Глава 5 Древнее Двуречье: возникновение первых государств. Древнее двуречье
Двуречье. Древний Восток
Между Тигром и Евфратом[31]
Две великие реки Тигр и Евфрат текут с южных отрогов Кавказа к Персидскому заливу. Они окаймляют мёртвую, выжженную солнцем долину — Месопотамию (в переводе с греческого — Междуречье). Во все стороны здесь тянутся бесконечные пески и болота. Лишь изредка попадаются небольшие пальмовые рощи. Городов немного в этой печальной стране; от одной арабской деревушки до другой — целые дни пути.
Одиноко высятся среди пустыни полузанесённые песком огромные холмы. Там, где дожди размыли откосы, из-под мусора виднеется то часть стены, то угол каменной плиты, покрытой причудливыми знаками, похожими на острые клинья.
Эти холмы созданы не природой. В них скрыты развалины древних городов. Археологи раскопали их и по найденным остаткам строений, по сохранившейся в домах утвари, оружию и глиняным табличкам с клинообразными надписями узнали, далёкое прошлое Месопотамии.
Когда-то, несколько тысяч лет назад, Тигр и Евфрат не сливались в одно устье, как теперь, а впадали в Персидский залив раздельно. Но постепенно отложения ила, который несли с собой обе реки, нарастали, поднимались из воды островами, соединялись друг с другом. Суша всё больше и больше вдавалась в залив. Наконец, образовалась общая дельта Тигра и Евфрата. Большие наносы плодородного ила тоже накопились и в самой долине Междуречья.
В древности это был цветущий край. Геродот рассказывает, что он видел страну, изрезанную многочисленными широкими каналами, что хлеб там родился сам-двести и сам-триста, что колосья пшеницы и Ячменя были шириной в четыре пальца, а просоли кунжут вырастали с дерево.
Географ Страбон, который побывал в Месопотамии лет на пятьсот позже Геродота, рассказывает о ней следующее:
«Страна, эта производит ячмень в таком количестве, как никакая другая, так как уверяют, что ячмень здесь родится сам-триста. Всё остальное, даётся пальмой; именно из неё приготовляют хлеб, вино, уксус, мёд, муку и всякого рода плетёные сосуды. Орехи пальмовые служат для кузнецов вместо углей, а будучи размягчены, дают корм для скота… Есть даже какая-то персидская песня, в которой насчитывается 360 употреблений пальмы».
Геродот и Страбон, конечно, преувеличивали. Но урожай сам-сорок, сам-шестьдесят вавилоняне собирали по два раза в год.
Жизнь и плодородие приносила Месопотамии вода. Но она же была причиной многих бед и несчастий. На севере Месопотамии воды мало. Разлив Тигра и Евфрата покрывает там лишь узкие полосы по обеим сторонам рек. В большей части долины — вечная засуха. Зато в низовьях рек, ближе к Персидскому заливу, воды слишком много. Полая вода застаивается, образуя обширные гнилые болота.
Летом в Месопотамии стоит нестерпимая жара, Зимой идут проливные дожди, и после них степь покрывается растительностью, Но снова приходит лето с жаркими ураганами, и цветущий луг опять превращается в пустыню.
Нелегко было жить в такой стране. Чтобы не погибнуть от голода и лишений, обитателям Месопотамии нужно было распределять влагу по полям, строить каналы и запасные резервуары. В низовьях приходилось ежегодно осушать болота, чтобы обеспечить себе пропитание.
Тысячелетиями создавались оросительные сооружения Междуречья. Тысячелетия насчитывает история этого небольшого клочка земли, который видел расцвет, борьбу и исчезновение многих племён, народов и культур.
Около десяти тысяч лет назад пришли в долину Тигра и Евфрата её первые обитатели — шумеры. Они поселились в южной части Междуречья, у берегов Персидского залива: это были крепкие малорослые люди с круглой бритой головой, большими глазами и длинным прямым носом. Такими мы видим их на статуях, найденных при раскопках шумерских городов.
Почти одновременно с шумерами в северной части долины, где Тигр и Евфрат сходятся всего ближе, поселились степные кочевники аккадцы. Северная область получила название Аккад. Аккадцы не были похожи на шумеров; это высокие, стройные люди с длинными волосами и чёрной курчавой бородой, обрамлявшей продолговатое лицо. Их язык принадлежал к числу селитических, т. е. был родственен древнееврейскому, финикийскому и арабскому языкам.
Строить оросительные каналы было не под силу одной семье и даже одному роду. В Египте постройки плотин и каналов стали возможны лишь тогда, когда образовались номы. В Шумере и Аккаде, наподобие египетских номов, возникли крупные общины — города-государства. В каждом городе был свой правитель — «патеси», или, как теперь стали читать это слово, — «энси». Он имел большую власть, и по его приказу тысячи людей сгонялись на постройки.
Но даже если есть рабочая сила, каналов и плотин не построишь без дерева и камня. А в Шумере и Аккаде камня и дерева было очень мало. Там не было почти ничего, кроме глины. Из глины делали всё: строили дома, изготовляли посуду, зернотёрки, даже писать приходилось на глиняных табличках.
За деревом и камнем шумеры и аккадцы стали посылать купцов «тамкаров» в соседние страны. Оттуда тамкары в обмен на зерно привозили металл, строительный лес и камень.
На реках были построены плотины. Вода, наполнив каналы, оросила поля. Поля были правильно разделены узкими тропинками, по которым может пройти один человек. По краю поля шли узкие канавки, наполненные водой. Когда поля были вспаханы и засеяны, начиналась поливка. С утра до ночи полуголые рабы, изнемогая от зноя и усталости, наполняли водой канавки. Из главного канала они брали воду, наполняли ею меха и, перекинув их через спину осла, развозили её по канавкам для орошения полей. Это самая изнурительная и тяжёлая из всех земледельческих работ. Да ещё, пожалуй, не легче было рытьё каналов и постройка дамб. Вот почему на эти работы всегда посылали рабов.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древнее Двуречье: возникновение первых государств
руках господствующего класса, т. е. общество там безусловно стояло над служившим ему государством, то в неевропейских обществах все было прямо наоборот. Государство здесь абсолютно довлело над обществом и потому было, если продолжать пользоваться привычными терминами истмата, субъектом производственных отношений и важнейшим элементом базиса.
Именно в этом – ключ к структуре традиционных неевропейских обществ. Без этого трудно рассчитывать на адекватное понимание сути Востока, как древнего, так и современного.
Представленная в предыдущих главах социологическая модель не может, разумеется, считаться универсальной. Это скорее своего рода путеводитель, позволяющий разобраться в хитросплетении тех многочисленных дорог, которые вели человечество от ранних социальных структур к развитым, от локальной группы и общины к государству, от эгалитаризма к иерархии. Реальная действительность человеческой истории многообразна. Но что характерно: при всем ее неохватном многообразии – от древнего Двуречья до современной Океании, от высоких культур Индии и Китая до весьма недавно вступивших на путь цивилизации африканских народов – генеральные закономерности эволюции примерно одинаковы, они и берутся за основу при изложении различных материалов из истории стран и народов Востока.
Здесь стоит с самого начала сделать одну весьма существенную оговорку, значение которой будет становиться все очевиднее по мере более детального знакомства с материалом. Дело в том, что структурные формы, типологическое сходство которых берется за основу, суть лишь скелет того или иного общества. Конкретный же облик и тем более живой дух его зависят главным образом от его цивилизационных и религиозно-культурныхпараметров. Что же касается этих последних, то о них следует сказать в первую очередь самое главное: при всем своем несходстве и даже порой весьма заметном принципиальном противостоянии друг другу все они вчем-тоопять-такиблизки между собой. Эта близость, равно как и кардинальное отличие их от европейскойантично-христианскойтрадиции-цивилизации,в том, что они появились на свет и были призваны обрамлять отличные от европейской неевропейские структуры. Иными словами, системы идей и институтов во всех неевропейскихтрадициях-цивилизациях,от дальневосточной до американской доколумбовой, различались весьма заметно, но притом разительно сходились в одном и основном: все они обслуживали структуры, где частнособственнические отношения не были главными и где поэтому не существовало всего того, что способствовало бы их быстрому и эффективному развитию, как то имело место в Европе.
Это не значит, что ни в одной из них изначально не было элементов, которые при иных обстоятельствах вели бы к иным результатам. Напротив, такое бывало и даже сыграло свою роль (феномен Финикии) в формировании античной структуры. Но эти элементы со временем отмерли, уступив место иным, целиком сориентированным на обслуживание командно-административнойструктуры в той или иной ее модификации в рамках данной неевропейскойтрадиции-цивилизации.Можно добавить к сказанному, что процесс сложения системы идей и институтов в рамках каждойтрадиции-цивилизациишел весьма медленно, особенно на раннем этапе развития государств.
Первые камни в фундамент мировой урбанистической цивилизации были заложены на древнем Ближнем Востоке, в долине нескольких великих плодородных рек. Примерно в VIII–VIтысячелетиях до н. э. земледельцы ближневосточных предгорий, уже освоившие достижения неолитической революции и с каждым поколением все увеличивавшиеся в числе, стали спускаться в равнины и активно заселять плодородные долины рек, в первую
очередь Тигра и Евфрата. Междуречье и берега этих рек, именуемые общим термином Двуречье, а также соседние районы (Загрос, Анатолия, Палестина) ныне хорошо изучены специалистами. Раскопанные археологами поселения (Джармо, Хассуна, Тель-Халафи др.) свидетельствуют, что их обитатели жили в глинобитных домах, сеяли ячмень, пшеницу и лен, разводили коз, овец и коров, были знакомы с ранними формами ирригационного хозяйства (осушение болотистых земель с помощью каналов, возведение дамб и т. п.), изготовляли различные керамические сосуды (наиболее ранние из них не были знакомы с керамикой), изделия из камня, позже – даже из меди. По мере продвижения земледельцев к югу, где удобряемые разливами рек почвы были особенно плодородны, поселения становились богаче и крупнее. Культура Убайд (конец V тысячелетия до н. э.) представлена уже поселками до Юга, в центре которых размещались крупные храмовые комплексы на высоких земляных платформах, окруженные городскими стенами – явственный признак ранней урбанизации. Раскопки этих поселений свидетельствуют о многочисленном населении, развитом ремесле, включая знакомство с гончарным кругом, металлургией, ткачеством, принципами архитектуры и монументального строительства.
Культуру Убайд принято считать протошумерской. Как известно, на рубеже V–IVтысячелетий до н. э. на территории Южного Двуречья появляются шумеры, с именем и деятельностью которых связывается возникновение древнейшего мирового очага цивилизации и государственности. Загадка шумеров до сих пор не разгадана. Их собственные легенды указывают на юг (приморские районы Персидского залива) в качестве прародины; специалисты видят ее то на востоке, то на севере. Ясно одно: шумерский язык значительно отличался от группы семитских языков, распространенных среди большинства древних обитателей ближневосточной зоны. Похоже на то, чтопришельцы-шумеры,появившись в зоне обитания насельников культуры Убайд, быстро и энергично заимствовали все достижения их культуры и, возможно, сыграли важную роль внешнего толчка в ускорении поступательного ее развития – теперь уже на их, шумерской, этнической основе.
Протогосударства древнего Шумера
Примерно с середины IV тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств.Примером их служит Урук, с культурой и социальной структурой которого можно ознакомиться как на основе данных археологии, так и на базе древнейших памятников шумерской пиктографической письменности (начертанные на глиняных табличках документы хозяйственной отчетности).
Источники свидетельствуют, что система администрации в Уруке была тесно связана с культом бога неба Ана, выступавшего, видимо, в функции связующего единства коллектива. Храм в честь Ана был общественным и хозяйственным центром Урука, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом, главой протогосударства. Археологические слои, датируемые рубежом IV–IIIтысячелетий до н. э. (Урук,Джемдет-Наср),свидетельствуют, что ранние протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно сложным ирригационным хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе с жрецами. Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива, в который уже включалось и некоторое количество пленных иноземцев, использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма. Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы.
Жрецы-администраторы,ремесленники, хранители храмового имущества, писцы, слуги и даже рабы из числа пленников – все они жили за счет избыточного продукта общинников, но при этом каждый из них вносил свою долю в совокупный общественный труд и продукт коллектива в целом. Реципрокный обмен продуктами и деятельностью, равно как и централизованная редистрибуция коллективного избыточного продукта и труда (включая
продукт ремесленников, труд администраторов и обслуживающего персонала) лежали в основе нормального существования ранних протогосударств Шумера. Собственно, именно для строгого учета и регулирования все усложнявшихся норм и форм взаимоотношений и велась детальная хозяйственная отчетность, вызвавшая к жизни письменные документы, этот важный элемент складывавшегося древнейшего очага мировой цивилизации.
Протогосударства древнего Двуречья развивались быстро и энергично. Росло количество населения и совершенствовались трудовые навыки, обогащалась культура труда, следствием чего было увеличение количества освоенных и обеспеченных ирригационными устройствами полей. Резко возрастали запасы получаемого с этих полей зерна, причем избыток его после удовлетворения текущих нужд оторванных от производства пищи работников все чаще использовался в качестве своего рода валюты: специальные служители храмов, тамкары, отправлялись на груженных зерном судах в далекие экспедиции, включая и морские, с целью выменять зерно на столь необходимые в скудных полезными ископаемыми районах Южного Двуречья металлы, камень, строительный лес и т. п. Эти дорогие предметы далекого импорта использовались как для нужд производства, так и в сфере постепенно увеличивавшегося престижного потребления верхов, включая строительство храмов и домов-дворцов,изготовление украшений, изысканной одежды.
С ростом протогосударств усложнялась и их внутренняя структура. Если вначале храм был центром хозяйства и разросшейся общины либо группы соседних общин, каждая из которых в лице своих представителей принимала участие в обработке земли храма, продукт
скоторой шел на сакральные (совместные всеобщинные ритуалы с обильным жертвоприношением) и страховые нужды коллектива и на содержание немногочисленной еще группы оторванных от производства пищи людей, то теперь ситуация изменилась. Видимо, уже со второй трети III тысячелетия до н. э. в большинстве протогосударств (Урук, Киш, Ур, Лагаш и др.) население исчислялось десятками тысяч, а количество общинных деревень – многими десятками. Практически это значило, что избыточный труд и продукт общинников – даже при условии значительного роста храмовых земель и храмового хозяйства – уже не мог быть реализован с достаточной полнотой и эффективностью вне самих общинных полей и поселений, которые могли отстоять от храма на десятки километров. Поэтому происходило отделение общинных полей от полей храма. Общинники обрабатывали свои земли и выплачивали ренту-налог,тогда как в обработке храмовой земли они переставали принимать участие, что, впрочем, не исключало их участия в общественных работах, на строительстве каналов, дамб, храмовых или дворцовых сооружений, дорог и т. п.
собеспечением их питанием и выдачей необходимых орудий труда из храмовых амбаров и складов.
Наиболее наглядно это видно на примере структуры храмовых земель храма богини Бау (Бабы) в Лагаше в XXV–XXIVвв. до н. э., когда это протогосударство завоевало и подчинило себе ряд соседних и в его состав было включено несколько храмовых комплексов
– к слову, храм Бау не был единственным и в самом Лагаше; главным там в то время был храм бога Нингирсу (Нин-Нгарсу,супруга Бау), верховный жрец которого выступал в качествеправителя-энси.Обычные общинники при обработке земли храма Бау практически не использовались. Вся земля храма была поделена на три части. Перваяпо-прежнемуоставалась храмовой; ее обрабатывал персонал храма из числа бывших иноплеменников и иных стоявших вне общин лиц, а урожай предназначался для сакральных нужд, торгового обмена, страховых и экстраординальнх выдач. Вторая в виде служебных наделов раздавалась рабочему персоналу и служащим храма, включая ремесленников, – в качестве платы за их труд. Наконец, третья часть в форме наделов предназначалась для передачи их любому желающему и нуждающемуся в качестве аренды с весьма умеренной арендной платой (1/6 – 1/8 урожая).
Отделение храмового хозяйства от общинного и превращение его в особую сферу экономики, в государственное хозяйство, сыграло важную роль в укреплении экономических, а затем и политических позиций жреческой администрации во главе с энси.
Опираясь на такого рода хозяйства, энси все определеннее отдалялся от коллектива общинников, приобретал в их глазах сакральные признаки отмеченного покровительством богов правителя и в качестве верховного связующего единства становился во главе заметно возраставшего бюрократического аппарата, оказывался высшим и основным субъектом власти-собственностии централизованной редистрибуции. Вначале выборная, должность энси со временем все очевиднее приобретала тенденцию превратиться в наследственную, что и стало нормой после объединения всего Шумера Саргоном Аккадским в XXIV в. до н. э.
Период шумерской истории до этого объединения принято именовать раннединастическим. Это была эпоха ожесточенной борьбы соседних протогосударств за политическую гегемонию, а их правителей – за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за счет соседей. Войско каждого из таких протогосударств обычно состояло из небольшого отряда тяжеловооруженных воинов; вспомогательной силой были примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, видимо, онаграми либо ослами и приспособленные для метания дротиков.
Вначале, в XXVIII–XXVIIвв. до н. э., успех был на стороне Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, стремясь тем самым подчеркнуть свое первенство среди остальных. Затем возвысился Урук, имя правителя которого, Гильгамеша, впоследствии вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса. Урук при Гильгамеше подчинил себе, хотя и еще очень непрочно, ряд соседей – Лагаш, Ниппур и др. В XXV в. верховенства
ититула лугаля добились правители Ура, чьи царские гробницы, раскопанные английским археологом Л. Вулли, были наполнены богатыми украшениями, драгоценностями, повозками
идесятками сопогребенных, призванных сопровождать на тот свет повелителя. На рубеже XXV–XXIVвв. на авансцену шумерской истории вышел Лагаш.
Сначала его правитель Эанатум присоединил ряд соседних центров – Киш, Урук, Ларсу
идр., что привело к усилению его военного и политического могущества. При Лугальанде политика дальнейшей централизации власти и связанных с этим злоупотреблений вызвала резкое недовольство населения. В результате восстания – едва ли не первого из зафиксированных историей – Лугальанда был низложен, а к власти пришел Уруинимгина, проведший ряд реформ, сущность которых сводилась к восстановлению нарушенной нормы, отмене либо уменьшению поборов с населения, увеличению выдач работникам храма. Видимо, эти вынужденные реформы содействовали ослаблению централизованной администрации Лагаша, что вскоре и привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси, создавшим объединенное Шумерское государство, правда, просуществовавшее очень недолго.
Ранние государства Месопотамии
Середина III тысячелетия до н. э. была отмечена энергичным заселением Двуречья скотоводческими семитскими племенами, и до того в немалом количестве проникавшими в Шумер. Их поселения на севере стали активно заимствовать достижения шумерской цивилизации, сближаясь с ней по уровню развития (впрочем, аналогичный процесс шел, видимо, и в соседнем с Шумером Эламе, расположенном к востоку от него). Представителем и выразителем активной наступательной политики семитских племен стал в конце XXIV в. Саргон (Саргон Древний, или Аккадский). По преданию, он был незаконнорожденным младенцем, выловленным в корзине в реке и воспитанным чужими людьми10. Поступив на службу к правителю Киша, Саргон быстро выдвинулся, а после гибели Киша выкроил себе собственное государство и стал успешно воевать с соседями. Затем Саргон провозгласил себя лугалем выстроенного им на севере Шумера нового города Аккада.
Вступив в длительную войну с Лугальзагеси, Саргон успешно довел ее до конца,
10 Довольно частый легендарно-мифологическийсюжет, известный в истории многих народов. В частности, он использован в Библии при описании судьбы пророка Моисея
объединил под своей властью Шумер и Аккад и стал правителем большого государства, состоявшего из многих десятков региональных подразделений, бывших городов-государств.В успехах Саргона большую роль сыграла созданная им армия: едва ли не впервые в истории
вруках именно этого завоевателя оказалась крупная боевая сила профессиональных воинов (5400 человек), каждый из которых за свою службу получал надел и жил за счет дохода от него. Неудивительно, что после создания единого государства Саргон сумел подчинить себе соседний Элам и совершил ряд успешных походов на север и северо-запад.
Возникновение крупного централизованного государства привело к концентрации в руках его правителя всей полноты власти. Храмы с их жрецами, хозяйством и обслуживающим персоналом, равно как и возникавшие параллельно с ними и во многом на основе той же модели царские хозяйства, за счет которых выделялись наделы воинам и иным служащим, были основой экономического могущества центра. Рента-налогс общинников, дань с покоренных соседей и повинности населения были основой нормального функционирования структуры в целом. При этом усиление роли государственного хозяйства и приток дани извне объективно способствовали росту престижного потребления верхов, следствием чего стал заметный процесс приватизации. Вначале он выявлялся на уровне верхов и реализовывался в форме индивидуального накопления имущества – как в результате войн, так и в ходе обменных операций тамкаров. Важную роль играл при этом приток пленных иноплеменников, превращаемых в рабов, чей труд использовался практически почти бесплатно.
Государство Саргона просуществовало недолго. Уже при его сыновьях и внуке Нарамсине, успешно продолжавших его политику, стали заметны признаки упадка: региональный сепаратизм и недовольство покоренных давали себя знать, все чаще приходилось подавлять восстания. Нарамсин (Нарам-Суэн)принял рад мер, укреплявших администрацию центра; он велел даже официально именовать себя богом, а прежних наследственных энси заменил назначаемыми чиновниками. Но уже при его сыне пришедшее
вупадок Аккадское государство пало под натиском появившихся с территории Ирана племен кутиев (гутеев), которые стали управлять завоеванной ими Месопотамией с помощью назначавшихся ими из числа прежних региональных правителей-энсинаместников. В руках некоторых из них оказалась немалая власть. Так, заметно выделялся среди других энси Гудеа в Лагаше, откупавшийся от кутиев данью и сосредоточивший в своих руках власть почти над всей Южной Месопотамией. Правление Гудеа отличалось, в частности, размахом ирригационного и храмового строительства и значительным развитием торговых связей с различными районами Ближнего Востока, вплоть до Индии.
На рубеже XXII–XXIвв. власть кутиев пала, и во главе нового «царства Шумера и Аккада» стали представители очередной, третьей, династии Ура. Вновь вступило в полосу расцветацарско-храмовоехозяйство, была проведена работа по унификации мер и весов, что
внемалой степени способствовало ускорению процесса приватизации. Все большее количество людей оказывалось вне общины и вынуждено было продавать свой труд в качестве батраков-наемниковлибо обрабатывать чужие наделы (воинов, храмовых служащих, иных должностных лиц, включая и правителей) на правах аренды. В качестве всеобщего эквивалента начали использовать серебро, весовая мера которого – сикль (ок. 8 г)
– стала единицей денежного измерения. Развивались товарно-денежныеотношения, сфера распространения которых уже не ограничивалась престижным потреблением верхов, но все заметней затрагивала ремесло, даже недра крестьянской общины.
Главы общинно-клановыхгрупп («домашних общин»), распоряжавшиеся коллективным имуществом группы, подчас уже включавшей в себя не только ближайших родственников, но также и чужаков,рабов-слуг,получили возможность приобретать товары, накапливать и реализовывать продукты труда домочадцев. В общине стало все более заметным имущественное расслоение, деление на богатых и бедных, что вело к экономическому противостоянию: неимущие нуждались в кредите, имущие становились ростовщиками. Не имея возможности вернуть долг, бедняки всеми правдами и неправдами
(продажа земли официально еще не была разрешена) стремились отдать вместо него землю, которую богатые с удовольствием брали. В общине появлялись безземельные. Часть их уходила в сферу царско-храмовогохозяйства, другие при нужде продавали себя в кабалу – появлялось долговое рабство.
Все эти процессы, активно проявившие себя в годы правления третьей династии Ура, вызвали сильное и вполне оправданное беспокойство централизованной администрации, которая достаточно хорошо осознавала, что их дальнейшее развитие может привести к разложению общины, уменьшению налогоплательщиков, росту численности нищих и бедных и тяжелым грузом ляжет на казну. Поэтому, начиная с наиболее ранних установлений, дошедших до нас как раз от эпохи третьей династии Ура (законы Ур-Намму,законы из Эшнунны), администрация озабочена тем, чтобы ограничить богатеющего собственника, не дать ему в обиду разорившихся, строго определить цену наемного труда, размер ростовщического процента, условия содержания частного раба и т. п. И хотя законы при этом охраняли право собственности на имущество, включая и рабов, они же отстаивали право обиженного либо пострадавшего на соответствующую материальную компенсацию. В целом же нельзя не заметить, что главное содержание правовой нормы сводилось к поддержанию статуса основного населения. Пусть раб из числа иноплеменников был лишен многих прав и подчас наказывался по весьма строгой норме (хотя и ему не воспрещалось иметь семью и даже имущество), это не должно было относиться крабам-должникамиз числа соплеменников. Их нельзя было продавать за пределы страны, и они чаще всего приравнивались по положению к младшим членам семьи.
Правители третьей династии Ура, начиная с сына основателя династии Ур-Намму,Шульги, официально именовали себя богами, причем их реальный статус действительно был близок к положению обожествленного монарха. Власть правителя была в высокой степени централизована; региональные подразделения, бывшие протогосударства(города-государства),управлялись назначаемыми из центра наместниками, которые по традиции именовались энси. Подобно Саргону и Саргонидам, правители Ура имели хорошо организованную профессиональную армию, причем часть ее составляли наемники из числа воинственныхкочевников-амореев.Наряду с армией возникли уже и иные элементы принуждения, в частности суд, для нужд которого и был разработан судебникУр-Намму.Необходимо подчеркнуть, что приток пленных иноплеменников и разорение общинников вследствие процесса приватизации были одной из важных причин расцветацарско-храмовогохозяйства в его невиданной прежде форме псевдолатифундий, обрабатывавшихся организованными в рабочие отряды зависимыми земледельцами, гурушами («молодцами») и нгеме (гим; рабынями). Это не только способствовало укреплению позиций централизованной администрации, но и вызвало к жизни море должностной отчетности: примерно половина всех дошедших до нас клинописных табличек (около 100 тыс.) касается государственного хозяйства третьей династии Ура. Можно считать, что «царство Шумера и Аккада» конца III тысячелетия до н. э. было своего рода апогеем торжества структуры, порожденной абсолютным господствомвласти-собственностии централизованной редистрибуции. Едва ли не большая часть населения страны, оказавшаяся в силу разных причин выбитой из привычной жизни сельских общин, заняла местотружеников-поденщиковв гигантской системецарско-храмовыхпсевдолатифундий, где труд и быт были построены по нормам казарменного коммунизма.
Абсолютное господство такой структуры на этом, впрочем, и кончилось, ибо рядом с государственной возникла иная форма хозяйства, основанная на частной собственности, появление и упрочение которой знаменовали серьезную трансформацию экономики общества. Кризис государственного хозяйства (коммунистической казармы) и укрепление частного сектора в Двуречье вызвали постепенное ослабление централизованной власти, усугублению которого способствовали нашествие воинственных пастухов-амореев,а затем также и эламитов. Третья династия Ура на этом прекратила свое существование.
studfiles.net
Древнее Двуречье
Вопросы
занятия
·
Месопотамия
·
Шумер
·
Аккад
На
предыдущих уроках мы с вами изучали историю Древнего Египта. Далее нам
предстоит изучить историю Передней Азии, Древней Индии и Китая. Именно здесь,
на Древнем Востоке, началась история человечества. Здесь зародились первые
цивилизации.
Под
термином «Древний Восток» следует понимать совокупность очень далеких по
географическим и хозяйственным условиям областей оседлых и кочевых народов на
территории которых возникли и развивались первые в истории человечества
цивилизации.
Территорию,
которая граничит со Средиземным и Черным морями, а также с Индийским океаном,
называют Западной или Передней Азией. Здесь несут свои воды реки Тигр и
Евфрат. Они берут свое начало в горах Кавказа и впадают в Персидский Залив. В
среднем и нижнем течениях этих рек расположена древняя страна Месопотамия,
что означает Междуречье.
С
севера и востока Месопотамию окружали горы. На западе она граничила с Сирийской
пустыней. На юге Месопотамию омывал Персидский Залив.
Именно
в южной части Месопотамии зародилась древнейшая цивилизация Шумер.
В
глубокой древности условия жизни в этих местах были крайне суровыми: летом
мучила невыносимая жара, зимой – лютый холод. Непроходимые джунгли и болота
чередовались с выжженной солнцем пустыней. Дожди выпадали редко, но если шел
дождь, то это был настоящий ливень.
Основным
источником влаги, а значит и жизни были две реки Тигр и Евфрат, которые
разливались от весеннего таяния снегов в горах Кавказа.
Геродот
так писал о природе Древней Месопотамии: «Дождей в этой земле выпадает мало, но
и этих незначительных дождей достаточно для первоначального питания и роста
корней злаков. При этом посевы орошаются из реки, зреют, и злак растет. Вся
Южная Месопотамия, подобно Египту, перерезана каналами».
Первым выходил из берегов Тигр, за ним Евфрат.
Разливаясь, они затопляли обширные территории. Как и в Египте, воды рек обильно
орошали поля, насыщая их влагой и делая плодородными. Плодородная земля речных
долин и теплый климат позволяли собирать по два урожая в год. Земля была
основным богатством Междуречья.
Природа не всегда благоприятствовала жителям
Месопотамии. Иногда реки разливались больше обычного. Наводнения и песчаные
бури губили все живое. От этих бедствий надо было уметь защищаться.
Как и в Древнем Египте, территорию Месопотамии люди
начали заселять в V тысячелетии до нашей эры. Уже
первым поселенцам пришлось вырубать кустарники, строить каналы и дамбы, осушать
болота, сооружать водохранилища.
Однако, несмотря на все усилия людей, иногда случались
страшные наводнения. Рассказы об этих катастрофах, по-видимому, и породили
легенду о всемирном потопе.
«Боги решили уничтожить людей, затопив всю землю. Но
бог воды рассказал об этом решении тростинкам, из которых была сделана хижина
одного человека. Тростины передали известие хозяину хижины. Человек построил
большой корабль, разместил в нем свою семью, умелых ремесленников, а также
разных зверей и птиц. В день, назначенный богами, черная туча закрыла небо,
начался ливень, вода затопила землю. Погибли все люди, кроме тех, кто спрятался
на корабле. Через шесть дней буря утихла. Вода начала спадать, Ворон, который
вылетел с корабля, нашел твердую землю, на которую затем высадились люди и
животные».
Земледельцы Междуречья сеяли пшеницу и ячмень, а также
просо. Выращивали лен и кунжут.
Особое внимание уделялось садоводству. Люди выращивали
виноград и гранатовое дерево, смоковницу и яблони. Среди прочих садовых культур
особое место занимала финиковая пальма: ее называли «деревом жизни». Финики
употребляли в пищу, из их сока делали напитки, косточками кормили скот, а из
листьев плели корзины и другие изделия.
Жители Месопотамии занимались и животноводством. Они
выращивали крупный рогатый скот и использовали его при вспашке земель,
молотьбе, перевозке грузов. Люди разводили коз, свиней и овец, а также домашнюю
птицу.
В междуречье развивались и ремесла. Несмотря на то,
что своих металлов, дерева и строительного камня в Месопотамии почти не было,
ремесленники использовали местные материалы: глину, тростник, шерсть, кожу,
лен.
В Месопотамии активно развивалась торговля. По рекам
этой страны перевозили зерно, шерсть, шкуры и растительное масло. Эти продукты
и изделия становились товарами. Товар – это продукт труда, изготовленный для
продажи или обмена. Уже в древности сложились важнейшие торговые пути. Жители
Месопотамии вели торговлю с соседними странами. Важнейшими для Междуречья были
торговые пути, проложенные на запад, к побережью Средиземного моря. По ним в
страну ввозили металлы и древесину.
В конце IV тысячелетия
до нашей эры в Междуречье стали возникать города–государства – небольшие
территории с городом в центре.
Самыми крупными и могущественными городами–государствами
Шумера были Урук, Ур, Лагаш,
Киш.
Во главе шумерских городов-государств стояли
правители. Сначала это были верховные жрецы, а затем – цари. Царя называли
«большой человек». Правители городов-государств обладали неограниченной властью
над жителями.
Важную роль в жизни города играли жрецы. Как и в
древнем Египте, жрецы занимали высокое положение в обществе и были очень
влиятельными людьми. Они проводили религиозные церемонии, возносили молитвы
богам.
Каждый город имел своего бога-покровителя. Как и в
Древнем Египте, жители Междуречья поклонялись великому множеству богов.
Известно, что шумеры почитали бога Энки – владыку
земли и повелителя пресных вод, Энлиль – был богом
ветра и воздуха. Главными богами также считались Уту
– бог солнца, Нанна – бог луны. Самой почитаемой
богиней была Инанна (Иштар)
– богиня любви и плодородия.
В честь бога-покровителя в центре города строили храм.
Храмы имели вид высокой ступенчатой башни. Террасы-ступени образовывали
огромную лестницу, устремленную в небо. Люди верили, что по этой лестнице жрецы
и цари поднимаются к богам. Такие ступенчатые храмы называют зиккураты.
Мы уже отмечали, что территория Междуречья была скудна
на полезные ископаемые. В Месопотамии почти не было своих металлов,
строительного камня или дерева. Зато в изобилии были глина и камыш. Именно они
и стали главными материалами для местных строителей и ремесленников. Вот и
писать жители Междуречья научились именно на глине.
Из глины делали лепешки и придавали круглый или
квадратный вид. И, пока глина сырая, на ней записывали нужную информацию. Потом
табличку высушивали на солнце или обжигали.
Сначала на глиняной табличке писали рисунками. Такой
способ письма называют пиктографией. Но на глине трудно рисовать. На ней
стали выдавливать палочкой клинышки. Каждый знак состоял из нескольких таких
клинышков. Он обозначал или целое слово, или отдельный слог. Такой способ
письма называется клинописью.
Многие ученые сходятся во мнении, что письменность
возникла в Месопотамии раньше, чем в Древнем Египте, и распространилась по всей
Передней Азии. Изобретение письменности было одним из величайших достижений
человечества.
В городах Шумера при храмах создавались школы. Учились
в них только мальчики. Так же как и в Египте, на занятиях школьников учили
писать, считать, рассказывать сказания о богах и героях.
Шумеры научились наблюдать за Солнцем, Луной,
звездами. Они открыли пояс Зодиака – двенадцать созвездий, образующих круг, по
которому движется Солнце в течение года.
В математике шумеры предпочитали шестидесятеричную
систему исчисления. Элементами этой системы пользуемся мы и по сей день, деля
год на двенадцать месяцев, час на шестьдесят минут, круг на триста шестьдесят
градусов.
Северными соседями шумеров были аккадцы.
Столицей их царства стал город Аккад.
В XXIV веке до
нашей эры в Аккаде правил царь Саргон. Он создал
первую в истории постоянную армию из профессиональных воинов. Сильная аккадская
армия завоевала и подчинила себе Шумер.
Объединение Междуречья под властью Саргона
привело к созданию сильного государства. Это позволило взять под строгий
контроль ирригационные работы – они стали проводиться по всей стране, что
привело к повышению урожаев.
Саргон и последующие цари заботились о развитии торговли как
внутри страны, так и за ее пределами.
Он совершал успешные завоевательные походы в горные
страны, где в изобилии было всевозможного сырья: метал, камень, строевой лес.
Наибольшего расцвета Аккадская держава достигла при
внуке Саргона Нарам-Суэне.
Аккадская держава просуществовала около ста двадцати
лет и около 2200 до нашей эры была разгромлена нашествием горцев-гуриев, вторгшихся с востока.
Таким
образом, мы видим, что жизнь в Древнем Междуречье была сосредоточена в
плодородных долинах рек Тигра и Евфрата.
Основными
занятиями населения были земледелие и животноводство. Так же как и в Древнем
Египте, жители Месопотамии рыли оросительные каналы, возводили плотины,
отвоевывая у пустынь и болот все новые земли.
В
конце четвертого тысячелетия до нашей эры в Междуречье возникли
города-государства, которыми управляли жрецы и племенная знать.
Главную
роль в становлении и развитии государства в Месопотамии сыграли шумеры и
аккадцы.
videouroki.net
возникновение первых государств. История Востока. Том 1
Представленная в предыдущих главах социологическая модель не может, разумеется, считаться универсальной. Это скорее своего рода путеводитель, позволяющий разобраться в хитросплетении тех многочисленных дорог, которые вели человечество от ранних социальных структур к развитым, от локальной группы и общины к государству, от эгалитаризма к иерархии. Реальная действительность человеческой истории многообразна. Но что характерно: при всем ее неохватном многообразии – от древнего Двуречья до современной Океании, от высоких культур Индии и Китая до весьма недавно вступивших на путь цивилизации африканских народов – генеральные закономерности эволюции примерно одинаковы, они и берутся за основу при изложении различных материалов из истории стран и народов Востока.
Здесь стоит с самого начала сделать одну весьма существенную оговорку, значение которой будет становиться все очевиднее по мере более детального знакомства с материалом. Дело в том, что структурные формы, типологическое сходство которых берется за основу, суть лишь скелет того или иного общества. Конкретный же облик и тем более живой дух его зависят главным образом от его цивилизационных и религиозно-культурных параметров. Что же касается этих последних, то о них следует сказать в первую очередь самое главное: при всем своем несходстве и даже порой весьма заметном принципиальном противостоянии друг другу все они в чем-то опять-таки близки между собой. Эта близость, равно как и кардинальное отличие их от европейской антично-христианской традиции-цивилизации, в том, что они появились на свет и были призваны обрамлять отличные от европейской неевропейские структуры. Иными словами, системы идей и институтов во всех неевропейских традициях-цивилизациях, от дальневосточной до американской доколумбовой, различались весьма заметно, но притом разительно сходились в одном и основном: все они обслуживали структуры, где частнособственнические отношения не были главными и где поэтому не существовало всего того, что способствовало бы их быстрому и эффективному развитию, как то имело место в Европе.
Это не значит, что ни в одной из них изначально не было элементов, которые при иных обстоятельствах вели бы к иным результатам. Напротив, такое бывало и даже сыграло свою роль (феномен Финикии) в формировании античной структуры. Но эти элементы со временем отмерли, уступив место иным, целиком сориентированным на обслуживание командно-административной структуры в той или иной ее модификации в рамках данной неевропейской традиции-цивилизации. Можно добавить к сказанному, что процесс сложения системы идей и институтов в рамках каждой традиции-цивилизации шел весьма медленно, особенно на раннем этапе развития государств.
Первые камни в фундамент мировой урбанистической цивилизации были заложены на древнем Ближнем Востоке, в долине нескольких великих плодородных рек. Примерно в VIII–VI тысячелетиях до н.э. земледельцы ближневосточных предгорий, уже освоившие достижения неолитической революции и с каждым поколением все увеличивавшиеся в числе, стали спускаться в равнины и активно заселять плодородные долины рек, в первую очередь Тигра и Евфрата. Междуречье и берега этих рек, именуемые общим термином Двуречье, а также соседние районы (Загрос, Анатолия, Палестина) ныне хорошо изучены специалистами. Раскопанные археологами поселения (Джармо, Хассуна, Тель-Халаф и др.) свидетельствуют, что их обитатели жили в глинобитных домах, сеяли ячмень, пшеницу и лен, разводили коз, овец и коров, были знакомы с ранними формами ирригационного хозяйства (осушение болотистых земель с помощью каналов, возведение дамб и т.п.), изготовляли различные керамические сосуды (наиболее ранние из них не были знакомы с керамикой), изделия из камня, позже – даже из меди. По мере продвижения земледельцев к югу, где удобряемые разливами рек почвы были особенно плодородны, поселения становились богаче и крупнее. Культура Убайд (конец V тысячелетия до н.э.) представлена уже поселками до Юга, в центре которых размещались крупные храмовые комплексы на высоких земляных платформах, окруженные городскими стенами – явственный признак ранней урбанизации. Раскопки этих поселений свидетельствуют о многочисленном населении, развитом ремесле, включая знакомство с гончарным кругом, металлургией, ткачеством, принципами архитектуры и монументального строительства.
Культуру Убайд принято считать протошумерской. Как известно, на рубеже V–IV тысячелетий до н.э. на территории Южного Двуречья появляются шумеры, с именем и деятельностью которых связывается возникновение древнейшего мирового очага цивилизации и государственности. Загадка шумеров до сих пор не разгадана. Их собственные легенды указывают на юг (приморские районы Персидского залива) в качестве прародины; специалисты видят ее то на востоке, то на севере. Ясно одно: шумерский язык значительно отличался от группы семитских языков, распространенных среди большинства древних обитателей ближневосточной зоны. Похоже на то, что пришельцы-шумеры, появившись в зоне обитания насельников культуры Убайд, быстро и энергично заимствовали все достижения их культуры и, возможно, сыграли важную роль внешнего толчка в ускорении поступательного ее развития – теперь уже на их, шумерской, этнической основе.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Урок истории по теме "Древнее Двуречье". 5-й класс
Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (21,3 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Древние цивилизации Востока. Месопотамия.
Общественное устройство. Экономика. Религия.
Культура.
Программа 2009: Древние цивилизации
Месопотамии. Условия жизни, занятия населения.
Города-государства. Мифы и сказания.
Письменность.
Образовательный аспект: сформировать
представление и цивилизации Древнего Междуречья
(Месопотамии) и ее создателях, особенностях,
достопримечательностях
Развивающий аспект:
Развитие мыслительных качеств:
- умение сравнить цивилизации Древнего Египта и
Месопотамии
- умение обобщать, анализируя факты истории
жителей Междуречья, учить делать выводы об
особенностях данной цивилизации
- умение выявлять причины, почему именно
орошаемое земледелие и ремесло были хорошо
развиты на данной территории
- умение использовать карту как источник
информации о расположении цивилизации и ее
природно-климатических особенностях
Воспитательный аспект:
- оценить вклад народов Древнего Двуречья в
общемировую культуру
- высказывать свою позицию в отношении
правителей древнего Двуречья
План.
Местоположение и природа.
Хозяйство. Занятия.
Устройство. Управление.
Мотивация.
Однажды путешественники из Египта
направились на северо-восток. Через много дней
странствий по пескам, они вышли к полноводной
реке Евфрат. Посмотрев на бегущую воду, люди
воскликнули: Быть не может! Да ведь это река,
текущая наоборот!
Почему они так решили? (работа с картой)
Тема урока “Древнее Двуречье”.
Природа древнего Двуречья была очень схожа с
природой Египта (Африка, Азия, Аравийский
полуостров, р. Евфрат и р. Тигр, Персидский залив,
Двуречье (Междуречье, Месопотамия).
НО:
Презентация: зиккурат. Пирамиды вроде
такие как же в Египте или нет?
Проблема урока: Так одинаковы эти
государства или нет? Ваши версии?
В чем схожи, и чем отличаются Египет и Двуречье?
! Как лучше всего их сравнить? Что нам для этого
нужно знать? (проговаривание затруднения)
Схема изучения государства (запись в тетрадь)
Местоположение и природа.
Хозяйство. Занятия.
Устройство. Управление.
Местоположение и природа (работа по карте –
проговаривание)
Хозяйство. Занятия.
Каково было главное занятие жителей Двуречья?
Земледелие
Прочитайте текст из законов Хаммурапи, и
составь перечень занятий жителей (либо 1 статья
на слайд)
Если человек поленится укрепить плотину своего
поля, в его плотине произойдет прорыв и будет
затоплена возделанная земля, он должен
возместить хлеб, который погубил.
Если человек срубил в саду человеке дерево без
ведома хозяина, то должна за это заплатить
Если какой-либо ремесленник возьмет
малолетнего в воспитанники и научит его своему
ремеслу, он не может быть потребован обратно.
Если строитель построил дом человеку, то должен
жать ему в подарок 2 сикля серебра за каждый сар
площади дома.
Если корабельщик соорудит судно и сделает свою
работу ненадежно, так что судно станет течь, то
корабельщик должен сломать это судно, сделать
прочное, и за свой счет отдать его хозяину.
Если человек украдет оросительное орудие с
обрабатываемой земли, он дожжен отдать хозяину
орудия 5 сиклей серебра.
Если человек купит из руки сына человека или из
руки раба человеа без свидетелей, то его должно
назвать вором и убить.
Обе это цивилизации – Древний Египет и Древнее
Двуречье названы речные цивилизации. Почему?
Несмотря на их схожесть, они отличались друг от
друга. Сравним с помощью работы групп и составим
общую таблицу:
Общие черты Египта и Междуречья
Отличительные особенности Египта
Отличительные особенности Междуречья
1 группа: Местоположение и природа
Заполните таблицу.
Египет
Междуречье
Климат
Реки
Разливы рек
Ирригация
Дополнительные вопросы:
В Двуречье существовали мифы. В мифе о
сотворении мира рассказывается о том, что бог
создал небо и землю, посадил на ней растения,
заселил ее животными. Из глины бог вылепил первых
людей, подобных богам, по своему образу и подобию.
Какие выводы можно сделать из этого мифа?
Почему бог вылепил первых людей из глины?
Еще один миф – Миф о всемирном потопе.
Какие сведения из жизни людей можно узнать из
этого мифа?
Как в нем отразилась природа страны?
Что в нем правда, а что вымысел?
Вывод: Очевидно, люди в Двуречье также
зависели от природы, как и в Египте. Земля была
плодородной. Почва была в Друречье глинистой,
поэтому вода не впитывалась и затопляла поля.
Таким образом, мифы были тесно связаны с
природой, особенностями жизни.
Ирригационная система шумеров
Каждую весну реки Тигр и Евфрат наполнялись
дождевой и талой водой и широко разливались.
Земледельцы научились пользоваться этими
временными излишками влаги, столь необходимой
для повышения плодородия почвы. Драгоценную воду
удерживали благодаря системе прудов, а затем
постепенно отводили по густой сети оросительных
каналов на свои поля в течение всего жаркого
и засушливого лета. Так возникло
ирригационное земледелие. Каналы одновременно
служили и транспортными путями, по которым
перевозили людей и грузы.
2 группа: Постройки в Двуречье
Заполните таблицу
- учебник пункт 2 (внешний вид – презентация)
Зиккурат
Египет
Междуречье
Большинство построек из камня
Большинство построек из глины
Дополнительные вопросы:
Жители Двуречья – шумеры использовали для
строительства городов глину (Презентация).
Почему они использовали столь непривычный
материал?
Можно ли сказать, что шумеры были
изобретателями кирпичей?
Вывод: И в Египет и в Двуречье строили
жилища, храмы, гробницы, но в Египет строили из
камня, а в Двуречье из глины.
3 группа: Письменность
Заполните таблицу
Египет
Междуречье
Папирус, иероглифы
Глиняные таблички, клинопись
Дополнительные вопросы:
Письменность называлась клинопись, знаки на
письме были похожи на маленькие клинышки (Презентация)
Рассказ о библиотеке Ашшурбанапала.
Почему благодаря пожару библиотека была
спасена?
Во времена первых раскопок таблички с
клинописью были совершенно непонятны
археологам. Многие сомневались, что это вообще
можно прочитать. Но удалось это Роулинсону с
помощью точной копии персидской надписки. Чтобы
прочитать ее нужно была забраться на высоту 50
метров, где эта надпись была высечена на скале. С
тех пор ученые прочитали множество табличек.
Вывод: И в Египет и в Междуречье
существовала письменность, которая была из сотен
значков - символов, обозначающих как целые слова,
так и слоги. Сегодня эта письменность прочитана.
В Египет – иероглифы, в Междуречье – клинопись.
Клинопись
Клинописным письмом обозначались либо целые
слова, либо гласные, либо слоги. Сложные
шумерские тексты читать было очень трудно,
поэтому писцы пользовались специальными
определителями, которые должны были исключить
ошибки при чтении, поскольку в шумерском письме
один и тот же знак имел много совершенно
различных чтений и значений. Всего в шумерской
клинописи существовало около 600 знаков.
История изучения клинописи
Впервые клинописные тексты были прочитаны
учителем классических языков Г. Гротфендом,
который перевёл несколько персидских надписей в
1802 г. Независимо от Гротефенда в 1830–1840 гг.
английский офицер и дипломат Г. Раулинсон
дешифровал вавилонскую клинопись. К концу XIX в.
была прочитана эламская клинопись и составлен
словарь аккадского языка. В первой половине
XX в. была окончательно дешифрована самая
древняя из клинописных систем — шумерская.
4 группа: Боги
- Учебник пункт 3
Приведите Факты, что существовавшие у шумеров
представления о богах были тесно связаны с
природными условиями Двуречья.
Много ли общего в религиозных представлениях
Египта и Междуречья?
Богиня Иштар
В вавилонской мифологии главной богиней
являлась Иштар. Первоначально она считалась
покровительницей продовольствия, была символом
обильных урожаев, богиней плодородия и любви.
Позднее к её функциям присоединились ещё функции
богини победы и правосудия. Иштар также являлась
покровительницей семейной жизни.
Мардук
Мардук — в вавилонской мифологии
бог-покровитель Вавилона. Он был верховным
божеством вавилонского Пантеона. Согласно
мифологии Мардук, сын бога Эа, избранный царём в
совете богов, возглавил их войну с войском
первобытных чудовищ и убил предводительницу
последних Тиамат, после чего создал землю, небо и
людей.
Дополнительные вопросы
Прочитайте миф о богине Иштар
К стране безысходной, земле обширной
Синова дочь Иштар свой дух склонила,
Склонила синова дочь дух свой пресветлый
К обиталищу мрака, жилищу Иркаллы.
К дому, откуда вошедший никогда не выходит
К пути, на котором дорога не выводит обратно.
К дому, в котором вошедший лишается света
Света он больше не видит, во тьме обитает
Туда, где питье его – прах, и еда – его глина.
А одет он словно бы птица, одеждою крыльев
На дверях, на засовах простирается прах,
Под вратами разлито запустенье...
Этот миф похож на египетский миф об Осирисе и
Исиде.
Вывод: Природные условия способствовали
возникновению в Двуречье цивилизации, которая
была тесно связано с природными условиями. И в
Египте, и в Двуречье было многобожие.
5 группа: Научные открытия и школы
- учебник пункт 3, 5
Вывод: И в Египет и в Двуречье развивалась
математика и астрономия. Были школы. В Египет был
высчитан год – 365 дней, в Междуречье – 60-тиричная
система измерения.
Развитие астрономии в древней
Месопотамии
Основным источником достоверных сведений о
самых ранних астрологических системах являются
клинописные глиняные таблички, найденные при
раскопках в Двуречье (Месопотамии) — природной
области в Западной Азии, в бассейнах рек Тигр и
Евфрат. Наиболее ценной в этом плане оказалась
обширнейшая коллекция клинописных табличек,
собранная ассирийским царём Ашшурбанипалом в VII
в. до н. э. в Ниневии и обнаруженная археологами
уже в Новое время. Среди её текстов особенно
значима большая астрологическая серия “Энума
Ану Энлиль”, в которой были собраны
предзнаменования за более чем тысячелетний
период.
Создание пояса Зодиака
В древней Месопотамии существовала
оригинальная система созвездий. Современная
система созвездий, которую мы заимствовали у
древних греков, многим ей обязана. Открытие
Зодиака как полосы созвездий, в пределах которой
происходит движение Солнца, Луны и пяти планет, —
одно из наиболее выдающихся достижений
древнемесопотамской астрономии. Существовала
особая символика, связанная с небесными
светилами, в частности, с созвездиями. Символы
богов и священных предметов, имеющих астральное
значение как фигуры созвездий, изображались
нередко на печатях и пограничных камнях
(кудурру). Среди них встречаются символы
зодиакальных созвездий, хорошо известные нам по
более поздним источникам, — в частности, Водолей,
Козерог и Стрелец. Так, самые ранние изображения
Козерога на печатях датируются концом III тыс. до
н. э. Во II тыс. до н. э. эти символы уже имели,
по-видимому, астральное значение как фигуры
созвездий. Зодиак как полоса созвездий
упоминается впервые явным образом в
астрономическом компендиуме “Мул-Апин”,
окончательная версия которого датируется
приблизительно 700 годом до н. э. В тексте
сказано: “Божества, которые стоят на пути Луны,
через области которых Луна в течение месяца
проходит и которых она касается”. Далее
перечисляются названия 18 созвездий: “Звёзды,
Небесный Бык, Праведный Пастух Ану, Старик, Посох,
Великие Близнецы, Краб, Лев, Борозда, Весы,
Скорпион, Пабилсаг, Коза-Рыба, Великан, Хвосты,
Ласточка, Ануниту и Наёмник”. Некоторые из них
легко узнаваемы как зодиакальные созвездия
нашего времени: Близнецы, Лев, Весы, Скорпион
сохранили свои названия без изменений; Небесный
Бык — это месопотамский прообраз Тельца, Краб —
это Рак, Коза-Рыба — Козерог. Все же прочие
созвездия не имеют аналогов среди названий
созвездий греческого Зодиака. Зодиак делился на
двенадцать частей не случайно. В этом отражалась
структура месопотамского лунно-солнечного
календаря, в котором обычный, не високосный год
содержал ровно 12 лунных месяцев. Кроме того,
месопотамские астрономы в своих расчётах
использовали схематический календарь,
состоявший из 12 месяцев по 30 дней каждый —
временной аналог математического Зодиака.
Схематическим календарём в Месопотамии
пользовались ещё во II тыс. до н. э., задолго до
открытия пояса Зодиака. В середине I тыс. до
н. э. в месопотамской астрономии в связи с
Зодиаком сложилась непростая ситуация: в
наблюдательной астрономии использовалась
система из 18 зодиакальных созвездий, согласно
списку “Мул-Апин”, в то время как в
математической астрономии расчёты
производились на основе 12-частной эклиптики,
названия частей которой соответствовали
созвездиям из того же списка.
Вывод по уроку:
Общие черты Египта и Междуречья
Речные цивилизации
Плодородные земли, система
ирригации
Письменность, наука, школы
Многобожие
Отличительные особенности Египта
Отличительные особенности Междуречья
Решение проблемы урока: Так
одинаковы эти государства или нет? Ваши версии?
В чем схожи, и чем отличаются Египет и Двуречье?
Природные условия способствовали
возникновению в Двуречье цивилизации, хотя можно
сказать, что это условия были далеко не идеальны,
требовали усилий людей по преобразованию
природы.
В Египет и Двуречье условия жизни были похожи
(реки, плодородные долины, необходимость
ирригации, раннее формирование государства из-за
необходимости организовывать большие массы
людей, деспотические черты государства – по
принципу пирамиды).
Приложение.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Реферат - Древнее Двуречье - История
В IV-II тыс. до н.э. на обширной территории от Средиземного моря до Тихого океана появляются первые в истории человечества цивилизации. Возникло несколько центров формирования древних цивилизаций, четыре из которых связаны с бассейнами крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхе. Независимо друг от друга шло зарождение цивилизационных структур и образование четырех речных цивилизаций Месопотамской, Египетской, Индостанской и Китайской.
Одна из самых древних цивилизаций в мире возникла на Востоке на территории Месопотамии в плодородной низменности между Тигром и Евфратом. Становление цивилизации проходило в особо благоприятных географических условиях. Месопотамия тянется от гор Армении на севере до Персидского залива на юге. С запада к ней примыкают Сирийские степи, с востока Иранское нагорье. Центр возникающей цивилизации находился в южной Месопотамии, которую называют Двуречье.
На севере Месопотамии зимой выпадал снег, весной и осенью шли дожди. В Двуречье климат сухой и жаркий. Лето длилось 6 месяцев, и температура воздуха достигала +60 С. Количество атмосферных осадков невелико. Выпадали они главным образом зимой. Со стороны Персидского залива ветры гнали на берег большие волны, поднимая уровень воды в Тигре и Евфрате, что приводило к наводнениям. Совсем не случайно миф о всемирном потопе родился именно в этом регионе. В силу таких климатических условий Двуречье явилось одним из тех регионов, где могла зародиться цивилизация. Он был богат плодородной почвой аллювиальным илом, наносимым сезонными наводнениями. Но благоприятная среда Тигра и Евфрата находилась во власти природы. И на этот вызов человек отвечал упорным трудом, организованностью и стремлением выжить.
Уже в IV тыс. до н.э. здесь начала развиваться ирригация. Система оросительных каналов, распределяющая воды Тигра и Евфрата, бассейны, арыки обратили орошаемые ими области в плодородные житницы, питающие миллионы людей. Эту чрезвычайно тяжелую работу по строительству и чистке каналов месяц-два в году выполняло все взрослое население Двуречья. И так продолжалось из года в год, из века в век на протяжении всей истории Месопотамской цивилизации.
В хозяйственном отношении Тигр и Евфрат объединяли проживавшие здесь народы, но никак не влияли на их этнополитическую пестроту и разобщенность. В Двуречье одни государства не раз сменялись другими, и различные народы постоянно враждовали между собой. После шумеров, аккадцев, ассирийцев и халдеев здесь появились персы, а затем греки. К тому же в ДревнемДвуречье отсутствовали природой созданные границы, защищавшие его население от грабительских набегов соседних племен. Этот регион, в отличие, например, от Египта, всегда был проходным двором для кочевников и завоевателей. Месопотамская цивилизация формировалась в условиях полицентризма, когда лидерство переходило от одного центра к другому. Однако в этническом, культурном и религиозном отношении это все-таки была одна Месопотамская цивилизация.
Для того, чтобы Месопотамская цивилизация состоялась было все необходимое, хотя без большого разнообразия. В изобилии имелись глина и природный асфальт. Из глины делали ящики, бочки, трубы, очаги, литейные формы, мебель, веретена, светильники, статуэтки, погребальные ящики. Из глины лепили сосуды, сперва от руки, а затем на гончарном круге. Также из глины изготовляли и главный строительный материал сырцовый кирпич, примешивая в него рубленый камыш или солому. Этот кирпич не обжигался в печи, а просто просушивался на солнце. Из него строили дворцы, храмы и жилые дома. Наконец, на глине писали и верили в то, что первых людей боги тоже вылепили из глины.
На севере Месопотамии встречались месторождения свинца, олова, железа, в гористых районах много камня. Шумеры научились получать чистую медь, из которой делали оружие, топоры, серпы, посуду, светильники и статуэтки. Несколько позднее появилась бронза сплав меди со свинцом или оловом. Таким образом, в III тыс. до н.э. шумеры открыли человечеству дверь в бронзовый век.
Главное дерево Месопотамии финиковая пальма, дающая питательные и вкусные плоды, но невысокую по качеству древесину. И тем не менее она приносила огромную пользу. В древности знали 360 ее полезных свойств, которые были воспеты в литературе, изобразительном искусстве и религии. В Двуречье финиковая пальма считалась священным деревом, а ее культ способствовал появлению легенды о дереве жизни. Уже с древних времен здесь росли и другие фруктовые деревья, инжир, виноград, по берегам рек ива, камыш и тростник.
Древнейшие государства и цивилизации Азии возникли в долинах рек Тигра и Евфрата. Эти реки начинались высоко в горах, а затем протекали по низкой плоской равнине — Месопотамской низменности, что означает «место между потоками».
Природа Древней Месопотамии
Природные катастрофы
Свидетельства катастрофического влияния природы встречаются во многих древних текстах, известных как «ламентации» (плач) по разрушению различных шумерских городов.
Потоп
В междуречье Тигра и Евфрата под слоем развитой культуры бронзового века с богатыми погребениями и городскими постройками был обнаружен трёхметровый слой глинистых водных отложений, под которым нашли культуры каменного века. Получалось, что в этом районе каменный век отделялся от бронзового потопом!
Сверхновая
Древнейшим жителям междуречья был известен и миф о двух Солнцах одновременно взошедших на небосводе и причинившим неимоверные страдания людям. Об этом ученые узнали из клинописных табличек, в которых упоминалась «гигантская звезда» на границе южных созвездий Парус и Корма. В этом районе современные ученые обнаружен пульсар (РР 0833-45) — след колоссального взрыва сверхновой.
Культура Древней Месопотамии
Религия
В Древней Месопотамии, на берегах Тигра и Евфрата родилось много библейских легенд.
Миф о Всемирном потопе
Весной зимний снег на вершинах гор таял и талые воды попадали в реки. Тигр и Евфрат выходили из берегов и затопляли плоскую низменность. Все кругом покрывалось водой, земли не было видно. Библейское сказание о Всемирном потопе родилось в этих местах. В Библии говорится, что первой после потопа показалась над водой вершина горы Арарат — она самая высокая близ истока Евфрата.
Сотворение Адама
Реки несут с водой песок и глину и откладывают их на Месопотамской низменности. По Библии, Бог сотворил из подобной глины первого человека — Адама.
Легенда о Вавилонской башне
Люди, жившие в Месопотамии, делали из глины и песка кирпичи. Из кирпичей строили дома и дворцы, крепости и храмы — высокие ступенчатые пирамиды. О самом высоком храме в городе Вавилоне в Библии говорится как о Вавилонской башне, которую хотели построить до неба. За тысячи лет кирпичные стены и башни Вавилона разрушились, и на их месте ныне лишь холмы из песка и глины.
Наука
Каждый храм Месопотамии был посвящен какому-нибудь богу. Главных богов в образе звезд и планет было семь. Это были Солнце, Луна, планеты Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Каждому богу был посвящен один из семи дней, а все вместе они составляли неделю. Жрецы следили за движением звезд и планет, предсказывая по ним будущее. В этих наблюдениях рождались астрономия и математика. Вдоль полукруга, по которому Солнце двигалось по небу от восхода до захода, солнечный диск укладывался 180 раз. Половинку круга стали делить на 180 частей — градусов, а весь круг — на 360 градусов. 360 — это 60 х 6. Число 60 и число 12 стали основой счета в Древнем Вавилоне и сохранили свое значение до наших дней. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Вавилоняне боялись числа 13, которое следовало за священным числом 12 — дюжиной. Этот страх у некоторых людей сохранился до сих пор, они считают число 13 несчастливым.
Экономика Древней Месопотамии
Хозяйство
Летом в Месопотамии жарко и сухо, все живое страдает от зноя. Жители Месопотамии выращивали зерно на поливных землях, пасли скот, сооружали сложные системы оросительных каналов и плотин, строили города.
Торговля
Жители Древней Месопотамии часто воевали между собой и со своими соседями — жителями гор и пустынь. Но с ними же они вели и оживленную торговлю. Ведь очень многое — камень, металлы, золото, дерево, благовония (например, ладан) — приходилось привозить издалека.
Торговцы Древней Месопотамии плавали по рекам, путешествовали по сухопутным дорогам к Средиземному морю, в Египет. На перекрестке дорог стоял большой торговый город Вавилон — в переводе «врата Бога».