Музыка древнего китая. Музыкальная культура Древнего Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История музыки Древнего Китая. Музыка древнего китая


Китайская музыка | Легендарный Китай

Китайская музыка

китайская музыкаКитайская музыка — искусство древнейшей китайской цивилизации, уходящее корнями в культуру II-I тыс. до н.э. В истоках китайской традиционной музыки находятся племенные песни и пляски, обрядовые формы ритуального искусства. Китайские музыкальные инструменты, как и сама музыка, в корне отличается от любой другой музыки какой-либо страны.

Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, Юго-восточной Азии. Она впитала элементы музыки народов, входивших в состав китайского государства (уйгуров, тибетцев, монголов, чжурчженей, маньчжуров и т. д.), и в свою очередь оказала значительное влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов Юго-восточной Азии и бассейна Тихого океана. Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религиозных и философско-идеологических доктрин.

Началом собственной истории китайской музыки считают появление в VI в. до н. э. «Книги песен» — «Шиц-зин», хотя нотные записи в ней не сохранились. Составление сборника приписывают Конфуцию.

В него вошли гимны и народный песни, большей частью распространенные на севере Китая. В сборнике также упоминается более 25 музыкальных инструментов. Среди них струнные щипковые — цинь, сэ; духовые — юа, ди, шэн, гуань, ударный инструмент чжун и другие.

Духовые инструменты – сяо, свирель и дудка-сона

китайские духовые инструменты

Смычково-струнные – эрху, цзиньху и баньху

Китайские смычково-струнные музыкальные инструменты

Щипково-струнные – гучжен, гуцзинь, пипа 

китайские Щипково-струнные инструменты

 

Гуцзинь — самый древний китайский струнный инструмент, его история насчитывает более 3 000 лет. 

 Ударные музыкальные инструменты – гонги и барабаны  Ударные музыкальные инструменты В период X-VII вв. до н. э. песни с широким жизненным содержанием стали постепенно обособляться от плясок, превращаясь с VI в. до н. э. в самостоятельной искусство. С развитием конфуцианства в Китае, в целом отвечающего интересам правящей аристократии, начиная с V в. до н. э. музыка приобретает новое общественное значение. В ней находят отражение основные категории конфуцианской доктрины: ритуал — ли и гуманность — жэнь.  Согласно Конфуцию, музыка являет собой микрокосмос как воплощение великого космоса. Конфуций утверждал, что прекрасная музыка способствует государственному устройству, так как обладает совершенной структурой. Многие элементы китайской музыки носили символический характер, обусловленный древней натурфилософией. Но то же время музыкальная система была строго определена, а любые нарушения в ней могли привести, по верованиям древних китайцев, к различным бедствиям. Более поздние китайские мифы и легенды VI-III вв. до н. э. повествуют о воздействии музыки на природу: с ее помощью музыки пытались вызвать дождь, повлиять на цветение растений и на рост злаков. С музыкой связывали доблесть и достоинства героев легенд: главной добродетелью мифического правителя Шуня, например, считалось умение играть на цине или 5-струнной цитре. В V-IV вв. до н. э существовала придворная должность дасыюэ — человек, который отвечал за исполнение танцевальной музыки и песен и обучение танцоров и музыкантов. Книга «Ли цзи», датируемая V в. до н. э., заключала в себе описание этикета и содержала отдельный раздел «Юэ цзи» — записки о музыке. 

Китайская народная музыка

Китайская народная музыка В китайской народной музыке присутствует ярко выраженный национальный характер. Она входит в сокровищницу китайской культуры. В Китае музыкальные инструменты появились ещё при первобытно-общинном строе. Среди современных китайских народных инструментов духовые, смычково-струнные, щипково-струнные и ударные музыкальные инструменты. Духовые инструменты — сяо, свирель и дудка-сона, смычково-струнные — эрху, цзиньху и баньху, щипково-струнные — гучжэнь, гуцинь, пипа, и ударные — гонги и барабаны. За несколько тысячелетий в Китае было создано много выдающихся музыкальных произведений. Многие из них уже утрачены. Из китайской традиционной музыки дошедших до нас наиболее известными являются: 

 

 

 

  • Мелодия «Сотни птиц поклоняются фениксу» была отмечена второй премией за исполнение национальной музыки на 4-ом международном фестивале молодежи и студентов.

 

 

  • «О зимней сливе»,

 

  • «Лунная ночь над весенней рекой»,

 

 

 

 

 Эти мелодии и сейчас можно услышать в Китае и за рубежом. Некоторые из них получили премии на международных конкурсах исполнителей.

Китайцы любят свою национальную музыку за её оригинальность и неповторимость. Почти в каждом районе Китая есть оркестр национальных инструментов, некоторые из которых самодельные. Эти оркестры часто приглашаются в зарубежные гастрольные поездки. В последние годы Государственный оркестр национальных инструментов приглашают выступать в Вене на Праздник Весны.

Современная Китайская музыка

Современная китайская музыка развивается тем же путем, что и музыка других стран: шансон, поп, рок, рэп и т.д. Азия всегда притягивала к себе, особенно Китай. Однако, не секрет, что в нашей стране китайская музыка практически нигде не слышна. Практически никто не знает, что современная музыка Китая, это не пекинская опера, а нормальная заводная прикольная красивая музыка, которая завораживает. Современную Китайскую музыку можете послушать в нашей группе вконтакте — Легендарный Китай

Лечебная китайская музыка

лечебная китайская музыкаЛечебная китайская музыка истоки. Еще в древние времена китайская музыка предназначалась не столько для прослушивания музыки, сколько для лечебного эффекта, оказываемого на весь человеческий организм. Лишь спустя многие года китайцы открыли и лечебные свойства многих трав.

В действительности умеренное занятие спортом, созерцание различных предметов искусства, а также прослушивание лечебной китайской музыки оказывают порой больший лечебный эффект, чем обычные лекарства.

Танцы и музыка помогают телу отдохнуть и активируют в организме человека процессы самоизлечения, а также самовосстановления.

Китайские врачи всегда очень добросовестно и кропотливо подбирают композиции к различным заболеваниям. Сама китайская музыка подразделяется на «ортодоксальную» и «ясную» музыку. «Ясная» музыка представляет собой наполненное глубоким содержанием произведение искусства, каждый звук которого несет в себе проявление вселенской гармонии, гармонии между небом и землей.

Классическая китайская музыка пробуждает во всех людях только положительные эмоции, которые наносят благотворное влияние на общее состояние организма, его здоровье. «Ортодоксальная» же музыка необходима для праздничных мероприятий, церемоний и празднований. Такая музыка очищает душу человека, меняет все его чувства, даря и оставляя в памяти только прекрасные и счастливые моменты.

Китайскими учеными доказано, что современные виды музыки, такие как «дискотечная», рок-н-ролл, тяжелая и многие другие очень сильно вредят здоровью человеческого организма. Молодежь сегодняшнего времени слишком сильно увлечены такой музыкой. Именно из-за нее у них теряется внимательность, концентрированность на чем-то одном. Люди, которые слушают такую вредную музыку, чаще всего очень сильно болеют и склонны к депрессиям.

Любители классической музыки славятся спокойствием и устойчивости психики, большой концентрацией внимания, а также высочайшим уровнем нравственности, морали и интеллекта.

В замысле китайской лечебной музыки всегда стоит соединение человеческого разума, духа и тела с Вселенной и космосом. Именно поэтому истоки такой терапии музыкой уходят в древность. Тогда еще китайцы верили в бесконечность вселенной и космоса и гармоничности в них.

Китайская лечебная музыка от простуды

Боевая китайская музыка 

Боевая китайская музыка оказывает огромное влияние на психику война или бойца, как во время тренировок боевая музыка может убрать боль, ввести в боевой транс или усилить концентрацию внимания война. Так и в бою, в больших сражениях громко били барабаны и играла боевая музыка, чтобы войны не боялись ни смерти, ни ран.

Китайская музыка для медитации

Китайская музыка для медитации хорошо снимает напряжение, и выбор композиций зависит только от личных предпочтений.  Это невероятно умиротворяющее звучание, которое было популярно еще 2500 лет назад, когда зарождались конфуцианство и даосизм, поэтому музыка идеально подходит для медитации и для самопознания.

Китайская музыка оказывает огромное влияние на культуру Китая и соседних стран, она сохранила свои истоки и видоизменилась на современный лад, тем временем обладая боевыми, целительными и духовными свойствами.

azialand.ru

Музыка в древнем Китае

Древнейший памятник китайского песенного искусства – «Книга песен» («Шицзин») – составлена была не позже 7-5 вв. до н.э. В ней собрано 305 лирических стихов-песен северных областей страны – бассейна реки Хуанхэ. Многие песни возникли за долго до того, в 12-5 столетиях. Лишь некоторые напевы «Шицзин» сохранились.

На юге страны, в царстве Чу, в эпоху Чжаньго возникла песенно-поэтическая школа во главе со свободолюбивым поэтом- мыслителем Цюй Юанем (340-278 гг. до н.э.). На основе песенного фольклора она создала классический сборник лирических стихов и песен («Чуские строфы»).

В течение своей истории китайский народ сложил множество напевов – трудовых, бытовых, обрядовых, лирических, исторических, сказочных и других жанров. Сформировавшийся в древности, этот фольклор пережил века и, вероятно, сохранил основные черты вплоть до наших дней.

При широте диапазона китайские народные песни отличаются преобладанием высокого светлого регистра. Песни по преимуществу одноголосны.

С далеких времен господствует главным образом пятиступенный бесполутоновый строй. В некоторых провинциях бытуют также 6-ти и 7-миступенные лады.

Инструменты: продольные флейты из бамбука – сяо, поперечные – ди, «китайская волынка» - шэн, двухструнная скрипка – хуцинь, лютня – пипа, ударные – барабаны, гонги, литофоны (шицин), колокольчики.

В эпоху Чжоу (11-3 вв. до н.э.) и Хань происходил подъем культуры и искусства. Был создан специальный институт правительственных чиновников – собирателей поэтического и песенного фольклора. Религиозная идеология (конфуцианство и иной догматизм) не могла не отразиться в образно-интонационном строе музыки. Отсюда символическая условность, отвлеченно- таинственная статика освященных многовековой традицией религиозно-гимнических образов и церемониальных жанров.

В Танскую и Сунскую эпохи (7-13 вв. до н.э.) профессиональное искусство усовершенствовалось: поколения композиторов создавали гимны и лирические песни, театральную музыку и камерные произведения инструментальных жанров. С наибольшей пышностью обставлен был музыкою императорский двор. В эпоху Сунов при дворце «сына неба» состояло 10 оркестров большого и сложного состава с инструменталистами, певцами, жонглерами, акробатами. Именно в феодальный период, особенно с утверждением маньчжурского господства, в музыке, как и во всей китайской культуре, обозначился перелом ко все большему застыванию.

Среди китайских музыкантов-профессионалов Танской эпохи были замечательные художники, следовавшие традиции Цюй Юаня. Они воспевали народ, человеколюбивые идеалы, красоту родной природы. Классики китайской лирической поэзии того времени Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюй и другие были поэтами-песенниками своей страны. Песня-четверостишие (цзюэ-цзюй) народного склада была одним из любимых жанров. Стихи этих поэтов не только читали, но и пели. Многие из них написаны на народно-песенные мотивы: «Ветка ивы», «Чансянсы», «Ветка бамбука», «Пусамань», «Цинпинлэ».

Лютня, флейта, цитра (цисяньцинь) – постоянные спутники поэтов, выразители их сокровенных дум и лирических излияний.

Поэзия Танской эпохи привлекала иногда европейских композиторов. На стихи старокитайских лириков Густав Малер написал свою «Песнь о земле».

Камерная музыка была более жизненной и эмоционально-выразительной. Довольно многое от нее сохранилось. В 12 в. опубликован был сборник «Песни монаха Бай Ши» на собственные четверостишия (цы) поэта-композитора Цзян Куая.

Развитию музыки в древнем Китае способствовала разработка теории. Бесполутоновая пентатоника была теоретически определена как ладовая основа музыки для струнных инструментов около 750 г. до н.э., 12 же полутонов с соответствующими наименованиями (так называемая система Люй) – около 550 г. Упоминание о 12-тиступенном звукоряде встречается и раньше (трактат «Гуаньцзы» - 7 в. до н.э.). Звуки обозначались иероглифами и носили названия, имевшие символическое значение.

Примечательным явлением китайской культуры феодального периода стал музыкальный театр. Истоки его – массовые действа с песнями и танцами, которыми народ отмечал когда-то сбор урожая, обращаясь с молениями к духам предков и принося им жертвы. Постепенно это искусство профессионализировалось. В 8-5 вв. до н.э. было приближено к царскому двору.

Спектакль классического театра представлял собою сложное и стройное художественное целое. Все было подчинено единому ритму движения: музыка, разговор, танец, мимика, симфония красок. Музыка оставалась ближе к народным истокам, чем какой-либо другой элемент представления. Все роли – в том числе женские – в классическом театре исполнялись мужчинами. Традицией музыкального театра стало фальцетное пение. Ансамбли пелись в унисон. Оркестр сопровождал пение; струнные (хуцинь, сансянь, юйцинь) или флейты и другие духовые дублировали вокальную мелодию.



biofile.ru

Музыка Древнего Китая

Музыка Древнего Китая

Первые упоминания о китайской музыке встречаются в легендах и мифах, документальные свидетельства относятся к XVI-XI вв. до н. э. В китайской музыке была принята система люй-люй (буквально "строй", "мера"), в основе которой лежали двенадцать звуков. Каждый имел магический смысл: нечётные звуки воплощали светлые, активные силы Неба, чётные - тёмные, пассивные силы Земли. Все вместе они выражали смену месяцев в году и часов в сутках. Примерно в VII в. до н. э. из этого звукоряда было выделено пять важнейших звуков, получивших названия: первый - "дворец", второй - "беседа", "совет", третий - "рог", четвёртый - "собрание", пятый - "крылья". Эти пять звуков отождествлялись с пятью первоэлементами (огонь, вода, земля, воздух, дерево) и пятью основными цветами (белый, чёрный, красный, синий, жёлтый). Они имели и социальное значение ("правитель", "чиновники", "народ", "деяния", "вещи"). Считалось, что с помощью музыки можно вызывать дождь, воздействовать на рост растений, а нарушение веками установленной музыкальной традиции способно привести к различным бедствиям. Не случайно в текстах XI-VI вв. до н. э. слово "юэquot; ("музыка") обозначало также и более широкое понятие - "искусство" (включающее поэзию, танец, живопись, архитектуру и даже сервировку стола). Причём в правилах, по которым создавались произведения живописи или архитектуры, видели сходство с ритмом в музыке.

Музыка в Древнем Китае всегда была тесно связана с философией и устройством общества. В VI в. до н. э. китайский философ Конфуций (около 551-479 до н. э.) писал, что музыка представляет собой микрокосмос, отражающий строение Вселенной. Прекрасная музыка обладает строго определённой структурой, которую нельзя нарушать, как нельзя преступать закон.

Традиционная музыка. «Бурный танец золотых змей»

Традиционная музыка. «Чинканъе»

Оглавление

Hosted by uCoz

sch714-china.narod.ru

Музыкальная культура Древнего Китая

Музыкальная культура Древнего Китая.

Каранькова Ю.Н.

Первые упоминания о музыке китайцев восходят к IV - III тыс. до н. э. (легенды и мифы). Документальные свидетельства о древней ритуальной музыке относятся к 16 - 11 вв. до н.э. О развитых формах вокального творчества свидетельствует "Книга песен" ("Шицзин", 11 - 6 вв. до н.э.), где собраны магические песни, оды (чжэн-я, сяо-я и др.) и гимны сун. Замечательные образы 350-ти песен «Шицзина» охватывают все стороны народной жизни.

Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религии и философии. В конфуцианских трактатах («Юэцзи») разрабатывалась космологическая концепция природы музыки, подчёркивалась её социально-политическая роль (музыка как одно из средств управления rocударством, существенный фактор воспитания людей и достижения социальной гармонии). Древние китайцы использовали музыку в качестве средства воспитания, улучшения человеческих нравов. Они устанавливают связь эстетического принципа с этическим: «Музыка – это благоуханный цветок добродетели».

Согласно представлениям даосизма, музыка должна была способствовать проявлению естественных психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой. Буддистское мировоззрение подчёркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека. Понятие «юэ» означало не только музыку, но и другие виды искусства, а также нечто прекрасное вообще, характеризующееся высокой степенью организации.

Символическое мышление в музыке отражало попытки установления соответствий отдельных музыкальных тонов, музыкальных инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания, социально-политическими системами. Так, в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. На её основе была обоснована пентатоника, ступени которой связывались с пятью типами семантического интонирования в китайском языке и отождествлялись с пятью стихиями природы, сторонами света, рангами социальной иерархии и т. п. (табл. 1). В V-III вв. до н. э. к пентатонике были добавлены два дополнительных звука – так образовалась семиступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу.

Под воздействием конфуцианской доктрины формируется разработанная система придворных церемониалов, которым соответствовали установленные последовательности вокальных и инструментальных композиций. Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой высот, нарушение которой, по мнению китайцев, могло иметь космологические и социально-политические последствия (табл. 2).

Музыкальный инструментарий:

струнные щипковые: сэ (25 струн), чжэн (13-16 струн) – семейство гуслей, цинь (7) – род цитры, пипа (4) – род лютни;

струнные смычковые: эрху (2 струны), сыху (4) – играют такую же роль, как европейская скрипка;

духовые: продольные флейты – сяо, поперечные – ди и чи, сона – род гобоя.

Символика китайских музыкальных инструментов

mirznanii.com

История музыки Древнего Китая - путеводитель

Сайт История музыки теперь доступен по адресу http://twebsa.com/

Подписывайтесь на Обновления

Подписаться Subscribe to TwebSA by Email

Музыка в Древнем Китае

На Дальнем Востоке оригинальную музыкальную культуру создал в древности китайский народ.

Древнейший памятник китайского песенного искусства – «Книга песен» («Шицзин») – составлена была не позже 7-5 вв. до н.э. В ней собрано 305 лирических стихов-песен северных областей страны – бассейна реки Хуанхэ. Многие песни возникли за долго до того, в 12-5 столетиях. Лишь некоторые напевы «Шицзин» сохранились.

На юге страны, в царстве Чу, в эпоху Чжаньго возникла песенно-поэтическая школа во главе со свободолюбивым поэтом-мыслителем Цюй Юанем (340-278 гг. до н.э.). На основе песенного фольклора она создала классический сборник лирических стихов и песен («Чуские строфы»).

В течение своей истории китайский народ сложил множество напевов – трудовых, бытовых, обрядовых, лирических, исторических, сказочных и других жанров. Сформировавшийся в древности, этот фольклор пережил века и, вероятно, сохранил основные черты вплоть до наших дней.

При широте диапазона китайские народные песни отличаются преобладанием высокого светлого регистра. Песни по преимуществу одноголосны.

С далеких времен господствует главным образом пятиступенный бесполутоновый строй. В некоторых провинциях бытуют также 6-ти и 7-миступенные лады.

Инструменты: продольные флейты из бамбука – сяо, поперечные – ди, «китайская волынка» - шэн, двухструнная скрипка – хуцинь, лютня – пипа, ударные – барабаны, гонги, литофоны (шицин), колокольчики.

В эпоху Чжоу (11-3 вв. до н.э.) и Хань происходил подъем культуры и искусства. Был создан специальный институт правительственных чиновников – собирателей поэтического и песенного фольклора. Религиозная идеология (конфуцианство и иной догматизм) не могла не отразиться в образно-интонационном строе музыки. Отсюда символическая условность, отвлеченно-таинственная статика освященных многовековой традицией религиозно-гимнических образов и церемониальных жанров.

В Танскую и Сунскую эпохи (7-13 вв. до н.э.) профессиональное искусство усовершенствовалось: поколения композиторов создавали гимны и лирические песни, театральную музыку и камерные произведения инструментальных жанров. С наибольшей пышностью обставлен был музыкою императорский двор. В эпоху Сунов при дворце «сына неба» состояло 10 оркестров большого и сложного состава с инструменталистами, певцами, жонглерами, акробатами. Именно в феодальный период, особенно с утверждением маньчжурского господства, в музыке, как и во всей китайской культуре, обозначился перелом ко все большему застыванию.

Среди китайских музыкантов-профессионалов Танской эпохи были замечательные художники, следовавшие традиции Цюй Юаня. Они воспевали народ, человеколюбивые идеалы, красоту родной природы. Классики китайской лирической поэзии того времени Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюй и другие были поэтами-песенниками своей страны. Песня-четверостишие (цзюэ-цзюй) народного склада была одним из любимых жанров. Стихи этих поэтов не только читали, но и пели. Многие из них написаны на народно-песенные мотивы: «Ветка ивы», «Чансянсы», «Ветка бамбука», «Пусамань», «Цинпинлэ».

Лютня, флейта, цитра (цисяньцинь) – постоянные спутники поэтов, выразители их сокровенных дум и лирических излияний.

Поэзия Танской эпохи привлекала иногда европейских композиторов. На стихи старокитайских лириков Густав Малер написал свою «Песнь о земле».

Камерная музыка была более жизненной и эмоционально-выразительной. Довольно многое от нее сохранилось. В 12 в. опубликован был сборник «Песни монаха Бай Ши» на собственные четверостишия (цы) поэта-композитора Цзян Куая.

Развитию музыки в древнем Китае способствовала разработка теории. Бесполутоновая пентатоника была теоретически определена как ладовая основа музыки для струнных инструментов около 750 г. до н.э. 12 же полутонов с соответствующими наименованиями (так называемая система Люй) – около 550 г. Упоминание о 12-тиступенном звукоряде встречается и раньше (трактат «Гуаньцзы» - 7 в. до н.э.). Звуки обозначались иероглифами и носили названия, имевшие символическое значение.

Примечательным явлением китайской культуры феодального периода стал музыкальный театр. Истоки его – массовые действа с песнями и танцами, которыми народ отмечал когда-то сбор урожая, обращаясь с молениями к духам предков и принося им жертвы. Постепенно это искусство профессионализировалось. В 8-5 вв. до н.э. было приближено к царскому двору.

Спектакль классического театра представлял собою сложное и стройное художественное целое. Все было подчинено единому ритму движения: музыка, разговор, танец, мимика, симфония красок. Музыка оставалась ближе к народным истокам, чем какой-либо другой элемент представления. Все роли – в том числе женские – в классическом театре исполнялись мужчинами. Традицией музыкального театра стало фальцетное пение. Ансамбли пелись в унисон. Оркестр сопровождал пение; струнные (хуцинь, сансянь, юйцинь) или флейты и другие духовые дублировали вокальную мелодию.

Источник: Розеншильд К. История зарубежной музыки. Музыка, 1969.

Рекомендуем ознакомится: http://istoriyamuziki.narod.ru

worldunique.ru

Музыка Китая

скачать файлМузыкальная культура Древнего Китая

Цель: ознакомить учащихся с культурными традициями Древнего Китая,

расширить географическую звуковую картину Древнего мира,

путем знакомства с развитием музыкального искусства в

Древнем Китае;

формировать познавательный интерес школьников к культуре

других народов, развивать внимание, наблюдательность,

логическое мышление, эстетический вкус,

стремление к художественному виденью окружающего мира;

воспитывать уважение к культуре и искусству Древнего Китая.

Форма урока: интегрированный урок с изучением нового материала.

Метод: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Ход урока.

І Организационный момент.

Цель: Активизировать внимание на начало урока.

Музыкально-эмоциональный настрой

ІІ Мотивация.

Дорога от Индостана на восток нелегка -путь преграждает суровый недоступный Тибет. Поэтому, чтобы добраться до Китая, нам лучше присоединиться к торговому каравану и надёжными, выверенными на протяжении столетий тропами двинуться через полуостров Индокитай дальше на Север. Если преодолеем продолжительный и опасный путь, то наконец попадем на широкую Восточно-Китайскую равнину. Итак, мы достигли цели- перед нами Китай, страна удивительная и не менее загадочная. ( Просмотр видеофрагмента «Культура Китая»)

ІІІ Актуализация опорных знаний.

1.Природно-географические условия.

Вспомним из истории Древнего мира, каковы же были природно-географические условия в Китае?

Ученик: Китай -очень большая страна, климат здесь разнообразный: на западе в степях, полупустынях он очень сухой, а если двигаться дальше на восток- становиться более влажным, более мягким: здесь выпадает больше осадков, земля становиться более щедрой на растительность. Китай преимущественно-горная стана, а начало с гор берут две большие реки- Хуанхэ и Янцзы.

Учитель: Своеобразная природа Китая -грандиозность горных массивов, мощное и стремительное течение рек и водопадов, протяженность равнин -всё это также оказало сильное влияние на характер культуры этой страны.

2.Культура Древнего Китая.

- Каким древним сооружением славился Древний Китай?

Ученик: Император приказал соединить отдельные пограничные укрепления на севере страны и создал единое оборонительное сооружение в виде сплошного крепостного вала –Великую Китайскую стену, которая защищала страну от нападения кочевых племён.

Учитель: На её строительство работало до двух миллионов человек, в основном крестьян, рабов, воинов. Непосильная работа забрала жизни большого количества людей. В древней легенде сказано: «Каждый камень, положенный в стену, стоил одной человеческой жизни». На сооружение ушло более десяти лет.

- Назовите области науки и культуры, в которых древние китайцы достигли успехов?

( Китайская письменность: изображение знаков подчинено суровому правилу -каждый иероглиф должен вписываться в квадрат. Китайская каллиграфия, подобно живописи, была настоящим искусством.

Область медицины -иглоукалывание. Изучение астрономии –в документах описано 985 затмений. Значительный объем знаний по географии был накоплен путешественниками и торговцами. Они пользовались компасом в Китае. Развивалась в Китае и история.

Китайское искусство самобытно. На шелковых тканях художники создавали живописные картины, которые сохраняли яркий цвет на протяжении тысячелетий. Разножанровая древняя литература.)

ІІІ Изучение нового материала.

Сегодня мы узнаем, как развивалась музыкальная культура в Древнем Китае?

Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религии и философии. Из истории вспомним, что правители государства-императоры и князья -стремились окружить себя мудрецами, чтобы производить впечатления мудрых правителей. Философы с учениками странствовали от одного царства к другому и предлагали свои услуги при дворах правителей.

Наиболее известным философом того времени был Конфуций. Музыка в Древнем Китае всегда была тесно связана с философией и устройством общества. В VI в. до н. э. китайский философ Конфуций

(около 551-479 до н. э.) писал, что музыка представляет собой микрокосмос, отражающий строение Вселенной.

Прекрасная музыка обладает строго определённой структурой, которую нельзя нарушать, как нельзя преступать закон. В китайской музыке была принята система люй-люй (буквально «строй», «мера»), в основе которой лежали двенадцать звуков. Каждый имел магический смысл: нечётные звуки воплощали светлые, активные силы Неба, чётные - тёмные, пассивные силы Земли. Все вместе они выражали смену месяцев в году и часов в сутках. Примерно в VII в. до н. э. из этого звукоряда было выделено пять важнейших звуков, получивших названия: первый - «дворец», второй - «беседа», «совет», третий - «рог», четвёртый - «собрание», пятый - «крылья». Эти пять звуков отождествлялись с пятью первоэлементами (огонь, вода, земля, воздух, дерево) и пятью основными цветами (белый, чёрный, красный, синий, жёлтый). Они имели и социальное значение («правитель», «чиновники», «народ», «деяния», «вещи»). (Развитию музыки в древнем Китае способствовала разработка теории. Бесполутоновая пентатоника была теоретически определена как ладовая основа музыки для струнных инструментов около 750 г. до н.э., 12 же полутонов с соответствующими наименованиями (так называемая система Люй) – около 550 г. Упоминание о 12-тиступенном звукоряде встречается и раньше (трактат «Гуаньцзы» - 7 в. до н.э.). Звуки обозначались иероглифами и носили названия, имевшие символическое значение.)Считалось, что с помощью музыки можно вызывать дождь, воздействовать на рост растений, а нарушение веками установленной музыкальной традиции способно привести к различным бедствиям. Не случайно в текстах XI-VI вв. до н. э. слово «юэ» («музыка») обозначало также и более широкое понятие - «искусство» (включающее поэзию, танец, живопись, архитектуру и даже сервировку стола). Причём в правилах, по которым создавались произведения живописи или архитектуры, видели сходство с ритмом в музыке.

Древнейший памятник китайского песенного искусства – «Книга песен» («Шицзин») – составлена была не позже 7-5 вв. до н.э. В ней собрано 305 лирических стихов-песен северных областей страны – бассейна реки Хуанхэ. Многие песни возникли за долго до того, в 12-5 столетиях. Лишь некоторые напевы «Шицзин» сохранились.

На юге страны, в царстве Чу, в эпоху Чжаньго возникла песенно-поэтическая школа во главе со свободолюбивым поэтом-мыслителем Цюй Юанем (340-278 гг. до н.э.). На основе песенного фольклора она создала классический сборник лирических стихов и песен («Чуские строфы»).

В течение своей истории китайский народ сложил множество напевов – трудовых, бытовых, обрядовых, лирических, исторических, сказочных и других жанров. Сформировавшийся в древности, этот фольклор пережил века и, вероятно, сохранил основные черты вплоть до наших дней.

При широте диапазона китайские народные песни отличаются преобладанием высокого светлого регистра. Песни по преимуществу одноголосны.

В эпоху Чжоу (11-3 вв. до н.э.) и Хань происходил подъем культуры и искусства. Был создан специальный институт правительственных чиновников – собирателей поэтического и песенного фольклора. Религиозная идеология (конфуцианство и иной догматизм) не могла не отразиться в образно-интонационном строе музыки. Отсюда символическая условность, отвлеченно-таинственная статика освященных многовековой традицией религиозно-гимнических образов и церемониальных жанров.

В Танскую и Сунскую эпохи (7-13 вв. до н.э.) профессиональное искусство усовершенствовалось: поколения композиторов создавали гимны и лирические песни, театральную музыку и камерные произведения инструментальных жанров. С наибольшей пышностью обставлен был музыкою императорский двор. В эпоху Сунов при дворце «сына неба» состояло 10 оркестров большого и сложного состава с инструменталистами, певцами, жонглерами, акробатами. Именно в феодальный период, особенно с утверждением маньчжурского господства, в музыке, как и во всей китайской культуре, обозначился перелом ко все большему застыванию.

Среди китайских музыкантов-профессионалов Танской эпохи были замечательные художники, следовавшие традиции Цюй Юаня. Они воспевали народ, человеколюбивые идеалы, красоту родной природы.

Лютня, флейта, цитра (цисяньцинь) – постоянные спутники поэтов, выразители их сокровенных дум и лирических излияний.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

(Инструменты: продольные флейты из бамбука – сяо, поперечные – ди, «китайская волынка» - шэн, двухструнная скрипка – хуцинь, лютня – пипа, ударные – барабаны, гонги, литофоны (шицин), колокольчики).

Древнейшими музыкальными инструментами Китая были струнные щипковые — сэ и чжэнь. Они представляли собой горизонтально ориентированный многострунный инструмент. Существовала и вертикальная разновидность — цисяньцинь, который считают прототипом европейской цитры. Цисяньцинь считался в Китае утончённым инструментом, он служил в поэзии символом красоты и гармонии. Другая разновидность щипковых — яньцинь. На яньцине (ориентирован горизонтально) играют специальными палочками-молоточками.

Была в китайской музыке и своя лютня под названием «пипа» — четырёхструнный шипковый инструмент с круглым резонатором и длинным грифом.

Очень интересно устроены два струнных смычковых инструмента — эрху (двухструнный) и сыху (четырёхструнный), популярные в народной музыке. У них нет традиционного грифа; исполнитель укорачивает струну, зажимая её фалангой пальца, а волос смычка при этом продет между струнами. Это особенно поражает европейцев, привыкших к тому, что музыкант проводит волосом смычка по струнам.

В китайской музыке существовали и разные виды духовых - флейта, труба и горн.

Особенно богат и красочен арсенал ударных инструментов. Китайская музыка тяготеет к высоким и резким звучаниям, поэтому особое мастерство вкладывалось в создание звонких ударных. Самым древним из них является цин - каменная пластинка серповидной или овальной формы, подвешенная к раме; ударяя по пластинке молоточком, можно получить звук определённой высоты. Соединяя разные по высоте звучания цины, мастера создали бяньцин (как правило, в нём шестнадцать цинов), на котором можно играть, как на металлофоне, извлекая мелодию. Таким же образом использовали и металлические гонги: их объединяли в инструмент под названием «юньло». Эти инструменты могли как солировать, так и звучать в ансамблях, дублируя главную мелодию и придавая музыке необходимую эмоциональную напряжённость.

Примечательным явлением китайской культуры феодального периода стал музыкальный театр. Истоки его – массовые действа с песнями и танцами, которыми народ отмечал когда-то сбор урожая, обращаясь с молениями к духам предков и принося им жертвы. Постепенно это искусство профессионализировалось. В 8-5 вв. до н.э. было приближено к царскому двору.

Спектакль классического театра представлял собою сложное и стройное художественное целое. Все было подчинено единому ритму движения: музыка, разговор, танец, мимика, симфония красок. Музыка оставалась ближе к народным истокам, чем какой-либо другой элемент представления. Все роли – в том числе женские – в классическом театре исполнялись мужчинами. Традицией музыкального театра стало фальцетное пение. Ансамбли пелись в унисон. Оркестр сопровождал пение; струнные (хуцинь, сансянь, юйцинь) или флейты и другие духовые дублировали вокальную мелодию.

Рефлексия

1.Как развивалась Китайская музыка в древности?

2.Как называлась музыкальная система в Китае?

3.С какими музыкальными инструментами Древнего Китая вы познакомились?

Подведение итогов.

Китайская культура-это одна из самых интересных страниц в истории страны. Рассмотренная нами очень кратко, она в тоже время требует особого внимания -зритель, читатель сможет найти в этой культуре мудрость и поэзию, обрести новые познания, погрузиться в атмосферу сказочной красоты и поиска смысла изменчивого бытия.

Интегрированный урок

музыкальной литературы

учителя музыки

АСШ І-ІІІ ступеней №8

Ковалёвой Н.И.

скачать файл

misle.ru


Смотрите также