Древнее название астрахани. Легендарная Тридцатказнаменитый маршрут 30
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Астрахани (стр. 1 из 2). Древнее название астрахани


История возникновения Астрахани и происхождения названия «Астрахань»

История возникновения Астрахани и происхождения названия «Астрахань» уходит в глубину веков. Разные исследователи относят возникновение слова «Астрахань» к разным периодам. Сразу стоит сказать, что ни одна версия возникновения названия Астрахани серьезных исторических доказательств не имеет. Биография Толстого Интересные факты из биографии Льва Толстого

Чаще всего появление названия города относят к тому далекому периоду история края, когда в XIII веке на юго-востоке Европы образуется сильное государственное образование – Золотая Орда. Земли Нижней Волги переживают в это время яркий, но короткий расцвет. На Ахтубе, в низовьях Волги, отстраивается золотоордынская столица – Сарай-Бату. В это же время возникают десятки городов, одним из которых стал город – предшественник современной Астрахани. Он располагался на правом берегу Волги в 12 км от нынешней Астрахани.

Как он назывался? В основном большинство источников называют этот город Хаджи-Тархан. Существует письменный источник – описание арабского путешественника Ибн - Батуты своего путешествия по этим краям, совершенного в 1333 году:

«Город этот получил название свое от тюркского хаджи (паломника в Мекку), одного из благочестивцев, поселившегося в этом месте. Султан отдал ему это место беспошлинно (т.е. сделал тарханом), и оно стало деревней, потом оно увеличилось и сделалось городом. Это один из лучших городов с большими базарами, построенный на реке Итиле (Волге)».

Следующим упоминанием Астрахани считается свидетельство итальянского путешественника Франческо Пегалотти , который в своём описании путешествия в Сарай-Бату отметил посещение небольшого золотоордынского городка в низовьях Волги – Гитархани.

Странно не вяжутся эти два свидетельства. В первом случае Хади-Тархан – большой торговый город, один из лучших на Волге. Во втором небольшой городишко Гитархань.

Почти сто лет прошло, а как всё изменилось! А изменилось всё потому, что зимой 1395 года город был разрушен и сожжен войскамиТимура, после чего пришел в упадок.

Разница в названии не удивительна. Это связано с различными звуковыми транскрипциями с письменных источников разных народов в разное время упоминавших этот город. Его называли ещё Аджитархан, Аштрархан, Цитрахань.

Считается, что от этих названий и произошло слово Астрахань.

Но есть и другие версии. Согласно одной из них, в этих краях жили потомки воинственных сарматских племен – асы. Они получили от Бату-хана за боевые заслуги грамоту – тархан, освобождающую от повинностей в пользу государства. Это была великая честь. Асы закрепили её в названии города – «Ас-тархан».

Следующая гипотеза утверждает, что Астрахань была названа в честь Астры – красавицы-дочери хана. Астра – дочь хана – Астрахань.

После распада Золотой Орды на этих землях образовалось Астраханское ханство.

Астраханское ханство карта

Считается, что именно город  дал ему своё название. Но есть и другое предположение, согласно которому вновь образовавшееся ханство называлось  «Астырахан», что в переводе с  с кыпчакского языка означает «Нижневолжское ханство». Слово «Асты»- «нижний» может произноситься, как «Астыра» - «нижнее» или даже «Астырак»- «более нижний». Тогда буквальный перевод названия ханства «Астырахан» - «Астыра» + «Хан» будет «Нижнее» + «Хан» или Нижнее ханство. Отсюда утверждение, что название современного города Астрахань произошло не от отдалено созвучного древнего города Хаджи-Тархан, а от названия ханства «Астырахан» и переводится с кыпчакского языка, как нижневолжское ханство.

Как бы то ни было, но через два года после завоевания Астраханского ханства Россией при Иване Грозном в 1556 году, город был перенесен ниже на другой, левый берег Волги, в 12 км от прежнего места, чтобы было легче обороняться от беспокойных соседей. А название осталось. Это была по-прежнему Астрахань. Строительство крепости на новом месте в 1558 принято считать датой основания Астрахани. Однако административный статус города Астрахань получила только при Петре I. В 1599 году население Астрахани составляло 5 тысяч человек, в основном это был гарнизон крепости.

www.smirnova-tatjana.ru

Астрахань. » Комета-Возмездие

ВНИМАНИЕ! Книга разделена на главы, только для удобства навигации. Информация книги представляет слитное изложение материала о космической катастрофе кометы Алатырь, почти совпавшей по времени с монголо-татарским нашествием. Для правильного понимания происходивших событий советуем последовательно ознакомиться со всей книгой. Перейти к оглавлению.

 

 

« Люди всегда будут находить удовольствие объединять свои идеи и делиться ими, как ученики Сократа приносили и делили трапезу».

Гюйо.

 

История основания города. Происхождение названия Астрахани.

История Золотой Орды, тесно переплелась с историей государства Российского, которое в силу исторических причин, впитало в себя и культуру кочевых народов, входящих в состав монголо-татарских орд. Отдельную страничку этой истории представляет собой Астраханское ханство. Исторические корни Астрахани непосредственно связаны с одним из крупнейших городов, построенных на Нижней Волге в тринадцатом веке - золотоордынским городом Хаджи Тархан. Обосновавшиеся здесь золотоордынские ханы контролировали все важнейшие торговые пути между Западом и Востоком, и Хаджи Тархан, в период развития караванной торговли в Нижнем Поволжье, был одним из основных городов в системе международных торговых связей между Европой, Средней Азией, Индией, Китаем, Русью, Сибирью, Кавказом и ближним Востоком. Считается, что в тринадцатом – четырнадцатом веках через него проходило шесть крупных международных торговых путей, в том числе и путь «из варяг в греки». Хаджи-Тархан или Аждархан (Астрахан) - город Золотой орды, возникший в начале тринадцатого века, на правом берегу реки Волги. Первое письменное свидетельство о Хаджи-Тархане оставил арабский путешественник Мухаммед ибн- Баттута, в 1333 году. Чуть позже, флорентийский купец Франческо Пелаготти уже называет его городом Астархан, а еще позже, побывавший в этом городе венецианец Амвросий Контарини называет его словом Астрахань. Однако этот город, кроме самоназвания, имел у посещавших его многоплеменных купцов и путешественников, и множество других иностранных названий.

Урочище Жареный (Шареный) Бугор.

На правом берегу Волги, всего в двенадцати километрах выше современной Астрахани, между поселками Стрелецкое и Новолесное, находится урочище Жареный Бугор, с незапамятных времен известное местным жителям, которые в размывах и обнажениях оврагов находят здесь множество старинных предметов и остатков разрушенных строений. Сразу оговорюсь, что современные научные источники, с легкой руки историка П.И. Рычкова, в качестве основного названия, абсолютно неправильно употребляют словосочетание «Шареный Бугор», которое вторично. Вот что пишет о развалинах на Жареном Бугре сам П.И. Рычков, в «Введении к Астраханской топографии» от 1712 года: « … в полученных мною рукописных замечаниях о старой Астрахани, сказано: на западном или нагорном берегу Волги, там, где за несколько пред сим лет добывали селитру, приметны на бугре развалины города, куда и до сего времени ходят рыть землю, думая, что тут некогда находились старые татарския золотыя и серебрянныя монеты, кольца, серьги, запястья и прочие вещи. Другие называют это место Шареным Бугром, каково наименование, кажется приличнее». Не могу понять, почему слово «жареный» (от слова «жар») оказалось неприличнее непонятного слова «шареный», но произошло то, что произошло. И в настоящее время исторический и вполне понятный топоним «жареный», безграмотные современные исследователи практически изъяли из обращения, заменив его словом «шареный», но читатель теперь знает, о чем идет речь.

На месте Жареного бугра, когда-то находилась старая Астрахань, которую принято называть Хаджи – Тархан. Другие называют городище Жареный Бугор легендарной столицей Хазарского каганата – городом Итиль (Эрдиль, Атель, Этель). Легенды сохранили и множество других названий Хаджи Тархана: Адьяж-Тархань, Аштаракань, Аж-дархан, Цитархань, Цитрыкань (Зытрахань). Это связано с тем, что кроме самоназвания Хаджи-Тархан, которое зафиксировано на изготавливавшихся здесь монетах, существовало еще и множество названий, под которыми он был известен у других народов. Например, в Грузии его называли город Хазир, а русские Хазитарахань. Об остальных названиях я расскажу по ходу повествования.

В шестидесятых годах девятнадцатого века бывший редактор «Астраханского справочного листа» Архипов А.П. провел самостоятельные изыскания на Жареном Бугре и нашел свидетельство того, что на бугре имеются остатки двух древних городов. Вот что писал о Жареном Бугре «Астраханский справочный листок», (№ 24, 1869 год): «Развалины находятся в верстах 10-12 выше от города Астрахани, на правом берегу реки Волги, почти у самой Рыболовной Стрелецкой ватаги. Тут имеются два города, один над другим. Обрыв Волжского берега, на котором находится замечательная древность, ясно даёт заметить это, при наглядном обозрении. Отсюда вытекает такое заключение: город Атель, известный доныне по одному только названию, и находящийся, как теперь открывается, под верхним городом Баланджаром, (досл. «сгоревшая палица», или. «сгоревший город на берегу реки Болды (от старорусского слова «балда» (болда)-палица») который был основан уже впоследствии на пепелище первого… В нижнем городе Атель, я нашёл почти совершенно целый кувшин удивительной сохранности: в нём была земля и угли. … Там же найдено много других мелких, но замечательных предметов, … а также останки обуглившегося дерева и, кроме того, целые пласты угля, в значительном количестве находящиеся по протяжению береговому, из чего, несомненно следует, что город Атель был сожжен…».

А вот что писал о городе Итиль арабский историк аль - Эдриси: «Этель есть город хазар и притом их главный город. Он состоит из двух городов, поселенных вдоль по берегу реки, которым он дал свое название. Хан живет в городе на западном берегу. Купцы и народ живут в городе на восточном берегу. Длина города Этель около трех миль». В настоящее время археологи предполагают, что Хаджи-Тархан занимал площадь более трехсот гектар, однако точных размеров города не знает никто, вследствие того, что восточная часть города, за прошедшие столетия оказалась сильно размыта и продолжает интенсивно разрушаться течением Волги.

Тысячелетие назад, город на Жареном Бугре населяли христиане, мусульмане и язычники, мирно уживавшиеся друг с другом. Город Итиль был разрушен князем Святославом в 969 году, но название «Жареный бугор» появилось значительно позже, а раньше это место называлось просто «старым городищем».

Существует множество версий по поводу происхождения названия города Астрахань, но все они являются неудовлетворительными. На мой взгляд, наиболее логично, название Астраханского ханства воспроизвести от греческого слова «astra», astron–звезда. Это название могли дать греческие православные миссионеры Астраханскому ханству после космической Алатырь-катастрофы 1240 года, в память о «волосатой звезде» (комете) погубившей древний город и его окрестности. И именно это название позже сделалось названием столицы ханства, которая раньше располагалась на Жареном Бугре. А ранее, под нарицательным именем Астрахань, подразумевались вообще все города и земли нижневолжского татарского ханства. То есть, аналогично тому, как от слова «тартар», образовалось название Тартария, от слова «астра» образовалось название астраханского ханства. То есть, под именем «Астрахань» подразумевались города и местность в пределах современной Астраханской и части Самарской областей вверх по Волге, а также все пространство от берегов этой реки до Кавказа, в том числе и земли, на которых жили славяне, некогда составлявшие обитателей Тмутаракани.

По мусульманской легенде, город Хаджи–Тархан (Хаджитархан), являвшийся торговым центром на караванном пути «из варяг в греки», основал знатный татарин-мусульманин, который совершил хадж (паломничество) в Мекку в то время, когда город переносили с Жареного Бугра на новое место. (В настоящее время Астрахань находится на холмах Заячий, Киселев, Паробичев, Казачий, Голодный и т.д).По поводу происхождения названия Хаджи–тархан, могу пояснить следующее. Слово «хаджи» (человек совершивший паломничество в Мекку), в просторечье употреблялось и как слово «святой», а «тархан» - это любое владение, или поселение, освобожденное от власти хана, которое обычно давалось почти исключительно мусульманскому духовенству. То есть в вольном переводе название Хаджи-Тархан следует понимать как «Святой город». В четырнадцатом веке Хаджи-Тархан становится крупным торгово-земледельческим центром с правом чеканки собственной монеты. Древний город не имел оборонительных сооружений, так как существовавший у монголо-татар старинный закон Ясы запрещал воинам монголо-татар строить укрепления на местах своих стоянок и проживания, ведь по законам Ясы, города должны были защищаться только храбростью воинов. По этому же закону, воины монголо-татар никогда не имели доспехов, защищавших спину. А.И. Терещенко, посетивший Астрахань в 1854 году, пишет, что, «подъезжая к Астрахани, встречаем уже чаще татарские постройки и мечети, часто обвалившиеся, а частично опустелыя, и на этих местах, называемых Жаренный Бугор, была прежняя Астрахань, столица царства. На монетах золото-ордынских, открытых мною в большом множестве, встречается она под именем Хаджи-Терхань и Хаджи-Терхань-эль-джедид, в первый раз при хане Черкес-беке, 1374 году., а в последний раз при хане Даулет-бирди, в 1427г. При владычестве Золотой Орды, Хаджи-Терхань, называвшаяся еще Тарджин, была уделом ея, и без сомнения тут господствовали правители или князья, подчиненные ханам».

М. Рыбушкин называет еще одно название города: «Город Астрахань прежде назывался Хаджи-Тархан или Адяш-Тархан». Простой и логичной является и версия о названии города, изложенная С.К.Круковской: «Татары основали в низовьях Волги свои татарские городки и между ними древнюю Астрахань, которая называлась Хазитарханью, Аштарханью, (Астар, Аштар)». Это не противоречит изложенной ранее моей версии, ведь Иштар (Астар, Астарта) – это одно из старых названий «кометы-возмездие» (Фаэтон), и в данном случае, в названии Астрахани, по-видимому, использован одно из мировых мифологических названий кометы, которая явилась причиной Ноева потопа.

А Иосафат Барбаро писал об этом городе так: «На востоке от Тюмени, в расстоянии 7 дней пути течёт река Эрдиль, (Эридиль, Эриду-иль) на которой стоит город Цитрахань. Теперь он совершенно разорён, но прежде славился своею обширностью и богатством». Я привел это свидетельство Иосафата Барбаро только потому, что река Эрдиль (Эриду-иль) – это всего лишь искаженное татарское название от мифологической реки смерти Эридан (производное от Эриду) (1).

Именно поэтому, река Волга, на берегах которой во время катастрофы 1240 года произошло сразу несколько электроразрядных космических взрывов, греческими миссионерами символически называлась то именем бога Солнца Ра (Ра-горахте), то рекой Эридан (Эриду-иль), которое искаженное специфическим произношением татарского языка, стала звучать как Эрдиль, а позже Этиль, Итиль, Атиль . Поэтому, сгоревший при падении осколков кометы Алатырь, во время космической катастрофы 1240 года, город на Жареном Бугре, греческие миссионеры и купцы символически назвали в честь богини хаоса, разрушений и раздора Эрдиль (очередное название «кометы-возмездие»). То есть, город Итиль и река Итиль являются не татарским, а искаженным греческим, египетским и персидским названием, которое дано по имени самой страшной кометы Солнечной системы. Ведь город Итиль, расположенный на Жареном Бугре, посещали многие арабские и греческие путешественники, и, судя по надписям на керамике и монетах, в Хаджи Тархане были хорошо известны арабский и персидские языки. И это позволяет предполагать, что космическая катастрофа Алатырь–кометы имела исключительно крупные масштабы. Астраханское ханство было присоединено к России в 1556-58 годах. Новый город, перенесенный на Заячий Бугор, сохранил за собой имя исчезнувшего города, но оставил потомкам тайну запустевшего древнего городища.

Археологические раскопки Жареных (Шареных) бугров.

Надо сказать, что полномасштабные плановые археологические раскопки города на Жареных Буграх, никогда не производились. На протяжении веков, остатки разрушенного города, подвергались бездумному разграблению местным населением. Заброшенное городище длительное время использовалось как каменоломня, в результате чего кирпичные руины монументальных строений разбирались и вывозились баржами и кораблями в Астрахань. Этот старинный, золотоордынский кирпич, в большом количестве использовался для строительства Астраханского Кремля и других сооружений Астрахани. А здешнюю почву нашли пригодной, и массово использовали для изготовления селитры. При этом, на развалинах города находили во множестве горшечные черепки, остатки строений, а также «невообразимое множество костей человеческих и костей различных животных, множество обломков различной домашней утвари…», что свидетельствует о том, что гибель города была внезапной. В полном собрании ученых путешествий по России, за 1824 год, сообщается: «Шареный бугор, по-татарски – Каюк-Кыла, по-калмыцки, от испорченного татарского слова, Кухяла (сгоревший город) против так называемого Длинного острова, в 10 верстах выше Астрахани, есть, ни что иное, как развалины, или лучше сказать, следы бывшего татарского города, … а по сказаниям других — местом старой Астрахани, перевезенной отсюда на остров Волги. Восточная сторона следует непосредственно по берегу реки Волги и частью подмыта, частью обрушена, от чего ближе к реке иногда находят куски кирпичей, синие глазурованные обломки изразцов или глиняной посуды, и части человеческих черепов. А на самом месте нет даже и следов фундаментов от домов, улиц, сводов и проч., но вся восточная поверхность состоит из мелких рвов и мелких холмов. Западная часть, по которой следует дорога из Астрахани в Царицын, имеет более заваленных рвов. В холмах находят только камни и горшечные черепки, частью с синим глазуром».

В 1893 году археологические раскопки проводил член Императорской археологической комиссии А.А.Спицын. Он сообщает, что «при ближайшем ознакомлении, «Жаренный Бугор» оказался местом какого-то золотоордынского города, сильно разрушенного рекой и основательным образом расхищенного ради добывания кирпича. В настоящем виде он представляет возвышение, сплошь покрытое беспорядочными кучами мусора. Городище большими пластами обваливается в воду, … но остатки его, еще тянутся по берегу реки полосою до 70 сажен ширины. На всем этом пространстве среди множества осколков битой посуды, кирпича, кусков угля и обломков костей встречаются различные, характерные для золотоордынских городов вещи и монеты. Последних на бугре собрано свыше двухсот штук»

А вот как описывает Жареные Бугры И.А.Житецкий, действительный член Петровского Общества исследователей Астраханского края в «Астраханских губернских ведомостях» (№80, 1884, четверг, 2 августа): «Версты 2-3 выше Астрахани, на Волге, против истока Болды, правый берег, до этого пункта совершенно низменный, принимает холмистый или лучше – волнообразный вид. Возвышения и впадины чередуются приблизительно через равные промежутки и постепенно переходят одни в другие, то доходя до уровня воды в реке, то поднимаясь саженей на четыре-пять над его поверхностью: словно почва застыла в момент своего волнения. На вершине первого из частых холмов-волн находится поселение Калмыцкий Базар, затем на той же волне расположено селение Хохлацкое, за которым следуют один за другим три бугра. У последних общее название «Шареные» (или «Жареные»). Первый бугор от селения Хохлацкого самый низкий, а третий самый высокий между ними. Поверхность первого и второго холмов не имеет остатков обитания в прошлом, поверхность же последнего усеяна разной величины холмами и усыпана битой глиняной посудой, кусками изразцов и обожжённых кирпичей. Версты на 2-3 в окружности, если не более… Волга, несколько выше крайнего, третьего бугра, делает изгиб с юго-востока на юго-запад и потому течение, бьющее здесь постоянно с берега, размывает во время половодья холмы, производит ежегодные обвалы и постепенно из года в год обнажает все новые и новые остатки старины, скрытые в грунте Шареных бугров. … Восточная сторона по берегу Волги частью подмыта, частью обрушена, от чего ближе к реке иногда находят куски кирпичей, синие глазурованные обломки изразцов или глиняной посуды, или части человеческих черепов»… Из этого свидетельства нетрудно понять, что город стал жертвой космического взрыва.

А исследователь Спицын, побывавший на Жареном Бугре, со слов местного старожила, ветеринара В.П. Кваченкова, оставил сидетельство, «что берег Волги у с. Хохлацкого с каждым половодьем систематически разрушается, так что в каждые 10 лет он обваливается на 20 саженей (сорок метров), а при обвалах этих обнажаются кувшины старой формы, медные и железные вещи, монеты и т.д.»

И, по-видимому, город был перенесен на новое место, именно из-за интенсивного размыва Волгой, которая давно смыла центр города, некогда располагавшийся на берегу Волги. В 1947 году, на Жареном Бугре, Волга размыла городское кладбище. В размывах обрыва археологи исследовавшие некрополь, обнаружили множественные зольные пятна. Спицын также обнаружил на Жареном бугре массу пепла, угля, битого камня, черепков, а также до двадцати штук серебряных и медных монет, и пришёл к заключению, что данная местность полна историко-археологического интереса, почему систематическое её исследование является необходимым.

Академик Пыпин, исследовавший рукописи архива Екатерины II, обнаружил еще одно название города: «На нагорной стороне, выше Астрахани верст около девяти, находится город имянуемый Жареной, а татары имянуют Алтынжар, значит - златы полив, или поем». Оставим на совести автора этот перевод, и добавим, что название Алтынжар состоит из двух слов и в переводе с тюркского может иметь значение «золотой огонь» («золотой жар»), или «шестой огонь», как свидетельство о шести самых знаковых электроразрядных взрывах во время космической катастрофы 1240 года), ибо слово алтын имеет два значения: во-первых число «шесть» и во вторых, «золото», плюс второе составное слово «жар» - т.е. огонь). Давйте напомним самые знаковые взрывы катастрофы 1240 года: Новгородские пятины и размещенный на них Санкт-Петербург(1), Москва(2), Киев(3), Казань(4), Астрахань(5) и Эльбрус(6). При этом пять из них являются столицами ханств, княжеств и государств, а гора Эльбрус является аналогом греческого Олимпа для языческих богов местных племен и народов. Вывод очевиден. Места космических катастроф 1240 года являлись объектами особого почитания мусульманского и христианского населения в Древней Руси и Золотой Орде.

В заключение хочу сказать, что некоторые исследователи полагают, что основная часть городища смыта течением Волги, и изучать там больше нечего. Однако и Хаджи-Тархан и находящиеся в его окрестностях древние городища, еще многое могут рассказать археологам о «темных веках» нашей истории, и их уже давно следовало бы взять под государственную охрану, ибо совсем скоро Волга смоет и «этот бесценный осколок прошлого».

 

Примечания к статье «Астрахань».

1 «… мифологической реки смерти Эридан (производное от Эриду)». Позже название реки смерти Эридан(мифологическое названиерекиИордан, над которой произошел один из самых страшных космических взрывов Ноева потопа) стало нарицательным для обозначения реки подземного мира и ада. В Древнем Мире имелось несколько рек, на берегах которых происходили космические взрывы, и которые поэтому носили имя Эридан, и позже, в соответствующем месте, я расскажу о каждой из них.

 

 

kometa-vozmezdie.ru

Астрахань — история города | Путеводитель по миру

Астрахань - история города

Астрахань - история города

Астрахань — история города.

Город расположен у впадения Волги в Каспийское море. Издревле Астрахань жила торговлей по Волге и Каспийскому морю и рыболовством. По мнению историков, город возник в XIII веке.

В древности Астрахань называлась Хаджи-Тархан. В 1556 году при царе Иване Грозном город вошёл в состав России, и Хаджи-Тархан превратился в Астрахань. Русская Астрахань была не только мощной крепостью на юго-восточной границе государства, но и главными торговыми «воротами» России в Азию.

Город пересекают рукава и протоки, отходящие от волжского русла, поэтому в нём так много мостов. В самом сердце древнего города на высоком холме расположен символ Астрахани — белокаменный кремль XVI века. Он имеет форму вытянутого треугольника, одна сторона которого располагается вдоль левого берега Волги. Стены кремля с двурогими зубцами в виде «ласточкиного хвоста» укреплены башнями с деревянной кровлей. Одна из них, башня Красные ворота, стоит на высоком и крутом склоне кремлёвского холма. Башня имеет 12 граней и приспособлена к круговой обороне.

В кремле находится двухэтажный Успенский собор, построенный из красного кирпича и увенчанный пятью куполами. На уровне второго этажа собор окружён открытой обходной галереей.

ГЕРБ.Золотая корона и кривой восточный меч на гербе напоминают о том, что до присоединения к России Астрахань была столицей могущественного Астраханского ханства. Царский венец на щите — астраханская шапка — символизирует покорение города царём Иваном Грозным.

ОСЁТР.Астрахань славна осетром — крупной промысловой рыбой, которую ловят в Каспийском море. Промысел — это добыча, или лов, рыбы. Огромные осетры живут до 50 лет и могут достигать в длину от 2 до 3 метров, а весить 65 килограммов! Вкусное мясо рыбы идёт в продажу не только в свежем виде, но и в мороженом, солёном, вяленом и копчёном. Осётр также даёт чёрную икру — один из наиболее ценных рыбных продуктов.

Астрахань - история города

Астрахань - история города

УСПЕНСКИЙ СОБОР.Это главный собор города, и расположен он в Астраханском кремле. Назван он в честь Успения Божией Матери. Астрахань считалась «младшей сестрой» Москвы, и главный соборный храм города получил название Успенского, как и главный московский храм.

БЕЛЫЙ ГОРОД.К кремлю примыкает посад с названием Белый город. В нём находится Спасо-Преображенский монастырь и много церквей. В центре бывшего Белого города сохранились подворья восточных купцов, мечети и католический храм.

Также вы можете прочитать похожие статьи:

www.strogino-uprava.ru

«О названии города Астрахани» | Астраханское информбюро

В газете «Волга» появилось несколько дискуссионных статей по поводу названия и возраста города Астрахани. Совершенно согласен с авторами заметок о необоснованности занижения возраста нашего города. Исчислять возраст Астрахани от года его завоевания стрельцами Ивана Грозного означает непризнание факта существования Астраханского ханства, Золотой Орды и Хазарского каганата. Делалось это ранее совершенно преднамеренно, в угоду идеологическим соображениям еще с царских времен. Попытки приукрасить прошлое заставляли отрицать связь истории государства российского с этими государствами – предшественниками и начинать её с варягов.

Переезд центра Астрахани с Шареневых или расположенных рядом Стрелецких бугров нынешнего Трусовского района на бэровский бугор Долгий Заячий или Высокий (Шабазг – тат.) левого берега не означает образование нового города. Отцы-основатели сохраняют прежнее наименование, подчеркивая преемственность нового города по отношению к историческому месту возникновения. Если бы в 1558 году строился новый русский город, он должен был бы получить новое, объяснимое для русского языка, название. Если мы хотим отмечать дату покорения Астраханского ханства или дату переезда стрельцов на левый берег Волги, то 1558 год – правильная дата, только к основанию города Астрахани она не имеет никакого отношения.

Причиной переноса центра города стали не столько успехи дружин Ивана Грозного, сколько коварство матушки Волги, изменившей в Х веке свое русло. Сделав Джергаковский изгиб, Волга начала подмывать высокий правый берег, на котором располагался городской центр. С переездом центра города бугры-предшественники не остались необитаемыми. По имени расположившихся в этом месте войсковых формирований они стали называться Стрелецкими и были форпостом Астрахани на излучине реки, с которой можно было обнаружить приближающиеся с севера к городу суда.

Основываясь на данных гидрографии, районы города Астрахани, существовавшего до 1558 года, следует искать под руслом Волги в районе 12 Поста, а на древних астраханских огородах, располагавшихся на затапливаемом левом берегу, и сегодня выращивают урожаи астраханские дачники. Город с названием Астрахань – это не новый 450-летний город, поскольку с переносом его центра переселились не только прежние его жители, но переехали даже камни ханского (возможно, и каганского) дворца, использованные при строительстве Астраханского кремля.

Если новый город сохраняет название старого, значит оно очень значимо для истории. Существует несколько русских записей названия города, которые делались летописцами по слуху произносимого слова или по смыслу названия города: Астрахань, Аз-тархан, Хаджи-тархан, Хаз-тархан, Хоз-торокан, Ачтархан, Астархан, Адждерхан. Были и другие названия городов на Нижней Волге, но эти другие названия имеют отношения к населенным пунктам, отстоящим на значительные расстояния.

Не согласен с автором публикации в «Волге» от 27.11.2009 «И все же, сколько лет Астрахани?» Г. Комаровым только в одном: не мог город получить название по имени какого-либо человека. Практика присвоения имен городам и поселениям в честь какого-нибудь общественного деятеля появилась гораздо позднее, когда можно было заставить граждан именовать место поселения посредством директивного документа. Да и имя хана Ас-Тархана (по некоторым документам – Хаджи-Тархана) слишком мало известно в истории, чтобы благодарные потомки тысячу лет продолжали прославлять его имя. Связь имени хана с названием города, конечно, существует, но скорее хана именовали по имени города, где он родился или проживал. Например, царь московский, князь киевский, Юронд из Спыхова, Сбышко из Богданца, хан Ас-тарханский – характерные именные построения тех лет, когда отсутствие фамилии заставляло выделять человека из массы других по месту происхождения. Наиболее вероятно, что половецкий хан Ас-Тархан, есть хан астарханский, то есть хан родом из Астрахани. Историки правы, связывая имя этого хана с именем города, только, на мой взгляд, присвоение имени шло от города к хану, а не наоборот. В этом случае в 1122 году, к которому относят упоминание имени хана Ас-Тархана, город с названием Астрахань уже существовал.

Для жителей города вообще нет необходимости присваивать имя своему городу, достаточно сказать: «мой город». Хазарский каган Иосиф в своей переписке, относящейся к 954 – 962 годам, подробно рассказывая о городе, в котором живет, так и называет его: «мой город». Это персидские путешественники присваивают ему имя Итиль или Хазарань. Название города важно для путешественников, которым надо отличать посещаемые города названием. Имя городу присвоили не его жители, а посещавшие его.

Попытаемся объяснить появление названия Астрахань с позиций семантики этого слова. Название города – Астрахань явно не русского происхождения, ибо в современном русском языке этот набор звуков ничего не означает. Чтобы обосновать происхождение названия города, следует обратиться к языковым построениям того периода.

Наиболее распространенная ошибка – строить объяснение названия города от окончания «хан» и связывать его с именем хана – правителя. На самом деле значимым в названии является окончание «ан», которое с тюркского языка переводится как «место, район, поселение». Частица «ан», обозначающая «место», существует в географических названиях: Казань, Балкан, Тамань, Рязань, Русолань, Азербайджан, Кубань, Таджикистан, в тех районах, где был распространен тюркский язык.

Необходимость расшифровывать название Астрахани на основе окончания «ан» подтверждают примеры названий других городов и местностей. Например, название города Казань и название котла для приготовления пищи «казан» родственны. Согласно семантическому словарю русского языка слово «казан» состоит от двух тюркских слов: «каз» — двигаться туда-сюда, тереть и «ан» — место. Значения слова «казан», сосуда для приготовления пищи, словарь объясняет как вытертое, выскребаное место, а город Казань – очищенное (по всей видимости, от леса) место.

Скорее слова «хан» и «каган» включают частицу «ан» для обозначения принадлежности звания к месту – «местный хозяин» и «местный правитель». Поэтому данные титулы в литературных источниках всегда встречаются рядом с названием этого места. «Хан Ас-тархан» — местный астраханский правитель. «Ханы Золотой орды» — правители Золотой орды.

Берусь утверждать, что все приведенные мной названия: Астрахань, Аз-дархан, Хаджи-тархан, Хаз-тархан, Хоз-торокан, Хозстаркан принадлежат одному и тому же городу и имеют общий семантический смысл. Считаю, что второй значимой составляющей в названии города является частица «хаз». Слово «хаз» (хас) в древнееврейском языке означает – странствовать, ходить туда-сюда, совершать паломничество. На арабском языке это слово произносится – «хадж», в татарском, казахском языках оно превратилось в «каз (кез)». В зависимости от особенностей языка слог «хаз» у разных народов превращался и в «газ», «кас» и в «аз», «ас», например, в тех языках, где «h» – нечитаемая буква, служащая для связи слов. Поэтому в древних записях названия города встречаем: в русских летописях – Хоз, в арабских источниках – Хадж, в западно-европейских – Эз (Aj).

Не случайно голландский химик Гельмонт в ХVIII веке применил для обозначения состояния вещества неологизм «газ» (haz), которым он хотел подчеркнуть хаотичное движение частиц вещества в таком состоянии. На базе этих понятий древних языков сформировалось и греческое слово «chaos» (хаос) – первичное бесформенное состояние мира.

Страна кочевников, куда, согласно Библии, бог отправил Каина за совершенное преступление, получила название Хазия (Азия), а государство странствующего народа – Хаз-ария. Море хазарское – «Хаз-пи» стало Каспием. И, следовательно, название Хазтаркхан уходит к хазарским временам.

Составляющее название слово «трак», «тарак» или «таркх», предполагаю, происходит от глагола укрывать, оберегать, прятаться. Л.Н. Гумилев в книге «Открытие Хазарии» приводит перевод стиха о битве персидского царевича Хозроя и полководца Бахрама:

«… Елян Сина крикнул Бахраму: «Гляди!

Там див пред румийцами встал впереди.

Как слон он, железная пика в руках,

И спрятал аркан далеко в тороках»…

В этом стихе использовано не переведенное на русский язык тюркское слово «торок», которое было понятно для читателей той поры. Смысл этого стиха в том, что румиец не собирается использовать аркан и вышел на битву с одной пикой. Выражение «спрятать в тороках» в этом стихе означает – спрятать в укромном месте, в месте, откуда быстро достать аркан во время боя не представляется возможным. В соответствии со словарем В.И. Даля «торока» – ремешок позади седла. Место за седлом война – самое безопасное место во время боя. Глагол «приторочить» в русском языке означает – пристегнуть ремешком, прикрепить, пришить. В русской кавалерии конный воин крепил в тороках скатку шинели, личные вещи. Торока конного воина – это его личный хозяйственный обоз.

От слова «торок» происходят глаголы швейного дела: «торочить» – выставлять ткани край наружу и «оторочить» – укрыть, спрятать край ткани под мехом, каймой, лентой. И даже тюркское слово «таракан» имеет родство с названием Астрахань. «Таракан» – прячущееся, укрывающееся насекомое. От слова «торок» происходит и фамилия Тараканов, что означает – сын прячущегося, скрывающегося человека, беглеца.

Древнерусские летописцы очень правильно понимали смысл названия города и грамотно, по правилам языка, учитывая смысл названия, писали – ХОЗТОРОКАН. В литературных источниках на арабском языке, при всем разнообразии вариантов написания названия города, чаше других встречается название Хаджи-Тархан. Это название имеет тот же смысл – «убежище паломников», «убежище скитальцев».

В тюркских языках существуют родственные слова: «тарханная грамота» – охранная грамота, «дас-тархан» – стол для отдыха и еды.

В последующие времена название стало именем собственным, и смысл его потерялся. Название города стали писать по слуху, как оно слышится с учетом грамматики конкретного языка.

С данной версией перекликается название дагестанского села Тарки, расположенного на месте самого крупного города Хазарии Семендера. Пасущиеся в степи отары древних скотоводов были легкой добычей для голодных воинов-завоевателей, поэтому в Хазарии существовала система укрепленных городов, куда устремлялся пастух за убежищем и помощью.

Таким образом, название города, в котором мы живем, по моему мнению, означает «Место приюта скитальцев» или короче: «Приют скитальцев», «Убежище скитальцев», «Укромное место», «Убежище кочевника», как кому нравится.

С этимологией названия «Астрахань» перекликается название города, вошедшего в русские летописи под именем «Тмутаракань». Город располагался на Таманском полуострове. Тмутаракань – название по русским летописям, которое, по моему мнению, если проводить аналогию, означает – «Множество укромных мест». Таким образом, это не название конкретного города, а название региона, и дельта Волги тоже может претендовать на него, вот почему расположение города Тмутаракань некоторые историки связывают с Волгой.

То, что застигнутые врасплох жители дельтового города разбегались с приходом неприятеля по укромным уголкам волжской дельты, является фактом. Время появления названия «Хозторокань» в русских летописях можно связать с походом князя Святослава на хазар (в это же время в персидских источниках начинает появляться ранее не употреблявшееся название Хаджи-тархан). По легенде Святослав обнаружил хазарскую столицу покинутой жителями и в бессильной злобе сжег город, который, предполагаю, мог быть назван русскими «городом укрывшихся хазов» – Хаз-торокан. Но тогда следует вывод, что город с названием Астрахань и столица Хазарии – это один и тот же город. Во всяком случае, описание географии столицы Хазарии у персидских путешественников ни в чем не противоречит предполагаемому месту на Шареневых буграх.

Город Тмутаракань византийцы на греческом языке называли Таматарха. Очень похожие изменения корня слова в названиях города Астрахани в русской — Хазтаракань и византийской — Астархань редакции.

Объяснение названию города может дать и анализ его военно-географического положения в рассматриваемый период. Местоположение старой Астрахани, как города, который должен стать убежищем для его жителей, идеально. С востока город защищен многочисленными волжскими протоками, перейти которые быстро и незаметно невозможно. С юга город прикрывает Каспий и волжская дельта. С запада город блокируют подстепные ильмени, которые в ту пору, когда уровень Каспия был на 3 метра выше сегодняшнего, были проточными. Остается единственный сухопутный путь на север, вдоль берега Волги через труднопроходимые «дурновские» барханные пески. Так называлось это место, пока при советской власти название Дурное не решили заменить на Рассвет.

Во всех случаях приближения к старой Астрахани неприятеля по суше или воде жители могли быть предупреждены. Обилие воды, пищи, тепло и солнце делают волжскую дельту Эдемом на земле, особенно для путешественников, преодолевших пути к ней по знойной и безводной пустыне летом, морозной и ветреной пустоши зимой и липкой грязи в остальные периоды года. Существование в районе расположения города озера Тинаки с большим количеством иловых грязей, говорит о том, что в этот водоем продолжительное время поступали продукты биогенеза большого города, ни один другой из приволжских ильменей не имеет такого состава грязей. Если озеро Тинаки соединялось протокой с Волгой, то город действительно находился на острове, о чем пишут древние путешественники, а система городского водозабора и канализации работала по идеально классической схеме. Если эта версия правомочна, радиоуглеродный анализ тинакских грязей мог бы достоверно определить возраст биоорганических остатков и возраст города.

В своей работе «Открытие Хазарии» Л.Н. Гумилев пишет, что он не мог понять, почему хазарские кладбища на бэровских буграх дельты всегда находились в их южной части, но это знает каждый астраханец: воду для питья брали выше по течению, а отходы и кладбища размещали ниже по течению, чтобы не загрязнять питьевые источники и не допустить распространения болезней. Так было в Хазарии, так было и в новой Астрахани, все кладбища располагались за пределами города на буграх вдоль Кутума и Луковки пока город не разросся и не вобрал кладбищенские территории в свою черту. Если эта версия правдоподобна, то захоронения древней Астрахани ещё могут сохраниться на буграх 6 микрорайона и поселка ЦКК.

Описанные Л.Н. Гумилевым хазарские захоронения на бэровских буграх доказывают существование выше по течению древнего населенного пункта. В паводок бэровские бугры были убежищем для местных жителей, занятых земледелием на пойменных участках, а скотоводы на период паводка уводили стада в степь не потому, что им хотелось кочевать, а чтобы уберечь скот в период «большой воды».

Астрахань не могла играть решающей роли, как пропускной путь на водном и сухопутном путях. Её можно было обойти по любой другой волжской протоке, а сухопутный путь в Среднюю Азию проходил по восточному краю дельты. Чтобы зайти в Астрахань, следуя из Персии сухопутным путем через Дербентские ворота, надо было обойти подстепные ильмени, выйти к Волге севернее города, а затем спуститься вдоль берега на юг. Астрахань, спрятавшаяся в волжской дельте, полностью оправдывала свое название, как место убежища жителей, укромное место волжской дельты.

Месторасположение столицы Золотой орды города Сарая, напротив, выбрано с учетом его доминирующей роли на торговом шелковом сухопутном пути из Европы в Центральную Азию. Город, в отличие от Астрахани, располагался так, что его практически не могли обойти караваны, двигающиеся вдоль волжской дельты, и у него была другая судьба.

Аргументы, приведенные в статье, в силу её краткости могут показаться неубедительными, но они предполагали обоснование следующих предположений:

1. Название города является его «кличкой», общественным идентификатором, выделяющим его из череды других городов.

2. Название городу дано не его жителями и не правителями, а является его признаком, появившимся в летописях и, в первую очередь, в русских.

3. Имя города Астрахани тесно связано с названием народа – хазар, и появился город до 1000 года, когда название «хазар» исчезло.

Данная статья не может дать однозначного ответа на вопрос о происхождении названия Астрахань, это лишь одна из версий.

astinform.ru

История Астрахани. Кратко история старого города Астрахань

Астрахань и область

История Астрахани

Современная Астрахань была основана 450 лет назад, в 1558 году, и является древнейшим русским городом Нижнего Поволжья.

Основанию Астрахани предшествовала упорная борьба русского государства за Среднее и Нижнее Поволжье, находившееся длительное время под властью татарских ханств — Казанского и Астраханского.

Феодальная знать этих ханств ориентировалась на Турцию и Крым и противилась присоединению Среднего и Нижнего Поволжья к русскому государству.

Борьба русского государства за Поволжье и выход в Каспийское море диктовалась интересами самообороны от нашествия турок и татар, сложными внешнеполитическими задачами, экономическими потребностями, а также стремлением русского боярства и дворянства,— господствующего класса страны — расширить феодальное землевладение.

Фото активный отдых в Адыгее Несмотря на помощь, оказанную Турцией и Крымом казанским и астраханским феодалам, русское государство в борьбе с ними одержало победу. В октябре 1552 года, после полуторамесячной осады, русские войска штурмом взяли Казань. Эта победа сыграла решающую роль в разгроме Казанского ханства и определила исход борьбы за Нижнее Поволжье. Спустя четыре года, в начале августа 1556 г., отряд казаков и стрельцов во главе с воеводой И. Черемисиновым занял Астрахань.

Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к русскому государству имело прогрессивное значение для дальнейшего политического, экономического и культурного развития народов Поволжья.

Присоединение Поволжья способствовало также росту производительных сил русского государства и укрепило его международное положение. В Поволжье усилился приток населения из центральных районов России. Возникли новые города и поселения. Во второй половине XVI века были основаны Астрахань, Царицын, Саратов, Самара, со временем превратившиеся в крупные экономические центры страны. Началась распашка больших массивов земель в Среднем Поволжье, увеличилась добыча рыбы и соли в низовьях Волги, возросло судоходство, расширилась торговля с восточными странами через Астрахань.

Стремясь ликвидировать успехи русского государства, Турция и Крым решили изгнать русских из Поволжья и Северного Кавказа, обеспечить там свое господство и распространить свое влияние на Среднюю Азию. Турецкий султан и крымский хан считали, что для осуществления этой задачи необходимо прежде всего захватить Астрахань. Поход, предпринятый крымско-турецкой армией в 1569 году на Астрахань, провалился; большая часть этой армии погибла при отступлении. Поражение под Астраханью означало крах всех агрессивных планов Турции и Крыма. Победа русского государства укрепила его международное положение и произвела огромное впечатление в Европе и на Востоке.

Татарская Астрахань, которую заняли русские войска в 1556 году, была расположена на правой, нагорной, стороне Волги, — выше современной примерно на двенадцать километров (ныне Приволжский район, село Карантинное).

Фото активный отдых в Крыму Город стоял в открытой, степной местности, не имел хороших укреплений и был доступен для нападения. Воевода Черемисинов решил перенести Астрахань на другое место, вернее — основать город заново. После тщательных поисков выбрали бугор, возвышавшийся на левом берегу Волги. Трудно было найти в устье реки место, более выгодное для обороны. Волга, ее протоки, а также ильмени и солончаковые озера надежно защищали подступы к новому городу. Черемисинов послал в Москву чертеж и просил разрешения начать строительство.

Выбор Черемисинова был одобрен, и в 1557-1558 гг. на бугре были построены укрепления, которые положили начало современной Астрахани. Все строения и укрепления правобережной Астрахани по приказу воеводы были срыты до основания. Английский путешественник Дженкинсон, проезжавший через Астрахань в 1558 году, писал: «город расположен на острове, на высоком берегу, внутри города — кремль, обнесенный деревянной и земляной стеной и некрасивой и непрочной. Строения и дома и городе (за исключением помещений главных начальников и некоторых дворян) очень низки и просты».

Русское правительство, придавая большое значение новому городу, ежегодно отправляло сюда людей, продовольствие, вооружение и лес. Поход крымско-турецкой армии в 1569 году и агрессивная политика Турции и Крыма свидетельствовали о постоянной угрозе безопасности Астрахани. Чтобы обеспечить защиту города, правительство приказало построить в Астрахани каменный кремль.

Закладка каменных стен и башен кремля началась в восьмидесятых годах XVI века, то есть вскоре же после окончания Ливонской войны. Строительство стен было закончено в 1589 году, а башен — в двадцатых годах XVII века.

Чтобы ускорить строительство кремля, было решено разобрать развалины зданий в бывшей столице Золотой Орды — городе Сарае (находился на месте современного села Селитренное на Ахтубе) и пустить в дело очищенный кирпич и отбитую известь.

Стены кремля, усиленные семью башнями, из которых три было проезжих (то есть с воротами), а четыре — глухих, и одной стрельницей, еще более увеличивали неприступность крепости.

По данным «Росписного списка» Астрахани 1709 года, общая протяженность кремлевских стен по периметру составляла 1504 метра, высота стен — 9,6 метра, толщина — 1,8 метра.

Фото активный отдых в Адыгее через горы к морю Территория, занимаемая кремлем, насчитывала в длину — от восточных Пречистенских до Красных ворот, ближе всего подходивших к Волге, — 430 метров; в ширину — от северных, Никольских, ворот до южной Житной башни—236 метров.

Кремлевские стены и башни приводили в восхищение всех попадавших в Астрахань.

«И зделан город, — сообщал летописец, — бесчисленно хорошо, а кругом его (то есть по стенам) пояс мраморен зелен, да красен, а на башнях такоже».

Пояс из глазурованных кирпичей частично сохранился на одной башне кремля до наших дней, но трудно различим, так как покрыт толстым слоем известкового набела.

Кремль придавал Астрахани, несмотря на её многонациональное население, привычный для современников облик русского города.

В XVI-XVIII веках в кремле было сосредоточено большинство административных учреждений города; здесь же находились артиллерийские склады, пороховые погреба, монастырь с хозяйственными поп ройками, церкви, два собора, митрополичьи палаты. Длительное время на территории кремля стояли и жилые постройки — дворы, принадлежавшие феодальной знати, представителям местной администрации и духовенству.

Астраханский кремль является замечательным памятником древнерусской архитектуры и выдающимся крепостным сооружением своей эпохи.

Астрахань, хорошо защищенная обилием вод, с постройкой кремля и других оборонительных сооружений превратилась в одну из сильнейших крепостей. Она надежно прикрывала страну от набегов кочевых племен и вторжения враждебных России государств.

Население города росло. Астрахань уже в начале XVII века являлась одним из крупных городов русского государства. Среди жителей города, помимо военного люда, были купцы, ремесленники, работные люди.

В XVII веке, в связи с развитием рыбного и соляного промыслов, Внутренней и внешней торговли, ремесл и судоходства, увеличился наплыв в Астрахань поселенцев, принадлежавших к различным социальным группам.

Вместе с ростом населения увеличивалась и территория Астрахани. Особенно энергично шла застройка и заселение территории, лежавшей по бугру, на восток от кремля. В 1631 году этот район города был обнесен каменными зубчатыми стенами с башнями и стал называться Белым городом. Однако Белый город, лишь в два раза превосходивший по площади кремль, не мог вместить быстро растущее население Астрахани. Во второй половине XVII века за пределами Белого города возник ряд слобод, расположенных по южному берегу реки Кутума и берегам реки Криуши. Эти слободы были защищены деревянно-земляными укреплениями и образовали новый район Астрахани, получивший название Земляного города.

Ведущими отраслями хозяйства в этот период были рыбная и соляная промышленность. Рыбные и соляные богатства Нижнего Поволжья задолго до его присоединения к России были хорошо известны русским промысловым людям, которые вели здесь добычу рыбы и соли.

Покончив с польско-шведской интервенцией и подавив антифеодальные народные восстания в стране, московское правительство в (двадцатых годах XVII века развернуло в Нижнем Поволжье энергичную деятельность, направленную на увеличение добычи рыбы, соли и расширение торговли с Востоком через Астрахань.

Соляные месторождения Нижнего Поволжья имели существенное значение для всего русского государства. До середины XVIII века главным местом добычи соли были южноастраханские самосадочные озера. В XVII веке добыча соли на них составляла один-полтора миллиона пудов в год. По-видимому, такой массы соли не добывалось ни в каком другом районе России. Южноастраханские озера снабжали солью значительную часть населения нашей страны.

Посадские (городские) низы Астрахани и работные люди беспощадно эксплуатировались феодалами, купцами-промышленниками, казной, подвергались насилию и издевательствам со стороны местной администрации. Каторжный труд, произвол воевод и приказных порождали острую ненависть народных масс к угнетателям.

В 1606-1607 годах Россия была охвачена мощным крестьянским восстанием, во главе которого стоял Иван Болотников. Астрахань отказалась повиноваться правительству царя Шуйского и примкнула к восставшим. Городские низы Астрахани освободили холопов, расправились с дворянами и купцами, прогнали представителей царской администрации и фактически захватили власть в городе. Все попытки царского правительства быстро подавить восстание в Астрахани успеха не имели. Царский воевода более года простоял под стенами восставшего города, но так и не смог взять его и в октябре 1607 года вынужден был снять осаду.

Весной 1670 года Степан Разин с отрядами казаков и крестьян перешел с Дона на Волгу, занял Царицын и направился к Астрахани. Астраханский воевода стремился задержать повстанческие части на подступах к городу, так как опасался, что подход Разина к Астрахани послужит сигналом для восстания населения. Однако все отряды стрельцов, высланные для борьбы с восставшими, без боя перешли на их сторону. 23 июня 1670 года повстанцы при поддержке трудящихся города штурмом взяли Астрахань.

Переход города во власть восставших обеспечил дальнейший успешный ход крестьянской войны. Астрахань — самый крупный город в Поволжье, вплоть до Казани, — превратилась в базу, опорный пункт, питавший восстание людскими резервами и материальными ресурсами. Обеспечив свой тыл, Степан Разин мог предпринять поход вверх по Волге на Москву.

Царское правительство и господствующий класс феодалов, напуганные размахом крестьянской войны, грозившей снести устои крепостнического государства, бросили все силы для подавления восстания.

Восставшие сумели обеспечить порядок и нормальную жизнь в Астрахани.

Население Астрахани в XVIII веке и первой половине XIX века росло медленно. В середине XIX века в городе насчитывалось около 45 тысяч жителей. Объяснялось это тем, что в Астрахани, как, пожалуй, ни в одном другом городе Поволжья, был очень высок процент смертности населения.

В грязном и неблагоустроенном городе, каким была Астрахань, часто вспыхивали эпидемические заболевания. Так, в 1728-1729 годах в городе свирепствовала моровая язва, занесенная из Персии. В эти страшные годы город лишился почти половины своего населения. Большой процент населения Астрахани составляли жители иноземных слобод. В XVIII веке численность населения этих слобод значительно выросла, главным образом за счет притока новых поселенцев. Так, армянская колония в первой половине XVIII века выросла в восемь раз, а в конце того же столетия насчитывала свыше четырех тысяч человек. Приток армянских поселенцев в Астрахань был вызван тяжелым положением армянского народа, находившегося под властью турецких и персидских завоевателей. Чудовищная эксплуатация, национальный и религиозный гнет, хозяйственный упадок и разорение Армении вынуждали армян массами покидать населенные места» прибежище в других странах и прежде всего в России. Существенную роль в притоке выходцев из восточных стран в Россию играла также покровительственная политика русского правительства по отношению к ним. Покровительство выходцам из восточных стран входило в качестве важного пункта в ту обширную программу действий, которую правительство в XVIII веке осуществляло в целях развития русско-восточных торговых и политических связей и укрепления позиции России на Востоке.

К середине XIX века территория города простиралась на севере до реки до реки Болды, на юге — до Паробичева бугра, на западе—до реки Волги и на востоке — до Казачьего бугра. Однако значительная часть населения была скучена на небольшом пространстве, ограниченном Волгой, Кутумом и каналом (Канава). Происходило это оттого, что территория города, не будучи ограждена валами, ежегодно в период половодья затоплялась, и хотя в межень вода спадала, но в низменных местах образовывались ильмени и солончаки. Местные органы власти не предпринимали необходимых мер борьбы с паводком, а на деление затопляемых районов, в основном — городская беднота, не имело средств для постройки оградительных сооружений.

В первой четверти XIX века были разобраны стены и башни Белого города, обветшавшие и местами разрушившиеся еще в прошлом столетии.

В первой четверти XVIII века Петр I выдвинул обширную программу укрепления экономических связей России с Востоком Он стремился изменить традиционные торговые пути, направить восточную торговлю по Каспийско-Волжскому пути и сделать Россию посредницей в торговле между Востоком и Европой.

Большое место в этих планах отводилось Астрахани, которая впоследствии своего выгодного географического положения издревле была крупным центром восточной торговли.

По инициативе Петра I в Астрахани был заложен порт, основано Адмиралтейство, началось строительство морского торгового флота. Еще ранее по указу Петра в Астрахани была учреждена садовая контора и предприняты опыты выращивания хлопчатника и разведения тутовых деревьев с целью развития шелководства.

Петр I, будучи в Астрахани в 1722 году, предложил построить канал между Волгой и Кутумом, который должен был осушить южный район города и служить местом стоянки судов во время шторма. Канал был построен позже, в 40-50-х годах XVIII века.

Планы Петра I, предусматривавшие рост экономики Астрахани, нашли горячего сторонника в лице В.Н. Татищева. Крупный ученый, незаурядный администратор, строитель уральских заводов Татищев, будучи астраханским губернатором (1741-1745 гг.), разработал обширную программу экономического развития и колонизации края. В центре внимания Татищев» стояли вопросы, связанные с дальнейшим расширением русско-восточной торговли, развитием рыбного и соляного промыслов, шелковой и хлопчатобумажной промышленности. Хотя управление краем отнимало много сил и времени у Татищева, он и в Астрахани продолжал свои труды по истории и географии России, собирал материалы, связанные с историческим прошлым Нижнего Поволжья.

В период крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева Астрахань не была занята повстанческими войсками. Однако действия восставших в Нижнем Поволжье нашли отклик и в Астрахани.

Восстания крестьян являлись одной из главных причин, приведших и 1861 году к падению крепостного права в России.

Свыше тридцати астраханцев — участников Отечественной войны удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Бесстрашный летчик Степан Здоровцев одним из первых летчиков Советского Союза применил таран в воздухе п сбил фашистский самолет. Дважды Герой Советского Союза Скоморохов, Герои Советского Союза Куликов, Городничев, Зуев, Подколоднов сбили десятки вражеских машин.

Туры для молодежи и родителей с детьми, активный отдых

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край гор и водопадов

Недельный тур а Адыгее, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

svastour.ru

История Астрахани

Современная Астрахань была основана 450 лет назад, в 1558 году, и является древнейшим русским городом Нижнего Поволжья.

Основанию Астрахани предшествовала упорная борьба русского государства за Среднее и Нижнее Поволжье, находившееся длительное время под властью татарских ханств — Казанского и Астраханского.

Феодальная знать этих ханств ориентировалась на Турцию и Крым и противилась присоединению Среднего и Нижнего Поволжья к русскому государству.

Борьба русского государства за Поволжье и выход в Каспийское море диктовалась интересами самообороны от нашествия турок и татар, сложными внешнеполитическими задачами, экономическими потребностями, а также стремлением русского боярства и дворянства,— господствующего класса страны — расширить феодальное землевладение.

Несмотря на помощь, оказанную Турцией и Крымом казанским и астраханским феодалам, русское государство в борьбе с ними одержало победу. В октябре 1552 года, после полуторамесячной осады, русские войска штурмом взяли Казань. Эта победа сыграла решающую роль в разгроме Казанского ханства и определила исход борьбы за Нижнее Поволжье. Спустя четыре года, в начале августа 1556 г., отряд казаков и стрельцов во главе с воеводой И. Черемисиновым занял Астрахань.

Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к русскому государству имело прогрессивное значение для дальнейшего политического, экономического и культурного развития народов Поволжья.

Присоединение Поволжья способствовало также росту производительных сил русского государства и укрепило его международное положение. В Поволжье усилился приток населения из центральных районов России. Возникли новые города и поселения. Во второй половине XVI века были основаны Астрахань, Царицын, Саратов, Самара, со временем превратившиеся в крупные экономические центры страны. Началась распашка больших массивов земель в Среднем Поволжье, увеличилась добыча рыбы и соли в низовьях Волги, возросло судоходство, расширилась торговля с восточными странами через Астрахань.

Стремясь ликвидировать успехи русского государства, Турция и Крым решили изгнать русских из Поволжья и Северного Кавказа, обеспечить там свое господство и распространить свое влияние на Среднюю Азию. Турецкий султан и крымский хан считали, что для осуществления этой задачи необходимо прежде всего захватить Астрахань. Поход, предпринятый крымско-турецкой армией в 1569 году на Астрахань, провалился; большая часть этой армии погибла при отступлении. Поражение под Астраханью означало крах всех агрессивных планов Турции и Крыма. Победа русского государства укрепила его международное положение и произвела огромное впечатление в Европе и на Востоке.

Татарская Астрахань, которую заняли русские войска в 1556 году, была расположена на правой, нагорной, стороне Волги, — выше современной примерно на двенадцать километров (ныне Приволжский район, село Карантинное).

Город стоял в открытой, степной местности, не имел хороших укреплений и был доступен для нападения. Воевода Черемисинов решил перенести Астрахань на другое место, вернее — основать город заново. После тщательных поисков выбрали бугор, возвышавшийся на левом берегу Волги. Трудно было найти в устье реки место, более выгодное для обороны. Волга, ее протоки, а также ильмени и солончаковые озера надежно защищали подступы к новому городу. Черемисинов послал в Москву чертеж и просил разрешения начать строительство.

Выбор Черемисинова был одобрен, и в 1557-1558 гг. на бугре были построены укрепления, которые положили начало современной Астрахани. Все строения и укрепления правобережной Астрахани по приказу воеводы были срыты до основания. Английский путешественник Дженкинсон, проезжавший через Астрахань в 1558 году, писал: «город расположен на острове, на высоком берегу, внутри города — кремль, обнесенный деревянной и земляной стеной и некрасивой и непрочной. Строения и дома и городе (за исключением помещений главных начальников и некоторых дворян) очень низки и просты».

Русское правительство, придавая большое значение новому городу, ежегодно отправляло сюда людей, продовольствие, вооружение и лес. Поход крымско-турецкой армии в 1569 году и агрессивная политика Турции и Крыма свидетельствовали о постоянной угрозе безопасности Астрахани. Чтобы обеспечить защиту города, правительство приказало построить в Астрахани каменный кремль.

Закладка каменных стен и башен кремля началась в восьмидесятых годах XVI века, то есть вскоре же после окончания Ливонской войны. Строительство стен было закончено в 1589 году, а башен — в двадцатых годах XVII века.

Чтобы ускорить строительство кремля, было решено разобрать развалины зданий в бывшей столице Золотой Орды — городе Сарае (находился на месте современного села Селитренное на Ахтубе) и пустить в дело очищенный кирпич и отбитую известь.

Стены кремля, усиленные семью башнями, из которых три было проезжих (то есть с воротами), а четыре — глухих, и одной стрельницей, еще более увеличивали неприступность крепости.

По данным «Росписного списка» Астрахани 1709 года, общая протяженность кремлевских стен по периметру составляла 1504 метра, высота стен — 9,6 метра, толщина — 1,8 метра.

Территория, занимаемая кремлем, насчитывала в длину — от восточных Пречистенских до Красных ворот, ближе всего подходивших к Волге, — 430 метров; в ширину — от северных, Никольских, ворот до южной Житной башни—236 метров.

Кремлевские стены и башни приводили в восхищение всех попадавших в Астрахань.

«И зделан город, — сообщал летописец, — бесчисленно хорошо, а кругом его (то есть по стенам) пояс мраморен зелен, да красен, а на башнях такоже».

Пояс из глазурованных кирпичей частично сохранился на одной башне кремля до наших дней, но трудно различим, так как покрыт толстым слоем известкового набела.

Кремль придавал Астрахани, несмотря на её многонациональное население, привычный для современников облик русского города.

В XVI-XVIII веках в кремле было сосредоточено большинство административных учреждений города; здесь же находились артиллерийские склады, пороховые погреба, монастырь с хозяйственными поп ройками, церкви, два собора, митрополичьи палаты. Длительное время на территории кремля стояли и жилые постройки — дворы, принадлежавшие феодальной знати, представителям местной администрации и духовенству.

Астраханский кремль является замечательным памятником древнерусской архитектуры и выдающимся крепостным сооружением своей эпохи.

Астрахань, хорошо защищенная обилием вод, с постройкой кремля и других оборонительных сооружений превратилась в одну из сильнейших крепостей. Она надежно прикрывала страну от набегов кочевых племен и вторжения враждебных России государств.

Население города росло. Астрахань уже в начале XVII века являлась одним из крупных городов русского государства. Среди жителей города, помимо военного люда, были купцы, ремесленники, работные люди.

В XVII веке, в связи с развитием рыбного и соляного промыслов, Внутренней и внешней торговли, ремесл и судоходства, увеличилсянаплыв в Астрахань поселенцев, принадлежавших к различным социальным группам.

Вместе с ростом населения увеличивалась и территория Астрахани. Особенно энергично шла застройка и заселение территории, лежавшей по бугру, на восток от кремля. В 1631 году этот район города был обнесен каменными зубчатыми стенами с башнями и стал называться Белым городом. Однако Белый город, лишь в два раза превосходивший по площади кремль, не мог вместить быстро растущее население Астрахани. Во второй половине XVII века за пределами Белого города возник ряд слобод, расположенных по южному берегу реки Кутума и берегам реки Криуши. Эти слободы были защищены деревянно-земляными укреплениями и образовали новый район Астрахани, получивший название Земляного города.

Ведущими отраслями хозяйства в этот период были рыбная и соляная промышленность. Рыбные и соляные богатства Нижнего Поволжья задолго до его присоединения к России были хорошо известны русским промысловым людям, которые вели здесь добычу рыбы и соли.

Покончив с польско-шведской интервенцией и подавив антифеодальные народные восстания в стране, московское правительство в (двадцатых годах XVII века развернуло в Нижнем Поволжье энергичную деятельность, направленную на увеличение добычи рыбы, соли и расширение торговли с Востоком через Астрахань.

Соляные месторождения Нижнего Поволжья имели существенное значение для всего русского государства. До середины XVIII века главным местом добычи соли были южноастраханские самосадочные озера. В XVII веке добыча соли на них составляла один-полтора миллиона пудов в год. По-видимому, такой массы соли не добывалось ни в каком другом районе России. Южноастраханские озера снабжали солью значительную часть населения нашей страны.

Посадские (городские) низы Астрахани и работные люди беспощадно эксплуатировались феодалами, купцами-промышленниками, казной, подвергались насилию и издевательствам со стороны местной администрации. Каторжный труд, произвол воевод и приказных порождали острую ненависть народных масс к угнетателям.

В 1606-1607 годах Россия была охвачена мощным крестьянским восстанием, во главе которого стоял Иван Болотников. Астрахань отказалась повиноваться правительству царя Шуйского и примкнула к восставшим. Городские низы Астрахани освободили холопов, расправились с дворянами и купцами, прогнали представителей царской администрации и фактически захватили власть в городе. Все попытки царского правительства быстро подавить восстание в Астрахани успеха не имели. Царский воевода более года простоял под стенами восставшего города, но так и не смог взять его и в октябре 1607 года вынужден был снять осаду.

Весной 1670 года Степан Разин с отрядами казаков и крестьян перешел с Дона на Волгу, занял Царицын и направился к Астрахани. Астраханский воевода стремился задержать повстанческие части на подступах к городу, так как опасался, что подход Разина к Астрахани послужит сигналом для восстания населения. Однако все отряды стрельцов, высланные для борьбы с восставшими, без боя перешли на их сторону. 23 июня 1670 года повстанцы при поддержке трудящихся города штурмом взяли Астрахань.

mirznanii.com

Происхождение названия города Астрахани - История Астрахани - Астрахань - Каталог статей

Исторические корни происхождения названия города Астрахани М. А. Гайсин В честь 450-летия города Астрахани, автор сделал анализ происхождения его названия.

Итак, в низовья Волги в 13 веке с востока пришли монголо-татарские завоеватели. Недалеко от прежней хазарской столицы Итиль монголо - татары основали поселение Хаджи-Тархан, который в дальнейшем стал городом. По мнению историков, в разные времена он назывался по-разному: Аштархан, Гитрохан, Циторхань и Ас-Тархан. По одной версии происхождение названия Ас-Тархан, связанное с племенем асов, получивших разрешение на торговлю - тархан. А по другой версии с именем дочери знатного хана - Астрой. Автор же данной статьи делает первое утверждение, что город Хаджи-Тархан с момента своего основания и до момента создания Астраханского ханства не менял своего названия. А весь этот перечень названий города на самом деле является звуковыми транскрипциями с письменных источников разных народов в разное время упоминавшие этот город. Так как, есть серьезные письменные источники, которые утверждают, что город с названием Хаджи-Тархан был столицей Астраханского ханства. Буквальный перевод названия города будет - "человек совершивший паломничество в Мекку и имеющий право на владения соответствующей землей и освобожденный от налогов и податей". Слово тархан означает феодал, владеющий землей и имуществом в Золотой Орде, а позднее в Казанском ханстве и в других татарских ханствах. Поэтому ярлыки золотоордынских, казанских и крымских ханов в основном называются тарханными, ибо они давали тарханное право, т. е. пожалование государства на полное право пользования землей и имуществом. К тарханам относились не всегда крупные феодалы, среди них были люди среднего достатка, но они освобождались от налогов и податей. Слово хадж означает паломничество в Мекку, а слово хаджи это соответственно человек, совершивший это паломничество. Приставка хаджи к титулу добавляло особое уважение к носителю этого титула. В литературных источниках Хаджи-Тархан, осенняя резиденция хана Золотой орды, упоминается в записках арабского путешественника Ибн Баттуды, который посетил её вместе с ханом Узбеком в 1333 году. Ибн Баттуда дал толкование названию Хаджи-Тархана как места, где поселился паломник в Мекку, освобождённый от податей. Автор данной статьи, делает второе утверждение, что названия города Хаджи-Тархан и города Астрахани имеют происхождения от разных смысловых корней. Итак, в 13-14 веках город Хаджи-Тархан был крупным торговым центром Золотой Орды, а после её распада стал столицей астраханского ханства. Астраханское ханство выделилось из состава Золотой Орды в 1459 году. По возрасту город Хаджи-Тархан старше астраханского ханства. И поэтому, историки без всяких сомнений предположили, что название города легло в основу названия ханства. С этим естественным предположением историков, которое вроде бы очевидно, автор данной статьи не согласен. Автор, чтобы обосновать своё несогласие с этим предположением рассмотрит историю Золотой орды. Итак, после монгольского нашествия, в Поволжье образовалось государство Золотая орда. Основным населением городов и степи Золотой орды были половцы. Половецкий язык звучал не только в быту, но и при дворе ханов. Хотя самих половцев монгольские ханы к управлению государством не допускали. Поэтому автор уверено выдвигает два предположения. Во-первых, название астраханскому ханству дали сами монгольские ханы. Во-вторых, название ханства должен иметь смысл при переводе с половецкого языка. Восстановить изначальное звучание названия ханства не так то легко. Так как транскрипция с русского языка "Астраханская земля" перебило её прежнее истинное звучание в современных языках, имеющие кыпчакские (половецкие) корни. И поэтому, автор был вынужден искать язык, в котором могло сохраниться старое звучание этого словосочетания. И нашел, это звучание сохранилось у казахов Китая, язык которого, не подвергся воздействию русского языка - "Астырахан жеринде", что в переводе означает астраханская земля. Сейчас автор даст красивую версию происхождения названия Астрахань, которую обоснует и, тем не менее, сам считает ее неверной. Буквальный перевод названия ханства "Астырахан" - "Асты" + "Ра" + "Хан" будет "Низ" + "Волга" + "Хан" или Нижневолжское ханство. Может возникнуть вопрос, откуда ханы знали древнее название Волги в нижнем течении - "Ра". Это тоже объясняется легко. Монгольские ханы поощряли развитие торговли и ремесел. Поэтому в Сарай - Бату столицу Золотой Орды, приезжали купцы из Волжской Булгарии, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Западной Европы, Египта и Индии. Хан Берке (1257-1266 гг.) провозгласил ислам государственной религией. И построил новую столицу - Сарай-Берке выше по течению Волги относительно Сарай-Бату. Хан Берке также пригласил из Ирана и Египта купцов, ученых, богословов и поэтов. Купцы и ученые передавали ханам знания не только о своих странах, но могли передать знания и о древних названиях управляемых ханами территорий. Поэтому, название современного города Астрахань произошло не от отдалено созвучного древнего города Хаджи-Тархан, а от названия ханства "Астырахан" и переводится с кыпчакского языка, как нижневолжское ханство.

Сам автор, придерживается более простой версии. Во-первых, название реки Волга на кыпчакском языке "Итиль" и поэтому древнее название "Ра" органично не вписывается в общее словосочетание "Астырахан". Во-вторых, слово "Асты"- "нижний" может произноситься, как "Астыра" - "нижнее" или даже "Астырак"- "более нижний". Тогда буквальный перевод названия ханства "Астырахан" - "Астыра" + "Хан" будет "Нижнее" + "Хан" или Нижнее ханство.

Вывод. Автор считает, что название города Астрахань произошло от названия ханства Астырахан (нижнее ханство).

Литература:

1. История Астрахани. Астрахань.ws портал нашего города.

2. История Астрахани. Википедия - свободная энциклопедия.

3. Астраханское ханство - проект ХРОНОС Интернет.

4. Улуг улус. Форум история Казахстана.

5. Казанское ханство. tataroved.ru

6. "Сахара халыктары женiлде аз аял". Интернет Tamxi.com

samlib.ru

vechkitova.ucoz.ru