Древнее название киев. Киоба (Киев) - древний тюркский город. Забытая история.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Киевские названия и их происхождение. Древнее название киев


Киоба (Киев) - древний тюркский город. Забытая история.: ukraine_russia

Анатолий ЖЕЛЕЗНЫЙ.

Киевская Русь образовалось не из полудиких племен полян, северян древлян и т. д., а возникло путем славянизации уже существовавших здесь тюркоязычных государств Великая Булгария и Черная Булгария, столицей которых был город Башту-Киоба.

Я уже рассказывал о древнебулгарском происхождении нашего основного топонима — названия Киев как буквального перевода на славяно-русский язык первоначальной тюркской формы Киоба. Насколько мне известно, ни в одной из киевоведческих работ не предпринималась попытка хоть как-то объяснить столь странно звучащее название— Киоба, хотя оно неоднократно встречается в древних письменных источниках: у византийского императора Константина Багрянородного, в знаменитом древнееврейском “Киевском письме”, исследованном Н. Голбом и О. Прицаком и т. д.

Между тем название Киоба ясно говорит о его тюркском происхождении. Оно состоит из двух частей: Кий + оба, где Кий — прозвище гунно-булгарского хана Шамбата, означающее “отрезанный”, “отторгнутый”, по сути “изгой”, а оба — грамматическая форма, выражающая в тюркских языках принадлежность. Следовательно, Киоба — буквально “Принадлежащий Кию”, в точном славянском переводе (чей?) — Киев!

Обращение к тюркской лексике позволяет нам расшифровать, наконец, и такой малопонятный летописный киевский топоним, как Копырев конец. Известный русский ученый О. Н. Трубачев безапелляционно утверждает, что здесь возможна исключительно славянская этимология, и выводит этот топоним из древнеславянского названия пахучего растения якупырь” (укроп). Если так, то часть древнего Киева, площадью около 40 га (согласно П. П. Толочко), называлась почему-то “Укропный конец”... Не странно ли? >

Иное дело тюркское слово “копар”, выражающее идею возвышения чего-то над чем-то, где “коп” — подниматься, возвышаться, и “ар” — аффикс имени действующего лица, что преобразует понятие “возвышаться” в “возвышающийся”*. И это в точности соответствует топографическому характеру Копырева конца, возвышающегося над нижним городом — Подолом. 

Поговорим теперь о Боричевом взвозе. Происхождение этого топонима так и не имеет удовлетворительного объяснения. Попытка вывести его из имени некоего полумифического боярина Борича, у которого будто бы где-то здесь была усадьба, представляется вымученой. А вот тюркология решает эту загадку очень просто: во времена гунно-булгарской цивилизации, т. е. в дославянский период истории Украины, местные жители называли Днепр другим именем — Бури-чай (буквальный эквивалент древнегреческого названия Борисфен). Следовательно, Боричев взвоз — славянская форма первоначального Буричаева взвоза (нынешнего Андреевского спуска).

Точно таким же путем можно объяснить и другой, похожий топоним Боричев ток — название улицы, сохранившееся и в наши дни. Некоторые киевоведы трактуют Боричев ток как гумно, принадлежавшее все тому же киевскому боярину Боричу. Но я убежден, что наши древние предки не были столь нерациональны, чтобы завозить из сел снопы в самый центр бурной торговой жизни лишь для того, чтобы тут их обмолотить.

Мне кажется, что в данном случае понятие “ток” следует воспринимать в своем прямом, изначальном смысла как течение, поток. Следовательно, топоним Боричев ток означает ни что иное, как Буричаево течение, Буричаев поток. Почему именно это место связывалось с течением Бури-чая (Днепра), ведь отсюда до берега расстояние весьма немалое?

Так как топоним Боричев ток возник в очень давние времена, то и ответ на поставленный вопрос мы должны искать в древнерусских летописях. Открываем “Повесть временных лет” и читаем: “И послаша древляне лучшие мужи числом 20 в лодьи к Ользе, и присташа под Боричевым в лодьи. Бе 6о тогда вода текущи вездоле горы Киевские, и на Подольи не седяху людье, но на горе”. http://ukrous.h26.ru/UA-Nash-kraj/09-10.htm 

Более подробно о других исконных тюркских топонимах Киобы-Киева (Бусово поле, Пасынча Беседа, Копырев конец, Бабин Торжок, Тельбин, Почайна, Теличка, Сырец, Жуляны, Труханов остров и так далее) можно прочесть в книге А. Железного «Забытая история Киева».

ukraine-russia.livejournal.com

Киевские названия и их происхождение

Золотые ворота, Киев

Дорогие читатели, в этой записи я попытался собрать сведения о происхождении киевских названий, которые мы иногда используем в жизни. Надеюсь этот список будет полезным и интересным для вас!

Внимание: если у вас есть какая-то информация о происхождении киевского названия, которое не попало в этот список, буду рад, если вы напишите об этом в комментариях. Более того – я планирую расширять список названий именно по вашим комментариям!

__________________________________________________

Батыева гора. Впервые название местности зафиксировано на картосхемах Киева 1861 и 1874 годов как «Батиевы могилы» (от кургана-могильника Бати — происхождение, которого не установлено). К хану Батыю и легенде о нем гора не имеет отношения.

Березняки. Микрорайон был построен на месте хутора Березняк.

Бессарабка. Название обусловлено тем, что именно в 19 веке там была биржа по найму строителей из Бессарабии, состоявшей из Молдовы и части Одесской области.

Бортничи. Название происходит от древнеславянского слова «борть» — дуплистое дерево, в котором гнездились пчёлы.

Борщаговка. Название пошло от речки, протекающей в тех местах, на берегах которой рос борщец (щавель).

Владимирская горка. Именно так начали называть парк на Михайловской горе, после открытия памятника князю Владимиру в 1853 году.

Виноградарь. В начале 20 века эта местность была передана в аренду садовникам для разведения, как вы понимаете,  винограда.

Воскресенка. Земля была  подарена кошевым атаманом Дашковичем Воскресенской церкви в 18 столетии.

Выдубичи. Примерно в этой местности выплыла на берег (“выдыбала”) деревянная фигура Перуна.

Голосеево. По одной из версий в Голосеевском лесу когда-то голосили жены чумаков, которые провожали мужей в дальний путь.

Горка Кристера. Местность, принадлежащая семье немецких садоводов Кристеров.

Дарница. Считается, что эта земля во времена Киевской Руси была кем-то кому-то подарена.

Дорогожичи. Название пошло от словосочетания “дороги жизни”. В этой местности сходились пути с Вышгорода, Галича, Чернигова, Новгорода, Смоленска. Также известно, что именно там происходили военные столкновения между киевскими князьями.

Евбаз. Еврейский базар, находившийся на площади Победы.

Жуляны. Источниками происхождения названия считаются протекающий там ручей Желань и древняя славянская богиня Желя.

Замковая гора. Для защиты Киева от Золотой Орды на этой горе был возведен замок в конце 14 столетия.

Зверинец. Там была местность специально отведенная  для охоты на диких зверей.

Караваевы дачи. В 1870 году эти земли были проданы хирургу В. О. Караваеву.

Кадетский гай. В 1857 году в Соломенском районе был построен Владимирский кадетский корпус.

Киев. Название нашего города происходит от имени Кия – самого старшего из трёх братьев, которые, согласно ЛЕГЕНДЕ(!), считаются основателями Киева.

Клов. Название происходит от индоевропейского слова “клов” (влага, вода). Раньше в этой местности ловили рыбу.

Кожемяки. Считается, что во времена Киевской Руси там действительно трудились кожемяки-ремесленники.

Конча-Заспа. “Заспа” – это мелководное озеро или речной рукав, а “кончей” называли заросшее камышом или другой болотной растительностью место, или же полусухое бывшее дно реки.

Кронштадтская улица. Название образованное от немецких слов «Krone» – корона и «Stadt» – город. На этой улице размещен парк Партизанской Славы, где возвеличивается участие партизанских отрядов на пути к победе в Великой Отечественной войне. Корона – это символ победы. Именно этим объясняется название улицы.

Куреневка. В этом микрорайоне раньше размещались курени казацкой заставы.

Липки. Название пошло от липовой рощи, вырубленной в 1828 году.

Лукьяновка. По одной из версии богатый портной Лукьян повлиял на название этого района, по другой – владелец местного хутора И. Лукьяненко.

Лютеранская улица. Улица приобрела такое название из-за лютеранской церкви (кирхи), построенной в 1855-57гг. по проекту Ивана Штрома.

Минский. Название жилой массив приобрел от Минского шоссе (второе название конечной части Вышгородской улицы).

Мышеловка. Трансформированная “Мішаловка”. Ранее на этом месте были расположены мельницы, куда крестьяне свозили зерно. Еще один вариант происхождения названия – от имени ручья, который является правым притоком Днепра. Он был взят в коллектор и впадает в Галерный залив Днепра.

Нивки. По основной версии название было произошло от нивы, существовавшей в той местности до первого заселения.

Оболонь. Луга, подтапливаемые весной паводком.

Осокорки. Село Осокорки, первое воспоминание о котором датируется 1070 годом!

Отрадный. Название пошло от одноименного хутора, основанного в 1914 году киевским коллежским регистратором  К. Л. Яниховским.

Печерск. Происхождение названия довольно очевидно: пещеры и Киево-Печерская Лавра.

Подол. Со времен Киевской Руси эту местность называли “Нижним городом”,  “Подольем”, “Подольным городом”.

Позняки. Земля, купленная обеспеченными селянами Леоном и Моисеем Позняками в 1631 году.

Протасов яр. Местность, которой в середине 19 века владел генерал Протасов.

Пуща-Водица. “Пуща” означает густой лес. Водица – это название речки.

Рейтарская и Стрелецкая улицы. Рейтарской стала называться со второй половины XVII века, поскольку здесь размещались кавалерийские формирования русской армии — рейтары. То же самое можно сказать о Стрелецкой улице, на которой располагались гарнизоны стрельцов.

Русановка. Наиболее вероятно, что урочище Русановка получило  свое название от фамилии Саввы Русановича, владевшего соседними землями.

Святошин. Происхождение от народного названия “святой лес”. По другой версии утверждают, что этом месте жил монах Никола Святоша.

Соломенка. Название  происходит от большого количества хат с соломенными кровлями.

Татарка. В 1840-е года в район переселились нижегородские татары.

Теремки. Местность, где во время Киевской Руси возводились дома-терема для князей и бояр.

Труханов остров. Называется таки благодаря имени половецкого хана Тугорхана. Именно его дочь жила в этой местности, будучи женой князя Святополка.

Черепанова гора. В 1814-1817 годах Был такой губернатор Черепанов, усадьба которого была расположена на этой горе.

Чоколовка. Местность названа в честь киевского предпринимателя Чоколова, выделившего 9000 рублей на ее приобретение в 1901 году.

Шулявка. “Шелвов борок” – так издавна называли будущий киевский район, из-за рощи низкорослых деревьев.

Похожие статьи для Вас:

lifekiev.com

Откуда слово "Киев"?

ОТКУДА СЛОВО “КИЕВ”?

“И доколе стоит мир не предай нас в руки чужеземцев, да не прозовется город твой городом пленным”.

(Из “Молитвы” митрополита Иллариона. 100)

О КИЕВЕ

много пишут историки и литераторы, есть и просто любители что-то сочинить о столице... Город существовал до пришествия Христа, но только не в таком великолепии и пространстве и под другим именем - Самват. О самом городе Самвате ничего не известно, а переводится слово “Самват” в значении “гадатель по звездам” т.е. астролог. Имя Самват упоминается у историка Прокопия Кесарийского в книге “О войнах с готами” (Москва 1950 г. стр. 294-295). Речь идет о славянине, который находился в войске Византии в 7 веке. В окрестностях Константинополя была обнаружена надгробная плита с надписью: “Хильбудий, сын Самбатоса”. Ученые полагают, что речь идет о Киеве. Но ведь Самбат (Самват) один находится около Дуная, а другой был на месте Киева на Днепре. Кто и откуда этот Хильбудий, сын Самбатоса, не ясно.

“Повесть временных лет” знает город Киев как славянский город. Вот как эта летопись говорит о городке, к которому подошли Аскольд и Дир: “Идучи мимо и узреста на горе городокъ и спросили: Чий се город? Они же ркоша: была суть три братья, Кий, Щекъ, Хоривъ, иже сделаша город сий, и изъгибоша, а мы съдим роды их” . (ст. 30).

Аскольд и Дир, судя по всему, вошли в городок мирно, как близкие для города люди. Прокняжив четыре года, Аскольд и Дир пошли “на Грекы”. А в Новгороде после смерти Рюрика (879 г.) стал княжить Олег, князь Урманский. “Урман” означает в переводе с санскрита “прославленный”. Хитростью Олег взял Киев, убив Аскольда и Дира. Краткие летописные сообщения не дают ясности об основании Киева. Летопись не отрицает того, что Кий был реальным князем русов и владельцем русской территории. Немецкий историк Г.Ф . Миллер в своей работе “Происхождение имени и народа Российского” говорит, что якобы “Кий взят был от гуннов под Царьград с принуждением и был только у них полководцем”. (М.Ломоносов. Избранная проза. Москва “Советская Россия” 1986г. стр.206). Г.Ф.Миллер говорит о гуннском происхождении князя Кия.

Или еще есть мысль о еврейском происхождении Киева.

В книжке Ю.Каныгина “Путь ариев” (Киев 1996, стр.161 и 171) пишется: “В 8 веке, когда Киев стал Гаонатом (духовной академией иудейства), и хазары временно установили над ним свою гегемонию, Киев пытались переименовать в Цион, т.е. (Сион).

“Влияние иудеев в Киеве было столь сильным, что до сих пор существует версия об основании этого священного для всего славянского мира города евреями”.

Вот так пишут историки прогерманского и проеврейского направления. В Киеве были даже Жидовские ворота в северо-западной части “города Ярослава” (История Киева. Древнейший и средневековый Киев. Том 1, Киев 1982г. гл. ред. Ю.Ю.Кондуфор, стр. 72).

Летопись не отрицает попыток влиять на князей Аскольда и Владимира.

В 1962 г. в библиотеке Кембриджского университета найден фрагмент текстов о Киеве. Речь идет о так называемом “Киевском письме“, написанном на чистейшем раввинском еврейском языке в начале 10 века (не позднее 930 г.). В восьмой строке г.Киев называется “Киууб”. Можно подумать, что город Киев - еврейская собственность, Мною эти мысли восприняты весьма критически. У меня свои мнения относительно Великого Города Киева. Наличие названий “Кий”, “Киев” на территории, которую занимали славяне, говорит о том, что ни о каком тюркском, еврейском или каком-то другом происхождении города Киева не может быть и речи. Название “Киев” - славянское.

Привожу некоторые данные. В Венгрии, при реке Драве, имеются Киевы поля. На месте Венгрии жили славяне, а венгры пришли на эту территорию из Сибири только при киевском князе Олеге Урманском в 898 г.

В Нестеровой летописи упоминается Киевец на Дунае. Нестор пишет о попытке Кия закрепиться на Дунае. Идя из Константинополя “приде къ Дуневи, и възлюби место, и сруби градокъ малъ, и хотяше сести с родомъ своимъ и не дашаему ту близъ живушии; еже и доныне наречають дунайцы городище Киевец”. После этого Кий вернулся “въ свой град Киевъ, ту животъ свой сконча” (Повесть временных лет, ч.1 с.13).

Русский князь Кий был основателем горда Киевца на Дунае, а на Днепре? В летописи ясно сказано, что не один Кий основывал город на Днепре, а с братьями. “И сотвориша гордокъ во имя брата их старшего”,- можно прочитать в Родзивиловской летописи.

Киевец же на Дунае продолжал существовать. В 1858 г. Киевец именовался уже городом Киус. На балтийском Поморье тоже был город Киев, а там, где город Мекленбург, еще в 1858 г. имелось селение Киево. Места эти все славянские. За бурными событиями жизни славяне не заметили того, что, разъединяясь, они утратили огромные территории, которые оказались в руках германцев, турок, венгров. Славяне не только не заметили утраты своих земель, но даже и не вспоминают о бывших владениях. Многое из исторической памяти ушло в небытие, а разъединение так и осталось. Верхушка славян делит власть, ей не до соплеменников. Славянский город Рарог, он же Микелин, немцы переименовали в Мекленбург. Селение Киево вошло в городскую территорию Мекленбурга.

Имеется в Чехии Киев, в Познани Киевель, в Хорватии Киево. Кому-то может показаться странным то, что столица Дании г.Копенгаген носила имя Киов. До завоевания Ютландии датчанами на этих землях жили славяне-венеды.

Сведения о “Киевах” взяты из книги “Чтения в императорском обществе истории и древностей, российских при Московском университете” (секр. О. Бодянский, кн.2, Москва 1858г.; Летопись города Киева, 6-9 раздел, 1-11). Датский король после покорения славян носил титул Славянского короля в 1105 г. и в 1186 г. (Г.Мамлет “Датская история”, ч.1, перевод с французского Федора Мойсеенкова, СПБ 1777 г. стр. 202-235).

Город Киев на Руси. В древности русами населена была и территория Галлии (теперь Франция). Руссы еще именовались индами, виндами, венетами.

На западе, где винды жили,

Где Франция из крупных стран,

Там Руссильон, о Русских память,

Там также город Киетан.

Там, где Вельтелин град цветущий

Есть град Киавен рядом с ним,

Там жили винделики-инды.

Их покорил могучий Рим.

Теперь Швейцарией зовутся

Те наши Русские края,

А забытье вкропилось в память

Земля та будто не твоя.

Перейдем к Кавказу. Во времена царя Агришти (778 -750 гг. до н.э.) у Севанского озера страна называлась Киехуни. (Вестник древней истории. №1 Гос.Соц.Эк.Изд. Москва 1937 г.; академик И.И.Мещанинов “Восточное Закавказье времен халдских завоеваний”, стр.72). Академик И.И.Мещанинов полагал, что во 2-м тысячелетии до н.э. в нынешнем Закавказье, в районе озер Ван, Урмия и Севан, жили рассены - урарты. Упоминания о них встречаются до 585 г. до н.э. (У.Б.Долгат, “Героический эпос чеченцев и ингушей” , “Наука”, Москва 1972 г.) В реку Терек впадает речка Русьдон (Урусьдон), а течет она с горы Кион. Когда-то на реке Баксане местное население звало себя “урусь”. (О происхождении первоначальной Руси (из Вырия). Публичные лекции Ю.П. Проценко. Краткое содержание. Вып.1. Тифлис, тип. А.А.Михельсон 1881г. стр. 10-11).

В журнале “Наука и религия” (№10 за октябрь 1995 г.) есть статья А.Асова “Тризна по князю Бусу” (стр. 40, 42). У горы Алатырской (Эльбрус) найден памятник князю Бусу Белояру, на памятнике часть слов гласит:

“Бус - побуд Руси божией

Рек о Бусе Боян 5875, 31 лютеня”

На воротничке у Буса крестик, значит он был христианином. Бус погиб с 70 старейшинами у Венитара - сына готского вождя Германариха в 295 г. от Р.Х. Я представил эту трагедию так:

“У Алатырь, горы высокой,

Что ныне все зовут Эльбрус,

Был славянский город Киев Антский

И им владел великий Бус.

Бус Белояр - так звали князя

Из православных христиан.

Великий был и славный витязь,

И воспевал его Боян.

Князь Бус владел мечом отлично,

Но бдительность - ведь это дар.

Князь Бус на готский пир явился

Его зарезал Винитар”.

Киев Антский на Кавказе - это не случайно. На реке Куре ученым евреем-раввином Иосифом Бенгорионом (жил в начале двенадцатого столетия) отводится место жительства древних русов. Река Кура имеет одно из трех устьев с названием Киеле, и на реке Куре имеется город Рустави. Река Аракс по-арабски зовется Рось, Русь. Писатель-географ десятого века Сухраб (ибн Сарабийун) называет реку Аракс - Раса.

Страна Киарус-Р на Кавказских горах упоминается в 9-10 веках хазарским каганом Иосифом в письмах к еврею Хасдаю Ибн-Шафруту. (С.А.Плетнева “Хазары” Москва, изд. “Наука” 1986г. стр.10). Итак, Киарус-Р, т.е. Киевская Русь и где? На Кавказе.

У Апполония Родосского (жил в 3 веке до н.э.) говорится в “Аргонавтике” (песнь 1 1320) о какой-то реке, которая именуется “Кий”, именно там “Полифему назначено в устье Кия воздвигнуть город преславный в тяжелых трудах для мизийцев и вскоре долю исполнить свою в земле беспредельных халибов”. Где же эта речка Кий?

Апполоний Родосский указывает и место этого Кия, называя реки по порядку: Галис, Ирис, Фермодонта устье. “Тут в спокойный залив Фемискирского, пониже Михо впадает река - через весь материк протекая”. Далее указывается мыс Генетийский, т.е. устье Кия было в стране генетов (генеты, энеты, венеты - это славяне, которые в Малой Азии занимали огромное пространство). Пришедшие в Малую Азию турки переименовали на свой лад все славянские названия.

Река Галис именуется по-турецки Кызылпрмак. На западе Малой Азии (в Вифинии) один из городов имел в древности имя Киос, а турки переименовали его в Гемлик. Обращает на себя внимание то, что на Украине, где 62 с началом рос (рус, рас) есть реки и с началом “Кий”. Река Киевский Поток является притоком Холойовки в бассейне реки Вислы в Львовской области.

В бассейне реки Днепра имеется три речки Киянки. Первая Киянка - приток речки Гуйвы, впадающей в реку Тетерев. Вторая Киянка - приток реки Глыбочицы, впадающей в реку Почайну. Третья Киянка впадает в Ирпень, приток Днепра.

Я уже упоминал слово “киерус”. В источниках иногда начало “кие” пишется как “гие” или “хие”, но обязательно связано со словом “рус” или “рась” (рас). Так, река Прут называлась Гиерассус. (Архивариус Иван Стафенгаген, “Краткое руководство Древней географии”. Вт. Тмн., СПБ имн. АН 1788 г. стр.165).

Река Днестр у Срибона (около 63-20 гг. до н.э.) и у Птоломея (2-й век н.э.) называется Тирас, а вот у историка Иоганна Раича (1794 г.) именуется Хиерас и Хиерась. В древности на территории Индийского царства в местности, именуемой с седьмого века Болгарией, имелась крепость Гиерус (в 1812 г. носила имя Геранин). На побережье же Болгарии до сих пор есть городок Синдел - память об индах (синдах) живших тут.

Киерус, Хиерас, Гиерассус, Гиерус. Может все это и есть Киерус, т.е. Киевская Русь (киевская Расия), которая и без князя Кия была Киевской Русью и занимала такую территорию, которую не отражают на картах в учебниках истории.

У Ф.Энгельса в статье “Революция и контрреволюция в Германии” говорится, что у России есть “претензия рассматривать всю

Европу как достояние славянского племени, и, в особенности, единственно энергичной его части - русских”. (К.Маркс и Ф.Энгельс “Избранные произведения в трех томах”, т.1, Москва, “Полит. лит.”. 1980 г. стр.395).

Александр Ригельман в своей книге (“Летописное повествование о Малой России и ея народе и козаках вообще отколь и из какого народа оные происхождение имеют”, М. 1785 -1786 гг. стр. 4-5) рисует обширную территорию Кия, Щека и Хорева. Кий построил Киев, где и владычествовал, вторй брат его Щек имел владения около Черного моря, а третий брат Хорев “повелевал теми колоннами, которые поселились на Висле”, короче от Балтийского (тогда Венедского - Варяжского) до Черного (тогда Русского) моря владели землей эти три брата. Была Киевская Русь.

Продолжу экскурсию по географии слова “Кий”. В бассейне Северной Двины “От Волосова сорок верст речка Кия”. (Ник. Новиков, “Древняя российская идрогафия”, СПБ 1773 г. стр. 201) в Баренцевом море, вблизи западного берега полуострова Рыбачий имеется два острова Большой Кий Малый Кий. К Белому морю у устья реки Кии есть Кийская сопка. В Вологодской губернии в реку Вологду впадает речка Синд (Синдошка), а притоком реки Вычегды является река Кия. Там же, в Вологодской губернии (сведения 1907 г.) в реку Вель впадают притоки Киева Большая и Киева Малая.

По сведениям 1858 г. в Калужской губернии протекает речка Киевка. По писцовым книгам 1498-1576 годов у города Новгорода имеется деревни Шелонской пятины - д.Кии, д.Киевец, две деревни Киево, деревни Большая Киевка и Малая Киевка. В Шарьевском районе Костромской области и по настоящее время существует деревня Киево, и есть на реке Ветлуге пристань Киевская старица. В Волынской губернии по Житомирскому уезду в 1906 г. в списках числились д.Киянка и хутор Кияновский. В Тверской губернии 1859 года при речке Каве была деревня Киево. В Козлятинской волости Черниговской губернии до 1917 г. числилось село Киенка, а в Тульской губернии при реке Оке в 1857 г. - село Киевцы. “Кий” - имя древнейшее. Академик М.Маарр относил слово “Киев” к тому же времени, что и название “Рим”.

Все “Кии”, “Киевы” имеют свою историю. У одних название произошло от того, что пришел первый поселенец из города Киева, а то и от берегов рек Киев, Киянок. Слово “Кий” от сербов-русов. ”Kiajя” - значит “занимающийся скотоводством”. Там, где жили древние руссы, были обширные пастбища, скот пасли даже цари, и в этом не было ничего зазорного.

Есть о Кие сообщения в греческой мифологии, где вместе с сообщениями об индах (венедах, энетах) есть сообщение о Вриарсе, Гори и Кие, которые имели по сто рук и пять голов. Этих страшилищ родил Уринос, бог неба, который женился на Гее, богине Земли. (Аполлодора Граматика Афинейского библиотеки или о богах. Напечатано повелителем Императорского Величества в Москве 1725 г. в генваре. Кн.1, стр.1).

И еще... Когда-то в Шарьинском районе Костромской области была, откуда-то занесенная, детская игра, в которой участвовали две группы детей. Одна сторона с расстояния примерно метров сорок-пятьдесят кричала: “Киев -Ра”, а другая спрашивала: “Ково-е-ра?”. Первая сторона называла имя мальчика, и тот бежал к другой стороне. Первая сторона могла и не пустить, и опять крик: “Киев -Ра”.

Странная эта игра почему-то позабылась, как и игры в лапту и в городки, будто и не было ее. Мое воспоминание о ней - чистая случайность. В игре еще упоминается Чур: “Чур меня!”.

По разному можно рассматривать слова “Киев-ра” и “ково-е-ра”. “Ра” в мифах значит “Солнце”. Получается, дети в игре требовали Кия, похожего на Солнце - божество славян. А владелец стад Кий тоже обоготворялся. Тут есть над чем подумать.

Павел БОЧИЛОВ, историк.

Киевская обл.

 

TopList from 3.03.2000:TopList SpyLOG Hosted by uCoz

bratyaslaviane.narod.ru