Одежда древних римлян. Мужская и женская одежда Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как одевались в Древнем Риме? Одежда древних римлян


Одежда древних римлян

одежда древних римлян

История древнеримского костюма началась с простой и непритязательной формы, а закончилась необыкновенной помпезностью! Римляне любили удивлять всех своим оригинальным образом и одеждой. Например, никого не удивляло, что молодой мужчина мог облачиться в женскую тунику с разными рукавами. И уж тем более никто не обращал внимания на римских философов, неопрятно и оборванно одетых. Давайте рассмотрим, как называлась одежда древних римлян, о противоречиях которой многие историки спорят до сих пор.

Верхняя одежда древних римлян

Тога – традиционная одежда римского гражданина. Несовершеннолетние юноши носили тоги с широкими красными полосами, также такую расцветку могли носить жрецы. Повседневные тоги изготавливались из белой шерсти, без узоров и декорирования. Серый и черный цвет носили скорбящие женщины и мужчины. Триумфаторы надевали пурпурные тоги, украшенные золотой вышивкой.

Палудаментум – длинный воинский плащ, для пошива использовалась высококачественная материя красного цвета.

Палла – кусок ткани, обмотанный вокруг талии и наброшенный через плечо. Самый распространенный цвет – пурпурный, но также актуальными были желтые, белые и черные тона.

Пенула – узкая накидка без рукавов, которая застегивалась спереди. Изготавливалась из грубого полотна или шерсти. Ее можно было надевать поверх тоги.

Одежда древнего римлянина

Женская одежда древних римлян не должна была быть пестрой и яркой – считалось, что лишь продажные женщины могли носить колоритные расцветки.

Стола – длинное и свободное платье древних римлян с короткими рукавами. На талии завязывалась поясом, внизу пришивалась пурпурная оборка. Столу носили женщины только из высшего общества. Ее запрещали одевать рабыням и женщинам легкого поведения.

Для изготовления одежды римляне использовали различные материалы: кожу, шерсть, шелк, аморгосскую ткань и лен.

Что касается римской обуви, то ее существовало множество разновидностей: сандалии с ремешками, высокие кожаные сапоги преимущественно красного или черного цвета, а также богато декорированные башмачки.

Женщины обожали носить украшения. Серьги, кольца, браслеты и ожерелья – все изготавливалась из драгоценных металлов и камней.

Строгая и простая одежда древних римлян сформировалась под действием военизированного характера и рабовладельческого строя. На культуру и моду влияло богатство и роскошь одних и беднота и бесправие других.

 

womanadvice.ru

Одежда древних римлян

Римляне, особенно знатные и богатые, очень много внимания уделяли своему внешнему виду. По тому, как одет человек, можно было определить его социальное положение и род занятий.

Мужская одежда

Мужская одежда

Туника - 1; тога - 2; паллиум - 3; лацерну - 4.

Туника была всесословной одеждой, которую носила вся Италия от нищего раба и простого солдата до богатого всадника и знатного сенатора. Она представляла собой шерстяную рубаху без рукавов или с короткими, не доходившими до локтя рукавами. Тунику подпоясывали и одергивали так, чтобы спереди она спускалась чуть ниже колен, а сзади доходила до коленного сгиба. Рабы, солдаты и путешественники могли носить более короткие туники. Состоятельные римляне, не занимавшиеся физическим трудом, носили белые туники, у крестьян, ремесленников и рабов 60 они были темными, немаркими. Для защиты от ветра и дождя использовали различные плащи: паллиум, кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и обворачивают вокруг талии, или лацерну, широкий открытый плащ длиной до колен, часто с капюшоном.

В одной тунике по улицам Рима ходили обычно рабы и бедняки, знатные и богатые римляне обязательно надевали сверху тогу, право на ношение которой имели только римские граждане. Тога представляла собой большой кусок шерстяной материи в форме эллипса, длина ее могла достигать 6 м. Тогу надевали в несколько приемов, и облечься в нее самостоятельно, без чужой помощи, было невозможно. С конца I в. до н.э. в составе городской прислуги держали рабов-специалистов, умевших расправлять и укладывать складки тоги. Неумело надетая тога вызывала усмешки окружающих. С течением времени тога из символа римской гражданственности превратилась в одежду, которую надевали только при исполнении официальных и служебных дел.

Женская одежда

_

Туника - 5; палла - 6.

Одежда женщин состояла из нижней длинной туники, которая стягивалась поясом под самой грудью, и стблы - верхней туники, доходившей до ног, с множеством складок и короткими рукавами. На талии стбла повязывалась поясом. Выходя из дома, женщина набрасывала на себя паллу - длинную широкую шаль, в которую можно было закутаться с ног до головы.

Обувь

Рабы и крестьяне носили в ненастье деревянные башмаки, а в сухую погоду - легкие сандалии, которые сами плели из веревок. С тогой полагалось надевать высокие башмаки с ремнями, полностью закрывавшими ногу. Такие же башмаки, только из мягкой и цветной кожи, носили женщины.

Прически

Мужчины стригли волосы в соответствии с требованиями моды то чуть меньше, то совершенно коротко. Усы и бороду они гладко брили, хотя без применения мыла и горячей воды это было очень неприятно и болезненно. Женщины носили длинные волосы, тратя иногда по многу часов в день, чтобы из кос, завитых локонов, лент и шиньонов создать сложные прически по моде тех лет. С конца I в. до н. э. многие состоятельные римлянки стали красить волосы и носить парики.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Одежда Древнего Рима

Одежда Древнего Рима

Желание привлекать внимание к своей персоне, материальному и социальному статусу, вкусовым качествам с помощью одежды отнюдь не веяние современности, ведь данная тенденция наблюдалась еще в Древнем Риме.

Какова одежда жителей Древнего Рима?

По данным полученным при археологических раскопках можно сделать выводы, что в одежде жителей Древнего Рима хорошо прослеживалась классовая дифференциация, а также отличия между женскими и мужскими нарядами. Так слабый пол длительное время отдавал предпочтение древнегреческим костюмам, в то время как мужчины надевали римские тоги и плащи. Тога считалась парадной одеждой состоятельного римлянина, в которой появлялись на официальных мероприятиях, таких как общественные игры, жертвоприношения и другие не менее важные события.

Большой популярностью в Древнем Риме пользовалась туника, которая выполнялась из льна и шерсти. Ее длина и цветовые решения варьировались в зависимости от классовой принадлежности и пола. Туника с рукавами и длиной до щиколотки считалась одеждой для женщин в Древнем Риме. Мужская туника доходила до колен, а воины и путешественники предпочитали вовсе короткие одеяния. Право носить тунику белого цвета было лишь у состоятельных граждан, пурпурные вертикальные полосы – привилегия сенаторов и всадников.

Характерной одеждой женщин Древнего Рима, считалась стола – туника с короткими рукавами и множеством складок, подвязанная поясом. Как правило, выполненная в светлых оттенках с пурпурной оборкой внизу.

Яркий примером верхней одежды в Древнем Риме стала палла – плащ, представленный в виде куска мягкой ткани перекинутой через плечо и обернутой на талии. По своему виду и крою паллы разделились на несколько групп:

  • пенула – узкий плащ без рукавов;
  • кукуль – короткая накидка с капюшоном;
  • лацерна – открытый спереди плащ длиною до колен, застегивающийся фибулой на плече.

Со временем мода в Римской Империи начала проявлять свою изменчивость и на смену столе и верхней одежде – палле пришли далматика и колобиум. К тому же вошли в обиход цветовые композиции, орнаменты, шелковые материи.

 

womanadvice.ru

одежда древних римлян, 4 буквы, 1-я буква Т, сканворд

одежда древних римлян

Альтернативные описания

• античная верхняя одежда древнеримских граждан

• верхняя мужская одежда свободных граждан Древнего Рима, имела форму полукруга или эллипса

• длинная накидка, служившая верхней одеждой древним римлянам

• туника

• мантия Цезаря

• накидка Цезаря

• одежда Статуи Свободы

• верхняя одежда свободных граждан в Древнем Риме

• древнеримский плащ

• одежда патрициев

• остров в Тихом океане в группе Торрес

• муниципалитет в Испании, в провинции Кастельон

• название этой античной верхней одежды происходит от латинского слова «покрываю»

• атрибут полноправного римского гражданина

• что древние римляне надевали поверх туники?

• верхняя одежда граждан Древнего Рима

• одежда Августа

• одежда Цезаря

• мантия поверх туники

• одежда римлян

• одежда ряженого лицемера

• белая одежда римлянина

• одежда римлянина

• что носят поверх туники?

• драпировка древнего грека

• древнеримская одежда

• одежда Калигулы

• одежда в Древнем Риме

• поверх туники

• пять метров обмотки сенатора

• одеяние богатого римлянина

• одеяние римлянина

• одеяние римского сенатора

• древнеримский наряд

• накидка Нерона

• во что рядились древние римляне?

• накидка Калигулы

• наряд древнего римлянина

• накидка римлянина

• древнегреческая накидка

• во что рядились древние сенаторы?

• одежда граждан Древнего Рима

• древнеримское сари

• верхняя одежда граждан мужского пола в древнем риме

• драпировка Цезаря

• одежда древнего римлянина

• наряд римлянина

• наряд древних римлян

• верхняя одежда римлянина

• плащ римлянина

• белое «сари» древних римлян

• плащ патриция

• плащ римского сенатора

• наряд Цезаря

• наряд римлян

• мужской наряд в Древнем Риме

• одеяние Августа

• облачение римских сенаторов

• плащ на Калигуле

• Верхняя одежда в Древнем Риме

scanwordhelper.ru

Мужская и женская одежда Древнего Рима

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.

Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы — германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.

Ткани, цвет, oрнамент.

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.

Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.

Цветовая гамма в римском костюме — яркая, красочная, основные цвета — пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию — круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь (рис. 1).

Мужской костюм

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.

Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.

Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде — тоге — римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира — народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.

Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса — знак сословного отличия — должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.

В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.

В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща — пенула — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей — в костюме богатых щеголей.

С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.

Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик — длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами

Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.

В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.

Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.

Одежда римской бедноты и рабов — туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.

Женский костюм

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника по покрою не отличалась от мужской.

Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.

Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ — палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы.

В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.

В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

В III-IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.

Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос.

Обувь римлянок — мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

По материалам: Н.М. Каминская. История костюма

Дополнительно по теме: afield.org.ua

www.domotvetov.ru

одежда римлян, 4 буквы, сканворд

одежда римлян

Альтернативные описания

• античная верхняя одежда древнеримских граждан

• верхняя мужская одежда свободных граждан Древнего Рима, имела форму полукруга или эллипса

• длинная накидка, служившая верхней одеждой древним римлянам

• туника

• мантия Цезаря

• накидка Цезаря

• одежда Статуи Свободы

• верхняя одежда свободных граждан в Древнем Риме

• древнеримский плащ

• одежда патрициев

• остров в Тихом океане в группе Торрес

• муниципалитет в Испании, в провинции Кастельон

• название этой античной верхней одежды происходит от латинского слова «покрываю»

• атрибут полноправного римского гражданина

• что древние римляне надевали поверх туники?

• верхняя одежда граждан Древнего Рима

• одежда Августа

• одежда Цезаря

• мантия поверх туники

• одежда ряженого лицемера

• белая одежда римлянина

• одежда римлянина

• что носят поверх туники?

• драпировка древнего грека

• одежда древних римлян

• древнеримская одежда

• одежда Калигулы

• одежда в Древнем Риме

• поверх туники

• пять метров обмотки сенатора

• одеяние богатого римлянина

• одеяние римлянина

• одеяние римского сенатора

• древнеримский наряд

• накидка Нерона

• во что рядились древние римляне?

• накидка Калигулы

• наряд древнего римлянина

• накидка римлянина

• древнегреческая накидка

• во что рядились древние сенаторы?

• одежда граждан Древнего Рима

• древнеримское сари

• верхняя одежда граждан мужского пола в древнем риме

• драпировка Цезаря

• одежда древнего римлянина

• наряд римлянина

• наряд древних римлян

• верхняя одежда римлянина

• плащ римлянина

• белое «сари» древних римлян

• плащ патриция

• плащ римского сенатора

• наряд Цезаря

• наряд римлян

• мужской наряд в Древнем Риме

• одеяние Августа

• облачение римских сенаторов

• плащ на Калигуле

• Верхняя одежда в Древнем Риме

scanwordhelper.ru

Как одевались в Древнем Риме? | Культура

Тога — это не только официальное, торжественное облачение, обязательное для ношения в определенных ситуациях. Тога — это знак принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства. Тогу из белой шерсти с широкой полосой пурпурного (или алого) цвета носили представители высшего сословия — сенаторы. Эта полоса шла по прямому краю тоги. Поначалу, в глубокой древности, тогу носили и мужчины, и женщины. Позднее она стала лишь мужской одеждой.

Представляла из себя тога кусок шерстяной ткани в форме полуовала, по прямому краю его длина была 6 метров и больше, ширина в самом широком месте — 2 метра и более. Предполагается, что тогу надевали следующим образом.

Взяв тогу обеими руками за прямой край, разделяли ее таким образом на три части и укладывали на левое плечо, чтобы первая треть свисала вперед — почти до щиколотки. Следующая треть ткани шла по спине под правую руку — ткань при этом свисала, оказываясь на полу (ведь именно на эту часть тоги приходится максимальная ширина). Именно эту часть тоги драпировали, укладывали на правом боку глубокими складками. Оставшуюся треть ткани перебрасывали на левое плечо.

Эта часть тоги либо оставалась свисать по спине, и ее конец перекидывали через согнутую в локте левую руку. Либо эта последняя треть еще раз проходила по спине, затем — справа под рукой (и здесь она драпировалась в соответствии со складками предыдущего слоя), наконец, выходила к куску первой трети и несколько раз засовывалась под него, образуя так называемый умбон на левой стороне груди. Либо, наконец, эта третья часть, спущенная вниз до щиколоток, пропускалась между ног и поднималась к левой стороне груди, чтобы там образовать умбон, как во втором случае.

Классическим, аристрокатически строгим было ношение тоги без туники — чтобы правое плечо, правая сторона груди оказывались открытыми.

Туника — рубаха из шерсти с короткими рукавами или без них, скроенная без шейного выреза. Носили тунику с поясом, делая большой напуск. Без пояса тунику носить было не принято, во всяком случае — вне дома.

Туника у сенаторов имела спереди и сзади широкую вертикальную пурпурную (или алую) полосу (от ворота до подола). Две узкие полоски, расположенные так же, украшали туники всадников, также принадлежавших к высшим сословиям.

Туники носили с тогой, но не всегда. В иных случаях туники с тогой были запрещены, отказ от туник был традицией некоторых древних аристократических римских родов.

Туника происходила, по-видимому, от набедренной повязки и поначалу представляла собой два куска ткани, скрепленные на левом плече фибулой.

И позднее, став уже одеждой кроеной и шитой, туника воспринималась как одежда народная, приличная беднякам. Особое раздражение тех, кому ценны были римские традиции, вызывали рукава — как свидетельства изнеженности.

Одеждой римлянок, женским аналогом тоги была стола — длинная, широкая туника, дважды перехваченная поясом — под грудью и ниже талии. Столу носили вместе с паллой. Палла — большой кусок ткани, окутывавший фигуру женщины почти полностью. Из-под паллы видна была лишь инстита — «оборка». Эту «оборку» составлял еще один кусок ткани, который был закреплен на теле нижним поясом столы. Взорам окружающих, таким образом, были открыты лишь лицо, кисти рук и пальцы ног женщины. Очертания фигуры скрадывались обилием глубоких и частых складок.

К неофициальной римской одежде относились лацерна, сагум, палла (у мужчин — паллиум), являясь в той или иной мере накидками, просто плащами. Они представляли собой куски ткани, чаще всего — окрашенные, их носили поверх тоги или туники. В эти куски ткани либо закутывались, либо закрепляли на плече аграфом. Различались они длиной, тканью (сагум, например, по форме был ближе к квадрату, ткань его была толстой и грубой — в отличие от лацерны).

В отличие от этих плащей-драпировок пенула, камиса были просто рубахами — кроеными, нередко — с рукавами. Пенулу можно сравнить с пальто из толстой ткани, спереди оно расстегивалось, имело прорези для рук либо рукава, нередко имелся и капюшон.

Практика ношения одежд имела тенденцию к повышению комфортности. Например, ради тепла вошло в обыкновение носить по нескольку туник надетыми одна на другую. От «варварских» народов — от галлов, например, усваивались обычаи декорации одежд, применения меха для оторочки тканей. Туника с капюшоном — каракалла — вошла в историю как одеяние, давшее прозвище одному из римских императоров.

Кстати, такой вид одежды был уже по своему духу настолько антиримским, что именно он был выбран христианскими монахами в качестве «униформы», и многие монашеские ордена остаются верны этой традиции доныне.

Историки и антропологи среди всяких областей быта тех или иных народов не случайно изучают одежду. Как очевидно, одежда древних римлян — не менее ценный источник сведений о народе, чем, скажем, его письменность или архитектура.

При подготовке статьи использована литература:

Муратов П. Образы Италии. Т. 1−2. М., 1912.

Кнаббе Г. С. Древний Рим — история и повседневность. М., 1986. ]

shkolazhizni.ru


Смотрите также