Растения древней руси. История лечения травами на Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История траволечения на Руси. Растения древней руси


Волшебные травы на Руси — Славянская культура

Волшебные травы на Руси

Говори, высчитывай, какие есть чародейные травы ? Да говори же, колдун! — ... Всякие есть травы. Есть колюка-трава, сбирается в Петров пост. Обкуришь ею стрелу, промаху не дашь. Есть тирлич-трава, на Лысой горе под Киевом растет. Кто ее носит на себе, на того ввек царского гнева не будет.Есть еще плакун-трава, вырежешь из корня крест да повесишь на шею, все тебя будут как огня бояться!.. Есть еще адамова голова, коло болот растет, разрешает роды и подарки приносит. Есть голубец болотный; коли хочешь идти на медведя, выпей взвару голубца, и никакой медведь тебя не тронет. Есть ревенка-трава; когда станешь из земли выдергивать, она стонет и ревет, словно человек, а наденешь на себя, никогда в воде не утонешь. — А боле нет других ? — Как не быть, батюшка, есть еще кочедыжник, или папоротник; кому удастся сорвать цвет его, тот всеми кладами владеет. Есть иван-да-марья; кто знает, как за нее взяться, тот на первой кляче от лучшего коня удерет. — А такой травы, чтобы молодушка полюбила постылого, не знаешь? Мельник замялся. — Не знаю, батюшка, не гневайся, родимый, видит бог, не знаю! — А такой, чтобы любовь свою перемочь, не знаешь? — И такой не знаю, батюшка; а вот есть разрыв-трава: когда дотронешься ею до замка али до двери железной, так и разорвет на куски! — Пропадай ты со своими травами! — гневно сказал Вяземский и устремил мрачный взор свой на мельника». А. К. Толстой. «Князь Серебряный»

Сказания о добрых и злых растениях пришли к нам из седой старины. Сколько о них сложено легенд, песен и рассказов! Добрые травы ласково называли травушка-муравушка, трава шелковая, а злые прозвали лихими, лютыми кореньями, бесовскими отравами. Особенно почитались растения-целители, с помощью которых врачевали от различных недугов и хвороб. Знахари считались людьми особыми, ведунами, которые знали секреты, недоступные простым жителям и могли общаться с "нездешними существами". Чародеи-целители крепко хранили свои врачебные секреты, из уст в уста передавали свои знания только доверенным лицам, посвящая их в тайны общения с потусторонними силами, которые, якобы, помогали им при лечении травами.

До наших дней дошли повествования о девяти волшебных травах, с помощью которых можно совершать чудеса. Это плакун-трава, цветущий папоротник, разрыв-трава, тирлич, одолень-трава, Адамова голова, орлихин, прикрыш и нечуй-ветер.

Плакун-трава издавна пользовалась во всех деревнях уважением и страхом. Считали, что эта трава обладает удивительной силой: приводит к смирению нечистых духов, изгоняет колдунов и кикимор, заставляет плакать бесов и демонов. Чародеи собирают плакун-траву в Иванов день на утренней заре и только руками, не использую никаких орудий. Важно было найти корень и цветы. Нашедший траву должен произнести заклинание: " Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не кати твои слёзы по чистому полю, не разноси твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, старым ведьмам. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь мне слово крепко и твердо. Век веков!".

Современное название плакун-травы дербенник иволистый. Растёт она по берегам рек и озёров и не имеет особых медицинских свойств. Но в поверьях плакун-трава - всем травам мати. Знахари делали из неё порошки и настойки, которые помогали от многих болезней. Принимали траву даже от тоски и депрессии, говоря современным языком. И ведь помогало! Старинный травник гласит: "Плакун-трава добра, держи её в чистоте, давай скоту, который вертится или которые ребята не спят, клади в головы, а крест из неё вырезать и носить при себе зело добро".

Папоротник или Перунов огнецвет пожалуй самое знаменитое растение, окутанное тайнами и легендами. На Руси всегда собирали целебные растения в день Аграфены-купальницы (6 июля по новому стилю), когда устанавливается жаркая погода. Ворожеи называли этот день "Агрофены - злые коренья", поскольку из этих кореньев изготовляли сильнодействующие снадобья, от которых нередко больные умирали. Знахари почитали этот день ещё и потому, что за ним стоял праздник Ивана Купалы - время сбора волшебных трав. Иванова ночь - особенная, только в полночь совершаются самые невероятные чудеса. Колдуны и ворожеи в это время собирали много разных чудесных трав. Но самое главное чудо - это цветение папоротника или Перунова огнецвета.

Происходит это так. Сначала между листями поднимается святящий огонёк. Он движется, прыгает и даже щебечет. В полночь почка папоротника с треском раскрывается и появляется огненный цветок, который озаряет всё вокруг. При этом раздаётся гром и дрожит земля.

Тот, кому посчастливилось найти и сорвать цветок, должен бежать домой, не оглядываясь, несмотря на то, что его с воем и гиканьем, преследуют черти и демоны. Если обернуться, то пропадёшь. Бесы нагонят, утащат в болото и там утопят. Тот, кто преодолел все напасти и благополучно донёс цветок до дома, станет обладать всеми тайнами и чарами. Папоротник, по народному поверью, очень полезен тем, кто желает быть умным, богатым и удачливым. Обладатель цветка может с его помощью быстро находить клады, делаться невидимым, иметь власть над чертями и домовыми. Вера в чудесную силу папоротника жива до сих пор, особенно в сельской местности.

Разрыв-трава по преданию встречается крайне редко. О ней всегда мечтали воры и кладоискатели, ведь она обладает свойством разрывать запоры и решетки тюрем, срывать любые замки. Называли её и скакун и прыгун-травой, как так цветок будто бы в Иванову ночь скачет и прыгает.

Рассказывали, что в старину разбойники зарывали свои клады под землю и запирали их на огромные железные замки, а ключи бросали в реки. Даже тот, кто находил такой клад, не мог открыть его, так как сокровища сторожила нечистая сила, которая не позволяла совладать с железными запорами. И только обладатель разрыв-травы может отпирать заговорённые клады.

Волшебные травы на Руси

Считается, что разрыв-травой называли бальзамин обыкновенный, однако это не совсем корректно, поскольку не каждый бальзамин, который растет в природе, будет той самой разрыв-травой.

Найти разрыв-траву сложно, но можно сделать это и случайно. Если в Иванову ночь косить траву и коса переломится, то значит, наткнулся на разрыв-траву. Но существует и другой способ отыскания травы. Для этого разыскивают гнездо черепахи и ждут, когда черепаха выйдет из гнезда и отползёт в сторону. Тут же не медля, гнездо огораживают железными гвоздями, вколотив их в землю так, чтобы черепаха не смогла проникнуть в своё жилище. Затем надо спрятаться и ждать. Когда черепаха возвратится и увидит, что гнездо закрыто, тогда она удаляется на некоторое время, а затем возвращается обратно. Во рту у неё можно видеть кусочки травы. Черепаха подходит к железному забору, дотрагивается до него травой, и происходит чудо. Все железные гвозди ломаются и разлетаются прочь. Таким образом, проход становится свободным. Теперь нужно забрать траву у черепахи и скорее бежать с этого места. А дальше каждый использует разрыв-траву по своему усмотрению, причём свойства травы действуют только один сезон. На следующий год надо снова находить свежую траву.

Духи ночные произвели на свет чудодейную разрыв-траву. Сила ее разрушает крепчайшее железо. Прикосночнеие ею к мечу изломает его в куски. Она скрывается от ока человеческого во глубине непроходимых лесов: стерегут ее вечно по два змея, которые на день и на ночь сменяются. Н.И.Лажечников "Басурман"

У древних славян имелся миф, связанный с разрыв-травой. Согласно ему, молодой воин, отставший от своей рати, шел уставший по опушке леса. На улице стояла осень. Вдруг внимание юноши привлекло шипение множества змей, которые ползли в сторону горы, брали на язык травинку, касались ею скалы – она открывалась, и заползали внутрь. Тогда удивленный воин тоже сорвал эту травинку. Он почувствовал острую боль в пальце, но стерпел и коснулся камня. Скала расступилась, и юноша оказался внутри пещеры. Вокруг повсюду было золото и серебро, сверкали драгоценности. В самом центре пещеры стоял золотой престол, на котором восседала огромная змея. Вокруг нее, свернувшись в клубки, крепко спали змеи. Тогда юноша стал гулять по пещере, отложив в сторону меч, лук и щит, трогал золотые слитки, пересыпал монеты и драгоценные камни, совсем забыв о времени. Вдруг он услышал, что змеи проснулись и заговорили. Они переспрашивали друг у другу: «Не пора ли нам?». Тут главная змея сказала: «Теперь пора!» – сползла с престола, и все поползли вон из пещеры. Воин, испугавшись, что останется здесь навсегда, кинулся за ними. Едва успев выскочить, он от неожиданности опешил — на опушке стояла весна. Юноша понял, что всю зиму он провел внутри пещеры и стал ругать себя за то, что не взял с собой ни монет, ни золота, ни камней, да еще и оставил свое вооружение там. Расстроенный, он побрел по опушке и вдруг увидел, что к нему скачет толпа всадников, занося мечи над головой юноши. Ему оставалось только выставить вперед руки, и неожиданно из его пальца вырвалось пламя, которое поразило врага. Всадник упал на землю без дыхания. Остальные, увидев такой исход событий, испугались, развернули коней и помчались прочь.

Молодой воин догадался, что поразил врага он именно тем пальцем, которым порезался о травинку. Тогда-то юноша и понял, что он унес самое главное сокровище, сделавшее его непобедимым.

Одолень-трава пользовалась уважением и почитанием в народе. Она обладает даром охранять людей в дороге от разных бед и сатанинских наветов. Её носили с собой как амулет. Перед дорогой обязательно говорили: " Еду я в чистом поле, а в чистом поле растёт одолень-трава. Одолень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил, породила тебя мать-сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы - самокрутки. Одолей ты злых людей, лиха бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея, ябедника. Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса тёмные. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке".

Одолень-трава - это кувшинка, водяная лилия. Было и другое название у неё - русалочий цветок.

Знахари использовали это растения как средство от зубной боли и для успокоений нервов. Считалось, что если дать корень одолень-травы своему недругу, то тот не сможет ничего против тебя сделать. А если пастух пожуёт такой корень, то его стадо никогда не потеряется и само найдёт пастуха в случае его исчезновения или отлучки. Молодые ребята в деревне, когда шли на свидание к девушке всегда брали с собой одолень-траву, которая придавала огромную мужскую силу и способность обворожить свою возлюбленную.

"Царь всех трав" - так почтительно называли растение под названием Адамова голова или мандрагора, как величали её в Западной Европе. Рассказывали, что "кто хочет видеть еретика или дьявола, тот возьми корень мандрагоры, освяти и положи на престол в храме. Через сорок дней возьми и носи при себе - узнаешь водяных и воздушных демонов. А когда кто ранен - приложи к ране, и тотчас всё заживёт".

В магическое действие Адамовой головы на Руси верили в основном охотники. Перед походом в лес на охоту полагалось окуривать листьями растения охотничье снаряжение, и оно приобретало силу и удачливость. И в этот день охота всегда была хорошей, особенно на диких уток. Согласно поверьям, искать мандрагору нужно с особой осторожностью. Необходимо было повернуться лицом к западу, очертить три раза ножом место, где ищешь растение. Затем привязать Адамову голову к хвосту черной собаки и заставить её выдернуть корень. При этом в момент выдергивания раздавался страшный крик. Если пытаться самому вырвать растение без собаки, то погибель неминуема.

Тирлич или Ведьмино зелье - это трава, которую считают бесовской. Накануне праздника Ивана Купалы ведьмы и колдуньи отправляются на Лысую горы собирать тирлич-траву. Из травы выжимают сок, которым ведьмы смазывают себе руки и ноги. Это помогает при совершении чар. Кто полностью натрётся травой, тот становится оборотнем и может превратиться в кого угодно. Если простой крестьянин найдёт эту траву и будет делать то же самое, то сможет общаться с ведьмами и вурдалаками. Зная это, колдуньи стараются оградить те места, где растёт тирлич от простых людей, всячески сбивая их с пути.

Золототысячник, или тирлич

Трава Прикрыш собирается кудесниками в конце лета. Применяют её против свадебных наговоров. Когда невесту привозят из церкви в дом, тогда знахарь кладёт прикрыш под порог дома молодоженов. Невеста, узнав об этом, должна обязательно при входе в дом перепрыгнуть через порог. Если она случайно наступит на траву, то все зловредные наветы колдунов обрушаться на девушку.

Волшебные травы на Руси

Трава-прикрыш называлась еще волкобой, омег, блекот, дегтярка, недоспелка, копеечный чистяк, овечье рунишко, черное зелье, одномесячник. По научному — борец шерстистоустый из семейства лютиковых.

Про нечуй-траву говорят, что рвать её нужно только ртом. Только тогда она передаётся способность останавливать ветер и ловить рыбу без удочек и невода.

Нечуй-трава, нечуй-ветер, или бессмертник

Чертополох, по мнению крестьян, отгоняет чертей и вообще всякую нечисть. Если тебя преследуют черти, то надо стать среди чертополохов и бросить в бесов шишки этой травы. Все колдуны и демоны сразу же пропадут. А если пригнуть чертополох к земле, при этом приговаривая: " Сгони червей с моей скотины - отпущу", напасть со скотины сойдёт.

С незапамятных времен ведется поверие, что если кто хочет быть цел в дороге, тот запасайся для этого вощанками, в которых сварен был чертополох. В великорусских губерниях промышляют вощанками старушки-переходницы, исходившие все пути и дорожки от Москвы-реки до Иордана. Для совершения обряда чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку. Его не должен никто ни видеть, ни трогать. На восьмую ночь, последнюю на святках, приносят чертополох к старушке-переходнице. Она варит его, с особенными обрядами, с воском и ладоном. Вываренная вощанка зашивается в ладонку.

Cказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым

Крапива, по народному преданью, обладает свойством определять, будет ли больной жить или умрёт. Для этого надо в свежую мочу больного положить крапивы и дать постоять некоторое время. Если, спустя сутки, крапива высохнет, сожмётся и потеряет цвет, то больной умрёт. Когда же крапива останется зелёной и не потеряет свежести, то скоро наступит выздоровление. А ещё крапиву применяют от ломоты, ревматизма и простуды.

Любовные яблоки - через них можно получить любовь желанной девушки. Для этого надо разрезать яблоко пополам, в середину положить записку с именем любимой и положить на солнце. По мере того, как яблоко будет сохнуть, будет страдать и любимая девушка. Когда же яблоко совсем высохнет, девушка сама прибежит к своему воздыхателю.

Петуния - это известное садовое растения. Ему приписывали свойство оберегать человека от опьянения. Если вы отправляетесь на пирушку или на важную встречу, где необходимо много выпить, но при этом сохранять ясную голову, то здесь поможет только петунья. Необходимо за час до выпивки принять две ложки порошка этой травы и запить ложкой оливкового масла. Теперь можно смело пить сколько угодно и оставаться совершенно трезвым.

Похожие статьи:

Красота и здоровье → Трава-мурава былинная

Красота и здоровье → Польза хождения босиком

Красота и здоровье → Лунные циклы и сбор лекарственных растений

Природа → Разнотравье

Деревня → Как правильно косить косой траву?

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

История лечения травами на Руси

Мы хотим видеть детей здоровыми, да и сами быть здоровыми. Но жизнь устроена так, что человек болеет почти с самого детства. Вначале его лечит мать, потом он начинает лечиться сам. Мы бежим к врачу и требуем дать таблетку, которую выпил бы и побежал дальше. Нет таких таблеток, почитайте аннотации к ним. Даже самые привычные и, как нам кажется, безобидные таблетки имеют противопоказания и побочные эффекты.Никто не призывает вас полностью отказаться от таблеток, без них не обойтись, но вспомните, что дано нам природой, какое богатство вокруг нас. Воспользуйтесь этим, верните себе и своим близком здоровье и радость жизни. Ведь тот, кто создал наш растительный и животный мир был чрезвычайно мудр. Возьмите любую травинку, она всегда что-то лечит, просто мы не всегда об этом знаем. Даже самые ядовитые растения нашли применение в фармацевтике. Важно понять, что природа, как творение Божие дана нам даром. Травы, плоды, коренья – благословенный дар Божий, отвергать который неразумно.

Траволечение известно издавна. Интересно, что Гиппократ (ок. 460 – 377 гг. до н.э.), который любил путешествовать, посетил северное побережье Черного моря, изучал методы лечения у местных жителей, и они произвели на него большое впечатление.О применении растений из Причерноморья рассказывали в своих трудах Геродот (V в. до н.э.), Аристотель (384— 322 гг. до н. э.), Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) в трактате «О земледелии». Прекрасные свойства скифских растений описывал в 37 г. н. э. в своей «Естественной истории» Плиний Старший.Именно поэтому, наверное, племена скифов, жившие в Северном Причерноморье от Днепра до Дона и в Крыму (VII в. до н. э.—3 в. н. э.), широко использовали лекарственные растения сами и вывозили их в Грецию и Италию, где они очень высоко ценились.Скифы, разбитые в III в. н. э. готами, смешались с другими племенами и привнесли имеющийся у них опыт лечения травами антам — объединению славянских племен, живших между Днепром и Днестром.«Три оружия есть у врача: слово, растение, нож» — так говорил Авиценна, известный ученый и врач Средней Азии Х-ХI веков. У европейских медиков появляются «Салернский кодекс здоровья», поэма «О свойствах трав» Одо из Мена на Луаре и многое другое.

Когда именно зародилось на Руси траволечение, точно никто не скажет, поскольку доверять можно только письменным свидетельствам, а таковых до конца первого тысячелетия нет. Но поскольку люди болели всегда, то всегда им приходилось лечиться. Возможно, уже первобытные люди заметили, что если съесть эту траву перестает болеть живот, а от этой проходит простуда. Вы никогда не обращали внимания, что животные каким-то неведомым образом всегда находят нужную траву, если заболели.Некоторые легенды и предания о чудесных исцелениях с помощью лекарственных трав дошли и до наших дней. Уже в летописях есть истории о том, как соком травы вылечили от кровотечения князя Дмитрия Юрьевича, внука Дмитрия Донского, или о том, как девица Февромия, дочь лесника из града Китежа, травяной мазью исцелила от тяжелой кожной болезни Муромского князя Петра.

Даже обычаи и пословицы русского народа говорят о том, какое значение придавалось здоровью: «Живи разумом — и лекарство не надобно», «От хождения в лазьню (мыльню) тело чисто живёт» и т.п. Запреты, считавшиеся на Руси «грехом», а у многих народов облечённые в форму «табу», как правило просто выражают гигиенические требования. Например, есть яблоки только после «освящения» их в праздник Спаса предостерегает от употребления в пищу недозрелых плодов; представление о «сглазе» новорождённого говорит об опасности переохлаждения или заражения ребёнка, когда его рассматривают посторонние.Знатоками трав, знахарями у славян были волхвы — служители дохристианских культов, которых старинные летописи называли еще «зелейниками». В деревнях во все времена реальную помощь и добрый совет люди могли получить только у целителей-ведунов и бабок-знахарок, которые бережно хранили накопленные поколениями народных мудрецов знания и опыт. Для знахарей и целителей сбор растений всегда был священнодействием. Каждый человек и каждое растение – это уникальные системы, настроенные на Вселенную. В древности целители считали, что расположение планет в момент сбора растений оказывает очень сильное влияние на качество приготовленного лекарства. Целебная сила растений зависит, например, от положения Луны во время сбора. В народе считалось, что день после Ивана Купала или его канун хороши для сбора всяких трав. Каждое растение имеет определенное время сбора, когда свойственная ему целительная сила достигает наибольшей величины.Первый дошедший до нас письменный источник это — «Изборник Великого князя Святослава Ярославовича» (1076г) дает описание многих лекарственных трав. До нашего времени сохранился травник «Мази», составленный внучкой Владимира Мономаха.

Многие иноземные лекари стремились заимствовать опыт целительства на Руси, поэтому уже в IX в из новгородских пределов вывозилась за границу лиственничная губка (противотуберкулезное средство). Отвар коры ясеня, издавна использовался как у нас, так и за границей как противомалярийное средство. Об отваре побегов багульника, как об эффектном противокашлевом средстве, за границей также узнали от новгородцев. Новгородские лекари первые в Европе стали употреблять в пищу сырую печень трески при куриной слепоте. Они же первые рассказали в каких случаях применять панты (молодые рога оленей), чеснок, лук, редька, хрен, подорожник. Настой листьев подорожника широко использовался при гнойных язвах наружно, а чеснок — при кишечных болезнях внутрь и в виде чесночной воды для обмывания всего тела при эпидемиях (чума, дизентерия и др.).Одновременно шел поток трав из других стран. Расширялись связи Руси с другими государствами, появлялись новые заморские травы из Александрии, Багдада, Генуи и Венеции. Искусные лекари научились пользоваться и этими травами, потом стали выращивать их у себя.

В ХVI – XVII вв. уже появилось довольно много книг с описанием и использованием дикорастущих лекарственных растений: «Травоврач», «Зельник», «Жизненник» и др.После долгих междоусобиц и татарского ига в 1581 году Иван Грозный основал Аптекарскую избу как самостоятельное медицинское учреждение России, одной из задач которой являлся сбор лекарственных трав и снабжение ими столицы и войска. Вскоре ее преобразовали в Аптекарский приказ, при котором в середине XVII в. была организована школа первых русских врачей. В этот период на Руси появляется все больше медицинской литературы, в том числе «Ветроградов» («Ветроград» означает — сад, цветник, огород) рукописных травников.Духовенство тоже не осталось в стороне, священники составляли руководства по лечению травами (« врачебное художество невозбранно не только мирянам, но и инокам»). Монастыри всегда жили в своем замкнутом мире, и они гораздо раньше стали выращивать лекарственные травы, знали какая от какой болезни поможет, кроме того монахини всегда считали своим долгом помогать страждущим. Еще в XI веке киевский метрополит Ефрем приказал построить в Переяславле при монастыре «строение банное и врачеву» для бесплатного лечения приходящих больных.

В ХVII веке значение траволечения еще более усилилось. Царь Алексей Михайлович иностранным лекарям предпочитал русских знахарей-травников, приказывал воеводам «собирать знахарей, узнавать от них травы, свойства их в Москву», а стольникам -высылать в купальскую ночь «искать серебряного цвету, интериновой травы, мятной и дягилу».При Петре I стали разводить аптекарские огороды, на которых выращивали «зелийные травы». Ими торговали в специальных «зелийных лавках». Заготовкой и сбором растений занимались специальные сборщики. Травы сушили « на ветру или в избе на легком духу, чтобы от жару не зарумянило», зашивали в холстины, укладывали в лубяные короба, обшивали рогожами, «чтоб из тое травы дух не вышел».Русские «зелийники» широко использовали полынь, крапиву, мяту, подорожник, ромашку, рябину, можжевеловые ягоды, кору дуба, «Иван-чай».Исследовали целебные возможности лекарственных трав и знаменитые русские ученые. Профессора Н.М. Максимович-Амбодик (1714-1812 гг.) автора первого русского учебника по ботанике, считают основоположником русской фитотерапии. Он писал: «Чем больше с природою согласно будет врачевание приключающихся человеческому роду болезней, тем больше успехов от врачебной науки и вящей пользы от употребляемых лекарств впредь ожидать можно».

Конечно, народные травники-знахари не располагали научными знаниями своих ученых коллег, но зато имели богатейшую практику траволечения; наблюдая за действием на организм тех или иных растений, перенимая опыт многих поколений знахарей. Народные травники использовали для лечения главным образом дикорастущие растения, наиболее богатые витаминами и эфирными маслами.Сама жизнь учила людей познавать целебные свойства всего, что их окружает, будь то растение, камень или металл. Правда трудно сказать, что помогало больше – целебная сила растений или вера в помощь Всевышнего.

В государстве Антов, предшественнике Киевской Руси, а до этого у скифов, обитавших всеверном Причерноморье от Днепра до Дона (VII век до нашей эры — I век нашей эры), влечебной практике с успехом употреблялось много растений.Скифы разводили лекарственные растения в огородах, садах, как это было позднее в Киевской и Московской Руси. Опыт скифов по лечению травами через антов был передан и использован лекарями-профессионалами и народом Киевской Руси. Этими профессионалами вначале были волхвы — люди, обслуживавшие потребности народа в языческом культе. Волхвы были знатоками лекарственных трав, или «зелий», и в летописях их часто называют «зелийниками».С переходом к христианству лечение травами осуществлялось священнослужителями и одновременно народными лекарями — ведунами, знахарями. Это были первые носители медицинских знаний в Древней Руси, которые пользовались знаниями о лекарственных растениях и их лечебных свойствах, накопленными самим русским народом и передававшимся из поколения в поколение устно.В V-Х веках в Киевскую Русь стали постепенно проникать сведения о лекарственных травах и их лечебном применении из других стран, главным образом из Византии, откуда в Киев приглашали различных специалистов, в том числе и врачей.О широком использовании растений для лечения в Древней Руси свидетельствует замечательный памятник русской культуры XI века «Изборник Великого князя Святослава Ярославовича».Переведенный в X веке с греческого на болгарский язык в Болгарии, а в 1073 годупереписанный на Руси для Киевского князя Святослава, сына Ярослава Мудрого, этоткомпилятивный сборник наряду с другими медицинскими знаниями приводит описание ряда лекарственных растений, применявшихся в то время на Руси.После свержения татарского ига установилась связь между Русью и западноевропейскимистранами. В Москве при Иване IV открылась первая аптека исключительно для обслуживания царского двора по западноевропейскому образцу во главе с аптекарем, приглашенным из Англии.Умный и дальновидный государственный деятель, Иван Грозный понимал, что забот ‘только о здравии царствующего дома недостаточно для благополучного царствования его. Большое значение поэтому имело другое начинание, тоже в 1581 году, — основание Аптекарской избы, в задачу которой входила организация сбора лекарственных трав на территории Руси.В конце XVI века при Борисе Годунове Изба была преобразована и стала называться«Обтекарьским приказом». Во главе был поставлен «обтекарьский боярин». В недрах приказа зародилось движение за использование и изучение на основе русской народной медицины отечественных лекарственных трав. Аптекарским приказом были привлечены широкие слои населения: специалисты-«травщики», крестьяне, казаки, ремесленники и их дети. Руководство сбором и обработкой растений на местах проводили лекари и аптекари из Приказа.В XVII веке, судя по сохранившимся рукописным лечебникам и спискам среди собираемыхАптекарским приказом лекарственных трав, наиболее часах» встречались следующие растения: береза — лист, почки, сок; дуб — кора, желуди; земляника — лист, ягоды; липа — цветы; тополь— почки; хвощ— трава; черемуха— цвет.При Аптекарском приказе была организована школа, которая готовила первых русских врачей. В 1654 году в ней обучалось 30 стрельцов, часть которых позднее была направлена в стрелецкие полки. В Приказе собиралась специальная литература на различных языках, видное место в ней занимали и русские травники. Одновременно создавались аптекарские сады для выращивания лечебных трав. Сады эти были разбиты в Москве на правом берегу реки Неглинной, вдоль современной Моховой улицы, у Мясницких ворот, в Немецкой слободе.При Петре I сбор и использование отечественных лекарственных растений получили более широкое развитие. В 1701 году он издал указ об учреждении в Москве 8 частных аптек; в 1714 году в Петербурге был основан «Аптекарский огород», ставший со временем Ботаническим садом АН России. Начались систематические научные работы в области фитотерапии. В 1732 году была напечатана первая научная статья о лечебных свойствах растений. Она была посвящена жимолости. В ХVIII веке профессии врача и ботаника часто совмещались. Передовые русские ученые положительно оценивали народный опыт траволечения и считали необходимым использовать для лечения растения, в первую очередь отечественные.За истекшие тысячелетия применения народной фитотерапии подтвердились целебные свойства многих растений. В результате народного опыта нам осталась богатейшая сокровищница народных знаний о лечебных свойствах лекарственных растений и их лечебном применении.

rusnardom.ru

Волшебные травы на Руси » Перуница

Волшебные травы на Руси«... Говори, высчитывай, какие есть чародейные травы ? Да говори же, колдун! — ... Всякие есть травы. Есть колюка-трава, сбирается в Петров пост. Обкуришь ею стрелу, промаху не дашь. Есть тирлич-трава, на Лысой горе под Киевом растет. Кто ее носит на себе, на того ввек царского гнева не будет. Есть еще плакун-трава, вырежешь из корня крест да повесишь на шею, все тебя будут как огня бояться!.. Есть еще адамова голова, коло болот растет, разрешает роды и подарки приносит. Есть голубец болотный; коли хочешь идти на медведя, выпей взвару голубца, и никакой медведь тебя не тронет. Есть ревенка-трава; когда станешь из земли выдергивать, она стонет и ревет, словно человек, а наденешь на себя, никогда в воде не утонешь. — А боле нет других ? — Как не быть, батюшка, есть еще кочедыжник, или папоротник; кому удастся сорвать цвет его, тот всеми кладами владеет. Есть иван-да-марья; кто знает, как за нее взяться, тот на первой кляче от лучшего коня удерет. — А такой травы, чтобы молодушка полюбила постылого, не знаешь? Мельник замялся. — Не знаю, батюшка, не гневайся, родимый, видит бог, не знаю! — А такой, чтобы любовь свою перемочь, не знаешь? — И такой не знаю, батюшка; а вот есть разрыв-трава: когда дотронешься ею до замка али до двери железной, так и разорвет на куски! — Пропадай ты со своими травами! — гневно сказал Вяземский и устремил мрачный взор свой на мельника».А. К. Толстой. «Князь Серебряный»

Сказания о добрых и злых растениях пришли к нам из седой старины. Сколько о них сложено легенд, песен и рассказов! Добрые травы ласково называли травушка-муравушка, трава шелковая, а злые прозвали лихими, лютыми кореньями, бесовскими отравами. Особенно почитались растения-целители, с помощью которых врачевали от различных недугов и хвороб. Знахари считались людьми особыми, ведунами, которые знали секреты, недоступные простым жителям и могли общаться с "нездешними существами". Чародеи-целители крепко хранили свои врачебные секреты, из уст в уста передавали свои знания только доверенным лицам, посвящая их в тайны общения с потусторонними силами, которые, якобы, помогали им при лечении травами.

До наших дней дошли повествования о девяти волшебных травах, с помощью которых можно совершать чудеса. Это плакун-трава, цветущий папоротник, разрыв-трава, тирлич, одолень-трава, Адамова голова, орлихин, прикрыш и нечуй-ветер.

Плакун-трава издавна пользовалась во всех деревнях уважением и страхом. Считали, что эта трава обладает удивительной силой: приводит к смирению нечистых духов, изгоняет колдунов и кикимор, заставляет плакать бесов и демонов. Чародеи собирают плакун-траву в Иванов день на утренней заре и только руками, не использую никаких орудий. Важно было найти корень и цветы. Нашедший траву должен произнести заклинание: " Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не кати твои слёзы по чистому полю, не разноси твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, старым ведьмам. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь мне слово крепко и твердо. Век веков!".

Современное название плакун-травы дербенник иволистый. Растёт она по берегам рек и озёров и не имеет особых медицинских свойств. Но в поверьях плакун-трава - всем травам мати. Знахари делали из неё порошки и настойки, которые помогали от многих болезней. Принимали траву даже от тоски и депрессии, говоря современным языком. И ведь помогало! Старинный травник гласит: "Плакун-трава добра, держи её в чистоте, давай скоту, который вертится или которые ребята не спят, клади в головы, а крест из неё вырезать и носить при себе зело добро".

Папоротник или Перунов огнецвет пожалуй самое знаменитое растение, окутанное тайнами и легендами. На Руси всегда собирали целебные растения в день Аграфены-купальницы (6 июля по новому стилю), когда устанавливается жаркая погода. Ворожеи называли этот день "Агрофены - злые коренья", поскольку из этих кореньев изготовляли сильнодействующие снадобья, от которых нередко больные умирали. Знахари почитали этот день ещё и потому, что за ним стоял праздник Ивана Купалы - время сбора волшебных трав. Иванова ночь - особенная, только в полночь совершаются самые невероятные чудеса. Колдуны и ворожеи в это время собирали много разных чудесных трав. Но самое главное чудо - это цветение папоротника или Перунова огнецвета.

Происходит это так. Сначала между листями поднимается святящий огонёк. Он движется, прыгает и даже щебечет. В полночь почка папоротника с треском раскрывается и появляется огненный цветок, который озаряет всё вокруг. При этом раздаётся гром и дрожит земля.

Тот, кому посчастливилось найти и сорвать цветок, должен бежать домой, не оглядываясь, несмотря на то, что его с воем и гиканьем, преследуют черти и демоны. Если обернуться, то пропадёшь. Бесы нагонят, утащат в болото и там утопят. Тот, кто преодолел все напасти и благополучно донёс цветок до дома, станет обладать всеми тайнами и чарами. Папоротник, по народному поверью, очень полезен тем, кто желает быть умным, богатым и удачливым. Обладатель цветка может с его помощью быстро находить клады, делаться невидимым, иметь власть над чертями и домовыми. Вера в чудесную силу папоротника жива до сих пор, особенно в сельской местности.

Разрыв-трава по преданию встречается крайне редко. О ней всегда мечтали воры и кладоискатели, ведь она обладает свойством разрывать запоры и решетки тюрем, срывать любые замки. Называли её и скакун и прыгун-травой, как так цветок будто бы в Иванову ночь скачет и прыгает.

Рассказывали, что в старину разбойники зарывали свои клады под землю и запирали их на огромные железные замки, а ключи бросали в реки. Даже тот, кто находил такой клад, не мог открыть его, так как сокровища сторожила нечистая сила, которая не позволяла совладать с железными запорами. И только обладатель разрыв-травы может отпирать заговорённые клады.

Считается, что разрыв-травой называли бальзамин обыкновенный, однако это не совсем корректно, поскольку не каждый бальзамин, который растет в природе, будет той самой разрыв-травой.

Найти разрыв-траву сложно, но можно сделать это и случайно. Если в Иванову ночь косить траву и коса переломится, то значит, наткнулся на разрыв-траву. Но существует и другой способ отыскания травы. Для этого разыскивают гнездо черепахи и ждут, когда черепаха выйдет из гнезда и отползёт в сторону. Тут же не медля, гнездо огораживают железными гвоздями, вколотив их в землю так, чтобы черепаха не смогла проникнуть в своё жилище. Затем надо спрятаться и ждать. Когда черепаха возвратится и увидит, что гнездо закрыто, тогда она удаляется на некоторое время, а затем возвращается обратно. Во рту у неё можно видеть кусочки травы. Черепаха подходит к железному забору, дотрагивается до него травой, и происходит чудо. Все железные гвозди ломаются и разлетаются прочь. Таким образом, проход становится свободным. Теперь нужно забрать траву у черепахи и скорее бежать с этого места. А дальше каждый использует разрыв-траву по своему усмотрению, причём свойства травы действуют только один сезон. На следующий год надо снова находить свежую траву.

Духи ночные произвели на свет чудодейную разрыв-траву. Сила ее разрушает крепчайшее железо. Прикосночнеие ею к мечу изломает его в куски. Она скрывается от ока человеческого во глубине непроходимых лесов: стерегут ее вечно по два змея, которые на день и на ночь сменяются.Н.И.Лажечников "Басурман"

У древних славян имелся миф, связанный с разрыв-травой. Согласно ему, молодой воин, отставший от своей рати, шел уставший по опушке леса. На улице стояла осень. Вдруг внимание юноши привлекло шипение множества змей, которые ползли в сторону горы, брали на язык травинку, касались ею скалы – она открывалась, и заползали внутрь. Тогда удивленный воин тоже сорвал эту травинку. Он почувствовал острую боль в пальце, но стерпел и коснулся камня. Скала расступилась, и юноша оказался внутри пещеры. Вокруг повсюду было золото и серебро, сверкали драгоценности. В самом центре пещеры стоял золотой престол, на котором восседала огромная змея. Вокруг нее, свернувшись в клубки, крепко спали змеи. Тогда юноша стал гулять по пещере, отложив в сторону меч, лук и щит, трогал золотые слитки, пересыпал монеты и драгоценные камни, совсем забыв о времени. Вдруг он услышал, что змеи проснулись и заговорили. Они переспрашивали друг у другу: «Не пора ли нам?». Тут главная змея сказала: «Теперь пора!» – сползла с престола, и все поползли вон из пещеры. Воин, испугавшись, что останется здесь навсегда, кинулся за ними. Едва успев выскочить, он от неожиданности опешил — на опушке стояла весна. Юноша понял, что всю зиму он провел внутри пещеры и стал ругать себя за то, что не взял с собой ни монет, ни золота, ни камней, да еще и оставил свое вооружение там. Расстроенный, он побрел по опушке и вдруг увидел, что к нему скачет толпа всадников, занося мечи над головой юноши. Ему оставалось только выставить вперед руки, и неожиданно из его пальца вырвалось пламя, которое поразило врага. Всадник упал на землю без дыхания. Остальные, увидев такой исход событий, испугались, развернули коней и помчались прочь.

Молодой воин догадался, что поразил врага он именно тем пальцем, которым порезался о травинку. Тогда-то юноша и понял, что он унес самое главное сокровище, сделавшее его непобедимым.

Одолень-трава пользовалась уважением и почитанием в народе. Она обладает даром охранять людей в дороге от разных бед и сатанинских наветов. Её носили с собой как амулет. Перед дорогой обязательно говорили: " Еду я в чистом поле, а в чистом поле растёт одолень-трава. Одолень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил, породила тебя мать-сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы - самокрутки. Одолей ты злых людей, лиха бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея, ябедника. Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса тёмные. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке".

Одолень-трава - это кувшинка, водяная лилия. Было и другое название у неё - русалочий цветок.

Знахари использовали это растения как средство от зубной боли и для успокоений нервов. Считалось, что если дать корень одолень-травы своему недругу, то тот не сможет ничего против тебя сделать. А если пастух пожуёт такой корень, то его стадо никогда не потеряется и само найдёт пастуха в случае его исчезновения или отлучки. Молодые ребята в деревне, когда шли на свидание к девушке всегда брали с собой одолень-траву, которая придавала огромную мужскую силу и способность обворожить свою возлюбленную.

"Царь всех трав" - так почтительно называли растение под названием Адамова голова или мандрагора, как величали её в Западной Европе. Рассказывали, что "кто хочет видеть еретика или дьявола, тот возьми корень мандрагоры, освяти и положи на престол в храме. Через сорок дней возьми и носи при себе - узнаешь водяных и воздушных демонов. А когда кто ранен - приложи к ране, и тотчас всё заживёт".

В магическое действие Адамовой головы на Руси верили в основном охотники. Перед походом в лес на охоту полагалось окуривать листьями растения охотничье снаряжение, и оно приобретало силу и удачливость. И в этот день охота всегда была хорошей, особенно на диких уток.Согласно поверьям, искать мандрагору нужно с особой осторожностью. Необходимо было повернуться лицом к западу, очертить три раза ножом место, где ищешь растение. Затем привязать Адамову голову к хвосту черной собаки и заставить её выдернуть корень. При этом в момент выдергивания раздавался страшный крик. Если пытаться самому вырвать растение без собаки, то погибель неминуема.

Тирлич или Ведьмино зелье - это трава, которую считают бесовской. Накануне праздника Ивана Купалы ведьмы и колдуньи отправляются на Лысую горы собирать тирлич-траву. Из травы выжимают сок, которым ведьмы смазывают себе руки и ноги. Это помогает при совершении чар. Кто полностью натрётся травой, тот становится оборотнем и может превратиться в кого угодно. Если простой крестьянин найдёт эту траву и будет делать то же самое, то сможет общаться с ведьмами и вурдалаками. Зная это, колдуньи стараются оградить те места, где растёт тирлич от простых людей, всячески сбивая их с пути.

Золототысячник, или тирличТрава Прикрыш собирается кудесниками в конце лета. Применяют её против свадебных наговоров. Когда невесту привозят из церкви в дом, тогда знахарь кладёт прикрыш под порог дома молодоженов. Невеста, узнав об этом, должна обязательно при входе в дом перепрыгнуть через порог. Если она случайно наступит на траву, то все зловредные наветы колдунов обрушаться на девушку.Трава-прикрыш называлась еще волкобой, омег, блекот, дегтярка, недоспелка, копеечный чистяк, овечье рунишко, черное зелье, одномесячник. По научному — борец шерстистоустый из семейства лютиковых.

Про нечуй-траву говорят, что рвать её нужно только ртом. Только тогда она передаётся способность останавливать ветер и ловить рыбу без удочек и невода.

Нечуй-трава, нечуй-ветер, или бессмертникЧертополох, по мнению крестьян, отгоняет чертей и вообще всякую нечисть. Если тебя преследуют черти, то надо стать среди чертополохов и бросить в бесов шишки этой травы. Все колдуны и демоны сразу же пропадут. А если пригнуть чертополох к земле, при этом приговаривая: " Сгони червей с моей скотины - отпущу", напасть со скотины сойдёт.

С незапамятных времен ведется поверие, что если кто хочет быть цел в дороге, тот запасайся для этого вощанками, в которых сварен был чертополох. В великорусских губерниях промышляют вощанками старушки-переходницы, исходившие все пути и дорожки от Москвы-реки до Иордана. Для совершения обряда чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку. Его не должен никто ни видеть, ни трогать. На восьмую ночь, последнюю на святках, приносят чертополох к старушке-переходнице. Она варит его, с особенными обрядами, с воском и ладоном. Вываренная вощанка зашивается в ладонку.Cказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым

Крапива, по народному преданью, обладает свойством определять, будет ли больной жить или умрёт. Для этого надо в свежую мочу больного положить крапивы и дать постоять некоторое время. Если, спустя сутки, крапива высохнет, сожмётся и потеряет цвет, то больной умрёт. Когда же крапива останется зелёной и не потеряет свежести, то скоро наступит выздоровление. А ещё крапиву применяют от ломоты, ревматизма и простуды.

Любовные яблоки - через них можно получить любовь желанной девушки. Для этого надо разрезать яблоко пополам, в середину положить записку с именем любимой и положить на солнце. По мере того, как яблоко будет сохнуть, будет страдать и любимая девушка. Когда же яблоко совсем высохнет, девушка сама прибежит к своему воздыхателю.

Петуния - это известное садовое растения. Ему приписывали свойство оберегать человека от опьянения. Если вы отправляетесь на пирушку или на важную встречу, где необходимо много выпить, но при этом сохранять ясную голову, то здесь поможет только петунья. Необходимо за час до выпивки принять две ложки порошка этой травы и запить ложкой оливкового масла. Теперь можно смело пить сколько угодно и оставаться совершенно трезвым.

www.perunica.ru

Культурные растения на Руси. - Сергей Алданов

В продолжение предыдущего поста  несколько слов об освоениии  культурных растений у нас.

 

Старый слой культурных растений, у восточных славян  – просо, рожь, пшеница, ячмень, овес, горох, репа, лен, бобы.

 

Конечно, и  среди них есть варианты более старых и новых освоений, так что говорить о необозримой древности в ряде случаев никак не приходится..

Взять хотя б отношения пшеницы и ржи. У пшеницы история магистральная – культура очень старая, известная старейшим цивилизациям, история ее якобы достигает 10 тыс. лет Но для нас она, вероятно, новая, около V-VI вв. Наши предки ее позаимствовали, скорей всего, у готов, живших на юге Восточной Европы. К примеру,  этимология слова хлеб выводится от готского предшественника Hlaifs.

А про рожь пишут вот что:

«Как культурное растение рожь (Secale cereale) гораздо моложе пшеницы. Вначале она была лишь полевым сорняком в посевах этой культуры в Юго-Западной Азии и Закавказье. При раскопках поселений в Ассирии, Вавилоне, Египте, Китае и Индии никаких следов культивирования ржи обнаружено не было. Но когда пшеницу стали расселять в Европу и Сибирь, где она часто вымерзала, ее более зимостойкий спутник-сорняк постепенно превратился в самостоятельную культуру. А дикие виды ржи (всего в этом роде насчитывается 13 видов) и в настоящее время произрастают в Иране, Афганистане и Закавказье как сорняки на полях». /С.В. Мельникова/. 

 Можно также прочесть, что римские авторы упоминали посевную рожь как незнакомый им злак, разводимый варварами. В этом качестве он появился в Центральной и Северной Европе давно, в какой-то период став заметным, а потом сильно уменьшил свое значение. «Средневековье мало что само изобрело и мало чем обогатило даже продовольственную флору. Рожь, например, — главное приобретение средних веков — к настоящему времени почти исчезла в Европе; это было лишь преходящее обогащение агрикультуры» Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., «Прогресс», 1992

Оно и понятней, в Западной Европе теплей, чем в Восточной, и можно  пшеницу сеять, которая урожайней. Для Руси, однако, устройчивая к неблагоприятному климату рожь, которую можно сеять   намного северней пшеницы, оказалась «ко двору».

Или вот про репу пишут, как о необыкновенно древней славянской культуре. Древняя она только относительно других овощей. А  позаимствована у греков –  (греческое  "гара" - "быстрорастущая", оттуда и латинское слово, и славянские корни. Может, конечно, что заимствование непрямое, через болгар. Бобы освоены тоже не рано, примерно в VI-VIII вв.

 

Относительно новый слой культурных растений. Как ни парадоксально, но некоторые «старые культуры» Европы иногда будут    достаточно новыми для России. К примеру, лук. О нем пишут «… в начале XII века, с берегов Дуная торговыми путями лук  распространился на территорию Руси, где уже в скором времени возделывался очень широко». Но если лук новая культура для Руси, то чеснок тем более. Н.В. Терехина пишет, что чеснок в России известен с XVII в. Как баклажан, к примеру.

Некоторые из  культур, которые  Европа понемногу осваивала в Средние века, были якобы  принесены в Россию из Византии с греческими священниками. Так, капуста и свекла появились в Киевской Руси около XI в., и они   упоминаются в "Изборнике" Святослава, ок. 1073 года.  Примерно тогда же была перенята от причерноморских греков  гречиха, а  в XIV веке, вероятно, были освоены. огурцы и морковь. Тут вопросы – каков же был путь этих культур после монгольского разгрома? Или они все же появились ранее?

Для русских княжеств, более северных и требующих изменения технологии выращивания этих требовательных к теплу культур, сдвиг в  освоении технологии выращивания овощей и гречихи составлял, вероятно, около одного-двух веков: гречиха в русских источниках упоминается с 1495 г., огурцы с с 1528 г. В Московской Руси  свекла появилась в XIV-XVII вв.

Возможно также, что огородничеством больше занимались тогда не в крестьянском хозяйстве, но в городах, причем заметным центром был Ростов Великий, условия которого (многоводье) не позволяли заниматься обычным земледелием (Милов 1998), но зато вполне успешно товарным производством овощей.

Ну и для комплекта этого обзора – арбузы и дыни получены, вероятно, в наследство от татар - в Нижнее Поволжье они завезены из Средней Азии в XV-XVI веках. То есть либо при татарах, либо во времена Грозного. Тогда же после завоевания Астрахани стал доступен для выращивания виноград,

его пытались перенести даже к Москве. К новым культурам относится тыква  (XVI век),  перец  острый (XVI век), перец овощной (конец XVI- начале XVII века), картофель - вторая половина XVIII века. Тут надо сказать спасибо матушке Екатерине -   расширению посадок картофеля в России способствовал указ Сената (1765 г.).  В Петербурге на Аптекарском огороде картофель начали выращивать с 1786 г. А помидор также проник в конце XVIII века, но его триумф был достигнут лишь в XIX. И цветная капуста лишь из XIX.             Подсолнечник стали выращивать, как декоративное растение, при Петре I, а настоящее значение он обрел в XIX веке - "в 1829 году крепостным крестьянином Д.С. Бочкаревым из слободы Алексеевка Бирючинского уезда Воронежская губернии впервые получено масло из семян подсолнечника". Кстати, пару слов о бесполезности науки в то время: "первое упоминание о возможности получения масла из семян подсолнечника появилось в 1779 году в "Академических известиях", издаваемых Российской Академией наук под названием: " О приготовлении масла из семян подсолнечника". А вот пресс академикам сделать уже  было не по силам, крестьянин его изобрел. Удивительно. 

Итак: Контакты с соседями поспособствовали украшению русского стола в X-XII вв. Правда, это был стол киевско-русский, а  перенимали новое во Владимире, Москве, Ростове, Твери  в течение некоторого времени, не очень быстро. Что еще интересно –  прогресс в русском сельском хозяйстве шел  и во времена,  которые кажутся издали довольно темными - XVI век неожиданно   выделился целым рядом освоенных культур. То есть это  время развитие контактов, иногда насильственным путем, иногда через торговый обмен. Реформатор Алексей Михайлович много времени уделял садоводству и овощеводству, даже хлопчатник пытался освоить. Петр I великий, но бестолковый, для аграрного хозяства не сделал ничего. А вот Екатерина отметилась весьма достойно. 

Небольшой справочник по культурам  

aldanov.livejournal.com

Огород. Что традиционно выращивали на Руси?

Пропашка земли под посев. Лифляндия, Предместье Аренсбурга, 1911 г. Булла

Первоначально центрами огородничества были монастыри и княжеские владения. На них с древнейших времен и до появления картофеля на территории России возделывалась репа. Она являлась основной овощной культурой, из нее готовили множество разнообразных блюд и считали вторым хлебом. Бобы известны в культуре на Руси приблизительно с VII века. Свекла и редька стали известны в Киевской Руси в XI веке и позже распространились на Москву, Новгород и Псков, где эти овощные культуры выращивали практически повсеместно. Брюква была завезена на территорию Руси из причерноморских греческих колоний, быстро прижилась и получила широкое признание. Эта культура также интенсивно возделывалась в разных регионах. Капуста появилась у нас в начале X век, причем во многих землях после уборки капусты устраивались праздники с гуляньями и приготовлением блюд из капусты. До XVII века выращивали только бледно-желтые корнеплоды моркови, а оранжевые сорта появились значительно позже.

После образования Московского государства появились так называемые царские огороды, снабжавшие царский двор овощами и даже некоторыми бахчевыми культурами. Так, например, в далеком в те времена от Москвы селе Измайлово было два царских огорода. Первый из них носил неизвестно как возникшее название "Виноградный", хотя никакого отношения к выращиванию винограда не имел, на этом огороде возделывали капусту и зелень. Второй из царских огородов назывался "Просяной" и снабжал двор тепличными огурцами и дынями.

Однако на промышленную основу овощеводство поставил Петр I, который лично изучил культуру возделывания овощей в Голландии. Им же был основан первый коммерческий центр овощеводства - окрестности озера Неро под Ярославлем. Причем российский государь специально направил на обучение в Голландию нескольких местных овощеводов. Появлением редиса мы также обязаны Петру I, который завез его из Франции и настоял на его выращивании. Удивительно, но также как и картофель, редис, называемый «французской редькой» не сразу получил широкое распространение, и объемы его выращивания стали значительными только к концу XVIII века.

Чем же питалась Россия в конце 18 века? Как свидетельствуют церковные летописи и записи, которые велись в дворянских усадьбах, до начала 19 века крестьянские огороды были, как правило, очень небольшими. Так, Василий Приклонский сообщает, что в север-ной половине Тульской губернии "во многих местах в огороде не более 10—15 грядок", в Галицкой провинции "огороды малы". В свою очередь, минимальный размер огородов до предела сужал инте¬ресы крестьянина в овощеводстве, ограничивая ассортимент овощных культур наиболее важными в хозяйстве.

Из известных сегодня овощей в крестьянских огородах росли: морковь, свекла, репа, огурцы и иногда кочанная, но больше "серая" (листовая). В северной части России выбор был еще более скромен: в Холмогорском уезде капуста, свекла, морковь и лук выращивались "местами", репа и редька росли лишь на полях возле лесов, а также "на песках, покрытых илом", бобы, горох, сельдерей и петрушка удавались "не ежегодно", хмель рос "в очень редких местах". В Мезенском, Шенкурском и Онежском уездах в огородах были лишь капуста, редька и репа, причем капуста родилась "не везде". Как отмечают бытописатели тех лет, морковь и капуста росли лишь в некоторых городских посадах и селениях близ Архангельска: «по левую сторону Двины сажали морковь, лук, чеснок, красную, белую (обыкновенную) "серую" (листовую) капусту, а также пастернак и некоторые поваренные травы», завезенные в Архангельскую губернию ростовскими огородниками-отходниками. Причем произведенную продукцию из Архангельска поставляли в Норвегию.

Условия Московской губернии более благоприятны для производства овощей. Поэтому не удивительно, что здесь получали хорошие урожаи капусты, огурцов, свеклы, моркови, репы, лука, чеснока для собственных нужд и на продажу. Однако вокруг самого крупного городского центра — Москвы, сложилась особая обстановка. Ввиду сильного развития ремесла, высокой плотности городской застройки московские огородники не могли удовлетворить рыночный спрос. Поэтому в орбиту торгового огородничества были втянуты ближайшие к Москве сельские районы. В селениях по рекам Москве, Клязьме и Оке "упражнялись в сажании огородных овощей: свеклы, моркови, редьки, луку, чесноку, огурцов, капусты и картофеля так, что во многих селениях почти все поля обращены в огороды". Именно с этой поры Верейский уезд и г. Бронницы известны, как центр коммерческого производства "лука и чеснока".

...в большинстве нечерноземных районов России ведущими культурами крестьянских огородов были в первую очередь репа, редька и капуста. Именно они составляли основу пищи «русского мужика средней полосы России" *

 

ljwanderer.livejournal.com

ТРАВЯНЫЕ ТАЛИСМАНЫ НА РУСИ

  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

  • Стол украшают гости, а дом - дети.

  • Тот не умирает, кто детей не покидает.

  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

  • Дайте детству созреть в детях.

  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Zpxi_Ghf_3EВ древности люди придавали большое значение растениям и травам. Растения для людей были священы и им поклонялись. У разных народов сложилось множество мифов, легенд и историй, посвященное травам, цветам и деревьям. Некоторые растения и деревья стали символами, талисманами и оберегами. Им приписывалась магическая сила, способная очищать от зла пространство вокруг себя и притягивать добро.

В Сибири и на Севере, например, у каждого шамана было своё "колдовское" дерево. Жизнь колдуна была тесно связано с деревом. Если погибало дерево, то погибал и шаман.

Каждое растение обладает аурой, которое может по-разному воздействовать на людей, места и вещи. Мудрецы древности всегда связывали астрологию с растениями. Считалось, что каждый вид растений принадлежит к определённому зодиакальному созвездию и планете-управителю и что каждое растение является посредником между Солнцем (богом) и Землей (человеком), помогая людям впитывать радость от солнца и избавляться от скверны. Позже ученые подтвердили, что многие растения обладают большим биоэнергетическим воздействием и способны влиять на человека, а их лечебные свойства исцеляют от различных болезней.

Со зверобоем черт не страшен. Зверобой очень сильное растение. Применяется, как защитное средство, для снятия порчи, бесплодия. Защищает от любой магии, если собран правильно. Возможно употребление прямо противоположное. Защищает от злых чар.

Врагом всех колдунов считается зверобой, собранный на Ивана Купалу. Если утром сплести с него венок и плясать в нем у костра весь вечер, то на все 365 дней в году человек будет защищен от порчи. Ни черт, ни колдун не имеют власти над тем, кто носит на себе веточку зверобоя. Засушенный стебелек, подвешенный над дверью или спрятанный под порог, не позволит нечистой силе войти в дом.

Если сплести и носить пояс из зверобоя, он примет на себя всё зло, а если бросить пояс 1 ноября (День Всех Святых) в огонь, всё накопленное на поясе зло вернётся к тому, кто его наслал.В Германии бытовал еще и такой обычай: ранним утром Иванова дня мужчины плели из зверобоя кушаки, а ночью сжигали их на костре. От этого к ним приходила большая и постоянная мужская сила.

• Шиповник дарит благополучие. В народе бытует поверье, что если окружить дом кустами шиповника, то в нем всегда будет мир и благополучие. Если ты часто терпишь поражения, то шиповник тебе поможет.

Есть у шиповника такое свойство - перерабатывать отрицательную энергию в положительную, поэтому издавна его высаживали около окон дома. Запах шиповника во время цветения очень полезен, он наполняет нас чистой энергией.Даже аромат засушенных цветков продуваемых вентилятором, может вернуть бодрость и здоровый внешний вид, если принимать такие воздушные ванны ежедневно в течение 15-30 минут.

• Аир обладает защитными свойствами. Пучки свежих листьев под подушкой защищают спящего от астральных нападений и кошмаров. Подвешенные на окнах и над дверьми, защищают от магического вторжения.

• Греки считали, что аконит вырос из пены, падавшей изо рта Цербера. Растущий в саду, защищает территорию. Клубень, носимый в мешочке на груди, приносит удачу.

• Берёза, покровительница женщин и девушек, считается хранительницей домашнего очага. Очищающие свойства, поэтому используется для создания магической метелки, а так же на березу сводят некоторые болезни. Лист, собранный в майское полнолуние, обладает большой целительной силой.

• Боярышник оберегает от нечистой силы.

• Бузина обладает целительной силой.

• Считалось, что в буке таится дух времени.

• Вербена используется для предсказаний, в любовной магии, в магических ритуалах на увеличение благосостояния, обладает большой целительной силой, защищает. Употребление весьма обширно. Одна из основных магических трав.

• Вяз символизирует знания.

• Девясил используется в целительстве, любовной и защитной магии.

• Дуб - священное дерево, наделяет силой. Друиды считали деревом мудрости, или науки.

• Ель - как и дуб, священное дерево, символ долголетия и здоровья.

• Ива используется в лозоходстве, а так же защищает от кошмаров и мороков. убережёт от сглаза и колдовства.

• Иван-да-Марья - сохраняет любовь и преданность.

• Камнеломка - магическая разрыв-трава славянской мифологии.

• Кедр даёт крепость духа и выносливость.

• Клевер - символ удачи и успеха.

• Крапива считается целебной. Используется в любовной магии для отворотов и приворотов.Снимает порчу, защищает от недоброй энергии и колдовства. При ношении на себе дает храбрость, придает неустрашимость.

• Крушина в магии используется для снятия заклятий и заговоров.

• Одолень-трава. Под этим названием в некоторых местностях России знают белую и желтую кувшинки, или их еще называют белой и желтой лилией. Считается, что растение обладает волшебными свойствами и что оно охраняет дом от нечистой силы и помогает преодолевать житейские трудности.

• Кувшинка, лилия водяная (белая). Корень носить на шее - для привлечения любви.

• Липа - в магии. В народе существовало поверье, что дерево липы оберегало от молнии. И человек, находящийся под липой во время дождя, не должен бояться ни грома, ни молнии. так как до сих пор не было случая, что-бы под липой кого-либо убило.

Липа - самое светлое, сердечное дерево. Считается, что липа сплачивает семью. А липовый чай оказывает даже привораживающее действие, првда, подействует оно на собственного мужа или жену. Им нельзя пользоваться в корыстных целях, с темными мыслями разрушать семью. Плохой приметой на Руси считалось, если липа, посаженная возле дома, засохнет - из семьи уйдет благополучие, дом лишится оберега.

• Ольха - одно из 13 священных деревьев, используемых в колдовстве. Оно связано с периодом весеннего равнодействия - временем равновесия и гармонии

• Орешник используется в лозоходстве. Орех - символ победы, его часто используют для борьбы с кем-либо.

• Осина ничего хорошего не принесёт, всегда имела дурную славу.

• Осот растёт на болоте, считался покровителем злых духов.

• Папоротник применяется в целительстве, для наведения мороков, для создания талисманов. Папоротник, носимый на голом теле, оберегает от колдовства и злых духов. Хранит дом от молнии, а поле - от града. Это талисман высшего счастья, дает удачу во всех предприятиях, игре и любви. Отгоняет кошмары, отстраняет молнию, град, чертей и чары. Даже один стебелек, носимый с собой, приносит счастье в игре.

• Полынь. Если во время путешествия держать ее в руке - не утомишься, а чтобы не чувствовать усталости при ходьбе - вымыть ноги отваром полыни или положить в обувь. Если носить его в обуви, то человек становится неутомимым и быстрым на ходу. Носимая на себе, охраняет от молнии, порчи, злых духов и эпилепсии. Будет благополучное путешествие, если носить на себе полынь и вербену вместе.

• Примула - символизирует дорогу.

• Просвирник используется в целительстве.

• Репейник - растение, обладающее способностью насылать порчу.

• Рябина используется в защитной магии. Ягоды защищают от недобрых духов, злого колдовства. Древесина используется для создания жезлов.

• Сон-трава используется в практике сновидения, для предсказаний.

• Шалфей применяется в качестве окуривания для очищения. Используется в смесях для талисманов на удачу, благополучие. Может быть использован для наведения мороков, создания иллюзий.

• Чистотел - трава победы.

• Хмель. Если сделать подушечку из цветков хмеля и класть под подушку - не будет бессоницы.

• Мелисса. Если носить на себе, то будешь любезный для всех и восстановишь силы.

• Считается, что от колдовства могут защитить: ячмень, чеснок, лук, рябина, берёза, самшит, бузина.

• Раскроют экстрасенсорные способности, разовьют "третий глаз": ромашка и орхидея.

Так же рекомендуем посмотреть

zarenica.net

История траволечения на Руси - PharmSpravka

Так как жрецы издревле именовались у славян волхвами, а их деятельность - волхованием, то впоследствии это слово стало синонимом волшебства и чародейства. Волхвы знали множество метеорологических примет, силу и действие разных трав и умело применяли гипноз. В некоторых случаях у славян и князья воспринимались как волхвы. Например, считали, что князя Всеслава Полоцкого "мать родила от волхования" (т.е. с помощью заговоров). И, волхвы навязали ему на голову науз ("волшебный узел"), наделив князя сверхъестественными способностями. Образ князя - волхва, предводителя дружины, всесильного колдуна нашел отражение и в былинах. В былине о Вольге (Волхе) Всеславьевиче он, воин, богатырь, оборачивался то щукой, то волком, то птицей.

Волхвы и ведуны знали толк в лекарственных травах и успешно с их помощью врачевали недуги. Много легенд и преданий хранится в народной памяти о чудесных исцелениях. Есть предание о том, например, как соком травы вылечили от кровотечения внука Дмитрия Донского князя Дмитрия Юрьевича. Сохранилось повествование о том, как девица Феврония, дочь лесника из града Китежа, травяной мазью исцелила муромского князя Петра от тяжелой кожной болезни.

Зелейники собирали и готовили из местных растений лекарства для лечения почечуя (геморроя), злой корчи (отравления спорыньей), весницы (цинги), златяницы (желтухи), камчуга (артрита), вдуши (астмы), трясцы (малярии), свербежи (чесотки), жабной (стенокардии) и сухотной (туберкулеза) болезней.

В XI в. возникают монастыри и при них сосредотачивается врачевание, организуется сбор и обработка лекарственных трав. В конце XI в. Киевский митрополит Ефрем приказал строить в Переславле при монастыре "строение банное и врачеве" для бесплатного лечения приходящих больных.

О широком использовании растений для лечения в древней Руси свидетельствует замечательный памятник русской культуры XI в. "Изборник Великого князя Святослава Ярославовича" (сына Ярослава Мудрого), где наряду с медицинскими знаниями, приводится описание ряда лекарственных растений на Руси того времени. В "Изборнике" рекомендуется употреблять растительные продукты больше, нежели другие. Считалось, что свежие растения помогают лучше, поэтому плоды, зелень назначались больному в "суровом" (не вареном) виде.

Уже с XII в. использовала Русь как лекарства полынь, крапиву, мяту, подорожник, рябину, можжевелевые ягоды, кору дуба... Царь Алексей Михайлович в 1650 г. приказал стольнику Матошкину высылать в купальскую ночь "искать серебряного цвету, интериновой травы, мятной и дягилу", а незадолго до смерти, не шибко веря иностранным лекарям, приказывал воеводам в Сибири "собирать знахарей, узнавать от них травы, свойства их и присылать самыя травы в Москву".

Заслуживает внимания еще одно средство животного происхождения, применявшееся на Руси, - секрет железы кабарги - источник мускуса. Его применяли при болезнях сердца, а также для лечения эпилепсии, душевнобольных, находящихся в состоянии "меланхолии" и "кручины черной"; лечили им и запои.

Огромной популярностью среди врачей московского государства пользовались пантовые "оттирки" - панты пятнистых оленей (из рогов этих оленей добывали общеизвестный препарат пантокрин). На Руси пантовые "оттирки" назначались "падучим" (при эпилепсии), при желудочных и маточных кровотечениях, "расслабленным" (при параличах). Больные пили их с вином и водой при "сердечной кручине", "егда серьдце клокочет, клещить обмираеть".

Особенно ценили на Руси вещества, действующие благотворно на сердце, успокаивающие нервы, придающие бодрость. В древнерусских лечебниках их называли нежными ласкательными именами: "любка", "зелие милое", "дар небес" и т.д. Так, о настойке "крина польского" (ландыша) написано, что она "есть недюжему драже злата драгого".

Но основное место в древнерусской медицине занимали "зелия" растительного происхождения. В настоящее время они более изучены, и многие из них успешно применяются современными врачами. Так, гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, при заболеваниях желудка, печени, сердца. Перец (черный) считался у русских лекарей настоящей панацеей от всех болезней. Лечили им и "камчюжные" (ревматические) болезни. В качестве противопростудных средств давали имбирь. К сожалению, в настоящее время он незаслуженно забыт в терапевтической практике. Его принимали в уксусе "ложася спать". В качестве обеззараживающих средств в Древней Руси использовалась полынь, багульник и др.

С переходом к христианству лечение травами осуществлялось священнослужителями и одновременно народными лекарями-ведунами, знахарями. В IX-X в.в Киевскую Русь стали постепенно проникать сведения о лекарственных травах и их лечебном применении из других стран, главным образом из Византии. Первым врачом на Руси был грек Моанн Смер (1053 - 1125), приглашенный Владимиром Мономахом. Лекарства - сушеные травы - привозились из Константинополя и из Генуэзских колоний в Крыму, но простым русским людям они были малодоступны.

Как правило, на Руси знания передавались в устной традиции - «зельники» и «травники» долгое время запрещались Православной церковью. Тем не менее травники, лечебники, зелейники постепенно прокладывали себе путь в народ. В них содержалось описание трав, их полезных свойств и давались рекомендации по их применению. Самые древние книги на Руси, из которых мы можем почерпнуть сведения, связанные с медицинскими аспектами медицины Древней Руси, были: "Остромирово евангелие", "Изборник (сборник) великого князя Святослава Ярославича", "Архангельское евангелие" и другие. В медицине, как в зеркале, отражаются все политические, военные, экономические события государства. Старинная врачебная рукопись - "Лечебник Строгановых лекарств" - составлена врачом Строгановских солеварен в 15 в. В 16 в. в русской литературе появились переводные лечебники, такие, как "Книга, глаголемая Травник, травами всякими по азбучным словам", "Травник" воеводы Бутурлина и другие.

Рукописные лечебники можно считать медицинскими энциклопедиями, так как, помимо болезней и лекарств, в данных лечебниках излагались патогенез болезней, способы их распознания и т.д. Такой формы и были в 17 в. "Вертограды" (сады). В "Вертограде" (1534 г.), в разделе "о камениях" - "лапидарии" описаны 122 названия, четверть из них принадлежит странам Древнего Востока (Индии, Китаю), с которыми Русь всегда торговала.

Деятельность медиков и фармацевтов (их называли алхимистами) возглавлял Аптекарский приказ, в котором имелась обширная библиотека медицинской литературы. Известен "Изборник" великого князя Святослава Ярославича, в котором приводилось описание лекарственных трав. Народ русский, сохраняя знания предков, из поколения в поколение передавал их дальше, и ни один "дохтур" прежде не обходился в своей практике без применения лекарственных трав.

С 12 века использовала Русь как лекарство полынь, крапиву, зверобой, мяту, подорожник, рябину, кору дуба и др. (существовало 12 магических растений). В Древней Руси был распространен и обычай лечения болезней некоторыми органами, желчью, соками животных, яйцами птиц, масляными, водными, винными вытяжками из тел насекомых (бобровая струя, рыбий жир и т.д.). Сырье для лечебных средств животного происхождения добывали и на родине, и привозили из разных стран, особенно восточных. Одним из самых популярных средств при любых расстройствах желудка считался "камень безоар" - "безуй", который находили в кишечнике многих жвачных животных.

В конце 15 века, было создано феодальное Московское государство, которое объединило разрозненные русские княжества. С этого времени в России начинают создаваться учреждения аптечного типа - зелейные лавки, которые существовали во многих русских городах. Владельцы этих лавок - зелейники, не только готовили и продавали различные порошки, мази, настойки и другие лекарства. Нередко это были высокообразованные (естественно, для своего времени) люди, которые хорошо знали свойства и действия лекарственных средств, которыми они пользовались в своей практике. Популярны были также мускатный орех, мускатный цвет, которые привозили из Индии. Они применялись как мочегонное средство и для возбуждения "усталых и печальных больных, обвеселяя им сердце".

Литература по истории фитотерапии:

Ахмедов Р.Б. Одолень-трава. - Уфа: 1998. - 362 с.

Батуев Б. Б., Дашиев Д. Б. и соавт. Характеристика рецептурных справочников. Раст. рес.- 1984.- 22 (4) .- С. 479-81.

Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в ХI-XVII вв. М., 1965.

Византийский медицинский трактат XI-XIV вв. пер. с древнегреческого Г.Г. Литаврина, серия "византийская библиотека", раздел "Источники", Санкт-Петербург, Изд. "Алетейя", 1997, 157 с.

Дерикер В. В. Сборник народноврачебных средств, знахарями в России употребляемых.- СПб, 1866.

Изборник Святослава (1073). О применении лекарственных растений в Древней Руси 558 с.

Книга глаголемая "Прохладный вертоград / Сост., предисл., вступ. ст., переводы, коммент. Т.А. Исаченко. М., 1997.

Корепанов С.В. Растения в профилактике и лечения рака: Некоторые сведения по народной медицине. - 2-е изд. - Новосибирск: ЮКЭА, 1998. - 159 с.

Крылов П. О народных лекарственных растениях, употребляемых в Пермской губернии.- Казань, 1876.

Муравьев И.А. Фитотерапия в дерматологии. - Смоленск: Гомеопатическая медицина, 1998. - 224 с.

Первый русский лечебник под названием "Мази" составила внучка Владимира Мономаха Евпраксия.

Попов А.П. Траволечебник: Лечение лекарственными травами. - СПб.: Лейла, 1998.

Славянские древности. М., 1995. Т. 1; М., 1999. Т. 2

Южин В.И. Энциклопедия лекарственных растений. - М.: Ространсфер, 1998. - 80 с.

Abu Ali ibn-Sina. Le canon de medecine .Copie par Ibn Mahmud al-Mutatabbib, 1447. Paris, BnF.

Aristote, Organon. Traduction arabe, IXe-Xe siecle. Paris, BnF.

D'Olivet Antoine Fabre. Langue hebraique restituee et le veritable sens de mots hebreux. Paris , 1787.

Gattefosse R.. AROMATHERAPY . Paris , 1936.

Grzycki S, Grzycka K Medicinal plants and phytotherapy in Pliny the Elder in the 1st century. Ann Univ Mariae Curie Sklodowska, 1970, 25: 487-531

Hippocrate. Les Aphorismes. Kitab al-Fusul, traduction par Hunayn b. Ishaq. Copie par le medecin Bihnam b. al-Haddad, 1205. Paris, BnF.

Hostettmann K.. Les plantes medicinales et les phytomedicaments: actualites. l'Universite de Lausanne, 1998 - 17: 145

Joseph Pitton de Tournefort. Elemens de botanique. 1696. Paris, BnF.

Pline. Histoire naturelle. Gaii Plinii Secundi historiae naturalis libri I-XXXVII (Gaius Plinus Secundus, Histoire naturelle...) Manuscrit d'origine anglaise, XIIe siecle. Paris, BnF.

Shinichi Takemura. The Art of Phyto-Therapy. IWE'96

Viel C. Histoire chimique du sel et des sels. Science Tribune - Septembre 1997

www.pharmspravka.ru