Философы древнего мира. 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Философия Древнего мира. Философы древнего мира


13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты

13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА

1. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники:

— Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;

— Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей;

— Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.

Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, ксущности всех вещей и явлений мироздания.

2. Школа Пифагора.

Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины.

В числах пифагорейцы видели:

— свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего;

— объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.

Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления.

Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.

Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна.

3. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) — философ и поэт, он изложил свое учение стихами:

— выступал против антропоморфических элементов в религии;

— высмеивал богов в человеческом виде;

— жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека;

— считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных;

— стоял во главе монотеистов и во главе скептиков;

— осуществил разделение видов знания. Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы:

— разграничивал истину и мнение;

— центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия;

— по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия;

— сущее считал лишенным изменчивости и многообразия;

— бытие есть, небытия нет.

Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.) — философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида:

— вся его жизнь — борьба за истину и справедливость;

— он развивал логику как диалектику.

4. Школа Сократа.

Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Философия древнего мира.

Количество просмотров публикации Философия древнего мира. - 1260

План.

  1. основные черты философии Древнего Востока
  2. древнегреческая философия: специфика и периодизация
  3. ранняя греческая философия (7–5 века до н.э.)
  4. философия классической Греции (5–4 века до н.э.)
  5. философия эллинизма и Древнего Рима

Специфика философии Древнего Востока.

Для востока мудрец – носитель истины, и ученики должны от него её усвоить. На западе человек не обладает истиной, а может только любить её.

Более непосредственно связана с мифологическим сознанием.

Философия востока не содержит строгих определœений и понятий.

Философия Древнего Китая (6–4 века до н.э.)

В данный период нет единства социального, следовательно, нет единства мнений, что является для философии благодатной почвой. Китайское общество отличается традиционализмом – приверженец к традициям. Общество строго иерархичное:

Ван

Шужэнь

Обязанность – выполнение традиций посредством ритуала.

Самой популярной школой философии стало конфуцианство (Конфуций (Кун-Фу-Цзы)). Это философия морали, правильной жизни. Разделяют традиционализм. Тема благого правления. Конфуций рисует идеал правителя. Вводит понятия: благородный муж и низкий человек. Благородный муж подобен ветру, низкий человек – траве, мужу можно доверить большие дела, низкий человек думает о себе. Традиционализм Конфуция проявляется в том, что любые усовершенствования ведут к бедам. Конфуций – противник войны. Конфуцианство приобретает официальный характер, когда в конце 4 века на трон приходит жестокий император. Размещено на реф.рфОсновная книга: ʼʼБеседы и высказыванияʼʼ.

Даосизм. Основатель – Лао-цзы. Даосизм ориентирован на онтологию, сотворение мира. Диалектическое учение. Подчеркивают изменчивость мира. Дао – ʼʼпутьʼʼ. Подчеркивают взаимосвязь всœех вещей, видят противоречивость всœего сущего. Знак даосизма имеет значение: гармония, взаимосвязь между Янь и Инь. Принцип у-вэй (не деяние) – взаимодействие человека и природы. Даосы отказываются от технических приспособлений. Меньше проблематики социальной жизни, уходят в монастыри, считают, что в обществе нельзя создать что-то гармоничное.

Философия затрагивает всœе вопросы от онтологии до этики.

Философия Древней Индии (6–4 века до н.э.)

Веды – священная книга, которую изучали древние индусы. Общество поделœено на четыре касты: брахман, кшатрия, вайшья, шудра. Веды не философская книга, но в ней велико философское сознание. Индуизм характерен отношением к смерти. В нем существует понятие реинкарнации. В целом, это объективный диализм. Понимание богов отличается от европейского. Брахман – безликое начало, но есть боги, различающиеся по функциям.

Буддизм. Будда – просветленный. Сиддхартха – основатель. Сформулировал 4 благородные истины буддизма:

  1. Жизнь – страдание.
  2. Причина страданий – желания.
  3. Есть путь избавления от страданий.
  4. Восьмеричный путь.

Конечное состояние – нирвана. Нирвана разрывает кольцо сансары. Нирвана – слияние с космическим абсолютом.

Весь акцент делается на состояние субъекта͵ как можно избавиться от страданий. Субъективный идеализм.

Школа чарвака (локаята) – материалистическая школа Древней Индии, отрицающая всœе другие. Утверждали, что в мире нет ничего, кроме четырех стихий. Душа умирает со смертью тела. Душа – неустойчивое состояние 4 стихий. Этика чарваков вытекает из этого положения. Перерождения нет. Познание принято понимать как приобретение духовного опыта. Интерес к субъективному миру человека, интравертная культура.

Специфика и проблематика философии Древней Греции.

Полис – город-государство. 6–5 века до н.э. – становление и расцвет полисной системы, в Греции складывается рабовладельческий строй. Эллин – свободный, варвар – раб. Культ свободы. На базе географических условий складывается философия, экстравертная философия. Провозглашает путь свободы. Сначала философия формируется в Азии.

Этапы:

  1. Досократовская философия (7– начало 5 века до н.э.). Фалес Милетский – основатель, философ, астроном, математик, медик. Поставил проблему: из чего состоит многообразие вещей? Фалес считал, что из стихий первична вода. Материалистическое направление. Видит духовную часть мироздания. Синкретизм – нерасчлененное единство, характерно для ранней эпохи. Последователи: Анаксимен (главная стихия – воздух), Анаксимандр (первооснова – апейрон – некое поле, объединяющее духовное и материальное). Элейская школа. Представители: Парменид, Зенон. Парменид ввел понятие бытие и небытие. В бытие нет движения. Гераклит: ʼʼВсё течёт. Нельзя дважды войти в одну и ту же рекуʼʼ. Гераклит считал, что всё произошло из огня. Гераклит – яркий представитель античной диалектики. Делает акцент на борьбе противоположностей. ʼʼВойна – отец всœего и сад всœегоʼʼ. Всем правит логос – духовное начало, которому подчиняются люди и боги.
  2. Сократ не писал произведений, а излагал философию в диалогах с учениками. Ученики: Платон и Ксенофонд. Его интересует внутренний мир. Размещено на реф.рфʼʼПознай себяʼʼ – лозунᴦ. Найти способ добродетельной жизни. Внес принцип иронии, который он называл майевтикой. Принцип поиска определœения понятий принадлежит Сократу.
  3. Демокрит – родоначальник материалистической философии. Нет области знаний, где Демокрит не оставил трудов. Ввел понятие атом (неделимый) и представил, что всё в мире состоит из атомов. Атомизм Левкиппа-Демокрита. Бытие – атомы, небытие – пустота͵ где движутся атомы. Душа состоит из атомов, которые разлетаются со смертью тела. Демокрит – сторонник детерминизма: всё имеет свою причину. В своей теории познания Демокрит говорит, что мы познаем всё от ощущений. Приверженец демократии.
  4. Классический период (5–4 века до н.э.). философия становится систематизированной, классической, каждый философ представляет свою целостную систему, есть четкое разделœение на идеализм и материализм. Первым мыслителœем считается Платон, который создал систему объективного идеализма. Годы жизни Платона – 428–348 гᴦ. до н.э. Жил в Афинах. Вернувшись в Афины, он создал школу, названную академией. Она была закрыта в 529 году н.э. Платон – ученик Сократа. Персонаж диалогов Платона – Сократ. Труд ʼʼГосударствоʼʼ, где Платон излагает мысли об идеальном государстве. В ʼʼДиалогахʼʼ он излагает свою онтологическую модель. Он считает, что ещё есть мир идей – эйдосов, которые являются прообразами вещей. Идеи первичны. Душа по Платону тоже принадлежит миру идей своей лучшей разумной частью. У души есть ещё темные части: яростная и вожделœеющая. Платон использует мифологические образы. В некоторых диалогах Платон – приверженец реинкарнации. Познание – воспоминание о том, что душа видела в мире эйдосов. Познание возможно с помощью разума. Такое направление принято называть рационализм. Платон считает, что самое главное - ϶ᴛᴏ общественный интерес. Он критикует всœе существующие формы правления. Он считает, что в идеальном государстве должны быть мудрецы, стражи и земледельцы. Править должны мудрецы. Οʜᴎ не должны иметь семьи и собственности. Рабство – совершенно естественное состояние. Платон не очень высокого мнения о людях, но выдвигает мысль о бессмертии души.
  5. Аристотель (384–322 гᴦ. до н.э.) – ученик Платона, учитель Александра Македонского. Он окончил школу-лицей, который просуществовал 800 лет. Другое название – школа перипатетиков. Аристотель не принимает концепцию мира эйдосов. В корне мира – ум (нус (ноос)), который придает первоначальный импульс миру. Идеалистическое учение. Категории Аристотеля: материя и форма. Материя – вещество, форма – организующий принцип. Форма форм – нус. У него явственнее присутствует диалектика. Аристотель видит противоречивость мира. В гносœеологии познание – знакомство с вещами окружающего мира с помощью разума, но не отрицает важность чувственного познания. Аристотель вводит принцип золотой середины – принцип умеренности. Труд ʼʼПолитияʼʼ – идеальная форма, сочетающая лучшие черты демократии и аристократии. Аристотель критикует платоновское государство. Опорой являются средние люди, то есть умеренного достатка. ʼʼНикомахова этикаʼʼ, где Аристотель говорит, что добродетель – средняя часть между противоположными гранями. Он же сторонник золотой середины и в эстетике. Он говорит, что красота заключена в высоте и порядке. Аристотель – создатель логики - сфера научных знаний о правильном, доказательном мышлении.
  6. Параллельно Сократу существовало направление софистов, которые за деньги учили определœенным знаниям: политическим, юридическим. Во времена Сократа софисты могли доказывать ложные утверждения. Аристотель борется с софистами, создавая свою логику. Софисты оттачивали аргументацию, считали, что у истины – субъективный характер. Размещено на реф.рфПротагор – наиболее известный софист: ʼʼЧеловек есть мера всœех вещейʼʼ. Протагор отрицал истину как таковую. Скептицизм – отрицание всякого познания, считали, что познание невозможно, так как оно основано на субъективном начале. Не существует никакой истины. Стоики ведут начало с 5 века до н.э. С их точки зрения миром управляет сила, называемая фатумом (роком), в связи с этим человеческая участь не завидна. Стоики считают, что человек должен покориться судьбе, но сохранить человеческое достоинство. Киники (циники) – направление, говорившее об излишествах комфорта͵ что человек должен вернуться к естественному состоянию – животностью. Диоген Синопский – самый известный киник. Все эти направления существовали одновременно.

Философия эллинизма и Древнего Рима (конец 4–2 век до н.э.)

Главная тематика: внутренний мир, цели жизни, смысл смерти и бессмертия, проблема счастья. Наиболее популярны школы скептиков и стоиков. Также популярным становится учение Эпикура – приверженца атомизма, который делает акцент на человеческое бытие, а не онтологии. Эпикур считает, что два страха мешают быть счастливыми: страх перед богами и страх смерти. Боги, говорит Эпикур, не вмешиваются в дела людей. Смерть, по мнению Эпикура, не имеет к нам никакого отношения, потому что когда смерть приходит, нас уже нет. Счастье достигается путем удовлетворения умеренных радостей. Девиз: ʼʼПроживи незаметноʼʼ.

Римская философия наследует достояния греческой. В целом, преобладают идеи эллинизма. Из наиболее выдающихся достижений римской философии можно назвать поэма Лукреция ʼʼО природе вещейʼʼ. Лукреций говорит, что люди произошли от животных. Из римских стоиков наиболее известным является учитель Нерона Сенека (1 век н.э.).

Античная философия показали весь спектр философских проблем, и она является образцом.

referatwork.ru

Философия Древнего мира

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника ⇐ ПредыдущаяСтр 57 из 109Следующая ⇒

Появление рабовладельческого общества связано с пе­реходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледе­лию, оседлому образу жизни, к моногамии и патриархату, от кровнородственных связей к территориальному принципу орга­низации общества, от мифологии к философии.

Первые философские представления стали складывать­ся в Древнем Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельче­ские общества образовались еще в IV-III тыс. до н.э. и, стало быть, появилась возможность некоторым людям заниматься умственным трудом. Эти философские идеи составляют одно целое с достижениями научной мысли (главным образом в об­ласти математики и астрономии).

Свидетельством высокого уровня математических знаний и большого искусства вычислений в Древнем Вавилоне являются до­шедшие до нашего времени таблицы квадратов и квадратичных корней, кубов и кубических корней, таблицы показательных функций, приме­нявшиеся для решения сложных задач, и т.д.

Научно-рациональный метод мышления, обусловлен­ный потребностями развивающейся практики, не мог не порож­дать скепсиса в отношении религиозных идей о потустороннем мире, бессмертии души и т.п., что, например, открыто выража­ется в классическом произведении древнеегипетской литерату­ры «Песне арфиста» (ІІ тыс. до н.э.).

В конце II – начале I тыс. до н.э. в Древней Индии и Древнем Китае (а в VI в. до н. э. и в Древней Греции) уже возникают философские системы. При этом правильный в целом под­ход к миру в них был скорее результатом непосредственного созерцания природы, чем глубокого и конкретного изучения действительности в подробностях и частностях. Научное изуче­ние природы делало свои первые шаги.

 

В Древней Индии развитые философские воззрения содер­жатся в ведической литературе, зарождение которой относят к середи­не II тыс. до н.э. и которая представляет собой собрания гимнов персо­нифицированным силам природы, религиозных ритуалов и т.п. Само­стоятельные учения в Индии появляются в VII-VI вв. до н.э. в форме философии локаята (чарвака), крупнейшими представителями которой считаются Брихаспати и Дхишан, и философии санкхья (основатель-Капила). Признавая естественность и вечность бесконечно многообраз­ного мира, древнеиндийские мыслители отвергали сверхъестествен­ность природных явлений и процессов, отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма.

Сторонники философии вайшешика (III в. до н.э.) обосновы­вали представление об атомах как неделимых частицах всех вещей. Если стихийно-материалистические взгляды в Древней Индии ориентировали людей на активное отношение к миру, то учения джайнизма и крайние формы буддизма - преимущественно на созерцательность. Целью человека в этих учениях провозглашалось достижение особого духовного состояния (нирваны) - слияния с „божественной сущно­стью” и освобождения от материально-чувственного мира.

 

Философы Древнего Китая в VII-VI вв. до н.э. тоже стреми­лись объяснять мир, исходя из него самого, путем рационального ис­следования действительности, подвергая сомнению утверждения о власти неба, божества над ходом всех процессов. Пытаясь раскрыть материальные первоначала всего сущего, некоторые из древнекитай­ских философов считали таковыми дерево, огонь, металл, воду. Рас­сматривая все сущее как единство противоположных начал – мужского – янь и женского - цинь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения диалектическим взаимодействием. Древнекитай­ский философ Лао Цзы (VI в. до н.э.), известен своим учени­ем о естественном законе движения — дао, который обусловливает су­ществование вещей и жизнь людей. В противовес идеалистам, рассмат­ривавшим небо как сферу божественного разума, сторонники Лао Цзы утверждали, что закону дао подчиняется не только земля, но и небо. В учении Лао Цзы нашли отражение атомистические представления о строении мира. Он считал, что все вещи состоят из мельчайших неде­лимых частиц. Продолжателем этой традиции был Мо Цзы (V-IV вв. до н.э.). Он известен также как критик учения Конфуция (VI-V вв. до н.э.). Идеи первых философов Китая Лаоцзы и Конфуция поло­жили начало двум основным направлениям всей последующей китай­ской философии - даосизму и конфуцианству. Конфуцианство сыграло важную роль благодаря разработке этико-политических проблем. Кон­фуций провозгласил принципом отношений между людьми гуманность - жень. Однако обращаясь в поисках обоснования норм морали к про­шлому, он освящает покорность человека существующему порядку вещей. Конфуцианство превратилось в официальную идеологию древ­некитайского общества и существенным образом влияло на всю историю Китая.

Многообразием школ и направлений характеризуется древнегреческая философия (VI в. до н.э. — VI в. н.э.). В ее многообразных формах в зародыше имелись почти все позд­нейшие типы философского мировоззрения. Мощный всплеск философской мысли был обусловлен демократическим устройством общества, отсутствием восточной тирании, удоб­ным географическим положением.

 

Древнегреческая философия получает первоначальное развитие в греческих колониях на малоазиатском побережье Средиземноморья - в Ионии (гг. Милет, Эфес и др.). В VII-VI вв. до н.э. Милет стал одним из крупнейших центров древнегреческой цивилизации и культуры, имел развитое мореходство, поддерживал широкие экономи­ческие и культурные связи со странами Востока и Запада, обосновал в бассейне Средиземноморья более 70 колоний и поселений. В результа­те греки унаследовали значительный запас наблюдений над природой, технических сведений и навыков, накопленных более древними циви­лизациями Египта и Вавилонии. Благодаря этому милетцы подняли на более высокий уровень производство и культуру. Так, они начинают применять ножницы для стрижки овец, мельницы, приводимые в дей­ствие руками, давильный пресс и т.п.

Первые греческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и другие были и первыми естествоиспы­тателями. В своих философских учениях они еще не проводили существенных различий между материальным и идеальным, природу и общество объясняли стихийно материалистически. Основу всего многообразия вещей и явлений они пытались найти в некой первоматерии, отождествляя ее с чувственно воспринимаемыми видами и состояниями материи: Фалес - с водой, Анаксимен — с воздухом, Гераклит — с огнем и т.д. Только Анаксимандр первоматерией считал нечто, лишенное чувствен­ной определенности, беспредельное - апейрон. На основе своего понимания апейрона как первоосновы всех вещей и предметов действительности он выдвигал идею о бесконечности мирозда­ния, о бесконечности миров во Вселенной, которые закономерно возникают и гибнут. Саму жизнь и дух первые греческие фило­софы рассматривали как особые сочетания материальных пер­воначал.

Опираясь на строго рациональный метод анализа действи­тельности, Анаксимандр, как и Фалес, в своих натурфилософ­ских системах закладывал зачатки современной астрономии, физики и, разумеется, философии. Нарисованная им две с половиной тысячи лет назад картина Космоса, хотя и изменилась за это время в деталях, но в своей сущности полностью согласуется с научными взглядами космогонии XX в.

Диалектика первых греческих философов получила яркое выражение у Гераклита (520-460 гг. до н.э.), который полагал, что вечное движение первоматерии («все течет, все из­меняется»), ее различные превращения в многообразие вещей осуществляются через закономерную борьбу противоположностей. В одну и ту же реку нельзя войти дважды, заявлял он, ибо вода в ней меняется. Кратил абсолютизировал эту изменяемость, утверждая, что и один раз войти в одну и ту же реку невозмож­но.

В отличие от ионийцев, Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.) отождествлял субстанцию мира с числом как устойчивым и бесконечным субстратом Вселенной. Числа, еще не отделяемые пифагорейцами от вещей, выражали, по их мнению, определен­ный порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений («где нет числа и меры, там хаос и химеры»). Число как субстанция стоит у них где-то между чувственно вос­принимаемой материей и идеей, а сам Пифагор в эволюции гре­ческой философии оказывается между ионийскими натурфило­софами и Платоном: в его философии уже намечаются предпо­сылки идеализма.

В VI - начале V в. до н.э. в другой греческой колонии на юге Италии, - в г. Элее, сформировалась философская школа Ксенофана, Парменида и Зенона, появление которой можно рассматривать как реакцию на материализм и диалектику ио­нийцев. Зенон выдвинул ряд апорий (неразрешимых противоре­чий), которыми пытался обосновать отсутствие движения в дей­ствительном мире («Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела» и др.). В противоположность Кратилу, который игнорировал мо­мент устойчивости, он абсолютизировал эту устойчивость.

Проблемы логического доказательства были в центре внимания наиболее известных философов - Протагора (V в. до н.э.) и Горгия (V-IV вв. до н.э.). Они были самыми способными ораторами и популяризаторами знаний, им впервые стали пла­тить за обучение. Протагору принадлежит известное изречение «Человек есть мера всех вещей», которое стало стержнем гуманистических воззрений.

Завоевательные походы персов на рубеже VI-V вв. до н.э. привели к упадку экономической и культурной жизни в малоазиатских колониях греков. Борьба греков против персов способствовала подъему в V в. Афин, которые становятся центром культурной и научной жизни греческого мира. На основе развития рабовладельче­ского способа производства в Афинах возникает классовая и сословная борьба, получившая яркое выражение в конфликте между рабовладель­ческой демократией и аристократией.

В V-IV вв. до н. э. в Афинах, а в III—II вв. до н.э. и в Александ­рии греческая наука получила дальнейшее развитие. В астрономии были установлены факты шарообразности и вращения Земли вокруг своей оси. Аристарх Самосскии (IV—III вв. до н э ) создает новую кос­мологическую картину мира, расположив Солнце в центре Вселенной, а Землю представив обращающейся вокруг него. Пытаясь на основе наблюдений определить расстояние между небесными телами, он при­шел к заключению, что Солнце отстоит от Земли в 19 раз дальше, чем Луна. Этот вывод в течение двадцати столетий оставался общепри­знанным. Сделанные Архимедом открытия в механике тоже сохраняют свое значение до настоящего времени. Древнегреческий географ Эратосфен измерил окружность Земли и предпринял первую плодотворную попытку создать карту нашей планеты. Большие успехи были достигнуты в медицине, известной именами Гиппократа (V-IV вв. до н.э.) и Герофила (IV-III вв. до н.э.)

Большими являются заслуги древних греков в развитии математики. Б. Рассел писал, что «искусство математического доказательства почти целиком греческого происхождения». Наиболее выдающийся матема­тик античности Евклид, живший в Александрии в IV-III вв. до н.э., в труде «Начала» дал грандиозное обобщение достижений древнегрече­ской математики. «Начала» Евклида стали наиболее читаемой книгой (после Библии). Ее логическое построение повлияло на научное мыш­ление, пожалуй, больше, чем какое бы то ни было другое произведение.

Расцвет древнегреческой науки находил выражение в философских обобщениях античных мыслите­лей. Так Левкипп впервые в древнегреческой философии выдвинул идею об атомах как мельчайших неделимых материальных эле­ментах, из которых состоят все предметы. Он же предпринял попытку обосновать причинность в природных процессах.

Философ Анаксагор (около 500-429 гг. до н.э.), считавший первоначалом всего сущего мельчайшие, невидимые глазом, бесконечно делимые частицы (гомеомерии) и ум (нус) как дви­жущую силу всего сущего, стремился объяснить все природные процессы естественными причинами. Для него все небесные тела - Солнце, Луна и звезды представлялись раскаленными камнями. Анаксагор сумел правильно объяснить лунные и сол­нечные затмения. Наиболее глубокое выражение философский материа­лизм получил в учении Демокрита (V-IV вв. до н. э.), основавшего свою школу в Афинах, Эпикура (IV-III вв. до н.э.) и их продолжателя - древнеримского философа Лукреция Кара (I в. до н.э.). Как реакция на материализм сложился объективный идеализм Платона (V-IV вв. до н.э.).

Заслугой Демокрита является то, что он глубоко обос­новал выдвинутую еще Левкиппом идею об атомах как мель­чайших неделимых частицах материи, из которых состоит все существующее. Демокрит и его последователи пришли к выводу о бесконечности и вечности материального мира, отвергали бес­смертие души, критиковали религиозные предрассудки, хотя грешили весьма упрощенным пониманием души чело­века (по Демокриту, она состоит из круглых и мелких атомов).

В атомистическом учении Эпикура движение атомов объясняется немеханической внешней необходимостью. Он вы­сказал идею о внутреннем самодвижении атомов, об их само­произвольном отклонении в процессе движения, пытаясь усмот­реть в этом основание свободы воли человека.

Оценивая значение атомистических идей древнегреческих мыслителей для нашего времени, выдающийся физик XX в. В. Гейзенберг отмечал, что попытки создания единой теории элемен­тарных частиц в современной атомной физике вновь поднимают про­блему, над которой бились античные мыслители: является ли первоматерия одной из известных субстанций или она нечто отличное от них? Некоторые исследователи полагают, что главная и ос­новная мудрость греческих мыслителей заключается в размыш­лении о политике и морали, в том, что греческий разум прежде всего был устремлен на познание, воспитание и совершенство­вание человека, а не на преобразование природы. Более того, согласно этой широко распространенной точке зрения именно через антропологические и нравственно-политические катего­рии они сумели достичь значительных успехов в познании при­роды, сформулировав концепцию естественного порядка и зако­на, рассматривая структуру природного космоса по аналогии с космосом человеческим. Это особенно отчетливо выражено у Платона и Аристотеля.

К концу V — началу IV вв. до н.э. в силу целого ряда причин наступает кризис афинской демократии, что вызвало к жизни идеологию рабовладельческой аристократии. Отражением этих процессов явилась философия Сократа (V-IV вв. до н.э.), который впервые ввел термины «идея», «идеальное», по­ставил человека в центр философских исканий.

Ученик Сократа Платон создал одну из первых и самых развернутых систем объективного идеализма, а платонизм явил­ся важнейшим источником возникновения христианства. У Пла­тона идеи составляют основу изменчивых реальных вещей и предшествуют им в виде особого мира идеальных форм, сущно­стей. В своих диалогах Платон пытается вскрыть диалектику понятий.

Диалектика Платона была, конечно, идеалистической; в тео­рии познания он недооценивал роль ощущений в познавательном про­цессе и обосновывал концепцию, согласно которой познание представ­ляет собой воспоминание человеческой души о мире идей, в котором она ранее пребывала. В своем учении о государстве Платон делит об­щество на рабов, воинов и философов, считая наиболее совершенным государство, в котором господствует умственная элита.

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - са­мый энциклопедический ум древности. Он подверг критике пла­тоновскую теорию идей («Платон мне друг, но истина дороже»), хотя и не был до конца последовательным. Как исследователь-натуралист Аристотель не может не признать эмпирическую основу познания, необходимость движения мысли к выводу от ощущения, от факта, от вещи.

Признавая за материальным миром вещей свойство быть в вечном движении, он все же связывает его с Богом как формой всех форм, как основным перводвигателем. Именно Бог сообщает круговые движения всем небесным сферам, к которым прикреплены звезды и центр которых совпадает с центром Земли. В отличие от движения в подлунном мире, где вещи возникают, разрушаются и исчезают, дви­жение небесного мира и мира звездных сфер - вечно, неизменно, не­рушимо. В дальнейшем (II в. до н.э.) знаменитый астроном древности Птолемей при обосновании геоцентрической системы Вселенной будет опираться именно на эти положения Аристотеля, критикуя и отвергая, к сожалению, идеи Аристарха Самосского.

Подчеркивая роль души в человеке («человек и есть в первую очередь ум»), Аристотель не мыслит его вне общества, государства: человек как существо политическое, общественное вне государства уподобляется либо животному, либо божеству.

Платоновско-аристотелевское понимание человеческой сущности как деятельности души приобрело определенную мистификацию и вошло составной частью в христианскую рели­гию и католическую философию. Вместе с тем высказанная Аристотелем идея о природном равенстве людей получит свое развитие (в философии Нового времени) в учении о естествен­ном праве. Как гениальный натуралист и мыслитель древности, Аристотель впервые и наиболее глубоко в античной философии проанализировал формы мышления, заложил основы формаль­ной логики.

Заслугой античных мыслителей является вывод о сча­стье и благе как цели человеческой жизни, в чем глубоко отра­жается гуманистическая направленность древнегреческой фи­лософии.

Древнегреческие философы были цельными, убежденными людьми. За свои убеждения они часто платили жизнью. Так, Зенон откусил свой язык и выплюнул его прямо в лицо тирану Диони­сию, после чего был брошен в ступу и истолчен в ней (по утверждению Диогена Лаэртского). Гераклит и Эмпедокл отказались от царского сана, чтобы всецело посвятить себя философии. Демокрит в конце сво­ей жизни ослепил себя, чтобы ничто не отвлекало его от занятий фило­софией.

В связи с разложением рабовладельческого строя в гре­ко-римском мире на рубеже новой эры начинается упадок ан­тичной философии. Этот процесс проявился в слиянии идей Платона («неоплатонизм») и теологии. В первые века нашей эры возникает и развивается христианство, очень скоро превратив­шееся в официальную государственную религию на громадной территории древнеримской империи и государств, возникших на ее развалинах.

 

mykonspekts.ru


Смотрите также