Пропилеи – главные ворота древней Греции. Пропилей древней греции
Пропилеи – главные ворота древней Греции
Пропилеи были построены в качестве монументального входа в Акрополь. Это массивное здание, имеющее единственный вход в плато, который ведет к фронтовой части Пропилеи. Позже римляне достроили к сооружению скат, который сделал путь к Акрополю более извилистым.
Архитектектором проекта древней Греции выступил Мнесиклес. Он начала работу сразу после завершения Парфенона около 437 г. до н.э. Однако строительство было приостановлено через пять лет из-за Пелопонесской войны. В это время обустройство Пропилеи было практически завершено, за исключением отделочных работ.
Наиболее заметными элементами незавершенного строительства можно заметить по выступам камней на северо-восточной стене здания и мраморной крыше на восточной стороне. Некоторые ученые считают, что архитектурный проект Древней Греции был остановлен с целью экономии расходов на войну. Эта теория имеет право на существование, однако, двенадцать лет спустя, когда боевые действия были в самом разгаре, афиняне выделили огромные средства для возведения богатого Эрехтейона.
Архитектурный стиль Пропилеи
Пропилеи, Древняя Греция
Пропилеи представляют собой здание дорического ордера с несколькими ионными колоннами, поддерживающими крышу центрального крыла. Постройка представляла собой достаточно сложную структуру для архитектуры Древней Греции, и была несомненно предназначено для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на приближающегося к Акрополю посетителя.
Крыша Пропилеи полностью выполнена из больших мраморных плит, поддерживаемых колоннами. Для уменьшения их веса были вырезаны декоративные элементы – квадраты, которые были украшены цветочными мотивами и звездами.
Здание имеет большой центральный вход с воротами и двое небольших дверей с каждой стороны.
Архитектуре Древней Греции было свойственно разделение главного зала на два крыла, одно из которых выходило на восток, а другое на запад. Восточная часть имела внутреннее крыло, так называемый Пинакотеке, на котором были размещены картины мифологического содержания.
Западное крыло, которое находилось на более высоком уровне, чем восточное, выходило к храму Афины Ники. На нем находился массивный постамент из Агриппаса, возведенный в честь покровителей города Пергамона, Эвменома и Аттала в эллиническую эпоху. Здесь же была установлена скульптура из бронзовых статуй, изображающих четырех лошадей, тянущих колесницу.
В отличие от других греческих святилищ Древней Греции, Акрополь был построен при согласовании генерального плана с соседними зданиями, связанными друг с другом. Это четко прослеживается в отношении Пропилеи и Парфеноном. Оба здания включают ионические колонны, которые расположены внутри помещения. Они также имеют похожие характеристики по размеру: ширина Пропилеи равна длине Парфенона. Пропорция сторон Парфенона рассчитывалась как соотношение 4:09, а Пропилеи 3:07. Оба архитектурных сооружения Древней Греции ориентированы с севера на юг, а Пропилеи повернут немного к востоку от храма.
Перед Пропилеи также было построено еще одно здание, которое было развернуто по оси к северу. Пропилеи, контролирующие доступ в Акрополь, стали использоваться как укрепление во времена правления более поздних правителей древней Греции и захватчиков. В одно время в нем находился дворец франков.
Смотрите также:
drevniy-egipet.ru
Пропилеи - фотографии, история, легенды
Воротами Акрополя являются знаменитые Пропилеи (Термин “Пропилей” обозначал в древнегреческом языке понятие единственных ворот, а “Пропилеи”- целый мемориальный вход с несколькими воротами и колонами).
Дань красоте Пропилей отдало множество знаменитых людей. Например, Эпаменонод, знаменитый стратег города Фив, говорил, что если бы Фивы обладали Пропилеями Афин, то сравнялись бы по красоте с самими Афинами.
Пропилеи — ворота Акрополя
Как и все остальные постройки Акрополя, Пропилеи были разрушены персами и заново отстроены в эпоху Перикла выдающимся архитектором Мнисиклом. Хотя окончательное завершение стройки так и не было завершено. В 432 г. до н. э строительство Пропилей было прервано из-за угрозы пелопонесской войны. В древности украшением Пропилей служило множество скульптур, а северное крыло занимало большое помещение, называемое Пинакотека (картинная галерея), стены которого украшали картины великих художников 5-го века до н.э. ( школы Полигнота)
Пропилеи. Вид снизу
Пропилеи разделили общую судьбу Акрополя. В средние века в Пропилеях располагалась основная резиденция Афинского герцогства. Позднее, турки устроили в Пропилеях склад боеприпасов. В 1645 году от удара молнии в Пропилеи воспламенился порох, и шедевр Мнисикла был разрушен.
Пропилеи. Панорама
Пропилеи Золотого Века Афин
Пропилеи были построены из белого пентальского мрамора, но в некоторых местах также использовался мрамор из Элевсина, который имеет серый цвет.
Пропилеи состояли из центрального прямоугольного здания и двух крыльев, северного и южного. Центральное помещение разделялось на три части двумя рядами ионических колонн, а перпендикулярная им мраморная поперечная стена разделяла здание на два фасада – восточный и западный. Каждый из этих фасадов имел по шесть дорических колонн и одному фронтону. Это объединение дорического и ионического стилей и есть один из элементов, придающих Пропилеям столько гармонии и совершенства.
Предполагаемый внешний вид пропилей Афинского акрополя. Реконструкция 19 века
Стена Пропилей прерывалась пятью арками. Самая большая арка – центральный проход был главным входом в Акрополь. Перекрытие Пропилей было сделано из кессонных плит и поддерживался мраморными перекладинами. Потолок перекрытия был украшен картинами звездного неба, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней фрагменты краски.
Ворота Беле
Подъем к Пропилеям проходил по пологой дороге длиной 80 и шириной 20 метров. Эта дорога была удобна не только для людей, но и для домашнего скота, который использовался для транспортировки грузов, а также ягнят предназначенных для жертвоприношений во время религиозных празднеств.
Во время правления римского императора Клавдия была построена еще одна мемориальная лестница, а в 3-м веке – Ворота Пилы, которые в наши дни называются воротами Беле в честь французского археолога Эрнеста Беле.
Пропилеи Афинского Акрополя после реставрации в 2009 году
Во втором веке до н.э. подъем украшал постамент сделанный из мрамора горы Гермет. Предположительно постамент был преподнесен гражданам Афин Эвмением. Вторым, царем Пергама.
Начиная с первого века до н.э. постамент был украшен колесницей большого друга и покровителя Афин — Марка Випсания Агриппы, который был римским полководцем и зятем императора Августа.
Афинский Акрополь на карте Афин
travels.co.ua
Пропилеи | История архитектуры
ПАМЯТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
У древних греков трудно установить четкое различие между памятниками культового назначения и гражданскими зданиями, – настолько религия проникала во все детали греческой жизни. Драматизированные праздники – в то же время и праздники религиозные; архитектура театров должна напомидать поэтому торжественность архитектуры храмов. Места народных собраний также считались священными.
Чтобы выразить эту черту в архитектуре, перед каждым местом народных сборищ воздвигался портик с фронтоном, пропилеи, повторяющие формы переднего фасада храма.
Пропилеи
Как мы уже видели, храм повторяет расположение царских жилищ догреческой эпохи. В Тиринфе к царскому павильону примыкает двор, а к греческому храму – его площадь.
Рис. 288
Рис. 289. Пропилеи афинского Акрополя
Входом во двор царского жилища служили ворота, – монументальные пропилеи. План этих пропилей повторился в воротах, открывающих доступ на храмовую площадь.
Перед фасадом священной ограды с проделанными в нем широкими пролетами воздвигался колонный портик; такое устройство напоминает обычай восточного гостеприимства – предоставлять приют всем приходящим; оно напоминает те «ворота», открытые для всех, которые возвышались на площади перед дворцом. И таким образом понимание храма, как жилища бога, простирается вплоть до устройства выступающего вперед входа, подготовляющего входящего к значительности самого храма.
Чтобы уточнить черты сходства, сравним два плана пропилей: один – из догреческого дворца в Тиринфе, другой – из входа в храм на мысе Сунии (рисунок 288). Отметим следующую деталь внутреннего устройства: длинные каменные скамьи для ожидающих, расположенные вдоль стены наружного портика на Сунии.
Пропилеи афинского Акрополя стоят в первом ряду среди самых совершенных памятников античности; имя Мнесикла, строителя Пропилей, сохранилось в памяти греков наряду с Иктином, строителем Парфенона.
Плутарх, перечисляя лучшие произведения искусства эпохи Перикла, на первом месте ставит не Парфенон, а Пропилеи. Покорители Афин, фиванцы, мечтали перенести Пропилеи, как самый прекрасный трофей, и поместить у входа в их собственный акрополь.
Римляне воспроизвели Пропилеи Мнесикла перед святилищем в Элевсине.
На рисунке 289 изображены: фасад Пропилей, ведущая к ним лестница и примыкающие постройки.
Фасад отличается следующей особенностью, связанной с его назначением: чтобы освободить главный пролет, расширено расстояние между центральными колоннами, так что промежуток от оси до оси этих колонн содержит три метопы.
Два крыла, украшенные также дорийскими колоннами, обрамляют место перед входом и направляют внимание зрителя на центральный фасад.
Сзади уходит в глубину ионийский портик, поддерживающий потолок, прерывающийся высокой стеной, в которой проделано пять дверей, ведущих на площадь Акрополя.
На переднем плане, направо возвышается храм Ники Аптерос налево – пьедестал поставленной римлянами статуи Агриппы, покоящийся на древнем фундаменте.
Мы указывали на то равновесие масс, которое создает род живописной симметрии между пьедесталом с одной стороны и храмом – с другой.
Внешнее убранство Пропилей строго соответствует назначению здания, имеющего, в конце концов, служебный характер и уступающего первенство храмам, о которых он возвещает.
Придавать каждому произведению свойственный ему характер – искусство, которым греки владели в совершенстве; этот характер создается нюансами исключительной художественной правдивости.
Здесь строгость убранства доведена до крайних пределов: гладкие метопы, на фронтоне – простой медальон, по углам фронтона (если мы правильно понимаем Павсания) – два акротерия с изображением коней Диоскуров, на главных профилях – смелая и яркая раскраска.
Возникал вопрос о том, входила ли в первоначальный замысел строителя торжественная, увенчанная колоннадой лестница и не возвышалось ли здание на голой скале?
Такая смелая постановка здания совершенно соответствовала бы греческому гению.
Однако на середине склона скалы, послужившего для устройства лестницы, существуют остатки сооружений догреческой эпохи, присутствие которых в этом месте казалось бы по меньшей мере странным; они могли быть скрыты только ступенями лестницы.
Таким образом, вопрос не может считаться окончательно решенным.
Наряду с Пропилеями Акрополя отметим ряд других примеров существования пропилей: в священных оградах Делоса, Олимпии и Приены, пропилеи на Сунии, удачное расположение которых сохраняет точку зрения на храм с угла, наконец, интересное здание пропилей в Элевсине, повторяющее афинские Пропилеи, но в несколько измененном масштабе благодаря применению элевсинского фута вместо фута афинского.
Среди пропилей гражданского характера главнейшими являются пропилеи македонского дворца в Палатице, пропилеи стадиона в Мессене, также македонские, затем пропилеи довольно ранней эпохи, ведущие к афинской агоре.
В Палатице, так же как и в Акрополе, существует смешение двух ордеров: дорийского снаружи и ионийского внутри.
Что касается пропилей агоры, то это – настоящий храмовый фасад.
Глава «Пропилеи» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
totalarch.ru
Пропилеи | Архитектура Древней Греции | Огюст Шуази
Глава «Пропилеи» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
ПАМЯТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
У древних греков трудно установить четкое различие между памятниками культового назначения и гражданскими зданиями, – настолько религия проникала во все детали греческой жизни. Драматизированные праздники – в то же время и праздники религиозные; архитектура театров должна напомидать поэтому торжественность архитектуры храмов. Места народных собраний также считались священными.
Чтобы выразить эту черту в архитектуре, перед каждым местом народных сборищ воздвигался портик с фронтоном, пропилеи, повторяющие формы переднего фасада храма.
Пропилеи
Как мы уже видели, храм повторяет расположение царских жилищ догреческой эпохи. В Тиринфе к царскому павильону примыкает двор, а к греческому храму – его площадь.
Рис. 288
Рис. 289. Пропилеи афинского Акрополя
Входом во двор царского жилища служили ворота, – монументальные пропилеи. План этих пропилей повторился в воротах, открывающих доступ на храмовую площадь.
Перед фасадом священной ограды с проделанными в нем широкими пролетами воздвигался колонный портик; такое устройство напоминает обычай восточного гостеприимства – предоставлять приют всем приходящим; оно напоминает те «ворота», открытые для всех, которые возвышались на площади перед дворцом. И таким образом понимание храма, как жилища бога, простирается вплоть до устройства выступающего вперед входа, подготовляющего входящего к значительности самого храма.
Чтобы уточнить черты сходства, сравним два плана пропилей: один – из догреческого дворца в Тиринфе, другой – из входа в храм на мысе Сунии (рисунок 288). Отметим следующую деталь внутреннего устройства: длинные каменные скамьи для ожидающих, расположенные вдоль стены наружного портика на Сунии.
Пропилеи афинского Акрополя стоят в первом ряду среди самых совершенных памятников античности; имя Мнесикла, строителя Пропилей, сохранилось в памяти греков наряду с Иктином, строителем Парфенона.
Плутарх, перечисляя лучшие произведения искусства эпохи Перикла, на первом месте ставит не Парфенон, а Пропилеи. Покорители Афин, фиванцы, мечтали перенести Пропилеи, как самый прекрасный трофей, и поместить у входа в их собственный акрополь.
Римляне воспроизвели Пропилеи Мнесикла перед святилищем в Элевсине.
На рисунке 289 изображены: фасад Пропилей, ведущая к ним лестница и примыкающие постройки.
Фасад отличается следующей особенностью, связанной с его назначением: чтобы освободить главный пролет, расширено расстояние между центральными колоннами, так что промежуток от оси до оси этих колонн содержит три метопы.
Два крыла, украшенные также дорийскими колоннами, обрамляют место перед входом и направляют внимание зрителя на центральный фасад.
Сзади уходит в глубину ионийский портик, поддерживающий потолок, прерывающийся высокой стеной, в которой проделано пять дверей, ведущих на площадь Акрополя.
На переднем плане, направо возвышается храм Ники Аптерос налево – пьедестал поставленной римлянами статуи Агриппы, покоящийся на древнем фундаменте.
Мы указывали на то равновесие масс, которое создает род живописной симметрии между пьедесталом с одной стороны и храмом – с другой.
Внешнее убранство Пропилей строго соответствует назначению здания, имеющего, в конце концов, служебный характер и уступающего первенство храмам, о которых он возвещает.
Придавать каждому произведению свойственный ему характер – искусство, которым греки владели в совершенстве; этот характер создается нюансами исключительной художественной правдивости.
Здесь строгость убранства доведена до крайних пределов: гладкие метопы, на фронтоне – простой медальон, по углам фронтона (если мы правильно понимаем Павсания) – два акротерия с изображением коней Диоскуров, на главных профилях – смелая и яркая раскраска.
Возникал вопрос о том, входила ли в первоначальный замысел строителя торжественная, увенчанная колоннадой лестница и не возвышалось ли здание на голой скале?
Такая смелая постановка здания совершенно соответствовала бы греческому гению.
Однако на середине склона скалы, послужившего для устройства лестницы, существуют остатки сооружений догреческой эпохи, присутствие которых в этом месте казалось бы по меньшей мере странным; они могли быть скрыты только ступенями лестницы.
Таким образом, вопрос не может считаться окончательно решенным.
Наряду с Пропилеями Акрополя отметим ряд других примеров существования пропилей: в священных оградах Делоса, Олимпии и Приены, пропилеи на Сунии, удачное расположение которых сохраняет точку зрения на храм с угла, наконец, интересное здание пропилей в Элевсине, повторяющее афинские Пропилеи, но в несколько измененном масштабе благодаря применению элевсинского фута вместо фута афинского.
Среди пропилей гражданского характера главнейшими являются пропилеи македонского дворца в Палатице, пропилеи стадиона в Мессене, также македонские, затем пропилеи довольно ранней эпохи, ведущие к афинской агоре.
В Палатице, так же как и в Акрополе, существует смешение двух ордеров: дорийского снаружи и ионийского внутри.
Что касается пропилей агоры, то это – настоящий храмовый фасад.
antique.totalarch.com
Пропилеи , храм Ники Аптерос. Акрополь. Афины. Греция.
[начало]Начало:К АКРОПОЛЮ БЕЗ ЭКСКУРСОВОДА.ОПЯТЬ ГРЕЦИЯ. ИЛИ КАК ПОЕХАТЬ В ГРЕЦИЮ ПОЧТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО.ПОЧЕМУ МЫ ВЫБРАЛИ ЭТОТ ОТЕЛЬ. Отель Galaxy 3*(Гэлэкси).ОБШЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ АФИН.АФИНСКОЕ МЕТРО.АНТИЧНАЯ РЕЧКА ИРИДАН И СТЕКЛЯННЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ НЕЁ…метро Монастираки.МУЗЕЙ НА ЗЕМЛЕ И ПОД ЗЕМЛЁЙ…МЕТРО АКРОПОЛИ.ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ. метро Синтагма..АФИНСКИЙ ТРАМВАЙ..АВТОБУСЫ И ТРОЛЛЕЙБУСЫ АФИН.ТАКСИ.МАШИНЫ И МОТОЦИКЛЫ.Виды с Акропольского холма на достопримечательности Афин.НИЖНЯЯ ЗОНА АКРОПОЛЬСКОГО ХОЛМА.Одеон Ирода Аттики.ВЕРХНЯЯ ЗОНА АКРОПОЛЬСКОГО ХОЛМА.Пропилеи– торжественный вход на Акрополь (437–432 до н.э.). Построены архитектором Мнесиклом и находятся в западной части Акрополя. Проект Пропилеи, представленный Мнесиклом, был прост и грандиозен. Всё должно было подготавливать входящих к встречи более грандиозного сооружения – Парфенона. До сих пор его считают одним из наиболее удачных планов парадного входа. По первоначальному замыслу архитектора, вход должен был занимать всю ширину западного склона Акрополя, от его северной до южной стены. Однако Мнесиклу не удалось полностью осуществить задуманный проект. Юго-западный и юго-восточный портики должны были занять часть священных участков богов:юго-восточный - Артемиды Бравронии, а юго-западный - Афины Ники, что,естественно, встретило сопротивление жрецов.1.Охранники Акрополя.Постройка Пропилеи продолжалась пять лет (437—432 гг.) и стоила к началу войны более 2000талантов. Война прервала строительные рабо¬ты, и проект Мнесикла остался навсегда незавершенным. Восточные портики входа на Акрополь вообще не были построены; юго-западный пор¬тик остался асимметричным по отношению к северо-западному. Некоторые участки стен остались не отшлифованными, а в 1646 году Пропилейон был сильно разрушен при взрыве порохового склада, который устроили здесь турецкие солдаты.
2.Священная дорога от агоры к храму богини-покровительницы Афине поднимается к подножию массивного восьмиметрового пиргоса — башни, на которой стоит изящный храм, посвященный богине победы Афине-Нике.
Храм Ники Аптерос, (Бескрылой Победы; архитектор Калликрат), стоящий рядом с Пропилеями, сооружен в честь победоносного окончания войны с персами. Строительство его завершилось в 427—424 гг. до н. э. Изящное сооружение имеет очень маленькие размеры – 8,27 х 5,44 метра. Здесь находилась статуя Афины-Ники. Афина была изображена со шлемом в одной руке и гранатом — символом победоносного мира — в другой. Позднее образ Афины-Ники слился в представлении афинян с Никой — богиней победы, которую всегда изображали крылатой. В отличие от привычного образа эту статую стали называть Никой Аптерос (Бескрылой). Отсюда и распространенное название этого храма — храм Ники Аптерос и красивая легенда, согласно которой афиняне нарочно лишили крыльев богиню победы, чтобы она навсегда осталась в их городе.3.
4. Храм очень небольшой.
5. Восстановление храма идёт до сих пор.
6.С площадки пиргоса открывается великолепный вид на город и на Саронический залив.
Обогнув пиргос, посетители оказываются перед Пропилеями — парадным входом на Акрополь.В древности здесь существовала широкая лестница, остатки ее видны и сейчас. Снизу, от подножия пиргоса, особенно величаво выглядит мощная колоннада Пропилеи, построенных архитектором Мнесиклом в 437—432 гг. до н. э. На высоких ступенях подиума поднимаются колонны, выполненные из пентелийского мрамора. В центре колонны расступаются, оставляя широкий (около 5,5 м) проход для Священной дороги, по которой шли на Акрополь процессии в дни празднеств, вели жертвенных животных, въезжали колесницы. Из шести колонн главного портика Пропилеи сейчас полностью сохранилась лишь одна.7.Пропилеи.
Пропилеи – два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой – к вершине Акрополя. Потолки портиков были украшены кессонами (квадратными углублениями), расписанными золотыми звездами по синему фону. Там, где склон холма резко повышался, была построена поперечная стена с пятью проходами, центральный из которых предназначался для торжественных процессий. В обычное время он был закрыт бронзовыми воротами. Эти врата были границами святилища. Во внутренней части Пропилей высятся ионические колонны (по три колонны в два ряда). В этом сооружении впервые применены два ордера: дорический снаружи, ионический – внутри.8.
9.
10.Пинакотека была задумана в Афинах при проектировании архитектурного ансамбля Акрополя и впоследствии там построена. Согласно источникам в Пинакотеке среди произведений различных мастеров находились картины Полигнатона «ВСТРЕЧА ОДИССЕЯ С НАВСИКАЕЙ» И «ВЗЯТИЕ ИЛИОНА», произведение живописца Памфила, картины художника Тименета «МАЛЬЧИК С КУВШИНОМ» И «БОРЕЦ».
11.С северо-запада Пропилей возвышается постамент Агриппы, созданный из пепельно-голубого мрамора для некогда стоявшей на нем квадриги. В виде возничего был изображен царь Эвмен II, позже – римский император Август Агриппа.
12.В южном крыле находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей.
13. Халькотека, (Χαλκοθήκη) — особое здание на афинском акрополе, с опистодомом (внутренняя комната), принадлежавшее Парфенону и служившее складочным местом жертвенной утвари и оружия. Здесь хранились, между прочим, принадлежавшие городу щиты, панцири, копья, поножи, катапульты и др. метательные орудия; сюда же складывалось оружие, взятое в разное время у неприятеля. В топографии Афин, X. помещается одними в юго-вост. углу Акрополя, другими (Dörffeld) — к западу от Парфенона, на южном краю плато, третьими — в северной его части, ближе к зап. углу.
14.Макет Пропилей.
А вот и те охранники которых видно на первом снимке.15..Охранник №1.
16..Охранник №2.
17.Охранник №3.
18.Год спустя.
19.Ночью.
firefly-patrick.livejournal.com
Пропилеи Афинского акрополя :: Памятники архитектуры :: Туристический справочник по Греции
Парадный проход (проезд) в Афинский Акрополь на западной стороне холма, состоящий из главного входа и двух крыльев по бокам от него. Пропилеи были построены в 437-432 годах до н. э. древнегреческим архитектором Мнесиклом. Это выдающийся памятник греческой архитектуры эпохи высокой классики, выполненный в ионическом и дорическом ордере. В турецкий период сооружение было разрушено, в настоящее время ведутся реставрационные работы по его полному восстановлению.
Месторасположение: Акрополь, Афины, периферия Аттика.Географические координаты: 37°97′14″ с. ш., 23°72′61″ в. д.
Монументальные Пропилеи были главной частью архитектурного плана всего Акрополя
Афинские Пропилеи, на месте ворот прежней микенской цитадели, начали возводиться в эпоху правления Перикла и должны были стать воплощением его грандиозного плана по новому строительству всего Акрополя. Однако, до конца это сооружение так и не было завершено.
Пропилеи состоят из классической центральной части — прохода ограниченного стенами — и двух примыкающих крыльев в западной части. Центральная 6-элементная колоннада была выполнена в дорическом ордере, а колоннада боковых крыльев — в ионическом. Такое смешение в одной постройке двух разных ордеров впервые было применено в греческой архитектуре именно в Пропилеях Афинского акрополя. На всем протяжении главного коридора было устроено пять ворот. С севера к парадному входу примыкали павильоны пинакотеки и библиотеки, а с другой стороны был построен маленький храм Ники Аптерос. Недостроенной осталась южная часть входа в Акрополь, поэтому его современный план лишен классической симметрии. Пропилеи стали первым сложным зданием в Греции, построенным не в виде прямоугольника или цилиндра.
В качестве материала для строительства Пропилей использовался белый пентелийский и серый элевсинский мрамор. Из белого были сделаны колонны, стены сооружения и крыша, а серый применялся в качестве акцента. Потолок прохода был окрашен в синий цвет и расписан золотыми звездами.
Через этот вход в Акрополь попадал основной поток посетителей, через него в храмы доставлялись жертвенные животные, он также служил для ограничения доступа в верхний город нежелательных гостей — рабов, преступников и врагов Афин.
Функция Пропилей оставалась неизменной вплоть до раннехристианского периода, когда одно из крыльев было преобразовано в церковь. В Средние века Пропилеи были резиденцией франкских правителей и афинских герцогов, а в период османского владычества стали стал штаб-квартирой турецкого гарнизона. Здесь разместился пороховой склад — это и стало причиной разрушения постройки в результате взрыва боеприпасов в 1656 и в 1687 годах.
Первые археологические раскопки состоялись здесь в 1909-1917 годах. Современная же реконструкция Пропилей началась в 1975 году — в результате этих работ было установлено почти 600 тонн каменных блоков, для воссоздания исторического вида постройки ее колоннаду украсили копиями древних ионических капителей. Однако, не меньшее количество обломков еще только предстоит подготовить, очистить и смонтировать.
Интересные факты:
Триумфальные арки, часто возводимые в Европе в эпоху классицизма — это прямое архитектурное наследие греческих Пропилей. А Бранденбургские ворота в Берлине и Пропилеи в Мюнхене полностью копируют центральную часть афинских Пропилей.
Пропилеи Афинского акрополя на карте
www.travel-grc.ru
Пропилей Википедия
Пропиле́и (др.-греч. προπύλαιον, от др.-греч. προ — перед и др.-греч. πύλαι — ворота) — парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами[1], расположенными симметрично оси движения на каком-либо (главным образом — священном) участке (позднее — в архитектурном ансамбле или в дворцово-парковом комплексе). Большинство пропилей в античное время представляли собой торжественно устроенные въезды или входы на участки храмов или административных зданий, и примыкали к ограде или крепостной стене. Наиболее распространены пропилеи, образованные двумя стенами, с боков ограждающими проход, и одной поперечной стеной с проемами, пересекающей проход примерно посередине его длины; имеющими колоннады на обоих фасадах. Характерны для архитектуры Древней Греции (известны уже в эпоху Эгейской культуры). Выдающимся памятником архитектуры являются знаменитые пропилеи, оформляющие вход на акрополь в Афинах (437—432 до н. э.). Известны остатки пропилей Булевтерия на афинской агоре, а также остатки пропилей ряда эллинистических и римских храмов.
Позже, в конце XVIII — начале XIX веков, к этому типу сооружений обращались архитекторы классицизма, в частности это сказалось на форме триумфальных ворот[2].
Во второй половине XIX и в XX вв. пропилеи строятся преимущественно как часть особо значительных торжественных архитектурных комплексов.
Пропилеи Афинского акрополя
Самой выдающейся сохранившейся достопримечательностью древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики являются Пропилеи Афинского акрополя (437—432 до н. э, архитектор Мнесикл). В качестве материала был использован белый пентелийский мрамор и серый элевсинский мрамор. Строительство началось в эпоху Перикла и было приостановлено из-за нехватки средств, когда сами Пропилеи еще не были завершены.
Афинские пропилеи состоят из центральной основной части и двух примыкающих крыльев — внешнего крыла на западе и восточного крыла. Основу центральной части составляют 6 дорических колонн, стилистически и по общему впечатлению перекликающиеся с колоннами Парфенона. С двух сторон центрального прохода — ионические колонны. Считается, что при сооружении Пропилей сочетание двух ордеров было применено в древнегреческой архитектуре впервые[3]. Также центральная часть включает 5 ворот и Центральный коридор, который должен был стать для древних греков кульминацией на Священном пути от Элевсина к Афинскому Акрополю. К западной части сооружения примыкали павильоны пинакотеки и библиотеки. Эти павильоны вместе с расположенным на склоне холма близ Пропилей храмом Ники Аптерос создают впечатление асимметричности сооружения[3].
Реконструкция
В ходе турецкой и итальянской реставрации Пропилей конца XIX — первой половине XX вв. помимо ремонтных работ из колонн были извлечены гигантские, в высоту колонн, античные сердечники цветного металла, потом, вероятно, пропавшие или украденные, заменённые затем на железные или чугунные аналоги, что быстро привело к патине и почернению блоков колонн к концу XX века. Частичная реконструкция Пропилей была начата Министерством культуры Греции в 1975 году во время работ по общей консервации Афинского акрополя, однако еще в 2007 году колонны имели почерневший вид.
20 декабря 2009 года завершён 7-летний проект реконструкции и восстановления Пропилей Афинского акрополя[4].
В ходе работ демонтированы и вновь собраны 600 тонн блоков, с помощью мраморных балок восстановлена часть древней крыши. Группа реставраторов создала копии древних ионических капителей, которыми украшены колонны Пропилей.
Также было снято 255 мраморных блоков, которые должны быть очищены от металлических штифтов, установленных реставраторами в 19 веке и вызвавших дальнейшее растрескивание мрамора.[5]
Общая стоимость проекта реставрации Афинских Пропилей составила € 6,5 млн. (или в эквиваленте $ 9.3 млн.)[6].
В России
См. также
Пропилеи. Сборник статей по классической древности