Классика древнего рима. Почему культура Древней Греции и Древнего Рима вошла в историю как классика?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древнего Рима. Классика древнего рима


Культура Древнего Рима. Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]

Культура Древнего Рима

Греческая культура и римская цивилизация лежат в основе развития европейской цивилизации и культуры, с погружением в Средневековье и с Возрожденьем, - эти явления хорошо известны в историческом плане, но нас по-прежнему занимает тайна античного миросозерцания, образы и формы которого проступают вновь и вновь на небосклоне мировой поэзии и культуры, полные света и красоты.

Хотя эпоха Ренессанса в Италии зачинается прежде всего с обращения к римской классике, к поэзии Овидия и Вергилия, к прозе Цицерона, к развалинам Рима, почти сразу она проступает именно как греко-римская классика, обнаруживая свою первооснову - мифологию и культуру Эллады. При этом римская классика и культура Рима имеют свои резко очерченные особенности. Это печать истории Рима, начиная с завоеваний на Апеннинском полуострове, затем по всему Средиземноморью, вплоть до Северной Европы, с возвышением до мировой империи и ее распадом.

История Рима исполнена величия, так воспринимали ее сами римляне; завоевания, все новые, кружили им головы, как позже Наполеону, только из римских консулов и императоров каждый почитал себя Наполеоном. Это была кровавая история борьбы за власть и за мировое господство.

Рим основан по преданию Ромулом, который убил своего брата Рема, чтобы стать единоличным правителем, на одном из семи холмов с поселениями латинян и сабинян, как исследователи предполагают, в 753 г. до н.э. Значит, с покорения соседних на холмах поселений начинается история Рима, с области под названием Лаций, где появились откуда-то довольно поздно латиняне. Рим стоит на нижнем течении реки Тибр.

В это время племена этрусков занимали довольно обширное пространство от верхнего течения Тибра до Арно. У них не было единого государства, но процветали отдельные города, как у греков. Этруски - вообще загадочный народ, который далеко от Востока и Греции словно повторил этапы зарождения, с ориентацией на Восток, и расцвета классического искусства Эллады, с сохранением удивительной самобытности. Это не эллинизм, этруски пережили свою эпоху классики почти синхронно с Элладой. И это в условиях непрерывных войн с Римом, как греки с персами.

Поначалу складывалась благоприятная ситуация на Апеннинском полуострове. Этрусские города процветали и оказывали прямое влияние на становление Рима. Этрусские мастера принимали участие в благоустройстве Рима, а римские цари носили этрусские имена или были этрусками. При царе Тарквинии Древнем этруски были очень активны в Риме. Царь Сервий Туллий, носивший этрусское имя Мастарна, был свергнут и убит; власть захватил, вероятно, вероломно Тарквиний Гордый, который правил тиранически и был изгнан, и в Риме была установлена Республика (510 - 509 гг. до н.э.)

В V веке до н.э. этруски потерпели поражение на море от греков (Сицилия), с утратой островов Корсика и Эльба ( с залежами железной руды, источника  сырья и торговли), также в защите города на Тибре Вейи, осада которого римлянами длилась несколько лет, с продажей всех уцелевших жителей в рабство. С тех пор наступление римлян на отдельные этрусские города лишь усиливалось. Если бы эти города объединились в войне с римлянами, как греки в 480 году до н.э. против нашествия персов, история Европы могла бы быть иной.

Между тем трагические события войн как в Греции, так и в Этрурии породили новое мировосприятие и новое искусство, в основе которых лежала греческая мифология и «Илиада» Гомера, пусть этруски называли богов и героев Эллады на свой лад. По эстетике это было классическое искусство, у этрусков самобытное, без использования мрамора в архитектуре и скульптуре. Сооружались не храмы, а оборонительные системы и гробницы в скалах. Именно в склепах, отрытых впервые в эпоху Возрождения и позже, сохранилось удивительное искусство исчезнувшего народа.

В IV веке до н.э. наступление римлян на этрусские города принимает все более ожесточенный характер. В погребальных росписях, вместо веселых пиршеств, которые напоминали о земной жизни усопших, теперь воспроизводятся заупокойные трапезы в мире теней, с явлением демонов и богов подземного царства Гадеса и Персефоны. Здесь же мы находим сцены расправы греков с троянцами - как отклик на современные события войны этрусков с римлянами. Пленных с обеих сторон убивали сотнями, совершая таким образом жертвоприношения богам. 

Тит Ливий писал: «Урон тарквинийцев в битве был весьма высок, но число пленных, доставшихся нам, было еще более. Из них выбрано триста пятьдесят восемь человек из лучших семейств; они были отосланы в Рим; прочие пленные умерщвлены без всякого сострадания».

Если это произошло на поле битвы, куда ни шло. Историк сообщает далее: «Народ римский не менее строго поступил с теми пленными, которые были присланы в Рим: они были предварительно наказаны розгами, и потом им отрубили головы» Это был уже не просто злодейский акт, а триумф победителей, торжество и утверждение величия Рима, что станет идеологией Римской империи.

С покорением всей Италии Рим в III - I вв. до н.э. завоевывает весь тогдашний культурный мир по Средиземноморью - от Испании и Карфагена до Сирии и Египта ( 30 в. до н.э.), включая Македонию (148), Грецию (146), Пергам (133), и Галлию (58 - 50), с превращением Республики в Римскую империю. Эпоха эллинизма наполняется римским духом с его универсализмом, с культом, вместо Космоса как самого совершенного произведения искусства, как у греков, Космоса социального, римской государственности.

В зарождении и развитии римской литературы и искусства ощутимо проступают ренессансные импульсы, что неудивительно, поскольку Рим с его становлением непосредственно обратился к греческой классике, как Италия тысячу лет спустя. Ренессансный всплеск возникает уже в I веке до н.э., с явлением плеяды поэтов и писателей, с именами которых век Августа воспринимается как Золотой век.

Особенно знаменательны Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.), Вергилий (70 - 19 гг. до н.э.) и Овидий (43 г. до н.э. - ок. 18 г. н.э.), творчество которых воспринимается как римская классика. Это относится и к достижениям в архитектуре. Правда, уже здесь в развитии классического стиля исследователи замечают приметы как классицизма, так и барокко,  что яснее проступит в эпоху Возрождения, но утвердилось понятие классической древности как греко-римской классики, что станет основой Возрождения в Италии.

Ренессансный всплеск в зарождении и расцвете римской поэзии и литературы кажется всего лишь отголоском эпохи эллинизма, поскольку миросозерцание и вера римлян с их волей к мировому господству имело свои резко специфические черты, отличные от художественной религии греков. Это не вера в олимпийских богов, как у эллинов. Греческую мифологию римляне восприняли не через поэтическое чувство веры в чудесное, а скорее рассудком, скованным страхом, а по форме через олицетворение всего и вся, как у первобытных народов.

«В римской религии, по сравнению с греческой, - пишет А.Лосев в книге «Эллинистически-римская эстетика», - поражает бедность фантазии, незначительность и схематичность мифологических вымыслов, отсутствие самой потребности в живых образах божеств». При этом обожествляются отдельные моменты жизни ребенка: бог первого детского крика, бог первого произнесенного слова и т.п., или моменты полевой работы - до двенадцати богов, вплоть до богини земледелия Цереры, и т.д.

Это абстрактные боги и их великое множество, поскольку обожествлялись и отдельные понятия, как милосердие, страх, честь, стыд и т.п. За всем этим стояло одно великое свойство римлян - стремление к регламентации всего и вся вплоть до военного дела и организации управления государством с его провинциями, с созданием знаменитого римского права. У римлян вовсе не было потребности, как у греков, в статуях богов, которых стали завозить из Греции далеко не сразу. Помимо всевозможных богов, римляне выделяли гения или гениев.

«Это не есть тот daimon «ангел-хранитель» каждой души, - говорит Лосев, - представление о котором - чисто греческое, трансцендентное, перешедшее потом и в христианство, хотя по-латыни здесь соответствовал все тот же термин genius. Специфически римский гений не есть и сама душа человека, которая мыслилась или бессмертной (в платонизме), или составленной из стихий (Демокрит, Эпикур). Гений - вполне смертен. Еще Гораций называет его «смертным богом человеческой природы». Словом, гений у римлян - волевое божество, что они больше всего ценили в самих себе.

Гением семьи и дома были Лары, гением римского племени - Марс... Затем объявится и гений императора. Это волевая сила, которой человек должен по необходиомсти подчиняться как в добрых начинаниях, так и в любых, вплоть до всевозможных жестокостей. Одна из особенностей истории и культуры Древнего Рима - это апофеоз победителя, с провозом через Рим всего награбленного в новых окраинах империи, что затем превращается в апофеоз императора с его обожествлением.

Здесь опять-таки почитание императора как бога носило не характер веры и религии, как у древних египтян, а определенного регламента по возвеличеванию Рима, римской государственности, в чем несомненно был смысл, кроме чисто юридического, и насколько возможно сакральный. Императоры не воображали себя богами, - иначе они вели бы себя более сдержанно и достойно, - но обладали всесилием бога творить все, к чему побуждает его гений.

Таким был уже Юлий Цезарь, не успевший объявить себя императором, но тотчас обожествленный после его убийства. Здесь не было ни тени идеализации его личности, а лишь римской государственности, всесветного могущества Рима. Все знали, каков он. «О распутстве Цезаря, - пишет Лосев, - можно прочитать длинное перечисление его любовниц, замужних и незамужних, так что иной раз одновременно он жил и с матерью и с дочерью. Собственные солдаты называли его «лысым развратником», а Курион-отец сказал однажды про него, что это муж всех жен и жена всех мужей».

«Император Тиберий очень любил бить, пытать и убивать. На Капри было особое место, где он занимался утонченными истязаниями, после которых людей сбрасывали вниз в море... Тиберия называли «грязью, смешанной с кровью»...

Император Калигула находился в преступной связи со своими сестрами... Гладиаторских зверей Калигула кормил людьми, когда дорожал обыкновенный корм... Калигула любил пытать и даже снимать головы во время завтрака или пирушки...

 Император Клавдий очень любил пытки. На гладиаторских боях он приказывал убивать даже тех, кто падал случайно, ибо, говорит Светоний, «ему хотелось видеть лица умирающих».

Об императоре Нероне достаточно известно... Я упоминаю о преступных жестокостях императоров, которых при этом обожествляли, чтобы перейти к зрелищам, коими упивались римляне, владыки мира. Античность - светлое понятие, как паросский мрамор, как прекрасные изваяния и колонны Эллады, также и классическая древность - воплощение классического стиля как в восприятии Космоса, так и природы, и красоты во всех ее проявлениях.

Поначалу продолжением статьи «Античная культура (Эллада)» я наметил - «Античную культуру (Рим)», но теперь вижу, что будет более точным выделить культуру Рима - как «Культуру Древнего Рима». Это далеко не лучшее наследие человечества, которое и поныне определяет ощутимо функционирование европейской цивилизации и культуры, с новой идеей глобализации, то есть создания всемирной империи поверх национальных границ государств и интересов. 

Архитектура, дороги, акведуки, триумфальные арки, римские копии изваяний греческих богов и богинь и бюсты императоров - все это результаты освоения наследия этрусков и греков, вместе с фасонами одежды и изысками украшений, это утверждение римского владычества над миром и наслаждения жизнью во всех ее проявлениях. Сосредоточием и символом культуры Древнего Рима выступает, как пирамиды для Египта в его тысячелетиях, Колизей или любой другой амфитеатр в городах Римской империи.

Здесь мы наблюдаем в действии то особое, чисто римское чувство жизни и красоты, столь отличное от греческого, что трудно это понять и объяснить. Организацией зрелищ занимались императоры и власть на местах, а самыми распространенными и популярными среди знати и народа были градиаторские бои, но и ими не ограничивались.

На сооружение амфитеатров, содержание отборного числа гладиаторов, а также животных - от лошадей и быков до косуль, львов и пантер, на организацию празднества в определеные дни - тратились баснословные средства. Это была в своем роде индустрия шоу-бизнеса, сопоставимая по затратам в современных странах. Гладиаторы, уцелевшие в боях, получали большие деньги и становились кумирами знатных женщин.

Между тем вот что происходило на арене амфитеатра, как описывают историки. Борьба атлетов, музыкальные состязания (это все из Греции), как и театральные представления, выступления цирковых артистов - все это не шло ни в какое сравнение с гладиаторскими боями и травлей зверей.

В город, где объявлен на определенный день бой гладиаторов и травля зверей, - это может быть Рим, Помпея или любой другой город вплоть до Антиохии на Ближнем Востоке, - стекается заранее народ отовсюду. Это увлекательное зрелище для всех слоев общества, с ложами для знати, где красуются как молодые красавицы, так и старухи. Некоторые из них имеют своих любимцев среди гладиаторов или быков, пантер, львов, возможно, из собственного зверинца.

Амфитеатр заполнен десятками тысяч зрителей. Царит вокруг радостное ожидание. И вот проносятся звуки трубы и флейт, вслед за музыкантами показываются внизу на арене жрецы со священной утварью и животными, оин молятся и совершают жертвоприношения богам. Этого мало, надо выслушать гадателей, которые по обстановке находят благоприятные предзнаменованья.

Выходит распорядитель игр с хлыстом в руке, а за ним двадцать пять пар гладиаторов, за ними группы самнитов, фракийцев, галлов и всадники. Под звуки марша они становятся вокруг арены, поблескивают на солнце шлемы, щиты, мечи, наножники.

Здесь есть группа людей с рыбьими шлемами, метатели сеток с трезубцами и щитоносцы с большими мечами. Есть еще одна группа - bestiarii - голых людей с маленькими кирками и копьями, вид которых вызывает отвращение, это преступники, приговоренные к смерти и в знак милости выведенные на борьбу с дикими зверями, то есть на кровавую потеху для публики.

Загремели трубы, и начинается бой гладиаторов, не показательный, настоящий, как на поле сражения. Выделяются пары гладиаторов из известных или наиболее упорных, тысячи и тысячи зрителей следят за поединками своих любимцев с замиранием сердца и с жаждой исхода, и он возникает то тут, то там, - у кого-то разбит или сорван щит, или меч сломался, ему в бок вонзают короткий меч, и кровь фонтаном льется, - упоительная радость проносится по амфитеатру, ибо это и есть венец грандиозного зрелища, ради которого здесь все собрались.

Что ни говори, это эстетический феномен для римлян, как для греков победа атлета на Олимпийских играх или гибель героя на сцене, без показа момента убийства, о чем лишь сообщается, а впечатление более сильное, чисто художественный эффект катарсиса. Для римского же чувства жизни и красоты этого было мало, необходим обнаженный натурализм реального действия, как на поле сражения, только на арене, что создает эффект бескорыстного любования ужасным зрелищем.

Число раненых и убитых гладиаторов растет, тела, еще истекающие кровью, служители крюками волочат в камеру для складывания трупов. Бой гладиаторов затихает, и выходит на арену знаменитый борец; чтобы продемонстрировать свою силу, он вызывает двух дюжих фракийцев и разом управляется ими, ибо он пользуется и мечом, поединок без правил, так сказать. Выходит его противник, тоже из непобедимых. Поединок длится долго, пока один из них не будет убит, к ужасу и восторгу публики. Бой гладиаторов возобновляется, публика уже неистовствует, желтый песок арены весь в пятнах и потоках крови.

И тут объявляется перерыв. Над амфитеатром проливается дождь при помощи насосов, лужи крови засыпаются песком; на арене появляются фокусники, клоуны, эквилибристы - нечто вроде интермедии, а публику угощают закусками, сластями, холодными напитками и фруктами. Как же, праздник, один из праздничных дней Рима.

Что же еще? Пронеслись звуки рога. На арену выбегает целое стадо грациозных газелей. Им кажется, что они обрели свободу и радостно прыгают по песку. Какое прекрасное зрелище! Но публика, проявляя нетерпение, ожидает тех, кто погонится за газелями. Стая голодных молосских псов уже несется за стадом газелей, летящих по кругу арены в поисках выхода; некоторые из них останавливаются как вкопанные, обращая удивительные глаза на людей, ожидая  от них защиты и помощи, а на них набрасываются псы, в одно мгновенье расправляясь с ними, что доставляет публике сладострастный восторг. Такова участь всех газелей. Расправа полная.

На арене голодный медведь и человек, у которого хватает ума набросить на голову зверя платок. Медведь смешными движениями пытается освободиться от платка, - клоунада? Нет, человек вонзает короткий меч в медведя, который поднимает страшный вой, и падает.

На арене львица; ее многие зрители знают и приветствуют; выпускают четырех бестиариев, с подобными львица уже чинила расправу, к восторгу публики, но на этот раз она не хочет бросаться на людей. Тогда откуда-то летит стрела и ранит львицу, чтобы она разгневалась; она мечется с жалобным воем - и две стрелы добивают ее. Бой не удался, и львица понесла наказание.

На арене бык; выпускают пантеру; происходит отчаянная борьба; инициативу проявляет пантера, она прыгает раз за разом на быка, которому удается зацепить ее рогами, но поединок продолжается; раненая пантера снова  бросается, на этот раз бык рогами выворачивает ее внутренности, к полному восторгу публики.

Такого рода празднество длится до вечера. Для всех незабываемое зрелище и радость. Только неизвестно чему. Когда же волнение и радость станут притупляться, гладиаторские бои и травля зверей станут происходить ночью, при свете факелов.

Постоянные сражения между людьми, охота зверей друг на друга в лесах и охота людей на зверей перенесены на арену аифитеатра в их чистом и концентрированном виде, чтобы доставлять волнение и радость, как от произведений искусства. Такова римская эстетика, в которой проступает идеология Римской империи, идеология величия и могущества, с утверждением мирового владычества Рима.

Но всякое величие и могущество быстро оборачиваются утомлением, такова природа человека, что демонстрируют императоры в жестокостях в собственном кругу, и это же происходит с государством как социальным организмом. Утомление и страх порождают мистические настроения и верования всякого рода. Римляне поклоняются и Исиде, и Митре, а затем и Христу с его учением, прямо противоположным римскому духу, и становится ясно: христианство - порождение римского духа, его самоотрицание, с распадом Римской империи.

    2007 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Почему культура Древней Греции и Древнего Рима вошла в историю как классика? | Культура

Этот термин происходит от латинского слова «антиквус», что означает «древний». Впервые он появился в XV веке, когда в Италии в борьбе с традицией средневековья утверждалась новая, пронизанная верой в красоту и ценность человека культура эпохи Возрождения. Ее создатели отвергали современное им искусство европейской готики и в поисках источника вдохновения обращались к далекому прошлому — творениям зодчих, скульпторов и художников Древней Греции и Древнего Рима.

В VIII—VI вв.еках до н.э. на Балканском полуострове, островах Эгейского моря и побережья Малой Азии возникли многочисленные полисы — города-государства Древней Эллады. Смелые купцы и мореходы, бороздившие воды Средиземного и Черного морей, основали на их берегах почти 150 городов-колоний. Постоянные войны и опасность восстаний рабов делали главной обязанностью гражданина защиту своего города. Образ доблестного воина воспевали эллинские поэты. Суровые тяготы походов и огромный вес доспехов требовали большой физической силы и выносливости. Эти качества греки воспитывали постоянными занятиями атлетикой, которые начинались с детских лет и не прекращались до глубокой старости.

Гимнастические упражнения и пентатлон — пятиборье, включающее бег, прыжки в длину, метание диска и копья, а также борьбу, развивали крепость тела и стойкость духа. Расцвету атлетики способствовали и состязания. Среди них центральное место занимали знаменитые игры в Олимпии, куда собирались лучшие греческие атлеты. Победители игр — олимпионики — пользовались славой и уважением, их считали равными бессмертным богам.

Атлеты выступали на состязаниях обнаженными, и зрителей это не смущало. Глядя на могучих юношей с тренированным телом и крепкими мускулами, зрители испытывали благородную зависть и сами стремились стать такими же сильными, пропорционально сложенными, ловкими. Сама жизнь формировала в сознании греков представление о прекрасном человеке, в котором физическая сила и духовная красота слиты воедино. Скульпторы и художники Древней Греции постоянно видели нагих атлетов, любовались их гармонически развитым телом, изучали пластику движении и стремились воплотить в своих произведениях образ идеального человека, мужественного воина и доблестного гражданина, который стал бы предметом восхищения и образцом для подражания.

С наибольшей яркостью этот идеал выразили греческие мастера, работавшие в V—IV вв.еках до н.э., в эпоху расцвета науки, культуры и искусства Древней Эллады. Недаром последующие поколения считали памятники архитектуры, скульптуры и живописи, созданные в эти столетия, непревзойденными шедеврами, называли их образцовыми или классическими.

Театр в Эпидавро Героический характер искусства V века до н.э., когда греческие города в упорной борьбе одержали победу над полчищами завоевателей-персов, выразился в монументальных, окруженных колоннами храмах и в статуях, высеченных из мрамора или отлитых из бронзы. Утверждение достоинства и величия человека-гражданина стало главной задачей, которую решала греческая скульптура эпохи классики. В творческом воображении эллинских мастеров типически обобщенный образ совершенного человека был связан, прежде всего, с обликом юноши-атлета.

Чертами этого идеала отмечена замечательная бронзовая фигура возничего, который стоит на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Исполненная около 470 года до н.э., посвященная богу света и искусств Аполлону, скульптура прославляет победу правителя сицилийского города Гелы на конных состязаниях в Дельфах. Стройная фигура юноши своей величавой красотой напоминает колонну греческого храма. Сходство усиливают ниспадающие складки хитона, напоминающие желобки-каннелюры дорической колонны. Мастер искусно передал вьющиеся волосы, стянутые победной повязкой. Удивительную живость придают лицу атлета глаза, сделанные из цветного камня. Спокойный выразительный взгляд и благородная соразмерность черт лица рождают чувство светлой и радостной гармонии.

Умение показать человеческую фигуру в естественном и непринужденном движении стало одним из величайших достижений скульптуры. В полной мере это мастерство проявилось в бронзовой статуе бога Посейдона, найденной на дне моря у мыса Артемисион. Владыка морской стихии с телом могучего атлета бросает трезубец в невидимого противника. Его фигура двухметровой высоты поражает безупречной красотой силуэта. Величественный размах рук и упругий сильный шаг передают властный порыв разгневанного бога. С изумительным мастерством скульптор показал живую игру напряженных мускулов. Скользящие блики на зеленовато-золотистой от времени поверхности бронзы выявляют хрупкую лепку форм. Лицо Посейдона привлекает мужественной простотой и волевой устремленностью.

Мастера греческой классики в полной мере овладели приемами реалистического изображения человеческой фигуры в рельефе. К шедеврам эллинской скульптуры можно отнести мраморный рельеф, принесенный в дар богине Афине, которая представлена юной девушкой. Ее поза отличается изяществом и грацией. Афина опирается на копье, ее голову венчает высокий коринфский шлем, спокойный ритм складок одежды подчеркивает стройность фигуры. Прекрасные черты лица и поза богини передают состояние задумчивости, оттеняющей поэтическую одухотворенность и нравственную чистоту образа

В VI—V вв.еках до н.э. величайшего совершенства достигло искусство художников, украшавших глиняные вазы. В Афинах, крупнейшем экономическом, политическом и культурном центре Древней Греции, существовал целый ремесленный квартал — Керамик, где работали гончары. Сформированные на гончарном круге сосуды расписывались густым черным лаком, секрет которого неизвестен до сих пор. Рисунки на вазах исполнялись в черно-фигурной технике. Изображения людей и животных были покрыты лаком и после обжига четко выделялись на фоне оранжево-красной глины. Крупнейшим мастером чернофигурного стиля был афинянин Эксекий, чье творчество относится к середине VI века до н.э. Свои вазы он обычно подписывал словами: «Эксекий сделал».

Одно из его лучших его произведений — килик, чаша для вина, на дне которой запечатлен эпизод легенды о боге вина и веселья Дионисе. По преданию, однажды его похитили пираты и собирались продать в рабство. Когда корабль вышел в открытое море, по палубе заструилось вино, темно-зеленый плющ обвил мачту, появились хищные звери — постоянные спутники Диониса. Разбойники стали в ужасе прыгать с корабля и, не долетая до воды, превращались в дельфинов.

Искусство античного мира вдохновляло поэтов и композиторов, писателей и живописцев всех стран Европы в течение нескольких столетий. Правдивое отражение действительности, простота и ясность художественного языка, совершенное мастерство исполнения — все это определяет непреходящую ценность античного искусства и в наши дни.

Теги: классика, скульптуры, римляне, скульптор, древний мир, совершенство, Рим, традиции, Греция, человек, тело, керамика, изображение, искусство, красота, история

shkolazhizni.ru

Экскурсия Классический Рим | Секреты Рима

Классический маршрут по Риму:

Колизей (символ могущества Римской Империи, где проходили бои гладиаторов).

Римский Форум (центр общественной жизни Древнего Рима).

Площадь Венеции (с роскошным памятником-дворцом из белоснежного мрамора в честь первого короля объединенной Италии Виктора Эмануила II).

Капитолийский холм (один из самых основных холмов в истории Рима, где располагались самые важные храмы Рима).

Пантеон (архитектурный шедевр времен императора Адриана, единственный храм, сохранившийся с начала 2 века н.э).

Доминиканская церковь Св. Марии сопра Минерва (с работами Микеладжело, Филиппино Липпи, Бернини и др… мощами св. Екатерины Сиенской) и/или иезутская церковь Св. Игнатия  (с фресками с стиле «обман зрения» и с несуществующим куполом).

Экскурсия Классический РимПлощадь Навона (считается одной из самых красивых площадей Рима, там же находится самый красивый фонтан Бернини Фонтан «Четырех рек»).

Фонтан Треви (один из самых известных символов Рима… именно в него по традиции нужно бросить монетку, чтобы еще раз вернуться в Рим).

Площадь Испании (с фонтаном «Лодочка» начала 17 века и знаменитой Испанской лестницей).

И многое другое…

Продолжительность экскурсии — 3 часа

Совет от гида:

Если вы хотите посетить Колизей, то желательно заказать билеты заранее, чтобы избежать огромных очередей. При посещении Колизея продолжительность экскурсии увеличивается примерно на 1 час (предполагается доплата за дополнительное время из расчета почасового тарифа, а также за входные билеты 12-16.5 евро за 1 чел.  в зависимости от времени заказа билетов и билетов в наличии).

Если вы хотели бы посетить не только Колизей, но и сосредоточиться именно на истории Древнего Рима, то советую дополнительно к обзорной экскурсии заказать экскурсию Легенды Древнего Рима.

Стоимость обзорной экскурсии по Риму:

  • 1-3 чел. — 120 евро (* в праздничные дни стоимость экскурсии 140 евро)
  • 4-10 чел. — 140 евро
  • группы от 10 до 50 чел. — по договоренности

secret-rome.ru