В древнем египте фараон это. Значение слова "фараон". История Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кто такой фараон? В древнем египте фараон это


Конспект "Фараон в древнем Египте"

«Фараон в древнем Египте»

Фараон — титул царей в Древнем Египте, а также титул греческой династии Птолемеев. Происхождение слова «фараон* точно неизвестно. Одни переводят его как «пер-о» — большой дом, другие связывают его со словом «фра* или «пра», т. е. солнце. Фараон считался сыном солнца Ра, земным воплощением Хора и наследником Осириса. Использовался для обозначения царей Египта с XV в. до н.э. Чтобы божественная кровь не смешалась с человеческой, фараоны женились на сестрах или, в крайнем случае, внутри родственного круга. Жизнь фараонов была подчинена ритуалу, ведь он был ответственен за благосостояние страны, за разливы Нила, за урожаи. Он был главной фигурой в религиозных ритуалах.

Фараон Хатшепсут

Хатшепсут (Мааткара Хатшепсут Хенеметамон), дочь фараона Тутмоса I и царицы Ясмос. Ее мать была из рода фиванских царей, отец же — не царского происхождения. Правила Египтом на протяжении почти 22 лет в конце XVI — начале XV веков до нашей эры. Хатшепсут является первой известной женщиной в мировой истории и одной из самых известных египетских правительниц. Она одевалась в мужские одежды и носила накладную бороду, чтобы походить на мужчину. Во время ее царствования Египет переживал экономический расцвет, закончилось восстановление страны после нашествия гиксосов и воздвигнуто множество памятников.

Когда ее мать царица Ясмос умерла, Хатшепсут, по мнению легитимистов, была единственным отпрыском древней линии, и царь вынужден был назначить ее своей преемницей, несмотря на то, что египтяне никогда еще до того не подчинялись правлению царицы. В определении степеней родства двух фараонов Тутмос I  и Тутмос II между собой и с царицей Хатшепсут существует много версий, но ясно одно, что этой яркой умной женщине пришлось первое время прикрывать свое фактической исполнение царских обязанностей фиктивными правителями.

Хатшепсут стала царем — факт невероятный и вовсе не гармонировавший с государственной легендой о происхождении фараона. Она была названа «женским Гором». Слово «величество» получило женскую форму (так как по-египетски оно согласуется с полом правителя), и обычаи двора были изменены и исковерканы так, чтобы они могли подходить к правлению женщины. Хатшепсут поддерживали жречество и высшие административные чиновники страны. Ее соправитель Тутмос III был удален отправлять жреческие функции в храм Амона.

Хатшепсут мало внимания уделяла военным делам, но много строила храмов. Величайшим творением ее правления является храм в Дейр-элъ-Бахри. Здание было задумано совсем иначе, чем большие храмы той эпохи. План был составлен по образцу небольшого ступенчатого храма Ментухотепа II в соседнем углублении скал. Он поднимался из долины тремя террасами до уровня возвышенного двора, примыкавшего к высоким желтым скалам, где была высечена святая святых. Перед этими террасами находились чудные колоннады, удивляющие своей исключительной пропорциональностью. Это первые внешние колоннады в истории архитектуры. Создателем храма был фаворит царицы Сенмут.

После смерти царицы ее соправитель Тутмос III вернул себе власть и сделал все, чтобы стереть память о царице. Все упоминания о ней уничтожались. Стерлись имена ее приближенных, высеченные на их гробницах; а ведь это означало смерть души. Пережившие царицу сторонники покинули страну.

           Фараон Аменхотеп IV

Аменхотеп IV — египетский фараон из XVIII династии. Правил в конце XV в. до н. э., по другим данным во второй половине XIV в. до н. э. Аменхотеп женился на знатной египтянке Нефертити, презрев многовековую традицию царских браков: престол в Египте формально передавался по женской линии — фараоном становился супруг старшей дочери предыдущего фараона. Впрочем, женой его отца Аменхотепа III и его матерью была тоже не дочь фараона, а дочь провинциального жреца Тия. Этот брак осуждался жрецами Амона и не был ими признан. Аменхотеп IV попытался провести религиозную реформу, заменив культ фиванского бога Амона-Ра, а также многочисленные местные номовые культы новым государственным культом бога Атона.

Он установил в Египте солнцепоклонничество (атомизм). Солнечный диск (Атон) фараон объявил единственным богом, себя же самого — сыном Атона и «единственным, познавшим истинного бога». Он запретил старые культы, конфисковал храмовые владения, сделал столицей государства новый город Ахетатон (Эль-Амарна). В честь Атона строились роскошные храмы, появилось новое жречество, преданное фараону-реформатору. Фараон принял новое имя Эхнатон («полезный Атону»). Политической причиной этого переворота была борьба фараона с фиванским жречеством, начавшаяся при Аменхотепе III.

Эта первая в мировой истории попытка ввести монотеизм (единобожие) не удалась. Храмовое и государственное хозяйство при Аменхотепе IV — Эхнатоне постепенно пришло в упадок; неудачно для страны складывалась и внешняя политика: Египет лишился многих подвластных ему территорий. Вторжения кочевых племен хабиру в азиатские владения Египта еще более осложнили обстановку. В этих условиях жрецам Амона, по-видимому, даже не нужно было внушать народу мысль, что Амон гневается на фараона-еретика и насылает кару на Египет: такая мысль напрашивалась сама. Новая религия просуществовала лишь да окончания царствования Аменхотепа IV, когда фараон-реформатор умер в возрасте около 33 лет. Обстоятельства смерти Аменхотеп IV неизвестны. Серия документов с его именем обрывается на 1402 г.

При преемниках Эхнатона, Сменхкаре и Тутанхамоне, столица возвращается обратно в Фивы и восстанавливается культ Амо-на-Ра, немало пострадавший в годы солнцепоклонничества. Изображения царственной четы — Эхнатона и Нефертити — уничтожаются. Однако в искусстве традиции реализма ахетатонского периода укрепились прочно. На более поздних рельефах, статуях, отчетливо прослеживается влияние ахетатонского искусства.

             Фараон Тутанхамон

Тутанхамон (годы правления предположительно 1333-1323 г. до н.э.) — египетский фараон, последний представитель XVIII династии. Он был женат на Анхсенпаатон, одной из дочерей Аменхотепа IV, приходясь ему родственником.

Тутанхамон пришел к власти в возрасте 8-9 лет. Он воспитывался еще в духе культа бога Солнца Атона, введенного в Египте  Аменхотепом IV, и первоначально был назван в честь нового бога страны. Столица номинально была возвращена в Фивы, однако в реальности Мемфис был тем городом, в котором Тутанхамон провел большую часть правления. Однако реально правление в стране перешли в руки двух воспитателей и регентов малолетнего фараона — Эйе и Хоремхеба, былых соратников Эхнатона, которые после смерти этого фараона предали учение своего бывшего покровителя анафеме (упоминания о нем всячески истреблялись, имя Эхнатона выдалбливалось из картушей). Эйе был некогда одним из апологетов культа Атона, однако при Тутанхамоне он уже был жрецом Амона. Хоремхеб был видным военачальником, он не мог смириться с тем, что в результате пацифистской политики Эхнатона от Египта отпало Восточное Средиземноморье.

При Тутанхамоне под предводительством военачальника Хоремхеба впервые после крушения «египетской империи» Тутмо-сидов, были осуществлены успешные военные кампании в Нубию и близкие к Египту области Азии.

На момент смерти Тутанхамону было 18-19 лет. Столь ранняя смерть фараона долгое время считалась достаточным основанием для того, чтобы считать ее неестественной. Из этого следовало, что Тутанхамон мог быть убит по приказу собственного регента Эйе, ставшего после смерти Тутанхамона новым фараоном. Однако новейшие исследования, проведенные в 2005 г., выдвинули на первый план предположения о смерти Тутанхамона в результате травмы — открытый перелом ноги привел к гангрене и заражению крови. По-видимому, фараон получил ее во время охоты, до которой был большой любитель.

Гробница Тутанхамона расположена в Долине Царей, и это единственная почти неразграбленная гробница, дошедшая до ученых в первозданном виде, хотя ее и вскрывали дважды гробничные воры. Вход в усыпальницу оказался засыпанным строительным мусором при сооружении гробницы одного из фараонов сто лет спустя.

Фараон Рамсес II

Рамзес II Мериамон (Усермаатра Сетепенра), или Рамсес II Великий (в старой литературе также Рамзес; жил предположительно в 1314 до н.э. — 1224 до н. э. или 1303-1212 дон.э.) — третий царь XIX династии. При Рамзесе Египет достиг своих максимальных границ. Имя означает «Ра родил его».

Став соправителем своего отца Сети I в возрасте всего 10-ти лет, Рамзее был сначала наместником фараона в Эфиопии, где ему приходилось бороться с набегами туземцев. Вступив на престол, он продолжил походы своего отца, восстановил власть Египта в Палестине. Основным внешнеполитическим событием во время правления Рамсеса II стало обострение отношений и, наконец, кровопролитная война с царством Хатти. Переломный момент этой войны — знаменитая битва при Кадеше, в результате которой были защищены интересы Египта в Сирии-Палестине. Среди источников, повествующих о битве при Кадеше, выделяется замечательное историко-литературное произведение, так называемая «Поэма Пентаура», повествующее о недюжинной храбрости Рамсеса II и той помощи, которую во время битвы ему оказал бог Амон. Эта победа была увековечена на стенах храмов в Абу-Сим-беле, Луксоре и Дерре и воспета придворным поэтом в эпосе Пентаура. Рамсес II построил множество статуй и храмов в свою честь в различных уголках Египта. Самыми крупными на сегодняшний день являются две 20-метровые статуи сидящего Рамсеса II в Абу-Симбеле на юге страны. Борьба с хеттами завершилась заключением мирного договора с царем Хетасиром III; это был первый известный в истории международный договор. Договор был направлен на обеспечение взаимной неприкосновенности владений и предоставление помощи пехотой и колесницами в случае нападения на одну из договаривающихся сторон или восстания подданных. Текст договора, изначально составленный на серебряной табличке клинописью, был переведен на египетский язык и увековечен на стенах Карнака и Рамессеума. К хеттскому двору отныне часто посылались египетские врачи, известные своим искусством. В целях укрепления мира Рамзее женился на дочери хеттского царя (по другим данным сразу на двух), который затем посетил Египет.

Рамсес также реорганизовал армию и создал сильный военный флот, что позволило отразить нашествие народов моря, окончательно подчинил Египту Нубию. Рамсес увековечил свое имя грандиозными постройками по всей территории Египта и Нубии. Из-за продолжительных войн столица была перенесена из Фив в Тунис. Рамсес II был одним из самых популярных властителей Египта, о его храбрости и мудрости слагали легенды, делавшие его олицетворением египетского могущества.

Рамсес II скончался на 67-м году правления и пережил двенадцать своих сыновей. Египетский трон унаследовал тринадцатый сын царя, к этому времени — мужчина средних лет.

Это конспект по теме «Фараон в древнем Египте (Хатшепсут, Аменхотеп IV, Тутанхамон, Рамсес II)». Выберите дальнейшие действия:

 

Фараон в древнем Египте

5 (100%) 2 votes

uchitel.pro

Значение слова "фараон". История Египта :: SYL.ru

В современной историографии термин "фараон" используется для именования всех правителей Древнего Египта в период от первой династии до покорения древнего царства римскими захватчиками. Стоит, однако, отметить, что значение слова "фараон" формировалось на протяжении длительного периода и далеко не сразу указывало на самодержавного правителя Египта. Также стоит понимать, что, будучи земным богом, египетский царь имел несколько имен, не каждое из которых было известно непосвященным.

Значение слова "фараон"

Этимология слова "фараон" прослеживается достаточно определенно и обозначает "большой дом с колоннами" - именно такой иероглиф использовался для обозначения владыки всего Египта, по крайней мере, с тринадцатого века до нашей эры.

Однако никаких сомнений в том, что у страны были верховные правители с гораздо более раннего времени, нет. Именно поэтому современные историки используют этот термин, чтобы обозначать не только правителей династического периода, но и для указания на царей, правивших нильскими берегами задолго до Первой династии.

Потребность в эвфемизме возникла в связи с тем, что, по представлениям египтян, словом можно было нанести реальный вред человеку. Подобная точка зрения находит подтверждение в многочисленных заклинаниях и текстах Книги мертвых, которые должны были защищать как живых, так и уже умерших людей от злых духов.

Использование в Древнем Египте

Большинство современных ученых склонны объяснять значение слова "фараон" исходя из того, что первоначально оно использовалось в качестве эвфемизма, указывавшего на верховного правителя, но не называвшего его настоящего имени.

Впервые слово "фараон" встречается в источниках, относящихся к двенадцатой династии, которая, по разным сведениям, правила с 2000 по 1785 годы до нашей эры. В документе, о котором идет речь, слово помещено в формулу благословения.

Судя по египетской истории, значение слова "фараон" сводилось к замене реального имени правителя, а кроме того, употреблялось только в пространных предложениях, из которых далеко не всегда понятно, идет ли речь о человеке или о здании, в котором этот человек пребывает.

Новое царство и правление гиксосов

Следующий период, в который оформлялось значение слова "фараон", кратко можно обозначит как иноземное владычество. Вероятно, под влиянием иностранной культуры и языка жители Египта отдалились от своих предшественников и стали придавать уже знакомым словам новые смыслы. Таким образом, вместо обозначения высокого дома, в котором обитает божество, смысл был перенесен на человека, приравненного по своему статусу к божеству.

Впервые в привычном современном значении слово "фараон" использовалось в пятнадцатом веке до новой эры в правление Тутмоса lll. В текстах того периода иероглиф использовался для определения царя Египта. Позже это слово было заимствовано греческими и библейскими авторами, а через них распространилось и в другие культуры.

Символы власти

Неизменными символами власти, которые присутствуют на изображениях всех фараонов, на протяжении всей истории Египта оставались скипетры и жезлы. Самый ранний посох был обнаружен в гробнице Хасехема, который правил страной в 2690 году до нашей эры.

Современные исследователи склонны интерпретировать этот тип регалий как пастушеский посох, указывающий на пастырские и наставнические функции первых правителей Египта.

Однако в более поздние времена посох стал ассоциироваться с божественной властью, не ограниченной никакими установлениями, кроме небесных законов. Кроме личных скипетров, у фараонов существовали также и такие, которые демонстрировались на общественных празднествах. До наших дней дошли изображения, на которых перед фараоном идут слуги, несущие скипетры, увенчанные головами животных.

Некоторые ученые склонны интерпретировать подобные картины как иллюстрации к религиозным праздникам, во время которых чествовали того или иного бога. Как известно, в Древнем Египте божества изображались в виде гибридных существ с головами животных, что указывало на тотемных предков египетского народа.

Источники знаний

О великой истории Древнего Египта современные ученые знают из текстов, дошедших до наших дней, большинство из которых были написаны на папирусе или на стенах усыпальниц и храмов.

Однако без значительной научной работы, проведенной филологами, чтение и понимание этих текстов было бы невозможно. Наибольший вклад в науку о Древнем Египте признается за Жаном-Франсуа Шампольоном, который, собственно, и основал египтологию.

Именно этот ученый сделал возможным перевод многочисленных текстов, написанных на древнеегипетском языке, благодаря расшифровке так называемого Розетского камня. Однако, как бы глубоки ни были наши познания в истории Египта, ученыу утверждают, что большинство культурного материала все еще сокрыто от глаз людей под толщей египетского песка.

Подводя итог, стоит объяснить значение слова "фараон" в резюмированной форме. Из имеющихся у исследователей источников следует, что оно произошло от иероглифа, обозначавшего высокий дом с колоннами, который, в свою очередь, являлся обителью богов и царей. Таким образом, слово "фараон" использовалось как эвфемизм для "того, кто живет в высоком доме", то есть царя объединенного Египта.

www.syl.ru

Кто такой фараон? - Полезная информация для всех

  • Само слово фараон нигде не употребляется в древних летописях или же в каких-либо существенных исторических документах. Слово фараон придумали недавно, а происходит оно о древнего слова Храон, то есть похороненный царь, тень которого всегда присутствует с живыми и которого почитают все живые. Древнегреческое слово , написание которого заглавными древнегреческими буквами выглядит следующим образом: ХОРION и означает оболочка. При переводе древних слов на английский, буква Х всегда трансформируется и в английской трактовке она стала выглядеть как PH и по-русски звучит, как Ф - Pharaon = Фараон. Вообщем, египетским царям дали название фараон, чтобы придать им особый статус и не называть их царями - слишком по-русски звучит.

  • Под фараоном подразумевается верховный правитель в Древнем Египте. Кстати говоря власть фараонов переходила в основном от отца к сыновьям, но правителями могли быть и женщины. При жизни фараон уже начинал строить себе гробницу, так как считалось, что после смерти начинается переход в иную жизнь.

  • В древнем египте Фараоном считали сына Бога солнца - Ра. У Фараона был большой гарем, и все женщины египта были в его власти. У него была не ограниченная власть. Народ считал Фараона очень могучим и сильным наместником Бога, а так же его считали наделенным магически.

  • Фараонами называют правителей в Древнем Египте. Считается, что этот термин не употреблялся древними египтянами.

    Фараоны правили людьми, имели свои владения, их обожествляли как Богов.

    Также термин quot;фараонquot; иногда используется в жаргоне как определение quot;полицейскогоquot;.

  • Фараон это верховный правитель древнего египта, царь египта, самый часто упоменаемый фараон Тутэнхамон, гробницу которого обнаружили в 20 веке в дельтах реки нил. Также известно что великие пирамиды были усыпальницами фараонов, чтобы они после смерти смогли подняться в небо.

  • Фараон это современное название Древних верховных правителей Египта. quot;Фараонquot; не является официальным титулом, а является всего лишь эвфемизмом, чтобы не употреблять каждый раз царские имена и официальные титулы. Любой фараон считался сыном бога Ра (Амон Ра). Египтянам внушили, что они должны боготворить своего фараона, заботиться о нем, работать во благо его, иначе боги навлекут на Египет и всех его жителей страшную кару.

    Вот так выглядел фараон судя по древним Египетским рисункам.

    А вот так выглядел фараон с точки зрения кинематографа (добавила картинку больше из-за симпатичной мордашки, чем из-за образа фараона).

  • Фараон - это правитель древнего Египта.

    Фараона почитали как божества обычные люди, в честь их строили пирамиды, в которых их собственно там и хоронили.

    Как ни странно, фараоном мог стать не только представитель мужского рода, также фараоном могла стать и наследница престола.

    Такие случаи в истории древнего Египта были, причем женщина-фараон была ничем не хуже, чем мужчина.

  • В Древнем Египте фараоном называли самого могущественного человека - политического и религиозного лидера. Фараоны были правителями Верхнего и Нижнего Египта. Они владели всей землей, издавали законы, собирали налоги, и защищали Египет от врагов.

    Фараоны - представители Богов на Земле, они совершали обряды, строили храмы.

    Многие фараоны были не просто фигурами церемониала. Например, фараон Рамзес II (да и некоторые другие фараоны) участвовали в военных действиях, иногда - с целью отразить натиск вражеских войск, но чаще - ради завоевания новых земель. Если фараон одерживал победу, побежденный народ должен был признать его своим лидером и платить дань.

  • Фараон - это титул древнеегипетских царей. Фараоном в Древнем Египте называли царей/верховных правителей, которые были явными лидерами в религии и политике.

    Но! Нельзя не отметить молодого репера Pharaoh (Фараон), которую обрел бешеную популярность в прошлом году. Имя которого Глеб Геннадьевич Голубин и 30 января ему уже исполнится 21 год.

  • Фараоном обычно называют верховного правителя Древнего Египта, однако, само слово фараон греческого происхождения, а греки всего лишь трансформировали семитское слово quot;фараоquot;, которое, в свою очередь, является трансформацией египетского пер-о. Вот это и есть истинное название владык Египта.

    Переводится оно как Великий Дом, или Высокие Ворота, или же, как Великий Храм. Название утвердилось из-за обычая фараонов вести суд и разбирать дела перед воротами города, а ворота египтяне обычно ставили меж двух огромных пилонов. Такие ворота устанавливали и в городах и храмах.

    Сам род фараонов ведет свое начало от первого фараона Мина, Менеса в греческой транскрипции, объединившего как тогда говорили Две Страны - Нижний Египет и Верхний Египет и с тех пор знаменитая бутылкообразная корона приняла свою двойную форму и два цвета - красный и белый. Еще была голубая корона похожая на шлем которую фараоны надевали во время боя ибо их статус требовал непосредственного участия в битвах.

    Фараоны считались не просто владыками, а живыми богами, временно присутствующими здесь, в Верхнем Мире.Все он назывались Горами и сынами бога солнца -Ра, впоследствии Амона-Ра.

    Имен же у фараона было несколько, а именно четыре. Например Нефер-ка-Ра - Прекрасная душа Ра,Бик-небу-сехен - Могучий золотой сокол и т.д.

    Фараон имел весьма внушительный гарем и, вообще, все женщины Египта считались принадлежащими ему (впрочем все остальное тоже)

    История Египта насчитывает двадцать шесть династий фараонов, которые, впрочем, себя на династии не делили и считали одним потомством крови Гора. Даже несмотря на то, что последние династии фараонов были иноземными - нубийская, ливийская и македонская которую увенчала великолепная Клеопатра.

    Законы Египта дозволяли женщине занять трон владык Египта, но тогда она уже считалась не совсем женщиной а Гором, сыном Ра. Ну, и, конечно же, и дочерью Ра.

    Таких женщин в истории Египта было несколько, если считать чистокровных египтянок, то это -Меритънейт, Нейтикерт, Нефрусебек, Хатшепсут, Таурус.

    На Клеопатре власть фараонов в Египте закончилась и закончилась его независимость - Египет стал римской провинцией и его житницей.

  • info-4all.ru

    О внешних отличиях фараонов древнего Египта от самих египтян.

    Белые фараоны - происхождение IV династии правителей Египта во многом остается темным и загадочным, - особенно же - происхождение трех величайших государей: Хеопса, Хефрена и Микерина. Легендарная и историческая традиции передают, что были они даже внешне отличны от египтян: белокожие, со светлыми волосами.

    Археологическая экспедиция из Германии близка к открытию тайны фараонов-пришельцев, строителей великих пирамид.

    Обследование пирамиды Хуфу (или Хеопса, как его называли древние греки) в районе Гизы, а также окружающего скального массива, на котором воздвигнута пирамида, обнаружило много пустот правильного геометрического размера, явно являющихся делом человеческих рук, Специалисты не исключают, что там могут покоиться останки родных фараона, в частности матери царя, уже в древности окруженной легендами.

    - необходимо помнить, что происхождение IV династии правителей Египта, царствовавшей еще в III тысячелетии до нашей эры, во многом остается темным и загадочным, - сказал на неофициальной встрече с журналистами глава экспедиции д-р Гельмут Зохран. - Особенно же - происхождение трех величайших государей: Хеопса, Хефрена и Микерина, воздвигших знаменитые пирамиды в Гизе (как принято считать! Р.К.). Легендарная и историческая традиции передают, что были они даже внешне отличны от египтян: белокожие, со светлыми волосами.Археология подтверждает - во времена их правления в стране появилось много не встречавшихся вещей: прекрасные колесницы, особой формы мечи; активно начали использовать железо. Особенно загадочна мать фараона Хеопса: образ этой красавицы-блондинки запечатлелся в народной памяти на тысячелетия.

    Но они были и жестоки - никогда так не страдал Египет, как во времена фараонов-солнцепоклонников, заставляющих сотни тысяч людей возводить им гробницы-памятники, в которых, как мы считаем, запечатлены огромные знания. Судя по всему, IV династия загадочных правителей и пала в результате народного возмущения, надолго приведшего страну в состояние смуты. И странное дело - археологи так и не нашли мумий этих правителей. Их захоронения, как правило были пусты, и создается впечатление, будто этих царей и не хоронили в местах их официального упокоения.

    Поиски всего связанного с Родом светлокожих правителей Египта насчитывают уже много десятилетий. Но только сейчас, когда появилась новая техника, становится возможным совершить тут новый шаг.

    Обследования с помощью современной лазерной аппаратуры показывают, что сами пирамиды являются, очевидно, наиболее видным и привлекающим внимание, но далеко не главным в захоронениях великих правителей Египта. Сети коридоров, камер и каких-то иных помещений пронизывают и толщу пирамиды, и окрестное пространство. Похоже, что белые правители и мудрецы подкинули потомкам лишь "пустышку", спрятав главное от их алчных глаз.Мы даже не пытаемся сейчас предсказывать, что нам удастся открыть, если расчеты верны. Может быть, мы докажем, что все легенды о белых фараонах - всего лишь вымысел. Но не исключено, что в исторической науке произойдет и переворот, и гипотезы об атлантах, столетиями странствовавших по миру и сеявших в диких народах знания после гибели их острова, в целом верны. Скоро мы это узнаем, - так окончил Зохран беседу с газетчиками.

    Чеслав Вангер.

    Редакция Альманаха ДЖИВА - АСТРА решила подробнее раскрыть и осветить тему о Белых фараонах. Прокомментировать статью Чеслова Вангера "Белые Фараоны" мы попросили Главу Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов - Инглингов, Капенъ-Инглинга Александра.

    Приведенный ниже диалог затрагивает и другие вопросы относящиеся к древней истории и мы решили напечатать его полностью, чтобы, Вы, наши дорогие читатели, сами сделали свой вывод и имели свое собственное мнение по данному вопросу.

    - Ваше Святейшество, возможно ли, что в Древнем Египте были Белые фараоны, есть ли доля правды в таком предположении?

    - Да. В Древнем Египте действительно были Белые фараоны и не только IV династия правителей, царствовавшая V тысячелетий тому назад. Существует древняя египетская легенда, согласно которой, Древний Египет создали девять Белых Богов, четверо из них пришли с севера, а пятеро с запада из земли, которая погрузилась во глубину Великих Вод. Самого главного из них египтяне называли Ра, он пришел с со своими Братьями-Богами из северной земли.

    - Но ведь современная историческая наука не признает эти древние легенды, считая их просто вымыслом, древних жрецов первобытных африканских племен, в котором нет исторической действительности.

    - Подумайте сами, а стоит ли доверять самой современной Истории, где история большинства древних и современных государств является выдумкой и написана, говоря современным языком "по художественным произведениям иностранных авторов, зачастую даже никогда не бывавших в державах, историю которых они описывали". Зато настоящую Историю и древнюю Мудрость уничтожали, примеров тому множество, сгоревшие великие библиотеки Александрии, Мемфиса, Ура, Вавилона, Спарты, Карфагена, Рима и Царьграда и т.д., это только те, которые сразу приходят на память. А сколько меньших по размерам и объемам библиотек было уничтожено в результате многочисленных войн, смены правителей древних государств, когда новый правитель приказывал переписывать летописания, изменяя даже генеалогическое древо правителей данного государства под себя, проводя свою родословную от Богов, а старые летописания, книги, дощечки и свитки из папируса, которые противоречили вновь написанному, повелевалось уничтожать.

    - Так если, современная История, скажем не совсем точна, а древние легенды и предания принято считать вымыслом, чему же тогда верить? Как найти Истину? Может стоит сторонникам того и другого варианта истории, т.е. традиционного и нетрадиционного, сесть за стол переговоров, обсудить все расхождения и прийти к обоюдному соглашению, ведь как известно: "В споре рождается Истина"?

    - В спорах никогда не рождается Истина, ибо Истина выше домыслов. В спорах рождается обоюдовыгодный компромисс, достигнутый путем взаимных уступок, но компромисс не есть Истина! Чтобы познать Древнюю Истину и Историю, нужно отказаться от современного мировосприятия и взглянуть в глубь веков глазами людей живших, в те далекие времена, сопоставить легенды и предания различных народов, о том или ином событии, и тогда мы получим более полный и верный взгляд на историческую действительность. Если древние предания и легенды народов, вроде бы не связанных между собой, рассказывают о каких-то исторических событиях, в мельчайших подробностях, и если эти подробности совпадают - значит, сохраненное в веках событие, является частью истинной Истории.

    - Это правило насколько нам известно, не отвергается современной историей, современные археологические раскопки показали всему миру, что действительно в древности была высокоразвитая наука. При помощи этой науки были построены пирамиды и древние города, мощь и знания древних архитекторов были столь велики, что современный технологический процесс, не в состоянии повторить постройку хотя бы одной пирамиды. А кроме того, современная история и археология подтвердили множество событий описанных в Библии, тем самым доказав, что библейские события, являются частью древней истории человечества.- Многие желают, чтобы Библия считалась историческим документом. Поэтому многие археологические находки пытаются, как-то связать с библейскими сюжетами, чтобы придать им большую значимость.

    - Вы хотите сказать, что все события произошедшие в Египте и описанные в Библии не исторический факт?- О всех событиях я не стану говорить, но могу привести один поучительный пример, об правдивости "исторической действительности" библейского сюжета.

    - А этот сюжет действительно есть в Библии? Извините нас, но нам хотелось, чтобы наши читатели могли сами по Библии найти его.

    - В библейской книге Исход рассказывается о исходе евреев из Египта, и о десяти казнях египетских, но мы рассмотрим только пятую казнь, а о ней сказано так: "То вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах; будет моровая язва весьма тяжелая..." (Исх. гл. 9., ст.3.), т.е. весь скот египетский: кони, ослы, верблюды, волы и т.д. пал от моровой язвы. Но далее происходит нечто интересное, как только израильтяне покинули Египет, "И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря..." (Исх. гл. 14., ст. 9). Возникает любопытный вопрос, а где фараон раздобыл лошадей и верблюдов для своей армии, да еще в такие сжатые сроки, ведь у него же был стопроцентный падеж скота от моровой язвы. Далее картина событий еще интересней, израильтяне переправились через Черное море "по суху"(?), а египтяне пошли следом и все утонули вместе с фараоном (Исх. гл.14). Возникает вопрос, если все египтяне утонули вместе со своим фараоном, почему в исторических летописаниях других древних государств Сирии, Финикии и др., бывших данниками Египта, об этом не говорится. Ведь если бы действительно фараон и его войско погибли, то освобожденные таким образом государства, перестали бы платить дань Египту и обрели независимость, но ни о чем подобном в летописных сообщениях не говорится. Вот и подумайте, что такое библейская история в действительности. Помимо Библии необходимо внимательно изучать или хотя бы знать и другие священные писания и предания различных народов, что бы сопоставляя древние летописания народов пред вами раскрылась древняя История.

    - В самом начале нашей беседы, Вы, упомянули египетскую легенду, в которой говорится о том, что девять Белых Богов создали Египет, а есть ли другие легенды или священные писания, в которых рассказывается тоже самое.

    - В "Саньтиях Веды Перуна" говорится о том, как появились в Древнем Египте Белые люди и о их взаимоотношениях с местным населением: "Люди с кожей цвета Мрака будут почитать потомков Рода Небесного за Богов и будут учиться у них многим наукам. Люди из Великой Расы построят новые Грады и Капища, и научат людей с кожей цвета Мрака выращивать злаки и овощи. Четыре Рода из Рода Небесного сменяя друг друга, будут обучать Древней Мудрости новых Жрецов и строить Трираны-Гробницы, в виде Гор Рукотворных, четырехгранных" (Cаньтия 5, шл. 7). Кроме того, существует и такое предание: раньше у Белых народов было принято за правило, спрашивать чужестранцев: с берегов какой реки прибыли гости, какого Рода-Племени, как звать-величать. А у чернокожих народов - наоборот, с начала спрашивали, как звать-величать, какого Рода-Племени, а уже потом с берегов какой реки прибыли гости. И как всегда получился исторический казус, в виду не знания языка. Пришли потомки Рода Небесного в Северную Африку, стали строить Грады и Храмы, на берегу Нила. И пришли к ним местные жители и спросили Вождя: как звать-величать тебя Бог. А тот понял вопрос так, что его спрашивают, с берегов какой реки они прибыли, и ответил им - Ра (Ра - др. название реки Волга). Так наименование Великой русской реки стало именем Верховного Бога Египта.

    - Скажите пожалуйста, как сопоставить то, о чем рассказываете Вы, с современным взглядом на Русскую историю, которого придерживается академик Д. Лихачев. В частности он говорил, что истории славян всего немногим более 1000 лет.

    - Можно также привести его слова, что "славяне жили в лесу и молились колесу". Вдумайтесь в эту фразу. Славяне жили в лесу т.е. жили обособленно, оторванные от всего, как сейчас принято говорить, "цивилизованного мира". Молились колесу - получается, раз славяне жили отдельно от других народов, значит - они изобрели колесо, а иначе где бы наши славянские Предки колесо в лесу взяли. По прошествии многих веков узнали, что фараон в Египте есть, а колес для колесницы у него нет, ну и по доброте душевной продали колеса в Египет. Вы, конечно понимаете, что это шутка, но в каждой шутке, есть доля Правды. Не стоит воспринимать высказывания "советских и нынешних академиков" буквально, они говорят только то, что позволяют им их хозяева т.е. правящий режим. Будет другая власть в стране, они будут говорить и утверждать иное, вплоть до противоречия себе.Чтобы не быть голословным, я бы посоветовал читателям альманаха внимательно ознакомиться с "Русскими Ведами", особенно со Священной книгой новгородских волхвов "Велесовой Книгой", ибо в ней рассказывается о походе русичей на Египет.

    - Благодарим Вас, за интересную беседу. На прощанье не могли бы, Вы, пожелать, что-нибудь нам и нашим читателям?

    - Чтите Богов и Предков своих, и живите по Совести, а все остальное Даждьбог даст.

    - Большое спасибо.

    Беседу записала Славия.

    lsvsx.livejournal.com

    Фараон. Обожествление людей в Древнем Египте.

    Роль фараона в египетском обществе, т.е. в реальной, земной жизни, неразрывно связана с его ролью в египетской религии. Эти два аспекта власти фараона не могут быть рассмотрены в отрыве друг от друга. В научной литературе высказано немало разных точек зрения по этой проблеме. Однако нас прежде всего интересует взгляд самих древних египтян на фараона, на его место в обществе и в религии. Основная и наиболее распространенная в науке до недавнего времени точка зрения почерпнута из египетских текстов и состоит в следующем: египтяне якобы верили, что фараон - это божество и, следовательно, народ Египта - находится под началом не человека, а бога. По этому поводу академик Б.А.Тураев писал: "В Египте с самого древнего времени и до конца египетской культуры верили, что царь - бог"; "Царь - бог при жизни и по смерти... Его божественное достоинство не возбуждало сомнений и требовало этикета, приближающегося к храмовому культу... Имя его не произносилось всуе...". Однако в последнее время эта точка зрения подверглась пересмотру не без серьезных к тому оснований. В данной главе приводится максимально адекватное изложение египетской концепции о природе власти фараона с привлечением результатов новейших исследований и прежде всего замечательной работы крупного французского египтолога Ж.Позенера. Но прежде чем приступить к этому изложению, необходимо сказать буквально несколько слов о происхождении термина "фараон". Помимо египетских текстов этот термин встречается в Библии как видоизмененная форма устойчивого словосочетания двух египетских слов "пер-аа", что значит "дом великий", служившего, начиная с XVIII династии, для метафорического обозначения того, кто живет в "доме великом", т.е. во дворце. Из Библии "пер-аа" проникло и в европейские языки.

    В египетских религиозных текстах недвусмысленно подчеркнута божественная природа фараона. Как отметил Б.Тураев, "земной Египет переносил свои условия в мир богов. Эти условия предвечны - боги царствовали, подобно фараонам, имея в лице тоже богов своих визирей и чиновников. И потом бюрократические порядки господствуют в мире богов: эннеада имеет своим секретарем и докладчиком визиря бога Ра-Тота; сам Ра рисуется настоящим фараоном. Конечно, и это не могло не влиять на развитие генотеистических представлений". Иначе говоря, египтяне создали своих богов по собственному образу и подобию, или, точнее, по образу своих царей. Произошло это уже во времена объединенного Египта.

    Воображаемые небесные порядки, которые были, в представлении людей, лишь отражением реальных земных порядков, легли в основу доказательства божественной природы фараона, правившего простыми смертными, являвшегося их неограниченным и всевластным повелителем. Фикция божественной природы фараонов зиждется в египетских текстах на следующих положениях: весь мир, боги и люди были созданы, по доктрине Гелиополя, верховным богом Ра. Ра был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т.е. царем богов и людей, Ра - первый фараон. После него правили другие боги, и вот на престоле мира (мир в данном случае тождествен Египту) появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Согласно египетской религиозной и исторической традиции Хор - прообраз всех египетских фараонов, а фараоны - его земное воплощение. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра, и Хора, а следовательно, был связан с ним и божественными и фамильными узами. Эти представления отражаются в официальной пятичленной титулатуре фараона, окончательно установившейся в конце эпохи Древнего царства и сохранившей свою силу и значение на протяжении всей истории Египта, включая и греко-римское время. Эта религиозно-политическая фикция сыграла огромную роль в египетской религии и политике, всемерно способствуя укреплению непререкаемой власти и авторитета фараона. Огромную роль в становлении этой фикции сыграло жречество Гелиополя во времена V династии.

    Рассмотрим пятичленную титулатуру фараона в ее традиционной египтологической интерпретации. Первым членом титулатуры было имя фараона как воплощения бога Хора, включавшего в качестве обязательного компонента имя бога: например, Сенусерта I, фараона XII династии - "Хор, жизнь рождений", Тутмоса III - "Хор, бык могучий, воссиявший в Фивах" и т.д. Вторым членом титулатуры было имя фараона как воплощения "двух владычиц" - богини Верхнего Египта Нехбет (в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). У Сенусерта I это имя было тождественно имени Хора - "жизнь рождений", у Тутмоса III оно звучало: "Устойчивое явление Ра". Третий член титулатуры состоял из имени фараона как "золотого Хора". У Сенусерта I это было опять "жизнь рождений", у Тутмоса III - "могучий силой, святой коронами". Четвертый член титулатуры начинался словами: "Царь Верхнего и царь Нижнего Египта", затем в обязательном порядке в картуше следовало личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта (у Сенусерта I - Хепер-Ка-Ра, у Тутмоса III - Мен-Хепер-Ра). Пятым членом титулатуры служило, так сказать, "отчество", которое предварялось словами "сын Ра", затем следовало второе имя фараона, также обязательное в картуше, - Тутмос-Нефер-Хепер.

    Из приведенных примеров двух пятичленных титулатур - фараонов Сенусерта I и Тутмоса III - нетрудно видеть, что титулатура фараона была теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Первый член титулатуры, представляющий фараона как воплощение бога Хора, - древнейший, он налицо в памятниках фараонов I и II династий. Второй член титулатуры отождествляет фараона с "двумя владычицами", т.е. утверждает единую власть фараона над обеими частями Египта: Верхним и Нижним. Причем имеется в виду не просто политическое единство страны, а религиозно-политическое, ибо фараон воплощал богинь. По поводу имени фараона как "золотого Хора" высказывались различные мнения. Не подлежит, однако, сомнению, что это имя какой-то ипостаси бога Хора. И наконец, пятый член титулатуры начинался словами "сын Ра", после которых следовало имя этого сына. Таким образом, из пяти членов титулатуры четыре содержат отождествление фараона с богами. Это означает, что фараон официально объявлялся богом.

    В дополнение к фикции божественной природы фараона существовала другая фикция, имевшая целью "доказать" первую. Суть ее состояла в том, что фараон не просто объявлялся "сыном Ра", но и в самом деле был рожден царицей от самого бога Pa, представшего в образе фараона. Эта версия о теогамии возникла, несомненно, уже в эпоху Древнего царства. В знаменитом папирусе Весткар, содержащем сказку о происхождении царей V династии, рассказывается о жреце бога Ра по имени Раусера и его жене Реджедет, которая родила трех мальчиков, но не от своего мужа, жреца, а от самого бога Ра (папирус Весткар 9). Возмужав, они положили начало V династии. От более поздних времен, точнее, от XVII династии до нас дошли храмовые тексты и изображения, четко выражающие эту концепцию. В храме царицы Хатшепсут в Дер-эль-Бахри сохранились весьма интересные и поучительные изображения и надписи, рассказывающие о рождении женщины-фараона. Как известно, подлинными, земными родителями царицы Хатшепсут были фараон Тутмос I и его жена, царица Яхмос. Изображения же и сопровождающие их надписи не оставляют ни малейшего сомнения в том, что знаменитая царица считалась официально дочерью царицы Яхмос и бога Амона (в те времена верховного бога Египта, отождествленного с богом Ра). Сопровождаемый богом Тотом, Амон направляется в покои царицы, приняв образ ее земного супруга, фараона Тутмоса I. Божественный аромат, исходящий от него, волнует царицу. Она воспламеняется страстью к богу и отдается ему. Рождается дитя божественного происхождения - Хатшепсут. Аналогичные изображения и подписи повествуют о рождении в Луксоре фараона Аменхотепа III, земными родителями которого были фараон Тутмос IV и царица Мутемуйя, а "подлинным" отцом - сам бог Амон. Таким образом, в отношении двух фараонов XVIII династии - Хатшепсут и Аменхотепа III - мы имеем совершенно неопровержимое доказательство концепции "двойного отцовства".

    Эта концепция существовала и много позже - она отражена в коптском романе об Александре Македонском Псевдо-Каллисфена, где прямо говорится: "Царь Александр, сын бога Амона и Олимпиады..." Олимпиада была исторической, земной матерью македонского завоевателя. Г.Масперо, конечно, прав, утверждая, что все это - отголосок представлений египтян о рождении фараона, воплощенных в изображениях и надписях на стенах храмов.

    Здесь нельзя обойти молчанием весьма интересный факт: концепция "двойного отцовства" проникла в мифологию раннего христианства. Она присутствует в одном из коптских апокрифов (история плотника Иосифа). В полном противоречии с каноническими евангелиями Христос говорит о двух своих отцах - о "любимом отце Иосифе", "отце по плоти", и о "благом отце в небесах". В подтверждение божественной природы фараона неоднократно приводился и тот несомненный факт, что в ряде египетских текстов сохранились гимны, в которых фараоны воспеваются как боги. Таковы, например, гимны фараону Сенусерту III (кахунские папирусы), гимн Рамсесу II (Кубанская стела), гимн Ме-ренпта (папирус Салье I), гимн Рамсесу IV (Туринский остракон № 2161).

    В ряде случаев фараоны (в частности, Рамсес II) еще при жизни сооружали храмы с собственными скульптурными изображениями, которым поклонялись как изображениям богов.

    В текстах, исходивших из официальных кругов - храмов, дворцов и т.п., всячески подчеркивалось божественное происхождение фараона в целях упрочения его авторитета. Слово "бог благой" (ntr nfr), "фараон" (рr с;), "царь" (nswt) имели один и тот же денотат - "живой царь", "фараон".

    Совокупность этих фактов легла в основу традиционной египтологической концепции о роли фараонов в египетской религии как "подлинных богов". Однако, как показал Ж.Позенер, основываясь на тщательном анализе множества текстов, имеющих непосредственное отношение к этой проблеме, разрешение ее в традиционном плане страдает безусловной односторонностью. Египтяне, конечно, не могли считать фараонов, реальных людей, подлинными богами, невидимыми сверхъестественными существами, - различие между теми и другими было слишком безусловным и неопровержимым. Божественная природа фараона не что иное, как результат религиозно-политических убеждений, в то время как его человеческое естество было дано в непосредственных ощущениях и в полной мере отражено в ряде текстов. Как повествуется в знаменитой поэме о Кадешской битве, Рамсес II, окруженный многочисленными врагами, обращается с молитвой о помощи к своему "отцу", богу Амону, и тот спасает возлюбленного "сына" от угрожающей ему смертельной опасности. Это только один из множества примеров, свидетельствующих о том, что фараон, как и прочие смертные, в трудную минуту жизни искал помощи у богов.

    Воспевание фараона как подлинного бога не более чем литературная гипербола, к которой были склонны египтяне. В уже упомянутом гимне Сенусерту III, например, фараон воспевается как могущественное божество, а затем следует молитва, обращенная к богам, с просьбой проявить любовь к царю, даровать ему жизнь и власть на многие, многие годы. В знаменитой "Повести о Синухе" воспевается как бог фараон Сенусеот I и также содержится молитва за него богам. Подобных текстов сохранилось множество от самых различных периодов истории Египта. Из надписи фараона Харемхеба явствует, что моление богам за здравие и благополучие царя практиковалось в храмах ежедневно, иначе говоря, это была необходимая составная часть ежегодного богослужения. С молитвами к богам обращался и сам фараон - тому немало примеров, особенно в текстах XIX и XX династий. До сих пор исследователи не обращали на это внимания, подчеркивая лишь все то, что характеризовало фараона как бога. В результате создавалась неполная, тенденциозная, малоправдоподобная картина египетских представлений о фараоне. Фараон мыслился как "богочеловек", и заключенное в нем человеческое начало сближало его с простыми смертными. Как простые смертные, он зависел от богов и нуждался в их помощи. В своих молитвах фараоны постоянно подчеркивали, что они "послушны" воле богов. И еще один очень интересный факт: в провинциальных центрах "отцом" фараона считался местный верховный бог.

    На всем протяжении истории Египта между богами и фараонами как бы существовал неукоснительно соблюдавшийся нерушимый "договор", основанный на принципе "do ut des" ("даю, чтобы ты дал"), - боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, фараон же, со своей стороны, обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и т.п. Естественно, он делал это не единолично - происходил взаимный обмен услугами "между миром богов и Египтом в целом", однако осуществлять миссию посредника между богами и людьми был призван фараон - "богочеловек", приближенный к богам обстоятельствами своего появления на свет. Он единственный из смертных имел доступ к богам: бесчисленные рельефы храмов изображают его среди богов. Фараон, и только фараон, служит богам в интересах своего народа - многочисленное жречество отправляет культ лишь по его повелению, только от его имени приносятся во всей стране жертвы богам. Сам по себе фараон лишен способности творить чудеса; они происходят по воле богов, однако в отдельных случаях боги могли проявлять свою волю через фараона. Для единственного "богочеловека" был разработан специальный этикет, в соответствии с которым с ним сносились простые смертные, в том числе и крупнейшие сановники государства. Соотношение богов и царя четко определено в одном из текстов времен XVIII династии. В храме, построенном царицей Хатшепсут, имеется надпись, содержащая слова "царя богов", Амона, обращенные к царице Хатшепсут: "Мое имя - во главе всех богов, твое имя - во главе людей".

    Представление о божественном происхождении царской власти, о "богочеловеке", о его близости к миру богов "впоследствии имело могущественное влияние (через Птолемеев) на Рим и Византию".

    В заключение следует упомянуть о празднике хеб-сед, который "справлялся в большинстве случаев через определенные промежутки времени - первый раз на 30-м году правления фараона, а затем через каждые три года. Однако имеются случаи празднования хеб-сед и в иные даты". Это один из древнейших праздников, связанных с фараоном, восходящих к первобытному доклассовому обществу. "Основной целью хеб-седа было обновление сил правителя Египта... Хеб-сед был пережитком, заменой некогда существовавшего в первобытном Египте ритуального убийства предводителя племен". С этим частным вопросом тесно связана и более общая проблема происхождения фараоновой власти. Культ же египетского фараона и весь связанный с ним сложный ритуал останется непонятным без учета представлений, обусловивших на предыдущих этапах развития общества возникновение культа племенного вождя. Согласно представлениям, широко распространенным у многих племен, вождь считается магическим средоточием производительных сил природы. Он ответствен, таким образом, за хороший урожай посевов, за обильный приплод скота, за плодородие женщин племени. Развивающийся с течением времени культ вождя, с одной стороны, сосредоточивает в себе пережитки древнейших тотемистических представлений, а с другой стороны, втягивает в свою орбиту родовые земледельческие культы ду

    hell-lcf.narod.ru