Возникновение театра в Римской республике. Истоки римской драмы и театра восходят к сельским праздникам сбора урожая, справлявшимся по деревням еще в те времена, когда Рим представлял собой лишь небольшую общину Лациума. Участники этих праздников, ряженые, обменивались насмешливыми, грубоватыми песнями, называвшимися фесценнинами. Позже, во время борьбы между патрициями и плебеями, в фесценнинах стали находить отражение и социальные столкновения того периода: по свидетельству Горация, фесценнинские насмешки не щадили и знати. О дальнейшем развитии этих первых ростков драмы любопытные сведения дает римский историк Тит Ливий. В связи с моровой язвой в Рим были приглашены (в 364 до н. э.) для совершения умилостивительной церемонии этрусские актеры. Танцуя под аккомпанемент флейты, они производили
Старики - ателланы.
красивые телодвижения, но не сопровождали их ни словами, ни жестами. Этрусским актерам стала потом подражать римская молодежь, которая прибавила к пляске диалог и жестикуляцию. Этот обычай, постепенно усовершенствуясь, привел к тому, что исполнители, получившие название гистрионов (от этрусского слова ister - актер), уже не перебрасывались друг с другом нескладными и грубыми стихами-экспромтами, подобными фесценнинам, но исполняли сатуры, положенные на музыку, причем пение сопровождалось игрой на флейте и соответствующими жестами. Очевидно, эти драматические сатуры (дословно "смесь", всякая всячина) представляли собой небольшие драматические сценки бытового и комического характера, включавшие диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный элемент должен был играть в них существенную роль. . С народной комедией ателланой связан новый период в развитии народной драмы в Риме. Ателлана родственна греческому миму. Название ее происходит от городка Ателла, разрушенного римлянами во время войны за его переход на сторону Ганнибала. Жители этого городка являлись объектом постоянных насмешек в Риме. Отличительной особенностью ателланы было наличие 4 постоянных комических персонажей-масок: Макк – обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон – смышленый и болтливый обжора ( в маске подчеткивались отвислые губы и раздутые щеки), Папп – богатый, скупой и глупый старик и Доссен - хитрый горбун, невежа и шарлатан. Действие основывалось на импровизации. Ателланы разыгрывались вначале бродячими гистрионами, потом молодыми римскими гражданами, а позднее - профессиональными актерами. Литературные обработки ателланы появились только в I веке до н.э. Ателланы были известны и в период Римсокой империи, но недолго. Известен случай, когда император Калигула живьем сжег актера Ателланы прямо на глазах у зрителей только за то, что тот дерзнул высказать намек на его царскую персону. Все эти театральные опыты в Римской республике были крайне примитивны, и при захвате Римом Греции было неизбежно подчинение римлян греческой культуре, стоявшей на более высоком уровне. Греческий язык, литература, философия, искусство стали модными в Риме. Другим видом народных представлений был мим, пришедший к римлянам из греческих городов и воспроизводивший сценки из народного быта, а иногда выводивший в шутовском виде и богов.
Шкаф с масками для театральных представлений. Миниатюра. II в. до н. э.
Устройство римского театра
Римский театр возник, когда разложился патриархально-родовой строй. Он не знал общественно-хороводных форм греческого театра и не опирался на самодеятельность городского населения. Римский театр сразу был профессиональным. Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому он не имел того же общественного значения. Актёры были не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Спектакли ставились в честь государственных праздников, а также в любое другое время по инициативе кого-либо из знатных граждан. Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Для представлений строились специальные временные деревянные сооружения, которые по окончании представления ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землёй на половину человеческого роста. К нему вели три узких лесенки в несколько ступеней - по ним поднимались персонажи, приехавшие (по сюжету) из другого города. Фоном служила задняя стена балагана с занавеской. Для зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя.Так играли довольно долго, в том числе и комедии Плавта. Однако с развитием драматургии вырастала необходимость вносить изменения и в исполнение. Необходимость постройки постоянного специального театрального здания в Риме обсуждалась сенатом. Однако сенат считал, что театр изнеживает юношество и развращает женщин - и в 154 году прекратил начатое несколько лет назад строительство каменного театра.
Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим и вмещал 17 тысяч зрителейдо К концу I в. до н.э. в Риме появилось ещё два театра, вмещающие до 45 тысяч зрителей. Римский театр отличался от греческого. Размеры орхестры уменьшились наполовину, она превратилась в полукруг. ( в эллинистическом театре орхестра занимала три четверти круга).Хора в римских пьесах не было, и места на орхестре занимали знатные зрители. Римский театр был окаймлен роскошным портиком, к которому примыкала КУРИЯ - зал заседаний сената ( в нем в 44 году был убит Ю.Цезарь.) Здание стало единым по высоте - трехэтажным. Амфитиатр выравнивали по высоте со сценой.Появилась единый пестрый парусиновый купол, защищающий зрителей от дождя и палящего солнца - ВЕЛАРИЙ.Сцена была покрыта монументальным потолком.ПРОСЦЕНИУМ имел люки и подъемники.Охлаждал зрителей в театре водопровод. Театр в Риме имел занавес; до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой. Римские театры в отличие от греческих сооружали на ровном месте, и амфитеатр поддерживал мощный фундамент со сводами. Описание идеального римского театра дано архитектором Витрувием (I в. до н.э.) (Более подробно об устройстве театра можно ознакомиться в трактате "Об архитектуре" Витрувия в мини-хрестоматии сайта).
Драматургия
Первым драматургом Рима считают грека-вольноотпущенника родом из Тарента Ливия Андроника. Он ставит на Римских играх (в ритуал празднества к-рых были введены и сценич. представления) трагедию и, вероятно, комедию, переработанные им с греч. образца или, быть может, переведенные с греческого языка на латинский. Этой постановкой начался новый период в истории римского театра. Трагедии Ливия Андроника (всего он написал до 14 трагедий, из к-рых до нас дошло лишь 23 полных стиха) пользовались большим успехом у римских зрителей. Хотя позднейшие поколения относились иронически к пьесам Ливия Андроника за их неуклюжий язык, для своего времени его произв. представляли собой выдающееся лит. событие и способствовали появлению новых драматургических произведений. Последователями и продолжателями дела Ливия Андроника выступили римские драматурги Гней Невий (ок. 280-201 до н. э., первый дебют его состоялся в 235 до н. э.), Плавт (ок. 254-184 до н. э.), Квинт Энний (239-169 до н. э.), перерабатывавшие греч. драму применительно к запросам рим ского общества и утвердившие основы национальной литературной драмы. Гней Невий перерабатывал не только оригиналы греческие трагедий на мифологич. сюжеты, но и был создателем претексты - жанра исторической трагедии, почти совсем неизвестного грекам. Сюжет претексты заимствовался из древней римской истории (в отд. случаях из современной драматургам жизни). Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии: он был создателем паллиаты, т. е. римской комедии, представлявшей собой переработку новой аттической комедии. Персонажи паллиаты имели греческие имена, носили греческую одежду; действие пьесы всегда развивалось где-нибудь в Греции. Невий первый применил в комедии т. н. контаминацию - соединение в римской пьесе сцен из двух греч. пьес. От драмы Невия дошли лишь небольшие отрывки. Частью на основании их, частью на основании отзывов позднейших рим. критиков можно сделать вывод о политич. независимости Невия, демократич. тенденциях его пьес и о его стремлении ввести в определ„нные рамки подражание греч. драматургам. Творчество Квинта Энния во многом отличается от творчества Невия, что объясняется условиями историч. обстановки его времени. Сразу же после окончания 2-й Пунической войны (218-201 дон. э.) начинается экспансия Рима на Восток, приносящая римлянам ряд крупных воен. успехов и заканчивающаяся покорением Македонии в 148 и Греции в 146 до н. э. (в этом же году в зап. Средиземноморье пал под ударами римлян Карфаген). В связи с этими походами Рима на Восток и непосредств. знакомством с культурой Греции на е„ родине в рим. обществе возникла потребность возможно быстрее освоить культурное наследство экономически более развитых стран Греции и Востока. В течение нескольких десятилетий наука, техника, иск-во, поэзия, красноречие Афин и Александрии торопливо усваиваются победителями. Среди рим. нобилитета было в это время немало сторонников приобщения Рима к эллинистич. культуре (напр., влиятельный род Сципионов). Человек широкого образования и огромного лит. дарования, Энний считал необходимым приблизить рим. лит-ру и т-р к греческим. От трагедий Энния дошло сравнительно много отрывков, судя по к-рым большинство его трагедий восходит к оригиналам Еврипида. Однако трагедия на греч. мифологич. сюжеты приобрела у Энния, как и у др. крупных рим. драматургов - Пакувия (220- 130 до н. э.) и Акция (ок. 170 - ок. 85 до н. э.) ряд признаков, отличавших е„ от греч. оригиналов. Переработка греч. трагедии шла по линии насыщения е„ событиями, введения запутанного действия, усиления внешней патетики и чисто зрелищной стороны, придания характерам героев рим. черт. Роль хора в римской трагедии значительно уменьшилась: хоровые партии перелагались в монодии и дуэты актеров. Большим успехом у зрителей пользовались римская комедия - паллиата, выдающимися драматургами к-рой, кроме Невия, были Плавт, Цецилий Стаций (ок. 220-ок. 168 дон. э.) и Теренций (ок. 185-159 дон. э.). Комедии Плавта представляют собой искусное творческое соединение новой аттич. комедии с элементами нар. рим. драмы - ателланы. Плавт свободно относился к своим греч. оригиналам (произв. Мевандра, Дифила, Филемона и др.), иногда пропускал целые сцены, вводил свои, прибегал в целях большей занимательности действия к контаминации. От Плавта дошли до нас полностью 20 комедий ("Амфитрион", "Клад", "Хвастливый воин", "Близнецы", "Псевдол", "Пленники" и др.) и одна в отрывках ("Чемодан"). Персонажи комедий Плавта те же, что у Менандра и др. представителей новой аттич. комедии - старики-отцы, юноши, обычно влюбл„нные, но бессильные сами устроить свою судьбу, ловкие, пронырливые рабы, помогающие своим молодым хозяевам в устройстве их любовных дел, параситы, гетеры, сводники и сводницы, ростовщики, хвастливые воины и т. д. Пьесы Плавта требовали для своего исполнения 4-6 актеров и делились на 5 актов. Хотя Плавт и заимствовал сюжеты для своих пьес из новой аттич. комедии, он сумел отобразить в них черты рим. жизни. Важнейшей стороной реформы новой аттич. комедии, к-рую осуществил Плавт, 'было введение им муз. элемента в свои пьесы. До него в новой аттич. комедии пение и музыка играли лишь роль интермедий и исполнялись обычно в антрактах. Между тем у Плавта этот лирич. элемент (кантики - от лат. сапо - пою) в нек-рых комедиях является преобладающим. Одни из кантиков представляли собой арии актеров, другие исполнялись речитативом под муз. аккомпанемент. Большое место в комедиях Плавта занимает буффонада, усвоенная им от ателланы с е„ постоянными масками обжоры, простака, с пощ„чинами, драками, непристойными, но остроумными шутками. Динамичность действия, сочный юмор, обилие элементов буффонады (выражающейся также и в постоянном нарушении сценич. иллюзии, обращении актеров к зрителям), живой разговорный язык обеспечили комедиям Плавта успех не только у плебейского зрителя, но и в высших кругах общества. Реформатор новой аттич. комедии и вместе с тем создатель рим. самобытной комедии, актер, режиссер и организатор театр. дела, Плавт представляет собой выдающееся и неповторимое явление в истории др.-рим. т-ра. Пьесы Теренция (сохранились все 6 написанных им комедий: "Девушка с Андроса", "Евнух", "Братья" и др.) были пост. между 166 и 160 до н. э. Сюжеты почти всех своих комедий Теренций заимствует у Менанд-ра, прич„м старательно подч„ркивает греч. колорит. Темы пьес Теренция - семейные конфликты; во всех комедиях существенную роль играет мотив любви. В пьесах Теренция также выступают пронырливые рабы, параситы, гетеры, но они обычно лишены грубых черт героев Плавта. У Теренция нет такой динамики в развитии действия, как у Плавта, нет и плав-товской буффонады, но он стремится дать (или сохранить от греч. оригинала) углубл„нную психологич. характеристику своих персонажей. В отличие от Плавта, у Теренция почти нет лирич. партий для пения. Комедии Теренция нравились аристократии, тяготевшей к греч. культуре, но не всегда пользовались успехом у плебейского зрителя. После смерти Теренция его пьесы ставились еще в течение неск. десятилетий, а затем исчезли из театр. репертуара. Однако с течением времени за изысканный язык они стали изучаться в школе. Обострение обществ, противоречий в Риме во 2-й пол. 2 в. до н. э. (восстания рабов, реформы братьев Гракхов) оказало влияние на развитие т-ра. В пьесах Акция, в творчестве к-рого рим. трагедия достигла своего высшего расцвета, встречаются изображения нар. восстаний и борьбы с тиранами. Успеху трагедий Акция содействовала игра знаменитого трагич. актера Эзопа. Постановки трагедий в это время отличались большой пышностью, что, по словам Цицерона, было гл. приманкой для простых зрителей. После смерти Акция трагедия быстро ид„т к упадку. В области комедии пал-лиату сменила тогата, изображавшая жизнь свободных граждан, преимущественно низших и средних слоев населения; действие происходило обычно в к.-л. небольшом италийском городке. Большое место занимали в этих пьесах женские персонажи (свободные женщины, а не гетеры). Крупнейшими драматургами этого жанра были Титиний, Афраний и Атта, писавшие во 2-й пол. 2 - нач. 1 вв. до н. э. (от их пьес дошло ок. 600 отд. строк).
Маска комического актёра. Фрагмент мозаики в. н. э.
Спектакли и актеры
Основным качеством театрального представления в древнем Риме считалась зрелищность.Ее достигали путем выведения на сцену десятков и сотен статистов в ярких пестрых костюмах, украшенных настоящими драгоцеными камнями, в настоящими воинскими доспехами, оружием.Считалось. что такая натуральность способствует успеху спектакля. Актерское исполнение было значительно примитивнее, чем в греческом театре.Спектакли как и в греческом театре были условными - женщин играли мужчины.Однако. актеры во всех жанрах, кроме Ателланы играли без масок.До I века до н.э. их заменяли гримом и париками.Правда, отказ от масок у актеров был вынужденным. Аристократическая римская молодежь долго забавляясь исполнением ателланы, монополизировала ношение маски как средство снять с себя бесчестье актерского занятия. Так установился принцип, что без маск может играть только актер, получающий за свой труд денежное вознаграждение. Отсутствие маски нарушало общий условный стиль спектакля. В римсокм театре самыми известными были актеры трагический актер Эсоп и комический актер Росций, долго боролся за то,чтобы играть спектакли в маске. Он получил на это разрешение только тогда, когда он снял с себя "бесчестье"актерского труда и отказался от гонораров. Но римские маски имели отверстия лоя рта и глаз намного больше, чем греческие, т.е. актеры могли пользоваться теперь и мимикой.
Во времена Римской империи Театр продолжал развиваться в сторону интереса к зрелищности и яркости, пренебрегая содержанием драматургии и окончательно разывая связь с культовой обрядностью. Стали появляться новые театральные сооружнения - амфитеатры. Колизей вмещал 90 000 человек, а Великий цирк в Риме - 385 000 человек. Зрелища становились кровавыми травлями. Император Октавиан Август (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) для воспитания нравов стремился возродить на сцене римского театра трагедию. В этом начинании Августа поддержал поэт Гораций (65 до н.э. -8 до н.э.). Он изложил свои взгляды на трагедию и гражданские задачи искусства в стихотворном труде "Наука поэзии". В тот же период был распространён пантомим - сольный мужской театрализованный танец. Актёр выступал в маске и играл сразу несколько ролей, в том числе женских. Содержание пантомима под музыку "рассказывал" хор. Любовью римлян пользовалась и пирриха - танцевальный спектакль в исполнении ансамбля танцовщиков; в качестве сюжета обычно выбирали мифологическую историю. В V в. н.э. под натиском отрядов германцев Римская империя пала. Вместе с государством погиб и античный театр. Искусство сцены возродилось в новых формах и в другое время, уже в эпоху христианства.
yaneuch.ru
Доклад - Римский театр - Культурология
РИМСКИЙ ТЕАТР
Истоки римского театра.
Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к обрядовым играм, богатым карнавальными элементами.Таков, например, праздник Сатурналий-в честь италийского божества Сатурна.Особенностью этого праздника было «переворачивание» привычных общественных отношений: господа на время становились «рабами», а рабы «господами».
Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздники сбора урожая. Еще в отдаленные времена, когда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках распевались веселые грубоватые песни-фесценнины. Как и в Греции, обычно выступали при этом два полухория, которые обменивались шутками подчас язвительного содержания.Зародившись еще при родовом строе, фесценнины существали и в последующие века, и в них, по свидетельству Горация, находила отражение социальная борьба между плебеями и патрициями.
Существовала и другая форма примитивных зрелищ сатура. Основой
для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов.В 364 г.
до н.э. Рим постигло моровое поветрие.Чтобы умилостивить бо-
гов, решили устроить сценические игры.Из Этрурии были приглашены
актеры-плясуны, которыет исполняли свои танцы под аккомпанемент
флейты.Этрусским актерам стала подражать римская молодежь, кото-
рая прибавила к пляске шуточный диалог, написанный нескладными
стихами, а также жестикуляцию.Так возникли сатуры (в переводе зна-
чит «смесь»).Сатуры были драматическими сценками бытового и коми-
ческого характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку и танцы.
Еще одним видом драматических представлений комического харак-
тера являлись ателланы, которые были позаимствованы у других пле-
мен, населявших Апеннинский полуостров, с которыми Рим вел непре-
рывные войны.Молодежь увлеклась этими играми и стала устраивать
их в дни праздников.
В ателлане действовали четыре постоянных комических персонажа:
Макк, Буккон, Папп и Доссен.Твердого текста ателланы не имели, поэ-
тому при их исполнении открывался широкий простор для импровиза-
ции.
К народной драме восходит и мим.Как и в Греции, мим воспроизво-
дил сценки из народного быта, а иногда пародировал мифы, выводя в
шутовском виде богов и героев.
Таким образом, в Риме существовали примерно те же обрядовые иг-
ры, что и в Древней Греции.Но дальше слабых зачатков драмы разви-
тие народного театра не пошло.Это объясняется консервативным ук-
ладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов.Поэтому в Ри-
ме не сложилось самостоятельной мифологии, которая в Греции послу-
жила «почвой и арсеналом» искусства, в том числе драмы.
Римский театр эпохи республики.
Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и пе-
ревели ее на латинский язык, приспособив к своим понятиям и вкусам.
После победононого окнчания первой Пунической войны, на праз-
дничных играх 240 г.до н.э., было решено устроить драматическое
диалогов, отточенности стиля.Шекспир и Бен Джонсон в Англии, Кор-
нель, Расин и другие представители французского классицизма изуча-
ли и использовали трагедии Сенеки в своей творческой практике.
Организация театральных представлений.
Представления устраивались в Риме во время различных государ-
ственных праздников.Пьесы шли на празднике патрициев-Римских иг-
рах, проводившихся в сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на
празднике плебеев-Плебейских играх, происходивших в ноябре; на
Аполлоновых играх-в июле.
Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до сере-
дины I в. до н.э.; сооружению его противился консервативный
сенат.Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный
помост высотой в половину человеческого роста.На сценическую пло-
щадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек, по которой актеры подни-
мались на сцену.В трагедии действие происходило перед дворцом.В
комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с вы-
ходящими на нее фасадами двух-трех домов, и действие развертыва-
лось перед домом.Зрители сидели на скамейках перед сценой.Но
иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных теат-
рах: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком из-
неженности.Все построенное для театральных игр сооружение лома-
лось сразу же после их окончания.
Играли в постановках уже не любители (как в ателланах), а артис-
ты-профессионалы.Их называли актерами или гистрионами.Римские ак-
теры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по срав-
нению с греческими занимали гораздо более низкое общественное по-
ложение.Актеры объединялись в труппы во главе с хозяином-антреп-
ренером, который по договоренности с властями организовывал теат-
ральное представление, где сам обычно играл главные роли.Все жен-
ские роли исполнялись мужчинами, женщин в труппы не брали.
Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в
III-II в. до н.э., играли без масок.Маска появилась в этих жанрах
довольно поздно-в 130 г. до н.э.Поэтому, в отличие от греков, рим-
ляне могли следить за мимикой актеров.Маски использовались и
раньше, но лишь в особых случаях-когда надо было, например, обыг-
рать мотив двойника в комедии.В масках также играли актеры-люби-
тели, принадлежавшие к высшим слоям общества.
Важным событием в театральной жизни Рима было появление перво-
го постоянного театра, построенного из камня.Этот театр был соору-
жен в 55 г до н.э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч че-
ловек.В конце I в. до н.э. в Риме было построено еще два камен-
ных театра: театр Бальба и театр Марцелла.От последнего до сих
сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что
соответствует трем внутренним ярусам.
www.ronl.ru
Театр древней Греции и Рима, Культурология
Пример готового реферата по предмету: Культурология
Содержание
Введение 3
1. Древнегреческий театр5
2. Театр Древнего Рима 8
Заключение 11
Список литературы 12
Выдержка из текста
Введение
Театральные зрелища появились как часть культа Диониса, потому мифологические сюжеты легли в основу большинства трагедий этого периода. Не сразу выделился театр как таковой из праздничных культовых шествий, где изображение мифологических сюжетов являлось лишь частью праздника. Даже со временем, когда начали строиться специальные сооружения для того, чтобы разыгрывать Театр, культовые корни ещё оставались в театральном представлении и жертвенник Дионису всё ещё был непременным атрибутом театральной постройки.
От культовых торжеств унаследовал Театр и названия основных своих жанров: по мифологическому сюжету, Дионис всегда появлялся в сопровождении сатиров — козлоподобных существ с конскими хвостами. Козел вообще обязательно присутствовал в мифологии Диониса. Основной жанр, рождённый греческим театром — высокая греческая Трагедия — в переводе означает «песнь козлов» (трагос и оде).
Аналогично комедия производится от космос и оде — песнь о шествии бражников. Сюжеты, связанные непосредственно с Дионисом и его сатирами, дали жизнь сатировской драме — третьей разновидности театрального представления .
Древние греки считали Театр делом государственной важности и относились к нему чрезвычайно серьёзно.
А серьёзное дело требовало и соответствующего подхода. К очередному «дионисию» (празднику, в честь Диониса, а их в году было три) — писались непременно новые пьесы, набирались хоры, приглашались актёры. Сама постановка была почётной обязанностью богатейших граждан города — хорегов. Театральные представления продолжались обычно 4 дня, от восхода до заката и носили характер состязаний. Победители награждались за счёт государства, имена их выбивали на мраморных плитах. Дни, когда давались представления, объявлялись нерабочими и все население города обязано было прийти на праздник. Театральное представление было Событием, которое немногие согласились бы пропустить.
Список использованной литературы
1.Кнабе Г. С., Протопопова И.А. Античная культура // История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. Курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. — М.: РГГУ, 2008.
2.Краткий словарь античности. — М.: Олма-Пресс, 2001.
3.Культура Древней Греции. Культура Древнего Рима // Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
4.Смирнова Л. Н., Гальперина Г. А., Дятлева Г. В. Популярная история театра. — М.: ЛитРес, 2009.