Семья древних греков. Запрет на безбрачие у древних греков и римлян. Продолжение рода
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Брачно-семейные отношения в Древней Греции. Семья древних греков


СЕМЬЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ФОТО - Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима

Свадьба Геры и Зевса изображена на метопе храма Геры в Селинунте. В древней Греции жениху и невесте было непозволительно употреблять алкоголь. Брак в древней Греции — это ничто иное как воспроизводство потомства. Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями. В Древней Греции не знали ни запретов на секс, ни абортов.

Так что же скрывалось за пышной свадьбой с цветами и лентами, колесницами и флейтами, песнями и плясками? Люди доживали примерно до 28-30 лет, в 40-летнем возрасте человек уже считался стариком.

Главные божества Древней Греции: 12 олимпийских богов, их помощники и спутники

В среднем 10-12 детей. Однако в виду высокой смертности до детородного возраста выживало лишь 1-2 ребенка. Брак в древней Греции сопровождался подписанием брачного договора, по которому девушка переходила в собственность своему мужу за определенную оплату. До появления чеканных монет в древней Греции использовались различные денежные единицы, находившиеся в обороте в том или ином веке. Это был и скот и натуральные продукты и драгоценные металлы.

Условно свадьбу в древней Греции можно поделить на три этапа: помолвка, пиршество в доме невесты, пиршество в доме жениха. Как говорилось выше, брак — это договор купли-продажи невесты, детали которого — размер оплаты и дата свадьбы — обсуждались на помолвке.

Наряды жениха и невесты

Если заглянуть в историю древней Руси можно найти моменты, которые тесно переплетаются с древнегреческой историей. Так замужество на Руси — это взаимовыгодная сделка, заключаемая между родителями невесты и жениха.

Современная помолвка в Греции или обручение совершается за несколько месяцев или даже за год до свадьбы. Как и в древности, главная цель помолвки — подписание брачного контракта между родителями жениха и невесты.

В день свадьбы девушки одевали длинное, украшенное вышивкой, платье с застежками на плечах. В первый день праздник начинался в отчем доме невесты и заканчивался в доме жениха. С течением времени пиршества становились все более скромными и расточительство уже не приветствовалось. Молодоженов на свадьбе осыпали монетами, финиками, фигами, орехами, что символизировало достаток и счастье в семье. Такая традиция сохранилась во многих странах.

Интимная жизнь после свадьбы

Не смотря на то, что вино греки делали отменное, употребляли они его в разбавленном виде. Пьянство считалось позором и каралось общественностью. Замужняя женщина занималась хозяйством и воспитанием детей, соблазнительными их назвать было нельзя. Как говорилось в те времена — девочки для дела, мальчики — для удовольствий.

Обряды сопровождали каждый шаг в жизни. Юная невеста перед свадьбой жертвовала свои игрушки Афродите или Артемиде. Во главе свадебной процессии шел юноша в миртовом венке и играл на флейте. Помолвки заключались с согласия Зевса, Мойр и Геры. Новая семья начиналась с культа Гестии, богини домашнего очага: новобрачные зажигали новый огонь в ее честь. Очаг был центром домашнего культа.

Дому покровительствовал Зевс Геркей (hirkos — «ограда»), и в нем обитал добрый дух. Вход в дом охраняли Аполлон, Гермес или Геката. Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей.

Древние греки чтили 12 олимпийских богов. В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном. Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона.

Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты. Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис).

Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений. Афина – богиня душевной гармонии и мудрости. Статуя Афины Девы в Парфеноне. Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли.

Как и в Греции, брошенное дитя обычно погибало, если никто не находил его и не брал на воспитание

Афродита – древнегреческая богиня чувственной любви и красоты. У древних римлян отождествлялась с Венерой. Эрот – сын Афродиты, божественный мальчик с колчаном и луком. По просьбе своей матери пускает меткие стрелы, которые зажигают в сердцах людей и богов неисцелимую любовь.

Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан. Деметра – в Древней Греции олицетворяла производительную силу природы, но не дикую, как некогда Артемида, а «упорядоченную», «цивилизованную», ту, что проявляется в закономерных ритмах.

Персефона – дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве. Гестия – богиня-покровительница домашнего очага, семейных и общинных связей. Жертвенники Гестии стояли в каждом древнегреческом доме и в главном общественном здании города, все граждане которого считались одной большой семьёй.

Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Иксион влюбился в Геру и попытался ею овладеть. Зевс полюбил Геру, когда она была девушкой, и превратился в кукушку, которую она поймала.

Также смотри:

  • Условия в «Спортмастере»: отзывы сотрудниковУсловия в «Спортмастере»: отзывы сотрудников В 2014 году компания решила поздравить сотрудников с наступающим Новым годом, подарив каждому по бутылке просроченного на пол года шампанского. Общение в компании не приветствуется, пришел […]
  • Первая группа инвалидностиПервая группа инвалидности Третья группа инвалидности устанавливается лицам, владеющими незначительными, по сравнению с первой и второй группой, отклонениями в дееспособности организма. Здравствуйте! Я инвалид […]
  • Встроенные камеры (передняя и задняя)Встроенные камеры (передняя и задняя) Кроме того, в версии Plus используются камеры 13 и 5 Мпикс против 8 и 2 Мпикс в базовой. Lenovo A6010 оснащен 13-Мп камерой с автофокусом, светосилой f/2,1 и светодиодной вспышкой. Задняя […]

kwakret.ru

Брак в древней греции

Древние греки и иудеи — исторические современники, однако их представления о браке были диаметрально противоположными. Греческая цивилизация тяготела к двум основным центрам — Афинам и Спарте. Эти города-государства существенно различались по способу управления, правам и

обязанностям граждан, отношению к браку и брачному законодательству. Брак в Спарте был «открытым» даже по современным стандартам в отличие от афинского, который являлся в высшей степени ограничительным.

Спартанские мужчины и женщины принимали участие в брачном ритуале, который начинался инсценированным похищением невесты в ее новый дом. Жених, однако, до достижения тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке, лишь по ночам ускользая из казармы к жене. Еще более удивительным было то, что до шестидесяти лет он должен был питаться вместе со всеми солдатами. Чем же был вызван этот обычай? Тем, что, по представлениям древних, слишком частая интимная близость препятствовала сохранению воинской силы—доминирующей ценности спартанского общества.

Идеалы такой психологии распространялись и на традиции деторождения. Супруга, не имеющая детей от своего мужа, могла принять другого мужчину, чтобы родить ребенка. Если женатый мужчина не хотел интимной близости с женой, но желал иметь детей от другой женщины, то он мог получить соответствующее разрешение, также гарантированное законом.

Мужчины Спарты были прежде всего воины. Они часто отсутствовали, принимая участие в дальних военных походах. Поэтому женщины, особенно принадлежащие к высшим слоям общества, имели значительную политическую силу, а также пользовались большой свободой. Некоторые из спартанских женщин имели по два дома и по два мужа. Таким путем они становились владелицами крупных земельных участков. Несмотря на то, что общепринятой формой в то время была моногамия, брак в значительной степени имел открытый характер.

В жизни афинских женщин было гораздо больше ограничений, нежели у их спартанских современниц. В Спарте женщины имели очень мало домашних обязанностей и пользовались большой свободой. В Афинах же считалось, что женщины финансово и юридически должны зависеть от отцов или мужей в целях экономического благосостояния семьи. В их обязанности входил уход за детьми и поддержание в «чистоте» семейного рода. На протяжении веков муж в Афинах имел право убить жену, если она ему изменила. Значение женщины и вместе с ней брака часто принижалось. Известно высказывание древнегреческого мыслителя Пифагора Самосского, показательное с точки зрения взгляда на женщину в V веке до н. э., что от мужчин берет начало порядок и свет, а от Женщин исходит хаос и тьма.

Легендарный древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» возвеличил любовь. Однако многие греческие поэты той эпохи были менее милосердны. Даже супружеская любовь порой подвергалась осмеянию.

Похожие статьи

medn.ru

Быт и семья древних греков

Быт и семья древних греков. Древнегреческое общество было городским. И именно города играли значительную роль в экономике, политике, религии и определяли общий облик греческой цивилизации, хотя большинство населения и проживало в сельской местности.

Город обычно строился у подножия скалистого холма, где располагалась крепость - акрополь.

Место, предназначенное для обмена товарами, как правило располагалось в городе, жизнь деревни не сосредотачивалась ни вокруг святилища, ни вокруг общественной площади, agora. Зато эта площадь была очень популярна у городских жителей. Соответствующий термин, начертанный на микенских табличках, akora, означал лишь наиболее удобное место, куда можно согнать скот. Истинный центр сельской общины – даже не кузница, сукновальня или мастерская горшечника, если таковые имелись.

Греки не отличались особой оседлостью, особенно на островах, бесплодная или разоряемая наводнениями земля то и дело изгоняла своих детей. Достаточно просто взглянуть, как жители горных и равнинных земель строят дома, по меньшей мере пяти разных типов, и мы сразу уловим в них застарелый средиземноморский индивидуализм. Наиболее популярны были дома из кирпича-сырца, глинобитные дома, бутовые дома, каменные дома. Но эти дома не мешают нам восхищаться жилищами, выстроенными в скалах, чье происхождение теряется во тьме веков и чье применение в Греции было куда шире, чем обычно думают. Убежища в скалах, отгороженные от остального мира лишь стенкой, бросают вызов тысячелетиям. И не важно, был ли пол посыпан песком или оставлен в первозданном виде, главное – чтобы пещера оставалась совершенно сухой и хорошо проветривалась. Иногда в своде проделывали отверстие. А если скала оказывалась достаточно мягкой и поддавалась обработке, в ней вытачивали скамьи и дополнительные ниши. Здесь всегда сохранялась постоянная температура. Немудрено, что желающих поселиться в пещерах всегда находилось немало. Циклопы и гневливые кентавры, обольстительные нимфы и нереиды, - идеальные существа и первопредки микенских крестьян, - по мнению последних, обитали, как многие смертные, в обширных гротах, защищенных скалой.

Сельские поселения избегали пограничных зон, лесных чащ, каменистых возвышений. Вершины холмов они оставляли укрепленным городам. Крестьянин предпочитал селиться на краю долины, у подножья и на склонах гор – в любых уголках, где были источники воды для питья и орошения. Хижины, лачуги и домики вырастали вокруг водоёмов спонтанно, без какого-либо предварительного плана и с единственной целью: укрыться от слишком сильных ветров и избежать одиночества. Многие богатые греки обладали имением близ города. Все продукты для дома поставлялись оттуда. Земля в имении делилась на две части. Каждый год засевалась половина земли, другая оставалась под паром. Каждый участок предназначался для одной и той же культуры, по традиции, из поколения в поколение. В саду было много деревьев, особенно оливковых. Фиговые деревья хорошо росли на засушливой почве Аттики благодаря длинным корням. В сентябре созревали их плоды, настолько любимые афинянами, что вывоз их был запрещен. Яблони, груши и айва выглядели довольно чахлыми: им не хватало воды. В саду росли гранатовые деревья, миндаль, каштаны, которые часто давались в пищу рабам, сливы, орехи разных сортов и огородные культуры. Когда наступала пора сбора винограда, всех рабов, которых можно было освободить от другой работы, переводили на виноградники.

Самым распространенным и самым сложным одновременно ремеслом в Древней Греции было гончарное производство. В каждой мастерской находилась простая печь, сложенная из кирпичей, покрытых толстым слоем цемента. Она имела три отверстия: нижнее – для топлива, среднее – для размещения сосудов, верхнее – для дыма. Раб, совершенно обнаженный, мешал огонь в печи длинным железным стержнем, регулируя силу огня; другой обнаженный раб подносил топливо (обычно древесный уголь). Температура в этой печи, располагавшейся во дворе мастерской, достигала 900-950 градусов.

P.S. Эту часть презентации «Быт и семья Древней Греции» подготовил ученик 10а класса Александр Криволап.

Преподаватель: Юрий Васильевич Писаренко.

mognovse.ru

Брачно-семейные отношения в Древней Греции — курсовая работа

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Омский государственный  университет им. Ф.М. Достоевского»

Исторический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

 

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………………………………3

 

Глава I. Основы древнегреческой семьи……………………………………………………………....5

§ 1. Основа и бюджет семьи…………...……….……………………….……………………………...5

§ 2. Отношения отцов и детей………..………………..………..……….……………………………..7

§ 3. Положение женщины…………………………………....................................................................9

 

Глава II. Брак и развод в Древней Греции………………………….…………………………..........14

§ 1. Понятие и цель брака……………………………………………………………………………..14

§ 2. Церемонии брачно-разводного процесса………………………………………………………..18

 

Глава III. Имущественные отношения супругов..…………………………………………….…......20

 

Заключение……………………………………………………………….............................................24

Библиографический список………………………..………………………………………………....25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность исследования.

     Как известно, крупнейшей цивилизацией Древнего Мира была древнегреческая цивилизация. Древнегреческая цивилизация обладала развитой культурой. Важную роль в жизни античного государства играло законодательство, которое регламентировало практически все стороны общественной жизни.

     Изучение древнегреческого общества невозможно без представления роли в нем института семьи, которая являлась прочной основой государства. Особенно важным становление института семьи было для греческих полисов в период их образования. Основа полиса – это свободный гражданин, который являлся носителем гражданских прав, а также главным элементом роста военной силы государства, необходимой и для защиты от нападения. Поэтому, в процессе развития полиса, встает вопрос о развитии семейных отношений. Именно семья стала для древнегреческого полиса залогом будущего существования: она являлась как гарантом обеспечения военных сил полиса, так и залогом его экономического развития. Также семья играла немалую роль в религиозно-эстетическом развитии полиса. Это касается соблюдения религиозно-эстетических культов, которые были направлены на поддержание традиций и жертвоприношений предкам.

     Как принято говорить в современном обществе: «Семья – это ячейка общества». Значимость семьи признавалась уже древнегреческими политиками и законодателями во многих полисах Древней Греции, важность семейных отношений была очевидна. Регулирование семейных отношений является одной из наиболее разработанных сфер права Древней Греции.

      Наш приведенный анализ показывает то, что актуальность данной темы неоспорима и сегодня. Так как невозможно в одной работе рассмотреть и сравнить условия существования семьи во всех античных государствах, то поэтому брачно – семейные отношения именно на примере Древней Греции и стали объектом исследования в данной работе.

     Степень научной разработанности проблемы.

    

Изучением данной темы занимались и занимаются многие учёные: Мухаев Р.Т., Михайлова Н.В., Крашенинникова Н.В., Жидков О.А., Чиркин С.В., Батыр К. и др.

    Цель исследования.

     Главная цель заключается в исследовании становления, развития и функционирования института брака и семьи в Древней Греции.

    В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:

     - изучение основополагающих начал, устройства древнегреческой семьи;

     - выяснение места роли мужчины и женщины в древнегреческой семье;

     - выяснение основных целей заключения брака;

     - рассмотрение вопроса о понятии брака и развода;

     - изучение основных обрядов и церемоний, связанных с брачным процессом и семейной жизнью.

     Эмпирическая база исследования.

      При написании данной курсовой работы была исследована и анализирована научная, учебная и нормативно-правовая база отечественных и зарубежных авторов, профессоров, докторов юридических наук, что было необходимо для достижения поставленных выше цели и задач.

 

 

  • Глава I. Основы древнегреческой семьи

    1. Основа и бюджет семьи

Ещё в самом начале процесса образования семьи в Древней Греции общество опиралось на веру в бога, к которым они причисляли даже своих умерших родственников.Согласно верованиям древних греков, на сыне лежала строгая обязанность приносить своему умершему отцу необходимую пищу, и эта обязанность вытекала не из долга признательности, а из его собственных интересов. Умершие были, действительно, в некотором роде священными существами. Древние давали им самые почтительные имена, какие только могли выдумать. Они называли их добрыми, святыми, блаженными. Они питали к ним все благоговение, какое только доступно человеку по отношению к божеству, внушающему к себе любовь или ужас. Для них каждый усопший был богом. Обладая возможностью приносить добро или зло своим близким, мертвый делал это исходя из того, насколько почитали его после смерти.

Таким образом, каждая семья  имела особых богов в лице своих  предков и, следовательно, свою собственную  религию.1 Но эта религия имела некоторые особенности. Мертвые не могли принимать приношения от любого человека; им были угодны приношения от их прямых потомков. Посторонний являлся для них чужим, можно сказать, врагом. Поэтому необходимо было принять многочисленные меры, чтобы не дать угаснуть потомству навсегда. Кроме того, необходимо было в случае принятия постороннего в семью приобщить его прежде всего к домашнему культу и представить предкам. Из этих двух основных требований и вытекали все правила, относящиеся к древнегреческой семье.

Бюджет  семьи

Древние греки не были расточительны. В особенности, афиняне. Они славились в Греции своей бережливостью и воздержанностью и вполне этого заслуживали.2 Они мало потребляли мяса, а больше питались рыбой и зеленью. Для своего существования они нуждались только в самом необходимом и не были от этого ни менее счастливы, ни менее развиты.

Ниже приведены примерные  расходы небогатой семьи, состоявшей из трех лиц.

Пища.

Афинянин потреблял  около одного литра муки ежедневно. Выпивал он не больше четверти литра  вина, тем более что он никогда  не пил неразбавленного вина. На оставшиеся деньги покупали еду. Даже небольшой суммы было, вероятно, достаточно, так как продукты питания стоили дешево.

Жилье.

Дома для небогатых  были очень скромны. Древние греки  гораздо меньше нас заботились о  комфортабельности своих помещений, так как они почти все время проводили вне стен жилищ. В конце IV века до Р. X. большинство домов были одноэтажными, состоящими из трех-четырех комнат. И многие из этих домов были очень жалкие.

Одежда.

Надо полагать, что  для семьи из трех лиц расходы  на приобретение трех туник, трех пар сандалий и трех плащей (причем сандалии и плащи служили по несколько лет) составляют около двадцати  драхм в год.

Разные расходы.

Трудно предполагать, что древний грек из низшего класса мог бы нести такие расходы. Он пользовался удовольствиями, но они были бесплатны. В течение года он очень часто присутствовал на празднествах, но все эти зрелища, процессии, бега на конях и колесницах, борьба атлетов, гонки судов, музыкальные и драматические представления не стоили ему ровно ничего. Нередко он даже питался за счет богатых. Он бесплатно посещал бани и занимался гимнастикой — для этого были особые учреждения, в которые мог свободно придти любой желающий. Если он заболевал, его безвозмездно лечил общественный врач. Если он желал посетить Олимпию или какое-либо другое место, он отправлялся туда пешком. Родители были обязаны давать своим детям начальное образование; школы не были ни публичными, ни бесплатными, и школьная плата составляла около шести драхм. Складывая все расходы, получим, что бюджет бедной семьи составлял приблизительно от двухсот до трехсот драхм, включая непредвиденные расходы. Конечно, при таких расходах жизнь вели очень скромную, но нужды не терпели.Естественно, чтобы жить в довольстве, расходов требовалось больше.  

1.2. Отношения отцов и детей

Дети в древней Греции полностью находились под властью  отца.3

На седьмой день после рождения ребенка совершалась церемония, называвшаяся «амфидромия». В этот день вход в дом украшался венками  из листьев оливкового дерева, если новорожденный был мальчик, и гирляндами из шерсти, если это была девочка. Женщины, помогавшие роженице, мыли себе руки в знак очищения. Одна из них брала ребенка на руки и быстро обносила его вокруг очага, приобщая его тем самым к домашнему культу; затем было пиршество, на которое собирались родственники и друзья семейства.

На десятый день ребенку  давалось имя. Собирались родственники и друзья для жертвоприношения и  пира, причем обычно ребенку дарили подарки: игрушки или маленькие  украшения, вешавшиеся ему на шею.

Исполнение этой церемонии служило доказательством, что отец признавал ребенка своим.

Но в  течение нескольких первых дней после рождения отец также имел право не признать ребенка, если только он сомневался в его законности. Он имел право отказаться от него, даже если и считал его своим, иногда такое случалось, особенно когда дело шло о девочках.  Во всяком случае, если отец был слишком беден, чтобы прокормить своего ребенка, он имел право отнести его к городским властям; они обязаны были содержать его за государственный счет, причем предполагалось, что тот человек, который возьмет его себе на воспитание, чтобы возместить свои расходы, воспользуется впоследствии ребенком как рабом.

Кроме того, отец имел право отречься от сына и, следовательно, лишить его  наследства, если тот плохо вел себя по отношению к нему. Такое право признавалось за отцом в особенности законами Солона. На отца обязанность по этому вопросу обращаться к семейному совету и подчиняться решению большинства. Но этого не было даже в Афинах, и отцу достаточно было объявить свою волю публично через глашатая; над ним не было другого контроля, кроме общественного мнения. Но такие случаи происходили очень редко.4

Наконец, отец имел право  назначать опекунов к своим несовершеннолетним детям и назначить в своем  завещании мужа, за которого его дочь была обязана выйти замуж.

Власть отца над детьми кончалась с достижением ими  совершеннолетия, которое совпадало  или с истечением восемнадцатого года, или с его началом.5

Главная обязанность  детей (в основном, сыновей) в Древней Греции состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям. Эти две обязанности были основными и самыми важными, так что, все остальные обязанности перед ними меркнут.

Во-первых, сын обязан был заботиться о содержании родителей, если они в том нуждаются. Закон повелевает содержать родителей,  родителями же считаются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка. Была тесная связь между правом наследовать и обязанностью заботиться о пропитании.  То есть, если бы наследодатель был еще жив и не имел средств к существованию, то обязанность заботиться о его пропитании лежала бы именно на наследнике. Сын освобождался от этой необходимости только в одном случае: если отец, несмотря на свою бедность, не позаботился научить сына какому-либо ремеслу, он терял всякое право на материальное содержание от него.

Во-вторых, сын обязан был воздавать  своим умершим родителям почести, предписанные законами религии. Преступлением  считалось уничтожение сыном  могилы родителей и лишение их тех погребальных почестей, которых они требовали.

Сын, не исполнявший этих обязанностей по отношению к своим родителям, мог быть предан правосудию.6 Выбор наказания предоставляли решению суда, который иногда выносил смертный приговор.

1.3. Положение женщины

Положение женщины в древнегреческом государстве, в зависимости от того, в каком полисе она проживала, в Спарте или в Афинах, значительно различалось.

Спартанские женщины.

В Спарте женщины пользовались большим уважением, чем где-либо в остальной Греции. Воспитание здесь  сближало их с мужчинами; они привыкали с детства чувствовать себя гражданками и принимать близко к сердцу общественные интересы. В мужестве, патриотизме и самоотречении они ничуть не уступали мужчинам: вот объяснение того почтения, которым они пользовались. Похвала или порицание со стороны женщин значили очень много; с их мнением считались даже в вопросах, выходивших из области их компетенции. Женское влияние в Спарте было таково, что остальные греки в шутку называли спартанское управление правлением женщин.

Все это, однако, не мешало им исполнять обязанности жен и матерей. Выйдя замуж, спартанская женщина сразу же вся уходила в заботы о доме. Она не занималась ни прядением, ни ткачеством, эти занятия предоставлялись невольницам, ей же принадлежало только общее наблюдение за хозяйством. Вместе с мужем она следила за воспитанием детей.7 Отношения замужних женщин к мужчинам были менее свободны, чем отношение молодых девушек. Самое лучшее для замужней женщины — когда о ней не говорят ничего ни хорошего, ни дурного. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Спартанцы объясняли происхождение этого обычая таким образом, что девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть. Эти слова показывают, что в выборе жены личные вкусы в Спарте имели большее значение, чем где-либо в Греции.

yaneuch.ru

Запрет на безбрачие у древних греков и римлян. Продолжение рода

Верования, относящиеся к мертвым, и воздаваемый им культ определили собой строй древней семьи и дали ей большую часть ее постановлений и законов.

Выше мы видели, что человек после смерти считался существом божественным и блаженным, но это при том лишь условии, чтобы живые приносили ему постоянно установленные могильные жертвы. Если эти приношения прекращались, то мертвому наносился этим ущерб, и он упадал до степени несчастного, творящего зло демона. В то время, когда древние племена начали создавать себе представления о будущей жизни, они еще не помышляли ни о наградах, ни о наказаниях, они думали, что счастье умершего не зависит от его поведения при жизни, но считали, что оно стоит в теснейшей зависимости от отношения к нему его живых потомков. Поэтому-то каждый отец ожидал от своего потомства ряда могильных приношений, которые должны были обеспечить его манам покой и блаженство.

Этот взгляд был основным принципом семейного права у древних. Отсюда вытекал тот закон, что всякая семья должна была продолжаться во веки. Для мертвых было необходимо, чтобы потомство их не угасало. В могиле, где они продолжали жить, только об этом одном они и беспокоились. Их единственной мыслью, как и единственным интересом, было, чтобы на земле всегда существовал человек, мужчина их крови, для принесения им могильных жертв. И индус верил, что мертвые повторяли беспрестанно: «Пусть родятся всегда в нашем потомстве сыновья, которые будут приносить нам в жертву рис, молоко и мед». Индус говорил еще и следующее: «Если семья угасает, то от этого гибнет религия этой семьи; предки, лишенные приношений пищи, попадают в жилище несчастных».

То же самое довольно долго думали и народы Греции и Италии. Если в оставленных ими письменных памятниках мы и не находим такого ясного выражения их верований, какое мы находим в старых книгах Востока, то их законы зато свидетельствуют достаточно определенно о их первобытных верованиях. В Афинах закон возлагал на главное должностное лицо в городе обязанность наблюдать, чтобы ни одна семья не угасала. Точно так же римский закон следил внимательно, чтобы не прекращался ни один домашний культ. В речи одного афинского оратора мы читаем: «Нет человека, который бы, зная, что он должен будет умереть, заботился столь мало о себе самом, что захотел бы оставить свою семью без потомков; ибо в таком случае не осталось бы никого, кто воздавал бы ему подобающее мертвым служение». Таким образом, всякий был заинтересован весьма сильно в том, чтобы оставить после себя сына, убежденный, что тут идет дело о его блаженном бессмертии. Это являлось также долгом и по отношению к предкам, так как их счастье длилось только до тех пор, пока не прекращалась семья. Законы Ману называют старшего сына «тем, который рожден для выполнения долга».

Мы касаемся здесь одной из самых замечательных характеристических черт древней семьи. Религия, на почве которой она создалась, властно требует, чтобы семья не прекращалась. Угасшая семья — это умерший культ. Нужно представить себе эти семьи в те времена, когда верования еще не изменились. У каждой из них есть своя религия, свои боги, драгоценный закон, который она должна блюсти. Величайшее несчастье, которое страшит благочестивую семью, — есть прекращение рода, так как в таком случае должна была бы исчезнуть и религия, угас бы очаг, и весь ряд умерших предков впал бы в забвение и вечное несчастие. И вот великая задача человеческой жизни есть продолжение рода для продолжения культа.

В силу подобных взглядов безбрачие должно было являться одновременно и большим нечестием и личным несчастием, потому что отказавшийся от брака подвергал опасности блаженство манов своей семьи; несчастием — потому, что он сам лишался впоследствии культа мертвых и не мог уже, после смерти, познать того, «что составляет блаженство манов». Это было нечто вроде вечной муки для него и для его предков.

Можно легко допустить, что за отсутствием законов достаточно было долгое время одних религиозных верований, чтобы воспрепятствовать безбрачию. Но кроме того, кажется, когда появились законы, то они объявили безбрачие делом дурным и достойным наказания. Дионисий Галикарнасский, исследовавший древние законы Рима, говорит, что ему встретилось одно старинное постановление, обязывавшее молодых людей жениться.

Трактат Цицерона «О законах», воспроизводящий почти всегда под философской формой древние законы Рима, содержит в себе один закон, воспрещающий безбрачие. В Спарте законы Ликурга подвергали строгому наказанию человека, не желающего жениться. Известно из рассказов, что когда безбрачие перестало воспрещаться законом, то запрещение это долго еще жило в обычаях. Из одного места у Поллукса можно заключить, что во многих греческих городах закон наказывал безбрачие, как преступление; это вполне соответствовало верованиям: человек не принадлежал себе, он принадлежал семье; он был звеном в цепи, и цепь эта не должна была обрываться на нем. Он не случайно был рожден, его произвели на свет для продолжения культа, и он не имел права уйти из жизни, не удостоверившись, что культ этот будет продолжаться и после него.

Но родить сына было еще недостаточно. Сын, которому предстояло продолжать домашнюю религию, должен был явиться плодом религиозного брака. Незаконнорожденный, побочный сын, то, что латины называли spurius, он не мог исполнять той роли, которая возлагалась религией на сына. В самом деле, узы крови сами по себе еще не составляли семьи; для этого нужны были еще узы культа. Поэтому и сын, рожденный от женщины, не присоединенной к культу мужа обрядами брака, не мог и сам участвовать в культе. Он не имел права совершать могильные приношения и не мог быть продолжателем семьи. Далее мы увидим, что на том же самом основании он не имел прав и на наследство.

Итак, брак был обязателен, но целью его не являлось удовольствие, его главной задачей не был союз двух людей, которые чувствовали влечение друг к другу и желали соединиться, чтобы делить вместе и радость и горе. Целью брака в глазах религии и закона было соединение двух существ в одном домашнем культе для того, чтобы они породили третье, способное продолжать этот культ. Сказанное прекрасно видно из священной формулы, которая произносилась, при обряде брака: Ducere uxorem liberorum quaerendorum causa (брать жену ради приобретения детей), говорили римляне "ради посева родных детей" говорили греки.

Так как брак заключался только для продолжения рода, то считалось вполне справедливым расторгнуть его при бесплодии жены. Развод в подобных случаях являлся всегда правом у древних, возможно даже, что он был обязанностью. В Индии закон предписывал «заменить бесплодную жену другою по истечении восьми лет». У нас нет никаких письменных свидетельств о том, существовали ли подобные постановления также в Греции и в Риме. Геродот, однако, упоминает о двух спартанских царях, которые были принуждены развестись со своими женами из-за их неплодия. Что же касается Рима, то достаточно известна история Карвилия Руга, развод которого упоминается впервые в римских летописях: «Карвилий Руга, — говорит Авл Геллий, — человек весьма знатный, разошелся со своей женой по разводу, потому что он не мог иметь от нее детей. Он нежно любил ее и был весьма доволен ее поведением, но он принес свою любовь в жертву святости клятвы, потому что он поклялся (в формуле при совершении брачного обряда), что берет ее себе в жены для того, чтобы иметь от нее детей».

Религия учила, что семья не должна прекращаться, и всякое чувство любви, всякое естественное право должны были отступить перед этим абсолютным требованием. Если брак был бесплоден по вине мужа, семья все-таки должна продолжаться; в таком случае брат или родственник мужа должен был его заменить, и жена должна была отдаться тому человеку. Рожденный от него ребенок считался сыном мужа и продолжал его культ. Таковы были законы у древних индусов; мы находим подобные же постановления и в законах Афин и Спарты. Такова была власть этой религии! Настолько религиозный долг шел впереди всего остального!

С тем большим основанием законодательство предписывало бездетной вдове брак с ближайшим родственником ее мужа. Родившийся от этого брака сын считался сыном покойного.

Рождение дочери не выполняло цели брака. Действительно, дочь не могла быть продолжательницею культа по той причине, что в день своего замужества она отрекалась от своей семьи, от культа отца, и входила в семью и религию своего мужа. Семья, как культ, могла продолжаться только через мужское потомство; факт весьма важный, последствия которого мы увидим ниже.

Сын был, следовательно, необходим, его ждали, его требовала семья, предки, очаг. «Им (сыном), — говорят древние законы индусов, — отец, уплачивает долг манам своих предков и обеспечивает самому себе бессмертие». И в глазах греков сын был тоже не менее драгоценен, потому что со временем он должен был приносить жертвы, совершать могильные приношения и сохранять своим культом домашнюю религию. Вот почему древний Эсхил называет сына спасителем очага отцов.

Появление сына в семье ознаменовывалось религиозным обрядом. Прежде всего его должен был принять отец; он, как глава семьи, пожизненный блюститель очага и представитель предков, должен был заявить, принадлежит ли новорожденный член к семье. Рождение являлось лишь физической связью, заявление отца создавало связь нравственную и религиозную. Эта формальность была одинаково необходима и в Риме, и в Греции, и в Индии.

Кроме того для сына нужно было, подобно тому, как выше мы видели это для жены, нечто вроде посвящения. Оно совершалось вскоре после рождения, в Риме на девятый, в Греции на десятый и в Индии на одиннадцатый или двенадцатый день. В этот день отец собирал всю семью, призывал свидетелей и приносил жертву своему очагу. Ребенка представляли домашним богам; женщина держала его на руках и обегала вместе с ним несколько раз вокруг священного огня. Цель этой церемонии была двоякая: во-первых, чистить ребенка, т. е. снять с него ту нечистоту, которая лежала на нем, по мнению древних, вследствие одного уже факта пребывания в утробе матери, во-вторых — посвятить его в домашний культ. Начиная с этой минуты, ребенок как бы был принят в священную общину, в маленькую церковь, которая называлась семьей. Он исповедовал ее религию, исполнял ее обряды, имел право произносить молитвы; он почитал ее предков и со временем должен был сам сделаться чтимым предком.



biofile.ru