Цивилизация древний египет. Древнейшие цивилизации Египта: с чего всё начиналось
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Цивилизация Древнего Египта. Цивилизация древний египет


Расово-познавательная история цивилизаций: Древний Египет

Одна из древнейших цивилизаций - Египет, обладает крайне интересной для темы нашего исследования историей. Она достаточно изучена, чтобы располагать историческим материалом, на основе которого можно выстраивать некоторые концепции, и в то же время представляет собой типичный пример цивилизации, утратившей своё первоначальное расовое единство и прекратившей, во многом вследствие этого, своё существование.

Продолжение. Начало см.:

Расово-познавательная история цивилизаций: Древняя Греция

Расово-познавательная история цивилизаций: Древний Китай

Европеоиды заселяют долину Нила. Появление классического государства древности. Характеристики белой расы в Древнем Египте.

Изучение египетских древностей дает нам информацию о том, что эту территорию заселяли люди, как минимум со времени 30 тыс. лет до н.э., то есть с эпохи палеолита. Уже в XIII тысячелетии до н.э. жителям этих земель была известна жатва и обмолот дикорастущих злаков, а значительная часть исследователей предполагает, что одомашнивание скота в этом регионе произошло в уже V тысячелетии до н.э.

Первые обитатели Египта те, кто создал его цивилизацию, были белыми народами, принадлежащими к большой белой расе. В числе древнейших археологических памятников Египта можно назвать Себильскую культуру (Sebilian)[1], находившуюся в Верхнем Египте и представленную людьми долихоцефального типа. Себильская культура интересна для нас тем, что она относится к эпохе, когда шло формирование современных рас, поэтому исследования расовой истории цивилизации Древнего Египта можно вывести из эпохи непосредственно связанной с процессом расогенеза. Причем, как и в большинстве цивилизаций древности, что доказывает настоящая работа, происхождение цивилизации связывается с творческой деятельностью большой белой расы, а впоследствии, особенно важным оказывается влияние северных европеоидов, индоевропейцев, ариев.

Затем следует Тасийская (Tasian) культура[2] Верхнего Египта - по данным сохранившихся костных останков, эти люди были долихоцефалами с явными признаками ортогнатизма[3], то есть не имели в своем фенотипе даже небольшого влияния негроидной расы. Еще одна важная археологическая культура древности - Фаюмская цивилизация находившаяся в Нижнем Египте. Они выращивал ячмень, пшеницу, и лен по берегам озера Фаюм и в дельте Нила, содержали стада рогатого скота и свиней. Их культура, вероятно, была связана с Капсийской культурой[4], которая находилась в Средиземноморье от Туниса до Испании, а материальные памятники Фаюмской культуры напоминают керамику Неолитической Западной Европы и Анатолии[5].

В V тысячелетии до н.э. на территории Египта появляется еще одна протоегипетская культура. Это Бадарийская (Badarian) культура[6]. древнейшая сельскохозяйственная культура на территории Верхнего Египта. Существовала с 4500 по 3250 г. до н. э. Об этой культуре археология имеет немало информации. Было раскопано около 40 поселений и 600 могил, которые предоставили обширный набор памятников материальной культуры. Экономика основывалась на сельском хозяйстве, рыболовстве и животноводстве. Производились и широко использовались орудия труда и охотничье оружие. В захоронениях обнаружены кости крупного скота, собак и овец. Основой пищи были злаки: пшеница, ячмень, чечевица. Наиболее характерным признаком культуры является бадарийская керамика - ярко-красная, с чёрной окантовкой сверху. По стилю керамика напоминает раннюю минойскую керамику Крита, несмотря на значительный территориальный и хронологический разрыв между этими культурами.

Наследником Бадарийской культуры стала культура Накада - поселение IV тыс. до н. э., современное название которого служит для обозначения археологической культуры, которая делится на два периода: Накада I (или амратский) - 3800-3600 гг. до н. э. и Накада II (или герзейский) - 3600-3200 гг. до н. э. В период Накада I появляются поселения городского типа: окруженный стеной центр, вокруг которого располагаются мелкие населенные пункты сельской округи. Керамические сосуды Накада I украшаются процарапанными изображениями животных - гиппопотамов, львов, змей, также встречается геометрический орнамент. На рубеже периодов Накада I и Накада II был открыт способ литья меди в открытую форму, что дало возможность получать большие отливки и перейти к изготовлению медных ножей и топоров.

Период Накада II оказался связан с окончательным переходом Египта к производящему хозяйству. В Иераконполе - одном из крупнейших поселений этого периода - появляется крупный храмовый центр. В находках Иераконполя и Накады встречаются самые ранние памятники, связанные с фигурой правителя. Цивилизация Накада не только сформировала те признаки цивилизации, которые мы встретим в Древнем Египте, а также перешла к использованию металла - бронзы, но и собственно стала основой додинастического Египта, то есть первой собственно египетской цивилизацией, поэтому на анализ расового состава культуры Накада будет обращено особое внимание.

В 4-м тыс. до н. э. из множества небольших территориальных образований - номов, возникло два государства - Египет Верхний и Египет Нижний (со столицами в городах Иераконполе и Буто). Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Судя по имеющимся у нас данным, Верхний Египет завоевал Нижний. Этот фактор важен для понимания расовой истории, потому что является еще одним примером того как территория заселенная народом имеющим более «северные» расовые характеристики выдвинулась в лидеры и навязала своим соседям более прогрессивный, развитый тип цивилизации. Нижний Египет на протяжении всей древнейшей истории выполнял функции своеобразного «проходного двора» через который во множестве устремлялись различные племена, переселявшиеся с востока на запад.

Такая особенность не могла не отразится на расовом составе Нижнего Египта, и не могло не ослабить его. Неудивительно, что ни одна из значительных археологических культур древнейшей эпохи Египта не связана с Нижним Египтом. Единственный пример, только подтверждающий общее правило - Фаюмская цивилизация, но она носила транзитный характер по пути к Иберийскому региону и была создана более развитым народом, чем смешанное с южными расами население Верхнего Египта этой эпохи. Еще одной особенностью Верхнего Египта относящейся больше к культуре, но тесно связанной с расовыми признаками был тот факт, что на юге додинастического периода был наиболее популярен бог Сет, который изображался с антропологическими признаками северного европеоида, проявлявшимися в цвете волос и белой коже. Поклонение Сету было очень тесно связано и с рядом династий фараонов, в том числе более позднего времени, о чем еще будет возможность вспомнить.

Менес основал I династию фараонов, которые правили Египтом на протяжении 150 лет. Затем их сменила II династия, после которой началась эпоха, которая получила название Древнего царства (или в западной историографии Древняя империя). Древнее царство стало периодом существенного развития цивилизации во всех ее проявлениях - в науке, технологиях, искусстве, литературе, духовной жизни, военных достижениях. В период Древнего царства были построены великие пирамиды, одни из самых значительных архитектурных памятников прошлого, древнейшие сооружения на Земле.

Было создано эффективное государство с аппаратом чиновников, системой учета, статистики и делопроизводства. Существовало развитое царское и храмовое хозяйство производящее пищу и ремесленные изделия. Велись исторические хроники, делались религиозные записи. Города стали крупными административными, военными, религиозными и хозяйственными центрами жизни. Социальная стратификация населения была достаточно развита. Существовала аристократия, военно-чиновничье сословие управленцев и профессиональных воинов, свободные египтяне - жители городов и крестьяне, зависимые от владельцев земли. Правовое положение мужчин и женщин было равным. Рабовладение присутствовало, но оно не было значительным, а рабы, скорее всего, принадлежали государству. Статус аристократа был неразрывно связан с его службой при дворе фараона и с владением землей. Имущество в значительной степени принадлежало государству или храмам.

Правительство страны разделялось по задачам и территориальной специфике, и было в целом похоже на современную правительственную систему. Была создана эффективная система регионального управление, страна была разделена на округа, соответствовавшие прежним княжествам, во главе каждого стоял чиновник-губернатор имевший также функции судьи. Правовая система была подвергнуто письменной кодификации, что облегчало ее изучение и использование. Расширение государственных границ государства достигло первых естественных преград - нильских порогов и Синайского перешейка. То есть, как мы видим, Древний Египет был классическим государством древности, которое обладало всеми признаками государства сохраняющимися до нашего времени.

Падение Древнего царства связано с увеличением богатства и влияния региональных правителей. Они постепенно сосредотачивали в своих руках все большую власть, и в итоге, их сила значительно превышала возможности правителя государства. Централизованное государство прекратило свое существование и настала эпоха раздробленности, иначе называемая Первый переходный период продолжавшийся около 200 лет. Единство страны восстановила только IX династия, которая избрала новую столицу государства - город Фивы. Эпоха Среднего царства закончилась с вторжением кочевых племен гиксосов, которые захватили власть в Египте и правили им больше 100 лет. Второй Переходный период истории Египта нуждается в отдельном рассмотрении, тем более что с ним связана повышенная активность чужеземцев, которые получают все больше власти и влияния в стране. Но для нас сейчас важно то, что в итоге государственность была восстановлена, а Древний Египет после изгнания гиксосов достиг своего наибольшего могущества в правление XVIII, XIX и ХХ династий. Именно период до падения ХХ династии и будет нами рассмотрен с точки зрения антропологии.

Язык древних египтян является отдельной ветвью афразийской языковой семьи. Если оценивать его связь с другими языковыми семьями, то в рамках данной семьи - наиболее близок к семитским языкам (причины этой связи будут рассмотрены отдельно в следующей главе). Это один из древнейших языков мира, имевших письменность. Самые ранние письменные памятники на древнеегипетском языке относятся к концу IV тыс. до н. э., самые поздние - к V веку н. э. Письменность Древнего Египта - иероглифическая, сами египтяне называли свою письменность «письмо слова Бога». Научное изучение египетского языка начинается со второй четверти XIX века, после того как в 1822 году французскому исследователю Ф. Шампольону удалось расшифровать египетские иероглифы. Именно принадлежность египетского языка к афразийской семье позволяла долгое время строить гипотезы о создании древнеегипетской цивилизации негроидными народами. Но теперь очевидно, что использование египтянами афразийского языка связано скорее всего с тем, что создание древнеегипетского этноса происходило на основе возможного завоевания средиземноморцами некоторых (вероятно многочисленных) южных племен.

Антрополог К.С. Кун писал: «Безусловно, долина Нила самая лучшая в мире область для расового исследования людей древности. Более четырех тысяч скелетов египтян, охватывающих период около семи тысяч лет, были подвергнуты антропометрическим измерениям. Поэтому мы можем изучать изменение людей живших в изолированной долине Нила с высокой точностью. Ведь только в одном районе - области Верхнего Египта близ Абидоса и Фив, краниологический материал представлен шире, чем в любом другом месте мира[7]. Кроме того, с додинастического периода и до принятия ислама, египетские живописцы и скульпторы создавали реалистичные портреты своих современников и иностранцев, часто в цвете. В то же самое время, климат Нильской Долины, и искусство бальзамирования, сохранили неповрежденные волосы, кожу, и естественных и искусственных мумий, сохранившихся с додинастического периода. С этим изобилием фактов, мы почти столь же хорошо знакомы с расовыми особенностями древних египтян, как с такими же особенностями наших современников»[8].

Начиная рассмотрение антропологических характеристик древнейшего населения Египта необходимо, прежде всего, отметить важное значение Фаюмской культуры, которое заключалось в том, что она представлла развитую цивилизацию неолитических земледельцев, которые двигались на запад по берегу Северной Африки в Испанию. Оттуда они распространили неолитическую культуру до территории современной Швейцарии и Рейна. Находки этой культуры датированы с V тысячелетия до н.э. до IV тысячелетия до н.э. Фаюмцы - долихоцефалы и не имеют никаких признаков смешения с негроидной расой. Хотя К.С. Кун и относил фаюмцев к средиземноморской расе, но он сам отмечал, что их черепа гораздо крупнее, чем черепа египтян додинастического периода[9]. То есть предположить, что фаюмцы как минимум испытали сильное воздействие северных европеоидов древней кроманидной расы, что отразилось на размерах их черепов.

Бадарийская культура появилась, когда климат Египта стал значительно более сухим, чем это было во времена Тасийской культуры. Изменение климата способствовало тому, что во многих случаях погребений происходила естественная мумификация и кожа с волосами были сохранены естественным способом. Кожа бадарийцев была белой, а волосы черными или темно-коричневыми, чаще всего волнистыми. Бадарийцев исследователи относят к средиземноморской расе[10], отмечая в качестве особенности малые размеры этого народа, что свойственно средиземноморцам. При этом бадарийцы имели и ряд других отличий в частности прогнатизм[11], что могло бы связать их с негроидами, если бы не известные нам цвет кожи и форма волос. Близкие фенотипические признаки можно встретить у сомалийцев и дравидов - жителей южной Индии. В Европе, наиболее похожи на Бадарийский тип некоторые жители Сардинии. Это свидетельствует в пользу того, что средиземноморские предки бадарийцев смешивались с пришельцами (или покоренными народами) с Юга из района Голубого Нила, Судана и частично Сомали.

 

Рисунок 1. Дочь фараона Хеопса - Хетеп-Херес II.

 

В додинастический период[12] в Верхнем Египте внешность населения уже несколько изменилась, хотя египтяне и имели определенное сходство с бадарийцами, во многих отношениях, они сильно отличались от них. В этом мы убеждаемся по серии останков культуры Накада (Naquada)[13]. Рост египтян увеличился, лицо стало более широким, череп увеличился, носы стали более узкими, прогнатизм уменьшился, черепной индекс (краниальный индекс, CI)[14] стал больше достигая среднего значения 75, тогда как средний CI жителя Нижнего Египта 72. [15].

К.С. Кун описывает этот процесс так: «...с начала династических времен, приблизительно 3000 до н.э., до эпохи Птолеемев, многочисленные данные показывают превосходную картину изменения расового фенотипа в Египте демонстрируя взаимодействие этих двух типов (Верхнеегипетского и Нижнеегипетского). Расовая история Египта в ходе трех тысяч лет была постепенной заменой Верхнеегипетского расового типа, тем, что происходит из Нижнего Египта»[16]. Британский антрополог Г.М. Моран произвел обширное краниометрическое исследование египтян от захоронений фараонов до черпов простонародья. В результате он пришел к выводу, что большинство населения Египта принадлежало к Средиземноморской ветви белой расы[17].

То есть, очевидно, что люди бадарийского типа либо были вытеснены, либо смешались с людьми другого расового типа, вероятнее всего - фаюмского, так как именно он совпадает с бадарийской культурой по ареалу и времени обитания. Тем более нам известно, что уровень развития Фаюмской культуры был выше, чем уровень развития Бадарийской культуры. Этот факт еще раз доказывает то, что европеоидные признаки носителей древнейших цивилизаций имеют определенную связь с уровнем ее материального и культурного развития.

Таким образом, мы видим, что цивилизация Древнего Египта была создана при прямом участии североевропеоидных народов, а в целом население Древнего Египта относилось к большой белой расе. Весьма популярное у части историков, особенно американских, мнение, что египтяне произошли от африканских негров[18], можно считать несостоятельным и современной наукой оно не поддерживается[19]. Можно весьма четко представить картину влияния северных европейцев на Древний Египет. Североевропеоидное меньшинство, двигаясь по побережью Средиземного моря с территории своего первоначального расселения в степях от Северного Причерноморья до Урала, пришло на побережье Средиземного моря, и по пути дальше на Запад способствовало основанию древнеегипетской цивилизации. Более того, северное меньшинство на протяжении тысячелетий правило местным населением, принадлежащим к средиземноморской расе, так как стало его аристократией, движущей силой создания культуры, науки и искусства.

 

 

Рисунок 2. Фараон Рамсес II. 1279-1213 г. до н.э. Мумия и современная реконструкция.

 

Многочисленные изобразительные источники донесли до нас внешность светловолосой аристократии Древнего Египта. К.С. Кун отмечал тот факт, что египетский правящий класс заметно отличался от народной массы. В среде аристократии широко распространена долихоцефалия, нередки светлые волосы и глаза. Рассмотрим типичные примеры этого. Хетеп-Херес II, дочь фараона Хеопса, принадлежащая к IV династии, является древнейшим документально подтвержденным примером блондинизма в истории. У нее светлые волосы и белая кожа, именно такой она изображена на цветном барельефе в месте ее захоронения. Волосы Хетеп-Херес переданы художником желтым цветом с тонкими красными линиями. А поскольку известно, что египетская аристократия и тем более правящие семьи, заключали браки только в своей среде, то очевидно, что именно это позволило сохранить светлую пигментацию потомкам северян в окружении многочисленного населения южного типа.

У фараона Рамсеса II, принадлежавшего к XIX династии и жившего в XIII веке до н.э. были рыжие волосы, которые прекрасно сохранились на его мумии, что мы можем наблюдать и сегодня. Отец Рамсеса - Сети I также был блондином[20], а его внешность может быть классифицирована как североевропеоидная - нордическая. Еще один представитель XIX династии - Рамсес III, чье изображение дошло до нас, также является блондином. И Сети и Рамсес были великими завоевателями и полководцами древности, их активная деятельность создала великую Египетскую империю. Отметим, что североевропеоидные народы всегда отличались исключительно большой военной и завоевательной активностью, ставили военные заслуги и военную доблесть в центр своего внимания и культуры. Египет при рамсесидах представлял собой именно такое государство. Рамсесиды интересны нам еще и тем, что, судя по всему, их фамильным божеством был Сет - блондин египетского пантеона, столь похожий на своих почитателей Сети (имя прямо связанное с именем божества) и Рамсесов.

 

mhtml:file://D:\Antropology\Исследователи\March%20of%20Titans\Марш%20Титанов%20Глава%208%20Египет%20Нордическая%20Империя%20Пустыни%20(часть%202).mht!http://www.white-history.com/hwr8_files/39.jpeg

Рисунок 3. Мумия фараона Сети I и его прижизненное изображение.

 

mhtml:file://D:\Antropology\Исследователи\March%20of%20Titans\Марш%20Титанов%20Глава%208%20Египет%20Нордическая%20Империя%20Пустыни%20(часть%202).mht!http://www.white-history.com/hwr8_files/hor2.jpeg

Рисунок 4. Деревянная статуя фараона Хора, приблизительно 1783 - 1633 г.до н.э. Глаза инкрустированы цветным камнем и имеют сине-серый цвет.

 

Рамсес II прожил 87 лет, и в старости, как это естественно для европеоидов, он поседел. Профессор П.Ф. Сиккольди исследовавший мумию фараона, предположил, что красновато-желтый цвет волос образовался из-за того, что фараон красил седые волосы хной, тем более что многие египтяне окрашивали волосы, и эта особенность сохранялась бальзамировщиками при подготовке тела. Однако следы настоящего цвета волос оставались в их корнях. Экспертиза свидетельствует, что корни волос содержат естественные блондинные пигменты, и поэтому, в молодости Рамсес II был блондином. Анализ корней волос доказал, что цветные пигменты не были также свидетельством их изменений после смерти или бальзамирования, но действительно представляли естественный цвет волос фараона. Сиккольди также исследовал структуру волос, и пришел к выводу, что у Рамсеса были волнистые волосы и, наконец, исследователь заявил, что такое сочетание особенностей доказывают тот факт, что Рамсес обладал светлой кожей.

 

Рисунок 5. Рамзес III, цветное изображение в Храме в Карнаке.

 

В гробнице Хнумхотепа и Ньянххнум (период V династии) представлен раскрашенный барельеф, на котором мы видим мужа и жену, обоих хорошо видны светлые глаза и русые волосы. К этому же периоду относится скульптурный портрет верховного жреца Ранофера, отличительными признаками которого, также являются русые волосы и светлые глаза.

 

Рисунок 6. Хнумхотеп и Ньянххнум. Середина III тысячелетия до н.э.

 

Рисунок 7. Верховный жрец Ранофер, V династия.

 

Даже в позднейшее время, когда Египет уже клонился к упадку, представления о красоте у правящих кругов оставались прежними. Поэтому на барельефе XX династии в Дэйр-эль-Бахари мы видим изображения в блондинных париках.

 

Рисунок 8. Барельеф в Дэйр-эль-Бахари.

 

Но наибольший антропологический материал, дающий нам объективную картину о внешности древних египтян (конечно преимущественно происходящих из высших кругов государства) это мумии. Так в погребении египетского аристократа Туйя и его жены Юуйя, бывших родителями Тию - жены фараона Аменхотепа III обе мумии обладают хорошо сохранившимися золотыми волосами, а лицо мужчины к тому же имеет хорошо выраженные североевропеоидные черты, которые выражены у его супруги несколько меньше. Особенно хорошо заметны расовые признаки Туйя на черно-белой фотографии.

 

mhtml:file://D:\Antropology\Исследователи\March%20of%20Titans\Марш%20Титанов%20Глава%208%20Египет%20Нордическая%20Империя%20Пустыни%20(часть%202).mht!http://www.white-history.com/hwr8_files/yuya.jpg mhtml:file://D:\Antropology\Исследователи\March%20of%20Titans\Марш%20Титанов%20Глава%208%20Египет%20Нордическая%20Империя%20Пустыни%20(часть%202).mht!http://www.white-history.com/hwr8_files/thuya.jpg

Рисунок 9. Мумии Туйя и Юуйя. XV век до н.э.

 

Если мы изучим блондинные мумии древних египтян, то обнаружим среди них самые разнообразные расовые типы северной Европы. На рис. 10 мы видим редуцированую кроманидную форму подобную европейскому балтиду, рис. 11 показывает нам нордоидную человека с выраженной долихоцефалией, а рис. 12 и 13 изображают классические массивные кроманидные формы.

 

Рисунок 10. Блондинная мумия.

 

 

Рисунок 11. Блондинная мумия.

 

Рисунок 12. Царица Хатшепсут. Заметны светлые волосы и массивные черты лица характерные для кроманидов.

 

Рисунок 13. Мумия человека с выраженными характеристиками северного кроманида.

 

Мумия по имени «Джинджер» (Имбирь) хранящаяся в коллекции Британского музея. В настоящее время это - самая старая египетская мумия. Ее имя дано мумии за золотистый цвет волос. Тело «Джинджер» подверглось естественной мумификации в песке в условиях сухого пустынного климата. Датировка мумии около 3400 г. до н. э., найдена близ Фив. Помимо прочих признаков североевропеоидной расы можно заметить долихоцефальный череп.

 

 

Рисунок 13. Мумия «Джинджер», около 3400 г. до н.э.

 

Рисунок 14.

 

Но не только аристократия Египта принадлежала к северным расам. Немалая часть обычных египтян, долгое время сохраняла свой первоначальный расовый тип. Достаточно взглянуть на мумию храмовой певицы Асру (рисунок 15), которую можно легко принять за жительницу современной Европы. На рисунке 16, представляющем собой фреску с изображением сцен повседневной жизни можно заметить, что хотя среди египтян и попадаются темноволосые, но большая часть обладает светлыми длинными волосами. Это только один из множества примеров подлинных древнеегипетских рисунков, которые, к сожалению, часто искажаются или даже перерисовываются при современной публикации, для того, чтобы изображение отвечало уже сложившимся стереотипам древних египтян как представителей южной темнопигментированной расы.

 

 

Рисунок 15. Асру, храмовая певица. Мумия и современная реконструкция

 

 

Рисунок 16. Бытовые сцены Древнего Египта. Фреска.

 

Процесс расовой и этнической диффузии в Египте постепенно нарастал. Завоевания новых территорий приводили к тому, что завоеванные народы переселялись на египетскую землю. Активная торговля не только способствовала росту богатства, но и привлекала в Египет иноземцев, а постепенное ослабление государство и периоды безвластья, длившиеся порой целыми столетиями, привлекали в богатый Египет завоевателей и грабителей. Все это оказало существенное влияние на расовый состав Древнего Египта и о его изменениях, в итоге приведших к полному исчезновению египтян как этноса и утрате ими своих изначальных расовых признаков, мы будем говорить в следующей главе.

Автор: Михаил Диунов 

<hr/>

[1] 15-11 тыс. лет до н.э.

[2] 6000-4800 гг. до н.э.

[3] Отсутствие или незначительное выступание вперед лицевого отдела черепа

[4] Капсийская культура - культура С.-З. Африки. Мезолит. VIII-VII тыс. до н.э. Раковинные кучи, микролиты. Сменяет Оранскую культуру. Ок. 5000 г. до н.э. появляются керамика и домашние животные. Этот период (до II тыс. до н.э.) называют неолитом капсийской традиции.

 

Иберо-Маврская (Оранская) культура - культура С.-З. Африки (в основном Средиземноморское побережье). 12000 - 8000 г. до н.э. Пластины с притупленным краем, геометрические микролиты.

[5] См.: Coon С.S. Op. cit.

[6] Бадарийская культура (от города Аль Бадари) - культура Древнего Египта. Следует за Тасийской культурой. V тыс. до н.э.

[7] Morant G. M., Biometrika, vol. 17 1925

[8] Coon С.S., The Races of Europe, N.Y.C., 1939, Chapter IV: The Neolithic Invasions, Civilized Men in Egypt.

[9] Там же.

[10] См.: Coon С.S. Op. cit.

[11] Сильное выступание лицевого отдела черепа

[12] До 3000 г до н.э.

[13] Morant G. M., Op. cit.

[14] Числовой параметр, отражающий процентное соотношение поперечного диаметра черепа к продольному диаметру. В зависимости от его значения различают долихоцефалию (длинный череп), мезоцефалию (средний череп) и брахицефалию (короткий череп).

[15] См.: Coon С.S. Op. cit.

[16] Там же.

[17] Morant G. M., Op. cit.

[18] См.: Emery W.B., Archaic Egypt, 1961

[19] См.: Ламберг-Карловски К., Саблов Дж., Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика.

Берстед Д., Тураев Б., История Древнего Египта

[20] По данным Джоан Флетчер, консультатнта британского Фонда биоантропологии. См.: L. Parks, Ancient Egyptians Wore Wigs, Egypt Revealed, May 29, 2000

maxpark.com

Цивилизация Древнего Египта

    Египетская  цивилизация – одна из самых древних, возникшая приблизительно 5 тыс. лет  назад. Расположенная в долине многоводной  реки Нил, эта страна называлась древними египтянами «Земля Возлюбленная». Вся  территория делилась на «Черную землю» - плодородные почвы, «Красную землю», где лишь песок и камень, т.е. пустыню.

Общество  было иерархически организовано и делилось на несколько групп: на высшей ступени  стоял фараон – сын Солнца, на низшей ступени которого были крестьяне  и рабы-военнопленные.

    (5) В  Древнем Египте не было единой  религии, в каждом номе и  городе существовал собственный  пантеон богов. Постепенно из  всех богов стала выделяться  могущественная группа, состоящая  из 9 богов – «эннеада», которую египтяне называли Великой девяткой.

         Вскоре гелиопольская девятка стала почитаться во всем Египте, а разработанная жрецами версия о происхождении мира и человека была принята как «официальная». 

    (7) Вначале  был Хаос – Нун – бесконечное и пустое мировое пространство. Первым богом произошедшим из Нуна, был сама себя создавший Атум. После этого он приступил к миротворению.

    Вначале он выплюнул изо рта Шу, который стал богом ветра. Вслед за Шу появилась богиня воды – Тефнут. Так появилась первая пара олицетворявшая мужское и женское начала. После вступления в брак Тефнут и Шу у них родились дети – Геб и Нут – Земля и Небо.

    От  второй божественной пары родились новые  боги: Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Осирис был богом плодородия, так же как и его сестра и жена Исида. Сет был богом «чужих стран» и олицетворял злое начало. Младшая из детей Нефтида была «владычицей дома».

    (8) В культуре Древнего Египта заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу. Не было, наверное, в мире народа более серьезно относящегося к своей будущей смерти.

Смерть  понималась в древнем Египте как  переход к другой жизни, и потому рассматривалась как благо. Согласно представлениям египтян, человек состоял из телесной плоти, души (ба), двойника (ка), персонифицированной воли, имени, тени и светлого духа. Основными из них были ка и ба. Ка - это безгрешный двойник человека, вместилище чувств, проводник духа. Ему требовалось и особое поклонение после смерти тела, которое достигалось, в первую очередь, мумификацией. Начертанные на стенах и папирусах гробниц магические тексты позволяли ка выходить за пределы гробниц, а приношения еды и питья позволяли ему вести материальную жизнь. Ка передвигается в места на место подобно светящемуся призраку, общаясь с богами и людьми.

 Анубис, бог загробного мира, представленный здесь с головой шакала, бальзамирует мертвое тело, чтобы сохранить его, — обряд, необходимый для того, чтобы усопший мог вести загробную жизнь.

    (10) В этом кресте объединяются два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие. Также этот крест символизирует объединение женского и мужского божеств, Осириса и Исиды, а, таким образом, союз земного и небесного.

    В иероглифическом  письме этот знак ставили  со значением "жизнь", и он являлся частью слов "благосостояние" и "счастье".

(11) Книга  мертвых. «Книга мертвых», список магических формул, необходимых усопшему для благополучного преодоления опасностей, подстерегающих его на пути в царство Осириса. Вступая во вторую жизнь, покойный должен был пройти через процедуру суда трибунала, состоявшего из сорока двух богов загробного мира с Осирисом во главе. Суд этот проходил в зале Маат, богини истины и справедливости.

          Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с великим богом Ра. Здесь присутствует бог преисподней Осирис, а также 42 сверхъестественных существа, каждое из которых отвечал за особый грех. Умерший произносил речь, в которой он утверждал, что не совершал ни одного из этих грехов. Для того, чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, умерший называет имена всех 42 существ, и они не смогут ему противостоять.

          Затем боги Тот и Анубис взвешивают сердце умершего. Если человек совершил больше хороших дел — он попадает в загробный мир, если больше плохих, то его душу тут же съедает пожирательница душ. Здесь не играли роли общественное положение человека, его богатство, а только его дела. 

  • (13) Письменность В Египте благодаря хозяйственным требованиям система письменности сложилась уже к Раннему царству. Состав знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковыми, выражавшими один или более согласных. Звуковыми знаки становились, когда рисунок перестал передавать лишь смысл слова, но начал использоваться, как в ребусе, и для передачи самих входивших в это слово звуков. Хотя для каждого отдельного звука (согласного, так как гласные не выписывались) был выработан знак, на алфавитное письмо египтяне не перешли никогда.

    Литература. Древние египтяне считали литературу «откровением богов». Изобретателем письма и литературы был бог Тот, «который подает словеса и писание».Древнеегипетские литературные тексты так же как и другие виды искусства тесно связана с религией, храмами, заупокойным культом.

    (16) Зарождение и развитие астрономии в Древнем Египте в большей степени связаны  с практической необходимостью создания простейшего сельскохозяйственного календаря, отражавшего естественные природные циклы - разливы Нила, время  посева и сбора зерна, период засухи.

    С течением времени  в Египте сложились и одновременно существовали несколько систем летосчисления.  Все они базировались на наблюдении движения небесных светил, с одной стороны, и ключевых событиях в жизни египетского общества, - с другой, выполняя различные функции.

    (19) Математика. Практическая необходимость измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики.

    О высоком  уровне математических знаний можно  судить по содержанию двух сохранившихся  папирусов: Лондонского математического  папируса Ринд, содержащего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса, дающего ответы на 25 задач.

    (21) Медицина. По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации тел умерших, во время которой врачи могли наблюдать и изучать анатомию человека.

    (23) Музыка  и танцы. Египтяне очень любили музыку, танцы и песни. До наших дней дошли многочисленные песни, записанные на папирусах, различные музыкальные инструменты. А стены гробниц часто украшались изображениями танцоров, музыкантов и певцов.

    На  стенах египетских гробниц можно  найти изображения целых хоров  и оркестров, состоящих из групп  флейтистов, арфистов и певцов. В  обязанности этих музыкантов входило  исполнение плачевных песен с  инструментальным сопровождением при  траурных церемониях, участие в особых храмовых торжествах, и, кроме того, каждое утр о и каждый вечер  они должны были радовать сердца богов, воспевая их могущество.

    Арфы  сильно различались по размеру: среди  них встречались и совсем маленькие, и инструменты высотой с человека. Количество струн тоже было разным: от 4 до 20 и более.

           Флейта или свирель один из  древнейших музыкальных инструментов. Обычно она была сделана из  тростника или дерева.

           Бронзовые тарелки подчеркивали  ритм музыки резким металлическим  звуком 

    (25) Скульптура. Главный объект скульптуры – человек. В Древнем Египте скульптурными изображениями бога или фараона украшали погребальные камеры и храмы.

В статуи фараонов, которые  ставили в гробницах,   по мнению египтян переселялась душа умершего. Из поколения в поколение   скульптуры создавались по единым правилам - канонам.

    Скульпторы   изображали  фигуру так, как она , на их взгляд, лучше видна: ноги и головы – в профиль, туловище - в анфас. Глаз всегда  смотрел на зрителя. Главная фигура всегда была больше по своим размерам.

    Изобразительное искусство существовало в виде настенных росписей погребальных камер и рельефов, высеченных на стенах храмов. Росписи и рельефы должны были увековечить земную жизнь, поэтому основными сюжетами были разнообразные повседневные занятия.

    (30) Архитектура.  Погребения представляют собой несколько подземных помещений, сложенных из кирпича-сырца и использовавшихся для хранения пищи, оружия и других предметов, необходимых в загробной жизни.

    Для отправления разнообразных ритуалов и принесения жертв, над подземными склепами появляются надстройки. Подобные сооружения получили название «мастабы», что в переводе с арабского означает каменная скамья.

    Пирамиды  были строениями-усыпальницами, предназначенными не для простых смертных, а для  фараонов, считавшихся земными божествами. Люди верили, что после своей смерти фараон отправится на запад, в Страну мертвых, где он присоединится к  богам. В пирамиде остается лишь его  мумия и погребенные вместе с  нею изображения фантастических божеств. Каждая пирамида была построена  как усыпальница только одного фараона.

Самая древняя пирамида Египта построена  в Саккара, недалеко от Мемфиса, столицы Древнего царства, фараоном Джосером, основателем III династии

    Еще одна гробница, обладающая необычной  формой, принадлежала фараону Снофру. Его ромбовидная усыпальница является переходной формой от ступенчатых пирамид III династии к классическим пирамидам фараонов IV династии.

Самыми  известными являются пирамиды, построенные  в Гизе. Страбон назвал их одним из семи чудес света. Самой большой является пирамида сына и приемника Снофру фараона Хеопса. Она имеет в высоту 146,6 метров. Сравниться с этим сооружением уже не смогла ни одна гробница.

    • (35) Храмы в скалах. Позднее фараоны стали устраивать захоронения  в скалах. Памятниками царям становились расположенные рядом храмы.

    Заключение. Древний Египет прекратил свое существование, но его культура бессмертна, она  живет и по настоящий день. Она  оказала огромное влияние на развитие мировой культуры. Древнегреческий  философ Платон с полным основанием назвал Египет «матерью всех цивилизаций».

stud24.ru

Древнейшие цивилизации Египта: с чего всё начиналось

древнейшие цивилизации ЕгиптаУ многих, кто интересуется историей древности, нередко возникают вопросы - а что предшествовало тем или иным знаменитым цивилизациям, из чего они выросли, насколько глубоки в истории их корни? Имеется своя предыстория и у Древнего Египта - это так называемые древнейшие цивилизации Египта. Хотя на самом деле учёные считают, что это была одна и та же цивилизация, но на разных стадиях своего развития. Сам же термин используется для обозначения периода древнеегипетской истории до начала Раннего царства и первого объединения египетских земель в единое государства (это произошло примерно в 3120 году до нашей эры).

Цивилизации рождаются на реках

древнейшие цивилизации ЕгиптаЕщё одна условность в рассмотрении древнейших цивилизаций Египта заключается в обозначении данной территории. Дело в том, что название «Египет» имеет греческое происхождение (происхождение его достоверно так и не установлено), затем перешедшее к римлянам, а от них - во все европейские языки. Сами жители Древнего Египта так себя не называли, именуя свою страну по-разному, но чаще всего «Та-кемет», то есть «Чёрная земля». В этом исконном названии кроется разгадка характера египетской цивилизации начиная с момента её возникновения. К VIII тысячелетию до нашей эры, то есть к моменту окончания ледникового периода, в Северной Африке существенно изменился климат: он стал суше и располагавшиеся здесь ранее саванны стали быстро превращаться в пустыню.

 Единственным гигантским плодородным оазисом стала долина реки Нил. Дело в том, что Нил дважды в год выходит из берегов, что превращает прибрежные земли в плодородную полосу, которую не может одолеть пустыня. Заселившие в этот период данные земли люди первоначально занимались традиционным собирательством, охотой и рыболовством. Но с сокращением плодородных земель население перешло к земледелию, которое в тех условиях было возможно лишь при искусственном орошении, то есть строительстве сложной системы дамб, колодцев, оросительных каналов и тому подобного. Это потребовало особых взаимоотношений, системы организации труда и контроля, что и породило цивилизацию.

Таким образом, древнейшие цивилизации Египта это классический случай так называемой речной цивилизации, весьма распространённой в древности. Примечательно, что до сих пор ведутся дискуссии о происхождении древнеегипетского населения: большинство специалистов полагают, что оно образовалось в результате смешения различных этнических групп, пришедших сюда в поисках лучших условий для жизни как из различных регионов Африки (с юга и юго-востока), так и из Азии.

В додинастический период были свои династии

древнейшие цивилизации Египта Так как традиционно история цивилизации Древнего Египта разделена на династии (около тридцати династий, которые, в свою очередь, составляют несколько более крупных периодов, Царств), то для обозначения предшествующего этапа развития цивилизации на берегах Нила используется термин «додинастический период». Его хронологические границы определяют примерно как 5000-3120 годы до нашей эры. Главным же его содержанием является бурное развитие земледелия благодаря созданию ирригационных систем, отделение ремесла от сельского хозяйства и его усложнение, появление укреплённых городов и создание письменности.

Постепенно возникают всё более крупные государственные образования, которые в ходе военных столкновений захватывают друг друга, в результате чего образуются два основных государственных формирования Нижний (земли в районе дельты Нила) и Верхний Египет. Впрочем, название «додинастический» является весьма условным и не слишком объективным.

В настоящее время учёные установили, что и до окончательного объединения Египта существовали довольно могущественные династии, некоторые из которых, возможно, даже на короткое время объединяли страну под своей властью. Им придуман не слишком удачный термин «нулевые династии», чтобы указать, что они существовали до канонической первой династии Раннего царства. При этом выделяют «0 династию», которая считается группой непосредственно предшествовавших объединению страны правителей, неудачно пытавшихся самим стать фараонами всего Египта. Также говорят о «00 династиях», имея в виду правителей отдельных египетских областей, правивших ещё раньше. Правда, из-за отсутствия письменных памятников эта эпоха пока не имеет точной и подробной хронологии.

Александр Бабицкий

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru


Смотрите также