Персоналии древнего вавилона. Биография: Возникновение древнего Вавилона
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Биография: Древний Вавилон. Персоналии древнего вавилона


Вавилон, Вавилония


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог
Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Вавилон, Вавилония

Вавилон апокалипсический. - Столица Вавилонской монархии своим грозным величием, блеском своего культурного богатства и глубиной нравственного упадка произвела на воображение человечества, и особенно на иудеев, такое неизгладимое впечатление, что имя ее сделалось вообще синонимом всякого большого безнравственного города. У позднейших писателей, именно христианских, название Вавилон нередко употребляется в таком таинственном смысле, который и доселе составляет предмет спора для толкователей и исследователей. Так, много рассуждений возбуждало одно место в 1 Послании ап. Петра, где он говорит, что "приветствует избранную церковь в Вавилоне". Крайне трудно определить, что именно здесь разумеется под В., и весьма многие, особенно латинские писатели, утверждают, что под этим именем ап. Петр разумеет Рим, на чем даже основываются известные притязания римских пап, как преемников ап. Петра. Но особенно замечательный пример таинственного употребления имени В. находится в Апокалипсисе или Откровении ап. Иоанна (с конца XVI гл. по XVIII). Там под именем В. изображается "город великий", играющий огромную роль в жизни пародов. Такое изображение уже нисколько не соответствует месопотамскому Вавилону, давно потерявшему к тому времени свое мировое значение, и потому исследователи не без основания понимают под этим названием великую столицу Римской империи, Рим, в истории западных народов занимавший такое же положение, какое раньше в истории Востока занимала столица Навуходоносора. Это - господствующее теперь воззрение в экзегетике.

+ + +

Вавилония - так называлась у древних писателей южная часть Месопотамии, т. е. область, простирающаяся от пункта, где Тигр и Евфрат наиболее близко сходятся между собою (33ё с. ш.), до Персидского залива. Впоследствии название это, с расширением политического могущества Вавилонской монархии, захватывало гораздо большую площадь, далеко выходившую даже за пределы Месопотамии; но собственно зерно В. развилось и созрело в указанных пределах. Эта в сущности маленькая страна, имевшая в древности не более 400 верст в длину и 200 верст в ширину (в самом широком месте), имела огромное значение в истории человечества. Уже древнее сознание человечества, как оно выразилось в библейских сказаниях, здесь именно видело древнейший центр культурной и политической жизни, что все более находит себе подтверждений в научных исследованиях и открытиях новейшего времени. Историческая наука уже давно занимается разрешением вопроса: где собственно искать первобытный очаг культурно-исторической жизни человечества. До последнего времени этот очаг видели по преимуществу на берегах Нила, где пред лицом исследователей выступали поражавшие своею незапамятною древностью монументы, по-видимому устранявшие всякую мысль о соперничестве с ними. Но новейшие научно-исторические исследования, имеющие возможность опираться на богатейший археологический материал, все более и более доставляемый раскопками, почти с несомненностью заставляют именно в В. видеть исходный пункт всемирной культуры. В самом деле, теперь уже почти бесспорно признано всеми, что древнейшие начинания математики и астрономии имели свой корень именно в В., в знаменитых школах халдеев; наше разделение времени, с его семидневной неделей с часами и минутами, как подразделениями дня - вавилонского происхождения. Даже магия и астрология средних веков носит на себе все признаки В. происхождения. Наш алфавит, изобретение которого до последнего времени приписывалось финикиянам, будто бы составившим его на основании египетского иероглифического письма, в действительности имеет свой источник в первобытных формах древне - вавилонского клинообразного письма. Таково мнение столь авторитетного новейшего исследователя, как Гоммель.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Далее читайте:

Месопотамия (шумерские, аккадские и вавилонские правители).

Законы Хамураппи. (Текст и комментарии).

Старовавилонский период (карта)

Вавилонское царство в XVIII в. до н.э. (карта)

Город Вавилон (карта)

Голощекин Б.А., Линко Г.М., Попова А.И., Фельдман Л.И. Уроки по истории Древнего Мира в V-VI классах: 2-й урок. Вавилонское царство.

Персоналии:

Нововавилонская династия, царская династия, правившая в 626-539 гг. до Р. Х. в Вавилонии (Месопотамия).

Набопаласар, основатель халдейской династии в Вавилонии, правил в 626-605 годы до н. э.

Навуходоносор II (Набукудурриуцур II), царь Вавилонии в 605-562 годах до н. э.

Самсуилуна, царь Вавилона 1-й династии, правивший в Вавилонии (Месопотамия) в 1749-1712 гг. до Р. Х.

Сумуабум, царь Вавилона 1-й династии (Месопотамия), правивший в 1894-1881 гг. до Р. Х. + 1881 г. до Р. Х.

Суму-Ла-Эль, царь Вавилона 1-й династии (Месопотамия), правивший в 1880-1845 гг. до Р. Х.

Хаммурапи, царь Вавилонии в 1792-1750 до н. э., в период царствования которого она достигла наивысшего расцвета.

Шамашшумукин, (греч. Саммугин, Саосдухин (Sammougnn, Saosdouxinos)) - царь Вавилона (668-648 годы до н. э.).

Карты:

Вавилонское царство в XVIII в. до н.э.

 

 

www.hrono.info

Биография - Возникновение древнего Вавилона

Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Само название города — Баб-Илу (Ворота Бога) — говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от царей соседних государств.

Вавилон не был одним из древнейших городов Междуречья — шумерские города Ур, Урук, Эриду и другие были примерно на тысячу лет старше.

Почти на два тысячелетия Вавилон был одним из крупнейших центров древней цивилизации. Он возник в результате ряда политических изменений в Месопотамии. Под ударами скотоводов-амореев пало централизованное государство — царство Шумера и Аккада, созданное III династией Ура. Не преминули воспользоваться легкой добычей и эламиты, обрушившиеся на Южную Месопотамию. Так, на территории Двуречья возникло множество мелких и средних, царств, около двухсот лет воевавших друг с другом.

Почти во всех государствах Двуречья утвердились аморейские династии, основателями которых стали вожди племен завоевателей. С течением времени пришельцы ассимилировались с местным населением.

Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 года до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Иссин. Долгое время вновь созданное государство не играло значительной роли в политической жизни Междуречья. Целенаправленная и ловкая политика шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792—1750 годы до н. э.) способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье.

Город располагался в очень удобном месте — там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было благоприятным для занятия торговлей, но амореи вряд ли думали об этом. Захват Междуречья нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишённых полива полях кочевники пасли овец.

Но запустение оказалось недолговременным. Крупные царские хозяйства распались. Больше никто не гнал сельских жителей на полевые работы, не собирал весь урожай в царские амбары, не вёл долговых записей на глиняных табличках. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью.

Хозяева сами решали, что им выращивать — ячмень или финиковые пальмы, и сами распоряжались урожаем. С приходом амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Сельские жители смогли удобрять поля навозом и пахать на быках, а не рыхлить землю вручную.

Перестали существовать и царские ремесленные мастерские: ведь уже никто не заботился о подвозе древесины, металлов, пряжи и драгоценных камней… Зато появилось много мелких мастерских. Раздробление огромных хозяйственных объединений на мелкие привело к тому, что после налаживания торговых связей, каналов и орошения заброшенных полей в стране начался невиданный подъём. Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведённых ими продуктов или изделий. Возникает множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появляются излишки продуктов и изделий. Их скупают и продают за пределами страны богатые торговцы-тамкары. Обратно они привозят в основном рабов: в Междуречье стало не хватать рабочей силы.

К 1800 г. до н. э. Междуречье превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению таких новых центров, как Вавилон, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали союзы с сильными соседними государствами — Ларсой, Исином, Мари — и при этом точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.

www.ronl.ru

Биография - Древний Вавилон - Исторические личности

Вавилон

Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонскогоцарства в 19-6 вв.до н.э.,

Важнейшийторговый и культурныйцентр ПереднейАзии. Вавилон происходит от аккадскихслов “Баб-илу”– “Вратабога”. Древний Вавилон возникна месте болеедревнего шумерскогогорода Кадингир, наз-

ваниекоторого было впоследствии перенесено на Вавилон.Первое упоминаниео Вавилонесодержитсяв

надписиаккадскогоцаря Шаркалишарри(23 в. до н.э.). В 22 в.Вавилон былзавоеван иразграбленШульги,

царемУра, шумерского государства, подчинившего себе всю Месопотамию. В 19 в. происходившийиз

аморитов (семитического народа, пришедшего с юго-запада) первый царьпервой вавилонскойдинастии

Сумуабум завоевал Вавилони сделал егостолицей Вавилонскогоцарства. В конце8 в. Вавилон былзавое-

ван ассирийцами и в наказаниеза мятеж в 689полностьюразрушен ассирийскимцарем Синахерибом.Че-

рез 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Наибольшего рассвета Вавилондостиг в период

Ново-Вавилонского царства (626-538 дон.э.). НавуходоносорII(604-561 дон.э.) украсилВавилон роскош-

ными постройками и мощными оборонительнымисооружениями.В 538 году Вавилонбыл взят войсками

персидского царя Кира, в 331 им овладелАлександрМакедонский, в 312 Вавилон былзахвачен однимиз

полководцев Александра МакедонскогоСелевком, которыйпереселилбольшую частьего жителейв осно-

ванныйим поблизостигород Селевкию.Ко 2 в. н.э. на местеВавилона осталисьлишь развалины.

С 1899 по 1914 на месте Вавилона производились систематические раскопки немецким археологом

Кольдевеем, обнаружившим много памятником Ново-Вавилонскогоцарства. Судяпо данным этихраско-

пок, Вавилон, расположенный на двух сторонах Евфрата иперерезанныйканалами, в этуэпоху занимал

прямоугольную территорию, общая длина сторон которой достигала 8150 метров. Навосточномберегу

Евфрата находилась главная частьгорода с храмомбога Мардука, покровителяВавилона, носившимназ-

вание “Э-сагила” (Дом поднятияголовы), и большой семиэтажнойбашней, называвшейся“Э-теменанки”

(Домоснования небаи земли). Севернеенаходилсяотделенныйот города каналомцарский дворецс “вися-

чимисадами”наискуственныхтеррасах, построенныйНавуходоносоромII.Весьгород был окружентремя

стенами, из которых однадостигала 7 м.толщины, другая– 7,8 м, а третья– 3,3 м. Одна изэтих стен была

икреплена башнями. Сложная система гидротехническихсооруженийпозволялазатопить окресностиВа-

вилона.Через весь город мимодворца проходила“священнаядорога”длярелигиозныхпроцессий, ведшая к храмуМардука. Дорога, вымощенная огромными каменнымиплитами и окаймленнаякрепостнымисте-

нами, украшенными изображениямильвов, велачерез монументальныекрепостныеворота, носившиеимя

богиниИштар.

Вавилония

Вавилония– примитивно-рабовладельческое(ранне-рабовладельческое)государствоДревнего Востока,

располагавшееся по среднемуи нижнему течениюрек Евфратаи Тигра. Названиесвое получилаот города

Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурнымцентром государства, достигавшегосвоего

расцветадважды – в 18 и7 веках до нашейэры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть

Двуречья, от устья нижнегоЗаба (притокТигра) на севередо города Ниппура на юге, то естьстрану Аккад,

которая в древних надписяхчасто противопоставляласьстране Шумер, расположеннойв Южной Месопо-

тамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенныеэламитами идругими племе-

нами, а к западупростираласьобширная пустыннаястепь, в которойкочевали в 3-2мтысячелетияхдо на-

шейэры племенааморитов.

Начиная с четвертого тысячелетиядо нашей эрыв Южной Месопотамиижили шумеры, язык которых

относится к древнейшейгруппе языковнародов ПереднейАзии. Племена, населявшиесреднюю частьДву-

речья, говорили нааккадскомязыке, относящемсяк семитическойгруппе.

Древнейшиепоселения, обнаруженные в собственноВавилонии околосовременногоДжемдет-Насраи

древнегогорода Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетиядо нашей эры.Население здесь

занималось главным образом рыболовством, скотоводствоми земледелием.Развивалисьремесла. Камен-

ныеорудия постепенно сменялисьмедными и бронзовыми. Необходимость осушения болоти создания

оросительной сети обусловило применениерабского трудав глубокойдревности. Ростпроизводительных

сил приводил к дальнейшему имущественному и социальномурасслоению.Углублениюклассовых про-

тиворечий способствовало развитие обменас соседнимистранами, вчастности сЭламом, откудапривози-

ликамень, деревои руду.

Обострение классовой борьбы привелок образованиюдревнейшихрабовладельческихгосударств, ко-

торыевозникали вАккаде, так жекак и в Шумере, в третьем тысячелетие до н.э. В 24 векедо нашей эрыцарь СаргонI (2369-2314 дон.э.) объединил под своей властьюШумер и Аккади создал ранне-рабовла-

дельческуюдержаву, столицейкоторой сталгород Аккад(Агаде-Сиппар).

Сохранившиесядокументыуказывают наразвитиеземледельческогохозяйства, всецело основанногона

искусственноморошении. Былипроведены новыеканалы, оросительнаясистема объединяласьв общегосу-

дарственноммасштабе. Все хозяйство вцелом основывалосьна широкойэксплуатациитруда рабови сво-

бодныхобщинников.Рабовладельцысмотрели нарабов, как наскот, налагаяна них клеймособственности.Все земли считалисьпринадлежащимицарю. Значительная часть их находилась в пользованиисельских общини обрабатываласьсвободнымиобщинниками.Цари отчуждаличасть общинныхземель и передавали

вельможам, чиновниками военачальникам.Так возниклов первичнойформе частноеземлевладение.

Натуральноехозяйство восновном всееще господствовало.Оценка различныхтоваров иногдапроизво-

диласьпри помощисеребра илизерна. С увеличением количествапродуктовразвиваласьменовая торгов-

ля.Была введена единая системамер и веса. Некоторыегорода приобреталиболее широкоеторговое зна-

чение. С развитиемрабовладенияи торговли быласвязана военнаяполитика. ЦариАккада предпринимали

походы с целью захвата добычи, рабов, а также расширенияторговых связейс соседнимистранами. Так,

СаргонI ходил войной к “серебрянымгорам”(г. Таврв Малой Азии)и к “кедровомулесу”(Ливан). Разви-

тиеторговли ускорялопроцесс классовогорасслоения.

Возникшаяв результатеострой классовойборьбы рабовладельческаядеспотия, созданнаяСаргоном I и

егопреемниками, защищала интересы правящего класса рабовладельцев, стремившихсяподавить классо-

выйпротест трудовыхмасс беднякови рабов. Этойцели служилаппарат государственнойвласти. Былоор-

ганизованонебольшое ядропостоянноговойска, к которому во время войныприсоединялосьополчение.

Религиозная идеологияиспользоваласьдля укрепленияцарской власти.Боги считалисьпокровителямица-

ря, царской властии государства, царей называлибогами.

К концу 23 в. до н.э.ослабленная классовой борьбой и длительнымивойнами аккадскаярабовладель-

ческаядеспотия стала приходить вупадок. Последний удар Аккадскому царству нанеслигорные племена

гутиев, населявшие области Загра.Гутии вторглись в Месопотамию, опустошилистрану и подчинилиее

своейвласти. В клинописных текстах описывается разорение страны завоевателями, которые разграбилибогатые и древние города, разрушили храмы и увезли статуи боговкак трофеи.Гутиям, однако, не уда-

лось захватить всей Месопотамии. Южная частьШумера сохраниланекоторуюнезависимость.В резуль-

тате экономического упадка Аккада, разоренного гутиями, произошлоперемещениеторговых иполити-

ческихцентров на юг, а также расширение торговли южношумерийских городов, вчастностиЛагаша, в

котором в это время правил Гудеа. Развитие торговли привело кдальнейшемуусилению Шумера.Уту-

хэгаль, царь Урука, возглавил борьбу против гутиев. Гутиибыли изгнаныиз Месопотамии, что способс-

твовалообразованиюбольшогоШумеро-Аккадскогоцарства состолицей в Уре.

Многочисленные деловые документыэтого временииз архива Лагаша, Уммы и другихгородов указы-вают на значительноеразвитие хозяйствакрупных рабовладельцев, в частностирабовладельческогохозяй-

ствахрамов.Государство приобретает все более централизованный характер. Прежниесамостоятельные

правителигородов (патэси)становятся царскиминаместниками.Дальнейшееразвитиерабовладельческого

хозяйства и внешней торговли приводило к усилениюзавоевательнойполитики царей3-й династииУра

(2118-2007до н.э.), которые объединили под своей властьюпочти всюМесопотамию.Шульги, царьУра, завоевалстрану Субарту в СевернойМесопотамиии совершалпоходы в Элам, Сирию и дажев восточную

частьМалой Азии.

Однако последний расцвет Шумерабыл непродолжительным.В 21 в. до н.э. Месопотамиюнаводнилиплемена Элама, захватившие Шумер и образовавшиетам новое царствас центром вЛарсе. С западав до-

лину Евфрата вторглиськочевые племенааморитов, которыеосели в Аккаде, сделав своейстолицей Исин.

В эту эпохувозвысилосьВавилонскоецарство, основанноецарями из династииаморитов (1-явавилонская

династия).Его центромстал городВавилон, выгоднорасположенныйна скрещенииторговых путей.

Древневавилонское государство достигло расцветав царствованиеХаммурапи(1792-50 до нашей эры).

Вавилонскиевойска завоевалиШумер, одержали ряд побед над севернымигосударствами, в том числе и

надгосударствомМари, расположеннымк западу отЕвфратаю Главным памятником этого периодаявля-

етсякодекс Хаммурапи.Государствокак крупнейшийземельныйсобственникбыло заинтересованов даль-

нейшем развитии оросительного земледелия.Принималисьмеры для расчисткистарых каналов, сооруже-

нияновых, для установки водочерпалок и равномерногораспределенияводы по всейстране. Нарядус зер-

новымхозяйствомшироко распространялисьсадоводствои скотоводство.Из Вавилониивывозили продук-

тысельского хозяйства. Вкодексе Хаммурапив качествепредметовторговлиперечисляютсяхлеб, шерсть,

маслои финики. Помимомелкой розничнойсуществовалаи оптовая торговля.Развитие торговлии ростов-

щичества влекло за собой дальнейшее социальное расслоениесельских общини неизбежноприводило к

развитиюрабства.

Большое значение имела патриархальнаясемья, в которой развивалисьдревнейшиевиды домашнегорабства: главе семьи должны были повиноватьсявсе ее члены.Детей частопродавали врабство. Другимисточникомрабства быладолговая кабала. Бедняки принуждены были брать ссуды у богачей. Не имея возможности вовремя вернуть ссуду и высокие ростовщические проценты, должники, согласно кодексу

Хаммурапи, возмещали свои долг личнымтрудом. Такдолжники становилисьфактическимирабами ссу-

додателя, который их жестоко эксплуатировал. Стремясь несколько смягчить острыеформы классовойборьбы, законодатель обязывал кредитораотпускать послетрех лет службыродственниковдолжника, от-

данныхим кредиторув долговуюкабалу. Большевсего рабовпоставляливойны, так какпленниковобычно

обращалив рабство. Рабовладение достигло значительного развития. Стоимость раба была невысокойи равняласьнаемной платеза вола (168 граммсеребра). Рабовпродавали, обменивали, дарили, передавалипо

наследству. Законы всячески защищали интересы рабовладельцев, они строгокарали строптивыхрабов, устанавливали наказания беглым рабам, грозили строгимнаказаниямих укрывателям.Раб толькоиногда имелправо владетьнебольшимчастным имуществомс разрешениясвоего хозяина.

Формыпримитивногорабовладенияпостепенноразрушалисельскую общину.Все земли считалисьпри-

надлежащимицарю, который мог отчуждать общинные земли, передавая ихотдельнымлицам: этотакже вело краспаду общини постепенномууменьшениюобщинногоземлевладения.Наряду с общиннымземле-

владением существовало, хотя и в небольшойстепени, частноеземлевладение, постепенновозраставшеев

связис распадомдревних сельских общин. Многиеземли сдавалисьв аренду частнымлицам. В силунату-

ральногохозяйства тоговремени аренднаяплата, как правило, взималась в виде определеннойдоли уро-

жая.Частые войныприводили к разорениюмелких землевладельцеви арендаторов, из среды которыхвер-

бовалисьвойны в царскуюармию. Войныполучали отцаря земельныенаделы.

Резкое деление обществана классырабовладельцеви рабов, выделениеиз общей массысвободных лю-

дейкрупных богачей, владевшихрабами, скотоми землей, появление промежуточных слоев населенияв виде неполноправных жителей завоеванных территорий(мушкену), наконец, массовое разорениеобщин-

никовхарактеризуютболее сложную, чем ранее, структурувавилонскогообщества, вкотором развертыва-

ласьострая классоваяборьба. Это всвою очередьприводило кцентрализациии укреплениюгосударствен-

ногоаппарата, необходимого рабовладельцам для подавленияи эксплуатациитрудовых массрабов и бед-няков.Так, в царствование Хаммурапиоформляетсятипичная дляДревнего Востокадеспотия. Всеуправ-

лениестраной былоцентрализовано. Верховная власть сосредоточиласьв руках царя, руководившегораз-

личными отраслями управления при помощи множества чиновников. Население должно былоплатить

налоги(на землю, скоти т.д.). Судебной властью были облечены правители городов и областей. Былии

особые судьи. Существовали судебные коллегии“старейшихи именитыхлюдей города”.Для укрепления

авторитетацаря, царскойвласти и государстваиспользоваласьрелигиознаяидеология. Царьпровозглашал-сяблагим правителем, получавшимверховнуювласть из рукбогов.

Реакционныебуржуазныеисторики, затушевая рабовладение и классовуюборьбу в ДревнемВавилоне, изображают государство “устойчивым, прочным, унифицированным”, а его деятельностьблагодетельнойдля народа. На деле Вавилонское царство быловнутренненепрочным.Объединениевсего ЮжногоМеж-

дуречья, осуществленное при Хаммурапи, просуществовалоне более 25 лет.В середине 18века до нашейэры Вавилонское царство сталоклониться к упадку. Восстановлениявнутри страныи иноземныенашест-вияослабили мощьВавилонскогоцарства. Шумеротпал от Вавилониии стал самостоятельнымцарством сцентром в Исине. С востока вдолину Двуречьявторглиськасситы. В теченииболее ста летцари 1-й вави-

лонской династии вели упорную борьбу с касситамиза господствов Южной Месопотамии.При вавилон-

ском царе Самсудитане в 1595 году до н.э.Вавилон опустошилихетты, но закрепитьсвою властьв стране

онине могли. Разоренный Вавилон перешел в руки касситов.Касситскийцарь Агум IIназвалсебя царем

страныКашшу (касситов)и Аккада, царемстраны Вавилона, гутиев и “четырех стран света”, претендуя,

таким образом, навосстановлениедержавы Саргонаи Хаммурапи.Касситскимцарям не удалосьосновать большогои сильного государства. Вавилонское царство, называвшеесяв то время Кардуниаш– Крепость

земногоправителя, ограничивалосьв Средней ичастично ЮжнойМесопотамией.В 15 в. до н.э. касситские

цариКадашман-Энлиль и Бурнабуриаш, пытаясь укрепить свое влияниев СевернойМесопотамии, стре-

мились установить торговые и дружеские взаимоотношения с египетскими фараонами 18-й династии.Ставшая независимойусилившаясяАссирия нанеслаВавилону в13-12 вв. до н.э. тяжелыевоенные удары.

Сохранившиеся царские жалованные грамоты на землю, начертанныена межевыхкамнях (кудурру), указывают наусиление частногоземлевладения, что приводилок постепенномуослаблениюцарской влас-

ти.Это времяознаменовалополитическими культурнымупадком Вавилона.

Вавилон несколько усилился в середине 12 векапри царе издинастии вавилонскогопроисхождения, сменившей касситов, — НавуходоносореI, который одержалряд побед надэламитами иассирийцамии пре-

тендовална завоеваниеСирии. В конце 2-го тысячелетиядо н.э. в ЮжнойМесопотамиипоявилосьсемит-

скоеплемя халдеев, стремившеесязавладетьВавилоном. В729 ассирийцызавоевалиВавилон. Халдейский

вождьМеродах-Баладан, вступив в борьбу с ассирийцами, захватил Вавилони одержал победунад асси-

рийским царем СаргономII в721. Однако значительно более сильнаяАссирия одержалаверх в борьбес

халдеями. Сын и преемникСаргона IIСинахериб вовремя одногоиз вавилонскихвосстанийпротив Асси-

риивновь завоевалВавилонию иразрушил Вавилонв 689. Только в конце7 в. Вавилон, воспользовавшисьослабленииАссирии, освободилсяот господстваассирийцев.ХалдейскийполководецНабопаласаросновал

новую династию вавилонскихцарей. Опираясьна вавилонскуюторгово-рабовладельческуюаристократиюи жречество, а также на военныйсоюз с Мимдией, Набопаласарнанес тяжелоепоражениеАссирии. В 612

дон.э. халдейские и мидийские войска захватили и опустошилиНиневию. Наразвалинахразгромленной

Ассириивыросло Ново-Вавилонское, или Халдейское, царство.

Рабовладение в Вавилонедостигло в этотпериод наибольшегоразвития. Богатыерабовладельцысосре-

доточили в своих рукахбольшие стада, владели крупнымипоместьями, считали себясобственникамиводы и каналов, которые проходилипо их землям.Укреплениечастной собственностибогачей наземлю и на во-

дупривело к ещеболее резкому классовому расслоению, к разорениюобщинникови мелких собственни-ков, которые с течениемвремени превратилисьв арендаторов, кабальныхдолжников ирабов.

Значительного развития достигла торговля. Вавилонстал крупнейшимторговым центромстраны, где

продавалии покупалипродукты сельскогохозяйства, изделия ремесла, недвижимость и рабов. Развитие

торговли привело к сосредоточению больших богатствв руках крупныхторговых домов“СыновнейЭги-

би” в Вавилоне и “СыновнейЭгиби” в Ниппуре, архивыкоторых сохранилисьдо наших дней.В связи с

этим менялся и самый характер рабства. Старые формы примитивного домашнего рабства постепенностали отмирать.Положение рабоврезко ухудшилось.Увеличилоськоличествочастновладельческихрабов.

Набопаласар и его сын ипреемникНавуходоносорII(604 – 561 дон.э.) вели активнуювнешнюю поли-

тику.НавуходоносорIIсовершил походыв Сирию, Финикиюи Палестину, где в это времяпытались утвер-

диться египетские фараоны 26-йдинастии. В 605году до нашейэры в битве приКархемишевавилонские

войскаразбили египетскуюармию фараонаНехо, которогоподдерживалиассирийскиеотряды. В результа-

тепобеды НавуходоносорII захватил всю Сирию и продвинулся до границ Египта. Однако Иудейскоецарство и финикийский город Тир оказали, при поддержкеЕгипта, упорноесопротивлениеНавуходоно-

соруII. В586 году до н.э.НавуходоносорIIпослеосады заняли разрушилстолицу ИудеиИерусалим, пере-

селивв “вавилонскийплен” большоеколичествоиудеев. Тир втечении 13 летвыдерживалосаду вавилон-

ских войск и не был взят, но впоследствии подчинилсяВавилону.НавуходоносоруIIудалосьодержать верхнад египтянамии вытеснитьих из ПереднейАзии.

ПоследнийрасцветВавилонапри Набопаласареи НавуходоносореIIнашелсвое внешнеевыражение в

большойстроительной деятельности этихцарей.Особенно крупныеи роскошныесооружениябыли возд-

вигнутыНавуходоносором, который заново отстроил Вавилон, ставшийкрупнейшимгородом Передней

Азии.НавуходоносорIIвыстроилбольшой дворец, роскошно украсилрелигиозно-процессионнуюдорогу и

“Воротабогини Иштар”, соорудил “дачныйдворец”сознаменитыми“висячимисадами”.

www.ronl.ru

Вавилон, Вавилония


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Вавилон, Вавилония

Вавилон апокалипсический. - Столица Вавилонской монархии своим грозным величием, блеском своего культурного богатства и глубиной нравственного упадка произвела на воображение человечества, и особенно на иудеев, такое неизгладимое впечатление, что имя ее сделалось вообще синонимом всякого большого безнравственного города. У позднейших писателей, именно христианских, название Вавилон нередко употребляется в таком таинственном смысле, который и доселе составляет предмет спора для толкователей и исследователей. Так, много рассуждений возбуждало одно место в 1 Послании ап. Петра, где он говорит, что "приветствует избранную церковь в Вавилоне". Крайне трудно определить, что именно здесь разумеется под В., и весьма многие, особенно латинские писатели, утверждают, что под этим именем ап. Петр разумеет Рим, на чем даже основываются известные притязания римских пап, как преемников ап. Петра. Но особенно замечательный пример таинственного употребления имени В. находится в Апокалипсисе или Откровении ап. Иоанна (с конца XVI гл. по XVIII). Там под именем В. изображается "город великий", играющий огромную роль в жизни пародов. Такое изображение уже нисколько не соответствует месопотамскому Вавилону, давно потерявшему к тому времени свое мировое значение, и потому исследователи не без основания понимают под этим названием великую столицу Римской империи, Рим, в истории западных народов занимавший такое же положение, какое раньше в истории Востока занимала столица Навуходоносора. Это - господствующее теперь воззрение в экзегетике.

+ + +

Вавилония - так называлась у древних писателей южная часть Месопотамии, т. е. область, простирающаяся от пункта, где Тигр и Евфрат наиболее близко сходятся между собою (33ё с. ш.), до Персидского залива. Впоследствии название это, с расширением политического могущества Вавилонской монархии, захватывало гораздо большую площадь, далеко выходившую даже за пределы Месопотамии; но собственно зерно В. развилось и созрело в указанных пределах. Эта в сущности маленькая страна, имевшая в древности не более 400 верст в длину и 200 верст в ширину (в самом широком месте), имела огромное значение в истории человечества. Уже древнее сознание человечества, как оно выразилось в библейских сказаниях, здесь именно видело древнейший центр культурной и политической жизни, что все более находит себе подтверждений в научных исследованиях и открытиях новейшего времени. Историческая наука уже давно занимается разрешением вопроса: где собственно искать первобытный очаг культурно-исторической жизни человечества. До последнего времени этот очаг видели по преимуществу на берегах Нила, где пред лицом исследователей выступали поражавшие своею незапамятною древностью монументы, по-видимому устранявшие всякую мысль о соперничестве с ними. Но новейшие научно-исторические исследования, имеющие возможность опираться на богатейший археологический материал, все более и более доставляемый раскопками, почти с несомненностью заставляют именно в В. видеть исходный пункт всемирной культуры. В самом деле, теперь уже почти бесспорно признано всеми, что древнейшие начинания математики и астрономии имели свой корень именно в В., в знаменитых школах халдеев; наше разделение времени, с его семидневной неделей с часами и минутами, как подразделениями дня - вавилонского происхождения. Даже магия и астрология средних веков носит на себе все признаки В. происхождения. Наш алфавит, изобретение которого до последнего времени приписывалось финикиянам, будто бы составившим его на основании египетского иероглифического письма, в действительности имеет свой источник в первобытных формах древне - вавилонского клинообразного письма. Таково мнение столь авторитетного новейшего исследователя, как Гоммель.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Далее читайте:

Месопотамия (шумерские, аккадские и вавилонские правители).

Законы Хамураппи. (Текст и комментарии).

Старовавилонский период (карта)

Вавилонское царство в XVIII в. до н.э. (карта)

Город Вавилон (карта)

Голощекин Б.А., Линко Г.М., Попова А.И., Фельдман Л.И. Уроки по истории Древнего Мира в V-VI классах: 2-й урок. Вавилонское царство.

Персоналии:

Нововавилонская династия, царская династия, правившая в 626-539 гг. до Р. Х. в Вавилонии (Месопотамия).

Набопаласар, основатель халдейской династии в Вавилонии, правил в 626-605 годы до н. э.

Навуходоносор II (Набукудурриуцур II), царь Вавилонии в 605-562 годах до н. э.

Самсуилуна, царь Вавилона 1-й династии, правивший в Вавилонии (Месопотамия) в 1749-1712 гг. до Р. Х.

Сумуабум, царь Вавилона 1-й династии (Месопотамия), правивший в 1894-1881 гг. до Р. Х. + 1881 г. до Р. Х.

Суму-Ла-Эль, царь Вавилона 1-й династии (Месопотамия), правивший в 1880-1845 гг. до Р. Х.

Хаммурапи, царь Вавилонии в 1792-1750 до н. э., в период царствования которого она достигла наивысшего расцвета.

Шамашшумукин, (греч. Саммугин, Саосдухин (Sammougnn, Saosdouxinos)) - царь Вавилона (668-648 годы до н. э.).

Карты:

Вавилонское царство в XVIII в. до н.э.

 

 

www.hrono.ru

Вавилонский царь Валтасар - жизнь и падение владыки древнего государства

Чтобы понять, кто такой царь Валтасар, следует вернуться к истокам, и ознакомиться с царством, имя которому - Вавилония. Это царство имеет полутора тысячелетнюю историю. Кровопролитные войны, государственные перевороты, народные восстания и религиозные конфликты - все это довелось пережить жителям Вавилонии. Как видите, история этого государства полна знаменательных событий.

Столицей государства являлся город Вавилон (ныне Ирак), который был одним из крупнейших городов Древнего мира, и с которым непосредственно связана судьба Валтасара...

 

Биография Валтасара - последнего вавилонского царя

Очевидно, дата рождения этого правителя древнего государства канула в лету. Известно только, что жил он в 6-м веке до н.э. Последний вавилонский царь был сыном Набонида - правителя из Х вавилонской династии. Он стал регентом примерно в 550 году до н.э., когда Набонид отправился на войну в Аравию.

Существует мнение, что Валтасар мог быть предупреждение царю вавилонскомусыном царя Навуходоносора, а Набонид был только приёмным отцом. Впрочем, никаких свидетельств не сохранилось, и этому факту нет подтверждений. Но такое разногласие дало критикам возможность заявить об исторической неточности Библии.

Правление Валтасара окончилось весьма печально - страна оказалась разорённой, наступил голод. Сам вавилонский царь был убит в 539 году до н.э. во время захвата Вавилона, осуществлённого войсками Кира 2-го - персидского царя.

Библия окружила имя Валтасара легендой - этот правитель стал символом гордыни, святотатства и невоздержанности. Согласно древнему преданию, Валтасару была предсказана гибель, а также разорение его царства. Об этом царя предупреждала таинственная надпись, сделанная огненной рукой на стене его дворца. В жизнь правителя вмешались потусторонние, мистические силы.

 

Пиры Валтасара - ночь безумства и смерти

кульминация пира ВалтасараСтолица Вавилонии подверглась осаде - город окружили многочисленные войска персидского царя Кира. Но жители столицы, да и сам правитель Валтасар были беспечны - в городе были богатые запасы провизии, что позволяло предаваться всем удовольствиям жизни. Так по случаю одного праздника во дворец вавилонского царя были приглашены придворные и вельможи - общим числом около тысячи.

На том пиру настольными чашами послужили сосуды драгоценные, которые были отняты вавилонскими завоевателями у покорённых народов. Между этими сосудами были и чаши из иерусалимского храма. Царь Валтасар со своими приближёнными стал пировать, по обычаю язычников восхваляя вавилонских богов.

В самый разгар торжества захмелевший Валтасар изменился в лице, узрев огненную руку, возникшую прямо из воздуха. Рука та начертила на стене четыре слова, смысл которых никто из присутствующих не понял, и вот слова эти "мене, мене, текел, упарсин". Исполнив своё предназначение, рука исчезла.

Тогда Валтасар призывает мудрецов, и со всех концов Вавилонии во дворец прибывают волхвы. Но сколько ни старались они расшифровать эту надпись, смысл её оставался неясен. По совету царицы был призван пророк Даниил, который содержался в плену, и вот что он ответил царю вавилонскому:

  • Мене - царство твоё исчислил Бог, и конец положил ему;
  • Текел - взвешен ты на весах и найден очень лёгким;
  • Упарсин - разделят твоё царство и отдадут его персам и мидянам.

История повествует о том, что пророчество исполнилось - в ту же ночь Валтасар был убит. Преемником его стал Дарий мидянин.

Но что привело к падению Вавилона, дворецсогласно легендам произошедшему по воле провидения? Правитель персов Кир собрал множество людей и приказал им открыть рвы для речной воды. Когда этот приказ был выполнен, вода затопила рвы, и русло реки стало непроходимым. Персы перешли в наступление. Они убивали на месте каждого, кто попадался им навстречу. Они старались пробраться к дворцу никем не незамеченными.

Ворота дворца были закрыты, но люди Валтасара, которые должны были защищать укрепления, были пьяны. С ними быстро разделались, но поднялся шум, и Вавилонский царь приказал выяснить, в чём дело. Подвыпившие вельможи проявили верх сообразительности - открыли ворота, и должно быть были очень удивлены, увидев отряд персов. Войны Кира устремились во дворец, покончили с Валтасаром, а также с находившимися при нём людьми... Легенда о Валтасаре вошла в текст Библии - основной книги христианской религии. 

Всё, что связано с именем "Валтасар"

Этот вавилонский царь оставил достаточно заметный след в истории, и память о нём сохранилась до наших дней.

Выражение "Валтасаров пир" обозначает распущенность, безбожие, а главное - вакханалию, устроенную в очень неподходящее время. Аналог этой фразы - изречение "пир во время чумы"

История правителя Вавилона нашла отображение в литературе - в 16 веке была написана "Комедия о Данииле" (автор - Г. Сакс), в 17 веке - "Мистический и подлинный Вавилон" (автор - Кальдерон).

Быть может, любознательного читателя заинтересует совпадение имени Валтасар с названием этого сайта - Valtasar.ru. В этом нет ничего странного - кроме Вавилонского царя это имя носил один из волхвов, поклонившихся Иисусу. Поэтому своим названием сайт Valtasar.ru обязан волхву-мистику, а не беспечному царю, предававшемуся различным наслаждениям.

valtasar.ru

Кидинну - Персоналии:Вавилон - Древний Ближний Восток - Каталог статей

Кидинну (тж. Кидунну ) (изв. в 4-м веке дон.э., вероятная дата смерти 14 августа 330г. дон.э.)— Халдейский (Вавилонский) астроном и математик. Страбон и Плиний Старший называли его Киденас ( греч. Κιδενας / лат. Cidenas ), а Ветий Валенс Кидинас .

Некоторые клинописные и классические греческие и латинские тексты упоминают астронома с этим именем но не всегда ясно, говорят ли они об одной и той же личности.

Упоминание Кидинну у древних авторов

Греческий географ Страбон Амасский , в Географии 16.1-.6, пишет: «В Вавилоне есть общества местных философов , Халдеев, как их называют, которые большей частью интересуются астрономией ; но некоторые из них, не одобряемые другими, пророчествуют и изготавливают гороскопы . (Существует также племя „Халдеи", по соседству с Аравией и Персидским заливом .) Есть несколько племен Халдейских астрономов. На пример, некоторых зовут Урукченцы (из Урука ), других Борсиппенцами (из Борсиппы ), и несколько других. Разделенные на секты они придерживаются различных догм по одним и тем же вопросам. Математики упопинают некоторых личностей таких как, например, Кидинну , Набуриан (Nabourianos) и Судин (Soudines)».

Римский энциклопедист Плиний Старший , в Естественной Истории II.vi.39, пишет, что планета Меркурий может наблюдаться «иногда до восхода, иногда после заката, но согласно Кидинну и Созигену никогда далее чем в 22 градусах от Солнца ».

Римсий астролог Ветий Валенс , в своей «Антологии», говорит что он пользуется Гиппархом для солнечных затмений, Судином , Кидинну и Аполонием для лунных затмений, и снова Аполонием для обоих типов ( затмений ).

В дошедшей до нас рукописи «Подручных Таблиц» Птолемея , неизвестным читателем в третьем веке н.э. написан комментарий- схолия « Кидинну открыл это отношение»— про то, что 251 синодический месяц равен 269 аномалистическому месяцам

Вклад в науку

Есть основания полагать, что Кидинну участвовал в создании теория движения Луны (т.н. вавилонской системы «Б»). Хотя ученные не уверены, можно ли назвать его «создателем» указанной теории.

Ему приписывают вычисление периода смены фаз луны, как 29 суток, 191 и 1/72 временных градуса (1 временной градус = 1/360 суток)— то есть 29,530599414 суток, что в высокой степени точности совпадает с современными представлениями о длине синодического месяца . Гиппарх подтвердил данное значение, Птолемей использовал данное значение в своих работах. Гиллель использовал данное значение в Еврейском календаре , и оно традиционно используется с тех пор.

П. Шнабель предполагает также что Кидинну открыл предварение равноденствий . Однако О.Е.Неугебауер считает данное заключение безосновательным.

ancient-east.do.am


Смотрите также