Быт древних шумеров. Книга Древний Шумер. Очерки культуры. Содержание - Внешний облик и быт шумеров
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Внешний облик и быт шумеров. Быт древних шумеров


Внешний облик и быт шумеров. Древний Шумер. Очерки культуры

Внешний облик и быт шумеров

Об антропологическом типе шумеров можно в известной степени судить по костным остаткам: они принадлежали к средиземноморской малой расе европеоидной большой расы. Шумерский тип и по сию пору встречается в Ираке: это смуглые люди невысокого роста, с прямым носом, курчавыми волосами и обильной растительностью на лице и на теле. Волосы и растительность тщательно сбривали, чтобы предохранить себя от вшей, — поэтому в шумерских статуэтках и рельефах столь много изображений бритоголовых и безбородых людей. Бриться необходимо было и в культовых целях — в частности, бритыми всегда ходили жрецы. На тех же изображениях — большие глаза и большие уши, но это всего лишь стилизация, также объясняющаяся требованиями культа (большие глаза и уши как вместилища мудрости).

Ни мужчины, ни женщины Шумера не носили нижнего белья. Зато до конца дней своих они не снимали с талии надетого на голое тело магического двойного шнурка, оберегавшего жизнь и здоровье. Основной одеждой мужчины были рубашка-безрукавка (туника) из овечьей шерсти, длиной значительно выше колен, и набедренная повязка в виде шерстяного полотнища с бахромой на одной стороне. Бахромчатый край мог прикладываться к юридическим документам вместо печати, если человек был недостаточно знатен и личной печати не имел. В очень жаркую погоду мужчина мог появляться на люди в одной только повязке, а нередко и полностью обнаженным.

Женская одежда сравнительно мало отличалась от мужской, но женщины никогда не ходили без туники и не появлялись в одной тунике, без другой одежды. Женская туника могла доходить до колен и ниже, иной раз имела разрезы сбоку. Была известна и юбка, сшитая из нескольких горизонтальных полотнищ, причем верхнее заворачивалось в жгут-пояс. Традиционной одеждой знатных людей (как мужчин, так и женщин), помимо туники и повязки, была «завертка» из полотнища, покрытого нашитыми флажками. Флажки эти, вероятно, не что иное, как бахрома из цветной пряжи или ткани. Никакого покрывала, которое закрывало бы лицо женщины, в Шумере не было. Из головных уборов знали войлочные круглые шапки, шляпы и колпаки. Из обуви — сандалии и сапоги, но в храм всегда приходили босыми. Когда наступали холодные дни поздней осени, шумеры заворачивались в плащ-накидку — прямоугольное полотнище, в верхней части которого с обеих сторон было прикреплено по одной или по две лямки, завязывающиеся узлом на груди. Но холодных дней бывало немного.

Шумеры очень любили ювелирные украшения. Богатые и знатные женщины носили тесный «воротник» из прилегавших друг к другу нитей бус, от подбородка до выреза туники. Дорогие бусы изготовлялись из сердолика и лазурита, более дешевые — из цветного стекла (хурритские), самые дешевые — из керамики, раковины и кости. И мужчины и женщины носили на шее шнур с большим серебряным или бронзовым кольцом-пекторалью и металлические обручи на руках и ногах.

Мыло еще не было изобретено, поэтому для омовения и для стирки применяли мылящиеся растения, золу и песок. Чистая пресная вода без ила была в большой цене — ее носили из колодцев, вырытых в нескольких местах города (часто на высоких холмах). Поэтому ее берегли и тратили чаще всего для омовения рук после жертвенной трапезы. Знали шумеры и умащения, и благовония. Смолы хвойных растений для изготовления благовоний ввозились из Сирии. Женщины подводили глаза черно-зеленым сурьмяным порошком, защищавшим от яркого солнечного света. Умащения также имели прагматическую функцию — они предотвращали чрезмерную сухость кожи.

Как бы ни была чиста пресная вода городских колодцев, пить ее было нельзя, а очистных сооружений тогда еще не придумали. Тем более невозможно было пить воду рек и каналов. Оставалось ячменное пиво — напиток простолюдинов, финиковое пиво — для людей побогаче и виноградное вино — уже для самых знатных. Пища шумеров, на наш современный вкус, была довольно скудной. В основном это лепешки из ячменя, пшеницы и полбы, финики, молочные продукты (молоко, масло, сливки, сметана, сыр) и различные сорта рыбы. Мясо ели только по большим праздникам, доедая оставшееся от жертвы. Сладости готовили из муки и финиковой патоки.

Типичный дом среднего горожанина был одноэтажным, построенным из кирпича-сырца. Комнаты в нем располагались вокруг открытого внутреннего дворика — места принесения жертв предкам, а еще раньше и места их погребения. Зажиточный шумерский дом был на этаж выше. Археологи насчитывают в нем до 12 комнат. Внизу находились гостиная, кухня, туалет, людская и отдельное помещение, в котором располагался домашний алтарь. В верхнем этаже размещались личные покои хозяев дома, включая спальню. Окон не было. В богатых домах встречаются стулья с высокой спинкой, тростниковые маты и шерстяные коврики на полу, в спальнях — большие кровати с резными деревянными спинками. Бедные довольствовались в качестве сиденья связками тростника и спали на циновках. Имущество хранили в глиняных, каменных, медных или бронзовых сосудах, куда попадали даже таблички домашнего хозяйственного архива. Шкафов, по-видимому, не было, зато известны туалетные столики в хозяйских покоях и большие столы, за которыми принимали пищу. Это важная деталь: в шумерском доме хозяева и гости за трапезой не сидели на полу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Шумерский быт

Шумерский быт

Было ли что-то в ежедневной жизни шумеров такое, что отличало их от многих других народов? Пока резких отличительных доказательств не найдено. Каждая семья имела свой двор рядом с домом, обсаженным густым кустарником. Кустарник именовался ""сурбату". С помощью этого кустарника удавалось уберечь от палящего солнца некоторые посевы, и охладить сам дом.

Возле входа в дом обязательно устанавливался специальный кувшин с водой, предназначавшийся для омовения рук. Между мужчинами и женщинами прослеживается равноправие. Археологи и историки склоняются к тому, что, несмотря на возможное влияние окружающих народов, у которых преобладал патриархат, древние шумеры взяли равноправие от своих богов.

Шумерский быт

Пантеон шумерских богов в описанных историях собирался на "небесные советы". На советах равноправно присутствовали и боги и богини. Только позднее, когда в обществе прослеживается расслоение, и земледельцы становятся должниками более богатых шумеров, они отдают своих дочерей по брачному контракту, соответственно без их согласия. Но, несмотря на это каждая женщина могла присутствовать на древнем шумерском суде, имела право владеть личной печатью.

Шумерский быт

Мужской день проходил вне дома. Женщины оставались дома и вели домашнее хозяйство. Сохранились клинописные таблички, описывающие блюда, приготавливаемые женами своим семьям. В основном продуктами питания служили зерно, орехи, молоко, рыба. Мясные продукты считались праздничным блюдом и употреблялись редко. Женщины, так же как и в современном мире уделяли внимание рецептуре приготовления. Каждый прием пищи был обильным и разнообразным, хотя есть отличие в том, что утром семья принимала больше пищи, чем в течение всего дня. Применяли ложки и вилки, но они были редким предметом в семьях, потому что ели руками.

В вечернее время все отдыхали. Археологами найдены игральные фишки, вероятно шумеры уже тогда увлекались настольными играми.

Шумеры большое внимание отводили лошадям. Благодаря раскопкам шумерских городов обнаружены специальные инструкции, объясняющие как правильно ухаживать за лошадью. Нередки упоминания о присутствии в домах мангустов и хамелеонов, которые жили как сегодняшние домашние кошки и собаки. Вероятнее всего наличие этих животных было вызвано многочисленностью змей, обитающих в Междуречье. Таким образом, семьи оберегали себя от не прошеных гостей.

Однако ученым не удалось установить факт одомашнивания животных либо приобретения их у других народов. Прирост домашнего скота повлек за собой развитие специализированных технологий по обработке продукции, получаемой от животных.

Шумерский быт

Ткачество, изготовление пряжи, тканей, покраска - все это способствовало развитию древне-шумерской моды. Учеными найдены описания нарядов шумерских женщин. Одежде уделялось не малое внимание. Одежда разделялась на легкую и теплую. В гардеробе шумерок были найдены украшения, хранившиеся в специальных раковинах.

Есть все основания предполагать, что женщины пользовались косметикой и даже велосипедами merida, а так же наносили на руки и ноги татуировки. Красящим веществом выступала хна, известная и до сих пор. Во время археологических раскопок были найдены бронзовые зеркала, деревянные гребни, пинцет, ножички. Все эти принадлежности закреплялись на одном кольце, и были постоянно при хозяйке. Мы видим, что, несмотря на обладание редкими для тех времен знаниями, быт древних шумеров не был наделен особыми качествами. Каждый день протекал в спокойном русле времени.

melma.ru

10 случаев МАГИИ в футболе

Мир в опасности. Если Россия сдастся планета окажется во власти фашистской диктатуры, которая Гитлеру даже не снилась. Эксплуатация Российской колонии усиливается. Основная масса ругает правительство, а с правительством ассоциируют Путина: Путин виноват, Путин виноват, он же царь у него полная власть. А то что в 1993 году народ официально передал власть в руки МВФ, как то забыли. Ведь очевидно же, что в условиях дикого капитализма вся власть у того, кто печатает деньги. Бесконтрольно печатает прошу заметить. В однополярном мире один центр власти, один центр силы и один центр принятия решений. И этот центр находится в Вашингтоне США округ Колумбия. МВФ требует поднять пенсионный возраст уже давно. Но Путину удавалось уклоняться от этого решения. По Конституции РФ в ст. 15 ч. 4 в стране установлен приоритет международного права над Российским законодательством. т.е. решения МВФ для нас обязательны к исполнению. Даже не надейтесь, что всё ограничится только лишь повышением пенсионного возраста и налогами. Курс Запада взят на полное уничтожение и разграбление остатков советского союза и его населения. Есть ли выход? Да есть: референдум по отмене колониальных статей Конституции. Субъект принятия этого решения только Народ. Народ является источником любой власти и народ в 1993 году через референдум передал власть международному сообществу . Решение народа имеет право отменить только народ. Как это сделать? Технология отработана тысячи раз нашими предками. У нас тысячелетний опыт государственного строительства. Мы создали самое крупное и богатое государство в мире. И сами приняли решение и идём на убой в угоду капиталистического господства на планете. Как помочь освобождению Родины? Каждый из вас находясь на своём месте способен помочь НОД: 1. Печатать и распространять информационные материалы. 2. Вступить в наши группы в соц. сетях, взаимодействовать с соратниками, вести активную работу в сети распространяя информацию. 3. Принимать участие в общественных мероприятиях организованных НОД вашего города, региона и всероссийских акциях организованных В.Путиным. Для этого достаточно держать связь с координатором в вашем городе. Чем больше нас будет на мероприятиях, тем быстрее мы победим. 4. Самостоятельно организовывать мероприятия, встречи, собрания, приглашать людей и соратников НОД, доносить информацию, включать всех в освободительный процесс.

ukvid.net

10 случаев МАГИИ в футболе

Мир в опасности. Если Россия сдастся планета окажется во власти фашистской диктатуры, которая Гитлеру даже не снилась.Эксплуатация Российской колонии усиливается. Основная масса ругает правительство, а с правительством ассоциируют Путина: Путин виноват, Путин виноват, он же царь у него полная власть. А то что в 1993 году народ официально передал власть в руки МВФ, как то забыли. Ведь очевидно же, что в условиях дикого капитализма вся власть у того, кто печатает деньги. Бесконтрольно печатает прошу заметить. В однополярном мире один центр власти, один центр силы и один центр принятия решений. И этот центр находится в Вашингтоне США округ Колумбия.МВФ требует поднять пенсионный возраст уже давно. Но Путину удавалось уклоняться от этого решения. По Конституции РФ в ст. 15 ч. 4 в стране установлен приоритет международного права над Российским законодательством. т.е. решения МВФ для нас обязательны к исполнению.Даже не надейтесь, что всё ограничится только лишь повышением пенсионного возраста и налогами. Курс Запада взят на полное уничтожение и разграбление остатков советского союза и его населения.Есть ли выход?Да есть: референдум по отмене колониальных статей Конституции. Субъект принятия этого решения только Народ. Народ является источником любой власти и народ в 1993 году через референдум передал власть международному сообществу . Решение народа имеет право отменить только народ.Как это сделать?Технология отработана тысячи раз нашими предками. У нас тысячелетний опыт государственного строительства. Мы создали самое крупное и богатое государство в мире. И сами приняли решение и идём на убой в угоду капиталистического господства на планете.Как помочь освобождению Родины?

Каждый из вас находясь на своём месте способен помочь НОД: 1. Печатать и распространять информационные материалы. 2. Вступить в наши группы в соц. сетях, взаимодействовать с соратниками, вести активную работу в сети распространяя информацию. 3. Принимать участие в общественных мероприятиях организованных НОД вашего города, региона и всероссийских акциях организованных В.Путиным. Для этого достаточно держать связь с координатором в вашем городе. Чем больше нас будет на мероприятиях, тем быстрее мы победим. 4. Самостоятельно организовывать мероприятия, встречи, собрания, приглашать людей и соратников НОД, доносить информацию, включать всех в освободительный процесс.

idclips.com

10 случаев МАГИИ в футболе

Мир в опасности. Если Россия сдастся планета окажется во власти фашистской диктатуры, которая Гитлеру даже не снилась.Эксплуатация Российской колонии усиливается. Основная масса ругает правительство, а с правительством ассоциируют Путина: Путин виноват, Путин виноват, он же царь у него полная власть. А то что в 1993 году народ официально передал власть в руки МВФ, как то забыли. Ведь очевидно же, что в условиях дикого капитализма вся власть у того, кто печатает деньги. Бесконтрольно печатает прошу заметить. В однополярном мире один центр власти, один центр силы и один центр принятия решений. И этот центр находится в Вашингтоне США округ Колумбия.МВФ требует поднять пенсионный возраст уже давно. Но Путину удавалось уклоняться от этого решения. По Конституции РФ в ст. 15 ч. 4 в стране установлен приоритет международного права над Российским законодательством. т.е. решения МВФ для нас обязательны к исполнению.Даже не надейтесь, что всё ограничится только лишь повышением пенсионного возраста и налогами. Курс Запада взят на полное уничтожение и разграбление остатков советского союза и его населения.Есть ли выход?Да есть: референдум по отмене колониальных статей Конституции. Субъект принятия этого решения только Народ. Народ является источником любой власти и народ в 1993 году через референдум передал власть международному сообществу . Решение народа имеет право отменить только народ.Как это сделать?Технология отработана тысячи раз нашими предками. У нас тысячелетний опыт государственного строительства. Мы создали самое крупное и богатое государство в мире. И сами приняли решение и идём на убой в угоду капиталистического господства на планете.Как помочь освобождению Родины?

Каждый из вас находясь на своём месте способен помочь НОД: 1. Печатать и распространять информационные материалы. 2. Вступить в наши группы в соц. сетях, взаимодействовать с соратниками, вести активную работу в сети распространяя информацию. 3. Принимать участие в общественных мероприятиях организованных НОД вашего города, региона и всероссийских акциях организованных В.Путиным. Для этого достаточно держать связь с координатором в вашем городе. Чем больше нас будет на мероприятиях, тем быстрее мы победим. 4. Самостоятельно организовывать мероприятия, встречи, собрания, приглашать людей и соратников НОД, доносить информацию, включать всех в освободительный процесс.

chclip.net

Древний Шумер. Очерки культуры. Содержание - Внешний облик и быт шумеров

Нижняя Месопотамия небогата растительностью. Здесь практически нет хорошего строительного леса (за ним нужно идти на восток, в горы Загроса), зато много тростника, тамариска и финиковых пальм. Тростник растет по берегам заболоченных озер. Связки тростника нередко использовали в жилищах в качестве сиденья, из тростника строили и сами жилища, и загоны для скота. Тамариск хорошо переносит жару и засуху, поэтому он растет в этих местах в большом количестве. Из тамариска производили рукоятки для различных орудий труда, чаще всего для мотыг. Финиковая пальма была настоящим источником изобилия для владельцев пальмовых плантаций. Из ее плодов готовили несколько десятков блюд, включая лепешки, и кашу, и вкусное пиво. Из стволов и листьев пальмы изготовлялась различная домашняя утварь. И тростники, и тамариск, и финиковая пальма были в Месопотамии священными деревьями, их воспевали в заклинаниях, гимнах богам и литературных диалогах. Такой скудный набор растительности стимулировал изобретательность человеческого коллектива, искусство добиваться больших целей малыми средствами.

В Нижней Месопотамии почти нет полезных ископаемых. Серебро нужно было доставлять из Малой Азии, золото и сердолик — с полуострова Индостан, лазурит — из районов нынешнего Афганистана. Парадоксальным образом этот печальный факт сыграл весьма положительную роль в истории культуры: жители Месопотамии постоянно находились в контакте с соседними народами, не зная периодов культурной изоляции и не допуская развития ксенофобии. Культура Месопотамии во все века своего существования была восприимчива к чужим достижениям, и это давало ей постоянный стимул к совершенствованию.

Еще одна особенность здешнего ландшафта — обилие смертоносной фауны. В Месопотамии около 50 видов ядовитых змей, множество скорпионов и москитов. Неудивительно, что одной из характерных особенностей данной культуры является развитие травной и заговорной медицины. До нас дошло большое число заклинаний против змей и скорпионов, иногда сопровождаемых рецептами магических действий или траволечения. А в храмовом декоре змея — самый сильный оберег, которого должны были бояться все демоны и злые духи.

Основатели месопотамской культуры принадлежали к разным этносам и говорили на неродственных между собой языках, но имели единый хозяйственный уклад. Они занимались преимущественно оседлым скотоводством и ирригационным земледелием, а также рыболовством и охотой. Скотоводство сыграло в культуре Месопотамии выдающуюся роль, повлияв на образы государственной идеологии. Наибольшим почитанием отмечены здесь овца и корова. Из овечьей шерсти делали превосходную теплую одежду, которая считалась символом состоятельности. Неимущего называли «не имеющий шерсти» (ну-сики). По печени жертвенного ягненка пытались узнать судьбу государства. Более того, постоянным эпитетом царя был эпитет «праведный овечий пастух» (сипа-зид). Он возник из наблюдения за овечьим стадом, которое может организовываться лишь при умелом направлении со стороны пастуха. Не менее ценилась и корова, дававшая молоко и молочные продукты. На волах в Месопотамии пахали, производительной мощью быка восхищались. Не случайно божества этих мест носили на голове рогатую тиару — символ могущества, плодородия и постоянства жизни.

Земледелие в Нижней Месопотамии могло существовать только благодаря искусственному орошению. Воду с илом отводили в специально построенные каналы, чтобы в случае необходимости подавать на поля. Работа на строительстве каналов требовала большого количества людей и их эмоционального сплочения. Поэтому люди здесь научились жить организованно и при необходимости безропотно жертвовать собой. Каждый город возникал и развивался вблизи своего канала, что создало предпосылку для независимого политического развития. До конца III тысячелетия не удавалось сформировать общегосударственную идеологию, поскольку каждый город был отдельным государством со своей космогонией, календарем и особенностями пантеона. Объединение происходило только во время тяжелых бедствий или для решения важных политических задач, когда требовалось избрать военного вождя и представители различных городов собирались в культовом центре Двуречья — городе Ниппуре.

Сознание человека, живущего земледелием и скотоводством, было ориентировано прагматически и магически. Все интеллектуальные усилия направлялись на учет имущества, на изыскание возможности приращения этого имущества, на совершенствование орудий труда и навыков работы с ними. Мир человеческих чувств того времени был куда богаче: человек ощущал свою связь с окружающей природой, с миром небесных явлений, с умершими предками и родственниками. Однако все эти чувства были подчинены его повседневной жизни и работе. И природа, и небо, и предки должны были помогать человеку получать высокий урожай, производить на свет как можно больше детей, пасти скот и стимулировать его плодовитость, продвигаться вверх по общественной лестнице. Для этого нужно было делиться с ними зерном и скотом, восхвалять их в гимнах и влиять на них с помощью различных магических действий.

Все предметы и явления окружающего мира были или понятны, или непонятны человеку. Понятного можно не бояться, его необходимо учитывать, а его свойства изучать. Непонятное не вмещается в сознание целиком, поскольку мозг не может правильно отреагировать на него. Согласно одному из принципов физиологии — принципу «шеррингтоновой воронки» — количество поступающих в мозг сигналов всегда превышает количество рефлекторных ответов на эти сигналы. Все непонятное посредством метафорических переносов превращается в образы мифологии. Этими образами и ассоциациями древний человек мыслил мир, не отдавая себе отчета в степени важности логических связей, не отличая причинную связь от ассоциативно-аналоговой. Поэтому на этапе ранних цивилизаций нельзя отделить логические мотивировки мышления от магико-прагматических.

Внешний облик и быт шумеров

Об антропологическом типе шумеров можно в известной степени судить по костным остаткам: они принадлежали к средиземноморской малой расе европеоидной большой расы. Шумерский тип и по сию пору встречается в Ираке: это смуглые люди невысокого роста, с прямым носом, курчавыми волосами и обильной растительностью на лице и на теле. Волосы и растительность тщательно сбривали, чтобы предохранить себя от вшей, — поэтому в шумерских статуэтках и рельефах столь много изображений бритоголовых и безбородых людей. Бриться необходимо было и в культовых целях — в частности, бритыми всегда ходили жрецы. На тех же изображениях — большие глаза и большие уши, но это всего лишь стилизация, также объясняющаяся требованиями культа (большие глаза и уши как вместилища мудрости).

Ни мужчины, ни женщины Шумера не носили нижнего белья. Зато до конца дней своих они не снимали с талии надетого на голое тело магического двойного шнурка, оберегавшего жизнь и здоровье. Основной одеждой мужчины были рубашка-безрукавка (туника) из овечьей шерсти, длиной значительно выше колен, и набедренная повязка в виде шерстяного полотнища с бахромой на одной стороне. Бахромчатый край мог прикладываться к юридическим документам вместо печати, если человек был недостаточно знатен и личной печати не имел. В очень жаркую погоду мужчина мог появляться на люди в одной только повязке, а нередко и полностью обнаженным.

Женская одежда сравнительно мало отличалась от мужской, но женщины никогда не ходили без туники и не появлялись в одной тунике, без другой одежды. Женская туника могла доходить до колен и ниже, иной раз имела разрезы сбоку. Была известна и юбка, сшитая из нескольких горизонтальных полотнищ, причем верхнее заворачивалось в жгут-пояс. Традиционной одеждой знатных людей (как мужчин, так и женщин), помимо туники и повязки, была «завертка» из полотнища, покрытого нашитыми флажками. Флажки эти, вероятно, не что иное, как бахрома из цветной пряжи или ткани. Никакого покрывала, которое закрывало бы лицо женщины, в Шумере не было. Из головных уборов знали войлочные круглые шапки, шляпы и колпаки. Из обуви — сандалии и сапоги, но в храм всегда приходили босыми. Когда наступали холодные дни поздней осени, шумеры заворачивались в плащ-накидку — прямоугольное полотнище, в верхней части которого с обеих сторон было прикреплено по одной или по две лямки, завязывающиеся узлом на груди. Но холодных дней бывало немного.

www.booklot.ru

Шумеры — народ, история, быт, занятие, общество, хозяйство, экономика, вики — WikiWhat

см. Шумер

Занятия шумеров

Земледелие шумеров

Равнинные земли Шумера оказались пригодны для земледелия, этому не помешало даже малое количество осадков. Раз в год обе реки выходили из берегов и затопляли все вокруг, пропитывая сухую землю и оставляя плодородный ил. Шумеры рыли оросительные каналы и возводили плотины, чтобы создавать запасы воды и подавать ее на поля.

Ремёсла шумеров

Вскоре земледельцы стали выращивать больше зерна, чем потребляли сами. Отпала нужда всем заниматься земледелием, и некоторые в свободное время стали обучаться таким сложным ремеслам, как гончарное дело и ткачество.

Сначала шумеры жили в домах, построенных из тростника. Позже они научились изготавливать сырцовые кирпичи из глины, в которую добавляли для прочности рубленую солому.

Металлообработка

Шумеры были искусными мастерами по металлу и делали прекрасные изделия из золота, серебра и меди.

Резьба по камню

Шумерские скульпторы вырезали из камня небольшие фигурки молящихся людей. Люди верили: если они поставят такую статуэтку в храм, то фигурка будет молиться за них.

Гончарный круг

Для гончарного дела у шумеров было в избытке глины. Сначала месили глину ногами, затем придавали форму горшкам на гончарном круге, а потом их обжигали в специальных печах. До 3500 г. до н. э., когда был изобретен гончарный круг, горшки лепили вручную.

Торговля шумеров

В Шумере не было ни металлов, ни камня, ни твердых пород деревьев, поэтому все это приходилось ввозить из других стран. В свою очередь шумеры продавали зерно и шерсть, а также керамические сосуды и изделия из металла, изготовленные в их мастерских.

Шумерские торговцы по каналам и рекам добирались до Персидского залива и даже еще дальше. Они вели торговлю с купцами, приплывавшими и с запада, с побережья Средиземного моря, и с востока, из долины Инда.

Культура шумеров

Изобретение письменности

Земледельцам приходилось отдавать часть своего урожая в храм, а служителям храма необходимо было знать, внес ли земледелец свою часть. Вероятно, письменность развилась из необходимости записывать подобного рода сведения. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

  • Сперва делали примитивный рисунок предметов, которые требовалось внести в список. Такие рисунки называются пиктограммами.
  • Рисунки один под другим выводились на куске сырой глины.
  • Позже изменили способ письма на глине и стали писать горизонтально. Это позволило не размазывать уже начертанные пиктограммы.
  • Из-за формы среза тростникового пера на смену пиктограммам постепенно пришли клинообразные знаки. Этот вид письма называют клинописью.

Изобретение колеса

После изобретения гончарного круга люди поняли, что колеса можно приставить к повозкам и колесницам, а последние использовать для поездок и перевозки грузов. Осел, впряженный в повозку, за один раз мог перевезти в три раза больше поклажи, чем на спине

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Занятия жителей шумерского

  • Занатия древних шумерских государств

  • Шумерские города-государства занятия населения и природные условия

  • Что выращивали древние шумеры

  • Шумерские города-государства 5 класс кратко в схемах

wikiwhat.ru