Доклад театр древнего рима. Театр древней Греции и Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад: Римский театр. Доклад театр древнего рима


Театр Древнего Рима — доклад

Театр Древнего Рима

             

 Возникновение театра в Римской республике.                 Истоки римской драмы и театра восходят к сельским праздникам сбора урожая, справлявшимся по деревням еще в те времена, когда Рим представлял собой лишь небольшую общину Лациума. Участники этих праздников, ряженые, обменивались насмешливыми, грубоватыми песнями, называвшимися фесценнинами. Позже, во время борьбы между патрициями и плебеями, в фесценнинах стали находить отражение и социальные столкновения того периода: по свидетельству  Горация, фесценнинские насмешки не щадили и знати. О дальнейшем развитии этих первых ростков драмы любопытные сведения дает римский историк Тит Ливий. В связи с моровой язвой в Рим были приглашены (в 364 до н. э.) для совершения умилостивительной церемонии этрусские актеры. Танцуя под аккомпанемент флейты, они производили

Старики - ателланы.

красивые телодвижения, но не сопровождали их ни словами, ни жестами. Этрусским актерам стала потом  подражать римская молодежь, которая  прибавила к пляске диалог и жестикуляцию. Этот обычай, постепенно усовершенствуясь, привел к тому, что исполнители, получившие название гистрионов (от этрусского слова ister - актер), уже не перебрасывались  друг с другом нескладными и грубыми  стихами-экспромтами, подобными фесценнинам, но исполняли сатуры, положенные на музыку, причем  пение сопровождалось игрой на флейте и соответствующими жестами. Очевидно, эти драматические сатуры (дословно "смесь", всякая всячина) представляли собой небольшие драматические сценки бытового и комического характера, включавшие диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный элемент должен был играть в них существенную роль. . С народной комедией ателланой связан новый период в развитии народной драмы в Риме.            Ателлана родственна греческому миму. Название ее происходит от городка Ателла, разрушенного римлянами во время войны за его переход на сторону Ганнибала. Жители этого городка являлись объектом постоянных насмешек в Риме.          Отличительной  особенностью ателланы было наличие 4 постоянных комических персонажей-масок: Макк – обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон – смышленый и болтливый обжора ( в маске подчеткивались отвислые губы и раздутые щеки), Папп – богатый, скупой и глупый старик и Доссен  - хитрый горбун, невежа и шарлатан.  Действие основывалось на импровизации. Ателланы разыгрывались вначале бродячими гистрионами, потом молодыми римскими гражданами, а позднее - профессиональными актерами. Литературные обработки ателланы появились только в I веке до н.э. Ателланы были известны и в период Римсокой империи, но недолго. Известен случай, когда император Калигула живьем сжег актера Ателланы прямо на глазах у зрителей только за то, что тот дерзнул высказать намек на его царскую персону.       Все эти театральные опыты в Римской республике были крайне примитивны, и при захвате Римом Греции было неизбежно подчинение римлян греческой культуре, стоявшей на более высоком уровне. Греческий язык, литература, философия, искусство стали модными в Риме.                Другим  видом народных представлений был мим, пришедший к римлянам из греческих городов и воспроизводивший сценки из народного  быта, а иногда выводивший в шутовском виде и богов.       

Шкаф с масками для  театральных представлений. Миниатюра. II в. до н. э.  

 

                 

Устройство римского театра     

 Римский театр возник, когда разложился патриархально-родовой  строй. Он не знал общественно-хороводных  форм греческого театра и не  опирался на самодеятельность  городского населения. Римский  театр сразу был профессиональным.      Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому он не имел того же общественного значения. Актёры были не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Спектакли ставились в честь государственных праздников, а также в любое другое время по инициативе кого-либо из знатных граждан. Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий.  Для представлений строились специальные временные деревянные сооружения, которые по окончании представления ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землёй на половину человеческого роста. К нему вели три узких лесенки в несколько ступеней - по ним поднимались персонажи, приехавшие (по сюжету) из другого города. Фоном служила задняя стена балагана с занавеской. Для зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя.Так играли довольно долго,  в том числе и комедии Плавта.   Однако с развитием драматургии вырастала необходимость вносить изменения и в исполнение. Необходимость постройки постоянного специального театрального здания в Риме обсуждалась сенатом.  Однако сенат считал, что театр изнеживает юношество и развращает женщин - и в 154 году прекратил начатое несколько лет назад строительство каменного театра.    

 Первый постоянный  каменный театр был сооружён  около 55 г. до н.э. полководцем  Гнеем Помпеем Великим и вмещал 17 тысяч зрителейдо      К концу I в. до н.э. в Риме появилось ещё два театра, вмещающие до 45 тысяч зрителей.      Римский театр отличался от греческого. Размеры орхестры уменьшились наполовину, она превратилась в полукруг. ( в эллинистическом театре орхестра занимала три четверти круга).Хора в римских пьесах не было, и места на орхестре занимали знатные зрители.  Римский театр был окаймлен роскошным портиком, к которому примыкала КУРИЯ - зал заседаний сената ( в нем в 44 году был убит Ю.Цезарь.) Здание стало единым по высоте - трехэтажным. Амфитиатр выравнивали по высоте со сценой.Появилась единый пестрый парусиновый купол, защищающий  зрителей от дождя и палящего солнца - ВЕЛАРИЙ.Сцена была покрыта монументальным потолком.ПРОСЦЕНИУМ имел люки и подъемники.Охлаждал зрителей в театре водопровод. Театр в Риме  имел занавес; до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой. Римские театры в отличие от греческих сооружали на ровном месте, и амфитеатр поддерживал мощный фундамент со сводами. Описание идеального римского театра дано архитектором Витрувием (I в. до н.э.) (Более подробно об устройстве театра можно ознакомиться в трактате "Об архитектуре" Витрувия в мини-хрестоматии сайта).

               Драматургия     

 Первым драматургом  Рима считают грека-вольноотпущенника  родом из Тарента Ливия Андроника.  Он ставит на Римских играх  (в ритуал празднества к-рых  были введены и сценич. представления)  трагедию и, вероятно, комедию,  переработанные им с греч. образца  или, быть может, переведенные  с греческого языка на латинский.  Этой постановкой начался новый  период в истории римского  театра. Трагедии Ливия Андроника  (всего он написал до 14 трагедий, из к-рых до нас дошло лишь 23 полных стиха) пользовались  большим успехом у римских  зрителей. Хотя позднейшие поколения  относились иронически к пьесам  Ливия Андроника за их неуклюжий  язык, для своего времени его  произв. представляли собой выдающееся  лит. событие и способствовали  появлению новых драматургических  произведений. Последователями и  продолжателями дела Ливия Андроника  выступили римские драматурги  Гней Невий (ок. 280-201 до н. э., первый дебют его состоялся  в 235 до н. э.), Плавт (ок. 254-184 до н. э.), Квинт Энний (239-169 до  н. э.), перерабатывавшие греч. драму  применительно к запросам рим ского общества и утвердившие основы национальной литературной драмы. Гней Невий перерабатывал не только оригиналы греческие трагедий на мифологич. сюжеты, но и был создателем претексты - жанра исторической трагедии, почти совсем неизвестного грекам. Сюжет претексты заимствовался из древней римской истории (в отд. случаях из современной драматургам жизни). Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии: он был создателем паллиаты, т. е. римской комедии, представлявшей собой переработку новой аттической комедии. Персонажи паллиаты имели греческие имена, носили греческую одежду; действие пьесы всегда развивалось где-нибудь в Греции. Невий первый применил в комедии т. н. контаминацию - соединение в римской пьесе сцен из двух греч. пьес. От драмы Невия дошли лишь небольшие отрывки. Частью на основании их, частью на основании отзывов позднейших рим. критиков можно сделать вывод о политич. независимости Невия, демократич. тенденциях его пьес и о его стремлении ввести в определ„нные рамки подражание греч. драматургам. Творчество Квинта Энния во многом отличается от творчества Невия, что объясняется условиями историч. обстановки его времени. Сразу же после окончания 2-й Пунической войны (218-201 дон. э.) начинается экспансия Рима на Восток, приносящая римлянам ряд крупных воен. успехов и заканчивающаяся покорением Македонии в 148 и Греции в 146 до н. э. (в этом же году в зап. Средиземноморье пал под ударами римлян Карфаген). В связи с этими походами Рима на Восток и непосредств. знакомством с культурой Греции на е„ родине в рим. обществе возникла потребность возможно быстрее освоить культурное наследство экономически более развитых стран Греции и Востока. В течение нескольких десятилетий наука, техника, иск-во, поэзия, красноречие Афин и Александрии торопливо усваиваются победителями. Среди рим. нобилитета было в это время немало сторонников приобщения Рима к эллинистич. культуре (напр., влиятельный род Сципионов). Человек широкого образования и огромного лит. дарования, Энний считал необходимым приблизить рим. лит-ру и т-р к греческим. От трагедий Энния дошло сравнительно много отрывков, судя по к-рым большинство его трагедий восходит к оригиналам Еврипида. Однако трагедия на греч. мифологич. сюжеты приобрела у Энния, как и у др. крупных рим. драматургов - Пакувия (220- 130 до н. э.) и Акция (ок. 170 - ок. 85 до н. э.) ряд признаков, отличавших е„ от греч. оригиналов. Переработка греч. трагедии шла по линии насыщения е„ событиями, введения запутанного действия, усиления внешней патетики и чисто зрелищной стороны, придания характерам героев рим. черт. Роль хора в римской трагедии значительно уменьшилась: хоровые партии перелагались в монодии и дуэты актеров.  Большим успехом у зрителей пользовались римская комедия - паллиата, выдающимися драматургами к-рой, кроме Невия, были Плавт, Цецилий Стаций (ок. 220-ок. 168 дон. э.) и Теренций (ок. 185-159 дон. э.). Комедии Плавта представляют собой искусное творческое соединение новой аттич. комедии с элементами нар. рим. драмы - ателланы. Плавт свободно относился к своим греч. оригиналам (произв. Мевандра, Дифила, Филемона и др.), иногда пропускал целые сцены, вводил свои, прибегал в целях большей занимательности действия к контаминации. От Плавта дошли до нас полностью 20 комедий ("Амфитрион", "Клад", "Хвастливый воин", "Близнецы", "Псевдол", "Пленники" и др.) и одна в отрывках ("Чемодан"). Персонажи комедий Плавта те же, что у Менандра и др. представителей новой аттич. комедии - старики-отцы, юноши, обычно влюбл„нные, но бессильные сами устроить свою судьбу, ловкие, пронырливые рабы, помогающие своим молодым хозяевам в устройстве их любовных дел, параситы, гетеры, сводники и сводницы, ростовщики, хвастливые воины и т. д. Пьесы Плавта требовали для своего исполнения 4-6 актеров и делились на 5 актов. Хотя Плавт и заимствовал сюжеты для своих пьес из новой аттич. комедии, он сумел отобразить в них черты рим. жизни. Важнейшей стороной реформы новой аттич. комедии, к-рую осуществил Плавт, 'было введение им муз. элемента в свои пьесы. До него в новой аттич. комедии пение и музыка играли лишь роль интермедий и исполнялись обычно в антрактах. Между тем у Плавта этот лирич. элемент (кантики - от лат. сапо - пою) в нек-рых комедиях является преобладающим. Одни из кантиков представляли собой арии актеров, другие исполнялись речитативом под муз. аккомпанемент. Большое место в комедиях Плавта занимает буффонада, усвоенная им от ателланы с е„ постоянными масками обжоры, простака, с пощ„чинами, драками, непристойными, но остроумными шутками. Динамичность действия, сочный юмор, обилие элементов буффонады (выражающейся также и в постоянном нарушении сценич. иллюзии, обращении актеров к зрителям), живой разговорный язык обеспечили комедиям Плавта успех не только у плебейского зрителя, но и в высших кругах общества. Реформатор новой аттич. комедии и вместе с тем создатель рим. самобытной комедии, актер, режиссер и организатор театр. дела, Плавт представляет собой выдающееся и неповторимое явление в истории др.-рим. т-ра.  Пьесы Теренция (сохранились все 6 написанных им комедий: "Девушка с Андроса", "Евнух", "Братья" и др.) были пост. между 166 и 160 до н. э. Сюжеты почти всех своих комедий Теренций заимствует у Менанд-ра, прич„м старательно подч„ркивает греч. колорит. Темы пьес Теренция - семейные конфликты; во всех комедиях существенную роль играет мотив любви. В пьесах Теренция также выступают пронырливые рабы, параситы, гетеры, но они обычно лишены грубых черт героев Плавта. У Теренция нет такой динамики в развитии действия, как у Плавта, нет и плав-товской буффонады, но он стремится дать (или сохранить от греч. оригинала) углубл„нную психологич. характеристику своих персонажей. В отличие от Плавта, у Теренция почти нет лирич. партий для пения. Комедии Теренция нравились аристократии, тяготевшей к греч. культуре, но не всегда пользовались успехом у плебейского зрителя. После смерти Теренция его пьесы ставились еще в течение неск. десятилетий, а затем исчезли из театр. репертуара. Однако с течением времени за изысканный язык они стали изучаться в школе.  Обострение обществ, противоречий в Риме во 2-й пол. 2 в. до н. э. (восстания рабов, реформы братьев Гракхов) оказало влияние на развитие т-ра. В пьесах Акция, в творчестве к-рого рим. трагедия достигла своего высшего расцвета, встречаются изображения нар. восстаний и борьбы с тиранами. Успеху трагедий Акция содействовала игра знаменитого трагич. актера Эзопа. Постановки трагедий в это время отличались большой пышностью, что, по словам Цицерона, было гл. приманкой для простых зрителей. После смерти Акция трагедия быстро ид„т к упадку. В области комедии пал-лиату сменила тогата, изображавшая жизнь свободных граждан, преимущественно низших и средних слоев населения; действие происходило обычно в к.-л. небольшом италийском городке. Большое место занимали в этих пьесах женские персонажи (свободные женщины, а не гетеры). Крупнейшими драматургами этого жанра были Титиний, Афраний и Атта, писавшие во 2-й пол. 2 - нач.  1 вв. до н. э. (от их пьес дошло ок. 600 отд. строк). 

 

Маска комического актёра. Фрагмент мозаики в. н. э. 

 

               Спектакли и актеры       

 Основным качеством  театрального представления в  древнем Риме считалась зрелищность.Ее  достигали путем выведения на  сцену десятков  и  сотен статистов в ярких пестрых костюмах, украшенных настоящими драгоцеными камнями, в настоящими воинскими доспехами, оружием.Считалось. что такая натуральность способствует успеху спектакля.       Актерское исполнение было значительно примитивнее, чем в греческом театре.Спектакли как и в греческом театре были условными - женщин играли мужчины.Однако. актеры во всех жанрах, кроме Ателланы играли без масок.До I века до н.э. их заменяли гримом и париками.Правда, отказ от масок у актеров был вынужденным. Аристократическая римская молодежь долго забавляясь исполнением ателланы, монополизировала ношение маски как средство снять с себя бесчестье актерского занятия. Так установился принцип, что без маск может играть только актер, получающий за свой труд денежное вознаграждение.      Отсутствие маски нарушало общий условный стиль спектакля.  В римсокм театре самыми известными были актеры трагический актер Эсоп и комический актер Росций,  долго боролся за то,чтобы играть спектакли в маске. Он получил на это разрешение только тогда, когда он снял с себя "бесчестье"актерского труда и отказался от гонораров.  Но римские маски имели отверстия лоя рта и глаз намного больше, чем греческие, т.е. актеры могли пользоваться теперь и мимикой.

Во времена  Римской империи Театр продолжал развиваться в сторону интереса к зрелищности и яркости, пренебрегая содержанием драматургии и окончательно разывая связь с культовой обрядностью. Стали появляться новые театральные сооружнения - амфитеатры. Колизей вмещал 90 000 человек, а Великий цирк в Риме - 385 000 человек. Зрелища становились  кровавыми травлями.      Император Октавиан Август (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) для воспитания нравов стремился возродить на сцене римского театра трагедию. В этом начинании Августа поддержал поэт Гораций (65 до н.э. -8 до н.э.). Он изложил свои взгляды на трагедию и гражданские задачи искусства в стихотворном труде "Наука поэзии". В тот же период был распространён пантомим - сольный мужской театрализованный танец. Актёр выступал в маске и играл сразу несколько ролей, в том числе женских. Содержание пантомима под музыку "рассказывал" хор. Любовью римлян пользовалась и пирриха - танцевальный спектакль в исполнении ансамбля танцовщиков; в качестве сюжета обычно выбирали мифологическую историю. В V в. н.э. под натиском отрядов германцев Римская империя пала. Вместе с государством погиб и античный театр. Искусство сцены возродилось в новых формах и в другое время, уже в эпоху христианства.

yaneuch.ru

Доклад - Римский театр - Культурология

РИМСКИЙ ТЕАТР

Истоки римского театра.

Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к обрядовым играм, богатым карнавальными элементами.Таков, например, праздник Сатурналий-в честь италийского божества Сатурна.Особенностью этого праздника было «переворачивание» привычных общественных отношений: господа на время становились «рабами», а рабы «господами».

Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздники сбора урожая. Еще в отдаленные времена, когда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках распевались веселые грубоватые песни-фесценнины. Как и в Греции, обычно выступали при этом два полухория, которые обменивались шутками подчас язвительного содержания.Зародившись еще при родовом строе, фесценнины существали и в последующие века, и в них, по свидетельству Горация, находила отражение социальная борьба между плебеями и патрициями.

Существовала и другая форма примитивных зрелищ сатура. Основой

для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов.В 364 г.

до н.э. Рим постигло моровое поветрие.Чтобы умилостивить бо-

гов, решили устроить сценические игры.Из Этрурии были приглашены

актеры-плясуны, которыет исполняли свои танцы под аккомпанемент

флейты.Этрусским актерам стала подражать римская молодежь, кото-

рая прибавила к пляске шуточный диалог, написанный нескладными

стихами, а также жестикуляцию.Так возникли сатуры (в переводе зна-

чит «смесь»).Сатуры были драматическими сценками бытового и коми-

ческого характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку и танцы.

Еще одним видом драматических представлений комического харак-

тера являлись ателланы, которые были позаимствованы у других пле-

мен, населявших Апеннинский полуостров, с которыми Рим вел непре-

рывные войны.Молодежь увлеклась этими играми и стала устраивать

их в дни праздников.

В ателлане действовали четыре постоянных комических персонажа:

Макк, Буккон, Папп и Доссен.Твердого текста ателланы не имели, поэ-

тому при их исполнении открывался широкий простор для импровиза-

ции.

К народной драме восходит и мим.Как и в Греции, мим воспроизво-

дил сценки из народного быта, а иногда пародировал мифы, выводя в

шутовском виде богов и героев.

Таким образом, в Риме существовали примерно те же обрядовые иг-

ры, что и в Древней Греции.Но дальше слабых зачатков драмы разви-

тие народного театра не пошло.Это объясняется консервативным ук-

ладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов.Поэтому в Ри-

ме не сложилось самостоятельной мифологии, которая в Греции послу-

жила «почвой и арсеналом» искусства, в том числе драмы.

Римский театр эпохи республики.

Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и пе-

ревели ее на латинский язык, приспособив к своим понятиям и вкусам.

После победононого окнчания первой Пунической войны, на праз-

дничных играх 240 г.до н.э., было решено устроить драматическое

представление.Постановку поручили греку Ливию Андронику, находив-

шемуся в рабстве у римского сенатора, который и дал ему латин-

ское имя Ливий.После отпущения на волю, он остался в Риме и стал

обучать греческому и латинскому языку сыновей римской знати.Этот

учитель и поставил на играх трагедию и, вероятно, также комедию, пе-

реработанные им с греческого образца или, быть может, просто пере-

веденные с греческого языка на латинский.Эта постановка дала пер-

вый толчок развитию римского театра.

С 235 г. до н.э. начинает ставить на сцене свои пьесы драма-

тург Гней Невий (около 280-201 до н.э.).Он был уроженцем латин-

ского городка в Кампании и пренадлежал к плебейскому роду.После

окончания первой Пунической войны, в которой он принимал

участие, Невий поселился в Риме и начал заниматься литературной

деятельностью.

Гнея Невия с полным основанием можно назвать первым самобытным

римским поэтом.Его стихи (сатуры), драмы, эпическая поэма «Пуничес-

кая война» отличались самостоятельностью в художественном и в

идейном отношении.

Вначале своей драматургической деятельности Невий писал траге-

дии по греческому образцу на тему троянского цикла мифов.Но вско-

ре он выступил с трагедиями на сюжеты из римской истории.Такая

трагедия называлась у римлян претекста.Позднее претексты ис-

пользовали в качестве сюжетовне только исторические, но и совре-

менные события.

Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии (в отли-

чие от греческих драматургов он писал произведения в двух

жанрах).Невий был создателем паллиаты-литературной комедии, кото-

рая представляла собой переработку новоаттической, т.е. бытовой

греческой комедии.Паллиата ставилась в Риме в течении III-II вв.

до н.э.Свое название она получила от греческого широкого плаща-

паллия, так как действие паллиаты всегда происходило где-нибудь в

Греции и герои ее носили греческую одежду.

Хотя Невий и придерживался греческих оригиналов, но обрабатывал

он их горадо свободнее, чем Ливий Андроник.Невий первый применил

так называемую контаминацию, т.е. соединение в римской комедии сю-

жетных линий двух или трех греческих.Возможно, что Невий стал ос-

новоположником и римской национальной комедии-тогаты.

Плавт (около 254-184 до н.э.).Продолжателем дела Невия как ко-

медиографа был его младший современник Тит Макций Плавт.Его твор-

чество относится к тому периоду, когда Рим из сельскохозяйствен-

ной общины превращается в сильнейшее государство-сначала Апеннин-

ского полуострова, а затем и всего бассейна Средиземного моря.

По единодушной оценке древних, Плавт был самым блестящим пред-

ставителем паллиаты.Излюбленный персонаж Плавта-хитрый, пронырли-

вый раб, помогающий молодому хозяину улаживать любовные дела.Сек-

рет успеха Плавта состоит прежде всего в том, что его комедия яв-

ляясь переделкой греческих, самобытны по духу, в них ярко запечат-

лены черты римской жизни.Плавт сочувственно относится к плебей-

ским низам рабовладельческого общества и осуждает людей, стремя-

щихся к наживе.

Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элемен-

тами народной римской ателланы, с ее буффонадой, живостью дей-

ствия, с ее порой непристойными, но остроумными шутками.

Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке.В но-

вой аттической комедии пение и музыка использовались только в ан-

трактах. У Плавта же музыкальный элемент в некоторых комедиях

преобладает.Это кантики (от лат.canto-«пою»).Одни из кантиков

представляли собой арии, другие исполнялись речитативом под музы-

кальный аккомпанемент.

Пьесы Плавта отличает динамичность, они проникнуты пафосом неис-

тощимой энергии и здорового оптимизма.При этом сами характеры его

героев статичны, лишены сложности и психологической глубины.Поэт

обращает основное внимание на событийную сторону, а все, что ка-

сается внутреннего развития образа, упрощается, отступает на вто-

рой план.Тем не менее свойственный Плавту прием гротеска делает

его персонажей театрально выразительными.

От Плавта дошли до нас 20 комедий полностью и одна в отрыв-

ках.Почти все комедии начинаются с пролога.Прологи гораздо длин-

нее, чем в новой аттической комедии, но служат той же цели.В них

рассказывается о событиях, предшествовавших началу действия, и о

том, как будет развиваться интрига.Сюжет многих комедий был нас-

только запутанным, что зрителям трудно было следить за ходом дей-

ствия, не познакомившись предварительно с содержанием.

Большинство комедий Плавта представляют собой веселые фарсы или

разработку откровенно комической ситуации с бесконечными обмана-

ми, тонко сплетенной интригой, хитроумными проделками, душой кото-

рых обычно являлся слуга-раб.

Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь, хотя в сред-

ние века Плавт был основательно забыт: богословы считали, что в его

пьесах много безнравственного.Зато в эпоху Возрождения Плавт сно-

ва воскрес для европейского театра.Его пьесы переводят, создают

различные переделки и подражания.Мотивы комедий Плавта обрабаты-

вались многочисленными драматургами: Ариосто, Арентино, Шекспи-

ром, Мольером и другими.

Теренций (около 185-159 до н.э.).Публий Теренций Афр, работав-

ший, как и Плавт, в жанре паллиаты, принадлежал уже к следующему по-

колению драматургов.Уроженец Карфагена, Теренций еще мальчиком был

привезен в Рим, где стал рабом римского сенатора.Заметив выдающие-

ся способности юноши, сенатор дал ему хорошее образование, а затем

отпустил на волю.Теренций находился в дружественных отношениях со

многими знаменитыми людьми, входившими в кружок просвещенного пат-

риция Сципиона Младшего-приверженца греческой культуры и гречес-

кого образования.

Теренций написал шесть комедий, и все они сохранились.Сюжеты

этих комедий он, как правило, заимствует у Менандра, причем созна-

тельно подчеркивает их греческий колорит.Конфликты в комедиях Те-

ренция носят семейный характер, и основной целью драматурга яв-

ляется гуманизация нравов.

У Теренция обычно нет такой динамики в развитии событий, как у

Плавта; он отказывается также от театральных средств и приемов

ателланы, которыми охотно пользовался его предшественник,-от буф-

фонады, грубых и сочных шуток, непосредственного обращения к зрите-

лям в ходе действия и т.д.Зато Теренций стремится дать более уг-

лубленную психологическую характеристику своих персонажей, созда-

вая интересные, жизненные образы.

Одна из наиболее известных комедий «Братья» (160 до н.э.)-ста-

вит вопрос о воспитании молодежи.В комедии побеждают новые взгля-

ды, представители которых считают, что надо быть снисходительным к

проделкам молодых людей, воспитывать их не приказами и наказания-

ми, а добрыми советами.

Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более слож-

ных, чем у героев Плавта, душевных переживаний (хотя и ограничен-

ных семейными рамками).В этом отношении его произведения ближе к

их общему первоисточнику-Менандру.

Теренций может быть назван предшественником новой европейской

драмы.Европейский театр неоднократно обращался к его творчес-

тву.Влияние его комедий «Формион» и «Братья» чувствуется в твор-

честве Мольера.

Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возник в

XVIII в., в период формирования буржуазной «мещанской» драмы.Дид-

ро считал Теренция своим предшественником, Лессинг в «Гамбургской

драматургии» дал подробный анализ «Братьев», считая эту комедию

образцовой.

Римский театр императорской эпохи.

В I в.до н.э. республика в Риме пала.После убийства Цезаря и

победы над Антонием в 31 г. до н.э. императором в Риме стал

Октавиан, получивший впоследствии почетное прозвище Август («Свя-

щенный»).Август хорошо понимал общественное значение театра и

всячески содействовал его развитию.Прежде всего, Август хотел воз-

родить на римской сцене трагедию греческого типа, видя именно в

ней средство улучшения и воспитания нравов своих граждан.Эти

стремления Августа были поддержаны одним из выдающихся римских

поэтов, Горацием, и нашли отражение в его «Науке поэзии».

Проводя политику Августа, Гораций выступает за идейное, содержа-

тельное искусство, основой которого являются мудрость.Поэт, с од-

ной стороны, должен быть человеком высокообразованным, так как он

выступает как воспитатель и наставник граждан.С другой-его ис-

кусство должно быть эмоционально, изящно, поэтому ему нужно шлифо-

вать свои произведения, прежде чем выставлять их на суд публики.

Однако все усилия Августа возродить на римской сцене серьезный

жанр не увенчались успехом.Хотя представления устраивались час-

то, они носили главным образом развлекательный характер.Обществен-

ная роль театра заметно снизилась.Такая тенденция особенно усили-

лась при преемниках Августа.

Снижение идейной роли театра сказалось прежде всего на его ре-

пертуаре.После установления диктатуры Октавиана трагедия пришла в

упадок.Если трагедии и ставились во времена империи, то только в

виде отдельных эффектных сцен, дававшим возможность актерам пока-

зать свое мастерство.Эти актеры (их называли трагедами) надевали

костюмы и маски, как для выступления в трагедии, однако их роль

сводилась в основном к пению, так как актерские арии составляли

главную часть представления.Исполнение арий из трагедий как са-

мостоятельное представление сохранилось в Римской империи вплоть

до последних дней ее существования.

Сенека (около 4-65 н.э.).От трагедии императорской эпохи до нас

не дошло ничего, кроме трагедий философа Сенеки.

Луций Анней Сенека был воспитателем императора Нерона, одно вре-

мя занимал при нем высшие должности в государстве, но затем был

обвинен в заговоре против императора и по приказанию Нерона по-

кончил с собой, вскрыв себе вены.

Трагедии Сенека начал писать в последние годы жизни, когда отно-

шение к нему Нерона изменилось и он вынужден был более осторожно

высказывать свои вэгляды на существующие порядки.Всего он напи-

сал 9 трагедий, заимствуя их сюжеты из греческой мифологии.По

своему строению трагедии Сенеки тоже мало отличаются от гречес-

ких: партии хора чередуются у него с партиями героев, на сцене на-

ходятся не более трех актеров одновременно.Но под влиянием со-

циальных и политических условий трагедии Сенеки получили новую

направленность.Мрачная эпоха Нерона, с ее жестокостями и угрозами

кровавой расправы, как дамоклов меч висевшей над каждым, определи-

ла разработку тем.

Герои Сенеки-люди, наделенные сильными, испепеляющими страстя-

ми.Изображение этих страстей, невольно приводящих героя к гибе-

ли, изображение сильных аффектов, чудовищных пороков, состоя-

ний, близких к патологии,-все это становится главным для поэта.

Среди героев Сенеки-жестокосердные тираны, попирающие все зако-

ны человечности, способные на любые преступления ради удовлетворе-

ния своей страсти.Героини, женщины с мужской душой, тоже не оста-

навливаются ни перед чем ради удовлетворения своих желаний.

Персонажи трагедий Сенеки однолинейны: драматург выделяет ка-

кую-либо одну черту в характере и доводит ее до предела.В драмах

Сенеки постоянно встречаются сцены страшной мести, кровавых прес-

туплений.Очевидно, это было отражением тогдашней жизни с ее атмос-

ферой жестоких репрессий.

До сих пор остается спорным вопрос о сценической жизни траге-

дий Сенеки.Скорее всего они предназначены для чтения, но не для

постановки: трагедии лишены динамики, некоторые сцены технически

невозможно исполнить.

Творчество Сенеки оказало огромное влияние на формирование тра-

гедии нового времени.Именно через него гуманисты эпохи Возрожде-

ния начали свое знакомство с античной трагедией.В XIV-XVII вв.

драматурги всех западноевропейских стран учились у Сенеки ис-

кусству трагичного-мастерскому изображению страсти, напряженности

диалогов, отточенности стиля.Шекспир и Бен Джонсон в Англии, Кор-

нель, Расин и другие представители французского классицизма изуча-

ли и использовали трагедии Сенеки в своей творческой практике.

Организация театральных представлений.

Представления устраивались в Риме во время различных государ-

ственных праздников.Пьесы шли на празднике патрициев-Римских иг-

рах, проводившихся в сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на

празднике плебеев-Плебейских играх, происходивших в ноябре; на

Аполлоновых играх-в июле.

Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до сере-

дины I в. до н.э.; сооружению его противился консервативный

сенат.Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный

помост высотой в половину человеческого роста.На сценическую пло-

щадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек, по которой актеры подни-

мались на сцену.В трагедии действие происходило перед дворцом.В

комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с вы-

ходящими на нее фасадами двух-трех домов, и действие развертыва-

лось перед домом.Зрители сидели на скамейках перед сценой.Но

иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных теат-

рах: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком из-

неженности.Все построенное для театральных игр сооружение лома-

лось сразу же после их окончания.

Играли в постановках уже не любители (как в ателланах), а артис-

ты-профессионалы.Их называли актерами или гистрионами.Римские ак-

теры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по срав-

нению с греческими занимали гораздо более низкое общественное по-

ложение.Актеры объединялись в труппы во главе с хозяином-антреп-

ренером, который по договоренности с властями организовывал теат-

ральное представление, где сам обычно играл главные роли.Все жен-

ские роли исполнялись мужчинами, женщин в труппы не брали.

Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в

III-II в. до н.э., играли без масок.Маска появилась в этих жанрах

довольно поздно-в 130 г. до н.э.Поэтому, в отличие от греков, рим-

ляне могли следить за мимикой актеров.Маски использовались и

раньше, но лишь в особых случаях-когда надо было, например, обыг-

рать мотив двойника в комедии.В масках также играли актеры-люби-

тели, принадлежавшие к высшим слоям общества.

Важным событием в театральной жизни Рима было появление перво-

го постоянного театра, построенного из камня.Этот театр был соору-

жен в 55 г до н.э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч че-

ловек.В конце I в. до н.э. в Риме было построено еще два камен-

ных театра: театр Бальба и театр Марцелла.От последнего до сих

сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что

соответствует трем внутренним ярусам.

www.ronl.ru

Театр древней Греции и Рима, Культурология

Пример готового реферата по предмету: Культурология

Содержание

Введение 3

1. Древнегреческий театр5

2. Театр Древнего Рима 8

Заключение 11

Список литературы 12

Выдержка из текста

Введение

Театральные зрелища появились как часть культа Диониса, потому мифологические сюжеты легли в основу большинства трагедий этого периода. Не сразу выделился театр как таковой из праздничных культовых шествий, где изображение мифологических сюжетов являлось лишь частью праздника. Даже со временем, когда начали строиться специальные сооружения для того, чтобы разыгрывать Театр, культовые корни ещё оставались в театральном представлении и жертвенник Дионису всё ещё был непременным атрибутом театральной постройки.

От культовых торжеств унаследовал Театр и названия основных своих жанров: по мифологическому сюжету, Дионис всегда появлялся в сопровождении сатиров — козлоподобных существ с конскими хвостами. Козел вообще обязательно присутствовал в мифологии Диониса. Основной жанр, рождённый греческим театром — высокая греческая Трагедия — в переводе означает «песнь козлов» (трагос и оде).

Аналогично комедия производится от космос и оде — песнь о шествии бражников. Сюжеты, связанные непосредственно с Дионисом и его сатирами, дали жизнь сатировской драме — третьей разновидности театрального представления .

Древние греки считали Театр делом государственной важности и относились к нему чрезвычайно серьёзно.

А серьёзное дело требовало и соответствующего подхода. К очередному «дионисию» (празднику, в честь Диониса, а их в году было три) — писались непременно новые пьесы, набирались хоры, приглашались актёры. Сама постановка была почётной обязанностью богатейших граждан города — хорегов. Театральные представления продолжались обычно 4 дня, от восхода до заката и носили характер состязаний. Победители награждались за счёт государства, имена их выбивали на мраморных плитах. Дни, когда давались представления, объявлялись нерабочими и все население города обязано было прийти на праздник. Театральное представление было Событием, которое немногие согласились бы пропустить.

Список использованной литературы

1.Кнабе Г. С., Протопопова И.А. Античная культура // История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. Курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. — М.: РГГУ, 2008.

2.Краткий словарь античности. — М.: Олма-Пресс, 2001.

3.Культура Древней Греции. Культура Древнего Рима // Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4.Смирнова Л. Н., Гальперина Г. А., Дятлева Г. В. Популярная история театра. — М.: ЛитРес, 2009.

5.Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История Античной литературы. — Л.: ЛГУ, 1974.

6.Пиотровский А.И. Античный Театр (Театр Древней Греции и Рима).

Очерки по истории европейского театра. — Электронный ресурс: www.binetti.ru/collectio/varia/piotrovski.shtml

referatbooks.ru