Католические храмы. Католический храм святого Станислава. Древние католические церкви
Католический храм. Католицизм
Католический храм
Храм является средоточием всей жизни приходской общины и выполняет многообразные функции. Здесь верующие осознают свое единство и сообща испытывают чувство встречи с Богом. Но главное предназначение храма в том, что он является местом проведения литургии.
Одно из отличий католического храма от православного заключается в том, что его главный алтарь обращен на Запад. Ведь на Западе, по учению Католической церкви, расположена столица Вселенского христианства, Рим, местопребывание папы римского – главы всей христианской церкви. В католических храмах, в отличие от православных, нет иконостасов. Алтари (их может быть много) дозволяется устраивать у западной, южной и северной стен храма. Алтарь в католическом храме соответствует православному престолу, но не алтарю: это накрытый покрывалом стол с богослужебными книгами и утварью. У алтаря происходит основное священнодействие.
Католические храмы чаще всего строятся в виде базилики, а также как купольные храмы в виде латинского креста. Крест в плане храма символизирует искупительную жертву Христа. Боковые нефы часто служат местами для капелл с самостоятельными алтарями. При сооружении алтаря в основу фундамента всегда кладут мощи какого-либо святого. Над алтарем помещается главный храмовый образ. Алтарь украшает дарохранительница – табернакль – для освященных гостий (делается обычно в виде шкафчика). На алтаре обязательно есть скульптурное распятие, чаша для причастия, патена – плоское блюдце для гостий, и корпорал – салфетка, на которую ставят чашу и патену, чтобы после освящения даров собрать с нее частицы хлеба. Иногда здесь же ставят циборий – чашу с крышкой для хранения гостий, и монстранцию – сосуд для выноса гостий во время религиозных процессий. Как правило, в больших католических храмах есть кафедра на возвышении, с которой произносится проповедь. В католических храмах, в отличие от православных, прихожанам разрешается сидеть во время богослужения. Его участники должны вставать только в определенные моменты – во время чтения Евангелия, возношения Святых Даров, благословения священника и т. д.
До V–VI вв. у священников не было особых литургических облачений, они появились позже, хотя и восходят к одеждам обычных римлян того времени. Облачения священников должны были напоминать о добродетелях и обязанностях священника. Перед свершением мессы священник надевает поверх сутаны – длинного одеяния со стоячим воротником, наглухо застегнутого снизу доверху, – белую длинную тунику, часто украшенную кружевами, так называемую альбу (от лат. alba – белая). Пояс в виде веревки или шнурка должен напоминать о веревках, которыми был связан Иисус во время ареста. Стола – лента, надеваемая на шею, – главная часть литургического облачения. Стола символизирует власть священника. Поверх всего этого надевается орнат (от лат. orno – украшаю), безрукавная накидка с вырезом – из бархата или парчи. Орнат должен напоминать священнику о грузе евангельского учения и символизировать его. Для других служб, совершаемых вне храма (например, для процессий), надевается белая рубашка до колен – комжа, и плащ. Его называют капа или плувиал, поскольку он должен защищать от дождя (от лат. pluvium – дождь). Священник носит на голове четырехугольную шапочку – биретту. Голову епископа украшает митра. Со времен Павла VI (1963–1978), который отказался от тиары как слишком дорогого убора для главы церкви бедных, папы также носят митру. Ступени священства и церковные чины различаются по цвету повседневной одежды священнослужителя – сутаны. Священник носит черную сутану, епископ – фиолетовую. Кардинальский пурпур – красная сутана кардинала – символизирует, что он готов до последней капли крови защищать Святой Престол. Основной цвет папской одежды – белый.
Как правило, католические храмы богато украшены живописными и скульптурными изображениями. На стенах в виде скульптурных рельефов или живописных картин изображается крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Это 14 так называемых «станций», то есть этапов крестного пути. В каждом католическом храме есть специальные кабинки для исповеди. Их окна обычно закрываются решетками и занавесками, чтобы обеспечить анонимность покаяния. При входе в храм помещается чаша со святой водой.
Католическая церковь, как и Православная, почитает иконы (от греч. eikon – образ, изображение). Икона – это почитаемое Церковью сакральное изображение, плоскостное или объемное. В католическом богословии икона трактуется прежде всего как свидетельство о том, что Бог принял подлинную человеческую природу, выразил себя в человеческой личности. Почитая иконописный образ, учит Церковь, христиане поклоняются Прообразу и Творцу всего сущего. Икона стала одним из способов фиксации и передачи учения Церкви. Культ икон в христианстве утвердился только в VIII в. в результате победы над иконоборческими движениями, связанными с несторианством и монофизитством. На VII Вселенском (II Никейском) соборе 787 г. иконоборчество было торжественно осуждено Западной и Восточной церквами. Однако в почитании икон между ними имеются различия. Восточная церковь признала икону как «богословие в образах», и в почитании икон боролась «не за красоту, а за истину». Близким по духу восточному богопочитанию является в католицизме только почитание чудотворных икон и статуй. Католическая иконопись по преимуществу является итальянской. Начиная с XIII в. развитие религиозного искусства на Западе испытывает все большее влияние индивидуального стиля художников. Начало этому процессу положил Джотто. В эпоху Возрождения на смену канонической иконе пришла религиозная живопись с новым пониманием священных образов. Согласно учению Тридентского собора об иконе, она, не заключая в себе самой Божественной силы, освящает молящихся через «отпечаток первообраза», то есть в силу своего отношения с первообразом. Католическая церковь тем не менее до наших дней сохранила отношение к религиозной картине как сакральному образу. В католической традиции принято, что сакральные изображения должны украшать храмы и другие места христианской жизни, иллюстрировать историю спасения, побуждать творить добро и содействовать процветанию христианских добродетелей. Много общего во внешних знаках почитания сакральных изображений у католиков и православных: это коленопреклонение, поклоны, каждение, зажигание перед иконами свечей и лампад.
II Ватиканский собор признал, что сакральная икона – одна из различных форм присутствия Христа среди верующих. Однако современный Кодекс канонического права (канон 1188) рекомендует священнослужителям и верующим соблюдать меру в иконопочитании: «Иконы необходимо размещать в умеренном количестве и с соблюдением необходимого порядка, дабы они не вызывали у верующих чувства удивления и не давали им повода для искажения набожности».
Каждый католический храм, начиная со времен Древней церкви, стремится обрести мощи и реликвии (от лат. reliquae – остатки, останки) какого-либо местного или особо почитаемого святого, а также предметы, связанные с жизнью Христа, Богородицы и святых. В католических храмах и монастырях в особых мощехранительницах, или реликвариях, хранятся реликвии – остатки одежды Христа, кусочки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми он был прибит, и т. п., а также части облачения Девы Марии, ее волосы, молоко Богородицы и пр. Особо почитаемыми являются Святые Реликвии Страстей Господних. Со времен Средневековья и до наших дней обладающие реликвиями храмы и монастыри привлекают к себе многочисленных паломников.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
religion.wikireading.ru
история, описание, глава и святые
Пожалуй, одной из самых больших христианских церквей является католическая церковь Римская. Ответвилась она от общего направления христианства еще в далекие первые века его возникновения. Само слово “католичество” образовано от греческого “всеобщий”, или “вселенский”. Более подробно о происхождении церкви, а также о ее особенностях мы и поговорим в этой статье.
Происхождение
История Римской католической церкви начинается с 1054 года, когда произошло событие, которое в летописях осталось под названием “Великий раскол”. Хотя католики не отрицают, что все события до раскола, – и их история. Просто с этого момента они пошли своим путем. В указанный год Патриарх и Папа обменялись грозными посланиями и предали друг друга анафеме. После этого христианство окончательно раскололось и образовалось два течения – православие и католицизм.
В результате раскола христианской церкви выделилось западное (католическое) направление, центром которого стал Рим, и восточное (православное), с центром в Константинополе. Конечно, видимой причиной для этого события стали разногласия в догматических и канонических вопросах, а также в литургических и дисциплинарных, которые начались задолго до указанной даты. А в этот год несогласие и непонимание достигло пика.
Однако на самом деле все было гораздо глубже, и дело тут касалось не только различий догм и канонов, но и обычного противостояния между властителями (пусть даже и церковными) по поводу недавно крещеных земель. Также на противостояние очень сильно влияло неодинаковое положение римского Папы и константинопольского Патриарха, ведь вследствие разделения Римской империи она была расколота на две части – Восточную и Западную.
Восточная часть гораздо дольше сохраняла свою независимость, поэтому Патриарх, хоть и был подконтролен императору, но имел защиту в лице государства. Западная же прекратила свое существование уже в V веке, и Папа получил относительную независимость, но и возможность нападения варварских государств, которые появились на территории бывшей Западной Римской империи. Лишь в середине VIII века Папе дарят земли, что автоматически делает его светским государем.
Современное распространение католицизма
На сегодняшний день католицизм – это наиболее многочисленная ветвь христианства, которая распространена по всему миру. На 2007 год на нашей планете насчитывалось около 1,147 миллиарда католиков. Наибольшее их количество находится в Европе, где во многих странах эта религия является государственной или преобладает над другими (Франция, Испания, Италия, Бельгия, Австрия, Португалия, Словакия, Словения, Чехия, Польша и др.).
На американском континенте католики распространены повсюду. Также последователей этой религии можно встретить на Азиатском континенте – на Филиппинах, в Восточном Тиморе, Китае, Южной Корее, во Вьетнаме. В мусульманских странах тоже немало католиков, но больше всего их проживает в Ливане. На Африканском континенте они также распространены (от 110 до 175 млн).
Внутреннее управленческое устройство церкви
Теперь следует рассмотреть, каково же управленческое устройство этого направления христианства. Папа Римской католической церкви – это высшая власть в иерархии, а также юрисдикция над мирянами и духовенством. Избирается глава Римской католической церкви на конклаве коллегией кардиналов. Обычно он сохраняет свои полномочия до конца жизни, кроме случаев законного самоотречения. Следует заметить, что в католическом учении Папа считается приемником апостола Петра (а ему, по приданию, Иисус наказал опекать всю церковь), поэтому его власть и решения непогрешимы и истинны.
Далее в структуре церкви имеются следующие должности:
Епископ, священник, диакон – степени священства.
Кардинал, архиепископ, примас, митрополит и т.д. – церковные степени и должности (их гораздо больше).
Территориальные единицы в католицизме следующие:
Отдельные церкви, которые называются епархиями, или диоцезами. Главенствует тут епископ.
Особые епархии, имеющие важное значение, называются архидиоцезами. Возглавляет их архиепископ.
Те церкви, которые не имеют статус диоцеза (по тем или иным причинам), называют апостольскими администратурами.
Несколько епархий, соединенных вместе, называются митрополиями. Их центром является тот диоцез, епископ которого имеет сан митрополита.
Приходы – это основа каждой церкви. Они формируются в пределах отдельно взятой местности (например, небольшого городка) или же благодаря общей национальности, языковым отличиям.
Существующие обряды церкви
Следует отметить, что католическая церковь Римская имеет различия в обрядах во время совершения богослужения (однако сохраняется единство в вере и морали). Существуют следующие популярные обряды:
латинский;
лионский;
амвросианский;
мосарабский и т.д.
Их отличие может быть в некоторых дисциплинарных вопросах, в языке, на котором читается богослужение, и т.д.
Монашеские ордена в составе церкви
Из-за широкого толкования церковных канонов и божественных догматов католическая церковь Римская насчитывает порядка ста сорока монашеских орденов в своем составе. Свою историю они ведут еще с далекой древности. Перечислим самые известные ордена:
Августинцы. Его история начинается приблизительно с V века с написания устава блаженным Августином. Непосредственное формирование ордена произошло гораздо позже.
Бенедиктинцы. Считается первым официально основанным монашеским орденом. Это событие произошло в начале VI века.
Госпитальеры. Рыцарский орден, начало которому положено в 1080 году монахом-бенедиктинцем Жераром. Религиозный устав у ордена появился лишь в 1099 году.
Доминиканцы. Нищенствующий орден, который основал Доминик де Гузман в 1215 году. Цель его создания – борьба с еретическими учениями.
Иезуиты. Это направление было создано в 1540 году папой Павлом III. Его цель стала прозаической: борьба с нарастающим движением протестантизма.
Капуцины. Этот орден был основан в Италии в 1529 году. Его изначальная цель все та же – борьба с Реформацией.
Картезианцы. Первый монастырь ордена был построен в 1084 году, но сам он официально утвержден лишь в 1176-м.
Тамплиеры. Военно-монашеский орден, пожалуй, самый известный и окутанный мистикой. Через некоторое время после создания стал больше военным, нежели монашеским. Изначальная цель была в защите пилигримов и христиан от мусульман в Иерусалиме.
Тевтонцы. Еще один военно-монашеский орден, которые основали немецкие крестоносцы в 1128 году.
Францисканцы. Орден был создан в 1207-1209 годах, но утвержден лишь в 1223-м.
Помимо орденов в католической церкви находятся так называемые униаты – те верующие, которые сохранили свое традиционное богослужение, но при этом приняли вероучение католиков, а также власть Папы Римского. Сюда можно отнести:
армяно-католиков;
редемптористов;
белорусскую греко-католическую церковь;
румынскую греко-католическую церковь;
российскую православную католическую церковь;
украинскую греко-католическую церковь.
Святые церкви
Ниже мы рассмотрим, какие существуют наиболее известные святые римско-католической церкви:
Св. Иоанн Богослов.
Св. Стефан Первомученик.
Св. Карл Борромео.
Св. Фаустина Ковальска.
Св. Иероним.
Св. Григорий Великий.
Св. Бернард.
Св. Августин.
Отличие католической церкви от православной
Теперь о том, чем русская православная церковь и римско-католическая церковь отличаются друг от друга в современном варианте:
Для православных единство церкви – это вера и таинства, а для католиков сюда добавляются непогрешимость и нерушимость власти Папы.
Для православных Вселенская церковь – это каждая поместная церковь, которая возглавляется епископом. Для католиков обязательно ее общение с римско-католической церковью.
У православных Дух Святой исходит только от отца. У католиков – и от Отца, и от Сына.
В православии разводы возможны. У католиков они недопустимы.
В православии нет такого понятия, как чистилище. Этот догмат провозгласили католики.
Православные признают святость Девы Марии, но отрицают ее непорочное зачатие. У католиков есть догмат о том, что Деву Марию так же родили, как и Иисуса.
Православные имеют один обряд, который возник в Византии. В католицизме их существует множество.
Заключение
Несмотря на некоторые отличия, католическая церковь Римская все же является братской по вере для православных. Недоразумения в прошлом разделили христиан, превратив их в непримиримых врагов, но это не должно продолжаться сейчас.
fb.ru
Прогулки по Риму. Старые католические церкви: bykovvg_1952
Если вы будете в Риме, обязательно зайдите в старые католические церкви, которых в исторической части города немало. Они потрясают своим величием, красивой архитектурой и богатым интерьером, над которым трудились лучшие мастера Италии. Здесь я покажу вам те церкви, в которые заходил сам. Специально никуда не ездил, это то, что просто встретилось по дороге.
Церковь Иль-Джезу, или «церковь во святое имя Иисуса» — соборная церковь ордена иезуитов, в которой похоронен его основатель — Игнатий Лойола. Находится на небольшой одноимённой площади в центре Рима.
2. Церковь Джезу была построена в 1568-1584 годах в духе маньеризма. Одним из первоначальных планов был проект, предложенный Микеланджело, но он был отклонен.
3. Церковь была принята за канон для иезуитских храмов по всей Европе (особенно в Речи Посполитой, в нынешней Украине, в Литве и Беларуси), а также в Латинской Америке.
4. Одной из основных художественных особенностей церкви Джезу является уникальная фреска на плафоне церкви. Написанные особым образом фигуры создают иллюзию, что они парят под потолком и даже отбрасывают на него тень, тогда как на самом деле они написаны в одной плоскости.
5.
6. Санта-Мария-сопра-Минерва («Святая Мария над Минервой») — титулярная малая базилика в римском районе Пинья; один из главных храмов римско-католического доминиканского ордена. Находится близ Пантеона на месте античного храма, посвящение которого было ошибочно отнесено языческой богине Минерве.
7. Эту церковь принято считать единственным сохранившимся готическим храмом Рима.
8. В XIII веке на месте развалин храма Минервы обустроились доминиканцы, которые и возвели существующую церковь якобы еще в 1280-1370 гг. То есть строили ее в течение 90 лет. В 19-м веке была проведена масштабная реставрация.
9. В церкви Санта-Мария-сопра-Минерва (или около неё) собирались комиссии по вопросам отречения еретиков и проводились сами ритуалы отречения. В частности, именно здесь отрекались от своих «заблуждений» Галилей и граф Калиостро.
10. Среди художественных сокровищ церкви — капелла Карафа с росписью Филиппино Липпи, барочная капелла Альдобрандини и статуя стоящего с крестом Христа (1521, работа Микеланджело). Перед храмом стоит мраморный слон, на которого в 1667 году Бернини водрузил небольшой египетский обелиск
11. Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (итал. Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) – базилика, посвящённая Богородице, ангелам и мученикам, находится на площади Республики.
12. Церковь перестроена из остатков античных терм Диоклетиана, предположительно, по проекту Микеланджело. Строительство было завершено после его смерти, в 1566 году.
13. Фасадом церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири служит часть экседры кальдария (помещения для горячих ванн) бывших терм, основное помещение расположено во фригидарии (помещение для холодных ванн).
14. Внутри Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири украшена античными колоннами, классическими орнаментами, скульптурами и картинами, в том числе работы французских художников XVII—XVIII веков.
15.
16. В Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири похоронен Сальватор Роза, известный итальянский художник и поэт XVII века.
17. Санта-Мария-ин-Трастевере – титулярная базилика в районе Трастевере, возможно, одна из самых старых церквей Рима, посвященных Богородице. Фасад церкви также украшен мозаикой Каваллини, изображающей Богородицу среди 10 святых (XII-XIII вв.).
18. На этом месте якобы уже в III веке при Папе Каликсте I была построена первая церковь, в IV веке при Папе Юлии I возникла большая базилика, а в XI веке при Папе Иннокентии II возведено новое здание с кампанилой
19. В 1140 году верхняя часть купола апсиды была украшена мозаикой: Христос на золотом фоне в окружении Марии, апостолов, святых и папы Иннокентии II с макетом церкви в руках.
20. Под фризом изображены сцены из жизни Марии работы Пьетро Каваллини (1291 г.).
21. В базилике находятся произведения искусства античности, раннехристианские и средневековые (в том числе саркофаги).
22.
23. В барочном центральном нефе находится колоннада из 22 колонн ионического ордера, взятых из терм Каракаллы.
24. Санта-Мария-делла-Витториа – небольшая церковь в восточной части Рима, известная подчёркнуто театрализованным убранством капеллы Корнаро и в особенности выполненной Бернини группой «Экстаз святой Терезы», которая считается триумфом искусства барокко.
25. Церковь строилась орденом босоногих кармелитов с 1605 г. как церковь св. Павла.
26. Автором проекта был известный архитектор Карло Мадерна.
27. После битвы на Белой горе (1620 г.) церковь была переосвящена в честь Девы Марии и побед католиков над врагами веры.
28. Строительство Санта-Мария-делла-Витториа было завершено в 1626 году, однако украшение интерьера продолжалось до конца XVII века.
29.
30. Вид на капеллу Корнаро со скульптурой “Экстаз святой Терезы”.
31. Sacro Cuore di Gesù – базилика Святого Сердца Иисуса, расположенная около вокзала Термини. Построена в XIX веке.
32. Санта Мария Маджоре – церковь, папская базилика, одна из четырёх главных базилик Рима. Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала XIV в.
33. Случайное фото: замок и мост Святого Ангела.
34. Следующий пост о Риме будет последним. Мы пройдемся по улицам города и посмотрим на то, что не попало в предыдущие статьи.
Рекламная фотосъемка
bykovvg-1952.livejournal.com
Прогулки по Риму. Старые католические церкви
Если вы будете в Риме, обязательно зайдите в старые католические церкви, которых в исторической части города немало. Они потрясают своим величием, красивой архитектурой и богатым интерьером, над которым трудились лучшие мастера Италии. Здесь я покажу вам те церкви, в которые заходил сам. Специально никуда не ездил, это то, что просто встретилось по дороге.
Церковь Иль-Джезу, или «церковь во святое имя Иисуса» — соборная церковь ордена иезуитов, в которой похоронен его основатель — Игнатий Лойола. Находится на небольшой одноимённой площади в центре Рима.
2. Церковь Джезу была построена в 1568-1584 годах в духе маньеризма. Одним из первоначальных планов был проект, предложенный Микеланджело, но он был отклонен.
3. Церковь была принята за канон для иезуитских храмов по всей Европе (особенно в Речи Посполитой, в нынешней Украине, в Литве и Беларуси), а также в Латинской Америке.
4. Одной из основных художественных особенностей церкви Джезу является уникальная фреска на плафоне церкви. Написанные особым образом фигуры создают иллюзию, что они парят под потолком и даже отбрасывают на него тень, тогда как на самом деле они написаны в одной плоскости.
5.
6. Санта-Мария-сопра-Минерва («Святая Мария над Минервой») — титулярная малая базилика в римском районе Пинья; один из главных храмов римско-католического доминиканского ордена. Находится близ Пантеона на месте античного храма, посвящение которого было ошибочно отнесено языческой богине Минерве.
7. Эту церковь принято считать единственным сохранившимся готическим храмом Рима.
8. В XIII веке на месте развалин храма Минервы обустроились доминиканцы, которые и возвели существующую церковь якобы еще в 1280-1370 гг. То есть строили ее в течение 90 лет. В 19-м веке была проведена масштабная реставрация.
9. В церкви Санта-Мария-сопра-Минерва (или около неё) собирались комиссии по вопросам отречения еретиков и проводились сами ритуалы отречения. В частности, именно здесь отрекались от своих «заблуждений» Галилей и граф Калиостро.
10. Среди художественных сокровищ церкви — капелла Карафа с росписью Филиппино Липпи, барочная капелла Альдобрандини и статуя стоящего с крестом Христа (1521, работа Микеланджело). Перед храмом стоит мраморный слон, на которого в 1667 году Бернини водрузил небольшой египетский обелиск
11. Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (итал. Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) – базилика, посвящённая Богородице, ангелам и мученикам, находится на площади Республики.
12. Церковь перестроена из остатков античных терм Диоклетиана, предположительно, по проекту Микеланджело. Строительство было завершено после его смерти, в 1566 году.
13. Фасадом церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири служит часть экседры кальдария (помещения для горячих ванн) бывших терм, основное помещение расположено во фригидарии (помещение для холодных ванн).
14. Внутри Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири украшена античными колоннами, классическими орнаментами, скульптурами и картинами, в том числе работы французских художников XVII—XVIII веков.
15.
16. В Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири похоронен Сальватор Роза, известный итальянский художник и поэт XVII века.
17. Санта-Мария-ин-Трастевере – титулярная базилика в районе Трастевере, возможно, одна из самых старых церквей Рима, посвященных Богородице. Фасад церкви также украшен мозаикой Каваллини, изображающей Богородицу среди 10 святых (XII-XIII вв.).
18. На этом месте якобы уже в III веке при Папе Каликсте I была построена первая церковь, в IV веке при Папе Юлии I возникла большая базилика, а в XI веке при Папе Иннокентии II возведено новое здание с кампанилой
19. В 1140 году верхняя часть купола апсиды была украшена мозаикой: Христос на золотом фоне в окружении Марии, апостолов, святых и папы Иннокентии II с макетом церкви в руках.
20. Под фризом изображены сцены из жизни Марии работы Пьетро Каваллини (1291 г.).
21. В базилике находятся произведения искусства античности, раннехристианские и средневековые (в том числе саркофаги).
22.
23. В барочном центральном нефе находится колоннада из 22 колонн ионического ордера, взятых из терм Каракаллы.
24. Санта-Мария-делла-Витториа – небольшая церковь в восточной части Рима, известная подчёркнуто театрализованным убранством капеллы Корнаро и в особенности выполненной Бернини группой «Экстаз святой Терезы», которая считается триумфом искусства барокко.
25. Церковь строилась орденом босоногих кармелитов с 1605 г. как церковь св. Павла.
26. Автором проекта был известный архитектор Карло Мадерна.
27. После битвы на Белой горе (1620 г.) церковь была переосвящена в честь Девы Марии и побед католиков над врагами веры.
28. Строительство Санта-Мария-делла-Витториа было завершено в 1626 году, однако украшение интерьера продолжалось до конца XVII века.
29.
30. Вид на капеллу Корнаро со скульптурой “Экстаз святой Терезы”.
31. Sacro Cuore di Gesù – базилика Святого Сердца Иисуса, расположенная около вокзала Термини. Построена в XIX веке.
32. Санта Мария Маджоре – церковь, папская базилика, одна из четырёх главных базилик Рима. Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала XIV в.
33. Случайное фото: замок и мост Святого Ангела.
34. Следующий пост о Риме будет последним. Мы пройдемся по улицам города и посмотрим на то, что не попало в предыдущие статьи.
Рекламная фотосъемка
amigooo.livejournal.com
Прогулки по Риму. Старые католические церкви
11 лет назад была в 2-недельной учебной командировке в Италии. Сняла фильм и сделала фоты на старый фотик.
Авот сейчас, как бы вновь побывала в Италии.
Если вы будете в Риме, обязательно зайдите в старые католические церкви, которых в исторической части города немало. Они потрясают своим величием, красивой архитектурой и богатым интерьером, над которым трудились лучшие мастера Италии. Здесь я покажу вам те церкви, в которые заходил сам. Специально никуда не ездил, это то, что просто встретилось по дороге.
Церковь Иль-Джезу, или «церковь во святое имя Иисуса» — соборная церковь ордена иезуитов, в которой похоронен его основатель — Игнатий Лойола. Находится на небольшой одноимённой площади в центре Рима.
2. Церковь Джезу была построена в 1568-1584 годах в духе маньеризма. Одним из первоначальных планов был проект, предложенный Микеланджело, но он был отклонен.
3. Церковь была принята за канон для иезуитских храмов по всей Европе (особенно в Речи Посполитой, в нынешней Украине, в Литве и Беларуси), а также в Латинской Америке.
4. Одной из основных художественных особенностей церкви Джезу является уникальная фреска на плафоне церкви. Написанные особым образом фигуры создают иллюзию, что они парят под потолком и даже отбрасывают на него тень, тогда как на самом деле они написаны в одной плоскости.
5.
6. Санта-Мария-сопра-Минерва («Святая Мария над Минервой») — титулярная малая базилика в римском районе Пинья; один из главных храмов римско-католического доминиканского ордена. Находится близ Пантеона на месте античного храма, посвящение которого было ошибочно отнесено языческой богине Минерве.
7. Эту церковь принято считать единственным сохранившимся готическим храмом Рима.
8. В XIII веке на месте развалин храма Минервы обустроились доминиканцы, которые и возвели существующую церковь якобы еще в 1280-1370 гг. То есть строили ее в течение 90 лет. В 19-м веке была проведена масштабная реставрация.
9. В церкви Санта-Мария-сопра-Минерва (или около неё) собирались комиссии по вопросам отречения еретиков и проводились сами ритуалы отречения. В частности, именно здесь отрекались от своих «заблуждений» Галилей и граф Калиостро.
10. Среди художественных сокровищ церкви — капелла Карафа с росписью Филиппино Липпи, барочная капелла Альдобрандини и статуя стоящего с крестом Христа (1521, работа Микеланджело). Перед храмом стоит мраморный слон, на которого в 1667 году Бернини водрузил небольшой египетский обелиск
11. Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (итал. Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) – базилика, посвящённая Богородице, ангелам и мученикам, находится на площади Республики.
12. Церковь перестроена из остатков античных терм Диоклетиана, предположительно, по проекту Микеланджело. Строительство было завершено после его смерти, в 1566 году.
13. Фасадом церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири служит часть экседры кальдария (помещения для горячих ванн) бывших терм, основное помещение расположено во фригидарии (помещение для холодных ванн).
14. Внутри Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири украшена античными колоннами, классическими орнаментами, скульптурами и картинами, в том числе работы французских художников XVII—XVIII веков.
15.
16. В Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири похоронен Сальватор Роза, известный итальянский художник и поэт XVII века.
17. Санта-Мария-ин-Трастевере – титулярная базилика в районе Трастевере, возможно, одна из самых старых церквей Рима, посвященных Богородице. Фасад церкви также украшен мозаикой Каваллини, изображающей Богородицу среди 10 святых (XII-XIII вв.).
18. На этом месте якобы уже в III веке при Папе Каликсте I была построена первая церковь, в IV веке при Папе Юлии I возникла большая базилика, а в XI веке при Папе Иннокентии II возведено новое здание с кампанилой
19. В 1140 году верхняя часть купола апсиды была украшена мозаикой: Христос на золотом фоне в окружении Марии, апостолов, святых и папы Иннокентии II с макетом церкви в руках.
20. Под фризом изображены сцены из жизни Марии работы Пьетро Каваллини (1291 г.).
21. В базилике находятся произведения искусства античности, раннехристианские и средневековые (в том числе саркофаги).
22.
23. В барочном центральном нефе находится колоннада из 22 колонн ионического ордера, взятых из терм Каракаллы.
24. Санта-Мария-делла-Витториа – небольшая церковь в восточной части Рима, известная подчёркнуто театрализованным убранством капеллы Корнаро и в особенности выполненной Бернини группой «Экстаз святой Терезы», которая считается триумфом искусства барокко.
25. Церковь строилась орденом босоногих кармелитов с 1605 г. как церковь св. Павла.
26. Автором проекта был известный архитектор Карло Мадерна.
27. После битвы на Белой горе (1620 г.) церковь была переосвящена в честь Девы Марии и побед католиков над врагами веры.
28. Строительство Санта-Мария-делла-Витториа было завершено в 1626 году, однако украшение интерьера продолжалось до конца XVII века.
29.
30. Вид на капеллу Корнаро со скульптурой “Экстаз святой Терезы”.
31. Sacro Cuore di Gesù – базилика Святого Сердца Иисуса, расположенная около вокзала Термини. Построена в XIX веке.
32. Санта Мария Маджоре – церковь, папская базилика, одна из четырёх главных базилик Рима. Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала XIV в.
33. Случайное фото: замок и мост Святого Ангела.
34. Следующий пост о Риме будет последним. Мы пройдемся по улицам города и посмотрим на то, что не попало в предыдущие статьи.
7freiheit.livejournal.com
Католические храмы. Католический храм святого Станислава
Католические храмы отличаются от православных определенными обрядами. Латинский, восточно-литургический и другие западные – все они имеют место в этой вере. Видимый глава католической церкви – это Папа Римский, который возглавляет Святой престол и, конечно же, Ватикан в Риме. Стоит отметить, что история таких архитектурных памятников, как католические храмы, очень богата и разнообразна. Каждый из них отличается своими особенностями.
Самые известные католические храмы
Собор Санта-Мария дель Фьоре располагается в Италии, во Флоренции. На тот момент, когда его строили, он был самым большим собором во всей Европе. На сегодняшний день является третьим по величине. Нельзя не отметить уникальнейший купол, высота которого достигает 91 метра, а в диаметре – 42-х метров. На его фасаде красуется фамильный герб Демидовых, которые внесли значительный денежный вклад в оформление этого собора. Знаменит также собор святого Петра, который располагается в Риме. Он является самым большим христианским храмом в мире (высота – 136 м, длина – 218 м). Строить его начинали в 1506-ом году, там, где раньше была древняя базилика, где и находились останки пресловутого апостола Петра. Нельзя не отметить Базилику святого Иштвана, которая является самым большим храмом во всём Будапеште. В нём спокойно может поместиться 8,5 тысяч человек. Общая его площадь составляет около 4730 кв. м. План этой базилики чем-то напоминает греческий крест. И, конечно же, широко известна Базилика святого Адальберта, которая располагается в Венгрии. Этот кафедральный собор является самым большим храмом страны и пятым по величине во всём мире.
Соборы Москвы
Римско-католический храм, располагающийся в Москве, является самым большим католическим собором во всей России. Он рассчитан на пять тысяч мест. Томаш Иосифович Богданович-Дворжецкий, архитектор храма, создал поистине шедевр. Велось строительство этого собора с 1899-го по 1917-ый год. Сам храм был освящен в 1911-ом году. Следует отметить, что в 1938-ом году собор у католиков отобрали. Полностью его вернули в 1996-ом году. Данный храм представляет собой неоготическую трехнёфную крестовидную базилику. Это кафедральный собор, в котором проходят мессы на разных языках. Это и французский, и английский, и польский, и русский, и испанский, и даже латинский. Следует отметить, что там даже проводят тридентские святые мессы и богослужения в соответствии с армянскими обрядами. В этой церкви установлен один из самых больших во всей России орган.
История храма
Если говорить про католические храмы, а также их историю, то следует отметить, что данный собор связан с весьма интересными фактами. Этот храм было разрешено строить лишь вдалеке от самого центра столицы и других значимых церквей. Ещё при этом было запрещено возводить скульптуры и башни снаружи здания. Чуть раньше было сказано, что храм у католиков отобрали в 1938-ом году. Тогда его разграбили и сделали из священного места общежитие. Нельзя не отметить тот факт, что и Вторая мировая война затронула церковь: из-за бомбардировок было разрушено несколько шпилей и башенок. В 2002-ом году, весной, храм был задействован в молитве на Розарии с папой Иоанном Павлом Вторым и католиками из разных уголков земли. А в 2009-ом году, 12-го декабря, собор праздновал десять лет с того момента, как он был обновлен. Спустя полтора года, 4-го сентября 2011-го года, было пышно отпраздновано столетие этого потрясающего здания.
Дальнейшая судьба храма
Этот католический храм на Грузинской улице никогда не бывает пуст. В нём организовывают катехизацию, различные молодёжные встречи, музыкальные концерты, что проходят в рамках каких-либо благотворительных мероприятий, а также многое другое. Церковная лавка, библиотека, редакция известного на сегодняшний день журнала под названием “Католический вестник – Свет Евангелия”, офис христианской благотворительной организации, фонды – всё это относится к храму Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Храмы Петербурга
В Москве имеется довольно много различных церквей, о которых говорить можно долго. Но католические храмы Петербурга заслуживают особого внимания. Например, костел святого Станислава. Само здание построено было в 1823-25 годах на углу Мастерской и Торговой улиц. Католический храм святого Станислава возводился на том самом месте, где располагался садовый участок и дом митрополита по имени Станислав Богуш-Сестренцевич. Своё имя он получил именно в память о нём. Стоит отметить, что на сегодняшний день рядом с храмом действует духовная библиотека. Это здание является вторым католическим собором города Санкт-Петербург. До него существовал лишь храм святой Екатерины. Несмотря на достаточно скромные размеры собора, приход стремительно рос. К 1917-му году количество прихожан превысило 10 тысяч человек.
Развитие храма
В 1829-ом году католический храм святого Станислава открыл училище имени Сестренцевича. Следует отметить, что достаточно длительное время (с 1887-го года по 1921-ый) в соборе служил видный деятель, а также знаменитый благотворитель Католической Церкви всей России – Антоний Малецкий, являвшийся епископом. О данном факте внутри храма напоминает красивая мемориальная доска.
Различия православных и католических церквей
Эта тема является достаточно популярной в христианстве. Стоит отметить, что католические и православные храмы имеют как сходства, так и отличия. Первое, самое главное сходство – то, что приверженцы обеих вер являются христианами. Это известно всем. Католические храмы отличаются от православных как по своему внешнему виду, так и по общепринятым обрядам. У них несколько разнится понимание Церкви и её единства. Православные разделяют таинства и веру, а вот католики ещё и считают необходимым наличие главы – Папы. Католическая Церковь считает, что от Отца и Сына исходит Святой Дух, исповедуя в Символе Веры. В православии немного по-другому. Они исповедуют Дух Святого, который исходит лишь от Отца. В католицизме таинство брака должно заключаться на всю жизнь – разводы запрещены. А вот православная Церковь в отдельных случаях разрешает развестись.
Ещё католики приняли догмат, гласящий о Непорочном Зачатии Девы Марии. А это значит то, что даже первородный грех якобы не коснулся её. Православие прославляет святость Божьей Матери, но полагает, что рождена она была с первородным грехом, точно так же, как и остальные люди.
Сходства православия и католицизма
Стоит отметить, что, несмотря на массу различий, эти две религии похожи между собой. И православие, и католицизм признают все христианские таинства, которых всего существует семь. Точно так же у них существуют общие нормы (иначе говоря – каноны) церковной жизни и главные компоненты обрядности: характер и количество совершения всех таинств, последовательность и содержание богослужений, интерьер, а также компоновка храма. Ещё есть одно сходство: богослужения ведутся на национальных языках. К тому же используется латынь (как известно, мёртвый язык) в католических и старославянский язык (не употребляемый в быту) - в православных церквях. Несмотря на всевозможные различия, православные христиане, точно так же, как и католики, по всему миру исповедуют учение Иисуса Христа. И тут самое главное помнить: пусть когда-то предубеждения и ошибки людей разъединили христиан, но вера в единого Бога до сих пор нас объединяет.
fb.ru
OESSH - Интересно - Были ли католические храмы в Древней Руси?
Древняя Русь при князе Владимире прияла христианство из Византии, и православие стало официальной религией государства. Однако Древнерусское государство поддерживало интенсивные торговые, культурные, а также и матримониальные связи с Западной Европой, где официальной религией было католичество. Поэтому нет ничего удивительного, что католические храмы были возведены в Киеве – столице Древнерусского государства, а также Новгороде и Ладоге, которые были главными русскими центрами торговли с немецкими и скандинавскими купцами.
В Киеве существовала колония купцов из Регенсбурга, и с этими купцами прибыли ирландские монахи, основавшие впоследствии монастырь Девы Марии. Первым монахом ирландцем, насколько известно из источников, был Маврикий.
В 1088 (или 1089) году состоялось посольство от антипапы Климента III к князю Всеволоду и митрополиту Киевскому Иоанну II с предложением церковной унии. Вероятно, к этому же времени относится и путешествие в Киев ирландского монаха из регенсбургского аббатства св. Якова. В «Житии св. Марианна Скотта», которое было написано в 1180-е годы, говорится:
«Один из братии этой обители, муж многоопытный и в делах весьма искусный, именем Маврикий…, по бездорожью мира ведомый милосердием Святого Духа, прибыл к королю Руси. Он получил от этого короля и от знатных людей богатейшего города Киева на сто марок драгоценных мехов и, погрузив их на повозки, благополучно добрался с купцами до Регенсбурга: на эти деньги были закончены постройки монастыря и крыша собора».
Ирландский монастырь в Киеве, основанный в конце XII века, просуществовал вплоть до татаро-монгольского нашествия: сохранилось послание аббата бенедиктинского аббатства св. Марии в Вене от 4 января 1242 года, в котором содержится просьба об опеке двух монахов из монастыря Девы Марии на Руси, которые были вынуждены его покинуть из-за нашествия. Само послание было включено в приложение к «Великой Хронике» английского историка Матвея Парижского (середина XIII века). Там сказано следующее:
К священнослужителям и всем верным святой матери Церкви, которые увидят или услышат сие послание, [обращаются] Ф., милостью Божией смиренный аббат монастыря Святой Марии, и все здешнее братство ордена святого Бенедикта, находящееся в Венгрии. Да пошлет вам Дух Святой утешение, спасение, которое принес вам святой Бенедикт, и вечную славу. Подателей сего братьев-священнослужителей Б. и Й., монахов храма нашего, которых мы посылаем из монастыря Святой Марии в Русции в Гибернию для пребывания там, мы вверяем вашей милости. И это мы вынуждены сделать из-за неожиданного нашествия татар, о которых говорят, что они измаильтяне, о горе!
Судя по археологическим раскопкам, храм бенедиктинского монастыря Девы Марии в Киеве представлял собой ротонду в раннем романском стиле, что было очень характерно для той эпохи. Такие храмы в форме ротонды известны в Чехии, например, ротонда св. Мартина в Вышеграде (Прага), и Польше.
Вышеград (Прага), ротонда св. Мартина, конец XI века
Вероятная атрибутация открытой археологами ротонды в Киеве описана в исследовании П. Раппопорта «Русская архитектура X-XIII вв.: Каталог памятников». Л., 1982.
В Новгороде, который значительно больше, чем другие русские города имел торговые и культурные отношения с Западной Европой, существовало два католических храма: св. Олава и св. Петра. Церковь св. Олава была храмом скандинавских купцов Готского двора, который был основан в конце XI века, а церковь св. Петра – храмом возникшего несколько позднее, в последнее десятилетие XII века, Немецкого двора – торгового представительства Ганзейского союза.
Русские предлагают беличьи меха купцу Немецкого двора в Новгороде. Резная панель из церкви св. Николая в Штральзунде, около 1400 года
Храм св. Олава был воздвигнут в честь Олава II или Олава Харальдссона (995-1030), который был королем Норвегии с 1015 по 1028 год, а изгнанный с родины, получил убежище у русского великого князя Ярослава Мудрого. В русских источниках церковь св. Олава называлась «варяжской божницей». Церковь известна и в скандинавских источниках, о ней речь идет в рассказе о «Чудесном исцелении немого раба в церкви св. Олава в Хольмгарде (то есть Новгороде)». Деревянная церковь св. Олава была построена, предположительно, в 1029–1030 годах. После пожара 1152 года она была заменена на каменную церковь.
Археологическая реконструкция плана средневекового Новгорода
Любопытный исторический документ, так называемое «Вопрошание Кириково», который представляет собой сочинение новгородского интеллектуала XII века, математика, историка и музыканта Кирика, подтверждает существование в Новгороде латинских церквей. Из него следует, что новгородцы иногда обращались к «варяжским попам», то есть католическим священникам, для совершения треб.
Другим городом Северной Руси, через который шла оживленная торговля с Западом, была Ладога. Это современное село Старая Ладога, которое до 1703 года была городом, а некоторые историки его позиционируют даже, как первую столицу Руси, так как она, согласно Повести временных лет, была первоначально резиденцией князя Рюрика. В ней также был католический храм св. Николая (sanctus Nycholaus in Aldachen).
После присоединения Новгорода к Московскому великому княжеству в 1494 году представительство Ганзейского союза было закрыто, Немецкий двор просуществовал до 1544 года, здание храма св. Петра просуществовало до 1570 года.
Эти четыре католические храмы Древней Руси, о существовании которых мы знаем из источников, не сохранились. Однако в Новгороде сохранился до наших дней удивительный и уникальный для Древней Руси памятник готической архитектуры. Это не католический храм, а так называемая «Владычная палата», то есть резиденция Новгородского православного архиепископа Евфимия, которая была построена для него немецкими архитекторами в 1433 году.
Интерьер Владычной палаты (современный вид после реставрации)