Цивилизации древнего. 3,4.Древнейшие цивилизации мира, их отличия от первобытности. Краткая характеристика цивилизаций Древнего Востока. Особенности древних цивилизаций.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

О цивилизации Древнего Востока в кратком содержании. Цивилизации древнего


3,4.Древнейшие цивилизации мира, их отличия от первобытности. Краткая характеристика цивилизаций Древнего Востока. Особенности древних цивилизаций.

По данным исследователей эпоха цивилизаций занимает очень маленькую часть из всей истории человечества по сравнению с первобытным обществом. Факторы, повлиявшие на зарождение цивилизаций: изначальный - природная среда, определяет механизмы взаимодействия человека с окружающим его естественным миром. Экономический фактор: Для зарождения, развития цивилизация должна основываться на определённой хозяйственной деятельности. Природная среда, человек как производительная сила и выработанный им уровень развития технологий – факторы, позволяющие цивилизации возникнуть и нарастить свой экономический потенциал. Мощным толчком к возникновению цивилизаций стала неолитическая революция (появившиеся в эпоху неолита земледелие, скотоводство, новые техники обработки камня, переход к оседлости и др). Иногда люди проходили через стадию неолита, но по ряду исторических обстоятельств не создали локальной цивилизации. Например, культуры Области Плодородного Полумесяца (Иерихон, Мерсия) – из-за наступления засухи. В другом случае неолитическая революция была необходимым условием появления цивилизации: Ц. месопотамская, древнеегипетская, древнеиндийская, древнекитайская и др. Бывало, что если у культуры неолит наступал позднее, чем у других, она не создавала своей Ц., а силой включалась в уже существующую. Очень важны духовные предпосылки – осознание человеком тех или иных ценностей. Происходит в процессе конкретной предметной трудовой деятельности, когда объекты оцениваются в пределах повседневных нужд. Закрепление религиозно-нравственных, правовых, экономических и политических ориентаций. Ядро Ц. - интеллектуальная элита, формирует систему высших ценностей, менталитет. В условиях определённой природной среды складываются тип хозяйственной деятельности и социальная структура, закрепляется совокупность ценностей. Так оформляется цивилизация. Для первобытности характерно: большое значение биологического фактора в жизни человека, единые стереотипы поведения (обычаи, обряды, табу), синкретическое (связывающее все элементы бытия) сознание, практическое отношение человека к действительности, родовая община, основанная на авторитете (старейшина, вождь).Для цивилизации: преобладание социального фактора над биологическим, индивидуализация образа жизни, социально-классовое разделение, появление письменных законов, разделение умственного и физического труда, миф, героический эпос, искусство, соседская община, город, государство, сила экономического принуждения.

Цивилизации Древнего Востока: Для них характерно 1. Первобытно-общинный строй как начало культуры. 2. Находились в поймах крупных рек, речных долинах. 3. Основа хозяйственной деятельности – ирригационные работы при государственной собственности. 4. Очень важны астрономические знания, в них включена система храмов и жречество. 5. Общество сословное (иногда кастовое), его структура связана с развитым разделением труда. 6. Основное занятие – сельское хозяйство, но руководящую роль играл город. 7. Государство существовало в виде территориального царства – имело ориентированную и измеренную землю. 8. Характер власти деспотический, жёсткая централизация и сакрализация власти. 9. Формирование государства сопровождалось развитием письменности – от пиктографии к иероглифическому письму. Самая древняя цивилизация -Междуречье(Месопотамии) – между реками Тигром и Евфратом. Существовала с 4 тыс. до н.э. до середины 6 в. до н.э.Древнекитайскаяцивилизация – бассейн реки Хуанхэ, затем до долины Янцзы. С конца 3 –нач. 2 тыс. до 3 в. до н.э. Особенность –изолированность, традиционность.Древнеегипетскаяцивилизация – долина реки Нил. С 5 тыс. до 1й пол. 4 в. до н.э. Особенности – замкнутость. Также к древним относятся древние цивилизации Африки, древнеяпонская, цивилизация Мезоамерики и др. Особенности - на примереДревнеиндийскойцивилизации. Её характерная особенность – изолированность: природные условия изолировали её от остального мира. Сначала разв-ся в долине реки Инд, потом почти на всей территории полуострова Индостан. Особенностью является резкая изолированность Индии от других стран. С севера она отделена Гималаями, с запада – Аравийским морем, с востока – Бенгальским заливом, с юга – Индийским океаном. Поэтому развитие Индии шло медленно и очень обособленно. 2 временных витка: 3 тыс. – 18 в. до н.э. и 7 – 3 вв. до н.э. Этнос – дравиды (негроидная раса) и арии (индоевропейцы). Религии – брахманизм, индуизм, буддизм (с этической направленностью). Ирригационное земледелие развивалось в долинах Инда и верхнего Ганга. Этапы: 1. К 3 в. складывается самобытнаяпротоиндийская культура, главные города Мохенджо-Даро, Хараппа. Её язык не расшифрован. Упадок её. 2. Вторжение арийских племён (полукочевые). Считается, от них произошли греки, латиняне, кельты и тевтоны. Появляются железные орудия, возделываются рис, сахарный тростник, хлопок. На смену родовому равенству приходит социальное расслоение, родовой организации – государство. Появляется то, что явл-ся характерной чертой древнеиндийской цивилизации – касты, или варны (брахманы – жрецы и мыслители, кшатрии – правители и воины, вайшьи – земледельцы, ремесленники и купцы, шудры – батраки, слуги. Были также неприкасаемые. Существовала жёсткая иерархия каст, границы между ними были непроницаемыми. Если человек вёл достойную жизнь, мог в следующей воплотиться в чел-ка касты выше прежней, и наоборот, т.о. жизнь превращалась в вознаграждение, смерть – в избавление от страданий. До 6 в. была раздробленность, потом 3. Возвысилосьгосударство Магадха, подчинили много территории. 4. Поход Александра Македонского в Индию. 5. Основание могущественной державы и династии Маурьев. 6. Правление Ашоки - особенно активно завоёвывал земли. 7. Конец династии Маурьев и воцарение династии Шунгов. Это царство не было централизованным. Это история междоусобной борьбы местных династий. Письменность: печати с нерасшифрованными надписями на протоиндийском языке; письменный язык – санскрит. Науки – астрономия, математика, медицина. В искусстве – фрески Аджанты. В политике – ориентация на небольшие государства. Сильная община, варново-кастовая система. Торговля. Деньги- клеймённые монеты. Особенность – локальность, традиционность.

Мифология. Множественность, несколько мифологических систем. В протоиндийской культуре культы плодородия, богини-матери. Зооморфные символы (имеющие образы животных). Ведийская мифология – у ариев. Собрание вед - гимнов в честь юогов – «Ригведа» и ещё 3 собрания. Написаны на санскрите. Сложный пантеон богов, основные объекты почитания – дэвы. На смену приходит индуистская мифология – в результате соединения ведийских концепций с более древними народными верованиями. Эпосы «Махабхарата», «Рамаяна», потом пураны (особые религиозно-мифологические поэмы). Верховный бог – Брахма, творец мира, и триада верховных богов – Брахма, Вишну, Шива. Учение о душе, карме и сансаре (переходе через различные состояния, колесо рождений). Стремление освободиться от цепи перерождений – одна из основных идей древнеиндийской философии. Особенность философии – практическая направленность. 6 направлений, среди них йога (упражнения для тренировки тела и духа и подготовка к освобождению). В VI в. в Индии стала зарождаться новая религия – буддизм. Основа учения – 4 благородные истины: жизнь есть страдание, имеется причина страданий – это жажда жизни, наслаждений, возможно избавление от страданий, имеется путь, ведущий к избавлению от страданий. Благодаря индийским торговцам, буддизм распространился в Корее, Японии, Тибете, Монголии и Китае. Много успехов достигли индийцы в научных познаниях. Астрономия, геометрия, арифметика. Велик вклад Древней Индии в мировую культуру. Подарила сахарный тростник, рис, хлопок, некоторые специи, шахматы, десятичную систему счисления. Духовное наследие.

Древнегреческая цивилизация: генезис, развитие, надлом и разложение.

Особенность – полисы (города-государства). Этапы: 1. Крито-Микенская Культура, давшая начало развитию европейской Ц. и сильно схожая с восточными Ц. С 2 тыс. до сер. 15 в. до н.э. Сложилась единая письменность – линейное письмо А. Города строили вокруг дворцов, которые были центрами общественной жизни - Кносский дворец. Высокий уровень развития материальной культуры острова. Большинство поселений погибло во время вулканических извержений. На острове появились ахейцы, впервые следы их культуры обнаружены в городе Микены. Крупнейшее событие – Троянская война. Города-государства. 2.Тёмные века– 11 – 9 вв. до н.э. Это время дорийцев, которые стали потом важнейшим этнокомпонентом Д.Ц. Крито-Микенская культура прекратила существование, письменность забыта, дорийцы жили племена, в хижинах. Период называют гомеровским или предполисным, связан с деятельностью певца Гомера. Сформировались основные мифологические представления древних греков. Далее начинаетсясобственно Древнегреческая Цивилизация. 3.Её генезис– конец 9 – нач. 8 в. до н.э. 4.Развитие– 8 – 6 вв. до н.э.(архаика). Начинается развитие древнегреческой философии. Центр – город Милеет, где жили Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавали вопрос о первоначале всего сущего. Пифагор создал философскую школу по типу тайного ордена. Начинают вновь возникать государства: укреплённые посёлки – полисы (города-государства). Полис – объединение частных землевладельцев и ремесленников, к-е признавались полноправными членами полиса и имели право на собственность. Были социальные слои, свободным гражданам противостояли рабы. Жизнь в полисе сосредотачивается на рыночной площади – агоре, на которой для решения дел собирались граждане. В перенаселённых полисах люди искали лучших условий, это вызвало колонизацию новых земель. 5.Расцвет– 5 в. до н.э. (классическая Греция). Бурное развитие экономики, её основа – труд рабов. Высший расцвет культуры, многие её достижения становятся образцовыми. 2ая половина 5 в. – «золотой век» Афин, правление главнокомандующего Перикла. Но появляются люди с деградирующей моралью. Расцветает деят-сть софистов – платных учителей мудрости и красноречия. Идеи – каждый сам по себе носитель истины, это вело к анархии. Время Сократа. 6.угасание и гибель – 4 в. до н.э.

Становилась цивилизация на территории Балканского полуострова, не лучшее место для развития жизни (засушливый горный край с достаточно трудным климатом). Но греки сделали его к моменту расцвета Ц. цветущей землёй. В истории это назвали греческим чудом. Возникли ценности: необходимость накопления знаний, уважение к предкам, отношение к труду как к источнику жизни. Греки создавали колонии и переносили свои культуру на эти земли. Племена говорили на разных диалектах греческого языка, основные 4: дорический, ионийский, элийский, аркадский. Алфавит появился на основе финикийского. Особую роль в истории древней Греции сыграла Аттика – богатая сырьём (свинец, серебро, мрамор, глина), удобно расположенная для мореходства. Именно здесь сложилось Афинское государство – пример полиса. Это Афины золотого века (5 в. до н.э.). Их демократическое устройство было подготовлено реформами Солона и Клисфена. Объединяющие обстоятельства – возрождение письменности, общегреческие Олимпийские игры, Дельфы, куда греческие города посылали гонцов за религиозным и политическим советом, война с Персией, которая дала почувствовать цивилизационное единство. Ядро Д.Ц. – полисные ценностные установки: социально-экономические (право собственности, где общинно-государственная преобладала над частной), экономические (хозяйственная независимость полиса, возможность активной торговли, развитие товарно-денежных отношений), социальные (выгодность жизни в сообществе свободных собственников и производителей, также были неполноправные и бесправные), политические (гражданское самоуправление с разделением властей на законодательную (народное собрание), исполнительную (магистраты) и судебную (суд присяжных), возможность для гражданина (свободного собственника) голосовать, защищать полис в составе ополчения), правовые (равенство граждан перед законом, уважение к достоинству), религиозные (получение покровительства богов, греческий пантеон состоял из 12 главных богов и богинь во главе с Зевсом, особенность - религия носит светский характер), научные (накопление знаний, уважение к их носителям, решение философских проблем, развитие искусства, прославлявшего человека, рациональный тип мышления). Но презрение элиты к физическому труду и тем, кто им занимается, концентрация земельной собственности в руках отдельных лиц дали себя знать в упадке нравов, уходе от демократии. Междоусобные войны также подрывали полисную систему. Результатом кризиса стало завоевание древнегреческих полисов Македонией в 4 в. до н.э.

Эллинистический мир: его становление и особенности.

В период угасания и гибели древнегреческой Ц. был упадок нравов, уход от демократии, междо- усобные войны, кризис полисной системы, что к 4 в. до н.э. ослабило и сделало её разрозненной. Результатом стало завоевание древнегреческих полисов Македонским царством в 328 г. Завое-вания Филиппа Македонского, а затем его сына Александра лишили Элладу политической независимости. Александр завоевал Персию и пошёл дальше. Держава Александра распространилась далее – от Северной Италии до Индии, от Нила до Средней Азии. На своём пути он основывал новые города по греческому образцу, называя их обычно Александрией. Его завоевательные походы заложили политическую основу эллинизма. После смерти Александра политическое единство этого мира перестало существовать. Но греческая культура и идеи стали играть определяющую роль в жизни народов, завоеванных Македонией. Так как самоназвание греков - эллины, то всю культуру последующего периода стала именовать эллинистической.

Особенностиэллинизма.С цивилизационной точки зрения он интересен как своеобразный синтез Запада и Востока, взаимодействие древнегреческой культуры и культур Ближнего и частично Среднего Востока. Он представлял собой синтез культур, но мы неможем назвать всё это цивилизацией. Так как не было единого ядра системообразующих ценностей, на территории государства сочетались порой противоположные жизненные установки, сам эллинистический мир был недолговечен. Но был ряд интересных особенностей. Этот мир имел общегреческий язык (койнэ) – язык по-эллински образованных людей, администрации и командного состава. Он был языком литературы и науки, делопроизводства и официальной переписки. Кризис полисов, рассеивание греков по разным территориям в результате завоевания Македонией изменило взгляды эллинов на мир: появились идеи космополитизма и индивидуализма. Своеобразный религиозный синкретизм - стали поклоняться новым божествам, соединившим черты восточных и эллинских божеств. В Египте при Птолемеях – династия, начавшаяся ставленником Александра, - появляется новый бог – Осирис-Апис – Серапис. Впоследствии его культ распространился по всей Римской империи. Также характерная особенность – существование эсхатологических воззрений: люди задумывались о конечности судеб мира и человека. Основа этого – древнеегипетские представления о загробной жизни отдельной души и идеи иудаизма (монотеистическая религия древних евреев, основанная на поклонении богу Яхве), который осмысливал историю как процесс, направляемый богом и имеющий своеобразный конец – новое небо и новую землю. Также был синтез структур. Деспотическая форма правления восточных обществ и полисные структуры греков соединялись в виде полиса, имевшего автономию под покровительством высшего правителя. Но из-за возникновения больших государств полисы теряли свою самостоятельность.

В Египте была основанная Александрия как новая столица и спланирована как греческий город. Расположена на перекрёстке Азии, Африки и Европы – стала мировой столицей. Процветали науки, собирались новые знания о мире. Александрийская библиотека стала приютом учёных и поэтов. Появляются новые жанры литературы, пасторальная или буколическая (описывающая прелести естественной жизни на природе) поэзия. Потом пасторалям подражал римский поэт Вергилий.

Культурное наследие эллинизма очень ценно. В эту эпоху активно систематизировались знания, опыт тысячелетий. В Александрийской библиотеке было 700 тысяч рукописей. Было научное учреждение Мусейон. Развивались математика, медицина, натурфилософия. Жил великий математик Архимед, геометр Евклид, астроном Гиппарх, географ Эратосфен. В философии стоики и эпикурейцы. В литературе развивались разные жанры (комедия нравов, эпиграмма, буколика, элегия). Из пленных было много рабов, они возводили дворцы, парки, храмы, жилые дома, зрелищные сооружения. Создавались гигантские произведения инженерного искусства: Фаросский маяк, Колосс Родосский (назывались чудом света), гробница в Мавсоле. Эти постройки олицетворяют собой правление тиранов или наместников бога, какими они считались. Алдександру его мать внушила, что он сын Зевса, а не Филиппа. Он требовал божественных почестей, желая упрочить своё положение в Персии и Египте. Был создан алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурной группы Лаокоон.

Древнеримская цивилизация: этапы становления и развития. Специфика римских ценностей.

Время существования: условно с 753 г. до н.э. (основание Рима). По поводу конечной точки идут споры. Это либо раздел Римской империи на Западную и Восточную (конец 4 в. н.э.), либо взятие Рима готами под предводительством Алариха (410 г. н.э.), либо свержение последнего римского императора Ромула Августина вождём варваров Одоакром, ставшим королём Италии (2я половина 5 в. н.э.). В общем, финальная точка - эторубеж 4-5 вв. Место возникновение – Апеннинский полуостров. Наиболее развитой этнической группой, жившей там, были этруски. Жили городскими общинами, объединяясь в союзы. Потом их объединения пришли в упадок, и возникает новый политический и военный центр – Рим. Некоторые поздние римские легенды проводили связь между основанием Рима и Троянской войной. Отдельные троянцы во главе с Энеем бежали в Италию, где основали город, ставший Римом. Другое предание связывает с близнецами Ромулом и Ремом, которых вскормила волчица, город получил название от Ромула.8 – 6 вв.– эпоха царей, которых избирали.510 г.– установление республиканского строя, управляют консулы. Потом период 3х Пунических войн (с Карфагеном). Вели много завоевательных войн. Карфаген – важнейший торговый и портовый город Западного Средиземноморья. Для римлян война с ним была пробой сил, в которой они начали осознавать своё могущество. Но особенно важна для становления римского самосознания 2ая Пуническая война, которая сокрушила могущество Карфагена. Рим стал самой могущественной державой на Западном Средиземноморье. Стал проникать в государства эллинистического Востока, но внутри Рима раздоры из-за дележа добычи. Стало видно, что республика, отчуждённая от граждан, не может больше существовать. Приходит авторитарная форма власти.31 г. до н.э.– Эпоха Римской империи. К власти приходит Октавиан. Титул императора. Позже – к 5 в. н.э. империя делится на Западную и Восточную.

Ярко выраженная особенность цивилизации - постоянное расширение территории Рима. Это движение во всех направлениях из одного центра. В эпоху Империи Рим имел максимальную территорию. К 3 в. до н.э. вся Италия была подчинена Риму. С 3 по 1 вв до н.э. создаётся Римская Средиземноморская держава. К 2 в. до н.э. империя включает десятки провинций. Другая особенность – совпадение границ государства с цивилизационными пространственными рамками.

Совокупность ценностейримской цивилизации: идея вечного Рима (особая богоизбранность римского народа). Римский миф сложился как идеологического оправдания завоевательных войн. Чтобы другим народам престижно было становиться римлянами. Риму приписывалась особая историческая миссия. Его задача – добиться власти над миром. Отсюда патриотизм, служение Риму всеми силами. Римский миф требовал мужества, стойкости, достоинства, верности. Уважение железной дисциплины и власти закона, умеренный образ жизни. Уважающий себя римлянин должен заниматься политикой, войной, разработкой права. Культ власти подавлял самостоятельное мышление, отсюда культ права. Веротерпимость, готовность принять в свой пантеон других богов. Свобода связывается с экономической независимостью. Римская цивилизация прошла через разные формы государственной жизни, главные из них республика и империя. Римское право прошло путь от первого свода законов под названием «Двенадцать таблиц» до Кодекса Юстиниана. Преемственность правовой системы при этом сохранялась. «12 таблиц» были основой законодательства. Кодекс Юстиниана – корпус гражданского права, был результатом длительного развития правовых норм, потом сильно повлиял на европейские законы. Образование подчинено государственным интересам, практические цели. С особенностями политической жизни связаны искусство красноречия, считалось необходимым навыком для политического успеха. Великолепный оратор – Цицерон. В наследство миру римляне оставили прекрасные дороги, мосты, арки, колонны, храмовые портики, виллы, акведуки, порты и др.

Угасание Рима. Отход римлян от перечисленных ценностей вызвал кризис. Разложение нравов, варваризация римского населения, непроизводительность системы римского труда и др. вели цивилизацию к гибели. Во время республики делались попытки усилить духовное единство путём соединения различных культов, но успеха не принесло. Римляне теряли веру в своих богов, скопированных когда-то с древнегреческого пантеона. Во 2й половине 1 в. н.э. в восточных провинциях Римской империи возникла религия – христианство. Римляне приняли христианские идеи в качестве официальной религии (конец 4 в.), но это не вывело из кризиса. Возможно, христианство только размягчило ядро древнеримской цивилизации, не успев стать общеримской ценностной ориентацией и сделать единое общество.

studfiles.net

Цивилизации Древнего мира

Приблизительно в III—II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв — перешла от первобытности к цивилизации. Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно, осуществлялся постепенно, начиная с IV—III тысячелетий до н. э. И, тем не менее, грани, отделяющие цивилизацию от первобытности, вполне определенны.

«История превратила человека в существо, стремящееся выйти за свои пределы». (К. Ясперс, современный немецкий философ)

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений резко повысилась производительность сельского хозяйства.

Усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство — система органов управления обществом и его подавления.

Была создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству.

Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере, частично, были освобождены от сельского труда. Начали возводиться монументальные сооружения (пирамиды, храмы), не имеющие хозяйственного назначения.

Древние цивилизации, зародившиеся на заре истории человечества, некоторые ученые называют первичными. Это название подчеркивает, что они выросли непосредственно из первобытности. В отличие от более поздних по происхождению цивилизаций им еще не предшествовала цивилизационная традиция, плодами которой можно было воспользоваться. Напротив, древние цивилизации должны были создавать ее сами, преодолевая первобытность. Но полностью эта первобытность не исчезла, в большей или меньшей степени оставаясь и в сознании людей, и в жизни общества.

Древние цивилизации в середине I тысячелетия до н. э.

Древние цивилизации в середине I тысячелетия до н. э.

В этом заключается одна из важнейших особенностей цивилизаций древнего мира.

Географическая зона, в пределах которой возникли очаги древних цивилизаций, по сравнению с остальной площадью мировой суши кажется островком среди бескрайнего моря народов, стоявших на ступени дикости или только приближавшихся к порогу цивилизации.

Уже в IV—III тысячелетиях до н. э. очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии — между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилизаций. Несколько позднее — в III—II тысячелетиях до н. э. — в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во II тысячелетии — китайская (в долине реки Хуанхэ). Примерно в это же время складываются цивилизация хеттов в Малой Азии, финикийская — в Передней Азии, древнееврейская — в Палестине. На рубеже III—II тысячелетий до н. э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая. В I тысячелетии до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана — могущественная цивилизация персов, в Италии — римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где в центральной ее части (Мезоамерика) сложились цивилизации майя, ацтеков и инков. Однако здесь развитие цивилизации началось лишь на рубеже нашей эры.

Цивилизация и природа

Ученые уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких районах была достаточно высока — около +20 °С. Самые большие ее колебания были в некоторых районах Китая, где зимой мог выпадать снег. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу, где природа более сурова.

Но можно ли сделать вывод, что для возникновения цивилизаций обязательно нужны благоприятные природные условия? Конечно, в глубокой древности, обладая еще несовершенными орудиями труда, люди в очень сильной степени зависели от окружающей их среды, и, если она создавала слишком большие препятствия, это замедляло развитие. Но образование цивилизаций не проходило в идеальных условиях. Наоборот, оно сопровождалось суровыми испытаниями, изменением привычного образа жизни. Чтобы дать достойный ответ на вызов, который бросила им природа, людям нужно было искать новые решения, совершенствовать природу и самих себя.

Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными. И действительно, плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия. Реки связывали воедино разные районы страны и создавали возможности для торговли внутри нее и с соседями. Но использовать все эти преимущества было отнюдь не просто. Низовья рек обычно заболачивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полупустыню. Кроме того, русло рек часто менялось, а разливы легко уничтожали поля и посевы. Требовался труд многих поколений, чтобы осушить болота, провести каналы для равномерного снабжения водой всей страны, уметь противостоять наводнениям. Однако эти усилия дали свои плоды: урожайность повысилась так резко, что ученые называют переход к ирригационному земледелию «аграрной революцией».

Теория «вызова и ответа» была сформулирована известным английским историком А. Тойнби (1889— 1975): естественная среда самим фактом своего существования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней.

«Реки — это великие воспитатели человечества». (Л. И. Мечников, русский историк, XIX в.).

Конечно, не все древние цивилизации были речными, но каждая из них сталкивалась с трудностями, зависевшими от особенностей ландшафта и климата.

«Вызов побуждает к росту... слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста». (А. Тойнби).

Так, в особой географической ситуации развивались Финикия, Греция и Рим — приморские цивилизации. Земледелие здесь не требовало (в отличие от многих цивилизаций Востока) ирригации, зато полуостровное положение было еще одним вызовом природы. И ответом на него явилось зарождение навигации, которая сыграла важнейшую роль в жизни этих морских держав.

Итак, при всем многообразии природных условий, в которых существовали цивилизации древности, цивилизационный процесс везде шел в неразрывной связи с освоением и преобразованием естественной среды.

Цивилизации древнего мира имеют целый ряд общих черт. Этот этап развития человечества, как мы увидим дальше, существенно отличается от последующих эпох. Однако уже тогда выделяются два больших региона — Восток и Запад, в которых начинают складываться цивилизационные особенности, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху средневековья, и в новое время. Поэтому мы будем рассматривать отдельно цивилизации Древнего Востока и средиземноморские цивилизации, на развалинах которых родилась Европа.



biofile.ru

Цивилизации древнего мира

Количество просмотров публикации Цивилизации древнего мира - 1561

Цивилизации Древнего Востока.Древний Восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, камен­ная архитектура, мировые религии и многое другое, без чего невозможно представить нынешнее человеческое сообщество. Первые государства возникают в долинах крупных рек. Зем­леделие в этих районах было очень продуктивно, но для этого требовались ирригационные работы — по осушению, орошению, возведению дамб и поддержанию всœей иррига­ционной системы в порядке. Одна община не могла спра­виться с этим. Назревала крайне важно сть в объединœении всœех общин под контролем единого государства.

Впервые это происходит сразу в двух местах независимо друг от друга — в Двуречье (долины рек Тигр и Евфрат) и Египте в конце IV—Ш тыс. до н. э. Позднее государство воз-

никает в Индии, в долинœе реки Инд, а на рубеже III — II тыс. до н. э. — в Китае. Эти цивилизации получили в науке наименование речных цивилизаций.

Самым важным центром древней государственности яв­лялся район Двуречья. В отличие от других цивилизаций Двуречье было открыто всœем миграциям и веяниям. Отсюда открывались торговые пути и распространялись нововведе­ния в другие земли. Цивилизация Двуречья непрерывно расширялась и вовлекала новые народы, в то время как ос­тальные цивилизации были более замкнуты. Благодаря это­му Западная Азия постепенно становится флагманом в со­циально-экономическом развитии. Здесь появляются гончар­ный круг и колесо, металлургия бронзы и желœеза, боевая колесница и новые формы письменности. Ученые просле­живают влияние Двуречья на Египет и цивилизацию древ­ней Индии.

Земледельцы заселили Двуречье в VIII тыс. до н. э. По­степенно они научились осушать заболоченные участки. В долинах Тигра и Евфрата нет камня, лесов, металлов, зато они очень богаты зерном. Жители Двуречья выменивали зерно на недостающие в хозяйстве предметы в процессе тор­говли с сосœедями. Камень и дерево были заменены глиной. Из глины строили дома, изготавливали различные предме­ты бытового обихода, на глиняных таблицах писали.

В конце IV тыс. до н. э. в Южном Двуречье возникло несколько политических центров, которые объединились в государство Шумер. Размещено на реф.рфНа протяжении всœей своей древней ис­тории район Двуречья был ареной ожесточенной борьбы, в ходе которой власть захватывал какой-либо город или при­шедшие со стороны завоеватели. Со II тыс. до н. э. ведущую роль в регионе начинает играть город Вавилон, став могу­чей державой при царе Хаммурапи. Далее усиливается Ас­сирия, которая с XIV по VII вв. до н. э. была одним из веду­щих государств Двуречья. После падения Ассирийской дер­жавы вновь усиливается Вавилон — возникает Нововави­лонское царство. Персы — выходцы с территории совре­менного Ирана — сумели завоевать Вавилонию и в VI в. до н. э. основать огромное Персидское царство.

Цивилизация древнего Египта обязана своим появлени­ем крупнейшей в мире реке Нил и ее ежегодным разливам.

Египет делился на Верхний (долина Нила) и Нижний (дельта Нила). Вдоль Нила возникали первые государственные объе­динœения — номы, центром которых становились храмы. В результате долгой борьбы номы Верхнего Египта объедини­лись и присоединили Нижний Египет.

Китай как государство сформировался в долинœе реки Хуанхэ. Другая великая китайская река — Янцзы, протека­ющая южнее, была освоена позже. Хуанхэ очень часто ме­няла свое русло, затопляя обширные местности. Для обуз­дания реки требовался упорный труд по возведению дамб и плотин.

Египет и Китай, несмотря на отдаленность друг от друга, имеют ряд общих черт, что объясняется несколькими при­чинами. В этих странах изначально проживало этнически однородное населœение, государственный аппарат был очень устойчивым; во главе государства стоял обожествленный правитель. В Египте это фараон — сын Солнца, в Китае — ван, сын Неба. В рамках обеих цивилизаций существовал тотальный контроль над населœением, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ привлекалось для исполнения тяжелых повинностей. Основу населœения Египта составляли общинники, которые назывались ʼʼслу­гами царяʼʼ и были обязаны сдавать весь урожай государ­ству, получая за это продукты или надел земли для обработ­ки. Аналогичная система функционировала и в Китае.

Огромную роль в государстве такого типа играли жрецы-чиновники, которые управляли аппаратом и распределяли продукты среди всœего населœения. В Египте именно жрецы играли главную роль в процессе распределœения материаль­ных блаᴦ. Храмы обладали значительной властью, что по­зволяло им успешно противостоять Центру. В отличие от Египта͵ в Китае религиозная составляющая власти государ­ственного аппарата отошла на второй план.

В Индии, в долинœе реки Инд, сложилась протоиндийская цивилизация. Здесь были созданы крупные ирригационные системы и построены большие города. Развалины двух горо­дов найдены у современных посœелœений Харалпы и Мохенд-жо-Даро и. носят эти названия. Цивилизация достигла здесь высокого уровня развития. Об этом говорит наличие ремес­ла, канализационной системы, письменности. При этом пись­менность протоиндийской цивилизации, в отличие от иерог-

лифов Египта и клинописи Двуречья, еще не разгадана уче­ными, и эта цивилизация продолжает оставаться для нас загадкой. Причины гибели цивилизации Древней Индии, просуществовавшей несколько столетий, также неизвестны,

Во второй половинœе II тыс. до н. э. в Индию вторглись племена ариев. Язык ариев относится к индоевропейской языковой семье и близок славянским языкам. Арии засели­ли долину реки Ганг, подчинив себе местное населœение. Пришедшие арии жили преимущественно родовым строем. Во главе племен стояли вожди — раджи, которые опирались на прослойку воинов-кшатриев. Жрецы-брахманы боролись с кшатриями за первое место в обществе и государстве.

Арии, не желая раствориться среди многочисленного местного населœения, были вынуждены установить систему варн. Согласно данной системе, населœение распределялось на четыре варны — жрецы-брахманы, воины-кшатрии, про­изводители-вайшьи, а также шудры — покоренное местное населœение. Принадлежность к варне наследовалась, и изме­нить ее было невозможно. Браки всœегда происходили между членами одной варны.

Система варн способствовала консервации индийского общества. Поскольку варны взяли на себя часть функций государства, государственный аппарат в Индии не стал та­ким сильным и влиятельным, как в других цивилизациях Древнего Востока.

В Восточном Средиземноморье возникает новая форма цивилизаций, отличающаяся от классических речных госу­дарств. Здесь существовали древнейшие центры земледелия и скотоводства, здесь же возникают первые урбанистиче­ские центры. Город Иерихон в Палестинœе известен как древ­нейший город в мире (VIII тыс. до н. э.). Восточное Среди­земноморье — это регион, расположенный на пересечении важнейших торговых путей, связывающий между собой Азию, Европу и Африку.

С Ш тыс. до н. э. города Восточного Средиземноморья становятся важными центрами транзитной торговли. Бога­тые города и плодородные земли этого региона постоянно служили объектом притязаний крупных держав — Египта͵ Ассирии, Хеттского царства (на территории Малой Азии). Восточное Средиземноморье делится на три части — на севе-

2. Зак. 606

ре Сирия, на юге Палестина, в центре — Финикия. Фини­кийцы сумели стать опытными мореходами, занимались тран­зитной торговлей, основывали свои колонии по всœему Среди­земноморью. Финикийцы изобрели буквенное письмо, помо­гающее им оформлять торговые сделки. Этот алфавит лег в основу всœех современных алфавитов.

Финикия оказалась переходной формой цивилизации, близкой античной модели.

referatwork.ru

Цивилизации древнего мира — Мегаобучалка

Цивилизации Древнего Востока.Древний Восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, камен­ная архитектура, мировые религии и многое другое, без чего невозможно представить нынешнее человеческое сообщество. Первые государства возникают в долинах крупных рек. Зем­леделие в этих районах было очень продуктивно, но для этого требовались ирригационные работы — по осушению, орошению, возведению дамб и поддержанию всей иррига­ционной системы в порядке. Одна община не могла спра­виться с этим. Назревала необходимость в объединении всех общин под контролем единого государства.

Впервые это происходит сразу в двух местах независимо друг от друга — в Двуречье (долины рек Тигр и Евфрат) и Египте в конце IV—Ш тыс. до н. э. Позднее государство воз-

никает в Индии, в долине реки Инд, а на рубеже III — II тыс. до н. э. — в Китае. Эти цивилизации получили в науке наименование речных цивилизаций.

Самым важным центром древней государственности яв­лялся район Двуречья. В отличие от других цивилизаций Двуречье было открыто всем миграциям и веяниям. Отсюда открывались торговые пути и распространялись нововведе­ния в другие земли. Цивилизация Двуречья непрерывно расширялась и вовлекала новые народы, в то время как ос­тальные цивилизации были более замкнуты. Благодаря это­му Западная Азия постепенно становится флагманом в со­циально-экономическом развитии. Здесь появляются гончар­ный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница и новые формы письменности. Ученые просле­живают влияние Двуречья на Египет и цивилизацию древ­ней Индии.

Земледельцы заселили Двуречье в VIII тыс. до н. э. По­степенно они научились осушать заболоченные участки. В долинах Тигра и Евфрата нет камня, лесов, металлов, зато они очень богаты зерном. Жители Двуречья выменивали зерно на недостающие в хозяйстве предметы в процессе тор­говли с соседями. Камень и дерево были заменены глиной. Из глины строили дома, изготавливали различные предме­ты бытового обихода, на глиняных таблицах писали.

В конце IV тыс. до н. э. в Южном Двуречье возникло несколько политических центров, которые объединились в государство Шумер. На протяжении всей своей древней ис­тории район Двуречья был ареной ожесточенной борьбы, в ходе которой власть захватывал какой-либо город или при­шедшие со стороны завоеватели. Со II тыс. до н. э. ведущую роль в регионе начинает играть город Вавилон, став могу­чей державой при царе Хаммурапи. Затем усиливается Ас­сирия, которая с XIV по VII вв. до н. э. была одним из веду­щих государств Двуречья. После падения Ассирийской дер­жавы вновь усиливается Вавилон — возникает Нововави­лонское царство. Персы — выходцы с территории совре­менного Ирана — сумели завоевать Вавилонию и в VI в. до н. э. основать огромное Персидское царство.

Цивилизация древнего Египта обязана своим появлени­ем крупнейшей в мире реке Нил и ее ежегодным разливам.

Египет делился на Верхний (долина Нила) и Нижний (дельта Нила). Вдоль Нила возникали первые государственные объе­динения — номы, центром которых становились храмы. В результате долгой борьбы номы Верхнего Египта объедини­лись и присоединили Нижний Египет.

Китай как государство сформировался в долине реки Хуанхэ. Другая великая китайская река — Янцзы, протека­ющая южнее, была освоена позже. Хуанхэ очень часто ме­няла свое русло, затопляя обширные местности. Для обуз­дания реки требовался упорный труд по возведению дамб и плотин.

Египет и Китай, несмотря на отдаленность друг от друга, имеют ряд общих черт, что объясняется несколькими при­чинами. В этих странах изначально проживало этнически однородное население, государственный аппарат был очень устойчивым; во главе государства стоял обожествленный правитель. В Египте это фараон — сын Солнца, в Китае — ван, сын Неба. В рамках обеих цивилизаций существовал тотальный контроль над населением, которое привлекалось для исполнения тяжелых повинностей. Основу населения Египта составляли общинники, которые назывались «слу­гами царя» и были обязаны сдавать весь урожай государ­ству, получая за это продукты или надел земли для обработ­ки. Аналогичная система функционировала и в Китае.

Огромную роль в государстве такого типа играли жрецы-чиновники, которые управляли аппаратом и распределяли продукты среди всего населения. В Египте именно жрецы играли главную роль в процессе распределения материаль­ных благ. Храмы обладали значительной властью, что по­зволяло им успешно противостоять Центру. В отличие от Египта, в Китае религиозная составляющая власти государ­ственного аппарата отошла на второй план.

В Индии, в долине реки Инд, сложилась протоиндийская цивилизация. Здесь были созданы крупные ирригационные системы и построены большие города. Развалины двух горо­дов найдены у современных поселений Харалпы и Мохенд-жо-Даро и. носят эти названия. Цивилизация достигла здесь высокого уровня развития. Об этом говорит наличие ремес­ла, канализационной системы, письменности. Однако пись­менность протоиндийской цивилизации, в отличие от иерог-

лифов Египта и клинописи Двуречья, еще не разгадана уче­ными, и эта цивилизация продолжает оставаться для нас загадкой. Причины гибели цивилизации Древней Индии, просуществовавшей несколько столетий, также неизвестны,

Во второй половине II тыс. до н. э. в Индию вторглись племена ариев. Язык ариев относится к индоевропейской языковой семье и близок славянским языкам. Арии засели­ли долину реки Ганг, подчинив себе местное население. Пришедшие арии жили преимущественно родовым строем. Во главе племен стояли вожди — раджи, которые опирались на прослойку воинов-кшатриев. Жрецы-брахманы боролись с кшатриями за первое место в обществе и государстве.

Арии, не желая раствориться среди многочисленного местного населения, были вынуждены установить систему варн. Согласно данной системе, население распределялось на четыре варны — жрецы-брахманы, воины-кшатрии, про­изводители-вайшьи, а также шудры — покоренное местное население. Принадлежность к варне наследовалась, и изме­нить ее было невозможно. Браки всегда происходили между членами одной варны.

Система варн способствовала консервации индийского общества. Поскольку варны взяли на себя часть функций государства, государственный аппарат в Индии не стал та­ким сильным и влиятельным, как в других цивилизациях Древнего Востока.

В Восточном Средиземноморье возникает новая форма цивилизаций, отличающаяся от классических речных госу­дарств. Здесь существовали древнейшие центры земледелия и скотоводства, здесь же возникают первые урбанистиче­ские центры. Город Иерихон в Палестине известен как древ­нейший город в мире (VIII тыс. до н. э.). Восточное Среди­земноморье — это регион, расположенный на пересечении важнейших торговых путей, связывающий между собой Азию, Европу и Африку.

С Ш тыс. до н. э. города Восточного Средиземноморья становятся важными центрами транзитной торговли. Бога­тые города и плодородные земли этого региона постоянно служили объектом притязаний крупных держав — Египта, Ассирии, Хеттского царства (на территории Малой Азии). Восточное Средиземноморье делится на три части — на севе-

2. Зак. 606

ре Сирия, на юге Палестина, в центре — Финикия. Фини­кийцы сумели стать опытными мореходами, занимались тран­зитной торговлей, основывали свои колонии по всему Среди­земноморью. Финикийцы изобрели буквенное письмо, помо­гающее им оформлять торговые сделки. Этот алфавит лег в основу всех современных алфавитов.

Финикия оказалась переходной формой цивилизации, близкой античной модели.

Античная цивилизация.

Греция. Древнейшая цивилизация в Европе возникла на островах Эгейского моря и на Балканском полуострове иизвестна как крито-микенская цивилизация (по названию центров — острова Крит и Микен, города на юге Греции). Крито-микенская цивилизация являлась типичной древне­восточной цивилизацией, существовавшей во II тыс. до н. э. Крит, как и Финикия, прославился как морская держава с могучим флотом. Гибель крито-микенской цивилизации свя­зана с рядом природных катаклизмов и нашествием в Гре­цию и острова Эгейского моря северных племен. Это наше­ствие привело к установлению на развалинах цивилизации более отсталых родоплеменных отношений. XII — IX вв. до н. э. известны в Греции как темные века.

В VIII—VI вв. до н. э. в Греции начинает формироваться античная цивилизация. Большую роль в ее развитии сыгра­ло появление железа и соответствующих орудий. В Греции недостаточно земли для возделывания, поэтому широкое развитие здесь получило скотоводство, а затем и ремесло. Греки, знакомые с морским делом, активно занимались тор­говлей, что постепенно привело к освоению ими окружаю­щих территорий, расположенных вдоль побережья. Вслед­ствие катастрофической нехватки земельных ресурсов, гре­ки были вынуждены основывать колонии в Италии, Малой Азии, Причерноморье.

С разделением труда и появлением прибавочного продук­та родовая община сменяется соседской общиной, но не сель­ской, а городской. У греков эта община называлась поли­сом. Постепенно полис оформлялся в город-государство. В Греции были сотни полисов. Колонии также создавались по такому образцу. В рамках полиса происходила ожесточен­ная борьба между родоплеменной знатью, не желающей ус-

тупать свою власть, и демосом — незнатными членами об­щины.

Греки осознавали свое единство, — они называли свою родину Элладой, а себя — эллинами. У них был единый пан­теон богов-олимпийцев и общеэллинские спортивные состя­зания. Однако все это не мешало им регулярно воевать меж­ду собой.

Одной из главных черт эллинской культуры является принцип состязательности и стремление к первенству, что нехарактерно для цивилизаций Востока. В полисе сложи­лась ситуация, когда его могущество находилось в зависи­мости от граждан, на которых, в свою очередь, налагались определенные обязанности, но вместе с этим и значитель­ные права.

Греция не была объединена одним полисом, — этому ме­шала их раздробленность и разобщенность. В результате Греция оказалась завоеванной сначала Македонией, а затем Римом. Но Римское государство, покорившее Грецию, ис­пытало сильнейшее влияние греческой культуры. Достиже­ния греческой культуры в конечном итоге легли в основу всей европейской культуры и цивилизации.

Древний Рим. Рим был основан в 753 г. до н. э. в области Лациум в центре Италии. В ходе своего развития Рим заим­ствовал культуру и достижения своих соседей. Особенно значительное влияние на Рим оказали этруски, северные соседи Рима. По преданию, этруски являлись переселенца­ми из Малой Азии.

В процессе долгой и упорной борьбы Рим завоевал снача­ла Лациум, затем соседние области. Риму удавалось одер­живать победы благодаря эффективной государственной и военной организации. Используя свое расположение в цент­ре Апениннского полуострова, Риму удалось разъединить силы своих врагов и по очереди завоевать этрусков, кельтов Италии, Великую Грецию (так назывались греческие ко­лонии в Италии) и другие племена.

В III в. до н. э. Рим, подчинивший себе всю Италию, столкнулся с Карфагеном, финикийской колонией на севе­ре Африки. В ходе трех ожесточенных войн Рим разгромил своего соперника и стал самой могущественной державой Средиземноморья. Не обладая культурой своих соперников,

2*

Рим прибегал к ее заимствованию, привнося на завоеван­ные земли собственный государственный порядок и устрой­ство.

Во II — I вв. н. э. Рим испытал серьезный кризис. Римс­кое государство было устроено по подобию полиса. Однако очевидно, что если полисное устройство может быть эффек­тивным для города и его округи, то оно абсолютно не подхо­дит для огромной державы. После тяжелой и продолжитель­ной гражданской войны в Риме устанавливается импера­торская власть. В эпоху империи Рим достигает наибольше­го могущества, объединив под своей властью земли Запад­ной и Южной Европы, Северную Африку и Западную Азию. Большую роль в этот период истории Древнего Рима начи­нает играть_рабовладельческий уклад.

ВIII в. н. э. Римская империя испытала тяжелое потря­сение, охватившее все сферы жизни римского общества. Натиск варваров на границы империи, связанный с Вели­ким переселением народов, и глубокие изменения в жизни империи привели к глубокому и необратимому кризису ан­тичной цивилизации. В итоге Римская империя расколо­лась на две части — Западную и Восточную, и в V в. н. э. Западная Римская империя пала. 476 г. — год, когда сверг­ли последнего римского императора, — принято считать ру­бежным годом между античностью и средневековьем. Пра­вопреемницей Рима стала Восточная Римская империя с центром в Константинополе.

megaobuchalka.ru

Древнейшие цивилизации Востока

Содержание

Введение

1. Древнейшие цивилизации Востока

1.1 Феномен Востока

2. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока

2.1 Самая ранняя цивилизация на Земле

2.2 Египетская цивилизация

Список литературы

Введение

Тема реферата «Древнейшие цивилизации Востока» по дисциплине «История мировых цивилизаций».

История мировой цивилизации является новой дисциплиной, которая по своему синтетическому и эвристическому потенциалу способна выступить основой гуманитарного образования в целом. Она не является традиционной историей (в ней не рассматриваются сценарии и картинки конкретных событий, поскольку нас интересуют типологические процессы). Не является она и историей культуры или культурологией (потому что мы не погружаемся в процессы воплощения истины, добра, красоты в конкретных явлениях искусства или науки).

В советское время подобные функции пытался выполнять исторический материализм. Сегодня он в качестве официальной доктрины уже не выступает, однако альтернативы ему в системе образования так и не предложено.

1. Древнейшие цивилизации Востока

1.1 Феномен Востока

Восточный тип – тип циклического развития возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение, прежде всего в Индии и Китае.

Культура и религия народов Востока развивалась, переплетаясь, и обогащая друг друга.

Ментальность народов, относящихся к этому типу, наделена особым своеобразием. Общественное сознание носит харизматический характер: действительность воспринимается через чувственный опыт (слышу, ощущаю, вижу) и через веру в божественные силы. Это связано с тем, что на Востоке боги, небесные силы воспринимаются как часть живой природы. Они существуют рядом с человеком, участвуют в его жизни, влияют на него. Человек, на свою очередь, влияет на живущих рядом богов.

Представление об историческом времени на Востоке имеет меньшие особенности: прошлое, настоящее и будущее существуют как бы одновременно, вместе.

Человек живет одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Такое понимание времени объясняется тем, что на Востоке душа считается бессмертной, меняется только форма ее существования. Отсюда особое представление о предках: умершие предки существуют в настоящем, но в другой форме, и влияют на человека. Не родившиеся потомки существуют также и в настоящем, но в другой форме. Проблема “отцов и детей” на Востоке, поэтому не возникла.

Цель существования обществ понимается на Востоке как движение и приближение к высшему божественному идеалу. А жизнь воспринимается бесконечным спектаклем, в котором участвуют и люди, и боги. Постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей – главная ценность бытия народов Востока. Общества Востока построены на принципах коллективизма. Личностное начало развито слабо, личные интересы полностью подчинены общине. Общество построено на особом типе связей вертикального характера. Горизонтальные связи между общинами не развиты. Власть единого правителя ничем не ограничена, человек зависел от бюрократии и чиновников, управляющих от имени властелина.

Государственная машина восточного деспотизма обезличена, личная инициатива и ответственность исключались: здесь не могли возникнуть партии, борьба идей.

Изменения в таких обществах происходили медленно, опыт многих поколений канонизировали как высшую общественную ценность. Авторитет старшего поколения был очень высок.

Развитие в странах Востока идет циклами. Графически этот путь можно изобразить в виде пружины, где каждый виток – это один цикл развития, от одного витка к другому – это шаг поступательного движения. Но при таком медленном, циклическом развитии общество имело высокоразвитую науку, культуру, философию, тончайшее искусство, богатейшую духовную жизнь. Однако человек, личность на Востоке не имели собственной ценности. Человек – песчинка на берегу океана вечности, от него ничего не зависело. Символ восточной культуры – человек в лодке без весел, течение реки определяло жизнь человека.

феномен восток цивилизация шумер

2. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока

2.1 Самая ранняя цивилизация на Земле

Шумер современный совсем непохож на то место, где когда-то цвета самая ранняя цивилизация человечества. Это место от Багдада до Персидского залива – однообразная равнина, созданная нанесенным илом от сезонных наводнений Тигра и Евфрата. Лето здесь длиться 6 месяцев, температура подымается до 52О . Когда-то здесь была очень плодородная земля. Ирригация начала здесь развиваться в 6 тыс. до н.э. Она обеспечивала достаточное питание, давала условия для развития городов.

Пышноцветие шумерской земли были роскошным, что вполне могло породить в Ветхом Завете миф о рае на земле – об Эдеме. Считают, что именно в Месопотамии его место. В руинах Неппура была найдена клинописная табличка, в которой обнаружена связь между шумерским мифом и библейской историей. В ней говорится о чистой и светлой земле, не знавшей ни болезней, ни смерти. Встречаются там слова «Эдем», «Адам». Слово «Эдем» означает «дикая, невозделанная равнина», а «Адам» - поселение на равнине. В первой книге «Пятикнижия» - Бытие – говорится, что из Эдема выходила река для орошения рая, а потом разделялась на 4 реки. (Ефрат, Тигр, Фисона, Гихона). Но ученый из штата Миссури установил, что река сегодня называется Карун, берет свое начало в Иране и течет к Персидскому заливу, и есть тот самый Гихон, а высохшее русло в пустыне Саудовской Аравии было когда-то р. Фисон. Позже снимок Саудовской Аравии из Космоса подтвердил все это.

В Шумере в течении 5 тыс. до н.э. впервые в человеческой истории люди стали тратить меньше усилий для удовлетворения своих собственных потребностей. Житель производил больше, чем ему надо было и мг обмениваться излишками с соседями, которые получили возможность посвятить себя другим занятием – гончарному делу, работе по металлу, административной работе впервой в мире бюрократии, службе богам. Так родилась цивилизация. Однако, богатые города с переполненными рынками и зиккуратами все больше притягивали сельских жителей. В итоге поля становились менее продуктивными. В длинный список достижений Шумера, которые по праву могут быть отнесены к категории «впервые», есть и первый пример неразумного обращения с природой.

Приблизительно к 2000г до н.э. Шумер ослабил, язык его народа повсеместно вышел из употребления. Но шумерская культура не пропала бесследно, она легла в основу вавилонской цивилизации.

Шумеры так понимали свое происхождение: вначале был город Эриду. На табличках второго тысячелетия до н.э. клинописью описывается не такой уж и рай. «Вся земля была – море. Потом был создал Эриду».

Развалины Эриду найдены к Западу от Ефрата: безмольные холмы, барханы и один только памятник старины возвышается над этим местом – Зиккурат в очень плохом состоянии. В 1946г. Начали первые масштабные раскопки (Фуад Сафар и Сетон Ллойд). Их привлекла легенда, что город существовал в эпоху предшествовавшей потопу.

Добравшись до руин седьмого храма (над развалинами люди вновь сооружали новые) археологи нашли кладбище в 1000 могил, возраст которого 6 000 лет, керамику, личные вещи. Экскурсия обнаружила 12 храмов друг над другом. Нашли серпы, мотыги, примитивные ручные мельницы.

Люди делали простую, но удивительно тонкую керамику, на которую наносили черной краской рисунки, выращивали пшеницу, ячмень, разводили скот.

Позже археологи обнаружили около 600 глиняных табличек, датируемых 3300 г до н.э. с пиктограф и символами.

Жители Урука сделали гигантский шаг по направлению к цивилизации: создали средство ведения административных и торговых дел, опередив Египтян на 300 лет, шумеры создали письменность.

Никто не знает, когда возникла шумерская цивилизация, археологи лишь приоткрыли завесу ее происхождения. В то время, когда большинство занималось собирательством, шумеры жили в городах, их общество четко было разделено на классы, и управлялось религиозной и политической элитой. Они собирали налоги и принимали судебные решения, осуществляли большие ирригационные проекты, возводили прекрасные здания. Развивалось искусство.

Потребность вести учет заложенных на хранение или купленных товаров вызвала появление письма. Оно появилось около 3300 г до н.э., и первые его образцы содержали перечисление таких товаров, как зерно, пиво, скот. С развитием системы письма более сложные понятия стали выражаться сочетанием знаков. Постепенно пиктограммы становились все более абстрактными, со временем клинописью стали изображать не только вещи, но и звуки.

Шумеры были великими строителями, строили из обожженных солнцем глиняных кирпичей. Для защиты от непогоды, они облицовывали здания, делали глиняные конусы, красили, вдавливали в стены (первая в мире мозаика).

Город Урук в 4 тыс. был самым большим городом в мире. К 4 тыс. Южная Месопотамия проложила торговые пути по всему древнему Востоку – от Иранского плато, через Южный Иран в Турцию. В Сирии закупали лес для строительства и металлу.

Тысячи клинописных табличек составляют красноречивое наследство в области обучения, образование рассказывают о медицине, праве, математике.

Перевденные таблички говорят о том, что проблема «отцов и детей» была актуальна 4 000 лет назад, как и сегодня. Шумерское академическое обучение было строгим и скучным. При царе Саргоне Аккадском города – государства Месопотамии были слиты в первую в мире империю (2330 г до н.э.).

В Аккаде Саргон возглавлял первую в мире регулярную армию. Новая столица – Аккад – стала центром империи, брала дань с завоеванных царств.

Примерно в 2193 году до н.э. империя перестала существовать и воцарилась анархия. Орды гутеев обрушились на эту землю. Аккад не выдержал и сдался. И даже месторасположение города до сих пор не определено археологами.

mirznanii.com

Цивилизация древнего востока кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Цивилизация древнего востока кратко

 В общей истории человечества, тесно переплетены истории различных цивилизаций, государств. Некоторые из них не оставили после себя ничего кроме легенд, а некоторые существуют и поныне. К ныне здравствующим  цивилизациям можно отнести восточные. Цивилизацию древнего востока кратко описать весьма сложно, она охватывает слишком большой временной период. Например, историки утверждают, что индская цивилизация началась в районе XVIII века до нашей эры.

Цивилизация древнего востока краткоЦивилизация древнего востока кратко

Примерно в это же время начали формироваться  Китайская, и Египетская ветви восточной цивилизации. Что же общего можно найти в истории цивилизаций древнего востока, кратко можно сказать – все они, начинали свое развитие возле главных рек региона, Нил в Египте, Инд на полуострове Индостан. Постоянные поселения, возникавшие в самом начале, образовывались на родственных отношениях и с течением времени, расширялись, родовые связи ослабевали, стали появляться первые города.

Все цивилизации начинались с развития земледелия, скотоводства. Умеренный климат, наличие полноводных рек, все это способствовало развитию цивилизации древнего востока, кратко говоря, на начальном этапе все развивались примерно одинаково. Дело в том, что у отдельных семей и малых поселений, образованных на их основе, не было реальной возможности совладать с рекой, требовалась организация труда, объединение общин, требовалось организовать работу по созданию ирригационных сетей. Это в свою очередь способствовало к появлению, говоря современным языком, административных органов управления и ее усилению.

С развитием цивилизации шло разрастание поселений, появление городов и не малых, по оценкам ученых только в Мохенджо-Даро, могло жить несколько десятков тысяч человек, для сравнения в Лондоне, в средние века нашей эры проживало 10-12 тысяч человек. С развитием общественных отношений,  стали формироваться классы – рабы и подневольные работники, ремесленники, аристократия, в том числе административная, военная. Наличие этих основных групп долгое время определяло характер взаимоотношений внутри общества. Все эти факторы приводили к формированию государств, с соответствующими атрибутами – армия, полиция, церковь, культура. Зачатки внутриобщинной демократии, были постепенно заменены на авторитарные способы управления и появлению централизованной власти – деспотии. Постепенно, основа экономики государств тех времен, сосредотачивалась у деспота и его окружения.

К великому сожалению, письменные памятники тех времен не все прочитаны, но даже на основании имеющихся данных можно сделать следующие выводы. Цивилизация древнего востока, кратко говоря в своем развитии, сделала неоценимый вклад в достижения общечеловеческой цивилизации, это и  строительные технологии, и технологии земледелия и скотоводства, и основы наук – математика, медицина. Некоторыми достижениями мы пользуемся до сих пор шелк, порох, пряности.

antiquehistory.ru


Смотрите также