Деспотия древнего китая. 2. Особенности общественного строя Древнего Китая на отдельных этапах его государственного развития
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вопрос 5. Своеобразие деспотии в Древнем Китае (империя Цинь). Деспотия древнего китая


Вопрос 5. Своеобразие деспотии в Древнем Китае (империя Цинь).

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV—XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII — V вв. до н.э.) и Чжаньго — "борющихся царств" (V—III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен.

Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия —наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну.

В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно объяснить рядом причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание наиболее дальновидными представителями правящих слоев Китая необходимости объединения, прекращения междуусобной борьбы "всех против всех". Эти стремления выразились в распространении в эпоху Чжаньго идеологии легистов.

"Власть — это то, чем располагает лишь правитель", — писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной земельной собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного крестьянства.

Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием Циньской империи. На основании этих реформ была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, который

взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. С налогом на землю было введено четкое административно-территориальное деление, а также круговая пррука в десяти-, пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.

Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному противнику централизации — потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалованье.

Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель царства Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора . Император выступал в качестве символа, олицетворения "связывающего единства" страны.

Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении "сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военнобюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.

Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни.

По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.

Финансовое ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII—IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэнсян), выполнявший обязанности первого министра, главного помощника правителя (вначале их было два — "левый" и "пра-

вый"). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, государственные расходы и пр.

Командующим армией, например, считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административного аппарата делало его ответственным за все военные приготовления.

Ведомство императорского двора сложилось в Ханьской империи, когда содержание императора и придворных стало требовать много денег и за правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые функции финансового ведомства и ведомства императорского двора, располагавших значительным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала долж-

ность особого чиновника (душуйя), руководящего строительством и эксплуатацией оросительных сооружений.

Особая роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэнсяном) и верховным цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников — "трех гунов".

В империи существовало особое ведомство обрядов, руководимое верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе признания незыблемости и святости существующих порядков.

Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были "глазами и ушами" императора в каждом округе, контролировали ра-

боту всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления.

Местное управление. Государственные формы эксплуатации податного крестьянства требовали установления четкого административно-территориального деления.

Циньско-ханьский Китай делился на области или округа, те — на уезды, уезды — на волости, а волости — на общины — низшие административно-территориальные единицы. На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов.

Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства, в их подчинении были расквартированные там

армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках губернатора.

studfiles.net

Вопрос №5 Своеобразие восточной деспотии в Древнем Китае:

Первые ранние цивилизации в долинах рек Янцзы и Хуанхэ возникли еще в IV веке до н.э., но первые государственные образования лишь во II тысячелетии. Типичная восточная деспотия в Древнем Китае окончательно оформилась лишь к III веку до н.э. появлению деспотии предшествовал длительный период междоусобиц и смуты.

Древнекитайский мыслитель Конфуций (VI в. до н.э.) предлагал преодолеть гражданскую войну проповедью добродетели и возвращением к прошлому. Более реалистичным было учение школы «законников» (легистов), которые предлагали навести в стране порядок, издав строгие законы и установив за них жестокое наказание. Основателем этой школы был Шан-Ян. Он жил в IV веке до н.э., когда в Китае шла междоусобная война между 7 княжествами. Шан-Ян был приглашен князем Цинь для проведения реформ в своем государстве.

Он провел реформу:

1. Административная

Причину всех бед Шан-Ян видел в родоплеменной аристократии, поэтому он разделил все княжество, не обращая внимание на родовое деление, на территориальные единицы.

Низшей единицей управления Шан-Ян сделал объединение 10 семей и ввел принцип круговой поруки.

2. Военная

Во всех княжествах основу армии составляли колесницы как оплот влияния родоплеменной аристократии. Для древних обществ характерно совпадение военных и политических организаций. Шан-Ян отменил колесницу и сделал основой армии кавалерию и, прежде всего, пехоту. И соответственно, стал набирать в армию по признаку имущественного достатка, а не знатности.

3. Цензовая

Шан-Ян разделил все население на разряды по имущественному признаку и за каждым из них закрепил соответствующие повинности перед князем без учета знатности.

Эти реформы вызвали острое противодействие со стороны аристократии и после смерти князя – покровителя Шан-Яна – тот был привлечен к суду и казнен, но сами реформы не были отменены. В результате 17-летней войны в 221 году до н.э. было завоевано последнее независимое княжество. Таким образом, возникло единое централизованное государство Цинь-империя, соответственно князь Цинь взял новый титул Цинь ши Хуанди – император. Император распространил на весь Китай порядки, введенные Шан-Яном: вся страна была разделена на 36 территориальных областей без учета прежнего деления на княжества. Все жители страны получили единый статус подданных императора – «черноголовые». Под угрозой смертной казни было запрещено называть себя жителями прежних княжеств. Все население было разделено на 20 разрядов и под влиянием учения законников фактически был закреплен принцип равенства всех подданных перед законом. Это правило император распространил даже на своих братьев и сыновей. Во всем государстве стал действовать принцип «круговой поруки», когда к ответственности привлекались все родственники преступника до 3 колена. Император ввел подушную подать, установил общегосударственное письмо.

Все эти нововведения вызвали ожесточенное сопротивление аристократии. В 210 году до н.э. Цинь ши Хуанди, что вызвало гражданскую войну в Китае. В этой войне победу одержал лидер крестьянского движения, бывший сельский староста Лю Бань. В Китае стала править новая династия и возникла империя Хань. Лю Бань сократил и даже укрепил прежние порядки военно-бюрократической деспотии. Важнейшей основой любой деспотии является религия. Своеобразие же Древнего Китая в том, что идеологической основой этого государства стала не религия, этико-философское учение Конфуция. Соответственно роль жрецов в Древнем Китае играли не священники, а ученые-чиновники как знатоки философии Конфуция. Храмы в Древнем Китае имели форму школ конфуцианства.

Чиновниками становились лишь те лица, которые сдавали соответствующие экзамены в этих школах. Своеобразие сословного строя Древнего Китая в том, что не существовало замкнутых наследственных сословий. Привилегированное положение по происхождению имел лишь император и члены его семьи.

studfiles.net

Вопрос 5. Своеобразие деспотии в Древнем Китае (империя Цинь).

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV—XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII — V вв. до н.э.) и Чжаньго — "борющихся царств" (V—III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен.

Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия —наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну.

В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно объяснить рядом причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание наиболее дальновидными представителями правящих слоев Китая необходимости объединения, прекращения междуусобной борьбы "всех против всех". Эти стремления выразились в распространении в эпоху Чжаньго идеологии легистов.

"Власть — это то, чем располагает лишь правитель", — писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной земельной собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного крестьянства.

Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием Циньской империи. На основании этих реформ была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, который

взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. С налогом на землю было введено четкое административно-территориальное деление, а также круговая пррука в десяти-, пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.

Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному противнику централизации — потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалованье.

Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель царства Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора . Император выступал в качестве символа, олицетворения "связывающего единства" страны.

Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении "сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военнобюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.

Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни.

По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.

Финансовое ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII—IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэнсян), выполнявший обязанности первого министра, главного помощника правителя (вначале их было два — "левый" и "пра-

вый"). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, государственные расходы и пр.

Командующим армией, например, считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административного аппарата делало его ответственным за все военные приготовления.

Ведомство императорского двора сложилось в Ханьской империи, когда содержание императора и придворных стало требовать много денег и за правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые функции финансового ведомства и ведомства императорского двора, располагавших значительным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала долж-

ность особого чиновника (душуйя), руководящего строительством и эксплуатацией оросительных сооружений.

Особая роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэнсяном) и верховным цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников — "трех гунов".

В империи существовало особое ведомство обрядов, руководимое верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе признания незыблемости и святости существующих порядков.

Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были "глазами и ушами" императора в каждом округе, контролировали ра-

боту всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления.

Местное управление. Государственные формы эксплуатации податного крестьянства требовали установления четкого административно-территориального деления.

Циньско-ханьский Китай делился на области или округа, те — на уезды, уезды — на волости, а волости — на общины — низшие административно-территориальные единицы. На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов.

Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства, в их подчинении были расквартированные там

армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках губернатора.

studfiles.net

Своеобразие восточной деспотии в Древнем Китае

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Первые ранние цивилизации в долинах рек Янцзы и Хуанхэ возникли еще в IV веке до н.э., но первые государственные образования лишь во II тысячелетии. Типичная восточная деспотия в Древнем Китае окончательно оформилась лишь к III веку до н.э. появлению деспотии предшествовал длительный период междоусобиц и смуты.

Древнекитайский мыслитель Конфуций (VI в. до н.э.) предлагал преодолеть гражданскую войну проповедью добродетели и возвращением к прошлому. Более реалистичным было учение школы «законников» (легистов), которые предлагали навести в стране порядок, издав строгие законы и установив за них жестокое наказание. Основателем этой школы был Шан-Ян. Он жил в IV веке до н.э., когда в Китае шла междоусобная война между 7 княжествами. Шан-Ян был приглашен князем Цинь для проведения реформ в своем государстве.

Он провел реформу:

1. Административная

Причину всех бед Шан-Ян видел в родоплеменной аристократии, поэтому он разделил все княжество, не обращая внимание на родовое деление, на территориальные единицы.

Низшей единицей управления Шан-Ян сделал объединение 10 семей и ввел принцип круговой поруки.

2. Военная

Во всех княжествах основу армии составляли колесницы как оплот влияния родоплеменной аристократии. Для древних обществ характерно совпадение военных и политических организаций. Шан-Ян отменил колесницу и сделал основой армии кавалерию и, прежде всего, пехоту. И соответственно, стал набирать в армию по признаку имущественного достатка, а не знатности.

3. Цензовая

Шан-Ян разделил все население на разряды по имущественному признаку и за каждым из них закрепил соответствующие повинности перед князем без учета знатности.

Эти реформы вызвали острое противодействие со стороны аристократии и после смерти князя – покровителя Шан-Яна – тот был привлечен к суду и казнен, но сами реформы не были отменены. В результате 17-летней войны в 221 году до н.э. было завоевано последнее независимое княжество. Таким образом, возникло единое централизованное государство Цинь-империя, соответственно князь Цинь взял новый титул Цинь ши Хуанди – император. Император распространил на весь Китай порядки, введенные Шан-Яном: вся страна была разделена на 36 территориальных областей без учета прежнего деления на княжества. Все жители страны получили единый статус подданных императора – «черноголовые». Под угрозой смертной казни было запрещено называть себя жителями прежних княжеств. Все население было разделено на 20 разрядов и под влиянием учения законников фактически был закреплен принцип равенства всех подданных перед законом. Это правило император распространил даже на своих братьев и сыновей. Во всем государстве стал действовать принцип «круговой поруки», когда к ответственности привлекались все родственники преступника до 3 колена. Император ввел подушную подать, установил общегосударственное письмо.

Все эти нововведения вызвали ожесточенное сопротивление аристократии. В 210 году до н.э. Цинь ши Хуанди, что вызвало гражданскую войну в Китае. В этой войне победу одержал лидер крестьянского движения, бывший сельский староста Лю Бань. В Китае стала править новая династия и возникла империя Хань. Лю Бань сократил и даже укрепил прежние порядки военно-бюрократической деспотии. Важнейшей основой любой деспотии является религия. Своеобразие же Древнего Китая в том, что идеологической основой этого государства стала не религия, этико-философское учение Конфуция. Соответственно роль жрецов в Древнем Китае играли не священники, а ученые-чиновники как знатоки философии Конфуция. Храмы в Древнем Китае имели форму школ конфуцианства.

Чиновниками становились лишь те лица, которые сдавали соответствующие экзамены в этих школах. Своеобразие сословного строя Древнего Китая в том, что не существовало замкнутых наследственных сословий. Привилегированное положение по происхождению имел лишь император и члены его семьи.

students-library.com

2. Особенности общественного строя Древнего Китая на отдельных этапах его государственного развития

66

Раздел I. Государство и право Древнего Востока

 

 

 

 

Лидеры этой династии, которую иногда именуют Тоба Вэй, илиСеверная Вэй (386–557гг. н. э.), чтобы не путать ее с династией, правившей более ранним государством Вэй в эпоху Троецарствия, понимали, что удержать власть они могут, лишь сотрудничая с китайцами. Двойственная культура, возникшая на этой базе, стала образцом для последующих династий, которые создавались завоевателями.

Со временем династия Тоба Вэй стала слабеть из-занеповиновения степных племен, однако ей удалось сохранить свое династическое правление значительно дольше других завоевателей. Основы социальных порядков и государственная машина, созданные в циньском Китае, оказались столь приспособленными к нуждам империи, что они без всяких изменений были перенесены в последующие периоды. Став традиционным, этот государственный строй фактически сохранился в императорском Китае вплоть до буржуазной революции1911–1913гг.

В шанско-иньском (XV–XIIвв. до н. э.) ираннечжоуском (XI–Хвв. до н. э.) Китае происходит переход к классовому обществу, вследствие чего складываются три разграниченных социальных слоя:

1)привилегированной правящей родовой аристократии, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также глав родовых и больше­ семейных (клановых) объединений;

2)свободных крестьян-общинников;

3)рабов, находившихся в услужении у представителей знати.

Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинниковкрестьян, присвоения их прибавочного продукта, чему соответствовала система общественных полей. По этой системе 1/9 часть общинной земли обрабатывалась общинниками сообща, урожай в виде ренты-налогашел на содержание правителя и знати, а также на государственные и общественные нужды.

Общественный строй государства Чжоу. На завоеванной территории Чжоу создали социальную структуру, которую часто определяют как чжоуский феодализм. Постепенно экономика общества полукочевого типа, основу которой составляли охота и подсечно-огневое земледелие, вытеснялась системой оседлого земледелия. Строительство ирригационных сооружений потребовало усиления контроля над районами, обслуживаемыми гидротехническими системами. Рост поселений сопровождался усложнением социальной и административной структуры.

Феодалы в пределах своих владений располагали сравнительно широкой свободой действий, тогда как чиновничество при императорском дворе находилось под более строгим контролем. Чтобы занять достойное положение при дворе, нужно было обладать значительными административными способностями, знаниями в области стратегии и дипломатического искусства, поэтому талантливых чинов-

Тема 4. Государство и право Древнего Китая

67

 

 

 

 

ников вскоре стало не хватать. С самого начала чиновничий класс в значительной степени определял весь внешний облик двора и пути решения политических проблем.

Ниже феодальных князей и крупных чиновников в иерархической структуре находился класс рыцарей, состоявший из представителей утратившей свои позиции знати и потомков бывших правящих группировок. Однако в эпоху Чжоу китайский рыцарь не мог позволить себекакой-либосамостоятельности или существовать за счет чужого богатства. Его уделом было оставаться на службе. Представители этой группы составляли основу контингента воинов боевых колесниц в армии и занимали чиновничьи посты среднего и низшего уровня. Со временем слово «рыцарь» стало означать «ученый». Именно из этого слоя чиновничества выходили книжники, составители хроник и философы.

На нижней ступени социальной лестницы находился народ, то есть крестьяне. Помимо производства продуктов питания, крестьянство занималось подсобными промыслами. Изготовление пеньки и различных волокон для выделки ткани было обычным делом в каждой семье. Сельскохозяйственные орудия и предметы домашнего обихода также изготавливались крестьянами и обменивались на другие товары во время регулярно проводившихся ярмарок. Хотя производство предметов роскоши и торговля ими процветали и ранее, на период Чжоу, судя по немногим уцелевшим образцам, приходится расцвет этого ремесленного искусства.

ВVI–Vвв. до н. э. продолжилось разложение общинной собственности на землю, усилилось присвоение общинной земли (особенно общественных полей) знатью и верхушкой чиновничества. Это привело к росту как крупного, так

имелкокрестьянского частного землевладения. Следствием явилось увеличение числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами-издольщикамина частновладельческих и государственных землях.

Вместе с исчезновением общественных полей рента-налогв форме отработок на них была заменена налогом продуктами соответственно количеству земли, находящейся у отдельных семей. Впервые налог с количества обрабатываемой земли, закрепленной за отдельными хозяйствами, был введен в царствеЛу в 594 г. до н. э.

ВІ в. до н. э. в Древнем Китае произошли изменения государственной политики в отношении лиц, попавших в рабство за долги, и рабовладения в целом. Повсеместно существовал обычай закладывать за долги детей, которые становились рабами, если не были выкуплены в течение трех лет.

ВІ в. н. э. император Удииздал рескрипт о проведении реформ в данной области. Этот документ предусматривал следующее:

освобождение всех обращенных ранее в государственных рабов и рабынь, «если прежними законами не было предусмотрено наказание за совершение ими преступлений»;

в ряде областей Китая были освобождены рабы, насильно проданные в рабство или продавшие себя в рабство из-заголода;

освобождению подлежали женщины, отданные в наложницы; запрещено было клеймение рабов;

68

Раздел I. Государство и право Древнего Востока

 

 

 

 

к лицам, «силой чинившим препятствия» освобождению рабов, было предписано применять наказания «в соответствии с законом о насильственной продаже людей в рабство».

3. Деспотия как форма государства Древнего Китая

Деспотические черты государственного правления стали складываться еще в иньском Китае. Сначала строгого порядка престолонаследия не существовало — наследовали братья, сыновья и племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время сложился и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, с позволения вана передаваемые по наследству.

Враннечжоуском Китае власть и личность вана окончательно сакрализовались. Он носил титул Сына Неба, который управлялся Небом, правителя называли отцом и матерью своих подданных. Ван — также и первосвященник.

Центром управления в чжоуском Китае стал двор вана. Дворцовая система управления замыкала всю деятельность на дворце по обслуживанию вана и государственным делам.

Близко к вану стоял цзай — управитель, который вместе с подчиненными чиновниками был глашатаем воли правителя внутри дворца. Цзай ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр.

Особое место при дворе занимали шаньфу («стольники»). Они обслуживали личные нужды вана, выполняли универсальную и особо доверительную работу: различные административные и военные поручения.

Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Например, леса, воды и пастбища были объектом забот особых чиновников, подчиненных надзирателю земель.

По образцу двора вана строилось управление и в автономных уделах. Администрация возглавлялась удельными правителями — чэкухоу. В своей управленческой деятельности они опирались на советников и помощников. Для обсуждения вопросов о наказаниях, ритуале и справедливости ван собирал правителей уделов. Однако вVII–VIвв. до н. э. чэкухоу постепенно вышли из подчинения вана

иначали заключать на съездах клятвенные договоры между собой, которые стали основой для определения их взаимоотношений.

Вциньско-ханьскомКитае складывались централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно объяснить рядом причин, в частности этнической, духовной и культурной общностью населения. Не последнюю роль сыграло и осознание наиболее дальновидными представителями правящих слоев Китая необходимости объединения, прекращения междоусобной борьбы всех против всех. Эти стремления выразились в распространении в эпоху Чжаньго идеологии легистов. «Власть — это то, чем располагает лишь правитель», — писалШан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи. Легисты отстаивали в качестве главных интересы правителя, государства и казны. Их деятельность была ответом на развитие частной земель-

Тема 4. Государство и право Древнего Китая

69

 

 

 

 

ной собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного крестьянства.

Шан Ян в IV в. до н. э. осуществил серию реформ, которые привели к централизации царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием Циньской империи. На основании этих реформ:

была разрешена свободная купля-продажаземли;

был введен налог на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров земельного владения;

было введено четкое административно-территориальноеделение;

вводилась круговая порука в десяти- и пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях;

в целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть;

были введены единые меры, вес и пр.

Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному противнику централизации — потомственной титулованной аристократии. Было введено новое положение о рангах знатности, которые присваивались теперь не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем.

Вконце III в. до н. э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов, соответственно которым занимались должности и получалось жалованье: так, обладатель 20-горанга получал 100 даней зерна в год, а первого — 10 даней1.

Власть монарха в циньско-ханьскомКитае обожествлялась. Правитель царства Цинь, объединивший в границах империи обширные территории, принял титул императора(ди). Правитель выступал в качестве символа, олицетворения связывающего единства страны.

Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении Сына Неба.

Вруках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти:

он был высшим судьей; стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократическогоаппарата;

назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.

Выстроенный на основе учения легистов центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств:

финансовое; военное; судебное; обрядов;

сельского хозяйства; ведомство императорского двора; дворцовой стражи.

1 1 дань = 103,5 л зерна. Часть жалованья выплачивалась деньгами.

70

Раздел I. Государство и право Древнего Востока

 

 

 

 

Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору для обсуждения важных вопросов государственной жизни.

По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных стран этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что, в свою очередь, определяло социальную значимость и престиж чиновничества.

В Западном Чжоу в середине IX в. до н. э. появились первые элементы территориального деления. Здесь были введены округа, являющиеся налоговыми

ивоенными единицами. Уездная территориальная администрация в Китае начала складываться в начале VII в. до н. э., в период существования удельной системы. В каждый уезд направлялся чиновник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это впоследствии сыграло важную роль в ликвидации самой удельной системы и укреплении власти центра на местах.

Циньско-ханьский Китай делился на области или округа, округа — на уезды, уезды — на волости, а волости — на общины, низшие административнотерриториальные единицы.

На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов. Во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства; в их подчинении были расквартированные армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредотачивались в руках губернатора.

Община,несмотрянаразрушениеобщинногоземлевладения,продолжалаиграть роль относительно обособленной единицы. Руководство осуществлялось старостой

и«отцами-старейшинами».

Низший административный персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью, вплоть до мобилизации крестьян для защиты общинной территории.

Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао).

На всех уровнях — от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую работу подчиненных, — действовала система взаимной слежки.

Армия

Огромная роль армии в Древнем Китае была обусловлена частыми войнами и многочисленными крестьянскими восстаниями. Основу военной силы чжоусцев составляли полупрофессионалы, входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и лагерях. Таким лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их хозяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находившихся в распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались по наследству.

Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со строительными и гужевыми. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были прой-

studfiles.net

Государственный строй Древнего Египта

По мнению большинства ученых человеческая цивилизация зародилась в Древнем Египте – в Северной Африке в долине реки Нила. Уже в IV тыс. до н.э. в долине реки Нила существовало около 40 городов-государств -номов. Жизнь всех 40 номов была связана с р.Нил, поэтому в истории этого государства рано появилась тенденция к централизации. Уже к середине IV тысячелетия возникло 2 царства: верхний (южный) и нижний (северный) Египет.

Около 33 века до н.э. царь верхнего Египта – Мин завоевал Нижний Египет и принял титул царя Верхнего и Нижнего Египта. Таким образом, возникло централизованное деспотичное государство, просуществовавшее примерно три тысячелетия.

Деспот в Древнем Египте – фараон – был носителем всей полноты государственной власти. Его личность обожествлялась вплоть до того, что запрещалось вслух произносить его имя, титул «фараона» обозначает «большой дом». Фараон считался сыном Бога солнца Ра. Непосредственно фараон давал указания верховному чиновнику джати. Джати и стоял во главе огромного чиновнического аппарата.

В Египте существовали прообразы министерств. Например: «дом сокровищ» - финансовое ведомство, «дом оружия» - военное ведомство, «дом главного архитектора» - ведомство общественных работ.

Сохранилось деление всего государства на Верхний и Нижний Египет, в котором правили назначенные фараоном наместники. Соответственно и отдельные номы превратились в административно-территориальные единицы, в которых правили номархи. Если раньше это были местные цари, то после объединения Египта они превратились в чиновников. Низшей единицей управления выступала община, в которой сохранялось определенное самоуправление – выборы старосты, распределение налогов, разрешение незначительных споров и т.д.

Судебная власть не была отделена от административной, и судопроизводство осуществляли соотв. чиновники. Джати принадлежали полномочия. Отчасти судебные функции принадлежали жреческим коллегиям. Длительное время армия в Древнем Египте была основана на ополчении. Лишь в период нового царства окончательно сложилась регулярная профессиональная армия.

В VII веке н.э. Египет был завоеван арабами. В VI веке до н.э. Египет был захвачен персами и вошел в состав их империи. В I веке до н.э. Египет вошел в состав Римской империи..

Своеобразие восточной деспотии в Древнем Китае

Первые ранние цивилизации в долинах рек Янцзы и Хуанхэ возникли еще в IV веке до н.э., но первые государственные образования возникли лишь во II тысячелетии. Типичная восточная деспотия в Древнем Китае окончательно оформилась лишь к III веку до н.э. Появлению деспотии предшествовал длительный период междоусобиц и смуты.

Древнекитайский мыслитель Конфуций (VI в. до н.э.) предлагал преодолеть гражданскую войну проповедью добродетели и возвращением к прошлому. Более реалистичным было учение школы «законников» (легистов), которые предлагали навести в стране порядок, издав строгие законы и установив за них жестокое наказание. Основателем этой школы был Шан-Ян. Он жил в IV веке до н.э., когда в Китае шла междоусобная война между 7 княжествами. Шан-Ян был приглашен князем Цинь для проведения реформ в своем государстве. Он провел реформу:

1. Административная

Причину всех бед Шан-Ян видел в родоплеменной аристократии, поэтому он разделил все княжество, не обращая внимания на родовое деление, на территориальные единицы.

Низшей единицей управления Шан-Ян сделал объединение 10 семей и ввел принцип круговой поруки.

2. Военная

Во всех княжествах основу армии составляли колесницы как оплот влияния родоплеменной аристократии. Для древних обществ характерно совпадение военных и политических организаций. Шан-Ян отменил колесницу и сделал основой армии кавалерию и, прежде всего, пехоту. И соответственно, стал набирать в армию по признаку имущественного достатка, а не знатности.

3. Цензовая

Шан-Ян разделил все население на разряды по имущественному признаку и за каждым из них закрепил соответствующие повинности перед князем без учета знатности.

Эти реформы вызвали острое противодействие со стороны аристократии и после смерти князя – покровителя Шан-Яна – тот был привлечен к суду и казнен, но сами реформы не были отменены. В результате 17-летней войны в 221 году до н.э. было завоевано последнее независимое княжество. Таким образом, возникло единое централизованное государство Цинь-империя, соответственно князь Цинь взял новый титул Цинь ши Хуанди – император. Император распространил на весь Китай порядки, введенные Шан-Яном: вся страна была разделена на 36 территориальных областей без учета прежнего деления на княжества. Все жители страны получили единый статус подданных императора – «черноголовые». Под угрозой смертной казни было запрещено называть себя жителями прежних княжеств. Все население было разделено на 20 разрядов, и под влиянием учения законников фактически был закреплен принцип равенства всех подданных перед законом. Это правило император распространил даже на своих братьев и сыновей. Во всем государстве стал действовать принцип «круговой поруки», когда к ответственности привлекались все родственники преступника до 3 колена. Император ввел подушную подать, установил общегосударственное письмо.

Все эти нововведения Цинь ши Хуанди вызвали ожесточенное сопротивление аристократии. В 210 это вызвало гражданскую войну в Китае. В этой войне победу одержал лидер крестьянского движения, бывший сельский староста Лю Бань. В Китае стала править новая династия и возникла империя Хань. Лю Бань сократил и даже укрепил прежние порядки военно-бюрократической деспотии. Важнейшей основой любой деспотии является религия. Своеобразие же Древнего Китая в том, что идеологической основой этого государства стала не религия, этико-философское учение Конфуция. Соответственно роль жрецов в Древнем Китае играли не священники, а ученые-чиновники как знатоки философии Конфуция. Храмы в Древнем Китае имели форму школ конфуцианства.

Чиновниками становились лишь те лица, которые сдавали соответствующие экзамены в этих школах. Своеобразие сословного строя Древнего Китая в том, что не существовало замкнутых наследственных сословий. Привилегированное положение по происхождению имел лишь император и члены его семьи.

studfiles.net

1.5.3. Право Древнего Китая.

На развитие права оказали влияние конфуцианство и легизм (законность).

Можно выделить 3 этапа в развитии права.

  1. Шаньско-иньский и ранний Чжоусский Китай — главную роль играли этические нормы (ли).

  2. Чжоусский — усиливается роль права, законов (фа) на основе легизма (V—III вв. до н.э.).

  3. Циньско-Ханьский (III в. до н.э. — III в. н.э.) — слияние легизма и конфуцианства в ортодоксальное ханьское конфуцианство.

Новые взгляды на роль права распространяли Конфуций (V в. до н.э.) и его единомышленники. Кон­фуцианство проповедовало сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших - старшим; осуждало чрезмерное обога­щение; требовало от властей заботиться о бедных. Его основные концепции: благородство мужа, человеколюбие (забота родителей о детях, почтительное отношение к старшим, справедливое отношение к другим), выполнение правил ритуала.

Центральное место в конфуцианстве занимает понятие “благородного мужа”. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе государем – Сыном Неба. Конфуций выделил благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция – это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Признавало преобладающее значение морали (ли) над правовыми нормами (фа). Принижая роль права отождествляли его с уголовным законом, с наказанием за нарушение общественного порядка (син).

Главным оппонентом конфуцианцев была школа фацзя, или легисты-законники.

Основателем легизма выступил Шан Ян (390-338 гг. до н.э) – обосновал управление, опирающееся на законы (фа) и суровые наказания. Легисты выступили как сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления. Законы разрабатываются мудрыми реформаторами, а издает и придает им силу государь. Он – единственный, кто может стать над законом, но и он не должен делать этого. Почтение к закону и администрации обеспечивается специально введенной строгой системой круговой поруки и перекрестных доносов, которая в свою очередь держится на страхе сурового наказания даже за мелкие проступки.

Оба эти течения родственны друг другу, так как выступали за сильную центральную власть с хорошо налаженным административно-бюрократическим аппаратом. Начиная с III в. до н.э. начинается процесс слияния легизма с конфуцианством, в результате уже в эпоху Хань легизм прекращает свое самостоятельное существование. Откровенно тоталитарная доктрина легистов с ее презрением к людям во имя процветания государства оказалась нежизнеспособной на практике; легизм потерпел поражение. Однако он не исчез бесследно. Вся схема государственного аппарата, иерархии чинов и сословий судопроизводства была взята у легизма. Зато сами чиновники, осуществлявшие управление страной, набирались из среды убежденных конфуцианцев. Это сочетание легистских методов и конфуцианских идеалов обеспечивало эффективность и стабильность.

Доминирующей идеей ортодоксального конфуцианства стала доктрина о неравенстве людей, их социальных, сословных, ранговых различий. Их незыблемости должна была служить тщательная регламентация поведения людей с помощью жёстких моральных норм, ритуала. Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения. Из этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали. Однако, первая задавала стереотип поведения, а второе с помощью наказаний запрещало от него уклоняться.

Источники.

  1. Писаные законы (VI—V вв. до н.э.). Одним из первых законов был текст на бронзовом треножнике («Обозрение законов»). Он предусматривал 5 видов наказаний за преступления (536 г. до н.э.) — клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрация и смертная казнь (отрубание головы).

  2. «Книга законов царства Вэй» (V—IV вв. до н.э.). Один из первых сводов законов, содержал 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, об орудиях казни и пытках. Позже «Книга законов» была дополнена еще рядом глав: нормы права о военном деле, государственном коневодстве и финансах. Этот сборник положил начало последующей разработке законов.

  3. Общинное поземельное право.

  4. Приказы чиновников и правителей.

Сложился такой порядок, когда правовые нормы соседствовали с нормами морали.

Глоссарий

АВИЛУМ (ак. Awilum - муж, человек, сын человека) - привилегированная категория свободных жителей Вавилона, полноправные общинники, владевшие наряду с большими служебными наделами участками общинной земли.

АРИИ - племена, захватившие в середине II тысячеле­тия до н. э. Индостан и образовавшие первые государства

АРТХАШАСТРА (санскр. букв, «наука о пользе, о практической жизни») - жанр светской литературы, трактат об искусстве поли­тики и управления государством, «руководство к практической деятельности царя» в Древней Индии.

БАИРУМ (ак. «ловец») - как и редум (погонщик), профессиональный воин, получавший от правителя за службу земельный участок в Вавилоне.

БРАХМАНЫ— варна в Древней Индии - священнослужители, жрецы;

ВАН (кит.) - титул правителя в Древнем Китае, получившего после сакрализации его власти и личности титул «сына Неба» и статус первосвященника.

ВАРДУМ - Рабы в Древнем Вавилоне.

ВАРНА (санскр. Varna - класс, цвет) - сословная общность, объ­единенная на основе совокупности религиозно- и военно-ритуальных, а позднее социально-профессиональных признаков (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры).

ВАЙШЬИ— варна в Древней Индии - земледельцы, ремесленники;

ВЕДЫ - сборник гимнов магических заклинаний и ри­туальных формул на древнеиндийском (ведий­ском) языке конца II - начала I тыс. до н. э.

ВИЗИРЬ (ДЖАТИ) - верховный сановник, ближайший помощник фа­раона по управлению страной (сосредоточивал в своих руках всю полноту законодательной, адми­нистративной, высшей судебной и военной вла­сти)

ВОСТОЧНАЯ ДЕСПОТИЯ - преимущественная форма древневосточ­ной государственности, характеризующаяся наличием монарха (деспота), развитой бюрократии, авторитарной системы ведомств управления государством.

ДЕЛИКТ - правонарушение (преступление, проступок)

«ДРЕВНИЙ ВОСТОК» применяется условно к большой географической зоне, включающей Египет, Мессопотамию, Китай, Индию.

ДХАРМА (санскр. «закон», «порядок») - свод правил, обязательный для каждого правоверного индуса и включающий в себя различ­ные нормативные предписания (правовые, моральные, религиоз­но-ритуальные) в Древней Индии.

ДХАРМАШАСТРА (санскр. «наставление в дхарме») - жанр брахман­ских произведений, комментирующих священные книги индусов -Веды со ссылками на древних мудрецов (Манусмрити, Нарадасмрити, Яджнавалкья).

ЖРЕЧЕСТВО - общественная группа, занимавшаяся отправле­нием религиозных культов (жертвоприношением, молитвами и т. д.)

ЗАКОНЫ МАНУ - сборник правовых норм, религиозных и мо­ральных предписаний, составленный одной из брахманских школ

ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ - сборник законов Древнего Вавилона, названный именем царя Вавилона

ИМУЩЕСТВО ИЛКУ - участок земли и другое имущество, предостав­ляемое воинам за выполнение

КАЗУИСТИЧЕСКАЯ ФОРМА: тексты не содержат общих принципов.

КЕНБЕТЫ - местный суд, суд общины в Древнем Египте

КНИГА ЗАКОНОВ ЦАРСТВА ВЭЙ» (V—IV вв. до н.э.) - один из первых сводов законов в Древнем Китае.

КОНФУЦИЙ (V в. до н.э.) -

КОНФУЦИАНСТВО – одна из философских школ в Древнем Китае, проповедовало сохранение древних традиций. Его основные концепции: благородство мужа, человеколюбие, выполнение правил ритуала. Считали, что лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Признавало преобладающее значение морали (ли) над правовыми нормами (фа).

КШАТРИИ— варна в Древней Индии - воины;

ЛИ - этические нормы, игравшие главенствующую роль в шаньско-иньском и раннечжоуском Китае при регулировании общественных отношений

ЛЕГИЗМ – одна из философских школ в Древнем Китае, ее последователи - сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления.

МУШКЕНУМ (ак. букв, «покорный», «падающий ниц», т. е. «бью­щий челом») - обычно царский служащий низшей категории в Вавилоне.

НОМ (греч. nomos) - 1) город-государство, первоначальная форма государственного образования в странах Древнего Востока; 2) область, административно-территориальное образование в централизованном Древнеегипетском государстве.

НОМАРХ - правитель нома - царский наместник (возглавлял административный, судебный аппарат, войско но­ма и ведал другими вопросами)

НЕДЖЕС (маленькие) - слуги фараона, имевшие собственное зе­мельное хозяйство в Древнем Египте.

НЕПРИКАСАЕМЫЕ - низшая каста, включавшая бесправных аренда­торов и слуг общины, лишенных владельческих прав, находив­шихся в полурабской, полукрепостной зависимости от полноправ­ных общинников в Древней Индии.

НУБАИДА - старший чиновник в Древнем Вавилоне, управитель дворца, функции которого во многом совпадали с древнеегипет­ским джати.

ОБЫЧНОЕ ПРАВО - совокупность обычаев, санкционированных го­сударством в качестве общеобязательных правил поведения

ОРДАЛИИ - "Божий суд" или испытание подозреваемого в совершении преступления водой, железом (одно из судебных доказательств в государствах Древне­го Востока)

ПАРИШАД - совещательный орган при царе для решения важ­ных вопросов внутренней и внешней политики

ПОСЛУШНЫЕ ПРИКАЗУ (призыву) - должностные лица, слуги господина; делились на три группы: придворные, незнатные свободные и рабы. Это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина в Египте.

ПРАТИЛОМА - строго запрещенная форма брака, когда муж при­надлежал к более низкой варне.

ПРОТОГОСУДАРСТВО - первичный тип государства (например, номы в Древнем Египте).

РАБИАНУМ (ак. «старейшина») - назначенный глава (староста) сельской общины в Вавилоне.

РАДЖА - титул индийского царя

РЕДУМ (погонщик ) – (как и баирум), профессиональный воин в Вавилоне.

САБХА - в прошлом широкое по составу собрание знати и представителей народа, выполнявшее очень важные политические функции, к эпохе Маурьев - личный царский совет.

СМРИТИ (санскр. «запомненное») - правовое знание, традиция, восходившая к отдельным авторитетам, передаваемая по памяти и впоследствии оформленная в сборники законов с комментариями к Ведам.

ТАЛИОН - принцип ответственности в уголовном праве, состоящий в причинении виновному такого же вреда, какой им был причинен потерпевшему("око за око, зуб за зуб")

ТАМКАР - государственный торговый агент и сборщик податей, купец, ростовщик, заимодавец и исполнитель отдельных царских поручений в Вавилоне.

ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ - государство, в котором политическая власть тесно связана с властью религиозной.

ШАН ЯН - философ и государственный деятель, осущест­вивший ряд реформенных преобразований, способ­ствующих складыванию единой Циньской империи

ШЛОКА - двустишие, способ изложения норм права в Древней Индии.

ШУДРА— варна в Древней Индии - слуги.

ЭПИТИМИЯ - религиозное наказание в виде поста, длитель­ных молитв и т. п., налагавшиеся исповедующим священником

ФА - правовые нормы конфуцианства. Нормам "фа" отводилась второстепенная роль по сравнению с нормами "ли"

ФАРАОН - титул правителя в Древнем Египте, получившего после сакрализации его власти и личности титул «сына бога Солнца Ра».

Вопросы для самоконтроля:

  • Что включается в понятие Древний Восток?

  • Что представляет собой "восточная деспотия"?

  • Какие факторы обусловили форму правления и форму устройства в странах Древнего Востока?

  • В чем заключаются особенности социальной структуры стран Древнего Востока? Как социальный фактор повлиял на развитие государственности в странах Древнего Востока?

  • Какие этапы в своем развитии прошли государства Древнего Востока?

  • Истоки деспотической власти. Каков статус монарха при такой форме правления как восточная деспотия? Чем обеспечивался неограниченный характер его власти?

  • Что отличает древневавилонскую восточную деспотию от египетской?

  • В чем сходство/отличие Древнего Китая как государства от других государств Древнего Востока?

  • В чем сходство/отличие Древнего Индии как государства от других государств Древнего Востока?

  • Сравните: Какова степень концентрации власти монарха в различных странах Древнего Востока?

  • Какова степень централизации власти в различных странах Древнего Востока?

studfiles.net


Смотрите также