Древнего египта наука. НАУКА И ТЕХНИКА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ НАУКА
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ 10. Наука и искусство Древнего Египта. Древнего египта наука


Древний Египет Наука

Врачевание в Древнем Египте

Древние египтяне не считали магию и медицину чем-то несовместимым, поэтому занятия медициной входили в перечень обязанностей определённой ветви жреческого клана. Все болезни считались нарушением индивидуального равновесия между пациентом и космосом, поэтому лечение проводилось не только на физическом уровне, но и на других.

Геометрия и Золотое сечение

Золотое сечение - деление отрезка в крайнем и среднем отношении, при котором одна часть во столько же раз больше другой, во столько сама меньше целого.

Достижения Древних Египтян в области Астрономии

• Составление солнечного календаря, состоящего из 365 дней и подразделявшегося на периоды: "половодья", "выхождение" и "сухость"

• Изобретение водяных часов с градуировкой времени на внутренней стенке сосуда

• "Привязка" календарного нового года к астрономическому явлению (появление Сириуса на утреннем небе) и началу разлива Нила 19 июля

• Группировка звёзд в созвездия, получившие наименования по животным, контуры которых они напоминали ("быка", "скорпиона", "крокодила" и т.п.)

• Установление дневного времени по солнечным часам

• Создание звёздным таблиц, с помощью которых определялось время ночью

• Определение ночного времени по звёздам с помощью визирного инструмента

• Создание справочника с комментариями к изображенным на потолках гробниц, дворцов и храмов небесным картам

Достижения Древних Египтян в Медицине

• Папирус Эберса с рецептами и предписаниями для лечения различных болезней

• Папирус Херст с описанием болезней костей и суставов

• Хирургический папирус Смита с описанием различных травм и методов их лечения

• Папирус из Рамессеума с советами по гинекологии и лечению "негибкости" членов

• "Книга сердца" с описанием лечения сердечных заболеваний

• Медицинский папирус из Кахуна с описанием женских болезней и акушерских проблем

• "Книга глазных болезней" с предписаниями о лечении

• Берлинский папирус с трактатами о кровеносных сосудах и ревматизме

Достижения Древних Египтян в Математике

• Имели представления о дробях и частях меры сыпучих тел

• Решали задачи по определению объёма усечённой пирамиды и площади поверхности полушария

• Производили сложные геометрические построения. Определили "золотое сочетание" и активно его использовали в архитектуре и изобразительном искусстве

• Определяли площадь круга методом построения промежуточного квадрата со сторонами, равными 8/9 диаметра

• Умели возводились в степень и извлекать квадратные корни

• Умели вычислять площадь поля, объём (корзины, амбары и т.п.)

• Обладали знаниями арифметической и геометрической прогрессией

Техника

жёрнов для помола муки, календарь. Лодки, КОЛЕСНИЦЫ,

Письменность

Язык древних египтян известен исследователям по большому количеству сохранившихся надписей иероглифическойписьменности, выполненных на камне и папирусах.

В Древнем Египте использовали три системы письма: иероглифическую, иератическую и демотическую. Иероглифическая система, изобретенная за 3000 лет до н.э., представляет собой самую раннюю форму древнеегипетской письменности. Ее элементами являются картинки, или пиктограммы, а использовалась она для религиозных текстов. Иератическое письмо - это упрощенная, скорописная форма иероглифического, употреблявшаяся при составлении юредических и деловых документов. Демотическое письмо, еще один вид скорописи, возникло примерно в 600г. до н.э.

studfiles.net

Наука и письменность древних египтян

         
  Главная > Учебные материалы > История:  Наука и письменность древних египтян  
  line  
 
  • Репетитор по математике - Васильев Алексей Александрович
    Math Task Репетитор: Васильев Алексей Александрович

    Math Task Предметы: математика, физика, информатика, экономика.

           Стоимость: 2000 руб / 90 мин.

  • Репетитор по математике - Крюков Илья Хассанович Math Task
     Репетитор: Крюков Илья Хассанович

    Math Task Предметы: математика, экономика, бухгалтерский учет.

           Стоимость: 1600 руб / 60 мин.

  • Репетитор по математике - Скрипаленко Михаил Михайлович Math Task Репетитор: Скрипаленко Михаил Михайлович

    Math Task

     Предметы: математика (ЕГЭ), английский язык (GMAT, GRE (general), GRE subject test in maths, IELTS, TOEFL, BEC).

           Стоимость: 1200 руб / 60 мин.

  • Репетитор по русскому языку - Матвеева Милада Андреевна Math Task Репетитор: Матвеева Милада Андреевна

    Math Task

     Предметы: русский язык, литература (ЕГЭ, ГИА).

           Стоимость: 1200 руб / 60 мин.

  • Репетитор по физике - Тверской Василий Борисович Math Task Репетитор: Тверской Василий Борисович

    Math Task Предметы: математика, физика.

           Стоимость: 3500 руб / 90 мин.

  • Репетитор по английскому языку - Поздняков Андрей Александрович Math Task Репетитор: Поздняков Андрей Александрович

    Math Task Предметы: английский язык, (ЕГЭ). Подготовка к TOEFL и IELTS.

           Стоимость: 2000 руб / 60 мин.

  • Репетитор по бухучету - Ершикова Марина Львовна
    Math Task Репетитор: Ершикова Марина Львовна

    Math Task Предметы: бухгалтерский учет (кроме банковского), налогообложение, аудит.

           Стоимость: 1500 руб / 60 мин.

 
  1.Наука в Древнем Египте: знания и открытия, имеющие историческое значение.2.Точные науки – сильная сторона египетских ученых. 3.Медицина и фармакология – прогрессивные научные направления. 4.География в Древнем Египте. 5.Письменность в Древнем Египте: от иероглифов к алфавиту.

 

 
         
4 5 6 7
         
line

1.Наука в древнем Египте

   Древнеегипетская цивилизация была весьма высокоразвитой для своего времени. Египтяне знали такие науки как математика, астрономия, инженерия и ирригация, химия, медицина, вели землемерие, умело строили корабли и изготавливали фаянс. О приличном научном уровне говорит как минимум тот факт, что некоторые разработки и исследования используются до сих пор. В то же время, о научных изысканиях египтян современные ученые имеют зачастую опосредованное представление – в основном благодаря греческим историкам, заставшим египетскую культуру уже в период заката. К тому же многие знания, хранителями которых были жрецы в силу религиозной привязанности и подоплеки, тщательно оберегались от посторонних.

 
 

2.Точные науки – сильная сторона египетских ученых

   Египтяне были сильны в астрономии – они определяли многие созвездия, составляли астрономические карты, именно им принадлежит авторство солнечного календаря. Год состоял из 365 дней и делился на три сезона, обусловленных с/х работами (разлив, посев, жатва). Каждый сезон включал 4 месяца (тот, фаофи, атир, хойяк; тиби, мехир, фаменот, фармути; пахон, пайни, эпифи, месори).

 
 

Математика – наука, получившая в Древнем Египте наибольшее развитие. Счет, десятичная система, работа с огромными числами, основные арифметические действия, измерение площадей и объемов, простые дроби и уравнения – всеми этими математическими понятиями оперировали египтяне много тысяч лет назад. Великолепные, гармоничные постройки тех времен говорят о том, что и с геометрией они были хорошо знакомы, возводя свои монументальные памятники с большой точностью. Плюс им необходимо было измерять уровень воды в Ниле. Была у египтян и собственная мера измерения, действующая на протяжении всего существования Египетского царства. Она базировалась на пропорциях тела человека, а главной единицей был локоть (почти 53 см).

 

Обозначение цифр в древнем Египте

Обозначение цифр в древнем Египте

 
 

3.Медицина и фармакология – прогрессивные научные направления

 

   Химия и медицина были неразрывно связаны между собой, а искусство бальзамирования тела считалось наиважнейшим. До сих пор ученые удивляются мастерству и скрупулезности, с которой производилась эта сложная и кропотливая процедура. Египетское врачевание оказало значительное влияние на арабскую и греческую медицину. Стоматология, офтальмология и гинекология активно развивались, археологические находки говорят о том, что египтяне практиковали даже пластическую хирургию. Изучение человеческого тела позволяло добиться хороших результатов при хирургических вмешательствах, нередко довольно сложных. Об этом свидетельствуют найденные инструменты и медицинские приспособления.

    В распоряжении современных исследователей оказалось порядка 10 специализированных медицинских папируса. Их называли в честь городов, где они были обнаружены, или первых владельцев. Самые важные из них – это папирус Эдвина Смита и Эберса. Папирус Эдвина Смита на хирургическую тематику содержал подробные описания травм, за лечение которых брались египетские врачи – головы, грудной клетки, позвоночника. Во всем древнем мире врачи из Египта считались лучшими, за консультациями к местным специалистам приезжали со всего света. Цари и знатные особы из других стран выписывали врачей-египтян для лечения. Медики проходили обучение у своих более опытных коллег, видимо, существовали и специализированные школы, а также училища для акушерок. Фармакология – та отрасль медицины, где египтяне поистине не знали себе равных. Лекарственные снадобья и порошки, изготавливаемые из ингредиентов растительного, минерального и животного происхождения, использовались наряду с магическими ритуалами и заклинаниями.

 
 
 

4.География в древнем Египте

 
 

    Что касается географии, то египтяне имели смутное представление об окружающем мире, хотя топографические карты родной местности составляли прекрасно. По их фантастическим представлениям плоская Земля была окружена мировым океаном, под ней находилась преисподняя, а небо держалось на огромных горах по краям. В центре Земли располагался Египет.

 
 

   Даже письменность в Древнем Египте приобретала сакральное значение – пиктограмма служила способом связи между миром живых и мертвых. Писцы, как и художники, обладали особыми привилегиями и высоким статусом, а их работа имела священный смысл. А вот светское зодчество сохранилось мало, в отличие от религиозного. Одним из редких образцов является дворец Эхнатона в Ахетатоне. Тут же, в Ахетатоне сохранились и дома знатных горожан – достаточно большие по размеру, с хозяйственными пристройками и внутренним двором.

 

5.Письменность в древнем Египте: от иероглифов к алфавиту

   Письменность у египтян появилась довольно рано, еще в 4 т. до н. э., что объяснялось приличным объемом накопленных данных, хозяйственными нуждами и необходимостью ведении государственного делопроизводства. Писцы всегда были в почете в Древнем Египте, для их обучения открывались специальные школы. Должность эта сулила почет и процветание, не говоря о том, что сама письменность имела большое религиозное значение. Надписями обильно покрывали поверхность гробниц, храмов и обелисков, саркофагов и даже сосудов.

 

Иероглифическое письмо древнего Египта

Иероглифическое письмо древнего Египта

 
 
 

   Египетская культура и искусство переживали периоды подъема и упадка, связанные с политическими и социальными изменениями, достигнув своего расцвета в период Нового Царства. Именно этому времени принадлежат одни из самых известных сохранившихся памятников истории Древнего Египта.

    К Среднему Царству письмо окончательно сформировалось. Пиктограммы преобразились в иероглифы, насчитывающие порядка 3000 рисунков, из которых наиболее часто употреблялось около 700. Долгие века бились ученые над их расшифровкой, пока это не удалось сделать французскому ученому Ж.-Ф. Шампольону в начале 19 в., что фактически открыло новую эпоху в египтологии. Правда, сложное и трудоемкое иероглифическое письмо не слишком подходило для деловых целей. Постепенно значки сокращались и упрощались, появилась скоропись, что, в конце концов, привело к созданию коптского алфавита, состоящего из смеси греческих и демотических (простых) букв.

 
         
line
         
4 5 6 7
         

www.mathtask.ru

Жреческая наука Древнего Египта | Тайная доктрина

В 1912 г. французский археолог Детрие исследовал в дельте Нила руины древнего храма древнеегипетского бога Солнца Ра. И каково же было удивление Детрие, когда на стене одного их храмовых помещений он обнаружил надпись, которая гласила об «условиях конкурса» для тех, кто стремился получить жреческий сан бога Ра.Удостоиться подобной чести оказалось делом непростым — соискатели должны были сдать, ох, какой непростой экзамен! Будущего жреца замуровывали в небольшой камере с крохотным оконцем, где ему предстояло решить сложную математическую задачу. Ее решение надлежало записать на глиняной табличке, табличку выбросить наружу и ждать вердикта экзаменаторов…Время, отведенное на решение задачи, не лимитировалось. Но возможности «перерешать» задачу у соискателей не было. Если было найдено верное решение, счастливчика освобождали из заточения и принимали в ряды жрецов. Тех же, кто не сумел решить задачу, оставляли замурованными, обрекая на долгую и мучительную смерть в тесной камере…Благодаря открытию Детрие ученые выяснили, что упомянутая задача была основана на решении уравнения четвертой — наивысшей степени. Кстати, попытки Детрие решить задачу оказались тщетными…Находка оказалась сенсационной, поскольку ранее удавалось находить лишь папирусы, содержащие несложные математические задания: уравнения первой степени, арифметические прогрессии, вычисление площади простейших геометрических фигур и т.п. И у египтологов долгое время бытовало убеждение, что древние египтяне были весьма посредственными математиками. И вдруг такой неожиданный сюрприз!Логично предположить, что мудрым и опытным жрецам были под силу и более сложные задачи. С другой стороны, сомнительна значительная разница в знаниях между тогдашними соискателями и экзаменаторами. Ведь этот жестокий экзамен в храме Ра наверняка не мог быть исключением, и подобным испытаниям подвергались будущие жрецы и в других храмах.Но всегда ли их интеллект испытывался только математическими задачами? Вряд ли. Хотя об этом можно только гадать…Тем не менее этот эпизод дает основания полагать, что жреческая каста, по крайней мере в Древнем Египте, представляла собой интеллектуальную элиту нации. Кроме того, деятельность жрецов не ограничивалась ритуальными действами. В то время храмы служили главными и, пожалуй, единственными центрами образования. Египетская письменность (иероглифы), без сомнения, была создана жрецами. И прежде всего для себя, т.к. подавляющее большинство древнеегипетских текстов-папирусов ритуального, магического содержания. Это позже при храмах возникли светские школы, в которых готовили в основном писарей, обучая их не только письму, но и основам элементарной практической математики. Ведь им вменялось не только ведение государственной документации, но и умение вычислить объемы земляных работ при строительстве гребли, пирамид; необходимого количества работников (рабов), запасов еды для них и счетоводство в целом. Доказательством тому служат древнеегипетские математические папирусы.Следовательно, древнеегипетские жрецы были не только носителями «опиума для народа», но и благодаря своим знаниям и просветительской деятельности весьма полезными членами общества.

Именно жрецы на то время были единственными врачами (лекарями) в области тогдашней «официальной медицины». Именно жрецам доверял свое здоровье привилегированный класс, в то время как простолюдины обращались за врачебной помощью к знахарям. И как врачи жрецы прославились на весь мир, сохранив свою славу даже в античную эпоху, когда традиционная египетская культура уже пребывала в глубоком упадке.Древнегреческие врачи — как Гиппократ, так и Гален — откровенно признавали, что многое ими было позаимствовано в плане медицины именно у древних египтян. А Геродот и вовсе считал египтян одним из наиздоровейших народов в мире — и не в последнюю очередь благодаря мастерству лекарей-жрецов и их знаменитым гигиеническим предписаниям.Жреческая медицина Древнего Египта действительно находилась для своей эпохи на очень высоком уровне. И, к сожалению, до нас дошел мизер древнеегипетских медицинских трактатов. Но и этого оказалось достаточным, чтобы признать: древнеегипетские лекари-жрецы знали и умели намного больше, нежели, например, лекари средневековой Европы.Мы не будем останавливаться на этом детально, заметим лишь, что именно египетские лекари одними из первых пришли к заключению, что вместилищем разума и всех духовных (паранормальных, сенситивных) способностей человека является мозг, а вовсе не сердце, как когда-то полагали европейцы и большинство народов мира.Помимо религиозно-мистических и обрядовых практик, древнеегипетские жрецы не менее плодотворно занимались и, скажем так, «чистой» наукой. К сожалению, то, что известно нам, современным исследователям и любопытствующим, об их научных достижениях, сравнимо с верхушкой айсберга. И не удивительно — ведь наукой в древнеегипетских храмах занимались лишь особы посвященные. И посторонним они своих тайн не раскрывали. Посему нам остается лишь гадать об истинном уровне жреческой науки тех времен на основе дошедших до нас мозаичных сведений и сторонних размышлизмов да теорий.

Однако еще больших успехов египетские жрецы достигли в астрономии. В древнеегипетских храмах наблюдали за звездным небом с незапамятных времен. Доказательство тому — на удивление простой и удобный древнеегипетский календарь, который, по мнению многих египтологов, был создан задолго до того, как египетские земли объединились под властью первых фараонов. Для египтян точное исчисление времени было весьма важным!Страна представляла собой цветущий зеленый оазис посреди пустыни лишь благодаря ежегодному разливу Нила, который не только орошал истощенную под палящим солнцем землю, но и питал ее плодородным илом. И о приближении сезона половодья важно было знать загодя.Логично, что создать точную календарную систему без незаурядных астрономических познаний невозможно. Как минимум, древним египтянам необходимо было вычислить реальную продолжительность года. И самый объективный и адекватный способ — это наблюдение на протяжении года за изменениями в расположении небесных светил вследствие годового вращения Земли. И с этой задачей египетские жрецы-астрономы справились «на ура», установив, что год имеет не целое число дней, а 365 с четвертью.На основе этих наблюдений и был создан самый совершенный во всем древнем мире календарь. Для удобства египетские жрецы-астрономы разделили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а пять лишних дней отвели на ритуальные праздники — дни поминовения мертвых. (Любопытно, что все современные проекты реформы календаря, рассматриваемые в ООН, исходили из принципа египетских жрецов — 12 месяцев по 30 дней и «дополнительные» дни в конце года.)Объективности ради заметим, что в древнеегипетском календаре не было високосного года, но жрецы считали, что их календарь каждых четыре года… отстает на день. А через 1460 лет, когда разница уже составляла целый год и таким образом даты официального календаря совпадали с календарем истинным, в Египте отмечали самый главный праздник — Праздник Вечности.В I в. до н.э., когда Египет уже находился под римской властью, жрец-астроном Созиген на основе традиционных египетского и римского календарей создал хорошо знакомый нам Юлианский календарь. Европейцы пользовались им более полутора тысяч лет, а Православная церковь живет им до сих пор. Парадоксально, но труд Созигена был назван в честь Юлия Цезаря…Египетским жрецам-астрономам приписывают и изобретение т.н. «посоха Иакова» — незамысловатого «угломера» для определения координат небесных светил.А для ночных наблюдений жрецами была изобретена клепсидра (гидрологиум) — водяные часы, которыми люди пользовались на протяжении многих столетий.Кстати, привычное для нас деление суток на 24 часа — 12 дневных и 12 ночных — также ввели египетские жрецы-астрономы. Ими же были созданы чуть ли не первые звездные карты, с пометками наиярчайших светил и созвездий…

Наверняка каждый из вас слышал миф о том, что Земля покоится на трех китах, семи слонах или черепахе, что на ките «основана вся сыра-земля» и т.п.В подобных мифах содержится намек на то, что наша Земля — плоская. А вот что написано в древнеегипетском манускрипте, хранящемся в Лейденском музее древностей: «Смотри, земля бога передо мной, словно круглый мяч».Но через два тысячелетия византийский купец и мореплаватель (а по некоторым данным — ученый-монах) Косма Индикоплевст был все еще уверен, что Земля похожа на расстеленный плащ. Да и Августин Блаженный доказывал, что Земля плоская, поясняя, что с круглой Земли вся вода стекла бы прочь, а люди на другой стороне шара ходили бы вверх ногами…Египетские жрецы даже знали, что метеориты — это «небесные камни», которые «летают где-то там, в космическом пространстве, и время от времени падают на Землю» (Платон, диалог «Тимей»). И, заметьте, их представления вполне современны! Однако ни сам Платон, ни прочие античные и средневековые мыслители подобную теорию не разделяли. Более того, в 1751 г. Парижская академия наук во главе с Антуаном Лавуазье безапелляционно заявила, что отказывается рассматривать сообщения о «камнях с неба», потому как это абсолютно невозможно…Помимо медицины и астрономии, египетские жрецы слыли отменными химиками.Логично предположить, что химию они освоили благодаря ритуальным практикам. Особенно — искусству бальзамирования. Возможно, экспериментируя с различными бальзамами, они достигли высшего мастерства не только в алхимии, но и в химии. Кстати, термины «химия» и «алхимия» имеют египетский корень — именно через арабов европейцы познакомились с алхимией. А ее основоположником по праву считается древнеегипетский жрец Имхотеп, живший 48 столетий назад.Существуют даже предположения, что древнеегипетские жрецы обладали секретными знаниями в области электричества и использовали «электрические эффекты» в ритуальных целях. По версии небезызвестного Эриксона, именно электротехнические приборы изображены на некоторых рисунках в египетских храмах.Сторонники подобных гипотез в виде аргументов приводили технически несложные способы, при помощи которых жрецы могли получать весьма ощутимые электрические разряды…Итак, не мудрствуя лукаво, приходится признать, что древняя жреческая (храмовая) наука была самой настоящей наукой, а сами жрецы — не только магами или мистиками, но и первыми учеными…Виктория (Любопытная) Павлюченко,парапсихолог, арт-терапевт«Berzerk: эзотерическоепорубежье»https://vk.com/oberzininfo

tdoctrina.ru

Наука в Древнем Египте

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Кафедра физики

 

 

 

Реферат

Наука в Древнем Египте

 

по дисциплине «Концепции современного естествознания»

 

 

Выполнила:

Студентка гр. ПИ-119

Чижова О.С.

 

Проверила:

Преподаватель

Сидорова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2009

Оглавление:

 

Введение. 3

Астрономия. 4

Математика. 8

Медицина. 10

Заключение. 18

Список литературы.. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Египет – одна из древнейших цивилизаций. Все современные достижения,  уходят своими корнями, в том числе и в культуру Египта.

            Наука является органической частью любой культуры. Без научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной. Наука современной цивилизации развивалась столетия, а наука Египта тысячелетия. 2500 лет до н.э. египтяне уже обладали широкими познаниями в геометрии, медицине и астрономии. Специфика развития науки в Древнем мире заключается в том, что знания, их накопление, систематизации и анализ находились в руках жречества. Об уникальности положения ученых-жрецов в Египте говорит следующий факт. В 1906 году в местечке Телль Фараин учеными была обнаружена статуя египетского астронома Хархеби, жившего в III века до н. э.. На этой статуе высечена надпись: « наследный принц и князь, единственный спутник царя, посвященный в тайные писания».

Недоступность знаний основной массе населения и, безусловно, господство религиозного мировоззрения в какой-то степени сдерживали, но не могли полностью остановить развитие научных знаний. Особенно большого успеха египтяне достигли в математике, астрономии и медицине, то есть в максимально ориентированных  на практику науках, которые используются множеством людей изо дня в день.

 

 

 

О глубоких познаниях египтян в астрономии говорят многочисленные надписи на стенах храмов и дошедшие до нас египетские карты звездного неба.

Иероглифические тексты, несущие информацию об астрономических достижениях  древних  египтян встречаются в Дайр эль-Бахри на потолках заупокойного храма царицы Хатшепсут, возведенного в XVI веке до н. э. Изображения созвездий и планет, духов и небесных Богов вырезаны на стенах поминального комплекса Рамсеса II, построенного в XIII веке до н. э. в Фивах. Там же в эпоху Нового царства были возведены гробницы фараонов, на потолках которых мастерски прорисованы карты ночного звездного неба.

Уникальным источником является папирус Карлсберг I, в котором встречается описание звездного неба. Этот папирус также включал в себя справочник и сборник комментариев к небесным картам, изображенным на потолках храмов. Карлсберг I состоит из 13 разделов, содержащих информацию о пространстве, течении времени, движении солнца и закономерностях Вселенной.

 В «Книге описания движения звезд» говорилось о том, что место бога Ра на ночном горизонте занимает Осирис-Ях. Среди мириад звезд особое место принадлежало Сириусу, отождествляемому с Богиней Исидой и Богиней Сехмет. Считалось, что Богиня Сехмет, имеющая львиную голову, каждый год возвращалась в Египет после долгого путешествия и наполняла воды Нила. Плодородные земли (Та Кемет) в благодарность за милость богини одаривали египетский народ хорошим урожаем. На потолках погребальных пирамид, возведенных в эпоху V - VI династий, бог Осирис изображается плывущим в ладье. Его лик обращен назад к ладьям Сириуса-Исиды и плывущей за ним звезды Сепед. Звезда Сепед в древнем Египте олицетворяла Хора — Бога с соколиной головой. Египтяне верили в то, что звезды зарождаются в озере и возносятся на небеса. Уже в эпоху Среднего царства египтяне окружили особым почитанием пять планет солнечной системы: Юпитер, Сатурн, Марс, Меркурий и Венеру. Сатурн, называемый «Хор — Бык небес», «Восточная звезда, пересекающая небо» или Себа Иабти Джа Пет, представлялся египтянами, как человек с головой быка. В руке он держал скипетр уас, являвшийся символом верховной власти.

Такое внимание к звездному небу объясняется тем, что с древнейших времен люди стали замечать связь между событиями на земле с событиями на небе. Многовековые наблюдения позволили египетским жрецам связать периодичность ежегодных разливов великой реки, наступавших сразу же после летнего солнцестояния (ныне - 21-22 июня), с появлением в лучах утренней зари сияющей "звезды Нила", то есть с так называемым гелиакическим восходом Сириуса из созвездия Большого Пса впервые после 70-суточного периода его невидимости. Поэтому год египетского календаря стал годом Солнца, Сириуса и Нила. В Древнем Египте Сириус имел два наименования: Сотис (то есть "Лучезарная" или "Блистательная") и Анибус (то есть "Звезда Пса").  Предутреннее появление Сириуса совпадало с наступлением самого жаркого времени года. Тогда прекращались работы, приостанавливалась торговля, наступал период отдыха.

             Величественное, потрясающее душу впечатление на древних египтян производило совпадение трёх великих явлений природы: наступления летнего солнцестояния, первого предутреннего появления сияющего Сириуса и начала плодоносящего разлива многоводного Нила. И начиная с третьего тысячелетия до нашей эры - это нашло иероглифическое запечатление на стенах древних египетских храмов: "Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих". На основании вычислений гелиакических восходов Сириуса древние звездочёты научились предсказывать наступление нильских разливов. Именно с этого момента в Египте начинался новый хозяйственный год.

                 Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные – короткими, зимой наоборот). Продолжительность года, то есть по существу период времени между двумя летними солнцестояниями, первоначально была установлена в 360, а затем и в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года не были прибавлены ни к одному из 12 календарных месяцев по 30 дней. Они праздновались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды, - которые тоже почитались за богов.

             Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и т.д.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Одной из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут.

            Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов. Самые древние египетские водяные часы (клепсидры) обнаружены в Карнаке и датируются эпохой Аменхотепа III (XIV в. до н. э.). Водяные часы применялись главным образом ночью в закрытых помещениях храмов, где нельзя было вести наблюдения звезд. Они имели различную форму (перевернутый усеченный конус, призматическую, цилиндрическую и др.) и измеряли объем вытекшей или втекающей воды. Инструменты первого типа перед началом измерений наполняли водой до предельного уровня, а второго типа, напротив, полностью освобождали от воды. Клепсидры оказали влияние на развитие солнечных, или теневых, часов, применявшихся днем. Самый древний экземпляр солнечных часов, найденный в Египте, датируется эпохой Тутмоса III (XV в. до н. э.). Эти часы (рис. 8) состоят из горизонтального основания, на котором с краю и перпендикулярно к нему установлена горизонтальная же пластина, отбрасывающая тень на основание. В первой половине дня устанавливаются часы пластиной на восток, во второй — на запад. Горизонтальное основание разделено рисками на четыре неравные части, что позволяет в течение дня измерять 8 часовых интервалов. Уменьшенные копии водяных и солнечных часов использовались в египетских храмах для вотивных (т. е. приносимых по обету) жертвоприношений. Так, на одном изображении в храме в Луксоре царь Аменхотеп III преподносит богине истины Маат предмет, напоминающий модель водяных часов.

При раскопках гробниц фараонов Рамсесов VI, VII и IX, построенных в период Нового царства, исследователями были обнаружены изображения уникальных «звездных часов», состоящих из полумесячных интервалов. Они имели не 12, как раньше, а 24 деления. Каждое изображение сопровождалось текстом, объясняющим, каким образом можно определять время в темноте ночи. Рисунок представлял собой таблицу из девяти вертикальных и тринадцати горизонтальных линий, которые означали ночные часы. Рядом с таблицей было помещено изображение сидящего жреца. Следуя описанным объяснениям, два жреца в ночные часы садились на вершине храма с севера на юг лицом друг к другу. Один из них смотрел на лицо другого через отверстие в специальном приспособлении и отмечал на карте положение нужной звезды (у левого глаза, у правого глаза, напротив сердца и т. д.) Таким образом, с помощью таблицы и описания жрецы довольно точно могли определять ночное время. 

В результате египетскими астрономами был создан фундамент для будущего развития этой наукой арабами, а потом и европейцами с Средние века.

Наше знание древнеегипетской математики основано главным образом на двух папирусах, датируемых примерно 1700 до н.э. Излагаемые в этих папирусах математические сведения восходят к еще более раннему периоду - ок. 3500 до н.э. Египтяне использовали математику, чтобы вычислять вес тел, площади посевов и объемы зернохранилищ, размеры податей и количество камней, требуемое для возведения тех или иных сооружений. В папирусах можно найти также задачи, связанные с определением количества зерна, необходимого для приготовления заданного числа кружек пива, а также более сложные задачи, связанные с различием в сортах зерна; для этих случаев вычислялись переводные коэффициенты.

Но главной областью применения математики была астрономия, точнее расчеты, связанные с календарем. Календарь использовался для определения дат религиозных праздников и предсказания ежегодных разливов Нила. Однако уровень развития астрономии в Древнем Египте намного уступал уровню ее развития в Вавилоне.

Древнеегипетская письменность основывалась на иероглифах. Система счисления того периода также уступала вавилонской. Египтяне пользовались непозиционной десятичной системой, в которой числа от 1 до 9 обозначались соответствующим числом вертикальных черточек, а для последовательных степеней числа 10 вводились индивидуальные символы. Последовательно комбинируя эти символы, можно было записать любое число. С появлением папируса возникло так называемое иератическое письмо-скоропись, способствовавшее, в свою очередь, появлению новой числовой системы. Для каждого из чисел от 1 до 9 и для каждого из первых девяти кратных чисел 10, 100 и т.д. использовался специальный опознавательный символ. Дроби записывались в виде суммы дробей с числителем, равным единице. С такими дробями египтяне производили все четыре арифметические операции, но процедура таких вычислений оставалась очень громоздкой.

Геометрия у египтян сводилась к вычислениям площадей прямоугольников, треугольников, трапеций, круга, а также формулам вычисления объемов некоторых тел. Надо сказать, что математика, которую египтяне использовали при строительстве пирамид, была простой и примитивной.

Задачи и решения, приведенные в папирусах, сформулированы чисто рецептурно, без каких бы то ни было объяснений. Египтяне имели дело только с простейшими типами квадратных уравнений и арифметической и геометрической прогрессиями, а потому и те общие правила, которые они смогли вывести, были также самого простейшего вида. Ни вавилонская, ни египетская математики не располагали общими методами; весь свод математических знаний представлял собой скопление эмпирических формул и правил.

Развитие математики в Египте было обусловлено необходимостью постоянных разметок земельных участков после разливов Нила, а также все усложнявшейся архитектурой храмов, гробниц и дворцов, строительство которых требовало точных расчетов.

 

 

 

 Древнейшие медицинские трактаты были написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о познаниях египтян в медицине  по свидетельствам древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.

Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами.Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.

Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.

У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.

Развитие медицины было обусловлено верой египтян в загробную жизнь. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах - душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или "двойник", обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего.

Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело умершего от разрушения - набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Один из этих способов описывает греческий историк Геродот. Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций. Более того, предполагается, что и само название "химия" произошло от древнего названия Египта - "Кемет". Знания египтян в области анатомии существенно превышали представления о строении человеческого тела в соседних странах и, в частности, Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали.

      Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с "кипящей медью". Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы. Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, в котором анализируется роль сердца в жизни человека: "Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену..." Древним египтянам более четырех тысячелетий назад была известна диагностика болезней по пульсу.              Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов. Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов плохую пищу, поэтому "желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами". Египтянам приписывают и изобретение клизмы. Интересно, что язык описания зашлакованности организма и методов очистки от шлаков многих современных народных целителей мало чем отличается от представлений древних египетских врачевателей.              Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных. Во время изгнания злых духов звучали заклинания: "О мертвый! О покойник, скрывшийся в этой моей плоти, в этих частях моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся - удались! Скрывшийся - выходи!".

Обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение. В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных. Вот пример прописи мочегонного средства: пшеничной крупы - 1/8, плодов шед - 1/8, охры - 1/32, воды - 5 частей. Готовить лекарство рекомендовалось ночью и пить четыре дня. Прием некоторых лекарств сопровождался магическими обрядами в виде заклинаний и заговоров.

       В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. По-видимому, египтяне первыми ввели в употребление парик, который надевали на коротко остриженные волосы. Парик состоял из большого числа туго переплетенных косичек. Он заменял головной убор и косвенно способствовал борьбе со вшивостью. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.

Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н. э., Геродот свидетельствует: "Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей... ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь". По-видимому, не случайно древние греки считали египтян основателями "предупредительной" медицины.

Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте ирали военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация. Все ранения делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные. Врачебная этика того времени требовала открытого сообщения пациенту предполагаемого исхода лечения одной из трех фраз: "Это болезнь, которую я могу вылечить; это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить; это болезнь, которую я не смогу вылечить".

 В тех случаях, когда излечение было возможным, в папирусе Имхотепа даются четкие указания тактики врачевания: "Скажи ты тому, у кого зияющая рана на голове: "Это болезнь, которую я буду лечить". После того, как ты зашьешь ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи рану жиром, медом, корпией, пока больной не поправится".        При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.

Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. По-видимому, тогда еще не были известны такие вмешательства, как пломбирование кариозных полостей и протезирование зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов.         Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.

В папирусе Эберса есть и гинекологический раздел, который содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также "женщины, могущей и не могущей родить". Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка. Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница - родится девочка, если ячмень - мальчик. Американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет.

            Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей, что говорит об эффективности работы египетских медиков. Геродот приводит такое свидетельство: "Персидский царь Кир II Великий просил у фараона Амасиса прислать ему "лучшего в целом Египте" глазного врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни".              Геродот пишет о Египте V в. до н. э. К тому времени его древняя культура насчитывала не менее трех тысячелетий своей истории. Страна пережила нашествия многих завоевателей, и былое великолепие клонилось к естественному закату. Однако огромное влияние Египта на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки еще оставалось в силе. Родина Геродота Древняя Эллада только вступала на путь исторического расцвета.

Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания. В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох.

 Учащиеся Домов жизни овладевали искусством каллиграфии, стилистики и ораторского мастерства. Здесь хранились и переписывались папирусы. До нас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли "знающий вещи". Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать "знающего по знанию его".        Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.

 

 

 

          Египетская  наука, не смотря на сильные сдерживающие факторы, достигла высокого уровня развития, и превосходила по накопленным знаниям многие другие древние цивилизации.

Об истинной ценности египетской науки говорит тот факт, что спустя тысячелетия после написание египтянами математических, медицинских, астрономических трактатов, греки, персы, римляне обращались к ним как к сокровищнице мудрости. Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель – величайшие умы Греции, учились у египетских жрецов, и в своих трудах иногда просто воспроизводили древние египетские знания.

К сожалению, из-за того, что знания в Египте были достоянием лишь жречества, с течением времени наука в Египте приходила в упадок, отдавая пальму первенства Греции. В пожарах и грабежах храмов во времена переходных периодов (2180 – 2120 гг. до н.э. и 1700 – 1580 гг. до н.э.) погибло большое количество научных текстов египтян, восстановить которые, жречеству, по-видимому, не удалось.

Часть знаний Египта была потеряна в средние века, когда многие рукописи были уничтожены в ходе арабских завоеваний, и просто сожжены как языческие тексты. Но даже по тем обрывкам, которые дошли до нас, мы можем с уверенностью говорить о том, что наука Египта стала фундаментом греческой науки, а через нее и средневековой европейской.

Нужно отметить, что научные достижения Египта повлияли и на современников египтян из других стран. Уже отмечалось, что египетские врачи приглашались в другие страны, как бы сейчас сказали, для обмена опытом. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (в видоизмененной форме).

          Сокровища египетской мысли – научной, практической и мистической – оказались притягательным источником для многих видных ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим  знаниям и сделать их достоянием своей культуры.

 

 

 

1. Культурология: Учебное пособие. Под ред. А.А.Радугина.-  Москва: Издательство «Центр» 2003г.

2. Культурология: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Марковой. – Москва: «Культура и спорт» Издательское объединение «Юнити».1995г.

3. О.Н.Дубровская, Древние религии мира. – Москва: Издательский дом «Рипол» 2003г.

4. Л.С. Васильев, История религий Востока. – Москва, Издательство «Университет», 2001 г.

5. История Древнего Востока: Учебное издание. Под ред. В.И.Кузищина, Москва: Издательство «Высшая школа» 1988г.

6. И. Α.Климишин, Календарь и хронология.— Москва: Наука. 1985г.

7. Μ. Α.Коростовцев, Наука древнего Египта. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. — Москва: Наука 1982г.

8. В.П.Шереметевский, Очерки по истории математики. Издательство: Едиториа УРСС, 2004 г. 9.В.М. Тарасов, Символы медицины, как отражение врачевания древних народов. Издательство «Медицина» 1985г.

10. Аббас Шалаби, Весь Египет. Издательство «Бонеки» Флоренция Италия . Редакция: Welcom Books, Москва.

 

znakka4estva.ru

НАУКА И ТЕХНИКА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ НАУКА

НАУКА И ТЕХНИКА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ НАУКА И ТЕХНИКА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

НАУКА Математика Медицина Астрономия ТЕХНИКА Архитектурные памятники Строительство каналов Металлургия НАУКА Математика Медицина Астрономия ТЕХНИКА Архитектурные памятники Строительство каналов Металлургия

МАТЕМАТИКА Древнейшие древнеегипетские математические тексты относятся к началу II тысячелетия до н. э. Математика МАТЕМАТИКА Древнейшие древнеегипетские математические тексты относятся к началу II тысячелетия до н. э. Математика тогда использовалась в астрономии, мореплавании, землемерии, при строительстве зданий, плотин, каналов и военных укреплений. Денежных расчётов, как и самих денег, в Египте не было. Египтяне писали на папирусе, который сохраняется плохо, и поэтому наши знания о математике Египта существенно меньше, чем оматематике Вавилона или Греции. Вероятно, она была развита лучше, чем можно представить, исходя из дошедших до нас документов — известно, что греческие математики учились у египтян. Нам ничего не известно о развитии математических знаний в Египте как в более древние, так и в более поздние времена. После воцарения Птолемеевначинается чрезвычайно плодотворный синтез египетской и греческой культур.

АРИФМЕТИКА АРИФМЕТИКА

Уравнение : Древнеегипетская нумерация, то есть запись чисел, была похожа на римскую: поначалу были Уравнение : Древнеегипетская нумерация, то есть запись чисел, была похожа на римскую: поначалу были отдельные значки для 1, 100, … 10 000, сочетавшиеся аддитивно (складываясь). Египтяне писали справа налево, и младшие разряды числа записывались первыми, так что в конечном счёте порядок цифр соответствовал нашему. В иератическом письме уже есть отдельные обозначения для цифр 1 -9 и сокращённые значки для разных десятков, сотен и тысяч. Любое число в Древнем Египте можно было записать двумя способами: словами и цифрами. Например, чтобы написать число 30, можно было использовать обычные иероглифы: или то же самое написать цифрами (три символа десятки): Умножение египтяне производили с помощью сочетания удвоений и сложений. Деление заключалось в подборе делителя, то есть как действие, обратное умножению. Особые значки обозначали дроби вида и . Однако общего понятия дроби у них не было, и все неканонические дроби представлялись как сумма аликвотных дробей. Типовые разложения были сведены в громоздкие таблицы.

Математический папирус Ахмеса (также известен как папирус Ринда или папирус Райнда) — древнеегипетское учебное Математический папирус Ахмеса (также известен как папирус Ринда или папирус Райнда) — древнеегипетское учебное руководство по арифметике и геометрии периода Среднего царства, переписанное ок. 1650 до н. э. писцом по имени Ахмес на свиток папируса длиной 5, 25 м. и шириной 33 см.

ГЕОМЕТРИЯ В области геометрии египтяне знали точные формулы для площади прямоугольника, треугольника, трапеции и ГЕОМЕТРИЯ В области геометрии египтяне знали точные формулы для площади прямоугольника, треугольника, трапеции и сферы, могли высчитывать объемы параллелепипеда, цилиндра и пирамид. Площадь произвольного четырёхугольника со сторонами a, b, c, d вычислялась приближённо как ; эта грубая формула даёт приемлемую точность, если фигура близка к прямоугольнику. Египтяне предполагали, что площадь круга S диаметром d равна площади квадрата, сторона которого составляет 8/9 диаметра:

ЕГИПЕТСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК Египетским треугольником называется прямоугольный треугольник с соотношением сторон 3: 4: 5. Египетский ЕГИПЕТСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК Египетским треугольником называется прямоугольный треугольник с соотношением сторон 3: 4: 5. Египетский треугольник с соотношением сторон 3: 4: 5 активно применялся для построения прямых углов землемерами и архитекторами. Для построения прямого угла использовался шнур или верёвка, разделённая отметками (узлами) на 12 (3+4+5) частей: треугольник, построенный натяжением такого шнура, с весьма высокой точностью оказывался прямоугольным и сами шнуры-катеты являлись направляющими для кладки прямого угла сооружения. ОБЪЁМ УСЕЧЁННОГО КОНУСА Древний свиток папируса, найденный в Оксиринхе, свидетельствует, что египтяне могли вычислять объем усеченного конуса. Эти знания ими использовались для сооружения водяных часов. Так, например, известно, что при Аменхотепе III были построены водяные часы в Карнаке.

МЕДИЦИНА Наиболее древним медицинским папирусом является Кахунский, датируемый примерно 1950 г. до н. э. МЕДИЦИНА Наиболее древним медицинским папирусом является Кахунский, датируемый примерно 1950 г. до н. э. Папирус был найден в Файюмском оазисе, недалеко от поселка Иллахун, но ошибочно назван Кахунским. Папирус состоит из трех частей, посвященных медицине, ветеринарии и математике. Первые два листа содержат 17 гинекологических рецептов. В качестве лекарств рекомендуется пиво, молоко, финики, травы и некоторые вещества. В целом этот раздел имеет много общего с рецептами папирусов из Рамсессума и Эберса. Третий лист содержит 17 рецептов, касающихся определения беременности, выяснения пола будущего ребенка.

Огромное познавательное значение имеет папирус Эберса. Это справочник врачей-практиков, датированный 1500 г. до н. Огромное познавательное значение имеет папирус Эберса. Это справочник врачей-практиков, датированный 1500 г. до н. э. Он содержит рецепты лечения различных болезней, диагностические описания, советы, что надо предпринимать при укусах насекомых и крупных животных. В папирусе имеется косметический раздел, в нем даются советы по разглаживаниюморщин, удалению родинок, изменению цвета кожи, окраске волос и бровей, усилению роста волос и даже исправлению косоглазия. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. По-видимому, египтяне первыми ввели в употребление парик, который надевали на коротко остриженные волосы. Парик состоял из большого числа туго переплетенных косичек. В 877 параграфах папируса, помимо рецептов, излагаются мысли о проблемах жизни, здоровья и смерти. Дается теоретическое обоснование учения о сердце и кровеносных сосудах. Знаменитый хирургический папирус Эдвина Смита. Хирургический трактат состоит из последовательных и взаимосвязанных описаний 48 различных травм. Каждое описание включает название травмы, описание симптомов, формулировку заключения, перечень рецептов лечения и разъяснение впервые использованных фраз и выражений. Трактат четко систематизирован по случаям, начиная с повреждения головы, затем носа, горла, ключицы, грудной клетки, позвоночника.

БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций. Более того, предполагается, что и само название "химия" произошло от древнего названия Египта - "Кемет". Знания египтян в области анатомии существенно превышали представления о строении человеческого тела в соседних странах и, в частности, Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали. Египетские медики верили, что мозг обеспечивает циркуляцию крови, а сердце управляет чувствами и мыслями. Имхотеп был врачом-жрецом при фараоне Зосере. Он заслужил такое уважение как врач, что был приравнен к богам. В честь него создавались святилища.

АСТРОНОМИЯ Небо, по представлениям египтян, это и богиня Нут и покоящийся на божественных опорах АСТРОНОМИЯ Небо, по представлениям египтян, это и богиня Нут и покоящийся на божественных опорах предвечный океан Нун, из вод которого появилось солнечное божествотворец и, наконец, великая небесная корова, выносящая на своих рогах солнечный диск из космической тьмы. Ежедневно по телу небесной богини странствует в золотой ладье Манеджет бог солнца Ра; с востока на запад неумолимо несут его небесные воды ко рту Нут, через который он попадает в Дуат - загробный мир. Папирус Карлсберга I - справочник и сборник комментариев к изображенным на потолках гробниц и храмов небесным картам. В тринадцати разделах этого древнейшего обобщающего труда по астрономии, объясняющего основные закономерности вселенной, рассказывается о Нут, о восходе и движении солнца, о наступлении ночи, о восходе звезд, о пределах бескрайнего пространства вселенной.

Особым почитанием в Египте начиная со Среднего царства пользовались пять основных планет, три из Особым почитанием в Египте начиная со Среднего царства пользовались пять основных планет, три из которых считались небесными воплощениями бога Хора. Пять планет были известны египтянам с глубокой древности. Себа Реси Эн Пет – «Южная звезда неба» (Юпитер) почиталась как – «Хор-Тайна-Обеих-Земель. Спутник-Неба» или «Хор-Освещающий-Обе-Земли» и изображалась в виде человека головой сокола, увенчанного звездой и стоящего в золотой ладье. Себа Иабти Джа Пет – «Восточная звезда, пересекающая небо» (Сатурн) именовалась также «Хор. Бык-Небес» и изображалась также как Юпитер или в виде человека с головой быка, держащего скипетр уас, символизировавший верховную власть. Хор Джесер – «Красный Хор» (Марс) имел эпитет «плывущий спиной вперед» , изображался в виде сокола с распростертыми крыльями, змеиной шеей и тремя змеиными головами; иногда в образе сокола в хеджет - белой короне Верхнего Египта. Себег или Сетх Эм Уха Нечер Эм Дуаит – «Сетх в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках» (Меркурий) считался небесным образом бога Сетха; изображался в виде сокола со змеиной шеей и головой Сетха или же, во избежание изображения Сетха на потолке гробницы в образе стоящего антропоморфного божества. Себа Джа – «Пересекающая звезда» (Венера) представлялась в образе Бену - бессмертного феникса, «бога великого, самого себя создавшего. . . приносящего разлив Нила, божественной души Ба Осириса» ; зодиак из храма Хатхор в Дендере называет эту планету Па Нечер Дуауи – «Утренняя божественная звезда» . Изображалась Себа Джа в виде двуглавого антропоморфного божества или в образе самого феникса - белоснежной цапли в короне Осириса Атеф.

СТРОИТЕЛЬСТВО АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ Древние строители для строительства своих монументов использовали, как правило, огромные ровные СТРОИТЕЛЬСТВО АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ Древние строители для строительства своих монументов использовали, как правило, огромные ровные блоки весом от нескольких десяток до нескольких сотен тонн. Египтяне поднимали эти исполинские блоки, на пирамиду используя деревянный кран в виде рычага. Древние строители вырезали блоки из скалы следующим образом: они брали деревянные колья и вбивали их в камень, затем колья размачивали, они разбухали тем самым откалывая кусок камня. Строительство в древнем Египте было более ста пирамид (118, если быть точным), но выделяются на фоне остальных (три в Гизе, две в Дашшуре, одна в Медуне и одна в Абу-Роаше), а конкретно по технологией строительства. Одни пирамиды построены из огромных ровных одинаковых блоков, подогнанных друг к другу с идеальной точностью, так что канцелярский ножик не просунешь и без всякого раствора. А другие полный примитив – нагромождение мелких необработанных камней вперемешку с глиняным раствором и высотой всего лишь в несколько десятков метров (для сравнения пирамида Хеопса 137 метров).

СТРОИТЕЛЬСТВО КАНАЛОВ в Египте применялась землеройная техника для прокладки каналов и возведения крупных сооружений. СТРОИТЕЛЬСТВО КАНАЛОВ в Египте применялась землеройная техника для прокладки каналов и возведения крупных сооружений. 1700 лет до н. э. был сооружён канал, соединивший Нил в районе Каира с Суэцким заливом и Красным морем. При его сооружении использовалось несколько землеройных устройств), которые разрушали землю торсионными энергопотоками, и одновременно отсасывая её и выбрасывая, подобно смерчу. С помощью технического устройств, около 1600 лет до н. э. к западу от Нила был прорыт Обводнительный канал, в результате чего образовалось водохранилище, названное Меридовым озером. Это название произошло от древнеегипетского названия Мер-ур (большой канал). Примерно 1200 лет до н. э. был построен канал, впервые соединивший Средиземное море с Красным морем. Он просуществовал всего около 300 лет.

ИРРИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ Первые ирригационные системы располагались на засушливых территориях Азии и Египта ИРРИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ Первые ирригационные системы располагались на засушливых территориях Азии и Египта еще в 3000 годах до н. э. . Такие системы представляли собой оросительные каналы и водоемы, которые использовались в качестве систем полива для удаленных от рек полей. С целью автоматизации процесса орошения и преодоления рельефных особенностей местности применялись различные механические средства, например "архимедов винт".

МЕТАЛЛУРГИЯ От времен XII династии сохранилось немало предметов, в которых зафиксирован определенный результат попыток МЕТАЛЛУРГИЯ От времен XII династии сохранилось немало предметов, в которых зафиксирован определенный результат попыток придания меди диктуемых потребителем того времени качеств: твердости, износостойкости, прочности. В Переходный период добавки к меди встречаются разнообразные, однако магистральный путь улучшения свойств медных сплавов нащупан не был. Во время Аменемхета I, стали появляться изделия, где сплав меди с оловом настолько близок в процентном отношении к бронзе, что появление необходимых добавок в незначительных объемах становится просто вопросом времени. Причем весьма важно, что из нового сплава выполнены некоторые орудия производства (скребки, сверла, резцы), что свидетельствуют об осознанном применении найденного рецепта улучшения характеристик изделий из меди. Значительно усложнилось устройство металлических инструментов, многое свидетельствует о комплектности использования одной и той же основы для проведения различных работ в быту производстве. Появляются съемно-накладные приставки изделию, и, сменяя насадки, можно было теперь, к примеру, скрести, сверлить и зачищать отверстия. Можно отметить также улучшение конструктивных свойств известных издревле и, казалось бы, практически не поддающихся усовершенствованию предметов (например, топор в период Среднего царства за счет появления особого шипа на основании металлической части, позволившего плотнее захватить топорище, стал более надежным). Но это дало возможность сделать более массивным острие, улучшить рычаговые качества инструмента и одновременно за счет искривления рукоятки облегчить труд работника. Следовательно, уже само по себе обладание орудиями труда из металла облегчало работу тому, кто имел возможность приобрести достаточно дорогой и малодоступный инструмент.

present5.com

§ 10. Наука и искусство Древнего Египта

§ 10. Наука и искусство Древнего Египта

Письменность Древнего Египта

В те времена, когда люди еще не знали письменности, они передавали свои знания изустно. Жители Древнего Египта стали зарисовывать то, что они хотели запомнить: волнистой чертой, например, начали обозначать воду, кружком – солнце, изображением ног – слово «идти» и так далее. Так у египтян зародилась письменность, одна из древнейших на Земле. Позднее жители Египта научились обозначать знаками не только целые слова, но и отдельные слоги. Подобные знаки-рисунки называют иероглифами. В египетской письменности их насчитывалось более 700!

Иероглифическая надпись

Писали египтяне заостренными палочками, обмакивая их в черную или красную краску. Бумаги люди тогда еще не знали, но у египтян был материал, очень на нее похожий, – папирус. Его изготавливали из болотного тростника. Стебли этого растения вначале разрезали на тонкие полоски, а затем склеивали друг с другом. Получалась длинная лента, которую и использовали для письма. Исписанную ленту сворачивали в свиток. Такие книги-свитки хранили в деревянных футлярах.

Научные знания египтян

Главными хранителями научных знаний, самыми грамотными, образованными людьми в Древнем Египте были жрецы. При каждом храме находилась библиотека, где они хранили, изучали и переписывали свитки, собранные за тысячелетнюю историю страны. Жрецы и сами занимались научными исследованиями. Они следили за небесными светилами, изучали окружающий мир, строение тела животных и человека.

Египетскими жрецами было сделано немало открытий, которыми пользуемся и мы. Так, например, наблюдая за звездами, они заметили, что разливы Нила начинаются тогда, когда под утро в небе появляется яркая звезда Сириус. Жрецы подсчитали, что от одного ее восхода до другого проходит 365 дней. Так египтяне сумели определить продолжительность года. Восход Сириуса стал считаться в Египте началом нового года. Год делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, а неучтенные 5 дней считались праздничными. Египетские жрецы не только вычисляли продолжительность года, но и могли предсказать солнечные и лунные затмения, появление комет и многое другое. Из подобных наблюдений за небесными телами зародилась одна из древнейших наук – астрономия.

Египетский астрономический календарь

Чтобы делать сложные и точные вычисления, жрецам приходилось заниматься изучением математики. Им удалось открыть многие ее законы. Это позволяло древнеегипетским строителям и архитекторам возводить пирамиды и храмы.

Как вы думаете, какие математические расчеты необходимо было произвести при строительстве пирамид и храмов?

В Египте зародилась и наука об изучении земли – география. Но сведения древних египтян о Земле были еще очень неточными. Они, например, представляли ее себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями – горами, который был окружен бесконечным океаном.

Древние египтяне обладали обширными познаниями в области медицины. Они умели определять заболевание по пульсу человека и множеству других признаков. Для лечения болезней врачи изготовляли сложные лекарства, составленные из трав и различных целебных веществ. В Египте умели делать даже хирургические операции с применением обезболивающих средств.

Чему и как учили в египетских школах

Для управления огромным Египетским государством требовалось множество образованных людей. Их готовили жрецы в школах при храмах. Учились в храмовых школах, как правило, сыновья жрецов и богатых египтян. Здесь их в первую очередь обучали чтению, письму и устному счету. Порядки в египетских школах были очень строгими. За лень и непослушание учащихся секли.

Писец. Древнеегипетская скульптура

После того как ученики овладевали грамотой и счетом, они приступали к изучению истории, географии, математики, астрономии, строительного дела и медицины. После окончания обучения сдавали экзамены. Лишь тот, кто их выдерживал, мог продолжить образование дальше. Но теперь ученик мог избрать по своему желанию один или два самых любимых предмета, которые хотел бы сделать своей будущей профессией. Большинство юношей по окончании школы становились писцами. Это была одна из наиболее уважаемых и хорошо оплачиваемых профессий в Древнем Египте.

Какую роль играли писцы в Древнеегипетском государстве?

Древнеегипетское искусство

Египтяне были замечательными художниками. Об этом свидетельствуют многочисленные настенные росписи и рельефы, украшавшие храмы, дворцы и гробницы. На них запечатлены сцены охоты и сражений, религиозные и придворные церемонии, развлечения вельмож и сцены из жизни простых людей. Фигуры и лица людей, животные и птицы изображались египетскими художниками с необыкновенной точностью и достоверностью.

При рассмотрении росписей можно заметить интересную деталь: все люди нарисованы по определенному образцу. Их ноги и голова видны как бы сбоку, а плечи и один глаз – спереди. Египтяне рисовали их так, потому что верили, будто изображения людей могут «оживать» в загробном мире, если жрецы произнесут над ними особые заклинания. Но способностью оживать обладают только те изображения, что нарисованы по правилам.

Древние египтяне были прекрасными скульпторами. Сохранилось множество высеченных ими из камня изображений богов и фараонов. Некоторые из изваяний поражают своими размерами. Так, фигура Большого сфинкса, грозного стража пирамид, была высечена из целой скалы. Сфинкс изображен в виде льва с лицом фараона Хефрена (сына Хеопса). К этой скульптуре египтяне относились с особым уважением. Они почитали сфинкса как хранителя древних знаний и верили, что ему известно то, что неведомо больше никому.

Большой сфинкс

Подведем итоги

В Древнем Египте появилась письменность. Египтяне добились успехов в изучении математики и географии. Среди них были талантливые художники и скульпторы.

Вопросы и задания

1. Расскажите о письменности древних египтян. Чем и как писали в Древнем Египте?

2. Расскажите о научных знаниях древних египтян.

3. Кто учился в египетских школах? Чему и как их учили?

4. Какие научные достижения древних египтян используются до сих пор?

5. Какие правила изображения людей и почему существовали в Древнем Египте?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Наука и искусство Древнего Египта. Тайны и загадки Древнего Египта

Наука и искусство Древнего Египта

Египтологи не могут прийти к единому мнению в вопросе о том, обладали ли древние египтяне научными знаниями, сравнимыми с сегодняшними. Картина культуры Древнего Египта будет неполной, если мы не упомянем о научных достижениях этого далекого времени. Уровень технических и научных знаний был достаточно высок. Здесь нужно хотя бы обозначить такие направления, как появление сведений об организации производственного цикла и управления им, развитие конструирования и строительства сложных технических сооружений, внедрение в техническую деятельность математических расчетов. Стоит вспомнить, что великий Пифагор Самосский (VI век до н. э.) отправился за знаниями именно в Египет и провел в обучении у жрецов 21 год. Сохранились папирусы, содержащие 105 математических задач, среди которых много сложных, связанных с использованием геометрической прогрессии, и это лишь малая толика того, что вообще существовало в области математических познаний того времени. В Египте впервые появились солнечные и водяные часы и многое другое, возникшее именно здесь и отдаленное от нас тысячелетиями.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru


Смотрите также