Всемирная история — это всемирный суд. Древней греции кратко
кратко. Особенности культуры Древней Греции
Образование 18 ноября 2014
Здания и скульптуры, поэмы и мысли великих философов – все это составляющие «греческого чуда», как его сегодня называют ученые.
Если вам интересна культура Древней Греции, кратко с ней ознакомиться вы сможете в данной статье. Итак, что же восхищает даже самого неискушенного в искусстве человека вот уже четыре тысячи лет? Давайте разберемся подробнее.
Общие сведения
Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества.
Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств.
Эгейская эпоха
Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками – Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!
Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно.
Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.
Видео по теме
Период Гомера
Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий.
Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново.
Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху.
Троянская война относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» – единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня.
Архаичная культура
В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма.
В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела.
Именно в этот период зарождается культура Древней Греции. Краткое сообщение о развитии ее жанров вы сможете прочитать далее.
Классический период
Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции (краткое содержание есть в статье), творилось именно в эту эпоху.
Философия и наука, живопись и скульптура, ораторское искусство и поэзия – все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм.
Эллинизм
Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности.
С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой – Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой.
Архитектура
Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям.
В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам.
Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями?
В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.
Вазопись
Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. В школе дети изучают информацию о том, что собой представляла культура Древней Греции (кратко). 5 класс, например, - период знакомства только с мифами и легендами.
А первые памятники этой цивилизации, которые ученики видят, – это чернолаковая керамика – очень красивая и стильная посуда, экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи.
Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали.
В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен.
Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.
Мифология
Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека.
В школе часто просят сделать на тему «Культура Древней Греции» краткое сообщение, кратко, интересно и детально описать наследие этой потрясающей цивилизации. В этом случае рассказ лучше начать именно с мифологии.
Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она.
Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы – во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов.
Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.
Литература
Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, – самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Краткое содержание (про Одиссея и его приключения) можно прочитать в любой хрестоматии, и подвиги этого мудрого человека впечатляют общество до сих пор.
Без его советов не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя острова Итака в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты.
Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека.
Культура Древней Греции, кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники – все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.
Искусство
Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове.
Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными инструментами художников данной эпохи были линейка и циркуль.
В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными.
В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.
Сегодня во многих заведениях изучается культура Древней Греции – кратко для детей, более полно для подростков и глубоко для исследователей. Но даже при всем желании мы полностью не охватываем материал, оставленный нам представителями этого солнечного народа.
Философия
Даже происхождение этого термина - греческое. Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно они считались самым высокообразованным народом.
Мы сегодня не помним никого из ученых Месопотамии или Египта, знаем единицы римских исследователей, но имена греческих мыслителей у всех на слуху. Демокрит и Протагор, Фалес Милетский и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит – все они внесли огромный вклад во всемирную культуру, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, что мы до сих пор пользуемся их достижениями.
Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло – как вещь или событие, причиняющее страдания.
Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа.
Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным.
Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.
Театр
Те, кто побывал в Греции, надолго запомнили потрясающее чувство, которое испытывает человек, находясь в амфитеатре. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Разве не чудо инженерной мысли?
Содержание пьес было не менее интересным. Ныне известная в Италии комедия масок берет свое начало именно из классического греческого театра. Механизмы, позволяющие двигать декорации с помощью блоков и грузов, назывались «бог из машины», они потрясали зрителей своей необъяснимостью.
Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов. Если бы не древние эллины, неизвестно, каким бы был современный образ жизни.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Искусство и развлечения Биография и творчество Глинки (кратко). Произведения Глинки
Творчество М. И. Глинки знаменовало собой новый исторический этап развития музыкальной культуры - классический. Ему удалось сочетать лучшие европейские тенденции с национальными традициями. Внимания заслуживает все тв...
Искусство и развлечения Творчество Бальмонта кратко. Особенности творчества Бальмонта
Необычная для России шотландская фамилия досталось ему благодаря дальнему предку - моряку, бросивше...
Образование Эллада – это Древняя Греция. История, культура и герои Эллады
Эллада – это древнее название Греции. Это государство оказало значительное влияние на дальнейшее развитие Европы. Именно здесь впервые появилось такое понятие, как «демократия», здесь был заложен фун...
Путешествия Культура древней Греции, и ее влияние на другие цивилизации
Этапы развития культуры Древней Греции разделяются на: до классический (включающий крито-микенский, гомеровский и архаический периоды, охватывающие время от III тысячелетия до VI века до н.э), классический, а затем &n...
Образование История. Культура Древней Греции и Древнего Рима: общие черты и различия
История Древней Греции и Древнего Рима, культура этих государств и народов, их населяющих, не перестают привлекать к себе как профессиональных историков и искусствоведов, так и обычных людей, интересующихся достижения...
Духовное развитие Древняя и современная Греция: религия и ее особенности
Культура и религия Древней Греции очень своеобразны и весьма интересны. И по сей день они вдохновляют множество людей по всему миру. Религия и искусство Древней Греции вот уже много веков находят отражение в произведе...
Искусство и развлечения "Легенды и мифы Древней Греции": краткое содержание. "Легенды и мифы Древней Греции", Николай Кун
Основой, источником вдохновения европейских поэтов, драматургов и художников служили греческие боги и богини, греческие герои, мифы и легенды о них. Поэтому важно знать их краткое содержание. Легенды и мифы Древней Гр...
Искусство и развлечения Мифы Древней Греции. Краткое содержание в исполнении Н.Куна - книга всех времен и народов
В школьную программу обучения в дореволюционной России на обязательных условиях, кроме «Закона Божьего», входило ознакомление с мифами Древней Греции. Знакомство с ними было показателем образованности чело...
Новости и общество Древний символ огня: описание, особенности и история культуры
Символ огня вошел в обиход людей еще в те давние времена, когда они только научились его добывать или же хранили угли, появившиеся от пожара, спровоцированного ударом молнии. В любом случае человек понял полезные функ...
Новости и общество Греция: экономика сегодня (кратко). Характеристика экономики Греции. Экономика Древней Греции
Греция является унитарным государством, которое расположено в южной части Европы. По последним оценкам население страны составляет чуть более 11 миллионов человек. Греческая республика занимает территорию в 132 тысяч ...
monateka.com
Искусство древней греции кратко ― ГРЕЦИЯ
Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги, зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры. Детством человечества, порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие.Эллину был чужд ограничивающий способности узкий профессионализм. Прославленный скульпто мог построить храм, написать ученый трактат, создать прекрасную фреску. Умение выражать чувства различными художественными способами - в архитектуре, скульптуре, живописи, поэзии, музыке - было свойственно человеку этой далекой от нас эпохи в большей степени, нежели в последующие века европейской истории. Насколько глубоко люди того времени сознавали свои возможности и ценили высокое значение искусства и силу художника, создавшего из грубого материала волнующие произведения, свидетельствуют строки древнего поэта Овидия:"То, что названье теперь носит статуй работы Мирона,Грубых бесформенных тел некогда груда была.изображением обнаженного юноши - куроса и фигурой одетой в длинный, плотнооблегающий тело хитон девушки - коры.Постепенно совершенствуясь в передаче пропорций человеческого тела,добиваясь все большего жизненногосходства, греческие скульпторы VI. научились преодолевать первоначальносвойственную их статуям статичность.При всем жизнеподобии лучших образцов греческой архаической скульптурыпочти все они подчинены определенному эстетическому стандарту, изображаяпрекрасного, идеально сложенного юношу или взрослого мужчину, совершеннолишенного при этом каких бы то ни было индивидуальных физических илипсихических особенностей.ВАЗОВАЯ ЖИВОПИСЬНаиболее массовым и доступным видом архаического греческого искусствабыла, безусловно, вазовая живопись. В своей работе, ориентированной насамого широкого потребителя, мастера-вазописцы гораздо меньше, чемскульпторы или архитекторы, зависели от освященных религией илигосударством канонов. Поэтому их искусство было гораздо более динамичным,многообразным и быстрее откликалось на всевозможные художественные открытияи эксперименты. Вероятно, именно этим объясняется необыкновенноетематическое разнообразие, характерное для греческой вазописи VII-VI вв.Именно в вазовой живописи раньше, чем в какой-либо другой отраслигреческого искусства, за исключением, может быть, только коропластики ирезьбы по кости, мифологические сцены начали чередоваться с эпизодамижанрового характера. При этом не ограничиваясь сюжетами, заимствованными изжизни аристократической элиты (сцены пиршеств, риталищ на колесницах,атлетических упражнений и состязаний и т.п.), греческие вазописцы (особенноIV.A) ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В V ВЕКЕВСТУПЛЕНИЕКак и в других областях жизни, в культуре V. до н.э. наблюдаетсясочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более раннимэпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политических сферах. Рождение нового отнюдь не означалогибели старого. Как в городах строительство новых храмов весьма редкосопровождалось разрушением старых, так и в других сферах культуры староеотступало, но обычно не исчезало совершенно. Важнейший новый фактор,оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции искусство древней греции кратко столетие, - консолидация и развитие полиса, особенно демократического.Не случайно наиболее яркие произведения материальной и духовной культурырождались именно в Афинах. Но были и греко-персидские войны, вызвавшиеподъем общегреческого патриотизма, осознание ценности эллинского образажизни и его преимуществ- рост Афинского морского союза, приведший ксосредоточению в Афинах ярких деятелей культуры Греции. Огромную рольсыграла и сознательная политика руководителей Афин, стремившихся сделатьродной город крупнейшим народным центром Эллады, средоточием всего ценногои прекрасного, что было тогда в греческом мире. Наконец, определенноевоздействие на развитие культурыоказала Пелопонесская война, породившая чувство безысходности и отчаяния уряда представителей интеллектуальной элиты.РЕЛИГИЯВ первой половине V. происходят важные изменения в религиознойидеологии греков. К сожалению, они известны нам мало и отражаются чащевсего в литературных произведениях, из-за чего бывает трудно понять,возникло ли данное явление в результате индивидуального или групповоготворчества либо отражает широко распространенное представление. Подъемклассического полиса, победа над персами имели важные последствия длянародного мировоззрения. Современными исследователями отмечается рострелигиозности среди греков.Развитие в конце Архаического периода на базе древнего крестьянскогокульта надежды на бессмертие, которое ранее считалось принадлежностью неотдельного индивида, но ряда следующих друг за другом поколений, в Афинах вV веке до н.э. когда человек почувствовал себя свободным от уз семьи итрадиции, доходит до культа личного бессмертия.[N.1, кн.1, c.191]С точки зрения традиционных представлений в войне с персами на сторонегреков сражались их божества, о чем, в частности, упоминает Геродот.Победа греков над персами соответственно воспринималась как свидетельствомогущества греческих богов. Вторым важным обстоятельством, связанным сподъемом классического полиса, является чувство исторического оптимизма,которое отразилось и в религиозном сознании. Зевс, все более занимавшийдоминирующее место в пантеоне, приобретал в мыслях и чувствах греков чертыгаранта справедливости. Эти идеи очень отчетливо выражены у Пиндара иЭсхила. В трилогии о Прометее Зевс первоначально выступает как тиран, но впоследней трагедии примиряется с Прометеем, готовым умереть за людей. В"Орестее" Эсхилаторжествует идея возможности решить все, даже самые сложные и мучительныепроблемы, путем примирения: страшные богини Эринии превращаются вблагодетельных Евменид. Убежденность в том, что боги помогут человеку, еслион лишен гордыни и приемлет свою судьбу, была присуща грекам той поры.Важнейшей особенностью следующего, "Периклова" периода было усиление, покрайней мере в Афинах, тенденции к полному слиянию в рамках единогопантеона полисных и народных божеств. Самые древние божества Аттики Афина иПосейдон почитаются теперь совместно и на афинском Акрополе, и на мысеСуний. Укрепляется культ Афины. Растет влияние культа Диониса, в которомотчетливо прослеживаются демократические тенденции. По-прежнему великпрестиж общеэллинских святилищ в Олимпии и Дельфах, однако несколько падаетзначение Делоса, после того как он оказался полностью под властью Афин.Происходит очеловечение религии, она становится мирской. С этого временигосударство и боги образуют неразрывное целое. Религиозное чувство уступаетпатриотизму и гордости граждан, могущих воздвигнуть своим богам стольвеликолепные памятники, явившиеся поводом для пышных празднеств и ставшиепредметом восхищения всего мира. Но сливаясь с гражданской гордостью,религия очеловеченных богов уходит из сердца человека и возвеличивает егозначительно меньше, чем он себе представляет.[N.1, кн.1, с.202]Последняя треть V. позволяет говорить об определенном кризисерелигиозного сознания греков, чему было несколько причин. Тяжелейшиебедствия, обрушившиеся на эллинский мир в годы Пелопонесской войны, сломилитот дух оптимизма, который господствовал в предшествующие годы, иодновременно подорвали веру в благость богов - гарантов существующегопорядка. Вторая важная причина кризиса - усложнение характера общества, егосоциальной структуры, которым пересталисоответствовать традиционные религиозные идеи, восходящие к глубокойдревности. Прежде это несоответствие оставалось вне поля вниманиясовременников, теперь же в новой, чрезвычайно сложной обстановкенесоответствие буквально бросалось в глаза. Литература этих лет полнанасмешек над богами, традиционными верованиями и ритуалами. Однакопарадоксальность ситуации заключалась в том, что те самые граждане, которыевчера смеялись над богами, смотря комедию, завтра участвовали вторжественных религиозных церемониях в честь тех же божеств. Все этосвидетельства наметившегося разрыва между религиозными чувствами гражданинаи религиозной политикой государства, ранее невозможного в греческом мире.Наконец, в числе причин - и одновременно результатов - духовного кризисаследует назвать критику традиционных представлений и установлений общества,в том числе и религии, со стороны софистов. Софистические идеи более всегораспространились среди верхушки общества. Не зря народное мнение Афин в"деле гермокопидов" считало виновниками святотатства Алкивиада и егодрузей, людей того же круга. Вместе с тем нельзя преувеличивать масштабы иглубину этого кризиса. Именно в обстановке упадка старых представленийрождались новые религиозные идеи. В частности, в это время становитсяпопулярной идея о личной связи человека с божеством. Искусство древней греции кратко мы встречаем,например, у Еврипида, в общем весьма негативно относившегося к традиционнымвзглядам. Возрастает значение новых культов, например бога врачеванияАсклепия. Некоторые старые культы возрождаются в связи с изменением ихфункций. Упадок традиционных верований приводит к широкому проникновению вЭлладу иноземных культов, фракийских и азиатских. Для религиозного сознанияэпохи характерно также распространения мистицизма.ФИЛОСОФИЯВ философии V. ведущим направлением осталась натурфилософия,сложившаяся в Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие представителистихийно-материалистической натурфилософии этого времени - ГераклитЭфесский, Анаксагор и Эмпедокл. Подобно натурфилософам прошлого, философыV. основное внимание уделяли поискам первичного элемента. Гераклит,например, видел его в огне. Согласно Анаксагору мир первоначальнопредставлял собой неподвижную смесь, состоявшую из мельчайших частиц("семян"), которой придал движение ум (нус). Анаксагорова концепция умаозначала радикальное противопоставление источника движения инертнойматерии- она оказала значительное воздействие на дальнейшее развитиефилософской мысли (идеи "первичного толчка" в философии нового времени).Эмпедокл видел четыре первичных элемента (он их называл "корнями всехвещей"): огонь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу,состоят из этих четырех элементов, количественно и качественно неДемокрит бросил миру великое слово - атом. Он бросил его в качествегипотезы. Но поскольку эта гипотеза лучше всякой другой отвечала навопросы, поставленные его предшественниками и его временем, этомуброшенному имслову предстояло перейти в века. [N.1, кн.2, с.97]Впервые в истории философии Демокрит создал развернутую теорию познания,исходный пункт которой - чувственный опыт. Но истинная "природа" вещей(атомы), по Демокриту, недоступна чувству и постигается лишь с помощьюмышления. Как и Эмпедокл, Демокрит объяснил чувственное восприятиеВ V. продолжалось традиционное противостояние натурфилософии,материалистической в своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское учение по-прежнему пользовалось большей популярностью в Великой Греции, чем всобственно Элладе.Все философские школы начала V. объединяло стремление создать единуюуниверсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснитьединство и разнообразие ира. И в этом они явились бесспорнымипродолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с серединыV. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: отныне вцентре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном переворотенемалую роль сыграли софисты (от греч. слова "софос" - "мудрый").Возникновение софистического движения, как уже отмечалось, связано с общимусложнением структуры общества, что нашло свое выражение как в увеличениичисла социопрофессиональных групп, появлении прослойки профессиональныхполитических деятелей, так и в возрастании объема конкретных знаний,необходимых для успешной политической деятельности. Софист, странствующий иобучающий за плату учитель мудрости и красноречия, -естественный результат процесса профессионализации знаний. Другая причинарождения софистического движения - логика внутреннего развития самогознания. Всеобъемлющие космологические учения натурфилософов покоились, всущности, на очень шатких основаниях, будучи в основе своей умозрительными.Чем далее, тем труднее стало согласовывать в рамках единых концепциймножество отдельных эмпирических наблюдений и выводов частных наук с такимигенеральными схемами космоса. Чем сильнее обозначился разрыв междунатурфилософией и реальными знаниями, тем большим становился общественныйскептицизм в отношении натурфилософии. Выразителями этого скептицизма истали софисты.Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ, хотя с точкизрения обыденного сознания (как, например, оно отражено у Аристофана) самСократ - не только софист, но даже и глава их.Сократ был для своих современников и все еще остается для нас загадкой,ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. [N.1, кн.2, с.291]Сократ был, скорее всего, не философом, а народным мудрецом,"Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться иупражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимооткуда делались и политические выводы: руководство государством - этотоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Этаконцепция была абсолютно противоположна основополагающим принципамафинской демократии, соласно которой управление полисом - дело каждогогражданина. Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу дляолигархов, что и привело его в конце концов к непримиримому конфликту сдемосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа.А) Медицина.Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь сдеятельностью Гиппократа.Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, чтогреческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализмасуществовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидеий,знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское искусство независимое ицеликом светское, к которому и относился Гиппократ. Они были параллельны,но совершенно отличны друг от друга.В "Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты трех больших группврачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительныхспекуляций. Импротивостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к фактам настольковелико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше. Наконец, втретьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими учениками, то естьКосска школа, - имеются врачи, которые, основываясь на наблюдении, исходяиз него и только из него, настойчиво стремятся его истолковать и понять. Уэтих врачей позитивное мышление: они отказываются от произвольныхпредложений и постоянной константой считают разум.Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но толькоКосская школа основала медицину как науку. [N.6]Б) Математика.В течение V. в самостоятельную научную дисциплину превращаетсяматематика, освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметомпрофессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какомуфилософскому направлению. Важным для развития математики было созданиедедуктивного метода (логический вывод следствий из небольшого числаЛишь применительно к V. можно говорить и о рождении историографии: насмену ионийским логографам приходят историки. Современные исследователиставят рождение истории как науки в связь с оформлением демократии исоответственно углублением политического сознания гражданства. Гражданин,создающий своейполитической деятельностью современную историю, хотел знать историю,которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой историографиистал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от логографов кФукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон назвал "отцом истории".Основная тема "Истории" Геродота - греко-персидские войны.Темой труда Фукидида стала история Пелопонесской войны. Кореннойафинянин, связанный родством с семьей Кимона, блестящий ученик софистов,Фукидид был видным представителем верхушки афинского полиса. Однако егокарьера внезапно оборвалась в 424г. когда он, будучи стратегом, потерпелпоражение у Амфиполя и был изгнан из Афин. Труд Фукидида - это современнаяему история. Только в самом начале он дает в очень краткой форме общийочерк истории Эллады с древнейших времен, все остальное содержание строгоограничено поставленной задачей. Фукидид сознательно противопоставлял свойметод методу своих предшественников - логографов и Геродота. Его можносчитать родоначальником исторической критики. Фукидид свою задачу видит втом, чтобы создать правдивую историю Пелопонесской войны. Отбрасывая всечудесное (занимавшее столь значительное место в труде Геродота), Фукидидпытается объяснить происходившее только "природой человека". Тем самыместественнонаучный метод переносится в сферу политической истории. История,с точки зрения Фукидида, не является механистическим процессом, познаваемымна основе логического анализа, ибо действуют и слепые силы (стихийныесобытия, непредвиденное стечение обстоятельств - словом, все то, чтообнимается понятием "слепой случай"). Взаимодействие рационального ииррационального и образует реальный исторический процесс. Значительную рольотводит Фукидид и выдающимся политическим деятелям, особо выделяя ихспособность осознать направление исторического процесса и действовать всоответствии с ним.ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКАЗначительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяженииV. отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровойлирики - того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху-тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духуклассического полиса жанр литературы.Эта ранняя аттическая трагедия конца VI начала V вв. еще не была драмой вполном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики, ноотличалась двумя существенными особенностями: 1) кроме хора, выступалактер, который делал сообщение хору, обменивался репликами с хором или сего предводителем (корифеем)- в то время как хор не покидал места действия,актер уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем засценой и при надобности мог менять обличие, исполняя в свои различныеприходы роли разных лиц- 2) хор принимал участие в игре, изображая группулиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер.Количественные партии актера были еще очень незначительны, и он, тем неменее, был носителем динамики игры, так как в зависимости от его сообщенийменялись лирические настроения хора. [N.4,с.108]Большинство дошедших до нас стихотворений соперника Пиндара Вакхилидатакже относится к жанру эпиникиев. В творчестве Вакхилида отчетливо заметноприспособить традиционный жанр к новым задачам, новым условиям жизни. Емучужд строгий аристократизм Пиндара. Хотя и у Вакхилида главная тема -доблесть, но понимается она уже по-иному, не как совокупность традиционныхкачеств аристократа, а как способность быть всегда на высоте,соответствовать любой задаче. Более интересны его дифирамбы, в которыхлирически разрабатываются отдельные эпизоды мифов. Характерно, что средидифирамбов Вакхилида видное место занимают те, в которых излагаютсяафинские предания, особенно о Тесее.ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИОднако новые общественные условия делали лирическую поэзию несовременнымжанром, она уходила с авансцены вместе с породившей ее аристократией. Насмену ей приходит театр - трагедия и комедия. Театр занимал особое место вжизни греков и во многом не был похож на современный. В Афинах театральныепредставления происходили первоначально раз в год (затем - дважды), вовремя праздника бога Диониса (Великие Дионисии - праздник начала весны,знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров[N.4,с.111]), когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, окоторы затем говорили в течение всего года. Театр в отличие от хоровойлирики обращен ко всему демосу, он более демократичен, он служит трибуной,с которой обращаются к демосу те, кто стремится убедить его в правильностисобственных идей и мыслей. Не случайно своего наивысшего расцвета театр вV. достиг в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. ТеатрТРАГЕДИЯАнтичная традиция называет первым трагическим поэтом Феспида и указываетна 534г. как на дату первой постановки трагедии. Эти ранние трагедиипредставляли скорее одно из ответвлений хоровой лирики, чем собственнодраматические произведения. Только на рубеже VI и V вв. трагедияприобретает свой классический облик.В образах мифов греческая трагедия отразила героическую борьбу народа свнешними врагами, борьбу за политическое равенство и социальнуюсправедливость. Трагедия нашла ярчайшее воплощение в творчестве трехкрупнейших афинских драматургов - Эсхила, Софокла и Еврипида.Расцвет греческой трагедии был блестящим, но коротким. Буквально наРождение комедии как особого жанра, видимо, связано с Сицилией, гдепротекала деятельность Эпихарма, который первым стал активно разрабатыватьпародийно-мифологическую и бытовую тематику в форме целостных пьес. Античные авторы,однако, предпочитали называть эти пьесы драмами, ибо в них почти никакойроли не играл хор. Несколько позднее появились комедии и в Афинах, гдеофициальное признание они получили позднее, чем трагедии: на ВеликихДионисиях комедии стали ставиться в 488-486 гг. а на Ленеях - около 448г."Древняя аттическая комедия представляет собой нечто исключительносвоеобразное. Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливосплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем,стоявших перед греческим обществом. Афинская демократия поднялакарнавальную вольность до ступени серьезной общественной критики, сохранивпри этом неприкосновенными внешние формы обрядовой игры. [N.4,с.155]Несмотря на признанное влияние Эпихарма, аттическая комедия отличалась отсицилийской: ее объект - не мифологическое прошлое, а живая современность,злободневные вопросы политической и культурной жизни полиса, в нейчрезвычайно силен обличительный пафос. В аттической комедии этаобличительная тенденция обычно находит выражение в издевке над конкретнымилицами, часто в очень грубой форме. Способом осмеяния общественных явленийи граждан служит, как правило, карикатура. Осмеиваемые лица практическивсегда подаются в грубо карикатурном виде, автора комедии мало волнуетистинный облик героя. Наконец, сюжет комедии носит нередко фантастическийхарактер. Бурная политическая жизнь Афин давала обильный материал дляразвития комедии. Наиболее выдающиеся ее представители - Кратин, Евполид иАристофан, но, к сожалению, от произведений первых двух дошли толькофрагменты, а из 44 комедий Аристофана сохранились полностью лишь 11.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРАСогласно наиболее распространенной периодизации историю греческогоизобразительного искусства и архитектуры V. принято делить на два большихпериода: искусство ранней классики, или строгого стиля, искусствовысокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно всередине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, ипереход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферахискусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежамежду ранней и высокой классикой, но и между архаическим ираннеклассическим искусством.А) Искусство Ранней классики.В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитииискусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельностихудожников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афиныи греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительнойборьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышениевнимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и гдеуважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусствоосвобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики,это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развитияразличных школ и направлений, создания разнородных произведений. На сменуранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре -приходит ораздо большее разнообразие типов- скульптуры стремятся кпередаче сложного движения человеческого тела. В архитектуреоформляется классический тип периптерального храма и его скульптурногодекора.Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры сталитакие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о.Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. Поскульптурам и рельефам, украшавшим эти сооружения, можно ясно проследить,как менялись их композиция и стиль в разные периоды - при переходе отархаики к строгому стилю и далее - к высокой классике, что именнохарактерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создалосовершенные в своей законченности, но условные произведения искусства.Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры раннейклассики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображениюличности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкойзадачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классикивыпала следующая, более сложная задача - передать движения души.Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главнойзадачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзыили высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образчеловека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты.Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение.Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умысовременников, воспитывая в них представление о том, каким должен бытьчеловек.Вторая четверть V. - годы деятельности самого выдающегося из художниковранней классики - Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов,Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднегоплана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот приемзасвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболеехарактерно уже не следование за живописью в области стилистики, асамостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы нетолько шли за монументальным искусством, но, как представители наиболеедемократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сценыиз реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурногостиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественныйцвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком.Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиямихудожников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность -наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияниеафинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады.Б) Искусство Высокой классики.Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее,но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, -урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденныхпринципов градостроительства было результатом создания новых городов впериод Великой колонизации, именно на время высокой классики приходитсятеоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции иосуществление ее на практике. Рождение градостроительства как теоретическойи практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарныецели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные чертыхарактеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицыпересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, изонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначениюрайонов города.Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордераактивно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, средикоторых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности - ГерыАргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабыстроительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходятвсе то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная ицеленаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, -превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный ипрекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего,что есть в мире, - нходила практическое воплощение и в широкойстроительной программе.Архитектура высокой классики характеризуется поразительнойсоразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжаятрадиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовалирабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающиевыразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающиезаложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин иКалликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического иионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорическийпериптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошнойскульптурный фриз. Соединение дорики ионики применено и в Пропилеях.Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон - единственный в греческой архитектурехрам с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из егопортиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид.Обожествление природы и красоты, радость бытия, ликующее восприятие мира отражены в искусстве Крита, считающемся самым изящным и абсолютно законченным в своем мастерстве из всех, до и после него возникших. Изменчивость и Движение как основы художественного образа, быстрая смена видений, стремление запечатлеть мгновенность - вот то новое, что дало миру искусство Крита.Гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.)Искусство гомеровской эпохи характеризуется новым типом. Художественное ремесло достигает расцвета, и особо ценится мастер-ремесленник, создающий искусно выполненные вещи. Главным в искусстве этого периода является не изображение окружающего мира, не передача впечатлений от него, а создание нового изделия, работа в материале, конструирование новых форм, не существующих в природе, в противоположность тому, что было в минойский период. Постепенно над поэтическим видением мира преобладает анализ, расчет, поиск рационального, т. е. разум человека становится все более независимым от природы. Стиль становится более строгим, композиции - более стройными.Упорядоченность формы и стиля вызвана представлениями об упорядоченности мира, космоса, торжества его над хаосом. Расчет, ритм, симметрия в искусстве получают философское обоснование, а прекрасное как эстетическая категория и правила красоты получают математическое, числовое выражение. Почвой для этой новой, более развитой формы культуры стала греческая мифология, дающая космогоническую картину происхождения мира. Именно в эт
hotels-greece.ru
Древняя Греция — Краткая характеристика эпохи
Posted by admin on 23 Июль 2010 | in История математики. Люди в ней as задачки, история, личности, малыши, математика, математика для маленьких, математики, сложение, стихи, счет, ученые, учимся считать
Классическим примером образования математических теорий и становление математики как науки является математика древней Греции. Бронза вытесняется железом и орудия производства становятся более доступными. Это означает, что в общественную жизнь вовликаются все большие массы людей. Древнее иероглифическое письмо заменяется алфавитным, т.е. грамматность становится более доступной, чем раньше.
В период 6-4 вв. до н.э. античная Греция представляла собой совокупность рабовладельческих государств-полисов(городов). В этих городах устанавливается демократия (власть народа). В рабовладельческом строе право голоса имели только свободные граждане. На общих собраниях свободных граждан (агора) решались практически все злободневные вопросы данного города. Победу одерживал тот оратор, который обладал хорошей логикой (-искусство убеждать словом) и диалектикой (-искусство вести спор вдвоем). Этим наукам в Древней Греции стали обучать уже начиная с 13 столетия до н.э. В рабовладельческом государстве начинает выделяться слой имущих, имеющих досуг. Многие из них начинают заниматься наукой. Появляются первые интеллегенты: врачи, ораторы, философы, учителя .
Древнегреческие города вели оживленную торговлю как между собой, так и с другими государствами Средиземноморского бассейна: Египтом, Финикией, Персией и т.д. Расширение торговли приводит древних греков к необходимости и завоеванию новых земель, и расширению связей с другими народами.
В Древней Греции сложились все основные типы мировоззрений, действовали естественнонаучные школы. Ведущее место среди греческих натурфилосовских школ занимали: ионийская (7-6 вв. до н.э.) и пифагорейская (6-5 вв. до н.э.)
rectangle.ru
Краткая история древней Греции - 2 Ноября 2010
Краткая история древней Греции
Древняя Греция (Эллада), общее название территории древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе материка Азии. Этнический состав Греции в III тысячилетии до н. э. пестр: пеласги, лелеги и другие, которых оттеснили и ассимилировали протогреческие племена ахейцы, ионийцы. Первые государства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос и др.) образовались в начале II тысячилетия, в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев (ок. 1200 г. до н. э.) повлекло распад государств и оживление родовых отношений.
К IV веку Грецию заселяли: эолийцы - Северную Грецию, дорийцы - Среднюю Грецию и Пелопоннес, ионийцы - Аттику и острова.
В VIII - VI вв. в Греции сформировались полисы. В зависимости от результатов борьбы земледельцев и ремесленников с родовой знатью государственная власть в полисе была либо демократической (в Афинах), либо олигархической (в Спарте, на острове Крит). В экономически развитых полисах (Коринф, Афины и др.) широко распространилось рабство; в Спарте, Аргосе долго сохранялись пережитки родового строя.
V - IV вв. период высшего расцвета полисов. Он связан с возвышением Афин в результате победы греков в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.) и созданием Делосского союза (во главе с Афинами). Время наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры годы правления Перикла (443 - 429 гг. до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом из-за торговых путей привели к Пелопоннесской войне (431 - 404 гг. до н. э.), которая завершилась поражением Афин.
В середине IV в. на севере Греции возвысилась Македония. Ее царь Филипп II, одержав победу при Херонее (338 г. до н. э.) над коалицией греческих городов, подчинил Грецию. После распада державы Александра Македонского, в т. н. период Эллинизма(III - II вв.), в Греции преобладали государства и союзы военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз), оспаривавшие господство в Греции.
С 146 г. до н. э. (после разгрома римлянами Ахейского союза) Греция подчинялась Риму (с 27 г. до н. э. на ее территории образована римская провинция Ахейя).
С IV в. н. э. Греция стала основной частью Восточной Римской империи Византии.
Война с Пирром
Культура древней Греции
Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н.э.)
Крещение киевлян и новгородцев
Законодательство Ликурга
Походы Викингов
История Ольвии с VII по V вв. до н.э.
istoriya-ru.ucoz.ru
Мифы и религия древней Греции кратко
Мифы и религия древней Греции кратко
Читайте так же еще статьи по разделу:
- Природа и население древней Греции
Мифы Древней Греции кратко
В своих сказаниях — мифах — греки пытались объяснить происхождение всего, что окружало человека: явления природы, отношения между людьми. В мифах вымысел теснейшим образом переплетался с действительностью. Мифы — творчество народа той эпохи, когда не существовало Геракл со львом. Древнегреческая скульптура.письменности и художественной литературы. Изучая мифы, мы проникаем в отдаленнейшие времена человеческой истории, знакомимся с представлениями и верованиями древних людей.Мифы легли в основу произведений греческих поэтов, художников, скульпторов. Они пленяют своей поэтичностью, непосредственностью, богатой фантазией и являются достоянием всего человечества.Многие греческие мифы повествуют о подвигах героев, отличавшихся необыкновенной силой, отвагой, мужеством.Одним из любимейших народом героев был Геракл. Греки рассказывали о двенадцати совершенных им подвигах. Геракл боролся с хищниками, нападавшими на людей, сражался с великанами, выполнял самые тяжелые работы, совершал странствия В неведомые страны. Геракл отличался не только огромной силой, мужеством, но и умом, позволявшим ему побеждать более сильных противников.Уже в то время были люди, понимавшие, что победам над природой человек обязан не богам, а самому себе. Так появился миф о титане Прометее. В этом мифе главный греческий бог ЗевсРисунок на Древнегреческой вазе изображается жестоким и властным царем, стремящимся сохранить свое господство и поэтому заинтересованным в том, чтобы люди всегда находились в темноте и невежестве.Освободителем и другом человечества выступает Прометей. Он похитил у богов огонь и принес, его людям. Прометей научил людей ремеслам и земледелию. Люди стали меньше зависеть от природы. Жестокий бог покарал Прометея, повелев приковать его цепями к скале на Кавказе. Каждый день орел прилетал к Прометею и выклевывал у него печень, а ночью она снова вырастала. Несмотря на муки, мужественный Прометей не смирился перед богом.В мифе о Прометее греки прославили стремление человечества к свободе и знанию, стойкость и мужество героев, которые страдают и борются за народ.
Религия Древней Греции кратко
Многие непонятные явления греки объясняли вмешательством богов. Они представляли их себе подобными людям, но сильными и бессмертными, живущими на вершине высокой горы Олимп (в Северной Греции). Оттуда боги, как думали греки, правят миром. Древнегреческая монета IV в. до н. э. с изображением Гомера. местные божества. «Владыкой богов и людей» считался Зевс. В горах молния часто убивала пастухов и скот. Не понимая причин молнии, греки приписывали ее гневу Зевса, поражающего своими огненными стрелами. Зевса называли Громовержцем и Тучегонителем.Грозное море, перед которым часто были бессильны моряки, греки отдали во власть брата Зевса — Посейдона. Другому брату Зевса — Айду предоставлено было царство мертвых. Вход
в это мрачное царство охранял страшный трехглавый пес КёрберЛюбимой дочерью Зевса считалась Афина. Она вступила в соперничество с Посейдоном за обладание Аттикой. Победа должна была принадлежать тому, кто даст людям более ценный подарок. Афина дала жителям Аттики оливковое дерево и победила.Богом огня и кузнечного ремесла считался хромоногий Гефест, Аполлон — богом солнца, света, поэзии и музыки.Кроме этих главных олимпийских богов, в каждой области Греции имелись свои Каждый ручеек, каждое явление природы обожествлялись греками. Божественными считались и ветры, приносящие зной и холод.Греческая религия, как и другие религии, внушала человеку, что он во всем зависит от богов, милости которых можно добиться при помощи богатых подарков и жертвоприношений. В храмах, у жертвенников закалывали скот; сюда верующие приносили хлеб, вино, овощи, фрукты. Жрецы распространяли слухи о якобы чудесных исцелениях больных по воле богов, и люди жертвовали храму изображения больных частей тела, отлитые из драгоценных металлов.Статуя Артемиды — богини охоты. В некоторых греческих храмах жрецы будто бы узнавали волю богов и предсказывали будущее по разным приметам. Места, где давались предсказания, и самих предсказателей называли оракулами. Особенно славился оракул Аполлона в Цель- фах (Средняя Греция). Здесь в пещере имелась расщелина, из которой выходили ядовитые газы. Жрица с завязанными глазами садилась у расщелины. От действия газов у нее помрачалось сознание. Она выкрикивала бессвязные слова, а жрецы выдавали их за прорицания Аполлона и толковали сообразно своим интересам. За предсказания дельфийские жрецы получали богатые подарки. Они наживались на суевериях людей.Религия — искаженное отражение действительности. В религии отражается жизнь людей. Когда греки начали обрабатывать металл, они сложили миф о боге-кузнеце Гефесте. Отношения между богами на Олимпе греки представляли себе такими же, как отношения между людьми. Зевс деспотически управлял богами. Когда однажды провинилась жена Зевса Гёра, он приказал ее подвесить за руки к небу и подвязать к ногам тяжелые наковальни. В этом мифе отразилось бесправное положение женщины, целиком зависящей от главы семьи. Верующие наделили Зевса чертами жестокого, властного, несправедливого басилея.Образ бога-кузнеца Гефеста символизирует переход греков к обработке металлов, но мифы приписали богу такие чудесные изделия, которые не могли создать кузнецы: невидимые сети, самодвижущиеся повозки и пр.Мифы древних греков, их религия передают действительность искаженно.
Поэмы «Илиада» и «Одиссея»
. У греков сохранились сказания о войне Микен с Троей. Эти сказания легли в основу больших поэм «Илиада» и «Одиссея». Автором их называют древнего поэта Гомера. Никто не знает, где и когда он родился. Стихи из поэм Гомера сначала передавались из уст в уста, а затем были записаны. Они рисуют жизнь Греции в XI—IX вв. до н. э. Это время называется гомеровским.«Илиада» — это рассказ о десятом годе войны греков с Троей или Илионом, как ее иначе называли греки.Верховным предводителем греческого войска был микенский царь Агамемнон. С обеих сторон в войне участвовали могучие и славные герои: Ахилл — у греков, Гектор—у троянцев.
В первые годы войны греки побеждали. Но однажды Агамемнон поссорился с Ахиллом. Греческий герой отказался сражаться, и троянцы стали теснить греков. Друг Ахилла, Патрбкл, зная, что враги боятся одного вида Ахилла, надел Ахилловы доспехи и повел греков за собой. Троянцы, приняв Патрокла за его друга, обратились в бегство. Но у ворот Трои против Патрокла выступил Гектор. Он убил Патрокла и забрал доспехи Ахилла.Узнав о смерти друга, греческий герой решил отомстить троянцам. В новых доспехах, выкованных для него богом кузнечного ремесла, на боевой колеснице он ринулся в бой. Троянцы скрылись за стенами города. Только один Гектор не отступил. Отчаянно сражался он с Ахиллом, но пал в бою.
Греческий герой привязал тело побежденного к колеснице и поволок в лагерь греков.Другие мифы рассказывают о смерти Ахилла и об окончании Троянской войны. Ахилла убил брат Гектора. Он попал стрелой в единственно уязвимое место героя — пяту. Отсюда пошло выражение «ахиллесова пята», т. е. уязвимое место.Трою греки взяли хитростью. Один из греческих вождей Одиссей предложил построить огромного деревянного коня и посадить в него воинов Троянцы, приняв удивительного коня за дар богов, втащили его в город. Ночью, выбравшись из коня, греки перебили стражу и открыли ворота Трои.После падения Трои Одиссей отправился к берегам родного острова Итаки. «Одиссея» — рассказ о странствиях Одиссея, о его возвращении на горячо любимую родину.Поэмы «Илиада» и «Одиссея» — замечательный памятник художественной литературы; народ полюбил и сохранил эти поэмы. В них воспеты мужество, отвага, изобретательность в борьбе с трудностями.В звучных стихах Гомер прославил дружбу, товарищество, любовь к родине. По поэмам Гомера мы знакомимся с жизнью греков гомеровской эпохи. «Илиада» и «Одиссея» являются ценнейшим источником исторических знаний о древнейшей Греции. В них отразился общественный строй греков на протяжении ряда столетий.