Буклет древний рим. Дистанционный урок по истории Древнего мира "Древнейший Рим" 5 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рим: неизвестная античность Виктора Сонькина. Буклет древний рим


Путеводитель по Риму

Почему стоит побывать в Риме? Во-первых, потому что – «вечный город», столица бывшей Римской империи, средоточие тысячелетий истории всей Европы, и эту историю здесь можно увидеть собственными глазами, буквально зайти в эту историю: в Форум, Коллизей и пр. Во-вторых, потому что это город-праздник, город-антик, основанный на 7 холмах в 753 г. до н.э., а весь его центр включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В-третьих, потому что в Риме сногсшибательные магазины! И наконец в-четвертых, потому что прямо в самом центре Рима находятся два самых маленьких государства в мире: Ватикан и Мальтийский Орден.

Как добраться?

Регулярное авиасообщение в Рим осуществляют из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбура российская и итальянская компании «Аэрофлот» и Alitalia. Кроме того, из Москвы и Санкт-Петербурга есть множество транзитных рейсов различных европейских авиакомпаний через столицы европейских стран – в этих случаях стоимость рейса (в отличие от прямого), как правило, ниже, но очевидно, что время в пути намного больше. Транзитные рейсы осуществляются также из Казани, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Перми, Самары, Уфы, Сочи, Новосибирска, Калининграда, Краснодара, Казани.

Поездом из Москвы или Санкт-Петербурга в Рим можно доехать только с пересадкой в какой-либо европейской столице, т.к. прямого железнодорожного сообщения нет. Стоимость билетов сопоставима со стоимостью авиарейсов.

Прямые автобусные маршруты из Москвы, Санкт-Петербурга, городов Украины – самый дешёвый вид транспорта до Рима, однако самый утомительный.

Дорога в Рим на собственном авто, конечно, интересна, но оказывается сложной и долгой (например, из Москвы через Польшу, Австрию и т.д. это будет 3047 км), несколько часов придётся простоять в очереди перед польской границей. Кроме загранпаспорта со штампом шенгенской визы, нужно её иметь права международного класса, техпаспорт и страховой полис на авто.

Где остановиться в Риме?

Инфраструктура размещения туристов предлагает варианты на «любой кошелёк»: отели любой звёздности и, соответственно, уровня обслуживания и наличия входящих в стоимость услуг, отели в центре или в отдалении от центра (а также в пригородах), недорогие семейные пансионы (начиная от 25 евро за комнату), апартаменты (50-70 евро в сутки), сельские домики под Римом, виллы (включая виллы на море), хостелы.

Еда в Риме

Итальянская кухня, которая является одной из самых вкусных и традиционных в Европе, в Риме представлена практически в полном спектре всех областей страны и является симбиозом кухонь многих наций, начиная с античности и средних веков: арабов, византийцев, галлов, эллинов и пр. Многочисленные рестораны и кафе представляют как целый спектр национальных и европейских блюд, так и блюд какой-либо определённой кухни, либо итальянской области, либо зарубежной страны. Самые недорогие заведения это пиццерии, траттории, остерии, кантины, энотеки (это итальянские винотеки). К главным, чисто итальянским блюдам относятся, прежде всего, макароны (их называют пастой) в разных вариациях с грудинкой и сыром, артишоки, коровьи хвосты и потроха, а также, конечно, пицца, причём именно римская пицца отличается от всех других итальянских пицц особой тонкостью коржа-подложки. Но в принципе в Риме находятся пиццерии самых разных областей, городов страны, в том числе, и Неаполя, который называют «родиной» этого блюда. Прославленные итальянские десерты – это тирамиссу, разнообразное мороженое и лимонный щербет. Кофе и вино – обязательны во время обеда. Кофе – на десерт, причём варят его необыкновенно вкусно, потому что это любимейший напиток итальянцев, видов кофе очень много, но самые популярные это «эспрессо» и «капуччино» (в переводе - «капюшон монаха»). Вино итальянцы не просто любят, а умеют ценить, процес

turtella.ru

Памятники Древнего Рима аудиогид | Едем Сами с ok_vickie

НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ ПРОЧИТАТЬ ПОЛЕЗНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСКУРСИИ ПО СОБОРУ СВЯТОГО ПЕТРА

Полезная информация про экскурсию

Самые интересные и значимые памятники древнего Рима в красочных и живых описаниях, легендах и преданиях об основании Рима, традициях и обычаях жителей древнего города.

Продолжительность экскурсии

Это не очень длинный аудиогид: всего 9 mp3-файлов продолжительностью около получаса.Но принимая во внимание большой разброс объектов, на все про все потребуется около трех часов.

Коротко про историю

Со времен античности до наших дней дошли многочисленные монументы и памятники, повествующие об укладе жизни древних римлян.

Памятники Древнего Рима официальный сайт

Официальный сайт управления по археологическим раскопкам в Риме (итальянский, английский). Имеется информация о Колизее, Римском Форуме, Палатине и других зонах раскопок.

По легенде, Рим был основан на Палатинском холме 21 апреля 753 года до н.э. Ромулом, одним из сыновей-близнецов дочери правителя могущественного государства Альба Лонги.

Как добраться до собора

Колизей:Piazza del ColosseoМетро: Colosseo (линия В)Автобус: 11, 15, 27, 85, 87, 90, 90b, 118, 673Трамвай: 13, 30, 30b

Палатин:Piazza di Santa Maria NovaМетро: Colosseo (линия В)Автобус: 11, 15, 27, 85, 87, 90, 90b, 118, 673Трамвай: 13, 30, 30b

Римский Форум:Largo Romolo e Remo 94Метро: Colosseo (линия В)Автобус: 11, 27, 81, 85, 88, 97

Пантеон:Piazza della RotondaАвтобус 64, 70, 81, 86, 87, 90, 119, 170

Режим работы

Колизей: еж. 8.30–19.15Палатин: май–авг еж. 9.00–19.00, в остальное время года до 14.00Римский Форум: еж. кроме сб 9.00–18.00Пантеон: пн–сб 9.00–19.30; вс и праздничные 9.00–18.00

Сколько стоит

Колизей, Палатин, Римский форум: 12 EURБилет действителен в течение ДВУХ дней с даты приобретенияПантеон: бесплатно

Лайфхаки

Меньше всего народа за билетами в Римском форуме (там можно купить комбинированный билет, включающий и Колизей)

Официальный аудиогид

Имеется аудиогид по Колизею, который можно взять только внутри достопримечательности.Языки: итальянский, французский, английский, немецкий, испанский, китайский, арабский, русский, японский.Стоимость 4,50 EUR.

С чего начать

В любом порядке; но мы предлагаем начать движение от Колизея (эпизоды 2-4), осмотреть Палатин (эпизод 5), Римский Форум (эпизод 6). Пантеон (эпизоды 7-9) можно перенести на следующий день.

Что понравилось нам

Кофе в кафе у самого Пантеона. Очень внушительно!

edemsami.com

Проект "Легенды Древнего Рима" — Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Авторы проекта

Kolizei.jpg

Проект выполнен в ходе обучения по программе "Обучение для будущего" студентами 4 курса факультета художественного образования ГОУ ВПО "Поволжская государственная социально-гуманитарная академия" (г. Самара)

Фоминой Анастасией и Труфановым Николаем (специальность "Культурология")

О проекте...

Класс

Учебно-исследовательский проект "Легенды Древнего Рима" ориентирован на учащихся 5 классов.

Предмет

Проект может быть реализован в рамках предмета «истории» при изучении темы "Древний Рим".

Визитная карточка проекта

Просмотреть полностью...

Дидактическая основа проекта

Что предполагает стандарт сегодня...

Стандарт основного общего образования по истории ориентирован на достижение учеников следующих целей:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; - освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; - овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; - формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; - применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Примерная программа основного общего образования по истории в соответствии с ГОС включает изучение следующих вопросов (вписываем вопросы, на основе которых была выбрана тема проекта): Всеобщая история. История Древнего Мира. Древний Рим. Легенды и верования древних римлян.

Ожидаемые результаты обучения

FGOS1.jpg

В соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения планируемые результаты видятся следующим образом:

Предметные результаты. После завершения проекта учащиеся будут знать:

- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; - важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; - изученные виды исторических источников.

Личностные результаты. После завершения проекта учащиеся будут уметь:

- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; - показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; - рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; - объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.

Метапредметные результаты. После завершения проекта учащиеся смогут:

- понимать исторические причины и историческое значение событий и явлений современной жизни; - высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России и мира; - объяснять исторически сложившиеся нормы социального поведения; - использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:

Какова роль легенд и верований древнего Рима?

Проблемные вопросы учебной темы:

  • Боги в обыденной жизни римлян?
  • Боги в походной жизни римлян?
  • Боги в праздничной жизни римлян?

Учебные вопросы:

  • Кто такие Римские боги?
  • Какие функции они выполняли?
  • Что такое обыденная жизнь?
  • Что такое походная жизнь?
  • Что такое праздничная жизнь?
  • Что такое Сатурналии?

План и методики оценивания

Более детальное описание методов оценивания - в визитной карточке проекта (https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=explorer&chrome=true&srcid=0BwFwSI3m3DkyNDQ3NDMxMWYtZDRmMS00MGJmLWExZmUtYWRlMDAwOWRkMWNh&hl=en_US).

До начала работы над проектом.

Провести викторину "Знания о легендах Древнего Рима"

В ходе работы над проектом.

Рассмотрение роли легенд и верований в жизни римлян

После завершения работы над проектом.

Должны быть сделаны: вики-страничка, презентация, сборник задач, терминологический словарь и итоговый контроль.

Портфолио проекта

Публикация для родителей

Стартовая презентация

Примеры исследовательских работ учащихся

Организационное и дидактическое сопровождение проекта

  • План работы над проектом
Ресурсы:
  • Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М.; Правда, 1990.
  • Прощайте и здравствуйте кони. Ленинград, 1978.

wiki.iteach.ru

неизвестная античность Виктора Сонькина — La Tua Italia

 

Виктор Сонькин – филолог, переводчик, автор исторического путеводителя «Здесь был Рим» (издательство Corpus, 2012), удостоенного премии «Просветитель» 2013 года

 

Если задать в поиске в интернете слово «Рим», самый большой процент фотографий будет изображать Колизей (фонтан Треви и Собор Святого Петра соревнуются за второе место). Обязательная программа знакомства с античной цивилизацией в Вечном Городе всем известна, и может даже слегка утомить к концу третьего дня: Форум, Колизей, Палатин, Капитолийские музеи, музеи Ватикана, Театр Марцелла, Алтарь Мира, Пантеон… Но в Риме есть множество античных памятников «второго ряда», иногда ничуть не менее интересных — просто более скромных, не попавших на первые страницы туристических буклетов. У них есть большое преимущество: большинство из них не музеефицировано (то есть доступно в любое время дня и ночи совершенно бесплатно), и вокруг, как правило, нет туристических толп. Я постараюсь познакомить вас с некоторыми из них.

 

Гробница пекаря Эврисака

В XIX веке папа Григорий XVI решил освободить арку ворот на площади Порта Маджоре (когда-то по этим аркам проходили русла нескольких римских акведуков) от средневековых наслоений. Под одной из разобранных башен обнаружился большой монумент, который раньше практически не был виден. Его бетонное ядро облицовано типичным римским камнем — травертином, и на каждой из сохранившихся сторон ясно читается надпись: EST HOC MONIMENTUM MARCEI VERGILEI EURYSACIS PISTORIS REDEMPTORIS APPARET.

Что означает последнее слово, не вполне ясно, но остальное понять нетрудно — «Сие есть памятник Марка Вергилия Эврисака, пекаря и поставщика».

Рядом с гробницей нашли рельеф, изображающий мужчину и женщину, урну для праха в виде хлебной корзины (смерть тоже можно использовать в рекламных целях) и плиту с еще одной надписью:

latuaitalia.ru

Дистанционный урок по истории Древнего мира "Древнейший Рим" 5 класс

10

Цели урока: (сл.2) - познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима; какое влияние оказали эти особенности на развитие экономики Рима;

- познакомиться с легендой об основании Рима;

- выяснить, каким был политический строй в Риме;

- развивать умение работать с картой, находить нужную информацию.

УМК: Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. - 287 с.

Поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. 2-е изд., исп. и доп. – М.: ВАКО, 2005. - 304с.

Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Г.И. Годер. В 2-х выпусках.

Оборудование: Карта “Древний Рим”, презентация, компьютер, наличие оборудования и подключение к Skupe.

Время реализации занятия:1 учебный час (45 минут).

Технологии:

- Информационно-коммуникационные технологии.

- Дистанционные образовательные технологии.

- Здоровьесберегающие технологии.

Методы: наглядные, практические;

метод самостоятельной работы.

Основные понятия урока:

Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.Патриции – потомки основателей Рима.

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.

Дата: 753 год до н. э. – основание Рима.

Ход урока.

  1. Организационное начало урока. (1-2 мин.)

Урок начинается в скайп взаимными приветствиями и активизацией внимания учащегося.

Учитель: Я надеюсь на взаимное сотрудничество, желаю тебе успехов и благоговения.

  1. Активизация учащегося: (1-2 мин.)

Учитель: Мы синхронно входим на сайт дистанционного обучения (учитель демонстрирует учащемуся экран).

Ресурс «Пояснение» (учитель комментирует то, что ученик видит на экране).

История Древнего мира. Тема: Древнейший Рим.

Цели: - познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима; какое влияние оказали эти особенности на развитие экономики Рима;

- познакомиться с легендой об основании Рима;

- выяснить, каким был политический строй в Риме;

- развивать умение работать с картой, находить нужную информацию.

План урока:

1. Местоположение Рима и его природные особенности.2. Легенда об основании Рима.

3. Город на семи холмах и его обитатели.4. Управление в древнейшем Риме.

Проверка домашнего задания не проводится, так как прошлый урок был повторительно-обобщающим.

  1. Изучение учебного материала.

(Сообщение темы и целей урока.)

- Сегодня на уроке мы приступаем к изучению истории Древнего Рима – последнего этапа в развитии древнего мира. Это ещё одна древняя цивилизация. В наши дни Рим – столица государства Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало рабовладение.

Тебя ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную до этого урока, но полученные знания, будут необходимы – и для изучения новых тем по истории, и на уроках литературы и ИЗО, да и просто в обычной жизни.

План урока. (сл. 2)

1. Местоположение Рима и его природные особенности.2. Легенда об основании Рима.

3. Город на семи холмах и его обитатели.4. Управление в древнейшем Риме.

Ты узнаешь местонахождение Рима, познакомишься с его природными и географическими условиями, выяснишь, как жили римляне, чем занимались, и каким был политический строй.

Но для начала мы вернёмся к предыдущей странице в истории древнего мира и вспомним государство, о котором говорили на прошлых уроках.

- Я тебе подскажу, это полуостров на Средиземном море?

( Балканский полуостров)

- Какое государство на нём находится?(Греция)

Перед тобой буклет, он поможет вспомнить прошлое и открыть для себя новое.

- Что ты можете рассказать о местоположении Греции и её природных особенностях?

В Европе, в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Большую часть страны покрывают крутые и обрывистые горы, которые делят Грецию на изолированные друг от друга области. Больших и полноводных рек в Греции нет, со всех сторон, кроме северной, её омывают моря (Ионическое и Эгейское), на морях много островов.

- Если мы из Греции сядем на корабль и поплывем на запад, то мы достигнем берегов в будущем великой державы – это Рим.

Покажи этот путь на карте.

(работа по карте и беседа с учащимся – стр. 203 уч.)

Задача для учащегося: сравни природные условия, занятия, управление в Древней Греции и Древнем Риме.

Ресурс «Ссылка»: Презентация к уроку (просмотр, задание по презентации).

(сл.3)

1) рассказ учителя сопровождается составлением таблицы

- Где находится Италия?

На Апеннинском полуострове.(№56)р.т. стр.46

Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается: Адриатическим, Ионическим, Тирренским морями.

- На берегу какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр).(№ 56)

- Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?

Апеннинские горы тянутся с севера на юг, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как полуостров Греции.

- Какие горы прикрывают Италию с севера?

На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами.

- Что можно сказать о рельефе этой страны?

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы, есть хорошие пастбища. В Италии более благоприятные, чем в Греции, условия для занятия сельским хозяйством. Народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

- Вспомни, чем занимались греки?

(выращивали оливки, виноград, разводили овец).

Обрати внимание, береговая линия Апеннинского полуострова менее изрезана по сравнению с Балканским.

- Какие народы проживали на этом полуострове?

(Галлы, этруски, латины, самниты).(№56)

- Какие племена проживали на территории Рима?(№56)

Это племена латинов. Поэтому языком римлян был латинский.

Заполнение таблицы в буклете.

- Чем отличались и были схожи природные условия, занятия древних греков и древних римлян?

( сл. 4) сделаем вывод:

Греция Рим

На Балканском полуострове

- Откуда мы можем узнать историю данного государства?

(из источников)

- Скажи, как ты думаешь, кто является основателем данного государства?

(человек, народ)

- Это наши с тобою предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?

2) работа по учебнику:

( сл. 5)

- Легенда об основании Рима (стр. 204-206, почитание Весты и Марса)

- Запомним термины (сл. 6)

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.

Самостоятельная работа обучающегося с текстом учебника (стр.206)

В наше время существуют и другие версии основания Рима.

3) Город на семи холмах и его обитатели.(сл.7)

- Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.

“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.

- Задолго до даты основания Рима на холмах левобережья Тибра жило много поселений. Они постепенно объединялись.

- Чем же занималось население?

1) осушали болотистые низины между холмами

2) возводили укрепления

3) строили храмы богов

4) выбирали общих правителей

- (сл. 8) Что же представляли собой дома римлян? (стр. 205)

Они жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев, а затем обмазаны глиной. Возле каждого дома находились сад и огород, а за пределами города были общие пастбища и поля.

- (сл. 9) Римляне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лён.

- (сл. 10) А каких животных они разводили? (рогатый скот, свиней, коней, ослов)

- У римлян развивалось и ремесло: кузнечное дело, ткачество, изготовление гончарных изделий.

- А ещё римляне воевали, а возвращаясь домой, они угоняли скот, захватывали оружие, пригоняли рабов, а также отвоёвывали новые земли. И очень скоро владения римлян выросли во много раз.(сл.11)

4) легенда о подвиге Муция.

До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. Об их происхождении учёные спорят до сих пор. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии, в начале 1 тысячелетия до н. э. Сохранившиеся надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован.

Этруски были прекрасными земледельцами, но еще больше они славились как отважные и опытные мореплаватели. Их корабли бороздили воды Средиземного моря, они торговали с Египтом, Финикией, Грецией, городами Пиренейского полуострова. Этрусские пираты наводили страх на все Средиземноморье. В греческом мифе повествуется, что однажды тирренские (этрусские) разбойники рискнули похитить даже бога Диониса. Захваченных людей продавали в рабство.

Этруски владели искусством обработки железа, бронзы, драгоценных металлов. Они построили много городов, окруженных мощными стенами и башнями. При закладке города этруски вспахивали плугом, запряженным белой коровой и белым быком, борозду вокруг того места, которое предназначалось для заселения.

Городами этрусков правили цари. Этрусские аристократы во главе вооруженных отрядов совершали набеги на соседние земли. Победы над врагами отмечали специальными торжествами - триумфами.

Но уже к VIII веку до н.э. на территории Апеннинского полуострова проживало достаточно много племен разных народов.

Стр. 207- легенда

5) работа по учебнику:

Римский народ делился также на (сл. 12) патрициев

( древнейшие жители Рима) и плебеев (переселенцы из других областей Италии). Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Из них он составил совет старейшин - сенат. (сл. 13)

Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Иногда сенаторов также называли отцами - по-латыни "патрес", отсюда произошло название "патриции", то есть "потомки отцов". Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.

- Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.

- Высшая власть принадлежала Народному собрания, которое состояло только из мужчин – патрициев.

Функции: (сл. 14)

1) объявляло войну,

2) заключало мир,

3) выбирало царя, правившего пожизненно.

- НО однажды произошёл случай, после которого римляне перестали выбирать себе царя. По легенде, однажды в Риме правил царь Тарквиний, по прозвищу гордый. Он не был избран на Народном собрании, а сам завоевал власть, убив при этом своего предшественника. Одних патрициев он казнил, других – выселил из Рима. Тогда римляне восстали против него и изгнали его вместе с семьёй из Рима. И с тех пор они больше никогда не выбирали себе царя. Произошло это в 509 году до н.э. Но об этом событии мы будем говорить на следующем уроке.

5. Подведение итога урока.

Вопросы на стр. 208(сл.15)

6. Домашнее задание:

параграф 44, вопросы, записи, рабочая тетрадь № 55 – 57.(сл.16)

7. Релаксация: (1 мин.)

Обмен мнениями о содержании урока, оценка работы ученика, его активности, пожелания успеха в работе и согласование времени для оперативного подключения учителя в момент подготовки учеником домашнего задания).

Планируемый результат:

Ученик усваивает:

- Местоположение Рима и его природные особенности.- Знакомится с легендой об основании Рима.

- Расширяет своё представление о городе на семи холмах и его обитателях.- Получает представление об управление в древнейшем Риме.

Оценки за урок: ученик получает оценку за активность на уроке, а также за выполненную работу, которую может прислать на проверку учителю в период между занятиями.

На Апеннинском полуострове

Климат жаркий

Климат тёплый, благодатный

Омывается

Эгейским и Ионическим морями

Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским морями

Горы Олимп

Горы Альпы

Рельеф горный, мало равнинных мест

Рельеф - долины, равнины, холмистые местности

Выращивали виноград и оливки, разводили коз и овец, занимались ремеслом.

Занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов.

doc4web.ru

Дистанционный урок по истории Древнего мира "Древнейший Рим" 5 класс

Здесь Вы можете скачать Дистанционный урок по истории Древнего мира "Древнейший Рим" 5 класс для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Цели урока: (сл.2) - познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима; какое влияние оказали эти особенности на развитие экономики Рима;

- познакомиться с легендой об основании Рима;

- выяснить, каким был политический строй в Риме;

- развивать умение работать с картой, находить нужную информацию.

УМК: Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. - 287 с.

Поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. 2-е изд., исп. и доп. – М.: ВАКО, 2005. - 304с.

Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Г.И. Годер. В 2-х выпусках.

Оборудование: Карта “Древний Рим”, презентация, компьютер, наличие оборудования и подключение к Skupe.

Время реализации занятия:1 учебный час (45 минут).

Технологии:

- Информационно-коммуникационные технологии.

- Дистанционные образовательные технологии.

- Здоровьесберегающие технологии.

Методы: наглядные, практические;

метод самостоятельной работы.

Основные понятия урока:

Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.Патриции – потомки основателей Рима.

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.

Дата: 753 год до н. э. – основание Рима.

Ход урока.

  1. Организационное начало урока. (1-2 мин.)

Урок начинается в скайп взаимными приветствиями и активизацией внимания учащегося.

Учитель: Я надеюсь на взаимное сотрудничество, желаю тебе успехов и благоговения.

  1. Активизация учащегося: (1-2 мин.)

Учитель: Мы синхронно входим на сайт дистанционного обучения (учитель демонстрирует учащемуся экран).

Ресурс «Пояснение» (учитель комментирует то, что ученик видит на экране).

История Древнего мира. Тема: Древнейший Рим.

Цели: - познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима; какое влияние оказали эти особенности на развитие экономики Рима;

- познакомиться с легендой об основании Рима;

- выяснить, каким был политический строй в Риме;

- развивать умение работать с картой, находить нужную информацию.

План урока:

1. Местоположение Рима и его природные особенности.2. Легенда об основании Рима.

3. Город на семи холмах и его обитатели.4. Управление в древнейшем Риме.

Проверка домашнего задания не проводится, так как прошлый урок был повторительно-обобщающим.

  1. Изучение учебного материала.

(Сообщение темы и целей урока.)

- Сегодня на уроке мы приступаем к изучению истории Древнего Рима – последнего этапа в развитии древнего мира. Это ещё одна древняя цивилизация. В наши дни Рим – столица государства Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало рабовладение.

Тебя ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную до этого урока, но полученные знания, будут необходимы – и для изучения новых тем по истории, и на уроках литературы и ИЗО, да и просто в обычной жизни.

План урока. (сл. 2)

1. Местоположение Рима и его природные особенности.2. Легенда об основании Рима.

3. Город на семи холмах и его обитатели.4. Управление в древнейшем Риме.

Ты узнаешь местонахождение Рима, познакомишься с его природными и географическими условиями, выяснишь, как жили римляне, чем занимались, и каким был политический строй.

Но для начала мы вернёмся к предыдущей странице в истории древнего мира и вспомним государство, о котором говорили на прошлых уроках.

- Я тебе подскажу, это полуостров на Средиземном море?

( Балканский полуостров)

- Какое государство на нём находится?(Греция)

Перед тобой буклет, он поможет вспомнить прошлое и открыть для себя новое.

- Что ты можете рассказать о местоположении Греции и её природных особенностях?

В Европе, в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Большую часть страны покрывают крутые и обрывистые горы, которые делят Грецию на изолированные друг от друга области. Больших и полноводных рек в Греции нет, со всех сторон, кроме северной, её омывают моря (Ионическое и Эгейское), на морях много островов.

- Если мы из Греции сядем на корабль и поплывем на запад, то мы достигнем берегов в будущем великой державы – это Рим.

Покажи этот путь на карте.

(работа по карте и беседа с учащимся – стр. 203 уч.)

Задача для учащегося: сравни природные условия, занятия, управление в Древней Греции и Древнем Риме.

Ресурс «Ссылка»: Презентация к уроку (просмотр, задание по презентации).

(сл.3)

1) рассказ учителя сопровождается составлением таблицы

- Где находится Италия?

На Апеннинском полуострове.(№56)р.т. стр.46

Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается: Адриатическим, Ионическим, Тирренским морями.

- На берегу какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр).(№ 56)

- Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?

Апеннинские горы тянутся с севера на юг, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как полуостров Греции.

- Какие горы прикрывают Италию с севера?

На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами.

- Что можно сказать о рельефе этой страны?

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы, есть хорошие пастбища. В Италии более благоприятные, чем в Греции, условия для занятия сельским хозяйством. Народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

- Вспомни, чем занимались греки?

(выращивали оливки, виноград, разводили овец).

Обрати внимание, береговая линия Апеннинского полуострова менее изрезана по сравнению с Балканским.

- Какие народы проживали на этом полуострове?

(Галлы, этруски, латины, самниты).(№56)

- Какие племена проживали на территории Рима?(№56)

Это племена латинов. Поэтому языком римлян был латинский.

Заполнение таблицы в буклете.

- Чем отличались и были схожи природные условия, занятия древних греков и древних римлян?

( сл. 4) сделаем вывод:

Греция Рим

На Балканском полуострове

На Апеннинском полуострове

Климат жаркий

Климат тёплый, благодатный

Омывается

Эгейским и Ионическим морями

Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским морями

Горы Олимп

Горы Альпы

Рельеф горный, мало равнинных мест

Рельеф - долины, равнины, холмистые местности

Выращивали виноград и оливки, разводили коз и овец, занимались ремеслом.

Занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов.

- Откуда мы можем узнать историю данного государства?

(из источников)

- Скажи, как ты думаешь, кто является основателем данного государства?

(человек, народ)

- Это наши с тобою предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?

2) работа по учебнику:

( сл. 5)

- Легенда об основании Рима (стр. 204-206, почитание Весты и Марса)

- Запомним термины (сл. 6)

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.

Самостоятельная работа обучающегося с текстом учебника (стр.206)

В наше время существуют и другие версии основания Рима.

3) Город на семи холмах и его обитатели.(сл.7)

- Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.

“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.

- Задолго до даты основания Рима на холмах левобережья Тибра жило много поселений. Они постепенно объединялись.

- Чем же занималось население?

1) осушали болотистые низины между холмами

2) возводили укрепления

3) строили храмы богов

4) выбирали общих правителей

- (сл. 8) Что же представляли собой дома римлян? (стр. 205)

Они жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев, а затем обмазаны глиной. Возле каждого дома находились сад и огород, а за пределами города были общие пастбища и поля.

- (сл. 9) Римляне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лён.

- (сл. 10) А каких животных они разводили? (рогатый скот, свиней, коней, ослов)

- У римлян развивалось и ремесло: кузнечное дело, ткачество, изготовление гончарных изделий.

- А ещё римляне воевали, а возвращаясь домой, они угоняли скот, захватывали оружие, пригоняли рабов, а также отвоёвывали новые земли. И очень скоро владения римлян выросли во много раз.(сл.11)

4) легенда о подвиге Муция.

До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. Об их происхождении учёные спорят до сих пор. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии, в начале 1 тысячелетия до н. э. Сохранившиеся надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован.

Этруски были прекрасными земледельцами, но еще больше они славились как отважные и опытные мореплаватели. Их корабли бороздили воды Средиземного моря, они торговали с Египтом, Финикией, Грецией, городами Пиренейского полуострова. Этрусские пираты наводили страх на все Средиземноморье. В греческом мифе повествуется, что однажды тирренские (этрусские) разбойники рискнули похитить даже бога Диониса. Захваченных людей продавали в рабство.

Этруски владели искусством обработки железа, бронзы, драгоценных металлов. Они построили много городов, окруженных мощными стенами и башнями. При закладке города этруски вспахивали плугом, запряженным белой коровой и белым быком, борозду вокруг того места, которое предназначалось для заселения.

Городами этрусков правили цари. Этрусские аристократы во главе вооруженных отрядов совершали набеги на соседние земли. Победы над врагами отмечали специальными торжествами - триумфами.

Но уже к VIII веку до н.э. на территории Апеннинского полуострова проживало достаточно много племен разных народов.

Стр. 207- легенда

5) работа по учебнику:

Римский народ делился также на (сл. 12) патрициев

( древнейшие жители Рима) и плебеев (переселенцы из других областей Италии). Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Из них он составил совет старейшин - сенат. (сл. 13)

Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Иногда сенаторов также называли отцами - по-латыни "патрес", отсюда произошло название "патриции", то есть "потомки отцов". Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.

- Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.

- Высшая власть принадлежала Народному собрания, которое состояло только из мужчин – патрициев.

Функции: (сл. 14)

1) объявляло войну,

2) заключало мир,

3) выбирало царя, правившего пожизненно.

- НО однажды произошёл случай, после которого римляне перестали выбирать себе царя. По легенде, однажды в Риме правил царь Тарквиний, по прозвищу гордый. Он не был избран на Народном собрании, а сам завоевал власть, убив при этом своего предшественника. Одних патрициев он казнил, других – выселил из Рима. Тогда римляне восстали против него и изгнали его вместе с семьёй из Рима. И с тех пор они больше никогда не выбирали себе царя. Произошло это в 509 году до н.э. Но об этом событии мы будем говорить на следующем уроке.

5. Подведение итога урока.

Вопросы на стр. 208(сл.15)

6. Домашнее задание:

параграф 44, вопросы, записи, рабочая тетрадь № 55 – 57.(сл.16)

7. Релаксация: (1 мин.)

Обмен мнениями о содержании урока, оценка работы ученика, его активности, пожелания успеха в работе и согласование времени для оперативного подключения учителя в момент подготовки учеником домашнего задания).

Планируемый результат:

Ученик усваивает:

- Местоположение Рима и его природные особенности.- Знакомится с легендой об основании Рима.

- Расширяет своё представление о городе на семи холмах и его обитателях.- Получает представление об управление в древнейшем Риме.

Оценки за урок: ученик получает оценку за активность на уроке, а также за выполненную работу, которую может прислать на проверку учителю в период между занятиями.

docbase.org

Урок истории по теме "Древний Рим". 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: повторить и обобщить изученный ранее материал по истории древнего Рима.

Оборудование: презентация и мультимедийный проектор.

Ход урока

В игре участвуют две команды по два (возможно большее число членов команд) человека, а также все присутствующие на уроке.

В ходе игры каждая команда может использовать две подсказки:

1. Помощь зала (все присутствующие на игре голосуют поднятием руки за тот ответ, который они считают правильным, а команда принимает решение).

2. “Палочка-выручалочка” (лучше всех знающий историю ученик).

Вопросы для команд (правильные ответы подчеркнуты):

1. В 753 г. до н.э. на берегу реки Тибр в Италии возник город Рим. Существует легенда, в которой говорится, что Рим был основан одним из двух братьев. Как его звали?

а) Ромул б) Рем

2. Первых римских царей всегда сопровождала охрана из 12 воинов. На плечах у них были связки прутьев с воткнутыми в них топорами. Как называли этих охранников древние римляне?

а) преторианцы б) ликторы

3. Жители Рима делились на две группы: потомки древнейших жителей Рима и переселенцы из завоеванных Римом территорий. Как назывались эти группы?

а) патриции и плебеи б) патриции и демос

4. В 509 г. до н.э. римляне изгнали царя Тарквиния, самовольно захватившего власть, и стали выбирать из числа патрициев правителей Рима. Как их называли?

а) трибуны б) консулы

5. В результате непрерывных войн римляне создали большое боеспособное войско. Как оно называлось?

а) фаланга б) легион

6. Какое событие изображено на карте?

а) война Рима с Карфагеном б) восстание Спартака

7. Консул, одержавший победу, получал право на триумф. Как называли такого консула в дни триумфа?

а) триумфатор б) император

8. Римский ученый Варрон разделял все орудия труда на три группы: говорящие, мычащие и немые. К какой группе он относил рабов?

а) немые б) мычащие в) говорящие

9. Сильные и ловкие рабы становились гладиаторами. Они должны были сражаться на потеху публике. Как назывались специальные сооружения для гладиаторских боев?

а) цирки б) амфитеатры

10. В 133 г. до н.э. в Риме был принят такой закон: “Излишки земли следует отобрать и небольшими участками без права их продажи раздать бедным гражданам. Кто предложил такой закон?

а) Юлий Цезарь б) Тиберий Гракх

11. В 71 г. до н.э. вдоль дороги от города Капуя до города Рим было установлено 6 тысяч крестов с распятыми на них рабами. За что они были так жестоко наказаны?

а) за участие в восстании б) за попытку бегства

12. Откуда был родом предводитель восставших рабов Спартак?

а) из Фракии б) из Спарты

13. В 49 г. до н.э. правитель провинции Галлия Юлий Цезарь подошел со своим войском к реке и сказал: “Жребий брошен!” Как называлась эта река?

а) Рубикон б) Граник

14. Захватив Рим Цезарь получил от Сената почетное звание и стал обладать неограниченной властью. Какое звание пожизненно даровал Цезарю Сенат?

а) император б) диктатор

15. Этот римский император не пожелал называться диктатором. Он правил Римом 44 года и получил прозвище - “Август” (Священный). Как звали этого императора?

а) Траян б) Октавиан

16. Этот римский император считал себя великим поэтом и актером. Он читал в театре свои стихи, выступал в ролях героев греческих трагедий. Римляне обязаны были посещать эти представления. Как звали этого императора?

а) Нерон б) Траян

17. При этом императоре в Риме прекратились казни по ложным доносам, велось большое строительство. Как звали этого императора?

а) Константин б) Траян

18. Проведя день в духоте тесных улиц под знойным южным солнцем, римляне испытывали потребность вымыться с головы до ног. Поэтому они ежедневно посещали общественные бани. Как называли римляне эти бани?

а) термы б) портики

19. В 330 г император Константин перенес столицу Римской империи в один из городов в восточной части империи и назвал его в свою честь – Константинополь. Как прежде назывался этот город?

а) Стамбул б) Византий

20. В 410 г. германское племя готов захватило и разрушило город Рим.

Как звали вождя этого племени?

а) Аларих б) Гонорий

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai