Достижения древней японии. Средневековая Япония: история, религия, культура, архитектура, искусство
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Средневековая Япония. Культура средневековой Японии. Достижения древней японии


история, религия, культура, архитектура, искусство :: SYL.ru

Япония находится в восточном направлении от Китая и Кореи, она расположена на бесчисленном количестве мелких и четырех больших островах. Существует легенда, что цепочка островов появилась благодаря каплям, упавшим в океан с копья бога. Первыми жителями островов являлись переселенцы из Азии. Они смогли выжить в неблагоприятных условиях из-за умения разводить скот и выращивать рис. Им приходилось отбивать атаки местных племен, но со временем они заселили все большие острова на архипелаге. На уклад жизни японцев, культуру и историю издревле значительное влияние оказывали Китай и Корея. Интересные особенности средневековой Японии будут рассмотрены далее.

Исторические сведения

Как рассказывает история средневековой Японии, самые первые упоминания о правителях страны относятся к VII веку до н. э. Хотя ученые утверждают, что первое государство возникло здесь только в III–IV веке на территории племени ямато. Вожди ямато за последующие три столетия смогли завоевать племена, проживающие на островах Хонсю и Кусю, также известны их атаки на земли Кореи.

Местные жители до сих пор уверены в божественном происхождении императорской династии. По легенде, богиня солнца вручила знаки власти первому императору. Хотя правитель пользуется безграничным почтением, но реальной власти почти никогда не имел.

Как рассказывает история, средневековая Япония всегда управлялась представителями нескольких самых богатых и уважаемых семей, передававших власть из поколения в поколение. С 645 года сторонники императора устроили переворот, в результате которого был устранен от правления род Сога. Такой шаг должен быть укрепить государственную власть, чтобы все жители подчинялись одним законам, а местные власти безоговорочно исполняли приказания императора.

средневековая япония

Страна в Средневековье

Страна всегда развивалась обособленно, ведь располагалась на периферии остального мира. Ученые считают, что становление Японии отдельно от китайской цивилизации началось около 100-400 годов, поэтому культуру средневековой Японии можно отнести к островной форме культуры Китая. Японцы переняли многое от китайской цивилизации – религию, письменность, буддизм, ритуалы, искусство, церемонии. Уже немного позже японская цивилизация стала отличаться. Она настолько органично смогла сочетать традиции Китая со своими приобретениями, что становится отдельной самобытной культурой.

Правители средневековой Японии

В 8 веке реальными правителями стали представители рода Фудзивара, которые превратили императорские семьи в заложников в собственных дворцах. До истечения 12 столетия былая власть монархов идет на убыль. Появляется альтернативное самурайское правительство – сегунат в Камакуре. В 1221 году дворцовая аристократия полностью разгромлена в антисегунском восстании, а император превращается исключительно в распорядителя церемоний и ритуалов. Чтобы содержать пышный монарший двор, ведется продажа почетных должностей всем желающим самураям.

После падения сегуната император Го-Дайго проводит реставрацию Кэмму с целью вернуть государственную модель 9 века, но она вызвала социально-политический кризис. Императорский дом распался на две династии: Северную и Южную. Только через 30 лет единство дома было восстановлено стараниями самурайского сегуната Муромати, но монархи потеряли власть над страной. Трагические события повлекли за собой упадок императорского дома. В течение нескольких веков не проводилась церемония Императорского сбора урожая и не назначался наследник – Великий сын императора. Только с приходом к власти в 18 веке сегуната Токугава восстановлены императорские ритуалы и церемонии.

культура средневековой японии

Религиозные предпочтения

В средневековой Японии происходит смешение нескольких религиозных течений. Наиболее всего выражен синтоизм или «путь богов». Большинство населения свято веровали в мифы, поэтому всему приписывали божественные истоки. Духи неба считались предками монархов, а простые жители происходили от духов более низкого происхождения. В синтоизме поклоняются духам предков, а после смерти готовятся сами превратиться в духов. Бестелесные сущности вездесущи, они невидимо изменяют течение жизни, способны влиять на происходящие события. Благодаря синтоизму проявляется еще одна отличительная черта японцев – любовь к гармонии природы.

Из Китая в Японию пришел буддизм. Придворная знать первая решила примкнуть к этому новомодному учению. Философское учение должно было сплотить страну и поддержать авторитет центральной власти. Религия в средневековой Японии вошла в кодекс чести самураев: дисциплинированность, хладнокровность, отрешенность и самоконтроль. Стали появляться буддийские монастыри, готовящие настоящих бесстрастных воинов. С буддизмом японцы позаимствовали иероглифическую письменность, которая нужна при переписывании священных буддийских наставлений.

В стране мирно уживались две религии, в некоторых случаях они переплетались между собой. Население могло одновременно следовать принципам предписаний синтоизма и буддизма, которые не шли между собой в диссонанс. Государственной религией в средневековой Японии считается буддизм, но в качестве национальной религии одновременно проявляется и синтоизм. От буддизма в 12 веке отделяется отдельная ветвь – конфуцианство. По новой идеологии, дети не только должны подчиняться решению родителей, но и безоговорочно их любить.

история средневековой японии

Концепция права

Известна самая первая конституция Сётоку-тайси, относящаяся к ранней эпохе Тайка 604 года. Концепция права в то время слабо очерчена, можно сказать разве что о нормах наказаний, обозначенных понятиями кары или божьего гнева. Нужно было следовать определенным нормам поведения, называемых гири. В стране существовало несколько гири: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены. Также выделялись гири, не связанные с семейными отношениями, то есть между торговцами и покупателями, хозяина и подчиненного и подобное. Им следовали как неписанным законам, с учетом осуждения в случае плохого или некорректного отношения к близким людям или подчиненным.

Собственное обычное право (букэ-хо) было обозначено в военной касте (букэ или самураи). Внутри военного сообщества существовал свой кодекс правил, основанный на исключительной верности подчиненного своему сюзерену. Если последний проявлял излишнюю жестокость, то вассал не имел никаких прав на защиту, всецело зависел от воли своего господина. Немного позже против произвола сюзеренов составили специальный Сборник обычаев военной касты, в котором указывались нормы уголовного права и кодекс чести для военных.

В средневековой Японии право предписывало только одно – подчинение низших слоев населения вышестоящим по иерархии господам. В государстве для каждой социальной группы существовали четко обозначенные функции, уточнение обязанностей описывалось в сборниках рицу-рё. Термином "рицу" указывались репрессивные нормы, а термином "рё" – административно-применительные.

экономика средневековой японии

Экономика

В 17 веке военачальнику Токугаве Иэясу удалось сформировать династию сёгунов. Хотя император считался главой страны, династия сёгунов управляла всеми сферами деятельности Японии. Возникла необходимость создания своей денежной единицы. Только от риса зависела экономика средневековой Японии. В качестве стандартной единицы измерения считалось такое количество риса, которое человеку нужно для питания в течение одного года. Налоги тоже платились рисом. С середины 16 века в страну часто стали приезжать португальцы, предпочитающие вместо риса рассчитываться золотыми монетами. Местные феодалы тоже ощутили преимущества драгоценных металлов. Токугава продолжил дело своего предшественника Тоетоми Хидэёси, который прибрал к рукам большую часть золота и серебра страны. Так и появилась золотая монета обан, но ее не использовали для оплаты сделок, а дарили или награждали.

Японская знать стремилась привязать крестьян к земельному наделу. Крупные землевладельцы пытались решить проблему, как усмирить восстание крестьян или вернуть сбежавших подчиненных назад. Появляются специальные отряды обученных воинов, которые с течением времени образовали свою замкнутую общину самураев. Стал соблюдаться кодекс чести воинов, или бусидо, который основывался на идеи верности господину. Воин обязывался ценой жизни защищать своего господина, а в случае бесчестья совершить ритуальное самоубийство, или харакири.

живопись средневековой японии

Политический уклад

С 12 века укрепилась феодальная иерархия. Ввиду феодальной раздробленности страна пребывает в состоянии постоянных междоусобных разборок. Даже после установления верховной власти сёгунов стычки между мелкими феодалами не прекращаются. Среди таких условий создается мировоззрение самурая, готового принести себя в жертву своему сюзерену. Самурай становится образчиком мужества, чести и верности.

После появления больших феодальных хозяйств начинается образование и рост городов. Около замка властителя начинал строиться город, где преобладало торговое и ремесленное население. На смену частным землевладениям приходят крупные латифундии.

Культура средневековой Японии

В зрелом Средневековье начинают строиться новые города, укрепляются связи с Китаем, развиваются ремесла и расширяется торговля. Появляются совершенно другие эстетические предпочтения, основанные на народных мотивах. Япония постепенно приобретает самобытные черты, переходит на другой уровень развития. В художественной культуре средневековой Японии акцент делается на человеческое восприятие мира, драматическую подоплеку совершаемых поступков. Стали появляться драматические произведения для постановок в театре. В живописи и скульптуре в самостоятельный жанр выделяется пейзаж и портрет. На изобразительное искусство средневековой Японии влияют суровые будни эпохи, наполненной конфликтами. Искусство пронизано налетом буддизма, особенно процветает секта Дзэн. Прежде приходилось осуществлять непонятные сложные религиозные обряды, но секта Дзэн перевела служение в более простую и понятную форму. Отрицается любая буддийская литература и множественные обряды, на место которым приходит только стремление к познанию своей духовной сущности. Каждый мог стать на путь истины посредством созерцания и углубления в себя.

архитектура средневековой японии

Воспевание самураев

В то время самураи еще не стремились к роскоши и изнеженности дворцов. Им приходилось часто вступать в схватки в междоусобицах, отбивать атаки чужестранных племен, поэтому главным для них были воинская доблесть, отвага и честь. Воинскому сословию понятия дзэн-буддизма пришлись по душе, ведь рая можно достигнуть дисциплиной и одной простой молитвой. О воинах слагают повести-гунки, передающие ощущение тревоги, но лишенные пышности интерьеров и напыщенности. Подвиги самураев описываются в свитках, появляется культ меча и брони, возводятся статуи Будды, исполненные со всей строгостью. Сочиняли стихи, как самураи отправляются на охоту, стреляют и упражняются в верховой езде. В особом почете нарское искусство, выраженное в строительстве статуи Будды Камакура. В средневековой Японии начинают реставрировать нарские храмы, разрушенные во время войны или те, что находятся в ветхом состоянии.

Архитектурные предпочтения

Чем особенна архитектура средневековой Японии? В 12 веке буддийские храмы стали возводить среди живописной природы. Природу считали божеством, поэтому архитектурные сооружения должны были гармонично вписываться в окружающий пейзаж. Усадьбы и дворцы строились в виде прямоугольника, обращенного южной стороной к площади, обрамленной с двух сторон галереями с флигелями. С южной части здания всегда старались обустроить пейзажный сад, состоящий из озер, скал, мостов и островов. Сады должны навевать мысли об уединении, настраивать на тишину и спокойный лад. Вместо бурного потока водопада предпочитали сооружать пруды со стоячей водой, а на поверхности должны покачиваться утонченные цветы лотосов. Прелесть уединенного сада создавали в хэйанских парках, когда за каждым поворотом тропинки ожидала перемена пейзажа. Вместо воздушных мостов появились гладкие камни, которые создавали мозаичные картины. Пользуются успехом у знати сады, декоративные все четыре времени года.

Наиболее излюбленными в то время становятся дворцы, замки и домики для проведения чайных церемоний. Наблюдается стремление к простым архитектурным линиям. Деревянные сооружения не всегда покрывались краской. Сучки на поверхности древесины обыгрывались в качестве декоративных элементов. Постройки возводились в виде прямоугольного павильона, окруженного галереей, а крыша должна иметь изогнутую форму. Строятся многоярусные пагоды, хотя и небольшого размера. Если здание окрашивается, то не используется больше одного-двух цветов. В Японии самыми первыми священными храмами считались кладовые, где хранились запасы риса. Кладовые возвышались на высоких столбах, чтобы влага не испортила рис. Первые храмы строились по типу кладовых для зерна. Климат в Японии достаточно влажный, но деревянные храмы сохранились до наших дней. Этим долголетием они обязаны обычаю японцев каждые 20 лет разбирать священные храмы, а на том месте возводить новые из другого материала.

средневековая япония искусство

Светское строительство

С 16 века строились феодальные замки, способные за своими надежными стенами сдерживать атаки вражеских армий. Эти многоярусные сооружения возводили из дерева, а в основе закладывали каменные фундаменты. Вокруг дополнительно строили бастионы и низкие стены, а по периметру замок окружали рвы. Самым впечатляющим замком того времени является Химедзи близ Кобе, состоящий из 80 различного вида построек.

Эпоха Эдо привнесла затишье после разрушительных междоусобных войн. Вместо замков разворачивается строительство дворцов. Они являются одноэтажными постройками, хотя самые первые еще имеют систему укреплений, но далее уже строят подобно садово-парковому ансамблю. По традиции дворцовые стены не обладают конструктивными функциями, поэтому заменяются проемами или съемными перегородками. Строители пытались достигнуть максимальной естественности и единства с природой.

Живопись

Начиная с 7 века, живопись средневековой Японии остается очень простой. Об уровне мастерства можно судить по росписи, украшающей ковчег Тамамуси из храма Хорюдзи. Автор разрисовал ковчег желтой, красной и зеленой краской по черному основанию. По мере распространения буддизма появляется все больше культовых сооружений, поэтому появился спрос на высококвалифицированных художников. Теперь мастера совокупно работали над одним рисунком соответственно своей специализации. Один художник только делал набросок, второй занимался раскрашиванием, а третий обводил контур готовой картины. На полотнищах эмакимоно в 8 веке рисунки имеют символический характер, здесь отсутствует динамика. Начинает развиваться пейзажная и жанровая живопись. Ярким примером служит раскрашенная ширма «Женщина с птичьими перьями», где линии уже становятся более плавными и легкими, создается выразительное изображение. С 9 века развивается буддийская живопись, для которой характерно изображать мандалу. Чтобы нарисовать мандалу, применяли более дорогие материалы, например, серебро и золото.

В конце 16 века появляется ряд школ живописи: Тоса, Сога, Кано, Кайхо, Ункоку. В этот период создано много уникальных картин, принадлежащих не только известным мастерам, но и неизвестным художникам.

www.syl.ru

Искусство Древней Японии в его главных достижениях. — КиберПедия

Истоки японского искусства восходят к 4 тыс. до н. э. Но наиболее значительный вклад Япо­ния внесла в мировую культуру в эпоху сред­невековья (с 6-8 вв. н. э. до се­редины 19 в).

Вступление Японии в эпоху феодализма было обусловлено пробуждением экономической и духовной жизни страны и ее активными взаи­мосвязями с соседними государствами - Китаем и Кореей. Культура средневековой Японии име­ет много общего с культурой этих стран, а гос­подствующая в Китае и Корее буддийская ре­лигия с 6 в. стала государственной религией Японии, слившись с древним культом поклоне­ния природе (синтоизмом). По представлению др. японцев, божества не имели зримого облика, а воплощались в саму природу – не только в Солнце и Луну, но и в горы и скалы, реки и водопады, деревья и травы. Иноземные воздей­ствия, в соединении с местными народными традициями, изменяясь, способство­вали созданию оригинального и высокого по своему уровню искусства. Декоративная яркость сочеталась со строгим ла­конизмом. Недаром именно в Японии возникла формула: «Все из­лишнее безобразно».

Истоки яп. культуры – в глубокой древности. Самые ранние произведения – к 4-2 тыс. до н.э.. Наиболее плодотворный период – Средневековье (6-19 вв.)

Архитектура. Своеобразие архитектуры Япо­нии обусловлено особенностями длительного периода феодализма и специфическими природ­ными условиями страны. Она отличается устойчивостью основных конструктивных прин­ципов и традиционных приемов.

В Японии, где исстари ощущался недостаток пригодной для жизни земли, где природа одновременно щедра и вероломна, люди научились использовать про­странство с максимальной экономичностью и целесообразностью. В отличие от других стран Востока японская архитектура прошлого лише­на тяги к грандиозности, соразмерна человеку, проста и графична по своим линиям. Главным строительным материалом издревле служило дерево. Из дерева возводились легкие построй­ки, основой которых служит каркас. Между домом и землей - пространство для изоляции от влажности. Столбы, на которые опиралось здание, помогали ему выдерживать подземные толчки. Стены, не имеющие опор­ного значения, могли быть легко раздвинуты, заменены более прочными на холодное время или сняты. Вместо окон на решетки стен натягивалась белая бума­га, пропускающая в помещение ровный мягкий свет. Широкий карниз крыши предохранял сте­ны от сырости и от палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение имело скользящие стены - перегородки, благодаря которым можно было создавать то одну, то несколько изолированных комнат.

На основе древнейшей традиции народного зодчества был сооружен храмовый ансамбль в Исэ (основан в 1-е века нашей эры, пере­страивается каждые двадцать лет, точно повто­ряя ранее созданный образец). Он состоит из двух отдален­ных друг от друга, но одинаковых комплексов, посвященных — один богине солнца, другой богине плодородия. Конструкции предельно просты и функциональны. Недаром ансамбль в Исэ пользуется славой храма архитектуры.

С 6-7 вв. в Японии начали сооружать буд­дийские храмы. Тип этих построек, сформиро­вавшихся в Китае и Корее, имеет и свои особен­ности. Они ясно видны в буддийском ансамбле Хорюдзи (нач. 7 в.) близ Нара. Окраска колона красным лаком, изогнутые края черепичных крыш, каменная платформа, на которой возве­дены постройки явились новшеством в японском зодче­стве. Внутри двора помещаются Кондо (Золотой зал) и 5-тиярусная пагода (32 м). Он значительно миниатюрнее, чем пышные храмы Танского Китая.

Создание самых мощных буддийских ансамб­лей восходит к 8 в. (утверждение феодального государства) и появления первой японской столицы – Нара. Ансамбль Тодайдзи.

В 794 г. – столица Хэйан-кё (ныне Киото). В это время наряду с буддий­ским достигло большого расцвета и светское дворцовое зодчество. Павильон Феникс (1053).

Вступление Японии в этап зрелого феодализ­ма в конце 12 в. и образование феодальной иерархии с военной властью во главе ознамено­вались новыми тенденциями в зодчестве. На протяжении 13-16 вв. парадный стиль синдэн сменился более простым и интимным стилем сёин, отличительным признаком которого стала большая утилитарность. Здания разбивались на небольшие помещения. В комнатах появились ниши, где помещался живописный свиток, в сте­ны встраивались книжные полки. Пол устилал­ся циновками. Началось строительство загород­ных резиденций, полудворцов-полухрамов, по­добных небольшому трехэтажному Золотому храму (Кинкакудзи, 14 в.), названному так из-за золотого цвета крыши и стен. Еще более приближен к природе так называемый Серебряный павильон (Гинкакудзи, 15 в.) с легкими скользящими перегородками, заменившими стены, что способствовало полно­му слиянию интерьера с садом.

Своеобразный вид японского искусства - оформление многообразных по стилю декора­тивных садов - тесно связан с задачами зодче­ства 14-15 вв. Он возник под влиянием пан­теистического учения буддийской секты Дзэн, отождествлявшего Будду со всем мирозданием.

«Сухие сады», состоящие только из гальки и камней, примером которых может служить сад монастыря Рёандзи в Киото, воспроизводили на маленьком клочке земли картину большого ми­ра.

На небольшом участке земли художник искусно располагал деревья, кустарники, камни, что у человека, смотрящего на них, создавалось впечатление далекого пространства. Главные элементы – камни и вода (настоящая или символическая в виде песка или гальки).

Другая разновидность яп. садов – тянива («чайные сады»), связанные с культом чая и чайной церемонией. Для церемонии стали строить небольшие павильоны напоминающие сельский домик или хижину. К павильону обычно вел специально разбитый сад. Стремились создать атмосферу покоя, отрешенности от повседневной суеты.

16-17 вв. ознаменовались строительством крупных садово-парковых дворцовых ансамб­лей, отличавшихся свободной асимметрией плана. Наиболее выдающийся из них загородный ансамбль Кацура близ Киото. 17 в. - за­ключительный этап расцвета феодального зодчества - отмечен также и строительством пыш­ных, затейливо-орнаментированных храмовых сооружений, а также мощных крепостных замков феодалов, имевших оборони­тельное значение (Замок Белой цапли).

Скульптура. Первые образцы японской пла­стики восходят к 3-5 вв. н. э. Это полные жи­вой непосредственности разнообразные глиня­ные фигурки воинов, жрецов, слуг, животных, составлявшие неотъемлемую часть царских курганов.

Буддийская скульптура 6-7 вв., привнесен­ная с континента, предназначалась для храмов. В главном здании Харюдзи - Кондо помещалась бронзовая скульптурная группа. Это изображение Будды на ло­тосовом троне, с нимбом, олицетворяет идею милосердия. Простота и строгость геометрических линий, фронтальность и симметрия, вытянутость про­порций, отсутствие интереса к чувственной кра­соте напоминает произведения ки­тайской пластики периода Вэй.

В 8 в. с укрупнением храмов, расширением их интерьеров изменился и облик буддийской пластики, умножилось количество статуй. В ка­честве материалов употребляются бронза, лак, дерево и глина. В 743 г. начали сооружать колоссальную статую Будды, предназначенную для храмового ансамбля Тодайдзи. Статуя 16 метров.

В 9-10 вв. существенно изменились образы буддийской скульптуры. Появились многоголовые и многорукие статуи, а также божества с устрашающими лицами, вздыбленными волосами и сверкающими глазами. Излюбленными материалами этого времени ста­ли дерево и лак. Все статуи раскрашивались. Гротескные маски со­провождали пышные ритуальные храмовые ми­стерии и танцы.

Последней и завершающей эпохой расцвета яп. скульптуры были 12-13 вв. – время, когда к власти пришло самурайское сословие с его идеалами силы и мощь. Мастера – Ункэй и Кайкэй – авторы колоссальных 8-иетровых статуй божеств-охранителей (ансамбль Тодайдзи).

Интерес к реальному человеку проявился в портретном жанре. Распространение получили портреты дзэнских монахов и крупных политических дея­телей, входивших в ранг святых или особо почи­тавшихся. Созерцательность, отрешенность от мира вместе с острой индивидуализацией лиц характеризуют суровые образы этого времени.

Живопись. Японская живопись очень разнообразна не только по содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки на шелке и бумаге, альбомные листы и веера.

Собственно японская школа жи­вописи Ямато-э складывается лишь в 11-12 вв. Живописцы Ямато-э расписывали ширмы, со­здавали на горизонтальных свитках иллюстра­ции к литературным произведениям. Живлпись того времени передавала не действие, а состояние души.

Интерес к изображению действия, битв, быто­вых сцен и индивидуальных характеров прояв­ляется в 13-14 вв. в многометровых свитках живописи эмаки. Одновременно развивается портретная живопись. В 14-15 вв. (воздействие учения секты Дзэн с особым вниманием к природе) развивается пейзажная живопись.15-17 вв. - время интенсивного развития мо­нохромной (черной) пейзажной живописи тушью «суйбо-ку» (на вертикальных и горизонтальных свит­ках) и сложения разных художественных школ. Помимо монохромных свитков, в 16-17 вв. возникли и яркие декоративные росписи на раз­движных ширмах, веерах, панно, украшающих стены дворцов и храмов.

Ксилография.Замечательным завоеванием японского искусства была ксилография, возник­шая в 18 в. - 1-ой половине 19 в.. В это время традиционная живопись по­степенно приходит в упадок, зарождается более демократическая, доступная на дереве - кси­лография.

Нарядная и яркая, напечатанная большим тиражом, гравюра служила и театральной афи­шей, и книжной иллюстрацией, и поздравитель­ной картинкой, и украшением быта. Впервые актеры и гейши, прачки за стиркой белья, ре­месленники за работой стали героями японско­го искусства. Гравюра выполнялась нескольки­ми людьми. Художник подготавливал рисунок, резчик резал доски для каждого цвета, печат­ник печатал. Сначала гравюра была однотонной, и ее раскрашивал от руки сам художник. Постепенно усложняется техника и об­разное содержание гравюр. Они становятся лиричней. Изобрели печать в 2 цвета, а в 1765 г.художник Судзуки Харунобу впервые применил многоцветную печать.

Все гравюры делились на 2 группы: театральные, на которых изображали актеров японского классического театра Кабуки в различных ролях, и бытописательные, посвященные изображению красавиц и сцен из их жизни. Самый знаменитый мастер театральной гравюры - ТесюсайСяраку, очень ярко передавал характерные черты. Женские портреты - Китагава Утамаро. Он создатель женских образов, воплощавших национальный идеал красоты. В его картинах нет действия, его героини как бы застыли на мгновение.

Самым известным мастером гравюры конца 18 в. – 1-ой половины 19 в. был гениальный художник - Кацусика Хокусая. Чрезвычайно разнообразный по творческому диапазону, Хокусай оставил грандиозное количество произведений: поздра­вительных картинок, гравюр на темы древних легенд и, главное, великолепных пейзажей своей страны. Мастер черпает из прошлого принципы изображения природы. Будучи уже 70-лнетным стариком, он создал одно из самых замечательных произведений – серию «36 видов Фудзи». Показывая гору Фудзи – национальный символ Японии – из разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа а их единстве. Достигнувсвоей вершины в творчестве Хо­кусая, гравюра во второй половине 1Я в. клони­лась к упадку и возродилась лишь уже на но­вом этапе.

Прикладное искусство.Взаимодействие при­кладного искусства Японии с другими видами искусства были необычайно тесным. Одни и то же мастера изготовляли расписные и инкрустированные лаковые шкатулки, создавая станко­вые живописные произведения, иллюстрирова­ли книги, расписывали керамические сосуды, веера и кимоно, раздвижные ширмы и стены дворцов, занимались икэбаной.

Миниатюрная скульптура – нэцкэ получила широкое распространение в 18-перв. пол 19вв. как один из видов ДПИ. Фигурки (брелки) из слоновой кости и дерева, метал, лака. Нэцкэ - искусство городского сословия, массовое и демократичное. Сюжеты: фигурки «7 богов счастья», 2 уточки—символ семейного счастья растрескавшийся баклажан со множеством семян - больш. муж. потомство, темы быта (бродячие актеры и фокусники, уличные торговцы, женщины, странствующие монахи, борцы).

Важнейшими особенностями восточного менталитета являются стремление человека к гармонии с природой. Соединение двух начал - мира природы и мира человека - стало доминантой японской культуры на всем протяжении ее развити

 

cyberpedia.su

Средневековая Япония. Культура средневековой Японии

Особенности Японии и ее исторического развития отчетливо заметны и сегодня. Эта самобытная страна смогла сквозь века пронести практически в неизменном виде особую культуру, во многом отличную даже от зародившейся на территории ближайших соседей. Основные черты традиций, характерных для Японии, появились еще в раннем Средневековье. Уже тогда искусство развивающегося народа было ознаменовано стремлением приблизиться к природе, пониманием ее красоты и гармоничности.

Условия

Средневековая Япония, расположенная на островах, была защищена от вторжений самой природой. Влияние внешнего мира на страну в основном выражалось в процессе взаимодействия жителей с корейцами и китайцами. Причем с первыми японцы чаще воевали, тогда как у вторых многое переняли.

Внутреннее развитие страны было неразрывно связано с природными условиями. На относительно небольших островах практически некуда деться от грозных тайфунов и землетрясений. Поэтому, с одной стороны, японцы стремились не обременять себя лишними вещами, чтобы в любой момент можно было легко собрать все самое необходимое и спастись от разбушевавшейся стихии.

С другой стороны, именно благодаря таким условиям культура средневековой Японии приобрела свои особенности. Жители островов осознавали мощь стихии и свою неспособность что-либо ей противопоставить, они чувствовали силу и одновременно гармонию природы. И стремились не нарушать ее. Искусство средневековой Японии развивалось на фоне синтоизма, в основе которого находилось поклонение духам стихий, а затем буддизма, приветствующего созерцательное постижение внутреннего и внешнего мира.

Первое государство

На территории острова Хонсю в III-V вв. сформировалось племенная федерация Ямато. К IV веку на ее основе образовалось первое японское государство во главе с Тэнно (императором). Средневековая Япония того периода раскрывается перед учеными в процессе изучения содержимого курганных захоронений. В самом их устройстве чувствуется связь архитектуры страны с природой: курган напоминает остров, поросший деревьями, обнесенный рвом с водой.средневековая япония В захоронение помещались различные предметы быта, а покой почившего правителя охраняли полые керамические фигурки ханива, размещавшиеся на поверхности кургана. Эти небольшие статуэтки показывают, насколько наблюдательными были японские мастера: они изображали людей и животных, подмечая малейшие особенности, и умели передавать настроение и черты характера.

Первая религия Японии, синтоизм, обожествляла всю природу, населяя духами каждое дерево или водоем. Храмы строились в гористой и лесистой местности из дерева («живого» материала). Архитектура была очень простой и максимально вписывалась в окружающую природу. Храмы не имели украшений, постройки словно плавно перетекали в ландшафт. Культура средневековой Японии стремилась объединить природу и рукотворные строения. И храмы наглядно это демонстрируют.

Становление феодализма

Япония в Средние века многое заимствовала в Китае и Корее: особенности законодательства и земельного управления, письменности и государственности. Через соседей в страну проник и буддизм, сыгравший большую роль в ее развитии. Он помог преодолеть внутреннюю разобщенность страны, объединить племена, на которые делилась Япония. Периоды Асука (552-645 гг.) и Нара (645-794 гг.) характеризовались становлением феодализма, развитием самобытной культуры на основе заимствованных элементов.

Искусство того времени было неразрывно связано с возведением строений, имевших сакральное значение. Великолепный пример буддийского храма этого периода –Хорюдзи, монастырь, построенный около Нары, первой столицы Японии. В нем все поражает: великолепное внутреннее убранство, громада пятиярусной пагоды, массивная крыша главного сооружения, поддерживаемая затейливыми кронштейнами. В архитектуре комплекса заметно как влияние традиций китайского строительства, так и самобытные черты, которыми отличалась Япония в Средние века. Здесь нет размаха, характерного для святилищ, сооружавшихся на просторах Поднебесной. Японские храмы были более компактными, даже миниатюрными.япония в средние века

Самые внушительные буддийские храмы стали возводиться в VIII веке, когда образовалось централизованное средневековое государство. Японии нужна была столица, и ей стала Нара, построенная по китайскому образцу. Храмы здесь возводили под стать масштабности города.

Скульптура

Изобразительное искусство развивалось так же, как и архитектура, – от подражания китайским мастерам в сторону приобретения все большей самобытности. Первоначально отрешенные от земного статуи божеств стали наполняться экспрессией и эмоциональностью, свойственными, скорее, простым людям, нежели небожителям.

Своеобразный итог развития скульптуры этого времени – статуя Будды высотой в 16 метров, расположенная в монастыре Тодайдзи. Она представляет собой результат слияния многих техник, использовавшихся в период Нара: литье, тончайшая гравировка, чеканка, ковка. Огромная и яркая, она достойна звания чуда света.культура средневековой японии

В то же время появляются и скульптурные портреты людей, в основном служителей храмов. Строения украшались росписью, изображавшей райские миры.

Новый виток

Изменения в культуре Японии, начавшиеся в IX веке, связаны с политическими процессами этого времени. Столица страны была перенесена в Хэйан, известный сегодня под именем Киото. К середине столетия сложилась политика изоляции, средневековая Япония отгородилась от соседей, перестала принимать послов. Культура стала все сильнее отдаляться от китайской.

Период Хэйан (IX-XII века) – время расцвета знаменитой японской поэзии. Танка (пятистишья) сопровождали японцев постоянно. Неслучайно этот период называют золотым веком японской поэзии. В ней, пожалуй, наиболее полно выразилось отношение жителей Страны восходящего солнца к миру, его понимание глубокой связи человека с природой, умение подмечать красоту даже в незначительном. Психологизм и особая философия поэзии пронизывает все искусство периода Хэйан: архитектуру, живопись, прозу.особенности японии

Храмы и светские постройки

Особенности Японии того времени во многом были связаны с появлением буддийских сект, объединявших в себе учение Будды и традиции синтоизма. Монастыри и храмы вновь стали размещаться за пределами городских стен – в лесах и на горах. Они не имели четкого плана, словно случайно возникали среди деревьев или холмов. Украшением служила сама природа, здания внешне были максимально простыми. Ландшафт казался продолжением архитектурных сооружений. Монастыри не противостояли природе, а гармонично вписывались в нее.

По тому же принципу создавались и светские строения. Синдэн, парадный павильон усадьбы, представлял собой единое пространство, при необходимости разделявшееся ширмами. Каждую постройку обязательно сопровождал сад, часто совсем небольшой, а иногда, как во дворце императора, оснащенный водоемами, мостиками и беседками. Такими садами не могла похвастать вся средневековая Азия. Япония, переработав заимствованные у Китая стили и элементы, создала собственную архитектуру, неразрывно связанную с природой.

Живопись

Изменилась и скульптура: появились новые образы, пластика стала более утонченной и многоцветной. Однако заметнее всего национальные особенности проявились в живописи. В XI-XII веках сложился новый стиль – ямато-э. Для него использовались водяные краски. В первую очередь ямато-э применялся для иллюстраций различных текстов. В это время активно развивалась художественная проза, появились свитки-повести, или эмакимоно, в которых воплотилось поэтическое мировоззрение и почитание природы, характерные для средневековых японцев. Как правило, такие тексты сопровождались иллюстрациями. Мастера ямато-э умели передавать величие природы и душевные переживания людей, используя различные цвета, добиваясь эффекта мерцания и полупрозрачности.средневековая азия япония

Поэтическое осмысление мира заметно и в лаковых изделиях того времени – буквально светящихся шкатулках и чашах, гладких музыкальных инструментах, позолоченных сундучках.

Династия Минамото

В конце XII века из-за феодальной войны столица Японии вновь была перенесена. Победивший клан Минамото сделал главным городом страны Камакуру. Новому правителю подчинялась вся средневековая Япония. Кратко период Камакура можно охарактеризовать как время сегуната – военного правления. Он продлился несколько веков. Управлять государством стали особые воины – самураи. В Японии с их приходом к власти стали складываться новые культурные особенности. На смену поэзии танка пришли гунки – героические эпопеи, воспевавшие мужество воинов. В религии весомую роль стал играть дзэн-буддизм, учивший достигать спасения на земле с помощью физических тренировок, волевых усилий и глубокого самопознания. Внешний лоск не имел значения, обрядовая сторона религии отходила на второй план.

Самураи в Японии заложили особую культуру духа, чести и преданности. Мужественность и сила, свойственные им, пронизывали все искусство от архитектуры до живописи. Монастыри стали строиться без пагод, из них исчезла утонченность периода хэйан. Храмы напоминали простые хижины, отчего лишь усилилось их единение с природой. Появилось большое число скульптурных портретов. Мастера научились новым приемам, позволявшим создавать изображения, казавшиеся живыми. При этом в позах, формах и композиции сквозили все те же мужественность и строгость.

Эмакимоно этого времени характеризуются не эмоциональностью персонажей, а динамичностью сюжетов, рассказывающих о кровопролитных войнах между кланами.

Сад — продолжение дома

искусство средневековой японии

В 1333 году столица была возвращена в Хэйан. Новые правители стали покровительствовать искусству. Для архитектуры этого периода свойственно еще более тесное единение с природой. Строгость и простота стала соседствовать с поэзией и красотой. На первый план выдвинулись учения секты дзэн, которые воспевали духовное возвышение через созерцание природы, гармонизацию с ней.

В этот период развивалось искусство икебаны, а дома стали строиться таким образом, чтобы в разных частях жилища можно было любоваться садом под несколько иным углом. Небольшой кусочек природы часто не отделялся от дома даже порогом, был его продолжением. Ярче всего это заметно в здании Гинкакудзи, где была сооружена веранда, плавно перетекающая в сад и нависающая над прудом. У человека, находившегося в доме, создавалась иллюзия, что границы между жилым помещением и водой и садом нет, что это две части единого целого.

Чай как философия

В XV-XVI веках в Японии стали появляться чайные дома. Неспешное наслаждение завезенным из Китая напитком стало целым ритуалом. Чайные дома напоминали хижины отшельников. Они обустраивались таким образом, чтобы участники церемонии могли чувствовать себя отделенными от внешнего мира. Небольшие размеры помещения и закрытые бумагой окна создавали особую атмосферу и настрой. Все – от мощеной грубым камнем тропинки, ведущей к двери, до простой глиняной посуды и звука закипающей воды – было наполнено поэзией и философией умиротворенности.

Монохромная роспись

 средневековая япония кратко

Параллельно с искусством разведения садов и чайной церемонией развивалась и живопись. История средневековой Японии и ее культуры в XIV-XV вв. ознаменована появлением суйбоку-га – живописи тушью. Картины нового жанра представляли собой монохромные пейзажные зарисовки, размещавшиеся на свитках. Мастера суйбоку-га, переняв особенности росписи у китайцев, быстро привнесли в живопись японскую самобытность. Они научились передавать красоту природы, ее настроение, величавость и таинственность. В начале XVI века приемы суйбоку-га органично слились с техниками ямато-э, породив новый стиль в живописи.

Позднее Средневековье

Карта средневековой Японии к концу XVI века перестала представлять собой «лоскутное одеяло» из владений разных кланов. Началось объединение страны. Стали налаживаться контакты с западными государствами. Значительную роль теперь играла светская архитектура. Грозные замки сегунов в период мира стали дворцами с торжественно оформленными покоями. Залы разграничивались раздвижными перегородками, украшенными росписью и особым образом рассеивавшими свет, создавая праздничную атмосферу.

Росписью мастеров школы Кано, развивавшейся в это время, покрыты были не только ширмы, но и стены дворцов. Живописные картины отличались сочными цветами, передающими пышность и торжественность природы. Появились новые сюжеты –изображения быта простого народа. Присутствовала во дворцах и монохромная живопись, приобретшая особую выразительность.история средневековой японии

Чаще всего монохромная роспись украшала чайные дома, где сохранилась атмосфера умиротворенности, чуждая торжественности замковых покоев. Соединение простоты и пышности пронизывает всю культуру периода Эдо (XVII-XIX вв.). В это время средневековая Япония вновь проводила политику изоляции. Появились новые виды искусства, выражавшие особое мироощущение японцев: театр кабуки, гравюра на дереве, новеллы.

Период Эдо характеризуется соседством пышного убранства замков и скромных чайных домов, традиций ямато-э и приемов росписи конца XVI века. Соединение разных художественных течений и ремесел хорошо заметно в гравюрах. Мастера разных направлений часто работали вместе, более того, иногда один и тот же художник выполнял роспись как вееров и ширм, так и гравюр и шкатулок.

Позднее Средневековье характеризуется повышенным вниманием к предметному наполнению быта: появляются новые ткани, используется фарфор, изменяется костюм. С последним связано возникновение нэцкэ, представляющих собой маленькие своеобразные пуговички или брелочки. Они стали определенным итогом развития скульптуры Страны восходящего солнца.

Культуру Японии трудно перепутать с результатами работы творческой мысли других народов. Ее самобытность развивалась в особых природных условиях. Постоянное соседство с неумолимой стихией породило особую философию стремления к гармонии, которая проявилась во всех направлениях искусства и ремесла.

fb.ru

Средневековое искусство Китая и Японии

Китайская культура обладает яркой самобытностью, как и культура Индии. Сравнительно с индийской, китайское искусство выглядит более с д е р ж а н н ы м и с т р о г и м. Китайская деревянная архитектура привлекает своей легкостью, ясностью пропорций, нарядностью узорчатой резьбы и плавностью изогнутых крыш. В отличие от многих стран, архитектура Китая и Японии до сих пор сохранила ее своеобразность, неповторимость. Искусство Китая служило образцом для сопредельных стран — Японии, Кореи, Вьетнама.

Архитектура. В начале средневековья Китай был раздроблен междуусобицей на множество мелких государств. Однако в пору развитого средневековья (7 — 13 век) Китай объединил свои земли в два новых государства — Тан и Сун, которые оставили после себя блестящий след культурных достижений. Высокого взлета достигли разнообразные области творчества — архитектура и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство, поэзия и проза. Искусство Танского и Сунского государств несколько отличается друг от друга. Архитектуре Танского государства присущ дух ясной гармонии, праздничности и спокойного величия форм. В период Тан окончательно сформировался тип жилой и храмовой постройки, одновременно простой и нарядной. Дворцы и храмы возводились из дерева по единому принципу на глинобитных, облицованных камнем платформах.Основой зданию служил каркас из опорных столбов, покрытых красным лаком, поперечных балок и сложных узорчатых резных кронштейнов, которые, опираясь на балки, облегчали давление двойных и тройных крыш на здание. Широкие черепичные крыши с плавно изогнутыми и приподнятыми вверх краями не только защищали здание от зноя и проливных дождей, но и придавали ему красоту и легкость. Эти сооружения парили над городом, как распластанные крылья птицы. Недаром на углах крыш помещали керамические фигурки, изображающие птиц и крылатых зверей — охранителей.

Сунская архитектура отличается большей сложностью, появилось множество архитектурных деталей, удачное сочетание архитектуры с природой. Пагоды стали выше, усложнились в своих планах и декоративном убранстве. Появилось стремление к легкости и изяществу архитектурных форм. Отличительной особенностью японской средневековой архитектуры является простота, рациональность и небольшие размеры. Но при этом сохранялась неповторимая выразительность каждого здания, дополнявшаяся красотой живой природы. Главным строительным материалом служило дерево. Из него возводились дворцы и храмы, разнообразные жилые и хозяйственные постройки. Они создавались по единому принципу. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. При землетрясении они колебались, но выдерживали подземные толчки.

cvetamira.ru


Смотрите также