватемале и Юкатане, к позднейшей, или ацтекской, памятники, сохранившиеся в Мексике, но сделать более точное различие между ними по народностям и столетиям невозможно.Здания представляют собою по большей части остатки храмов или укреплений. Их постройка отличается массивностью стен, колонн и пилонов, но вместе с тем благородным вкусом и носит печать искусства, которое уже успело достигнуть известного развития. Часть храмов возведена на верхних площадках огромных ступенчатых пирамид, снаружи облицованных каменными блоками, декорированными горизонтальными поясами с рельефным геометрическим орнаментом. Общая композиция дополняется скульптурными элементами, специфическими, не встречающимися больше нигде орнаментами, иероглифами.

Эпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего Мира

6.Эгейская (Крито-Микенская) архитектура.Культура эгейского мира - это остров Крит с городами Кносс, Фест, Триада; десятки островов меньшего размера, Микены, Тиринф, берега Балканского полуострова и Малой Азии (Троя). Она является связующим звеном между ранними культурами Востока и античностью и становится первой зрелой европейской цивилизацией в древней истории.На критскую культуру оказали большое влияние государства Малой Азии, а особенно Египет. В свою очередь, культура Крита повлияла на Египет времени Нового царства, а еще более существенно - на сложение культуры Древней Греции. На Крите были основаны города с проложенными дорогами, мощёными улицами, мостами и водопроводами, были воздвигнуты роскошные дворцы правителей. Все постройки дворцов, частично двухэтажные, размещались по сторонам большого двора, окруженного каменной стеной. Самый известный - Кносский дворец с огромным лабиринтом, в котором жил Минотавр, о котором гласят древнегреческие мифы.

Эпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего Мира

7. Этрусская архитектураЦивилизация этрусков до сих пор остается для историков загадкой - они исчезли как нация задолго до нашей эры. Улыбающиеся статуи и расписные гробницы хранят молчание, подобно погибшим городам Крита. Из сохранившихся этрусских надписей большая часть не расшифрована, т.к не удалось точно определить, к какой группе принадлежит их язык.Этруски не оставили мировых художественных произведений, но именно они определи черты римской архитектуры. От этрусков Римляне получили высокую строительную технику (дороги, мосты, водопровод), исходный тип жилища (атриунный дом), тип культового здания (выделение главного фасада), принцип осевой направленности композиции. Идет тенденция к выделению главного фасада. Композиция развивается по оси симметрии, внутренне. Храм ставится на пьедестале - подий, лестница с одной стороны. Колонны деревянные, высота 1/3 от ширины фасада. Типы колонн - гладкий свод, грубая круглая база, капитель с придавленным эхином, большая абака.

Эпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего МираЭпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего Мира

great.az

Эпохи в архитектуре: часть 2

К периоду античной эпохи относится архитектура Древней Греции и Древнего Рима.

1. Древняя ГрецияВ конце II тысячелетия до н.э. Пелопоннесский полуостров заселили греческие племена - дорийцы, ионийцы и эолийцы. На изрезанном морском берегу образовались города-государства, ревностно защищавшие свою независимость. Именно этим обусловлены расположение и структура греческих городов того времени.Они обычно появлялись возле высокой скалы, на которой возводилась цитадель, чтобы было где укрыться если враг проникнет в город. Такая цитадель называлась акрополем. Самый известный из дошедших до наших дней - Афинский.

Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.

Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.

Спокойная, величественная красота и гармония архитектуры Древней Греции служат образцом и источником вдохновения для позднейших эпох развития культуры. Одним из величайших достижений греческого зодчества, активно используемым в строительстве по сей день, является разработанная греческими мастерами система ордеров.

Историю архитектуры Древней Греции можно разделить на три периода.

Архаика, или древний период, - примерно с 600 до 480 года до н.э., греки отразившие нашествие персов и освободившие свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно. Именно в этот период создаётся и развивается Дорический Ордер. Массивные, больше похожие на крепости, чем на храмы и общественные здания, с мощными, практически без украшений колоннами были созданы в это время.

Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.

Классика, или период расцвета, - с 480 по 323 годы до н.э. - год смерти Александра Македонского, покорившего огромные территории очень непохожих по своим культурам стран. В этот период развивается Ионический ордер : гораздо более утончённые, чем здания в дорическом стиле, творения этого периода возвышенные, воздушные и обильно декорированы рельефами и скульптурами.

Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.

Эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием древний Египет. Хотя закат классического стиля начался ещё во времена Александра Македонского - уж очень сильно повлияла на греческую архитектуру привнесённая извне культура завоеванных стран. Тем не менее, Коринфский ордер считается самым роскошным и изысканным.

Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.

2. Древний РимГуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров и военную мощь империи.Но искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам имело колоссальное значение в развитии римской культуры.

Архитектура Древнего Рима сформировались в IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима до сих пор покоряют своей величественностью и монументальностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки.

Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.

В также строили Рима культовые сооружения: храмы, алтари, гробницы. Один из наиболее известных - Парфенон (Храм всех богов). Построенный на остове древнего языческого храма, он один из первых соединил в себе новый принцип римской архитектуры : соединение ордерной и арочной системы строительства.

Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.

Архитектура Рима превосходит все культуры Древнего Мира по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.Эпохи в архитектуре: часть 2 - Античная архитектура.

great.az


Смотрите также