Иудаизм - это... Чем иудаизм отличается от других религий? Суть иудаизма. Древней иудее
это... Чем иудаизм отличается от других религий? Суть иудаизма
Иудаизм – это одна из самых древних религий мира. Она образовалась в I веке до нашей эры в древней Иудее. История верования напрямую связана с еврейским народом и его богатой историей, а также развитием государственности нации и жизнью её представителей в условиях диаспоры.
Суть
Те, кто исповедует эту веру, называют себя иудеями. Некоторые последователи утверждают, что их религия возникла ещё во времена Адама и Евы в Палестине. Другие же уверены, что иудаизм – это вера, основанная небольшой группой кочевников. Среди них был Авраам, заключивший с Богом договор, что стал фундаментальным положением религии. В соответствии с этим документом, который известен нам, как заповеди, люди обязывались соблюдать правила благочестивой жизни. Взамен же получали покровительство Всевышнего.
Основные источники изучения иудаизма – Ветхий Завет и Библия в целом. Религией признаётся исключительно три вида книг: пророческие, исторические и Тора – издания, толкующие закон. А ещё священный Талмуд, состоящий из двух книг: Мишны и Гемары. Он, кстати, регламентирует все аспекты жизни, включая мораль, этику и даже юриспруденцию: гражданское и уголовное право. Чтение Талмуда – священная и ответственная миссия, заниматься которой разрешено только евреям.
Отличия
Главная особенность вероисповедания заключается в том, что Бог в иудаизме не имеет облика. В других древневосточных религиях Всевышнего часто изображали или в виде человека, или в подобии зверя. Люди пытались рационализировать природные и духовные материи, сделать их максимально понятными для простых смертных. Но евреи, почитавшие Библию, называют это идолопоклонством, так как главная книга иудеев строго осуждает раболепие перед иконами, статуями или изображениями.
Что касается христианства, то тут выделяют два основных отличия. Во-первых, Бог в иудаизме не имел сына. Христос, по их убеждению, был обыкновенным смертным человеком, проповедником морали и благочестивого слова, последним пророком. Во-вторых, религия евреев является национальной. То есть гражданин страны автоматически становится иудеем, не имея права впоследствии принять другое вероисповедание. Национальные религии в наше время – пережиток. Только в древние времена это явление процветало. Сегодня же оно почитается только евреями, сохраняя при этом идентичность и самобытность народа.
Пророки
В иудаизме это человек, несущий в массы волю божью. С его помощью Всевышний учит народ заповедям: люди совершенствуются, улучшают свою жизнь и будущее, развиваются морально и духовно. Кто будет пророком, решает сам Бог – утверждает иудаизм. Религия не исключает, что выбор может пасть на смертного, который абсолютно не желает брать на свои плечи такую важную миссию. И приводит пример с Ионой, который даже пытался бежать на край света от возложенных на него священных обязанностей.
Помимо нравственности и духовности, пророки также обладали даром ясновидения. Они предсказывали будущее, давали ценные советы от имени Всевышнего, лечили от различных болезней и даже принимали участие в политической жизни страны. Например, Ахия был личным советником Иеровоама, основателя Израильского царства, Елисей – способствовал смене династии, Даниил – сам возглавил государство. Учения ранних пророков включены в книги Танаха, поздних – изданы отдельными экземплярами. Интересно, но проповедники, в отличие от представителей других древних религий, веровали в наступление «золотого века», когда все народы будут жить в мире и достатке.
Течения в иудаизме
За долгие века своего существования религия претерпела множество трансформаций и видоизменений. В результате её представители разделились на два лагеря: ортодоксальных евреев и реформистов. Первые свято придерживаются традиций предков и не вводят новшеств в верования и его каноны. Вторые, наоборот, приветствуют либеральные веяния. Реформисты признают браки между евреями и представителями других религий, однополую любовь и работу женщин на должности раввина. Ортодоксы в основном живут на большей части современного Израиля. Реформисты – в США и Европе.
Попыткой компромисса между двумя враждующими лагерями стал консервативный иудаизм. Религия, вылившаяся в два течения, нашла золотую середину именно в этом синтезе новаторства и традиций. Консерваторы ограничились введением органной музыки и проповедям на языке страны проживания. Вместо этого, такие важные обряды, как обрезание, соблюдение Субботы и каш-рут, они не трогали. Где бы ни исповедовался иудаизм, в России, США или в европейских державах, все евреи соблюдают чёткую иерархию, подчиняясь старшим по духовной должности.
Заповеди
Они для евреев – святые. Представители этого народа уверены, что во времена многочисленных гонений и издевательств нация выжила и сохранила самобытность только благодаря соблюдению канонов и правил. Поэтому и в наши дни нельзя идти вразрез с ними, даже если на кону стоит собственная жизнь. Интересно, но принцип «закон страны – закон» был сформирован ещё в III веке до нашей эры. Согласно ему, правила государства обязательны для всех без исключения граждан. Евреи также обязаны быть максимально лояльными к высшим эшелонам власти, недовольство разрешено высказывать только в адрес религиозной и семейной жизни.
Соблюдение десяти заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, – суть иудаизма. Причём главная среди них – соблюдение праздника Субботы («Шабат»). Этот день особый, его обязательно следует посвятить отдыху и молитвам. По субботам нельзя работать и путешествовать, даже готовить еду запрещено. А чтобы люди не сидели голодными, им велено делать первые и вторые блюда в пятницу вечером – на несколько дней вперёд.
О мире и человеке
Иудаизм – это религия, в основе которой лежит легенда о сотворении планеты Господом. Согласно ей, землю он создал из водной глади, потратив на эту важную миссию шесть дней. Таким образом, мир и все живущие в нём существа – Божьи создания. Что касается человека, то в его душе обязательно присутствуют два начала: доброе и злое, которые находятся в постоянном противостоянии. Тёмный демон склоняет его к земным удовольствиям, светлый – к совершению хороших дел и духовному развитию. Борьба начал проявляется в виде поведения индивида.
Как уже говорилось, последователи иудаизма верят не только в начало существования мира, но и в его своеобразный конец – «золотую эру». Её основателем станет царь Машиах, он же Мессия, который будет править народом до конца времён и принесёт ему процветание и освобождение. В каждом поколении есть потенциальный претендент, но только истинному потомку Давида, неуклонно соблюдающему заповеди, чистому душой и сердцем, суждено стать полноценным Мессией.
О браке и семье
Им придавалось самое важное значение. Человек обязан обзавестись семьёй, её неимение считается кощунством и даже грехом. Иудаизм – это вера, в которой бесплодность является наихудшей карой для смертного. Мужчина может развестись с женой, если после 10 лет брака она не родила ему первенца. Наследие религии сохраняется именно в семье, даже в периоды гонений каждая ячейка еврейского общества должна соблюдать обряды и традиции своего народа.
Муж обязан обеспечить свою жену всем необходимым: жильём, продуктами, одеждой. Его долг – выкупить её в случае пленения, достойно похоронить, ухаживать во время болезни, обеспечить средствами к существованию, если женщина останется вдовой. То же самое касалось и общих детей: они не должны ни в чём нуждаться. Сыновья – вплоть до совершеннолетия, дочери – до обручения. Вместо этого мужчина, как глава семьи, имеет право на доход своей второй половинки, её имущество и ценности. Он может наследовать состояние жены и использовать результаты её труда в своих целях. После его смерти на вдове обязан жениться старший брат мужа, но только в том случае, если брак является бездетным.
Дети
Отец имеет также множество обязанностей перед наследниками. Сына он должен посвятить в тонкости веры, которые проповедует священная книга. Иудаизм опирается на Тору, её и изучает ребёнок под руководством родителя. Мальчик также с его помощью овладевает выбранным ремеслом, девочка – получает хорошее приданое. Родителей маленькие евреи очень уважают, исполняют их указания и никогда не перечат им.
До 5 лет религиозным воспитанием детей занимается мать. Она учит малышей основным молитвам и заповедям. После их отправляют в школу при синагоге, где они осваивают все библейские премудрости. Обучение проходит после основных уроков или в воскресенье утром. Так называемое религиозное совершеннолетие наступает у мальчиков в 13 лет, у девочек – в 12. По этому поводу устраивают различные семейные праздники, которые символизируют вступление человека во взрослую жизнь. С этих пор юные создания должны постоянно посещать синагогу и вести благочестивый образ жизни, а также продолжать дальнейшее глубокое изучение Торы.
Основные праздники иудаизма
Основной – Песах, который евреи отмечают весной. История его возникновения тесно связана с периодом Исхода из Египта. В память о тех событиях евреи едят хлеб из воды и муки – мацу. Во время гонений люди не успели приготовить полноценные лепёшки, поэтому довольствовались их постным аналогом. Также на столе у них находится горькая зелень – символ египетского порабощения.
В период Исхода также начали отмечать Новый год – Рош а-Шану. Это сентябрьский праздник, который провозглашает Божье царство. Именно в этот день Господь судит человечество и закладывает основы тех событий, которые случатся с народом в будущем году. Суккот – ещё одна важная осенняя дата. Во время праздника евреи, славя Всевышнего, семь дней живут во временных зданиях-сукках, покрытых ветками.
Ханука – также большое событие для иудаизма. Праздник – символ победы добра над злом, света – над мраком. Возник как память о восьми чудесах, произошедших во времена восстания против греко-сирийского правления. Кроме этих основных памятных дат, евреи также отмечают Ту-Бишват, Йом-Кипур, Шавуот и другие.
Ограничения в еде
Иудаизм, христианство, ислам, буддизм, конфуцианство – каждое вероисповедание имеет свои характерные особенности, часть которых распространяется на кулинарию. Так, евреям нельзя употреблять «нечистые» продукты: мясо свиней, лошадей, верблюдов и зайцев. Также у них под запретом устрицы, креветки и другие морские жители. Правильная еда в иудаизме называется кошерной.
Интересно то, что религия запрещает не только некоторые продукты, но и их сочетание. Например, табу – молочные и мясные блюда. Правило чётко соблюдают во всех ресторанах, барах, кафе и столовых Израиля. Чтобы эти блюда находились максимально далеко друг от друга, их выдают в этих заведениях через разные окошки и готовят в отдельной посуде.
Многие евреи почитают кошерную пищу не только потому, что это правило прописано в Торе, но и ради оздоровления собственного организма. Ведь эта схема питания была одобрена многими диетологами. Но тут можно поспорить: если свинина является не такой уж и полезной, то в чём провинились морепродукты – неизвестно.
Другие особенности
Культура иудаизма богата необычными традициями, непонятными для представителей других конфессий. Например, это касается обрезания крайней плоти. Обряд проводят уже на восьмой день жизни новорождённого мальчика. Став полностью взрослым, он также обязан отпустить бороду и бакенбарды, как истинный еврей. Длинная одежда и покрытая голова – ещё одни негласные правила еврейской общины. Причём шапочка не снимается даже во время сна.
Верующий обязан почитать все религиозные праздники. Он не должен обижать или оскорблять своих собратьев. Дети в школе изучают основы своей религии: её принципы, традиции, историю. Это одно из основных отличий иудаизма от других вероисповеданий. Можно сказать, что любовь к религии малыши всасывают с молоком матери, их набожность передаётся буквально по генам. Наверное, поэтому народ не только выстоял во времена его массового уничтожения, но и сумел стать полноценной, свободной и независимой нацией, которая живёт и здравствует на собственной благодатной земле.
fb.ru
История античной Иудеи
Поиск по сайту
ПАРТНЕРЫ САЙТА
Конечно, мы не ставим цель охватить всю историю региона, называемого Ханаан, начиная с прихода туда евреев после сорокалетнего блуждания по пустыне. Более того, идея создания этого сайта началась с желания рассказать о небольшой части античной нумизматики — монетах Иудеи. В англоязычных странах такая тема коллекционирования имеет другое название — Библейские монеты. Ведь именно эти монеты были в ходу во время жизни Иисуса Христа, и именно они (но не только они) упоминаются в библии. Они — прекрасная иллюстрация истории страны. Чеканка монет началась уже после возвращения евреев из вавилонского пленения, поэтому и история начнется с этого периода. Но нет правил без исключений…В-общем, этот сайт — виртуальный музей, экспонатами которого будут монеты, статьи, фотографии с раскопок, впечатления от увиденного, связанные с античными Израилем и Иудеей, государствами Междуречья (Вавилония, Ассирия, Персия и другие) — ведь все они наряду с Египтом составляли цивилизацию Древнего Востока. Туда же можно добавить еще эллинистические государства, возникшие на месте империи Александра Македонского, и Древний Рим. Надеемся, что Вам понравится.
Добро пожаловать!
Обычно на входе в музей висит табличка с рассказом о том, что и где находится. Это очень разумно — помогает посетителям не заблудиться в огромном количестве залов, помещений и экспонатов. Вот и здесь — на главной странице этого сайта (собственно, вход) — такая табличка.
Дисклеймер. Обязательный раздел во всех приличных заведениях. Правила поведения типа руками не трогать, обезьян не кормить, и тому подобное. Ознакомьтесь, не помешает. По умолчанию считается, что все гуляющие по сайту с правилами ознакомились и согласны с ними. Никаких специальных галочек ставить не надо.
Раздел «Монеты Иудеи»: книга, посвященная истории античной Иудеи и ее монетам. Охватываемый период — с 3 века до новой эры до разрушения Второго Храма в 70 году новой эры и подавления восстания Бар-Кохбы в 135 году новой эры. Хасмонеи, Ирод Великий, римские императоры и полководцы, римские прокураторы и, в первую очередь, Понтий Пилат… Это история. А монеты — свидетели и участники этой истории. Заходите. Возможно, что после вы станете другими глазами смотреть, например, на события, известные кому-то по Евангелию, кому-то по бессмертному роману Булгакова. Дополнительно добавлен раздел в котором размещаются статьи по античной нумизматике.
Каталог: Это раздел, скорее, для коллекционеров. Планируется, что здесь будут представлены монеты античной Иудеи и монеты, имеющие отношение к Иудее. Но, смею заверить, далеко не все античные монеты (в том числе и монеты Иудеи) находятся в музеях. Да и стоят они не миллион. В этом можно убедиться в разделе «Монетный магазин». Поэтому, если после ознакомления с разделом «Монеты Иудеи» у Вас возникло желание что-то подобное приобрести, а то и начать собирать коллекцию, милости просим.
«Артефакты». Новости, статьи, фотографии, впечатления от увиденного артефакта (древнего поселения, города, фильма)… Все, что может быть интересно в рамках тематики сайта. Кстати, если у Вас есть, что добавить в этот раздел, присылайте! Ведь это может быть интересным не только Вам, но и другим.
«Древний иврит». Первый в мире алфавит, надписи, которым три тысячи лет, имена на древних печатях. Может, этой печатью пользовался человек, упомянутый в библии? Да и сам текст библии написан на древнем иврите. Не зря же этот язык называли священным.
Литература. Это условное название раздела, в котором планируется размещение книг и статей по теме, связанной с античной историей и археологией.
ФОРУМ. Заходите, высказывайтесь, общайтесь на исторические и околоисторические темы. И не только
«Монетный магазин» Он пока работает в тестовом режиме. Там можно приобрести античные монеты. В том числе, и монеты античной Иудеи. Об условиях продажи — непосредственно в магазине.
История и археология
06.12.2013 10:32:06
Ханукальная находка в Иерусалиме – уникальное здание эпохи Хасмонеев
В ходе археологических раскопок в иерусалимском Граде Давида были обнаружены руины каменного строения, датируемого вторым веком до нашей эры. По словам археологов, это первое здание Хасмонейского периода, обнаруженное в Иерусалиме.
Речь идет о массивном строении, толщина стен которого достигает одного метра, а площадь помещений – 64 кв.м. В здании обнаружено значительное количество керамики, а также монеты, благодаря которым удалось установить, что оно было возведено в начале II века до н.э. - в эпоху селевкидского царя Антиоха Третьего.
Иерусалим, Град Давида, раскопки
20.07.2013 12:25:50
Археологи нашли один из дворцов Давида
Израильские археологи объявили, что они нашли королевский дворец и королевский склад, принадлежавшие царю Давиду. Оба здания являются крупнейшими постройками десятого века до нашей эры, которые были найдены на территории Иудейского царства.
Открытие было сделано в Хирбет Кияфе (Крепость Эла) недалеко от Бейт-Шемеша юго-западу от Иерусалима, сообщили профессор Йоси Гарфинкель из Еврейского университета и Саар Ганор из Управления древностей в четверг (18.07.2013 г.)
Раскопки археологического комплекса растянулись на семь лет. И вот археологи пришли к заключению, что одно из зданий комплекса являлось дворцом Давида, а еще одно - служило большой королевской кладовой.
Израиль раскопки, Хирбет-Кейяфа
12.07.2013 13:55:14
В Израиле обнаружен уникальный египетский сфинкс
Археологи из Еврейского университета в Иерусалиме, которые вели раскопки в расположенном на севере древнем городе Тель-Хацор, обнаружили фрагмент египетского сфинкса. Теперь ученым предстоит определить, как созданная несколько тысячелетий назад скульптура попала в Израиль.
На найденном учеными фрагменте – передние лапы мифического животного и иероглифическая надпись. Она свидетельствует, что скульптура изображала фараона четвертой династии Менкаура, правившего за 2.500 лет до нашей эры. Надпись гласит: "Любимец божественных воплощений, которому подарена вечная жизнь".
Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Древний город Бейтаривр. בֵּיתָר
Бейтар (בֵּיתָר) (варианты написания в древнем Израиле: "ביתתר" или "בית תר") - древний еврейский город в Иудейских горах, на вершине холма, окруженный потоком Рефаим с трех сторон.
Город расположен в нескольких километрах к юго - западу от Иерусалима.
Город играл важную роль в восстании Бар-Кохбы и был последним оплотом Бар-Кохбы в войне с Римом.
Упоминания в древних источниках
Город Бейтар упоминается несколько раз в Талмуде в других еврейских источниках.
Бейтар не упоминается в ТАНАХе, но упомянут в Септуагинте в книге Йеhошуа бен Нуна (ט"ו, נט), в подробном описании городов Иудеи в районе Бейт-Лехема, которого нет традиционном тексте:"И Керем, и Галим, и Бейтар, и Манахат".[1]
Бейтар упоминается многократно в источниках старинных еврейских мудрецов. За единственным исключением все ссылки появляются в контексте поражения восстания Бар Кохбы.
История города
Бейтар отождествляется с Хирбат аль-Яхуд на вершине крутого холма к северо-западу от арабской деревни Батир. В полустертой латинской надписи на скале у источника вблизи деревни упомянуты три римских легиона, участвовавшие в осаде Бейтара.
Сохранились две квадратные стенные башни и бастионы, составлявшие часть укреплений, воздвигнутых во времена Бар-Кохбы на развалинах сооружений эпохи Ирода.
Находки керамических сосудов свидетельствуют, что поселение было заселено с VIII века до н.э. до конца Иудейского царства, а затем в ранний римский период.
В нижней части города проходил путь от Элия Капитолина на Бейт Говрин, как указано вехой, обнаруженной недалеко от деревни. Согласно надписи, камень был помещен в 8 милях от Иерусалима в 130 году, в ходе визита Адриана в Иудею.[2]
В 135 г. н. э Бар-Кохба, покинув Иерусалим, с войском отступил в Бейтар. Осада города продолжалась несколько месяцев в течение лета. Согласно преданию, крепость пала Девятого ава.
Евсевий написал о событиях 135 года н.э.: 'после усиления войны, в 18-й год правления Адриана, Бейтар был осаждён. Это был очень маленький город рядом с Иерусалимом. За время осады повстанцы погибли от голода."[3]Иероним указывает, что Бейтар был взят в августа.[4] что близко к традиционной дате из Мишны - Девятое ава.[5]
Существует мало артефактов позднего римского и византийского периода; видимо, поселение прекратило свое существование в конце восстания Бар-Кохбы.[6]
История археологических исследований
Бейтар впервые обнаружен и опознан Виктором Гереном.[7] В.Д. Кэрролл произвёл первоначальное исследование Бейтара в 1923 году, он обнаружил дорогу, ведущую в поселение, высеченную в камне канаву и многие сельскохозяйственные объекты. Он также обнаружил остатки системы укреплений Бейтара: башни и стены, возведенные, по его мнению, в напряжении и спешке.[8]
Карта осады Бейтара во время подавления восстания Бар-Кохбы в 135 году н.э.
В сороковых годах двадцатого века к югу от Бейтара были найдены римские осадные лагеря и система осадных сооружений вокруг Бейтара (вышитая латинская надпись CIRCUMVALLTIO), включая осадную стену. Позиции для стрельбы были, вероятно, на юго-западной стороне.[9] Длина стены - более 4000 м - больше, чем в Масаде. Можно предположить, что в дополнение к каменной кладке, остатки которого сохранились в стене, система включала дополнительные элементы, знакомые из римской литературы и талмудической литературы, такие как различные барьеры и многое другое.[10]
В исследование, проведенном Кохави, были найдены несколько объектов, в том числе система укреплений и наблюдательных пунктов римского времени, которые были частью системы осады Бейтара.[11] В 1984 году Давид Усышкин вёл раскопки Бейтара, он обнаружил части стен и башен, по его мнению развалившихся быстро, потому что строительство было небрежным и поспешным, кладка неравномерна. Также были найдены метательные камни и наконечники стрел, указывающие на произошедшее там сражение.[12]
В сороковых годах двадцатого века Киршнер сообщил о наборе металлических предметов, принесенных в монастырь Успения жителем арабской деревни Батир. Он заключил, что этими инструментами пользовались на монетном дворе, работавшем в Бейтаре во время восстания Бар-Кохбы.[13]
Гай Штейбель утверждает, что комплект является частью оборудовния для производства оружия которое было в Бейтаре и служило повстанцам.[14]
Римские войска, которые участвовали в осаде, насчитывали до 12.000, из которых 8000 человек принимали непосредственное участие в военных действиях. Латинские надписи, найденные около источника в Бейтаре, упоминают Пятый легион «Mаkedоniсa» и Одиннадцатый легион «Klaudia». Так как оба эти легиона были размещены в Дакии перед восстанием Бар-Кохбы во время правления Траяна, видно, что подразделения этих двух легионов были доставлены, чтобы помочь в подавлении восстания Бар-Кохбы и поставлены гарнизоном в Бейтаре после его завоевания.[15] Кроме этих легионов, были там и вспомогательные части, происхождение которых неизвестно.[16]
Бейтар упоминается в папирусе Ядина 44, описывающем третий год восстания Бар-Кохбы, называет руководителя Бар-Кохбы в Эйн-Геди Йонатана бен Маханаим, выделение земельных участков для четырех человек, в последней строке описания иорданской общины.[17] В Бейтаре произведены основательные археологические раскопки, чтобы установить детально все изменения.
Бейтар в талмудических источниках
По Иерусалимскому талмуду, Бейтар пал из-за действий предателя. Рабби Элазар hа-Модиа, который был духовным лидером осажденных в Бейтаре постился, и было известно, что, пока осаждённые находятся под опекой рабби Элазара, город не падёт. Один самаритянин проник в город и разговаривал с рабби Элазаром о каких-то мелочах. Когда Бар-Кохба поймал чужака, тот высказал подозрение в адрес рабби Элазара, что он намерен сдать город врагу. Бар-Кохба допросил рабби Элазара по этому вопросу, и рабби Элиэзер отверг обвинения. Бар-Кохбы не поверил, бил ногами рабби Элазара, и он умер. После смерти рабби Элазара прекратилась божественная защита города, Адриану стало возможно взять его.
Файл:Roman inscription near bettir.png
Личный медальон солдата, который командовал отделением одного из легионов, обнаруженный около источника в Бейтаре
Это описание означает, что молитвы рабби Элиэзера спасали Бейтар. Длительная блокада сильно деморализовала войска Адриана. Тогда самаритянин пришёла ему на помощь, тайно проник в город и устроил трюк, приведший к убийству рабби Элазара Бар-Кохбой. Существует продолжение истории, описывающее резню, которая последовала за захватом города и история, что этот провокатор не был убит человеком, а был укушен змеёй.
В связи с этим живший тогда рабби Шимон бен Гамлиэль рассказал, что ученики школ, которых было много в Бейтаре, вступили в бой.
Это свидетельство описывает метод испытания кандидатов на вступление в армию Бар-Кохбы. Бар-Кохба сначала отрубал по одному пальцу у каждого из солдат (или они делали это сами). Но сопротивление мудрецов в этом вопросе заставило Бар-Кохбу спросить их совета, как отбирать солдат. Их ответ был, что солдат, годный для армии, должен уметь скакать галопом на коне и на скаку перерубить кедр.
Захват Римом Бейтара (в соответствии с традицией в Тиша бе-Ав 135 года н.э.), убийство Шимона Бар-Кохбы и резня жителей города была концом еврейской независимости в Земле Израиля до самого создания Государства Израиль.
В Брахот отмечено, что мудрецы добавили еще одно благословение к Благословению еды - Благословение "Добрый и благодетельный" - когда появилась возможность захоронения убитых в Бейтаре, после того, как это сначала было запрещено римлянами.
В молитвах Тиша бе-Ав уничтожение Бейтара упоминается в кине: "В эту ночь восплачем". После этого кина о городе: "и был пойман Бейтар, и был в ловушке тяжкой".
Бейтар в наши дни
Сейчас на этом месте расположены арабская деревня Батир и город религиозных евреев Бейтар-Илит.
Жаботинский, который сам получил прозвище "глава Бейтара", назвал молодежное движение Бейтар именем древнего города-крепости, которое символизировало героизм евреев. Чтобы построить это название, пишется сокращение от слов «Брит Йосеф Трумпельдор», то есть Союз Иосифа Трумпельдора.
Источники и ссылки
См. также
Библиография
אהרון אופנהיימר, המרכז בביתר לפני מרד בר-כוכבא, י' אלמן, א"ב הלבני, צ"א שטיינפלד (עורכים), נטיעות לדוד ספר היובל לדוד הלבני, ירושלים תשס"ה, עמ' טו- כט
ו. ד.קארול, "ביתיר ושרידיה הארכאולוגיים", בתוך מרד בר כוכבא (עורך: אהרון אופנהיימר), 1980, עמ' 183-204
ב. קירשנר, מטבעה של בר-כוכבא? , ידיעות יב (תש"ו), 1945, עמ' 153-160 + לוח ח'
דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מעוזו האחרון של בר כוכבא", קדמוניות 41 (136), 2008, עמ' 108-112
דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מצודתו האחרונה של בר-כוכבא", ארץ-ישראל כג (תשנ"ב), 1992, עמ' 260-275
יצחק מגן, שחר בץ וליאור שפירא, "סיכום ראשוני של שתי עונות החפירה בחורבת ביתר המקראית", הקונגרס הארכאולוגי השלושים וארבעה בישראל, 15 באפריל 2008.
Ussushkin, D., Betar: The Last Stronghold of Bar Kochba, Bulletin of the Anglo-Israel Archaeological Society 6 (1986-87), pp. 49-5
Ussushkin, D., Archaeological Sounding at Bethar, Bar Kokhba’s Last Stronghold, Tel Aviv 20 (1993), pp. 66-97
Karen Singer, Pottery of the Early Roman Period from Betar, Tel Aviv 20, 1993 , pp. 98-103
Germer-Durand, Epigraphie palestinienne, RB 3, 1894, pp. 613-614
E. Zickermann, Chirbet el-jehud (bettir), ZDPV 29, (1906), pp. 51-72
Dowling, Archdeacon, Interesting Coins of Pella and Bittir, PEFQSt, 1907, pp. 295-297
W. D. Carroll, "Bittir and Its Archaeological Remains," AASOR' 5 (1923-4),pp. 77-103
A. Schulten, Beth-Ter, ZDPV 56 (1933), pp. 180-4
B. Kirschner, "A Mint of Bar-Kokhba?" BJPES 13 (1946), 153-60
Tsafrir, L. Di Segni, and J. Green, Tabula Imperii Romani. Iudaea – Palaestina, (1994), pp. 86–87.
↑ Germer-Durand, Epigraphie palestinienne, RB 3, 1894, pp. 613-614
↑ Historia Ecclesiastica IV, 6, 3
↑ In Zachariam, II, 8, 18-19
↑ משנה, תענית, ד, ו'
↑ דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מצודתו האחרונה של בר-כוכבא", ארץ-ישראל כג (תשנ"ב), 1992, עמ' 260-275
↑ Виктор Герен,Географическое описание археологических памятников Израиля, часть B, переводчик: Хаим бен Амрам, Иерусалим, תשמ"ג, стр. 266-273
↑ В.Д. Кэрролл, "Археологические находки в Ятире", в Восстание Бар-Кохбы(редактор: Аарон Оппенгеймер), 1980, стр. 183-204
↑ A. Reifenberg, Archaeological Discoveries by Air Photography in Israel, Archaeology 3 (1950), pp. 40-46
↑ A. Schulten, Beth-Ter, ZDPV 56 (1933), pp. 180-4; E. Zickermann, Chirbet el-jehud (bettir), ZDPV 29, (1906), pp. 51-72
↑ מ' כוכבי, יהודה שומרון וגולן - סקר ארכאולוגי בשנת תשכ"ח, ירושלים, תשל"ב, 24-25, 36-37
↑ דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מעוזו האחרון של בר כוכבא", קדמוניות 41 (136), 2008, עמ' 108-112; דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מצודתו האחרונה של בר-כוכבא", ארץ-ישראל כג (תשנ"ב), 1992, עמ' 260-275 ; Ussushkin, D., Betar: The Last Stronghold of Bar Kochba, Bulletin of the Anglo-Israel Archaeological Society 6 (1986-87), pp. 49-5 ; Ussushkin, D., Archaeological Sounding at Bethar, Bar Kokhba’s Last Stronghold, Tel Aviv 20 (1993), pp. 66-97
↑ ב. קירשנר, מטבעה של בר-כוכבא? , ידיעות יב (תש"ו), 1945, עמ' 153-160 + לוח ח' + H'
↑ גיא שטיבל, ציוד צבאי מימי מרד בר כוכבא במערות מדבר יהודה, חנן אשל ורועי פורת (עורכים), מערות המפלט מתקופת מרד בר כוכבא - קובץ שני, ירושלים, 2009, עמ' 311 (Гай Штейбель,Военная техника времён восстания Бар-Кохбы в пещерах Иудейской пустыни под ред. Роя Пората и Ханана Эшеля; Пещерные убежища периода восстания Бар-Кохбы - часть вторая, Иерусалим, 2009, стр. 311)
↑ C. Clermont-Ganneau, Archaeological researches in Palestine during the years 1873-74, London 1899, p.263-270
↑ A. Schulten, Beth-Ter, ZDPV 56 (1933), pp. 180-4 ; E. Zickermann, Chirbet el-jehud (bettir), ZDPV 29, (1906), pp. 51-72
↑ עדה ירדני, אוסף תעודות ארמיות, עבריות, ונבטיות, ממדבר יהודה, וחומר קרוב, ירושלים, תש"ס, עמ' 113-114 (Ада Ярдени. Собрание арамейских, еврейских и набатейский документов из Иудейской пустыни и близкий по тематике материал, Иерусалим, תש"ס, стр. 113-114)
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья БЕТАР в ЭЕЭ
www.ejwiki.org
Гроб Господень, или как хоронили в древней Иудее? (Иерусалим, Израиль)
Сегодня, как и 14 столетий назад, Храм Гроба Господня ("Храм Воскресения") - наиболее посещаемое место в Иерусалиме. Сюда приходят ежедневно тысячи туристов и паломников всех конфессий и возрастов.Чтобы попасть в Кувуклию (часовню над Святой Могилой) иногда приходится выстаивать в очереди и час, и более.И если вы не паломник, а обычный турист, то вас может постигнуть легкое разочарование: "А что, собственно, там смотреть? И где тот самый Гроб Господень, за который на этой земле целых три столетия лились потоки крови?".
Давайте спустимся к Храму Воскресения с вершины Масличной (Елионской) горы! И по дороге я расскажу вам, что же на самом деле представляет из себя "Гроб Господень".Обратите внимание - под нами огромное еврейское кладбище, которое начинается с самого дна Кидронского оврага и тянется вверх по склону холма до самой его вершины.В самой нижней части кладбища можно увидеть древние захоронения времен II века д.н.э. Но прежде чем спуститься с Елионской горы к ее подножию, давайте заглянем в сад капеллы "Доминиус Флевит", что прямо по пути к Гефсиманскому саду!
Давным-давно, в веке IV или V византийцы построили здесь первую церковь. Построили прямо на древних еврейских могилах, что в иудаизме считается самым большим святотатством! Поэтому евреи и сегодня обходят стороной и этот сад, и некрополь, что по дороге в капеллу...Но мы с вами все же зайдем во внутреннюю территорию, остановимся перед древним некрополем и представим себе, как хоронили покойников в древней Иудее.
Каждый человек, богат он или беден, имел право быть похороненным. Тело покойника не могло быть оставленным без присмотра, так велел закон Моисеев!Погребение осуществлялось в пещерах, где высекались специальные ниши и полки, на которые укладывались тела умерших. Размер пещеры зависел от состояния семьи умершего. Богатые граждане Иерусалима могли себе позволить большие семейные склепы, где можно было держать сразу нескольких мертвецов, а бедных хоронили в небольших могилах, прорубленных в земле или в мягких известковых породах, слагающих окрестности Иерусалима.Тело покойника оборачивали полотняными лентами, пропитанными бальзамом и благовониями (миррой). Вес такого "кокона" мог достигать 40 кг и более. Тело укладывали на специально прорубленную в скале полку-нишу.Во времена фарисеев возник обычай перезахоронения, то есть, примерно через год покойник вынимался из савана, ему "перемывали" кости и складывали их в каменный ящик-оссуарий для последующего перезахоронения. А место в склепе освобождалось для новых мертвецов.Следует также обратить внимание на устройство самой пещеры (см. рисунок), нам это важно, чтобы понять топографию Святой Могилы.Пещера имела два помещения. В первом, более просторном, размещался каменный стол-плита, на которой тело обрабатывалось благовониями и оборачивалось в саван. Здесь же происходило "отпевание": над телом умершего читались псалмы и молитвы, причитали специально нанятые плакальщицы.Перед входом в пещеру прорывался специальный желоб и по нему двигали круглый каменный диск, закрывающий вход в некрополь.
Часть такой пещеры, сохранившейся почти в нетронутом состоянии, мы видим в гробнице Девы Марии, что находится в подземной пещерной церкви напротив Гефсиманского сада (см. фото).А теперь проследуем через Львиные ворота и улицу "Виа Долороса" ("Крестный Путь") к Храму Гроба Господня.Главная святыня Храма - Святая Могила находится внутри часовни, именуемой "Кувуклия" ("усыпальница"). Любой гид расскажет вам у входа в Кувуклию, что она сразделена на две части: придел Ангела и собственно Святая Могила. Есть еще один маленький придел с обратной стороны часовни, принадлежащий коптской церкви. Считается, что тут находилась голова распятого Христа.Во времена царицы Елены, нашедшей, как известно, Святую Могилу, тут действительно была пещера, именно та, которую, как посчитала святая равноапостольная царица, Иосиф Аримафейский, богатый иерусалимский вельможа, отдал для погребения Иисуса.Начиная с IV века нашей эры, когда византийский император Константин отстроил здесь Храм Воскресения, вмещавший тысячи паломников, и по наши дни усердные богомольцы буквально по песчинкам растащили кто куда Святую Могилу. Единственное, что от нее осталось - это часть камня, закрывавшего вход в пещеру (вы увидите его под стеклом в "приделе Ангела") и часть самой плиты, на которой лежало тело, которую вы никогда не увидите, потому что ее тщательно оберегает нынешнее духовенство - служители Храма.А "придел Ангела" - это и есть та самая просторная часть пещеры, где должно было проводиться отпевание мертвого тела и оборачивание его в саван. Однако традиция вынесла это место за три десятка метров в сторону, и приурочила к так называемому "Камню миропомазания" (берет свое название от слова "мирра", а не "мир"), что по сути дела не меняет. Мертвое тело могли обрабатывать благовониями и снаружи, если в пещере не было достаточно места.Ну и наконец, Святая Могила, или Гроб Господень - это вторая пещера за приделом ангела. Тут, собственно, и должно было лежать тело мертвого Иисуса, однако, как мы знаем, пролежало оно там совсем недолго...Так что Гроб Господень - это никакой вовсе и не "гроб" в привычном нашем понимании. Никакого обитого золотом и обшитого красным сукном деревянного ящика в те времена не было и быть не могло. Так что, если увидите где такое изображение священной христианской реликвии - не верьте, это просто малограмотная подделка под святыню.
turbina.ru
Монеты античной Иудеи
Поиск по сайту
ПАРТНЕРЫ САЙТА
Вы никогда не задумывались о том, что события, описываемые в библии, имеют реальную историческую основу? Здесь сразу стоит оговориться. Речь идет не об Иисусе Христе. Вопрос о том, был ли Христос на свете или нет, даже не рассматривается. Для наших целей это не существенно. Но, думаю, что многие из вас слышали об Иосифе Флавии, и уж точно все слышали про царя Ирода и Понтия Пилата. Именно о них и многих других реальных исторических личностях, живших на древней территории Иудеи две тысячи лет назад, и пойдет разговор. Точнее, на фоне истории речь пойдет о ее свидетелях — монетах.Видимо, начать надо с библии, с книги Исход. Вкратце: Моисей вывел евреев из Египта, водил их 40 лет по пустыне, и, наконец, привел свой народ на земли Ханаана. Но не суждено было Моисею дойти до Земли Обетованной. Он умер, а завоевывать Ханаан евреев повел Иисус Навин. Было это, по разным оценкам, либо в XV, либо в XIII веке до новой эры. Опять же, не будем спорить о том, насколько эта история соответствует истине. Просто именно так начинается история евреев как народа и, соответственно, история Иудеи.В XI веке до новой эры у евреев появляется царь. Первым царем был избран Саул. Но он погибает в очередном сражении с филистимлянами. Следующим царем становится Давид. Тот самый, который в молодости, воспользовавшись косоглазием Голиафа, убил его, метнув камень из пращи. Именно он завершил формирование государства. Давид отвоевал Иерусалим и сделал его столицей. Он правил долго и перед смертью завещал своему сыну Соломону построить Храм. Соломон, став царем, исполнил этот завет и построил в Иерусалиме Первый Храм. Государство расширилось, с ним стали считаться крупные державы того времени, в первую очередь, Египет. Но после смерти Соломона, как это часто бывает, все, что нажито непосильным трудом, развалилось. На месте государства Соломона образовались два еврейских государства — Иудея со столицей в Иерусалиме и Израильское царство со столицей в Самарии.Минуло еще несколько веков, прошедших в беспрерывных войнах. Маленькая Иудея жила между сверхдержавами того времени — Ассирией (а затем Вавилоном) и Египтом. Просто чудо, что Иудея выжила. Даже не одно, а много чудес. Например, такое. В 700 году до н.э. ассирийский царь Сенаххериб начал осаду Иерусалима. Шла она несколько месяцев. А потом что-то случилось, и ассирийцы сняли осаду. В результате они удовлетворились большой контрибуцией, но Иерусалим не был взят. За 20 лет до этого в подобной ситуации была взята Самария, после чего прекратило существование Израильское царство. Чем не чудесное спасение? Для жителей было очевидна причина чуда — в Иерусалиме есть Храм!Но в 597 г. до новой эры вавилонский царь Навуходоносор все же осадил и захватил Иерусалим. На первый раз он потребовал контрибуцию, а заодно увез с собой иудейского царя. Но через 10 лет произошло восстание, которое было жестоко подавлено. Храм был разрушен, а тысячи людей, цвет общества, были уведены на поселение в Вавилон. Так началось вавилонское пленение.Продолжалось оно около 50 лет. Все это время евреи мечтали о возвращении на родину и восстановлении Храма. Наконец, представилась такая возможность. На арене появилась новая сверхдержава — Персия. Персидский царь Кир завоевал Вавилон и разрешил евреям вернуться. Конечно, и речи не было о воссоздании Иудейского царства. Разрешение было дано только на поселение в Иерусалиме и восстановлении Храма. Вся эта территория продолжала оставаться частью огромной Персидской империи. Кстати, мы подошли к тому времени, когда появились первые монеты, отчеканенные иудеями. Датируются они серединой 4-го века до новой эры. Серебряные монеты с надписью на иврите «Ехуд». Так называли персы территорию Иудеи. Лилию, изображенную на одной из этих монет, сейчас можно увидеть на современном шекеле Государства Израиль.
Обол 4 века до новой эры и современный шекель Государства Израиль. Пропорции не соблюдены
Время идет, и уже Персидская Империя прекращает свое существование. По всему Средиземноморью хозяйничают греки. Разумеется, в обращении тут же появляется драхма и ее производные. Ближний Восток — не исключение. Про монеты — подражания афинским мы здесь говорить не будем. Они чеканились в Газе — месте, где еще оставались филистимляне. Были очень похожи.
Как и везде, греки навязывали свой образ жизни, а заодно и свою веру. Зевс, Аполлон, Афина, культ красивого тела, спорта и многое другое должно было увлечь местных жителей и сделать их похожими на эллинов. Но у евреев был свой бог. Он был один, в отличие от пантеона язычников-греков. Именно для него после возвращения из вавилонского плена был восстановлен Храм в Иерусалиме. И избранный этим богом народ совершенно не собирался от него отказываться. Эллины в лице империи Селевкидов настаивали. Они осквернили Храм, поставив там статуи своих богов. Поэтому началось восстание. Руководили им шесть братьев, которых прозвали Маккавеями. И они победили!! Более того, Иудея снова стала независимой! В память об этой победе евреи сейчас празднуют Хануку. Но не об этом светлом празднике речь. Один из братьев — Симон — основал хасмонейскую династию, правившую в Иудее около ста лет. И каждый царь чеканил монеты. В основном, это были мелкие медные монеты, которые назывались «прута» (ударение на первый слог) и их половинки — лепты. Слышали про лепту вдовы? Вот это они самые и были.В первом веке до новой до Иудеи дошли римские легионы. Аристобул II попросил помощи у Рима в войне против Набатейского царства, а также и против своего брата. Рим в лице знаменитого полководца Гнея Помпея Магнуса с превеликим удовольствием пришел на помощь и уничтожил хасмонейское царство, посадив Аристобула в тюрьму. Заодно Помпей удовлетворил свое любопытство, зайдя в святая святых Храма, куда может входить только первосвященник, да и то лишь один день в году. К величайшему изумлению набожных евреев Помпей вышел оттуда невредимым.Помпей погиб в Египте, вскоре погиб и его победитель, Цезарь. В результате всех этих пертурбаций править в Иудее стал Ирод — сын назначенного еще Цезарем прокуратором Иудеи Антипатра. Правил он более 30 лет. И его правление можно назвать золотым веком Иудеи. Это было преимущественно мирное время. Причем, исключительно благодаря очень взвешенной внешней политике, которую проводил Ирод. Не просто так его назвали Великим. Он перестроил и расширил Храм. Построил несколько мощных крепостей по всей стране. А в Масаде построил еще и уникальный дворец. Ну и, разумеется, при Ироде чеканились монеты. Как государство — клиент Рима, Иудея могла чеканить только медные монеты. Это были пруты с именем Ирода по гречески. Часто на них изображались якоря.После смерти Ирода в стране было два правителя — его сына. Ирод Антипа правил севером, а Ирод Архелаус югом и центром. На монетах Антипы стоял титул Тетрарха а на монетах Архелауса — Этнарха. А через некоторое время римляне решили, что не нужен царь Иудее. Они присоединили территории Архелауса к своей провинции Сирия и поставили начальником прокуратора.При прокураторах в Иудее чеканили монеты с именами римских императоров. Но, опять же, только медные пруты. Зато регулярно менялся внешний вид монет. Или прокуратора нового назначат, или император новый появится. А в 37 году новой эры у Иудеи вновь появился царь — Аргиппа I — внук Ирода. И это нашло отражение на монетах. Правитель стал именоваться Базилевсом. Агриппа I умер в 44 году, передав титул своему сыну Агриппе II. Как это часто бывает, у этих царей, в особенности, у последнего, из власти был только титул. А на монетах появились изображения людей, что прямо запрещено иудейской религией ( «не сотвори себе кумира»). Это были, в первую очередь, изображения римских императоров. Увы, все когда-то заканчивается. Так и еврейское государство на долгих 19 веков исчезло с карты мира. Но конец этого государства был, как две ярчайшие вспышки. Первое восстание против Рима началось в 66 году новой эры. В течение года отряды повстанцев вели в Галилее войну против римских легионов. Римляне послали на их усмирение целый легион (чего там возиться, ведь один легион усмирял и гораздо большие страны). Так этот легион был разбит. Пришлось привлекать все силы, которые были в провинции Сирия, в которую входила Иудея. Командовал этими силами Веспасиан. Ему удалось разгромить силы повстанцев в Галилее, а их командира Иосифа взять в плен. Впоследствии имя этого пленного станет Иосиф Флавий. Собственно, по его книгам мы знаем подробности тех событий. Веспасиан собирался идти дальше на Иерусалим, но в Риме умер император Гальба, и начались беспорядки. Он успел вовремя. После нескольких императоров, правивших по паре месяцев, императором провозгласили Веспасиана. Новый император остался в Риме, а закончить кампанию поручил своему сыну Титу. Тот не очень с этим спешил, но, тем не менее, в 70 году взял Иерусалим и разрушил Храм. С тех пор у евреев нет Храма. И одно из главных их желаний — построить новый, уже Третий Храм, на том же месте, где были предыдущие два. Но, увы, там сейчас стоят две мечети, являющиеся святынями ислама. Ведь, по преданию, именно с Храмовой горы пророк Мохаммед вознесся на небо.Император Адриан через 60 лет после разрушения Второго Храма посетил Иерусалим. Он решил, что на Храмовой горе должен стоять Храм. Но радость евреев была преждевременна — Адриан приказал построить храм Юпитера. И началось новое восстание. Возглавил его Симон Бар-Кохба. Три года римляне не могли усмирить народ. Но с подавлением восстания наступил конец античной истории евреев. Им было запрещено селиться в окрестностях Иерусалима. На месте разрушенного города был построен новый с новым названием Элия Капиталина. Все, что осталось у евреев — это их вера. Вера в то, что когда-нибудь все возродится…
Современный Израиль появился на картах в 1948 году. Это уже другая история. Но на современных монетах Государства Израиль изображены те же традиционные символы, что и на античных.
2 пруты Ирода Архелауса и современные 1 агора Государства Израиль. Пропорции не соблюдены
1/8 шекеля 4-й год восстания против Рима 66-73 гг. и современные 5 агорот Государства Израиль. Пропорции не соблюдены
Прута Александра Янная и современные 2 шекеля Государства Израиль. Пропорции не соблюдены
История и археология
09.05.2008 13:19:28
Найден древний враг шумеров
Археологи утверждают, что нашли легендарный город-государство Мархаши. Его правители воевали с царями городов Месопотамии. Доказательства своей теории ученые нашли около иранского города Джирофт. Профессор Петр Стайнкеллер (Piotr Steinkeller), ассиролог с факультета языков и цивилизаций Ближнего Востока Гарвардского университета, считает, что руины в районе иранского города Джирофт — легендарный город-государство Мархаши, сообщает Tehran Times.
Считается, что Мархаши, именуемый также в древних источниках Варахше (другие варианты прочтения — Варахсе, Парахсе, Барахсе), это древнее государство к востоку от Элама на территории Иранского плато, существовавшее в III тыс. до н. э. Оно известно благодаря источникам из Месопотамии, однако его точное местоположение ученые до сих определить не могли. Из надписи, рассказывающей о Лугальаннемунду — одном из шумерских царей города Адаб, известно, что Мархаши располагался к югу от Гутиума — древнего государства верхней Месопотамии. Также в этой записи указано, что царь Лугальаннемунду воевал с царем Мархаши Мигил-Энлилом.
Месопотамия
08.05.2013 15:31:27
Секрет древней каменоломни: в окрестностях Иерусалима обнаружен ключ эпохи Второго храма
В ходе раскопок, предшествующих прокладке шоссе номер 21 в районе Иерусалима, археологи обнаружили древнюю каменоломню, датируемую концом эпохи Второго храма - первым веком нашей эры. Найдены также инструменты, которые использовались каменщиками – кирки и клинья.
Особое внимание археологов привлек найденный ими ключ причудливой формы, выкованный две тысячи лет назад. Как предполагается, с его помощью запирались ворота каменоломни. Скорее всего, он был потерян ключником.
Иерусалим, находки, раскопки
Архив "История и археология"
www.judaea.ru
Что такое "Гроб Господень", или как хоронили в древней Иудее? - Иерусалим (Израиль)
Сегодня, как и 14 столетий назад, Храм Гроба Господня ("Храм Воскресения") - наиболее посещаемое место в Иерусалиме. Сюда приходят ежедневно тысячи туристов и паломников всех конфессий и возрастов.Чтобы попасть в Кувуклию (часовню над Святой Могилой) иногда приходится выстаивать в очереди и час, и более.И если вы не паломник, а обычный турист, то вас может постигнуть легкое разочарование: "А что, собственно, там смотреть? И где тот самый Гроб Господень, за который на этой земле целых два столетия лились потоки крови?".
Давайте спустимся к Храму Воскресения с вершины Масличной (Елионской) горы! И по дороге я расскажу вам, что же на самом деле представляет из себя "Гроб Господень".Обратите внимание - под нами огромное еврейское кладбище, которое начинается с самого дна Кидронского оврага и тянется вверх по склону холма до самой его вершины.В самой нижней части кладбища можно увидеть древние захоронения времен II века д.н.э. Но прежде чем спуститься с Елионской горы к ее подножию, давайте заглянем в сад капеллы "Доминиус Флевит", что прямо по пути к Гефсиманскому саду!
Давным-давно, в веке IV или V византийцы построили здесь первую церковь. Построили прямо на древних еврейских могилах, что в иудаизме считается самым большим святотатством! Поэтому евреи и сегодня обходят стороной и этот сад, и некрополь, что по дороге в капеллу...Но мы с вами все же зайдем во внутреннюю территорию, остановимся перед древним некрополем и представим себе, как хоронили покойников в древней Иудее.
Каждый человек, богат он или беден, имел право быть похороненным. Тело покойника не могло быть оставленным без присмотра, так велел закон Моисеев!
Погребение осуществлялось в пещерах, где высекались специальные ниши и полки, на которые укладывались тела умерших. Размер пещеры зависел от состояния семьи умершего. Богатые граждане Иерусалима могли себе позволить большие семейные склепы, где можно было держать сразу нескольких мертвецов, а бедных хоронили в небольших могилах, прорубленных в земле или в мягких известковых породах, слагающих окрестности Иерусалима.
Тело покойника оборачивали полотняными лентами, пропитанными бальзамом и благовониями (миррой). Вес такого "кокона" мог достигать 40 кг и более. Тело укладывали на специально прорубленную в скале полку-нишу.
Во времена фарисеев возник обычай перезахоронения, то есть, примерно через год покойник вынимался из савана, ему "перемывали" кости и складывали их в каменный ящик-оссуарий для последующего перезахоронения. А место в склепе освобождалось для новых мертвецов.
Следует также обратить внимание на устройство самой пещеры (см. рисунок), нам это важно, чтобы понять топографию Святой Могилы.Пещера имела два помещения. В первом, более просторном, размещался каменный стол-плита, на которой тело обрабатывалось благовониями и оборачивалось в саван. Здесь же происходило "отпевание": над телом умершего читались псалмы и молитвы, причитали специально нанятые плакальщицы.Перед входом в пещеру прорывался специальный желоб и по нему двигали круглый каменный диск, закрывающий вход в некрополь.
Часть такой пещеры, сохранившейся почти в нетронутом состоянии, мы видим в гробнице Девы Марии, что находится в подземной пещерной церкви напротив Гефсиманского сада (см. фото).
А теперь проследуем через Львиные ворота и улицу "Виа Долороса" ("Крестный Путь") к Храму Гроба Господня.Главная святыня Храма - Святая Могила находится внутри часовни, именуемой "Кувуклия" ("усыпальница"). Любой гид расскажет вам у входа в Кувуклию, что она разделена на две части: придел Ангела и собственно Святая Могила. Есть еще один маленький придел с обратной стороны часовни, принадлежащий коптской церкви. Считается, что тут находилась голова распятого Христа.
Во времена царицы Елены, нашедшей, как известно, Святую Могилу, тут действительно была пещера, именно та, которую, как посчитала святая равноапостольная царица, Иосиф Аримафейский, богатый иерусалимский вельможа, отдал для погребения Иисуса.Начиная с IV века нашей эры, когда византийский император Константин отстроил здесь Храм Воскресения, вмещавший тысячи паломников, и по наши дни усердные богомольцы буквально по песчинкам растащили кто куда Святую Могилу. Единственное, что от нее осталось - это часть камня, закрывавшего вход в пещеру (вы увидите его под стеклом в "приделе Ангела") и часть самой плиты, на которой лежало тело, которую вы никогда не увидите, потому что ее тщательно оберегает нынешнее духовенство - служители Храма.
А "придел Ангела" - это и есть та самая просторная часть пещеры, где должно было проводиться отпевание мертвого тела и оборачивание его в саван. Однако традиция вынесла это место за три десятка метров в сторону, и приурочила к так называемому "Камню миропомазания" (берет свое название от слова "мирра", а не "мир"), что по сути дела не меняет. Мертвое тело могли обрабатывать благовониями и снаружи, если в пещере не было достаточно места.
Ну и наконец, Святая Могила, или Гроб Господень - это вторая пещера за приделом ангела. Тут, собственно, и должно было лежать тело мертвого Иисуса, однако, как мы знаем, пролежало оно там совсем недолго...Так что Гроб Господень - это никакой вовсе и не "гроб" в привычном нашем понимании. Никакого обитого золотом и обшитого красным сукном деревянного ящика в те времена не было и быть не могло. Так что, если увидите где такое изображение священной христианской реликвии - не верьте, это просто малограмотная подделка под святыню.
На древнем торговом пути между Древним Египтом и Древней Месопотамией лежит земля Палестины. Ее орошают воды реки Иордан. Иордан начинается на склонах Ливанских гор и впадает в Мертвое море.
Мертвое море
Мертвым морем называется большое и очень соленое озеро — природный водоем, со всех сторон окруженный сушей. Морем его прозвали в древности за большие размеры, но оно нигде не соединяется с океаном. Озеро лежит на дне самой глубокой на Земле впадины. Уровень воды в озере на 395 м ниже уровня воды в океане.
Вода в Мертвом море в десять раз солёнее, чем, во многих настоящих морях. В такой соленой воде не могут жить ни рыбы, ни водоросли. Кристаллы слои блестят на его берегах, а люди, даже не умеющие плавать, не тонут. Соленая вода выталкивает их на поверхность.
История Древнееврейского царства
Ок. 1250 г. до н. э. — евреи вступают на ханаанскую землю.
Ок. 1020 г. до н. э. — Саул становится царем.
Ок. 1000-965 гг. до н. э. — правление царя Давида. Филистимлянам нанесено поражение.
Ок. 965-928 гг. до н. э. — правление царя Соломона. Постройка храма.
Ок. 926 г. до н. э. — единое царство Израиль раскалывается на два: Израильское и Иудейское.
722 г. до н. э. — ассирийцы захватывают Израиль.
587 г. до н. э. — вавилоняне разрушают Иерусалим. Народ Иудеи уводят в плен.
В Палестине, между Средиземным морем и рекой Иордан, жили с древних времен евреи. Древние еврейские племена кочевали по пустыне возле ханаанской земли. Они пасли коз и овец, выращивали хлеб. История еврейского народа представлена священной для многих народов книгой — Библией.
Великий исход
О евреях можно прочитать в Ветхом Завете в Библии. Там есть известное место, где рассказывается, как их заставили работать на египетских царей.
Во время сильной засухи, когда долго не было дождей, земля высохла, а воды в реках и колодцах осталось совсем мало, евреи, спасаясь от голода, переселились из Палестины на плодородные земли дельты Нила, в Египет.
Спустя много лет пророк Моисей привел их на землю предков. Ведомые Моисеем, они, спасаясь бегством, долго блуждали по пустыне между Красным и Средиземным морями, затем пересекли пустыню и вступили на землю Ханаана. Долгое путешествие и чудеса, которые случились с ними, описывает Библия. Побег евреев из Египта остался в анналах истории как Великий исход. Это древнейшее из известных нам переселений народа.
Завоевание Ханаана
Евреи пришли в Ханаан примерно в 1250 г. до н. э. После многочисленных сражений они отвоевали часть земли и поселились там, намереваясь заняться земледелием.
Борьба с филистимлянами
Евреям приходилось защищать свою землю от филистимлян, которые также основали свои поселения вдоль морского побережья. Евреи выбрали себе в цари военачальника Саула, но героем битвы стал мальчик по имени Давид. В Библии говорится, что он, пустив из пращи камень, убил самого сильного филистимлянского воина.
Царь Давид
После смерти Саула царем стал Давид. Он нанес поражение филистимлянам и объединил евреев в единое царство Израиль. Захватив Иерусалим, Давид сделал его своей столицей.
Царь Соломон
Сын Давида, Соломон, установил торговые связи с другими странами, такими, как Финикия, и сделал Израиль богатым и могучим. Он истратил часть собственного богатства на строительство огромного храма в Иерусалиме, где его народ мог молиться своему богу.
Разделение Израильского царства
После смерти Соломона между севером и югом начались раздоры. Страна раскололась на два царства: Израильское на севере и Иудейское на юге.
Гибель древнееврейских царств
В 722 г. до н. э. ассирийцы, напав на Израиль, подчинили его своей власти. Спустя некоторое время израильтяне восстали и многие были уведены в Ассирию в рабство. Иудея была покорена вавилонянами, которые, разрушив Иерусалим, взяли все население в плен. Жителям страны, получившим известность под названием иудеи, после краха Вавилонской империи позволили вернуться на родину.
Главным городом древнееврейского царства стал Иерусалим — священный город и для многих других народов. В Евангелии — священной книге христиан — рассказывается, как путешествовал по Палестине Иисус Христос, как крестился он в водах реки Иордан, как в Иерусалиме окончился его земной путь. Мусульмане верят, что из Иерусалима поднимался па небо к Богу пророк Мухаммед. Иерусалим, которому около 3000 лет, — один из древнейших городов мира.
Древнееврейская культура
Религия древних евреев
В отличие от большинства народов в древние времена, они веровали только в одного бога. Евреи полагали, что бог позаботится о них, если они будут подчиняться ему.
Быт древних евреев
Дом
В доме древнееврейского землевладельца животных держали внизу, а его семья жила наверху. Крыша использовалась как дополнительная площадь. В доме был также амбар, в котором хранили зерно, масло и вино. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
В огороде произрастали фасоль, чечевица, чеснок, лук и горох. В плодовом саду росли оливки, фиги, финики и гранаты. Козы давали молоко и шли на мясо.
Во дворе находилась печь для выпечки хлеба, рядом с которой девушки месили тесто. Также женщины давили оливки, чтобы приготовить масло, и пряли шерсть.
Древнееврейская архитектура
Храм царя Соломона в Иерусалиме
Храм царя Соломона в Иерусалиме построен из известняка. Стены были облицованы привезенным из Финикии кедром. По периметру крыши был возведён портик, а у входа в храм стояли две бронзовые колонны. Финикийские ремесленники помогали древним евреям возводить этот храм.
Перед храмом Соломона стоит бронзовый резервуар со святой водой.
Главный зал. В главном зале храма Соломона находился алтарь, на котором сжигалось принесенное в дар зерно. Светильники в этом зале стояли на золотой подставке. Здесь находились кладовые для принадлежащих храму сокровищ. Из главного зала можно было попасть в святую святых.
Святая святых. В храме Соломона есть небольшое помещение, которое называется святая святых. Раз в год туда входит первосвященник. Стены этого помещения покрыты золотом. В святой святых находился ящичек, который назывался ковчегом Завета. Внутри него — каменные плиты с вырезанными на них священными законами — десятью заповедями. Ковчег охраняют две золотые статуи.