Государства древнего. Пособие по истории 3 раздела / Раздел 1 Особенности становления государственности в России и мире / Тема 2 Государства Древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Государства Древнего Востока и античного мира. Государства древнего


Тема 2 Государства Древнего Востока

Тема 2. Политогенез. Государства Древнего Востока

    1. Пути политогенеза, и этапы становления государственности.

Приблизительно в III—II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв — перешла от первобытности к цивилизации. Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно, осуществлялся постепенно, начиная с IV—III тысячелетий до н. э. И, тем не менее, грани, отделяющие цивилизацию от первобытности, вполне определенны.

Географическая зона, в пределах которой возникли очаги древних цивилизаций, по сравнению с остальной площадью мировой суши кажется островком среди бескрайнего моря народов, стоявших на ступени дикости или только приближавшихся к порогу цивилизации.

В течение многих тысячелетий производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. В таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей. С развитием общества происходит осознание важности хорошего управления, а лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно должность вождя и старейшины становится пожизненной. Любое сообщество людей не может существовать без определенного порядка, без регулирования межличностных отношений. Опыт людей постепенно формирует систему социальных норм, регулирующих производство и распределение, семейные и общественные отношения.

Важнейшей ступенью в становлении государственности стала неолитическая революция. Повышение производительности труда привело к возникновению избыточного продукта и возможности накопления общественных богатств. С развитием производительных сил происходят изменения и в социальной сфере. Произведенный продукт по-прежнему обобществлялся и затем перераспределялся вождями и старейшинами, поэтому именно в руках скапливались излишки продукта, и, как следствие зависимость остальных членной общины становится еще и экономической. Постепенно родоплеменная знать превращается в обособленную группу, которая осуществляет власть - управлять становится выгодно. Власть сильного и авторитетного вождя постепенно распространяется на соседние общины Выборность вождей и старейшин становится все более формальной, и, в конце концов, должности начинают передаваться по наследству. Таким образом, происходит отделение органов власти от родоплеменной организации и формируются протогосударственные образования.

Появление протогосударственных объединений сопровождались многочисленными войнами между ними. Война становится не только одним из важнейших промыслов, но и способствует укреплению положения военного вождя, вокруг которого формируется войско. В ходе войн расширяются территории, а так же усложняется структура управления, т.е. формируется государственность. Государство отличает наличие как минимум четырех признаков – это наличие определенной территории, развитых органов управления, налоговой системы и системы правосудия.

2.2. Государства Древнего Востока.

Уже в IV—III тысячелетиях до н. э. очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии — между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилизаций. Несколько позднее — в III—II тысячелетиях до н. э. — в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во II тысячелетии — китайская (в долине реки Хуанхэ). Примерно в это же время складываются цивилизация хеттов в Малой Азии, финикийская — в Передней Азии, древнееврейская — в Палестине. На рубеже III—II тысячелетий до н. э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая. В I тысячелетии до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана — могущественная цивилизация персов, в Италии — римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где в центральной ее части (Мезоамерика) сложились цивилизации майя, ацтеков и инков. Однако здесь развитие цивилизации началось лишь на рубеже нашей эры.

Цивилизация и природа. Все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Конечно, в глубокой древности, обладая еще несовершенными орудиями труда, люди очень сильно зависели от окружающей их среды. Но образование цивилизаций не проходило в идеальных условиях. Наоборот, оно сопровождалось суровыми испытаниями, изменением привычного образа жизни. Чтобы дать достойный ответ на вызов, который бросила им природа, людям нужно было искать новые решения, изменять природу и самих себя.

Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли огромную роль в их жизни, поэтому эти цивилизации нередко называют речными. И действительно, плодородная почва в дельтах рек способствовала развитию земледелия. Но использовать все эти преимущества было отнюдь не просто. Низовья рек обычно заболачивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полупустыню. Требовался труд многих поколений, чтобы осушить болота, провести каналы для равномерного снабжения водой всей страны, уметь противостоять наводнениям. Однако эти усилия дали свои плоды: урожайность повысилась так резко, что ученые называют переход к ирригационному земледелию «аграрной революцией».

Экономика государств Древнего Востока. Особенность экономического развития государств Древнего Востока заключалась в преобладании государственного сектора экономики и общинной формой ведения хозяйства. Землей и другими ресурсами распоряжалось государство или храм, вместе с тем общинники имели наследственное право на обработку земли. Повинности общинников имели различную форму: выделение части урожая, трудовая повинность.

Власть в государствах Древнего Востока. Уже говорилось о том, что на Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. Ученые считают, что это повлияло на формирование особого типа государства — восточной деспотии.

В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд. Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Цари занимали исключительное положение в деспотическом государстве. Царь считался, по крайней мере, формально, единственным собственником всех земель, во время войн стоял во главе армии, был высшей инстанцией в суде, к нему стекались налоги, он организовывал ирригационные работы, являлся верховным жрецом, посвященным во все таинства. Стабильность деспотий поддерживалась и за счет веры в божественность царя. В Египте, например, фараон именовался не только Владыкой Обеих Земель, т. е. Южного и Северного Египта, но и живым воплощением бога Хора, владыки небес. Впоследствии фараон был наделен «солнечным именем» — он стал богом Ра. Дворец его считался храмом. Его имя запрещалось произносить, ибо оно, как считали, обладало особой магической силой, которую нельзя расходовать впустую. В Китае императора называли Сыном Неба, верховного божества. В древнейшей индийской религиозной книге Веды было написано, что царь создан из частиц тела разных богов «и поэтому он блеском превосходит все созданные существа... Подобно солнцу, он жжет глаза и сердце, и никто на земле не может смотреть на него.

Все эти пышные титулы были не просто цветистыми метафорами, с помощью которых царь возвеличивался над своими подданными. Не в переносном, а в прямом смысле для древних людей царь был богом в человеческом образе. Эта сила распространяется на подданных и после смерти царя, а точнее, после его перехода в иной мир. Поэтому при похоронах царя очень большое значение придавалось правильному выполнению всех погребальных обрядов. Гигантские пирамиды строились в Египте для того, чтобы обустроить его новое «жилище» как можно лучше: ведь от загробного блаженства «великого бога» зависело процветание страны.

Структура общества. В цивилизованном обществе усиливались профессиональные, функциональные различия (ремесло отделялось от земледелия, возникла торговля, росло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая впоследствии становилась все более дифференцированной и разветвленной.

Особенностью восточных обществ была их строгая иерархичность: каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Поэтому общество в древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды. На вершине ее стоит царь, далее идет высший слой знати, состоящий из жрецов, родовой и военной аристократии. Это были самые привилегированные слои в обществе. Представители знати занимали высокие государственные посты, в их распоряжении были огромные земли. Эти земли могли быть отняты у общин, а чаще всего они дарились царем или завоевывались во время войн.

Высокое положение в обществе занимал и многочисленный аппарат чиновников, необходимый для управления государством, поэтому ученость приносила большие практические выгоды.

Особую прослойку составляли купцы, которых поддерживало государство, заинтересованное в поставке иноземных и редких товаров. Благодаря купцам осуществлялась экономическая связь, пока еще очень слабая, между отдельными районами.

Воины, находясь на службе в постоянной армии, они получали снабжение от государства. После удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, воины жили за счет разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжелым работам: например, в Египте воины трудились на каменоломнях.

Довольно многочисленны были ремесленники, большей частью они жили в городах, но были и ремесленники (очевидно, зависимые), которые работали в мастерских, принадлежащих храмам, царю или знати, под плетью надсмотрщиков.

Основную часть общества составляли свободные крестьяне-общинники. Исключением является только Египет, где, по мнению ученых, община почти целиком была поглощена властью и скорее всего, входила в состав царских, храмовых и вельможных хозяйств. Сельская община и в древних цивилизациях, и в эпоху средневековья, вплоть до индустриальной революции, была основной производственной ячейкой. Основной хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная семья, которая имела свой дом, имущество, иногда рабов, приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него, но такие наделы считались собственностью всей общины, т. е., как правило, их нельзя было продать. Все члены общины были связаны круговой порукой: это означало и взаимопомощь, и ответственность за совершенные кем-либо из ее членов преступления. Община, например, должна была компенсировать убытки от воровства, платить штрафы за провинившихся, если они сами не могли этого сделать.

Государство налагало на общину ряд обязанностей: следить за состоянием ирригационной системы (на своем участке), принимать участие в осушительных работах, строительстве каналов, поставлять рекрутов в случае войны. Кроме того, каждый общинник должен был платить налог государству, т. е. царю, который, как уже говорилось, формально владел всей землей. Несмотря на достаточно тяжелые повинности, принадлежность к общине была привилегией: свободные общинники обладали гораздо большими правами, чем те, кто лишился земли. Образ жизни общины имел свои особенности: она была замкнута экономически, т. е. жила натуральным хозяйством, сама производила все необходимое для своего существования. Государство вмешивалось в ее жизнь в основном, когда нужно было собирать налоги или вести войну. Такая обособленность общины подкреплялась правом самоуправления. Спорные вопросы решались на собраниях общинников. Даже в отношении религии община была вполне самостоятельна: почти в каждой местности были свои особые божества и культы. Человек в общине чувствовал себя, прежде всего, частью коллектива, а не отдельной личностью, которая может сама, независимо от других, строить свою жизнь. И поэтому изгнание из общины рассматривалось как суровое наказание.

Существование общины было построено на традиционности, неукоснительном соблюдении древних, тысячелетиями не менявшихся обычаев. Во многом это объяснялось тем, что малейшее отступление от опыта, выработанного предшествующими поколениями, грозило большими потерями для хозяйства и даже гибелью. В результате жизнь общины, и хозяйственная, и духовная, была очень консервативной.

Однако не все крестьянство принадлежало к общинам; многие лишались своих наделов, так как в общине шел, хотя и очень медленно, процесс имущественного расслоения. Оказавшиеся вне общины крестьяне, как правило, работали на землях, находившихся во владении храмов, знати или самого царя. Они тоже получали надел, но уже на других основаниях, как бы в аренду; при этом они не только должны были платить оброк, но и не имели права уйти со своих участков.

В древних восточных цивилизациях существовало рабство. Рабы, как правило, входили в состав большой патриархальной семьи, поэтому такой вид рабства принято называть домашним. Труд рабов использовался также на землях и в мастерских, принадлежавших знати, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве. Рабами становились в основном военнопленные, но существовали и внутренние источники — например, долговое рабство, которое росло по мере расслоения общины. Впрочем, долговое рабство необязательно было пожизненным: отработав свой долг, вчерашний невольник вновь становился свободным человеком. Численность рабов могла быть весьма значительной: скажем, в Китае в III в. до н. э. работорговля приняла такие размеры, что создавались рынки для продажи невольников. В Египте во II тысячелетии до н. э. рабов имели даже люди среднего достатка: ремесленники, садовники, пастухи. И все же труд рабов оставался на Востоке дополняющим по отношению к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников: он не играл определяющей роли в экономической жизни.

Законодательство. Во всех древнейших цивилизациях были созданы письменные своды законов. Это было большим шагом вперед по сравнению с первобытным обществом, где действовали обычаи. Они складывались постепенно, на протяжении сотен веков, превращались в традицию, которой должны были подчиняться все члены рода. Когда человечество вступило в эпоху цивилизации и стали образовываться государства, такие обычаи еще продолжали существовать (обычное право). Но их было уже явно недостаточно для того, чтобы регулировать жизнь в государствах, где развивалось социальное неравенство, где общество расслоилось на множество групп и у каждой из них были свои интересы, не всегда совпадавшие с интересами других или прямо им противоположные.

Законы, созданные в древнейших цивилизациях, имеют целый ряд общих черт. И первое, что поражает современного человека, — это разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника. Например, везде в те времена сохранился получивший силу закона древний первобытный обычай, согласно которому человеку, нанесшему кому-либо телесные повреждения, следует отплатить тем же. Однако, если виновный занимал привилегированное положение в обществе, он просто выплачивал пострадавшему денежное вознаграждение. Государство стояло на страже интересов высших слоев общества: самые жестокие наказания ждали тех, кто выступал против власти, совершал преступления против жрецов и храмов, наносил вред или похищал имущество царя и его приближенных, укрывал беглых рабов и т. д.

Даже рабы при всей тяжести их положения имели определенные права. В Египте они могли искать убежища в храмах и жаловаться на жестокость своего господина. Домашним рабам, как правило, позволялось иметь семью и имущество, а иногда и свой дом. Права личности лучше всего защищались в законах царя Хаммурапи. Срок долгового рабства ограничивался тремя годами, дети рабынь, усыновленные своим отцом — свободным, тоже становились свободными и могли наследовать имущество. Сурово наказывались клеветники и лжесвидетели.

Это означает, что функции государства заключались не только в подавлении и угнетении — они были гораздо шире и сложнее. Создавая законы, государство обеспечивало все слои населения, хотя и не в равной мере, определенными гарантиями. Без этого, собственно, невозможна была бы жизнь общества. Законы упорядочивали отношения между людьми, возлагали на них ответственность за свои поступки, внушали, что у них есть права, пусть даже минимальные, реализации которых можно требовать.

Религия. В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Религиозные представления развивались и видоизменялись вместе с развитием самого человека, но и древнейшие, восходящие к первобытности верования долгое время сохраняли свою власть. На протяжении почти всей жизни древних восточных цивилизаций религиозные представления и сам окружающий мир воплощались в виде мифов. Человек, шагнувший в эпоху цивилизации, тем не менее, продолжал, как и в первобытные времена, чувствовать себя частью природы. С другой стороны, и природа наделялась человеческими чертами. Звери и птицы, небесные светила, камни, деревья, источники — все это считалось одушевленным и сходным с человеком. В природе древний человек, еще довольно беспомощный, видел некие незримые и таинственные могучие силы. Но их не пытались, да и не могли исследовать, анализировать с помощью разума. Природу обожествляли и стремились воздействовать на нее с помощью многочисленных сложных обрядов. Боги также были тесно связаны с природой и воплощали ее силы, добрые или злые. Наиболее древние верования лежали в основе культа животных-богов, который процветал в Египте. Каждая область имела своих богов-покровителей, которые вели свое происхождение от первобытных тотемов.

Зарождение основ науки. Конечно, на протяжении всей истории древнего мира человек воспринимал окружающую действительность не только через мифы. Постепенно стали появляться зачатки нового, рационального отношения к миру. Большую роль здесь сыграло изобретение письменности, так как само по себе владение письмом развивало логическое мышление. Кроме того, письменность помогала удержать и передать следующим поколениям большой объем информации, и это создавало базу для прогресса знаний. Не случайно в Египте библиотеки, находившиеся при храмах, называли «домами жизни». По мере развития трудовой деятельности, накопления опыта стали появляться первые естественнонаучные знания.

В эпоху древности уже были заложены основы астрономии, медицины, математики, и многие открытия, сделанные в те времена, до сих пор удивляют ученых. Центрами знаний, очагами просвещения были города и храмы, так как именно в них концентрировались образованные, владеющие грамотой люди, которые создавали письменную культуру. Жрецы в то время были и учеными, державшими в своих руках самые сокровенные знания. Распространение письменной культуры происходило и потому, что государству для пополнения административного аппарата требовался постоянный приток грамотных людей. Обычно они набирались из числа тех, кто учился в школах и храмах. Разумеется, в эти школы часто поступали, руководствуясь практическими интересами, стремясь, например, занять выгодное положение чиновника. Но независимо от этого в древних цивилизациях медленно расширялся круг людей, владеющих знаниями и способных эти знания развивать.

Схема 1 Особенности цивилизаций Древнего Востока

Цикличность развития

Политическая власть в государствах структурировалась по вертикали

Вся полнота власти в руках правителя (царя, императора, фараона)

Египет (3200 г до н.э.-525 г. до н.э.

Вавилон (3000г.до н.э. – 538 г. до н.э.)

Ассирия (3000г.до н.э. – 605 г. до н.э)

Финикия (конец 3000 до н.э. – 322 г. до н.э.)

Стабильность Традиционализм

Отличительная черта общественного сознания - сосредоточенность надуховности

Общественная жизнь построена на принципах коллективизма

studfiles.net

Государства Древнего Востока

Количество просмотров публикации Государства Древнего Востока - 911

Первые государства возникли в IV тысячелœетии до н.э. на землях Междуречья (Двуречья) и Египта. Их возникновение было во многом обусловлено уникальными природными условиями, поскольку плодородные долины рек (Нила, Тигра и Евфрата) были способны давать очень высокие урожаи зерновых культур даже при крайне примитивной технике обработки земли.

Необходимым условием эффективного ведения хозяйства в плодородных речных долинах было строительство и поддержание в порядке сложных ирригационных систем. Эта задача не могла быть решена в рамках первобытно-общинной организации общества. Решить её было способно только государство — такая форма организации общества, где власть обладает относительной самостоятельностью от общества и опирается на аппарат принуждения при обеспечении исполнения своих решений.

Первые очаги государственности возникали вокруг городов — храмовых центров. При этом закономерностью развития древнейших государств был процесс государственного объединœения всœей территории плодородных речных долин, поскольку только ирригационные сооружения, ориентированные на регулирование водного режима на всём протяжении течения рек были наиболее эффективными. В 3118 году до н.э. впервые в рамках единого государства был объединён Египет. В Древнем Двуречье решение этой задачи встретило на своём пути больше препятствия и оказалось под силу только правившему в 2316 — 2226 гᴦ. до н.э. царю города Аккада Саргону. На рубеже XIX — XVIII вв. до н.э. возникло Вавилонское царство, достигшее вершины своего могущества в годы правления царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), издавшего знаменитые законы.

В Египте и Двуречье сформировался тип государства, именуемый восточной деспотией, при котором вся полнота власти была сосредоточена в руках правителя. Это обстоятельство было предопределœено особенностями хозяйственного строя, требовавшего быстрых, своевременных, организованных действий большого числа людей, необходимых для строительства ирригационных сооружений и поддержания их в надлежащем порядке.

Первые деспотии Древнего Востока отличал застойный характер, поскольку их жизнь находилась в неразрывной связи с извечными циклами природы и прочно привязана к плодородным долинам рек.

Огромное значение для развития государств Древнего Востока имело начало применения желœеза при изготовлении орудий труда и оружия. В связи с этим значительно возросли площади, способные давать прибавочный продукт в земледелии, и государственные границы получили возможность освободиться от жёсткой привязки к очертаниям плодородных речных долин.

Военные деспотии Древнего Востока представляли собой внутренне неоднородные, конгломератные государственные образования. По этой причине всœе они имели недолгую историческую судьбу. Период стремительного возвышения сменялся временем упадка и гибели, и на смену одной военной деспотии приходила другая, с тем, чтобы неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время спустя кануть в Лету. Первой ʼʼвзошла звездаʼʼ державы хеттов — воинственных племён Малой Азии, первыми на планете овладевших секретом изготовления оружия из желœеза. Вслед за ней, сменяя друг друга, возвышались и гибли другие военные деспотии.

В Х — VII вв. до н.э. наступил ʼʼзвёздный часʼʼ Ассирии, когда возникшее на севере Двуречья государство распространило свою власть на всю Малую Азию, покорило Вавилон, Финикию, Иудейское и Израильское царство в Палестинœе, Египет, земли персидских и мидийских племён.

В VII в. до н.э. союз мидийских племён отказался подчиняться Ассирии и основал собственную державу.

В VI в. началось возвышение Персидской державы. Освободившись при царе Кире II (558 — 530 до н.э.) от власти Мидии, персы начали завоевательные походы. Им удалось покорить Двуречье, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию, Египет. При царе Дарии I (522 — 486 до н.э.), завоевавшем Запад Индии, сложилась новая административная система управления, призванная предотвратить племенной сепаратизм. Империя была разделœена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила налоги исходя из площади и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчётов и торговли началась чеканка серебряной монеты.

При этом и Персидской державе суждена была недолгая судьба. Она погибла в столкновении с Древней Грецией.

Лекция № 3

referatwork.ru

Государства и общество Древнего мира

Социальная структура обществ

Социальная структура Древнего Востока. Восточное общество было строго иерархично и организовывалось по типу пирамиды. Вершину пирамиды занимал правитель, обладающий освященной богами властью. Ниже его располагались знать, жрецы, высшие чиновники. Многочисленный аппарат чиновников следил за управлением и функционированием государства. Воины, служащие в составе постоянной армии, обеспечивали внутренний порядок в тюсударстве и его защиту от внешних врагов.

Основную часть общества составляли крестьяне-общинники. Сельская община являлась основной производственной единицей общества, а основной ячейкой общины была большая патриархальная семья. В ходе процесса приватизации появляется имущественное неравенство и, вследствие этого, зависимые категории населения. Зависимость могла выступать в форме долговой кабалы или арендных отношений на землю.

В городах жили торговцы и ремесленники. Ремесленники часто попадали в зависимость, оказываясь в составе государственного или храмового хозяйства. Среди торговцев выделяется привилегированная прослойка купцов, занимающаяся транзитной торговлей с другими странами.

В самом низу общества находились рабы. Источником получения рабов был, в первую очередь, захват военнопленных и лишь позднее долговое рабство. Как уже говорилось, рабство было патриархальным, раб входил в состав большой патриархальной семьи.

На Востоке в качестве организующей общество структуры сложилась система корпораций. Частично этими корпорациями становились уже известные социальные институты (семьи, кланы, общины), частично — новые (касты, секты, цехи). Корпорации на Востоке представляли собой сплоченные и организованные группы населения, имеющие свой устав и свои нормы поведения, отличающие их от других корпораций. Корпорация обеспечивала его члену определенные гарантии защиты от произвола, обычного в восточном обществе. Человек был тесно вовлечен в жизнь корпорации. Обратной стороной этой вовлеченности выступало своеобразное растворение человека в коллективе. Человек осознавал себя, прежде всего, как часть коллектива, а не отдельной личностью, независимой от других.

Через корпорации государству было проще контролировать общество. Государственным чиновникам было достаточно обратиться к главе корпорации, чтобы добиться желаемого.

В Индии сложилась структура общества, отличная от других древневосточных обществ. Индийское общество состояло из варн и каст. О четырех варнах было сказано выше. Со временем четвертая, низшая варна шудр стала повышать свой статус, сближаясь в своем положении с вайшьями, которые соответственно утратили часть своих позиций.

Варны кшатриев и брахманов находились на самом верху индийского общества. Между ними происходила постоянная борьба за власть. Брахманы опирались на непререкаемый религиозный авторитет. Согласно брахманизму — древнейшей индийской религии, брахманы занимают более высокое социальное положение, чем кшатрии. В итоге данное противостояние закончилось в пользу брахманов. Попытка кшатриев заменить брахманизм буддизмом и джайнизмом завершилась неудачей. Вплоть до настоящего времени в Индии доминирует развившийся из брахманизма индуизм.

Согласно представлениям жителей Древней Индии, человек в течение земной жизни не мог выйти из состава своей варны. Но, согласно закону кармы, хорошие и плохие поступки суммировались, и в итоге человек в будущей жизни мог сменить варну на лучшую. Если плохие поступки преобладали, человек перерождался в шудру или животное. Закон кармы приводил к пассивности индийцев в социальной жизни, способствуя их концентрации на нравственном совершенствовании.

Со временем система варн становилась только жестче и разветвленнее. Варны делились на подразряды — касты. Все общество превратилось в строгую систему каст. Вторгавшиеся в Индию завоеватели находили в этой структуре определенное место и вливались в нее как новая каста. Ниже системы каст находились неприкасаемые, находящиеся вне общества и закона, любой контакт с ними был запрещен.

Государства Древнего мира

Государство в обществах Древнего Востока. На Востоке сложилось несколько типов государственного устройства.

В рамках деспотии существует сильная государственная власть, необходимая для поддержания оросительных систем. Характерна неограниченная власть правителя и разветвленный государственный аппарат, состоящий из чиновников и воинов. Это Египет, Китай, государства Двуречья.

В военной монархии на первое место выступала соответствующая захватническая функция государства. Здесь постоянно совершались завоевательные войны и грабитель- ские походы на соседние земли. Этот тип государственного устройства являлся самым распространенным на Востоке (Хеттское царство, Ассирия).

Город-государство возникал, как правило, у моря, там, где не было крупных государств. Экономика такого государства была тесно связана с транзитной торговлей (государства Восточного Средиземноморья — Тир, Сидон, Угарит).

Военно-административное государство отличалось от военной монархии тем, что во всех завоеванных странах устанавливалась единая система административного управления (военная монархия сохраняла в завоеванной стране старую систему управления, ограничиваясь взиманием дани). Этот тип государства характерен для мировых держав, — Новоассирийского, Нововавилонского и Персидского царств.



biofile.ru

Лекция 2.1. Государства Древнего Востока

 

План лекции:

1. Становление и развитие государственности в странах Древнего Востока.

2. Древнее Двуречье.

3. Древний Египет.

4.Древний Египет.

 

Понятие «Древний Восток» в исторической науке традиционно используется для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а так же северной и северо-восточной Африки. Именно на Востоке сформировались государства, мировые религии, право.

Одним из аспектов изучения истории этих государств является проблема взаимодействия общества и природы в условиях высокой зависимости человека от окружающей среды. Очень важна и проблема причинно-следственных связей, приведших к возникновению государства и права.

Самыми благоприятными для обитания человека явились долины Нила, Евфрата, Янцзы, Хуанхэ, Инда и Ганга. В этих областях раньше, чем в других регионах получила развитие система земледелия, основанная на ирригации и характеризующаяся устойчивыми урожаями. В связи с этим здесь появился прибавочный продукт, что привело к разложению первобытнообщинного строя и зарождению стратифицированного общества и государства.

Общественное и государственно-правовое развитие государств Древнего Востока имеет свою специфику, прежде всего длительное сохранение сельской общины, основанное на натуральном хозяйстве, а потому замкнутой в себе как экономически, так и политически. Восточная община повлияла на развитие государственного хозяйства и определила характер политической власти в этих обществах. Консервация общинных структур сдерживала развитие частной собственности на землю, поэтому в восточных обществах долго преобладали полупатриархальные формы эксплуатации, прежде всего посредством внеэкономического принуждения в интересах правителя, жречества, родоплеменной верхушки. Удельный вес труда рабов был невелик, но постоянно возрастал. Становились более разнообразными формы эксплуатации свободных и покоренных племен.

Протогосударства образовались в древневосточных цивилизациях (в Древней Месопотамии, В Древнем Египте, в Древней Индии и Китае) в процессе разложения родовой общины, разделения труда, усложнения управленческих функций. Лица, осуществляющие управление, превратились в сословие знати, стоящей над рядовыми общинниками. Первоначально государственные структуры складывались на основе отдельных племен, либо племенных союзов и в их территориальных границах. Возглавлялись они нередко потомками племенных вождей. В результате завоеваний мелкие государства превращались в большие, относительно централизованные. Сельская община в таких государствах оказывала огромное влияние на формы земельной собственности и способы эксплуатации. Община была непосредственным владельцем земли. Её собственнические права на землю определялись наличием собственно общинных земель и правом контроля над земельными наделами общинников. Но государство при этом являлось верховным собственником земли и получало с общинников ренту – налог.

На Востоке отсутствовали четкие социально-классовые границы, а социально-правовой статус индивида не всегда совпадал с его социально экономическим положением. Тем не менее, можно выделить три основных социальных слоя: 1) господствующие верхи, куда входили светская и духовная аристократия, верхушка армии, состоятельные группы земледельческих общин; 2) свободные мелкие производители – крестьяне и ремесленники, добывающие хлеб своим трудом; 3) различные категории лиц, лишенных средств производства, к которым относились и рабы.

Раннее государство является более развитой политико-административной структурой и отличается от протогосударств более обширной территорией, заселенной людьми, принадлежащими к различным родам и племенам. Также, в ранних государствах существует иерархическая, сложная система администрации, которая делится, как правило, на три уровня: центральный, региональный и местный.

На центральном уровне уже существует специализация функций управления (контроль за ремесленным производством, военная деятельность, руководство аппаратом управления, забота об общественных храмах). На среднем уровне специализация функционирует слабее, а на низшем, – как правило, отсутствует. Главное значение на низшем уровне приобретает функция организации общественных работ (рытье каналов, строительство дамб, сооружение храмов, усыпальниц монархов, строительство общественных дорог, оборонительных стен). Все эти работы являлись обязанностью крестьян-общинников, которые работали на них в свободное от сельскохозяйственных работ время. При этом, они не рассматривали эти функции как принудительные отработки, они считались почетными и престижными.

В ходе этих работ возрастал авторитет глав общин, которые являлись главными организаторами общественных работ.

В раннем государстве произошло возникновение религиозной идеологии, которая воздействует на общественное сознание. Господство предполагает существование идеологической системы. Правитель предстает в глазах современников или в качестве сына бога (сын бога солнца Ра, в Египте), или самого бога.

В ранних государствах люди считали, что правитель наделен определенными сверхчеловеческими способностями, и все течение природной и социальной жизни подчинено его влиянию. Правитель может вызвать дождь, останавливать бурю, делать животных более плодовитыми, а урожай более обильным. Выполнение этих обязанностей считалось главной его задачей, и от того, насколько успешно он с ней справлялся, зависела продолжительность его царствования.

Таким образом, обеспечение религиозного благополучия имело важное значение для нормального функционирования раннего государства, создавало психологически комфортные условия для непосредственных производителей. За выполнение сакральных обязанностей подданные брали на себя расходы по содержанию правителя и его окружения, снабжали продуктами питания, одеждой, строили храмы и дворцы.

Постепенно складывалась система взаимного обмена услугами, одни обеспечивают покровительство богов, другие – трудятся на процветание общества, третьи – воюют и защищают сложившийся порядок. С появлением развитых форм религии возникли представления, обосновывающие необходимость разделения функций между социальными группами.

В период раннего государства возникли элементы новой формы собственности, а именно, частной собственности, не существующей в протогосударствах.

Причинами возникновения частной собственности являлись: возрастание продуктов материального производства, которые превышали общественные потребности. Излишки появились как в результате совершенствования форм хозяйствования (путем увеличения пахотных угодий, повышения урожайности), совершенствования ремесленного производства, так и в результате военных действий (захватывают военнопленных, которых обращают в рабов, поступление дани с покоренных племен). Материальные излишки и рабочая сила постепенно становились товаром, образовался рынок, где обращались товары и услуги, а следовательно возникла необходимость в деньгах, как в средстве общего эквивалента. Появление частной собственности не привело к дальнейшей эволюции общества и означало перерастание раннего государства в развитое. В этот период развития государственности появляются новые институты: 1) система принуждения и институционализированного закона; 2) дальнейшее развитие частнособственнических отношений.

В протогосударстве власть лидера опиралась на его престиж и авторитет. Элементы принуждения и насилия, а также закон еще отсутствовали, хотя постепенно все это вызревало. Сакрализация правителя постепенно способствовала его авторитету и содержала в себе потенцию принуждения, поскольку её носитель, наделенный священным могуществом, обладал правом на действия, которым его подданные не могли противостоять. Первоначально принуждение применялось в связи с военной функцией государства.

Появление внутри страны пленных, которых обратили в рабов (вначале коллективных, позже – частных) означало перенесение принуждения и насилия внутрь общества. При этом институционализация принуждения объективно ускорялась и, в силу того, что раннее рабовладение имело коллективные формы, при этом, первым господином рабов являлось государство в целом.

Поэтому, практика принуждения и насилия породила единообразный и общеобязательный регламент. Именно таким образом, (хотя и с вариантами), проходил процесс возвышения развитого государства.

Становление и окончательное оформление власти-собственности означало важный шаг в институционализации государственного устройства древневосточного общества в форме деспотической власти.

Мощная централизованная структура управления складывалась на протяжении тысячелетий. Привычная административно-распределительная форма отношений полностью подавляла частную собственность и рынок. Власть на востоке была первична, а отношения частной собственности, необходимые для регулирования хозяйства – вторичными.

С теоретической точки зрения, частная собственность представляла опасность для функционирования командно-административной системы, так как избыточный продукт попадал непосредственно в руки частных собственников, минуя стадию перераспределения государственными структурами. И правящие верхи были не в состоянии не допустить концентрации богатств в руках частных собственников. Но частно-собственнические отношения и рынок были поставлены под строгий контроль государства.

Коллективные формы ведения хозяйства, практикуемые в древневосточных обществах на протяжении многих предшествующих тысячелетий, превратили в аксиому общественного сознания представление о том, что собственность принадлежит всем одновременно и никому конкретно. Постепенное, шедшее с нарастающей интенсивностью делегирование верховной власти в руки сакрализованного правителя, о котором шла речь в предыдущих разделах, сопровождалось одновременным делегированием ему и функций верховного собственника.

Процесс деперсонализации верховной власти имел одним из своих важнейших следствий оформление институтов господствующей формы собственности, каковой являлась собственность государственная. Конечным результатом действия указанных тенденций явилось возникновение специфического феномена, составляющего квалифицирующий признак всех общественно-политических отношений на Востоке, - так называемого феномена власти-собственности, две составные части которого (власть и собственность) слиты в нерасчленяемое единство. При этом следует со всей определенностью подчеркнуть, что в указанном единстве, рассматриваемом как с сущностной, так и с генетической точки зрения, неоспоримый приоритет принадлежал именно власти, а собственность всегда квалифицировалась как нечто вторичное и производное от нее. Реальные права собственности возникали из функций власти; принадлежность к власти превращала индивида в собственника; объем реальных собственнических прав в принципе соответствовал номинальному объему власти.

Становление и окончательное оформление феномена власти-собственности (в том числе феномена верховной власти – верховной собственности) означало важнейший шаг в институционализации государственного устройства древневосточного общества в форме деспотической административно-командной системы. И пока оставалась незыблемой вызвавшая ее к жизни социально-экономическая и политическая основа, эта система, наделенная высокой степенью относительной самостоятельностью, обладала большими регенерационными возможностями, способностями к бесконечному воспроизводству самой себя в практически неизменных, поистине клонированных формах.

С теоретической точки зрения развитие институтов частной собственности, с особой силой проявившееся в эпоху развитого государства, представляло собой потенциальную опасность для устоев административно-командной системы. Поскольку избыточный продукт, производимый обществом во все возрастающем количестве, попадал в руки частных собственников непосредственно, т.е. минуя стадию его перераспределения централизованными государственными структурами, это угрожало целостности всей общественно-политической системы. Вместе с тем, административно-командная система была не в состоянии не допустить концентрации богатств в руках частных собственников, поскольку развитие приватизационных процессов было вызвано к жизни всем ходом предшествующего общественного развития.

Единственно возможной ответной реакцией системы на объективно складывающуюся ситуацию было стремление поставить под строгий контроль развитие частной собственности,. максимально ограничить сферу действия рынка товаров и услуг. Подобная реакция превратилась в последствии в. государственную политику, конечной целью которой была нейтрализация дезинтегрирующих тенденций, стабилизация всей общественно-политической системы, базирующейся на феномене власти-собственности. Отныне и навсегда было определено положение частной собственности по отношению к собственности государственной – положение второстепенное, подчиненное и зависимое.

Дальнейшая активизация приватизационных процессов, о которых шла речь ранее, с неизбежностью коснулась и отношений рабовладения, - наряду с господствующими коллективными его формами возникли и укрепились частнособственнические формы. Кроме того, с течением времени рабы перестали быть единственными объектами воздействия институтов принуждения и насилия, - количество таких объектов стало стремительно возрастать за счет представителей гомогенного населения, то есть тех соплеменников, которые по различным причинам «заслужили» применения против них мер государственного воздействия. Уже достаточно хорошо апробированные на «чужаках», эти меры оказались тем более эффективными в борьбе против «своих» правонарушителей и преступников, начиная от внешне добропорядочных должностных лиц, уклонившихся – от выполнения распоряжений вышестоящих властей, и кончая потерявшими человеческий облик насильниками и убийцами. Разумеется, и все возраставшее разнообразие морально осуждаемых действий, и рост числа субъектов подобных антисоциальных проявлений неизбежно вели к определенной дезинтеграции институтов принуждения и насилия, - дезинтеграции, проявившейся как в изменении их восприятия общественным сознанием, так и в реальном функционировании соответствующих государственных механизмов. Однако, можно со всей определенностью утверждать, что вплоть до самых заключительных этапов истории древневосточных государств, институты принуждения и насилия, действовавшие в них, отличались гораздо более высокой степенью централизованной регламентации, чем это было свойственно античным европейским государствам средиземноморского региона.

Традиционализм, консервативная стабильность определили дальнейшее развитие стран этого региона не по линейно-прогрессивному направлению, а по циклической траектории, когда изменения затрагивали преимущественно лишь количественные параметры, тогда как сущностные характеристики всей системы в своей основе оставались практически неизменными. Впрочем, было бы неправильно говорить о полной стагнации древневосточных обществ, и отрицать какие бы то ни было происходившие в них перемены. Следует только иметь в виду, что сложившаяся система тщательно отбирала, умело адаптировала и оптимально использовала исключительно лишь те новшества, которые ее еще более укрепляли и стабилизировали. Те же новые веяния, которые грозили ослабить централизацию, поколебать всесилие верховной власти, подорвать систему религиозно-идеологических ценностей, стимулировать местный сепаратизм, активизировать индивидуалистические устремления подданных, - все эти и подобные им тенденции максимально энергично подавлялись всей мощью государственной машины, всей силой составлявших ее политико-правовых (в первую очередь, карательных) механизмов.

Древнее Двуречье. Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тыс. до н. э. Они были расположены на естественных холмах и окружены стенами. В каждом из них жило приблизительно 40-50 тыс. чел. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры, от этого народа происходит название государства Шумер, история которого насчитывает семь веков. Шумер был не единым государством, на его территории находились такие города как Ниппур, Киш, Лагаш, Ларса, Урук, Ур, Эриду, население которых достигало нескольких тысяч человек. Источники дают сведения о довольно ранних отношениях шумеров с пастушескими семитскими племенами, которые затем появляются на территории, заселенной шумерами. Север Двуречья населяли семиты (арабы и евреи), которые основали город Аккад, ставший столицей государства. Постепенно правитель Аккада Саргон (по кличке Древний) завоевал всю территорию Шумера и создал мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти сто лет. Саргон принял титул «царь Шумера и Аккада», «царь четырех стран света». Саргон совершал успешные походы в Сирию, в районы гор Тавра и победил царя соседнего государства Элам. Им было создано первое в истории постоянное войско, состоявшее из 5400 чел. Это было хорошо обученное профессиональное войско, все благополучие которого зависело от царя.

При Саргоне сооружались новые каналы, в общегосударственном масштабе была налажена оросительная система, введена единая система мер и весов. Аккад вел морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией.

Около II тысячелетия до н.э. Двуречье захватили кочевники-амореи. Они одержали победу над Шумеро-Аккадским царством и основали новую династию Ура, объединившую Двуречье. Одним из опорных пунктов стал Вавилон, который имел удобное географическое положение. Вавилон затмил все остальные горда страны, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. С конца XIX в. до н.э. наступает период Древневавилонского царства (1894-1595 гг.), которое составило особую эпоху в истории Двуречья. Шестой царь Вавилона Хаммурапи превратил Вавилон в огромное государство-империю, состоящее из большой территории от Персидского залива до Сирии. Вавилон часто подвергался нашествию горных племен, разрушался, как птица Феникс вновь восставал из пепла. После смерти царя Хаммурапи Вавилон потерпел ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. Древневавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, которые правили Вавилоном около 400 лет.

Новый подъем Вавилона приходится на VII-VI вв. до н.э. – период Ново-Вавилонского царства. В этот период происходит рост крупного землевладения, ремесла, торговли, строились грандиозные храмы, оборонительные и ирригационные сооружения. В III в. до н.э. после смерти Навуходоносора Вавилон фактически прекращает свое существование, поскольку он был завоеван персидским царем Киром.

Как в любом рабовладельческом государстве, в Древнем Вавилоне общество делилось прежде всего на свободных и рабов.

Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение.

Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение жизни считалось не более как повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный был обязан возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный обязан был отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивалась треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собой смерть раба, - половина его стоимости. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Поймавший же раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Власть господина над рабом не ограничивалась. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.

Свободное население Вавилона, делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане («авилум» - человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.

Законы Хаммурапи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. Авилум не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывавшего долг в хозяйстве заимодателя, не рабом, а заложником. В случае смерти заложника по причине жестокого обращения с ним кредитора последний нес ответственность как за смерть свободного. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы.

Стремление царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.

Земельные наделы и скот, пожалованные воинам (имущество илку), не могли отниматься у них за долги. Кредитор мог забрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь. Человек, выступивший в поход вместо воина, получал его земельный надел.

Полноправным гражданам противопоставлялись «мушкенумы» (покорные). Вопрос о мушкенумах в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. По одной из версий, «мушкенумы» - это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой – вольноотпущенники. На неравноправное положение мушкенума указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него.

Так, членовредительство, нанесенное «авилуму», каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к мушкенуму, то виновный платил лишь штраф. За украденную у мушкенума вещь вор платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, 30-кратный штраф.

Наряду с сословиями законы называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих законы упоминают «редум», «баирум», «декум», «лубуттум». Функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие.

Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров. В отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок), врачи получали плату.

Наиболее ранней формой государственной организации в Месопотамии были города-государства, во главе них стоял «энси» (возглавляющий род). Энси называли самостоятельного владыку, правившего каким-либо городом с ближайшей округой. Титул этот жреческого происхождения и свидетельствует о том, что первоначально представитель государственной власти был также главой жречества. В случаях, если его власть выходила за рамки локальной местности, правителю присваивался титул «лугаля» (большого человека). Так обычно называли царей. Глава государства одновременно возглавлял местный религиозный культ, руководил ирригационными и другими общественными работами, командовал войском. Пережитки родоплеменной организации, присущие данному периоду, выражались в существовании совета старейшин и созыве общинных собраний, значительно ограничивавших власть правителя, вплоть до его свержения. Они также обладали законодательными, финансовыми и судебными функциями.

Со временем власть правителей приобретала наследственный характер, административный аппарат и сам царь стали олицетворять единство обширных территорий. Возникает новый вид правителя – лугаль, власть которого не ограничивалась общинными органами. Усилению централизаторских тенденций способствовало представление о божественном характере власти, якобы ниспосланной богами царям. Наибольшей концентрации царская власть достигла в Древнем Вавилоне.

При Урнамму царская власть приобрела деспотический характер. Царь был верховным судьей, главой всего государственного аппарата, он же решал вопросы войны и мира. Было создано сильное центральное управление. В царских и храмовых хозяйствах многочисленный штат писцов и чиновников регламентировал вплоть до мелочей все аспекты хозяйственной жизни. В стране действовал налаженный транспорт, рассылались гонцы с приказами и документами во все концы государства.

Сын Урнамму Шульга (2093-2046 гг. до н. э.) добился своего обожествления. В храмах ставились его изваяния, которым надо было приносить жертвы. Шульга издал законы, свидетельствующие о существовании разработанной судебной системы. В них, в частности, устанавливалось вознаграждение за привод беглого раба его хозяину. Предусматривалось также наказание за различные виды членовредительства. В отличие от более поздних законов Хаммурапи, Шульга не руководствовался принципом «око за око, зуб за зуб», а установил принцип денежного возмещения пострадавшему. Законы Шульги являются древнейшими из пока известных нам правовых актов.

При преемниках Шульги большую опасность для государства стали представлять аморейские племена, которые нападали на Месопотамию из Сирии. Чтобы приостановить продвижение амореев, цари III династии Ура соорудили линию укреплений большой протяженности. Однако и внутреннее положение государства было непрочным. Храмовое хозяйство требовало огромного количества работников, которые постепенно лишались прав свободных членов общества. Например, один лишь храм богини Баба в Лагаше владел земельной площадью более 4500 га. Армия Ура начала терпеть поражения в войнах с аморейскими племенами и эламитами. В 2003 г. власть III династии Ура была свергнута, последний представитель ее Ибби-Суэн уведен в плен в Элам. Храмы Ура были разграблены, а в самом городе оставлен эламский гарнизон.

Около 1894 г. до н. э. амореи создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне. Начиная с этого времени роль Вавилона, самого молодого из городов Месопотамии, в течение многих столетий неуклонно росла.

Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления – восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная, законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основные ведомства: финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства – визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.

Страна была разделена на области, управление которыми осуществляли царские чиновники (шакканиккум). Во главе больших городов стояли наместники царя. Они отвечали за сбор налогов, за поддержание порядка и созыв ополчения, контролировали общинную администрацию. Органы общинного самоуправления, хотя их функции были значительно урезаны, осуществляли некоторые административные, финансовые и судебные полномочия.

Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Почти повсеместно они могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников. Определенное значение сохраняли общинные и храмовые суды. Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он имел право помилования, рассматривая жалобы на злоупотребление судей и отказ в правосудии.

Древний Египет. Приблизительно пять тысяч лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, просуществовавшее три тысячелетия. Здесь как и во всей другой цивилизованной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем кризиса и упадка.

История Древнеегипетского государства делится на 4 периода: Раннее царство (XXXI-XXVIII вв. до н.э.), Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXII-XVIII вв. до н.э.), Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.). некоторые исследователи выделили еще и Позднее царство (VII-VI вв. до н.э.).

Египетское государство возникло в северо-восточной части Африки в долине Нила. Название Египет происходит от слова Айкапта, что означает дворец духа Пта (Птаха), одного из божеств Египта. В долине Нила первоначально образовались два десятка небольших протогосударств – номов. Образование номов происходило в результате объединения нескольких сельских общин для совместного проведения работ по строительству каналов. Для понимания особенности социально-экономической структуры Египта, как и других стран Древнего Востока необходимо учитывать особые условия климата и почвы.

Одной из главных производительных сил Египта являлась река Нил. Нил ежегодно разливался в середине июня, выходил из своих берегов. Чтобы использовать этот разлив для орошения пустынных долин, необходима была система плотин и каналов. Это требовало использование огромного количества работников и централизованное руководство работами. Вследствие чего военнопленных стали обращать в рабов. Этот факт объясняет раннее образование государства, длительное сохранение общинной собственности, так как ирригационные сооружения рациональнее было проводить силами общин.

Отсюда же происходит централизм в организации государственной власти и большая роль чиновников и жрецов как организаторов общественных работ.

Номы вели между собой кровопролитные войны. Слабые номы, иногда добровольно, иногда насильственно присоединялись к более сильным номам, что приводит к возникновению двух крупных номов – Верхний Египет и Нижний Египет. Цари Верхнего Египта покоряют Нижний и таким образом образуется единое централизованное государство – Древний Египет, во главе с фараоном. По преданию египетского жреца Манефона первым египетским фараоном был человек по имени Менес (в переводе с древнегреческого языка; по египетски это имя звучит как Мина).

В период раннего царства Египет представляет собой племенной союз. Основную массу населения составляют крестьяне-общинники. В этот период образуется царское храмовое хозяйство, выделяется родовая аристократия. Именно в это время царь Верхнего Египта покоряет Нижний Египет, и образуется единое государство.

В административном плане Египет делится на округа (номы), во главе с номархами. В период Древнего царства сельская община остается основной производственной ячейкой общества, внутри общин происходит имущественное расслоение, широко используется труд рабов, хотя рабство носит патриархальный характер, но существует уже рабский рынок.

Верхушку общества составляла номовая аристократия, которая имела огромные земельные владения, и жречество. Государственная власть формируется в форме «восточной деспотии».

В период Среднего царства власть фараонов приходит в упадок, усиливается родовая аристократия, страна распадается на полузависимые области. Экономический кризис приводит к политическому – и в XVIII в. до н.э. Египет был завоеван племенами гиксосов, которые господствовали 150 лет.

После изгнания гиксосов в Египте начинается Новое царство. В этот период Древний Египет проводит многочисленные войны и превращается в мировую державу. Усиливается власть фараонов, укрепляется система централизованного управления. Вся власть сосредотачивается в руках царских чиновников.

Возрастает роль жрецов, которые становятся независимыми от центральной власти и превращаются в замкнутую касту. Широко применяется труд рабов. К XI в. до н.э. в Египте усиливается борьба между севером и югом, страна распадается на отдельные области, власть фараона становится номинальной.

В период Позднего царства усиливается обнищание свободного населения, структура государственной власти сохраняется прежней, но власть ослабевает. В последующие годы Древний Египет завоевывают персы, Александр Македонский, Римское государство, и Египет с 30-х гг.IV до н.э. – провинция Римского государства.

Термин, общественный строй включает в себя 2 компонента. Первый из них составляют, формы собственности, существующие в данном обществе, второй – социальная структура.

В Египте, как и в других древневосточных государствах, существовала государственная, общинная и частная собственность. Первые две возникли раньше, все виды собственности находились в различных сочетаниях друг с другом.

Социальная структура Древнего Египта отличалась многообразием и качественной разнородностью множества социальных групп. Процесс социального структурирования остался незавершенным, отсутствовали четкие границы, отделявшие одну группировку от другой, имелось множество промежуточных групп. В древнеегипетском обществе более или менее определенно можно выделить три крупные социальные группировки: 1) господствующие верхи; 2) свободные мелкие производители; 3) рабы

Рассмотрим основные группы. К первой группе относились: светская, жреческая, номовая и столичная аристократия; а также военная знать и руководство общин.

lektsia.com

Государства Древнего Востока и античного мира

ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И АНТИЧНОГО МИРА: ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ, ДРЕВНИЙ КИТАЙ, ВАВИЛОН (МЕЖДУРЕЧЬЕ)

Переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия, что в свою очередь требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны.

Сложилась особая форма государства – деспотия (во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли; аппарат чиновников, которые не только взимали налоги, но и организовывали совместные работы, набирали рекрутов, осуществляли суд).

Стабильность деспотий поддерживалась за чет веры и божественности правителя (Китай: император – Сын Неба, верховное божество; Индия: царь создан из частиц тела разных богов; Египет: фараон наделен «солнечным именем» - он стал богом Ра).

Строгая иерархичность восточных обществ: каждый социальный слой занимал четко определенное место, обладал правами, обязанностями, привилегиями.

Особая прослойка общества – купцы, которых поддерживало государство, заинтересованное в торговле (осуществление экономических связей). Особая категория – воины (служба в постоянной армии, получали снабжение от государства). Многочисленный слой ремесленников (города). Свободные общинники крестьяне, община – основная хозяйственная единица (содержание ирригационной системы, общественные работы). Человек в общине – часть коллектива. Соблюдение традиций. Рабство (домашнее) за счет военнопленных, долговое рабство. Труд рабов на Востоке был дополняющим по отношению к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников: он не играл определяющей роли в экономической жизни.

Законы регламентируют жизнь всех сторон общества, оберегают частную собственность.

Власть царя (фараона) ограничена жречеством, родовой знатью. Основная масса населения не имела доступа к власти. Нет структур в обществе, через которые общество могло бы оказывать воздействие на государство и включаться в ее деятельность в законном порядке. Самоуправление существовало на уровне общины, в ее узких пределах.



www.referat-web.ru


Смотрите также